Темы проектов по русскому языку
5 класс.
Тайны названий домашних животных
Военная лексика в стихотворении М.Лермонтова «Бородино»
Диалектизмы в порести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Морфологические признаки частей речи
Местоимение: смысл названия
Из истории этикетных слов
12 месяцев(Этимология названий месяцев)
Нужно ли ставить точки над Ё?
У меня зазвонил телефон(Этика телефонного общения)
Ода русскому языку
Транскрипция в русском и английском языках, её роль.
Ударение в художественной литературе.
Использование антонимов в пословицах и поговорках
Осенние (зимние и др.) слова в лирике А.Пушкина
Этикетные слова
Все типы речи видим здесь…
Фразеологизмы со словом «рука»
История падежей
Грамматический род в растительном мире
Работа Л. Толстого над языком
Звукопись в лирике русских поэтов
6 класс
Словарь эпитетов
Как правильно говорить?
Наши друзья - словари.
Энциклопедия одного слова (значение, происхождение, однокоренные слова, синонимы, антонимы, сочетаемость, фразеологизмы, пословицы).
Занимательная омонимия. Чем она привлекает писателей?
Историзмы и архаизмы в сказках А.С. Пушкина.
Профессионализмы в речи моих родителей.
Старинные русские меры длины.
Интересная фразеология.
Фразеологизмы с названиями животных.
Буква Ё в русском языке.
Происхождение имен собственных.
Заимствованные слова в русском языке.
Старославянизмы в современном русском языке.
Правила составления и разгадывание ребусов.
Учимся писать письма.
7 класс.
О чём рассказывает этимология?
Что означает слово ЛОГОТИП?
Аббревиатуры в математике и других школьных предметах.
Эти старые слова…
Совпадают ли орфографические правила написания сложных слов в русском и английском языках?
Есть ли в английском языке пунктуационные знаки, которые употребляются по тем же правилам, что и в русском языке?
Виды связи предложений в тексте.
Музей одного слова.
Имеют ли значения предлоги?
Какие союзы употребляются в английском языке? Делятся ли они на разряды?
Частицы НЕ и НИ. Что общее и в чём различие?
Что вы знаете о языке животных? Чем он отличается от языка человека?
А как говорим мы? Орфоэпические нормы.
Основные способы образования слов.
Омонимы русского языка.
Фразеологизмы в нашей речи.
Языковые средства выразительности.
Фонетические средства выразительности.
Морфологические средства выразительности.
Лексические средства выразительности.
Синтаксические средства выразительности.
Союз в предложении и тексте.
Словари-наши помощники.
Словарь одного слова.
Занимательная ономастика.
Я и моё имя.
История моего города в названиях.
Лингвистическая сказка.
Кроссворд на лингвистическую тему.
Языковые вирусы.
Фразеологизмы в нашей жизни.
Лексика газетных заголовков.
Эволюция наречия.
Речевые ошибки в современных российских песнях.
8 класс.
Памятники Кириллу и Мефодию, воздвигнутые в Мурманске и Москве. Что их объединяет и чем различаются?
Роль запятой в передаче смысла предложения
В течение нескольких дней понаблюдайте за речью женщин и мужчин и проверьте правильность выводов о существовании некоторых различий в их речи. Как вам кажется, нужно ли учитывать эти особенности в общении? Обоснуйте свою точку зрения.
На основе школьных учебников по разным предметам установите, какую роль играет наглядность (схемы, таблицы, графики, рисунки и т.п.) в научном тексте. Сделайте вывод.
«Использование односоставных предложений в лирических произведениях А. С. Пушкина»
«Язык всем знаниям и всей природе ключ». (Г. Державин)
«Самые правила языка не изобретаются, а в нем уже существуют; надобно только открыть или показать оныя». (Н. Карамзин)
«Народ выражает себя в языке своем». (И. Срезневский)
«Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа». (И. Срезневский) «Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения тонких ощущений и оттенков мыслей». (В. Короленко)
«Словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их». (Л. Н. Толстой) «Синонимика – сфера бесконечных возможностей речевого творчества». (А. Ефимов)
«Как и язык в целом, синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств». (Р. Будагов)
«Слово наших предков»
«Языки каких народов оставили след на карте нашего края?»
«Что мы знаем о людях, чьи имена дали названия городов, деревень, улиц?»
«Исторический календарь топонима»
Давайте говорить друг другу комплименты!
Компьютерная лексика и сленг
Искусство просьбы
Практическая стилистика
Проживём без англицизмов?
Косил косой косой... Омонимы коварные и смешные
Удивительные омонимы
Здравствуй!
Нет слов? Одни эмоции!
Невербальные средства общения
Невербальные средства общения
Подготовьте компьютерную презентацию на тему «Употребление частиц». Покажите, как неверное употребление частиц искажает смысл.
9 класс.
Союз и союзное слово? (Способы разграничения, упражнения, тесты).
Простое или сложное? (Сложные случаи разграничения простых предложений с однородными сказуемыми и сложносочиненных предложений).
Синтаксическая синонимия сложноподчиненных и простых осложненных предложений.
Запятая в предложениях со словом КАК
Тире в сложносочиненном предложении.
Нужна ли запятая? В каких случаях не ставится запятая между частями ССП, между главной и придаточной частями СПП? Наличие/отсутствие запятой на стыке союзов (союзных слов) в сложном предложении.
Запятая, двоеточие или тире? (Знаки препинания в БСП).
Схемы бывают разные. (Сопоставление различных способов схематического изображения структуры сложного предложения).
История знаков препинания в русском языке.
Темы проектов по литературе
5 класс
Мифологический сюжет в изобразительном искусстве.
Пословицы, поговорки, загадки Вашего края.
Пушкин и книги.
Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Природа в произведениях русских поэтов XIX века.
Литературное путешествие по лермонтовским местам.
Лермонтов и книга
«Бородинская панорама» в произведениях изобразительного искусства.
Гоголь и Пушкин.
Славянские предания и легенды в повести Н.В. Гоголя. «Ночь перед Рождеством».
На родине Гоголя.
Рассказ «Муму» в изобразительном искусстве.
Толстой и Ясная Поляна.
Кавказ в русской живописи.
Сельская школа в XIX веке.
Врач Чехов и писатель Антоша Чехонте.
Книга в жизни Чехова.
«По чеховским местам (Мелихово)».
Сказ Бажова «Каменный цветок» и русская волшебная сказка.
Екатеринбург П.П. Бажова.
Экранизация произведений Носова в отечественной анимации.
6 класс.
Музеи Л. Н. Толстого.
Изображение степи в произведениях А. П. Чехова "Степь" и Н. В. Гоголя "Тарас Бульба".
Национальные особенности, отраженные в сказках " Снегурочка" братьев Гримм и " Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина.
Своеобразие раскрытия темы детства в произведениях русских и зарубежных писателей (произведения по желанию).
Русские поэты о празднике Рождества.
Отражение античной мифологии в произведениях живописи и (или) скульптуры.
Как связаны между собой планеты Солнечной системы, звезды, созвездия и античная мифология?
Почему предание о граде Китеже получило такую популярность в русской литературе?
Мифологический эпос вашего края.
Сборник "О сказках".
Образ Евпатия Коловрата в творчестве русских писателей 19 века.
Имя Михаила Ломоносова в названиях улиц и населенных пунктов.
Святочные гадания и баллада В. А. Жуковского " Светлана".
Лицей во времена А. Пушкина и в наши дни.
Поэзия А. С. Пушкина в музыке.
Судьба романа "Дубровский" А. С. Пушкина в иллюстрациях, кино, музыке.
Буклет "Русская усадьба 19 века".
Кавказ в жизни и творческой судьбе М. Ю. Лермонтова.
Гоголь и Пушкин.
" Тарас Бульба " Н. Гоголя и русский героический эпос.
Литературное путешествие по гоголевским местам.
Экранизация произведений Гоголя в отечественной анимации.
Книги о героическом прошлом Отчизны.
И. С. Тургенев в изобразительном искусстве.
7 класс.
Картины художников, посвящённые русским богатырям.
Подготовьте материал к выставке о М.В. Ломоносове, эпиграфом к которой можете взять слова А.С. Пушкина: «Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Судьба произведения Г.Р. Державина «Властителям и судиям».
Комедия Фонвизина «Недоросль» и комедия Мольера «Мещанин во дворянстве».
История стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву».
Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Анчар» и «Три пальмы» М.Ю. Лермонтова.
Правила и порядки проведения судного поединка в XVI веке. (По роману А.К. Толстого «Князь Серебряный» и М. Ю. Лермонтова «Песне про …купца Калашникова»
«На родине И.С.Тургенева»
«Левша» в изобразительном искусстве.
«Сказ Н.С.Лескова на театральной сцене».
Литературно-краеведческая экскурсия по чеховским местам.
Образы Николеньки из «Детства» Л.Н. Толстого и Алёши из «Детства» М. Горького.
Народные характеры в творчестве русских писателей XIX века.
Литературно-краеведческая экскурсия «Есенинское Константиново».
Романтизм в русской литературе и изобразительном искусстве начала XX века.
Изображение природы у Пришвина «Москва-река» и Паустовского «Мещёрская сторона».
Образы главных героев в поэме Мустая Карима «Бессмертие» и поэме Твардовского «Василий Тёркин».
Тема Родины, отчего дома, любимого края в произведениях XX века.
«Поэты XX века о России». Стихотворения, положенные на музыку.
Повесть-сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и повесть «Планета людей».
Образы-символы в повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Афоризмы в повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
23.Символика цвета в произведениях Гаршина.
24.Цветовая гамма в произведениях М.Ю. Лермонтова.
25.Образ Луны в произведениях И. Бунина.
Хронотоп в ранней лирике В. Маяковского.
Образы цветов в творчестве А. Пушкина.
28.Образ Солнца в лирике К. Бальмонта.
Женские образы в «Повести о Петре и Февронии» и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Одинокий будетлянин. По творчеству В. Хлебникова.
31.Поэтика цвета в духовном романе И.С. Шмелёва «Лето Господне».
«О, Русь моя…». По произведениям русских поэтов ХХ века.
Венок Есенину.
34.Слово о Солженицыне. Испытание судьбой «Архипелага…», изгнанием, возвращением
35.История гитары.
«Здравствуй, здравствуй, я вернулся». Памяти Ю. Визбора.
Притягательная сила русского народного костюма.
Зеркало отражения: исторические личности и литературные произведения. (По произведениям русских писателей и поэтов первой половины 19 века).
«Театр не мода, вечен всегда!» (По произведениям русских и зарубежных драматургов 19 века).
Богатыри земли Русской.
41.Мир, полный приключений. Они – рядом!
42.Две правды в «Песне про купца Калашникова».
43.Читая лирику С.Есенина…
44. Лирика М.Ю. Лермонтова.
8 класс.
Отношение к памяти Александра Невского в истории России.
Образ Александра Невского в русской литературе и кинематографе.
Русская сентиментальная повесть «Бедная Лиза» - европейская новелла второй половины XIX века.
Картины природы и их роль в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
В.А. Жуковский – один из ярких представителей русского романтизма.
В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.
Баллада – один из жанров романтической поэзии.
Пугачёвщина и Пучачёв на страницах «Капитанской дочки": восстание или бунт?
Нравы и быт дворян XVIII века в изображении А.С. Пушкина.
Образы-символы в романе Пушкина.
Роль эпиграфов в романе «Капитанская дочка".
Крылатые выражения и афоризмы на страницах «Капитанской дочки".
Дорогами Гринёва и Пугачёва (путешествие по страницам пушкинского романа и географическому атласу).
Лермонтов на Кавказе.
Купечество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
«Ревизор» на сцене и в кино.
Трагическое и комическое в пьесах Д.И. Фонвизина «Недоросль» и Н.В. Гоголя «Ревизор».
Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Судьба русской крестьянки (по произведениям Н.А. Некрасова).
Н.А. Некрасов в музыке.
«Снегурочка» А.Н. Островского и устное народное творчество.
Романтические традиции в «Снегурочке» А.Н. Островского.
История в рассказе «После бала» Л. Толстого.
Герои ранних рассказов М. Горького (на примере одного из произведений).
Произведения М. Горького в живописи и киноискусстве.
Маяковский - художник.
Маяковский и футуризм.
Художественные особенности поэзии В. Маяковского.
Русские писатели «первой волны» эмиграции.
Н. Тэффи и А. Аверченко.
«Маленький человек» в рассказах Н. Тэффи.
Виды комического в творчестве Н. Тэффи.
Подготовьте выставку «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Быт и нравы Вероны и Мантуи (по страницам пьесы Шекспира).
«Ромео и Джульетта» на театральной сцене и в кино.
Роман Сервантеса в изобразительном искусстве.
9 класс.
Сопоставление поэтических переводов «Слова…».
Создание словаря топонимов и лексического комментария к «Слову…».
Компьютерные презентации с привлечением исторического материала и произведений других видов искусства.
Исследование истории жанров литературы классицизма.
Создание аудиоспектакля (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
Создание словаря реалий крестьянского быта («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).
Компьютерные презентации с привлечением историко-краеведческого, искусствоведческого и литературного материала.
Сопоставление оригинала и перевода (баллады В.А. Жуковского).
Подготовка и запись лирического концерта.
Компьютерные презентации с привлечением историко-литературного и искусствоведческого материала.
Литературно-критический обзор раннего творчества А.С. Грибоедова. 13.Подготовка аудиоспектакля (комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»).
Подготовка теста-викторины и словаря-комментария по пьесе «Горе от ума».
Компьютерные презентации с привлечением историкокраеведческого, театроведческого и литературного материала.
Создание иллюстрированного путеводителя по произведению («Евгений Онегин»).
Работа над тестом-викториной, видеогидом, сценарием литературно-музыкальной композиции по произведениям А.С. Пушкина (по выбору).
Анализ исследование одного стихотворения.
Создание литературно-философс кого эссе, теста-викторины, видеогида, сценария литературно-музыкальной композиции по произведениям М.Ю. Лермонтова (по выбору).
Анализ-исследование одного стихотворения.
Компьютерные презентации с использованием историко-краеведческого, литературного, искусствоведческого и кинематографического материала.
Создание литературно-философского эссе, теста-викторины, аудиоспектакля, словаря крылатых выражений, киносценария по поэме «Мертвые души» (по выбору).
Компьютерные презентации с использованием историко-краеведческого, литературного и искусствоведческого материала.
В данном разделе для пятиклассников подобраны темы исследовательских работ и проектов по русскому языку для 5 класса школы, которые можно использовать для осуществления исследовательской и проектной деятельности школьников общеобразовательных учреждений.
Любые темы проектов по русскому языку для 5 класса по фгос можно рассмотреть в качестве потенциальной темы для проведения исследования, как индивидуального, так и группой учащихся. Главное - выбрать тему интересную для ребенка и соответствующую его уровню знаний и предпочтениям.
Зачастую при просмотре любой темы исследовательской работы по русскому языку для 5 класса по фгос приходят на ум более расширенные формулировки тем, с дополнениями указанными преподавателем.
Подробнее о цели и задачах исследования в следующих разделах:
При выборе темы проекта по русскому языку для 5 класса по фгос стоит учитывать интересы учащегося, его любимые занятия и направления, в которых он бы хотел развиваться. Любую тему проектной работы можно расширить, включив дополнительные задачи и практические задания (анкетирование, статистика, опыт и т.д.) для исследования.
Темы проектов по русскому языку для 5 классов
Темы проектов по русскому языку для учащихся 5 класса:
12 месяцев (этимология названий месяцев)
Альбом правил русского языка «Кто командует корнями?»
Беглые согласные
Военная лексика в стихотворении М. Лермонтова «Бородино»
Волшебные слова
Восклицательные предложения
Все типы речи видим здесь…
Второстепенные члены предложения
Глагол в русском языке в теме о кулинарии
Глагол в русском языке в теме о кулинарии.
Говорить правильно, красиво престижно!
Грамматический род в растительном мире
Грамотным быть - модно!
Диалектизмы в порести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Достойные внимания знаки препинания.
Зазываем на глагол
Заимствование иноязычных аффиксов и их продуктивность
Заимствованные слова в русском языке
Зачем нужны псевдонимы?
Звуки спорят: кто важнее?
Звукопись в лирике русских поэтов
Знаки препинания и их роль в письменной речи
Из истории этикетных слов
Изучение процессов образования названий животных как условие развития познавательного интереса школьников
Имена собственные учащихся 5 классов
Имя числительное как часть речи
Интересные способы словообразования
Использование антонимов в пословицах и поговорках
Исторические фразеологизмы и их роль в формировании культуры речи современного человека
История падежей
Какого роду, племени
Книга и электронный словарь. За и против.
Лексика русского языка нашего времени
Лингвистическая сказка о деепричастии
Лингвистическая сказка о приставках ПРИ- и ПРЕ-
Лингвистический анализ названий улиц
Лингвистический журнал «Парад букв русского алфавита»
Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
Местоимение: смысл названия
Мини-сборник пословиц "О дружбе".
Мини-сборник пословиц "О Родине".
Мини-сборник пословиц "О семье".
Монограммы в современном русском языке
Морфологические признаки частей речи
Напиши мне письмо...
Наши домашние питомцы и русская фразеология
Нужно ли ставить точки над Ё?
Ода русскому языку
Омонимы в русском языке
Орфоэпия.
Осенние (зимние и др.) слова в лирике А. Пушкина
Основы телекоммуникационного этикета.
Откуда есть пошла грамота на Руси
Поверь, не так и сложное предложение сложное
Познавательная игра по Лексике
Портрет одного слова «Конь»
Пословица недаром молвится.
Предложения с обращением
Приставки, которые ходят парами
Происхождение русского языка и первые орфограммы.
Путешествие в страну "Синтаксис"
Работа Л. Толстого над языком
Разделительный ь и ъ
Разминка по русскому языку
Речевой этикет в разных профессиях
Роль системы знаков в современной жизни
Сборник сочинений нашего класса о животных
Сборник стихов и рассказов о животных
Славянские азбуки, их происхождение и взаимосвязь.
Слова-паразиты, языковые вирусы
Слова-пустышки
Словарь весёлых слов
Словарь запахов
Словарь футболиста
Словарь цветов
Слова-символы в русском языке
Слово «тунеядец» в контексте русского языка
Создание портрета слова
Способы выражения грамматической связи в словосочетании
Тайны названий домашних животных
Тематические группы наименования конфет русского происхождения
Типы речевых ошибок школьников
Тире между подлежащим и сказуемым
Транскрипция в русском и английском языках, её роль.
У меня зазвонил телефон (этика телефонного общения)
Ударение в художественной литературе.
Утерянные буквы русского алфавита.
Фразеологизмы со словом «рука»
Фразеологические обороты в русском языке
Что связывает конфеты и уроки русского языка?
Энциклопедия одного слова
Энциклопедия слова "Ванна"
Энциклопедия слова "Мороз".
Этикетные слова
Этикетные слова моей семьи
Языковой портрет ученика нашей школы.
Языковой портрет учащегося нашей гимназии.
Как известно, в системе современной русской пунктуации десять знаков препинания:КАК ИЗВЕСТНО, В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ
РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ
ДЕСЯТЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ:
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
точка [.]
запятая [,]
точка с запятой [;]
многоточие […]
двоеточие [:]
вопросительный знак
[?]
восклицательный
знак [!]
тире [-]
скобки [() или ]
кавычки [« » или " "]
Точка
ТОЧКАВсех главней, конечно, точка.
Без неё ведь никуда.
Ей заканчивают строчку,
Она в тексте есть всегда.
Точка - отмечает конец предложения и тем
самым служит для членения текста
Запятая
ЗАПЯТАЯЧуть пореже запятая.
И она порой нужна,
Так как в знаках препинанья
Очень важная она.
Запятая, всем известно,
Может миловать, казнить.
Смысл речи её место
Может сильно изменить.
Запятая - употребляемый для выделения и
отделения друг от друга составных частей простого и
сложного предложений
Восклицательный знак
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКДрузья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны!!!
Восклицательный знак - выполняет интонационную
и отделительную функции
Вопросительный знак
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАКРазные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего?
О ком?
Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем?
Вот какой я мастак –
Вопросительный знак.
Вопросительный знак - ставится обычно в конце
предложения для выражения вопроса или сомнения
Многоточие
МНОГОТОЧИЕРядом три
Сестрички-точки,
Значит, нет конца
У строчки.
Многоточие - употребляется для обозначения
перерыва в речи (при незаконченности высказывания
или при паузах внутри него)
Точка с запятой
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙТочка с запятой ставится:
между частями сложного бессоюзного предложения,
если эти части распространены и слабо связаны по
смыслу (С окраины росли берёзы, осины, липы, клёны,
дубы; потом они стали реже попадаться, сплошной
стеной надвинулся густой ельник; далее закраснели
густые стволы осинника, а там опять потянулся
смешанный лес);
между частями сложносочинённого предложения,
если эти части распространены или имеют внутри
себя запятые (Почти каждый вечер попозже они уезжали
куда-нибудь за город, в Ореаду или на водопад; и прогулка
удавалась, впечатления неизменного всякий раз были
прекрасны, величавы).
ДВОЕТОЧИЕ
Двоеточие ставится:после обобщающего слова перед однородными членами
(На лугу росли цветы: ромашки, лютики, колокольчики);
между простыми предложениями в сложном бессоюзном
предложении, если второе предложение разъясняет или
дополняет первое (Что-то зачернело впереди: то был Пегас);
если второе предложение указывает причину того, о чем
говорится в первом (Любите книгу: оно поможет
разобраться вам в путанице мысли);
после слов автора перед прямой речью (Отец сказал: "Я
подумаю об этом").
употребляемый для указания на то, что часть текста после
него связана причинными, пояснительными смысловыми
отношениями с частью текста перед ним
10. Тире
ТИРЕВ начале предложения тире ставится:
при передаче диалога, если его реплики начинаются с
абзаца:
– Михаил приедет сегодня?
– Приедет.
при передаче прямой речи, если после слов прямая
речь начинается с абзаца:
Отец сказал:
– Это замечательно!
11. Тире
ТИРЕТире ставится внутри простого предложения:
между подлежащим и сказуемым при отсутствии
связки (Доброе начало – половина дела. Жить –
Родине служить. Большое искусство – уметь
ждать. Дважды два – четыре);
перед
распространённым
приложением,
находящимся в конце предложения (Зашла соседка –
Катина бабушка);
после однородных членов перед обобщающим
словом (Красный, розовый, оранжевый – эти цвета
были её любимыми);
в неполном предложении (Маша приехала из Тулы,
Катя – из Саратова).
12. Тире
ТИРЕТире ставится внутри сложного бессоюзного
предложения:
при быстрой смене событий (Проснулся – пять
станций убежало назад);
при противопоставлении (На соседней улице дождь –
у нас солнце);
при
временных,
условных,
следственных,
сопоставительных
отношениях
между
предложениями (Песня кончилась – раздались
аплодисменты. Волков бояться – в лес не ходить.
Дождь льёт с утра – выйти невозможно. Молвит
слово – соловей поёт).
13. Скобки
СКОБКИВ скобки могут заключаться:
вводные (вставные) предложения (В жаркое
летнее утро (это было в середине июля)
меня разбудили раньше обычного);
пояснительные слова (Вчера (26 сентября) был
выходной).
употребляются для выделения слов, частей предложения или
предложений, содержащих дополнительные сведения и
пояснения к основной части текста
14. Кавычки
КАВЫЧКИКавычками выделяются:
слова малоупотребительные, на которые автор хочет обратить
внимание (Петушков "стрепенулся", а солдат вытянулся,
пожелал ему "здравья" и вручил ему большой пакет…);
слова, сказанные иронически (А новый "родственник"
оказался просто проходимцем); слова из чужого текста,
цитаты (Он сказал про себя "подумаешь!" и пошёл
дальше); слова, употреблённые в условном значении (Завоевать
"золото",
разделить
"серебро",
ограничиться
"бронзой");
названия литературных произведений (роман "Война и
мир"); газет (газета "Комсомольская правда"); журналов
(журнал "Новый мир"); музыкальных произведений (балет
"Лебединое озеро"); картин (картина "Утро в сосновом
бору"); фабрик (фабрика "Женская мода"); орденов и медалей
(орден "За военные заслуги"); марок машин (автомобиль
"Волга"); кондитерских изделий (конфеты "Василёк"); сортов
растений (георгин "Светлана")
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Чунский
Проект
«Как рождаются слова в русском языке»
Выполнил : Рукосуев Сергей, ученик 5 «б» класса
Предмет : русский язык
Руководитель: Твердохлеб Галина Михайловна,
учитель русского языка и литературы.
Р.п. Чунский
2017г
Обоснование проблемы:
Каждый человек должен знать свой язык. Понимать, как происходят изменения в языке. Интересоваться, каким образом строятся определённые правила. А много ли знаю я?
Актуальность проблемы:
В нашей школе много хороших, достойных учеников. Но ещё никто не набрал в экзаменах наивысшего 100-бального результата. Даже одна тема из всего русского языка может способствовать совершенствованию знаний. Изучать русский язык актуально, это поможет быть успешным в жизни.
Гипотеза:
Я предполагаю, что
новые слова появляются
вместе с новыми предметами,
а ещё слова растут
или
видоизменяются
благодаря словообразующим морфемам.
Цели:
1. Рассмотреть условия появления новых слов.
2. Расширить познания в теме «Словообразование».
3. Познакомиться со словообразовательными морфемами.
4. Вызывать интерес к родному языку у сверстников.
План.
1. Введение (Тот любит свой язык, кто знает).
2. О происхождении слов в истории языка (исконно-русские и заимствованные; устаревшие и возникающие).
3. Способы словообразования.
4. Корень как ключевая смысловая часть.
5. Словообразующие морфемы и формообразующие.
6. Что знают об образовании слов мои одноклассники.
7. Заключение.
«Перед вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…»
Н. Гоголь
Мы знаем и любим родной язык. А знаем ли? Часто говорят о том, что мы плохо знаем свой родной язык. Вот уже два или три года всей страной пишут диктанты (тотальный диктант, который проходит одновременно в десятках городов России и даже мира). И не для оценки, а чтобы самим понять, как каждый из нас знает язык. Тот язык, на котором говорили многие великие люди: поэты и писатели, учёные, путешественники, космонавты, герои и просто наши предки. Говорили, ценили, любили и берегли!
Выполняя данный проект, мне захотелось узнать, как появляются слова в речи. Просто ли придумали называние предмета? Или есть какие-то особенности строения слов.
Откуда берутся новые слова?
А знают ли это мои одноклассники?
Читая соответствующие книги, я узнал, что есть
исконно-русские слова
и слова, заимствованные у других народов.
Из истории мы знаем, что государства торговали друг с другом, взаимодействовали. Таким образом, и предметы, прибывавшие из другого народа, приходили вместе с названием. Так появились в русском языке слова: c ундук, кушак, казна (от тюркских народов);
пурга, пельмени, сани (от северных народов), от них же почти все названия слов, связанных с рыбным промыслом;
Германского происхождения являются слова князь, котёл, меч, холм, свинья и другие.
Больше всего пришло в русский язык слов греческих: названия многих овощей и фруктов (вишня, огурец, свёкла), другие предметы быта, одежды (баня, кукла, скамья, фонарь, лента).
Обогащали русский словарь и латинские слова (студент, экзамен, автор, лектор), и французские (пальто, жакет, мебель, бульон) и других народов.
Слова, оказывается, как люди, живут и умирают, т.е. выходят из употребления. Этот процесс называется архаизация. Слова как бы уходят в архив, называются устаревшими.
А появляются новые слова, которые называют неологизмами . Появляются они благодаря человеческому прогрессу.
В 5 классе мы познакомились со способами словообразования:
Приставочный способ
Суффиксальный способ
Приставочно - суффиксальный способ
Сложение
Меня заинтересовала эта тема. Мне захотелось узнать больше. Ведь, если это способы словообразования, значит, они помогают рождать новые слова.
Я задался вопросами :
1. Какую роль в словообразовании играют приставка и суффикс?
2. Можно ли образовать новые слова из частей разных слов?
Словообразование – один из самых интересных разделов науки о языке. Как образуются слова, как они устроены, на какие смысловые части делятся – всеми этими вопросами и занимается словообразование. Вы, конечно же, изучали словообразование на уроках русского языка в школе и имеете представление о значимых частях слова (морфемах), умеете отличать суффикс от приставки и корень от окончания.
Понаблюдаем за словом в стихотворении «Сказочка»
Сказочка
В чистом поле, в белом полеБыло все белым-бело ,
Потому что это поле
Белым снегом замело.
И стоял в том белом поле
Белоснежно
-белый дом,
С белой крышей, с белой дверью,
С
беломраморным
крыльцом.
Потолок был белый-белый,
Белизною
пол блистал,
Было много белых лестниц,
Белых комнат, белых зал.
И в
белейшем
в мире зале
Спал без горя и забот,
Спал на белом одеяле
Совершенно черный кот.
(Б.Заходер)
Шесть слов: белый, белым-бело, белоснежный, беломраморный, белизна, белейшем образованы по –разному и каждое слово имеет своё значение. При этом, корень везде сохраняется и лексическое значение белого цвета – тоже.
Белый – просто цвет
Белым-бело – ничего, кроме белого
Белоснежный – ослепительной белизны и чистоты
Беломраморный – белый, но матовый
Белейший – наивысшая точка белого
Если говорить про корень слова, он в каждом слове несёт в себе основной смысл. А что же меняет значение слов?
А значение слов меняют словообразующие морфемы . Теперь я знаю, что морфемы бывают
словообразующие и формообразующие
Формо образующие не образуют новых слов, а только меняют форму слова. Чаще всего это окончания
Кот- коты- коту- котам- котом- кота- котов
Окончание лишь указывает на число предметов или изменяет его по падежам. Само же слово не меняет лексического значения.
Формообразующим является и суффикс –Л – у глаголов. Он только указывает на прошедшее время того же глагола: стоять- стоял. Значение слова такой суффикс не меняет.
Но есть слово образующие морфемы (приставки и суффиксы).
Приставки образуют новые значения слов:
влететь, вселиться, вбросить , внестивы-
указывает на движение изнутри: выбегать, выбрасывать, выкопать
до-
указывает на завершение действия, его конец: дочитать, доплыть, доехать
за-
нахождение по ту сторону, позади: задворки, заречье,
указывает на начало действия: запеть, заплакать, засмеяться
на-
положение на поверхности предмета:
наконечник, наручник, наушник
направленность действия на что-нибудь
: наклеить, нашить, набросить
над-
обозначает что-л. поверх чего-л.: надбровье, надстройка
пере-
то, что может быть соединительным звеном: перелесок, перемычка, переносица, переписка,
по-
расположение на поверхности и в пределах чего-л.: побережье,
или начало действия: понёс, побежал, подал
под-
расположение чего-то ниже предмета или вблизи предмета: подбородок, подножье, подоконник
пред-
расположение впереди чего-л. или предшествование чему-то: предбанник, предгорье, предмостье
пре-
Преувеличение, или равно значению пере-: прекрасный,
пресечь, прервать
при-
Неполнота действия, приближение, присоединение чего-то: пришёл, пришить, прибить
Суффиксы тоже образуют новые значения слов:
У СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
И другие суффиксы существительных.
У ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
-ив-прилагательные со значением: постоянного свойства, качества, склонности к чему-нибудь, обладания каким-нибудь качеством в большой степени (ленивый, лживый, красивый, игривый)
Ий
охотничий
Ин-
гусиный, дядин
Ист-
серебристый, бархатистый
И другие суффиксы прилагательных.
У ГЛАГОЛОВ
И некоторые другие суффиксы глаголов.Я рассмотрел только некоторые части речи. Мы ещё будем узнавать новые части речи и узнавать значение их суффиксов.
А что знают мои одноклассники об образовании слов?
Я решил провести небольшой опрос:
1. Какие способы образования слов в русском языке знаешь?
* все 4 способа (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный и сложение) назвали 8 из 12 (66,6%)
*приставочный и суффиксальный помнят 9 из 12 (75%)
2. Какая морфема для слов является ключевой?
* корень слова назвали 12 из12 опрошенных (100%)
3. Что объединяет слова в родственные группы?
* корень является общей частью родственных слов – 7 из 12 (58,3%)
4. Умеешь отличать родственные слова от того же слова, претерпевшего изменения?
* умеют находить родственные, потому что они имеют хоть чуть-чуть, но другое значение – 7 из 12 (58,3%)
*затрудняются, потому что изменённое слово тоже могут считать родственным – 5 из 12 (41,6%)
5. Почему способ образования слов называют суффиксальным или приставочным?
*Ответили все 12 правильно- (100%)
6. Какие морфемы можно назвать словообразовательными?
* Те, которые образуют слова – 8 человек из 12 (66,6%)
* Новые слова образуют приставки или суффиксы – 4 человека из 12 (33,3%)
7. Любишь ли ты русский язык?
*Любят, ответили 5 человек из 12 (41,6%)
А что помнят взрослые из словообразования в русском языке и вообще из предмета.
Я решил провести небольшой опрос среди своих знакомых.
Вот какие вопросы я задавал взрослым:
1. Любили ли Вы в школе уроки русского языка?
* Да, ответили 6 человек из 6 опрошенных - 100%
2. Где пригодились Вам знания русского языка?
* В жизни, при написании различных деловых бумаг – 3 человека
* Помогаю выполнять уроки своим детям – 2 человека
* Не боюсь заполнять любые документы – 5 человек
* Успешно поступила в институт – 1 человек
3. А помните ли, какие бывают части слов?
* приставка, корень, суффикс, окончание – 6 человек из 6 опрошенных
4. А какую роль выполняют, по –вашему, суффиксы и приставки?
* Изменяют слова – 2 человека из 6
*Изменяют значения слов – 4 человека из 6
5. Что хотелось бы вам пожелать ученикам 5 класса в плане успешного изучения предмета?
« Стараться учиться хорошо, чтобы дальнейшая жизнь была лучше»
«Учение – свет! Надо учиться. Стараться. Мы в детстве не всегда это слушаем, а потом сожалеем»
«Не терять времени зря- учиться, стараться, стремиться к лучшей жизни»
«Всегда выполнять уроки, чтоб не отставать и успешно учиться»
Выполняя данный проект, я пришёл к выводу, что в русском языке еще многое для меня неизвестно. Немало нового предстоит ещё узнать и моим одноклассникам.
Но кое в чём я смог убедиться: слова действительно рождаются с появлением новых предметов и научно-технического прогресса, а также благодаря словообразующим морфемам.
Значит, выдвинутая мною гипотеза верна. И исследуя тему, я достиг целей:
1. Рассмотрел условия появления новых слов.
2. Расширил познания в теме «Словообразование».
3. Познакомился со словообразовательными морфемами.
4. Постарался вызвать интерес к изучению родного языка у сверстников.
Используемая литература:
1. Д.Э. Розенталь «Современный русский язык»
2. Д.Э. Розенталь «Справочник по правописанию и литературной правке»
3. Д.Э. Розенталь «Практический русский язык»
4. Т.В. Шклярова «Русский язык в практических упражнениях»
5. В.М. Бурмако «Русский язык в рисунках»
6.А.Н. Штоль «Словообразование»
7. Интернет-ресурсы
Муниципальное образовательное учреждение
Дьяконовская средняя общеобразовательная школа
ПРОЕКТ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОДНОГО
СЛОВА
Выполнили:
учащиеся 6 класса
МОУ Дьяконовской сош
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Плотникова Антонина Михайловна
х.Дьяконовский 2-й
Тип проекта : межпредметный (русский язык, литература, информатика, изобразительное искусство)
Планируемый результат : презентация детских творческих исследовательских работ (семейных книг, напечатанных с помощью компьютера)
Цель проекта :
привить любовь к русскому языку и интерес к его изучению;
научить чувствовать слово, думать над ним, искать в слове истинный смысл.
Задачи :
Вдохновить учеников на создание собственного произведения с помощью этимологических поисков, речеведческих наблюдений;
- способствовать сплочению, единению семьи;
Формировать читательскую культуру и умение самостоятельно работать с дополнительной литературой: справочной и художественной;
- развивать речь и творческие способности учеников;
- воспитывать любознательность, чуткость к красоте и выразительности русской речи;
- расширять жизненные познания, совершенствовать навыки исследовательской деятельности;
- научить работать с компьютером на этапе оформления собранного материала.
I ЭТАП
Разработка проектного задания.
Выбор темы
Большинству ребят трудно выбрать тему, чтобы загорелись проектной идеей. Учитель объясняет детям полезность и ценность такого рода научной деятельности для самих учащихся и их родителям на родительском собрании. Уже на первом этапе определяем, какой общественно значимый продукт станет результатом работы проектантов. Родители должны знать, что учитель – научный консультант, который призван заложить алгоритм исследовательской деятельности. Сразу определяем сроки выполнения проекта.
Сегодня для 288 миллионов человек русский язык – родной. По частоте употребления он четвёртый в мире и один из рабочих языков ООН.
Родной русский язык – язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, весёлых и грустных, добрых и злых. Лев Толстой говорил: «Слово – великое дело».
Многие подростки увлечены боевиками, фантастикой, детективами, что порождает агрессивность, жестокость, грубость, ребята зачастую говорят на сленге. Как детям защитить себя от жестокости и равнодушия?
Очень важно научиться наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, научиться правильно слушать, говорить, сочинять, писать. Самый верный путь к слову – это обогащение словарного запаса. С этой целью был разработан и реализован проект «Энциклопедия одного слова».
Явные проблемы современного общества – дефицит совести, дефицит живого общения, в том числе и дефицит общения родителей и детей.
Так как 2008 год – год семьи , то мы решили приобщить к нашей работе и родителей.
Партнёрами проекта стали родители, а также учитель и библиотекарь.
Работу ребята выполняли совместно со взрослыми. Ведь ещё Лев Выгодский говорил: « В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решать более трудные задачи, чем самостоятельно».
Выделение подтем в теме проекта.
Каждый шестиклассник выбрал для изучения одно слово:
Землянская Люба – слово РАДОСТЬ ;
Костомаров Алёша – слово ДОРОГА ;
Лепилина Оля – слово ЧЕЛОВЕК ;
Михеев Иван – слово СЕРДЦЕ ;
Самсонов Сергей – слово МАМА ;
Селезнёва Оля – слово РОДИНА ;
Сёмина Люба – слово СОВЕСТЬ .
Учитель вручил каждому ученику маршрутный лист (план-схему), где были указаны шаги к достижению цели, после этого ребята начали работать индивидуально, хотя каждый помогал товарищам, если во время своих поисков встречал материал к другим предложенным словам.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
ПЕРЕД ПОХОДОМ В НЕЗНАЕМОЕ
II ЭТАП
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
На этом этапе учитель, консультирует, координирует поисковую деятельность.
Подготовка материала
Вместе с родителями дети посещали сельскую, городскую и школьную библиотеки, работали с дополнительной литературой: справочной, художественной.
С учителем работали в кабинете информатики: печатали собранные материалы. Поначалу это было сложно, работа шла медленно, никто не умел набирать и форматировать тексты. Выходили в интернет с целью сбора информационного материала по выбранному слову.
Дети работали с толковыми, фразеологическими, этимологическими, словообразовательными словарями, словарями синонимов, антонимов и другими видами словарей. Исследуя, находили и записывали историю происхождения слова, его строение и значение, слова-родственники, слова-синонимы, слова-антонимы, фразеологические обороты с ними. Юные исследователи наблюдали, как их слово живёт в русском фольклоре (в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках, притчах, легендах, сказках, песнях), в названиях произведений литературы, картин художников.
Кроме всего ребята должны были проявить себя в речевом творчестве, так как слово живёт в их речи. Каждый из них сочинил собственное стихотворение, рассказ или сказку.
И ещё один вид деятельности – жизнь слова в иллюстрациях, в рисунках, ребусах.
III ЭТАП
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Ребята изучали жизнь своего слова на сайте СЛОВАРИ в интернете, сравнивали с результатами своих находок при работе со словарями. Именно на этом этапе ребята находили для себя совершенно новую информацию, они открывали для себя целый новый мир в интересующем их направлении.
Возникло новое желание: составить кроссворд со своим словом. Корректировали свои наработки, ранжировали, выделяли главное.
Вся собранная информация нашла своё отражение в книгах, которые ребята оформляли с помощью родителей и учителя. Помогали нам также учителя-предметники: учитель информатики, учитель рисования.
IV ЭТАП
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Учитель организует презентацию проекта «Энциклопедия одного слова», разработанного учащимися.
На презентацию пригласили родителей, учителей, учащихся школы. В непринуждённой обстановке родного класса у проектантов появилась возможность получить опыт публичного выступления, проверить глубину своих знаний. Ребята рассказывали о своём вкладе в работу, зачитывают свои сообщения-отчёты, делись впечатлениями, выслушивали критические замечания.
Ребята доказывают актуальность собственного видения жизни выбранного слова, последовательность, полноту и глубину проведённого анализа с точки зрения заявленных целей и задач. На данном этапе формируется навыки конструктивного отношения к критике, умение слушать и слышать, вести дискуссию.
V ЭТАП
П
роект продолжался полгода. Была проделана большая кропотливая работа. С интересом ребята «копались» в словарях, сочиняли, рисовали, знакомились с репродукциями картин. Это был их первый проект, который вызвал гамму чувств: радость, гордость, волнение, желание познавать новое. Некоторые ребята выполняли его со «скрипом», но когда стал виден результат, то всем понравилось быть компетентными специалистами в области создания проектов.