Храм-часовня иверской иконы божией матери в сивцевом вражке. Воскресенские ворота

Иверская часовня (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Краснодарский край
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

На западной окраине города Горячий Ключ у подножья Абадзехской горы ютится маленькая православная часовенка - часовня в честь Иверской иконы Божьей Матери. Раньше на ее месте бил целебный родник, который в народе называли Иверским. Воды в нем были железистые, насыщенные минералами и полезными микроэлементами. Благами живого источника пользовались не только местные жители, но и многочисленные паломники, стремившиеся сюда из всех окрестностей. Кое-где в горячеключевских архивах еще сохранились свидетельства о небывалой красоте источника. Родник венчали врата с иконой Иверской Божьей Матери, а подход к ним состоял из череды массивных каменных ступеней. Однако же в 20-х гг. 19 века в результате грунтового сдвига Иверский источник иссяк. В память о нем остались лишь чаша-раковина и часовня.

Каждую пятницу перед образом Иверской Божьей Матери совершается торжественная утренняя служба.

Иверская часовня, или, как правильно ее называть, часовня в честь Иверской иконы Божьей Матери, представляет собой небольшую изящную конструкцию, словно бы вшитую в горный склон. Вход в часовню украшает высокая арка, а свод завершается скромным куполом, выполненным в христианских традициях. Внутри часовни, в центральной ее нише собственно и хранится сама икона Иверской Божьей Матери, а по бокам от нее - лики мессии и святых. Главная икона написана художницей Н. Рыжиковой по специальному заказу. Каждую пятницу перед образом Иверской Божьей Матери совершается торжественная утренняя служба.

Среди всех достопримечательностей Горячего Ключа часовня в честь Иверской иконы Божьей Матери носит исключительный характер. Ведь история курорта, собственно, и началась с освящения Псекупских минеральных источников. Водосвятная церемония происходила у подножья Абадзехской горы, у места выхода минеральных источников на поверхность, в присутствии знатных особ и наказного атамана Кубанского казачьего войска. Ныне это место называется Минеральной поляной, именно здесь нашла приют Иверская часовня.

На землях, где ныне расположен Горячий Ключ, к Иверской иконе издавна относились с особым трепетом и почтением. Считалось, что она обладает животворящей силой и способна излечивать болезни.

Рядом с Иверской часовней находится масса интересных мест. Например, Минеральную поляну венчает единственный в мире памятник «живой воде». Обелиск высится прямо у «созвездия источников» и как бы олицетворяет собой дань уважения к псекупским минеральным водам. Также неподалеку от часовни находится вход в Дантово ущелье - самый популярный прогулочный маршрут в городе и место невероятной красоты. А из Дантова ущелья можно выйти к скале Петушок и старинной крепости Псыфабэ.

Часовня, как и многие достопримечательности Горячего Ключа, расположена на западной окраине города. Если ехать сюда автомобилем, то главным ориентиром на трассе будет ресторан «Старый замок». Около него необходимо пересечь реку по пешеходному мосту и преодолеть Дантово ущелье. В случае поездки общественным транспортом спрашивайте остановку «Санаторий» - это конечная станция большинства городских маршрутов.

Красная площадь в Москве - это своего рода «нулевой километр», самое значимое место для россиян. Чтобы пройти к ней, нужно миновать Воскресенские ворота, что и делает ежедневно несколько миллионов людей. Но не все они знают, что совсем рядом находится одно из самых почитаемых православными мест Москвы. Это - Иверская часовня на Красной площади. Многие москвичи считают это небольшое строение, притулившееся у Воскресенских ворот, новоделом. Но это не так. Она была лишь реставрирована на прежнем месте взамен старой, разрушенной большевиками. Иверская икона Божьей матери считалась на Руси чудотворной. Для такой святыни требовалась и подходящая «оправа». Ею и стала часовня. Почему она расположена не внутри собора или церкви? Об этом расскажет наша статья. История ее, как и иконы Божьей Матери, также будет раскрыта. Мы дадим точный адрес этого здания, часы работы небольшого храма и проводимых там богослужений.

Иверская часовня на Красной площади: как добраться

Найти эту достопримечательность Москвы и святыню православного народа предельно просто. Ведь она расположена на «туристическом нулевом километре». Рядом - Красная площадь с Кремлем и Мавзолеем. Доехать сюда практически из любой точки Москвы можно на метро. Здесь проходят многие ветки столичной подземки. Выходить следует на станциях «Охотный Ряд», «Театральная» или «Площадь Революции». Оптимальный вариант - первый. От станции «Охотный ряд» размещены дорожные указатели для пешеходов - «Выход на Красную площадь». Следуя им, придете к двухстворчатым воротам. Они увенчаны двумя башнями. Под ними стоит небольшое строение под куполом. Это и есть Иверская часовня на Красной площади. Адрес у строения таков: проезд Воскресенские ворота, дом 1а.

Икона Божьей Матери Иверской

Марина Цветаева назвала этот чудотворный образ «червоным сердцем Москвы». А появился он в столице задолго до того, как была построена первая часовня. в Москве была не все время, она привезена из Греции, со святой горы Афон. Это не оригинал. Настоящая икона Богоматери так и осталась в стенах монастыря на Афоне. Но для России была изготовлена точная копия - «список». Он был доставлен в Белокаменную в октябре 1648 года. Сначала икона обреталась в Никольском монастыре, но спустя несколько лет ее передали Она и дала имя образу. По приказу царя Алексея Михайловича иконописцам дали указание изготовить точную копию этого «списка». Ее поместили в триумфальной арке Неглиненских ворот. Сквозь них русские цари въезжали на Красную площадь. Уже позже, в 1669 году, эти ворота переименовали в Воскресенские.

История первой часовни

Некоторое время от дождя и снега, ветра и солнечных лучей «список» защищал только небольшой навес. В тысяча шестьсот восьмидесятом году было решено построить небольшую деревянную часовню для образа. То были времена, когда икона пользовалась славой помогающей при болезнях. Поэтому лик часто доставлялся в дом недужного или тяжело рожавшей женщины. Ее доставлял эскорт из священников и стражников, а на время отсутствия иконы ее заменял в часовне новый «список». Со временем и здание, в которой хранился чудотворный лик, стало предметом поклонения набожного народа. Купцы перед заключением сделки, школяры перед экзаменом, путешественники приходили к нему, чтобы «благословиться». Но это строение до наших дней не дошло. В восемнадцатом веке Иверская часовня на Красной площади как минимум дважды перестраивалась. В середине столетия она опять стала деревянной и только в 1791 году - каменной.

Современный вид Иверской часовни

Итак, конец восемнадцатого века ознаменовал новую эпоху. Икона Иверской Богоматери встречала всех проходящих через Воскресенские ворота. Мужчины должны были снимать шапки, христиане - прикладываться к образу. Иверская часовня на Красной площади не замыкалась на ночь. В любое время там толпился народ. Но русский архитектор Матфей Казаков решил не делать часовню чересчур просторной. Она и сейчас вмещает самое большее пятьдесят человек. Архитектор спланировал простое квадратное одноярусное здание, увенчанное куполом. Во время наполеоновского нашествия часовню разграбили. Для ее восстановления князь Николай Юсупов пригласил итальянского художника Пьетро Гонзаго. Он украсил здание снаружи, усыпал купол металлическими звездами, поместил на самую верхушку позолоченную с крестом, оформил интерьеры. И как-то так само собой получилось, что часовня стала символом триумфа русского народа в войне с Наполеоном.

Уничтожение и воскрешение

Сразу же после победы Октябрьской революции Иверская часовня испытала на себе неприязнь новой власти к религии. Уже весной восемнадцатого года здание было разграблено. Потом была закрыта Николо-Перервинская обитель, к которой была приписана часовня. В двадцать втором году оставшиеся ценности были «экспроприированы в пользу голодающих». А еще через семь лет пришел конец и часовне. В последних числах июля двадцать девятого года, под покровом ночи, маленькое здание было снесено. Находившиеся в ней «списки» были при этом утрачены навсегда. Еще через два года исчезли и Воскресенские ворота. Они якобы мешали проезду военной техники для парадов на Красной площади. Весь архитектурный комплекс (ворота и часовня) был восстановлен в девяносто пятом году. А для православной паствы иконописцами Афона был сделан новый список. Сейчас с «нулевого километра», от Иверской часовни, стартуют многие экскурсии по Москве на автобусе. И маленькое здание у Воскресенских ворот - первый экспонат в списке.

Святыня и храм

Реставрированная в 1994-1995 гг. часовня была освящена самим патриархом Алексием Вторым. Теперь это - храм, хоть и самых скромных размеров. Святыней русского народа его делает новая копия иконы Богоматери-Вратарницы, выполненная монахами-живописцами с горы Афон в Греции. Приложиться к образу, а заодно и полюбоваться на роскошный интерьер храма можно каждый день. Часы работы Иверской часовни на Красной площади с восьми утра и до двадцати ноль-ноль, без выходных. Все московское духовенство служит там молебны. При этом происходит чтение акафиста Деве Марии в честь ее иконы «Богоматери Иверской». Есть у этого небольшого храма и престольные праздники. Они отмечаются с большой торжественностью двадцать пятого февраля, во вторник Светлой седмицы и 26 октября. Храм сейчас приписан к Патриаршему подворью, что только повышает его статус. У часовни имеется свой настоятель. Сейчас его обязанности исполняет протоирей Геннадий Нефедов.

Иверская часовня на Красной площади в литературе и живописи

Этот небольшой храм стал определенным символом православной России. Когда Петр Великий, вернувшись из военного похода, не поехал приложиться к иконе Иверской Богоматери, москвичи почти взбунтовались. Известно, что здесь молился перед казнью Иверская часовня в Москве часто упоминается в художественной литературе, как в поэзии, так и в прозе. У И. Бунина это рассказы «Чистый понедельник» и "Воспоминания", у И. Шмелева - "Богомолье", у Б.Зайцева - «Голубая звезда». Антон Чехов в Москве всегда останавливался в гостинице «Большая Московская», причем просил номер, выходящий окнами на Иверскую часовню, чтобы наблюдать за ночными молебнами. Лаконично, но в то же время символически описал храм у ворот между Красной и Манежной площадями Лев Толстой в «Войне и мире». Пьер Безухов, миновав Иверскую часовню с ее бесчисленными свечами под золотыми ризницами, почувствовал, наконец, себя дома. Храм упоминается у Солженицына, Мандельштама, Цветаевой, Ходасевича. А в живописи ему посвящена картина А. Лентулова «У Иверской».

Копии

Часовня, став неким символом российского патриотизма (например, в борьбе с Наполеоном Бонапартом) и православной набожности, была очень популярна на закате империи. Многие города начали строить похожие здания. Иверская часовня у Воскресенских ворот в Москве послужила образцом для маленького Там копия была сооружена в тысяча восемьсот пятьдесят восьмом году. Во время советской власти и этот провинциальный храм был снесен, а на его месте разбили сквер. Но жители Томска восстановили свою часовню в двух тысяч втором году. Ее, как и столичный оригинал, освятил патриарх Алексий Второй. Существует как минимум еще одна копия Иверской часовни в Москве. Правда, находится она не в России, а в Белграде. Она была построена на Новом кладбище на деньги эмигрантов из СССР в тридцать первом году. Много лет эта часовня стояла заброшенной, но летом 2014 года была полностью восстановлена и отреставрирована. Есть еще часовни Иверской Богоматери, где хранится один из «списков», но они не являются копиями московского храма.

Достопримечательность столицы

Даже если вы - атеист или принадлежите другой религии, если вы понимаете, что новая копия и старинная икона - это не одно и то же, все равно не проходите мимо этого маленького храма. Осмотреть его снаружи и внутри - дело получаса. А экскурсии по Москве на автобусе отводят часовне и того меньше времени. Но стоит присмотреться к росписям и лепнине, полюбоваться ангелом на крыше и пройти внутрь. Кроме главной иконы Богоматери Иверской, привлекает внимание двойной аналой, весь покрытый резьбой по дереву.

История появления Иверской часовни на Красной площади


13 октября 1648 года список с Иверской иконы торжественно встретили в Первопрестольной у Неглиненских ворот Китай-города и временно поместили в Никольском монастыре.

Спустя некоторое время Иверскую икону отправили в Валдайский монастырь, а для Москвы Иверскому монастырю заказали сделать еще один список с иконы.

Он прибыл в стольный град 19 мая 1669 года, и его поместили уже непосредственно на Неглиненской башне. Для защиты иконы и молящихся людей от ветра и дождя, над ней возвели небольшой деревянный навес.

Так появилась в Москве Иверская часовня.

Место было выбрано не случайно: Неглиненские ворота были главными воротами Китай-города, и через них по традиции совершались торжественные въезды русских Царей на Красную площадь.

Поэтому было у ворот и другое название - Триумфальные. Еще назывались они Курятными - по одному из торговых рядов неподалеку, где продавали кур, и Львиными, потому что рядом находился Львиный двор, где держали львов, подаренных Царю Иоанну Грозному английской королевой Марией Тюдор.

Именно с этого места в 1534 году стали строить саму крепостную стену Китай-города, которая поначалу на этом участке вообще не имела проездных ворот, а была приспособлена только для боя: здесь, над глухой стеной находились бойницы и стоки для смолы и кипятка. В Кремль же проезжали с этой стороны через Троицкие и Боровицкие ворота. Потом стену пробили для проездных ворот.

За свою более, чем столетнюю историю они настолько обветшали и пострадали, особенно в Смутное время, что в 1680 году Царь Федор Алексеевич стал их перестраивать заново. Над ними появились два высоких изящных шатра, увенчанные двуглавыми орлами, и на стене ворот поместили икону Воскресения Христова, отчего они и стали называться Воскресенскими.

Кроме нее, по повелению Государя на воротах "добрым письмом" были изображены: преп. Сергий, великомученик Георгий Победоносец, воин св. Феодор Стратилат и Московские святители Петр и Алексей.

Им под охрану вручалась Москва и ее новый построенный "город" - Китай. Это была русская традиция: ворота - вход и выход из города - осеняли наверху иконами .

Известно, что при Анне Иоанновне в палатах, устроенных в светлице в верхней части ворот, помещалась пробирная лаборатория Монетного двора.

Синодальный Указ 1722 года уничтожил почти все часовни в Москве, но не тронул Иверскую. При Елизавете Петровне решено было ее разобрать как обветшавшую - в документах ее помещение называли "деревянным чуланом" при иконе, но игумен Николо-Перервинского монастыря, к которому была приписана часовня, просил перестроить ее и над иконой возвели каменный "приделок".

Свой окончательный (и современный) вид Иверская часовня получила в 1791 году, когда ее перестроил Матвей Казаков, а в начале XIX века трудами художника Гонзаго часовня была "благолепно украшена": снаружи обита жестью, украшена медными пилястрами с капителями, гирляндами и восьмиконечными звездами.

Наверху установили позолоченную фигуру Ангела с крестом. Дореволюционная часовня могла вмещать не более пятидесяти человек.

Москвичи всегда очень любили свою часовню, и никто не начинал своих дел, не помолившись перед чудотворным образом. Ее называли "отрадным перепутьем для всех верующих ".

Благодатная сила Московской Вратарницы была очень велика. Купцы приходили сюда перед торговой сделкой, студенты и гимназисты - перед экзаменами. Прославилась Иверская икона исцелениями больных.

Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, был сделан точный список с иконы, который замещал ее во время отсутствия.

Есть версия, что именно список был передан после революции в храм Воскресения в Сокольниках, хотя многие старожилы и очевидцы подтверждают известие о том, что в названной церкви находится сам подлинник.

Каждый, кто приезжал в Москву, прежде всего, шел поклониться Иверской . В 1721 году Петр Великий торжественно въехал в Москву через Воскресенские ворота после победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира.

Триумфальное шествие состояло "из целой флотилии устроенной наподобие настоящей, с распущенными парусами, при звоне колоколов всей Москвы, при громе пушек".

Петр одолел шведов - своих учителей, когда-то чеканивших медаль за победу над русскими под Нарвой!

Тогда Царь остановился у Иверской часовни, где его с почетом встретило московское духовенство, сенаторы и военные, говорили ему приветственные речи, а юноши в белых одеждах пели кантаты.

Однажды ночью Государь ехал в крытых санях мимо Воскресенских ворот, а навстречу - запряженный в шесть лошадей боярский рыдван, который опрокинул розвальни дьякона. Вместо помощи боярские слуги стали бить дьякона и не узнали Царя, который за него вступился. "Кто там еще едет в коробе!" - огрызнулись они. Разъяренный Петр отколотил палкой кучера и форейтора боярина и велел своему денщику поднять опрокинутые розвальни дьяка. А поутру разнес самого боярина "за потворство холопам".

Со времен Петра все императорские особы, прибывавшие в Москву, в том числе и на коронацию, из новой Северной столицы, прежде всего, приходили кланяться московской святыне и обязательно прощались с ней, возвращаясь в Петербург.

А еще у Воскресенских ворот в тюрьме два месяца сидел в оковах революционер Емельян Пугачев. Толпы народа сходились смотреть на него. Когда разбойник тряс кандалами, стоял ужасный звон.

Есть легенда, что перед отбытием на казнь, на Болотную площадь в Замоскворечье, Пугачев помолился на Иверскую часовню и поклонился на четыре стороны со словами: "Виноват перед Богом и Государыней. Простите меня, православные!" Из толпы ответили ему тогда: "Бог тебе судья, злодей, ты убил, загубил моего отца, брата..." (По другой версии, произошло это на самой Болотной площади, уже перед казнью.)

Только однажды Иверская покинула Москву - в сентябре 1812 года, когда преосвященный Августин вывез ее из города во Владимир вместе с Владимирской иконой, (список укрыли монахи Николо-Перервинского монастыря) где святыни пробыли два месяца и в ноябре 1812 года невредимыми вернулись в Москву. В память об изгнании Наполеона в дореволюционной Москве ежегодно совершался крестный ход: из Кремля шествие направлялось к часовне, Иверскую икону принимали на руки и с благоговением обносили ее вокруг кремлевских стен.

Великая москвичка Марина Цветаева писала об этой иконе с особой теплотой и верой, называла ее сердцем Москвы:

А вон за тою дверцей,

Куда народ валит,

Там Иверское сердце,

Червонное, горит.

И льется "Аллилуйя"

На смуглые поля.

Я в грудь тебя целую,

Московская земля.

После революции над Иверской часовней жестоко надругались. В рождественский Сочельник 1923 года в Москве провели кощунственную акцию под названием "комсомольское рождество". Ее главное действие разворачивалось на площади перед Иверской часовней. А задача этого мероприятия сводилась к воспитанию в молодежи "правильного" мировоззрения и соответствующей морали.

Огромная толпа устроила нечто вроде "комсомольских святок" с ряжеными, только рядились в основном под православных священников и монахов, представляя их в самом безобразном виде. Страшное ночное шествие отправилось с Петровки по Большой Дмитровке к Садовой, а оттуда по Тверской к площади Революции, где развернулось главное действие "праздника".

Впереди несли плакаты с непристойными надписями, чучела богов древневосточных и мировых религий - Озириса, Мардука, Аллаха, Будды, и кощунственные изображения Бога Саваофа, Христа и Богородицы. Богоборцы не оставили и другие религии: там были и раввины, и протестантские пасторы, и римский папа, и китайский бонза.

В центре процессии "комсомольский поп" Андрей Шохин (так названный в газетах) зычно пел "акафист Марксу" с восклицаниями "Радуйся, о Марксе, великий чудотворче!"

Перед Иверской часовней был устроен грандиозный костер, в котором сожгли всю религиозную "атрибутику" под песнопения "комсомольского хора":

Всех богов на землю сдернем!

Визжите, черти, веселей!

Станцуем карманьолу!

Всех богов на карнавал!

Буянит в вышней роще

Безбожный комсомол!

А утренние газеты приглашали весной еще повеселиться на "комсомольской пасхе", напоминая взять с собой побольше свистков и дудок: "вышибать тысячелетнюю дурь, так с треском!"

Иверской часовни вскоре не стало: ее снесли, а икона была перенесена в храм Воскресения в Сокольниках. На месте часовни в 1929 году временно установили уродливую скульптуру рабочего - нового социалистического "вратарника" . В правой руке он грозно сжимал опущенный молот, а левую выбрасывал вверх в вертикальном приветствии.

В 1931 году снесли и Воскресенские ворота - освободили место для прохода демонстрациям и автомобильному движению.

В начале 90-х годов прошлого века на Афоне снова сделали список с подлинной Иверской иконы. В ноябре 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот.

Менее чем за год они восстановлены по решению московского правительства по проекту Олега Журина. 25 октября 1995 года часовня вновь была открыта.

В Москве существует и приходская церковь Иверской Божией Матери на Большой Ордынке. Построенная еще до Романовых, она прежде была освящена в честь великомученика Георгия Победоносца, а затем появился придел Иверской иконы.

В 1798-1802 г.г. во время перестройки церкви был выстроен храм с главным престолом в честь Иверской иконы, а бывший Иверский придел стал Георгиевским. Известно, что архитектором тогда был известный мастер московского классицизма И.В. Еготов, построивший в городе новое здание Лефортовского военного госпиталя.

В советское время церковь была закрыта и полуразрушена. В ней поочередно размещались заводской клуб и художественная галерея. А в 1992 года церковь возвращена верующим.

Елена Лебедева

Молитва, чтомая в часовне Иверской иконы Божией Матери, на молебне

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни, и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков.
Аминь.

Иверская часовня - часовня со списком Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот в Москве, ведущих на Красную площадь (конец XVII - начало XIX в., разрушена в 1929 г., воссоздана в 1994-1995 гг.).

Впервые точный список с Иверской иконы Божией Матери был привезен с Афона в Москву 13 октября 1648 года и временно помещен в Никольском монастыре.

Спустя некоторое время его отправили в Валдайский Иверский монастырь (последнее упоминание о нахождении точного списка относятся к 1913 году в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря), а для Москвы по повелению Алексея Михайловича монастырю заказали сделать точную копию с привезённого из Афона списка.

Прибывший в Москву список, сделанный русскими иконописцами, поместили при триумфальных Неглиненских воротах Китай-города, через которые традиционно совершались въезды русских царей на Красную площадь.

В 1680 году эти ворота были перестроены и названы Воскресенскими.

Для защиты иконы от ветра и дождя был сделан небольшой деревянный навес, а позже в 1669 году воздвигли часовню, где служили монахи Иверской общины.

Деревянная часовня перестраивалась в 1746 году, а окончательный вид приобрела в 1791 году, когда её перестроил в камне архитектор Матвей Казаков. После разорения 1812 года восстановлена как памятник победы над Наполеоном.

Художник Пьетро Гонзаго выполнил внутренние и наружные украшения часовни, наверху была установлена позолоченная фигура ангела с крестом, а голубой купол часовни был усыпан звёздами. Часовня была приписана к Николо-Перервинскому монастырю.


По традиции, всякий, идуший на Красную площадь или Кремль, перед входом в ворота прикладывался к иконе, под воротами мужчинам полагалось проходить без шапки.

Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, был сделан точный список с иконы, который замещал её во время отсутствия.

После прихода к власти большевиков для Иверской часовни наступили тяжелые времена.

В ночь на 28 апреля 1918 года часовня была ограблена, из неё были похищены ценные дары, привешенные к иконе по обету, а также пытались украсть драгоценный оклад с главной чудотворной иконы.

Николо-Перервинский монастырь был закрыт и монахи, обслуживающие часовню, живших в доме бывшего Губернского правления были выселены.

Во время кампании изъятия церковных ценностей в 1922 году из часовни была изъята вся утварь, конфискованы оклады, ризы, сосуды, кресты, украшенные драгоценными камнями и почти все иконы, включая и саму почитаемую чудотворную Иверскую икону. Из-за противоречивых данных неизвестно, какую именно икону конфисковали.

В 1929 году часовню закрыли и снесли за одну ночь - с 28 на 29 июля 1929 года. На её месте ненадолго ставится фигура рабочего, а уже 1931 году сносят Воскресенские ворота.

В ноябре 1994 года патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот, они были восстановлены по решению московского правительства (автор проекта - архитектор О. И. Журин, автор фигур апостолов Петра и Павла и архангела Михаила - скульптор Ю. Ф. Иванов). На Афоне был сделан новый список Иверской иконы.

Оформлением интерьера Иверской часовни занимались мастера Свято-Троицкого братства.