Что означают мечи. Меч как сакральный символ - конкурс молодых историков "наследие предков - молодым"

0 Наличие татуировки с мечом - это способ продемонстрировать силу, авторитет и даже ваше культурное наследие. Существует множество различных способов добавления мечей в более крупный дизайн татуировки, либо они могут быть сами по себе, на запястье, плече или над сердцем. Дизайн татуировок меча может быть настроен различными способами, что делает его отличным выбором для тех, кто надеется иметь по-настоящему уникальное произведение искусства на своём теле.

Однако, перед тем, как вы возможно продолжите, мне хочется посоветовать вам несколько наших популярных публикаций по тематике татуировки. Например, что значит Тату Ласточки ; смысл Тату Кролик ; что означает Тату Мышь ; как понять Тату Ягуар и т. п.
Не забывайте добавить этот сверх-полезный ресурс в свои закладки, чтобы не забыть заглядывать к нам на огонёк.
Итак, продолжим, значение тату Меча ?

Смысл дизайна татуировки меча

Татуировки Меча могут означать различные вещи, в зависимости от культуры, которую они представляют, и как они функционируют в рамках более крупного дизайна, а также цвета и элементы, используемые на самом мече. Ниже приведены некоторые из наиболее распространённых значений, хотя этот список ни в коем случае не является исчерпывающим:
  • Руководство
  • Юстиция
  • Храбрость
  • Прочность
  • Агрессия
  • Защита семьи / близких
  • Принятие мер
  • Культурное наследие
  • Магические / сверхъестественные силы
  • Христианство
  • Единство
  • Пиратство
  • Свобода.

Варианты Тату Меча

Существует несколько различных вариантов татуировок с мечом, что делает их бесконечно изменчивыми. Когда вы решаете, как настроить дизайн, сначала подумайте, хотите ли вы, чтобы меч был сам или представлял собой часть крупной сцены. В любом случае, вы должны работать с вашим художником-татуировщиком, чтобы придумать, как настроить цвета, узоры и размер татуировки, чтобы лучше всего отразить вашу личность, культуру и предпочтения.


Тату Меча Экскалибур

Прославленный меч, подаренный Леди Озера царю Артуру, Экскалибур известен во всем мире как символ царства, власти и могущества. Магия, связанная с этим мечом, особенно эффективна, и если вы решите получить татуировку Экскалибура, часть этой силы может запросто передаться вам! Один из вариантов дизайна заключается в том, чтобы Леди Озера держала меч в руке, когда её ладонь поднимается из воды, что свидетельствует о том, что ваша татуировка представляет собой именно Экскалибур, а не какой-то там обычный меч. Другая легенда о мече повествует о мече в камне, и единственный, кто его достал, был будущий король Артур. Другой выбор дизайна может показать меч в камне, возможно, со светящимся ореолом вокруг него, чтобы продемонстрировать магию, которую он содержит.

Тату Самурайские мечи

Татуировка самурайского меча может либо стоять отдельно, либо быть частью более крупной татуировки самураев. В любом случае меч должен иметь длинное и узкое лезвие, которое слегка сужается в конце, с рукояткой, обернутой особым плетением. Для дальнейшей персонализации добавьте фразу или слово на японском языке, под или вокруг меча, или поместите меч в сцену с другими изображениями из японской культуры, чтобы продемонстрировать своё наследие либо интерес к истории Японии.

Тату Перекрещённые мечи

Мечи, которые пересекаются, часто символизируют единство, союз или объединение двух семей, например в геральдической традиции. Таким образом, скрещённые мечи - это особенно великая татуировка для пар, желающих продемонстрировать единство своих двух семей, когда они выходят замуж или обретают друг друга. Настройте татуировку, создав отдельный дизайн для каждого меча в отдельности, представленного одним партнёром и мечом другого партнёра.

Тату Пылающий меч

Часто носимые ангелами , пылающие мечи - это великая татуировка для провозглашения вашей христианской веры уникальным и мощным способом. Пылающий меч может быть один, и располагаться на задней части ноги или предплечья, имея для этого много свободного места или удерживаются ангелом, как часть более крупной сцены. В паре с ангелом этот меч может продемонстрировать вашу готовность бороться за вашу веру, как ангел в битве. Персонализируйте эту татуировку, играя с дизайном меча и ангела. Вы можете захотеть воспроизвести определённый меч из библейской живописи, или ангел может быть представителем какого-то святого человека, которым вы восхищаетесь. Вы также можете рассмотреть возможность использования ярких цветов для пламени, чтобы сделать эту татуировку ещё более заметной.

Тату Крылатый меч

Этот дизайн также связан с христианством. Крылатые мечи часто рассматривались как символ защитника архангела, и он было популярным символом среди крестоносцев в средние века. Получение татуировки с крылатым мечом может быть способом напомнить себе, что ваш ангел-хранитель всегда с вами, наблюдает за вами в битвах как в больших, так и малых. Вы также можете получить эту татуировку в память о близком человеке, который умер, и вы знаете, что он смотрит на вас с небес. Подумайте о том, чтобы добавить имя человека или день рождения, татуированные под или вокруг меча, чтобы дополнительно персонализировать этот дизайн.

Тату Роза и Меч

Роза и меч - популярный тату-дизайн среди мужчин и женщин. Плетение роз, окружающих меч, может продемонстрировать силу любви и её способность подавить конфликт, в то время как меч, пронзающий розу, может указывать на сердечную боль и потерю. Красные розы являются самыми популярными в этом дизайне, но подумайте и о других цветах. Каждый цвет розы имеет свой определённый смысл (красный для любви, белый для чистоты и невинности, жёлтый для радости и дружбы, а розовый для счастья и восхищения), поэтому выберите один или несколько из этих цветов, чтобы лучше передать личный смысл, который татуировка имеет для вас. Узнайте больше про символ Розы .

Тату Меч и Щит

Это интересная татуировка для опытного ветерана, военного историка или любого, кто считает себя защитником своей семьи и близких. Но двойное изображение этой татуировки также демонстрирует потенциальную уязвимость человека. Ведь щит необходим для защиты человека от атаки извне. В зависимости от вашего культурного фона, семейной истории или личных интересов, может быть создано несколько разных конструкций с использованием мотивов меча и щита. Для поклонников генеалогии меч или пара мечей могут сформировать фон вашего семейного герба, в то время как меч, соединённый с щитом и красным крестом, символизирует крестовые походы и христианство. Прочтите познавательную статью по теме Тату Щит .

Тату Череп и Меч

Символ черепа и скрещённых мечей часто ассоциируется с пиратством и расширением свободы, предлагаемой открытым морем. Это может также иметь более глубокий смысл, например когда поднимали флаг с этой символикой, это означало, что корабли должны «сдаться или умереть». Этот дизайн часто делается, как альтернатива пиратскому флагу «Весёлый Роджер», и отлично смотрится почти на каждой части тела, поскольку он может быть адаптирован как к крупному, так и к мелкомасштабному изображению. Другой вариант для татуировки черепа и меча - это иметь меч, проходящий через череп сверху вниз. Этот дизайн может быть символическим обозначение смерти человека, и его можно настроить, добавив вдохновляющую цитату под черепом или вокруг меча. Узнайте больше про .

Тату с фразой «Живите мечом, умирайте от меча»

Эта цитата первоначально исходит от Иисуса, который произносил её, как предупреждение тем, кто использует насилие: «те, кто живут мечом, умирают от меча». Эта фраза также может быть принята теми, кто понимает опасности битвы, но все же готов начать драку, и, таким образом, татуировка с этой цитатой (и, возможно, изображениями с мечом) может быть особенно символичной для нынешних и бывших членов вооружённых сил. Если вы потеряли члена семьи или любили человека в армии, подумайте о персонализации этой татуировки, включив в проект своё имя или дату рождения.

Тату Меча можно легко адаптировать, чтобы изображение соответствовало практически любой части тела, независимо от того, хотите ли вы панорамную сцену сражения или один клинок, это отличные татуировки для мужчин и женщин! Для индивидуального дизайна Меча вы можете зайти в нашу рубрику "татуировки ", чтобы обрести вдохновение и новые идеи.

Прочтя эту познавательную публикацию, вы узнали значение Тату Меча , и теперь возможно, наконец-то решитесь использовать этот символ на своей коже.

Она за все, что есть святого,
Велит сражаться до конца,
Велит сжимать в руке суровый
Меч рыцаря, к боям готовый,
И арфу звучную певца.

В. Гюго

Нет мальчишки, который в детстве не играл бы с мечом, не представлял бы себя рыцарем, отважным героем, защищающим Прекрасную Даму, не боролся бы с драконом, не побеждал бы в битвах. Мальчишки вырастают, превращаются во взрослых мужчин, которые гораздо чаще думают о том, как заработать больше денег, чем о драконах и рыцарях. Но все равно где-то в глубине души живут мечты о подвигах и победах, а при виде средневекового меча сжимается сердце. Почему?.. Что-то есть в этом предмете, что делает его больше чем просто оружием.

Когда-то, в незапамятные времена, когда жили на земле рыцари и дамы, принцы и принцессы, короли и добрые волшебники, в далекой Британии правил великий король Артур. И так случилось, что в одной из битв сломался его меч. Рыцарь не может без меча. И вот друг и наставник короля маг Мерлин повел Артура в лес, чтобы найти меч, дающий силу и неуязвимость. Они долго блуждали по лесу, пока, наконец, не подошли к чудесному озеру. В озере этом хранился волшебный меч Экскалибур, и по просьбе Мерлина Владычица озера передала его королю Артуру. Но чтобы владеть этим мечом, требовалось два условия. Первое: меч предназначался только для борьбы со злом во имя добра. Он не мог использоваться для насилия и разрушения. Второе условие: король никому не мог передать этот меч, а перед смертью должен был вернуть обратно Владычице озера.

Король Артур прожил долгую жизнь, полную битв и великих подвигов, и меч помогал ему во всем. Король действительно был неуязвим в битвах. Но в последнем сражении стал сомневаться король в чудесном действии меча и был смертельно ранен. Перед смертью он попросил своего верного рыцаря бросить меч в озеро. Так и исчез Экскалибур, и никогда больше не появлялся он в мире. Но предания говорят, что этот меч вернется тогда же, когда вернутся на землю рыцари.

Что означает эта легенда? Возможно, это просто красивая сказка, но может быть, в ней, как и в каждой легенде, есть тайный, сокровенный смысл. Прежде всего, меч - это продолжение воли его владельца. Меч предназначен для действия и символизирует единство между помыслом и поступком. Воину в битве некогда думать и рассуждать, он должен сражаться, иначе сам будет убит. Мысль мгновенно становится действием, и эту неразрывную связь символизирует меч. У древних кельтов тот, кто готовился стать друидом, мог носить меч только начиная со второй ступени обучения. Это означало, что ему разрешено действовать.

Но почему в легенде меч приходит и уходит будто бы сам, выбирая свою судьбу и своего владельца? Можно предположить, что меч символизирует определенные силы, которые даются человеку для выполнения его миссии, как великая помощь Судьбы. Королю не следует впадать в тщеславие и считать эти силы своими. Меч приходит для выполнения определенной задачи и уходит, когда миссия завершена. Меч является проводником воли короля, но в то же время король является проводником Воли Божьей.

В восточных традициях меч, стоящий вертикально, символизировал ось мира, указывая на связь человека с Не­бом и звездами, напоминая о его истинном небесном происхождении. В русской традиции меч-кладенец, самосек - чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. Герою дополнительно к его возможностям дается волшебная сила как благословение на совершение подвига. В сказании о Вавилоне-граде меч-самосек носит название «Аспид-змей» и в определенные моменты превращается в змея. Змей в разных традициях, как правило, является символом воли и мудрости.

В сказках распространен мотив поиска меча, скрытого в земле, замурованного в стене. У алхимиков меч означал очищающий огонь, который убивает и воскрешает к жизни. В средневековой Европе меч символизировал силу, защиту, власть, мужество и бдительность. Меч разделяет душу и тело, Небо и землю. В христианской традиции пламенеющий меч отделяет человека от рая. У буддистов меч означает проницательность, которая под корень срубает невежество...

Как говорят легенды, великие мечи, как и великие короли, вернутся на землю тогда, когда будут более всего необходимы. Потому что во всех традициях меч символизирует еще и борьбу. Борьбу каждого человека за все, что для него свято, за то, во что он верит, и за тех, кого любит.

символ, но вместе с ножнами олицетворяет единство мужского и женского начал. На метафизическом уровне меч олицетворяет проницательность, силу интеллекта, духовную решимость, неприкосновенность святынь. Обладает сверхъестественной силой либо на земле, либо под землей, либо под водой и ассоциируется с гигантами и сверхъестественными существами, такими как Дама Озера. Меч находится в руке космического или солнечного героя, победителя драконов и демонических сил. Это символ высших форм рыцарства, символ более низких - копье. Меч разделяет и отделяет душу от тела, Небо от Земли, пламенеющий меч отделяет человека от рая. Обоюдоострый меч символизирует двойственную силу и противоположные течения в проявлении, творении и разрушении, жизни и смерти; те которые как бы противодействуют друг другу, но на самом деле дополняют друг друга и составляют одно целое. Четыре меча монарха при коронации - это меч государства; curtana, или затупленный меч милосердия; духовное правосудие; временное правосудие. У алхимиков меч символизирует очищающий огонь, который убивает и воскрешает к жизни, подобно проницательному духу. У буддистов означает проницательность, которая под срубает невежество. Подобно тому, как меч рассекает узлы, так и разум достигает самых укромных уголков буддийской мысли. Манджушри как мудрость несет в своей правой руке меч проницательности. Острие меча мудрости излучает свет неуничтожимой ваджры, уничтожающий еретическую мысль и изгоняющий врагов Дхармы. У кельтов меч - атрибут героя-короля Нуады ассоциируется со сверхъестественными подводными силами. Этот меч символизирует активную сторону воли, а кристалл - пассивную. У китайцев меч - это проникающее в суть явления озарение; меч с волнистым клинком - символ дракона, плывущего в водах. У христиан меч олицетворяет страсти Господни, мученичество. Пламенеющий меч у каждых ворот или на каждом углу отделяют человека от рая. Меч - символ архангела Михаила и святых Адриана, Агнессы, Альбана, Варвары, Евфемии, Юстинии, Мартина, Павла, Петра, Георгия Каппадокийского, Джеймса из Компостеллы. У греков Дамоклов меч символизирует опасность при кажущемся процветании, постоянно присутствующую опасность, воздаяние. У индусов деревянный меч в ведическом жертвоприношении символизирует молнию и имеет то же значение, что и ваджра . Этот меч символизирует воинственный характер Асуров. Атрибут касты кшатриев. У мусульман меч символизирует священную войну правоверных против неверных, а человека против его собственного зла. У японцев - это мужество, сила. Одно из Трех Сокровищ наряду с зеркалом и драгоценностью - символами истины и сострадания. У скандинавов меч - атрибут Фрейя; его меч сражался сам по себе. Суртр, огненный великан, держит в руке огненный меч. У даосов меч символизирует проникающее в суть явления озарение, победу над невежеством.

Значение слова Меч по словарю Ушакова:
МЕЧ
меча, м. (книжн.). Старинное холодное оружие в виде обоюдоострого длинного прямого ножа с рукояткой. Острый меч. Разрубить мечом. И он мне грудь рассек мечом. Пушкин. Обнажить меч. Бутафорский меч. || перен. Употр., как символ войны, в выражениях: поднять меч (объявить войну), точить меч (готовить войну) и т. п. (ритор.). Не совестно, Рожнов, что на меня ты поднял меч? Пушкин....Враги человечества и мира между народами злобно точат меч, лихорадочно вооружаются... Ворошилов. || перен., чего. То, что разит, карает (ритор.). Меч правосудия. Дамоклов меч (книжн.) - постоянно грозящая опасность. (По имени Дамокла, над головой к-рого тиран Сиракузский Дионисий в 4 в. до н. эры повесил во время пира на конском волосе меч, чтобы показать тщету радостей и удовольствий.) Скрестить мечи (книжн. ритор.) - вступить в бой, в состязание, в спор.

Значение слова Меч по словарю Даля:
Меч
м. холодное, ручное оружие древних и средних веков, что ныне шпага, сабля, палаш, шашка; при различной длине мечей, они были прямы и обоюдоостры. | Рыба с долгим, зубчатым, костяным рогом или зубом, Xiphias gladius. | Южное созвездие этог

Значение слова Меч по словарю Брокгауза и Ефрона:
Меч - оружие, приспособленное к тому, чтобы колоть или рубить; изготовляется из металла - некогда из бронзы (отливкой), позже из железа (ковкой). Вошло оно в употребление, по-видимому, сравнительно поздно. Люди имели палицы, ножи, кинжалы, топоры, молотки, копья, умели метать стрелы, дротики, пращи, бумеранги ранее чем дошли до искусства приготовлять длинные и острые клинки мечей. Все указанные виды оружия изготовлялись первоначально из камня, кости, рога, тогда как М. мог только в металлическую эпоху, и то по достижении известного искусства в обработке металлов. Некоторое подобие М. представляют разве встречающиеся иногда у дикарей плоские деревянные палицы, иногда сточенные к обоим краям и даже заостренные к концу. Между предметами древнейшей "бронзовой" эпохи на Западе М. еще нет, а есть только широкие ножи-кинжалы; среди находок "медного" века, предшествовавшего, как думают теперь, бронзовому, М. тоже не встречаются; нет М. и на Востоке, в Сибири, где процветала некогда оригинальная медная промышленность, изготовлявшая своеобразные цельты, ножи, кинжалы, топоры и т. д. (известные 2-3 медных М. из Сибири скорее напоминают большие кинжалы). Бронзовые М., находимые в Скандинавии, имели форму узкого (ивового) листа, были средней величины, прямые, обоюдоострые; ими кололи, а не рубили; рукоятка таких М. была сравнительно короткая, что подало повод к предположению о малой величине рук у изготовлявших эти М. народа. У нас в России бронзовые М. находили редко, более на западной и юго-западной окраинах, в Финляндии, Польше, Подолии. Встречаются они иногда и на Кавказе, но в формах иного типа, сходных с ассирийскими. Уже в древнейших скифских курганах М. оказываются из железа, хотя по форме они еще отчасти напоминают бронзовые; рукоятка их обыкновенно обкладывалась медью, золотом или костью. Некоторые железные М. с обложенными бронзой рукоятями или с кольцом на верху последней, найденные на Кавказе, напоминают восточные или древнегреческие формы (из Ассирии, Микен). Древнейшие железные М., найденные в Западной Европе (Скандинавии, северной Германии), - довольно грубой работы и похожи на косари или даже на косы. Постепенно форма и работа железных М. совершенствуется; у кельтов в Галльштадтском могильнике, в поселении La T ê ne, на Невшательском озере в Швейцарии они хотя и подражают еще отчасти в своей форме бронзовым, но получают большую величину и другие отличия. Меч римлян был короткий; у германцев, рядом с коротким мечом-ножом (scramasak), употреблявшимся и для метания, были в ходу длинные (собственно кельтские) M. (spatha), с перекладиной и с конечной треугольной или полуовальной шишкой (набалдашником) на рукоятке. Железный стержень рукоятки оправлялся в дерево, кость, рог, золото, и эта оправа украшалась еще иногда гранатами и другими камнями. В Скандинавии такие М. характеризуют собой эпоху примерно с III по VII в. после Р. Х.; позже, с VIII по Х в., М. становятся массивнее, шире, рукоятки их солиднее; они делаются только из железа, часто украшаемого серебряной насечкой. Дальнейшее развитие М. на Западе состояло в том, что перекладина рукоятки стала делаться длиннее и тоньше, а набалдашник меньше, так что М. с рукоятью стал представлять большее подобие креста. При этом клинок постепенно суживался, делался легче, а рукоятка, сравнительно с клинком, длиннее. Еще позже, в XIII в., перекладине стали придавать изогнутую форму, выпуклую книзу, к клинку, а иногда и кверху, к рукоятке; с XV столетия стали приделывать кольца или овальные пластинки, которые впоследствии развились в сложные эфесы, защищавшие руку и отчасти еще сохранившиеся на новейших шпагах. В средние века и позже продолжали, впрочем, употребляться и более массивные М., иногда даже такие, что ими можно рубить, только держа их обеими руками. В России древнейшие железные М. были, по-видимому, плохого качества и редко сохранялись в могилах. В период древних могильников и курганов, по крайней мере в средней России, М. не были, по-видимому, распространены. Впрочем, в некоторых (иногда очевидно княжеских) курганах Х и последующих веков (в Петербургской, Курляндской, Смоленской, Черниговской, Орловской, Казанской губерниях) были найдены большие М. с рукояткой, часто украшенной серебряной насечкой, совершенно скандинавского типа. С другой стороны, М., хранящиеся в псковском Троицком соборе и приписываемые князьям Довмонту и Гавриилу Псковскому, представляют полнейшее сходство с западноевропейскими XIII-XIV веков и, очевидно, иностранного

Меч. Символизирует силу, защиту, власть, королевское достоинство, лидерство, правосудие, мужество, бдительность, физическое уничтожение мужского начала, активной силы. Фаллический символ, но вместе с ножнами олицетворяет единство мужского и женского начал. На метафизическом уровне меч олицетворяет проницательность, силу интеллекта, духовную решимость, неприкосновенность святынь. Обладает сверхъестественной силой либо на земле, либо под землей, либо под водой и ассоциируется с гигантами и сверхъестественными существами, такими как Дама Озера. Меч находится в руке космического или солнечного героя, победителя драконов и демонических сил. Это символ высших форм рыцарства, символ более низких - копье. Меч разделяет и отделяет душу от тела, Небо от Земли, пламенеющий меч отделяет человека от рая. Обоюдоострый меч символизирует двойственную силу и противоположные течения в прояв-
лении, творении и разрушении, жизни и смерти; те силы, которые как бы противодействуют друг другу, но на самом деле дополняют друг дру-
га и составляют одно целое. Четыре меча монарха при коронации - это меч государства; curtana, или затупленный меч милосердия; духовное
правосудие; временное правосудие. У алхимиков меч символизирует очищающий огонь, который убивает и воскрешает к жизни, подобно про-

Рис. 105. Меч правосудия и мести.
ницательному духу. У буддистов означает проницательность, которая под корень срубает невежество. "Подобно тому, как меч рассекает узлы,
так и разум достигает самых укромных уголков буддийской мысли". Манджушри как мудрость несёт в " своей правой руке меч проницательности. Острие меча мудрости излучает свет неуничтожимой ваджры, уничтожающий еретическую мысль и изгоняющий врагов Дхармы. У кельтов меч - атрибут героя-короля Нуады ассоциируется со сверхъестественными подводными силами. Этот меч символизирует активную сторону воли, а кристалл - пассивную. У китайцев меч - это проникающее в суть явления озарение; меч с волнистым клинком - символ дракона, плывущего в водах. У христиан меч олицетворяет страсти Господни, мученичество. Пламенеющий меч у каждых ворот или на каждом углу отделяют человека от рая. Меч - символ архангела Михаила и святых Адриана, Агнессы, Альбана, Варвары, Евфемии, Юстинии, Мартина, Павла, Петра, Георгия Каппадокийского, Джеймса из Компостеллы. У греков Дамоклов меч символизирует опасность при кажущемся процветании, постоянно присутствующую опасность, воздаяние. У индусов деревянный меч в ведическом жертвоприношении символизирует молнию и имеет то же значение, что и ваджра(см.). Этот меч символизирует также воинственный характер Асу-ров. Атрибут касты кшатриев. У мусульман меч символизирует священную войну правоверных против неверных, а также человека против его собственного зла. У японцев - это мужество, сила. Одно из Трех Сокровищ наряду с зеркалом и драгоценностью - символами истины и сострадания. У скандинавов меч -
атрибут Фрейя; его меч сражался сам по себе. Суртр, огненный великан, держит в руке огненный меч. У даосов меч символизирует проникающее в суть явления озарение, победу над невежеством.

битва
Священный и ритуальный предмет - кроме своего непосредственного использования в качестве боевого оружия, меч является воплощением отваги, силы, связанных с войной. О Он символизирует внутреннюю борьбу: сверкающий меч Бодхисаттвы обеспечивает знание и высвобождение желаний; меч Вишну символизирует абсолютное знание и уничтожение невежества; его ножны - это символ тьмы, ослепления.

Меч, светящаяся ось, пронзающая насквозь противоположности
В христианской традиции и рыцарстве меч - это светящееся оружие рыцарства." световая ось, пронзающая противоположности и тем самым возрождающая единство; в качестве кинжала меч может как поразить недостойного, так и наделить творческим духом, например даровать духовные доспехи отправляющемуся на поиски Грааля.
Наделенный особой силой, соединяющей дух с материей, меч становится символом завершенности и долга: меч короля Франции, посвящающий рыцарей, символизирует вертикальную ось, которая связывает небо и землю и указывает монарху на его долг быть воистину справедливым; выполнение последнего позволяет ему поддерживать вечный порядок вещей.
Меч рыцаря,- обоюдоострый, потому что одним лезвием он бьет неверных, а другим - воров и убийц. Его острие символизирует повиновение. о Небесный меч, находящийся в хвосте Большого Дракона, образует вместе с Зеркалом и Драгоценностями сокровища японского Трона, которые идентифицируются соответственно с такими добродетелями, как ю (отвага), чи (знание) и джин (доброжелательность, милосердие).
О По мнению Юнга, меч или кинжал - это символ воли, связанной с точностью попадания в желаемую цель и со стремлением её достичь.

Меч символизирует некую космическую Ось, луч Солнца, молнию, огонь; меч является также символом Духа, божественности; оружия Господа Бога; Словом, судьбой. Меч - справедливость, свобода; очищение; присяга, власть, царственность, геройство, сила, спор, борьба, схватка, рыцарство, война, храбрость, фаллос, мужество, крест, распятие, мученичество, угроза, боль, смерть, возмездие, жестокость, уничтожение...
Меч - атрибут ипостасей и правовых категорий, которые могут быть выражены с помощью аллегории: Справедливости, Постоянства, Отваги, Храбрости, Гнева, Риторики, Мельпомены, Отчаяния (этот атрибут имеет чисто средневековое происхождение: женщины теряли мужей, уходивших в крестовые походы).
Меч - эмблема власти, короля, императора, вождя. Такой меч выковывался специально, ибо считалось, что он дается властителю Высшими силами. Всевозможные предания повествовали о том, что получение такого символического меча становилось трудным испытанием для будущего властителя: иногда его нужно было выдернуть из скалы, что являлось не под силу рядовым смертным; либо следовало достать из глубоких вод... Так меч короля Артура "Экскалибур" был спрятан магическими силами внутри неприступной скалы - и Артур единственный среди всех его рыцарей смог вызволить из камня чудесное оружие. В "Смерти Короля Артура" Мэлори описывается, что меч был подарен легендарному королю Дамой Озера. Во время своей последней битвы, уже смертельно раненый, приказал он возвратить волшебный меч в озеро, "... и вот из воды появилась рука и взяла этот меч".
Сэр Галахад из того же цикла романов о рыцарях Круглого стола, сумел-таки позже достать чудесный меч, что было до того никому не под силу. Нечто подобное случилось с античным греческим героем Тесеем, который возвратился в Афины, где царем был его отец Эгей, и единственный из всех пытавшихся силачей, отвалил огромный валун, под которым был спрятан меч царя.
Известен по имени "Куртана" и тупой меч святого Эдуарда Исповед-
ника (1002-66) из династии Уэссексов, символ милосердия, который и сегодня торжественно носят в процессиях во время коронации британских королей. А "Щербец", коронационный меч королей польских, реликвия, которую и ныне бережно сохраняют и чтят? На известной всему миру колонне короля Зигмунта III Вазы в Старом городе Варшавы, в высоко поднятой руке короля - меч, о котором написано немало литературных произведений.
"Мечом Аллаха" называли арабского полководца VII века Халида аль-Валеда.
"Меч Рима" - таким было прозвище Марцелла, римского полководца (208 г. до н. э.), взявшего штурмом Сиракузы.
Меч - сила, мужественность, плодовитость и смерть; атрибут бога войны Ареса. Фаллический образ меча связывает его с силой оплодотворения, и ведет, так сказать, "чисто" мужскую линию рода. Да, оружие приносит смерть, но оно же способствует и обновлению поколений...
Меч - эмблема солнечного героя; подобно тому, как палица является символом воображаемой мощи солнечного луча, пробивающего сети звездного ночного неба, так и меч - ведь он способен сразить всю дьявольскую нечисть, которая скрывается во тьме.
Меч - оружие Божьего гнева, молния, Перун. Сказал Господь: "Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечем, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами... " (Исход 22: 22-24). "Огненный меч" - атрибут справедливости, Божьей кары, оружия арханге-
ла, огня веры. "Священный меч" - оружие, поднятое во имя Божьего (правого) дела. Иуда Маккавей, поднимая восстание против римлян, поведал своим воинам приснившийся ему сон, в котором пророк Иеремия, вручая ему золотой меч, сказал: "Этот меч священный, дар Бога, которым ты поразишь врагов!"
Меч - Слово. "Уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи" (Псалом 54: 22). "Душа моя среди львов; я лежу среди дышащих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы - копья и стрелы, и у которых язык - острый меч" (Псалом 56: 5).
Меч Духа - слово Божье, "возьмите /... / и меч духовный, который есть слово Божие"" (Послание к Ефесянам 6: 17) - несомненно, что именно эти слова святого Павла и сделали меч его непременным атрибутом во всех позднейших изображениях. Основанием же легенды, надо полагать стали и слова апостола во время правления Нерона: "И соделал уста Мои как острый меч" (Исайя 49: 2). "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Послание к Евреям 4: 12).
Меч связан с клятвенной присягой, которую рыцари Европы давали именно на мече, как основном признаке, символе самого рыцарства. "Присягаю на этом мече, на этом мече, говорю!" ("Гамлет" У. Шекспира).
Меч - кара, наказание по приговору, мученичество: меч палача, меч Закона и Справедливости. Атрибут Христа, в котором рукоятка меча как
бы соединяется с распятием. Атрибут многих святых: апостола Павла, Адриана, Агнессы, Альбана, Аплинарии, Апологета, Бонифация, Гервасия, Иустина, Фомы Беккета и многих других. "Право меча" (лат. ius gladii) - право силы, право захватчика. Присловье: "Еще палач меча не затупил... " "Класть голову под меч... " - быть готовым к самому худшему.
Меч - война, битва. "Взяться за меч" - т. е. вооружиться. "Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечем погибнут" (Евангелие от Матфея 26: 52). "... и перекуют мечи свои на орала" (Исайя 2: 4) - изречение, в течение веков повторявшееся множество раз, выражающее желание покончить с враждой и заняться сугубо мирным трудом. В этом смысле можно вспомнить скульптуру советского скульптора Вучетича, установленную в Нью-Йорке перед зданием Организации Объединенных Наций (прим. переводчика).
"Наше право в наших мечах\" - заявил вождь галлов Бреннус в 390 г. до н. э. послу римлян. "Горе побежденным!" - выкрикнул тот же Бреннус, бросая свой меч на чашку весов, на которых взвешивалось золото взятой у римлян контрибуции (лат. vae victis!). Отсюда: бросить свой меч на весы - повысить требования за счет вооруженного давления.
Меч победы - в скандинавской мифологии, дар богини Фрейи для её нареченного Гимера; однако Фрейя потеряла этот волшебный меч, что и стало одной из причин гибели богов, когда солнце утратило свои лучи и наступила полная тьма.
Меч - война, стычка, схватка. "... не мир пришел Я принести, но меч", -
сказал Иисус, как засвидетельствовал апостол Матфей в Евангелии (10: 34). Особым символом войны считаются два скрещенных меча. "Скрестить мечи" - начать войну, начать с кем-либо меряться силами. Летописи сохранили рассказ о том, что перед началом Грюнвальдского сражения крестоносцы прислали к Ягелле герольда с двумя обнаженными мечами, как бы вызывая его на бой.
Меч - угроза, висящая над человеком. Известна легенда о Дамокле, фаворите тирана Сиракуз Дионисия, который назвал своего патрона счастливейшим из смертных, и тот приказал повесить над головой Дамокла меч на тонкой нити - мол, вот оно счастье властителя, да и вообще любого человека...
Меч - самое простое решение любой проблемы. Память народов и История сохранили повествование об узле, завязанном царем Гордием и предложенным Александру Македонскому - существовало поверье, что развязавший этот узел, овладеет царством и впоследствии получит власть над всем миром. Александр рассек узел мечом.
Меч - ненависть, фанатизм. "Нет у них сердца, только одно в душе: добыть бы меч, который дал бы силу!.. " ("Фульминат" С. Норвида).
Меч - месть. "Пирамиды, есть ли у вас такие гробы-могилы, такие саркофаги, чтобы в них положить обнаженный меч и навсегда осталось бы погребенным чувство мести?" ("Разговор с пирамидами" Ю. Словацкого).
Танец с мечами - существовал во всех эпохах и у самых разных народов. Достаточно вспомнить дервишей, кавказские племена и народы. В подобных танцах таятся давно забытые языче-
ские обряды, заклинания во имя будущих военных успехов и побед, выражается молодечество мужчин-воинов перед женщинами - хранительницами домашних очагов. Возможно, начало традиции было положено в те времена, когда при погребении знатных особ устраивались кровавые бои-тризны, во время которых все участники становились жертвами.
Обычный образ европейского меча - прямизна, мужество, отвага; кривой меч Востока - женственность, полумесяц.
Меч обнаженный - открытый замысел, готовность к бою, войне. В древности меч, направленный острием вперед, означал угрозу; повернутый вперед рукояткой - предложение, пожелание мира.
Меч в ножнах - атрибут умеренности. Характерна монгольская символика: меч, засунутый за пояс сзади - мирные намерения; спереди - настороженность, ожидание нападения. То же самое - у древних китайцев (прим. переводчика). Присловье: повинную голову меч не сечет.
В геральдике: меч - защита, справедливость.
В гадании по снам: везение, удача, победа.

Меч. Оружие воина во многих повествовательных сценах (см. ВОИН); также символ власти и административной справедливости, подобно тому, как пальмовая ветвь - атрибут христианского мученика. В качестве эмблемы Павла (апостола) он символизирует меч духовный: "меч духовный, который есть слово Божие" (Еф., 6:17); он был также инструментом его мученичества. Среди мучеников с мечом могут быть узнаны ИАКОВ СТАРШИЙ; АГНЕССА; меч, пронзающий грудь мученицы, - ИУСТИНА, то же самое, со львом - ЕБФИМИЯ; меч, пронзающий шею мученицы - ЛЮЦЦИЯ; пронзающий грудь монаха или вонзенный в его череп - ПЕТР МУЧЕНИК; вонзенный в череп епископа, - ФОМА БЕКЕТ; пронзающий книгу, которую держит в руках епископ, - БОНИФАЦИЙ; с наковальней - АДРИАН; пара святых один с плеткой, другой с мечом - ГЕРВАСИЙ И ПРОТАСИЙ. Меч и плащ являются атрибутами МАРТИНА ТУРСКОГО, который изображается также разрезающим мечом свой плащ. Меч иногда является атрибутом ЮЛИАНА ГОСПИТАЛИТА. Семь мечей, пронзающие грудь Девы Марии, - это её семь скорбей (ДЕВА МАРИЯ, 2). Меч исходит из уст Христа-"старца" (АПОКАЛИПСИС, 2) и из уст воина на коне (АПОКАЛИПСИС, 22). Меч и лилия находятся по обе стороны от лика Христа на Суде (СТРАШНЫЙ СУД, 1). Меч может держать Европейская СИВИЛЛА. Что касается аллегорических фигур, то меч является атрибутом СПРАВЕДЛИВОСТИ (в портретной живописи меч может означать, что модель поступает справедливо); ТВЕРДОСТИ, которая держит колонну; ХРАБРОСТИ (воительница); ГНЕВА (аналогично воину); фигуры холерического темперамента (одного из ЧЕТЫРЕХ ТЕМПЕРАМЕНТОВ); Венеции, с двумя львами (ГОРОДА, персонифицированные); Риторики (одного из СЕМИ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ); Мельпомены (МУЗЫ трагедии). Вложенный в ножны, эфес завязан - принадлежит УМЕРЕННОСТИ. Женщина, убивающая себя мечом, - это средневековое Отчаяние (см. НАДЕЖДА). Меч - символ "Vanitas" (см. НАТЮРМОРТ). Меч и сандалий обнаруживаются под камнем, который поднял ТЕСЕЙ (1). Спящий воин, которому преподносятся меч и книга, - СЦИПИОН (2). Пахарь, которому римский воин преподносит меч, - ЦИНЦИННАТ.
ни как род оружия, ни как символ не является древнейшим, поскольку, естественно, мог быть изготовлен только в бронзовом веке (деревянные мечи-дубинки, изготовлявшиеся южноамериканскими лесными индейцами, были скорее просто дубинками, чем мечами в нашем смысле слова). Если херувим (ангел) с огненным или пламенеющим мечом охраняет после грехопадения прародителей и их изгнания из рая вход в рай, то это свидетельствует о том, что библейское сообщение в действительности не является древнейшим.
Мечи времен бронзового века были зачастую богато украшены, что указывает на их не только чисто функциональное назначение.
В германском культурном регионе было обычаем устраивать праздники оружия, где танцевали танцы с мечами, которым давали имена героев сказаний (Бальмунг. Нагерлинг и др.), из чего можно заключить об их магико-символичсской ценности. На рыцарских турнирах средневековья устраивались рыцарские поединки на мечах. Меч между лежащими в постели мужчиной и женщиной символизировал целомудрие.
На рельефных пилонах в Египте времен Рамсеса изображали фараона в ритуальной позе с поднятой рукой, с тем чтобы он мог принять меч (серповидный, что свидетельствует об азиатском влиянии), который ему передает Бог. Длинные мечи. напротив, привозили с собой наемники с севера.
В Древнем Китае меч в руках волшебника (колдуна) изгонял демонов. Существовала также традиция "мужского и женского" меча, из печени и почек мифического зайца, пожирающего металл, обитавшего на горе Куньлунь. Если женщине снилось, что она вытаскивала меч, то у нее должен был родиться сын (меч имеет также глубинно-психологическое символическое толкование маскулиннофаллического характера). Обладание мечом в женских снах означает счастье, тогда как в мужских снах падающий в воду меч предвещает смерть жены.
В Японии правильное владение мечом было искусством самураев, причем здесь предполагалось наличие двух мечей: длинною меча катана для военных действий и короткого вакисачи для поединков и ритуального самоубийства (сепуку, известного в Европе как харакири). Кузнецы, изготовлявшие мечи, должны были подчиняться различным запретам, так как их работа носила сакральный (священный) характер. Чашка меча, отделявшая лезвие от рукояти, богато украшалась орнаментом. Сегодня поединки на мечах сохранили значение лишь спортивного упражнения; упражнения с бамбуковыми мечами кендо осуществляются как ритуальные самурайские поединки на мечах. В синтоистской мифологии бог бури Сусаноо должен был вытащить прочный меч из хвоста убитой им восьмиголовой змеи. Наряду с жемчужиной и зеркалом меч принадлежит к числу японских святынь.
На Западе меч изображался как оружие архангела Михаила, а также в руках царя Давида и Юдифи, обезглавившей Олоферна. В Откровении Иоанна Богослова меч исходит из уст Христа (1:16) как символ непобедимой небесной истины, которая словно молния падает с неба. В качестве знака суверенитета носят меч св. Стефан Венгерский и Карл Великий. как символ мученической смерти апостолы Павел. Иаков Старший, а также св. Фома (Томас) Беккет, Екатерина. Лючия.По Евангелию от Луки (2:35) меч пронзает сердце Марии как предзнаменование приближающейся великой скорби. Семь мечей, иногда встречающиеся в иконографии барокко, указывают на "семь скорбей Марии".
Вообще меч известен как символ жизненной силы и проявляется как атрибут бога войны (Марса), как образ молнии у богов-громовержцев, а также позднее на Западе как символ "власти". причем теория "двух мечей" символизирует духовное и светское господство. Согласно папской доктрине (Иннокентия III и др.) главе церкви передан меч светской власти как законному владельцу ленного поместья (феода). Лишь в исключительных случаях меч как определённо мужской символ появляется в женских руках. Жанна д"Арк (Орлеанская дева), в 1431 г. казненная на костре, заявила, что св. Екатерина указала ей на погребенный под деревенской церковью меч: "Меч был под землей совсем заржавевший, пять крестов отмечали это место. Через бывший мне голос я знала, что он там. Я описала духовенству (клиру) место и просила передать мне меч. Они прислали мне его" (цитата по А. Холлу из документов судебного процесса). После одержанных ею больших побед вдохновенная воительница (в 1920 г. Причисленная к лику святых, должна была, конечно, погибнуть от меча, поднятого ею (см. Евангелие от Матфея 26:52).
Меч, воткнутый в землю
Увенчайте меня лаврами.
Символ олицетворяет победу и мир. Острие меча, погруженное в землю, показывает, что его работа завершена - приняв на себя славную битву, он добыл победу, в результате которой наступил мир и покой. ... имеет также и моральное значение: смысл его в том, что благочестивый христианин, сражавшийся в славной битве и добывший победу, в конечном счете возвращается к земле (могиле), обретая мир и ожидая венца бессмертия.
Меч, в сущности, состоит из лезвия и рукоятки, поэтому он является символом "соединения", особенно если, как в средние века, принимает форму креста. Меч был объектом исключительного поклонения у многих первобытных народов. Скифы имели обыкновение ежегодно приносит в жертву нескольких коней лезвию меча, в котором видели бога войны. Сходным образом римляне верили, что железо, благодаря тому, что оно ассоциируется с Марсом, способно предохранять от злых духов (8). Подобная вера до сих пор сохраняется в Шотландии (21).
Основатели городов в древней китайской книге "Шицзин" носят мечи (7).
В качестве религиозного символа меч до сих пор используется как часть церемониального одеяния епископов восточных церквей. Его первоначальное значение, однако, - символ раны и способности нанести рану, а потому - свободы И силы. Шнайдер показал, что в мегалитической культуре меч является противоположностью прялки, служащей женственным символом непрерывности жизни. Меч и прялка, соответственно, символизируют смерть и плодородие - две п^сйвоположности, составляющие базовую символику гор (Шнайдер предполагает, что эквивалентами из животного мира являются фаллическая рыба и лягушка) (50). Более того, учитывая космический смысл жертвоприношения (т.е. инверсию подразумеваемых реальностей земного и небесного порядков), в мече можно увидеть символ физического уничтожения и физической решительности (60), равно как духа и слова Божия; последнее было особенно распространенным символом на протяжении Средних веков (4). В этой связи Бейли привлекает внимание к интересному соответствию между словами "меч" (sword) и "слово" (word).
Несомненно, в символике меча присутствует социальный фактор, поскольку меч представляет собой орудие, присущее рыцарю - защитнику света от сил тьмы. Но фактом является и то, что меч играет сходную духовную роль в ритуалах, существовавших на заре времен и сохраняющихся даже в нынешнем фольклоре: он обладает магической властью отражать силы тьмы, персонифицируемые в образе "враждебных мертвых", а потому всегда фигурирует в апотрофеических ("отвращающих") танцах. Когда он выступает в ассоциации с огнем и языками пламени (которые соответствуют ему по форме и блеску), он символизирует очищение. Шнайдер подкрепляет эти сведения замечанием, что> в то время как очищение сопровождается огнем и мечом, наказанию сопутствуют плеть и дубинка (51).
В алхимии меч - символ очищающего огня. Золотой меч - Хрисаор в греческой мифологии - представляет собой символ высшего одухотворения (15).
Меч западного типа, с его прямым лезвием, благодаря своей форме служит мужским, солнечным символом. Восточный меч, будучи изогнутым, представляет собой женское, лунное начало. Здесь необходимо напомнить общее значение оружия, делающее его антитезой чудовищу.
Меч, благодаря подразумеваемому им "физическому уничтожению", должен быть символом духовной эволюции, так же как дерево - символом инволюции; т. е. дерево выступает представителем жизни, развивающейся внутри материи, а.также активности. Такой дуализм духа, с одной стороны, и жизни - с другой, Людвиг Клагес, со своей стороны, разрешил в пользу жизни; однако Новалис хорошо выразил противоположное мнение своим замечанием, что "жизнь есть болезнь духа". Этот дуализм в достаточной степени иллюстрируется противопоставлением характеристик дерева (являющегося женственным) и металла. Если дерево соответствует процессу разрастания, то меч представляет обратное. По крайней мере, "Сад душевный" (Ульм, 1483) Конрада Динкмута, как и многие подобные произведения, содержит относящееся к XV веку изображение Христа, где слева от Его лица расположена ветвь дерева, а на другой стороне симметрично ей находится меч. Подобное ассоциирование меча с деревом характерно для глубокой древности: существует доисторический германский рельеф, где изображены две фигуры - одна женская, несущая ветвь, другая мужская, несущая меч. Здесь также можно усмотреть аллегорию Войны и Мира; конечно, средневековая иллюстрация может содержать аллюзию на оливковую ветвь, но ничего подобного нельзя сказать о германском рельефе.
Эвола утверждает, что меч связан с Марсом, но имеет дополнительную вертикальную - а также горизонтальную - символику, указывающую, собственно говоря, на жизнь и смерть. Он также связан со сталью как символ трансцендентной твердости всепобеждающего духа. Процитируем Эмилимо Собехано, "Мечи Испании" (в "Испанском искусстве", XXI, 1956): "Как заметил Ливии, у германских народов меч никогда не был слишком распространен; напротив, он служил в качестве символа, подобающего верховной власти и наивысшему рангу; следует вспомнить о торжественности" которой сопровождалось введение звания Comes ("спутник-меченосец"), учрежденного императором Гордианом в 247 году... Меч - почти исключительная прерогатива высокопоставленных лиц.
Существует арабское предание, гласящее, что меч изобрели иудеи и что местом, где он бмл впервые изготовлен (трагический знак того, как идея меча впервые вошла в мир), была гора Касиум в окрестностях Дамаска, которая прославилась в исламском мире своей сталью и на которой, по древнему верованию. Каин убил своего брата. Именно там, по фатальному стечению обстоятельств, осели первые ремесленники, занятые изготовлением новоизобретенного оружия".
Огненный меч свидетельствует о внутренней связи между символами меча, стали (железа). Марса и огня; все они обладают "общий ритмом". С другой стороны, им подчеркивается тепло огня и холод обнаженного металла; т.е. огненный меч является символом, подразумевающим амбивалентный синтез, подобно вулкану (gelat et ardet - "холодит и жжет"), а также символом оружия, охраняющего Рай (царство любовного огня) от земли (мир страдания).
Поскольку меч символизирует духовную активность либо смелость героя, сломанный меч служит символом тех же качеств, пребывающих в состоянии уничтожения. Тем не менее, как и "похороненный меч", он чаще выступает в средневековых легендах в качестве наследства, котороепредстоит отвоевать с помощью личной доблести. Так, в молодости Зигфрид находит обломки меча Бальмунга, который Один, как говорили, вручил его отцу. Кузнец Миме не смог заново сковать его, однако Зигфриду это удалось. Во входящем в артуровский цикл эпосе, называемом "Поэмы о Гавейне" (Jean Marx. Nouvelles Recherches sur la litterature, Paris, 1965), Гавейну вручается сломанный меч, который он оказывается неспособным починить до конца, что символизирует его неспособность проникнуть к "центру" того, что им предпринято.
Кроме своей очевидной агрессивно-защитной функции, меч - важный символ власти, правосудия, высшей справедливости, всепроникающего разума, проницательности, фаллической силы, света, разделения и смерти. Такой необыкновенно богатый символизм отчасти объясняется тем, что при изготовлении этого грозного оружия использовались тайные знания и навыки, благодаря чему мечи наделялись сверхъестественными свойствами. Отсюда и многочисленные легенды о волшебных мечах, таких, как Экскалибур - меч короля Артура, а также использование меча в качестве эмблемы колдовского ремесла. Культ меча, особенно заметный в японской культурной традиции и в субкультуре средневековых рыцарей-крестоносцев, способствовал тому, что меч приобрел и церемониальное и ритуальное значение, например, при посвящении в рыцари. В Японии меч, сделанный, согласно преданию, из хвоста восьмиголового дракона, считается одним из Трех Великих Сокровищ Императора. В искусстве мечи - атрибут аллегорических фигур Правосудия, Постоянства Силы Духа и Гнева, а также святого Павла, который называл Слово Господа "мечом духовным". Обоюдоострый меч - особенно важный символ божественной мудрости и правды. В Откровении написано, что такой меч выходит из уст самого Христа (Откровение, 1:16). Подобно этому, в буддизме меч воспринимается как оружие мудрости, отсекающее невежество. Вишну часто изображали с огненным мечом познания в руках. Волнистые, напоминающие язык пламени, обоюдоострые мечи также связывали с очищением, например, в алхимии, где такой меч - эмблема огня, С очищением связаны и изображения библейского херувима с огненным мечом, который охраняет дорогу, ведущую в Эдем (Бытие, 3:24). Меч, лежащий между мужчиной и женщиной, - знак как чистоты их отношений, так и запрета на близость. Дамоклов меч - из легенды о фаворите сиракузского тирана Дионисия I. Тиран посадил Дамокла на трон на один день, но при этом повесил над его головой на конском волосе меч, чтобы Дамокл понял призрачность счастья и благополучия властителя. Меч часто изображали вместе с весами, как эмблему правосудия. Меч держит в руках и архангел Михаил. Часто меч появлялся в изображениях Христа-Судии как символ кары Господней. Сломанный меч символизирует поражение. Китайские народные приметы говорят, что женщина, увидевшая во сне, что она вынимает из воды меч, родит сына; упавший в воду меч предсказывал скорую смерть женщины. Танцы с мечами символизируют противостояние смерти.
ХРИСТИАНСТВО
Меч использован в качестве атрибута многих святых, которые, согласно традиции, претерпели от него мученическую смерть. Среди них: Св. Павел, которого обезглавили, Св. Евфимия, которую после того, как львы отказались растерзать ее, постигла подобная участь, Св. Агнесса, претерпевшая аналогичную смерть, и Св. Петр Мартир, который был зарублен мечом. Иногда Св. Юстину изображали с мечом, пронзающим её грудь. Архангелу Михаилу присвоен меч воина, равно как и Св. Георгию Каппадокийскому. Св. Иоанн Гуальберт иногда бывает изображен с мечом в руке, напоминающем о преследовании им убийцы его брата. Св. Мартин изображен с мечом и плащом, который он разрезал мечом надвое, чтобы дать половину нищему.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Меч в постели гарантирует целомудрие. "История Тристана и Изольды", 1484 г.
Меч в руке архашела Михаила. Гравюра на дереве. Л. Кранах. 1506 г.
Чашка японскою меча. разделяющая клинок и рукоять, ок. 1750 г.

Символ воинственности, героического начала, силы, правосудия. Подобно оружию других видов, отражает символику власти. Также связывается с разумом, проницательностью, светом, истиной, мудростью.

Парным мечу «женским» образом является прялка, воплощающая созидательную деятельность, в то время как меч выступает как оружие защиты последней. Прялка и меч, соответственно, символизируют процветание и безопасность; в то же время, поскольку меч несет гибель, они противопоставлены в рамках оппозиции жизнь – смерть.

Меч являлся атрибутом римского бога Марса, выступающего в качестве охранителя мирного труда. Во многих традициях меч наделялся способностью защищать от злых духов, обезвреживать их влияние; например, китайские духи – стражи порога традиционно изображались с мечами. Аналогичным образом в христианстве нечестивость и ересь изводятся не только огнем, но и мечом.

Меч ассоциируется с раной как знаком и условием человеческой свободы. Также он наделяется фаллическими характеристиками. Так, например, в японском мифе богиня Аматэрасу рождает на свет детей, проглотив меч, принадлежащий ее брату. Меч связывается с солярной символикой, выступая атрибутом солнечных героев. В западной традиции меч становится орудием рыцаря – защитника света от сил тьмы. Меч, оставляющий след в плоти, несущий уничтожение физическому, может быть истолкован как символ духовного начала.

В мифологии и фольклоре фигурирует мотив меча-кладенца, либо сломанного меча, которые олицетворяют некое сокровище, либо наследство, долженствующее быть обретенным (восстановленным) героем в ходе трудных испытаний. В раннем средневековье кузнец представлялся существом необыкновенным, близким к колдуну, несомненно, по причине своего умения изготовлять оружие, ковать мечи.

Скандинавская сага так описывает магические манипуляции кузнеца Велунда, кующего чудесный меч: «Король сказал: «Добрый меч» и хотел взять его себе. Велунд же отвечал: «Он еще недостаточно хорош, нужно, чтобы он стал еще лучше, и я не успокоюсь, пока не добьюсь этого». Велунд вернулся в свою кузницу, взял напильник, сточил меч в мелкую стружку и смешал ее с мукой, Потом он накормил этой смесью прирученных птиц, которых три дня держал без пищи. Он расплавил птичий помет в горне, получил железо, очистил его от окалины и снова выковал меч размером меньше первого... Они спустились к реке. Велунд взял клок шерсти толщиной в три пяди и такой же длины и бросил его в воду. Он спокойно погрузил в реку меч, и лезвие рассекло шерсть так же легко, как оно рассекало течение...»

В христианской культуре меч выступал как символ духа и слова Божия. В средневековой Европе в качестве знаков власти фигурировали меч светский и меч духовный (Папе, как преемнику святого Петра, наместнику Бога, принадлежали оба). В католицизме пламенеющий меч выступает как символ воинственной церкви. В алхимии меч – символ очищающего огня. В японской традиции меч является одним из трех священных императорских сокровищ.