Технологическая карта технологическая карта на устройство столбчатых монолитных фундаментов с использованием мелкощитовой опалубки. Технологическая карта на монтаж опалубки монолитного дома Организация и технология выполнения работ

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА УСТАНОВКУ И РАЗБОРКУ ОПАЛУБКИ МОНОЛИТНОЙ ПЛИТЫ ПЕРЕКРЫТИЯ

Утверждаю
Ген. директор ЗАО "ГК ИНЖГЛОБАЛ"
А. Х. Карапетян 2014 г.

1. Область применения

1. Область применения

1.1. Технологическая карта разработана для организации труда рабочих, занятых установкой и разборкой опалубки монолитных железобетонных плит перекрытия.

1.2. В состав технологической карты входят следующие работы:

- установка опалубки;

- разборка опалубки.

1.3. В состав работ, рассматриваемых технологической картой, входит:

- строповка и подача элементов опалубки (рамных опор, стоек, треног, унивилок, деревянных балок, фанеры) на монтажный горизонт;

- устройство опалубки под балку;

- устройство опалубки под балконную плиту;

- устройство опалубки под "зуб";

- устройство опалубки под перекрытие;

- устройство опалубки торца плиты перекрытия;

- устройство временных ограждений;

- устройство проемообразователей;

- демонтаж опалубки;

- очистка, смазка, хранение и транспортировка элементов опалубки.

1.4. Опалубка должна удовлетворять следующим требованиям:

- прочность, неизменяемость, правильность формы и размеров;

- надежное восприятие вертикальных и горизонтальных нагрузок;

- плотность поверхности (отсутствие щелей), исключение просачивания через нее цементного молочка;

- способность обеспечивать требуемое качество бетонной поверхности;

- возможность многократного использования;

- технологичность-удобство в работе, возможность быстрой установки и разборки.

2. Технология и организация выполнения работ

2.1. Требования к предшествующим работам

2.1.1. До начала установки опалубки должны быть закончены следующие работы:

- подготовлено основание для установки опалубки;

- выполнены конструкции колонн и стен, составлены акты их приемки на основании исполнительной геодезической съемки;

- завезены и складированы в монтажной зоне башенного крана элементы опалубки перекрытий;

- проверено наличие, маркировка элементов опалубки;

- подготовлены и опробованы механизмы, инвентарь, приспособления, инструмент;

- устроено освещение рабочих мест и строительной площадки;

- выполнены все мероприятия по ограждению проемов, лестничных клеток, периметра железобетонной плиты в соответствии с СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве ч.1";

- выполнен перенос высотной отметки на этаж.

2.2. Технология производства работ

Установка опалубки

2.2.1. Устройство опалубки перекрытия начинается с подачи рамных опор, телескопических стоек, треног, унивилок, деревянных балок, листов фанеры на монтажный горизонт, к рабочему месту.

2.2.2. Сначала выполняется опалубка с более низкой отметкой. Работу начинаем с устройства опалубки под балки.

2.2.3. В связи с выбранным способом устройства опалубки, устройство двойной палубы, одновременно устраивается опалубка под балку, балконную плиту, "зуб".

2.2.4. Монтаж опалубки начинается с установки рамных опор ID15 на расстоянии не менее 50 мм от края плиты в соответствии со схемой расстановки, л.2 и л.3 графической части.

Предварительно установить высоту рамной опоры (расстояние от пола до низа главной балки) по шаблону, отрегулировав винтовые головки и винтовые ножки.

2.2.5. На винтовые головки (корону) установить главные балки (деревянная балка 2,9 м).

В соответствии с разрезами 1-1, 2-2, 3-3, 4-4 (л.5, 6 графической части) и схемой раскладки балок (л.4 графической части).

2.2.6. На главные балки установить второстепенные балки (деревянные балки 4,2 м) с шагом 400 мм.

В осях Г-Д/1, Е-Ж/7, где проходит "зуб", при невозможности использовать балку 4,2 м (расстояние между стен в чистоте в этих местах составляет 2900 мм и 2660 мм), установить две спаренных балки 2,5 м.

2.2.7. На установленные второстепенные балки уложить листы ламинированной фанеры, толщиной 18 мм. Таким образом, формируется нижняя палуба (отметка +6,040). Фанеру прибить к деревянным балкам. Схему раскладки фанеры см. лист 4, а также листы 5 и 6 графической части.

2.2.8. Отнивелировать нижнюю палубу.

2.2.9. С помощью геодезических приборов, вынести на нижнюю палубу линии граней бетонируемой балки для устройства вертикальной палубы.

2.2.10. Вертикальная палуба балки формируется из полос ламинированной фанеры, шириной 300 мм. Размеры и раскладку см. лист 3 графической части.

Полосы фанеры соединить между собой брусом 50х50. Брус также используется, чтоб была возможность прибить гвоздями к нижней палубе и к верхней, см.узел А лист 5 графической части.

Для устойчивости вертикальной палубы устроить подкос из бруса 50х50.

2.2.11. На нижнюю палубу установить деревянные балки 2,5 м.

Под эти балки подложить брус 82х82 (для набора высоты).

Под балконной плитой деревянные балки располагаются перпендикулярно бетонируемой балке с шагом 400 мм, под "зубом" вдоль бетонируемой балки.

Схему раскладки деревянных балок см. на л.5 и 6 графической части.

2.2.12. На установленные деревянные балки уложить листы ламинированной фанеры, в соответствии с схемой раскладки лист 3 графической части.

2.2.13. Для устройства "зуба", где проходит стена, использовать кронштейн.

Кронштейн крепится при помощи стяжки.

На кронштейн укладывается брус 100х100.

К брусу крепится ламинированная фанера.

Схему устройства палубы см. разрез 6-6 и 7-7 лист 7 графической части.

Схему размещения кронштейнов для формирования зуба см. лист 2 графической части.

2.2.14. Устройство опалубки под плиту перекрытия.

В соответствии со схемой раскладки (лист 2 графической части) промерить метром и отметить мелом места установки стоек.

Начинать с установки крайних стоек под главные балки, на расстоянии 4,0 м вдоль буквенных осей.

Расстояние между стойками вдоль цифровых осей соответствует шагу главных балок.

2.2.15. Вставить в стойку унивилку. Стойку раздвинуть по шаблону до длины, заданной высотой до главной (нижней) балки. Стойку установить и раскрепить треногой.

2.2.16. На установленные и раскрепленные стойки с помощью монтажной вилки установить главные балки (деревянные балки 4,2 м). Шаг главных балок составляет 1,5 м.

2.2.17. На главные балки с помощью монтажной вилки установить второстепенные балки (деревянные балки 3,3 м) без креплений. Шаг второстепенных балок составляет 0,40 м.

2.2.18. На второстепенные балки уложить листы ламинированной фанеры, вплотную друг к другу так, чтобы щели между ними были не более 2 мм. Первые листы фанеры подаются с забетонированного перекрытия, после укладки не менее 12 листов, фанера подается на устроенную палубу.

Листы и полосы фанеры крайние по периметру крепят гвоздями к второстепенным балкам во избежание опрокидывания.

Схему раскладки фанеры см. лист 3 графической части.

2.2.19. Листы фанеры, подходящие к опалубке под балку, укладывать в последнюю очередь, после того, как установлена вертикальная палуба балки.

2.2.20. Для удобства монтажа опалубки (а также демонтажа) стандартный лист фанеры распилить на части 2440х610 мм.

2.2.21. В некратных местах рекомендуется использовать обычную фанеру, пропитанную эмульсией для смазки.

2.2.22. Места перепила ламинированной фанеры становятся восприимчивы к влаге и подлежат влагостойкой обработке (расплавленным парафином, обработкой двумя слоями грунтовки).

2.2.23. Поверхность палубы необходимо отнивелировать.

2.2.24. После установки палубы плиты перекрытия, балконной плиты, "зуба", устроить бортик, высотой равной толщине перекрытия.

Опалубка торца перекрытия выполняется следующим образом.

Выполняется линия торца плиты, к палубе по линии крепятся полосы фанеры, шириной равной высоте перекрытия. Во избежание опрокидывания торца устроить подкос из бруса 50х50.

2.2.25. С помощью универсальных ограждений, которые крепятся к деревянным балкам, устроить временное ограждение. Установить стойки ограждения, с шагом не более 1200 мм, в скобы стоек вставить ограждающие доски.

2.2.26. Устройство проемообразователей. Проемообразователи изготавливаются из ламинированной фанеры. Размер проемообразователей по наружным граням соответствует габаритам проема в плите перекрытия. Проемообразователи устанавливаются в проектное положение и прибиваются к палубе плиты перекрытия.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ, МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ

АОЗТ ЦНИИОМТП

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА УСТРОЙСТВО СТОЛБЧАТЫХ МОНОЛИТНЫХ ФУНДАМЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕЛКОЩИТОВОЙ ОПАЛУБКИ

Москва

В технологической карте рассмотрено устройство столбчатых монолитных фундаментов под железобетонные колонны с использованием металлической опалубки.

Приведены организация и технология строительных процессов, указаны основные правила техники безопасности. Представлены конструктивные схемы по организации и технологии работ.

Технологическая карта разработана АОЗТ ЦНИИОМТП (Б.В. Жадановский зав. отделом, канд. техн. наук, О.В. Баранов, Л.В. Жабина при участии зав. сектором компьютерных и информационных технологий Ягудаева Л.М.).

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Технологическая карта разработана на устройство столбчатых монолитных фундаментов под каркас гражданских и промышленных зданий с использованием мелкощитовой опалубки.

1.2. Технологической картой предусматривается устройство монолитных фундаментов с применением мелкощитовой опалубки, разработанной АОЗТ ЦНИИОМТП (проект 794В-2.00.000).

1.3. В качестве эталона при разработке карты принят фундамент серии 1-412 объемом 14,7 м 3 .

1.4. В технологической карте рассмотрены варианты подачи бетонной смеси в конструкции:

автомобильным краном в бункерах;

автобетононасосом СБ-170-1.

1.5. Транспортирование бетонной смеси предусматривается автобетоносмесителем СБ-159Б-2.

1.6. Работы выполняются в летний период в две смены.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1. До начала устройства фундаментов должны быть выполнены следующие работы:

организован отвод поверхностных вод от площадки;

устроены подъездные пути и автодороги;

обозначены пути движения механизмов, места складирования, укрупнения арматурных сеток и опалубки, подготовлена монтажная оснастка и приспособления;

завезены арматурные сетки, каркасы и комплекты опалубки в необходимом количестве;

выполнена необходимая подготовка под фундаменты;

произведена геодезическая разбивка осей и разметка положения фундаментов в соответствии с проектом;

на поверхность бетонной подготовки краской нанесены риски, фиксирующие положение рабочей плоскости щитов опалубки.

2.2. Подготовленное основание под фундаменты должно быть принято по акту комиссией с участием заказчика, подрядчика и представителя проектной организации. В акте должно быть отражено соответствие расположения, отметок дна котлована, фактического напластования и природных свойств грунтов данным проекта, а также возможность заложения фундаментов на проектной отметке, отсутствие нарушений природных свойств грунтов основания или качества их уплотнения в соответствии с проектными решениями.

2.3. На устройство подготовки под фундаменты должны быть составлены акты на скрытые работы.

2.4. Перед установкой опалубки и арматуры железобетонных фундаментов производитель работ (прораб, мастер) должен проверить правильность устройства бетонной подготовки и разметки положения осей и отметок основания фундаментов.

Опалубочные работы

2.5. Опалубка на строительную площадку должна поступать комплектно, пригодной к монтажу и эксплуатации, без доделок и исправлений.

2.6. Поступившие на строительную площадку элементы опалубки размещают в зоне действия монтажного крана. Все элементы опалубки должны храниться в положении, соответствующем транспортному, рассортированные по маркам и типоразмерам. Хранить элементы опалубки необходимо под навесом в условиях, исключающих их порчу. Щиты укладывают в штабели высотой не более 1 - 1,2 м на деревянных прокладках; схватки по 5 - 10 ярусов общей высотой не более 1 м с установкой деревянных прокладок между ними; остальные элементы в зависимости от габаритов и массы укладывают в ящики.

2.7. Мелкощитовая опалубка состоит из следующих составных частей:

линейные щиты выполнены из гнутого профиля (швеллер), палуба в щитах выполнена из ламинированной фанеры толщиной 12 мм;

несущие элементы - схватки предназначены для восприятия нагрузок, действующих на опалубку, а также для объединения отдельных щитов в панели или блоки. Они изготовлены из гнутого профиля (швеллера);

щиты угловые - служат для объединения плоских щитов в замкнутые контуры;

уголок монтажный - служит для соединения щитов и панелей в замкнутые опалубочные контуры;

крюк натяжной - применяют для крепления схваток к щитам;

кронштейн - служит основанием для рабочего настила.

2.8. Монтаж и демонтаж опалубки ведут при помощи автомобильного крана КС-35715 или КС-45719, КС-4572А.

2.9. До начала монтажа опалубки производят укрупнительную сборку щитов в панели в следующей последовательности:

на площадке складирования собирают короб из схваток;

на схватки навешивают щиты;

на ребро щитов панели наносят краской риски, обозначающие положение осей.

2.10. Устройство опалубки фундаментов производят в следующем порядке:

устанавливают и закрепляют укрупненные панели опалубки нижней ступени башмака;

устанавливают собранный короб строго по осям и закрепляют опалубку нижней ступени металлическими штырями к основанию;

наносят на ребра укрупненных панелей короба риски, фиксирующие положение короба второй ступени фундамента;

отступив от рисок на расстояние, равное толщине щитов, устанавливают предварительно собранный короб второй ступени;

окончательно устанавливают короб второй ступени;

в той же последовательности устанавливают короб третьей ступени;

наносят на ребра укрупненных панелей верхнего короба риски, фиксирующие положение короба подколонника;

устанавливают короб подколонника;

устанавливают и закрепляют опалубку вкладышей.

Смонтированная опалубка принимается по акту мастером или прорабом.

2.11. За состоянием опалубки должно вестись непрерывное наблюдение в процессе бетонирования. В случае непредвиденных деформаций отдельных элементов опалубки или недопустимого раскрытия щелей следует установить дополнительные крепления и исправлять деформированные места.

2.12. Демонтаж опалубки разрешается производить только после достижения бетоном требуемой согласно СНиП 3.03.01-87 прочности и с разрешения производителя работ.

2.13. В процессе отрыва опалубки поверхность бетонной конструкции не должна повреждаться. Демонтаж опалубки производится в порядке, обратном монтажу.

2.14. После снятия опалубки необходимо:

произвести визуальный осмотр опалубки;

очистить от налипшего бетона все элементы опалубки;

произвести смазку палуб, проверить и нанести смазку на винтовые соединения.

2.15. Схемы производства опалубочных работ даны на рис. 1 - 5.

Арматурные работы

2.16. Арматурные сетки подколонников доставляют на строительную площадку и разгружают на площадке укрупнительной сборки, сетки башмаков - на площадке для складирования.

2.17. Сборка армокаркасов подколонника ведется на стенде сборки с помощью кондуктора, путем прихватки арматурных сеток между собой электродуговой сваркой или вязкой.

2.18. Армокаркасы и сетки башмаков массой свыше 50 кг устанавливают автомобильным краном в следующем порядке:

укладывают арматурные сетки башмака на фиксаторы, обеспечивающие защитный слой по проекту.

2.19. Арматурные работы выполняют в следующем порядке:

устанавливают арматурные сетки башмака на фиксаторы, обеспечивающие защитный слой бетона по проекту;

после устройства опалубки башмака устанавливают арматурные подколонники с креплением его к нижней сетке вязальной проволокой.

2.20. Арматурные работы должны выполняться в соответствии со СНиП 3.03.01-81 «Несущие и ограждающие конструкции».

2.21. Приемка смонтированной арматуры осуществляется до установки опалубки и оформляется актом освидетельствования скрытых работ. В акте приемки смонтированных армоконструкции должны быть указаны номера рабочих чертежей, отступления от чертежей, оценка качества смонтированной арматуры.

После установки опалубки дают разрешение на бетонирование.

2.22. Схемы производства арматурных работ даны на рис. 6 и 7.

Бетонные работы

2.23. До начала укладки бетонной смеси должны быть выполнены следующие работы:

проверена правильность установленных арматуры и опалубки;

устранены все дефекты опалубки;


Фундамент Ф-1 под железобетонные колонны

Рис. 1

Схема раскладки щитов опалубки

Поз. см. на рис. 3.

Рис. 2


Спецификация элементов опалубки

Наименование

Количество на фундамент Ф-1, шт.

Площадь щитов, м 2

Масса, кг

одного щита

на фундамент Ф-1

на фундамент Ф-1

Уголок монтажный

Уголок монтажный

Крюк натяжной

Замок стяжки

Кронштейн с настилом и навесной лестницей

1. Раскладку щитов опалубки см. на рис. 2.

2. Кронштейн поз. 20 условно не показан.

Рис. 3

Поз. см. на рис. 3.

Рис. 4


Схема производства опалубочных работ

1 - кран автомобильный КС-35715; 2 - площадка складирования; 3 - щиты опалубки; 4 - схватки; 5 - уголки монтажные; 6 - укрупненные панели опалубки; 7 - арматурный каркас; 8 - строп; 9 - бетонная подготовка

Рис. 5


Схема армирования фундамента Ф-1

Схема раскладки сеток подошвы

Спецификация арматурных сеток

Условная марка

Количество, шт.

Масса, кг

одного элемента

Рис. 6

Схема производства арматурных работ

1 - кран автомобильный КС-35715; 2 - площадка складирования; 3 - опалубка фундамента; 4 - уложенные арматурные сетки; 5 - устанавливаемый арматурный каркас; 6 - строп; 7 - инвентарный щит (изготавливается по месту); 8 - фиксатор защитного слоя бетона

Рис. 7

проверено наличие фиксаторов, обеспечивающих требуемую толщину защитного слоя бетона;

приняты по акту все конструкции и их элементы, доступ к которым с целью проверки правильности установки после бетонирования невозможен;

очищены от мусора, грязи и ржавчины опалубка и арматура;

проверена работа всех механизмов, исправность приспособлений оснастки и инструментов.

2.24. Доставка на объект бетонной смеси предусматривается автобетоносмесителями СБ-92В-2 или СБ-159Б-2.

2.25. Подача бетонной смеси к месту укладки рассмотрена в двух вариантах:

автомобильным краном в поворотных бункерах вместимостью 1,6 м 3 смеси конструкции АОЗТ ЦНИИОМТП;

при помощи автомбетононасоса.

2.26. В состав работ по бетонированию фундаментов входят:

прием и подача бетонной смеси;

укладка и уплотнение бетонной смеси;

уход за бетоном.

2.27. Бетонирование фундаментов осуществляется в два этапа:

на первом этапе бетонируют башмак фундамента и подколонник до отметки низа вкладыша;

на втором этапе бетонируют верхнюю часть подколонника после установки вкладыша.

2.28. Для загрузки бетонной смесью поворотные бункеры не требуют перегрузочных эстакад, а подаются к месту загрузки бетонной смесью автомобильным краном, который устанавливает бункеры в горизонтальное положение.

Автобетоносмеситель задним ходом подъезжает к бункеру и разгружается. Затем автомобильный кран поднимает бадью и в вертикальном положении подает ее к месту выгрузки. В зоне действия автомобильного крана обычно размещают несколько бункеров вплотную один к другому с расчетом, чтобы суммарная вместимость их равнялась вместимости автобетоносмесителя. В этом случае загружаются бетонной смесью одновременно все подготовленные бункеры-бадьи и затем кран поочередно подает их к месту выгрузки.

2.29. При бетонировании монолитных фундаментов автобетононасосом радиус действия распределительной стрелы позволяет производить укладку бетонной смеси в несколько фундаментов. Нормальная эксплуатация автобетононасосов обеспечивается в том случае, если по бетоноводу перекачивают бетонную смесь подвижностью 4 - 22 см, что способствует транспортированию бетона на предельные расстояния без расслоения и образования пробок.

2.30. Схемы производства бетонных работ даны на рис. 8 и 9.

2.31. Бетонную смесь укладывают горизонтальными слоями толщиной 0,3 - 0,5 м.

Каждый слой бетона тщательно уплотняют глубинными вибраторами. При уплотнении бетонной смеси конец рабочей части вибратора должен погружаться в ранее уложенный слой бетона на 5 - 10 см. Шаг перестановки вибратора не должен превышать 1,5 радиуса его действия. В углах и у стенок опалубки бетонную смесь дополнительно уплотняют вибраторами или штыкованием ручными шуровками. Касание вибратора во время работы к арматуре не допускается. Вибрирование на одной позиции заканчивается при прекращении оседания и появления цементного молока на поверхности бетона. Извлекать вибратор при перестановке следует медленно, не выключая, чтобы пустота под наконечником равномерно заполнялась бетонной смесью.

Перерыв между этапами бетонирования (или укладкой слоев бетонной смеси) должен быть не менее 40 минут, но не более 2 часов.

2.32. После укладки бетонной смеси в опалубку необходимо создать благоприятные температурно-влажностные условия для твердения бетона. Горизонтальные поверхности забетонированного фундамента укрывают влажной мешковиной, брезентом, опилками, листовыми, рулонными материалами на срок, зависящий от климатических условий, в соответствии с указаниями строительной лаборатории.

2.33. Работы по устройству монолитных бетонных фундаментов выполняют следующие звенья:

разгрузку и сортировку арматурных сеток и элементов опалубки, погрузку и разгрузку армокаркасов, собранных на стенде, монтаж армокаркасов подколонников, монтаж и демонтаж вкладышей - звено № 1:

машинист 5 разр. - 1 человек,

монтажник (такелажник) 4 разр. - 1 человек,

2 разр. - 2 человека.

опалубочные работы - установку элементов опалубки фундаментов, разборку опалубки с очисткой поверхности, смазку щитов эмульсией - звено № 2:

слесари строительные 4 разр. - 2 человека,

3 разр. - 1 человек,

2 разр. - 1 человек;


Схема производства бетонных работ при подаче бетонной смеси краном в бункерах

1 - кран автомобильный КС-35715; 2 - автобетоносмеситель СБ-92В-2; 3 - бункер поворотный БПВ-1,6; 4 - строп; 5 - кронштейн; 6 - ограждение; 7 - щиты опалубки; 8 - бетонируемый фундамент; 9 - площадка складирования

Рис. 8

Схема производства бетонных работ при подаче бетонной смеси автобетононасосом

1 - автобетононасос СБ-170-1; 2 - автобетоносмеситель СБ-92В-2; 3 - щиты опалубки; 4 - бетонируемый фундамент

Рис. 9


арматурные работы - установку арматурных сеток башмаков, укрупнительную сборку арматурных сеток подколонников на кондукторе, сварочные работы - звено № 3:

арматурщики 3 разр. - 1 человек,

2 разр. - 2 человека,

электросварщик 3 разр. - 1 человек;

бетонные работы (при подаче бетонной смеси краном) - прием бетонной смеси из автобетоносмесителя, подачу бетонной смеси краном, укладку бетонной смеси с уплотнением вибраторами, уход за бетоном - звено № 4:

бетонщики 4 разр. - 1 человек,

3 разр. - 1 человек,

2 разр. - 2 человека;

бетонные работы (при подаче бетонной смеси автобетононасосом) - укладку бетонной смеси автобетононасосом с уплотнением вибраторами, очистку бетоновода, уход за бетоном - звено № 5:

машинист 5 разр. - 1 человек;

оператор 5 разр. - 1 человек,

бетонщики 3 разр. - 1 человек,

2 разр. - 1 человек.

2.34. Производство бетонных работ при отрицательных температурах воздуха.

При производстве бетонных работ в зимнее время следует руководствоваться правилами СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» и СНиП III-4-80 * «Техника безопасности в строительстве».

Зимние условия бетонирования считаются при среднесуточной температуре наружного воздуха не выше 5 °С или минимальной температуре в течение суток ниже 0 °С.

В зимних условиях выбор добавок и расчет их количества осуществляется так же, как в летнее время.

Возведение монолитных железобетонных конструкций может быть осуществлено, как правило, с использованием нескольких способов зимнего бетонирования. Выбор способа следует производить, исходя из требований минимальных величин трудоемкости и энергоемкости, стоимости и продолжительности работ, а также с учетом местных условий (температуры наружного воздуха, объемов работ, наличия специального оборудования, электрических мощностей и т.п.).

Перспективными являются комбинированные способы зимнего бетонирования, которые представляют собой сочетание двух или более традиционных способов, например, термос + применение бетонов с противоморозными добавками, электропрогрев или обогрев в греющей опалубке бетонов, содержащих противоморозные добавки, электрообработка бетона в тепляках и др.

Способ термоса

Сущность способа заключается в нагревании бетона за счет подогрева заполнителей и воды и использовании тепла, выделяющегося при твердении цемента, для приобретения бетоном заданной прочности в процессе его медленного остывания в утепленной опалубке.

Применение бетонов с противоморозными добавками

Сущность способа заключается во введении в бетонную смесь при ее приготовлении добавок, понижающих температуру замерзания воды, обеспечивающих протекание реакции гидротации цемента и твердения бетона при температуре ниже 0 °С.

Добавки вводят в бетонную смесь в виде водных растворов рабочей концентрации, которые получают смешиванием концентрированных растворов добавок с водой затворения и подают в бетоносмеситель через дозатор воды.

Предварительный электроразогрев бетонной смеси

Сущность способа заключается в быстром разогреве бетонной смеси вне опалубки путем пропускания через нее электрического тока, укладке смеси в утепленную опалубку, при этом бетон достигает заданной прочности в процессе медленного остывания.

Предварительный электроразогрев бетонной смеси производят в кузовах самосвалов с помощью оборудования поста для разогрева смеси.

При доставке бетонной смеси автобетоносмесителями производят предварительный разогрев смеси на посте разогрева с последующей загрузкой автобетоносмесителя разогретой смесью.

Во избежание чрезмерного загустения горючей бетонной смеси продолжительность ее разогрева не должна превышать 15 минут, а продолжительность транспортирования и укладки - 20 минут.

Для предварительного разогрева бетонной смеси может применяться экзотерический способ. При смешивании смеси с алюминиевой пудрой происходит экзотермическая (с выделением тепла) реакция.

Электропрогрев бетона

Сущность электропрогрева бетона заключается в пропускании через него, как через омическое сопротивление, переменного тока, в результате чего в бетоне выделяется тепло.

Для подведения напряжения к бетону применяются стальные электроды.

Для питания электроподогрева и других способов электротермообработки допускается, как правило, применять понижающие трансформаторы.

Обогрев бетона в термоактивной опалубке

Метод обогрева целесообразен при использовании инвентарных опалубок со стальной или фанерной палубой при бетонировании стен, перекрытий и т.п.

Особенно эффективен он при возведении конструкций и сооружений, бетонирование которых должно вестись без перерывов, а также конструкций, насыщенных арматурой. Метод обогрева экономически и технологически целесообразен не только при использовании разборно-переставных, но и блочных, объемно-переставных, катучих и скользящих опалубок.

Применение термоактивной опалубки не вызывает дополнительных требований к составу бетонной смеси и не ограничивает применение пластифицирующих добавок. Обогрев бетона в греющей опалубке может быть совмещен с электроразогревом бетонной смеси, с применением противоморозных химических добавок или ускорителей твердения.

Обогрев бетона конструкций производят после опалубочной формы для бетонирования. Те части конструкции, которые не перекрыты термоактивной опалубкой, утепляют гибкими покрытиями (одеялами) из стеклоткани и стекловаты.

Технология бетонирования в термоактивной опалубке практически не отличается от технологии работ в летний период. Для предотвращения тепловых потерь с горизонтальных поверхностей при перерывах в укладке бетонной смеси и температуре наружного воздуха ниже минус 20 °С бетонируемую конструкцию укрывают брезентом или пленочным материалом.

Обогрев бетона с применением греющих проводов

Сущность способа обогрева бетона с применением греющих проводов заключается в обогреве бетона с помощью проводов, находящихся в бетоне, которые нагреваются при пропускании электрического тока. Провода закрепляют на арматурных стержнях сеток и каркасов перед укладкой бетонной смеси.

Обогрев бетона горячим воздухом

Применение для обогрева бетона горячего воздуха приводит к большим потерям теплоты. Поэтому данный метод целесообразно использовать при небольшой отрицательной температуре наружного воздуха и достаточно надежной и герметичной тепловой изоляции. Горячий воздух получают в электрокалориферах или огневых калориферах, работающих на жидком топливе.

2.35. Перечень машин и оборудования приведен в таблице 1.

2.36. Перечень технологической оснастки, инструмента, инвентаря и приспособлений приведен в таблице 2.

Перечень машин и оборудования

Таблица 1

Наименование машин, механизмов и оборудования

Тип, марка

Техническая характеристика

Назначение

Кран автомобильный

Длина телескопической стрелы 8 - 18 м. Грузоподъемность 16 т

Подача арматуры, опалубки, бетонной смеси

Автобетононасос

СБ-170-1 (СБ-170-1А)

Дальность подачи распределительной стрелы - 19 м. Производительность до 65 м 3 /ч

Подача бетонной смеси

Автобетоносмеситель

Геометрический объем барабана - 6,1 м 3 . Выход готовой смеси не менее 4,5 м 3

Транспортирование бетонной смеси

Трансформатор сварочный

Напряжение питающей сети 200/380 В. Номинальная мощность 32 кВт. Масса 210 кг

Сварочные работы

Компрессор

Подача сжатого воздуха

Перечень технологической оснастки, инструмента, инвентаря и приспособлений

Таблица 2

Наименование оснастки, инструмента, инвентаря и приспособлений

Марка, ГОСТ, ТУ или организация-разработчик, номер рабочего чертежа

Техническая характеристика

Назначение

Количество на звено (бригаду), шт.

Бункер поворотный

Вместимость 1,6 м 3

Подача бетонной смеси

Бак красконагревательный

Емкость - 20 л, масса - 20 кг

Смазка щитов опалубки

Краскораспылитель ручной пневматический

Масса - 0,66 кг

Смазка щитов опалубки

Устройство для вязки арматурных стержней

Оргтехстрой

Сборка укрупнительных каркасов

Фиксатор для временного крепления арматурных сеток

АОЗТ ЦНИИОМТП

Арматурные работы

Фиксатор для временного крепления арматурных каркасов

Мосоргпромстрой

Арматурные работы

Конструктор для сборки арматурных каркасов

Гипрооргсельстрой

Арматурные работы

Закрутчик

Арматурные работы

Дрель универсальная

Диаметр сверла до 13 мм, масса 2 кг

Сверление отверстий

Электродержатель

Сварочные работы

Вибратор глубинный

Длина вибронаконечника 440 мм, масса 15 кг

Уплотнение бетонной смеси

Строп шестиветвевой универсальный

АОЗТ ЦНИИОМТП Р. Ч. 907-300.000

Строповка конструкций

Лом монтажный

Масса 4,4 кг

Рихтовка элементов

Зубило слесарное

Масса 0,2 кг

Очистка мест сварки

Молоток слесарный

Масса 0,8 кг

Очистка мест сварки

Молоток стальной строительный

Масса 2,2 кг

Простукивание бетона

Масса 0,34 кг

Разравнивание раствора

Кувалда кузнечная тупоносая

Масса 4,5 кг

Подгибание арматурных стержней

Лопата растворная

Масса 2,04 кг

Подача раствора

Щетка металлическая

ТУ 494-61-04-76

Масса 0,26 кг

Очистка арматуры от ржавчины

Скребок металлический

Масса 2,1 кг

Очистка опалубки от бетона

Ключи гаечные

Опалубочные работы

1 комплект

Ножницы для резки арматуры

Масса 2,95 кг

Арматурные работы

Плоскогубцы комбинированные

Масса 0,2 кг

Арматурные работы

Кусачки торцовые

Масса 0,22 кг

Арматурные работы

Напильник

Масса 1,33 кг

Арматурные работы

Рулетка измерительная

Отвес стальной строительный

Масса 0,425 кг

Контрольно-измерительные работы

Уровень строительный

Масса 0,4 кг

Контрольно-измерительные работы

Очки защитные

Масса 0,07 кг

Техника безопасности

Щиток защитный для электросварщика

Масса 0,48 кг

Техника безопасности

Каска строительная

Техника безопасности

На все звено

Пояс предохранительный

Техника безопасности

На все звено

Перчатки резиновые

Бетонные работы

Сапоги резиновые

Бетонные работы

3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ

3.1. Требования к качеству поставляемых материалов и изделий, операционный контроль качества и технологическиепроцессы, подлежащие контролю, приведены в таблице 3.

Таблица 3

Наименование технологических процессов, подлежащих контролю

Предмет контроля

Способ контроля и инструмент

Время проведения контроля

Ответственный за контроль

Технические характеристики оценки качества

Приемка арматуры

Соответствие арматурных стержней и сеток проекту (по паспорту)

Визуально

До начала установки

Производитель работ

Диаметр и расстояния между рабочими стержнями

Штангенциркуль, линейка измерительная

До начала установки сеток

Монтаж арматуры

Отклонение от проектных размеров толщины защитного слоя

Линейка измерительная

В процессе работы

Допускаемое отклонение при толщине защитного слоя более 15 мм - 5 мм; при толщине защитного слоя 15 мм и менее - 3 мм

Смещение арматурных стержней при их установке в опалубку, а также при изготовлении арматурных каркасов и сеток

Линейка измерительная

В процессе работы

Допускаемое отклонение не должно превышать 1/5 наибольшего диаметра стержня и 1/4 устанавливаемого стержня

Отклонение от проектных размеров положения осей вертикальных каркасов

Геодезический инструмент

В процессе работы

Допускаемое отклонение 5 мм

Приемка опалубки и сортировка

Наличие комплектов элементов опалубки. Маркировка элементов

Визуально

В процессе работы

Производитель работ

Монтаж опалубки

Смещение осей опалубки от проектного положения

Линейка измерительная

В процессе монтажа

Допускаемое отклонение 15 мм

Отклонение плоскости опалубки от вертикали на всю высоту фундамента

Отвес, линейка измерительная

В процессе монтажа

Допускаемое отклонение 20 мм

Укладка бетонной смеси

Толщина слоев бетонной смеси

Визуально

В процессе работы

Толщина слоя должна быть не более 1,25 длины рабочей части вибратора

Уплотнение бетонной смеси, уход за бетоном

Визуально

В процессе работы

Шаг перестановки вибратора не должен быть больше 1,5 радиуса действия вибратора, глубина погружения должна быть несколько больше толщины уложенного слоя бетона. Благоприятные температурно-влажностные условия для твердения бетона должна обеспечиваться предохранением его от воздействия ветра, прямых солнечных лучей и систематическим увлажнением

Подвижность бетонной смеси

Конус Строй - ЦНИЛ-пресс (ПСУ-500)

До бетонирования

Строительная лаборатория

Подвижность бетонной смеси должна быть 1 - 3 см осадки конуса по СНиП 3.03.01-87

Состав бетонной смеси при укладке автобетононасосом

Путем опытного перекачивания

До бетонирования

Строительная лаборатория

Опытное перекачивание автобетононасосом бетонной смеси и испытание бетонных образцов, изготовление из отработанных после перекачивания проб бетонной смеси

Распалубливание конструкций

Проверка соблюдения сроков распалубливания, отсутствие повреждений бетона при распалубливании

Визуально

После набора прочности бетона

Производитель работ, строительная лаборатория

4. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА И МАШИННОГО ВРЕМЕНИ

Таблица 4

Наименование технологических процессов

Ед. измерения

Объем работ

Обоснование (ЕНиР и другие нормы)

Нормы времени

Затраты труда

рабочих, чел.-ч

машинистов, чел.-ч

рабочих, чел.-ч (маш.-ч)

машинистов, чел.-ч (маш.-ч)

Монтаж и демонтаж опалубки

Вспомогательные работы

Разгрузка элементов опалубки с транспортных средств

ЕНиР 1987 г.

§ Е1-5 табл. 2 № 1а, б

Сортировка конструкций

ЕНиР 1987 г.

§ Е5-1-1 № 3

Укрупнительная сборка панелей

ЕНиР 1987 г.

§ Е4-1-40 № 1

Монтаж опалубки

Подача укрупненных панелей к месту монтажа

ЕНиР 1987 г.

§ Е1-6 табл. 2 № 17а, б

Монтаж укрупнненных панелей

ЕНиР 1987 г.

§ Е4-1-37 табл. 2 № 1 К = 0,9 (применительно)

Установка кронштейнов для подмащивания

ЕНиР 1987 г.

§ Е5-1-2 № 4

Демонтаж опалубки

Демонтаж укрупненных панелей опалубки

ЕНиР 1987 г.

§ Е4-1-37 табл. 2 К = 9 (применительно)

Демонтаж кронштейна

ЕНиР 1987 г.

§ Е5-1-2 № 4 К = 8 (ПР-2)

Подача укрупненных панелей на площадку складирования

ЕНиР 1987 г.

§ Е1-6 № 17а, б

Установка арматуры

Разгрузка арматурных сеток и каркасов

ЕНиР 1987 г.

§ Е1-5 табл. 2, № 1а, б

Сортировка арматурных сеток:

ЕНиР 1987 г.

§ Е5-1-1 № 3

ЕНиР 1987 г.

§ Е5-1-1 № 3

Подача сеток краном к месту установки

ЕНиР 1987 г.

§ Е1-6 табл. 2, № 17а, б

Установка арматурных сеток башмака:

ЕНиР 1987 г.

§ Е4-1-44 табл. 1, № 1 а

ЕНиР 1987 г.

§ Е4-1-44 табл. 1, № 1а

Укрупнительная сборка арматурных каркасов на площадке укрупнительной сборки

1 элемент/т

ЕНиР 1987 г.

§ Е5-1-3 табл. 2, № 1к, 2к

Погрузка арматурных каркасов на автомашины

ЕНиР 1987 г.

§ Е1-5, табл. 2, № 1а, б

Подача арматурных каркасов к месту установки краном

ЕНиР 1987 г.

§ Е1-6, табл. 2, № 17а, б

Установка арматурных каркасов краном

ЕНиР 1987 г.

§ Е4-1-44 табл. 1, № 2а

Сварка арматуры

ЕНиР 1987 г.

§ Е22-1-1 № 26 К = 1,3 (В2-5)

Бетонные работы

Подача бетонной смеси краном

Прием бетонной смеси из автобетоносмесителя в бункеры

Подача бетонной смеси к месту укладки в бункерах краном

ЕНиР 1987 г.

§ Е1-6 табл. 2, № 15, 16 (по экстраполяции)

ЕНиР 1987 г.

§ Е4-1-49 табл. 1, № 4

Подача бетонной смеси автобетононасосом

Прием бетонной смеси из автобетоносмесителя в бункер автобетононасоса

Подача бетонной смеси к месту укладки автобетононасосом

Укладка бетонной смеси в конструкцию объемом до 25 м 3

ЕНиР 1987 г.

§ Е4-1-49 табл. 1, № 3, 4

Всего при подаче бетонной смеси:

автобетононасосом


5. ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

Таблица 5


6. ПОТРЕБНОСТЬ В МАТЕРИАЛАХ, ИЗДЕЛИЯХ И КОНСТРУКЦИЯХ

6.1. Потребность в материалах, изделиях и конструкциях на фундамент приведена в таблице 6.

Таблица 6

Наименование материалов, изделий и конструкций (марка, ГОСТ, ТУ)

Ед. измерения

Исходные данные

Потребность на измеритель конечной продукции

Основные разработки

Ед. измерения по норме

Объем работ в нормативных единицах

Норма расхода

Опалубка мелкощитовая металлическая

Арматурные сетки

Бетонная смесь

СНиП IV-Б4 § Е2

Электроды Э-42

Эмульсия для смазки щитов опалубки

1 м 2 опалубки

7. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНА ТРУДА. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

7.1. При устройстве монолитных фундаментов необходимо соблюдать требования СНиП III-4-80 * «Техника безопасности в строительстве», «Правил пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ», «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

7.2. Безопасность производства работ должна быть обеспечена: выбором рациональной соответствующей технологической оснастки;

подготовкой и организацией рабочих мест производства работ;

применением средств защиты работающих;

проведением медицинского осмотра лиц, допущенных к работе;

своевременным обучением и проверкой знаний рабочего персонала и ИТР по технике безопасности при производстве строительно-монтажных работ.

Особое внимание необходимо обращать на следующее:

способы строповки элементов конструкций должны обеспечивать их подачу к месту установки в положении, близком проектному;

элементы монтируемых конструкций во время перемещения должны удерживаться от раскачивания и вращения гибкими оттяжками;

не допускать нахождения людей под монтируемыми элементами конструкций до установки их в проектное положение и закрепление;

при перемещении краном грузов расстояние между наружными габаритами проносимых грузов и выступающими частями конструкций и препятствий по ходу перемещения должно быть по горизонтали не менее 1 м, по вертикали не менее 0,5 м; монтаж и демонтаж опалубки может быть начат с разрешения технического руководителя строительства и должен производиться под непосредственным наблюдением специально назначенного лица технического персонала;

перемещение загруженного или порожнего бункера разрешается только при закрытом затворе;

не допускается касание вибратором арматуры и нахождение рабочего в зоне возможного падения бункера;

к управлению автобетононасосами допускаются только лица, имеющие удостоверение на право работы на данном типе машин.

7.4. При работе на высоте более 1,5 м все рабочие обязаны пользоваться предохранительными поясами с карабинами.

7.5. Разборка опалубки допускается после набора бетоном распалубочной прочности и с разрешения производителя работ.

7.6. Отрыв опалубки от бетона производится с помощью домкратов. В процессе отрыва бетонная поверхность не должна повреждаться.

7.7. Рабочие места электросварщиков должны быть ограждены специальными переносными ограждениями. Перед началом сварки необходимо проверить исправность изоляции сварочных проводов и электрододержателей, а также плотность соединения всех контактов. При перерывах в работе электросварочные установки необходимо отключать от сети.

7.8. Погрузочно-разгрузочные работы, складирование и монтаж арматурных каркасов должны выполняться инвентарными грузозахватными устройствами и с соблюдением мер, исключающих возможность падения, скольжения и потери устойчивости грузов.

7.9. Очистку лотка автобетоносмесителя и загрузочного отверстия от остатков бетонной смеси производят только при неподвижном барабане.

7.10. Запрещается: работа автобетононасоса без выносных опор; начинать работу автобетононасоса без предварительной заливки в промывочный резервуар бетонотранспортных цилиндров воды, а в бетонопровод - «пусковой смазки».

8. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Таблица 7

Наименование

Подача бетонной смеси краном в бункерах

Подача бетонной смеси автобетононасосом СБ-170-1

Нормативные затраты труда рабочих, чел.-день

Нормативные затраты машинного времени, маш.-смен

Продолжительность выполнения работ, смен

Выработка на одного рабочего в смену, м 3 /чел.-смен

Расчет 1

Нормы времени на разгрузку автобетоносмесителя СБ-92В-2 в емкости.

Время разгрузки автобетоносмесителя по технической характеристике автобетоносмесителя составляет 8 мин (0133 ч).

Полезная вместимость барабана - 4 м 3 .

Н. вр. на разгрузку 100 м 3 бетонной смеси составит:

(100´0,133)/4´1 = 3,32 маш.-ч.

Расчет 2

Нормы времени на подачу бетонной смеси в конструкцию автобетононасосом СБ-170-1.

Эксплуатационная производительность автобетононасоса определяется по формуле

П э = П т ´ К 1 ´ К 2 ,

где П т - техническая производительность автобетононасоса;

К 1 - коэффициент перехода от технической производительности к эксплуатационной, К 1 = 0,4;

K 2 - коэффициент снижения производительности автобетононасоса, учитывающий непостоянный режим подачи, К 2 = 0,65.

П э = 60 ´ 0,4 ´ 0,65 = 15,6 м 3 /ч.

Обслуживает звено из двух человек: машинист бетононасосной установки 4 разр. - 1 чел., бетонщик 2 разр. - 1 чел.

Норма времени на 100 м 3 бетонной смеси для рабочих:

(100´1)/15,6 = 6,4 чел.-ч;

для машиниста 100/15,6´1 = 6,4 маш.-ч.

Одним из первых этапов возведения сооружений различного назначения является монтаж опалубки. Зачастую этот процесс остается без должного внимания. Но уже на стадии подготовки к заливке становится ясно, что не все так просто, как думалось сначала. Собрать каркас поможет инструкция по монтажу опалубки.

Виды опалубки

Выделяют три вида конструкции:

  • Съемная, которая демонтируется после полного высыхания раствора. Собирается такая опалубка из отдельных частей. В результате получается разборная конструкция, которая демонтируется и может быть использована повторно. Среди преимуществ данного вида опалубки выделяют простоту монтажа, возможность повторного использования, что значительного сокращает финансовые затраты на строительство.
  • Несъемная, соответственно, та, которую не демонтируют. Монтаж опалубки данного вида производят в основном из пенополистирола или пенопласта. Она остается частью возводимого сооружения. И при этом выполняет роль утеплителя.
  • «Плавающая» опалубка характерна для возведения монолитного фундамента, который погружают в грунт. Она представляет собой собранный из досок щит, который по высоте немного выше планируемой конструкции из бетона. Щит опускается в котлован и крепится к его стенкам. Поверх него раскатывается картон или рубероид.

Выделяют также несколько видов в зависимости от назначения:

  • Горизонтальная, которая используется для монтажа фундамента и перекрытий.
  • Изогнутая, которая позволяет залить детали необычных форм.

Монтаж и демонтаж опалубки каждого вида имеет свои особенности. Их необходимо знать для качественного выполнения работ.

Преимущества несъемной опалубки

Монтаж несъемной опалубки предполагает приобретение уже готового набора для выполнения работ. Остается лишь собрать конструкцию и произвести ее монтаж. Отсюда вытекает ряд преимуществ, которыми обладает опалубка данного вида:

  • короткие сроки выполнения работ;
  • простота монтажа;
  • небольшой вес конструкции;
  • устойчивость к появлению грибка и плесени;
  • пожаробезопасность;
  • небольшая стоимость.

Также несъемная опалубка является одновременно слоем утеплителя и представляет собой блоки из пенопласта, которые легко соединяются между собой. При этом внутренняя стенка тоньше, чем внешняя. Благодаря этому достигается высокий уровень теплоизоляции.

Возведение несъемной опалубки

Готовые щиты крепят к угловым брускам с помощью саморезов или гвоздей. Крепление должно быть надежным. При расширении бетона давление на щит увеличится, что может привести к растрескиванию досок. Главное, чтобы сам брусок остался с наружной стороны. Параллельно собранной конструкции собирается еще один ряд на расстоянии будущей стены. В итоге должен получится каркас по всему периметру.

В готовый короб опалубки засыпается слой щебня или песка. Это защитит раствор от потери влаги, которая будет уходить в грунт. Технология монтажа опалубки предусматривает защиту от протекания раствора сквозь имеющиеся отверстия. Для этого щиты покрываются пленкой или рубероидом, которые крепятся саморезами или скобами с помощью степлера.

Все работы необходимо проводить с учетом уровня. Это очень важно. На каждом этапе проверяется ровность конструкции по высоте, длине и вертикали (особенно важно). Два ряда щитов должны идти строго параллельно друг другу.

Основные элементы опалубки

Съемная опалубка, которая собирается самостоятельно, состоит из следующих элементов:

  • Палуба, которая представляет собой плоский щит, являющийся ограждением всей формы. Конструкция должна быть достаточно прочной, чтобы выдерживать давление раствора. Поэтому ее изготавливают из фанеры или обрезных досок толщиной 4-5 см.
  • Леса, которые являются опорой конструкции. Они удерживают стенки, не позволяя раствору выдавить палубу. Изготавливают леса из сосновых брусков или досок (2,5-5 см).
  • Крепеж - это все детали, с помощью которых скручиваются все элементы конструкции: проволока, зажимы, стяжки, метизы и так далее.

Палуба чаще всего собирается из досок шириной 15 см, которые соединяются в несколько рядов при помощи гвоздей (вбитых изнутри, загнутых снаружи) или саморезов (их закручивают с внутренней стороны). Расстояние между досками не должно превышать 3 мм. Щиты скрепляют между собой дополнительными планками.

Более простой вариант изготовления палубы - использование влагостойкой фанеры толщиной 1,8-2,1 см.

Установка опалубки

Каркас будет установлен ровно и по уровню, если заранее правильно подготовлена площадка. Ее размечают с помощью натянутых между колышками шнуров. Засыпается и уплотняется песчаная подушка. При необходимости, подготавливается котлован.

Монтаж опалубки происходит в следующей последовательности:

  • Периметр следует обозначить вертикальными направляющими (деревянными брусками, металлическими уголками или трубами).
  • По направляющим требуется разместить готовые щиты, сохраняя необходимое расстояние между ними (оно равно необходимой толщине фундамента).
  • Прочно зафиксировать палубу. Подпереть ее с наружной стороны наклонными брусьями (по 1 подкосу на каждый метр палубы).
  • Соединить щиты между собой брусками 5х5 см.
  • Внутреннюю сторону опалубки застелить пленкой (рубероидом).

Фундаменты высотой до 20 см не требуют серьезной конструкции. Для них достаточно вбитых в землю брусков.

Монтаж стеновой опалубки

Более сложным является процесс возведения стеновой опалубки. При этом выделяют мелкощитовую и крупнощитовую опалубку.

Первый вариант подходит для возведения небольших зданий (дачных домиков, построек хозяйственного назначения) и перегородок между помещениями. При этом используют небольшие по размеру щиты из фанеры.

Монтаж крупнощитовой опалубки характерен для строительства зданий с большой высотой. Для работы используют листы металла или большие листы фанеры.

Для монтажа стен подготавливают фундамент, в который втыкают арматуру. Вокруг нее собирают двухрядный каркас опалубки. При использовании обычной фанеры, стыки промазывают клеем или герметиком. В настоящее время на рынке имеется специальная фанера для опалубки. Отдельные листы ее соединяются по принципу «шип-паз», что не требует дополнительной герметизации.

Виды перекрытий

Монтаж опалубки перекрытия зависит от вида самого перекрытия. Выделяют следующие типы конструкций:

  • На объемных чашах. Применяется для конструкций с большой высотой. При этом используют вертикальные стойки, домкраты, вставки, ригели и другие элементы для соединения отдельных частей.
  • На клиночных лесах, которые используются для многоэтажных зданий. Вместо фанерных щитов устанавливаются подмости.
  • На лесах чашечного типа. Это вид предусматривает монтаж рамы. Стойки соединяются между собой чашечным методом.
  • На телескопических чашах. Подходит в тех случаях, когда высота перекрытия меньше 4,6 м. В ее основе лежат треноги, которые поддерживают всю конструкцию. Сверху укладываются щиты из влагостойкой фанеры.

Опалубка для перекрытия

В настоящее время чаще всего используется монолитное перекрытие. На его примере разберем процесс монтажа опалубки.

Для опалубки используются вертикальные стойки, соединенные между собой ригелями. Они крепятся под прямым углом к брускам, идущим в поперечном направлении. На эти поперечные брусья укладывается щит из фанеры, который является дном опалубки.

Для выполнения этих работ используются следующие материалы:

  • стойка - брус с сечением 12-15 см;
  • раскосы - доска толщиной 3 см;
  • настил - влагостойкая толщиной 1,8 см.

До начала работы необходимо провести точные расчеты. Важно определить необходимое количество стоек, шаг их размещения и другие показатели.

Инструкция по монтажу опалубки перекрытий

Инструкция проведения работ включает следующие этапы:

  • К верхней части стоек крепятся продольные брусья, второй конец которых фиксируется на стене.
  • Таким же образом собирают второй ряд. Для этого под опоры укладывается доска толщиной 5 см.
  • Укладываются поперечные брусья с шагом 60 см.
  • Устанавливают опорные стойки (строго вертикально).
  • Стойки соединяют между собой раскосами.
  • На поперечные бруски укладываются листы фанеры, не оставляя щелей.
  • Торцы перекрытия защищаются кладкой из блоков или кирпича.
  • Собирается каркас из арматуры. При этом оставляют при необходимости места для коммуникаций.

Когда все работы выполнены, можно заливать бетон. Снимают опалубку через 3 недели.

Заключение

Монтаж опалубки каждого вида предусматривает использование определенных материалов. Если используются доски, то они должны быть новыми. Гнилые старые доски могут не выдержать нагрузку и сломаться. Фанера должна быть влагостойкой или ламинированной.

Все работы требуется выполнять в соответствии с произведенными расчетами. Особенно это важно для монтажа опалубки перекрытий и стен.

Индивидуальное и промышленное строительство многоэтажных монолитных зданий, мостов и эстакад производится с помощью опалубковых перекрытий. Они просты в монтаже и позволяют возводить здания разнообразных форм и размеров в различных климатических поясах с температурой окружающего воздуха от +45 до -40 градусов С.

Опалубка на объемных стойках

Виды опалубки перекрытий

От основных технических характеристик строящегося объекта - его выдерживаемой нагрузки, размеров, высоты перекрытий - зависит использование различных видов опалубки:

  • рекомендуются при перекрытиях до 5 метров высотой. Они самые экономичные из всех видов опалубки и возводятся в течение короткого промежутка времени. Треножное основание достаточно устойчиво и надежно поддерживает основную стойку. Влагостойкие фанерные щиты располагаются на балках из древесины или металлического профиля.
  • Объемные стойки опалубки перекрытий возводятся при высоте до 20 метров. Легкость монтажа обеспечивают вертикальные стойки, соединенные ригелями, системами фланцев и домкратов. По способу установки подразделяются:
  1. на клиновых лесах - с рамой из горизонтальных и вертикальных стоек, которые могут устанавливаться под разным углом, в зависимости от сложности производимых работ на разных участках строительства. Подмостный настил и рабочие лестницы обеспечивают необходимый уровень безопасности рабочего персонала.
  2. с чашечными лесами - позволяя устанавливать на одном уровне до 4 - х элементов конструкции.

Устройство объемных стоек

На домкрат производится монтаж основной стартовой стойки, на которую закрепляются во фланцы доборные стойки разной длины. В эти же фланцы производится установка горизонтальных ригелей, скрепляющих секции опалубки. Доборные стойки и ригеля разной длины позволяют возводить секционные группы разнообразных размеров. Верх конструкции венчает домкрат с унивилкой, на которую крепятся деревянные или металлические балки палубы.

Стартовые и доборные стойки выполнены из металла, обеспечивающего необходимую жесткость конструкции. Она может быть усилена с помощью дополнительных специальных фланцев, установленных в метре друг от друга. Легкость монтажа обеспечивает один зауженный конец стойки. Равномерность распределения нагрузки гарантируют клиновые фиксаторы, увеличивающие так - же надежность и прочность всей конструкции.

Технические характеристики:

  • Максимальный предел высоты, м – 20.
  • Минимальный предел высоты, м – 1.5.
  • Шаг стоек, м - 1,0; 1,25; 1,5; 1,75; 2,0; 2,5; 3,0.
  • Максимальный предел распределенной нагрузки на ригель, кг – 1200.
  • Допустимая оборачиваемость – 100 циклов.
  • Максимальная оборачиваемость – 200 циклов.
  • Высота секции, м – 0,5.

Расчет опалубки для строительства зависит от общей площади возводимого здания и нагрузки на оси. Для удобства монтажа расстояние между стойками составляет от 1 до 3 метров с полуметровым шагом. Фанерный лист выбирается с учетом обрези для подгонки по размеру на устанавливаемых площадках.

Преимущества объемных стоек опалубки перекрытий:

  • Безопасность эксплуатации за счет жесткого и надежного крепления.
  • Возможность перемещения отдельных узлов без их разбора с помощью грузоподъемных устройств.
  • Легкость монтажа и демонтажа с помощью универсальных элементов крепления всей системы.
  • Наиболее эффективна при работе на большой высоте.
  • Может использоваться при отделочных работах.
  • Длительный - максимум до 200 циклов.
  • Возможность разработки индивидуальных проектных решений в строительстве.

Производители объемной стойки опалубки перекрытия предлагают не только стандартные размеры всех комплектующих, но и изготавливают конструкции по заказам строительных организаций. Имеется возможность приобрести готовый набор или взять его в аренду, что позволит значительно сократить денежные затраты на строительство.

Регламентирующая документация к опалубкам перекрытий

Каждое предприятие - изготовитель подготавливает свои внутренние стандарты на производство элементов конструкции. Все составляющие опалубки должны соответствовать требованиям, относящимся к изделиям 2 класса опасности по ГОСТУ Р 52085 - 2003, что должно быть подтверждено сертификатом регионального органа Росстандарта. Технологический процесс производства жестко регулируется специалистами компании на каждом этапе.

При монтаже конструкции и работе на высоте следует соблюдать требования техники безопасности. Все действия должны производиться в специальной защитной одежде и с использованием средств индивидуальной защиты. Работники должны быть ознакомлены с основной технической документацией и иметь допуски к работе.

Как самостоятельно изготовить объемную опалубку


Намного экономичнее при строительстве частного дома изготовить опалубку собственными руками. Но при этом стоит учитывать следующие нюансы:

  • С особым вниманием следует подойти к установке опорных стоек, несущих основную нагрузку. Надежность обеспечивают металлические опоры, но работать с ними немного сложнее, чем с деревянными.
  • Следует обеспечить жесткость установки основания. Для этого установка производится на тщательно подготовленную площадку - утрамбовываются неровности и укладываются по осям деревянные прокладки.
  • Продольные балки крепятся к стойкам на металлические уголки с помощью болтовых соединений.
  • Поперечные балки не требуют закрепления, а просто укладываются на продольные. Это помогает облегчить процесс демонтажа после завершения всех работ.
  • С помощью раскосов производится закрепление опорных стоек и продольных балок.
  • Укладку фанеры следует производить плотно друг другу, внимательно следя за местами стыков, которые должны находиться строго на балке перекрытия.
  • Наиболее оптимальное расстояние между стойками составляет 1,5 метра.
  • Выравнивание всей конструкции производится с помощью нивелира или уровня и отвеса.
  • Монтаж каждого последующего яруса следует производить после тщательного закрепления и проверки предыдущего.

Для изготовления опалубки можно использовать имеющиеся пиломатериалы, но они должны быть не гнилые и тщательно просушенные из древесины хвойных пород. Брусья стоек должны иметь сечение не менее 12*12 см, а балочные 16*16 см.

Демонтаж опалубки

Демонтажные работы зависят от сроков высыхания бетона или завершения необходимых отделочных мероприятий. При жаркой летней погоде съем опалубки может производиться через 3 - 4 дня. Все работы производятся в обратном порядке, который осуществлялся при сборке. После этого опалубка может использоваться повторно. Для этого следует произвести маркировку всех элементов, сортировку и очистку от всех загрязнений.

Установка и демонтаж объемной опалубки перекрытий - достаточно хлопотное и сложное дело. Требуется предельное внимание и сосредоточенность при сборке, от которых может зависеть жизнь и здоровье работающих. Но при наличии некоторых знаний технологии и требуемых материалов возможно собственными силами осуществить все требуемые работы в запланированные сроки.