Вспоминая непрочитанное. Что блуждаешь душа…

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

М.И.Цветаева «Генералам двенадцатого года» Анализ стихов и история их написания Учитель: русского языка и литературы МБОУ Каяльская СОШ Жуковская А.И.

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Стихотворение называется «Генералам двенадцатого года». Какие мысли, чувства, ассоциации лично у вас связаны с этими людьми? Что могло привлечь Цветаеву в них?

4 слайд

Описание слайда:

Сейчас мы будем знакомиться с текстом. Обратите внимание на обращение к адресатам. И попытайтесь выявить различие между обращениями к генералам вообще и к Тучкову-четвертому. Исправьте в тексте строчную букву на прописную там, где вы считаете это необходимым. Поделите стихотворение на смысловые части. Объясните, по какому принципу это произведение делится на композиционные части (1-я часть - общий портрет, наиболее типичные черты, 2-я часть - обращение к Тучкову-четвертому, 3-я часть - снова типизация).

5 слайд

Описание слайда:

Генералам двенадцатого года Сергею Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса, И чьи сердца, как бриллианты, На сердце оставляли след,- Очаровательные франты Минувших лет! Одним ожесточеньем воли Вы брали сердце и скалу,- Цари на каждом бранном поле И на балу. Вас охраняла длань Господня И сердце матери, - вчера Малютки-мальчики, сегодня- Офицера! Вам все вершины были малы И мягок самый черствый хлеб, О, молодые генералы Своих судеб! Ах, на гравюре полустертой, В один великолепный миг, Я видела, Тучков-четвертый, Ваш нежный лик. И вашу хрупкую фигуру, И золотые ордена… И я, поцеловав гравюру, Не знала сна… О, как мне кажется, могли вы Рукою, полною перстней, И кудри дев ласкать – и гривы Своих коней. В одной невероятной скачке Вы прожили свой краткий век… И ваши кудри, ваши бачки Засыпал снег. Три сотни побеждало – трое! Лишь мертвый не вставал с земли. Вы были дети и герои, Вы все могли! Что также трогательно-юно, Как ваша бешеная рать? Вас златокудрая Фортуна Вела, как мать. Вы побеждали и любили Любовь и сабли острие- И весело переходили В небытие.

6 слайд

Описание слайда:

Заполните таблицу «Обобщенный портрет генералов» и «Портрет Тучкова-четвертого». В первый столбик - детали портрета, во второй - поступки героев, в третий - авторскую оценку. На что Марина Цветаева обращает внимание? Детали портрета Поступки героев Авторская оценка Обобщенный портрет генералов Широкие шинели напоминали паруса, Шпоры весело звенели, Глаза, как бриллианты, Очаровательные франты Брали сердце и скалу, Все вершины были малы Цари на каждом бранном поле и на балу, Молодые генералы своих судеб Портрет Тучкова- четвертого Нежный лик Хрупкую фигуру, Золотые ордена, рука, полная перстней, ваши кудри, ваши бачки В одной невероятной скачке прожили, побеждали и любили любовь и сабли острие, весело переходили в небытие Вы были дети и герои, вы все могли!

7 слайд

Описание слайда:

Какие детали подчеркивает Цветаева во внешнем облике героев? - Что ее привлекает в поступках героев? Почему образ строится на антитезе? - Почему юную Марину Цветаеву так заинтересовал этот человек?

8 слайд

Описание слайда:

На этот вопрос нам поможет ответить семейная легенда Тучковых. Александр Алексеевич Тучков (1777-1812), генерал-майор, командовал бригадой 3-й пехотной дивизии Коновицына, входившей в 1-ю армию Барклая-де-Толли. Это был человек, «соединявший с прекрасной наружностью душу пламенную, ум, обогащенный всеми плодами просвещения».

9 слайд

Описание слайда:

В 1806 году он женился на Маргарите Михайловне, урожденной Нарышкиной. Она «гордилась красотою мужа, которого сравнивали в тогдашнем обществе с Аполлоном, его храбростью, рыцарскою его доблестью». Она сопровождала мужа во время русско-шведской войны 1808-1809 годов. «Солдаты старались доставить ей возможные удобства и в свою очередь обращались к ней за помощью всякого рода». С заботливостью сестры милосердия она ухаживала за ранеными, как русскими, так и шведами, попавшими в плен.

10 слайд

Описание слайда:

Почти за год до войны Маргарита Михайловна увидела напугавший ее сон. Ей приснилось, что ее отец входит в комнату, держа на руках ее маленького сына, и говорит: "Вот все, что у тебя осталось". Она принимает сына и в тот же момент слышит голос откуда-то сверху: "Участь твоя решится в Бородине". Женщина проснулась в слезах и тут же пересказала сон мужу. Тот долго успокаивал ее, объясняя, что все это игра воображения, а в воображении всякая нелепость может произойти. И все же утром генерал вместе с женой долго искали на карте название, напоминающее "Бородино", в окрестностях расположения своей части (полк стоял на западной границе) и, естественно, ничего не нашли.

11 слайд

Описание слайда:

В августе 1812 года Маргарита Михайловна жила в доме отца. Однажды утром дверь ее спальни распахнулась, и отец с младенцем-внуком на руках вошел, не скрывая слез сказал: "Вот все, что у тебя осталось". Генерал-майор Александр Алексеевич Тучков был самым младшим из четырех братьев, генералов Тучковых. Все братья участвовали в Отечественной войне 1812 г. Судьба Тучковых беспримерна. 3 родных брата, достигнув генеральских чинов и пройдя невредимо многие войны, почти в одно время кончили свое поприще. Один, израненный штыками, полонен близ Смоленска. Старший - Николай Алексеевич был смертельно ранен в Бородинском сражении, а младший - Александр Алексеевич - убит. Он со знаменем в руках вел свою бригаду на атакующих французов. Схватка была невероятно яростной, в ней погибло много наших солдат и солдат противника.

12 слайд

Описание слайда:

Тучков-четвертый погиб в Бородинском сражении около полудня в бою за Семеновские флеши. Александр Алексеевич, увидев, что его Ревельский полк дрогнул, схватил знамя полка и пошел впереди солдат на французов. По рассказам солдат, ему ядром оторвало обе руки. Когда его пытались вынести из-под огня, новое ядро оторвало обе ноги. Вслед за тем третье ядро поразило тридцатипятилетнего генерала в грудь.

Артем Тасалов

Несколько слов

О ГЕННАДИИ КОНОНОВЕ

(предварительное знакомство для читателя)


...и душа моя выпросит неба кусок,
побираясь в развалинах сна.
Геннадий Кононов


На стихах Кононова я впервые споткнулся в альманахе "Скобари" (Псков) за 2003 г.
Открываю его, вспоминаю, вот:
ПРЕДУТРЕННИЙ ТЕКСТ И похмелье, и смерть, и разрыв, и семья -
всё становится с возрастом легче, друзья.
Ваш покой нерушим: хоть позор, хоть фавор.
- Не пошли бы вы на хрен, - и весь разговор.
Из лекарств остается один алкоголь.
Слева - вовсе не сердце. Фантомная боль...
Здесь же еще:
ЧТО НУЖНО ПОЭТАМ
Желать почти что нечего...
Звезд - на пути беспутном,
немного водки вечером,
немного кофе утром.
Немного неба хмурого
над хмурою рекою,
немного хлеба, курева,
бумаги и покоя,
да смыслов потуманнее,
да пару рифм недружных.
Немного понимания...
Любви - совсем не нужно.

Как бы ничего особенного... Только вот искренность и простота интонации, что ли.
Да еще созвучность моему взгляду на жизнь. Сделал закладку в памяти.
В Альманахе Псковской литературы за 2004 г., где были опубликованы и мои "Русские Элегии", Кононов тоже был, и был опять хорошо. Вот:

ПОДРУЖКА ОСЕНЬ
....
Я сегодня не удел.
Скоро кончилась пирушка,
и лобок мой поседел,
вечно юная подружка.
Я валяю дурака,
я рискую от бессилья.
Станционная тоска,
листопадная Россия...
Я шагаю по дерьму.
Все равно мне и забавно.
В гору легче одному,
а теперь, с горы, - подавно.
И ведет меня стезя
беспристрастно и несложно.
Полюбить ее нельзя,
отвернуться - невозможно...

Опять искренность, простота, созвучность... Подумал, что неплохо бы познакомиться.
Но не ехать же к нему в Пыталово *). Одно название чего стоит. Успеется, подумал, в Пскове еще пересечёмся.
На презентациях альманаха он не бывал...
Летом 2004 г. в толчее на псковском рынке я встретил знакомого писателя, который сказал, что Геннадий умер.
Не успел я...
А ведь сколько раз могли, казалось бы, встретиться. В одном году поступили в ПГПИ - Псковский пединститут. Он - на филфак, я на естественно-географический. На филфаке бабы одни были. Ребята все у нас. На 2 курса старше учился Женя Шешолин, мы быстро сошлись и по сторонам особо не смотрели: были самодостаточны более чем: он из Латвии, я из Москвы. Геннадий родился в Пыталово. У филфака была своя общага - в сторонке. Вот и не пересеклись... Я тогда часто читал стихи на институтских вечерах, в том числе и свои. Визуально мы не могли не знать друг друга. Но вот...
Потом, через многие годы - в конце и начале века уже - тоже могли пересечься: я работал в Доме Учителя методистом, он преподавал в Пыталовском интернате для глухо-немых детей; я работал в администрации Псковской области и тесно общался с работниками Управления образования, а он работал в Пыталовском районном управлении образования. Но я это узнал уже после, после... В октябре 2004 вышла хорошая статья в Псковской Губернии - интервью с другом Геннадия.
http://gondola.zamok.net/148/148sidorov_1.html
Пожалуй она и подвигла меня на то, чтоб сделать материалы по творчеству Геннадия для сетевых изданий. Тем более, что из Интернета я узнал, что стихи Геннадия вошли в сборник "Приют неизвестных поэтов", который был проанонсирован на книжной полке Сетевой Словесности,
http://www.litera.ru/slova/polka/book.php?id=1085971542 где висит и моя книжка "Живая Земля", а в этом же сборнике есть стихи Юрия Рудиса, который входит в редакцию сетевого издания Вечерний Гондольер. Ну а с Вегоном я уже немного знаком. Вегон приютил мою последнюю виртуальную книжку. Вегон же согласился вывесить тексты Кононова, которые я стал собирать. Отсканировал все, что было в 3-х номерах альманаха "Скобарь" и Антологии псковской литературы (Псков, 2001), несколько стихотворений висело в сети. И , наконец, Валентин Курбатов любезно передал мне сборник Издранного в электронном виде (впрочем, достаточно небрежно составленный) http://gondola.zamok.net/148/148kononov_2.html и книжку (брошюру по сути) из 45 стихотворений Кононова "Жизнь - за прозренье", которую собрали и выпустили в Пыталово родные и друзья поэта тиражом в 200 экз. уже после смерти Геннадия.
Из книжки я взял предисловие и краткое эссе самого поэта.
http://gondola.zamok.net/148/148kononov_1.html
Одно фото - цветное на бумаге дал тоже В. Курбатов, второе -
чорно-белое я взял из статьи в Псковской Губернии.
В итоге подготовлено 145 стихотворений Г. Кононова
, с которыми можно ознакомиться в Библиотеке Вечернего Гондольера. http://gondola.zamok.net/biblio/kononov/kononov.html Все их внимательно прочитав, я могу сказать пока очень кратко, что Геннадий Кононов - подлинный Поэт, достойный благодарного читательского внимания.
Навскидку могу выделить как отличные такие тексты, как "Осень Пигмалиона", "От России
в Дали", "Блудный сын", "Темные картинки" и др.
Впрочем, у каждого заинтересованного читателя найдутся свои предпочтения.
Мне его творчество интересно и дорого также и тем, что оно происходило в родном уже для меня контексте мифа-судьбы Псковской Земли на рубеже двух веков, так же, как и творчество моего друга Евгения Шешолина
. http://spintongues.vladivostok.com/yevgeny_shesh.html
Не имея пока возможности вдаваться в анализ творчества Кононова, я отсылаю читателя к текстам статьи С. Сидорова в Псковской Губернии и Валентина Курбатова
http://gondola.zamok.net/148/148curbatov_1.html .
***
П. С.
Все же хочется озвучить самоочевидную мысль.
Судьба и творчество Геннадия Кононова становились и совершались в глубокой провинции. Ещё в конце 70х г. прошлого века мне пришлось в составе "народного театра слова" обойти с концертами несколько районов Псковской области. И зимой, и летом.
Уже тогда это была вымирающая земля. Брошенные деревни, пьющее население, ветхое жилье - уже тогда. Сейчас и представить страшно, как там люди живут. Кое-где теплится жизнь, конечно, где частный бизнес есть, но это - отдельные угли жизни на хладном пепелище псковской земли. Евгений Шешолин выдержал только пару лет учителем в сельских школах, - сбежал в Псков. А Геннадий где родился - там и пригодился... Он остался верен своей малой родине, о которой в его стихах сказано так много горьких слов.
Более того - он работал с больными детьми, и сам был, по сути, инвалидом по диабету.
В стихах его об этом почти не слова. Его горькое слово прорастало на самом дне социальной жизни страны. И горькое это слово было, по сути, молитвой пред Богом за ту землю, тех детей, среди которых он медленно умирал.
Поэтому, я все же приведу здесь одну цитату из Писания, которая вошла мне в голову, когда я соприкоснулся с этой Душой:
скал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, что бы Я не погубил ее, но не нашел". (Иезекииль 22:30)
Возможно, это и преувеличение, но скажу - в лице таких людей как Геннадий Кононов Господь находит нужных ему людей...
* Представляю здесь ещё два стихотворения Кононова: ОСЕНЬ ПИГМАЛИОНА
1
Круг замкнули года и суда возвратились из странствий,
Поломались игрушки, матронами стали подружки.
В нежилых помещеньях, в холодных осенних пространствах
все вдруг стало работой: стихи, потаскушки, пирушки.
Осень псиною пахнет. Амура поникшие крылья
он ваяет устало, с натурщиком шутит неловко.
Гипс крошится, как время. Прикинувшись мраморной пылью,
пыль с обочины Духа легла на виски и кроссовки.
С каждым годом работать ваятелю проще и проще.
Вдохновенье все реже, и ясность, как облако в луже.
Мгла пульсирует влажно. Пустынны священные рощи.
Только черные птицы в магическом зеркале кружат.
2
Боги ценят усердье. Однажды его озарило.
Гипс и мрамор задвинув, оставив за кадром натуру,
он собрал Галатею, слепил ее тело из мыла,
а одежные вешалки стали скелетом скульптуры.
опушил ей свиною щетиной лобок и ресницы.
Конский хвост - на затылок. Подмышки - на крашеной вате.
Вставил пробки от "Спрайта" в пустые девичьи глазницы
и железное сердце велел подмастерьям сковать ей.
Он подкрасил ей губы, пока подмастерья потели.
И в ушах, и на шее созвездием светятся стразы.
Кубик Рубика скрыт под сферическим лбом Галатеи,
и наброшен ей на плечи плащ из угарного газа.
Прозвучали над Кипром в тот миг олимпийские трубы,
Воплотилась мечта, и свершилось, что может лишь сниться.
В рефлекторной улыбке раздвинулись мертвые губы,
синтетической радостью вспыхнули пробки в глазницах.
3
На краю восприятья мелодия льется устало.
Галатея поет, принимая красивые позы.
Собрались праздным утром друзья и беседуют вяло.
В вазах, еле дыша, коматозные белые розы
обмирают, и мыло душисто скользит под рукою -
втихаря под столом гладит деве колено приятель.
А по выцветшим улицам бродит, исполнен покоя,
сон, приправленный перхотью листьев. Расслабься, ваятель.
Ты, считавший себя полубогом, себе не хозяин.
Олимпийцы горазды играть человеческой страстью.
Почему ты увлекся поп-артом болотных окраин?:
К счастью, морок иллюзий непрочен. Октябрь, ненастье,
Ломит спину... Вослед перелетному длинному клину
поглядишь, да кривою дорожкою, зыбкою, липкой -
свежевымытым взглядом упершись в раскисшую глину, -
входишь в осень.
***
ОТ РОССИИ В ДАЛИ Напряженно бесполый и квелый,
ни с женою, ни с Богом не споря,
допиваю декабрь невеселый

Снег с лыжнею на склоне таланта
невесомой рукой нарисован,
и елозит смычок музыканта
по струне миокарда басовой.
Все по Чехову, глухо и голо.
Все по - зимнему, голо и глухо.
Но вонзился зигзаг рок-н-ролла
в слякоть мозга сквозь левое ухо.
Поднялся я, лицо утирая, -
стерся глаз, но сквозь дырку в заборе
ночь узрел я от края до края
от России в Дали, в Сальвадоре.
Ночь по картам оконным гадает,
и, влагалища всей глубиною,
не спеша
нас, отчизна съедает
под голодной беспутной луною
Ее лоно - сладчайшая бездна.
В Каталонии скрыться? - пустое...
За израненной дверью подъезда
ждет метель, как такси. Наготове.
Устно ль, письменно ль взвоешь - ни звука.
Есть сигнал, но ответ невозможен.
Моя память течет, словно сука.
Черновик мой почти безнадежен.
И кивает любимая, вторя
о России в Дали, в Сальвадоре,
и колышется снежное поле
по России в Дали, в Сальвадоре.
Ветер свищет и свищет в миноре
от России в Дали, в Сальвадоре.
Поллитровка допитая, sorri,
Прости.
На пороге небесной отчизны
вмиг развеются все наважденья -
в лучший миг моей заспанной жизни,
за мгновенье до пробужденья.
***

*) Пыталово - (в 1920-45 Абрене) - город (с 1933) в Российской Федерации, Псковская обл., на реке Утроя. Железнодорожный узел. 7,2 тыс. жителей (1993).
2005 Псков

(предварительное знакомство для читателя)

...и душа моя выпросит неба кусок,
побираясь в развалинах сна.
Геннадий Кононов

На стихах Кононова я впервые споткнулся в альманахе "Скобари" (Псков) за 2003 г.
Открываю его, вспоминаю, вот:

    ПРЕДУТРЕННИЙ ТЕКСТ

    И похмелье, и смерть, и разрыв, и семья -
    всё становится с возрастом легче, друзья.
    Ваш покой нерушим: хоть позор, хоть фавор.
    - Не пошли бы вы на хрен, - и весь разговор.
    Из лекарств остается один алкоголь.
    Слева - вовсе не сердце. Фантомная боль...

Здесь же еще:

    ЧТО НУЖНО ПОЭТАМ

    Желать почти что нечего...
    Звезд - на пути беспутном,
    немного водки вечером,
    немного кофе утром.
    Немного неба хмурого
    над хмурою рекою,
    немного хлеба, курева,
    бумаги и покоя,
    да смыслов потуманнее,
    да пару рифм недружных.
    Немного понимания...
    Любви - совсем не нужно.

Как бы ничего особенного... Только вот искренность и простота интонации, что ли.
Да еще созвучность моему взгляду на жизнь. Сделал закладку в памяти.
В Альманахе Псковской литературы за 2004 г., где были опубликованы и мои "Русские Элегии", Кононов тоже был, и был опять хорошо. Вот:

    ПОДРУЖКА ОСЕНЬ
    ....
    Я сегодня не удел.
    Скоро кончилась пирушка,
    и лобок мой поседел,
    вечно юная подружка.
    Я валяю дурака,
    я рискую от бессилья.
    Станционная тоска,
    листопадная Россия...
    Я шагаю по дерьму.
    Все равно мне и забавно.
    В гору легче одному,
    а теперь, с горы, - подавно.
    И ведет меня стезя
    беспристрастно и несложно.
    Полюбить ее нельзя,
    отвернуться - невозможно...

Опять искренность, простота, созвучность... Подумал, что неплохо бы познакомиться.
Но не ехать же к нему в Пыталово *). Одно название чего стоит. Успеется, подумал, в Пскове еще пересечёмся. На презентациях альманаха он не бывал...
Летом 2004 г. в толчее на псковском рынке я встретил знакомого писателя, который сказал, что Геннадий умер. Не успел я...
А ведь сколько раз могли, казалось бы, встретиться. В одном году поступили в ПГПИ - Псковский пединститут. Он - на филфак, я на естественно-географический. На филфаке бабы одни были. Ребята все у нас. На 2 курса старше учился Женя Шешолин, мы быстро сошлись и по сторонам особо не смотрели: были самодостаточны более чем: он из Латвии, я из Москвы. Геннадий родился в Пыталово. У филфака была своя общага - в сторонке. Вот и не пересеклись... Я тогда часто читал стихи на институтских вечерах, в том числе и свои. Визуально мы не могли не знать друг друга. Но вот...
Потом, через многие годы - в конце и начале века уже - тоже могли пересечься: я работал в Доме Учителя методистом, он преподавал в Пыталовском интернате для глухо-немых детей; я работал в администрации Псковской области и тесно общался с работниками Управления образования, а он работал в Пыталовском районном управлении образования. Но я это узнал уже после, после... В октябре 2004 вышла хорошая статья в Псковской Губернии - интервью с другом Геннадия .
Пожалуй она и подвигла меня на то, чтоб сделать материалы по творчеству Геннадия для сетевых изданий. Тем более, что из Интернета я узнал, что стихи Геннадия вошли в сборник "Приют неизвестных поэтов" , который был проанонсирован на книжной полке Сетевой Словесности, где висит и моя книжка "Живая Земля", а в этом же сборнике есть стихи Юрия Рудиса, который входит в редакцию сетевого издания Вечерний Гондольер. Ну а с Вегоном я уже немного знаком. Вегон приютил мою последнюю виртуальную книжку. Вегон же согласился вывесить тексты Кононова, которые я стал собирать. Отсканировал все, что было в 3-х номерах альманаха "Скобарь" и Антологии псковской литературы (Псков, 2001), несколько стихотворений висело в сети. И, наконец, Валентин Курбатов любезно передал мне сборник Издранного в электронном виде (впрочем, достаточно небрежно составленный) и книжку (брошюру по сути) из 45 стихотворений Кононова "Жизнь - за прозренье", которую собрали и выпустили в Пыталово родные и друзья поэта тиражом в 200 экз. уже после смерти Геннадия.
Из книжки я взял предисловие и краткое эссе самого поэта .
Одно фото - цветное на бумаге дал тоже В. Курбатов, второе - чорно-белое я взял из статьи в Псковской Губернии.
В итоге подготовлено 145 стихотворений Г. Кононова, с которыми можно ознакомиться в Библиотеке Вечернего Гондольера .

Все их внимательно прочитав, я могу сказать пока очень кратко, что Геннадий Кононов - подлинный Поэт, достойный благодарного читательского внимания.
Навскидку могу выделить как отличные такие тексты, как "Осень Пигмалиона", "От России в Дали", "Блудный сын", "Темные картинки" и др.
Впрочем, у каждого заинтересованного читателя найдутся свои предпочтения.
Мне его творчество интересно и дорого также и тем, что оно происходило в родном уже для меня контексте мифа-судьбы Псковской Земли на рубеже двух веков, так же, как и творчество моего друга Евгения Шешолина .
Не имея пока возможности вдаваться в анализ творчества Кононова, я отсылаю читателя к текстам статьи С. Сидорова в Псковской Губернии и Валентина Курбатова .

П. С.
Все же хочется озвучить самоочевидную мысль.
Судьба и творчество Геннадия Кононова становились и совершались в глубокой провинции. Ещё в конце 70х г. прошлого века мне пришлось в составе "народного театра слова" обойти с концертами несколько районов Псковской области. И зимой, и летом.
Уже тогда это была вымирающая земля. Брошенные деревни, пьющее население, ветхое жилье - уже тогда. Сейчас и представить страшно, как там люди живут. Кое-где теплится жизнь, конечно, где частный бизнес есть, но это - отдельные угли жизни на хладном пепелище псковской земли. Евгений Шешолин выдержал только пару лет учителем в сельских школах, - сбежал в Псков. А Геннадий где родился - там и пригодился... Он остался верен своей малой родине, о которой в его стихах сказано так много горьких слов.
Более того - он работал с больными детьми, и сам был, по сути, инвалидом по диабету.
В стихах его об этом почти не слова. Его горькое слово прорастало на самом дне социальной жизни страны. И горькое это слово было, по сути, молитвой пред Богом за ту землю, тех детей, среди которых он медленно умирал.
Поэтому, я все же приведу здесь одну цитату из Писания, которая вошла мне в голову, когда я соприкоснулся с этой Душой: "Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел". (Иезекииль 22:30)
Возможно, это и преувеличение, но скажу - в лице таких людей как Геннадий Кононов Господь находит нужных ему людей...

Представляю здесь ещё два стихотворения Кононова:

    ОСЕНЬ ПИГМАЛИОНА

    1
    Круг замкнули года и суда возвратились из странствий,
    Поломались игрушки, матронами стали подружки.
    В нежилых помещеньях, в холодных осенних пространствах
    все вдруг стало работой: стихи, потаскушки, пирушки.
    Осень псиною пахнет. Амура поникшие крылья
    он ваяет устало, с натурщиком шутит неловко.
    Гипс крошится, как время. Прикинувшись мраморной пылью,
    пыль с обочины Духа легла на виски и кроссовки.
    С каждым годом работать ваятелю проще и проще.
    Вдохновенье все реже, и ясность, как облако в луже.
    Мгла пульсирует влажно. Пустынны священные рощи.
    Только черные птицы в магическом зеркале кружат.

    2
    Боги ценят усердье. Однажды его озарило.
    Гипс и мрамор задвинув, оставив за кадром натуру,
    он собрал Галатею, слепил ее тело из мыла,
    а одежные вешалки стали скелетом скульптуры.
    опушил ей свиною щетиной лобок и ресницы.
    Конский хвост - на затылок. Подмышки - на крашеной вате.
    Вставил пробки от "Спрайта" в пустые девичьи глазницы
    и железное сердце велел подмастерьям сковать ей.
    Он подкрасил ей губы, пока подмастерья потели.
    И в ушах, и на шее созвездием светятся стразы.
    Кубик Рубика скрыт под сферическим лбом Галатеи,
    и наброшен ей на плечи плащ из угарного газа.
    Прозвучали над Кипром в тот миг олимпийские трубы,
    Воплотилась мечта, и свершилось, что может лишь сниться.
    В рефлекторной улыбке раздвинулись мертвые губы,
    синтетической радостью вспыхнули пробки в глазницах.

    3
    На краю восприятья мелодия льется устало.
    Галатея поет, принимая красивые позы.
    Собрались праздным утром друзья и беседуют вяло.
    В вазах, еле дыша, коматозные белые розы
    обмирают, и мыло душисто скользит под рукою -
    втихаря под столом гладит деве колено приятель.
    А по выцветшим улицам бродит, исполнен покоя,
    сон, приправленный перхотью листьев. Расслабься, ваятель.
    Ты, считавший себя полубогом, себе не хозяин.
    Олимпийцы горазды играть человеческой страстью.
    Почему ты увлекся поп-артом болотных окраин?:
    К счастью, морок иллюзий непрочен. Октябрь, ненастье,
    Ломит спину... Вослед перелетному длинному клину
    поглядишь, да кривою дорожкою, зыбкою, липкой -
    свежевымытым взглядом упершись в раскисшую глину, -
    входишь в осень.

    ОТ РОССИИ В ДАЛИ

    Напряженно бесполый и квелый,
    ни с женою, ни с Богом не споря,
    допиваю декабрь невеселый

    Снег с лыжнею на склоне таланта
    невесомой рукой нарисован,
    и елозит смычок музыканта
    по струне миокарда басовой.
    Все по Чехову, глухо и голо.
    Все по - зимнему, голо и глухо.
    Но вонзился зигзаг рок-н-ролла
    в слякоть мозга сквозь левое ухо.
    Поднялся я, лицо утирая, -
    стерся глаз, но сквозь дырку в заборе
    ночь узрел я от края до края
    от России в Дали, в Сальвадоре.
    Ночь по картам оконным гадает,
    и, влагалища всей глубиною,
    не спеша нас, отчизна съедает
    под голодной беспутной луною
    Ее лоно - сладчайшая бездна.
    В Каталонии скрыться? - пустое...
    За израненной дверью подъезда
    ждет метель, как такси. Наготове.
    Устно ль, письменно ль взвоешь - ни звука.
    Есть сигнал, но ответ невозможен.
    Моя память течет, словно сука.
    Черновик мой почти безнадежен.
    И кивает любимая, вторя
    о России в Дали, в Сальвадоре,
    и колышется снежное поле
    по России в Дали, в Сальвадоре.
    Ветер свищет и свищет в миноре
    от России в Дали, в Сальвадоре.
    Поллитровка допитая, sorri,
    Прости.
    На пороге небесной отчизны
    вмиг развеются все наважденья -
    в лучший миг моей заспанной жизни,
    за мгновенье до пробужденья.

*) Пыталово - (в 1920-45 Абрене) - город (с 1933) в Российской Федерации, Псковская обл., на реке Утроя. Железнодорожный узел. 7,2 тыс. жителей (1993).

На все вопросы, которые можно адресовать пишущему человеку, Геннадий Кононов ответил давно и сам.
Жил и умер в России: «Я люблю свою землю. И я не уеду в Париж, что бы тут ни случилось»
Писал стихи: «Это был мой единственный способ молиться, это был мой единственный способ продлиться на русских путях».
Размышлял о вечном: «Пропахли, Боже, медом твои сады. Пропахло, Боже, время густой бедою»…
Констатировал положение дел: «С духом времени наше искусство несходно. Песнь поэта бесплатно летит к облакам» .
Подводил итоги: «Жизнь была так длинна, я в ней выслушал сотни ответов. Но любил только тех в ней, кто грамотно ставил вопрос» .
Предупреждал нас: «Судьба не обманет, мы просто хотим не того».
Искал приемлемые формы бытия: «Слушай осень, молчи о небесной стреле эмигрирующих журавлей, позабудь о событьях иных… «
Пытался совершить невозможное: «…когда мне и в святом раю не рявкнут «Брысь!», взгляну на смерть свою сквозь собственную жизнь».
Познал, что нужно поэтам: «…да смыслов потуманнее, да пару рифм недружных» .
И просто по-человечески отмечал: «При нынешних раскладах все причиняет боль: и всплески нежных скрипок, и духовая медь».
Рисовал с натуры картину жизни: «Приколоты ценники, хлопнул капкан, и катится, катится к краю стакан».
А потомкам советовал: «Любите чистые тона и зря не смешивайте краски».
Радовался встрече с Псковом после разлуки: » Здравствуй, город, я вернулся, вернулся, я целую плиты царственных стен!».
И сделал посвящение Дании, в которой никогда не был, но чей образ всегда манил: «Ратуши красный кирпич, ты облизан веками, стрелка часов, ты сверкаешь как рыцарский меч».
Геннадий Кононов (1959-2004) жил в городе Пыталово, на границе России и Латвии.
При жизни издавался в сборниках «Скобари», «Истоки», «Приют неизвестных поэтов», «Третье дыхание», «День и ночь», печатался в журналах «Юность», «Литературная учеба», «Москва». После смерти друзьями поэта изданы сборники «Жизнь-за прозренье» (2004), «На русских путях»(2009), «Тиль, или Мотивы Фландрии» (2017).
В октябре 2012 года в «Литературной газете» была опубликована большая подборка стихов поэта со вступительной статьей Вадима Андреева, преподавателя ПсковГУ, кандидата филологических наук, с ним Геннадия Кононова со студенческой поры связывала дружба и соавторство: Вадим Андреев положил на музыку около ста стихотворений поэта, после чего жизнь многих текстов продолжилась в форме песен, романсов и рок-композиций.
В 2014 и 2016 годах благодаря усилиям поэта Артема Тасалова стихи Геннадия Кононова были напечатаны в Псковском литературно-художественном журнале.
В библиотеке на Конной первый вечер поэзии Геннадия Кононова прошел в ноябре 2007 года и был подготовлен совместно с клубом друзей поэта. В июне 2009 года здесь состоялась презентация сборника «На русских путях».
30 сентября, в воскресенье, друзья и поклонники творчества Геннадия Кононова в течение 59 минут (именно столько лет исполнилось бы в этот день поэту, будь он жив) станут читать вслух его стихи, коротко предваряя чтение объяснением своего выбора. Присоединиться к этой акции – в качестве чтецов или просто слушателей – смогут все, кому близки по духу стихи Геннадия Кононова и кто интересуется современной поэзией в целом.

После акции предполагается концептуальная чайная и много сюрпризов.

Поэтический нон-стоп «Кононов на Конной» начнется в 15 часов и станет символической свечой памяти, зажженной в день рождения поэта .

Информация предоставлена Центральной городской библиотекой
Фотографии из социальной сети ВКонтакте

10 сентября в 17 часов
в Центральной городской библиотеке
пройдёт презентация второго номера альманаха
«Псковский литературно-художественный журнал»

Альманах — часть масштабного издательского проекта художника, поэта Ильи Сёмина и члена Союза писателей России Артёма Тасалова — продолжает знакомить взыскательного читателя с российским и общемировым культурным ландшафтом. Много важных литературных открытий ожидает читателей альманаха — псковичей и гостей города, интересующихся современной культурой.

В планах презентации альманаха – встреча в реальном времени с поэтом Константином Кравцовым (г. Москва), писателем Владимиром Потресовым (г. Москва) и филологом Дмитрием Прокофьевым (Псков). Авторское чтение, обсуждение, автографы, фотосессия предусмотрены.

Альманах открывается стихами Геннадия Кононова (1959 – 2004) — поэта, жившего на краю России в городе Пыталово Псковской области, автора единственной пока книги стихов «На русских путях». Развёрнутое эссе о. Константина (Кравцова) о творчестве ещё одного рано ушедшего московского поэта Дениса Новикова (1967 – 2004), которого «из тесноты словесного ряда» выделял Иосиф Бродский. Далее актуальная русская поэзия москвича Алексея Рафиева, «поэтического контрреволюционера». Из старинного города Устюжна представлен поэт Фёдор Васильев, не торопящейся с выходом книжки и не на кого не похожий. Это органическая поэзия, без гидропоники, идущая от природы, от жизни, от любви!

«Трагически умер… По стихам видно, что испытывал судьбу… Получал адреналин от того, что бросал вызов силам, для которых он не был даже букашкой… Такие откровения возможны лишь среди равных. А у него - поставить на колени ту, которая сама уложит кого хочет, когда хочет, как хочет и куда хочет…Размахался он не тем и не там… Вот и кара Господня за содеянное…

Для живущих здесь, это конечно что-то революционное, особенное. Это вызов, непокорность, вседозволенность, желание выделиться, взлететь… Но чем выше взлетаешь, тем больнее падение. Недоступное манит, я понимаю, неплохо там побывать, но с меньшими затратами. Я не призываю ползать по земле, но знать свой потолок желательно…«

Мнение читателя на стихотворение «Ходок».

(Вечерний Гондельер, номер 148, рубрика «Лабаз Пера», Русская литература, Современная поэзия в интернете.)

Людмила Исаева

Местный весьма почитаемый за мудрость священник отец Геннадий считает, что произведения Геннадия Кононова должны покоиться, то есть опубликование их усложняет участь автора по-Ту -сторону?

Из чего проистекают эти суждения? Есть ли в поэзии Г.Кононова тот самый демонизм, за который его творчество надо изолировать от общества? Был ли Геннадий Кононов человеком роковым и тотально злым, чтобы опасаться его иезуитского слова, способного подвигнуть к разрушениям? Владеют ли судящие полным представлением о творчестве и духовном поиске автора двух тысяч стихов и полутора десятка повестей?..

* * *

Пылает небо, губы иссуша,
и каплями на лбу и на виске
измерен путь. Усталая душа
трепещет как свеча на сквозняке.
Все зрительские заняты места,
И брошен столб на землю, наконец.
Предательство – тень всякого креста.
Кровь пастыря обрызгала овец.
1995г.

Как правило, во всяком явлении каждый находит то, что ищет. Попытаемся вникнуть в суть произведений и жизни поэта. Не стоит меня предуведомлять, стараюсь быть объективной. И мне кажется, что категоричность священника отца Геннадия, как и других противников стихов и идей Г.Кононова вытекает их фрагментарного восприятия кононовского творчества.

И в то же время, кто же из нас изначально родился мудрым и не ошибался в юности, в зрелости? У кого из нас не было противоречий в приятии мира? Чем в этом Геннадий Кононов хуже любого из нас? Только мы нагрешили и забыли. А Гена о своих этапах роста и осознания смел писать, да ёщё и в рифму. Многие ли из нас имеют эту смелость утверждать, предполагать и предлагать что-то своё, искренне веря в это, и готовы вынести свои суждения на суд людской?

Я не скажу, что в стихах Геннадия Кононова не бывает бравад и совсем нет вызова Богу, Судьбе, смерти… Но и за бравадой, как правило, у Кононова есть содержание. Не важно, что кому-то оно не по душе.

Да, грустные тексты… да разные тексты, чаще светлая грусть. Сокрушается о несовершенствах мира, в котором жил, в котором мы живём… А вы находите этот мир совершенным?

Действительность наша и впрямь горчит. Стоит ли упрекать в том поэта? Стоит ли вообще в нём искать только негативиста и безбожника? Он писал о том, что видел, как понимал и как чувствовал:

* * *

Грохоча исходами летальными,
ледяная рухнула стена,
и пространства твердые оттаяли.

Знаю, будни – праздников цена.

Не беда, что быт горчит растлением,
что смердит свободная печать,
не беда, что эта площадь – Ленина.
Здесь удобно встречи назначать.

Знанье, грустно, а незнанье пагубно,
и гордыня часто вводит в грех.
Горький возраст: нам уже не надобно
прав на жизнь, на труд и на успех.
И блаженны весело поправшие
вольности троянские дары,
ибо знают только проигравшие
способ выйти из чужой игры.
1993 г.«Игра в игре»

Так чего же нельзя простить Кононову? Может быть, внутренних составляющих души человеческой, что зовутся подсознанием? Или философской иронии? Или глубины понимания обречённости и страдания духа в теле?

Из цикла «Стихи неисправимого»

* * *

1.
Вот сентябрь. На закате заплачет стекло,
И в тазах запыхтит золотое варенье.
Все фигуры расставлены, время пошло,
время сбора плодов, время дыма и тленья.
В тёмных омутах душ закружило уже
шелуху золочёную. Вы замечали:
не хватает смиренья осенней душе
как весной красоте не хватает печали.

2.
О, сестра моя, тёмен и холоден кров,
по углам паутинным сгущаются тени,
мокнут серые травы, и летняя кровь
остывает в системе людей и растений.
Никогда не забыть эту долгую дрожь.
Но, когда перестанем казаться телами,
назову твоим именем город и дождь,
ибо в сердце твоём снов осеннее пламя.
Нам, в одеждах из кожи, сожжённых до дыр,
опаляя сердца, подниматься упорно
по пылающим лестницам в огненный мир,
где не будет различья меж формой и формой.
Сент.1995г.

В человеке с настолько тонким, объёмным и многоплановым мироощущением в принципе невозможна недуховность. Собственно, только дух, душа и могут открывать подобные свойства мира….. Тогда о чём же спор, друзья мои? Геннадий Кононов не был двуликим Янусом. Он открыт, глубок, понимаем, чувствуем, осязаем. Составьте себе труд погрузиться, вчитаться, вдуматься. Может, и подобные вопросы покажутся нелепыми?

ОЖИДАНИЕ

Я спал в канаве, у креста дорог,
потерянный, как никогда дотоле,
и Голос мне сказал: «Вставай, сынок, –
для вечери уже заказан столик».
Как этот полдень безнадежно юн!
И, ничего уже не опасаясь,
я пальцем на песке пишу: июнь.
Я не люблю, я только прикасаюсь
к земли нагому телу не спеша,
и привкус сна мне голову морочит.
В очко играют тело и душа,
и мент в машине в рацию бормочет.

И так катастрофично чувство меры
на зыбких рубежах любви и веры.
Июнь 1996 г. «Стихи неисправимого»

А ведь в июне 2004 года его не стало…

Вам же, надеюсь, не придёт в голову увидеть буквально спящего на перекрёстке поэта… по аналогии с тем, как «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу» (Данте) вам не представляется буквально сумрачный лес, где дремучие ели, а скорее духовная чаща, куда забредает душа человека к своей зрелости.

Перекрёсток - частый символ в поэтике Г.Кононова.. Как распутье, как крест, как распятье, как возможность выбора и наоборот обречённость.

Надеюсь, «причём тут мент?» в этом полицейском государстве, вы не спросите…

ЧТО БЛУЖДАЕШЬ ДУША…

Что блуждаешь, душа, вдоль границ, возле сумрачных вод?
Видишь – гуси летят за кордон коридором воздушным?
Двери в осень открыты. Из дымных туманных болот
прель ползёт по дорогам, и тянет багульником душным.

Игрокам и игре сверхсознанье подводит итог.
Эпилог.Утекает песок, истончается запах.
Кто дойдет до предела – увидит слиянье дорог,
всех дорог, устремлённых на юг, на восток и на запад.
1995г.

Прошу не забывать, что поэт, в силу своего тяжёлого недомогания, готов был в любой момент предстать перед Всевышним. Поэтому-то и грань между этим и тем миром в его поэзии размыта. Десятки раз видела его умирающим. Диабетические комы, каждая из которых могла быть последней… Как чувствует себя человек, готовый в любой момент быть выкинутым из этого мира? Не это ли обрекало его жить и писать тщательно, успевать завершить дела, чтобы за спиной не осталось долгов?

Геннадий не хотел мучительной смерти («…и девочка смерть легко постучит по стеклу»), однако ему достался тяжёлый уход, с неимоверными физическим и духовным страданиями и осознанием своей обречённости.

* * *

Бесприютность не порок.
Тело по миру гуляет,
грязь лечебная дорог
от привычек исцеляет.
И горит души свеча,
тает в чьих-то ловких лапах,
помня сумерек печаль
и закатов терпкий запах.
И, пока она жива,
всё трещит свеча печально.

Говори свои слова
и храни своё молчанье.
июнь 2003г.

Мы все - бренные дети земли, каждый ищем свой способ жить, любить, принимать судьбу и с чем-то не соглашаться. У каждого из нас своё отношение к реальности вещей и своя сверхзадача. И способ самоутверждения у каждого свой.

* * *

Орут коты, в окне клубится мрак, но ветхая тетрадка под рукою.
Судьба не черновик, и всякий шаг лишает нас свободы и покоя.
Вы о свободе знаете из книг. Меж тем, едва услышав отзвук зова,
иллюзии беспечный ученик неточное зачеркивает слово.
Раб ослепленный Царства не узрит, но нет преград нагим глазам поэта,
и жизнь его, как рукопись, горит, исполнена огня, теней и лета.
май 1998г.

Чем больше читаешь Кононова, тем меньше хочется хоть что-то комментировать. Поэт сам всё о себе, и о мире в котором жил, рассказал.

Правда, существует распространённое заблуждение. Часто читатели стихов Геннадия отождествляют самого автора с его лирическим героем. Лирический герой Геннадия Кононова - игрок. Тема игрока и игры рефреном проходит через всё творчество Геннадия. Его лирический герой находит утешение в водке. Геннадий никогда так драматично не жил, как он об этом писал…по образу жизни он был больше благополучным человеком, если бы не болезнь. И если мог изредка позволить себе шалость попить водочки вдосталь…но и только… Пьяным он был спокоен, мягок, при большом перебирании просто засыпал, тихонько удалившись.

Он никогда не садился за рабочий стол в нетрезвом состоянии. Говорил, что всё написанное по «нетрезвянке» поутру оказывается полной ерундой. И уж точно, был далёк от наркотиков и всего прочего. Социально он был весьма законопослушен и последователен. А дух его - он «дышит, где хочет…», даже если за рамками социальных ограждений. Его право. Судить будут не на земле.

Говорю, а сама чувствую вроде бы беспредметную, но глубокую жалость… всё-таки достоинства человеческие в нём очевидно превалировали, хоть он и прятал их под маской циника.

По-настоящему художественный образ игрока и самого автора слились лишь в самых поздних его произведениях.

В последние месяцы Гена в одной из дружеских бесед сказал: «Я теперь играю во все игры…» Сколько их у него тогда оставалось, этих игр?.. И что он имел ввиду? Теперь можно только догадываться.

Должна ли жизнь поэта быть до конца понятной и односложной? Что отличает простых смертных от избранников божиих, способных поэтически отражать мир? Наверное, чуткая, страдающая душа… «Творческий акт служит анестезией, и освобождает душу для следующих страданий…» - ….это из кононовской Арс-поэтики.

Кононов неприменим к плоской, линейной утилитарности. В этом сила и красота его творчества. А быть ли Геннадию Кононову в вечности? Он уже там Рукописи не горят…

* * *

И правила взрываются в ночи,
и сквозняки свистят острее бритвы.
Будильник в лихорадке. Он стучит,
сбиваясь с общепринятого ритма.
Концы, начала и другой гарнир
сознания – оборваны негласно.
На небосводе, вытертом до дыр,
дрожит звезда безмолвно и опасно.
Давай допьем, душа моя больна,
но ад и смерть ее не одолеют.
Добавь в реальность только каплю сна –
ведь от последней капли не хмелеют.
февраль 1996
«Стихи неисправимого»

P.S. Геннадий Владимирович Кононов - по образованию филолог, по профессии - учитель русского языка и литературы, по призванию - поэт. Родился 30 сентября 1959 года в г.Пыталово, Псковской области. Ушел из жизни 22 июня 2004 года, не дожив трех месяцев до своего 45-летия.

Творческое наследие: около 2000 стихов, 18 повестей.

Публиковался при жизни в журналах «Русская провинция», «Юность», «Литературная учеба», в альманахах «Истоки», «Третье дыхание», «Скобари», «Приют неизвестных поэтов», в газетах «Литературная Россия», «Трибуна» и др.

Многие стихи положены на музыку и стали образцами русского романса ХХ века.

Ваша Людмила Исаева