Родословная рюриковичей. История Руси

Норманнская или варяжская теория, раскрывающая аспекты становления государственности на Руси, основана на одном простом тезисе – призвании варяжского князя Рюрика новгородцами для управления и защиты большой территорией племенного союза словен ильменских. Таким образом, ответ на вопрос о том, с каким событием связано появление династии, вполне понятен.

Этот тезис присутствуют в древней , написанной Нестором. В настоящий момент он является спорным, но один факт всё же неоспорим – Рюрик стал основателем целой династии государей, которые правили не только в Киеве, но и в других городах Русской земли, в том числе и в Москве, и именно поэтому династию правителей Руси называли Рюриковичи.

Вконтакте

История династии: начало

Родословная довольно сложная, разобраться в ней не так-то просто, но начало династии Рюриковичей проследить очень легко.

Рюрик

Рюрик стал первым князем в своей династии. Его происхождение – крайне спорный вопрос. Одни историки предполагают, что он был из знатного варяжско-скандинавского рода.

Предки Рюрика происходили из торгового Хедебю (Скандинавия) и были в родстве с самим Рагнаром Лодброком. Другие историки, разграничивая понятия «норманн» и «варяг», считают, что Рюрик был славянского рода, возможно, он состоял в родстве с новгородским князем Гостомыслом (считается, что Гостомысл был его дедом), и долгое время жил с семьёй на острове Рюген.

Скорее всего, он был ярлом, то есть имел военную дружину и держал ладьи, занимаясь торговлей и морским разбоем. Но именно с его призванием сначала в Старую Ладогу, а потом в Новгород связано начало династии.

Рюрик был призван в Новгород в 862 году (когда он начал править точно, конечно, неизвестно, историки опираются на данные из ПВЛ). Летописец утверждает, что он пришёл не один, а с двумя братьями — Синиусом и Трувором (традиционные варяжские имена или прозвища). Рюрик осел в Старой Ладоге, Синиус на Белоозере, а Трувор в Изборске. Интересно, что каких-либо иных упоминаний о братьях в ПВЛ нет. С ними не связано начало династии.

Олег и Игорь

Рюрик умер в 879 году, оставив малолетнего сына Игоря (или Ингвара, по скандинавской традиции). Дружинник, а возможно и родственник Рюрика, Олег (Хелг) должен был править от имени его сына до совершеннолетия.

Внимание! Существует версия, что Олег правил не просто как родственник или доверенное лицо, а как избранный ярл, то есть имел все политические права на власть по скандинавским и варяжским законам. То, что он передал власть Игорю, действительно могло означать, что тот был его близким родственником, возможно племянником, сыном сестры (по скандинавской традиции дядя ближе, чем родной отец; мальчиков в скандинавских семьях отдавали на воспитание дяде по матери).

Сколько лет княжил Олег ? Он успешно управлял молодым государством до 912 года. Именно ему принадлежит заслуга полного завоевания пути «из варяг в греки» и захват Киева, затем его место занял Игорь (уже как киевский правитель), к тому моменту женатый на девушке из Полоцка (по одной из версий) – Ольге.

Ольга и Святослав

Правление Игоря нельзя назвать успешным . Он был убит древлянами в 945 году во время попытки взять двойную дань с их столицы – Искоростеня. Так как единственный сын Игоря, Святослав, был ещё маленьким, то престол в Киеве по общему решению бояр и дружины заняла его вдова Ольга.

Святослав взошёл на киевский престол в 957 году. Он был князем-воином и никогда не задерживался надолго в столице своего быстро растущего государства . Ещё при жизни он разделил земли Руси между тремя своими сыновьями: Владимиром, Ярополком и Олегом. Владимиру (незаконному сыну) он отдал в удел Новгород Великий. Олега (младшего) посадил в Искоростене, а старшего Ярополка оставил в Киеве.

Внимание! Историкам известно имя матери Владимира, также известно, что она была обеленной холопкой, то есть не могла стать женой правителя. Возможно, Владимир был старшим сыном Святослава, его первенцем. Именно поэтому он был признан отцом. Ярополк и Олег были рождены от законной жены Святослава, возможно, болгарской княжны, но по возрасту они были младше Владимира. Все это, впоследствии, повлияло на отношения братьев и привело к первой княжеской междоусобице на Руси.

Ярополк и Владимир

Святослав погиб в 972 году на острове Хортица (Днепровские пороги). После его смерти киевский престол на несколько лет занял Ярополк. Между ним и его братом Владимиром началась война за власть в государстве, закончившаяся убийством Ярополка и победой Владимира, который и стал, в конечном итоге, очередным киевским князем. Правил Владимир с 980 по 1015 год. Главная его заслуга – крещение Руси и русского народа в православную веру.

Ярослав и его сыновья

Между сыновьями Владимира сразу после его смерти разгорелась междоусобная война, результате которой престол занял один из старших сыновей Владимира от полоцкой княжны Рагнеды — Ярослав.

Важно! В 1015 году киевский престол занял Святополк (прозванный в последствии Окаянным).Он не был родным сыном Владимира. Его отцом был Ярополк, после смерти которого Владимир взял в жёны его жену, и признал родившегося ребёнка своим первенцем.

Ярослав княжил до 1054 года . После его смерти в силу вступило лестничное право – передача киевского престола и «младших» по старшинству в роду Рюриковичей.

Киевский престол занял старший сын Ярослава — Изяслав, Черниговский (следующий по «старшинству» престол) – Олег, Переяславский – младший сын Ярослава Всеволод.

Долгое время сыновья Ярослава жили мирно, соблюдая заветы отца, но, в конечном итоге, борьба за власть перешла в активную фазу и Русь вступила в эпоху Феодальной раздробленности.

Родословная Рюриковичей . Первые киевские князья (таблица или династия Рюриковичей схема с датами, по поколениям)

Поколение Имя князя Года правления
I поколение Рюрик 862-879 (новгородское княжение)
Олег (Вещий) 879 – 912 (новгородское и киевское княжение)
II Игорь Рюрикович 912-945 (киевское княжение)
Ольга 945-957
III Святослав Игоревич 957-972
IV Ярополк Святославич 972-980
Олег Святославич Князь-наместник в Искоростене, погиб в 977 году
Владимир Святославич (Святой) 980-1015
V Святополк Ярополкович (пасынок Владимира) Окаянный 1015-1019
Ярослав Владимирович (Мудрый) 1019-1054
VI Изяслав Ярославович 1054-1073; 1076-1078 (киевское княжение)
Святослав Ярославович (Черниговский) 1073-1076 (киевское княжение)
Всеволод Ярославович (Переяславский) 1078-1093 (киевское княжение)

Родословная Рюриковичей периода Феодальной раздробленности

Прослеживать династическую линию рода Рюриковичей в период Феодальной раздробленности невероятно сложно, так как правящий княжеский род максимально разросся . Главными ветвями рода на первом этапе феодальной раздробленности можно считать черниговскую и переяславскую линии, а также галицкую, о которой нужно говорить отдельно. Галицкий княжеский дом берёт своё начало от старшего сына Ярослава Мудрого, Владимира, который умер ещё при жизни отца, и наследники которого получили в удел Галич.

Важно отметить, что все представители рода стремились занять Киевский престол, так как в таком случае они считались правителями всего государства.

Галицкие наследники

Черниговский дом

Переяславский дом

С Переяславским домом, номинально считавшимся младшим, всё намного сложнее. Именно потомки Всеволода Ярославовича дали начало владимиро-суздальским и московским Рюриковичам. Главными представителями этого дома являлись:

  • Владимир Всеволодович (Мономах) – был киевским князем в 1113-1125 гг (VII поколение);
  • Мстислав (Великий) – старший сын Мономаха, был киевским князем в 1125-1132 гг (VIII поколение);
  • Юрий (Долгорукий) – младший сын Мономаха, становился киевским правителем несколько раз, последний в 1155-1157 гг (VIII поколение).

Мстислав Владимирович дал начало Волынскому дому Рюриковичей, а Юрий Владимирович — Владимиро-Суздальскому.

Волынский дом

Родословная Рюриковичей: Владимиро-Суздальский дом

Владимиро-суздальский дом стал главным на Руси после смерти Мстислава Великого. Князья, сделавшие своей столицей сначала Суздаль, а потом и Владимр-на-Клязьме, играли ключевую роль в политической истории периода Ордынского вторжения.

Важно! Даниил Галицкий и Александр Невский известны не только как современники, но и как соперники за великокняжеский ярлык, а ещё у них был принципиально разный подход к вере – Александр держался православия, а Даниил принял католичество в обмен на возможность получить титул Короля Киевского.

Родословная Рюриковичей: Московский Дом

В завершающий период Феодальной раздробленности Дом Рюриковичей насчитывал больше 2000 членов (князей и младших княжеских семей). Постепенно лидирующие позиции занял Московский дом, который ведёт свою родословную от младшего сына Александра Невского – Даниила Александровича.

Постепенно, Московский дом из великокняжеского трансформировался в царский . Почему это произошло? В том числе и благодаря династическим бракам, а также успешной внутренней и внешней политике отдельных представителей Дома. Московскими Рюриковичами была продела гигантская работа по «собиранию» земель вокруг Москвы и по свержению Татаро-Монгольского Ига.

Московские Рюрики (схема с датами правления)

Поколение (от Рюрика по прямой мужской линии) Имя князя Годы правления Значимые браки
XI поколение Александр Ярославович (Невский) Князь Новгородский, Великий князь по ордынскому ярлыку с 1246 по 1263 гг _____
XII Даниил Александрович Московский 1276-1303 (московское княжение) _____
XIII Юрий Даниилович 1317-1322 (Московское княжение)
Иван I Даниилович (Калита) 1328-1340 (Великое Владимирское и Московское княжение) _____
XIV Семен Иванович (Гордый) 1340-1353 (Московское и Великое Владимирское княжение)
Иван II Иванович (Красный) 1353-1359 (Московское и Великое Владимирское княжение)
XV Дмитрий Иванович (Донской) 1359-1389 (Московское княжение, а с 1363 по 1389 – Великое Владимирское княжение) Евдокия Дмитриевна, единственная дочь Дмитрия Константиновича (Рюриковича), Суздальско – Нижегородского князя; присоединение к Московскому княжеству всех территорий княжества Суздальско-Нижегородского
XVI Василий I Дмитриевич 1389-1425 гг Софья Витовтовна, Дочь Великого литовского князя Витовта (полное примирение князей Литовских с правящим Московским домом)
XVII Василий II Васильевич (Тёмный) 1425-1462 гг _____
XVIII Иван III Васильевич 1462 – 1505 гг Во втором браке с Софьей Палеолог (племянница последнего Византийского императора); номинальное право: считаться приемником императорской византийской короны и кесарем (царём)
XIX Василий III Васильевич 1505-1533 гг Во втором браке с Еленой Глинской, представительницей богатого литовского рода, ведущего своё происхождения от сербских правителей и Мамая (по преданию)
XX

Легенды, связанные с его именем и именами его последователей, датируются девятым веком и длятся долгие семь веков. В нашей сегодняшней статье будет рассмотрена династия Рюриковичей - ее генеалогическое древо с фото и годами правления.

Откуда произошел старинный род

Существование самого полководца и его супруги Ефанды до сих пор ставится под сомнение большинством ученых. Но некоторые исследователи происхождения Руси утверждают, что будущий воевода родился между 806 и 808 годом в городе Рарога. Его имя, согласно нескольким версиям, имеет славянские корни и означает «сокол».

Когда Рюрик был еще младенцем, владения его отца Годолюба подверглись нападению датчан, во главе которых стоял Готфрид. Будущий основатель царской фамилии оказался наполовину сиротой и все детство провел на чужбине с матерью. В 20 лет он прибыл ко двору франкского короля и получил у него земли своего отца в качестве вассала.

Потом его лишили всех земельных наделов и отправили воевать в дружине, помогавшей франкскому королю захватывать новые земли.

Согласно легенде династическую схему полного генеалогического древа рода Рюриковичей с датами и годами правления во сне увидел еще его дедушка - новгородский князь Гостомысл. Теория об иностранном происхождении всей царской семьи была опровергнута еще Михаилом Ломоносовым. По крови будущий новгородский властитель принадлежал к славянам и был приглашен в родные земли в достаточно почтенном возрасте - ему было 52 года.

Второе колено правителей

После смерти Рюрика в 879 году к власти пришел его сын Игорь. Ситуацию осложняло то, что он был еще мал, чтобы стать правителем Руси. Его опекуном был назначен Олег - дядя Игоря. Он смог наладить отношения с Византийской империей и назвал Киев - «матерью городов русских». После смерти Олега у киевской власти стал Игорь. Ему тоже удалось сделать многое на благо Русских земель.

Но за время его княжения случались и неудачные военные походы. Самый известный из них - атака Константинополя с моря. Столкнувшись первым из правителей Руси со знаменитым «греческим огнем», Игорь осознал, что недооценил противника, и вынужден был повернуть корабли обратно.

Погиб князь неожиданно - всю жизнь боровшийся с вражескими войсками, он умер от рук своего же народа - древлян. Супруга Игоря княгиня Ольга жестоко отомстила за мужа и сожгла город, превратив его в пепелище.

Осадив древлян, княгиня приказала им прислать ей по три голубя и три воробья от каждого дома. Когда ее пожелание было исполнено, она повелела своим дружинникам привязать к лапкам трут и подпалить его, как только наступят сумерки. Воины выполнили приказ княгини и отправили птиц обратно. Так город Искоростень был полностью сожжен.

У Игоря осталось два сына - Глеб и Святослав. Поскольку наследники княжеского трона были еще маленькими, руководить Русскими землями начала Ольга. Когда Святослав - старший ребенок Игоря - вырос и занял престол, княгиня Ольга все равно продолжала править на Руси, так как потомок большую часть жизни ходил в военные походы. В одном из них его убили. Святослав вписал свое имя в историю как великий завоеватель.

Схема родословного хронологического древа семьи Рюриковичей: Олег, Владимир и Ярополк

В Киеве после смерти Святослава на трон взошел Ярополк. Он начал открыто враждовать со своим братом Олегом. Наконец Ярополку удалось убить собственного брата в сражении и возглавить Киев. Во время битвы с братом Олег упал в канаву и его затоптали лошади. Но у власти братоубийца пробыл недолго и был свергнут с киевского трона Владимиром.

История родословной этого князя чрезвычайно интересна: будучи незаконнорожденным, он по языческим законам все же мог возглавить Русь.

Узнав о том, что один брат убил другого, будущий киевский правитель собрал свое войско с помощью своего дяди и учителя Добрыни. Покорив Полоцк, решил жениться на Рогнеде - невесте Ярополка. Девушка не захотела связывать себя узами брака с «безродным», чем сильно оскорбила крестителя Руси. Он взял ее в жены силой, а затем убил на глазах будущей невесты всю ее семью.

Далее он направил войско на Киев, однако решил не воевать напрямую, а пойти на хитрость. Заманив брата на якобы мирные переговоры, Владимир устроил ему ловушку и при помощи своих дружинников заколол его мечами. Так вся власть над Русью сосредоточилась в руках кровавого князя. Несмотря на столь жестокое прошлое, киевский правитель смог крестить Русь и распространить христианство по всем подвластным ему языческим землям.

Рюриковичи: древо царской династии с датами и фамилиями - Ярослав Мудрый


После ухода из жизни крестителя Руси в большой семье снова начались споры и междоусобицы. На этот раз возглавить киевский трон захотели сразу 4 брата. Убив своих родных, руководить в столице начал Святополк Окаянный - сын Владимира и его греческой наложницы. Но стоять у руля власти Окаянному удалось недолго - его сместил Ярослав Мудрый. Победив в битве на реке Альта, Ярослав взошел на княжеский престол, а Святополка объявил предателем семейного рода.

Ярослав Мудрый решил кардинально изменить стиль правления. Он породнился с европейской монаршей семьей, женившись на шведской принцессе Ингигерде. Его дети были связаны узами брака с греческими и польскими наследницами престола, дочери стали королевами Франции и Швеции. Перед своей смертью в 1054, Ярослав Мудрый честно поделил земли между наследниками и завещал им не вести междоусобных войн.

Самыми главными фигурами на политической арене того времени было три его сына:

  • Изяслав (правитель Киевский и Новгородский).
  • Всеволод (князь Ростовский и Переяславский).
  • Святослав (властвовал в Чернигове и Муроме).


В результате их объединения сформировался триумвират, и три брата начали княжить в своих землях. Для повышения авторитета они заключали множество монарших браков и поощряли семьи, созданные со знатными иностранцами и иностранками.
Династия Рюриковичей - полное генеалогическое древо с годами правления и с фото: самые крупные ответвления

Говорить о каком-то прежнем единстве рода нельзя: ветви княжеской семьи размножились и переплелись, в том числе, и с иностранными благородными семьями. Самыми крупными из них были:

  • Изяславичи
  • Ростиславичи
  • Святославичи
  • Мономаховичи

Остановимся на каждом из ответвлений подробнее.

Изяславичи

Основоположником рода стал Изяслав - потомок Владимира и Рогнеды. Согласно легенде, Рогнеда все время мечтала отомстить князю за то, что тот силой заставил ее на себе жениться и пошел на убийство членов ее семьи. Однажды ночью она пробралась в спальню, чтобы нанести мужу смертельный удар в сердце. Но супруг чутко спал и сумел отразить удар. В гневе правитель хотел расправиться с неверной супругой, но Изяслав прибежал на крики и вступился за мать. Отец не решился убить Рогнеду при сыне и это спасло ей жизнь.

Вместо этого креститель славян отправил жену с ребенком в Полоцк. Так и началась линия рода Рюриковичей в Полоцке.

Ростиславичи

После смерти отца Ростислав не мог претендовать на трон и был изгнанником. Но воинственный дух и небольшое войско помогли ему возглавить Тьмутаракань. У Ростислава было три сына: Володарь, Василько и Рюрик. Каждый из них добился немалых успехов на военном поприще.

Изяслав Ярославич возглавил Туров. За эту землю долгие годы велась ожесточенная борьба, по итогам которой князь со своими потомками был изгнан из родных земель Владимиром Мономахом. Восстановить справедливость смог лишь Юрий - дальний потомок правителя.

Святославичи

Сыновья Святослава долго боролись за трон с Изяславом и Всеволодом. Молодые и неопытные воины были разбиты своими дядями и потеряли власть.

Мономаховичи

Род образовался от наследника Мономаха - Всеволода. Вся княжеская власть была сосредоточена в его руках. Объединить все земли, в том числе Полоцк и Туров, удалось на несколько лет. «Хрупкий» мир разрушился после смерти правителя.

Стоит отметить, что Юрий Долгорукий тоже произошел из линии Мономаховичей и стал впоследствии «собирателем земель русских».

Многочисленное потомство представителей царского рода

Известно ли вам, что у некоторых членов знаменитой семьи были потомки с 14 детьми? К примеру, по оценкам историков, у Владимира Мономаха было 12 детей от двух жен - и это только известных! Но всех превзошел его сын - Юрий Долгорукий. Знаменитый основатель Белокаменной родил 14 продолжателей рода. Безусловно, это порождало множество проблем: каждый ребенок хотел княжить, считал себя истинно правым и самым главным наследником знаменитого отца.

Семейное генеалогическое древо Рюриковичей с годами и датами правления: кто еще относится к великой династии

Среди множества выдающихся деятелей важно отметить Ивана Калиту, Иоанна Грозного, Александра Невского и Дмитрия Донского. Кровавая история семьи дала будущим поколениям великих правителей, полководцев и политиков.

Самым известным жестоким царем своего времени был Иван IV Грозный. О его кровавой славе и невероятных бесчинствах преданных ему опричников ходило немало историй. Но Иван IV смог сделать и много хорошего для своей страны. Он существенно расширил территорию Руси, присоединив Сибирь, Астрахань и Казань.

Его преемником должен был стать Федор Блаженный, но он был слаб психологически и физически, и царь просто не мог доверить ему власть над государством.

В период правления сына Иоанна Васильевича «серым кардиналом» был Борис Годунов. Он же занял престол после смерти наследника.

Рюриковичи подарили миру и великих воинов - Александра Невского и Дмитрия Донского. Первый получил свое прозвище благодаря победе на Неве в знаменитом Ледовом побоище.

А Дмитрий Донской смог освободить Русь от монгольского нашествия.

Кто стал последним в родовом древе правления Рюриковичей

Согласно историческим данным, последним в знаменитой династии был Федор Иоаннович. «Блаженный» правил страной чисто номинально и в 1589 году ушел из жизни. Так оборвалась история знаменитой фамилии. Началась эпоха Романовичей.

Федор Иоаннович не смог оставить потомство (его единственная дочь умерла в 9 месяцев). Но некоторые факты указывают на взаимосвязь двух семейств.

Первый русский царь из рода Романовичей происходил от Филарета - на тот момент Патриарха всея Руси. Предстоятель церкви был двоюродным племянником Федора Блаженного. Так, можно утверждать, что ветвь Рюриковичей не оборвалась, а была продолжена новыми правителями.

Изучать историю княжеских и царских династий - сложная задача, которой посвящено множество научных исследований. Междоусобные войны и многочисленные потомки представителей старинной фамилии до сих пор остаются актуальной темой для работ специалистов.

За время становления Руси как основы государственности будущей России произошла масса масштабных событий: победа над татарскими и шведскими завоевателями, крещение, объединение княжеских земель и установление контактов с иностранцами. Попытка объединить историю славного рода и рассказать о ее вехах была предпринята в этой статье.

Рюриковичи были точно, а вот был ли Рюрик… Скорее всего был, но его личность до сих пор вызывает гораздо больше вопросов, чем ответов.

О призвании Рюрика восточными славянами повествует «Повесть временных лет». Было это согласно «Повести» в 862 году (хотя и летоисчесление на Руси в те годы было другое, и год на самом деле был не 862). Некоторые исследователи. и это видно в частности из приведенной ниже схемы, называют Рюрика родоначальником династии, но её основание рассматривается только с его сына Игоря. Вероятно, Рюрик при жизни не успел осознать себя основателем династии, потому как был занят другими делами. А вот потомки поразмыслив, решили назвать себя династией.

Сформировалось трёх основные гипотезы относительно происхождения .

  • Первая — норманнская теория — утверждает, что Рюрик с братьями и дружиной были из викингов. У скандинавских народов в то время, как доказано исследованиями, имя Рюрик действительно существовало (означало «прославленный и знатный муж»). Правда, вот с конкретной кандидатурой, сведения о которой имеются и в других исторических повестях или документах, проблемы. Однозначной отождествления нет ни с кем: так например, описан знатный датский викинг IX века Рёрик Ютландский, или некий Эйрик Эмундарсон из Швеции, который совершал набеги на прибалтийские земли.
  • Вторая, славянская версия, где Рюрик показан как представитель княжеского рода ободритов из западнославянских земель. Существуют сведения, что варягами тогда называли одно из славянских племён, проживавших на территории исторической Пруссии. Рюрик же — это вариант западнославянского «Ререк, Рарог» — имя не личное, а название ободритского княжеского рода, обозначающего «сокол», Сторонники этой версии считают, что герб Рюриковичей как раз представлял собой символизированное изображение сокола.
  • Третья теория полагает, что Рюрика реально вообще не существовало — основатель династии Рюриковичей выдвинулся в ходе борьбы за власть из местного славянского населения, а спустя лет двести его потомки, чтобы облагородить своё происхождение, заказали автору «Повести временных лет» пропагандистскую историю о варяге Рюрике.

Княжеская династия Рюриковичей с годами раздробилась на множество ветвей. Не много европейских династий могут сравнится с ней в разветленности и многочисленности потомства. Но такова была сама политика этой правящей группы, они не ставили задачу прочно сидеть в столице, наоборот — отправляли своих отпрысков во все уголки страны.

Разветвление Рюриковичей начинается в поколение князя Владимира (кто называет его как Святого, а кто — Кровавый), причем прежде всех отделяется линия князей Полоцких, потомков Изяслава Владимировича.

Очень кратко о некоторых из Рюриковичей

После смерти Рюрика власть перешла к Святому Олегу , который стал опекуном малолетнего сына Рюрика – Игоря. Вещий Олег объединил русские разрозненные княжества в одно государство. Он прославил себя умом и воинственностью, с большим войском он пошел вниз по Днепру, взял Смоленск, Любеч, Киев и сделал последний своим стольным городом. Аскольд и Дир были убиты, а полянам Олег показал маленького Игоря:

«Вот сын Рюрика — ваш князь».

Как известно, по легенде умер от укуса змеи.

Далее Игорь вырос и стал Великим князем Киевским. Он способствовал укреплению государственности среди восточных славян, распространением власти киевского князя на восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем. Но в итоге оказался алчным правителем, за что и был убит древлянами.

Ольга , жена Игоря, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа и покорила себе их главный город Коростень. Она отличалась редким умом и большими способностями. На склоне лет своих приняла христианство и позже была причислена к лику святых.

Одна из самых известных княгинь на Руси.

Святослав . Известен как один из самых видных полководцев из рода Рюриковичей, по большей части не сидевший на месте, а находившийся в боевых походах. Его сына Ярополка считают виновным в гибели родного брата Олега , который попробовал претендовать на Киевский престол.

Но и Ярополк был убит, причем опять же братом — Владимиром.

Тот самый Владимир , что Русь крестил . Киевский великий князь Владимир Святославович поначалу был фанатичным язычником, ему также приписывают такие черты как мстительность и кровожадность. Брата он по крайней мере не пожалел и избавился от него, дабы занять княжеский престол в Киеве.

Его сын Ярослав Владимирович, которому история добавила прозвище “Мудрый”, был действительно мудрым и дипломатичным правителем Древнерусского государства. Время его правления – это не только междоусобные феодальные войны между ближайшими родственниками, но и попытки вывести Киевскую Русь на мировую политическую арену, попытки преодолеть феодальную раздробленность, постройки новых городов. Время правления Ярослава Мудрого это развитие славянской культуры, своеобразный золотой период Древнерусского государства.

Изяслав — I — старший сын Ярослава, после смерти отца занял киевский престол, но после неудачного похода на половцев, его прогнали киевляне, а великим князем сделался брат его Святослав . После смерти последнего, Изяслав снова вернулся в Киев.

Всеволод — I мог быть полезным правителем и достойным представителем Рюриковичей, но не вышло. Этот князь был набожен, правдив, очень любил образование и знал пять языков, но набеги половцев, голод, мор и неурядицы в стране не благоприятствовали его княжеству. Он держался на престоле только благодаря его сыну Владимиру, прозванного Мономахом.

Святополк — II — сын Изяслава-I, наследовавший после Всеволода-I киевский престол, отличался бесхарактерностью и не способен был усмирить междоусобицы князей за владение городами. На съезде в Любиче переславском в 1097 году, князья целовали крест «каждому владеть отцовской землей», но вскоре князь Давид Игоревич ослепил князя Василька.

Снова собрались князья на съезд в вятиченее 1100 году, и лишили Давида Волыни; по предложению Владимира Мономаха решили на долобском съезде, в 1103 году, предпринять совместный поход на половцев, русские разбили половцев на реке сале (в 1111 году) и взяли множества полону: Скота, овец, коней и пр. Одних князей половецких убито до 20 человек. Слава об этой победе разошлась далеко между греками, венграми и прочими славянами.

Владимир Мономах . Известный широко представитель династии Рюриковичей. Несмотря на старшинство святославичей, после смерти Святополка -II, на киевский престол выбран был Владимир мономах, который, по словам летописи, «добро хотел братии и всей земле русской». Он выделялся своими большими способностями, редким умом, храбростью и неутомимостью. Он был счастлив в походах на половцев. Князей он смирял своей строгостью. Замечательно оставленное им «поучение детям», в котором он дает чисто христианское нравоучение и высокий пример служения князя своей родине.

Мстислав — I . Походя на отца своего Мономаха, сын Мономаха, Мстислав -I, умом и характером жил дружно со своими братьями, внушая уважение и страх непокорным князьям. Так, ослушавшихся его князей половецких, изгнал он в Грецию, а вместо их в городе Полоцке посадил править своего сына.

Ярополк , брат Мстислава, Ярополк, сын Мономаха, вздумал передать удел не брату своему Вячеславу, а племяннику. Благодаря возникшим отсюда раздорам, «мономаховичи» потеряли киевский престол, который перешел к потомкам Олега Святославовича — «Олеговичам».

Всеволод — II . Добившись великого княжения, Всеволод захотел закрепить киевский престол в своем роде и передал его брату своему Игорю Олеговичу. Но не признанный киевлянами и постриженный в монахи, Игорь был скоро убит.

Изяслав — II . Киевляне признали Изяслава -II Мстиславовича, который умом, блестящими дарованиями, храбростью и приветливостью живо напоминал своего знаменитого деда Мономаха. Со вступлением на великокняжеский престол Изяслава -II, нарушилось укоренившееся в древней Руси понятие о старшинстве: В одном роде племянник при жизни дяди не мог быть великим князем.

Юрий «Долгорукий» . Князь суздальский с 1125г., Великий князь киевский в 1149-1151, 1155-1157гг., основатель Москвы. Юрий был шестым сыном князя Владимира Мономаха. После смерти отца он унаследовал Ростово-Суздальское княжество и сразу же начал укреплять границы своего удела, возводя на них крепости. Так, например, при нем возникла крепость Ксянтин, как раньше называлась современная Тверь. По его приказу были заложены города: Дубна, Юрьев-Польский, Дмитров, Переславль-Залесский, Звенигород, Городец. С именем Юрия Долгорукого связано и первое летописное упоминание о Москве от 1147 года.
Жизнь этого князя необычна и интересна. Младший сын Владимира Мономаха не мог претендовать на большее, чем удельное княжество. В удел он получил Ростовское княжество, которое при Юрии стало процветающим. Здесь возникло множество поселений. Свое прозвище «Долгорукий» неутомимый сын Мономаха получил за его амбиции, за то, что постоянно вмешивался в чужие дела и за постоянное стремление к захвату чужих земель.
Владея Ростово-Суздальской землей, Юрий все время стремился расширить территорию своего княжества и часто совершал набеги на соседние земли, которыми владели его родственники. Больше всего он мечтал овладеть Киевом. В 1125 году Юрий перенес столицу княжества из Ростова в Суздаль, откуда и совершал походы на юг, усилив свою дружину наемными половецкими отрядами. К Ростовскому княжеству он присоединил города Муром, Рязань, часть земель по берегам Волги.
Суздальский князь трижды занимал Киев, но ему ни разу не удавалось задержаться там надолго. Борьба за великое княжение с племянником Изяславом Мстиславичем была долгой. Трижды входил Юрий в Киев в качестве Великого князя, но только в третий раз он остался им до конца своих дней. Князя Юрия киевляне не любили. Это объяснялось тем, что Юрий не раз прибегал к помощи половцев и почти всегда являлся возмутителем спокойствия в периоды борьбы за престол. Юрий Долгорукий был для киевлян «пришлым», с Севера. По свидетельству летописца, после смерти Юрия в 1157 году киевляне разграбили его богатые хоромы и перебили пришедший с ним суздальский отряд.

Андрей Боголюбский . Приняв великокняжеский титул, Андрей Юрьевич переносит престол во Владимир на Клязьме, и с тех пор Киев начинает терять свое первенствующее положение. Суровый и строгий Андрей хотел быть самодержавным, т. е. править Русью без веча и дружин. Андрей Боголюбский беспощадно преследовал недовольных бояр, они составили заговор на жизнь Андрея и убили его.

Александр «Невский» . Великий князь новгородский (1236-1251). Александр Ярославич Невский последовательно проводил в жизнь политику, направленную на укрепление северо-западных границ Руси и примирения с татарами.
Еще будучи князем Новгородским (1236-1251 годы), он показал себя опытным полководцем и мудрым правителем. Благодаря победам, одержанным в «Невской битве» (1240 год), в «Ледовом побоище » (1242 год), а также многочисленным вылазкам против литовцев, Александр на долгое время отбил у шведов, немцев и литовцев желание завладеть северными русскими землями.
Противоположную политику Александр вел по отношению к монголо-татарам. Это была политика мира и сотрудничества, целью которой было предотвращение нового нашествия на Русь. Князь часто ездил в Орду с богатыми дарами. Ему удалось добиться освобождения русских воинов от обязанности воевать на стороне монголо-татар.

Юрий — III. Женившись на сестре хана Кончака, в православии Агафье, Юрий приобрел большую силу и помощь в лице сроднившихся с ним татар. Но вскоре, благодаря притязаниям князя Дмитрия, сына замученного ханом Михаила, он должен был явиться для отчета в орду. Здесь, при первой встрече с Дмитрием, Юрий был убит им, в отмщение за смерть своего отца и за нарушение нравственности (женитьба на татарке).

Дмитрий — II . Дмитрий Михайлович, прозванный «грозные очи», за убийство Юрия -III, был казнен ханом за самоуправство.

Александр Тверской . Родной брат казненного в орде Дмитрия -II Александр Михайлович был утвержден ханом на великокняжеском престоле. Он отличался добротою и был любим народом, но погубил себя тем, что позволил тверичам убить ненавистного ханского посла Щелкана. Хан послал 50000 татарского войска против Александра. Александр от ханского гнева бежал во Псков, а оттуда в Литву. Через десять лет Александр тверской вернулся и был прощен ханом. Не поладив, однако, с князем московским Иоанном Калитой, Александр
был им оклеветан перед ханом, хан вызвал его в орду и казнил.

Иоан I Калита . Иоанн -I Данилович князь осторожный и хитрый, прозванный за свою бережливость Калитою (кошель для денег), опустошил тверское княжество при помощи татар, воспользовавшись случаем насилия возмутившихся тверичан над татарами. Он принял на себя сбор дани со всей Руси для татар и сильно благодаря этому обогатившись, скупал города у удельных князей. В 1326 году митрополия из Владимира, благодаря стараниям Калиты, была перенесена в Москву, и здесь же, по мысли митрополита Петра, заложен Успенский собор. С этих пор Москва как место пребывания митрополита всея Руси, приобретает значение российского центра.

Иоанн -II Иоаннович, князь кроткий и миролюбивый, во всем следовал советам митрополита Алексея, который пользовался большим значением в Орде. За это время значительно улучшились отношения Москвы с татарами.

Василий — I . Деля еще с отцом правления, Василий -I вступил на престол опытным князем и по примеру своих предшественников, деятельно расширяет пределы московского княжества: Приобрел нижний Новгород и другие города. В 1395 году Руси угрожала было опасность вторжения Тимура, грозного татарского хана. Между
тем Василий дани татарам не платил, а собирал ее в великокняжескую казну. В 1408 году татарский мурза Едигей напал на Москву, но получив откуп в 3000 рублей, снял с нее осаду. В том же году после долгих споров между Василием -I и князем литовским Витовтом, обоими осторожными и хитрыми, река Угра была назначена крайней границей литовских владений со стороны Руси.

Василий — II Темный . Малолетством Василия -II воспользовался Юрий Дмитриевич Галицкий, заявивший свои притязания на старшинство. Но на суде в орде хан склонился в пользу Василия, благодаря стараниям умного московского боярина Ивана Всеволожского. Боярин надеялся выдать за Василия свою дочь, но обманулся в своих надеждах: Обиженный уехал он из Москвы к Юрию Дмитриевичу и оказал ему содействие в овладении великокняжеским престолом, на котором Юрий умер в 1434 году, когда же сын Юрия Василий косой вздумал наследовать отцовскую власть, то против его восстали все князья.

Василий -II взял его в плен и ослепил: Тогда Дмитрий Шемяка, брат Василия Косого, хитростью захватил Василия -II, ослепил его и занял московский престол. Скоро однако Шемяка должен был отдать престол Василию -II. Во время правления Василия- II, митрополит из греков Исидор принял флорентийскую унию (1439), за это Василий -II посадил Исидора под стражу, а митрополитом был поставлен рязанский епископ Иоанн. Таким образом, отныне русские митрополиты поставляются собором русских епископов. За последние годы великокняжения, внутреннее устройство великокняжества составляло предмет главных забот Василия -II.

Иоанн — III . Принятый еще отцом своим в соправители, Иоанн -III Васильевич вступил на великокняжеский престол полным владельцем Руси. Он сперва сурово наказал новгородцев, затеявших перейти в подданство Литвы, а в 1478 году «за новую проступку» он окончательно покорил их. Новгородцы лишились при этом вече и
самоуправления, а новгородская посадница Мария и вечевой колокол были отправлены в стан Иоанна.

В 1485 году, после окончательного покорения других, более или менее зависимых от московского княжества уделов, Иоанн наконец присоединил к Москве и тверское княжество. К этому времени татары разделились на три независимые орды: Золотую, Казанскую и Крымскую. Они враждовали друг с другом и уже не были страшны русским. В официальной истории считается, что именно Иоанн -III в 1480 году, вступив в союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, разорвал ханскую басму, приказал послов ханских отвести на казнь, а потом без кровопролития свергнул с себя татарское иго.

Василий — III . Сын Иоанна -III от брака с Софьей Палеолог Василий -III отличался гордостью и неприступностью, наказывал подвластных ему потомков удельных князей и бояр, дерзавших ему прекословить. Он «последний собиратель русской земли».
Присоединив последние уделы (Псков, северное княжество), он совершенно уничтожил удельную систему. Он дважды воевал с Литвой, по научению поступившего к нему на службу литовского вельможи Михаила Глинского, и, наконец, в 1514 году, отобрал у литовцев Смоленск. Война с Казанью и Крымом были трудные для Василия, но окончились наказанием Казани: Торговля была отвлечена оттуда на макарьевскую ярмарку, перенесенную впоследствии в Нижний. Василий развелся со своей супругой Соломонией и женился на княжне Елене Глинской, чем больше возбудил против себя недовольных им бояр. От этого брака у Василия родился сын Иоанн.

Елена Глинская . Назначенная Василием -III правительницей государства, мать трехлетнего Иоанна Елена Глинская сразу приняла крутые меры против недовольных ею бояр. Она заключила мир с Литвою и решила воевать с крымскими татарами, дерзко нападавшими на русские владения, но среди приготовления к отчаянной борьбе скоропостижно скончалась.

Иоанн — IV Грозный . Оставленный в 8 лет на руках бояр, умный и талантливый Иоанн Васильевич вырос среди борьбы партий из-за правления государством, среди насилий, тайных убийств и беспрестанных ссылок. Сам нередко терпя притеснения от бояр, он научился их ненавидеть, а окружавшая его жестокость, буйство и
грубость содействовали очерствлению его сердца.

В 1552 году Иоанном покорена Казань, господствовавшая над всем Поволжьем, а в 1556 году присоединено к московскому государству и царство астраханское. Желание утвердиться на берегах балтийского моря заставило Иоанна начать ливонскую войну, которая привела его к столкновению с Польшей и Швецией. Война началась довольно удачно, но закончилась самым невыгодным для Иоанна перемирием с Польшей и Швецией: Иоанн не только не утвердился на берегах Балтики, но и потерял прибрежье финского залива. Началась печальная эпоха «розысков», опалы и казней. Иоанн покинул Москву, выехал со своими приближенными в Александровскую слободу и здесь окружил себя опричниками, которых Иоанн противопоставил остальной земле, земщине.

Весьма развитой , ясно осознаваемой этнической самоидентификации («мы от рода русского»), непременно должен был сопутствовать культ общего предка.

Исторические разыскания в этом направлении затруднены тем, что древнейшая родословная русских князей подверглась в дальнейшем значительным искажениям и переосмыслению в духе «варяжской» легенды. Между тем в IX - X вв. Рюрик не числился в родоначальниках князей Русской земли* . Это имя не было в ходу среди потомков Игоря до второй половины XI в. и ни один письменный памятник домонгольской эпохи, в том числе и летопись, не называет русских князей собирательным именем Рюриковичи. «Варяжская» легенда была принята князьями «от рода русского», так сказать, умом, а не сердцем.

*Для исторической критики этот вывод очевиден. Если В.О.Ключевский еще колебался, относя призвание князей-варягов к «темным преданиям» нашей летописи (Ключевский В. О. Сочинения в девяти тт. М., 1989. Т. I. С. 145 ), то Д.И. Иловайский уже начисто отвергал в летописном сказании о призвании Рюрика какую-либо историческую основу (Иловайский Д.И. История России. Часть I. М., 1876. С. 19 - 25 ). Историки ХХ в. выражались еще более определенно. Е.Ф. Шмурло называл летописную родословную «сказкой-легендой» (Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862 - 1462 ). Изд. 2-е, испр. Т. 1. СПб., 1999. С. 73 ). С. П. Толстов и М. Н. Тихомиров были уверены в том, «что перед нами, бесспорно, сознательно фальсифицированная родословная» (Толстов С.П. Древнейшая история СССР в освещении Вернадского // Вопросы истории. № 4. 1946. С. 12 2). Б.А. Рыбакову летописная генеалогия представлялась «примитивно искусственной» (Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1987. С. 65 ). Для А.Л. Никитина Рюрик — «всего только легенда и, подобно поручику Киже, на Руси “фигуры не имеет”» (Никитин А.Л. Основания русской истории. М., 2000. С. 164 ).

Наряду с «варяжской» генеалогической лествицей, в древней Руси существовала и другая, альтернативная, согласно которой династические корни русских князей уходили гораздо глубже второй половины IX в. Эта изначальная, «дорюриковская» традиция, по всей видимости устная, проглянула в письменных памятниках киевского периода лишь однажды — в выражениях «внуки Всеславли» и «жизнь Всеславля» (то есть «достояние Всеслава»), употребленных автором «Слова о полку Игореве» по отношению соответственно ко всем русским князьям и к Русской земле: «Ярославе и вси внуци Всеславли!.. Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю». Это и есть единственная собирательная генеалогическая формула, оставшаяся от того времени.

Буквальное прочтение выражений «Ярославе и вси внуци Всеславли» и «жизнь Всеславля» ничего не проясняет, а, наоборот, порождает новые, неразрешимые вопросы. Предположение о том, что автор «Слова» в данном фрагменте имеет в виду каких-то конкретных личностей своего времени, сталкивается с рядом трудностей. Так, невозможно персонифицировать «Ярослава». Черниговский князь Ярослав Всеволодович — кандидатура неподходящая, потому что в «наведении поганых» на Русскую землю он стал повинен, согласно летописи, только в 1195 и 1196 гг., то есть спустя десять-одиннадцать лет после похода Игоря Святославича. К тому же он упоминается в «златом слове» Святослава Всеволодовича («А уже не вижду власти [силы] сильнаго и богатаго и многовоя брата моего Ярослава с черниговскими былями [боярами]…»), а не в числе князей, к которым обращен авторский призыв отомстить «за раны Игоревы». Среди последних, впрочем, есть галицкий князь Ярослав Владимирович (Осмомысл), однако летопись не знает за ним никаких черных дел, в том числе предательских сношений с половцами.

Крайне спорно выглядит и отождествление «внуцей Всеславовых» с внуками полоцкого князя Всеслава Брячиславича. Замечено, в частности, что слова «внук», «внуки» встречаются в «Слове» шесть раз, «и только единожды (“Игоря… внука Ольгова”) безусловно в значении “сын сына”», из чего следует обоснованный вывод, что «эти речения («внуци Всеславли» и «жизнь Всеславля». — С.Ц.) к Всеславу Брячиславичу не имеют отношения» (Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 1. А-В. СПб., 1995. С. 216, 261 ).

«Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю» — странный упрек. Негодующее обращение автора «Слова» совершенно не вписывается в историческую ситуацию конца XII в., когда семейная вражда Ярославичей и Всеславичей уже перестала быть живым нервом княжих усобиц вследствие разделения Ярославичей на два враждующих клана — Мономашичей и Ольговичей, которые, собственно, и «наводили поганых» на Русскую землю при жизни автора «Слова». Но почин в использовании половецкой силы для улаживания княжеских распрей принадлежал, конечно, не Мономашичам, не Ольговичам, и уж тем более не внукам Всеслава Полоцкого, которым летопись вообще отводит весьма скромное место в братоубийственных войнах того времени. Фраза «вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую» по отношению к князьям второй половины XII в. выглядит очевидным анахронизмом.

Еще более удивительным представляется посмертный патронаж Всеслава Полоцкого над Русской землей, которая оказывается вдруг «Всеславовым достоянием». Между тем этот князь сидел на киевском столе очень недолго, всего около года (с 1068 по 1069 г.), и, строго говоря, отнюдь не на легитимных основаниях, будучи, по сути, ставленником мятежных киевлян. За исключением этого кратковременного эпизода, его реальная власть над Русской землей никогда не выходила за пределы Полоцкого княжества.

Поэтому вместо «Ярославе» несомненно следует читать «Ярославли», как в свое время и предлагал Д. С. Лихачев, то есть: «Ярославичи и все внуки Всеславовы». Эта поправка устраняет все несуразности и противоречия в чтении и делает данное выражение совершенно внятным.

Очевидно, что выражение «Ярославли и вси внуци Всеславли» есть не что иное, как универсальная и общепризнанная генеалогическая формула, одинаково пригодная для современности и для прошлого (автор произносит ее сейчас, обращаясь к живущим русским князьям, но хочет говорить об исторических грехах их дедов, живших во второй половине XI в. и повинных в разорении Русской земли: «Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю»* ). Причем важно отметить, что «Ярославичи» в этой формуле оказываются лишь частью «всех внуков Всеславлевых». Стало быть, еще какие-то «внуки» не названы по их родовому имени. Впрочем, их инкогнито раскрывается без труда. Во второй половине XI в. полоцкие князья, потомки князя Изяслава Владимировича (ум. в 1001 г.), сына Владимира I и Рогнеды, открыто противопоставили себя Ярославичам — потомству Ярослава I Владимировича. Произошло разветвление великокняжеского рода. Полоцкие князья обособились и причислили себя к отдельной его ветви — «Рогволожим внукам», Рогволожичам, которые непрестанно враждовали с Ярославичами (по причине расправы Владимира I Святославича над Рогнедой и ее отцом, Рогволодом), поднимая, по словам летописца, «меч противу Ярославлим внуком». Таким образом, выражение «Ярославли и вси внуци Всеславли» подразумевает все мужское потомство Владимира I Святославича — Ярославичей и Рогволожичей.

* По летописи, первыми (в 1078 г.) пригласили половцев под русские стяги черниговский князь Олег Святославич и смоленский князь Борис Вячеславич — оба «Ярославли», внуки Ярослава I.

Теперь мы видим, что восклицание «Ярославли и вси внуци Всеславли!» может означать, собственно, только одно: «Ярославичи и все князи русские!»

Кто же такой этот Всеслав, еще в конце XII в. числившийся в прародителях русских князей?

Отметим важное обстоятельство: деятельность Всеслава приурочена в «Слове» к временам Трояна: «На седьмом веце [веке] Трояни връже [бросил] Всеслав жребий о девицю себе любу»* . Место «Трояновых веков» в историческом времени сам автор «Слова» определил так: «Были вечи [века, времена] Трояни, минула лета Ярославля; были плъци [полки, то есть походы, войны] Олговы, Ольга Святославличя [внук Ярослава I, ум. в 1115 г.]».

*«Люба девица» Всеслава — это Киев, как явствует из последующей фразы: «Тъй клюками подпръся, окони и скочи к граду Кыеву и дотчеся стружим злата стола киевского…», то есть: полагаясь на свои «клюки» («хитрость», вещую мудрость), вскочил на коня и помчался к Киеву, коснулся копьем золотого стола киевского.

По этой периодизации «века Трояни» предшествуют времени «дедов», таким образом совпадая с языческой эпохой* . В древнерусских источниках, в том числе современных «Слову о полку Игореве», имя Трояна носит древнеславянское божество. Так, древнерусская вставка в апокриф «Хождение Богородицы по мукам», славянские рукописи которого восходят к XII в., обличает язычников в том, что они «богами прозваша: солнце и месяц, землю и воду, звери и гады… от камени ту устроя Трояна, Хорса, Велеса, Перуна». В другом древнерусском антиязыческом сочинении (из Толстовского собрания XVI в.) язычники «мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя и Трояна». А. Н. Афанасьев высказал мнение, что имя Троян образовалось от слова «три», «трое» (Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Т. 2. М., 2002. С. 497, 607 - 609 ). Древнерусского Трояна можно поставить в связь с языческим божеством, известным у поморских славян и у чехов под именем Триглава (Триглавом называлась и священная гора в земле хорутан). Наиболее почитаемый идол Триглава стоял в поморском Щетине, в «трехрогом» (трехбашенном) замке. Этому божеству приписывалось владычество над тремя царствами: небом, землей и подземным миром, символически соответствующими трем корням мирового древа. В сербском фольклоре есть предание о короле Трояне, сопоставимое с русской сказкой о Снегурке (несчастный влюбленный король также гибнет от солнечных лучей). Сродство Трояна с Триглавом между прочим видно из того, что последнему подносили в качестве жертвы козлиные головы, а короля Трояна сербская сказка наделяет козлиными ушами и тремя головами. В других вариантах этого сказочного сюжета место короля Трояна заступает змей — у славян, как известно, существо обыкновенно о трех головах. Вероятнее всего, прячущийся от солнца Троян был божеством подземного мира, Ночи. Однако возможно и другое истолкование его имени и положения в божественном пантеоне славян. Украинский язык сохранил прилагательное « троянский» в значении «отец троих сыновей» (тройняшек) (Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь; Москва, 2001. С. 62 ). Тогда Троян может считаться родителем какой-то божественной триады братьев.

* Пленяясь соблазнительным созвучием, большинство комментаторов совершают ошибку, усматривая в «веках Трояних» намек на войны римского императора Траяна в Дакии или даже смутное воспоминание о Троянской войне. Нет нужды доказывать, что ни то ни другое событие не сделало эпохи в славянской истории и потому не могло остаться в древнерусском фольклоре.

Из буквального прочтения текста «Слова» получается, что князь Всеслав Полоцкий решил добывать себе киевский стол в языческие «времена Трояни», еще до того, как минули «лета Ярославли» и «пълцы Олговы», другими словами — задолго до своего рождения. Налицо слияние двух Всеславов — исторического и легендарного* , или, говоря точнее, есть все основания полагать, что при описании личности и деятельности полоцкого князя Всеслава Брячиславича автор «Слова» использовал художественную образность и стилевые приемы, взятые из некогда существовавшего эпоса о его стародавнем тезке.

* А.Л. Никитин видел во Всеславе персонаж «совершенно неизвестного нам общеславянского эпоса», «мифического общеславянского героя или прародителя (“Все-слав”)», который в сознании поэта конца XII в. «слился с образом современного ему полоцкого князя Всеслава Брячиславича, благодаря чему последний и оказался окутан покровом тайны и волшебства» (Никитин А.Л. Основания русской истории. С. 454; Он же. «Слово о полку Игореве». Тексты. События. Люди. Исследования и статьи. М., 1998. С. 185 ).

Благодаря работам А. Н. Веселовского (Веселовский А.Н. Былины о Волхе Всеславиче и поэмы об Ортните // Русский фольклор. СПб., 1993. Т. 27 ) и С. Н. Азбелева (Азбелев С.Н. Предания о древнейших князьях Руси по записям XI - XX вв. // Славянская традиционная культура и современный мир. М., 1997. Вып. 1 ), этот «старый» Всеслав находится сегодня в поле исторического зрения. Древнейшая поколенная роспись русских князей «до Рюрика» содержится в Иоакимовской летописи. Рюрику здесь отведена разве что третьестепенная роль. Эта родословная открывается именем князя Владимира, но при упоминании правления его отца, от которого, собственно, и ведется счет княжеским «коленам». До Гостомысла, предшественника Рюрика, сменилось 14 поколений князей. Поскольку в древнейших генеалогиях правлению одного «колена» отводилось в среднем 25 лет, то княжение Владимирова отца приходится на начало V столетия — эпоху Великого переселения народов. Восходящая также к V в. германская сага о Тидреке Бернском (то есть Веронском) живописует ожесточенную борьбу готского короля Теодориха Амала (Тидрека Бернского) с русским «конунгом Вальдемаром», отец которого назван Всеславом (др.-герм. Гертнит). И германский, и русский источники говорят об одном и том же лице — «русском» правителе славянского Поморья (среди подвластных Гертниту/Всеславу народов сага называет «вильтинов», то есть велетов/лютичей). Сличение этих известий с употребительной еще в конце XII в. генеалогической формулой «внуки Всеславли» показывает, что князья Русской земли вели свое происхождение от одного из княжеских родов балтийских русов, прародителем которого считался полулегендарный Всеслав, отец жившего в V в. князя Владимира.

В итоге перед нами открывается подлинная древнерусская родословная традиция, согласно которой «внуком Всеславлевым» или Всеславичем назывался любой представитель великокняжеской семьи* . Вместе с тем и Русская земля (как, возможно, и любая из ) еще в конце XII в. cлыла «жизнью Всеславлевой», то есть княжеским достоянием Всеслава — прадеда-покровителя всех князей «от рода русского».

*Впоследствии отчество Всеславич закрепилось в былинах и некоторых летописях за одним Владимиром I (см.: Моисеева Г.Н. Кто они - «внуци Всеславли» в «Слове о полку Игореве» // Исследования по древней и новой литературе. Л., 1987. С. 158 ) — вероятно, по его исключительной роли в русской истории и по исторической ассоциации с достославным Владимиром Всеславичем V столетия.

Более семи веков на Руси правила династия Рюриковичей. При ней образовалось Русское государство, была преодолена раздробленность, на трон взошли первые монархи. Древний варяжский род канул в лету, оставив историкам много неразрешимых загадок.

Династические хитросплетения

Наибольшую сложность у историков вызывает составление генеалогического древа Рюриковичей. Дело не только в отдаленности эпох, но и в широте географии рода, в его социальном переплетении, в отсутствии надежных источников.

Определенные трудности в изучении династии Рюриковичей создает так называемое «лествичное» (очередное) право, существовавшее на Руси до XIII века, при котором в качестве приемника Великого князя выступал не его сын, а следующий по старшинству брат. Более того, князья нередко меняли удел, переезжая из города в город, что еще больше запутывает общую картину родословной.

Правда, вплоть до правления Ярослава Мудрого (978-1054) наследование в династии шло по прямой, и только после его сыновей Святослава и Всеволода, в период феодальной раздробленности, ветви Рюриковичей начали беспрестанно множиться, распространяясь по древнерусским землям.

Одна из ветвей Всеволодовичей приводит к Юрию Долгорукому (1096?-1157). Именно от него свой отсчет начинает линия, впоследствии приведшая к появлению Великих князей и царей московских.

Первый из рода

Личность основателя династии Рюрика (ум. В 879) и по сей день вызывает много споров, вплоть до отрицания его существования. Для многих знаменитый варяг не более чем полумифическая фигура. Это и понятно. В историографии XIX – XX столетий норманнская теория подвергалась критике, так как отечественной науке была непереносима мысль о неспособности славян создать собственное государство.

Современные историки более лояльны к норманнской теории. Так, академик Борис Рыбаков выдвигает гипотезу, что в один из набегов на славянские земли дружина Рюрика захватила Новгород, хотя другой историк – Игорь Фроянов поддерживает мирную версию «призвания варягов» на княжение.

Проблема еще в том, что образу Рюрика не хватает конкретики. По некоторым источникам им мог быть датский викинг Рёрик Ютландский, по другим – совершавший набеги на земли балтов швед Эйрик Эмундарсон.

Существует и славянская версия происхождения Рюрика. Его имя связывают со словом «Ререк» (или «Рарог»), которое в славянском племени ободритов означало сокола. И, действительно, при раскопках ранних поселений династии Рюриковичей было найдено много изображений этой птицы.

Мудрый и Окаянный

После раздела древнерусских земель между потомками Рюрика, с уделами в Ростове, Новгороде, Суздале, Владимире, Пскове и других городах, разразилась настоящая братоубийственная война за обладание вотчинами, которая не утихала вплоть до централизации Русского государства. Одним из самых властолюбивых оказался князь Туровский, Святополк, прозванный Окаянным. По одной версии, он был сыном Владимира Святославовича (Крестителя), по другой, Ярополка Святославовича.

Восставший против Владимира, Святополк был посажен в темницу по обвинению в попытке отвращения Руси от крещения. Однако после смерти Великого князя он оказался расторопнее других и занял пустующий престол. По одной из версий, желая избавиться от конкурентов в лице сводных братьев Бориса, Глеба и Святослава, он подослал к ним своих дружинников, которые поочередно с ними расправились.

Согласно другой версии, к которой склоняется историк Николай Ильин, Святополк не мог убить Бориса и Глеба, поскольку они признали за ним право на престол. По его мнению, молодые князья пали жертвой от рук воинов Ярослава Мудрого, который претендовал на киевский трон.

Так или иначе между Святополком и Ярославом вспыхнула долгая братоубийственная война за титул великого киевского князя. Она продолжалась с переменным успехом, пока в решающей битве на реке Альте (недалеко от места гибели Глеба), дружины Ярослава окончательно не разбили отряд Святополка, которого заклеймили вероломным князем и предателем. Что ж, «историю пишут победители».

Хана на царство

Одним из самых одиозных правителей из рода Рюриковичей был царь Иван IV Грозный (1530-1584). По отцовской линии он происходил от московской ветви династии, а по материнской от хана Мамая. Возможно, именно монгольская кровь придала его характеру такую непредсказуемость, взрывоопасность и жестокость.

Монгольские гены отчасти объясняют военные походы Грозного в Ногайскую Орду, Крымское, Астраханское и Казанское ханства. К завершению царствования Ивана Васильевича Московская Русь обладала территорией превышающей всю остальную Европу: разрастающееся государство скорее соответствовало владениям Золотой Орды.

В 1575 году Иван IV неожиданно отрекся от престола и провозгласил новым царем касимовского хана, Семеона Бекбулатовича – потомка Чингисхана и правнука хана Большой Орды, Ахмата. Историки называют это действо «политическим маскарадом», хотя до конца объяснить его не могут. Кто-то утверждает, что таким образом царь спасался от предсказаний волхвов, напророчивших ему смерть, другие, в частности историк Руслан Скрынников, усматривает в этом хитрый политический ход. Интересно, что после смерти Грозного многие бояре консолидировались вокруг кандидатуры Семеона, однако борьбу с Борисом Годуновым они в итоге проиграли.

Смерть царевича

После того, как на царство был посажен слабоумный Федор Иоаннович (1557-1598) – третий сын Ивана Грозного, актуальным оказался вопрос о приемнике. Им считался младший брат Федора и сын Грозного от шестого брака Дмитрий. Даже несмотря на то, что Церковь официально не признавала право Дмитрия на престол, поскольку претендентами могли быть только дети от первых трех браков, реально управлявший государством и рассчитывавший на престол шурин Федора, Борис Годунов всерьез опасался конкурента.

Поэтому, когда 15 мая 1591 года в Угличе царевич Дмитрий был найден мертвым с перерезанным горлом, подозрение сразу пало на Годунова. Но, в результате, в смерти царевича обвинили несчастный случай: якобы, страдающий эпилепсией царевич во время приступа сам себя смертельно ранил.

Историк Михаил Погодин, в 1829 году работавший с подлинником этого уголовного дела, также оправдывает Годунова и подтверждает версию несчастного случая, хотя некоторые современные исследователи склонны видеть в этом коварный умысел.

Царевичу Дмитрию суждено было стать последним из московской ветви Рюриковичей, но окончательно династия прервалась лишь в 1610 году, когда представляющий суздальскую линию рода Рюриковичей, Василий Шуйский (1552-1612) был свержен с престола.

Измена Ингигерды

Представителей Рюриковичей можно встретить и сегодня. Российские ученые недавно провели исследования образцов ДНК тех кто считает себя законными наследниками древнего рода. Исследователи пришли к заключению, что потомки принадлежат к двум гаплогруппам: N1с1 – ветви, ведущие от Владимира Мономаха и R1a1 – происходящие от Юрия Тарусского.

Однако исконной признается именно вторая гаплогруппа, поскольку первая могла появиться в следствие неверности жены Ярослава Мудрого, Ирины. Скандинавские саги повествуют, что Ирина (Ингигерда) воспылала любовью к норвежскому королю Олафу II. По предположению историков плодом этой любви стал Всеволод – отец Владимира Мономаха. Но даже такой вариант лишний раз подтверждает варяжские корни рода Рюриковичей.