Какой город монголы прозвали злым. Козельск - первый город-герой и город воинской славы россии

(Domenico Cimarosa) - 17-го декабря 1749 года в маленьком местечке Неаполитанского королевства - Аверсе, у бедного каменщика Чимароза родился сын Доминико, которому суждено было стать впоследствии одним из выдающихся и наиболее любимых композиторов не только Италии, но и всей Европы.

Через год, т. е. в 1750 году, отец Доминико, сильно бедствовавший в Аверсе, решил искать работы в Неаполе и для этого поселился недалеко от города в маленьком домике по соседству с монастырем de Saint-Severe, принадлежавшем ордену миноритов (францисканцев).

Доминико было 7 лет, когда отец его упал во время работы с лесов и умер, а сироту взяли в приют для бедных, содержимый миноритами.

В качестве учителя этот приют посещал pater Polcano, органист монастыря de Saint-Severe и духовный отец матери Доминико, который вскоре обратил внимание на выдающиеся способности и живой ум даровитого мальчика.

Почтенный pater сильно полюбил Доминико и занялся развитием его, вложив всю душу в свое дело. Они целыми часами занимались музыкой, латынью, изучением немецких классиков и отечественных поэтов.

Передав мальчику все свои знания, pater Polcano поместил его в местную консерваторию Santa Maria di Loretto, где Чимароза серьезно занимался пением под руководством Manna и Sacchini, изучая в то же время с Fenaroli контрапункт и драматический стиль. К этому же времени относится его знакомство и дружба с Piccini, который помог ему усовершенствоваться в искусстве композиции.

В 1772 году Чимароза окончил курс консерватории и дебютировал на поприще драматического композитора оперой "Le stravaganze del conte", которая с успехом была исполнена в Неаполе в театре di Fiorentini. В том же году он написал "Le pazzie di Stellidanza e di Zoroastre". После этого его произведения появляются одно за другим с неимоверной быстротой.

В какой-нибудь год молодой композитор приобретает себе такую популярность в Италии, что становится наравне с Paesiello, находившимся тогда в расцвете славы. Все города Италии зовут Чимароза к себе, и даже Рим радуется, получив в 1774 году от него оперу "Italiana in Londra". С этого времени и до 1780 года молодой композитор живет то в Риме, то в Неаполе, где в 1774 году ставит оперы: "La finta parigina" и "La finta prascatana". Тут же написаны им историческая опера "Caio Mario", две библейских: "Assalonea" и "La Giuditta", кроме того, еще около 20 разного содержания, по преимуществу опер-буфф. С 1784 года Чимароза поселился во Флоренции и некоторое время писал исключительно для нее, хотя все его оперы не сходили с репертуара театров Рима, Неаполя, Венеции, Турина и других городов Италии.

Во Флоренции им написаны, главным образом, духовные произведения - несколько месс, requiem и др. В 1782 году Чимароза познакомился с Paesiello, и, начиная с этого времени, в течение 20 лет оба композитора по-братски делили славу царей музыки в Италии.

Между тем слава Чимароза разнеслась по всей Европе и достигла Петербурга.

И Екатерина II пригласила талантливого композитора заменить при ее дворе уезжавшего из России после шестилетнего пребывания в ней Paesiello. Чимароза принял это приглашение и в июле 1788 года покинул Неаполь к глубокому прискорбию всех и направился в Ливорно.

Долго совершал он свой путь в Россию.

Задержала его буря, заставившая простоять лишних 17 дней в открытом море, задержала постановка в Турине оперы "Il Valdamiro" и, наконец, все время задерживали те почести, которыми его осыпали в попутных городах.

Во Флоренции он должен был на несколько времени остаться при тосканском дворе, где его осыпали подарками; в Вене император Иосиф II дал ему аудиенцию и тоже оказал всякое внимание; наконец, в Варшаве польская аристократия так приняла его, что только через месяц Чимароза мог продолжать свой путь. В начале 1789 года он прибыл в Петербург, представился императрице и сразу очаровал ее своим талантом; она дала ему звание придворного композитора, назначила большое содержание и поручила обучение пению своих внуков.

В Петербурге Чимароза, несмотря на свое недолгое пребывание и массу занятий, успел написать 4 оперы, мессу, около 105 разных небольших отрывков и романсов для придворных концертов и, наконец, блестящую кантату для Потемкина на слова Державина.

В числе обязанностей, возложенных на Чимароза, было дирижирование оркестром на спектаклях, называвшихся "Большими Эрмитажами", и постановка опер. Любопытно, что он, поставив на этих спектаклях очень много опер, из своих дал только очень немногие: "Vergine del sole", вызвавшую громадный энтузиазм, "Два барона" (24-го апреля 1789 г.), "Две невесты" (18-го апреля 1789 г.), "Idalida" (26-го октября 1789 г.) и "Cleopatra" (27-го сентября 1789 г.). Позднее, когда композитора не было уже в Петербурге, кроме названных опер, были поставлены: "La ballerina amante" (12-го января 1796 г.), "Gli inemici generosi" (в 1798 г.), "І due suposti conti" (9-го апреля 1798 г.), "L""italiana in Londra" (в 1797 г.), "Тайный брак" и "Горации и Куриации" (в 1818 г.). Из чужих опер Чимароза охотнее всего ставил оперы своего друга Paesiello, уже знакомого Петербургу.

Так, им были поставлены: "Две графини", "Смешной поединок", "Ахилл в Сцире", "Нинета", "Купидон и Псиша", "Крестьянин, маркиз или колбасник" и др. Вообще Чимароза относился к своему делу крайне старательно и умел сделать оперные спектакли интересными, чем сильно расположил к себе петербургскую публику.

Если прибавить к этому еще славу даровитейшего композитора, то будет понятно то сожаление, с которым проводили его из Петербурга, после того как стало заметно, что резкий климат отзывается вредно на его здоровье.

Это было в 1792 году. Прямо из Петербурга Чимароза отправился в Вену, где император Леопольд радушно принял его, дал звание директора придворной капеллы, 12000 флоринов жалованья и квартиру.

Тут Чимароза написал лучшую свою оперу "Il matrimonio segreto". Говорить о ее успехе не стоит, достаточно вспомнить, что на первом представлении ее по окончании император выразил желание прослушать оперу еще раз, и через какой-нибудь час, после того как артисты (Паоло, Фидальма, Каролина, Робинзон и др.) поужинали, опера была повторена при самых восторженных выражениях одобрения публики, нередко заглушавших музыку... В Вене Чимароза пробыл один год и в 1793 году ему снова пришлось увидеть Италию.

К этому времени у него было уже написано 70 крупных партитур, не говоря уже о мелких.

Первое произведение, которое он поставил по приезде в Неаполь, по общему требованию, было, конечно, "Il matrimonio segreto". Успех этой оперы в Неаполе превзошел даже успех в Вене. 67 представлений ее не могли уменьшить восторга, с которым ее каждый раз принимали.

Вскоре Чимароза дал Неаполю еще одно произведение, которое по музыке, собственно говоря, стоит выше "Il matrimonio segreto", это - "Astuzie feminili". В 1796 году он поехал в Рим, где ставили его оперу "Gli inemici generosi", а оттуда в Венецию, где он написал "Gli Orazzi е і Curiazzi". Только в 1798 году Чимароза опять вернулся в родной Неаполь, где в это время началось революционное движение, в котором он и принял горячее участие со времени прибытия французской армии под командой генерала Шампьоне.

Вскоре он чуть не сделался кровавой жертвой сопротивления, оказанного кардиналом Руффо, и вслед за тем был арестован, посажен в тюрьму, приговорен к смертной казни и, верно, был бы казнен, если бы русский посланник, горячий поклонник таланта композитора, не убедил короля Фердинанда помиловать его. Чимароза был выпущен на свободу, которою ему пришлось пользоваться недолго... Желая поселиться опять в России, он отправился в Венецию, но там почувствовал себя слишком слабым для такого далекого и тяжелого по тем временам путешествия.

Здесь он написал свое последнее произведение - мессу для папы Пия VII, а 11-го января 1801 года умер. Тотчас же распространились слухи, что он был отравлен по распоряжению королевы Каролины.

Общественное мнение громко обвиняло правительство в преступлении и требовало официальной публикации лейб-медика папы Пия VII, которая бы опровергла слухи и констатировала бы естественную причину смерти композитора.

Впрочем, нужно думать, что слухи эти недостаточно основательны; вернее мнение, указывающее причиною смерти нарыв в желудке, следствие чересчур плохого содержания в тюрьме.

Впрочем, так или иначе, все же правительство виновато в этой преждевременной смерти, лишившей Италию, да и всю Европу такого выдающегося таланта.

По смерти Чимароза в Венеции в церкви Св. Ангела лучшими артистами была пропета панихида, написанная директором капеллы Бертони, а в Риме кардинал Консальви, покровитель и друг покойного, устроил ему великолепные похороны в церкви Св. Карла. По заказу того же Консальви, знаменитый скульптор Канова сделал бюст Чимароза, который и поставлен в римском Пантеоне недалеко от бюстов Sacchini и Paesiello. Чимароза оставил после себя самые разнообразные произведения: оперы-буфф, оперы-serias, кантаты, мессы, оратории, из которых лучшими можно назвать "Юдифь" и "Триумф религии", и пр. Из опер самые распространенные: "Caio Mario", "Gli Orazzi е і Curiazzi" и "Il matrimonio segreto", которые во время империи очень часто ставились при дворе Наполеона с участием таких артистов, как Грассини и Кречентини.

Впрочем, трудно объяснить, почему именно эти оперы удостоились любви публики, а не "Пенелопа", например, или не "Жертвоприношение Авраама", или "Олимпиада", хотя в этих последних отличительные качества таланта Чимароза - необычайная простота музыки и в то же время кипучая жизненность - заметны особенно сильно.

Некоторые строгие критики упрекают Чимароза в подражании Моцарту, на самом же деле общего между обоими композиторами только и есть, что одинаковая глубина идей, которую Чимароза соединяет с красотой и плавностью мелодий, драматическою живостью, умелою эффектною трактовкою человеческого голоса и выдающейся инструментовкой.

Арапов, "Летопись русского театра"; "Энциклопедический словарь" Березина;

Перепелицын, "Музыкальный словарь"; Записки Каратыгина, "Русская Старина", 1873 г.; В. Марков, "Исторические очерки русской оперы с самого ее начала до 1862 г."; Михневич, "Очерк истории музыки в России в культурно-общественном отношении", 1879 г.; Перепелицин, "История музыки в России", 1888 г.; "Архив Дирекции Императорских театров"; "Чтение в Императорском Обществе истории и древностей российских" (Москва, 1882 г.) - "Хроника русского театра"; D-r Hugo Rieman, "Musik-Lexikon"; Herman Mendel, "Musikaliches conversations-lexicon", т. 2; Pierre Larusse, "Grand dictionnaire universel du XIX-e siecle", tome quatrieme; Георги, "Описание столичного города С.-Петербурга", 1794 г. Владимир Березкин. {Половцов} Чимароза, Доминико музыкальный композитор в СПб., капельмейстер придв. театра при Ек. II; род. в Неаполе в 1755 г., † 11 янв. 1801 г. в Венеции. {Половцов}

Стиль музыки Чимарозы - пламенный, огненный и жизнерадостный...
Б. Асафьев

В историю музыкальной культуры Доменико Чимароза вошел как один из наиболее ярких представителей неаполитанской оперной школы, как мастер оперы-buffa, завершивший в своем творчестве эволюцию итальянской комической оперы XVIII в.

Чимароза родился в семье каменщика и прачки. После смерти мужа, в 1756 г. мать устроила маленького Доменико в школу для бедных при одном из монастырей Неаполя. Именно здесь будущий композитор получил первые уроки музыки. За короткое время Чимароза сделал значительные успехи и в 1761 г. был принят в Сайта Мария ди Лорето - старейшую консерваторию Неаполя. Там преподавали прекрасные педагоги, среди которых были крупные, а порой и выдающиеся композиторы. За 11 консерваторских лет Чимароза прошел отличную композиторскую школу: написал несколько месс и мотетов, овладел в совершенстве искусством пения, игры на скрипке, чембало и органе. Его учителями были Г. Саккини и Н. Пиччинни.

В 22 года Чимароза окончил консерваторию и вступил на поприще оперного композитора. Вскоре в неаполитанском театре деи Фиорентини (del Fiorentini) была поставлена его первая опера-buffa «Причуды графа». За ней непрерывной чередой последовали другие комические оперы. Популярность Чимарозы возрастала. Его стали приглашать многие театры Италии. Началась многотрудная жизнь оперного композитора, связанная с постоянными разъездами. По условиям того времени сочинять оперы полагалось в том городе, где они ставились, чтобы композитор мог учесть возможности труппы и вкусы местной публики.

Благодаря своей неисчерпаемой фантазии и безотказному мастерству Чимароза сочинял с непостижимой быстротой. Его комические оперы, среди которых особенно выделяются «Итальянка в Лондоне» (1778), «Джанина и Бернардоне» (1781), «Рынок Мальмантиле, или Обманутое тщеславие» (1784) и «Неудачные интриги» (1786), ставились в Риме, Венеции, Милане, Флоренции, Турине и других городах Италии.

Чимароза стал самым известным композитором Италии. Он с успехом заменял таких мастеров, как Дж. Паизиелло, Пиччинни, П. Гульельми, находившихся в то время за границей. Однако скромный, не умеющий делать карьеру композитор не смог достичь обеспеченного положения у себя на родине. Поэтому в 1787 г. он принял приглашение на пост придворного капельмейстера и «сочинителя музыки» при русском императорском дворе. В России Чимароза провел около трех с половиной лет. В эти годы композитор сочинял не так интенсивно, как в Италии. Он отдавал больше времени руководству придворным оперным театром, постановке опер, преподаванию.

На обратном пути на родину, куда композитор отправился в 1791 г., он посетил Вену. Радушный прием, приглашение на пост придворного капельмейстер а - вот что ожидало Чимарозу при дворе австрийского императора Леопольда II. В Вене, совместно с поэтом Дж. Бертати, Чимароза создал лучшее из своих творений - оперу-buffа « » (1792). Премьера ее прошла с ошеломляющим успехом, опера была бисирована целиком.

Вернувшись в 1793 г. в родной Неаполь, композитор занял там пост придворного капельмейстера. Он пишет оперы-seria и оперы-buffa, кантаты и инструментальные произведения. Здесь опера «Тайный брак» выдержала более 100 постановок. Это было неслыханно для Италии XVIII в. В 1799 г. в Неаполе произошла буржуазная революция, и Чимароза с восторгом встретил провозглашение республики. На это событие он, как истинный патриот, откликнулся сочинением «Патриотического гимна». Однако республика просуществовала лишь несколько месяцев. После ее поражения композитор был арестован и брошен в тюрьму. Дом, где он жил, разгромили, а его знаменитое клавичембало, выброшенное на булыжную мостовую, было разбито вдребезги. 4 месяца Чимароза ожидал казни. И только ходатайство влиятельных лиц принесло ему желанное освобождение. Пребывание в тюрьме серьезно сказалось на его здоровье. Не желая оставаться в Неаполе, Чимароза отправился в Венецию. Там, несмотря на плохое самочувствие, он сочиняет onepy-seria «Артемизия». Однако премьеры своего произведения композитор уже не увидел - она состоялась через несколько дней после его смерти.

Доменико Чимароза родился в городке Аверса близ Неаполя в семье каменщика и прачки. Отец его умер рано, и мать отдала сына в монастырскую школу для бедных. Мальчик рано проявил большие способности в области музыки. В 1761 году Доменико поступает в консерваторию "Санта-Мария ди Лорето" (в Италии в консерваторию принимались с детства), где его учителями были Г.Саккини, Н.Пиччини и другие известные музыканты. Здесь он изучает композицию, овладевает искусством игры на органе, клавесине и скрипке. В 1772 юноша оканчивает консерваторию и становится органистом в церкви. В том же году в неаполитанском театре "Фьорентини" ставится его первая опера-буффа "Причуды графа". Премьера имеет успех, композитор получает заказы на новые сочинения. Среди ранних опер наибольшей известностью пользуется "Итальянка в Лондоне" (1778, Рим, либретто Д.Петроселини). Эта опера не забыта и поныне (есть студийные записи). Постановки новых опер следуют одна за другой в крупнейших городах Италии.

Важнейшей вехой в творческом и жизненном пути композитора стал 1787 год. Его приглашают в Петербург на должность придворного капельмейстера и композитора. В те годы северная Пальмира становится одним из центров музыкальной культуры. Первые итальянские музыканты появились в столице в 1735 году (Ф. Арайя). В дальнейшем, особенно при Екатерине II, это становится уже господствующей традицией. До Чимарозы здесь работали Б.Галуппи, Дж.Паизиелло, Т.Траэтта и Дж.Сарти - непосредственный предшественник Чимарозы на посту придворного капельмейстера.

Своему приглашению в Петербург Чимароза во многом был обязан интриге вокруг придворной фаворитки-певицы Луизы Тоди, в которую невольно ввязался Сарти. Примадонна не простила итальянцу того, что тот выписал из Италии в Петербург знаменитого кастрата Маркези для участия в одной из своих опер. И Екатерина, покровительствовавшая Тоди, не стала продлевать контракт с капельмейстером (впрочем, Сарти Россию не покинул, а перешел на службу к Потемкину). Так или иначе, но место при дворе стало вакантным, и по рекомендации неаполитанского посла в Петербурге Антонио Мареска герцога Серракаприола Чимароза получает приглашение ко двору.

Композитор пробыл в России 3 года. За это время он написал и поставил в Эрмитажном театре две свои новые оперы-сериа "Дева солнца" (1788) и "Клеопатра" (1789), а также ряд опер своего друга Паизиелло. Но первым сочинением, которое Чимароза создал в России, стал реквием по жене герцога-посла, умершей через десять дней после приезда композитора в Петербург.

Однако суровый климат северной столицы не пришелся по душе теплолюбивому южанину. Да тут подоспело и новое обстоятельство. В Вене в 1790 году скончался император Иосиф II. Его сменил на троне брат, правитель Тосканы Леопольд II. В это же время (а во многом и в связи с этими переменами) подал в отставку с поста придворного капельмейстера А.Сальери. Давно надеявшийся на это место Моцарт воспрянул было духом, но его надеждам не суждено было сбыться. Должность в 1791 году получает Чимароза.

Именно в этот период была создан шедевр композитора - опера "Тайный брак" (1792, Венский Придворный театр). В основе либретто оперы, написанного Джованни Бертати - одноименная английская комедия Джорджа Колмана-старшего и Дэвида Гаррика. В Англии тогда пользовались успехом назидательные сюжеты, связанные с различными житейскими коллизиями, в том числе и брачными. Большую популярность приобрела серия картин У.Хогарта "Модный брак". Сюжетные мотивы этого цикла художника явственно прослеживаются в перипетиях интриги комедии.

Яркие музыкальные характеристики героев, драматургическая активность оркестра, блистательные ансамбли (особенно финал 1-го действия) - все это не могло не сказаться на огромном успехе оперы. Существует исторический анекдот (вполне похожий на правду), что опера настолько понравилась Леопольду II, что монарх пригласил артистов на обед, где попросил исполнить ее полностью еще раз.

В 1792 году император Леопольд умирает. С его смертью заканчивается венский период творчества Чимарозы. Он возвращается в Неаполь. Здесь также занимает пост придворного капельмейстера. С 1796 композитор живет в Венеции. Среди лучших сочинений этого периода опера-буффа "Женские хитрости" (1794, Неаполь) и опера-сериа "Горации и Куриации (1796, Венеция). В 1799 он с воодушевлением поддерживает Неаполитанское восстание и провозглашение республики, откликаясь на это событие сочинением "Патриотического гимна". Однако восстание терпит поражение. Чимароза арестован. Ему грозит смертная казнь. И только вмешательство Австрийского императора спасает жизнь композитора. В 1800 он выходит из тюрьмы. Вторично намеревается отправиться в Россию. Но здоровье композитора подорвано. Он скоропостижно умирает в Венеции 11 января 1801 года. Через несколько дней после его смерти в венецианском театре "Ла Фениче" состоялась премьера его последней оперы "Артемизия".

"Тайный брак" имеет счастливую судьбу. Опера по сей день идет во многих театрах мира. Среди многочисленных постановок отметим одну, имеющую историческое значение. В 1955 году опера была исполнена в Милане на открытии театра "Пиккола Скала" (дирижер Н.Санцоньо, режиссер Д.Стрелер). Хорошо знают "Тайный брак" и в России. Уже в 1794 году состоялась петербургская премьера оперы. В 1850 году она вновь с успехом шла на сцене Итальянской оперы Петербурга.

Первая русская постановка осуществлена в 1895 году в Михайловском театре (ныне Театр оперы и балета имени М.П.Мусоргского, в советское время - МАЛЕГОТ). Эта постановка знаменательна тем, что партию Графа Робинзона в ней пел Ф.Шаляпин. В наши дни опера входит в репертуар театра "Санктъ-Петербургъ Опера", идет также на сцене Красноярского театра оперы и балета.

У Чимарозы есть еще одно сочинение, которое часто исполняется в театрах и концертах, и о котором необходимо упомянуть. Это интермеццо для оркестра и баса "Дирижер оркестра", написанное предположительно между 1786 и 1792 годами, возможно в Петербурге (В России впервые поставлено в 1985 году в Московском Камерном музыкальном театре под руководством Б.Покровского). Эта своеобразная одноактная опера-буффа (сейчас бы ее назвали монооперой) в гротескной форме повествует о дирижере, который репетирует со своим оркестром, постоянно недоволен исполнителями, демонстрирует скрипкам, виолам, контрабасу, духовым как надо правильно играть. В конце концов, дирижер достигает (как ему кажется) нужного звучания и, довольный, заканчивает репетицию.

Закончим и мы нашу небольшую статью, посвященную одной из блестящих страниц истории оперного жанра.

Иллюстрации:
Доменико Чимароза.
Автограф партитуры оперы "Тайный брак".
У.Хогарт. "Помолвка" из серии "Модный брак".
Михайловский театр в Петербурге.
Ф.Шаляпин в роли Робинзона.
Сцена из спектакля "Тайный брак" ("Санктъ-Петербургъ Опера").

Доменико Чимароза (итал. Domenico Cimarosa, в приходской книге Cimmarosa; 17 декабря 1749, Аверса - 11 января 1801, Венеция) - итальянский композитор, который наряду со своими современниками, Гульельми и Паизиелло, оставил значительный след в музыкальном искусстве. Он был центральной фигурой в опере, особенно комической, в конце XVIII века.

Биография

Детство и юность

Доменико Чимароза родился в Аверсе в 1749 году. В 1750 (по другим сведениям, в 1756) году семья перебралась в Неаполь. Отец Доменико, Дженнаро Чимароза, был каменщиком и погиб в ходе строительства дворца Каподимонте (итал. Reggia di Capodimonte), упав со строительных лесов. После смерти мужа мать Чимарозы смогла получить работу прачки в расположенном неподалёку миноритском монастыре Сан-Северо, а сам Доменико был взят в школу при монастыре.

Чимароза вскоре привлек внимание монастырского органиста и духовника его матери, фра Полкано, который давал ему уроки музыки. Священник посвятил себя развитию талантливого мальчика, обучив его латыни и музыке и познакомив с немецкой и итальянской классической поэзией. Доменико делал большие успехи и был принят в 1761 году в консерваторию Санта-Мария ди Лорето, где оставался в течение 11 лет. Его учителями были мастера старой итальянской школы: Дженнаро Манна, Феделе Фенароли, Антонио Саккини, Никколо Пиччини и другие. Чимароза научился игре на скрипке и клавесине, а также показал себя одарённым певцом (в частности исполнив заглавную партию в двухактном интермеццо Саккини «Фра Донато», которое шло в разных театрах Неаполя). После окончания консерватории он брал уроки пения у кастрата Джузеппе Априле. Задатки композиторского мастерства он также продемонстрировал уже в годы учёбы, в 1770 году вместе с Дзингарелли и Джузеппе Джордани посещая старшие курсы в капельмейстерском классе и сочинил ряд духовных мотетов и месс. Уже закончив консерваторию, в 1771 году он, возможно, брал дополнительные занятия по композиции у Пиччини.

Начало карьеры

в 1772 году состоялась премьера первой оперы-буффа Чимарозы, «Причуды графа» (итал. Le stravaganze del conte), исполненной в театре Деи Фиорентини в Неаполе в один день с «Чудесами Мерлина и Зорастро» (итал. Le magie di Merlina e Zoroastro. После этого начала шириться его известность как композитора, и всего за год он по своей славе как оперного композитора сравнялся с давним любимцем публики Паизиелло. В том же году он женился на дочери успешного музыкального импресарио Гаэтане Палланте, но этот брак продлился недолго - уже в следующем году Гаэтана умерла. По-видимому, вторично Чимароза женился вскоре после этого, зачав со второй женой двоих детей. Однако и вторая жена Чимарозы прожила недолго.

Произведения Чимарозы вскоре стали популярны в Риме, где его комические интермеццо исполнялись в театре Валле. «Возвращение дона Каландрино» (итал. Il ritorno di Don Calandrino), «Итальянка в Лондоне» (итал. L"italiana in Londra), «Женщины-соперницы» (итал. Le donne rivali) и «Парижский художник» (итал. Il pittore parigino) были поставлены там между 1778 и 1781 годами. Также в Риме, в театрах делле Даме и «Арджентина», прошли премьеры опер-сериа Чимарозы, в том числе его первое произведение в этом жанре «Гай Марий» (итал. Caio Mario, 1780) и «Александр в Индии» (итал. Alesandro nelle Indie, 1781). Гёте был весьма очарован пьесой «Импресарио в нужде» (итал. L’impresario in angustie), которую он услышал во время своего визита в Рим в 1787 году. 10 июля 1780 «Итальянка в Лондоне» стала первой из опер Чимарозы, которые были представлены в театре «Ла Скала» в Милане, начав традицию исполнения его работ, которая продолжались до XIX века. В Неаполе были поставлены оперы-буффа «Мнимая парижанка» (итал. La finta parigina) и «Благородная фраскатанка», созданы оратории «Авессалом» и «Юдифь» и ещё два десятка произведений крупных жанров, в основном опер-буффа. Начиная с 1784 года Чимароза несколько лет прожил во Флоренции, где преимущественно писал духовные произведения (в том числе несколько месс и реквием).