«Павелъ Буре»: Первое массовое часовое производство в России. Павелъ буре часы Корпус павел буре из какой стали

Павел Павлович Буре стал компаньоном отца в 26 лет. Он отучился в Петропавловском коммерческом училище и лучше, чем отец и дед, представлял себе, как превратить мастерскую в крупный бизнес. Он приобрёл небольшой завод часов в Ле-Локле - городке во французской части Швейцарии, который часто называют сердцем часовой индустрии. После этого вложения дела Буре пошли в гору: он стал оценщиком при кабинете императора, и это звание позволило ему поместить на витрину магазина часов государственный герб. Ещё через пару лет он стал техником при Эрмитаже и консулом Венецианской Республики. И в 1884 году, наконец, получил почётное звание купца первой гильдии.

Дело активно развивалось, но по неизвестной причине в 1888 году Буре продал фабрику своим компаньонам швейцарцу Георгу Пфунду и французу Полю Жирару, а сам ушёл на покой. Судя по всему, он ушёл из бизнеса из-за болезни - через четыре года он скончался.

Пфунд и Жирар учредили торговый дом «Павелъ Буре» с уставным капиталом в 30 000 рублей. Менять название не было смысла: фамилия Буре давала право изображать российский герб на часах. Новые владельцы использовали изъяны в российской таможенной политике, облагающей высокой пошлиной лишь готовые изделия. Например, на карманные часы в зависимости от корпуса пошлина колебалась от 1 рубля 30 копеек (в стальном корпусе) до 6 рублей 30 копеек (в золотом корпусе), в то время как за эти же часы в разобранном виде взималось всего 75 копеек за фунт деталей. Компаньоны открыли в России несколько мастерских, чтобы собирать часы из тех деталей, которые производил завод в Швейцарии. Снижать издержки они решили за счёт детского и женского труда. За 10-часовой рабочий день им платили не более 60 копеек.

Часы «Павелъ Буре» уступали качеству Tissot или Patek Philippe, но зато они стоили всего 2 рубля, их мог позволить себе практически любой. Были и другие модели, украшенные золотом и бриллиантами, цены на которые доходили до 750 рублей.

В 1899 году «Торговый дом "Павелъ Буре"» становится официальным поставщиком часов императорского двора. К этому времени число изделий, изготовленных фабрикой для высокопоставленных персон Российской империи, становится огромным. Ежегодно это приносило компании 50 000 - 60 000 рублей.

Благодаря ассортименту, подходящему самой разной аудитории, бренд стал не только широко известным, но и настоящим символом эпохи. Например, в произведениях Чехова часы Буре упоминаются больше 20 раз. А позже их упомянули Ильф и Петров в «Золотом телёнке».

После революции

После Октябрьской революции все часовые мастерские были национализированы и переданы в Трест точной механики. Убытки «Павла Буре» составили 7 млн золотых рублей, также компания потеряла десять зданий.

Но сохранить бизнес удалось: главное производство по-прежнему находилось в Швейцарии. Когда штаб-квартиру перенесли в Ле-Локль, возобновилась работа. Несмотря на то что первые годы после революции были тяжёлыми из-за потери российского рынка, «Буре» удалось стать одной из ведущих швейцарских часовых компаний, а позже и серьёзно увеличить географию поставок продукции.

Советской власти изделия «Буре» нравились не меньше, чем императорскому двору. Настенные часы «Павелъ Буре» висели в кремлёвском кабинете В.И. Ленина. Также карманные часы от Буре были у Иосифа Сталина и Никиты Хрущёва.

) - потомственный часовой мастер, штатный часовой механик Императорского Эрмитажа, поставщик Высочайшего Двора (с года, консул Венецианской республики. На базе часового завода П. П. Буре в 1888 году был создан знаменитый впоследствии Торговый дом «Павел Буре».

Биография

Часовой магазин П. Буре на Невском пр., 27.

По ходатайству герцогов Лейхтенбергских, Императорских Высочеств Евгения и Сергея Максимилиановичей, в году Павлу Карловичу Буре было присвоено звание потомственного почетного гражданина «за добросовестное и усердное, с сохранением казенного интереса исполнение с года принятых обязательств по Двору в Бозе почивающей Великой Княгини Марии Николаевны (дочери императора Николая I) и по Сергиевской даче».

С раннего детства Павел Павлович Буре активно помогал отцу в ведении семейного дела, таким образом, не только познав основы предпринимательской деятельности, но и приобрёл знания о работе часовых механизмов, чтобы уже в 1868 году стать компаньоном отца в ведении семейного дела. В году уже именно он приобретает большую часовую фабрику, расположенную в швейцарском городе Ле Локле.

В году П.П. Буре получил почетное звание "оценщик при Кабинете Его Императорского Величества". Это звание давало право на государственный герб на витрине и другие привилегии. Впоследствии П.П. Буре получил также должность техника при Императорском Эрмитаже.

В 1888 году Павел Павлович серьезно заболевает и отстраняется от ведения бизнеса. Не имея прямых наследников, он принимает решение о продаже фабрики в Швейцарии ее непосредственному руководителю - французу Полю Жирару, а также соратнику - швейцарцу Жану-Жоржу (Георгу) Пфунду. Новые владельцы фабрики, коллеги П. П. Буре становятся учредителями Торгового Дома «Павел Буре», который в уже в году открывает первый собственный магазин в Москве, а чуть позже филиал в Киеве.

В этом же году году П.П. Буре умирает, не дожив до 50 лет, а Георг Пфунд получает должность штатного оценщика часов и иных механических изделий Его Величества. На базе часового завода П.П. Буре в

История часовой компании Буре началась в 1815 году в Санкт-Петербурге, куда Карл Буре перебрался из Ревеля вместе с сыном. Павел Карлович рос вместе с часовым бизнесом отца и со временем стал помощником и продолжателем его дел. В Справочной книге о купцах 1865 года Павел Карлович Буре упомянут как «ревельский цеховой, 55 лет, в купцах с 1839 года». По ходатайству герцогов Лейхтенбергских их Императорских Высочеств князей Евгения и Сергея Максимилиановичей в 1876 году Павлу Карловичу Буре было присвоено звание потомственного почетного гражданина «за добросовестное и усердное, с сохранением казенного интереса исполнение с 1839 года принятых обязательств по Двору в Бозе почивающей Великой Княгини Марии Николаевны (дочери Императора Николая I) и по Сергиевской даче». Его звание и дело унаследовал старший сын Павел Павлович Буре, который окончил Петропавловское коммерческое училище и стал компаньоном отца уже в 26 лет в 1868 году. В 1874 году он приобрел большую часовую фабрику в сердце швейцарской часовой промышленности городке Локле. В 1880 году он- оценщик при Кабинете Его Императорского Величества. Это звание давало право на государственный герб на витрине. Он также техник при Императорском Эрмитаже и консул Республики Венесуэла, поставщик Высочайшего Двора с 1879 года и купец 1-й гильдии с 1884 года. В последнее тридцатилетие перед революцией фирма стала тем «Павлом Буре», без которого немыслим разговор об истории российского часового дела. Для расширение бизнеса был открыт магазин в Москве, а затем и в Киеве. В 1899 году фирма была удостоена звания Поставщик Императорского Двора.

В период царствования Александра III (1881-1894гг) из Кабинета Его Величества было вручено 3477 подарочных часов на сумму 277 472 рубля. Подавляющее число из них было от фирмы Буре. В конце 1890-х годов только Высочайшему двору фирмой поставлялось часов на сумму 50-60 тысяч рублей в год. Всего же из 15 тысяч часов, закупленных через Кабинет Его Величества за 30 предреволюционных лет, более 80 процентов были «от Буре». В бумагах Кабинета Его Величества встречаются прошения от фирмы Буре о разрешении ввозить в Россию часы с изображением государственного герба на крышке. В чиновничьей и артистической среде к цене подарочных Буре были столь же внимательны, как некогда к чину по петровской Табели о рангах. Федор Шаляпин отказался принять золотого «Павла Буре», подаренного ему за участие в концерте для императорской семьи в дни празднования 290-летия династии Романовых в 1903 году. Причина, как указывали чиновники Кабинета Его Величества,- наличие у певца таких же часов за 150 рублей, которые он получил на прошлогоднем концерте. После инцидента часы были отправлены «на удорожание», и золотой корпус был украшен рубинами и бриллиантами. Стоимость поднялась до 450 рублей, и Федор Иванович их принял. Так этот эпизод трактуют архивные документы. В своих же поздних мемуарах Федор Иванович представил свой отказ от царского подарка как борьбу с прогнившим царским режимом, и не упоминает о получении удороженного варианта. Известно выражение певца: «Бесплатно только птички поют». Ныне эти часы Шаляпина находятся в музеях Московского Кремля, куда были переданы потомками певца. По государственным заказам делались часы и в простых металлических корпусах. Речь идет о призовых армейских, железнодорожных часах и, конечно же, о первых в мире настоящих наручных часах. Эти часы были заказаны Главным артиллерийским управлением в 1904 году в связи с русско-японской войной. Часов Павелъ Буре было так много, что трудно найти сюжет из русской жизни начала прошлого века, где дело бы обошлось без них. Ходики и хронографы, дорожники и настенные часы из присутствий, будильники и золотые репетиры- вся история буквально пронизана упоминаниями о «Павлах Буре».

Не без участия литераторов это имя практически почти стало нарицательным понятием. Так, например, только в сочинениях Антон Павловича Чехова «часы Буре» встречаются более 20 раз. Остается только очень удивляться, почему не нашлось смелого писательского пера, вроде пушкинского, чтобы «буре» было принято писать со строчной буквы, как «брегет». Знатоки старинных часов затрудняются объяснить, почему часы Буре были чем-то лучше, чем часы других часовых фирм, работавших в России на рубеже веков. У некоторых из них, как и у Буре, были в России собственные фабрики, где собирались часы из привезенных из-за рубежа деталей. Однако ни Винтер, ни Омега, ни даже Мозер не могли конкурировать с фирмой Буре. Причины надо искать в правильном маркетинге, ориентации на высокий статус, в расчете на самые широкие слои покупателей, а не только в поддержке Двора и государственных заказах. В ту пору, когда часы из роскоши превратились в предмет первой необходимости, «Павелъ Буре» продавал часы для всех. Марку «Павел Буре» носили и карманные часы среднего достоинства в простом металлическом корпусе (из тех, что собирались на собственных фабриках фирмы). Цены на часы фирмы Павел Буре начинались всего с двух рублей. Фирме принадлежало 50 процентов российского рынка недорогих часов. Для более состоятельных покупателей такие же механизмы вставляли в серебряные и золотые корпуса. Сложные (репетиры, хронографы, календари) механизмы заказывались у самых авторитетных часовых фирм Швейцарии. А в 1916 году «Павелъ Буре» получил швейцарский патент №74144 на механизм хронографа собственной разработки. Часы «Павелъ Буре» удостаивались высших наград на многих национальных и международных выставках, в том числе на Всемирных выставках в Париже: в 1889 году- серебряной, а в 1900 году- золотой медали.

Революция 1917 года положила конец делам фирмы «Павелъ Буре» в России. Это стоило фирме 7 миллионов золотых рублей убытков и 10 зданий. Символично, что часы «Павелъ Буре»- золотые (№ 88964, прослужившие императору без малого полтора десятка лет) и серебряные морские- были вместе с Николаем II до самой его гибели в Екатеринбурге. Часы «Буре» пришлись по нраву и новой власти. Председатель Петроградского Военно-революционного комитета Николай Подвойский руководил октябрьским переворотом по золотым карманным "Павел Буре", которые позднее были названы Часами Революции. В кабинете Владимира Ленина в Кремле на стене висели круглые настенные «Буре». Многие годы по карманным «Павелъ Буре» управляли ходом времени Иосиф Сталин и Никита Хрущев. Следует отметить, что фирма Павелъ Буре не закончила свое существование в 1917 году. Спасло ее то, что главные производственные мощности находились в Швейцарии. И с переносом штаб-квартиры из Петрограда в швейцарский Ле Локль была возобновлена нормальная работа. Хотя первые годы были очень непростые, так как главный рынок сбыта- российский был потерян. Но фирма смогла не только выжить, но и значительно увеличить географию поставок и стать одной из ведущих часовых компаний Швейцарии. Для того, чтобы часы Павелъ Буре были узнаваемы потребителями во всем мире, логотип был изменен с кириллицы на латиницу Paul Buhre. Часы были удостоены более 500 призов швейцарских обсерваторий за точность хода и успешно продавались во всем мире. Многие годы в середине прошлого века они поставлялись английскому двору. Марка вернулась в Россию в 2004 году усилиями Торгового Дома по возрождению традиций часовщика Павла Карловича Буре. И уже на следующий год, в год 190-летнего юбилея фирмы, были выпущены первые новинки под возрожденной маркой, передающие классический дух старинных шедевров фирмы. Особое внимание уделяется высокой надежности и качеству, свойственным дореволюционным «Буре». В часы устанавливается только проверенная временем лучшая швейцарская механика. Начав с выпуска недорогих моделей в стальных корпусах, всего за несколько лет фирма включила в свой ассортимент изделия в благородном серебре, золоте и платине со сложными и уникальными калибрами. И тот интерес, с которым встречены новинки «от Буре» людьми разных поколений во многих странах мира, вселяет уверенность в возрождении еще одной старинной традиции- определять время по «Павелъ Буре» .

В. Скурлов

Первые упоминания о фамилии Буре появляются в Российских источниках в 1815-ом году. Именно в это время владелец небольшого часового бизнеса, Карл Буре, переезжает из Ревеля в Санкт-Петербург вместе со своим десятилетним сыном Павлом. С раннего детства мальчик активно помогает отцу в ведении семейного дела, и, таким образом, не только познает основы предпринимательской деятельности, но и приобретает важные знания о работе часовых механизмов.

В 1865-ом году имя Павла Карловича упоминается в Справочной книге о купцах, где П.К.Буре представлен как «ревельский цеховой, 55 лет, в купцах с 1839 года». В эти годы старший сын Павла Карловича, названный в честь отца, учится в Петропавловском коммерческом училище, чтобы уже в 1868-ом году, достигнув 26-летия, стать компаньоном отца в ведении семейного дела. И уже в 1874 году именно Павел Павлович приобретает большую часовую фабрику, расположенную в Швейцарском городе Ле Локле.

В 1876-ом году Павел Карлович удостаивается звания потомственного почетного гражданина за честное, усердное и добросовестное исполнение обязательств по Двору с 1839-го года. И впоследствии семья Буре действительно оправдывает доверие, оказанное ей герцогами Лейхтенбергскими.

В 1888-ом году Павел Павлович серьезно заболевает и отстраняется от ведения бизнеса. Не имея прямых наследников, он принимает решение о продаже фабрики в Швейцарии ее непосредственному руководителю французу Полю Жирару, а также соратнику - швейцарцу Жану-Жоржу (Георгу) Пфунду. Новые владельцы фабрики, коллеги П.П.Буре становятся учредителями Торгового Дома «Павел Буре», который в уже в 1892-ом открывает первый собственный магазин в Москве, а чуть позже – филиал в Киеве. В этом же году П.П. Буре умирает, не дожив до 50-ти лет, а Пфунд получает должность штатного оценщика часов и иных механических изделий для Его Величества.

В 1899-ом году «Торговый Дом «Павелъ Буре» становится официальном поставщиком часов для императорского двора. К этому времени число изделий, изготовленных фабрикой для высокопоставленных персон Российской Империи, оказывается огромной, а стоимость элитных часов, в изготовлении которых используются драгоценные камни и металлы, неизменно возрастает. Например, в 1903-ем году Ф.И.Шаляпин отказывается от подарка в виде золотых часов, изготовленных Торговым Домом «Павелъ Буре» лишь потому, что стоимость в 150 рублей кажется ему недостойной – и очень скоро такие часы украшаются рубинами и бриллиантами, что увеличивает их цену втрое. После этого Шаляпин всё же принимает подарок, который сегодня принадлежит потомкам великого певца Российской Империи.

Помимо дорогостоящих моделей для лиц, приближенных к императорскому двору, фабрикой выпускались также и простые металлические часы – железнодорожные, сувенирные армейские, а также наручные часы массового использования. В начале XX-го века Торговый Дом «Павелъ Буре» занимает лидирующие позиции среди швейцарских производителей часов, а также удостаивается различных отечественных и международных наград и медалей. А в 1916-ом году фабрика получает швейцарский патент на изобретение собственного механизма хронографа.

Но в 1917-ом году деятельность Торгового Дома прекращается в связи со сменой политического строя. Однако, несмотря на это, часы «Павелъ Буре» в течение долгих лет продолжают украшать кабинеты видных партийных деятелей, в том числе и самого И.В.Сталина.

В 2004-ом году создается «Торговый Дом по возрождению традиций часовщика Двора Его Величества Павла Карловича Буре». Уже сегодня юбилейные серии часов, созданные в старинных традициях, увидели свет, что позволяет нам верить, что однажды часы «Павел Буре» вновь обретут былую известность.

) - 15 (27 ) апреля ) - сын П. К. Буре , расширивший его дело; техник при Императорском Эрмитаже, консул Венецианской республики, поставщик Высочайшего Двора (с 1879 года) и купец 2-й гильдии . На базе часового завода П. П. Буре в 1888 году был создан знаменитый впоследствии Торговый дом «Павел Буре» .

Биография

С раннего детства мальчик активно помогал отцу в ведении семейного дела, таким образом, не только познав основы предпринимательской деятельности, но и приобрёл знания о работе часовых механизмов, чтобы уже в 1868 году стать компаньоном отца в ведении семейного дела. В 1874 году уже именно Павел Павлович приобретает большую часовую фабрику, расположенную в швейцарском городе Ле Локле .

Напишите отзыв о статье "Буре, Павел Павлович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Буре, Павел Павлович

– Не правда ли, она восхитительна? – сказала она Пьеру, указывая на отплывающую величавую красавицу. – Et quelle tenue! [И как держит себя!] Для такой молодой девушки и такой такт, такое мастерское уменье держать себя! Это происходит от сердца! Счастлив будет тот, чьей она будет! С нею самый несветский муж будет невольно занимать самое блестящее место в свете. Не правда ли? Я только хотела знать ваше мнение, – и Анна Павловна отпустила Пьера.
Пьер с искренностью отвечал Анне Павловне утвердительно на вопрос ее об искусстве Элен держать себя. Ежели он когда нибудь думал об Элен, то думал именно о ее красоте и о том не обыкновенном ее спокойном уменьи быть молчаливо достойною в свете.
Тетушка приняла в свой уголок двух молодых людей, но, казалось, желала скрыть свое обожание к Элен и желала более выразить страх перед Анной Павловной. Она взглядывала на племянницу, как бы спрашивая, что ей делать с этими людьми. Отходя от них, Анна Павловна опять тронула пальчиком рукав Пьера и проговорила:
– J"espere, que vous ne direz plus qu"on s"ennuie chez moi, [Надеюсь, вы не скажете другой раз, что у меня скучают,] – и взглянула на Элен.
Элен улыбнулась с таким видом, который говорил, что она не допускала возможности, чтобы кто либо мог видеть ее и не быть восхищенным. Тетушка прокашлялась, проглотила слюни и по французски сказала, что она очень рада видеть Элен; потом обратилась к Пьеру с тем же приветствием и с той же миной. В середине скучливого и спотыкающегося разговора Элен оглянулась на Пьера и улыбнулась ему той улыбкой, ясной, красивой, которой она улыбалась всем. Пьер так привык к этой улыбке, так мало она выражала для него, что он не обратил на нее никакого внимания. Тетушка говорила в это время о коллекции табакерок, которая была у покойного отца Пьера, графа Безухого, и показала свою табакерку. Княжна Элен попросила посмотреть портрет мужа тетушки, который был сделан на этой табакерке.
– Это, верно, делано Винесом, – сказал Пьер, называя известного миниатюриста, нагибаясь к столу, чтоб взять в руки табакерку, и прислушиваясь к разговору за другим столом.
Он привстал, желая обойти, но тетушка подала табакерку прямо через Элен, позади ее. Элен нагнулась вперед, чтобы дать место, и, улыбаясь, оглянулась. Она была, как и всегда на вечерах, в весьма открытом по тогдашней моде спереди и сзади платье. Ее бюст, казавшийся всегда мраморным Пьеру, находился в таком близком расстоянии от его глаз, что он своими близорукими глазами невольно различал живую прелесть ее плеч и шеи, и так близко от его губ, что ему стоило немного нагнуться, чтобы прикоснуться до нее. Он слышал тепло ее тела, запах духов и скрып ее корсета при движении. Он видел не ее мраморную красоту, составлявшую одно целое с ее платьем, он видел и чувствовал всю прелесть ее тела, которое было закрыто только одеждой. И, раз увидав это, он не мог видеть иначе, как мы не можем возвратиться к раз объясненному обману.
«Так вы до сих пор не замечали, как я прекрасна? – как будто сказала Элен. – Вы не замечали, что я женщина? Да, я женщина, которая может принадлежать всякому и вам тоже», сказал ее взгляд. И в ту же минуту Пьер почувствовал, что Элен не только могла, но должна была быть его женою, что это не может быть иначе.