Монастырь богородицы. Богородице-рождественский монастырь

Собор Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Сошествия Святого Духа на Апостолов

1501 - 1505 гг.

Построен в традиционном московском стиле ХVI века на месте прежнего, о существовании которого свидетельствуют сохранившиеся в восточной части фундамента остатки более древней белокаменной кладки. Здание собора сильно пострадало от пожара 1547 года, но к 1550 году было полностью восстановлено. Тогда же в южной апсиде храма был устроен придел святителя Николая Чудотворца, для чего здесь была сохранена часть кирпичной алтарной преграды, которая к тому времени была уже почти полностью разобрана. Заметно сходство собора со Спасским собором Андроникова монастыря в Москве.

Четырехстолпный, трехапсидный собор Рождества Пресвятой Богородицы был изначально увенчан одной шлемовидной главой. С устройством Никольского придела у собора появилась еще одна небольшая главка в юго-восточной части. По своему строению собор пирамидален. При широкой расстановке четырех столпов его боковые членения значительно уже среднего. На столпах покоятся крестовые своды: центр сочленения сводов прорезан окружностью светового барабана. Снаружи световой барабан окружает несколько ярусов килевидных кокошников (ложных закомар), расположенных «вперебежку». Закомары крыши собора, отделенные карнизом от основной стены, повторяют контуры сводов. Внутри световой барабан поддерживают мощные ступени арок. Основания барабана и алтарных раковин (конх) окружены карнизами. Особая обработка арок превращает выступы в пилястры. Купол был сложен таким образом, что изогнутые ряды поставленных «на угол» кирпичей образовывали концентрический узор. Такая кладка купола имела богословское объяснение: она обозначала сошествие Святого Духа на апостолов. В киотах над порталами прежде находились фрески (фрагменты одной из них сохранились на северном фасаде, выходящем в придел Сошествия Святого Духа).

Не исключено, что первоначально были раскрашены и сами порталы, о чем свидетельствовали остатки раскраски северного портала, роспись которого в данное время возобновлена. Над юго-западным углом собора находилась звонница. Начиная со второй половины ХVI века архитектурный облик собора преображался. Трапезная пристройка, примкнувшая к Никольскому приделу, была впоследствии удлинена и закрыла собой южный фасад собора. Вместо разобранной звонницы к юго-западному членению храма была пристроена шатровая колокольня. Позднее Никольский придел перенесли в храм святителя Иоанна Златоуста: в память о нем юго-восточную часть свода венчает сохранившаяся малая главка. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы до настоящего времени сохранились остатки первоначальной кирпичной алтарной преграды. В трапезной храма на уровне подоконников находятся белокаменные надгробные доски над захоронениями XVII–XVIII веков. Среди почивших здесь – имена Параскевы Феодоровны, дочери князя Долгорукова, и князя Михаила Феодоровича Долгорукова. К концу ХVIII века с северной стороны собора была возведена крытая паперть, в которой в 1814 году был устроен придел Сошествия Святого Духа. В южной, удлиненной пристройке собора в 1820 году появляется придел во имя святителя Димитрия Ростовского, перенесенный впоследствии в храм святителя Иоанна Златоуста.

Около 1835 года шатровая колокольня, пострадавшая от удара молнии, была разобрана. В конце семидесятых годов ХIХ века в соборе были поновлены иконостасы, киоты иконостасов, позолота и настенная живопись. На фотографиях, запечатлевших вид монастырских храмов в конце ХIХ – начале ХХ веков, видны росписи – изображения святых на световом барабане и внутри закомар собора. В начале ХХ века по проекту известного архитектора Ф.О. Шехтеля к собору Рождества Пресвятой Богородицы была пристроена паперть, выдержанная в архитектурном стиле XVII века. Паперть объединила сам храм, его приделы и трапезную палату, создав некое единство между древним собором и более поздними пристройками.

В советское время было сделано все, чтобы храмы обители скорее разрушались, для чего были заблокированы дренажные системы, обеспечен приток и сохранение воды в фундаментах. И хотя в 60-х годах ХХ века под давлением общественности собор был признан памятником архитектуры и поставлен под охрану государства, он продолжал разрушаться. В настоящее время собор Рождества Пресвятой Богородицы и его придел Сошествия Святого Духа – действующие, но планируется проведение в них целого ряда внутренних и внешних реставрационных работ.

Надвратный храм сщмч. Евгения, епископа Херсонесского

1835 - 1836 гг.

Колокольня с надвратным храмом сщмч. Евгения, епископа Херсонесского, была возведена над входом в монастырь (Святыми вратами) на средства тайной советницы (вдовы тайного советника) Серафимы Ивановны Штерич, сделавшей вклад на вечное поминовение своего умершего сына отрока Евгения.

Священномученик Евгений, епископ Херсонесский, один из семи Херсонесских священномучеников (IV в.), был небесным покровителем отрока Евгения.

Сохранились свидетельства о том, что Святейший Патриарх Пимен, будучи митрополитом Крутицким и Коломенским, бывал на территории закрытой Богородице-Рождественской обители. Некоторым сестрам монастыря удалось остаться в обители на правах жильцов. Среди них была инокиня Клавдия, которая считалась одной из лучших в Москве мастериц по пошиву священнических облачений, и митрополит Пимен делал ей заказы. Также на территории монастыря жила семья Таратуниных, которую Святейший Патриарх Пимен знал и несколько раз посещал.

С 2012 года храм сщмч. Евгения Херсонесского является действующим: в нем совершается сестринское правило и богослужения, в которых принимают участие учащиеся монастырской певческой школы и молодежные организации при монастыре.

Трапезный храм Казанской иконы Божией Матери

1904 - 1906 гг.

Т рапезный корпус с храмом был построен в русско-византийском стиле. Имея внушительные размеры (длина 36 метров, ширина 15 метров, высота 17 метров), здание храма могло вместить одновременно более трехсот человек. Своды и стены храма расписаны в стиле русской художественной школы XIX века. В числе росписей есть копии картин Г.И. Семирадского: "Христос и Самарянка", "Христос у Марфы и Марии".

Храм Свт. Иоанна Златоуста с приделами свт. Николая, Св. прав. Филарета Милостивого, Свт. Димитрия Ростовского (приставной престол)

Был вначале деревянным. В 1676–1687 годах на месте деревянной церкви был возведен каменный трапезный храм в стиле посадских церквей ХVII века. Он был теплым, пятиглавым и бесстолпным, с глухими барабанами глав, поставленными прямо на свод. Через сто лет после постройки, в семидесятых годах ХVIII столетия, храм пострадал от пожара и в тот же период был восстановлен.

С ХVII века частично сохранились сложные кирпичные карнизы, аркатура на барабанах главок, закомары, нарядные наличники. В 1792 году к храму сделали пристройку (по некоторым сведениям, она существовала с конца ХVII века и была возобновлена), в которую был перенесен из собора придел святителя Николая Чудотворца. В 1812 году был устроен придел святого праведного Филарета Милостивого. В это же время храм из трапезного становится соборным.

В связи с возникновением приделов в южной и северной стене четверика были устроены широкие арки. Отделка приделов была стилизована под древнерусское узорочье. В конце 60-х годов ХIХ века их перестроили, сохраняя прежний стиль и архитектурные особенности. В 70-е годы XIX века в храме появилась новая роспись, но под ней сохранилась часть росписи XVII века с датой возведения храма.

В 1903–1904 годах храм был полностью реконструирован: расширены старые проемы в стенах и созданы новые, благодаря чему храм стал более просторным и вместительным. В храм из собора был перенесен придел святителя Димитрия Ростовского. После революции храм подвергся общей участи церквей. В 1960-х годах был произведен внешний ремонт храма, однако внутри все оставалось без изменений. В течение многих десятилетий здание храма находилось в аварийном состоянии.

В настоящее время храм реставрируется.

Адрес: Россия, Москва, пересечение улиц Рождественка и Рождественский бульвар
Дата основания: XIV век (1386 год)
Основные достопримечательности: собор Рождества Пресвятой, церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Иоанна Златоуста, колокольня с церковью Евгения Херсонского
Святыни: икона Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, иконы святителя Николая Чудотворца, частица мощей святой великомученицы Варвары, частица мощей св.великомученика Георгия Победоносца, Боголюбская икона Божией Матери, икона Рождества Пресвятой Богородицы
Координаты: 55°45"56.7"N 37°37"28.8"E

Содержание:

В самом центре города находится одна из древнейших женских обителей Москвы, летопись которой начинается с конца XIV века. Православный монастырь прошел через период расцвета и тяжелые годы забвения. В наши дни его храмы прекрасно отреставрированы и открыты для паломников и туристов.

Общий вид на Рождественский монастырь

История монастыря

В 1386 году вдова серпуховского князя Андрея Ивановича - Мария Константиновна приняла монашеский постриг под именем Марфа и создала новый монастырь. По главному собору его стали называть «Рождество Богородицы на Рву». Выполняя желание княгини, обязанности духовника обители взял на себя Сергий Радонежский.

Относительно места, в котором первоначально располагался монастырь, мнения историков расходятся. Одни из них считают, что он стоял в центре Кремля , а другие уверены, что обитель находилась возле Кучкова поля, на крутом левобережье реки Неглинки.

По преданию, Мария Константиновна решила основать обитель в благодарность, что ее сын вернулся живым после кровопролитной Куликовской битвы. Чтобы увековечить память о судьбоносном сражении, на храмах установили кресты с полумесяцами, а первыми насельницами монастыря стали вдовы, матери, сестры и дочери солдат, которое пали на Куликовом поле.

В 30-е годы XV века здесь приняла постриг жена князя Владимира Храброго - Елена. Перед этим она подарила обители село Косино со Святым озером и несколько деревень, а после смерти инокиню погребли на монастырском кладбище.

Вид монастыря со стороны Рождественского бульвара

При Иоанне III началась масштабная реконструкция кремля. Женский монастырь решили вывести из великокняжеской резиденции, и в 1484 году обитель переехала на то место, на котором располагается сегодня.Дорога, проходящая вдоль монастыря, связывала Кремль и Кучково поле, и вскоре за ней закрепилось название «Рождественка» или «церковная» улица.

В начале XVI века в монастыре появился каменный собор Рождества Богородицы. Красивый одноглавый храм построили в лучших традициях раннего московского зодчества и он стал архитектурной репликой одной из самых старых московских церквей - Спасского собора Андроникова монастыря. Известно, что в 1505 году на освящении нового храма побывал сам Иоанн III.

В середине XVI столетия Москва пережила страшный пожар. Огонь не пощадил Рождественку и стоявший здесь женский монастырь. Особенно сильные повреждения получил соборный храм. Деньги на его выделила жена Иоанна IV Грозного - царица Анастасия Романовна, а по указу царя к нему пристроили каменный Никольский придел. От многочисленных переделок собор стал выглядеть тяжеловесно и перестал напоминать устремленную вверх свечу.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

В 1670-е годы в монастыре построили усыпальницу для русских князей Лобановых-Ростовских, которые очень гордились тем, что вели свой род от самого Рюрика. Поначалу здание имело один этаж, а потом было достроено вторым этажом, и там стали хранить монастырскую ризницу. Благодаря вкладам Лобановых-Ростовских, монастырь обзавелся храмом Иоанна Златоуста, шатровой колокольней и оградой со Святыми воротами и четырьмя башнями.

В 1764 году по инициативе императрицы Екатерины II в России прошла церковная реформа. Как и многие другие монастыри, Рождественский лишился части своих земель, однако стал получать деньги из казны на содержание храмов и монашескую общину.

В 1812 году, перед приходом французов игуменья успела спрятать то, что хранилось в монастырской ризнице. Наполеоновские солдаты ворвались в обитель, но не нашли сокровищ и принялись грабить храмы. В монастыре поселился один из французских генералов, и по его распоряжению трапезная была превращена в конюшню.

К началу прошлого века женский монастырь процветал. На его территории стояло четыре храма и трехэтажные каменные корпуса. При обители работала церковно-приходская школа, и существовал приют для девочек-сирот.

Церковь Иоанна Златоуста

С приходом советской власти судьба всех монастырей Москвы круто переменилась. В 1921 году Рождественскую обитель закрыли. Во время кампании по изъятию церковных ценностей из монастыря вывезли 17 пудов серебра - все серебряные ризы и ценную богослужебную утварь. Часть икон успели перенести в другие московские храмы, а другие просто выкинули.

В 1922 году сестры продолжали жить в монастыре, но с них стали брать арендную плату. В пустующих здания разместился Всероссийский комитет помощи воинам и концентрационный лагерь, а потом здания отдали милиции и курсантам. На следующий год монахинь выгнали. Церковь Иоанна Златоуста была переделана под клуб, а трапезную Казанского храма превратили в столовую. В последующие годы монастырские постройки занимали разные организации, научные и учебные заведения. Бывшие кельи использовались, как коммунальные квартиры.

В начале 1990-х годов здания вернули верующим. Спустя два года в соборном храме прошли первые богослужения, а еще через год был возрожден женский монастырь.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Архитектурные памятники

Прямоугольная территория окружена каменной оградой с башнями. Центральное место на ней занимает старинный Рождественский собор, который был построен в 1501-1505 годах. Во время проведенных реставрационных работ исследователи обнаружили древнюю белокаменную кладку и пришли к выводу, что собор был возведен на фундаменте более древней каменной церкви.

Четырехстолпный храм венчает высокий барабан со шлемовидной главой. В соборной трапезной сохранились надгробные доски XVII-XVIII веков. С юго-восточной стороны к зданию примыкает старинная усыпальница Лобановых-Ростовских.

С юга от Рождественского собора расположена большая церковь святителя Иоанна Златоуста. Первый храм на этом месте был деревянным, но в 1670-1680-е годы его перестроили в камне. Теплая церковь возведена в лучших традициях посадских храмов XVII века. Она имеет пять глав и просторную трапезную. В наши дни храм хорошо отреставрирован и открыт для верующих.

Колокольня с церковью Евгения Херсонского

С севера от Рождественского собора можно увидеть длинный трехэтажный корпус, над которым возвышается пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери. Эта церковь была построена в начале прошлого века архитектором П. А. Виноградовым. Живописное краснокирпичное здание выполнено в традициях ретроспективизма и украшено затейливыми наличниками, колонками и ширинками. В годы советской власти купола храма снесли, а внутри занимались студенты Московского архитектурного института.

Церковь Евгения Херсонского находится под трехъярусной колокольней, которая стоит возле входных ворот, со стороны улицы Рождественка. Первый храм был построен по проекту архитектора Н. И. Козловского в 30-е годы XIX века, однако, спустя 100 лет по решению властей его разрушили. Та церковь, которую можно увидеть сегодня, появилась взамен утраченной в 2005 году.

Монастырь сегодня

Женская обитель - действующий монастырь, в котором постоянно проживает монашеская община, и дважды в день - в 7.00 и 17.00 проводятся церковные службы.

Вид на монастырь с улицы Рождественка

При монастыре открыта церковно-певческая школа, где женщины изучают Богослужебный устав, катехизис, литургику, сольфеджио и занимаются в хоровом классе. Обучение в ней рассчитано на три года. Здесь также работает библиотека, и проводятся занятия в воскресной школе. Монахини и послушницы ведут активную благотворительную деятельность, собирая вещи для малоимущих, бездомных и многодетных семей.

Святынями монастыря считают иконы Рождества Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи, целителя Пантелеимона, Оптинских старцев и Софии Суздальской. Кроме того, верующие приходят в монастырские храмы, чтобы поклониться частицам мощей великомученицы Варвары и Георгия Победоносца.

Богородице-Рождественский монастырь

«Ансамбль Рождественского монастыря, нач. XVI в., XVII - XVIII вв. и нач. XIX в.» является единым комплексом историко-культурного наследия, переданным Богородице-Рождественскому монастырю Русской Православной Церкви в соответствии с постановлением Правительства Москвы №657 от 15.07.93 Управлением Государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г. Москвы.

Адрес: г. Москва, улица Рождественка, д. 20

Настоятельница: с 1993 года игумения Викторина (Перминова)

Подрядчик: НП «Единая Служба Заказчика Московской Патриархии» (2019-2017 годы)

Технический наздор: ООО «ПромСтройДизайнПроект» (2019 год)

Технический надзор: АНО «Национальный реставрационный центр по содействию сохранения объектов культурного наследия» (2018-2017 годы)

РЕСТАВРАЦИЯ

В 2019 году в рамках Программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы реставрационные работы проводились на объекте культурного наследия федерального значения «Ансамбль Рождественского монастыря, начало XVI в., XVII-XVIII вв. и начало XIX в. - Церковь Иоанна Златоуста, 1677 г. ». Адрес: ул. Рождественка, д. 20/8, стр. 15. Были отреставрированы фасады (2-й этап), кирпичный и белокаменный цоколь, выполнен ремонт водосточной системы и кровельного покрытия, реставрация каменной облицовки лестниц и парапетов, замена дверей и окон, ремонт металлических решеток. Здесь продолжались работы, начатые в 2018 году.

Также производились реставрационные работы на объекте культурного наследия федерального значения «Ансамбль Рождественского монастыря, начало XVI в., XVII-XVIII вв. и начало XIX в: Сохранившаяся часть монастырской ограды с башнями (часть стены), XVII-XVIII ». Адрес: ул. Рождественка, д. 20. А именно: реставрация кирпичной кладки, белокаменного цоколя и декора, ремонт металлического окрытия, устройство отсечной гидроизоляции стен и отмостки.

В 2018 году велись работы на трех объектах.

Склеп Лобановых-Ростовских , 1676-1677 гг. (Усыпальница). Адрес: ул. Рождественка, 20/8, стр. 17. Реставрация фасадов, кирпичного и белокаменного цоколя, крылец, устройство отмостки, ремонт водосточной системы, оконных решеток.

Собор, 1501-1505 гг. Адрес: ул. Рождественка, 20/8, стр. 14. Реставрация гранитных крылец, барабанов и закомар, ремонт кровли, подзоров и крестов, оконных решеток, водосточной системы, устройство отмостки и системы водоотведения. Здесь продолжались работы, начатые в 2017 году.

Церковь Иоанна Златоуста , 1677 г. Адрес: ул. Рождественка, 20/8, стр. 15. Реставрация кирпичного и белокаменного цоколя, фасадов, устройство отмостки.

В 2017 году велись работы на двух объектах.

Колокольня , 1835 г. арх. Н.И. Козловский». Адрес: ул. Рождественка, д. 20/8, стр. 16. Реставрация фасадов, в том числе архитектурно-лепного декора, белокаменного цоколя, восстановление водосточной системы.

Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Рождественского монастыря, начало XVI в., XVII-XVIII вв. и начало XIX в.: - Собор , 1501-1505 гг.». Адрес: ул. Рождественка, д. 20/8, стр. 14. Запланированные работы: реставрация фасадов, белокаменного цоколя, устройство отмостки и водосточной системы.

В 2016 году работы велись на двух объектах.

Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Рождественского монастыря, начало XVI в., XVII-XVIII вв. и начало XIX в. - Кельи, XVIII в. (Кельи северо-западные) ». Адрес: ул. Рождественка, д. 20. Работы: реставрация фасадов; устройство системы водостока.

Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Рождественского монастыря, начало XVI в., XVII-XVIII вв. и начало XIX в.: - Колокольня, 1835 г. арх. Н.И.Козловский ». Адрес: ул. Рождественка, д. 20/8, стр. 16. Работы: устройство отсечной гидроизоляции; реставрация белокаменного цоколя и фасада первого яруса.

В 2015 году в рамках Программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы проводились ремонтно-реставрационные работы в северо-западных кельях XVIII века (ул. Рождественка, д. 20/8, стр. 3).

История

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь был основан в 1386 году супругой князя Андрея Серпуховского и матерью князя Владимира Храброго - княгиней Марией Ивановной, дочерью Галицко-Дмитровского князя Ивана Федоровича, потомка великого князя Всеволода Большое Гнездо.

По данным Троицкой летописи и Рогожского летописца, княгиня Мария Андреева (то есть супруга князя Андрея) постриглась в созданной ею обители в схиму с именем Марфы, скончалась 2 (15) декабря и была погребена в монастыре.

По мнению ряда историков, первое время монастырь находился на территории Московского Кремля и назывался: монастырь Рождества Богородицы на Рву . Другие специалисты полагают, что монастырь с момента основания располагался на берегу реки Неглинной, у Кучкова поля, во владениях князя Владимира Андреевича Серпуховского.

В 1430-х годах в монастыре приняла постриг с именем Евпраксии княгиня Елена Ольгердовна, супруга князя Владимира Храброго. Княгиня Елена пожертвовала обители села с деревнями. И была похоронена, согласно своему завещанию, на монастырском кладбище в 1452 году.

Одноглавый каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был возведен в 1501-1505 годах в традициях раннемосковского зодчества. После пожара 1547 года в течение 150 лет был окружен пристройками, изменившими первоначальный облик.

25 ноября 1525 года в Рождественском монастыре была насильно пострижена под именем София жена Василия Третьего Соломония Сабурова и жила в обители до перевода в суздальский Покровский монастырь.

Летом 1547 года во время сильного московского пожара сгорели постройки монастыря, пострадал каменный собор. Он был вскоре восстановлен по обету царицы Анастасии Романовны - жены Ивана Грозного. По приказу самого царя в южной алтарной апсиде был создан Никольский придел.

В 70-х годах XVII века Рождественский монастырь стал местом погребения князей Лобановых-Ростовских: к собору с востока была пристроена их усыпальница. В XIX веке она получила второй этаж, в котором находилась монастырская ризница.

В 1676-1687 годах на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской был возведен каменный храм святого Иоанна Златоуста с трапезной и приделами святого Николая, праведного Филарета Милостивого и святого Димитрия Ростовского. На ее же средства в 1671 году выстроена ограда из камня с четырьмя башнями.

XIX-XX века

С 5 сентября по ноябрь 1812 года монастырь был оккупирован войсками Наполеона. В монастыре сохранилось предание о чуде от иконы святителя Николая: неприятельский солдат, пытаясь сорвать оклад с чудотворной иконы, сильно поранился, оцепенел и не мог сдвинуться с места, так что его на руках вынесли из церкви. Захватчики не причинили вреда никому из мирных жителей, скрывавшихся на территории монастыря, хотя за оградой, у северной стены они расстреливали москвичей, подозреваемых в поджогах.

Монастырь во время нашествия Наполеона не пострадал от огня. Только в трапезной палате Богородице-Рождественского собора оккупанты устроили конюшню. Но в храме святителя Иоанна Златоуста ежедневно продолжали совершаться богослужения.

В 1812 году в храме святителя Иоанна Златоуста был устроен придел святого праведного Филарета Милостивого. В связи с возникновением приделов в южной и северной стене четверика были устроены широкие арки. В конце 60-х годов ХIХ века приделы перестроили, сохраняя прежний стиль и архитектурные особенности. Великое освящение придела святого праведного Филарета Милостивого совершил в 1869 году святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский (см. Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк Московского Рождественского девичьего монастыря. Указ.соч. С. 15).

Трехъярусная колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонесского (арх. Н.И. Козловский) построена в 1835-1836 годах в классическом стиле на месте центрального входа в монастырь: в ее нижнем ярусе был создан главный вход монастыря – Святые врата. Над входом находился надвратный храм священномученика Евгения Херсонесского. Под колокольней имеется сводчатый подвал. Надвратный храм округлой формы внутри имел надстройку (хоры), существующую и сейчас, и колоннаду, полностью разрушенную; иконостас не сохранился.

В 1903–1904 годах храм святителя Иоанна Златоуста был полностью реконструирован: расширены старые проемы в стенах и созданы новые. Из собора был перенесен придел святителя Димитрия Ростовского (в новом храме престол святителя Димитрия был приставным).

В 1904-1906 годах по проекту архитектора П. А. Виноградова построен храм Казанской иконы Божией Матери с новой трапезной палатой. Эта церковь возводилась в годы первой русской революции. В Казанском храме служил святой праведный Иоанн Кронштадтский (об этом сохранилось свидетельство схиигумении Фамари (Марджановой), датированное 1906 годом).

При монастыре действовала церковно-приходская школа, с 1909 по 1917 годы ей заведовал священнослужитель монастыря митрофорный протоиерей Сергий Молчанов - член Правления Московского музея наглядных учебных пособий для городских начальных школ при Московской Городской управе (религиозно-нравственный раздел). Его сын Виктор Молчанов стал известным фотохудожником.

В 1922 году монастырь был закрыт, серебряные ризы с икон сняты (всего вывезено 17 пудов серебра и 16 фунтов жемчуга), часть икон первоначально передали в храм святителя Николая в Звонарях, а позже - в церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе. Известно, что некоторое время на территории закрытой обители находился исправтруддом: по сведениям научного сотрудника ПСТГУ Л.А. Головковой, не позднее 1920 года на территории монастыря был открыт концлагерь.

Многие сестры обители подверглись тюремному и лагерному заключению, ссылкам.

Храм Казанской иконы Божией Матери был сначала отдан под жилье, в полуподвальном помещении находились Управдом, детский сад, жилые помещения. С 1970-х годов в этом храме размещалась одна из кафедр МАрхИ.

Храм святителя Иоанна Златоуста и другие монастырские здания какой-то период принадлежали милиции, в них находились и жилые квартиры, а впоследствии также размещались конторские, научные, учебные заведения.

В храме Иоанна Златоуста 1920-1930-е годы

Монастырское кладбище было уничтожено. На месте кладбища была сделана насыпь, на которой в 1935-1936 годы построили школу. При заблокированных дренажных системах приток и сохранение воды в фундаментах обрекали храмы монастыря на постепенное разрушение.

Практически весь советский период здания не ремонтировались, за исключением частичной реставрации собора в 60-х годах и поддерживающих косметических работ в некоторых строениях. При этом все здания нуждались в капитальном ремонте и реставрации.

В 1974 году (согласно данным музея МАрхИ – в 1978), решением Моссовета Рождественский монастырь был передан МАрхИ для организации музея-заповедника древнерусского искусства и зодчества. Некоторым из монахинь разрешили остаться в бывшей обители, две монахини жили на территории монастыря до конца 1970-х годов. 25 сентября 1978 года монахиня Варвара (Турусова), казначей монастыря, была убита, хранившиеся у нее монастырские иконы украдены.

Современная жизнь монастыря

Собор Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен Церкви в 1989 году.

Монастырь возрожден 19 июля 1993 года, в день празднования Собора Радонежских святых. Обители присвоен статус ставропигиальной.

Настоятельницей монастыря с 1993 года является игумения Викторина (Перминова) (возведена в сан игумении в 1998 г.).

В настоящее время основания храмов полностью «освобождены» и расчищены, восстановлены белокаменный фундамент и фасад действующего Богородице-Рождественского Собора (2002 г.), фундамент и фасад храма свт. Иоанна Златоуста (2007-2008 гг.). Сняты насыпные слои грунта (2000-2003 гг.), школа снесена (2007 г.), насыпь полностью ликвидирована (2006-2007 гг.), устроена костница, где были сложены собранные останки здесь погребенных. 4 ноября 2007 года над костницей Святейшим Патриархом Алексием II совершен чин освящения закладного камня в основание часовни в честь Всех святых, в земле Российской просиявших.

Сейчас в обители действуют 4 храма, один (святителя Иоанна Златоуста). Собор (его главный и северный приделы) является действующим: 16 ноября 1995 года великое освящение придела Сошествия Святого Духа на апостолов совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 7 ноября 2010 года великое освящение трапезного храма Казанской иконы Божией Матери совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

9 сентября 2014 года, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, великое освящение храма священномученика Евгения Херсонесского совершил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

При монастыре действует воскресная школа для детей 4-17 лет. В 2010 году в монастыре открылась бесплатная женская трехгодичная церковно-певческая школа. В ее учебную программу входит изучение катехизиса, литургики, Богослужебного устава, сольфеджио, обихода церковного пения и хоровой класс. С 2010 года, с появлением свободного помещения, был создан социальный благотворительный центр «Милосердный самарянин» для помощи многодетным семьям и бездомным; при школах в монастыре была создана своя библиотека. С 2011 года в монастыре действуют молодежные организации, создавшие Фонд поддержки и духовно-нравственного развития молодежи; воскресная школа для взрослых. Учащиеся певческой школы и участники встреч православной молодежи проходят богослужебную практику в одном из монастырских храмов.

Колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонесского (арх. Н.И. Козловский, 1835 г.). Трехъярусная колокольня в классическом стиле построена на месте центрального входа в монастырь: в ее нижнем ярусе был создан главный вход монастыря – Святые врата. Над входом находился надвратный храм священномученика Евгения Херсонесского. Под колокольней - сводчатый подвал. Надвратный храм округлой формы внутри имел надстройку (хоры), существующую и сейчас, и колоннаду, полностью разрушенную; иконостас также не сохранился. Некоторые настенные росписи сохранились довольно хорошо: по ним можно составить представление о храмовой живописи. Церковь была расписана в стиле, соответствовавшем архитектурному стилю всего здания, – позднему классицизму. В советское время фасады были отреставрированы до нижнего яруса в 1973 году силами В/О «Союзреставрация», поддерживающие косметические работы выполнены в 1991 году силами МАрхИ. После ряда поддерживающих работ, проведенных в течение периода возрождения монастыря, в 2009 году была проведена реставрация кровли колокольни, расчищен застроенный проход, вход отремонтирован. С 2012 года храм в колокольне – действующий; в нем установлен новый иконостас, соответствующий общему стилю здания.

Многие культовые постройки возводились в качестве монументальных памятников важным историческим событиям. Именно к таким архитектурным монументам относится Богородице-Рождественский монастырь, расположенный сегодня в центре Москвы.

История основания

За 6 веков существования Богородице-Рождественская обитель пережила множество событий.

Через шесть лет после Куликовской битвы княгиня Мария Константиновна Суздальская создала монастырь в честь Рождества Богородицы. Этим она выразила благодарность Небесной Заступнице за благополучное возвращение сына с поля битвы и избавление русских земель от завоевателей. Первыми обитательницами обители были женщины, потерявшие на поле брани кормильцев.

Московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь

Существует несколько версий первоначального расположения монастыря.

  1. Обитель, которую княгиня Мария построила с разрешения великого князя Дмитрия Донского, первоначально располагалась на территории Кремля. В документах того времени она упоминается под названием Рождества Богородицы что Рву. В правление Ивана III монашеская община переехала на берег реки Неглинной.
  2. Наиболее вероятной является версия, что Рождественский монастырь поставили именно на высоком левом берегу р. Неглинной, где загородные земли Владимира Серпуховского, около которого княгиня и основала обитель.
Интересно! Ещё при жизни основательницы в обители ввели строгий общежительный устав и добились независимости от настоятелей мужских монашеских общин. Княгиня Мария здесь приняла постриг и жила под именем монахини Марфы до самой смерти. После этого активное участие в строительстве и жизни общины приняла жена князя Владимира Елена. Обе женщины были похоронены на монастырском погосте.

XV-XVII века

Богородице-Рождественский монастырь стоял на дороге, ведущей от центральной части Москвы к Кучкову полю, дал название её части. На Рождественской улице располагались многочисленные церкви, слобода кремлёвских звонарей и Пушечный двор.

Другие монастыри в Москве:

XVI столетие отметилось в жизни Рождественской обители множеством событий.

  1. Средневековая Москва, большинство зданий которой строились из дерева, часто горела. В начале XVI века, в пожаре пострадали и здания рождественской монашеской общины. По приказу Ивана III его восстановили и возвели новый каменный собор в честь Рождества Богородицы, на освящении которого великий князь присутствовал лично.
  2. Поздней осенью 1525 г. в стенах Рождественского храма приняла монашеский постриг Соломония Сабурова - жена Василия III. Её насильно склонили к этому шагу и отослали в суздальский монастырь в честь Покрова Богородицы. Здесь инокиня София была погребена в 1542 году. Признанную святой женщину поминают в столичной обители.
  3. Мощный пожар, разгоревшийся в 1547 году, уничтожил большую часть московского посада. Но постройки на территории общины быстро отстроили благодаря стараниям царицы Анастасии - жены Ивана IV. По их приказу к главному собору пристроили Никольский придел.

Церковь Иоанна Златоуста

В XVII веке архитектурный ансамбль храма значительно преобразился благодаря стараниям членов старинного рода Лобановых-Ростовских, которые возвели следующие объекты:

  • церковь из камня в честь ;
  • ограда из камня со Святыми воротами;
  • шатровая колокольня;
  • усыпальница Лобановых-Ростовских, примыкающая к соборному храму.
Интересно: во владения монастыря помимо земли на Рождественской улице входили многочисленные земли, пожертвованные насельницами обители и богатыми дарителями.

XVIII-XIX века

Во второй половине XVIII столетия Рождественский монастырь потерял свои подворья и перешёл на государственное содержание. Тогда же были возведены новые каменные стены, частично сохранившиеся до современности. Во время Отечественной войны 1812 года монастырскую территорию, как и всю столицу, заняли и разграбили французы. Игуменье удалось спрятать большинство ценностей и реликвии. В Рождественском храме французы организовали конюшню, поэтому богослужения проходили в церкви Иоанна Златоуста. Здесь от пожара укрывались жители окрестных улиц.

Читайте также:

В XIX веке на территории монастыря появилось несколько новых построек. К ним относятся:

  • второй этаж усыпальницы Лобановых-Ростовских;
  • северный придел Рождественского собора в честь Сошествия Святого Духа (1814 г.);
  • южный придел этого же здания в честь (1820 г.);
  • надвратная колокольня с храмом в честь священномученика Евгения Херсонского (1836 г.);
  • придел церкви Иоанна Златоуста в честь праведного Филарета Милостивого.

В начале XX столетия на территории Богородице-Рождественского собора продолжалось каменное строительство. Под руководством архитектора Ф. О. Шехтеля были сооружены новая паперть главного монастырского собора и ряд зданий, в которых просматривается архитектурный стиль XVII века. В 1906 году по проекту Н. П. Виноградова построили большой трапезный храм, освященный в честь , в подклете которого располагался приют для девочек.

Монастырь на Рождественской улице с приходом к власти большевиков разделил судьбу большинства религиозных заведений в стране. Его ограбили и закрыли в 1922 году, передав ценные иконы в Знаменскую церковь, расположенную в Переяславской слободе. Монахинь заставили покинуть обитель, разрешив остаться только пожилым насельницам. В монастырских зданиях устроили коммунальные квартиры, милицию и клуб.

Колокольня с церковью Евгения Херсонского

До 1974 года здесь располагались различные учреждения, которые занимались лишь косметическим ремонтом. Положительные изменения начались с переходом обители в распоряжение Московского архитектурного института. Отреставрированные здания монастырского архитектурного ансамбля вошли в состав государственного заповедника древнерусского зодчества и искусства.

Интересно: до 1978 года в обители прожили две престарелые инокини. Одна из них исполняла обязанности казначея при последней дореволюционной игуменье. Многие годы хранила монахиня у себя коллекцию старинных икон, спасенных во время большевистского грабежа. Но в 1978 году её убили, а ценности украли. Через год их обнаружили у контрабандиста, пытавшегося вывезти ценный груз из страны.

Возрождение обители и современность

В 1992 году в Рождественском соборе возобновились богослужения. Через год Священный Синод решил возобновить монашескую жизнь в обители, и сюда прибыли первые насельницы - сёстры из . Московский женский Рождественский монастырь получил статус ставропигии.

Расписание богослужений

Сегодня отреставрированы 3 из 4 монастырских храма, кельи насельниц и административные здания. Богослужения проводятся ежедневно. По будним дням в 7 и 17 часов. А в воскресные и праздничные дни добавляется ещё одна утренняя литургия, которая проводится в 9 часов утра.

Престольные праздники

В монастыре отмечают несколько престольных праздников. К ним относятся:


Социальное служение

Помимо богослужебной деятельности в стенах обители проводится активная социальная и общественная деятельность.

  1. Монастырская воскресная школа принимает на бесплатное обучение основам христианской религии и православия детей от 4 до 17 лет.
  2. В церковной певческой школе для женщин изучают не только сольфеджио и основы хорового пения, но и богослужебный устав, катехизис и литургию.
  3. Благотворительный центр «Милосердный самаритянин» оказывает помощь малоимущим многодетным семьям из многих регионов. Также здесь помогают людям, оставшимся без жилья и попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию.
  4. При рождественской общине действует молодёжная организация, занимающаяся вопросами нравственного и духовного развития молодых людей.
  5. В обители работает библиотека, в которой собрано множество книг.

Архитектурный ансамбль

Монастырь расположен на территории прямоугольной формы, которая окружена каменным забором.

Основой монастырской архитектурной композиции является собор Рождества Пресвятой Богородицы. Его возвели в 1505 году на месте более древней каменной постройки. Белокаменный четырёхстолпный храм первоначально напоминал устремленную вверх свечу. Сегодня он окружён многочисленными поздними пристройками, а шлемовидное окончание барабана заменило луковичную главу, венчавшую строение в дореволюционное время.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Рядом с Рождественским храмом расположена церковь Иоанна Златоуста, выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Основная часть здания увенчана пятиглавием, установленным на высокие узкие барабаны. К ней примыкает большая трапезная часть и два придела. Долгое время здание находилось на реставрации, но в настоящее время в ней проходят занятия певческой и воскресной школы.

Храм Казанской иконы Божией Матери, построенный в начале XX столетия, располагается на втором этаже здания. В высоком подклете до революции располагался приют и учебные классы для девочек-сирот. Фасады храма выполнены из красного кирпича и украшены живописными архитектурными элементами (наличниками, полуколоннами, карнизами). Его основной объём украшен пятью декоративными главами.

В 2005 году была восстановлена надвратная колокольня с храмом Евгения Херсонского. Первоначальное здание построили в 30-е годы позапрошлого века в классическом архитектурном стиле. На втором этаже располагается небольшая церковь, над которой разместилась звонница.

Монастырские святыни

В Рождественском монастыре собрана большая коллекция православных святынь и реликвии. К ним относятся:

  • две , одна из которых имеет на окладе следы от попытки осквернения французами;

    Ближайшими станциями метрополитена являются:

    • Трубная (салатовая ветка);
    • Кузнечный мост (фиолетовая линия).

    Пешая прогулка от них до Рождественской обители займёт 15-20 минут.

    Богородице-Рождественский женский монастырь - одна из старейших обителей столицы. Процесс её восстановления ещё не окончен, но побывавшие здесь паломники и туристы отмечают умиротворение и спокойствие, царящие в древних стенах.

    Богородице Рождественский женский монастырь

Москва, улица Рождественка, дом 20 Станция метро "Трубная"

Московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь, основанный в 1386 году матерью героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго княгиней Марией Серпуховской (в схиме-Марфой)

Храмы и часовни монастыря:

1. Рождества Пресвятой Богородицы
2. Казанской Иконы Божией Матери
3. Свт. Иоанна Златоуста
4. Сщмч. Евгения, епископа Херсонского (под колокольней)

Другие постройки монастыря:

5. Усыпальница князей Лобановых-Ростовских (XVII в.).
6. Монастырская постройка
7. Келейный корпус (XIX в.)
8. Настоятельский корпус (XIX в.)
9. Приютский корпус (XIX в.)
10. Гостиничный корпус (XIX в.)
11. Монастырская богадельня (XIX в.)
12. Келейные корпуса (XVIII-XIX вв.)
13. Монастырская постройка
14. Служебное помещение
15. Стены и башни ограды(конец XX в.)
16. Стены и башни ограды (XVIII-XIX в.)
В 17-18 веках назывался "Богородицким на Трубе" (Труба - проем в стене Белого города, через который текла Неглиная, отсюда название Трубной площади).

Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Москва, улица Рождественка, дом 20, строение 14.
Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль: Раннемосковский
Год постройки: Между 1501 и 1505.
Построен в 1501–1505 годах в традиционном московском стиле ХVI века на месте прежнего, о существовании которого свидетельствуют сохранившиеся в восточной части фундамента остатки более древней белокаменной кладки. Здание собора сильно пострадало от пожара 1547 года, но к 1550 году было полностью восстановлено. Тогда же в южной апсиде храма был устроен придел святителя Николая Чудотворца, для чего здесь была сохранена часть кирпичной алтарной преграды, которая к тому времени была уже почти полностью разобрана. Заметно сходство собора со Спасским собором Андроникова монастыря в Москве.

Четырехстолпный, трехапсидный собор Рождества Пресвятой Богородицы был изначально увенчан одной шлемовидной главой. С устройством Никольского придела у собора появилась еще одна небольшая главка в юго-восточной части.
По своему строению собор пирамидален. При широкой расстановке четырех столпов его боковые членения значительно уже среднего. На столпах покоятся крестовые своды: центр сочленения сводов прорезан окружностью светового барабана. Снаружи световой барабан окружает несколько ярусов килевидных кокошников (ложных закомар), расположенных «вперебежку». Закомары крыши собора, отделенные карнизом от основной стены, повторяют контуры сводов. Внутри световой барабан поддерживают мощные ступени арок. Основания барабана и алтарных раковин (конх) окружены карнизами. Особая обработка арок превращает выступы в пилястры.

План и вид сверху

Купол был сложен таким образом, что изогнутые ряды поставленных «на угол» кирпичей образовывали концентрический узор. Такая кладка купола имела богословское объяснение: она обозначала сошествие Святого Духа на апостолов.

В киотах над порталами прежде находились фрески (фрагменты одной из них сохранились на северном фасаде, выходящем в придел Сошествия Святого Духа). Не исключено, что первоначально были раскрашены и сами порталы, о чем свидетельствовали остатки раскраски северного портала, роспись которого в данное время возобновлена. Над юго-западным углом собора находилась звонница.

Иконостас Собора 2008 год

Придел Сошествия Святого Духа
Начиная со второй половины ХVI века архитектурный облик собора преображался. Трапезная пристройка, примкнувшая к Никольскому приделу, была впоследствии удлинена и закрыла собой южный фасад собора. Вместо разобранной звонницы к юго-западному членению храма была пристроена шатровая колокольня. Позднее Никольский придел перенесли в храм святителя Иоанна Златоуста: в память о нем юго-восточную часть свода венчает сохранившаяся малая главка.
В соборе Рождества Пресвятой Богородицы до настоящего времени сохранились остатки первоначальной кирпичной алтарной преграды. В трапезной храма на уровне подоконников находятся белокаменные надгробные доски над захоронениями XVII–XVIII веков. Среди почивших здесь – имена Параскевы Феодоровны, дочери князя Долгорукова, и князя Михаила Феодоровича Долгорукова.
К концу ХVIII века с северной стороны собора была возведена крытая паперть, в которой в 1814 году был устроен придел Сошествия Святого Духа. В южной, удлиненной пристройке собора в 1820 году появляется придел во имя святителя Димитрия Ростовского, перенесенный впоследствии в храм святителя Иоанна Златоуста.

исповедальня Собора

Около 1835 года шатровая колокольня, пострадавшая от удара молнии, была разобрана.
В конце семидесятых годов ХIХ века в соборе были поновлены иконостасы, киоты иконостасов, позолота и настенная живопись. На фотографиях, запечатлевших вид монастырских храмов в конце ХIХ – начале ХХ веков, видны росписи – изображения святых на световом барабане и внутри закомар собора.
В начале ХХ века по проекту известного архитектора Ф.О. Шехтеля к собору Рождества Пресвятой Богородицы была пристроена паперть, выдержанная в архитектурном стиле XVII века. Паперть объединила сам храм, его приделы и трапезную палату, создав некое единство между древним собором и более поздними пристройками.

В советское время было сделано все, чтобы храмы обители скорее разрушались, для чего были заблокированы дренажные системы, обеспечен приток и сохранение воды в фундаментах. И хотя в 60-х годах ХХ века под давлением общественности собор был признан памятником архитектуры и поставлен под охрану государства, он продолжал разрушаться.
История возрождения храма описана в предыдущих главах книги. В настоящее время собор Рождества Пресвятой Богородицы и его придел Сошествия Святого Духа – действующие, но планируется проведение в них целого ряда внутренних и внешних реставрационных работ.


Церковь Казанской иконы Божией Матери
Трапезный храм Казанской иконы Божией Матери
Москва, улица Рождественка, дом 20, сроение 6.
Престолы: Казанской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль: Ретроспективизм
Год постройки: Между 1904 и 1906.
Архитектор: П.А.Виноградов

Трапезный корпус с пятиглавым бесстолпным храмом в честь Казанской иконы Божией Матери был построен в 1904–1906 годах в русско-византийском стиле. Имея внушительные размеры (длина 36 метров, ширина 15 метров, высота 17 метров), здание храма могло вместить одновременно более трехсот человек.

Своды и стены храма были расписаны в стиле русской художественной школы XIX века

Иконостас

В числе росписей есть копии картин Г.И. Семирадского: «Христос и самарянка», «Христос у Марфы и Марии». До революции в храме был великолепный иконостас резного дуба.


В настоящее время храм – действующий. Трапезные палаты восстановлены.

Церковь Иоанна Златоуста
Храм святителя Иоанна Златоуста с трапезной
Москва, улица Рождественка, дом 20, сроение 15
Год постройки: Между 1676 и 1687.
Приделами святителя Николая, праведного Филарета Милостивого и святителя Димитрия Ростовского. Храм святителя Иоанна Златоуста, известный с 1626 года, был вначале деревянным. В 1676–1687 годах на месте деревянной церкви был возведен каменный трапезный храм в стиле посадских церквей ХVII века.
Он был теплым, пятиглавым и бесстолпным, с глухими барабанами глав, поставленными прямо на свод. Через сто лет после постройки, в семидесятых годах ХVIII столетия, храм пострадал от пожара и в тот же период был восстановлен.

С ХVII века частично сохранились сложные кирпичные карнизы, аркатура на барабанах главок, закомары, нарядные наличники. В 1792 году к храму сделали пристройку (по некоторым сведениям, она существовала с конца ХVII века и была возобновлена), в которую был перенесен из собора придел святителя Николая Чудотворца. В 1812 году был устроен придел святого праведного Филарета Милостивого. В это же время храм из трапезного становится соборным.

В связи с возникновением приделов в южной и северной стене четверика были устроены широкие арки. Отделка приделов была стилизована под древнерусское узорочье. В конце 60-х годов ХIХ века их перестроили, сохраняя прежний стиль и архитектурные особенности. В 70-е годы XIX века в храме появилась новая роспись, но под ней сохранилась часть росписи XVII века с датой возведения храма.


В 1903–1904 годах храм был полностью реконструирован: расширены старые проемы в стенах и созданы новые, благодаря чему храм стал более просторным и вместительным. В храм из собора был перенесен придел святителя Димитрия Ростовского.
После революции храм подвергся общей участи церквей. В 1960-х годах был произведен внешний ремонт храма, однако внутри все оставалось без изменений. В течение многих десятилетий здание храма находилось в аварийном состоянии.
В настоящее время храм реставрируется.


Москва, улица Рождественка, дом 20, сроение 16
Престолы: Евгения Херсонского
Архитектурный стиль: Ампир
Год постройки: Между 1835 и 1836.
Архитектор: Н.И. Козловский
Трехъярусная колокольня в классическом стиле построена в 1835–1836 годах на месте центрального входа в монастырь: в ее нижнем ярусе был создан главный вход монастыря – Святые врата. Над входом находился надвратный храм священномученика Евгения Херсонского. Под колокольней имеется сводчатый подвал.

Надвратный храм округлой формы внутри имел надстройку – хоры, существующую и сейчас, и колоннаду, полностью разрушенную, от которой остались только следы по сторонам солеи. В церкви был прекрасный иконостас в стиле ампир в форме полукруга к сожалению не сохранившийся.Но некоторые настенные росписи сохранились довольно хорошо: по ним можно составить представление о храмовой живописи.

Колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонского
Ближе Настоятельский корпус (XIX в.)

Храм был расписан в стиле, соответствовавшем архитектурному стилю здания церкви – позднему классицизму.
В 1960-е годы здание колокольни было внешне отремонтировано, но к 90-м годам прошлого века вновь пришло в запущенное состояние: оно использовалось как хозяйственное помещение.

Усыпальница князей Лобановых-Ростовских.

Здание усыпальницы возведено в 1670 году близ алтарей, с юго-восточной стороны собора. Это было незамысловатое по своей архитектуре одноэтажное сооружение. В ХIХ веке его надстроили вторым этажом, где разместили монастырскую ризницу.

Игуменский корпус (3-е строение). Двухэтажное каменное здание настоятельских келлий было построено в ХVII веке. Первый этаж игуменского корпуса имеет планировку, типичную для допетровского времени: две палаты располагаются по сторонам сеней, образуя так называемую «тройню». Второй этаж соединен переходом с корпусом, встроенным в монастырскую ограду в ХIХ столетии. Игуменские келлии имели также выход в надвратный храм.

В 30-х годах ХIХ столетия во время ремонта игуменских келлий был возведен еще один настоятельский корпус, расположенный параллельно зданию, встроенному в ограду. Параллельные корпуса объединили, сделав пристройку, так получился дом с внутренним двориком.

Ограда обители.

В конце XVII века территория монастыря представляла в плане квадрат, северная сторона которого проходила вдоль стены Белого города (позднее, с 20-х годов ХIХ века, – вдоль Рождественского бульвара), восточная была обращена на Тупой переулок, южная – на Большой Кисельный переулок, западная – на Рождественку. До 1671 года обитель была окружена деревянной оградой, которая на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской была заменена каменной с угловыми башенками и двумя вратами. Главный вход – Святые врата, выходившие на улицу Рождественку, напоминали врата Спасо-Андроникова монастыря, относящиеся к тому же периоду. Другие врата находились в восточной стене179.
В ХVIII веке появилось еще двое врат, «проломных»: одни из них были устроены недалеко от Святых врат, другие – со стороны Белого города.


В 1782 году вокруг монастыря была возведена новая каменная ограда. Вдоль Рождественки стена стала проходить по новой линии, другие стены были сложены на прежнем месте, на том же основании ХVII века. Северо-восточная и юго-восточная башни перестроили в стиле башен монастырских оград ХVIII столетия: стройные, цилиндрической формы, они не имели ни окон, ни бойниц. Также перестроили и башни западной стены. Позднее юго-западная башня была почти полностью разрушена. За последующие два столетия стены и башни постепенно разрушались, ремонтировались и в результате сохранились далеко не полностью. В XIX столетии в ограду встроили, частично используя ее кладку, два новых жилых корпуса: один – к югу от игуменских келлий (объединенный с ними) по линии Рождественки, другой – со стороны бульвара.
За советский период стены монастыря частью порушились, частью покосились. Единственное, что тогда было сделано для их сохранения, – это реставрация башни, выходящей на Рождественский бульвар, в 1960–1965 годах.

Келлии сестер (строения 4, 7, 8, 9). Первые одноэтажные келлии сестер были построены вдоль восточной стены ограды монастыря. Впоследствии, в течение нескольких столетий, параллельно южной и северной стенам ограды также возникли одноэтажные строения сестринских келлий. На протяжении ХVIII–ХIХ веков были возведены каменные двухэтажные жилые корпуса. В тот же период на месте снесенных келлий вдоль южной стены были построены монастырская гостиница в три этажа и здание богадельни (1 и 2 строения).

Сестринские корпуса, со времени их возникновения и до революции, неоднократно ремонтировались, менялась их кровля. Но их внутренняя планировка оставалась неизменной: корпуса были образованы из одинаковых ячеек, каждая из которых имела отдельный вход; в каждой ячейке по сторонам сеней располагались две палаты. Такая планировка зданий сохранилась и до нашего времени.

Рождественский девичий монастырь основан в 1386 году княгиней Марией, женой князя Андрея Ивановича Боровского, матерью героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго. Первоначально он находился «на рву» в юго-восточном углу Кремля, затем (возможно на рубеже XV-XVI веков) его перенесли на другой ров, проходивший вдоль линии бульварного кольца. Впоследствии монастырь звался еще «Богородицким на Трубе» («Труба» - арка в стене Белого города, через которую протекала река Неглинная, на месте современной Трубной площади). Первыми строительницами и насельницами монастыря были вдовы погибших на Куликовом поле, что делало обитель своеобразным мемориалом битвы. Княгиня Мария и сама переселилась в монастырь, постриглась во имя Марфы и была похоронена в соборе в 1389 году. Жил в обители и князь Владимир Андреевич. Монастырь хранит память и о других значительных исторических личностях. В 1390-1397 годах в нем жил Кирилл Белозерский. В 1452-м согласно своему завещанию в обители была похоронена великая княгиня Елена Ольгердовна (в иночестве Евпраксия), которая пожертвовала монастырю села с деревнями. В 1520 году здесь насильно постригли в монахини великую княгиню Соломонию, обвиненную в бесплодии. Царственные особы не оставляли обитель без внимания: жаловал ее Василий III, государи выдавали и подтверждали монастырю жалованные грамоты на подмосковные вотчины, в храмовые праздники сюда посылались из дворца съестные припасы. В XVII столетии Рождественский монастырь становится фамильной усыпальницей князей Лобановых-Ростовских, которые выстроили в нем храм, стены с башнями и воротами, наполнили ценными вкладами монастырскую ризницу. Обитель владела земельными богатствами: в конце XVI века - 2424 четверти пашни, в 1678 году - 150 дворов, в 1744-м - 1009 душ, в 1764-м - более1600 душ. После секуляризации она была зачислена во II класс. Не обходили монастырь стороной и бедствия: пожары 1500 и 1547 го-дов, разорение в Смутное время. В 1812 году из-за дороговизны подвод игумения Есфирь не стала вывозить ризницу, а запрятала ее в трех местах под землю. Сестры покинули обитель, остались только казначея и 10 монахинь, которые стали свидетельницами и бесчинств французских солдат, и ограбления храмов, и расстрела у монастырской стены москвичей, заподозренных в поджогах. В обитель вселился французский генерал, трапезную превратили в конюшню. Один из французов попытался вынуть из ризы образ Николая Чудотворца, но пострадал при этом так, что его вынесли на руках, и иконы более не касались. Выстроенная в 1830-х годах новая колокольня (старую сожгло мол-нией) стала трогательным памятником материнской любви: она возводилась на средства С. И. Штерич в память об умершем от ранней чахотки сыне Евгении. Краеведы рассказывают, что монастырскую стену запечатлел художник В. Г. Перов на картине «Тройка». В начале XX века необщежительный женский монастырь имел четыре храма с восемью престолами. Здесь под руководством игумений подвизались 15 монахинь и 225 послушниц. При обители действовали церковно-приходская школа, приют для малолетних девочек, которых обучали грамоте и рукоделию. Главными монастырскими святынями являлись Казанская икона Богоматери и образ Николая Чудотворца. В ризнице хранились парчовые ризы, по преданию, присланные в монастырь в 1740 году императрицей Анной Иоанновной. Рождественский монастырь закрыли в 1922 году. После выселения в 1923-м 788 монахинь в обители обосновался «исправительно-трудовой дом». Один из храмов в 1923-м передали под клуб. В 1925-м от ливня обрушилось прясло монастырских стен, впоследствии часть их была сломана. Монастырский собор действовал как приходский до конца 1920-х годов, но был закрыт. Чтимые иконы передали в Знаменскую церковь в Переяславской слободе. С конца 1920-х годов монастырь занимал музей истории химии, который снес главы с собора и получил даже разрешение сломать колокольню, но к счастью, не воспользовался им. В 1930-е годы с колокольни сбросили колокола, на территории монастыря выстроили, исказив его архитектурный ансамбль, школу и другие здания. Мо-настырские корпуса отошли под жилье и конторы, храмы до 1989 года занимал «ВНИИПромгаз». В 1958-1965 годах собор был реставрирован. Еще в 1974 году было принято решение передать монастырь Московскому Архитектурному институту, но выполнили его лишь в 1989-м. А вскоре в монастырском соборе возобновились богослужения. В сентябре 1990-го он был освящен. Интересно, что две послушницы Рождественского монастыря - Варвара и Викторина - дожили в своих бывших кельях до конца 1970-х годов. Финал был трагический: Варвару задушил сосед, а через некоторое время на таможне были задержаны ценности из бывшей монастырской ризницы. Выяснилось, что Варвара более полувека хранила монастырские реликвии, которые передала ей перед смертью последняя игумения... В 1993 году при соборе открыта хоровая школа, реставрационные мас-терские. Тогда же возрожден Рождественский женский монастырь. Архитектурные памятники: собор Рождества Богородицы 1501-1505 гг., с пристройками начала XX в. (архитектор Ф. Шехтель); церковь Иоанна Златоуста 1676-1687 гг.; усыпальница Лобановых-Ростовских 1670-х гг.; кельи XVII-XIX вв.; стены и башни XVII-XIX вв.; настоятельский корпус XVII-XIX вв.; колокольня с храмом Евгения Херсонского 1835-1836 гг. (архитектор Н. Козловский); Трапезная с Казанской церковью 1904-1906 гг. (архитектор Н. Виноградов).
Из книги Русские монастыри, М.: ИЧП «Очарованный странник-агентство Феоктистова», 1995, с.356

По материалам сайтов