Должностные обязанности зав производством школьной столовой. Должностная инструкция заведующего производством предприятия общественного питания

1. Общие положения

1.1. Заведующий производством относится к категории руководителей.

1.2. Требования к квалификации:
Высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

1.3. Заведующий производством должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих органов, касающиеся организации общественного питания;
- организацию и технологию производства;
- ассортимент и требования к качеству блюд и кулинарных изделий;
- основы рационального и диетического питания;
- порядок составления меню;
- правила учета и нормы выдачи продуктов;
- нормы расхода сырья и полуфабрикатов;
- калькуляцию блюд и кулинарных изделий, действующие цены на них;
- стандарты и технические условия на продовольственные товары, сырье и полуфабрикаты;
- правила и сроки хранения готовых продуктов, сырья и полуфабрикатов;
- виды технологического оборудования, принципы работы, технические характеристики и условия его эксплуатации;
- действующие правила внутреннего распорядка;
- экономику общественного питания;
- организацию оплаты и стимулирования труда;
- законодательство о труде;
- основы организации труда;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы охраны труда;
- основы администрирования;
- этику делового общения.

1.4. Назначение на должность заведующего производством и освобождение от должности производятся приказом генерального директора.

1.5. Заведующий производством подчиняется непосредственно генеральному директору.

1.6. Заведующему производством для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

1.7. На время отсутствия заведующего производством (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности

Заведующий производством:

2.1. Осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью подразделения.

2.2. Направляет деятельность трудового коллектива на обеспечение ритмичного выпуска продукции собственного производства требуемого ассортимента и качества в соответствии с производственным заданием.

2.3. Проводит работу по совершенствованию организации производственного процесса, внедрению прогрессивной технологии, эффективному использованию техники, повышению профессионального мастерства работников в целях повышения качества выпускаемой продукции.

2.4. Составляет заявки на необходимые продовольственные товары, полуфабрикаты и сырье, обеспечивает их своевременное приобретение и получение с баз и со складов, контролирует ассортимент, количество и сроки их поступления и реализации.

2.5. На основе изучения спроса потребителей составляет меню и обеспечивает разнообразие ассортимента блюд и кулинарных изделий.

2.6. Осуществляет постоянный контроль за технологией приготовления пищи, нормами закладки сырья и соблюдением работниками санитарных требований и правил личной гигиены.

2.7. Осуществляет расстановку поваров и других работников производства, составляет графики выхода их на работу.

2.8. Проводит бракераж готовой пищи.

2.9. Организует учет, составление и своевременное представление отчетности о производственной деятельности, внедрение передовых приемов и методов труда.

2.10. Контролирует правильную эксплуатацию оборудования и других основных средств.

2.11. Проводит инструктажи по технологии приготовления пищи и другим производственным вопросам.

2.12. Контролирует соблюдение работниками правил и норм охраны труда, санитарных требований и правил личной гигиены, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.

2.13. Вносит предложения о поощрении отличившихся работников или наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.

2.14. Проводит работу по повышению квалификации работников.

3. Права

Заведующий производством имеет право:

3.1. Запрашивать и получать от структурных подразделений сведения, справочные и другие материалы, необходимые для выполнения обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией.

3.2. Давать подчиненным ему сотрудникам обязательные для исполнения указания.

3.3. Принимать меры при обнаружении дисциплинарных нарушений подчиненных работников и докладывать об этих нарушениях руководителю предприятия для привлечения виновных к ответственности.

3.4. По согласованию с руководителем предприятия привлекать экспертов и специалистов в отрасли общественного питания для консультаций, подготовки заключений, рекомендаций и предложений.

3.5. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

3.6. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей Инструкцией обязанностями.

3.7. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

Заведующий производством несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией, в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба предприятию - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Приобрести книги по кадровому делопроизводству

Настольная книга кадровика (книга + дискM)

В настоящем издании приведены практические рекомендации по организации работы кадровой службы и кадровому делопроизводству. Материал четко систематизирован и содержит большое количество конкретных примеров и образцов документов.
К книге прилагается диск с формами документов и нормативными актам в системе Гарант, регулирующими различные вопросы трудовых отношений и кадровой работы.
Книга будет полезна широкому кругу читателей, работникам кадровой службы, руководителям предприятий и организаций всех форм собственности.

Автор подробно разъясняет, что собой представляет трудовая инспекция и каковы пределы ее полномочий, как проводятся проверки соблюдения трудового законодательства и чем они могут закончиться, какие нарушения могут привести к наложению штрафа, а какие повлекут за собой дисквалификацию руководителя организации. В книге приведены практические рекомендации для работодателей-организаций и индивидуальных предпринимателей, которые помогут избежать претензий трудовых инспекторов. При подготовке книги учтены все последние изменения законодательства.
Автор: Елена Карсетская
Книга адресована руководителям организаций всех форм собственности, работникам кадровых служб, бухгалтерам, индивидуальным предпринимателям, а также всем, кто интересуется вопросами соблюдения трудового законодательства.

В сборник включены должностные инструкции, составленные в соответствии с квалификационными характеристиками, содержащимися в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, а также в соответствии с другими нормативными актами по тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям).
Сборник состоит из двух разделов: в первый включены общеотраслевые должностные инструкции руководителей, специалистов, технических исполнителей, во второй - должностные инструкции по отраслям (редакционно-издательская деятельность, транспорт, банковская деятельность, торговля, научно-исследовательская деятельность, образование, здравоохранение).
Для руководителей организаций, работников кадровых и юридических служб.

Первый рабочий день является самым важным и самым сложным с психологической точки зрения. От того, как вы себя поведете в первый день, будет зависеть то, как будут складываться ваши отношения с коллегами в дальнейшем. Уместно вспомнить народную пословицу: "Мягко стелет - да жестко спать". В данном случае она хорошо отражает, каким должно быть ваше поведение в новой организации в первое время, а оно должно быть в высшей степени дипломатичным.

В первый рабочий день руководитель обязан представить коллективу его нового сотрудника. Далее опытные работники должны ввести нового коллегу в курс дела. Нельзя отрицать тот факт, что есть люди, испытывающие удовольствие при виде мучений нового сотрудника. Ваша задача - доставить им как можно меньше удовольствия. Однако и новый сотрудник не должен при любом затруднении отвлекать коллег от их собственных дел. У каждого есть свои обязанности, поэтому не стоит постоянно дергать кого-то, мешая ему работать. Старайтесь быть наблюдательным и берите на заметку, как остальные решают те или иные проблемы.

Каким бы высоким профессионалом вы ни были, хорошие отношения с людьми в коллективе играют не последнюю роль. К новичку в коллективе сначала будут присматриваться и могут относиться пристрастно. Сразу же покажите, что вы пунктуальны - не опаздывайте на работу и не покидайте рабочее место до окончания рабочего дня. Не слоняйтесь без надобности по кабинетам.

В первые дни от вас требуются дружелюбное приветствие и короткие вежливые и доброжелательные контакты. Такое начало рабочего дня помогает забыть домашние проблемы, преодолеть тягостные впечатления от транспортных неудобств, легче войти в нормальное рабочее состояние. Не следует вводить нового сотрудника в хитросплетения личных отношений между некоторыми членами коллектива. Форма обращения всех сотрудников организации зависит от традиций и от личных симпатий каждого, однако не принято обращаться к кому-либо по фамилии.

Воспитанные люди всегда интересуются делами своих коллег. Их успехи должны искренне радовать, а неудачи огорчать. Личные обиды, симпатии и антипатии не должны сказываться на деловых отношениях с коллегами. Не следует надоедать сослуживцам рассказами о своих заботах и личных неприятностях.

Рабочее место сотрудника также может многое рассказать о нем. Воспитанный человек никогда не заставит окружающих любоваться беспорядком на своем столе. Женщинам не следует заниматься макияжем на рабочем месте, тем более если в кабинете находится несколько человек. Не рассматривайте бумаги на чужом столе, ничего не ищите там. Не ведите долгих личных разговоров по служебному телефону, недопустимо прислушиваться к чужим телефонным разговорам.

Если кто-то подходит к вам, немедленно уделите этому человеку внимание. Постарайтесь вспомнить его имя, тихо повторив его про себя. Если вы не уверены в имени, попросите человеку сразу же назвать его. Слушайте все, что вам говорят, выделяя особо интересное, чтобы продолжить разговор. Если в разговоре нет ничего интересного, попытайтесь уцепиться хоть за что-то. Если кто-то представляет вас, посмотрите сначала на того, кому вас представляют, а потом на того, кто представляет. Единственным допустимым физическим контактом в мире бизнеса является рукопожатие. Мало внимания уделяется рукопожатию, хотя практически оно является универсальным и к тому же весьма важным для восприятия.

Доброжелательное рукопожатие крепкое, но безболезненное; сопровождается взглядом в глаза и улыбкой; осуществляется правой рукой; длится не более двух-трех секунд. Не нужно пожимать руку все время, пока вас представляют, и использовать рукопожатие, чтобы притянуть человека к себе.

Рукопожатие необходимо выполнять в следующих ситуациях:

  • если другой человек протягивает вам руку;
  • если вы встречаете кого-либо;
  • если вы приветствуете гостей или хозяйку дома;
  • если вы возобновляете ;
  • если вы прощаетесь.

Во время беседы необходимо не только внимательно слушать, но и выглядеть внимательно слушающим. Это достигается при помощи языка тела. Смотрите на говорящего, слегка наклонившись вперед.

В ходе беседы:

  • не сутультесь, но и не стойте по стойке смирно;
  • не складывайте руки на груди;
  • не рассказывайте длинные скучные анекдоты;
  • не смотрите, как другие люди перемещаются по комнате, в то время как кто-то говорит с вами;
  • не переполняйте свой разговор непонятными и загадочными словами.

В полном конкуренции мире бизнеса недостаточно быть вежливым. Нужно быть готовым к управлению кризисными ситуациями, личными конфликтами, критикой и другими проблемами, когда люди собираются в одном месте для выполнения какой-либо работы.

Если вы являетесь руководителем и согласно своей должности должны координировать работу подчиненных, может случиться так, что кто-то выполнит свою работу ненадлежащим образом. В таком случае не избежать критики. Однако и здесь следует обратить внимание на несколько правил:

  • критикуйте только наедине и ни в коем случае не при свидетелях;
  • критикуйте проблему, а не человека;
  • говорите конкретно;
  • цель критики - улучшить работу, а не уничтожить доверие.

Воспринимая критику, не изворачивайтесь и не прячьтесь. Если критика необоснованная, вы имеете право сказать об этом, но только спокойно. Если критика переходит в нанесение личной обиды, не отвечайте тем же.

Воспитанный человек всегда отметит, что коллега сегодня хорошо выглядит. И снова, прежде чем сделать комплимент, вспомните о правилах:

  • будьте искренним;
  • будьте конкретным;
  • комплименты нужно говорить вовремя;
  • не делайте сравнений.

Принимая комплименты:

  • просто скажите "спасибо";
  • не скромничайте и не говорите что-то вроде: "Какая ерунда!";
  • не говорите, что вы могли бы сделать еще лучше при большем количестве времени;
  • не модернизируйте комплимент со своей стороны.

Будьте внимательны к коллегам. Если кто-то долго болеет, позвоните ему или навестите. Постарайтесь влиться в коллектив. Если на работе принято пить чай или кофе, поздравлять с днем рождения, участвуйте во всех мероприятиях, помогайте в их организации. Тем, кто собирает деньги на подарок имениннику, не следует настаивать, если кто-то из коллег отказывается сдавать деньги. В ответ на поздравления обычно предлагается угощение, однако нежелательно устраивать слишком пышных торжеств на рабочем месте. Не старайтесь поразить окружающих своей щедростью и кулинарными талантами.

Руководителю

Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег. Специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большого количества проблем, возникающих в начале работы, что в итоге даст положительные результаты в виде повышения производительности труда нового сотрудника, улучшения психоэмоционального состояния коллектива в целом. Поскольку, как показывает практика, 90% уволившихся с работы в течение года приняли это решение в первый день своей работы.

Процесс адаптации - это двусторонний процесс. С одной стороны, за тем фактом, что человек начал работу в компании, стоит его сознательный выбор, основанный на определенной мотивации принятого решения, и ответственность за это решение. С другой стороны, организация принимает на себя определенные обязательства, нанимая работника для выполнения конкретной работы.

Четыре этапа адаптации

Первый этап - оценка уровня подготовленности новичка . Она необходима для разработки программы адаптации. Если сотрудник имеет опыт работы в соответствующих структурных подразделениях, период его адаптации будет минимальным. Однако, поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, новичок неизбежно попадает в незнакомую для него ситуацию. Адаптация должна включать знакомство с персоналом, особенностями коммуникации, правилами поведения.

Второй этап - ориентация . Этап предполагает практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Как правило, программа ориентации включает ряд небольших лекций и экскурсий, в ходе проведения которых должны затрагиваться вопросы о политике организации, оплате труда, дополнительных льготах, технике безопасности, экономических факторах, процедуры, правила, предписания, формы отчетности, рабочие обязанности и ответственность.

Третий этап - действенная адаптация . Состоит в приспособлении новичка к своему статусу и в значительной степени обуславливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках этого этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе полученные знания об организации.

Четвертый этап - функционирование . Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. При спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1-1,5 лет работы. Если процесс регулировать, то этап может наступить через несколько месяцев.

Сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.

Три основных направления адаптации

1. Введение в организацию. Это довольно длительный процесс, занимающий 1-2 первых месяца работы.

Организация - это идентифицируемая социальная общность, члены которой преследуют разделяемые всеми множественные долгосрочные цели, полагаясь на осознанные и координируемые действия и межличностные отношения. Решая вступить в организацию, человек определяет, что он может внести - умения, действия, способности, потенциал. При наличии альтернативы выбирается организация, которая имеет ценности и убеждения, близкие человеку. Работодатель привлекает сотрудника для выполнения определенных задач и одновременно подкупает его как личность. Ожидания сотрудника и работодателя со дня вступления в организацию будут представлять собою компромисс. Любая организация основывается на компромиссах.

Еще до решения принять предложенную работу человек пытается представить себе, какой она будет. Снизить болезненную неопределенность в первые дни работы, можно только быстрым усвоением всей относящейся к делу информации. Если вы предоставлены сами себе, на сбор и анализ уходят месяцы. Поэтому выход может быть только один - адаптироваться, адаптироваться и еще раз адаптироваться.

Процесс вхождения сотрудника в организацию исследователи разделяют на четыре стадии.

Стадия 1. Ожидание. Фаза предшествует реальному вступлению в организацию. Чем меньше удается узнать на этой стадии, тем выше вероятность того, что не придется надолго задерживаться в организации. Работодатель заинтересован говорить правду во время собеседования при отборе на должность.

Стадия 2. Формальное вступление. Чем важнее для индивидуума социальная защищенность, система структурированных отношений и прочное положение, тем с большей готовностью усваиваются формальные сигналы об ожидаемом от него поведении. За несколько часов принятый на работу сотрудник в явной или неявной форме принимает общие цели организации, соглашается с задачами, которые должен будет решать, и т. д.

Стадия 3. Усвоение ожиданий коллег. Неформальные ценности, нормы и ожидания столь же важны, как и формальные. Через вербальные и невербальные сигналы неформальных или дружественных взаимоотношений приобретается социальная поддержка и опора своей индивидуальности. Вскоре групповые нормы, касающиеся трудовой деятельности, темпа работы, одежды и т. д., добавляются к пониманию роли, которую надлежит играть в организации.

Стадия 4. Завершение процесса вступления в организацию. К этому времени сотрудник должен ощущать себя достаточно комфортно. Прошел стресс, вызванный вступлением; известны формальные и неформальные ожидания; мы вносим вклад в общее дело. В свою очередь, мы получаем, как и было согласовано при приеме на работу, регулярную заработную плату. Мы можем использовать вербальные и невербальные сигналы, чтобы убедить других привести формальные требования в большее соответствие с нашими ожиданиями. Успешное вживание в социальную роль должно заключаться в удовлетворенности работой. Роль включает в себя одновременно формальные, технические, неформальные и личные ожидания в отношении работы. Некоторые считают, что организация - это коллектив актеров, играющих роли ради достижения определенной цели. Одним сотрудникам вхождение в роль дается легко, другим с трудом. По этой причине исполнение ролей никогда не может приносить полного удовлетворения. Здесь следует учесть вероятность проявления некоторых ситуаций, связанных с ролевой адаптацией.

Процедура введения в организацию должна способствовать усвоению принятых норм и правил и обеспечивать работников той информацией, которая им нужна и которую они стремятся иметь. От процесса введения в организацию в значительной степени зависит, будут ли работники усваивать одобряемые организацией ценности, установки, будут ли они испытывать чувство приверженности к ней или же у них сложится негативное представление о компании. Спланированная работа по введению работника в организацию предполагает обеспечение его полной информацией. Работнику сообщают сведения об истории организации, ее перспективах, политике и правилах, структуре организации, организации работы подразделений и их взаимодействии, порядке работы, количестве и расположении подразделений.

В процессе введения в организацию обеспечивается не только положительное отношение работников к новому месту работы, но и понимание принципов функционирования организации, прояснение требования и ожиданий со стороны компании.

3. Введение в должность. Введение в должность представляет собой процесс, посредством которого новичок трансформируется в полноправного члена организации. С помощью эффективных процедур оно должно пройти как можно более гладко и безболезненно. Новый сотрудник организации трансформируется в двух отношениях - изменяется его поведение, чувства лояльности и преданности переключаются на новый объект (организацию работодателя). Индивидуум начинает походить на остальных сотрудников и вести себя подобно им.

Информация, которую необходимо сообщить новичку:

  • кто является непосредственным начальником и вышестоящим руководителем;
  • каковы требования к продолжительности рабочего дня, что считается поздним и ранним уходом с работы;
  • кто входит в команду, куда зачислен новичок, и каковы обязанности каждого из них;
  • как следует общаться с ними новому члену организации;
  • в чем состоит вклад команды в работу фирмы в целом;
  • какие карьерные возможности открываются в фирме;
  • как планируется повышение квалификации и профессиональный рост;
  • как функционирует система вознаграждений, включая заработную плату,премиальные, оплату отпусков, пенсионную программу.

Вторая задача процедуры введения в должность состоит в том, чтобы добиться от нового сотрудника лояльности и приверженности фирме. Этот аспект программы, определяющий в известной степени продолжительность его пребывания в компании. Тактика менеджера должна увлечь и заинтересовать новичка.

Непосредственный руководитель нового работника начинает свое общение с новичками после того, как с ним побеседовал руководитель подразделения. Он отвечает за его ознакомление с работой и основными функциональными обязанностями. Непосредственный руководитель раскрывает основное содержание профессиональной деятельности и то, какой вклад работа нового сотрудника вносит в общий успех организации. Руководитель должен продумать, какие меры могли бы помочь новичку обрести необходимую уверенность.

При введении в должность важно уделить внимание следующим вопросам:

  • Коллеги нового работника и их задачи. Все ли сделано для эффективного сотрудничества?
  • Общий тип заданий, которые он будет выполнять в течение первых нескольких дней. Готов ли новый работник к успешному их выполнению?
  • Требования, предъявляемые к его работе, степень его ответственности за результаты работы. Достаточно ли хорошее представление о них имеет новый работник?
  • Кто отвечает за его обучение в подразделении. Достаточно ли четко новый работник видит эту связь?
  • Время начала и окончания работы, время обеденного перерыва. Насколько хорошо осведомлен новый работник об основных требованиях внутреннего распорядка?
  • Где должны храниться его личные вещи?

Теплый прием, правильно спланированная и хорошо организованная программа адаптации нового работника позволяют ему быстро выйти на необходимый уровень профессиональных показателей, направляют его работу с полной отдачей сил на благо организации.

На практике чаще всего используются две модели адаптации.

Первая модель - адаптация при приеме на работу. Сразу после приема на работу необходимо сформировать у новых сотрудников устойчивое положительное отношение к корпоративным стандартам и процессам, а также активизировать и поддержать персональные навыки применения стандартов в рабочих стандартных и нестандартных ситуациях.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • ознакомить сотрудников с корпоративными стандартами компании;
  • сформировать устойчивое активно-положительное отношение к корпоративным стандартам компании;
  • сформировать персональные навыки применения корпоративных стандартов в рабочих ситуациях.

Вторая модель - адаптация в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.

Сотруднику часто приходится адаптироваться, работая в одной и той же компании, в ситуации изменяющихся условий профессиональной деятельности. Компания должна постоянно отслеживать уровень и динамику удовлетворенности у сотрудников, для того чтобы иметь возможность воздействовать на мотивацию путем применения специальных технологий.

Галина Георгиевна Паничкина,
Kандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга
Поволжской академии государственной службы
имени П.А. Столыпина при Президенте РФ
Статья предоставлена сайтом Elitarium.ru

Заведующий производством – это сотрудник, отвечающий за качество пищи, которая подается в столовой предприятия. Он наполняет меню разнообразными блюдами, следит за сохранением качества продуктов и регулирует деятельность поваров. Помимо кулинарных навыков сотрудник должен обладать организаторскими способностями. Узнать о том, какие качества в этом работнике хочет видеть предприятие, позволяет должностная инструкция заведующего производством.

Образец должностной инструкции заведующего производством

Общие положения

1.1. Данная инструкция регламентирует следующие аспекты профессиональной деятельности заведующего производством: должностные задачи, условия работы, права, обязанности и сферу ответственности.
1.2. Принятие на должность и последующее увольнение заведующего производством осуществляется посредством создания соответствующего приказа от лица руководства предприятия. Процедура производится с опорой на российское трудовое законодательство.
1.3. Статус непосредственного начальника заведующего производством имеет гендиректор предприятия.
1.4. При отсутствии заведующего производством на рабочем посту его задачи передоверяются сотруднику, который обладает соответствующим уровнем профподготовки, опытом и компетенцией. Замещение происходит в соответствии с внутренними распорядками организации.
1.5. Заведующий производством должен удовлетворять одному из двух требований:

  • высшее профильное образование и опыт работы по специальности от трех лет;
  • среднее профильное образование и опыт работы по специальности от пяти лет.

1.6. Заведующий производством должен быть осведомлен в:

  • организационных и технологических аспектах производственных процессов;
  • правилах составления меню;
  • порядке учета продуктовых запасов и правилах их выдачи;
  • правилах расходования сырьевой продукции и полуфабрикатов;
  • калькуляции позиций меню и порядке образования цен на них;
  • нормах использования продуктов, сырьевых ресурсов и полуфабрикатов;
  • правилах хранения продуктов с учетом срока годности;
  • технологическом оборудовании, которым оснащена кухня предприятия: его разновидностях, методах работы, технических характеристиках и правилах применения;
  • экономических аспектах общественного питания;
  • способах стимуляции трудовой активности подчиненных;
  • правилах организации и оплаты труда;
  • приказах и распоряжениях, выпускаемых руководством предприятия, которые затрагивают тему функционирования предприятия;
  • правилах санитарии на производстве.

1.7. Заведующий производством в своей профессиональной деятельности руководствуется:

  • уставом предприятия;
  • российским трудовым законодательством;
  • правилами производственного распорядка, распространяющимися на данную компанию;
  • выданной должностной инструкцией;
  • режимом работы кухни и столовой.

Должностные обязанности

2.1. В сферу должностных функций заведующего производством входят следующие задачи:

  • организация производственно-хозяйственной деятельности подотчетного отдела в пределах предприятия;
  • стимулирование активности сотрудников на ритмичное производство продукции собственного производства требуемого количества и качества – при опоре на производственное задание;
  • создание комфортных условий для оптимизации производственных процессов, обучения новейшим технологиям, эффективного задействования оборудования и углубления профессиональных навыков подчиненных для повышения уровня качества создаваемой продукции;
  • составление заявок на заканчивающуюся продовольственную продукцию, сырьевые ресурсы и полуфабрикаты, организация их своевременного принятия со складов предприятия, контролирование сроков, ассортимента и степени качества поступающих товаров;
  • обеспечение широкого ассортимента блюд при опоре на спрос покупателей и имеющиеся ингредиенты, формирование позиций меню;
  • контролирование технологий изготовления блюд, норм закладки сырьевых продуктов, следования подчиненных сотрудников санитарным нормам и основам личной гигиены;
  • расстановка поваров и других подчиненных на производстве, способствующая оптимизации рабочих процессов;
  • составление графиков работы подчиненных сотрудников (в т.ч. поваров);
  • проведение бракеража приготовленных блюд;
  • организация тщательного учета, создания и своевременной отправки отчетов об итогах производственной деятельности, внедрении новейших технологий и методов труда;
  • контролирование корректной эксплуатации техники и другого оборудования;
  • осуществление инструктажа по правилам изготовления блюд и прочим производственным задачам;
  • контролирование следования сотрудников нормативам охраны труда, санитарным правилам и правил, соблюдения дисциплины в трудовой и производственной сферах, сохранения субординации;
  • создание условий для повышения квалификации подчиненных.

Права

3.1. Заведующий производством наделен следующими полномочиями:

  • ознакомление с проектами, разработанными руководством организации, которые касаются функционирования компании;
  • проявление инициативы в виде внесения предложений, способствующих оптимизации трудовой деятельности в рамках компетенции сотрудника;
  • привлечение сотрудников тех структурных подразделений, которые требуются для решения производственных задач (в том случае, если этот пункт предусматривается особенностями работы структурных подразделений компании – в остальных ситуациях требуется разрешение гендиректора);
  • подписание и просматривание бумаг, затрагивающих компетенцию заведующего производством;
  • вынесение на рассмотрение гендиректора организации предложений по поводу назначения, перевода или увольнения подчиненных сотрудников, выдвижение работников, заслуживающих поощрения за счет высоких результатов и работников, подверженных санкциям за счет нарушения дисциплинарных норм;
  • требование от начальства создания соответствующих условий для выполнения должностных обязанностей.

Ответственность

4.1. Дисциплинарная ответственность налагается на заведующего производством в следующих случаях:

  • некорректное исполнение или отказ от исполнения своих прямых обязанностей, которые сосредоточены в данной инструкции – в рамках текущего трудового законодательства;
  • систематическое несоблюдение распорядков, практикуемых в данной организации, трудового режима, дисциплинарных норм и правил безопасности;
  • игнорирование приказов и распоряжений, выпускаемых от лица руководства компании;
  • нарушение действующего российского законодательства – в гражданской, уголовной, трудовой и административной сферах;
  • причинение материального ущерба организации своими неправомерными действиями и халатным отношением к трудовым обязанностям;
  • разглашение информации, имеющей конфиденциальный статус.

ФАЙЛЫ

Составление должностной инструкции

На уровне трудового законодательства строгие требования к составлению должностной инструкции отсутствуют. Ее создатели руководствуются спецификой организации и на ее основании включают те или иные пункты. К числу стандартных разделов, которые входят в этот документ, значатся следующие:

  • общие положения;
  • должностные обязанности;
  • права;
  • ответственность.

При необходимости составители инструкции могут добавлять разделы, посвященные условиям работы, взаимодействию с другими отделами и т.д. От четкости составления данного документа зависит слаженность работы на производстве. Поэтому составители инструкции заинтересованы в исчерпывающем описании функций, которые возлагаются на сотрудника.

Структура должностной инструкции

Открывают документ сведения о генеральном директоре предприятия. Предоставляется информация о занимаемом им посту, названии компании, ФИО и подписи с расшифровкой. В центре первого листа помещается название документа.

Общие положения

Общие положения содержат базовую информацию о должности торгового представителя:

  • категорию, к которой принадлежит должность;
  • распоряжение, с помощью которого соискатель был назначает торговым представителем;
  • лица, которым подчиняется торговый представитель, и лица, которые находятся у него в подчинении;
  • требования, предъявляемые к соискателю для назначения на должность: образование, опыт работы, дополнительные навыки и т.д.;
  • законодательные акты, приказы и распоряжения, с которыми должен ознакомиться сотрудник перед тем, как приступить к выполнению трудовых задач;
  • правила оформления документов, ведения учета и отправки отчетности руководству;
  • правила техники безопасности, личной гигиены и санитарные нормы, соблюдаемые на производстве.

Справка! При перечислении документов, на которые должен опираться сотрудник в процессе профессиональной деятельности, упоминается трудовой кодекс РФ.

Должностные обязанности

Раздел, посвященный обязанностям, является одним из самых важных. При его создании важно отразить все аспекты деятельности, которые начальство ожидает увидеть от нанятого сотрудника. Особенно внимательно к составлению этой главы следует подходить при наличии нескольких работников на одной должности.

Если предполагается, что разные заведующие производством будут отвечать за разные секторы производства, это отражается в инструкции. При несоблюдении данного правила в рабочем процессе будут происходить сбои.

Права

Деятельность заведующего производством предусматривает проявление инициативы в ряде важных вопросов:

  • сообщение начальству об отличившихся сотрудниках и о сотрудниках, халатно относящихся к своим обязанностям;
  • взаимодействие с прочими структурными подразделениями в рамках своей компетенции– когда этого требуют должностные задачи;
  • требование от руководства создания условий труда, которые необходимы для слаженной работы и выполнения поставленных планов;
  • принятие участия в совещаниях, которые затрагивают работу предприятия и область деятельности заведующего производством.

Справка! Раздел «Права» дает сотруднику возможность поучаствовать в усовершенствовании рабочих процессов за счет внесения практичных предложений.

Ответственность

Ответственность подразумевает те поступки, за которые сотрудник понесет наказание. Наказания имеют разные проявления: взыскания, санкции, выговор, отстранение и так далее. Тяжесть наказания прямо пропорциональна ущербу, который работник нанес компании. Поэтому в число наиболее серьезных проступков входят:

  • нанесение материального ущерба;
  • разглашение конфиденциальной информации;
  • предоставление отчетов с заведомо искаженными данными.

Справка! Все наказания, которые предприятие вправе применять к сотруднику, находятся в рамках трудового законодательства. Выход за рамки дозволенного ТК РФ также расценивается как противоправное действие.

Сведения о сотруднике

В завершении должностной инструкции приводится краткая информация о сотруднике, нанятом на должность. Сообщаются следующие данные заведующего предприятием:

  • паспортные данные;
  • наименование предприятия;
  • подпись;
  • дата ознакомления с документом.

Справка! Печатью должностная инструкция не заверяется.

Для того чтобы должностная инструкция обрела юридическую силу, на ней должно быть три подписи. Помимо сотрудника, которому документ предназначен, подписи оставляют:

  • составитель инструкции;
  • гендиректор предприятия.

В роли составителей инструкции могут выступать разные сотрудники. На крупных предприятиях эта задача поручается специалистам отдела HR. В небольших компаниях эту задачу может взять на себя сам начальник.

Когда меня назначили начальником отдела, я совершенно не понимал, за какие дела браться в первую очередь.

Мой первый день в должности руководителя

На новом месте ко мне вереницей подходили подчинённые: у каждого был вопрос, не требующий отлагательств. Вышестоящее начальство требовало отчётов. Начальники соседних отделов пытались подкинуть дополнительную работу.

Я закрылся в туалете, включил воду и долго смотрел на неё, пытаясь успокоить торнадо в мыслях.

У меня разболелась голова и домой я вернулся с красными глазами.

Пошаговый план для начинающего руководителя

На следующий день я с самого утра отгородился ото всех, чтобы подумать в спокойной обстановке. Буквально заперся в кабинете и отключил звук мобильника. Я хотел чётко осознать, что мне делать на новом месте и в какой последовательности.

Я сформулировал 8 шагов, которые нужно сделать начинающему руководителю, только что вступившему в должность.

С чего начать руководителю на новом месте

Шаг 1. Понять, что будет требовать от вас начальство

Обратитесь к вашему руководителю (руководителю департамента, направления, генеральному директору или собственнику) и выясните ответы на 3 вопроса.

  1. Какие ближайшие цели стоят перед вами, как новым руководителем (например: найти новых 3 сотрудников, выпустить новый продукт к 1 декабря)
  2. Какая стратегическая цель у вашего отдела (например: сделать двойной рост продаж к концу года)
  3. Какие отчёты нужно предоставлять начальнику. Формат (документ, презентация, устный отчёт на собрании), как часто (ежедневно, еженедельно, ежемесячно), что должно быть внутри (какие цифры, графики и тд.)

Шаг 2. Понять, чем занимается каждый ваш подчинённый

Запросите у каждого подчинённого список работ, которые он выполняет. У каждой работы должна быть проставлена примерная длительность в часах или минутах.

Список работ должен быть письменным. Это очень важно. Без него вы уже через день забудете, кто чем занимается в новом коллективе.

Шаг 3. Собрать обратную связь от подчинённых по выполняемой работе

Молодые директоры редко делают такой шаг. Однако польза от него – колоссальная.

Создайте короткую анкету для сотрудников.

В начале анкеты напишите примечание:

Эта анкета предназначена только для меня (руководителя отдела). Она никому не будет передана. Я хочу найти слабые места отдела и устранить их, чтобы каждому работалось спокойнее и позитивнее .

  1. Что тебе нравится в твоей работе?
  2. Что тебе не нравится в твоей работе?
  3. Каким результатом своей работы за последние полгода ты гордишься?
  4. Что мешает тебе выполнять твою работу?
  5. Какие проблемы ты видишь в отделе?
  6. Какие проблемы ты видишь в компании в целом?
  7. Что нужно поменять в работе отдела в самом ближайшем времени?
  8. Любые комментарии (что радует, что бесит, какое настроение, чего ожидаешь от работы и т.д.)

Предназначение этой анкеты – выявить слабые места в отделе : слишком медленные работы, кольца ожидания, бесполезные работы, упаднические настроения и прочее.

Вам, как новому руководителю, может быть не видно многих подводных камней в новом коллективе. Да и честно говоря, не будет видно никогда. Нужно спросить у самих сотрудников , что им мешает, что бесит, какие работы отнимают слишком много времени. Гарантирую, что несколько открытий о работе отдела вы точно сделаете.

Второе по важности предназначение анкеты – выявить то хорошее, что сейчас есть в отделе . Понять, что держит сотрудников на местах и что их мотивирует.

Шаг 4. Назначить локальных руководителей в группах

Если в вашем подразделении есть сотрудники, выполняющие одинаковую работу, назначьте для каждой группы сотрудников локального руководителя (лидера).

Например, у вас может быть несколько менеджеров по продажам, дизайнеров, специалистов по поддержке и т.д.

Лидер – это сотрудник с самым высоким уровнем профессиональности. Дополнительно он является наставником для коллег.

Поле назначения руководителей внутри отела появится иерархия сотрудников.

Это нужно для повышения удобства в управлении. Чтобы обсудить какой-либо важный вопрос или донести информацию до ваших работников, вам потребуется поговорить только с руководителями групп. Это гораздо продуктивнее и быстрее, чем поговорить со всеми подчинёнными в отдельности.

К тому же из лидеров потом вырастают отличные руководители более высокого ранга.

Как определить, какого сотрудника назначить лидером группы? Всё просто. По результатам анкеты . Лидер обозначит больше проблем и предложений, чем его коллеги. Если вы всё же промахнётесь (что не страшно для директора новичка) - в последствии можно сменить лидера группы.

Шаг 5. Ввести пятиминутную планёрку (летучку) по утрам

В планёрке должны участвовать только руководители групп. Если у вас все сотрудники занимаются различными работами, то должны участвовать все сотрудники.

Для чего нужна летучка:

  1. Вы сможете за 5 минут узнать, что происходит в отделе
  2. Сотрудники станут выдавать больше результата (им нужно будет коротко рассказать, чем занимались вчера и каков план на сегодня, следовательно повысится чувство ответственности)

На летучке каждый присутствующий отвечает на 3 вопроса:

  1. Что я сделал вчера (именно завершённая работа, конечный продукт)
  2. Что я сделаю сегодня
  3. Что мне мешает выполнять работу

Вы, как управленец, можете не отвечать на эти три вопроса. Главная ваша задача – следить, чтобы каждый сотрудник выдавал ежедневный результат , а также реагировать на возникшие помехи и сложности .

Дополнительно назначьте ответственного за планёрку. Он будет вести её в случае, если вас не будет на месте.

Шаг 6. Установить на компьютер и смартфон систему управления делами

С настоящего момента программа для управления делами – ваш лучший друг и помощник.

В чём польза программы:

  1. Позволяет составлять списки дел на ближайшие дни (чёткий оперативный план)
  2. Позволяет хранить цели (чёткий стратегический план)
  3. Позволяет отправлять поручения сотрудникам (ни одно поручение не будет забыто или просрочено)

Делегирование (поручение заданий) поможет высвободить ваше рабочее время на более важные дела, например стратегическое планирование.

Рекомендую бесплатную специализированную программу для руководителей – ЛидерТаск . Программа очень простая. В ней вы сможете составлять списки дел, настраивать напоминания, управлять проектами и раздавать поручения.


Шаг 7. Записать все предстоящие дела в программу

Это будет ваш оперативный список задач.

Распределите задачи по конкретным дням. В день записывайте не более 5 задач. После выполнения задачи – отмечайте её выполненной в программе.

Такая система будет подталкивать вас выполнять все дела и в срок .

Через 2-3 дня вы обязательно прочувствуете, насколько приятно отмечать задачу выполненной.

Шаг 8. Создать информационную панель отдела

Как показывают исследования, команды добиваются значительно больших результатов, если каждый участник ощущает себя частью большого целого . Это значит, что каждый сотрудник осознаёт, что его работа очень важна и она помогает команде приближаться к цели.

Каждый сотрудник должен знать:

  1. какая ближайшая цель стоит перед всем отделом
  2. каким образом работа сотрудника влияет на достижение цели (должна быть сформулирована логическая цепочка: «я делаю эту работу, чтобы результат использовался вот таким образом, а это в свою очередь приближает команду к такой цели »

Чтобы показать прогресс достижения цели, используются информационные панели. Они представляют собой стенды, закреплённые на видном месте и отображающие динамику движения к цели.

В реальности панелью может служить:

  1. жк-телевизор с большой диагональю
  2. магнитно-маркерная доска
  3. пробковая доска
  4. флипчарт

Любая цель должна быть измеримой. В идеале цель должна выражаться в цифрах.

Выставите информационную панель на видное место. Каждый день (или неделю) делайте новую отметку - процент достижения цели. Лучше всего отобразить динамику достижения цели в виде графика.

Подбадривайте сотрудников и хвалите их за успехи. Похвала от нового руководителя отдела - сильный мотиватор.

График движения к цели обычно вызывает азарт у сотрудников. Они начинают следить за изменениями, строить предположения «Успеем ли» и в конечном итоге задумываться, как выполнить работу быстрее, чтобы достигнуть цель досрочно.

Технология информационных панелей способствует быстрому сплочению коллектива.

Что делать новому руководителю после этих шагов

Вы выполнили первые шаги директора. Что делать дальше?

Узнайте подробнее о следующих направлениях развития отдела:

  1. Построение системы мотивации сотрудников
  2. Внедрение технологии Scrum (скрам) в работу сотрудников
  3. Внедрение технологии Kanban (канбан) в информационную панель

Надеюсь, вы быстро освоитесь в новом коллективе. А затем превратитесь из директора новичка в директора профессионала.

школьной столовой.

1. Общие положения.
1.1Заведующий производством школьной столовой относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется директором школы.

производства;
1.2 Заведующий производством школьной столовой должен знать и руководствоваться в своей деятельности:
- постановлениями, распоряжениями, приказами, другими руководящими и нормативными документами вышестоящих органов, касающихся организации школьного питания, организации и технологии производства;
- ассортиментом и требованиями к качеству блюд и кулинарных изделий, основами рационального и диетического питания;
- порядком составления меню;
- правилами учета и нормами выдачи продуктов;
- нормами расходов сырья и полуфабрикатов;
- калькуляциями блюд и кулинарных изделий, используя действующие на них цены;
- стандартами и техническими условиями на продовольственные товары и полуфабрикаты;
- правилами и сроками хранения готовых продуктов, сырья и полуфабрикатов;
- техническими характеристиками различных видов технологического оборудования, принципами его работы;
- действующими правилами внутреннего распорядка;
- положениями по организации оплаты и стимулированию труда;
- основами организации труда;
- законодательством о труде;
- правилами и нормами по охране труда;
- настоящей должностной инструкцией .
1.3 На время отсутствия заведующего производством школьной столовой его права и обязанности переходят к другому должностному лицу (повару), о чем объявляется в приказе директора школы.
1.4 Заведующий производством школьной столовой подчиняется непосредственно директору школы


1.5 На должность заведующего производством школьной столовой(шеф - повара) назначается лицо, имеющее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

2.Функции

Основным направлением деятельности заведующего производством школьной столовой является руководство деятельностью школьной столовой и организация питания школьников и работников учреждения.
3. Должностные обязанности

Заведующий производством школьной столовой обязан:

3.1.Обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм при приготовлении блюд и разделке продуктов (пользоваться специальными столами, ножами, кухонными досками, согласно маркировки), следить за чистотой и порядком на рабочем месте, своевременностью приготовления и пользования физрастворами для обработки рук, столов, посуды и пр.

3.2.Обеспечивать контроль за качеством и количеством приготовляемых блюд.

3.3.Ежедневно ставить в холодильник суточные пробы.

3.4.Выставлять контрольное блюдо.

3.5.Вывешивать в столовой утвержденное ежедневное меню.

3.6.Оформлять и своевременно сдавать в централизованную бухгалтерию установленную документацию.

3.7.Проводить маркировку посуды

3.8.Контролировать использование работниками столовой на рабочем месте спецодежды и специальных головных уборов .

3.9.Вести учет поступления и бой посуды.

3.10.Должен знать:

Основы и значение питания детей школьного возраста;

Характеристику и биологическую ценность различных пищевых продуктов, признаки доброкачественности продуктов и органолептические методы их определения;

Сроки хранения и реализации сырых продуктов, полуфабрикатов и приготовленных блюд;

Особенности кулинарной обработки продуктов для детского питания ;

Основы технологии приготовления первых, вторых, третьих, холодных блюд и изделий из теста;

Параметры режима и продолжительность тепловой обработки продуктов, процессов варки, жарки, припускания, выпечки;

Нормы, соотношение и последовательность закладки сырья в используемое оборудование;

Способы порционирования блюд в соответствии с возрастными нормами для детей школьного возраста;

Правила пользования таблицей замены продуктов; устройство и принцип работы обслуживаемого механизированного, теплового, весоизмерительного, холодильного и другого оборудования, правила его эксплуатации и ухода за ним;

Санитарные нормы и правила для работников столовой и правила содержания пищеблока;

Основы физиологии и правила личной гигиены;

Способы предупреждения пищевых отравлений;

Правила раздачи пищи детям.

3.11 Осуществляет обязательные медицинские осмотры в соответствии с требованиями к должности.

4. Права. Заведующий производством школьной столовой имеет право:
4.1 Принимать решения в пределах своей компетенции.
4.2 Взаимодействовать со всеми сотрудниками школы по вопросам питания 4.3 Сообщать о выявленных недостатках в деятельности столовой и вносить предложения по их устранению.
4.5 Требовать от руководства школы оказывать всемерное содействие в исполнении прав и обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией.
4.6 Повышать свою квалификацию.
5. Ответственность.
5.1Заведующий производством школьной столовой несет ответственность за:
-небрежное, халатное отношение к своим обязанностям;
- неправомерные действия с документами и информацией о деятельности столовой;
- качество и своевременность выполнения возложенных на него настоящей должностной инструкцией обязанностей.

5.3.Заведующий столовой несёт ответственность за нарушение правил приготовления блюд и кулинарных изделий согласно сборникам рецептур блюд и кулинарных изделий для школьного питания, правил пожарной безопасности, охраны труда и т. д.
5.2Дисциплинарная, материальная и административная ответственность определяется в соответствии с действующим законодательством.

6.Взаимоотношения. Связи по должности.

Заведующий производством школьной столовой:

6.1.Работает по графику, составленному, исходя из 36-часовой рабочей недели и утверждённому директором школы.

6.2.Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.3.Исполняет обязанности повара, кладовщика в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т. п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде на основании приказа директора школы.

С инструкцией ознакомлены:
_______________________________________________