Ковалева Т.И., учитель русского языка и литературы
п.Центральный, Володарский р-н, Нижегородской обл. МБОУ СОШ №45
Тема : « Простые, сложные и составные числительные».
Цели урока:
Откройте учебники на стр. 147 § 60. Прочтите материал учебника.
Расскажите, пользуясь слайдом, о группах числительных? Кто попробует?
……, повтори то, что сказала …...
- сообщение учеников из истории числительных;
Одиннадцать образовано из выражения «один на десять» и означает «один сверх десяти», десять в произношении изменилось в дцать. Наши предки считали «один на десяте», «два на десяте», то есть, один плюс к десяти, два над десятью. Постепенно слияние трёх слов в одно дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать. Так образованы все числительные второго десятка от 11 до 19.
Слово миллион придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло. Посетив в XV111 веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить своё восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского милли (что означало «тысяча») и частицы -оне (соответствующей увеличительному суффиксу –ищ) новое слово.Таким образом, слово миллион дословно переводится как «тысячища».
в) словарная работа: один + на + дцать = одиннадцать;
три + на + дцать = тринадцать
4. Закрепление
Мы с вами познакомились с группами числительных по строению. Закрепим изученное, выполнив следующее задание.
Слайд № 2.
Посмотрите на слайд.
Задание: Выберете и назовите простые числительные. Как вы это определили?
сложные числительные
составные числительные
Простые: шесть участков, одиннадцатый век.
Сложные: пятьсот рублей, стотысячный покупатель.
Составные: две целых пять десятых процента, тридцать пятый год.
Молодцы. Вы справились с заданием.
Перечислите еще раз группы числительных, на которые вы искали примеры.
- работа по карточкам (2 человека)
Распределительный диктант: разделить числительные на две группы (простые и составные):
Три, сорок восемь, тысяча девятьсот сорок пять, семьдесят седьмой, пятьсот сорок два, триста пятнадцать, шестьсот восемьдесят один, один миллион двести тридцать пять тысяч девятьсот семьдесят один, сто тринадцать.
А сейчас вы выступите в роли конструкторов.
Задание: У вас на партах лежат части предложений с числительными. Составьте 3 предложения и запишите в свои тетради .
- Прочитайте предложения и назовите группу числительных по строению в этой пословице.
1. В учебнике по русскому языку триста шестьдесят пять страниц.
(Составное).
2. Мы учимся в шестом классе.(Простое).
3.Вес конфет составляет пятьдеся т килограмм.(Сложное).
4.Проверочная работа.
А сейчас проверим, насколько вы усвоили тему урока.
Задание: У каждого из вас лежат на партах задания с бланками ответов. Подпишите бланк. Внимательно прочтите задание и впишите ответы в бланки.
Слайд № 3.
Посмотрите на ключ.
сл п с п сл
Проверьте у себя правильность выполнения работы. Поставьте себе оценку, передайте листочки.
Подведем итог проверочной работы.
Кто сделал работу без ошибок? Поднимите руки.
Кто сделал 1 ошибку?
Кто не справился?
Я рада, что большая часть класса научилась определять группы числительных по строению без ошибок, т.е. цели, поставленные в начале нашего урока , достигнуты.
На следующих уроках мы продолжим знакомство с числительными.
А сегодня на уроке получили оценки…
Выставление оценок с кратким комментарием.
Задание на дом с рекомендациями (1 мин.)
Слайд № 4.
§ 60 стр.147 Выучить группы числительных по строению.
Упражнение 351. Определить группы числительных по строению.
☼ дополнительно по желанию: выписать из газет или журналов 3
предложения с числительными, различными по своему строению.
Это :
А вы знаете, что число «семь» с древних пор считалось священным и было весьма распространено, поэтому так много существует пословиц, поговорок, фразеологизмов с этим числом.
Задание: Вспомните и назовите примеры.
Давайте я начну. На седьмом небе, 7 пятниц на неделе, спустить 7 шкур, до седьмого пота, семи пядей во лбу и т.д
Литература.
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. /[Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцова и др.; научный редактор Н. М. Шанский]. – 2-е издание – М.: Просвещение, 2013.
Раман Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Т. В. Раман. - М.: Экзамен, 2006. - 318, - (Серия «Учебно-методический комплект»).
Шибалова Л. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждений»/Л. В. Шибалова. – 2 – е издание, переработанное и дополненное – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя/Г. А. Богданова.- 2-е издание - М.: Просвещение, 2003.
Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. - 2-е издание, переработанное – М.: ВАКО, 2013
Задание: Укажите: простые (п .); сложные (сл .); составные (с ) числительные.
Одна вторая километра, одна четвертая финала, семьсот килограммов, пять человек, три дня, пять уроков, восемнадцать градусов, шестьдесят лет, три сотых участка, две седьмых.
Карточка № 2.
Задание
: Укажите: простые (п
.); сложные (сл
.); составные (с
) числительные.
Одна вторая километра, одна четвертая финала, семьсот килограммов, пять человек, три дня, пять уроков, восемнадцать градусов, шестьдесят лет, три сотых участка, две седьмых
Карточка № 3
Задание
: Укажите: простые (п
.); сложные (сл
.); составные (с
) числительные.
В учебнике русского языка триста шестьдесят пять страниц.
Мы учимся в шестом классе.
Вес конфет составляет пятьдесят килограмм.
В учебнике русского языка триста шестьдесят пять страниц.
Числительные делятся на простые, сложные и составные.
Составные числительные состоят из двух или более слов: двадцать пять, пятьдесят шестой, триста шестьдесят. В составные числительные могут входить как простые, так и сложные числительные.
1. Перепишите числительные в таком порядке: 1) простые, 2) составные, 3) сложные.
Ст о, одиннадцат ь, семидесятый, один, т риста пятьдесят седьмой, тр и, сор ок, шестьдесят, тысяча девятьсот восемьдесят восемь, девятнадцатый, триста.
Какие звуки обозначают выделенные буквы?
Составьте словосочетания «сложное числительное + существительное», обозначьте в них главное слово.
2. Запишите словами данные ниже числа. Какие из них простые, какие сложные, а какие составные числительные?
20, 17, 101, 207, 49, 300, 1000, 306, 1109, 18, 40.
3. Спишите, подчеркните составные числительные.
В одиннадцат..м веке нашу родину называли страной городов: (в)ней их было более двухсот семидесяти. В тысяча девятьсот семьдесят третьем году в нашей стр..не насчитывалось одна тысяча девятьсот тридцать пять городов. Среди них одиннадцать городов с населением более миллиона человек, тридцать три города с населением пятьсот тысяч и более и сто восемьдесят восемь городов с населением от ста тысяч до пятисот тысяч. С тысяча девятьсот тринадцатого года по тысяча девятьсот семьдесят третий доля городского населения увеличилась с восемнадцати до пятидесяти процентов.
Какие из существительных не употребляются во множественном числе?
4. Какие сочетания слов указывают на точное количество предметов, а какие на приблизительное? На каком месте стоит имя числительное в первой группе словосочетаний? Определите падежи числительных. Над простыми числительными надпишите пр., над сложными - сл., над составными - сост.
Десять дней - дней десять - около десяти дней. Сто двадцать шагов - шагов сто двадцать. Пять тыс..ч - тыс..ч пять - около пяти тыс..ч. Шестьсот тонн - тонн шестьсот - около шестисот тонн. Два года - года два -около двух лет.
Составьте с первыми тремя сочетаниями слов предложения.
Числа в повседневной жизни играют важную роль, с их помощью люди определяют количество предметов, отсчитывают время, определяют массу, стоимость и порядок при счете. Слова, которые можно обозначить на письме, записав буквами и цифрами, называют именами числительными. Другое определение звучит так: числительные - слова, обозначающие порядковый номер предмета или количество.
Грамматические признаки числительного
Все лексемы, обозначающие целые и дробные числа, а также количество людей, животных или предметов, являлются особой группой слов, состав которой полностью сформирован и не меняется.
Такие единицы являются одной из важных, или, как еще говорят, знаменательных частей речи и могут иметь несколько обозначений:
Понятие числа как такового: пять, десять, пятнадцать и так далее;
Количество определенных предметов: две машины, шесть домов;
Совокупное значение нескольких предметов, которые сосчитали.
Соответственно, и вопросы к ним звучат так: какой по счету? который? сколько? В зависимости от значения и вопроса, на который отвечает имя числительное, их делят на несколько видов (об этом мы поговорим чуть позже).
Например: Тридцать (подлежащее) делится на десять. Шестью шесть - тридцать шесть (именная часть сказуемого). Говоря о месте числительных в предложении, нужно отметить, что они могут быть как главными, так и второстепенными членами. Еще одна особенность заключается в том, что имя числительное как часть речи является не пополняемой группой слов. Все формы, употребляемые в устной и письменной речи, образуются исключительно от названия цифр. В синтаксической конструкции числительное как часть речи может быть как в составе главного, так и частью второстепенного члена предложения.
Обратите внимание! Числительное, обозначающее количество, и существительное, связанное с ним, всегда выступают как один неразделимый член предложения. Например: Мы гуляли до шести утра. Занятия в бассейне начинаются в пять часов. Девочки собрали двадцать пять ромашек.
Виды числительных
Далее следует выделить начальную форму разбираемого слова, к какому разряду оно относится (порядковое или количественное числительное), структуру (простое или составное) и особенности его склонения по падежам.
Следующий шаг - определение непостоянных признаков. Это падеж, род и число, если таковые можно распознать.
В заключение разбора описывают синтаксическую функцию слова в предложении, с какой частью речи оно связано и согласуется ли с ним. И хотя такой разбор имени числительного вряд ли кому-нибудь пригодится в жизни (разве что будущим филологам), но для правильного употребления слов в речи и на письме уметь его производить просто необходимо.
Имя числительное является частью речи с довольно сложной структурой, поскольку может выражать бесконечно длинные сочетания слов. В русском языке числительные делятся на две большие группы: простые и сложные. В этой статье подробно описаны характеристики обеих групп с примерами.
Имена числительные выделяются среди других частей речи своей сложной структурой. Они обладают способностью выражать одно значение очень длинным, практически нескончаемым сочетанием слов.
Простые и сложные имена числительные
Простые числительные состоят из одного корня. Большинство простых количественных числительных являются непроизводными. Есть среди этой категории слова, которые произошли от других числительных. Например: Семнадцать - семь+на+десяти; двадцать - два+десять.
К производным относится также числительное сорок: оно имеет общий корень с современным словом «сорочка» не случайно. Считается, что для изготовления одного мехового изделия, которое называлось «соро́к» (что-то похожее на современную шубу) уходило как раз 40 шкурок соболя или куницы. Так же назывался мешок, в который помещалось это количество шкурок. Постепенно сложное числительное «четыредести» было вытеснено более простым словом.
ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой
У всех количественных числительных есть соответствующее порядковое, образованное суффиксальным способом.
Сложные и составные числительные
Многие путают названия категорий, называя сложными сочетания нескольких слов, а составными - сложные слова. Чтобы запомнить названия правильно и не путаться, можно воспользоваться такой схемой-подсказкой:
- Сложный - образованный путём сложения: семь+сот - семьсот, шесть+десять - шестьдесят;
- Составной - тот, который состоит из нескольких слов, записанных раздельно: сорок два, тридцать четыре, семьсот семьдесят, семь.
При склонении в количественных сложных числительных меняются все основы, а в составных - все части сочетания.
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 20.
Насчитывает десять частей речи. Разделить их можно на междометия и не междометия, на самостоятельные и служебные.
Самостоятельные не междометные части речи разделяются на имена, глагол и наречие. Имён в русском языке три: прилагательное, существительное, числительное. На основании некоторых признаков, к ним можно отнести и местоимения.
Числительное как именная часть речи
Какие слова относятся к числительным? На какой вопрос отвечает числительное? Как склоняется числительное? Далеко не полный перечень вопросов, связанных с определением имени числительного.
Как всем именным частям речи, числительному присуще склонение по падежной парадигме. Начальной формой считается форма именительного падежа. Категория рода у числительных отсутствует (исключением являются числительные два, один , порядковые числительные и собирательные оба/обе). Не определяется у данной части речи и категория числа, кроме порядковых числительных.
Имена числительные могут являться всеми членами предложения. Часто они выполняют подлежащего, определения или дополнения. Редко они бывают сказуемыми и обстоятельствами. Словосочетания имен числительного и существительного являются неделимыми и выступают в роли одного члена предложения.
Грамматические разряды числительных
Ведущими учеными подчеркивается недостаточная сформированность данной части речи. Есть группа лингвистов, не признающих числительное отдельной частью речи. В связи с этим, существуют разные мнения по определению состава числительных. В узком понимании, к имени числительному относятся только количественные: и составные числительные, и простые, и сложные, а порядковые включаются в разряд относительных прилагательных. В широком понимании, числительные включают в себя разряды количественных и порядковых, а также слова, не обозначающие конкретного количества: столько, много, сколько, мало.