Значение шпеер, альберт в энциклопедии третьего рейха. Шпеер Альберт: биография, фото, работы

Шпеер, Альберт (Speer), (1905-1981), придворный архитектор Гитлера. Родился 15 марта 1905 в Манхейме. Изучал архитектуру, был ассистентом в Берлинском техническом институте. В 1931 вступил в НСДАП, а в 1932 - в СС. Состоял членом нескольких второстепенных архитектурных комиссий по сооружению штаб-квартиры гауляйтера Берлина, затем ему было поручено техническое обеспечение гигантского партийного съезда в Темпельхофе 1 мая 1933. Мастерское использование Шпеером быстро сооружаемых флагштоков и необычных световых эффектов придало нацистским массовым сборищам особый помпезный стиль. В 1934 ему поручили разработать проект обустройства участка для партийных съездов в Нюрнберге
Успехи Шпеера, которому еще не было и тридцати, привлекли внимание Гитлера. Вслед за вниманием посыпались должности и заказы. Фюрер, будучи сам несостоявшимся архитектором, видел в Шпеере воплощение собственных юношеских мечтаний. Он приблизил к себе способного архитектора, назначил его руководителем отдела Германского трудового фронта и ввел в штаб своего заместителя. В 1937 Шпеер стал Главным инспектором рейха по архитектуре, получив задание "вновь сделать Берлин настоящей и истинной столицей Германского рейха". Воплощая грандиозные замыслы Гитлера, Шпеер неутомимо работал: проектировал государственные учреждения, стадионы, дворцы, монументы и целые сверхгорода для будущей Великой Германии. Шпеер открыто выражал восхищение идеями своего патрона, которые другие архитекторы называли "безумной сентиментальностью", годной для прошлого века. Несостоявшийся студент Академии художеств, Гитлер часами стоял прикованный к наброскам и макетам Шпеера. В 1938 он вручил ему Золотой партийный значок.
Шпеер продолжал свою работу и после начала 2-й мировой войны. В 1941 он был избран депутатом рейхстага. В следующем году его назначили на важный пост в министерство вооружения и военной промышленности вместо погибшего в авиационной катастрофе Фрица Тодта. С этого момента Шпеер полностью переключился с архитектуры на военную промышленность. Он также занимал множество других важных постов: член центральной плановой комиссии, Генеральный инспектор водных ресурсов и энергетики, директор организации Тодта, руководитель Национал-социалистического корпуса водителей и начальник главного партийного технологического управления. Некоторое время он считался вторым наиболее важным человеком в Третьем рейхе и безусловным диктатором германской военной промышленности. Он достигал необыкновенных производственных результатов, несмотря на противодействие со стороны других нацистских руководителей и невзирая на тяжелые потери от бомбежек союзников. Шпеер косвенно был осведомлен о готовящемся покушении на Гитлера, но никогда не был тесно связан с Июльским заговором 1944. В последние недели войны он оказал сопротивление приказам Гитлера проводить политику "выжженной земли", сеять хаос и разрушения, лишь только потому, что германский народ оказался недостойным гения своего фюрера.
Представ перед Международным военным трибуналом в Нюрнберге в 1946, Шпеер оказался единственным из обвиняемых, признавшим свою вину за преступления Третьего рейха. "Этот суд необходим, - заявил он. - В авторитарной системе за такие ужасные преступления все несут общую ответственность". Любопытны его признания: "Мне кажется, что если бы у Гитлера мог когда-либо быть друг, этим другом был бы я". В своих показаниях Шпеер утверждал, что его деятельность была "технологической и экономической", а не политической, что он был лишь архитектором, и все, что ему было известно о происходящем, это то, что он мог прочитать в газетах. Он признавал, что отвергал жестокость не в силу гуманности, а с практической точки зрения, поскольку излишняя жестокость была бы помехой в его усилиях увеличить производство. Трибунал ограничился тем, что признал "соучастие" Шпеера в программе использования подневольного труда: "В качестве смягчающего обстоятельства, следует признать то, что... на заключительных этапах войны он был одним из немногих, кто имел смелость сказать Гитлеру, что война проиграна и нужно сделать шаги по предотвращению бессмысленных разрушений промышленных предприятий". Шпеер был признан виновным по пункту 3 (военные преступления) и пункту 4 (преступления против человечности). 1 октября 1946 он был приговорен к 20 годам заключения в берлинской тюрьме Шпандау. Освободился в 1966.
В 1970 Шпеер опубликовал книгу "Внутри Третьего рейха", которая получила всемирную известность. Первые наброски он сделал еще находясь в Шпандау, тайно вынося по кусочку, и затем собрал материал в книгу. Эту книгу признали самыми выдающимися политическими мемуарами всех времен. Книга демонстрирует, каким образом неограниченная власть Гитлера смогла сочетаться с новым механизмом, обеспеченным современной технологией. Шпеер пишет, что Третий рейх на самом деле был весьма далек от монолитного тоталитарного государства, а был лишь раздробленным феодальным княжеством, контролируемым местными политиками, такими как циничный министр пропаганды д-р Геббельс, бесцветный шеф CC Гиммлер и глава Люфтваффе Геринг. Каждый отстаивал собственные личные интересы и стремился к собственной выгоде, не заботясь о том, какой ценой дается война. Шпеер настаивал на том, что он лично не принимал участия в тех ужасах, которым способствовала его деятельность. Он признавал, что заключил договор с дьяволом и понял слишком поздно смысл своего договора.

Использован материал Энциклопедии Третьего рейха -

ШПЕЕР (Sрееr) Альберт (19.03. 1905, Мангейм - 01.09. 1981, Лондон) Государственный деятель, архитектор. Сын известного архитектора. В 1923 поступил в Высшее техническое училище в Карлсруэ, весной 1924 перевелся в Мюнхен, а осенью 1925 в высшее техническое училище в Берлине-Шарлоттенбурге. Летом 1927 получил диплом архитектора, оставшись в училище ассистентом у профессора Тессенова. В январе 1931 вступил в НСДАП (партбилет № 474481). 01.03. 1931 вступил в СА и Национал-социалистический автомобильный корпус (НСКК). В 1931 был привлечен К. Ханке к оформлению здания местного комитета НСДАП. В 1932 руководил перестройкой здания Берлинской окружной партийной организации. После прихода нацистов к власти в 1933 Шпееру была поручена Ханке и Й. Геббельсом перестройка здания Имперского министерства народного просвещения и пропаганды, одновременно составил план декораций для грандиозной манифестации 01.05. 1933. Взлет Шпеера начался, когда А. Гитлер одобрил его проект оформления партийного съезда в Нюрнберге в 1933. После этого Гитлер поручил Шпееру перестройку своей берлинской резиденции. Это ввело Шпеера в ближайшее окружение Гитлера. С этого момента Шпеер стал считаться "личным архитектором фюрера", и ему стали поступать престижные заказы: перестройка резиденции Г. Геринга, разработка различных проектов. После смерти 21.01. 1934 наиболее любимого архитектора Гитлера П. Троocта Шпеер занял совершенно исключительное положение при фюрере. В начале 1934 Шпееру было поручено создание в Нюрнберге грандиозной трибуны для партийных митингов (390 метров длиной и 24 высотой). Одновременно Шпеер за организацию массовых манифестаций был назначен начальником отдела в штабе заместителя фюрера. С 30.01. 1934 начальник отдела "Эстетика труда" в организации "Сила через радость". Автор проектов новых заводских зданий, мебели, интерьера. Выступил инициатором проведения ночных торжественных шествий. В 1934 разработал проект грандиозного "Партийного форума" в Нюрнберге ("Гран-при" Всемирной выставки в Париже, 1937). Летом 1936 Шпееру лично Гитлером была поручена разработка планов перестройки Берлина в нацистском духе, и в 1937 он был назначен на специально для него введенную должность генерального уполномоченного по строительству новой столицы рейха. Став одним из самых близких к Гитлеру человеком, постоянно сопровождал его в поездках. Фактически с 1934 Шпеер был автором и руководителем практически всех важнейших перестороек германской столицы, кроме того. Шпеер прославился среди нацистского руководства тем, что умел так поставить дело, что завершал строительство в рекордно короткие и практически невозможные сроки. С августа 1941 депутат Рейхстага от Западного Берлина. После начала войны Шпееру было поручено руководство строительством для военных нужд, возглавив штаб строительных работ "Шпеер". 09.02. 1942 после гибели Ф. Тодта Шпеер был назначен имперским министром вооружений и боеприпасов. За короткое время Шпееру удалось резко увеличить производительность германкой промышленности, мобилизовав ее на производство вооружений. Пользуясь неизменной поддержкой Гитлера, Шпеер сконцентрировал в своих руках руководство практически всей промышленностью Германии. 02.03. 1943 министерство было переименовано к Имперское министерство военной промышленности с одновременным значительным расширением его компетениии. Фактически Шпеер стал диктатором военной экономики, сведя на нет влияние Имперского министерства экономики, Управления по 4-летнему плану и др. Предпринимал попытки усиления роли имперского кабинета за счет партии, но это встретило как возражение Гитлера, так и крупные разногласия Шпеера с высшим руководством НСДАП и гаулейтерами. Тем не менее, Шпеер добился запрещения М. Борману вмешиваться в кадровую политику министерства. В июле 1943 получил полный контроль над новой программой кораблестроения. После событий 20.07. 1944 вмешательство партийных органов и СС в действия Шпеера вновь усилилось, кроме того, отношения между Шпеером и Гитлером стали более прохладными. В 1945 авторитет Шпеера у Гитлера окончательно пошатнулся, и стало ясно, что вскоре Шпеер будет заменен новым фаворитом Гитлера О. Зауром. Кроме того, ситуация осложнилась тем, что Шпеер распорядился не уничтожать при отступлении заводы, на чем настаивал Гитлер. После смерти Гитлера сохранил свой пост в правительстве К. Деница, кроме того, ему было подчинено и Министерство экономики. 23 мая вместе с другими министрами нового правительства арестован американскими войсками. В качестве главного военного преступника привлечен к суду Международного военного трибунала е Нюрнберге. Приговорен к 20 годам тюремного заключения. Содержался в тюрьме Шпандау. 01.10. 1966 по окончании срока заключения освобожден, Автор мемуаров.

Использованы материалы кн.: Залесский К.А. Кто был кто в Третьем рейхе. Биографический энциклопедический словарь. М., 2003

Государственный деятель Германии, архитектор, рейхсминистр вооружений и военной промышленности (1943-1945). № в НСДАП - 474 481.


Родился в Мангейме в семье архитектора Альберта Шпеера. В 1923 году по желанию отца начал изучать архитектуру в Карлсруэ. В 1924 году перевелся в Высшую техническую школу в Мюнхене. В 1925 году продолжил учебу в Берлине. В 1927 году окончил Высшее техническое училище в Берлине-Шарлоттенбурге, получив диплом архитектора. С 1928 года работал ассистентом в Берлинском университете.

Между двумя войнами

В 1930 году впервые услышал речь Гитлера, которая произвела на него неизгладимое впечатление.

Как владелец автомобиля, вступил в 1930 году в Национал-социалистический автомобильный корпус (нем. NSKK), организованный по военному образцу (иметь армию Германии после Первой мировой войны запрещалось). Сразу стал руководителем Ванзейской секции, так как и жил в Ванзее. Был единственным автовладельцем в этой секции, остальные только надеялись получить авто после переворота.

В январе 1931 года Шпеер вступил в НСДАП и СА. В Мангейме открыл собственное архитектурное бюро. В 1932 году получил первые партийные заказы на незначительную перестройку некоторых объектов НСДАП. В марте 1933 года по заданию Геббельса перестроил здание министерства пропаганды. Шпеер познакомился с Гитлером, который, обратив внимание на его организационный талант, назначил его техническим ассистентом своего любимого архитектора Пауля Людвига Трооста и поручил перестройку рейхсканцелярии. Шпеер очень быстро вошёл в ближний круг фюрера.

В 1933 году он участвовал в оформлении первомайской демонстрации НСДАП в Темпельхофе и партийного съезда НСДАП в Нюрнберге. Он использовал красные полотнища и фигуру орла, которую предложил сделать с размахом крыльев в 30 метров. Грандиозное шествие на открытии съезда запечатлела Лени Рифеншталь в своей документально-постановочной ленте «Победа веры». В том же 1933 году Шпееру была поручена реконструкция штаб-квартиры НСДАП в Мюнхене.

В январе 1934 года после смерти Пауля Людвига Трооста стал личным архитектором Гитлера, автором проектов новой рейхсканцелярии и территории съездов НСДАП в Нюрнберге.

«Шпеер, пожалуй, был единственным человеком, к которому Гитлер испытывал какие-то чувства, кого слушал и с кем иногда даже беседовал» (Траудль Юнге).

Вторая мировая война

В 1937 году Шпеер был назначен генеральным инспектором имперской столицы по строительству, в задачу которого входила перестройка Берлина. В 1938-1939 годах Шпеер разработал генеральный план его реконструкции. По замыслу Гитлера Берлин должен был стать столицей нового мира в монументальном архитектурном стиле.

В 1938 году Альберт Шпеер назначен прусским государственным советником, награждён золотым знаком НСДАП. С августа 1941 года Шпеер - депутат Рейхстага от западного избирательного округа Берлина. 9 февраля 1942 года назначен рейхсминистром вооружений и боеприпасов (после гибели Фрица Тодта). В этом качестве успешно руководил всей военной промышленностью рейха и её переориентацией на тотальную войну. Шпееру удалось добиться значительного роста производства за счёт изменения структуры организаций, взяв за образец собственное конструкторское бюро. 2 марта 1943 года министерство было преобразовано в Имперское министерство вооружения и военной промышленности.

В 1945 году в последние недели Второй мировой войны Шпеер игнорировал приказ Гитлера об уничтожении промышленных предприятий рейха и даже якобы хотел его убить. Был арестован союзниками 23 мая 1945 года и помещён в военную тюрьму в Нюрнберге. Во время Нюрнбергского процесса против главных военных преступников был одним из немногих обвиняемых, которые признали свою вину.

После войны

1 октября 1946 года Международный военный трибунал в Нюрнберге признал Шпеера виновным в совершении военных преступлений и преступлений против человечности и приговорил его к 20 годам тюремного заключения. В вину ему было поставлено использование труда заключённых концлагерей.

Вместе с шестью другими осуждёнными его поместили в бывшую военную тюрьму Шпандау на территории Западного Берлина. Тюрьма в Шпандау находилась под контролем представителей четырёх стран-союзниц. Многочисленные прошения о помиловании со стороны семьи и политиков были отклонены из-за непреклонной позиции Советского Союза. 30 сентября 1966 года Шпеер вышел из тюрьмы, отсидев весь срок заключения.

В 1969 году Альберт Шпеер опубликовал написанные ещё в тюрьме мемуары, которые пользовались большим успехом. В 1975 году вышла его книга «Дневники из Шпандау». В 1981 году издал исследование «Государство рабов», в котором подробно рассказал о планах СС как аппарата насилия создать единый концерн и захватить в свои руки всю военную промышленность, пользуясь рабским трудом. В эпиграфе к книге Шпеер привёл слова Гитлера о главе СС: «Гиммлер станет когда-нибудь самым крупным предпринимателем!..».

Фильмы об Альберте Шпеере

В 2005 году в Германии демонстрировались трёхсерийный художественно-документальный телевизионный фильм Генриха Брелёра «Шпеер и он» (нем. Speer und er), посвящённый взаимоотношениям Шпеера и Гитлера, и документальный фильм Артёма Деменка «Столица мира Германия» (нем. Welthauptstadt Germania) о генеральном плане реконструкции Берлина.

Альберт Шпеер

Воспоминания

Предисловие

«Теперь Вы, наверное, мемуары пишете?» - спросил один из первых американцев, которых я встретил в мае 1945 г. во Фленсбурге. С тех пор прошло 24 года, из которых 21 год я провел в тюремном одиночестве. Долгие годы. И вот мои мемуары готовы. Я стремился изобразить прошлое таким, каким я его видел. Кому-то оно покажется искаженным, кто-то найдет мою перспективу неправильной. Это может соответствовать действительности, а может и нет: я описал то, что я пережил так, как я это вижу сегодн. При этом я старался не уходить от прошлого. Моим намерением было не обходить молчанием ни слепоту, ни ужасы тех лет. Те, кто участвовал во всем этом, будут меня критиковать, но это неизбежно. Я хотел быть искренним.

Эти воспоминания должны показать некоторые из тех предпосылок, которые почти неизбежно вели к катастрофам, сопровождавшим конец того времени, раскрыть последствия единоличной и бесконтрольной власти и охарактеризовать личность этого человека. На суде в Нюрнберге я сказал: «Если бы у Гитлера были друзья, я был бы его другом. Я обязан ему вдохновением и славой моей молодости так же, как позднее ужасом и виной».

В образе Гитлера, каким он был по отношению ко мне и другим, можно уловить некоторые симпатичные черты. Вознекнет также впечатление человека, во многих отношениях одаренного и самоотверженного. Но чем дольше я писал, тем больше я чувствовал, что речь шла при этом о поверхностных качествах.

Потому что таким впечатлениям противостоит незабываемый урок: Нюрнбергский процесс. Я никогда не забуду один фотодокумент, изображающий еврейскую семью, идущую на смерть: мужчина со своей женой и своими детьми на пути к смерти. Он и сегодня стоит у меня перед глазами.

В Нюрнберге меня приговорили к двадцати годам тюрьмы. Приговор военного трибунала, как бы несовершенно ни изображали историю, попытался сформулировать вину. Наказание, всегда мало пригодное для измерения исторической ответственности, положило конец моему гражданскому существованию. А та фотография лишила мою жизнь основы. Она оказалась долговечнее приговора.


Альберт Шпеер

Часть первая

Среда и молодость

Мои предки были швабами или происходили из бедных крестьян Вестервальда, они происходили также из Силезии и Вестфалии. В большинстве своем они были ничем не примечательными людьми. За одним исключением: им был наследственный рейхсмаршалл 1«» граф Фридрих Фердинанд цу Паппенгейм (1702 - 1793), который с моей незамужней прародительницей Хумелин произвел на свет восьмерых сыновей. По всей вероятности, его не очень-то заботила их судьба.

Спустя три поколения мой дед Герман Хоммель, сын бедного шварцвальдского лесника, в конце своей жизни стал единоличным владельцем крупнейшего в Германии торгового дома, ведущего торговлю станками, и фабрики, производящей инструменты. Несмотря на свое богатство, он жил скромно, был добр к своим подчиненным. Он не только был прилежен, но и владел искусством заставлять других самостоятельно работать на себя: задумчивый шварцвальдец, который мог часами сидеть на скамейке в лесу, не проронив ни слова.

В то же самое время другой мой дед, Бертольд Шпеер, стал в Дортмунде состоятельным архитектором, он создал многочисленные постройки в господствовавшем тогда стиле классицизма. Хотя он умер рано, средств, оставшихся после него, хватило на то, чтобы дать образование его четырем сыновьям. Дедам помогла в их подъеме начавшаяся во второй половине 19 века индустриализация. Но она не помогла многим, начинавшим в лучших условиях. Рано поседевшая мать моего отца в моей юности вызывала у меня скорее чувство благоговения, чем любви. Она была серьезная женщина, придерживавшаяся простых взглядов на жизнь, энергичная и упорная. Она царила в своем окружении.

В воскресенье, 19 марта 1905 г., в полдень я появился на свет в Мангейме. Весенний гром заглушал, как мне часто рассказывала моя мать, благовест расположенной неподалеку церкви Христа. Мой отец, открыв в 1892 г. в возрасте 29 лет свое дело, был одним из наиболее модных архитекторов Мангейма, в то время находящегося на подъеме баденского промышленного города. Он уже успел создать себе крупное состояние к тому моменту, когда в 1900 г. женился на дочери богатого коммерсанта из Майнца.

Характерный для крупной буржуазии стиль нашей квартиры в одном из его мангеймских домов соответствовал успеху и престижу моих родителей. Большие чугунные ворота с коваными арабесками распахивались вам навстречу: импозантный дом, во двор которого могли въезжать автомобили. Они останавливались перед лестницей, соответствовавшей богато украшенному дому. Впрочем, мы, дети - два моих брата и я - должны были пользоваться задней лестницей. Она была темная, крутая и узкая и безо всяких затей завершалась задним коридором. И все же детям было нечего делать на фешенебельной, устланной ковром лестнице.

Наш детский мир находился в задних комнатах от наших спален до похожей на зал кухни. Мимо нее можно было пройти в парадную часть 14-комнатной квартиры. Из обставленного голландской мебелью зала с бутафорским камином из ценного дельфтского кафеля гостей проводили в большую комнату с французской мебелью и драпировками в стиле ампир. Особенно прочно, и сегодня физически ощутимо врезались мне в память сверкающие хрустальные люстры со множеством свечей, а также зимний сад, дизайн которого мой отец купил на всемирной выставке в Париже в 1900 г.: с индийской мебелью с богатой резьбой, занавесями с ручной вышивкой и покрытым ковром диваном, с пальмами и экзотическими растениями, пробуждающий мечты о таинственно-далеком мире. Здесь мои родители завтракали и здесь отец делал нам, детям, бутерброды с ветчиной со своей вестфальской родины. Воспоминания о прилегающей гостиной, правда, стерлись в памяти, но облицованная деревянными панелями в неоготическом стиле столовая сохранила свое очарование. За стол могли одновременно сесть более двадцати человек. Здесь праздновали мои крестины, здесь и сегодня проходят наши семейные торжества.

Моя мать ревностно и упоенно следила за тем, чтобы мы входили в число лучших семей мангеймского общества. Со всей определенностью можно сказать, что было не больше, но и не меньше 20-30 домов в этом городе, позволявших себе подобные расходы. Для представительности держали многочисленную прислугу. Помимо по понятным причинам любимой нами, детьми, кухарки, у моих родителей служили также «кухонная девушка», горничная, часто лакей и всегда шофер, а также для присмотра за нами гувернантка. Девушки носили белые наколки, черные платья и белые фартуки, лакей - фиолетовую ливрею с позолоченными пуговицами; самым великолепным был шофер.

Третий рейх не мог существовать без поддержки представителей самых разных сфер – не только военных и политических, но и экономических, социальных и культурных. Альберт Шпеер был по профессии архитектором. Тем не менее, ему удалось стать одним из самых влиятельных лиц в нацистской Германии и доверенным лицом Гитлера.

Вхождение в ближний круг

Альберт Шпеер появился на свет 19 марта 1905 года в Маннгейме. Отец его был преуспевающим архитектором, и сын пошел по его стопам. Окончив гимназию, Альберт изучал архитектуру в Университете Карлсруэ, Мюнхенской, а затем Берлинской высшей технической школах.

В 1930 году в Берлине Шпеер побывал на митинге национал-социалистов, где выступал Адольф Гитлер. Речь будущего фюрера произвела на него такое неизгладимое впечатление, что вскоре молодой человек вступил в НСДАП. Он открыл в Маннгейме собственное архитектурное бюро, основными заказчиками которого были нацисты. Так, в марте 1933 года по заданию Йозефа Геббельса, ближайшего сподвижника Гитлера, он перестроил здание Министерства пропаганды.

Наконец произошло знакомство Шпеера и с самим Гитлером. Тот отнесся к подающему надежды приверженцу весьма благосклонно и назначил его техническим ассистентом своего архитектора Пауля Людвига Трооста. Шпеер занимался перестройкой Рейхсканцелярии, реконструкцией штаб-квартиры НСДАП в Мюнхене.

В январе 1934 года Троост умер, и Шпеер стал его преемником и личным архитектором Гитлера, войдя в ближний круг фюрера. В 1937 году он получил назначение на пост генерального инспектора имперской столицы в области строительства. В задачи его входила кардинальная реконструкция Берлина.

От архитектора до рейхсминистра

Еще на VI съезде партии в Нюрнберге была принята культурная программа НСДАП. В ней говорилось: «Так как мы думаем о вечности Империи, произведения искусства тоже должны стать вечными; они должны удовлетворять не только величием своей концепции, но и ясностью плана, гармонией своих соотношений. Эти сильные произведения станут также возвышенным оправданием политической силы немецкой нации».

Прежде всего, это касалось архитектуры. Альбертом Шпеером был разработан проект «нового Берлина», который предполагалось осуществить к 1950 году. Согласно ему на центральной оси столицы должны были размещаться здания двух вокзалов, ратуши, солдатского дворца, оперного театра и канцелярии рейха. Народный дом - главное здание рейха - собирались оснастить куполом 300-метрового диаметра и оборудовать в нем зал вместимостью 150-180 тысяч человек. Здесь фюрер должен был ежегодно встречаться с народом. Огромному куполу предстояло символизировать крышу над «центром мира».

Начала Генеральная строительная инспекция под руководством Шпеера с составления списков берлинских евреев, подлежащих выселению из города. Многие из них владели роскошными квартирами в хороших домах, которые рейх планировал использовать в своих целях. Кстати, возглавляемая Шпеером контора занималась и строительством концлагерей.

В 1942 году фюрер назначил Шпеера на должность рейхсминистра вооружений и боеприпасов. Ему удалось значительно повысить производительность военно-промышленных предприятий за счет привлечения принудительного труда пленных и узников концлагерей.

Место в истории

Впоследствии на Нюрнбергском процессе Шпеер утверждал, что в 1945 году он воспрепятствовал выполнению так называемого приказа

Нерона, согласно которому все значительные промышленные предприятия должны были быть уничтожены, дабы не достаться врагу. Также на суде он оказался одним из немногих, кто признал свою вину в преступлениях нацизма. Благодаря этим обстоятельствам бывший архитектор получил относительно мягкий приговор – всего 20 лет тюремного заключения.

Во время отсидки в берлинской тюрьме Шпандау Шпеер неоднократно подавал апелляции о помиловании, но все они были отклонены советской стороной. Из тюрьмы бывший нацист вышел 30 сентября 1966 года. Он выпустил несколько книг мемуаров, в которых пытался изобразить себя «заблудшим идеалистом», типичным технократом и высоколобым интеллектуалом, который не занимался политикой, а только выполнял чужие указания.

Скончался Альберт Шпеер от кровоизлияния в мозг 1 сентября 1981 года в лондонском отеле Park Court, где у него, 76-летнего старика, было свидание с любовницей. Вряд ли этот человек действительно являлся тем, за кого пытался себя выдавать. Когда однажды его спросили, что бы он выбрал, если бы ему представилась возможность начать жизнь заново, Шпеер ответил: «Я бы хотел все пережить еще раз: блеск, позор, преступления и место в истории».

Архитектура и скульптура Третьего Рейха призваны были реализовать со всей возможной выразительностью идею циклопической Мощи и потрясающего сознание Величия Империи, воссозданной на руинах Прошлого.

Главным идеологом и творцом Новой тысячелетней Империи был Альберт Шпеер. Новую скульптуру арийского государства создавал Арно Бреккер - один из талантливейших учеников Огюста Родена. Образы Империи Ариев - государства безжалостных и жестоких Владык Нового Мира - поражают воображение своей грубой и сильной выразительностью, в них не осталось ничего человеческого, гуманного - одна только чудовищная Воля и все сокрушающая Мощь.

Следует признать, что воздействие образов архитектуры и скульптуры на сознание униженных, преданных и ограбленных германцев было чрезвычайно велико. Нацистским лидерам удалось вернуть в массовое сознание общества ощущение Силы и Гордости. Вернуть и преумножить. Однако обществу были предложены иллюзорные, даже фальшивые идеалы. Позже германскому народу пришлось расстаться с лживым очарованием национал-социализма, заплатив огромную и кровавую цену. В сознании многих бывших граждан Третьего Рейха до сих пор остаётся чувство вины и стыда из-за причастности к деяниям национал-социализма.

Возможно, одним из наиболее ярких и значительных образов новой жизни стали Flakturm - некогда грозные, могучие творения Альберта Шпеера. Сохранившиеся и поныне гигантские башни, обрамлённые живой яркой зеленью парков, утратили свою былую

мрачную силу. Прошлое осталось в прошлом, Новая яркая Жизнь бурлит вокруг.


1. Новый Рейсхтаг.

4. Рейхстаг. Зал собраний.

5. Берлин - столица нового тысячелетнего Рейха дожен был стать величайшим городом на Земле.

6. Гигантские стадионы должны были вмещать десятки тысяч граждан Рейха.

12. Здесь нет места Человеку, есть только единая многотысячная eine Masse.

14. Огромные коллонады.

15. Человечек стоящий перед такими дверями чувствует себя входящим во врата Обители Гигантов.

18. Скульптура в условиях Третьего Рейха могла развиваться только вместе с архитектурой: ведь функционально ее сущность сводилась к роли постоянного аллегорического символа в архитектурном пространстве.

19. В скульптуре Третьего Рейха нет Человека, только Идея абсолютного превосходства Ариев.

20. Ариец.

21. Единство. Йозеф Торак (Клоны)

23.

25. Очень популярный мотив - Прометей.

25. Прометей, утверждается что Арно Бреккер вдохновлялся личностью А Гитлера. Воображение творческого человека - удивительно.

27. Исторический источник вдохновения - статуая Кондотьера Леоне(вместе с лошадкой). Во всяком случае некие рудименты человеческого сохранились