Будьте готовы сделать немалое количество кадров, чтобы получить один-единственный удачный портрет. Конкурс фотографии "Психологический портрет"

Так как я являюсь большим поклонником портретной съемки, однажды мою голову посетила навязчивая идея - сделать портреты своих друзей. Не долго думая, я подготовил все необходимое оборудование, продумал единый стиль для всех фотопортретов и приступил к работе. О том, как проходили съемки, для чего мне это было нужно, и что получилось в итоге, излагаю ниже.

Что я хотел показать

Признаюсь к величайшему своему стыду, я не собирался изобретать что-то особенное. Идея была прозаическая и отнюдь не новая. Я просто решил сделать приятный сюрприз близким людям, качественно выполнив их портреты. Пожалуй, первоначально я думал именно о создании . Второй момент - это сильное желание увидеть всех и просто с каждым пообщаться по душам. Ведь, часто такое бывает, постоянно встречаешься с человеком, но обстановка не та, чтобы можно было вести задушевные беседы. Так и получается, что толком и не знаешь людей, с которыми знаком не один год.

Техника съемки портрета

Мы собирались тет-а-тет, располагались друг напротив друга в комнате, обставленной осветительным оборудованием, и пили чай. В руках у меня был фотоаппарат, которым я время от времени старался ненавязчиво пользоваться. Оппонент садился перед белым фоном. В моем распоряжении тогда было три моноблока Raylab - один 600 и два по 300 Дж. Самый мощный из них с установленным софтбоксом выступал в качестве рисующего источника света, а два других я использовал для создания контрового света с обеих сторон от модели. Дальнейшую пост-обработку я выполнил с применением композитинга , о котором я упоминал в статье - . В общем, это то единственное, что сохранилось от первоначальной идеи, однако суть фотографий кардинально изменилась в процессе съемок…

С чем я столкнулся во время съемок

Иногда это было легко и непринужденно. В другой раз фотосъемка проходила не совсем так, как я планировал. Но одно я точно могу сказать - все обернулось иначе, чем я ожидал, когда задумал весь этот «фотопроект». Да и друзья мои, прошедшие через эту фотосъемку, порой были удивлены результатом. Так случалось, что всякий раз беседы приобретали глубокий психологический оттенок, и собеседник открывался, возможно, больше, чем ему, или ей, этого хотелось. И я непроизвольно делал тоже.

Психологический портрет

Все, с кем я провел эти замечательные часы за чашкой чая, уходили домой в слегка ошеломленном состоянии. Вышло так, что никто и не предполагал, что обыкновенная съемка портрета выльется в нечто большее. В итоге мной были сделаны эти эмоциональные и психологические портреты личности, оставшиеся в памяти каждого участника надолго. Я невероятно счастлив, что по воле случая помог мне раскрыть и лучше понять так давно знакомых мне людей. Мне кажется, во время тех съемок каждый открыл что-то для себя. То, что не оставило никого равнодушным.

Аня пришла 28 мая 2012 Вася - 5 мая 2012 Марина - 25 апреля 2012
Леша - 27 апреля 2012 Дима - 23 апреля 2012 Паша - 22 апреля 2012
Денис - 22 апреля 2012 Света - 21 апреля 2012 Катя - 19 апреля 2012

Каждый снимок - настоящий шедевр.

Фотограф Дэвид Ярроу (David Yarrow) полжизни провел, гоняясь за слонами по пыльным полям Кении и высматривая черную пантеру на равнинах Южной Африки. В своем деле он стал лучшим, и не просто так, передает Фрешер .

На своей последней фотовыставке «Неприкасаемые» фотограф поведал истории, которые стоят за самыми экстремальными кадрами в его коллекции.

«Дон»

Амбосели, Кения — 2017

«Этот портрет — мой фирменный стиль в работе со слонами, но еще никогда бычий слон с такими огромными бивнями не подходил на расстояние одного метра до камеры. У снимка все признаки студийной съемки, а не случайного кадра в результате упорного выжидания.
А ждал я такого снимка долго — целых 6 лет! Иногда большие особи проходили метром левее или правее камеры, а иногда прямиком к ней подбирались сородичи поменьше. Но чтобы так — это золотая комбинация. Он цепляет наш взгляд и не отпускает. Думаю, 6 лет того стоили.

Я долго морочил голову над тем, как озаглавить этот снимок. В конце концов решил, что название должно передавать ту властность и независимость, что передает этот слон. Но на снимке не просто сила — здесь есть что-то слегка менее уловимое, некая аура — он как будто вызывает у меня уважение. Он — дон».

Дэвид Ярроу

«Багира»

Южная Африка — 2016

«Без сомнения, эта кошка сразу же захватывает внимание — и моя роль как фотографа тут вторична. Именно магнетизм черного леопарда притягивает взгляд на этой фотографии. Насыщенные черные цвета вообще всегда хорошо работают в композиции — мне просто повезло, что я оказался в нужном месте с нужным оборудованием. Даже Матисс как-то говорил, что ему 40 лет понадобилось для того, чтобы понять, что черный — его любимый цвет.
Лучший же цвет для фона, когда работаешь с черным, — это белый. Ну, во всяком случае, фон должен отражать много света. Я гонялся за этим леопардом полтора часа, пока не поймал нужный мне фон. То, что он так красиво встал при этом, — настоящая удача. Хотя, говорят, удача — это то, что остается после усилия. Да и вообще, какая разница, главное, что кадр получился что надо».

«78 градусов на север»

Свальбард, Норвегия — 2017

«На самом деле это была не самая моя удачная съемка. А если уж быть честным, я был разочарован. То, что получилось, совсем не передает среду обитания — ведь место называется “Королевство гигантов”. На всех моих предыдущих снимках до июня этого года из медведей не получалось гигантов, а из местности не выходило ничего похожего на королевство.
По-моему, фотография — это необязательно форма репортажа, она может быть и искусством. Например, на этом снимке сливающиеся цвета и эдакая анонимность медведя не делают изображение слабее — скорее, наоборот. Я 30 дней фотографировал в Свальбарде без остановки и унес оттуда всего три снимка. Этим снимком я очень горжусь. Как говорил мой друг, по-настоящему великие снимки не повторяются. Не мне решать, великий ли вышел снимок, но пусть другие попробуют его повторить.

Настоящая ирония в том, что этот кадр — последний из 60. Спустя мгновение после того, как я сделал последний снимок, этот самый одинокий из хищников скрылся за горизонтом, и я понял, что наши с ним дороги больше не пересекутся. Это были самые волнительные 15 минут в моей жизни, сердце колотилось, и я просто щелкал без остановки. Только по пути на корабль, просматривая снимки, я понял, что получилась сногсшибательная фотография».

«Hello»

Кактовик, Аляска — 2015

«Одним незабываемым августовским вечером на северном склоне Аляски мне выпала просто сказочно близкая встреча с группой белых медведей. Я снимал в одной маленькой скромной деревушке, и двое местных согласились покатать меня на своей лодке. Они прекрасно знали всю местность, а я объяснил им, как предпочитаю снимать — ровная высота и максимальная близость. Но, конечно, местные строго соблюдают законы — ни в коем случае нельзя приближаться к медведям и тем более беспокоить их — можно только терпеливо выжидать, пока они сами не проявят интерес и не подойдут к тебе.
Спустя два часа ожидания тот самый момент пришел — и мне хотелось бы думать, что я сделал все возможное, чтобы как можно лучше им воспользоваться. Уповать на важность размера печати — страшная банальность, но в этом случае это оправданно по двум причинам.

Во-первых, белый медведь — это огромный зверь. Насколько возможно, необходимо это передать. Во-вторых, у медведей очень много деталей кроется в глазах — а они очень маленькие, — очень редко появляется возможность это поймать на фото. Я, пожалуй, был настолько близок к медведю в тот момент, насколько это вообще возможно за пределами зоопарка. Когда первая фотография выкатилась с пресса в Лос-Анджелесе, один мой приятель повернулся ко мне и сказал: “Дэвид, посмотри на глаза — ты там есть!” Он был прав — я ненароком сделал селфи в глазах белого медведя».

«Конвейер»

Лева, Кения — 2017

«Энди Уорхол как-то сказал: “Мой самый любимый цвет — это черный. Другой мой любимый цвет — это белый”. Думаю, что только лишь поэтому ему бы пришелся по душе этот снимок. Я давно мечтал сделать такой абстрактный снимок, но с зебрами это очень сложно, так как они постоянно перемещаются.
Но еще большим препятствием было то, что когда зебры толпятся на одном участке земли — как они обычно и делают, то корпус первой в ряду заслоняет всех остальных. Я придумал гениальное решение — нужно было найти холмистое место, на котором бы они все стояли вместе, но под откосом — таких холмов в этой местности не бывает.

Тогда я перебрался чуть подальше — в Леву, и со временем дождался своего часа. Это была двойная удача — оказалось, что в Леве водится особый вид этих животных — у них полоски намного тоньше и деликатней, чем у других видов зебр, — и скорее выглядят как белые полоски на черной шерсти, а не наоборот, как принято считать».

«Сибиряки»

Харбин, Китай — 2016

«В Китае осталось не больше 40 особей диких сибирских тигров, но там есть дикие заповедники, где этим животным ничего не угрожает — это безопасное место для них, но не самое безопасное для людей — человека от тигров там никто не охраняет.
Я поехал в заповедник зимой, когда там было -35. Наняв переводчика, я пришел с подарками к управляющему в офис и показал ему свои снимки львов и слонов. Он согласился мне помочь, но строго обозначил правила безопасности — мне ни в коем случае нельзя было покидать автомобиль. Он согласился на джип со съемными окнами и довольно широкими прутьями — достаточно широкими для моей камеры, но недостаточно — для головы тигра.

Мне нужно было сделать снимок до 10 утра — после этого свет уже не тот для групповых портретов, так что пришлось выезжать в самое холодное время дня. Мы купили 25 целых кур, чтобы привлечь внимание тигров. А по нервным спорам между водителем, переводчиком и кормящим можно было понять, что для них такой выезд, наверное, первый.

Сибиряки вышли идеальным групповым портретом — и с геометрией получилось неплохо. Они все так уютно смотрятся вместе — как будто они с обложки сериала “Клан Сопрано”, только тигры».

«Король-рыболов»

Аляска — 2017

«Я много лет снимаю гризли и провел очень много дней в непосредственной близости к медведям, но этот снимок — самый захватывающий. Такой близкий, но емкий обзор достигнут благодаря хорошо направленной камере и 28-миллиметровому объективу. Медведь получился большим, первобытным и грозным — всего в полуметре от камеры.
Мы прибыли на место сразу после восхода солнца и принялись за установку камеры, внимательно изучив тропы, по которым большой самец охотится на рыбу. Я предпочитаю снимать против света, но делать это в 7 утра — значит ставить под угрозу хороший кадр. Тем не менее другого было не дано — но можно было спуститься вдоль реки так, чтобы свет был позади, и получить немного больше глубины.

Я молился, чтобы медведь подошел к камере — и он это сделал! Подошел, повернулся слегка в сторону и посмотрел вдаль — какой сильный взгляд вышел! Вот и все — дело было за малым. Как только он отошел на 10 метров, я тут же подбежал и схватил камеру — через полчаса мы уже наслаждались завтраком».

Эмма

Динокенг, Южная Африка — 2017

«В моем подходе к фотографии самое важное — это фокус. Его ни за что нельзя приносить в жертву. Наверное, это исходит от моей практики в спортивной съемке. А чем ближе объект к камере — тем больше навыков требуется, чтобы не допустить ошибок.
В такой близи чуть-чуть не рассчитать фокус — на 2 см ближе или дальше, чем глаза хищника, — значит провалить снимок, ведь вы не уловите взгляд — а это то, что цепляет больше всего.

Лично я часто упускаю фокус, потому что тороплюсь. Но когда выходит как надо, результат может быть сногсшибательным. С этим снимком все понятно, мне даже не надо ничего объяснять — все написано на морде этой львицы».

«Неприкасаемые»

Амбосели, Кения — 2017

«Пожалуй, лучший мой снимок 2017 года. По правде говоря, это невероятно удачный кадр для такого широкого объектива — объект снимка должен был быть на идеальном расстоянии, чтобы изображение не размыло — а для этого требуется такой холодный расчет, на который я, честно признаться, и не полагался. Чтобы снимок получился, слону просто необходимо было закрыть собой солнце — и он так и сделал. Кадр на миллион!»

Если вы хотите по-настоящему передать характер человека на снимке, учтите, что модель не должна испытывать никакого дискомфорта. В этом вам помогут несколько приемов.
Во-первых, поговорите с человеком о чем-то, что представляет для вас обоих взаимный интерес, так вы снимете нервозность. Через несколько минут после начала беседы люди забывают о камере, так что вам останется лишь схватывать интересные выражения их лиц каждый раз, как они появятся.
Во-вторых, никогда не просите натурщика улыбнуться или сказать «cheese». Настоящая улыбка идет изнутри, и единственный способ заставить человека улыбнуться - дать ему для этого повод: рассказать анекдот, заговорить о чем-то веселом. Разумеется, вы не всегда будете искать улыбки. Если вы посмотрите на творения успешных портретных фотографов, вы часто увидите, что на лицах их моделей заметно более задумчивое, серьезное выражение, благодаря которому характер человека становится более явным.
Возможно, человек, которого вы хотите сфотографировать, может похвастаться самостоятельным взглядом на политические проблемы, или, может быть, он в свое время пережил какие-либо невзгоды. Чем больше вы знаете о человеке, тем больше вы сможете контролировать ситуацию, предвидя, какого типа портрет у вас получится.
Старайтесь всегда произвести соответствующее впечатление: вы «уверены в себе и контролируете ситуацию», даже если в действительности вы нервничаете так же, как и ваша модель. Если люди почувствуют, что вы не знаете, что делать, они никогда не смогут доверять вам. Самые интересные выражения появляются и исчезают в долю секунды, а потому всегда следите и будьте готовы «схватить» их.
В-третьих, планируйте все заранее, так чтобы ваша съемка проходила быстро и легко. Определите место, сформулируйте несколько идей и установите оборудование, чтобы можно было приступать к работе. Позирование для портретов быстро утомляет людей, так что, если в первые полчаса вы не сможете сделать несколько удачных кадров, скорее всего, сегодня у вас ничего не получится.
Если вы работаете в помещении, в обстановке фотостудии, следите за освещением, чтобы оно не осложняло определение экспозиции. Одна вспышка, оснащенная софтбоксом, идеально подходит для мужских портретов, и, если вы расположите ее на 45-90 градусов от модели, это поможет вам создать освещение, способное подчеркнуть скульптурные черты лица и текстуру кожи. Если же вы будете фотографировать женщину или девушку, используйте мягкий свет, скорее подсветку, лишенную резких теней Две вспышки и два софтбокса, расположенные по обе стороны от камеры, создадут идеальные условия,
В качестве альтернативы вы можете усадить модель возле окна, используя проникающий в помещение свет.
При работе на открытом воздухе мягкий свет ясного, чуть облачного дня идеально подходит для портретной съемки, поскольку контрастность будет низкой, резкие тени и яркие блики не будут представлять для вас проблем. Если вы вынуждены работать при ярком солнечном свете, располагайте свою модель в тени, там, где освещение обладает мягкостью и лишено теней, либо следите, чтобы солнце находилось позади человека, и используйте отражатель, чтобы подсветить лицо.
Чаще всего самые успешные портреты бывают самыми простыми, поэтому, чем меньше техники окажется у вас под руками, тем больше вы сконцентрируетесь на самом человеке. Запомните это, и вы не ошибетесь. Будьте готовы сделать немалое количество кадров, чтобы получить один-единственный удачный портрет.

Как снимать портрет

Для портретной съемки глубина резкости имеет очень большое, можно сказать ключевое значение. Только портрет во весь рост должен быть целиком резким, и то не всегда. Для этого диафрагма может быть установлена на f5.6–f11 и даже выше, если позволяет камера. Очень выигрышно смотрятся портреты с размытием, когда портретируемый отдален от заднего плана. Это достигается за счет широко раскрытой диафрагмы f2–f4, в этом случае глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) сильно уменьшается. И все, что после объекта фокусировки и перед ним, оказывается «размытым». Перед человеком в этом случае не должно быть посторонних предметов. За ним фон должен быть по возможности однотонным, без различных отвлекающих деталей. Хорошо, когда эту роль выполняет листва деревьев, морская синева, горная дымка или небо. Хуже, когда это жилые многоэтажки, резкие ветви оголенных деревьев, заводские трубы и т.д. При фокусировке следите за тем, чтобы в фокусе находились глаза. Снимок будет казаться нерезким, если глаза окажутся не в фокусе даже если рот, нос получатся сверхрезкими. Глаза должны быть всегда четкими, ясными, открытыми - это зеркало души. Портрет будет вполне удачным, когда в зоне резкости окажутся только одни глаза. Если нет возможности передать резкими оба глаза, наведите фокус на глаз, который ближе к зрителю.
Для съемки портретов подходят телеобъективы. Чтобы отделить человека от фона и сделать размытым фон, нужен именно «телевик». Для съемки портрета подойдут объективы с фокусным расстоянием от 50 мм (стандартный) и выше в эквиваленте для 35-миллиметровой пленки. Снимать человека широкоугольным объективом не стоит, вы получите искаженные пропорции лица. Хотя для съемки групповых портретов, разумеется, нужен именно широкоугольный объектив, либо придется отходить на очень большое расстояние, что в большинстве ситуаций просто неприемлемо.

«В фокусе» - поток о фотографии, в котором два профессиональных фотографа рассказывают о фотоискусстве, жанрах современной фотографии и на собственных примерах раскрывают секреты мастерства и владения компактной полупрофессиональной камерой Olympus PEN .

Портрет и психология

Портрет является моим любимым жанром фотографии. Если вы откроете первый попавшийся совет на первом попавшемся сайте, который предлагает научить фотографировать, то в самом начале вы прочтете, что портретному фотографу, кроме того, что просто хорошо снимать, необходимо быть психологом. Учась делать портреты, вы cможете позволить себе сделать несколько сотен кадров со своей подругой и после выбрать всего один. Когда же стоит задача сделать как минимум три кадра, и предоставить их на выбор редактору, но времени минут десять и тот, кого вы снимаете, не только совершенно незнакомый человек, но еще и раздражен очередном фотографом, отнимающим у него драгоценное время, вы поймете, насколько важно находить общий язык. Навыки в психологии и в том, как располагать к себе героев съемок, действительно необходимы. Но помимо них вам понадобятся и другие.

В тот момент, когда фотография еще не была доступной всем подряд, но уже достаточно распространилась, стали появляться фотографические ателье. Заведения были очень разными, и те, кто раньше заказывал парадный портрет художнику, теперь стали приходить сниматься семьями, делать групповые портреты или фотографироваться в одиночестве. Это было дешевле и быстрее. Сейчас это звучит дико, но порой портретируемый сидел до получаса в неподвижной позе для того, чтобы фотография получилась резкой. Вот что тогда люди понимали под словом «быстрее». Моя любимая деталь заключается в том, что в ателье были специальные кресла с привинченной к ним металлической стойкой с зажимами, чтобы фиксировать голову человека на нужное время. Они удивительным образом похожи на орудия пыток. Современный вариант этого приспособления использует немецкая пара фотографов Уте Малер (Ute Mahler) и Вернер Малер (Werner Mahler) в съемке своей серии Mona Lisas of the Suburbs.

Фотографии из серии Mona Lisas of the Suburbs Фотографии из серии Mona Lisas of the Suburbs Фотографии из серии Mona Lisas of the Suburbs Фотографии из серии Mona Lisas of the Suburbs Фотографии из серии Mona Lisas of the Suburbs Фотографии из серии Mona Lisas of the Suburbs Фотографии из серии Mona Lisas of the Suburbs Фотографии из серии Mona Lisas of the Suburbs


Видео о съемке Уте и Вернера Малеров на камеру большого формата

Если вы хотите попробовать стилизовать свою работу под первые фотографии, то попробуйте сделать портрет, где лицо человека будет будто выпавшим из времени. Для этого оставьте свою модель неподвижной какое-то время. Сделав кадр, вы сможете поймать расфокусированный взгляд человека. При этом хорошо соблюсти всю технологию: не использовать вспышку и дополнительный искусственный свет, дать что-то в руки человеку, на что он как будто бы облокачивается, или просто попросить его подпирать подбородок рукой.

История с классическими живописными мотивами невероятно популярна. Многие авторы часто пробуют себя в этом жанре, но только в некоторых случаях получается что-то, что притягивает взгляд и заслуживает фразы зрителя «да, именно так выглядит современная Венера». Некоторые фотографы говорят, что стараются уложить руки портретируемого так, как это выглядит на живописных портретах или фотографиях начала века. На это стоит обратить внимание, если вы не хотите получать бесконечные куриные лапки на фотографиях, потому как даже профессиональные модели не знают, куда девать руки.

Фотографии Rineke Dijkstra Фотографии Rineke Dijkstra Фотографии Rineke Dijkstra Фотографии Rineke Dijkstra Фотографии Rineke Dijkstra

На мой вкус, от немецкой фотографии веет техничностью и холодом. Так получилось, что за бесчисленные портреты моделей, облаченных в голубые джинсовые или простые белые рубашки, на белом фоне все издания, которые боготворят эту эстетику, обязаны немецкому довоенному фотографу Августу Зандеру (August Sander). Он сделал, отснял и каталогизировал профессии, да и немецких людей вообще. Все фотографии сняты немобильной камерой и с длинной выдержкой. Фотограф выстраивал весь кадр до того, как нажать на спуск, потому как у него была возможность сделать всего лишь несколько дублей.

Фотографии August Sander Фотографии August Sander Фотографии August Sander Фотографии August Sander Фотографии August Sander Фотографии August Sander Фотографии August Sander

Есть такое упражнение, которое буквально заставляла делать свою группу фотограф Хелен ван Мин (Helen van Meen), чей летний семинар я посещала в Санкт-Петербурге. Мы снимали портреты совершенно незнакомых людей в парке. Делать такие вещи для фотографа, который хочет научиться снимать портрет, предельно важно. Общение с незнакомыми людьми позволяет более трепетно подходить к чувствам другого человека, и при этом проявляются полезные навыки: как объяснить человеку, зачем ему необходимо позировать, уговорить его расслабиться, не улыбаться так, будто это фото для семейного архива, и - что самое главное - научиться эмпатии. Понять на уровне интуиции, что важно сказать человеку, чтобы он сразу был готов сниматься и стал расположен к тебе.


Фотографии Хелен ван Мин
Фотографии Хелен ван Мин
Фотографии Хелен ван Мин
Фотографии Хелен ван Мин
Фотографии Хелен ван Мин
Фотографии Хелен ван Мин
Фотографии Хелен ван Мин

Самый важный совет, который нам дала Хелен, заключался в том, что даже если вы не знаете, что делать, не давайте почувствовать модели ни на секунду то, что вы неуверенны. Человек просто перестанет вам доверять. Если вы научитесь располагать к себе людей, то даже при ограниченном времени вы сможете делать необходимые снимки. Хотя существует и прямо противоположное мнение. Прием, который я использую, когда мне необходимо раскрыть человека и сделать интимное изображение. В этом случае лучше всего притвориться, что ты не знаешь, что делать, и человек будет помогать сделать интересный кадр порой самыми необычными способами.


Фотографии Antoine D’agata
Фотографии Antoine D’agata
Фотографии Antoine D’agata
Фотографии Antoine D’agata

Количество времени, дублей и то, как это влияет на снимок, зависит от вашей цели. Есть авторы, которые специально отбирают неудачные дубли.

Фотографии из серии Anouk Kruithof «Blue» Фотографии из серии Anouk Kruithof «Blue» Фотографии из серии Anouk Kruithof «Blue» Фотографии из серии Anouk Kruithof «Blue» Фотографии из серии Anouk Kruithof «Blue» Фотографии из серии Anouk Kruithof «Blue» Фотографии из серии Anouk Kruithof «Blue» Фотографии из серии Anouk Kruithof «Blue» Фотографии из серии Anouk Kruithof «Blue»

Признаться честно, я никогда не видела портретиста, который бы кричал или грубил своей модели. Если это обнаженный или полуобнаженный портрет, то не стоит раздевать человека сразу же, как только он к вам пришел (если это, конечно, не профессиональная модель, позирующая каждый день голой, и вы ей платите поминутно). Билет на интимность и доверие человека для изображения в мельчайших подробностях его тела надо заслужить. Давить нельзя ни в коем случае, важно всегда оставаться деликатным. Иногда в качестве психологической игры фотограф может уйти из комнаты, доверив портретируемому автоспуск. Что, безусловно, также является способом коммуникации.

Фотографии Adam Broomberg & Oliver Chanarin Фотографии Adam Broomberg & Oliver Chanarin Фотографии Adam Broomberg & Oliver Chanarin Фотографии Adam Broomberg & Oliver Chanarin Фотографии Adam Broomberg & Oliver Chanarin Фотографии Adam Broomberg & Oliver Chanarin Фотографии Adam Broomberg & Oliver Chanarin Фотографии Adam Broomberg & Oliver Chanarin Фотографии Adam Broomberg & Oliver Chanarin

Снимая на цифровую камеру, можно позволить себе делать более динамичные кадры и, что называется на языке документальных фотографов, «бомбить», то есть делать почти серийную съемку. Потом делая выбор, использовать, например, промежуточные кадры, когда человек еще не принял позу (при условии если позволяете ему делать все, что хочет он, а не поворачиваете его на три сантиметра влево). Что является интересным ходом, когда вам надо сделать не официальный портрет, а тот, которому поверят.



Фотографии Марго Овчаренко, снятые на Olympus PEN
Фотографии Марго Овчаренко, снятые на Olympus PEN
Фотографии Марго Овчаренко, снятые на Olympus PEN
Фотографии Марго Овчаренко, снятые на Olympus PEN
Фотографии Марго Овчаренко, снятые на Olympus PEN

Если вы хотите сделать портрет человека, который бы не позировал вам, чтобы получиться так, как они видит себя сам, стоит использовать бесшумную камеру. Именно этим мне понравился Olympus PEN. По сравнению с аналоговыми камерами, которые я обычно использую, мне нужно меньше времени, чтобы человек перестал вести себя так, как будто он «фотографируется», а просто расслабился и получился естественно красивым.

Наладив контакт, вы cможете сделать любое изображение, играя с помощью тонких эмоций: попросив вспомнить, как в последний раз модель порезалась бумагой или пережила печальное происшествие. Вы сможете получить любую отрицательную эмоцию самой разной глубины. Воспоминания - самый легкий способ вызвать эмоции и в лице, и в позе. Если вам нужен загадочный и томный портрет девушки, попросите ее смотреть не на вас, а за вас, вспоминая о романтическом приключении.

При съемке портрета на Olympus PEN вам пригодится:

Конкурс для читателей потока «В фокусе» (Приём работ на конкурс завершен).

Воплоти теорию на практике, создай работу, используя данные автором советы и выиграй компактную камеру со сменными объективами Olympus PEN .

Для участия в конкурсе необходимо:

  • правильно ответить на два вопроса о камере Olympus PEN;
  • создать работу в соответствии с творческим заданием;
  • ответы на вопросы и творческую работу прислать по адресу olympus@сайт с темой «Olympus - Портрет» не позднее 5 декабря 2011 г.

Победителей определит выбор жюри в январе 2012 года.

Вопросы:

  1. Каких цветов бывают кожаные чехлы CS-31B для Olympus PEN?
  2. С помощью чего возможно передать фотографии с Olympus PEN на смартфон, ПК или другую камеру Olympus PEN, не используя кабель?

Творческое задание для портрета: «Человек и среда, которая описывает его» от Марго Овчаренко :

Сфотографируйте близкого вам человека таким образом, чтобы были понятны ваши чувства к нему. Портрет должен быть выполнен при естественном освещении в любой среде (квартира, парк, свободное пространство) и показывать его эмоциональное состояние на данный момент.

Испокон веков людям хотелось получить свои парадные портреты , на которых они были бы изображены красивыми и представительными.

И неважно, что на таких портретах они весьма отдаленно были похожи на самих себя: парадный костюм, особая прическа. Встретишь потом на улице - не узнаешь!

За подобное удовольствие люди платили большие деньги, а портреты писались долго. Услуги именитых художников предполагали серьезные затраты со стороны заказчика. Словом, до изобретения фотографии портрет был привилегией исключительно очень состоятельных людей.

Вряд ли сейчас можно представить себе, как в действительности выглядел, скажем, Наполеон. Художники-портретисты , как правило, льстили заказчику. Придворный художник всегда подстраивался под правителя, дабы угодить ему. Такая же ситуация была и с фотографией в период ее изобретения. Фотограф создавал образ снимаемого, и этому образу верили. Взять хотя бы портреты известных политических деятелей: Ленина с добрым прищуром, Сталина с доверительным взглядом, Горбачева с заретушированным родимым пятном на голове... Повторяя один и тот же образ на многочисленных фотографиях, можно создать определенный имидж человека. Соответственно, интерпретироваться портреты могут по-разному. Один и тот же человек может быть снят мужественным, добрым, жестоким, дружелюбным.

К одному фотографу-портретисту как-то обратился психолог, клиентуру которого составляли стареющие жены новых русских. Он попросил снять его более взрослым, с улыбкой доброго человека, которому можно довериться. Перед этим его снимали в студии , и получился некий героический мачо. Однако этот образ совершенно не соответствовал тому, что ему было нужно.

Фотосессия психолога началась сразу по окончании рабочего дня. На съемку он явился усталый, с пустым взглядом. Ему очень хотелось, чтобы все побыстрее было отснято. А портретист хотела честно отработать свои деньги. Между ними завязался разговор. Фотограф усадила психолога, стала выставлять свет, одновременно с этим задавала вопросы, рассказывала про себя, и, как бы между делом, нажимала на кнопку. Через час работа была закончена. Заказчик выглядел отдохнувшим, его глаза сияли.

«Знаете, что вы со мной сделали? - спросил психолог. - Вы провели сеанс психотерапии. Уже неважно, что получится, - продолжил он, - вам нужно продавать атмосферу, которая царит на съемке». Позже, когда он рассматривал свои снимки, интересовался, что фотограф говорила ему в тот или иной момент, и почему у него получились такие добрые глаза.

Когда мы снимаем портрет, то зачастую снимаем реакцию фотографируемого человека на себя, снимающего. И тут уж все зависит от того, какая перед вами стоит задача. Чаще всего хочется получить психологический портрет , поймать ту самую эмоцию, которая лучше всего отражает то, что внутри, то, что можно назвать душой.

Бывает, что на съемке, как фотограф только направит объектив на человека, тот выдает заученную улыбку со словами: «Снимайте быстрее, у меня мало времени». Эта заученная улыбка свойственна знаменитостям, которые привык к частым фотосессиям в глянцевых журналах . Они всегда готов к дежурной сияющей улыбке, чтобы было видно все 32 зуба. В итоге получается технически безупречная фотография - при условии, что снимающий умеет работать со светом, - но совершенно неинтересная и пустая с точки зрения эмоций.

Хорошо, когда тебе удается добиться того, чтобы человек в твоем присутствии вел себя естественно, как в кругу друзей. Увы, большинство людей при виде объектива напрягается. Поэтому ваша задача - стать фотографом-невидимкой или тем, которому доверяют.

В кадре одного фотографа человек выглядит веселым и раскованным, в кадре другого у него серьезный, напряженный вид. В третьем случае он может показаться пафосным, гламурным. В четвертом - человек вписан в фотографию как арт-объект , и снимок рассматривается как набор символов, элементов.

Даже у очень успешного в коммерческом плане фотографа должна быть причина, по которой он снимает людей, а не натюрморты . И очень многие портретисты хотят добиться схожести человека и фотографии. Той схожести, когда человек, глядя в зеркало, видит себя красивым, живым и расслабленным.

Таким образом, становится очевидным, что портрет - психологическое выражение не только модели , но и фотографа. Встреча фотограф и модель на съемочной площадке перетекает в сотрудничество. И о том, какие бывают фотографы - злые, добрые, жесткие, мягкие - можно судить по их фотографиям.