Компетенции органов исполнительной власти субъектов рф. Органы исполнительной власти субъектов РФ: правовой статус, структура, функции

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ. 1. Разрабатывают и представляют на утверждение представительному органу бюджета, обеспечивают его исполнение; 2. Распоряжаются и управляют имуществом. 3. Разрабатывают и реализуют программы в сфере управления. 4. Осуществляют меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан. 5. Осуществляют меры по охране общественного порядка, ведут борьбу с преступностью. 6. Осуществляют учет и контроль за деятельностью различных сфер деятельности. 7 Осуществляют управление в сферах экономического, социально-культурного развития и т.д. Вывод: Органы исполнительной власти имеют свою структуру, компетенцию, определенный масштаб деятельности. Они осуществляют повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной и административно - политической сферами деятельности.

ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Местное самоуправление - это организационная форма осуществления населением власти на местах, которая призвана обеспечивать самостоятельное решение гражданами, проживающими на той или иной территории муниципального образования (города, сельского поселения и др.), вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций, осуществляя при этом функции управленческого характера. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Компетенция органов местного самоуправления определяется законами и уставами муниципальных образований. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Выборный, представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Срок полномочий выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица не может быть меньше двух лет. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. А лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяются уставом муниципального образования. Формы осуществления местного самоуправления: местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Гарантии местного самоуправления. . Деятельность органов местного самоуправления гарантируется предоставлением им права на судебную защиту, права на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, а также в связи с неправомерными действиями этих органов. Они обладают правом самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления организуют свою работу в соответствии с Конституцией РФ, федеральным Законом от 12.08. 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"", другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Решения органов местного самоуправления и их должностных лиц, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Решения органов местного самоуправления могут быть отменены органами (должностными лицами), их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Ответственность должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Ответственность перед государством наступает в случае нарушения органами местного самоуправления и должностными лицами этих органов законодательства, устава муниципального образования. В случае нарушений орган государственной власти может обратиться в суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления законодательству, уставу муниципального образования. (глав администраций может отстранить от должности губернатор или Президент).

Административно-правовой статус органов местного самоуправления 1. Они отделены от государства, не входят в систему государственной власти, взаимодействуют с органами исполнительной власти на основе права. 2. Их общий статус. принципы организации, основные варианты организационных форм, полномочия, установлены правом. 3. они могут вступать в различные административно-правовые отношения. 4. Они могут быть наделены отдельными государственными полномочиями (финансового и материального характера). 5. Конституция РФ предоставляет им право решать самостоятельно вопросы местного значения, владения и распоряжения муниципальной собственностью. 6. Общие принципы и гарантии местного самоуправления не могут быть произвольно ограничены какими либо органами государственной власти. Вывод: Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения. Их роль в государственном управлении определена Конституцией РФ, Законами и другими нормативными актами, а так же Уставами соответствующих муниципальных образований.


При рассмотрении этого вопроса особое значение имеют ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ».

Система законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ.

Образование, формирование и деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ регулируются Конституцией РФ, ФЗ, а также конституциями республик, уставами краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ и является одновременно высшим должностным лицом исполнительной власти субъекта РФ.

Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ:

1) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально‑экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;

2) а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; б) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета и проекты программ социально‑экономического развития субъекта РФ; в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально‑экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ; г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ; д) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с законодательством; е) предлагает органу местного самоуправления, его должностному лицу привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты, а также вправе обратиться в суд; ж) заключает в соответствии с ФЗ договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий; з) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством.

Еще по теме 33. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ:

  1. 2. Система, структура и полномочия органов исполнительной власти
  2. 19. СТРУКТУРА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ
  3. Бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при введении временной финансовой администрации
  4. Законодательные основы системы и структуры государственных органов федеральной исполнительной власти (по Конституции РФ и Указам Президента РФ от 9.03.04 г. «О системе и структуре федераль­ных органов исполнительной власти» и от 12.05.08 г. « Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»).

Органы исполнительной власти субъектов РФ – органы, образованные в соответствии с Конституцией РФ и законами субъекта РФ, осуществляющие полномочия в пределах своей компетенции и полномочия органов исполнительной власти РФ в пределах, установленных договорами о разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов.

Глава высшего исполнительного органа субъекта РФ одновременно является главой соответствующего субъекта РФ. Эта должность замещается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов устанавливается законами соответствующего субъекта РФ.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией субъекта РФ

В Конституции РФ закреплено (ч. 1 ст. 77), что система органов исполнительной власти субъектов РФ определяется субъектами самостоятельно.

Под системой исполнительной власти субъекта Федерации понимается совокупность органов субъекта Федерации, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ входит в единую систему исполнительной власти РФ и включает в себя:

1) глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ);

2) высший исполнительный орган, включающий: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, находящиеся в двойном подчинении у главы администрации и соответствующих федеральных органов;

3)центральные и отраслевые органы исполнительной власти

4) территориальные органы федеральных министерств и ведомств

Исходя из норм ст. 72, 73, 77 Конституции РФ следует выделить два вида органов исполнительной власти субъектов РФ:

1. Органы, входящие в единую систему органов исполнительной власти вместе с федеральными органами исполнительной власти по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения России и ее субъектов;

2. Органы исполнительной власти субъектов РФ, образуемые по предметам «исключительного» ведения субъектов

В структуре органов исполнительной власти субъекта РФ важное место занимают органы исполнительной власти, входящие в систему федеральных органов исполнительной власти (органы внутренних дел), в которых объединены начала централизации и децентрализации, ибо они являются органами «двойного» подчинения:

По вертикали - одноименному федеральному министерству

По горизонтали - высшему органу исполнительной власти

Органы исполнительной власти, которые ведают вопросами, составляющими предмет совместного ведения России и ее субъектов, сохраняют основное содержание области их управленческой деятельности. К ним относятся: министерства, департаменты, управления.

В систему органов исполнительной власти субъектов РФ также входят органы, образованные субъектом в целях осуществления контроля за выполнением требований законодательства данного субъекта, органы в сфере дорожного хозяйства данного субъекта, коммунального хозяйства, водного хозяйства и др.

Правительство (администрация) субъекта Федерации является коллегиальным исполнительным и распорядительным органом государственной власти, подотчетным президенту республики (главе республики) и законодательному и представительному органу республики. Правительство может иметь статус высшего органа исполнительной власти.

В краях и областях выделяется два вида организационно-правового статуса правительства :

1. правительство может являться самостоятельным исполнительным органом государственной власти, обладать собственной компетенцией, быть организационно обособленным от главы исполнительной власти

2. правительство может быть организационно включено в структуру администрации субъекта Федерации, и, не обладая функционально-правовой самостоятельностью, реализовывать часть компетенции администрации. В этом случае первый заместитель главы администрации (губернатора) возглавляет правительство, а другие члены правительства являются должностными лицами администрации.

В состав правительства входит председатель правительства, заместители председателя правительства и члены правительства. Заместители председателя правительства и члены правительства, как правило, являются руководителями соответствующих отраслевых министерств, госкомитетов, департаментов или территориальных органов исполнительной власти (в некоторых областях и городах федерального значения). Они назначаются главой исполнительной власти с участием законодательного и представительного органа государственной власти.

Основные функции современной исполнительной власти:

1.исполнительная (правоприменительная), т. е. функция исполнения Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ;

2.«правозащитная», т. е. соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

3.социально-экономическая, т. е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

4.функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

5.регулирующая, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование;

6.нормотворческая, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов; 7.право-охранительная, означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаютсянормы законодательства.

47. Основные направления государственной социально-экономической политики РФ.

Современном обществе две линии развития – экономическая и социальная – тесно переплетаются.

Главной целью социально-экономической политики РФ является последовательное повышение уровня жизни населения и обеспечение социальных гарантий. Данные социальные гарантии определяются обязательствами государства, установленными статьями Конституции РФ, а также Уставами субъектов РФ; Федеральными и региональными законами.

Основными «болевыми точками» являются: 1. Демографическая ситуация. 2. Здоровье нации. 3. Старение населения. 4. Качество жизни населения. 5. Иммиграция. 6. Социально-экономическое неравенство и бедность. 7. «Провалы» рынка труда и промышленной политики. 8.Территориальные диспропорции в социально-экономическом развитии. 9. Экология, природные катаклизмы. 10. Финансово-экономические кризисы. 11. Низкий общий уровень культуры в обществе.

Основные цели социально-экономической политики РФ:

Рост экономики, улучшение экономической обстановки в стране;

Уменьшение напряжённости в обществе;

Модернизация государства;