Представления, память и мнемические процессы. Классификация основных видов памяти

Память - это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память - основа психической деятельности.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Основными процессами памяти, или мнемическими процессами, являются запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание.

Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение и узнавание - это процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, его повторном восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

Существуют различные типологии памяти:

  • o по сенсорной модальности - зрительная (визуальная), моторная (кинестетическая), звуковая (аудиальная), вкусовая, болевая;
  • o по содержанию - образная, моторная, эмоциональная;
  • o по организации запоминания - эпизодическая, семантическая, процедурная;
  • o по временным характеристикам - долговременная, кратковременная;
  • o по наличию цели - произвольная и непроизвольная.

В случае непроизвольной памяти информация запоминается сама собой без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. Такая память сильно развита в детстве, у взрослых она ослабевает.

Произвольная память: информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов. Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания (насколько прочно, надолго человек хочет запомнить) и от приемов заучивания. Различают следующие приемы заучивания:

  • а) механическое дословное многократное повторение. Здесь работает механическая память, основанная на повторении материала без его осмысливания; тратится много сил, времени, а результаты низкие;
  • б) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами. В данном случае работает логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической памяти;
  • в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки). Работает образная память, т.е. память на представления. Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Она бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная. Эмоционально окрашенные впечатления человек хранит дольше всего;
  • г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо, после 1-2-кратного повторения, перейти в долговременную память. Кратковременная память ограничена по объему: при однократном предъявлении в ней помешается в среднем 7 ± 2 объекта. Это магическая формула памяти человека. В среднем с одного раза человек может запомнить от пяти до девяти слов, цифр, чисел, фигур, картинок, "кусков" информации. Главное - добиться, чтобы эти "куски" были более информационно насыщены.

Это достигается за счет группировки, объединения цифр, слов в единый, целостный "кусок-образ".

Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален. По нему можно прогнозировать успешность обучения. Для этого используется формула: объем кратковременной памяти /2+ 1 ™ балл учебный.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов:

  • 1) с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);
  • 2) закрытая (в естественных условиях человек не имеет к ней доступа, и лишь при гипнозе, при раздражении определенных участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

В долговременной памяти с сознательным доступом выделяют:

  • а) долговременную семантическую память (хранит информацию о мире, слова, с помощью которых обозначается знание предметов, накопленные знания);
  • б) долговременную биографическую память (хранит информацию о событиях жизни конкретной личности, отражает самосознание).

После травмы человек может утратить биографическую память, не помнить своей прошлой жизни, но сохранить знания, опыт, навыки, хранимые в семантической памяти.

Оперативная память - это вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий данную деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня. Время ночного сна отводится организму для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода се в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций.

Современный американский психолог Роберт Солсо полагает, что у человека есть еще два типа памяти:

  • а) процедурная - знание того, как нужно действовать (сохраняет моторные, перцептивные, когнитивные навыки);
  • б) декларативная - способность дать ясный отчет о прошлом индивидуальном опыте, память на факты и события. У больных с повреждением гиппокампа (особой области мозга) процедурная память сохраняется, а декларативная память на недавние события полностью утрачивается.

Наиболее точное и полное воспроизведение сложного и обширного материала происходит обычно не сразу после заучивания, а спустя два-три дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией.

Долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания; забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент нужной информации. Для уменьшения забывания необходимо:

  • 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро и почти полностью);
  • 2) повторение информации (первое повторение через 40 минут после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации).

Информацию необходимо чаше повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания. Лучше делать это следующим образом: в первый день - 2-3 повторения, во второй - 1-2 повторения, в третий - седьмой день по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Следует помнить, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений задень. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

Процесс забывания наиболее интенсивно происходит впервые часы и дни после заучивания, затем менее интенсивно он длится в течение трех месяцев. К концу этого периода человек забывает 95% механически заученной информации или 75% логически осмысленной информации, которую не повторяли.

Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивным торможением. Особенно оно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий. Середина материала запоминается хуже именно в результате проактивного и ретроактивного торможения.

Закон Рибо (закон обратного хода памяти) проявляется у пожилых людей, которые могут хорошо помнить давние события своей жизни, но быстро забывают только что услышанное.

Важным фактором забывания является степень активности использования имеющейся информации: забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Кроме того, забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются. Таким образом забывается то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение (мотивированное забывание).

Согласно теории американского психолога Джона Аткинсона не забывается ничего, но пережитый материал уходит в глубины долговременной памяти и бессознательной психики (без доступа к сознанию человека). Но с помощью особых психологических методов можно получить доступ и к этому материалу.

К самым ранним проявлениям ухудшения памяти относится ослабление избирательной репродукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала (дат, имен, названий, терминов и т.п.). Затем ослабление памяти может принять форму прогрессирующей амнезии. Ее причинами могут стать алкоголизм, травмы, склероз, возрастные и негативные личностные изменения, некоторые заболевания. При амнезии вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию, а затем последовательно сокращаются информационные запасы памяти. В первую очередь забывается то, что было усвоено совсем недавно, т.е. новые данные и новые ассоциации, затем утрачиваются воспоминания о последних годах жизни. Зафиксированные в памяти события детства, юности сохраняются гораздо дольше.

Нарушение непосредственной памяти (корсаковский синдром) проявляется в том, что нарушена память на текущие события, человек забывает, что он только что сделал, сказал, увидел, поэтому накопление нового опыта и знаний становится невозможным, хотя прежние знания могут сохраняться.

Чем обширнее повреждения мозга, тем серьезнее его последствия для памяти. Это положение называется законом действия массы: память разрушается пропорционально весу разрушенной мозговой ткани. Однако даже удаление 20% мозга (при хирургических операциях) не приводит к утрате памяти. Вследствие этого возникли сомнения в существовании локализованного центра памяти. Некоторые психологи однозначно утверждали, что органом памяти следует считать весь мозг. Парная структура, расположенная в височных отделах полушарий головного мозга, гиппокамп, отвечает за перевод информации из кратковременной памяти в долговременную. После двустороннего удаления гиппокампа больные сохраняли память о том, что было до операции, но запоминание новых данных не наблюдалось. Японские исследователи обнаружили, что в височных долях серого вещества головного мозга записана вся жизнь человека по секундам, но мозг выдает только то, что необходимо для решения тех или иных задач.

Таблица 10


Заполните таблицу 11

Таблица 11

Основные процессы и механизмы памяти.

1. Дайте характеристику важнейших особенностей памяти, как познавательного процесса.

2. Какова роль памяти в психической жизни человека?

3. Какова природа ассоциаций и их значение в процессах памяти?

4. По каким принципам память подразделяют на виды?

5. В чем отличие между кратковременной и оперативной памятью?

6. Каковы основные условия продуктивного запоминания?

7. Как можно объяснить явление реминисценции?

8. В чем проявляется отличие образов и представлений памяти от образов восприятия?

9. В чем проявляются индивидуальные отличия памяти?

Задание-практикум.

Эксперимент 1. «Оперативная память». Эта методика применяется для изучения кратковременной памяти в случае, когда кратковременная память несет основную функциональную нагрузку.

Инструкция . Экспериментатор зачитывает числа 10 рядов из 5 чисел в каждом. Задача испытуемого – запомнить эти 5 чисел в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим. Третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать. Например, 62142. складываем 6 и 2 = 8, 2 и 1 = 3, 1 и 4 = 5, 4 и 2 = 6 (записываются суммы).

Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное число 40). Норма взрослого человека – от 30 и выше.

Эксперимент 2. «Прием информации» .

Инструкция: Экспериментатор зачитывает в быстром темпе слова, а испытуемые должны эти слова классифицировать и записать сокращенно в нужную колонку. Выделяют 5 колонок в таблице (см. ниже). Зачитывают 32 слова: натрий, кошка, диван, верба, тревога, водород, хорек, кресло, восторг, черемуха, ель, серебро, сервант, рысь, любовь, гелий, медведь, лев, стол, тополь, усталость, дуб, каштан, орган, воробей, железо, клен, медь, сазан, береза, соболь, радий .

Испытуемые подсчитывают количество слов, которые успели записать. Если количество слов равно 32 – прием информации эффективен, если 31-29 – посредственный прием, если ниже 28 – прием информации затруднен, человек не успевает за средним темпом подачи информации.

Эксперимент 3. «Непроизвольная память».

Инструкция: Используется материал методики «Прием информации».

НП = (П – М):32 *100%

НП – непроизвольная память

П – количество вспомненных слов

М – количество сфантазированных слов.

Анализ результатов . НП = 70% - очень высокий уровень непроизвольной памяти;

НП = 51-69% - высокий уровень, выше среднего;

НП= 41-50% - хорошая средняя норма для взрослого человека;

НП=31-40% - посредственная норма взрослого человека;

НП=15-30% - низкий уровень, ниже среднего уровня;

НП ‹ 15% - дефект памяти.

Вставьте пропущенные слова, закончите предложения, выберите нужное слово :

1. То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помниться лучше, чем то, что составляет средства данной деятельности. Следовательно, чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно... .

2. Единовременное повторение заученного материала (более или менее?) продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.

3. Объем оперативной памяти равен... информационным единицам.

4. Очень яркая образная память, которую описал А. Р. Лурия, называется... .

5. Темп забывания логически осмысленной информации происходит следующим образом: ... .

6. Улучшение воспроизведения по прошествии времени (48-72 часа) называется... .

7. При запоминании длинного информационного ряда лучше всего запоминается его начало и конец. Это явление называется... .

8. Закон забывания Г. Эббингауза заключается в том, что... .

9. Максимум воспроизведения хорошо выученного нами и понятого текста происходит через... .

10. Память у человека теряется и восстанавливается по одному закону (Т. Рибо): при потерях памяти в первую очередь страдают... впечатления, при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, сначала восстанавливаются наиболее... впечатления, а затем наиболее... воспоминания.

Мышление

Функции мышления: раскрытие внутренней, непосредственно не данной в ощущениях и восприятиях сути объектов и явлений действительности.

Особенности протекания: обобщенное, отраженное и опосредованное познание действительности; решение конкретной задачи; связь с речью.

Заполните таблицу 12.

Таблица 12

Вопросы для самостоятельной работы

1. В чем заключаются специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности?

2. В чем проявляется существенное отличие абстрактного познания действительности от чувственного?

3. В чем заключается особенность опосредованного способа познания действительности?

4. Что характеризует существенные признаки предметов и явлений, которые являются объектом мысленного познания?

5. Охарактеризуйте главные операции мышления.

6. Что является конечным продуктом мысленного познания действительности?

7. В чем заключается отличие понятий от представлений как форм познания?

8. Как соотносятся между собой проблемная ситуация и задача?

9. Определите главные этапы процесса решения задачи.

10. По каким критериям мышление делится на виды?

Вопросы по теме для упражнений и самоконтроля

1. Терминологический диктант.

1. Назовите операцию мышления, сутью которой является сопоставление предметов или объектов.

2. Назовите операцию мышления, смыслом которой является мысленное деление объекта на составляющие.

3. Назовите операцию мышления, суть которой заключается в мысленном отчуждении от объекта его признаков.

4. Назовите вид мышления, суть которого состоит в оперировании образами.

5. Назовите вид мышления, суть которого состоит в оперировании понятиями.

2. Определите вид мышления.

1. «...мышление неотрывно от восприятия, оперирует лишь непосредственно воспринимаемыми вещами» (Б. М.Теплов)

2. Вид мышления, пользуясь которым человек в процессе решения задачи выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным при помощи чувств.

3. Вид мышления, направленный на решение практических задач.

4. Ученик так выразил свое понимание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»: «Тучка – это мимолетная радость, посетившая человека. Она согрела его. Оставила хорошее воспоминание и улетела. И этот человек после мимолетной радости еще острее чувствует свое одиночество...»

5. ...мышление неотрывно от прямого манипулирования вещами, неотрывно от действия в моторном, физическом смысле этого слова.

6. Вид мышления, при котором человек для решения задач использует образы, непосредственно извлекаемые из памяти или воссоздаваемые воображением.

7. Мышление, при котором задача решается с опорой на зрительный образ.

3. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных? Приведите примеры, подтверждающие многогранность человеческого мышления.

4. Назовите специфические особенности мышления высшей формы познавательной деятельности. Раскройте отличие мышления от чувственного познания.

5. Перечислите основные этапы решения мыслительных задач и укажите психологические условия, необходимые для их решения. Дайте сравнительную характеристику способов поиска решения.

6. Назовите психологические условия, благоприятствующие возникновению гипотезы. Как следует использовать подсказку для развития мыслительной деятельности учащихся?

7. Укажите некоторые общие закономерности формирования умственных действий. Покажите их связь с внешними практическими действиями.

8. Назовите особенности, способствующие развитию творческого мышления.

· склонность к конформизму;

· очень высокая оценка значимости своих идей;

· частые неудачи в деятельности;

· тревожность как черта характера;

· стремление быть похожим на других;

· заниженная оценка значимости своей деятельности;

· чрезмерно развитое критическое мышление;

· способность видеть объект под новым углом зрения;

· нежелание быть «белой вороной».

9. Правильно ли названы формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, понятийное?

10.Считаете ли вы, что понятие «задача» иногда может иметь более широкий смысл, чем понятие «проблемная ситуация».

Материалы для конспектирования.

Генетические корни мышления и речи. Мысль и слово. // Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринты, 1996, 416С.

Забывание

Процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. З. впервые исследовалось Г. Эббингаузом (1885), экспериментально установившим временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп З. зависит: от объема запоминаемого материала, от его содержания и степени его осознанности, от сходства запоминаемого и интерферирующего (см. ) материала, от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в субъекта и т. д. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое для субъекта содержание подвергается качественным изменениям и включается в субъекта. Согласно интерференционным теориям (Б. Андервуд, 1964; Д. Серасо, 1967), З. представляет собой следствие стирания следа памяти под влиянием проактивной и ретроактивной интерференции. По Р. Аткинсону (1968), (см. ) вечна, а З. происходит следующим образом: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации , благодаря которому активизируются соответствующие поисковые наборы в хранилище долговременной памяти; неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) и приводят к эффекту З. Но и эта теория уязвима, так как не объясняет всех феноменов З. (см. ).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Забывание

Активный процесс, характерный постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала - потерей доступа к запомненному ранее материалу, невозможностью воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализуется в контексте решаемых задач. Особенно интенсивно оно происходит сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, обретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при коих происходило запоминание, и применение особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала. Забывание впервые исследовал Г. Эббинхауз (1885), установивший временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп забывания зависит:

1 ) от объема запоминаемого материала;

2 ) от его содержания и степени его осознанности;

4 ) от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта, и пр.

Невозможность припомнить некий материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое содержание качественно изменяется и включается в опыт субъекта. Согласно интерференционным теориям, забывание являет собой следствие стирания следа памяти под влиянием интерференции проактивной и ретроактивной. Согласно Р. Аткинсону, память долговременная вечна, а забывание происходит так: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации, благодаря чему активизируются соответственные поисковые наборы в хранилище памяти долговременной; неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) приводят к эффекту забывания. Но и эта теория уязвима, ибо не объясняет всех феноменов забывания (см. ). В отечественной психологии перспектива создания психологической теории памяти, объясняющей феномены забывания, связана не с традиционной доктриной следов, а с представлением о памяти как действии в собственном смысле слова (см. ; ).


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Специфика.

Невозможность воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Заключается в прерывании доступа к запомненному ранее материалу. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер, второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ЗАБЫВАНИЕ

(англ. forgetting ) - один из процессов в системе памяти , проявляющийся в невозможности (неспособности) припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании . С т. зр. концепций ассоциативного научения , физиологическая основа З. - торможение нервных связей, т. е. следов памяти (см. , ). Основная закономерность З., установленная Г . Эббингаузом (1895), состоит в быстром его ходе непосредственно после заучивания и постепенном замедлении с течением времени. З. зависит также от содержания, объема материала, его эмоциональной окраски, частоты применения и статуса применения в деятельности . З. оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность субъекта. Включение материала в - надежное средство борьбы с З.

Еще со времен Эббингауза выдвигалась гипотеза о том, что З. естественный процесс постепенного угасания (англ. decay ) следов памяти. Однако этому представлению противоречил ряд экспериментально установленных фактов: 1) с течением времени иногда наблюдается не снижение, а, напротив, повышение в эффективности воспроизведения следов - ; 2) наличие ошибочных воспроизведений специфического характера; 3) отрицат. влияние на процесс воспроизведения всякой побочной деятельности, отделяющей воспроизведение от запоминания . В связи с этим нем. психологи Г. Мюллер и А. Пильцеккер (1900) высказали предположение о том, что З. - результат тормозящего влияния со стороны побочных интерферирующих воздействий, а не следствие постепенного угасания следов. проявляется либо в потере информации под влиянием последующего поступления нового материала, либо в ошибках, вызванных конкуренцией мнемических следов. Ее действие обнаруживается как в кратковременной, так и в долговременной памяти .

По З . Фрейду , в основе З. лежит мотив отрицания неприятных впечатлений, стихийное стремление к отпору представлениям, могущим вызвать тягостные переживания; этот механизм вытеснения (repression) основатель психоанализа сравнивает с рефлексом бегства при болезненных раздражениях. Фрейд полагает, что подобную т. зр., усматривающую в тревожащих воспоминаниях особую склонность подвергаться мотивированному забвению, следует учитывать во многих областях, напр. при оценке показаний свидетелей на суде. В народном эпосе, по мнению Фрейда, мы также сталкиваемся с подобным мотивом - стремлением вытравить воспоминания о том, что тягостно для национального чувства. Аналогичный мотив проявляется и в З. впечатлений детства у отдельного индивида. Концепция Фрейда имеет основания. Тот факт, что неприятные переживания вытесняются из памяти, перекликается с описанным в свое время И . П . Павловым и А . А . Ухтомским явлением запредельного торможения . Тем не менее в ряде более поздних работ, посвященных этой проблеме, не было получено однозначного результата. По мнению П . И . Зинченко , решение проблемы о связи З. с эмоциями невозможно достичь, если изучать влияние эмоций на З. в форме действия какой-то психической силы, оставляя в стороне изучение той деятельности, в которой и в силу которой эти чувства возникли (ее целей, задач, мотивов, конкретного содержания и результатов действий). (Т. П. Зинченко.)

Добавление: Следует подчеркнуть, что в такой сложной системе процессов, хранилищ и собственно единиц хранения, как обыкновенная человеческая память, механизмов З. должно быть немало. Дело явно не огранивается лишь разнообразием, скажем, скоростей угасания следов в каждом из типов хранилищ. Исследования в современной когнитивной психологии поддерживают не только идею множественности хранилищ и множественности механизмов (причин и факторов) З., но также и идею характерных для каждого из хранилищ специфических механизмов З. Напр., в сенсорном регистре потеря информации обязана, прежде всего, быстрому угасанию следа; в долговременной памяти действуют механизмы вытеснения, интерференционного торможения и утраты ключей, или признаков, необходимых для поиска (и доступа к) нужной информации; в кратковременной памяти в дополнение к угасанию важную роль играет фактор переполнения и вытеснения старых элементов новыми. (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Забывание

   ЗАБЫВАНИЕ (с. 226) - процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее; обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Материал, который закрепляется механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому забыванию.

Наиболее распространенные объяснения забывания связаны с двумя гипотезами, впервые сформулированными немецкими психологами Г.Э.Мюллером и А.Пильцеккером в 1900 г. Согласно первой, забывание происходит потому, что процессы запоминания какого-либо нового материала (и вообще любая психическая активность) взаимодействуют (интерферируют) с уже имеющимися в памяти ассоциациями, что может их разрушить. Другая гипотеза предполагает ослабление ассоциаций с течением времени (эта гипотеза имеет относительно мало сторонников и подтверждается лишь при исследовании сенсорной памяти). Своеобразное толкование забывания было предложено в психоанализе, где оно рассматривается как результат работы специфических защитных механизмов, вытесняющих из сознания травмирующие впечатления. В отечественной психологии объяснение феноменов забывания связано главным образом с представлением о памяти как действии.

Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести. Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не сможет воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его. Временное забывание в физиологии объясняется торможением временных нервных связей, полное забывание - их распадом. И то и другое - результат отсутствия подкрепления этих связей.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Забывание

Одна из общих идей психологии: утрата способности вспомнить или опознать ранее усвоенную информацию. Феномен забывания можно разделить на две широкие категории - полное забывание, когда информация фактически утрачивается, и забывание, зависящее от внешних стимулов, при котором фрагменты информации сохраняются в долговременной памяти, но остаются недоступными при попытках вспомнить ее. Вот некоторые главные объяснения феномена забывания:

Помехи: воспоминания искажаются либо в результате предыдущих событий (), либо в результате последующих событий (ретроактивная интерференция).

Вытеснение: этот вид забывания обычно связан с мотивацией - люди неосознанно вытесняют мучительные или неосознанные воспоминания.

Ошибки воспроизведения: в более современных объяснениях фсномена забывания подчеркивается важность различных стимулов в процессах забывания и воспомииания. Эти стимулы могут быть внутренними (например, психологическое или физиологическое состояние - стресс, алкогольное опьянение и т. д.) или контекстуальными (аспекты обстановки). Мы с большей вероятностью вспоминаем информацию, если восстанавливаем ее в том же состоянии и контексте, в каком она была получена первоначально. Это соображение крайне важно при выработке навыков обучения.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "забывание" в других словарях:

    Забывание - активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее… … Психологический словарь

    ЗАБЫВАНИЕ - вытеснение из памяти намерений, обязанностей, целей. Является, по 3. Фрейду, результатом переживаний или неконтролируемых воздействий из сферы бессознательного, самостоятельно заботящегося о сохранении внутреннего равновесия человека. Если… … Философская энциклопедия

    забывание - сущ., кол во синонимов: 1 оставление (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    забывание - ЗАБЫВАНИЕ понятие, обозначающее отдельный блок мнемической системы. На процесс 3. влияет модальность заученного материала (образный, вербальный и т.д.), его осмысленность и привычность, а также цели, интересы, мотивы и знания индивида.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

81. Реконструкция при воспроизведении не проявляется:

а) в отборе главного и отсеве второстепенного материала;

б) в обобщении и привнесении нового содержания;

в) в изменении последовательности изложения;

г) в воспроизведении, максимально близком к заученному материалу.

82. Узнавание - это воспроизведение:

а) первичное;

б) вторичное;

в) третичное;

г) совершенно новое.

83. Укажите, какое из данных утверждений относительно индивидуальных особенностей памяти неверно. Эти особенности:

а) в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов;

б) в определенной мере связаны с различиями степени уравновешенности нервных процессов;

в) в определенной мере связаны с различиями степени подвижности нервных процессов;

г) не обеспечиваются физиологическим субстратом.

84. Так называемый фактор края имеет вид зависимости:

а) монотонно возрастающей;

б) монотонно убывающей;

в) нелинейной U-образного типа;

г) инвертированной U-образной.

85. Опознание воспринимаемого объекта, как уже известного по прошлому опыту, - это:

а) припоминание;

б) узнавание;

в) представление;

г) реминисценция.

86. Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти, фиксируется как:

а) припоминание;

б) узнавание;

в) представление;

г) реминисценция.

87. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений и требующее усилий и старания, - это:

а) припоминание;

б) узнавание;

в) представление;

г) реминисценция.

88. Кривая забывания Эббингауза имеет вид зависимости:

а) монотонно убывающей;

б) монотонно возрастающей;

в) инвертированной U-образной;

г) сложной квазипериодической.

89. Запоминание на основе установления в запоминаемом материале смысловых связей характерно для … памяти.
а) механической;
б) логической;
в) опосредованной;
г) вербальной.

90. Запоминание материала путем его повторении без осмысления, называется …
а) непосредственным;
б) опосредованным;
в) произвольным;
г) механическим;
д) кратковременным.

91. Запоминание, сохранение и воспроизведение информации, перерабатываемой в ходе выполнения определенного действия и необходимой только для достижения цели данного действия, обеспечивается … памятью.
а) произвольной;
б) оперативной;
в) кратковременной;
г) непосредственной.

92. Генетически первичным является … запоминание.
а) непроизвольное;
б) произвольное;
в) опосредованное;
г) послепроизвольное.

93. Прочность запоминания не зависит от …
а) наличия интереса;
б) значимости запоминаемого материала для достижения предстоящих целей;
в) эмоционального состояния субъекта;
г) объема кратковременной памяти.

94. Классификация памяти на непроизвольную и произвольную осуществляется в соответствии с(со) …
а) степенью осмысленности материала;
б) предметом отражения;
в) длительностью сохранения материала.
г) Нет правильного ответа.

95. Длительность хранения информации в долговременной памяти не зависит
от …
а) значимости запоминаемого материала;
б) характера материала;
в) от характера деятельности, предшествующей процессу запоминания;
г) от объема кратковременной памяти.

96. Объем кратковременной памяти …
а) составляет 7 ± 2;
б) неограничен;
в) различен в зависимости от пола.
г) Предел неизвестен.

97. На скорость забывания материала влияет …
а) степень осмысленности материала;
б) частота использования запоминаемого материала;
в) установка на запоминание.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

98. От процесса запоминания зависит … сохранения материала.
а) полнота;
б) точность;
в) прочность.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

100. Взаимодействие запоминаемой информации с ранее заученной может
приводить к увеличению числа ошибок при воспроизведении в результате …
а) реминисценции следов памяти;
б) интерференции;
в) усталости;
г) уменьшения концентрации внимания.

101. Забывание представляет собой … процесс.
а) произвольный;
б) непроизвольный;
в) управляемый;
г) послепроизвольный.

102. Скорость забывания материала не зависит от …
а) его содержания;
б) степени осознанности;
в) наличия у субъекта мотивов к забыванию.
г) Нет правильного ответа.

103. Форма воспроизведения, основанная на опознании воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту - это …
а) воспоминание;
б) узнавание;
в) представление;
г) реминисценция.

104. Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти, называется …
а) припоминанием;
б) узнаванием;
в) представлением;
г) реминисценцией.

105. Активная форма воспроизведения, которая характеризуется наличием
сознательно поставленной цели, необходимостью преодолевать определенные затруднения - это …
а) припоминание;
б) узнавание;
в) представление;
г) реминисценция.

106. В соответствии с эффектом Б.В. Зейгарник, незавершенные действия по сравнению с завершенными запоминаются

а) лучше;
б) хуже.
в) Различий не существует.
г) Это зависит от ситуации.

107. К субъективным факторам эффективности запоминания не относится …
а) предшествующий опыт;
б) установка;
в) интерес;
г) характер материала.

108. К приемам осмысленного запоминания не относится …
а) составление плана;
б) группировка материала;
в) составление схем;
г) ритмизация материала.

109. Концентрированное повторение по сравнению с распределенным является …
а) более эффективным;
б) менее эффективным.
в) Эффективность одинакова, главное - количество повторений.
г) Это зависит от ситуации.

110. Быстрое забывание учебного материала сразу после того, как сдан экзамен объясняется …
а) действием фактора времени;
б) наличием желания забыть;
в) заучиванием нового материала;
г) действием закона установки.

111. У взрослых лучше развита память …
а) механическая;
б) логическая (смысловая);
в) эмоциональная.
г) Значимых различий нет.

112. Закон края описывает тот факт, что лучше запоминается та информация,
которая находится в … запоминаемого ряда.
а) середине;
б) конце;
в) начале;
г) начале и конце.

113. Наиболее интенсивно забывание происходит … после заучивания.
а) в первые часы;
б) на следующий день;
в) через неделю;
г) через месяц.

114. Если вслед за заучиванием следует работа со сходным материалом, то забывание заученного …
а) увеличивается, происходит быстрее;
б) уменьшается;
в) уменьшается, если материал неинтересный.
г) Различий не существует.

115. Информация, заучиваемая перед сном, запоминается лучше в силу действия закона …
а) установки;
б) края;
в) повторения;
г) осмысления.

116. К объективным факторам эффективности запоминания не относится …
а) характер материала;
б) тип запоминания;
в) количество материала;
г) обстановка запоминания.

117. Лучше всего запоминается информация при ее восприятии …
а) при чтении;
б) на слух;
в) при помощи зрения и слуха;

г) значимых различий нет.
118. Закон осмысления проявляется в том, что …
а) человек лучше понимает смысл того, что он дольше помнит;
б) тот материал, который осмыслен, запоминается лучше;
в) лучше запоминается тот материал, смысл которого важен для человека;
г) чем дольше материал хранится в памяти, тем лучше он осмысливается.

119. В ходе исследования двум группам учащимся было предложено запомнить рассказ. Первой группе рассказ давался с предупреждением, что опрос будет проводиться на следующий день, второй было сказано, что его надо запомнить «навсегда». Фактически в обеих группах проверку провели через четыре недели после заучивания. Учащиеся какой группы лучше воспроизвели рассказ?
а) Первой.
б) Второй.
в) Первой, если рассказ интересный.
г) Различий не существует.

120. В ходе исследования двум группам учащимся было предложено запомнить рассказ. Одной группе рассказ давался с предупреждением, что опрос будет проводиться на следующий день, второй было сказано, что его надо запомнить «навсегда». Учащиеся второй группы лучше воспроизвели рассказ. Какой психологический фактор обуславливает подобную закономерность?
а) Закон края.
б) Закон контекста.
в) Закон торможения.
г) Закон установки.

121. Как можно усилить первое впечатление от материала для лучшего его запоминания?
а) Направить информацию по нескольким каналам (зрение, слух и др.).
б) Усилить интенсивность сообщения.
в) Увеличить скорость изложения.
г) Увеличить скорость и интенсивность сообщения.

122. Для лучшего осмысления материала с целью улучшения запоминания
нужно …
а) составить его план;
б) обсудить его с кем-либо;
в) составить его структурно-логическую схему.
г) Все ответы верны.

123. Лучшее усвоение материала обеспечивается тогда, когда человек может
а) воспроизвести его словами источника;
б) воспроизвести его своими словами;
в) применить его при решении задач.
г) составить его структурно-логическую схему.

124. Образ предмета или явления, возникающий в отсутствии этого предмета
(явления), и основывающийся на прошлом опыте человека, называется …
а) мечтой;
б) восприятием;
в) представлением;
г) ассоциацией.

125. Сходство представлений с восприятием заключается в …
а) яркости;
б) отсутствии эмоциональной окраски;
в) неустойчивости;
г) модальности.

126. Между представлениями разных людей существуют различия … образа.
а) по яркости;
б) по полноте;
в) по отчетливости.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

Рассмотрим хотя бы в основных чертах его познавательную функцию. При этом следует иметь в виду, что существуют различные виды забывания, например неосознаваемое (пассивное) и активное, произвольное оттеснение информации. В рамках тренировки памяти представляет только ее произвольная, целенаправленная работа, а, следовательно, лишь один вид забывания – активное оттеснение информации. Чтобы понять механизм и функцию активного забывания, необходимо различать информацию, которая фактически никогда не забывается, и информацию, которая забывается. Свое имя, адрес, лица сотрудников и близких и т. п. мы никогда не забываем, так как эта информация жизненно необходима, постоянно находит применение и поэтому непрерывно повторяется. Такая информация никогда не оттесняется из сознательной памяти.

Однако емкость сознательной памяти ограничена. Много другой информации, которая, хотя и важна для нас, но повседневно не используется, необходимо каким-то образом сохранять, но так, чтобы не перегружать сознательную память. Для этого память располагает эффективным и рациональным средством: активным забыванием. Функция забывания состоит в том, чтобы оттеснить такую информацию в латентную (неосознаваемую) память. При забывании информация, следовательно, не отбрасывается, не теряется для памяти, а переходит в латентную память, откуда при необходимости ее можно возвратить в сознатель-ную память, т. е. . В отличие от информации, которая теряется из , информация, поступающая в латентную память, как правило, не теряется. Это относится и к информации, которая либо не была в достаточной мере запечатлена, либо в результате редкого употребления подверглась сильному оттеснению. Такая информация часто воспроизводится с трудом, порою – только при особых условиях, например под .

Принципиальную возможность воспроизведения забытой информации вы, наверное, ощущали на себе. Каждому случалось испытать уверенность, что мы знаем нечто, хотя в данный момент не можем припомнить. Например, при встрече с каким-либо человеком вы чувствуете, что он вам знаком, но вы не в состоянии узнать его. Нередко мы хорошо представляем обстоятельства, время и место, когда и где произошло какой-то информации, но вспомнить ее не можем. Иногда в таких случаях на основе припоминания (которое может протекать весьма сложно) нам удается воссоздать ситуацию и возвратить забытую информацию в сферу сознательной памяти. Все это свидетельствует о том, что забытая информация не теряется, а только оттесняется другой информацией в латентную память и там сохраняется. Если бы оттеснение сопровождалось не сохранением, а потерей, то припомнить забытое было бы невозможно. Факт сохранения забытого в латентной памяти делает возможным его возвращение (путем припоминания) в сознательную память.

Теперь попытаемся дать научное объяснение процессу забывания. Нелепо считать, что причиной его является время. Против этого свидетельствует хотя бы тот факт, что многие детства лучше сохраняются в памяти, чем те, которые мы приобрели в зрелом возрасте. Разумеется, забывание, как и любой другой процесс, занимает какое-то время, однако причиной забывания служит не время само по себе, а какой-либо познавательный процесс. Железо ржавеет не потому, что проходит время, а потому, что оно участвует в химической , которая, естественно, протекает во времени; она-то и обусловливает изменение железа. Подлинная причина забывания заключается скорее всего в ограниченной способности сознательной памяти сохранять информацию, а это в свою очередь создает в механизме, который обеспечивал бы сохранение информации таким образом, чтобы исключить перегрузку сознательной памяти.

Этим механизмом является забывание. В результате оттеснения информации из сознательной памяти в латентную первая освобождается для непрерывно поступающей жизненно необходимой информации, которая может быть воспроизведена в любой требуемый момент времени. Вместе с тем забывание позволяет накапливать огромные количества информации, не перегружая сознательную память. Поэтому активное забывание – не зло и не признак плохой памяти, а, напротив, чрезвычайно важный фактор, способствующий достижению высокой продуктивности памяти. Подлинным злом является не забывание как таковое, а его неквалифицированное применение, препятствующее быстрому и точному воспроизведению забытого. Если вы научитесь осознанно использовать механизм забывания, это позволит значительно повысить продуктивность припоминания. Отбросьте поэтому ваши страхи и предубеждения относительно забывания и постарайтесь привыкнуть к мысли, что при правильном его выполнении оно наполовину заменяет припоминание. Таким образом, при проведении тренировки памяти надо стремиться не к тому, чтобы исключить или преодолеть забывание, а, наоборот, научиться квалифицированно им пользоваться. С этой целью в следующем разделе мы рассмотрим процесс забывания более детально.