В с мерлин биография. Мерлин вольф соломонович, биография

Вольф Соломонович Мерлин

Мерлин Вольф Соломонович (1989-1982) - отечественный психолог. Биография. Родился в семье учителя. Научная деятельность началась в психологическом отделе Ленинградского института научной педагогики. В дальнейшем работал в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена, Саратовском и Свердловском пединститутах, в Казанском университете. Ученик М. Я. Басова . В 1940 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1950 году - докторскую. С 1954 года тал в Пермском педагогическом институте, до 1979 года как заведующий, затем - профессор кафедры психологии. Исследования. Начал свою профессиональную деятельность в качестве психофизиолога, обратившись к проблеме связи волевого действия и условно-рефлекторных механизмов. Затем занимался исследованиями проблем дифференциальной психофизиологии. В результате этих исследований им было выделено 6 уровней индивидуальности человека: биохимический, соматический, нейродинамический (свойства нервной системы), психодинамический (темперамент), свойства личности, социальные роли. Основное внимание им уделялось нейродинамическим и психодинамическим особенностям индивидуальности человека. Так, при анализе психодинамического уровня, т. е. темперамента, им выделялись такие характеристики, как экстраверсия , психодинамическая тревожность, реактивность, импульсивность, активность, эмоциональная устойчивость, эмоциональная возбудимость, ригидность. Разработал концепцию интегральной индивидуальности, в которой понятие индивидуального стиля деятельности занимает ключевое место, выступая опосредующим звеном между разноуровневыми свойствами личности.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 324-325.

Сочинения:

Очерк психологии личности, Пермь, 1959; Очерк теории темперамента. М., 1964; Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1968; Лекции по психологии мотивов. 1970; Проблемы экспериментальной психологии личности // Ученые записки Пермского лед. ин-та. Пермь, 1970. Т. 77; Очерк интегрального исследования личности. М., 1986; Избранные психологические труды. М., 1996.

Литература:

Вяткин Б. А. Творческий путь В. С. Мерлина как процесс создания учения об интегральной индивидуальности // Психологический журнал. 1998. № 1. Т. 19; Вяткин Б. А., Силина Е. А. В. С. Мерлин - ученый и педагог (К 100-летию со дня рождения) // Вопросы психологии. J 998. № 1. С. 90-95.

Мерлин Вольф Соломонович

(1892–1982) - российский психолог. Занимался проблемами дифференциальной психологии и психофизиологии . Выдвинул принцип «много-многозначной зависимости» психических явлений от физиологических, который позволил раскрыть сложный, опосредованный характер взаимоотношений между различными уровнями организации индивидуальных особенностей личности - нейродинамическим, психодинамичным и личностным. Исследования в этой области привели к созданию концепции темперамента человека («Очерк теории темперамента», 1964; «Очерк интегрального исследования индивидуальности», 1986).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Мерлин Вольф Соломонович

(1989, Могилев - 1982) - отечественный психолог.

Биография.

Родился в семье учителя. Научная деятельность началась в психологическом отделе Ленинградского института научной педагогики. В дальнейшем работал в Ленинградском педагогическом институте им. А.И.Герцена, Саратовском и Свердловском пединститутах, в Казанском университете. В 1940 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1950 г. - докторскую. С 1954 г. работал в Пермском педагогическом институте, до 1979 г. как заведующий, затем - профессор кафедры психологии.

Исследования.

Ученик М.Я.Басова. Начал свою профессиональную деятельность в качестве психофизиолога. Занимался проблемой связи волевого действия и условнорефлекторных механизмов, затем - проблемами дифференциальной психофизиологии. Основное внимание им уделялось нейродинамическим и психодинамическим особенностям индивидуальности человека. Разработал концепцию интегральной индивидуальности, в которой понятие индивидуального стиля деятельности занимает ключевое место, выступая опосредующим звеном между разноуровневыми свойствами личности.

Сочинения.

Очерк психологии личности. 1958;

Очерк теории темперамента. М., 1964; Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1968 Лекции по психологии мотивов. 1970

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Смотреть что такое "Мерлин Вольф Соломонович" в других словарях:

    Мерлин Вольф Соломонович - (1989, Могилев 1982) отечественный психолог. Родился в семье учителя. Научная деятельность началась в психологическом отделе Ленинградского института научной педагогики. В дальнейшем работал в Ленинградском педагог … Психологический словарь

    Мерлин, Вольф Соломонович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мерлин (значения). Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Мерлин Вольф Соломонович - Вольф Соломонович Мерлин (22 января 1898, Могилёв 1982) советский психолог. Ученик М.Я.Басова. Содержание 1 Биография 2 Теория Мерлина 3 Научная школа … Википедия

    Мерлин, Вольф Соломонович - (1898 1982) Российский психолог. Окончил педагогический факультет Петроградского института внешкольного образования (1924). С 1925 г. работал на кафедре психологии Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена, преподавал в… … Кто есть кто в российской психологии

    Вольф Соломонович Мерлин - (22 января 1898, Могилёв 1982) советский психолог. Ученик М.Я.Басова. Содержание 1 Биография 2 Теория Мерлина 3 Научная школа … Википедия

    Мерлин (значения) - Мерлин: Мерлин мудрец и волшебник кельтских мифов, наставник и помощник короля Артура, а до того его отца Утера. Персоналии: Мерлин, Вольф Соломонович советский психолог, исследователь проблем темперамента. Мерлин, Павел… … Википедия

    Физиология высшей нервной деятельности - (ВНД) является разделом физиологии, изучающим функции высшего отдела центральной нервной системы коры больших полушарий головного мозга, посредством которой обеспечиваются сложнейшие отношения высокоразвитого организма с окружающей внешней… … Википедия

Вольф Соломонович Мерлин ($1898г -1982г$) родился в Могилёве, Российская империя. Отец, Соломон Наумович Мерлин, был учителем математики классической гимназии. В $1918$ году Вольф окончил ту же гимназию, где преподавал его отец. Он получил классическое образование, знал пять языков, среди которых были греческий и латынь. После окончания гимназии, в течение двух лет работал инструктором по внешкольному образованию. Дальнейшую его жизнь можно разделить на периоды по месту проживания.

С $1920$ года по $1931$ год Петроградско- Ленинградский период жизни. В $1920$ году Мерлин поступает на педагогический факультет Петроградского педагогического института внешкольного образования. Начиная с $1921$ года, лекции по психологии на их курсе начинает читать профессор М.Я. Басов. Будучи студентом, подрабатывал, читая публичные лекции о бессознательном, демонстрируя использование массового гипноза. После окончания института, около года (с $1923$ по $1924$), работал в психотехнической комиссии при Ленинградской областной совпартшколе имени Клары Цеткин. В эти же годы началась его научная деятельность в губполитпросвете, направленная на борьбу с неграмотностью, возглавляемая М. Я. Басовым. Благодаря чему, в $1924$ году, получил от него приглашение на кафедру психологии Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена в качестве ассистента, где он руководил педологическим отделением.

В $1929$ году Мерлин назначен на должность доцента. С 1$927$ года по $1931$ год по совмещению работает в Ленинградском институте научной педагогики, где возглавлял научную группу. Продолжая исследования Басова, изучали становление, развитие мировоззрения младших школьников в зависимости от социальной группы, так как у них имелись разные эмоциональные, социальные установки личности, особенности речевого мышления и форм организации у ребенка эмоционального строя в условиях коллектива. В ходе использования методик клинической беседы Jean Piaget и наблюдений, схемой исследования личности Басова,естественного эксперимента Лазурского, было выявлено, что к началу обучения уже вполне сформирована тесная связь между волевой, эмоциональной сферой, поведением, мышлением, речью, но характер связей различен в зависимости от эмоциональных особенностей и социальных представлений детей.

С $1931$ по $1938$ года - Саратовский период. После ухода из жизни Басова. Мерлин переехал в Саратов, где работал в педагогическом институте, продолжая изучать волевую деятельность. Итогом его трудов стала защита диссертации в $1938$ году, на тему «Волевая деятельность и условный рефлекс». В работе раскрывался новый подход - экспериментальное изучение психики в связи со свойствами нервной системы. В $1934$ году опубликовал труд «Конспект лекций по общей психологии ».

С $1938$ по $1948$ года - Свердловский период.В этот период работал в Свердловском педагогическом институте. С $1942$ года, во время войны, совмещает педагогическую работу с научными консультациями в клинике Института психологии МГУ при эвакогоспитале в Свердловске, оказывая психотерапевтическую и психологическую помощь. Периодически использовал технику гипноза для бойцов потерявших конечности и зрение, тем самым изучая проблемы координации, у ослепших в результате ранения бойцов. Частично результаты практических работ озвучены в «Ученых записках МГУ», часть - на совещании в АПН СССР, в докладе по вопросам психологии личности, но основная часть опубликована только в $1968-1970$ года в книге «Проблемы экспериментальной психологии личности».

Замечание 1

С $1948$ года по $1954$ год - Казанский период. В $1948$ году приглашён преподавателем на отделение логики, русского языка, психологии историко-филологического факультета Казанского университета, где он и проработал вплоть до 1954 года, когда закрыли отделение. Мерлин продолжал свою научную работу в области дифференциальной психологии личности, готовил докторскую диссертацию на тему: «Психофизиологическое своеобразие условных реакций в структуре волевого акта». Успешно защитил в $1950$ году, а в $1953$ году опубликовал ее в Ученых записках университета. Мерлин работал в лучших традициях М.Я. Басова, А. Ф. Лазурского, В.М.Бехтерева. Исследования того времени были направлены на поиск разных путей, с помощью которых работники становятся передовиками производства, исследовали индивидуальный стиль деятельности личности.

Завершающий этап жизни и деятельности

    С $1954$ года по $1982$ год Пермский период. В $1953$ году Мерлина приглашают на заведование кафедрой общей психологии педагогического института города Молотов, ныне - Пермь. Он заведовал кафедрой с $1954$ - до $1979$ года, а затем, до своей смерти в $1982$ году, в качестве профессора, руководил лабораторией, аспирантурой кафедры, вел курс общей психологии на факультете психологии и педагогики воспитания. В период с $1954$ года по $1971$ год его работы были направлены на изучение философии и многозначной логики, математических языков, методов статистического многомерного анализа вероятностных процессов, общей и возрастной психологии, психофизиологии и психологии личности.

    Затем, в течение 10 лет он исследовал индивидуальности человека. Результаты труда опубликованы в «Очерке теории темперамента» в $1973$ году. В $1959$ году выходит в свет труд «Очерк психологии личности». С $1958$ года возглавлял Уральское отделение Общества психологов СССР, с $1959$ года по $1982$ год являлся членом Центрального Совета Общества психологов. В 1965 году становится членом Программного комитета XVIII Международного психологического конгресса, с 1967 года - членом ученой комиссии по психологии Министерства просвещения РСФСР. В $1964$ году напечатан фундаментальный труд, в котором подводились итоги многих исследований автора по изучению проблем темперамента - «Очерк теории темперамента». Второе издание, дополненное его учениками, вышло в свет в $1973$ году. В $1968$ году издается первую часть «Экспериментальной психологии личности». Подводя итоги, Мерлин совместно с учениками к $1975$ году разработал теоритические и экспериментальные основы системной концепции интегральной индивидуальности.

Замечание 2

Последний его труд « Очерки интегрального исследования индивидуальности» напечатан спустя четыре года после его кончины, в $1986$ году. В общем, за всю его жизнь, было написано более 250 научных публикаций.

А. Маслоу о системе ценностей и потребностей в применении к журналистской деятельности

Абрахам Харальд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине Нью-Йорк в 1908 году. Его дорога к науке прошла через самопознание, решение своих проблечем и комплексов, выходящих из дества. Его отец не был идеальным семьянином...

Абрахам Маслоу о потребностях человека

Амбрахам Маслому (1 апреля 1908 -- 8 июня 1970) -- видный американский психолог, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу (Abraham Maslow) родился в 1908 году в Нью-Йорке в районе Бруклина в еврейской семье...

Аналитическая психология К.Г. Юнга, архетипы коллективного бессознательного

На мой взгляд, необходимо рассмотреть биографию Юнга, так как многие исследователи видят определенную связь между вехами его жизни и созданной им аналитической психологии. Карл Густав Юнг родился в небольшом Швейцарском городке Кесвиль...

Биография психолога Уотсон Д.Б.

Первое образование получил сначала в 1894 г. (Баптистский университет Фурмана) в Гринвилле, намереваясь стать священником. Окончив его в 1900 г., он получил степень магистра...

Биография психолога Э. Фромма

Э. Фромм родился в семье ортодоксальных иудеев (его предки были раввинами). Культурная среда, в которой он рос и воспитывался, была патриархально-докапиталистической. "Мое мироощущение нельзя назвать современным...

В.М. Бехтерев и его вклад в экспериментальную психологию

Родился в семье мелкого государственного служащего в селе Сорали, Елабужского уезда, Вятской губернии предположительно 20 января1857. Являлся представителем древнего вятского рода Бехтеревых...

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – основоположник психоанализа

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в австрийском городе Фрайберге, Моравия (ныне Пршибор на территории современной Чехии) в семье небогатого торговца шерстью. Когда Фрейду было четыре года...

Лидер - Арнольд Алоис Шварценеггер

«Для меня жить - значит постоянно двигаться вперед. Смысл жизни не в том, чтобы просто существовать и выживать, а в том, чтобы непрерывно совершенствоваться, подниматься на новые ступени, бороться, побеждать»...

Опросник Кеттела

Кеттел Реймонд Бернард (20 марта 1905 - 2 февраля 1998) Получил естественнонаучное образование в Королевском колледже Лондонского университета. В 1929 г. защитил докторскую диссертацию по философии. С 1932 г. по 1937 г. - директор психологической клиники...

Проблема научного статуса психоанализа

Зигмунд Фрейд родился, в 1956 году в местности, ныне принадлежащей Чехословакии, и умер в Англии в 1939 году. Большую часть своей жизни он провел в Вене, где вокруг него образовалась блестящая группа последователей, веривших...

Психологические типы личности по Э. Берну

Э. БЕРН (1910-1970) Рассмотрение вопросов биографии важно для осмысления сути предлагаемой теории, для понимания истоков подобных взглядов автора на суть вещей. Эрик Леннард Бернстайн родился в Монреале в 1910 г...

Психология личности Альфреда Адлера

Альфред Адлер - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Альфред Адлер родился 7 февраля 1870 г. в Пенциге, предместье Вены...

Роль и значение научной школы Л.С. Выготского для психологии

Выготский Лев Семенович (1896-1934) - выдающийся психолог. Основоположник одного из наиболее значимых направлений психологии и развитии ребенка. Ему, его школе...

Системное описание психики по В.А. Ганзену

Ганзен Владимир Александрович - известный ученый, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Санкт-Петербургского Государственного университета. Творческий путь В.А...

Теория социального научения А. Бандуры

Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в Манделе, небольшой деревне на севере Канады. Он был единственным сыном в большой семье, у него было пять старших сестер. Школьные годы Бандура провел в большой школе...

Мерлин, Вольф Соломонович (1898 - 1982) - советский психолог. Ученик М.Я. Басова. Автор теории интегральной индивидуальности. Научная деятельность началась в психологическом отделе Ленинградского института научной педагогики. В дальнейшем работал в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена, Саратовском и Свердловском пединститутах, в Казанском университете.

В 1940г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1950г. - докторскую. С 1954г. работал в Пермском педагогическом институте, до 1979г. как заведующий, затем - профессор кафедры психологии. Ученик М.Я. Басова.

Занимался проблемой связи волевого действия и условнорефлекторных механизмов, затем - проблемами дифференциальной психофизиологии. Основное внимание им уделялось нейродинамическим и психодинамическим особенностям индивидуальности человека.

Разработал концепцию интегральной индивидуальности, в которой понятие индивидуального стиля деятельности занимает ключевое место, выступая опосредующим звеном между разноуровневыми свойствами личности. Исследователь принципа многозначной зависимости психических явлений от физиологических процессов в человеческом организме.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

(1892–1982) - российский психолог. Занимался проблемами дифференциальной психологии и психофизиологии. Выдвинул принцип «много-многозначной зависимости» психических явлений от физиологических, к-рый позволил раскрыть сложный, опосредованный характер взаимоотношений между различными уровнями организации индивидуальных особенностей личности - нейродинамическим, психодинамичным и личностным. Исследования в этой области привели к созданию концепции темперамента человека («Очерк теории темперамента», 1964; «Очерк интегрального исследования индивидуальности», 1986).

Литература

  • Из тетрадок памяти. // В.С. Мерлин Собрание сочинений в 5-ти т.; Пермь, 2006.
  • О формах использования социального опыта учащихся // Опыт изучения педагогической работы со взрослыми/Под. ред. М.Я. Басова, Е.А. Голанта. Л.:ГИЗ,1926.
  • Мерлин В.С., Хрякова М.Ф. Вопросы развития социального мировоззрения у детей./C предисловием и под ред. проф. М.Я. Басова М.; Л.: ГИЗ,1930.
  • Психологические основы воспитания сдержанности. Советская педагогика, 1939, № 2
  • О координации движений при ранениях верхних конечностей //Уч.зап. Московского Гос. ун-та,1947.
  • Восстановление личности после тяжелых эмоциональных потрясений //Доклад на совещ. по вопросам психологии личности. - М.:Изд-во АПН СССР,1956.
  • Собрание сочинений в 4-х томах: т. 2. Пермь: ПСИ, 2006.
  • Роль темпераментав эмоциональной реакции на отметку. Вопросы психологии. 1955, №6.
  • Первое издание «Очерков теории темперамента» В.С. Мерлин подготовил для издательства «Просвещение» в 1963г.
  • «Очерк интегрального исследования индивидуальности». - М.:Педагогика, (1986)
  • Об обучении и развитии //Уч. зап. Саратовск.гос. пед. ин-та, 1934. С.61-75.
  • Редакционная статья [В.С. Мерлин ] Журнал "Вопросы психологии, 1982, № 4,с.171.
  • «Методы исследования нервно-физиологических основ психической деятельности человека» / "Материалы совещания по психологии (1-6 июля 1955г.) Институт психологии АПН РСФСР, М., 1957,-751 С.;/ В.С. Мерлин - с.160-166.
  • Климов Е.А. О труде и личности В.С. Мерлина (штрихи к характеристике). Вступительная статья к книге В.С. Мерлина «Очерк интегрального исследования индивидуальности.» - М.; Просвещение, 1986. - с.7-19
  • «В.С.