Прощёное воскресенье. Неделя сыропустная

Сырную седмицу завершает неделя сыропустная. Так называется последнее воскресенье перед началом Великого поста. Именно этот день является последним, когда дозволено употреблять запрещённые во время поста продукты и сыр. Также этот день ещё называют Прощеным воскресеньем, когда все христиане просят прощения у всех родных и близких людей за свои ошибки и возможные обиды. Кроме этого, в каждой церкви также совершаются специальный чин прощения, во время которого прихожане со священнослужителями просят прощения. Он проводится сразу же после вечернего богослужения. Это является важным для того, чтобы иметь возможность начать пост, очистив душу и помирившись с окружающими людьми.

Почему была введена традиция недели сыропустной

Каждая проповедь священнослужителя храма в неделю сыропустную повествует нам также о том, как за нарушение заповеди Адам и Ева были изгнаны из рая. Кроме этого, наши праотцы не смогли удержаться от соблазна и утратили своё блаженное невинное состояние, а это, в свою очередь, действительно достойно слёз и грусти прихожан. Эта страсть себялюбия и стала основной причиной такой бедности всего человечества. Ещё одним грехом человечества остаётся чревоугодие, о котором нужно забыть на период поста.

Что ещё нужно знать о сыропустной неделе?

Когда приходит сыропустная неделя, что это значит для души? Основное послание в этот день — стать прощённым можно только после того, как ты сам простил всех людей, которые согрешили в прошлом против нас. Именно этому каждого из нас учит Бог, призывая постящегося к отсутствию лицемерия перед ним. Помните, что слова окружающих людей не так важны, как правдивое соблюдение правил поста. Этот день является неким напоминанием того, как человек отпал от Бога. Сейчас даже есть некие притчи об этом дне.

Сыропустная неделя 2020 выпадает на 1 марта. Решение соблюдать пост должно быть осознанным и добровольным, ведь только так Вы сможете действительно получить пользу от него!

Сыропустная неделя и Великий пост — отличный способ избавиться от грехов

В первые дни поста каждый из нас очень похож на Адама, который был изгнан из рая по причине вкушения запрещённой еды. Но уже через несколько дней поста начинаешь очищаться, и даже мысли меняются. Пост действительно сможет изменить любого истинно верующим человека.

Конечно же, неделя сыропустная — воспоминание Адамова изгнания из рая. Именно эта трагедия стала причиной такой сложной жизни всего человечества. И только Великий пост и Прощёное воскресенье способны вернуть ему спокойствие и помочь избавиться от грехов, в том числе от чревоугодия.

В 2019 году Великий пост будет длиться с 11 марта по 27 апреля. Каждому истинно верующему православному человеку, необходимо знать все нюансы подготовки к этому нелегкому испытанию, которое несет с собой много ограничений. Сырная седмица (Масленица или Сыропустная седмица), будет одним из таких этапов, а именно, заключительным, перед наступлением Великого поста. Она пройдет 4 по 9 марта. А, 10 марта, будет Сыропустная неделя (Прощеное воскресенье).

Что нужно знать о подготовке христиан к Великому посту 2019 года и Сырной седмице

За период своего существования, церковь сформировала правила подготовки к вступлению верующих людей в Великий пост и признала их эффективность. Вхождение в Великий пост, составляет четыре воскресных дня и три седмицы (22 дня), которые очень плавно помогают перейти в период воздержания и молитвы.

Начинается этот период воскресеньем, тогда читается Евангелие о мытаре и фарисее. Именно тогда, человек начинает готовиться к тому, что нужно идти в храм. Ведь мытарь и фарисей, оба пришли в храм и оба помолились. Только один, сделал это искренно, а другой, превознося себя. Из храма вышел оправданным тот, кто произносил молитву от души. В этом и есть главный смысл, нужно идти в храм, молиться, но не думать о себе лучше, чем есть на самом деле. В этот период снимается пост, который у православных круглый год бывает по средам и пятницам. Это называется сплошная седмица. Разрешено есть любую пищу, для того что бы человек мог почувствовать все свои слабости.

Дальше, идет второй воскресный день, который посвящен чтению Евангелие о возвращении блудного сына. Этим церковь показывает, что каждый человек в своей жизни, совершает такие поступки, как блудный сын. Он, ушел из, отчего дома и поступал, как вздумается, но осознав всю глубину своего падения, вернулся к отцу, принеся свои покаяния. В этом и заключается смысл, что двери храма всегда открыты для любого человека. Нужно встать и пойти в церковь — каяться, исправлять свой образ жизни, свои помыслы и действия.

Наступает третья неделя, в период которой можно вкушать мясо, кроме среды и пятницы, до воскресного дня о Страшном суде. Особенностями этой седмицы, является то, что для Господа Бога, нет умерших людей, для него они все живы. И очень важно живущим христианам, их поминать. В субботу (Вселенская суббота), вспоминают всех усопших. То есть, помолившись за всех прежде живущих людей, перед вступлением в Великий пост, человек начинает заботиться о своем духовном росте и развитии.

В воскресенье третей седмицы, 3 марта 2019 года (Мясопустная седмица), прекращают употребление мяса, то есть полностью на него заговляются. В этот воскресный день, посвящен евангельскому чтению о Страшном суде. Главная мысль в том, что Господь будет судить людей не за то, что они просто сделали злые дела, а за то, что не делали добрых дел.

Четвертая неделя Сыропустная, мясо уже кушать нельзя, зато разрешены молочные продукты и яйца. В народе этот период назвали Масленица. Суть заключается в подготовке к последующему отказу и от этих продуктов тоже. Заканчивается днем, который упоминается в Евангелие, как изгнание Адама из рая. В нем говорится, что через Адама вошел грех в этот мир и в человеческую жизнь. Вместе с этим пришли болезни, как спутники окончания жизни, то есть человеческой смерти. Изначально человек не был создан для того что бы умирать, а для того чтобы восхвалять Бога. Но, грех привнес очень много беды. За грех наказана Земля и человечество в целом.

Сыропустная седмица 2019 года и ее смысл

В древности, люди отмечали этот праздник в день весеннего равноденствия. Это были их первые попытки приблизиться к Богу. С течением времени, православная царьков добавила ему духовный смысл, который заключается в подготовке прохождения Великого поста. Он дает возможность настроиться для общения с Богом, покаяться и заслужить прощение.

Прощеное воскресенье, в этот день люди просят друг у друга прощения. Обычай пришел из древних времен. В ту пору монахи уходили на 40 дней в пустыню и находились там, в полном одиночестве. Существовала вероятность, что они могли не вернуться. Смысл состоял в том, чтобы попрощаться с ближними, попросить у них прощения. Потому что это могла быть их последняя возможность.

Что нельзя делать на Сыропустную седмицу 2019 года

Главные традиционные атрибуты празднования Масленицы – это чучело, символизирующее праздник, гулянья, катание с горок и выпекание блинов с различными начинками.

Правила на Сыропустную неделю:

принимать гостей, если в доме беспорядок;

  1. На короткую Масленицу (с понедельника по среду), можно делать любые работы по дому, а с четверга, все дела заканчивают.
  2. Нельзя злиться, ругаться, браниться.
  3. Нельзя есть мясо.

Пост, это то, что дает возможность человеку настроить себя для общения с Богом. Поэтому, пост должен быть приятным, это весна для души. Поэтому каждому человеку нужно заставить себя потрудиться, что бы вернуться в Царствие небесное, через встречу воскресшего Христа Спасителя.

Неделя сыропустная

Неделя сыропустная, в которую бывает «сыра отпуст», то есть прекращение ядения сыра, непосредственно пред наступлением Великого поста, посвящена воспоминанию «Изгнания Адамова». В песнопениях этой недели вспоминается грехопадение наших прародителей Адама и Евы и этим уясняется необходимость постного подвига. Пали Адам и Ева через невоздержание и непослушание, и теперь через добровольно принимаемый на себя подвиг воздержания и послушания Церкви мы можем снова восстать и вернуть утраченное ими райское блаженство. На литургии читается Евангелие, внушающее нам прощать ближним обиды и поститься не на показ только, как фарисеи, а нелицемерно, ради Бога (17 зач. от Матфея).

Вступая в Великий пост, верующие, по древнему христианскому обычаю, помня наставление Господа об этом в Евангелии, взаимно испрашивают друг у друга прощение. Этот чин прощения совершается в конце вечерни. Эта вечерня имеет ряд характерных особенностей. Первая половина ее до вечернего входа носит характер праздничный и совершается в светлом праздничном облачении. Стихир на «Господи воззвах» бывает 10: 4 из них «покаянны» - две из Октоиха рядового гласа на стиховне, а 2 утренние на стиховне, затем 3 стихиры Триоди и 3 стихиры Минеи, Слава и ныне, богородичен в той же глас Минеи. После вечернего входа и «Свете Тихий» поется особенно–умилительным напевом 4 с половиной раза Великий прокимен: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю . После пения прокимна сразу же закрываются царские врата, читается: «Сподоби, Господи, в вечер сей », иерей совлачается праздничного облачения, надевает на себя черную епитрахиль и выходит на амвон произносить Просительную ектению: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви». Дальнейшая служба носит уже великопостный характер. По «Ныне Отпущаеши» поются с великими поклонами тропари: «Богородице Дево », «Крестителю Христов » и «Молите за ны ». Вместо сугубой ектении: «Помилуй нас, Боже » читается 40 раз «Господи, помилуй», после возгласа иерея: «Сый благословен » читается молитва: «Небесный Царю » и затем молитва преп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего » с тремя земными поклонами. После этого сразу отпуст. Вместо обычного отпуста принято читать молитву: «Владыко многомилостиве», как обычно читается весь Великий пост в конце Великого повечерия, «нам повергшимся на землю» ниц. После этой молитвы обычно произносится приличествующее дню слово о прощении обид, служащий иерей, а в кафедральных соборах архиерей, повергшись ниц, испрашивает у верующих прощения, а затем все, прикладываясь к иконам и ко кресту, держимому священнослужителем, подходят к нему с земным поклоном, испрашивая у него прощения, становятся затем все в ряд и испрашивают с земными поклонами прощения друг у друга. «Прощенный день, какой это великий небесный день Божий», говорит святитель Феофан Затворник, «когда бы мы все, как должно пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом…» («Мысли на каждый день года»).

Особенно трогательно и умилительно проходил этот день в древних монастырях. В Святой Земле многие подвижники, после этого, уходили на весь Великий пост в пустыню и возвращались в свою обитель только к Лазаревой субботе. Многие не доживали уже до возвращения. И вот для таковых особенно было принято при этом умилительном обряде взаимного прощения петь стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог» и «Пасха Священная нам днесь показася…» Это пение было принято во многих обителях и в наше время. Оно ободряет немощь человеческую, как бы страшащуюся продолжительных дней строгого поста, ставя нас на грань светлого торжества праздника Воскресения Христова.

69. Неделя Сыропустная. Прощеное воскресенье Последний воскресный день перед Великим постом Святая Церковь посвящает воспоминанию Адамова изгнания из Рая. Об этом событии повествует нам Библия: и выслал Господь Бог Адама из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из

Неделя Пасхи. Событии, Воскресения Христова и явления Воскресшего.Все предосторожности, принятые первосвященниками и старейшинами народа иудейского для охранения гроба Господня обращены были Промыслом к славе Воскресения Спасителя из мертвых в третий день по смерти,

Неделя мясопустная Тропарь: воскресен гласаКондак, гл. 1Егда приидеши, Боже, на землю со славою, и трепещут всяческая: река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимаго и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие

Суббота сыропустная Память всех, в посте просиявшихТропарь, гл. 4 Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не остави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.Кондак, гл. 8 Яко благочестия проповедники, и нечестия обуздатели, Богоносных

Неделя сыропустная Тропарь: воскресен гласаКондак, гл. 6Премудрости наставниче, смысла Подателю, немудрых Наказателю и нищих Защитителю, утверди, вразуми сердце мое, Владыко: Ты даждь ми слово, Отчее Слово, се бо устне мои не возбраню, во еже звати Тебе: Милостиве, помилуй

Неделя Ваий (Вход Господень в Иерусалим)Тропарь: Общее воскресениеВторой, гл. 4Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, бессмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.Кондак, гл. 6 На престоле

Неделя сыропустная. Евангелие о посте Мф., 17 зач., 6:14-21. Не сдаваться врагу - вот основное правило сражающегося воина. Военачальник заранее предупреждает всякого воина об угрозе неприятельских ловушек, дабы тот не был обманут и взят в плен. Оставшийся в одиночестве,

Неделя сыропустная Неделя сыропустная, в которую бывает «сыра отпуст», то есть прекращение ядения сыра, непосредственно пред наступлением Великого поста, посвящена воспоминанию «Изгнания Адамова». В песнопениях этой недели вспоминается грехопадение наших

Неделя о слепом Завтрашнее воскресенье называется неделей о слепом по евангельскому чтению об исцелении слепорожденного. В кондаке службы, которую мы сейчас пели, есть такие слова: "Душевными очами ослеплен, к Тебе, Христе, прихожу, как слепой от рождения, покаянием зову

Неделя 6-я по Пятидесятнице Сегодня Святая Церковь предлагает нам чтение из Евангелия от Матфея о том, как Господь исцелил расслабленного, которого принесли и положили перед Ним. "И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем

Неделя по Богоявлении О духовных советахВ неделю пред Богоявлением мы читали, как Иоанн Креститель «понижал горы и наполнял долы» и как он отвечал на вопросы: «что нам делать»? Несомненно, ему приходилось отвечать и на множество вопросов: «что мне делать»? Но Евангелисты

Неделя 14-я по Пятидесятнице В сегодняшнем евангельском чтении Церковь предлагает нам притчу Господню о брачном пире. Эта притча о Царствии Небесном. Царствие Небесное сравнивается со свадьбой, которую устраивает Отец Небесный Сыну Своему.В Библии есть книга "Песнь

Неделя 4-я по Пятидесятнице "Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник (военачальник, у которого в распоряжении сто воинов) и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его". А сотник отвечает:

Неделя 20-я по Пятидесятнице Господь пришел на землю и основал Церковь с одной только целью: чтобы человек мог достичь Царствия Небесного. Царствие Небесное – это полное общение души с Богом. А так как на язык человеческий перевести это событие очень трудно, трудно

НЕДЕЛЯ 6 ПО ПАСХЕ Объяснение словСпасителя Марии Магдалине: «Не прикасайся ко Мне»Священное Писание, а прежде всего Новый Завет – это величайшее сокровище наше, это самое драгоценное, что есть на земле для нас.Ибо только из слов Божиих, запечатленных в Св. Писании, которое

НЕДЕЛЯ 4. ПЛОТЬ И ДУХ. Знаю, что многие из вас дома читают Св. Писание, знаю также и то, что читаете вы главным образом Евангелие, а послания апостолов и Деяния апостольские мало читаете.Почему мало читаете? Потому что, во-первых, не знаете того, как много высокой мудрости

Мясопустная неделя – это третье воскресенье периода подготовки к Великому посту. Это время, когда каждый православный должен стремиться максимально очиститься от грехов и пороков, усмиряя свою плоть .

Значение термина «мясопуст»

Слово произошло от греческого «апокрэос» и латинского «карни привум», что значит – лишение мяса. Мясопустная неделя наступает на 56 день до празднования Пасхи. За ней следует последняя перед постом седмица – сырная, или как ее называют в народе – «масленица». Те, кто решил соблюдать пост, на этой неделе не вкушают мяса и едят исключительно молочные продукты и яйца .

Подготовка к Пасхе

Важно правильно подготовиться к празднованию самого важного православного праздника — Пасхе. Период подготовки к посту состоит из трех седмиц, каждая из которых, посвящена определенной теме. Начинается он с истории, молившихся в храме фарисея и мытаря. Сыропустная седмица – заключительная часть подготовительного периода перед Пасхой.

Седмицы во время подготовки и Великого поста посвящены отдельным темам:

  • О фарисее и мытаре;
  • О блудном сыне;
  • Мясопустная;
  • Сыропустная.

Этот период направлен на то, чтобы человеку легче было перейти к аскетичному от привычного образа жизни. Уже более 16 веков практикуется такая подготовка к Великому посту .

Описание мясопустной недели

Третью неделю подготовки к Великому посту называют Мясопустной седмицей. Она направлена на отказ православного христианина от употребления мясных продуктов, чтобы воздержание в дальнейшем проходило легче. Это последние дни перед Постом, когда еще разрешено вкушать мясные продукты.

В этот период завершались ярмарки и свадебные гулянья. Верующие готовились к воспоминаниям о Страданий Христа. Следующая неделя называется Масленицей. В эту седмицу уже отказываются от мяса и вкушают только яйца и молочные продукты.

Вселенская Родительская Мясопустная суббота

На Мясопустную седмицу приходится . Церковь в этот день поминает всех усопших со времен Адама.


Поминальная Молитва Проповедь Видео Фото: неделя о Страшном суде

Господи, услышь наши мольбы о родителях, что покинули эту землю и отправились в Царствие Твоё, где жизнь вечная. Лишь Ты способен утешить души наши скорбящие. Прошу, отпусти все грехи ушедшего и подари ему жизнь в радости и счастье на Небесах. Плачу я и молюсь за душу раба Божьего (имя) с верою и надеждою на утешение. Не оставь меня одного в печали скорбящей, помоги пережить утрату. Отпусти ему все грехи, позволь душе упокоиться и обрести жизнь вечную. Помолюсь же я за него и восславлю имя Твое, Господь наш! Ибо ты Отец наш, и лишь ты знаешь, когда пробьет последний час наш на земле, чтобы забрать после души наши в Царствие Небесное. Да обретем мы вечность рядом с тобой. Во веки веков. Аминь

Этот поминальный день напоминает всем христианам о необходимости спасения всех людей, поэтому все живые должны молиться о душах умерших сестер и братьев. Умирает только тело, душа же остается живой, а значит, у нее еще есть время для покаяния. У всех, живых и почивших, есть время до Страшного Суда, чтобы покаяться. Молясь за умерших родственников мы и сами незаметно становимся лучше: начинаем любить ближних и очищаемся от зла .

Христианский ли праздник «Масленица»?

В основе Масленицы лежит совсем не христианство. Это знает каждый образованный человек. Масленица – это древнее языческое празднование встречи весны и проводов зимы. Раньше этот праздник представлял собой своеобразную вакханалию, которая сопровождалась играми, драками, необузданным весельем и обильными хмельными пирами. До принятия христианства такие гуляния были направлены на то, чтобы умилостивить языческих богов. В некоторых случаях они сопровождались человеческими жертвоприношениями, в числе которых были первомученики – киевский варяг Феодор и его сын Иоанн. Поэтому, православная церковь, рассказывая о Страшном Суде, призывает к покаянию и просит с осторожностью относиться к языческим обрядам, которые до сих пор живут в нашем подсознании.

После крещения Руси, люди так и не смогли отказаться от празднования масленицы. Русскому народу трудно отменить праздники, сопровождающиеся бесшабашными гулянками, и богатыми застольями. Православная церковь вынуждена была эту неделю совместить с последней подготовительной седмицей. Таким образом, она могла хоть как-то контролировать то, что происходит и не допустить кощунственного разгула в период Великого поста. Традицию поминать умерших предков блинами переосмыслили как заговенье – праздничная трапеза перед постом. В храмах читают покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина. При этом на улицах творили ритуальные языческие заклинания и частушки, которые оскверняют слух верующего человека .

Что разрешено есть в мясопустную неделю

Православных верующих интересует вопрос, что можно вкушать в эту неделю, чтобы правильно подготовить организм к Великому посту.

В воскресенье употребляют привычные мясные продукты: мясо птицы, говядину, свинину, колбасные изделия. Строгих запретов в этот день нет. Если есть желание, можете есть жирные колбаски или сало. Однако делать это нужно в меру, так как это все таки, подготовительная неделя, после которой наступит Великий пост. За мясопустной неделей следует Сыропустная. Из рациона исключают мясные продукты.

Стоит отметить, что традиции православной церкви очень мудрые. Ведь, чтобы пост пошел на пользу, нужно к нему правильно подготовить организм .

Христианские богослужения

Мясопустная неделя начинается с воскресенья, во время богослужения в этот день вспоминают историю о блудном сыне. На ежедневных литургиях вспоминают предстоящий Страшный Суд, который состоится, когда произойдет второе пришествие Христа. На богослужениях в будни читают стихи из Евангелия, где о грядущем Суде говорил сам Иисус.

Завершается Мясопустная неделя родительской субботой, когда все православные христиане поминают своих умерших родственников и друзей. В память о них, заказывают панихиды и заупокойные молебны.

В воскресенье проводят Великий Мясопуст – праздник мяса, перед тем, как полностью отказаться от него. Как правило, это народные ярмарки и гулянья с большим количеством мяса, которое запекают, жарят на грибе и едят вдоволь .

Как подготовиться в мясопустной неделе?

Священнослужители рекомендуют продумать рацион питания на следующий месяц, учитывая, что в нем должны присутствовать постные блюда. Также важно подготовиться психологически, чтобы отказаться от развлекательных и праздничных мероприятий.

По возможности чаще посещать богослужения, исповедоваться и причащаться. В подготовительный период, как и в сам пост, нужно отказаться от посещения увеселительных мероприятий, сократить до минимума просмотр развлекательных программ.

Стоит помнить, что пост – это не наказание, а время, когда каждый верующий человек может очистить свою душу. Борясь со своими страстями, мы становимся ближе к Богу, исцеляясь физически и духовно.

В Прощеное воскресенье вспоминается библейское сказание об изгнании праотца Адама из рая. Библия говорит нам, что первой заповедью, которую Бог дал человеку, было беспрекословное послушание. Повиновение - это простое и ясное предписание. Из повиновения и смирения рождаются все другие добродетели, из умствования же - все греховные помыслы. Человеку не надо было ни знать ничего, ни рассуждать, поскольку повиновение есть главная обязанность разумной души, признающей своего Создателя. Ведь человек сотворен по слову Божьему, чтобы отразить природу Бога. Он имеет изначальную ценность творения. Но из-за грехопадения внутренняя изначальная природа, данная человеку, была им утрачена.

Адамово изгнание

Адамово изгнание... Это и есть отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества - Царства Божия. Причина изгнания Адама - грех, совершенный прародителем. Грех же причина страданий, болезней, скорбей и самой смерти. Поэтому борьба с грехом - это главный подвиг на пути к Богу. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Обряд высочайшего смирения

В канун Великого поста люди на Руси исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. С закатом солнца, но до того как погаснет вечерняя заря, ходили православные из дома в дом, с преклоненной головой, тихим голосом выпрашивая прощение, особенно у тех, кому чаще других наносили в этом году обиды и огорчения, покорно кланялись в ноги и покорно ожидали отпущения поцелуем в уста, а на слове «Прости меня», отвечали «Бог простит, меня прости». Суть обычая просить прощение в конце масленицы – духовно-нравственное очищение через примирение, через взаимное прощение прегрешений.

К сожалению, в широко распространенных у нас представлениях о масленице и особенно в современных попытках воспроизводить какие-то ее элементы, учитывается только развлекательная часть масленичной недели. Она очень интересна и богата как яркое проявление народной праздничной культуры. Но именно после бурного веселья последней перед Великом постом недели, во время которой как бы прощались с обильным столом и другими мирскими радостями, обычай просить прощение заставлял ощутить переход к духовным задачам, к строгим семи неделям, продолжавшимся до Пасхи, к повышению нравственных требований к себе.

В это воскресенье на Литургии читается библейское повествование об Адаме и Еве, злоупотребивших даром свободной воли и нарушивших божественную заповедь послушания. Окончилось блаженное младенчество человечества. “Открылись глаза”, как сказано в Библии, но ослепло сердце. В мир вошел грех, а через него пришла смерть. Потеряв первозданную свободу, человек отдал себя в рабство. Рабство греху, который стал мерой расстояния от Бога, увеличивающееся в наши дни, когда попирается само понятие нормы.


Спасение от этого рабства принес Христос – Богочеловек. Этим исполнилось обещание Божие о пришествии в мир Того, Кто будет победителем над злом, грехом и смертью. Он примирил человека с Богом. И, закончив Свой подвиг, оставил человеку новое обещание, заключил с ним Новый Завет о втором Своем пришествии в мир “судити живых и мертвых, Его же Царствию не будет конца”. Вот для чего пост. Для того, чтобы постоянно готовиться к достойному восхождению в это Царствие.

Сегодня же читается Евангельское повествование, в котором Господь Иисус Христос поясняет содержание молитвы “Отче наш”: “Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших”. Прощать и просить о прощении. Это два самых великих качества, принадлежащих человеку. Оба требуют напряжения веры и воли. Оба требуют подвига любви. И оба включают “свет разума”, ясность ума, зоркость мудрости.

В Прощеное воскресенье Церковь дает наставления верующим относительно правильного поведения во время Великого поста и призывает прихожан покаяться друг перед другом во всех обидах и грехах, помириться и простить все накопившееся. При этом священники сами подают добрый пример и первыми просят у своей паствы прощения. Полагается в этот день посещать могилы родных и друзей, дабы еще раз попросить прошения и у них. С этого момента верующие должны строго соблюдать чистоту телесную и душевную и впредь уже никого не осуждать.