Каяк из фанеры выполняется в виде спортивного и туристического снаряжения. Внешне они отличаются и конструктивными особенностями и весом. При самостоятельном монтаже, важно помнить что изделие должно позволять размещаться гребцу лицом в сторону перемещения, а для гребли применяется одно весло с двумя лопастями, развёрнутым относительно друг друга для удобства перемещения.
Основные плюсы
- Легкий ход по воде.
- Небольшой вес.
- Мелкая осадка способствует прохождению перекатов и по мелководью.
- Устойчивость на волне и высокая грузоподъёмность.
- Защита гребца от брызг посредством специального фартука.
- Возможность путешествий по холодной воде.
- Если решено самостоятельно соорудить каяк из фанеры, чертежи можно изготовить самостоятельно или использовать те, что предложены на данной странице.
К недостаткам относится отсутствие киля. Он не приспособлен для длительного плавания по большим открытым водоемам. Применение конструкций осуществляется в небольших реках и прибрежных зонах.
Особенности конструкций
Подбирая каяк из фанеры своими руками – чертежи могут соответствовать заданным характеристикам:
- Прогулочный каяк рассчитан для осуществления небольших походов. Он оборудован всем необходимым оборудованием для дневного туризма. Конструкция изделий предотвращает переворачивание. Посадка обеспечена внутри – серия сооружений «Sit-In». Длительность прогулки 3-5 ч., возможно применение людьми с ограниченными подвижностями. В состав включен багажный отсек и обвязка на палубе. Длина 3,5-3,7м., а ширина – от 66 до 80 см.
- Туристический каяк. Рассчитан на длительные дистанции. Они легче преодолевают большие расстояния, нежели прогулочные каяки, отличаются скоростью и курсовой устойчивостью. Различают изделия для дневного туризма, не более 1-2 дней и для более длительных прогулок (от 3 дней).
Каяк из фанеры с выкройками представлен 2-мя и более багажными отсеками и внутренними перегородками багажных отсеков. В некоторых моделях имеется выдвижной киль («скег») или система рулевого управления. Сидения характеризуются разными позициями для регулирования под гребцов.
- Универсальная байдарка служит для рыбалки и прогулки. Среди основных характеристик выступает двухпозиционное поднятое сидение. Оборудован герметичным багажным люком и фиксаторами.
- Большой морской каяк для длительных экспедиций. Особенность конструкции заключается в больших габаритах, что позволяет вместить управляющего с высоким ростом и большими габаритами. Устройство обладает 2-мя багажными отсеками с большими габаритами.
Самостоятельный монтаж
Подготовка оборудования:
- Электродрель, электрошуруповерт, лобзик, шлифмашина ленточного типа.
- Режущие инструменты, пассатижи, кусачки, применяемые для осуществления сборки.
- Эпоксид для герметизации корпуса по швам и надежного скрепления листов фанеры.
- Фанерные панели 3 мм в толщину – 4 шт. стандартного размера.
- Вязальный пруток – для крепления элементов при сборке.
- Стекловолокно – позволяет обеспечить швы с повышенным уровнем прочности. Можно воспользоваться готовой лентой 3-4 см в ширину.
- Гидростойкое лаковое покрытие для предотвращения разбухания в воде и утери форм.
- Возможно, понадобятся защитные элементы в виде перчаток, маски, очков.
Этапы сборки
Перед раскроем элементов будущего устройства, делается заготовка фанеры. Стандартный параметр 1 листа равен 150 на 150 см, а для каяка потребуются полосы по 280 см и 75 см в ширину. Их приобретают у изготовителя.
Для создания бортов необходимо раскроить листы фанеру на полосы по 75 см. Для стыков с помощью шлифмашины срезают угловую фаску, обеспечивая подгонку соседних листов. Из полос производится сборка в одну панель с параметрами 360 – 380 см.
Проклеиваются стыковочные швы эпоксидом. На поверхности шва для обеспечения жестких свойств производится укладка промазанной эпоксидом стекловолоконной ленты. Участки соединений фиксируются с помощью строительных скоб. Качественную склейку можно создать путем прижимания тяжелыми грузами, размещенными поверх конструкции до полной просушки клея.
В процессе проклейки элементов для бортовой части, продолжается распил фанерных деталей для оставшихся частей. Для этого потребуется:
- 4 перегородки для деления внутренней части корпуса, придающие жесткости и не позволяющие пойти на дно при наличии выбоины.
- Заготовка для палубы.
- 4 изделия для стыка палубы с бортами.
Придание формы и проклейка
После проклейки листов фанеры, лобзиком придают заданную форму. Потом заготовки бортовых деталей размещают рядом и соединят посредством вязального прутка. На участках стыков делают зазоры с помощью электродрели. Соединение сооружения производится от центра.
Внимание! Форму будущего снаряжения придают созданные предварительно 4 перегородки.
Оптом шов проклеивают посредством стеклоткани и эпоксидом с разных сторон. По мере того, как корпус просохнет, на нем фиксируется палуба и 4 боковых элемента, обеспечивающие герметичные свойства. Посредством электролобзика в палубе создается посадочный зазор, дополнительно обклеиваемый стекловолокном.
После полной просушки, осуществляется проклейка с наружной стороны стекловолокном с эпоксидом и лаком. Для удобства размещения в корпусе под зазором для посадки фиксируется фанерная панель, выполняющая роль сидения. Отдельным вопросом выступает создание весла или приобретение его в специализированном магазине.
Мое желание построить каяк Wood duck 10 (далее Утенок) начинает воплощаться. Но прежде всего хочу поблагодарить Андрея Константинова за предоставленные подробные фотографии оригинальной версии и Андрея Иванова за их компьютерную обработку. Все материалы находятся по адресу .
Александр (Баракуда) считает, что писать надо сразу. Согласен. Во-первых, кому-нибудь понадобится, во-вторых, самому помогут. Ну, а модератор не возражал, раз молчит. Единственный минус, работа идет только по выходным дням, а значит затянется месяца на два.
Почему Утенок. Как-то он, во-первых, лег на мое представление о том, что мне нужно и мои дизайнерские требования. Во-вторых, двухместная байдарка у меня есть, а большую часть выходов сделал в одиночку, да и поднимать на багажник одному неудобно. Ну, наверно, и руки чешутся. В общем, есть чертежи, есть один лист приличной фанеры 2440х1220 – начали.
Чем еще хорош гибридный вариант Утенка? На сам корпус уходит один лист фанеры, на переборку какой-нибудь кусочек найду, палуба реечная – напилим, а технологические шпангоуты из всякого фанерного мусора.
Лист распилил вдоль пополам. Половинки листа фанеры скрепляю болтами по свободным местам, далее совместная распиловка и строжка кромок (малкование).
Стыковку фанеры решил сделать в замок, мне кажется он лучше фиксирует от взаимного углового поворота частей, а запаса у меня нет. Шаблон замка выполнен из плотного картона. Наносим шаблон, накалываем центра, обводим контур, сверлим отверстия Д20, далее ручной лобзик, напильник, наждачка. Накладываем листы фанеры друг на друга по выкройке, обводим контур, между листами вставляем шаблон, далее аналогично.
Сверлить надо плотно прижимая фанеру к подкладке во избежание скалывания шпона на выходе. Соединяем листы подпиловкой. Накладываем выкройку листа и уточняем контур, обрезаем. Листы готовы под склейку эпоксидкой, в ней ничего хитрого нет.
О пользе домашней библиотеки: всегда есть, чем прижать. Заготовки принесены в тепло под склейку. Эпоксидный клей ЭДП с древесной мукой. Встает мучительно долго.
На эти подготовительные операции ушло два выходных, часа по четыре. Продолжение в следующие выходные.
Несколько слов о крысах, да о самых обычных. Приятель старой советской школы мне говорит, что он с ними борется в гараже эпоксидной смолой, мол они запаха не выносят. Я в шоке, ты что льешь смолу, у тебя что ли бочка? Ну нет, только канистра и вот она мною конфискована, не полная, но кг 6-7 тянет. Так вот мы и жили, что на производстве, то и дома.
Немного о клее. Этот куплен с подачи Олега Александровича. Я сделал пробное склеивание, сутки размачивал, результатом удовлетворен, хотя он по водостойкости 2Д, а не 4, как хотелось бы. Лак яхтный глянцевый полиуретановый ждет своей очереди.
Во время склейки возник первый косяк - клей ЭДП не встал при замесе 10:1, переклеил 5:1, вроде нормально. Вообщем, клей и смола вещи разные.
Ну и подошла суббота, пора продолжать. Заготовки опять в гараж, подровнял и засверливать.
Сборка заняла почти весь день. Состыковалось на мой взгляд вполне прилично.
Подкладки под скобки для выравнивания
Готово для продолжения работ по проклейке
Первая поездка в теплые края
Вот она. Батарея центрального отопления. Здесь будет проходить основная часть работы.
Проклейка пойдет медленно и нудно, но это у меня на службе, можно и по вечерам заниматься.
Проклеил все стыки, чтобы перед промазкой "мучной" эпоксидкой снять проволоку.
Делал поочередно, наклоняя на сторону,чтобы жидкая смола из стыка не вытекала.
В принципе все подготовлено под основную проклейку.
Начало проклейки стыков стеклолентой.
Оклейка изнутри: начали. Канцелярия очень удобна.
Середина процесса. Пропитка идет с нагревом феном.
Финиш на сегодня. Вся изнанка оклеена. По бортам проложена малярная лента. По ней стеклоткань будет обрезана и останется чистая фанера под приклейку палубы.
Сегодня четвертый выходной. Занялся материально-технологической подготовкой к палубе. Сын на днях привез рейки с дачи. Чтобы привезти, пришлось их распилить.
Сделал приспособку для заусовки реек. Два куска ДСП от старой мебели, в одном пропил под шлифмашинку, скрепил саморезами. Брусок под любым углом. Снимая упор, удобно шлифовать торцы на столе. Попробовал, порядок. Можно даже машинку не крепить, просто левой рукой поддерживать.
На станок сначала поставил фрезу по металлу, чтобы почище был распил. Не понравилось, большое усилие и подгорает, пошел купил диск 140х2,2. Распилил почти все рейки. Сосна и красное дерево.
На неделе буду устанавливать лекала для палубы.
В принципе уже могу отчитатся по бюджету.
Фанера "хорошая" - 800 р, фанера 6 мм простая -320 р, клей Столяр и лак - 240 р, стеклоткань 10 м - 250 р. Итого - 1610 руб.
Из запасов своих и друзей: смола эпоксидная - 4 кг, рейка сосна и махагони, 3 м стеклоткани.
Палуба изнутри оклеена, люк вырезан.
Здесь стягивание палубы с корпусом перед проклейкой.
Хотел обхитрить себя и прошкурить палубу, но забил клеем всю ленту. Построгал немного рубанком, ну и скребком. Начал выклеивать комингс.
Пусть смола еще подвстанет, ну и шкурить.
А сейчас вот так. Косячки, конечно, есть. Все-таки работа не в мастерской, то одного не захватил, то поспешил, но, вобщем, терпимо. Думаю о пропитке, что-то типа под орех.
Отвечу на вопросы.
Вот так палуба притянута к корпусу. Как коньки к валенкам прикручивали.
Проклейка изнутри. Темный цвет, потому что древесная мука из красного дерева. Вид в нос. Кисть и шпатель приворачивал к метровой палке и шурудил.
Шкурить надоело, стал уже удалять нужное, все таки слои в фанере тонкие. Преимущество рейки в отделке. Остановился и оклеил палубу. Корпус проморил, получилось, как ожидалось, песчаный камуфляж. Вообще-то морилка под дуб, водная.
Утенок на месте.
Здесь на фото еще не оклеен комингс и лючок, но все уже сделано.
Осталась лакировка, как защита от ультрафиолета. Частично успею до отъезда.
На этом отчет заканчиваю и остаюсь на связи в сети до конца апреля. Предстоит изготовление сидушки, спинки и уплотнение лючка. Потом проба, распитие шампанского и другие увеселения. Это в другом повествовании.
Сегодня купил модем и маленькую симку, может возьмет на даче. По их карте прием неуверенный. Если получится буду на связи.