Как сделать доску под старину. Как состарить дерево своими руками: советы, способы, что потребуется, пошаговое руководство

03.09.2016 71960

Иногда подчеркивание старости – оригинальное решение проблемы неприглядных створок. Так, красивыми без дополнительных трат. Конечно, эффект должен быть нарочитым – неряшливость неуместна в любом интерьере. старение древесины своими руками – способы, инструменты и материалы, описываются ниже.

Виды искусственного состаривания древесины

Винтажный самобытный вид дверей получают несколькими способами. Ниже, они перечислены в порядке увеличения затратности усилий и средств. Также описывается алгоритм работы. Итак:

  • Термический способ или обжиг. Для процесса потребуется паяльная лампа и грубая щетка для старения древесины. Интенсивность воздействия определяется самим мастером – в результате можно получить ярко выраженные природные узоры древесины или еле видимые. После обжига поверхность полотна шкурится крупной наждачной шкуркой в разных местах, чтобы создать видимость неоднородности. Дверь для такого способа старения должна быть массивной, дощатой. Фурнитура соответствующая – массивные стальные ручки и .

Как сделать правильно:

Очищают от . Пользуются феном или растворителем. Полотно тщательно отшлифовывают, доски сбивают, чтобы не было зазоров. Недурно перед тем как состарить всевозможными защитами – антипиреном, влагозадерживающим составом. Имеющиеся трещины оставляют – они придадут еще больший колорит. Петли и ручки снимают. Способ занимает немного времени, безопасен при навыках работы с инструментом.

  • Чернение. Эффект достигается втиранием в очищенное полотно гуталина, морилки или крепкого марганцового раствора. Пигментация задерживается на годовых кольцах, срезах, сучках и таким образом, получаются , достигается эффект потемневшего от старости проема. Кроме того, последний состав помогает обеззаразить полотно, если при очистке выявлены следы плесени или грибка.

Как сделать правильно:

Все гениальное – просто! Чтобы получить старинные двери, предварительно очищенную поверхность с помощью растворителя и шпателя, покрывают черной тушью, а затем щеткой растирают расплавленный до жидкого состояния гуталин. Втирать нужно сильно. Способ имеет недостаток – снятое дверное полотно важно проветривать в течение недели – запах неприятный.

  • Следы короеда. Они представляют собой дорожки от движения личинки. Создать их на двери под старину своими руками можно при помощи гнутых гвоздей. Разложив их на поверхности, вбивают молотком, оставляя вмятины по всей площади. Важно освободить стержни от шляпок, чтобы создать полную имитацию. После работы, полотно ошкуривают мелкой шкуркой, следя за тем, чтобы стружечная пыль немного попала в бороздки. Далее, покрывают лаком.

Эти эффекты старины получить очень просто и быстро. Стиль квартиры или дома должен быть выдержан, иначе эффект неуместен.

Работа с краской и лаком

Получить состаренные двери можно иными способами. Они потребуют больше времени и труда. Кроме того, затраты возрастут из-за покупки нескольких оттенков краски. Итак:

  • Популярный метод сухой кисти. Полотно очищается и покрывается базовой грунтовкой. Пока слой не высох окончательно, концом сухой кисти, наносятся мазки другого оттенка. Сочетание красок может быть различным – контрастным или переходящим из одного оттенка в другой. Теперь слоям дают время на высыхание. Готовую поверхность зачищают наждачными шкурками, чтобы еще больше выделить места потертостей. Снова наносят слой каски другого цвета. Окончательный цвет – бледно-желтый или белый, которым покрывают дверь мазками. Снова дают высохнуть и затем шлифуют. Завершающим слоем становится лак.
  • Кракелюр. Делается такое искусственное старение дерева несколькими способами:
  1. — лак и серебрянка. На подготовленную поверхность наносится слой лака. Через 30 минут, его сушат феном, вследствие чего появляются трещины. Их затирают серебряной краской, дают окончательно просохнуть и покрывают получившийся эффект лаком.
  2. — клей ПВА. С его помощью создают дизайн под старину. Толстому слою клея на предварительно очищенном полотне не дают высохнуть окончательно. Поверх него накладывают слой акриловой краски и затем сушат строительным феном.
  3. — желатин или яичный белок – еще один способ состарить краску на дереве. На окрашенную поверхность широкой кистью наносят приготовленный состав – предварительно замоченный желатин или белок. Дают высохнуть естественным способом и покрывают лаком.
  4. — уксус 9%. Им смачивают свежую окрашенную поверхность в горизонтальном положении. Трещины появляются сразу.

Важно не переусердствовать – двери должны быть состарены, а не приведены в негодное состояние.

  • Механическое структурирование или браширование. Суть заключается в снятии мягких волокон древесины и обнажении структуры дерева. Для работы применяют специальный фрезер с несколькими насадками – проволочную щетку для структурности, мягкую – для очищения и наждачные шкурки для полировки.

Уложенную на горизонтальную поверхность дверь очищают химическим или горячим способом, затем действуют машинкой. Ручными усилиями достичь эффекта можно, но времени потребуется больше. Сначала действуют грубой насадкой, затем проводят очистку от стружки и, наконец, полируют. В течение каждого этапа, на полотно накладывают различные составы – морилку, тушь, гуталин, чтобы дальнейшее превращение древесины старую шло непрерывно. Окончательным этапом станет лакировка.

  • Химическое браширование. Подходит как эффект состаривания дерева, не требующий покупки специального станка. Для работы применяют едкие щелочи, кислоты, нашатырный спирт. Процесс идет вдали от жилых помещений в хорошо проветриваемых местах и с применением средств индивидуальной защиты – перчатки, очки, респиратор. Заключается в следующем:
  1. — полотно очищается и отшлифовывается.
  2. — смачивается большим количеством едких компонентов.
  3. — после размягчения мягких слоев, обрабатывается жесткими проволочными щетками и полировками.

Приведенными методами, искусственно состарить дерево несложно. В дополнение к интерьеру, деревянные фрагменты мебели – ножки, подлокотники – оформляются так же.

Особенности процесса старения дерева

Различные методы состаривания поверхности дверей в домашних условиях, требуют соблюдения этапов и нюансов. Так, например:

  • Очистка полотен. Происходит с применением строительного фена или растворителей. Шпателем удобно счищать отслаивающуюся краску. Важно убрать все видимые участки, иначе, не получат должного эффекта. К тому же химические растворы должны подходить под состав будущее окрашивания или лакирования – несовместимость приведет к образованию пузырей и «шелухи».
  • Химический метод старения древесины – браширование с помощью едких растворов, морение, происходит только с мягкими породами древесины. Сосна, ель, подойдут – дуб и лиственница подвержена только механической обработке.
  • Механический метод связан с образованием стружки и мелкой древесной пыли, поэтому полотно периодически смачивают водой и сметают с поверхности мусор мягкой щеткой. Не руками – во избежание заноз.
  • Покраска – кракелюр, старение дерева своими руками с помощью лака, метод сухой кисти – должен идти с тщательным перемешиванием составов, чтобы на поверхности не образовывалось пузырьков воздуха. Они, лопаясь, образуют некрасивые ямки, и становится понятно искусственное происхождение полотна.

Само по себе, натуральное дерево красиво и новые полотна вряд ли будут нуждаться в декорировании описанными методами. Проводить работу следует лишь с бывшими в эксплуатации межкомнатными дверями, дабы дать им вторую жизнь и сэкономить на покупке нового комплекта.

Если вы хотите добиться привлекательности и благородства от деревянных элементов своего интерьера, достаточно просто состарить их. Причем сделать это легко в домашних условиях, выбрав удачный способ. В этой статье мы расскажем о популярных способах искусственного состаривания вещей и их техниках.

Как ни странно это звучит, но в интерьере намного красивее смотрится дерево, от которого веет стариной.

Из такого материала можно смастерить оригинальный светильник, подставку, комод, стол, шкаф, подоконник, двери, полы или садовую лавку. Любой предмет будет излучать уют и тепло. К тому же сегодня все старое в моде.

Знаете ли вы? На земном шаре существует более десятка древесных пород, которые по своей твердости приравниваются к железу. Они практически не поддаются обработке и тонут в воде. Их даже используют в машиностроении для изготовления конструктивных элементов и гвоздей. Это темир-агач, парротия, тис, азобе, береза Шмидта, улин, ятоба, сукупира.

Если дожидаться, пока произойдет естественный процесс изнашивания древесины, уйдет немало времени. Десятки лет нужно, чтобы природный рисунок на материале под воздействием солнца и ветра приобрел специфическое переплетение темных и светлых тонов.
Ведь в холодное время года нарастают плотные волокна, которые являются каркасом. А летом образуется рыхлая и легкая ткань. Именно она стирается с течением времени, что обеспечивает доскам старину.

Этот эффект удачно используют нынешние дизайнеры, превращая таким образом даже самые дешевые деревянные предметы в атрибуты роскоши и стиля. Без него нельзя создать стили кантри, прованс, ретро, шебби-шик, винтаж.

К тому же приобретенная старинная мебель прослужит намного меньше, нежели новая, но искусственно обветшавшая.

Прованс, шебби-шик и винтаж в дизайне

Многие популярные стили современного дизайна характеризуются использованием изношенных и потертых предметов и деталей в интерьере, пастельной тональностью и романтическими элементами декора.

Знаете ли вы? Ежегодно для своих потребностей люди вырубают около 15 миллиардов деревьев всего зеленого фонда планеты, пополняя его при этом лишь на 5 миллиардов новых саженцев.

Об этом стиле впервые заговорили в ХІХ веке французы, живущие в одноименной провинции. Их традиции в переплетении с повседневными крестьянскими хлопотами и южной природой стали основой в развитии нового направления в дизайне.

Прованские дома отличались изящностью и одновременной простотой, трепетным отношением к вещам предков. Именно эти фамильные реликвии стали олицетворением духа южной Франции.
Для этого стиля характерны:

  • преобладание белого цвета и всех оттенков бежевого;
  • искусственно выцветшие на солнце фрагменты;
  • разноцветная палитра в декоре, аксессуарах (часто встречаются рисунки цветов, полоска, пастораль и клетка);
  • множество элементов из дерева в отделке;
  • искусственно потертая керамическая плитка (сколы, необработанный камень, кирпич, этнос);
  • фарфоровая посуда, кованые зеркальные рамы, салфетки и скатерти из текстиля;
  • предметы освещения с элементами ковки, хлопка и льна;
  • обрешеченные панорамные окна;
  • деревенская мебель классических форм с элементами дерева, ковки и плетения.

Знаете ли вы? Самым высоким деревом в мире считается секвойя из Штата Калифорния. Ее ствол разросся до 115-метровой высоты, а в диаметре он достигает 8 м.

Представляет собой совсем новое направление в оформлении интерьера. Возникло оно в Великобритании около 30 лет назад.

Его основой является свойственная англичанам сдержанность, консерватизм, экономность и пристрастие ко всему старинному, но добротному.
Стиль шебби-шик проявляется в следующих признаках:

  • отсутствие белых тонов;
  • превалирование бледных оттенков: голубого, розового, лавандового, желтого и молочного;
  • яркие контрастные цвета;
  • использование керамической плитки под обветшавшее окрашенное дерево, дикий камень или штукатурку, а также с мелким цветочным рисунком;
  • на белом оштукатуренном потолке классическая лепнина в тон сусального золота, а также выбеленные фрагменты перекрытия;
  • имитирующие старение деревянная и металлическая фактуры;
  • из предметов интерьера используется в основном отреставрированный антиквариат, текстильные вещи, искусственно состаренные фоторамки, старинные канделябры, живые цветы, фарфоровые куклы и статуэтки ангелов;
  • в освещении присутствуют хрусталь, ковка, матерчатые абажуры и древние подвески;
  • отреставрированная мебель из дорогостоящей древесины, окрашенные детали из металлической ковки.

Знаете ли вы? В Соединенных Штатах Америки к категории антикварных предметов относят все поделки, изготовленные до 1830 года, в Канаде - до 1847 года, а в Великобритании - до 1917 года.

Его придумали французы, заложив фундаментальные основы из уникальности и подчеркнутой оригинальности старинных изношенных предметов интерьера.

Изначально так называлось вино с многолетней выдержкой, но со временем сформировался целый дизайнерский стиль.

Его главная черта заключается в использовании антикварных предметов, которые с точностью должны соответствовать модным веяниям своей эпохи.
Винтажному интерьеру свойственны:

  • превалирующие белый, бежевый и молочные оттенки, а также контрастные - бордовый, зеленый, графитовый, лиловый;
  • рисунки с цветами и растительностью;
  • искусственно сделанные изъяны;
  • напольное покрытие из дерева, мрамора или керамики, но обязательно с эффектом потертости;
  • не перегруженность в декоре (дозировано используются лишь ценные старинные предметы, фотографии, зеркала, картины, канделябры);
  • лепнина в классическом стиле;
  • использование натуральных материалов, кованых элементов, хрусталя, льна, шерсти;
  • присутствующий в оформлении интерьера дух сдержанности и элегантности;
  • антикварная мебель из древесины и кованого металла.

Пошаговая инструкция состаривания древесины

Современные умельцы давно освоили множество методов искусственного обветшания древесины. Каждый из них имеет свои достоинства и отличия. Узнаем, какие именно.

Техника механической стилизации старины производится несколькими путями с помощью обработки древесины жесткой щеткой либо же двухслойным нанесением краски.
Обработка древесины жесткой щеткой

Первый вариант называется брашированием, а второй - патинированием.

Суть способа заключается в извлечении мягких древесных волокон, в результате чего на поверхности доски получается четко выраженная рельефность. То же происходит и в природе через десятки лет.

Видео: как состарить дерево - браширование Специалисты считают браширование самым простым методом, но призывают ответственно подходить к выбору древесины. Для этого лучше использовать хвойные породы с четким рисунком.

  • клен;
  • фруктовые деревья (вишня, груша, яблоня);

Важно! Работая с пиломатериалами, не забывайте маской или очками защитить свое лицо и глаза от попадания осколков, пыли. Не помешает также и респиратор .

Когда выбор материала сделан, можно приступать к работе.

Опытные мастера советуют изначально потренироваться на каком-либо ненужном обрезке, чтобы «набить» руку :

  1. Возьмите газовую горелку и предварительно обработайте ею материал. Не теряйте бдительности: обжигайте материал, не задерживая подолгу прибор. Нельзя допускать возгорания смолы.
  2. В случае, когда термопроцедуры не предусмотрены, перед работой обязательно смочите доску влажной кисточкой и дайте ей около 3 минут просохнуть.
  3. Наденьте на болгарку либо электрическую дрель металлическую щетку со специальной насадкой и в направлении волокон проводите от одного конца доски к другому, снимая таким образом мягкие волокна. Важно это сделать за одно касание, а не рывками.
  4. Листом наждачной бумаги с мелким напылением хорошенько отполируйте поверхность.
  5. Удалите остатки пыли с помощью пылесоса или деревянной щеткой с мягкой щетиной. Все движения должны быть направлены вдоль волокон, а не поперек.
  6. При желании можно усовершенствовать свой шедевр имитацией следов короеда. Делается это с помощью тоненького сверла. Угловатые отверстия должны быть хаотичными, но кучными.
  7. Чтобы создать завершенный образ, покройте поверхность воском с красящими элементами либо краской, лаком. Некоторые дизайнеры советуют творчески подойти к этому этапу работы, совмещая светлые и темные тона. При этом они должны распределяться соответственно на впадинах и выпуклостях.
  8. Если окрашивание однотонное, пройдитесь наждачной бумагой по рельефу, чтобы добиться его потертости.
  9. В заключение покройте доску лаком. Очень эффектно смотрится сетка из трещинок, которая получается после покрытия специальными кракелюрными лакокрасочными изделиями.

Состаренное горелкой дерево

Важно! Приобретая пиломатериалы, учитывайте их классификацию. Для создания эффекта поношенности больше подойдет класс С, который характеризуется неограниченным количеством сучков (в том числе и выпавших), трещин и углублений. Если дух чрезмерной старины вам не по душе, можете отдать предпочтение доскам класса АВ. Они имеют намного меньше дефектов.

Когда-то патиной называли тонкий оксидный налет на медных изделиях. Сегодня это популярная техника в обработке как металлических, так и деревянных изделий.

Способ отличается трудоемкостью, хоть осуществляется с помощью нанесения специальных реактивов. Для его реализации требуются предельная аккуратность, усидчивость и внимательность.

Если у вас нет опыта с подобными техниками, желательно потренироваться на деревянных отходах. Дизайнеры любят применять патинирование при оформлении жилища в стилях кантри и классики.
Самым простым вариантом такого обветшания древесины эксперты считают втирание воска в рельефные выпуклости поверхности, что создает эффект потертости. Мы же пойдем путем нанесения патины.

Итак, приступаем к работе :

  1. Наждачной бумагой тщательно отполируйте поверхность доски, максимально снимая старое окрашивание.
  2. Мягкой щеткой либо пылесосом удалите остатки пыли.
  3. Для усиления адгезионных характеристик древесины прогрунтуйте ее (важно выбирать грунтовку для антикварной реставрации) и просушите.
  4. Через сутки можно приступать к нанесению патины. Для этого лучше обзавестись акриловой краской. Действовать нужно с максимальной осторожностью. После окрашивания поверхность должна высохнуть в течение 24 часов.
  5. Следующий слой краски с бронзовым или металлическим оттенком нанесите во всех направлениях небольшими штрихами. Важно не переборщить с количеством патины. Сразу же, не дав нанесенному пласту высохнуть, разотрите его излишки куском поролона.
  6. Когда краска начнет засыхать, сухой ветошью затрите все выпуклости, что обеспечит эффект старины.
  7. Покройте лаком всю поверхность. Это придаст ей утонченности и защитит от механических повреждений и излишней сырости.

Видео: патирование мебели

Важно! Патинирование не применяют на деталях, с которыми часто контактирует человек. Краска очень быстро стирается, что придает вместо духа антиквариата эффект неопрятности .

Эффект состаривания достигается путем комплексной обработки пиломатериалов. Осуществляется эта техника в несколько этапов:


Этот способ оригинально смотрится лишь на лиственных породах, поскольку в составе их древесины имеются дубильные вещества. При контакте с химическими реактивами они темнеют, благодаря чему и возникает эффект изношенности.

Важно! Если на древесине появились признаки грибка, избавиться от проблемы поможет специальный отбеливатель на основе хлора. Учтите, что он проникает вглубь материала на 3 см.

Технология отличается простотой и наличием разных вариаций, с помощью которых можно добиться большей или меньшей степени старения.

Обязательно перед работой отшлифуйте поверхность куском наждачной бумаги с крупной фракцией. А далее выбирайте метод на свой вкус:

  1. Щедро обработайте доску нашатырным спиртом. Вступая в реакцию с материалом, вещество спровоцирует появление благородного потемнения. Если речь идет о состаривании определенного участка на стене, вы можете неравномерно распределить реактив, что усилит эффект.
  2. Полимерной щеткой обработайте доску, чтобы четко проступали годичные кольца. Затем покройте пиломатериал морилкой и вскройте лаком.
  3. Покрасьте подшлифованную поверхность краской-эмалью и подсушите. На высохший пласт нанесите вторую краску более жидкой консистенции. Дайте подсохнуть и обработайте наждачкой с мелкой фракцией отдельные участки древесины.
  4. Покройте дерево морилкой, основанной на воде. После этого частично смойте покрытие в средней зоне, оставляя темными края.

Даже в домашних условиях можно сделать фрагменты отделки и декора под старину, хоть на самом деле они будут совсем новыми. В этом процессе важно проявить максимум фантазии и старания, и тогда ваши деревянные предметы будут выглядеть не хуже тех, которые выставлены на продажу в антикварных салонах.

– это долгий и кропотливый процесс, состоящий из механической обработки дерева и работы с лакокрасочными материалами. Этот способ отделки ассоциируется у leon42 , участника форума «Дом и дача», с природностью, древностью, народной культурой.

По словам leon42 , купить мебель и отбрашировать ее металлической щеткой – это еще не состарить ее, а просто исцарапать или, в лучшем случае, сделать фактурную поверхность. Мебель, купленная в магазине – сделанная из ламелей и «худосочная» – не подходит для текстурирования, смотрится скорее печально и ущербно.

leon42 считает, что мебель для браширования должна быть грубой и массивной, способной передать естественную красоту дерева.

Именно поверхностный подход к состариванию дерева, по мнению форумчанина, формирует у многих людей мнение об изделиях, обработанных по этой технологии, как о «мебели погорельцев». Между тем, сочетание в интерьере состаренного дерева с металлом, камнем или керамикой – всегда модный и стильный прием, который позволяет всем обитателям дома словно прикоснуться к вечности и почувствовать себя в эпохе средневековья.

В естественных условиях над старением дерева «работают» ветер и влага, солнце и перепады температур. Как сделать то, что происходит в течение многих десятков лет, за несколько дней?

Подготовка материала

Для браширования лучше использовать мягкую и среднюю по твердости древесину с ярко выраженной текстурой, например, ель, сосну или лиственницу. У этих пород дерева мягкие волокна образуются, как правило, в весенне-летний период, когда происходит интенсивный рост годичных колец, и они более «рыхлые».

Дерево с однородной и невыраженной текстурой вроде бука и клена для состаривания не подходит.

Перед работой с деревом следует подготовить его поверхность. Устранить все дефекты и загрязнения, будь то следы пота, жира или другие пятна, которые могут проявиться во время нанесения тонировочного состава. Любые изделия (малые архитектурные формы, мебель и т.д.) обрабатывайте, предварительно разобрав: вы затратите меньше времени и сможете везде достать щеткой.

Браширование

Браширование (англ. brush – «щетка»), или текстурирование дерева – это придание ему рельефа, характерного для старой древесины. На начальном этапе из массива древесины удаляют мягкие волокна. Существует несколько вариантов обработки: легкое состаривание – на поверхности создается едва заметная шероховатость, либо глубокое и грубое, когда глубина неровностей достигает 2-3 мм (для элементов декора, иногда – грубой мебели).

Можно какую-либо деталь, скажем, потолочную балку, предварительно обработать топором: сделайте зарубки, обтешите края без опасения испортить – никто, кроме вас, не знает, каким должен быть результат. При этом вы получите изделие с глубоким микрорельефом поверхности и неровностями на ней глубиной до 20 мм.

Не забудьте про «следы» жизнедеятельности жучков и червячков. Сымитируйте их перед финишной обработкой с помощью дрели или бормашины. Также можно нанести простые элементы резьбы: косички, дракончики и т.п. – вы получите «скандинавский стиль».

Шлифовка: инструменты и щетки

На крупных предприятиях используют станки и автоматические линии, где все предусмотрено – от скорости подачи заготовки до мощной системы пылеудаления. Для обычного дачника такое оборудование – дорогое и, в общем-то, ненужное удовольствие. Если вы будете выполнять подообные работы часто, лучше приобрести щеточную машину. Наиболее распространенная и общедоступная – Макита. Самый экономичный и простой вариант – «болгарка» или дрель, желательно – с возможностью регулировки оборотов.

Весь процесс браширования можно разделить на три этапа:

  1. Черновая выборка мягких волокон
  2. Шлифовка
  3. Полировка

Соответственно, к каждому из них нужна своя щетка. На первом этапе (крацевании ) используют металлическую (крацовку). Если вы делаете сооружения для улицы – беседку, навес, забор и т.п., то, скорее всего, это будет ваша единственная щетка.

При обработке металлической щеткой могут оставаться царапинки на самих годовых кольцах, от которых сложно избавиться при дальнейшей обработке.

При работе с крацовкой нужно придерживаться таких правил:

  • водите щеткой вдоль волокон, иначе повредите годовые кольца и испортите древесный рисунок;
  • скорость передвижения щетки и нажим должны быть приблизительно одинаковые, в противном случае получатся ямы;
  • источник света следует располагать сбоку под острым углом, направляя луч света поперек волокон – так вы лучше увидите обрабатываемую поверхность;
  • не давите на поверхность сильно, не перегружайте двигатель, иначе это может вызвать преждевременную поломку оборудования;
  • скорость оборотов не должна быть выше 3000, лучше – 2000–2500: щетка может быстро разлететься;
  • обязательно работайте в очках, не пренебрегайте и защитными перчатками: кусочки проволоки от щетки могут отлетать на несколько метров, травмируя окружающих;
  • позаботьтесь о защите органов дыхания и пылеудалении: во время этой работы «мучнистой тушью» покрываются даже ресницы, что уж говорить за легкие;
  • новую щетку нужно «обкатать», иначе она будет сильно «махрить» заготовку, спустя время она станет обрабатывать поверхность чище;
  • работайте только в одном направлении (вращение), реверс включать не следует – это «убьет» металлическую щетку;
  • влажность обрабатываемого дерева не должна превышать 15%, в противном случае вместо текстурированной поверхности вы получите мохнато-волосатую.

При обработке устойчивой и твердой древесины (лиственница, дуб) обязательно используйте системы пылеудаления: пыль этих пород дерева считается канцерогенной и может вызвать рак легких.

Если вы хотите избавиться от ворса и получить более качественную отделку , вам понадобится еще одна щетка – пластиковая (нейлоновая), правильнее – шлифовальная дисковая из полимерно-абразивного материала. Самый распространенный размер зерна – 120.

Абразивная щетка – универсальная, характеризуется более деликатной обработкой поверхности. Если вы используете эту щетку, без металлической можно обойтись, особенно если обрабатываемый элемент нуждается в деликатной обработке или если вы хотите избежать специфических царапин, оставляемых крацовками.

Принцип работы с абразивной щеткой – такой же, как с металлической. Обороты лучше уменьшить до 1500, чтобы продлить срок службы щетки. Пыль при работе с пластиковой щеткой – более мелкая и липкая, поэтому не забывайте про респиратор.

Специфика обработки поверхностей:

  • не вышлифовывайте ребра-грани и углы заготовок, особенно если не планируете затем покрывать лаком: они будут цепляться и откалываться;
  • не делайте глубокий рельеф на сиденьях, столешницах и других горизонтальных поверхностях – они затруднят уборку поверхности: пятна пролитых напитков, крошки и т.п. будут забиваться между волокнами;
  • с целью предотвратить забивание пыли и зацепы тряпки во время уборки такие поверхности нужно обязательно шлифовать абразивной щеткой и мелкозернистой наждачной бумагой.

Заключительный этап брашировки – полировка или мелкая шлифовка : выполняется сезалевой или другими синтетическими щетками. Можно использовать мелкозернистую наждачную бумагу, абразивные губки, металлическую вату, удаляя пыль с готовой поверхности широкой кистью и пылесосом.

Отделочные операции

На конечном этапе делают тонировку (изменение цвета древесины на несколько тонов), патинацию (подчеркивание текстуры дерева специальными составами, которые проникают в поры, открытые при брашировании), кракелюр (эффект растрескивания и рассыхания), лакирование.

После брашировки доска будет выглядеть, как новая, но с фактурной поверхностью. Чтобы придать ей старый вид, ее покрывают различными составами, более естественно выглядят темные цвета.

Именно правильная игра с цветом брашированной древесины придает ей состаренный вид. Участки с мягкой древесиной (поры или впадины) неравномерно окрашивают в более темный цвет, с твердой (гребни) – в более светлый. В последнее время популярны варианты со светлыми впадинами и более темными гребнями.

Наиболее простой способ – обильно нанести темную морилку и сразу же протереть этот участок тряпкой или широким резиновым шпателем. В теории, морилка должна быстро впитываться в мягкую поверхность, а на гребнях – медленнее. Однако на практике часто так не получается, поэтому leon42 остановился на более сложном способе: после полного высыхания гребни вышлифовывает мелкозернистой наждачкой. Этот способ требует дальнейшей обработки лаком или бесцветными пропитками, так открываемый верхний слой остается без защитного покрытия.

Еще вариант – использовать краску двух контрастных цветов: поверхность полностью закрашивают первым цветом, затем наносят второй. Пока последний высыхает, проведите широким резиновым шпателем, убирая излишки краски и обнажая гребни первого слоя.

Правильное текстурирование - простой, но грязный, трудоемкий и вредный для здоровья процесс.

В результате непростой и усердной работы вы получите элементы декора, которые несут в себе красоту старины и при этом имеют высокую прочность. Каждая деталь, с любовью сделанная собственными руками, будет уникальной.

По материалам участника форума "Дом и Дача"

Редактор: Ольга Травина

Мода последнего времени на винтажные изделия, автомобили и одежду в стиле ретро не обошла стороной и дизайн деревянных изделий. Обработка дерева под старину позволяет и в новостройках создать интерьер, который выглядит так, будто квартира досталась хозяевам в наследство от прадедов. Хозяева загородных домов оформляют старым деревом фасады и внутреннее пространство. Из искусственно состаренного дерева делают декоративные фальшбалки на потолке, лестницы, двери и другие элементы дизайна, придающие дому сходство со средневековым замком или сказочной лесной избушкой.

Высокая стоимость искусственно состаренных деревянных предметов вызывает у домашних мастеров желание сделать нужные вещи своими руками, добиваясь сразу и удешевления изделия, и подлинной его уникальности. Выполнить работу по состариванию дерева совсем не так сложно, как это может показаться со стороны. Надо только знать об основных способах достижения красивой фактурной поверхности на обычных пиломатериалах, которые можно приобрести в любой фирме, торгующей стройматериалами и деревом.

Как подготовиться к работе?

Существует 3 метода старения древесины: химический, термический, механический.

Существует 3 широко применяемых :

  • химический, который подходит только для изделий из лиственных пород деревьев;
  • термический (обжиг) – применим для древесины любой породы;
  • механический (браширование) – подходит для хвойных пород и дуба.

Для работы с древесиной требуются такие инструменты и материалы:

  • топор;
  • дрель или болгарка с насадками;
  • щетка с металлической щетиной;
  • волосяная щетка;
  • кисти малярные;
  • морилка, краска акриловая, бесцветный лак, воск;
  • наждачная бумага.

Приобретая доски или брус, из которых планируется создать искусственно состаренную вещь, можно выбирать экземпляры, которые уже повреждены жучком, имеют на поверхности сколы и выбоины, небольшие трещины и сучки. После обработки они придадут особенно очарование «старинному» предмету.

Готовая мебель для состаривания подбирается массивная, немного грубоватая или в деревенском стиле, похожая на сделанную вручную штучную мебель прошлого века. Перед декорированием любым способом лучше всего разобрать предмет мебели на составные части. Это позволит обработать все поверхности, не оставляя в труднодоступных местах необработанных участков, которые будут бросаться в глаза.

Перед тем как начинать декорировать предмет в первый раз, стоит потренироваться и набить руку на различных бросовых кусках досок и любой древесины. Мастер будет действовать увереннее, со знанием многих нюансов, которые могут возникать при работе. На этих же учебных пособиях удобно подбирать тон красок или морилок, заранее оценить то, что получится в результате.

Многие операции (браширование, окраску и просушку после нее, обжиг) следует производить на открытом воздухе.

Наиболее доступны для покупки материалы из дерева хвойных пород: сосны, ели, лиственницы. Они обладают выраженной структурой и рисунком, образованном волокнами разной твердости. Это делает их пригодными для механического декорирования.

При помощи инструментов, разрушающих верхние слои дерева, можно добиться эффекта старения гораздо быстрее, чем если бы это происходило естественным путем. Все потертости, выбоины и трещины можно имитировать 2-мя методами:

  1. На поверхность доски, бруса или бревна острым уголком топора нанести выбоины разной глубины и обширности в хаотичном порядке. Углы бруска немного стесать топором, не заботясь об аккуратности или ровной поверхности. После этого все обработанные таким способом поверхности требуется тщательно отшлифовать жесткой щеткой со стальной щетиной. При шлифовке большого изделия лучше использовать дрель или болгарку со специальной насадкой. Шлифовать надо до тех пор, пока все острые грани, возникшие при рубке топором, не приобретут очертания выглаженных временем естественных повреждений. Важно помнить, что движения щетки всегда должны быть направлены вдоль волокон. Следующим этапом будет шлифовка шкуркой для снятия торчащих волокон и обработка стальной щеткой с более мягкой щетиной, чем в 1-ый раз. При этом часть мягких волокон удаляется, образуя неглубокие впадины между гребнями из более жестких зимних волокон древесины. Этой же щеткой можно дополнительно выделить сучки и трещины.
  2. После шлифовки светлой поверхности нового изделия требуется придать сходство с потемневшей от времени старой древесиной: окрасить его морилкой или темной акриловой краской. После высыхания шкуркой со средним зерном без сильного нажима немного протереть дерево, снимая краску с выступающих гребней и возвышенностей. При этом темная окраска сохраняется в выбоинах и между волокон. Для окончательной отделки изделие покрывают акриловым прозрачным или светло-желтым лаком, просушивают до полного высыхания.

Более «гуманный» способ. Подойдет для некрупных изделий и мебели, деревянной посуды и других небольших поверхностей. Браширование производится вручную, щеткой с металлической щетиной. При этом, как и в предыдущем случае, мягкие волокна удаляются, оставляя гребни из твердой древесины. Волосяной щеткой сметают древесную пыль, контролируя процесс на глаз и добиваясь нужной степени потертости поверхностей. После этого окрашивают и декорируют изделие, как указано выше.

Термическая и химическая обработка древесины

Эти способы можно назвать родственными, так как разрушение верхнего слоя дерева происходит почти без механических воздействий. Это более опасные способы, чем предыдущие, поэтому обработку следует производить на воздухе и с соблюдением мер безопасности.

Суть обжига заключена в том, что мягкие волокна разрушаются при воздействии открытого огня. Для этого поверхности обрабатываемого изделия обжигают пламенем паяльной лампы или специальной газовой горелки на глубину до 3 мм. При поверхностном обжиге эффект старения будет незначительным, при более глубоком – проявится сильнее. Мастер при этом регулирует процесс в зависимости от своего вкуса и потребностей.

После обугливания верхнего слоя в дело пускают металлическую щетку или насадку на дрель, соскабливая нагар до получения нужного цвета и фактуры. Окраске такую древесину можно не подвергать, потому что она будет уже иметь темные и светлые участки. Окончательная обработка заключается в шлифовке шкуркой и лакировании изделия.

При химическом способе декорирование дерева под старину происходит в процессе воздействия щелочей или нашатырного спирта. Для этого можно применять аэрозоли для чистки кухонных плит или средство для канализации. Необходимо перед применением ознакомиться с составом средства, оно должно содержать щелочь. Особое внимание следует уделить мерам предосторожности при работе с ним.

Попадая на поверхность дерева, эти химические вещества «выжигают» часть мягких волокон, одновременно окрашивая дерево в серый цвет. После обработки все поверхности промывают водой и покрывают слабым раствором столового уксуса или лимонной кислоты (1 ч.л. на 200 мл воды), удаляя остатки щелочи.

При использовании уксуса особое внимание обратите на то, что это должен быть столовый 9%-ный уксус, а не кислота.

Просушенные изделия подвергают очистке щеткой и окрашиванию, если нужно.

Обработка древесины перечисленными способами поможет хозяину самому декорировать интерьер квартиры под старину, не вкладывая больших средств и не затрачивая много времени на это. Доступность материалов и инструментов для обработки позволяет заниматься таким видом творчества и искушенному мастеру-столяру, и новичку, и даже женщине с фантазией и умелыми руками.

Использование дерева в оформлении интерьера - всегда беспроигрышный вариант. Это самый красивый природный, эстетически совершенный, дышащий материал. К тому же он благоприятно воздействует на энергетику человека, обладает бактерицидными свойствами. Прекрасно смотрятся в любом помещении предметы мебели, пол, двери, потолочные балки, различные элементы декора, выполненные из натурального дерева, которое лучше других материалов поддаётся обработке.

Зачем искусственно старить дерево

Получить однозначный ответ на этот вопрос сложно, но можно выделить три основных варианта ответа:

  1. Личные предпочтения.
  2. Обработанный материал позволяет создать один из модных стилей: винтаж, шебби-шик, ретро, прованс, стиль кантри.
  3. Если не хватает средств на антикварную мебель, то можно самостоятельно состарить дерево. Впоследствии ничто не помешает выдать стол или стул из такого материала за изделие с историей.

Как состарить дерево. Мастер-класс. Браширование

Существует несколько способов, позволяющих достичь необходимого результата. Самым интересным и наиболее используемым из них является метод текстурирования, или браширования. Название его произошло от английского слова brush, которое в переводе означает «щётка». Суть этого метода заключается в том, что из верхнего слоя массива дерева удаляют мягкие волокна. В результате обработки поверхность становится рельефной. В процессе естественного старения дерева с ним происходят такие же изменения, но на это требуется очень много времени. Браширование считают самым близким к реальности методом имитации старины. Используют его для придания древесине ярко выраженной фактурной текстуры.

Какие породы дерева подходят для браширования

Преобразовать деревянную поверхность под старину, используя метод браширования, совсем несложно и в домашних условиях. Но не всякая древесина поддаётся такой обработке. Для того чтобы состарить дерево, нужно использовать породы с четко выраженной текстурой: сосна, дуб, лиственница, ясень, орех. А клён, бук, вишня, груша, тик и некоторые экзотические деревья категорически не поддаются механическому состариванию. Бесполезно применять такой механический способ и для изделий из МДФ. Но как сделать состаренное дерево из этих материалов, если других нет в наличии? Для этого случая существует химический способ. Если необходимо состарить древесину хвойных пород, то рациональнее будет использовать механический метод.

Механическая обработка

Браширование - это довольно трудоёмкий процесс. Основным инструментом при этом выступает жёсткая металлическая щётка. Так как состарить дерево таким образом быстро не получится, то процесс можно ускорить. Для этого понадобится дрель или болгарка, оснащённая специальной проволочной щёткой.

Обработка древесины с помощью электроинструментов - процесс довольно небезопасный, связанный с характерной вибрацией и риском отрыва деревянных щепок и металлических прутиков. Поэтому необходимо знать, как искусственно состарить дерево и не пострадать. Работы рекомендуется проводить в защитном костюме. Для предотвращения попадания в глаза мелкого мусора и пыли необходимо надевать специальные маскировочные очки или закрывать лицо щитком, а для защиты дыхательных путей использовать респиратор.

Химическая обработка

Как состарить древесину своими руками без использования специальных инструментов? Для этого понадобится жесткая наждачная бумага. Ею требуется зачистить поверхность, а затем нанести раствор аммиака (нашатырного спирта), который вызывает заметное потемнение древесины. В результате структура дерева сможет проявиться особенно ярко, а благородное потемнение придаст готовому изделию антикварный вид.

В зависимости от желаемой степени старения такая обработка может носить лёгкий поверхностный характер с использованием негрубой полимерной щётки или глубокий, когда становятся видны годичные кольца. При этом очень важно не переусердствовать, так как можно получить не желаемое фактурное благородное изделие, а испорченную рыхлую древесину.

После первоначальной грубой зачистки независимо от способа обработки заготовку необходимо привести к нужному эстетичному виду. Для этого удаляют с поверхности заусенцы, затем изделие шлифуют полимерной абразивной щёткой. После этого древесину необходимо дополнительно тщательно высветлить с помощью наждачной бумаги и придать ей окончательный глянец.

Патинирование

Для получения желаемого эффекта старины одной только механической обработки ещё недостаточно. Далее можно просто покрыть изделие лаком. Но рекомендуется выполнить ещё так называемое патинирование. Это позволит сильнее подчеркнуть рельефную поверхность изделия. Патина - характерный роскошный лоск, который дерево приобретает с годами. Ее воссоздание в домашних условиях производится в несколько этапов и требует больших усилий.

Патинирование - это процесс нанесения на обрабатываемую поверхность специальных составов и морилок. Их выбирают в зависимости от желаемого цвета и оттенка готового изделия. Составы наносятся таким образом, чтобы они попали в поры дерева, открывающиеся при механической обработке. Важно добиться эффекта патины, при котором древесные глубокие поры выглядели бы немного темнее и контрастнее, чем более светлые поверхности. При самостоятельном выполнении такой обработки рекомендуется использовать краску нужного цвета. Для этого поверхность сначала прокрашивают полностью, а потом с помощью губки или ткани убирают верхний слой, не дожидаясь высыхания. В результате дерево с виду становится более старинным и благородным.

Но патинирование совсем необязательно использовать. Так же прекрасно выглядят изделия, выкрашенные эмалью под старину. С помощью таких материалов можно создать настоящий шедевр, который отличит от настоящего антиквариата только истинный ценитель древностей. На поверхность следует нанести один слой эмали. Затем дерево нужно просушить и нанести другой слой. При повторной покраске эмаль необходимо выбрать более жидкую и другого цвета. Когда дерево полностью просохнет, необходимо протереть поверхность наждачной бумагой, чтобы проступил нижний слой и получились потертости.

Тонирование. Лакировка

После патинирования следует выполнить ещё тонирование. Для этого процесса используют составы на основе натуральных масел и смол. На последнем этапе обработки дерево покрывают 2-3 слоями лака. Затем его следует натереть мягкой тряпочкой, чтобы придать дополнительный блеск. Лакирование закрепляет все предыдущие этапы и придаёт изделию законченный вид. Несмотря на то что процесс трудоемкий, его может освоить каждый. Главное - следовать технологии. Тогда будет понятно, как состарить дерево своими руками.

Секреты браширования

Как состарить дерево, чтобы получить наилучший эффект? Для этого необходимо знать некоторые тонкости.

  • Основную поверхность закрашивают следующими цветами: белым, красным, черным, синим, желтым, фиолетовым, коричневым, оранжевым. Для пор берут голубой, красный, желтый и белый цвета.
  • Если смотреть на тонированную краской доску под углом, то можно заметить неоднородность нанесения.
  • Ручное браширование позволяет выполнить работу более художественно, хотя процесс будет весьма длительный, в отличие от автоматического способа.
  • Чем больше пороков (сучков, завитков, глазков) имеет древесина, тем лучше будет выглядеть изготовленное из нее изделие.

Где может применяться обработанное дерево

Далеко не в каждом жилище можно встретить обработанный материал, так как просто состарить дерево мало. Очень важно его грамотно использовать в интерьере. Благодаря использованию метода браширования можно создавать эксклюзивные, практически антикварные изделия. Например, предметы мебели: изысканные полки для книг, комоды, шкафы, кухонные гарнитуры, дачную мебель, рамы для картин или зеркал, подсвечники и другой декор.

Этот метод прекрасно подойдет для обработки паркетной и половой доски, а также для изготовления дверей, перегородок, различных деревянных элементов. Часто обработанное под старину дерево используют в отделке стен домашней бани или сауны, нестандартных комнат или целого дома, ретро-кафе, баров, бильярдных.

Сегодня ни для кого не является секретом, как состарить дерево. Кроме браширования, существует еще много способов. Они отличаются по сложности технологии и количеству затрачиваемого времени. Но независимо от выбора состаренное дерево помогает создать неповторимую душевную обстановку в любом помещении, связать вечные ценности и дух современного времени, заполнить дом атмосферой благородной старины.