Распутин годы жизни. Распутин и Православная церковь

Загадочная жизнь, загадочная смерть, загадочные совпадения. И уж совершенно точно подтвержденные свидетелями чудеса пророчества и целительства. «Святой черт», просто святой, дьявол, волшебник, маг, чародей, сектант, губитель Отечества, спаситель Отечества – это все об одном человеке, крестьянине из бывшей Тобольской губернии, Григории Ефимовиче Распутине. Пожалуй, самая захватывающая легенда Петербурга, причем легенда реально существовавшая.

Начнем с некоторых необъяснимых явлений

Вокруг друга царской семьи (а точнее, Друга, как его называла в переписке с супругом императрица Александра Федоровна) сложилась целая коллекция чудес и мифов, и мы уверены, что наибольшая часть из них – продукт домыслов, богатого воображения и желания человека верить во что-то сверхъестественное. Что вполне себе нормально: так, в конце концов, интереснее жить, а рассказ на кухне за чаркой царской или беленькой не грех разукрасить любопытными подробностями, которых в реальности не происходило.

Однако есть эпизоды, события и совпадения, которые либо имели место на самом деле, либо имеют до сих пор. И не просто подтверждены очевидцами, а даже сняты на видео или установлены криминальной полицией и судмедэкспертами. Ниже мы расскажем о трех явлениях, причем все относятся уже к современному Петербургу, а не полулегендарным временам.

Икона неожиданно замироточила

Помните неожиданный выход тогда еще главного крымского прокурора, а ныне депутата Государственной думы Натальи Поклонской с иконой предпоследнего русского императора Николая II во время шествия «Бессмертного полка» в Крыму?

29 декабря 2016 года, за день до столетия убийства Григория Распутина, с этой иконой случилось чудо.

Дело было так. На 29-30 декабря были запланированы мероприятия в честь старца, в том числе и посещение его последней квартиры в Петербурге по улице Гороховая, 64. Участники пришли туда крестным (понятное дело) ходом, принеся с собой несколько икон, в том числе и Николая II, которую им дала сама Наталья Поклонская. Да, ту самую икону с того самого «Бессмертного полка».

Иконы расставили, начали петь «Вечную память» Распутину, как вдруг после исполнения лик Николая II (заключенный в стекло!) вдруг замироточил. Это было большой неожиданностью для всех собравшихся, посмотрите на их лица на видео ниже, начиная с конца третьей минуты, точнее с отметки 03.50.

На иконе появилось несколько капелек мира, непонятно откуда взявшегося. Чудо? Ответ на это каждый волен дать себе самостоятельно.

Распускающаяся на могиле Распутина верба

Тотчас после убийства, труп Григория Распутина был спущен в реку Малая Невка с Петровского моста. Через несколько дней всплыл – уставшие и наадреналиненные убийцы забыли прицепить гирю, которая изначально была приготовлена, чтобы отправить старца на дно не только истории, но и реки навечно. Тело перевезли в Царское село (ныне город Пушкин), где и захоронили в Александровском саду. Затем, уже после падения самодержавия, правда, выкопали и сожгли, но это уже другая история.

Так вот, на этом месте, которое называют первой могилой Григория Распутина, каждый год 30 декабря вопреки законам биологии и здравого смысла, расцветает верба. Сам процесс расцвета мы пока не видели, а вот результат, ветки распустившейся вербы, лично наблюдали 30 декабря 2016 года в той самой квартире, где за день до этого мироточила икона. Вербу с могилы Григория Ефимовича туда принесли паломники.

Кстати, по этой квартире водят , на которых рассказывают не только про личность целителя, пророка и простого сибирского мужика, но и об отношениях между ключевыми деятелями эпохи, царской семье и вообще непростой обстановке в Российской империи в начале XX века.

Солист Boney M спел последнюю песню в Петербурге

Помните развеселый танцевальный хит Rasputin диско-группы Boney M, который поселился в конце 70-х на вершинах европейских и американских хит-парадов? “Ra-Ra-Rasputin, lover of the Russian Queen \\ There was a cat that really was gone?” , ну и так далее? К самой песне мы еще вернемся, а пока нас интересует «солист» (который на самом деле только открывал рот под фонограмму, которую исполнял совсем не он), и по совместительству танцор группы Бобби Фаррелл, лихо изображавший на сцене главного героя песни.

Ему не повезло 30 декабря 2010 года – он умер. В один день с Григорием Распутиным. Умер он не где-нибудь, а в Петербурге, куда приехал выступать на корпоративе какой-то очень крупной компании. И в Петербурге не где-нибудь, а в отеле «Амбассадор», всего в 880 метрах от Юсуповского дворца, где за 94 года до этого приговорили к смерти «святого черта». Вроде ничего не предвещало, а потом вдруг известный музыкант неожиданно пожаловался на плохое самочувствие. Как выяснилось, его подвело сердце.

Вот такие вот совпадения. Ну и как не вспомнить, что прямо напротив «Амбассадора» раскинулся сад, который называется … Юсуповским.

Биография Распутина: настоящая фамилия, ранние годы, умение удивлять

Споры о происхождении, возрасте и имени Распутина

По сей день не утихают споры о том, что в биографии Распутина является истиной, а что — лишь плоды домыслов и слухов. Историкам неизвестна даже точная дата его рождения, причем речь идет не о дне и месяце, но даже о годе. Одни настаивают на том, что день его рождения летом, а точнее 29 июля, другие же придерживаются мнения, что Распутин родился в январе. Спорят и о годе: по версиям разных источников, это может быть 1864 (или 1865), 1871 или 1872 годы. Существует также мнение, что сам Распутин указывал разные данные, намеренно добавляя себе лет, что это помогало сохранить имидж «праведного старца».

Родина Григория Распутина – село Покровское Тобольской губернии, ныне это Тюменская область.

По документам загадочный в будущем крестьянин носил фамилию Новых. Распутин – прозвище, которое путешественник получил, скорее всего, из-за своего неоднозначного, распутного образа жизни. Сам целитель попросил записать в документах двойную фамилию, так как однофамильцев-Распутиных в то время у него было много.

Ранние годы святого путешественника

В юности Григорий Распутин много путешествовал, особенно часто посещал святые места. Многие эксперты сходятся во мнении, что причиной паломничеств были постоянно мучавшие его болезни. По окончании странствий Распутин продолжал поддерживать общение с представителями крупных храмов и церквей не только в России, но и за рубежом – знаком он был, например, с настоятелями в Иерусалиме и Греции.

В какой-то момент он провозгласил себя целителем и святым и начал уже сам лечить других. Люди ему верили, хотя он даже не был грамотным. Впрочем, в те времена среди крестьян, в том числе и знахарей, встретить человека, умеющего писать, читать и считать, в принципе было в диковинку.

Петербургский период

Крестьянин не имел каких-либо родственных связей с Николаем II и вообще домом Романовых, и даже поначалу не был в числе его приближенных, но выдающийся пророческий и целительский дар помог ему стать, как считается, другом императора. Ну уж другом императрицы точно.

Переезд Распутина в Петербург произошел к 1904 году. Сам провидец объяснял это с точки зрения религии – по его словам, сама Богородица возложила на него миссию спасения сына предпоследнего русского императора. По другой версии, отчаявшийся вылечить цесаревича Алексея царь сам позвал Распутина в Петербург, куда старец пришел пешком.

Познакомился Распутин с семьей императора в 1905 году. Провидец помогал исцелить наследника от заболевания, которое на тот момент вылечить было невозможно – гемофилии. Каким-то мистическим образом молитвы и, более того, даже телеграммы Распутина останавливали кровотечение, что вселяло уверенность, что единственный прямой наследник российского престола сможет выжить и править империей.

Лечиться у старца начала почти вся петербургская знать. Особенно расположена к Распутину из-за исцеления сына была императрица Александра Федоровна.

Григорий Распутин с императрицей, царскими детьми и гувернанткой

Говорили также, что старец влиял и на некоторые политические решения императора, например, убедил его отказаться от участия в Балканской войне или прийти в Государственную думу, где монарха, вопреки его собственным опасениям, встретили бурной овацией.

Из переписки императрицы и свидетельств современников следует, что старец, как минимум, участвовал в обсуждениях политических вопросов, а вот каковым было его реальное влияние – здесь широкое поле для исторических дискуссий.

Кроме того, с самого появления «святого» в столице стали появляться слухи о его лжеучении, а церковь обвинила его в корыстности намерений. В 1907 году представители духовенства публично объявили, что старец незаконно собирает последователей, а все его учение антицерковно. Репутация старца становилась все хуже, в религиозных кругах ходили слухи о колдовстве в его квартире на Гороховой, 64, съем которой ему оплачивал императорский двор. Это стало причиной скорого отъезда Распутина из Северной столицы, куда он, однако, через некоторое время вернулся.

Среди наследия Распутина можно отметить разные пророчества и две большие книги, написанные в 1907-м и 1915-м годах соответственно – «Житие опытного странника» и «Мои мысли и размышления».

Как отзывались о Распутине современники

За год до смерти паломника в газете «Биржевые ведомости» вышла статья, в которой автор описывал впечатления, которое произвел на него Распутин. По словам писателя, выглядел Григорий неприятно – двигался нервно, взгляд был холодный, одет в потертую неряшливую одежду.

Описания современников, что интересно, совпадают с тем, что пели о старце Boney M, видимо, в том числе и по этим описаниям составлялся текст хита. В Петербурге проживает достаточно много людей, чьи предки встречали на улицах города Григория Распутина и потом делились со своими детьми или внуками впечатлениями. В те времена встретить на улице Друга царской семьи, равно как и представителей аристократии, не было чем-то необычным, да и город в те времена был по площади в несколько раз меньше, нежели сейчас. Так что мы можем составить себе представление о главном герое легенды на основе не только письменных впечатлений от его сановных современников, но и из народной молвы.

В песне Boney M поется:

He was big and strong, in his eyes a flaming glow
Most people looked at him with terror and with fear
But to Moscow chicks he was such a lovely dear
He could preach the bible like a preacher
Full of ecstasy and fire
But he also was the kind of teacher
Women would desire.

Наш вольный перевод:

Он был большим и сильным, в глазах пылал огонь,
Большинство людей взирали на него с ужасом и страхом,
Но для московских цыпочек он был дорогим любимчиком.
Он мог проповедовать Библию как проповедник,
Полный экстаза и огня,
Но он также был таким учителем,
Который очень нравился женщинам.

В общем-то примерно так и есть. Далее по тексту присутствуют элементы исторической неправды – в той части, которая касается отношений с царской семьей («любовник русской царицы», «не обращал внимания на царя») и оценки его влиятельности («управлял страной»), но сам образ описан в целом верно. Свидетели сходятся в том, что у Распутина была необыкновенно сильная энергетика, дар убеждения, магнетический взгляд, невероятные способности к целительству и, научно говоря, прогнозированию.

В квартире Распутина почти не было мебели, в быту он был аскетом. Автора упомянутой статьи в «Биржевых ведомостях» поразило отношение Распутина к женщинам: еду он брал исключительно руками, после чего давал им облизать свои пальцы, что они и делали с большим удовольствием. Мог он попросить их и поцеловать свои сапоги, при этом нарочно обильно смазывал обувь кремом, чтобы женщины пачкались.

Тем не менее, женщины почитали Распутина почти как святого, причем среди поклонниц были жены и высокопоставленных лиц. Даже известные аристократки (например, баронесса Врангель или баронесса Кусова) были готовы ехать за Распутиным в любую точку Земли, если, конечно, на них не наговаривают недоброжелатели.

И ведь, удивительно, что при всем при этом старец был женат! Его избранницей стала крестьянка-паломница Дубровина Прасковья Федоровна, в браке с которой у Григория Распутина родилось две дочери и сын.

Было ли подобное поведение Григория Ефимовича в начале прошлого века в столице Российской империи чем-то из ряда вон? В общем-то, нет. Историки утверждают, что пресытившаяся знать тоже веселилась как могла, оргии, гомосексуализм и даже педофилия особо не скрывались, а где-то ими даже бравировали. Рассматривать фигуру Распутина надо в контексте его времени, а не судить по современным понятиям. А на фоне царивших в те далекие годы традиций и обычаев он отпетым грешником не выглядит.

Однако то, что позволено Юпитеру, не позволено быку, пусть даже он (а может быть – тем более!) и приближен к императорским особам.

Императорская семья как будто не замечала того, что было очевидно всей России. Многие приближенные к царю пытались убедить его в том, что Распутин – просто разгульный обманщик. Но святому старцу каждый раз удавалось убедить Николая II в том, что все слухи – не более, чем обман и желание очернить его в глазах императорской семьи. Даже принесенный Николаю подробнейший доклад премьер-министра Петра Столыпина о похождениях «святого», не возымел действия. Император, комментируя похождения своего «друга» по злачным местам, ответил коротко: «Он и там проповедует Евангелие». Эта фраза вошла в обиход, и употреблялась в качестве иронически-саркастического инструментария.

К сожалению, царь не видел главного: во многом из-за Распутина его авторитет испаряется как утренний туман над Невой.

Вот как об этом говорит историк Лев Лурье в передаче «Историческая рифма» канала «Фонтанка»: «Вся эта история с Распутиным начинает волновать, вызывать классовую ненависть у семьи Романовых (у остальных членов царской фамилии, не Николая II и его жены – «Окно в Петербург») и вообще у аристократии. Простой необразованный мужик, который хвастается тем, что ему «мама сшила рубашку». «Мама» — это императрица. И вообще ведет себя просто невозможно… Об этом знала вся Россия. Для солдат это была некая радость: «царица с Григорием, а царь с Егорием» (в смысле с Георгиевским крестом). Все это укладывается в русскую сказку про бойкого слугу, бессмысленного барина и его жену. Это дико смешит, и престиж теряется».

Отметим здесь важную деталь: даже в кругах элиты, по словам историка Эдварда Радзинского, о болезни цесаревича не было известно, поэтому удивительная на первый взгляд близость императорской фамилии с сибирским немытым крестьянином и была столь поразительной для аристократии с самого начала их общения. Этот когнитивный диссонанс, который объясним, если знать всю картину, сыграл немаловажную роль в конфликте между правящим домом и правящими кругами, а сей конфликт, в свою очередь, внес огромнейший вклад в развитие революционных событий февраля-марта 1917 года. Можно сказать, что момент встречи Николая II и Григория Распутина – это зерно, из которого всего за несколько лет выросло «дерево» первой революции, которая затем перетекла во вторую, Октябрьскую, а потом и преобразовалась в создание СССР. Примечательно, кстати, что выстрелы, сразившие Распутина в Юсуповском дворце, потом назвали «первым выстрелом революции».

Убийство Распутина

Князь Феликс Юсупов, депутат Государственной думы Владимир Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович, доктор Станислав Лазоверт и поручик Сергей Сухотин не просто не любили старца, они его ненавидели, считая, причиной многих, если не всех, бед Империи. И хотели избавиться от него, так как считали его не другом Николая II, а обычным сектантом и настоящей угрозой императору, а значит, и стране.

30 декабря по новому стилю (16 декабря по старому) 1916 года Феликс Феликсович Юсупов пригласил Распутина в гости, по заверениям, для знакомства со своей женой Ириной, которая якобы захворала.

Поздний вечер. Обстановка действа очень нервная, напряженная. Приготовленная для Распутина легенда, как рассказывали в официальных показаниях сами участники, незатейливая.

Феликс Юсупов забирает поздно вечером целителя из его квартиры на улице Гороховая, дом 64 и везет в свой дворец на набережной реки Мойки, 94. Когда они прибывают, где-то наверху играет граммофон, что создает ощущение вечеринки. Феликс говорит Распутину, что надо бы обождать, когда гости разойдутся, и приглашает его тем временем в глухое, без окон, подвальное помещение, где сервирован стол, включающий любимую гостем мадеру и сладкие пирожные. И вино и сладости начинены цианистым калием, о чем заблаговременно позаботился доктор Лазоверт.

Предполагалось, что выпив и закусив, Распутин тут же испустит дух, однако, по словам самого Юсупова, происходит следующее: старец отказывается от пирожных, а мадера с цианидом калия (выпил всю бутылку) его не берет. Как позже выяснят ученые, данный яд нейтрализуется алкоголем, поэтому получается так, что Распутин одновременно с ним употребил и противоядие. Однако всего того, что знаем сейчас мы, не знает юный Юсупов, который и так давно себе вбил в голову, что старец – земное издание сатаны, а тут еще и такие диковинные чудеса.

Юсупов выходит на какое-то время из подвала, рассказывает о происходящем другим заговорщикам, берет револьвер и, улучив момент, делает практически в упор выстрел в Распутина. Тот падает, после чего в комнату входят остальные соучастники. Убедившись в смерти «святого черта», они выходят, чтобы обсудить, что же с ним делать дальше. Тем временем Распутин, как и положено «сатане», оживает и начинает сматываться. Он выбегает во двор, за ним гонится Пуришкевич, который стреляет дважды, промахивается, после чего, однако, двумя выстрелами все же кладет старца наземь. Тело грузят в автомобиль и ночью спускают в Малую Невку.

Так выглядит официальная версия. Неофициальная же, предложенная историком Эдвардом Радзинским (посмотреть можно ), отличается от общепринятой в деталях, но весьма существенных. Мы не будем пересказывать ее полностью, она общедоступна, отметим только, что, по мнению Радзинского, два фатальных выстрела совершил не Пуришкевич, не умевший толком-то стрелять, а прекрасный стрелок, великий князь Дмитрий Павлович, чью роковую роль по понятным причинам пытались скрыть.

Впрочем, это все же детали, которые не меняют сути, а она такова: элита убила человека, который волей или неволей пошатнул авторитет царской власти и настроил правящие круги против главного представителя царской династии, что имело для страны фатальные последствия.

Первая могила Распутина

Изначально старца хотели похоронить в родном селе, но после отказались от этой идеи – фигура Распутина была настолько известной и противоречивой, что перевозить его через всю страну побоялись: могли возникнуть волнения. Поэтому его похоронили в Царском селе, в уже упомянутом Александровском парке, месте, которое сегодня служит меккой для почитателей культа одиозного сибирского крестьянина.

В настоящее время этой могилы уже нет: министр юстиции, будущий председатель Временного правительства Александр Керенский еще в самом начале Февральской революции, то есть буквально тотчас после свержения самодержавия, приказал выкопать и сжечь тело. В чем была причина такого решения, которое принималось в самый разгар масштабных исторических событий, когда других забот, мягко говоря, хватало? На этот вопрос нет однозначного ответа, остается лишь предположить, что Керенский понимал, что место захоронения популярного в народе старца может быть объектом массового паломничества, а где собирается толпа – жди неуправляемого развития событий. Чему служит свидетельством сама Февральская революция.

Сногсшибательные пророчества Распутина

У Григория Распутина было несколько крепких пророчеств, которые, можно сказать, сбылись, хоть и с натяжкой и допущениями. А именно, если мы согласимся, что туманные описания подходят для того или иного события. Основные предсказания собраны нашими коллегами вот .

Однако было предвидение, которое отличалось от большинства остальных конкретностью. Незадолго до своей гибели, Распутин написал Николаю II письмо, в котором выражал уверенность, что не доживет до 1 января 1917 года (по старому стилю). Более того, он указывал, что если будет убит своими товарищами по сословию, крестьянами, то дом Романовых будет царствовать дальше и процветать. А ежели аристократией, родственниками императора, то, увы, правящая династия скоро перестанет быть правящей.

В конце идут следующие слова: «Три раза по 25 лет будут разбойники чёрные, слуги антихристовы, истреблять народ русский и веру православную». Если это предложение не было «изобретено» после 1991 года, то нам остается только поаплодировать старцу, так далеко заглянувшему в будущее. Три раза по 25 – это 75 лет. Прибавим 1916 и получим 1991 год, когда распался Советский союз. К оценочным суждениям вроде «разбойники черные» каждый может относиться как пожелает, на то они и оценки, но вот со словами «истреблять… веру православную» не согласиться сложно: «воинствующий атеизм» был официальным догматом коммунистической идеологии.

Мифы о провидце

Распутин был одной из самых неоднозначных личностей из числа приближенных к царям и императорам за всю историю России. С ним связано очень много историй, часть из которых были признаны мифами, но очень живучи в памяти. Мы приведем самые популярные из них.

1. Любовная связь Распутина с императрицей

Многие всерьез полагали, что сильное влияние на императорскую семью Распутин имел исключительно благодаря тому, что состоял с женой Николая II в интимной связи. Безусловно, он произвел на нее впечатление, но на взгляды самого государя Распутин смог повлиять, только помогая найти решение для некоторых политических вопросов. Царица же действительно слепо доверяла Распутину и под конец его жизни уже не могла без его совета решить ни один вопрос, но убедительных свидетельств о том, что сибирский старец был для нее больше, чем друг, нет. Живучесть мифа вполне объяснима особенностями человеческой психологии, благодаря которым и существует жанр «скандалы, интриги, расследования» — в том числе там, где ни того, ни другого, ни третьего нет. Вот и Boney M вставили строчку «lover of the Russian queen» ради того, чтобы украсить свой хит. Так пикантнее.

2. Увлечение черной магией

Молва о магических обрядах Распутина активно ходила и при его жизни и после его смерти. Многие считали, что именно колдовство помогло ему обратить множество людей в своих страстных поклонников. Неординарные способности у Григория Ефимовича и правда были, но использовал он их по большой части для исцеления больных молитвой. А вот факты исцеления описаны убедительно столько раз, что даже если половина из них не соответствует действительности или приукрашены, то все равно сомневаться в фантастических умениях старца в лечебном деле не приходится.

3. Святое происхождение целителя

Многие не разделяли позицию противников Распутина, считая его не шарлатаном, а святым. Отнесем это на чрезмерную религиозность, потребность в культе и в ком-нибудь, кто бы этот культ осуществлял и олицетворял. История знает немало примеров обожествления людей, которые на самом деле были обычными земными личностями, пусть и выдающимися и крайне нестандартными.

4. Взяточничество

Григорий Распутин, безусловно, брал деньги с богатых людей, причем брал по схеме, которую не считать некоррупционной язык не повернется: за свою рекомендацию назначить на ту или иную должностью конкретного господина. Так, есть мнение, что старец получил около 100.000 рублей за назначение Николая Добровольского правовым и судебным министром. Но поскольку Григорий Ефимович не был чиновником, то и не мог воспользоваться своим служебным положением. Так коррупция ли это тогда?

Но это одна сторона медали. Вторая же подсвечивает вопрос под совсем другим углом. Предоставим слово историку Льву Лурье: «Конечно, Распутин не был взяточником. Он был по другим делам. Он был артист. Наберет денег, а потом раздаст. Ему-то (деньги нужны, чтобы) мадеру выпить, какие-то девки – но это очень маленькие расходы» («Историческая рифма», телеканал «Фонтанка»). Этот тезис подтверждается тем фактом, что несметных богатств у семьи старца после его смерти не нашли (скорее, обогатились помощники), дети его были вынуждены зарабатывать на хлеб самостоятельно и судьба всех их сложилась не очень.

Места Распутина в Петербурге

Или, точнее, где Распутин жил и умер.

Первым отдельным жильем Распутина в тогдашней столице империи был дом номер 11 на Караванной улице (это была квартира Иоанна Восторгова). В десятой квартире дома №3 (принадлежал он генерал-майору Веретенникову) по Английскому проспекту Распутин жил всего год – с 1913 до 1914 годы. В квартире было четыре скудно обставленные комнаты. Это первое отдельное жилье старца, куда часто приходили гости. До этого он жил в кельях при монастырях, а затем в арендованных поклонницами квартирах.

Известно, что недолгое время Григорий Ефимович жил на Николаевской улице в 70-м доме у издателя Сазонова, а также в 37-м доме на Литейном проспекте в комнате у инженера Лохтина.

Юсуповский дворец, расположенный по адресу набережная реки Мойки, дом 94. Является знаковым в судьбе сибирского старца, в нем он был убит, о чем написано выше.

Самое известное место, связанное с Распутиным – пятикомнатная квартира в доме 64 на Гороховой улице, где он проживал последние два года жизни. Именно она стала одновременно и домом, и канцелярией, и приемной, куда приходили очарованные паломником женщины и находящиеся в непростой ситуации мужчины, аристократы и простые крестьяне, больные и страждущие…

Как все было на самом деле, Вы можете уточнить на уже упомянутой нами .

Иван Семенов

Русский крестьянин, получивший известность "прорицаниями" и "исцелениями" и имевший неограниченное влияние на императорскую семью, Григорий Ефимович Распутин родился 21 января (9 января по старому стилю) 1869 года в уральском селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии (ныне находится на территории Тюменской области). В память святителя Григория Нисского младенца крестили с именем Григорий. Отец, Ефим Распутин, занимался извозом и был сельским старостой, мать - Анна Паршукова.

Григорий рос болезненным ребенком. Образования не получил, поскольку в селе не было церковно-приходской школы, и остался на всю жизнь неграмотным — писал и читал с огромным трудом .

Он рано стал работать , сначала помогал пасти скот, ходил с отцом в извоз, затем участвовал в земледельческих работах, помогал убирать урожай.

В 1893 году (по другим источникам в 1892 году) Григорий

Распутин начал странствовать по святым местам. Сначала дело ограничивалось ближайшими сибирскими монастырями, а потом он стал странствовать и по всей России, освоив ее европейскую часть.

Позже Распутин совершил паломничество в греческий монастырь Атос (Афон) и в Иерусалим. Все эти путешествия он совершал пешком . После странствий Распутин неизменно возвращался домой на посевную и уборку урожая. По возвращении в родное село Распутин вел жизнь "старца", но далекую от традиционного аскетизма. Религиозные взгляды Распутина отличались большим своеобразием и далеко не во всем совпадали с каноническим православием.

В родных местах он приобрел репутацию провидца и целителя. По многочисленным свидетельствам современников Распутин действительно в определенной мере обладал даром целительства. Он успешно справлялся с различными нервными расстройствами, снимал тики, останавливал кровь, легко унимал головные боли, прогонял бессонницу. Есть свидетельства, что он обладал необычайной силой внушения.

В 1903 году Григорий Распутин впервые посетил Петербург, а в 1905 году поселился в нем и скоро обратил на себя всеобщее внимание. Слух о "святом старце", который пророчествует и излечивает болящих, быстро достиг самого высшего общества. В короткое время Распутин стал модным и известным человеком в столице и стал вхож в великосветские гостиные. Великие княгини Анастасия и Милица Николаевны познакомили его с царской семьей. Первая встреча с Распутиным произошла в начале ноября 1905 года и оставила у императорской четы очень приятное впечатление. Затем такие свидания стали происходить регулярно.

Сближение Николая II и императрицы Александры Федоровны с Распутиным носило глубоко духовный характер, в нем они видели старца, продолжающего традиции Святой Руси, умудренного духовным опытом, способного дать добрый совет. Он завоевал еще большее доверие царской семьи, оказывая помощь больному гемофилией (несвертываемость крови) наследнику престола — цесаревичу Алексею.

По желанию царской семьи Распутину специальным указом была дана другая фамилия - Новый. По легенде, это слово было одним из первых слов, которые произнес наследник Алексей, когда начал говорить. Увидев Распутина, младенец закричал: "Новый! Новый!".

Пользуясь доступом к царю, Распутин обращался к нему с просьбами, в том числе коммерческого свойства. Получая за это деньги от заинтересованных людей, Распутин тут же раздавал их часть нищим и крестьянам. Он не имел ясных политических взглядов, но твердо верил в связь народа и монарха и недопустимость войны. В 1912 году выступал против вступления России в Балканские войны.

В петербургском свете ходило множество слухов о Распутине и его влиянии на власть. Примерно с 1910 года против Григория Распутина началась организованная кампания в печати. Его обвиняли в конокрадстве, принадлежности к секте хлыстов, распутстве, пьянстве. Николай II несколько раз высылал Распутина, но затем возвращал его в столицу по настоянию императрицы Александры Федоровны.

В 1914 году Распутин был ранен религиозной фанатичкой.

Противники Распутина доказывают, что влияние "старца" на российскую внешнюю и внутреннюю политику было едва ли не всеобъемлющим. Во время Первой мировой войны каждое назначение в самом верхнем эшелоне правительственных служб, как и в верхушке церкви, проходило через руки Григория Распутина. Императрица советовалась с ним по всем вопросам, а затем настойчиво добивалась от мужа нужных ей государственных решений.

Авторы, симпатизирующие Распутину, считают что он не оказывал никакого сколько-нибудь значительного влияния на внешнюю и внутреннюю политику империи, равно как и на кадровые назначения в правительстве, и что его влияние относилось преимущественно к духовной сфере, а также к его чудесным способностям облегчать страдания цесаревича.

В придворных кругах "старца" продолжали ненавидеть, считая виновным в падении авторитета монархии. В императорском окружении созрел заговор против Распутина. Среди заговорщиков были Феликс Юсупов (муж императорской племянницы), Владимир Пуришкевич (депутат Государственной думы) и великий князь Дмитрий (двоюродный брат Николая II).

В ночь на 30 декабря (17 декабря по старому стилю) 1916 года Григория Распутина пригласил в гости князь Юсупов, который подал ему отравленное вино. Яд не подействовал, и тогда заговорщики застрелили Распутина и бросили его тело под лед в притоке Невы. Когда через несколько дней тело Распутина обнаружили, оказалось, что он еще пытался дышать в воде и даже высвободил одну руку из веревок.

По настоянию императрицы тело Распутина было захоронено близ часовни императорского дворца в Царском Селе . После Февральской революции 1917 года тело выкопали и сожгли на костре.

Суд над убийцами, поступок которых вызвал одобрение даже в окружении императора, не состоялся.

Григорий Распутин был женат на Прасковье (Параскеве) Дубровиной. У супругов было трое детей: сын Дмитрий (1895-1933) и две дочери — Матрена (1898-1977) и Варвара (1900-1925). Дмитрий в 1930 году был сослан на север, где скончался от дизентерии. Обе дочери Распутина учились в Петербурге (Петрограде) в гимназии. Варвара умерла в 1925 году от тифа. Матрена в 1917 году вышла замуж за офицера Бориса Соловьева (1893-1926). У супругов родились две дочери. Семья эмигрировала сначала в Прагу, затем в Берлин и Париж. После смерти мужа Матрена (за границей называвшая себя Марией) выступала в танцевальных кабаре. Позже перебралась в США, где стала работать укротительницей в цирке. После того, как ее ранил медведь, она оставила эту профессию.

Скончалась в Лос-Анджелесе (США).

Матрене принадлежат воспоминания о Григории Распутине на французском и немецком языке, изданные в Париже в 1925 и 1926 годах, а также краткие заметки об отце на русском языке в эмигрантском журнале "Иллюстрированная Россия (1932).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

30(17) декабря исполняется 100 лет со дня убийства Григория Распутина. Сама его личность и обстоятельства этого события до сих пор являются предметом споров и обсуждения.

В этом году исполняется 100 лет со дня убийства Григория Ефимовича Распутина, но и поныне о его личности не утихают споры. Для одних он - «святой чорт, распутник, хлыст, злой гений слабого царя, знамение погибшего царства». Для других - невинно оклеветанный, святой старец, мученик, ближний друг Царской Семьи. Видимо, настала пора отвлечься от споров и sine ira et cura - «без гнева и пристрастия» - исследовать феномен Распутина, опираясь на достоверные источники. Но при этом следует помнить слова известного историка А.С. Лаппо-Данилевского об источнике как продукте психологической деятельности, зеркале чужой одушевленности. И прежде всего, надлежит не забывать знаменитое декартовское «Все подвергай сомнению», в особенности многочисленные мифы о Распутине и Царской Семье.

Первый миф - о слабом, безвольном Царе, подкаблучнике Царицы-немки, терпевшем в своем дому развратного мужика по внушению экзальтированной супруги. Не нужно особо распространяться о том, как эта сплетня сработала в роковые дни февраля 1917 года. И заметим, ее вырабатывали и несли обитатели великосветских салонов, те, кто били в спину Царю, а потом, когда он ушел с престола, растерялись, струсили и либо сбежали, либо покорно пошли на большевистский убой или же интриговали в тылах белых армий, как некогда в петербургских салонах, чтобы потом в эмиграции заниматься «остроумием на лестнице», вернее - на парижских чердаках.

Не забудем также, что эту сплетню вовсю использовали немцы во время войны, разбрасывая над нашими войсками с «цеппелинов» омерзительные карикатуры на Распутина и Царскую Семью.

Так что источник информации - сомнительный и пристрастный. А теперь - по существу.

Был ли человеком слабой воли святой Император Николай, 23 года ходивший под прицелом террористов? Был ли таким Царь, своей волей переместивший центр экономического и политического развития с Запада страны на Восток, строитель Порт-Артура, Владивостока и Транссибирской магистрали? Был ли таким Император, преодолевший тяжелейшую революцию1905 года, при котором страна стремительно модернизировалась и прогрессировала, несмотря на мощные революционные и центробежные течения? Был ли таким Царь, взявший на себя ответственность за армию в тяжелейшие разгромные дни 1915 года и остановивший развал, не допустивший широкомасштабного военного поражения и прорыва немцев к Киеву, Москве и Петрограду? Наконец, то, что мы знаем о феврале 1917 года, также не дает нам оснований считать его человеком слабой воли. Государь делал все, чтобы задавить мятеж, другое дело, что все его приказы саботировались .

И второе - миф о том, что Царь знал все о Распутине, но терпел его ради жизни наследника - цесаревича Алексея. Тогда получается, что ради жизни сына Император жертвовал принципами. Но как согласовать с этим тот факт, что в 1915-1916 годах Царь брал цесаревича на фронт, несмотря на его тяжелую гемофилическую болезнь? Значит, был способен рисковать даже здоровьем сына ради его воспитания и защиты Отечества? Уровень нравственной чистоплотности и духовной чистоты Государя не позволил бы ему терпеть такого человека, как газетный Распутин, если бы он счел обвинения в его адрес обоснованными. Значит, не считал. И имел на то свои основания.

А коренились они в том, что обвинения в адрес Распутина в изрядной мере исходили из очень сомнительных и темных источников и от темных лиц. Вот один из основных обвинителей Распутина - иеромонах Илиодор (Труфанов), отпетый религиозный авантюрист, расстриженный за действия сектантского характера, за границей издавший откровенно клеветническую книгу «Святой чорт», где он на потеху американским и прочим читателям смешивал с грязью не только Распутина, но и Царскую Семью. Характерно, что перед ее публикацией он предлагал Императрице книгу… выкупить, но так, чтобы об этом знали все. Согласно аргументированному мнению Олега Платонова, к составлению этой книги приложил руку известный информационный циник А. Амфитеатров, автор пьесы «Господа Обмановы» . Именно Илиодор и Амфитеатров стоят у истоков «голливудской» версии о Распутине: развратный мужик, охмуривший всех, в том числе Царя и Царицу, - к сожалению, самой известной и самой востребованной обществом.

Интересна история с отчетами о наблюдении наружной охраны за Распутиным, проанализированными Платоновым. Когда Министерство внутренних дел возглавлял Столыпин, отчеты спокойны, беспристрастны, компромата из них не извлечь. Выписки подкреплены подлинными донесениями. Напротив, когда в министерстве заправляли Хвостов и Белецкий, известные авантюристы, подлинные донесения агентов куда-то исчезают, их заменяют достаточно общие и безответственные выписки без имен, без проверок компрометирующих «фактов».

Кстати, характерно мнение о Распутине генерала П.Г. Курлова, директора департамента полиции, товарища министра внутренних дел: «На этот раз меня поразило только серьезное знакомство Распутина со Священным Писанием и богословскими вопросами. Вел он себя сдержанно и не только не проявлял тени хвастовства, но ни одним словом не обмолвился о своих отношениях к Царской Семье. Равным образом я не заметил в нем никаких признаков гипнотической силы и, уходя после этой беседы, не мог себе не сказать, что большинство циркулировавших слухов о его влиянии на окружающих относится к области сплетен, на которые всегда так падок Петербург» .

Нужно ли говорить, что с треском провалилась попытка уличить Распутина в скандале в московском ресторане «Яр»? В результате этой провокации с позором был отставлен масон Джунковский, сляпавший фальшивку, развалившуюся после тщательной проверки.

И, наконец, последний факт: Чрезвычайная Следственная комиссия, наряженная изыскивать преступления царского режима, не нашла в деятельности Распутина НИЧЕГО, что можно было бы предъявить революционной общественности. Под чистую развалились дела и о хлыстовстве, и о взятках, и о кутежах и развратной деятельности, и о немецких деньгах . В общем, в распутиниаде возникает парадоксальная ситуация: десятки антираспутинских свидетельств, авторы которых в глаза Распутина не видали (так, ярый враг Распутина Сухомлинов пишет: «Распутина я видел один раз, гуляя по вокзалу». Тем не менее он был непоколебимо убежден, что именно Распутин явился причиной его отставки от Военного министерства, а не решение Царя и не собственная бездарность); десятки антираспутинских статей, где отсутствие меры шокирующих публику подробностей превышается разве бессовестностью по отношению к фактам. Огромный компромат, а в основе его - ничего. Много шуму из ничего.

Спросите: но что-то было? Ведь не может быть, чтобы все обвинения в безнравственности были неосновательными, причем с разных сторон. Давайте, уважаемые читатели, вставать на правовую почву, которую у нас почему-то не всегда любят и уважают. Существует презумпция невиновности, и человек может быть признан преступником или виновным в чем-либо только по решению суда - светского или церковного. В отношении Г.Е. Распутина возбуждалось целых два следствия. И оба закончились его совершенным оправданием.

Однако могут возразить, что Распутина осуждали и весьма авторитетные архиереи, известные своей духовной жизнью, такие как владыки Феофан (Быстров), Гермоген (Голубев). Это так, однако даже святость не означает безгрешности и безошибочности. К примеру, даже такие святые епископы, как святитель Епифаний Кипрский, дали втянуть себя в дело святителя Иоанна Златоуста. Естественно, мы не сравниваем Г.Е. Распутина со вселенским учителем Иоанном Златоустом, мы лишь стремимся показать, что поток клеветы и общественного осуждения может повлиять и на самых достойных. Показателен сам факт, что в 1912 году владыка Гермоген пришел к Г.Е. Распутину вместе с вышеупомянутым Илиодором (Труфановым) и тот на глазах владыки Гермогена… избил Распутина крестом. Значимо и то, что большая часть архиереев не поддержали Государя и империю в роковые дни февраля и марта 1917 года и никто из епископата не посетил Царскую Семью в их заточении - ни в Петербурге, ни в Тобольске, ни в Екатеринбурге.

Однако, чувствую, дотошный читатель не унимается: дыма без огня не бывает. Что-то же было?! Было. Сплетня и охота за Распутиным. Первая крупномасштабная акция «черного пиара» в истории России. Случаен разве тот факт, что в далеком сибирском селе Покровском, на родине Распутина, 29 июня 1914 года, в день покушения на него со стороны горячей почитательницы иеромонаха Илиодора Хионии Гусевой, на месте преступления оказывается столичный корреспондент Дувидзон, в точности воспроизводящий в своих публикациях клеветнические показания обвиняемой, с которой, кстати, был лишен возможности общаться?

И понятно, интересовал всех не Распутин сам по себе. Важна была его близость к Царской Семье. Метились в него, стреляли по Императору и Императрице. И успешно.

Третий миф: Распутин правил Россией. По его рекомендации якобы назначались и сменялись министры, обер-прокуроры, правящие архиереи. Между тем известный историк А.Н. Боханов приводит очень показательный факт: Распутин пытался уберечь от мобилизации во время войны своего сына, но встретил со стороны Императора Николая вежливый отказ. На его просьбу Царь ответил, что сейчас всякий мужчина должен защищать свое Отечество. Максимум, чего удалось Григорию Ефимовичу добиться, это направить сына в санитарный поезд .

А если мы отмоем Распутина от голливудского грима, то возникнет очень интересное лицо.

Не очень грамотный, но весьма начитанный умный сибирский мужик, горой стоящий за народ, близко к сердцу принимающий нужды и односельчан, и вообще простых русских людей. Его подлинные записки производят впечатление человека равновесного, обстоятельственного, трезвого, благочестивого. Проступает образ человека, верного Православию, верного России и Царю. Характерен крестьянский «пацифизм» Распутина, трезвое понимание того, что война несет смерть и разрушения, неизмеримые страдания народу. По свидетельству графа Витте, в 1912 году во время Балканской войны, когда между Россией и Австро-Венгрией возникло серьезное напряжение и Государь вот-вот был готов объявить мобилизацию, Распутин при личном свидании на коленях умолил его этого не делать и тем способствовал тому, что России было даровано еще два мирных года.

Весьма показательна та телеграмма, которую он прислал Царю в июле 1914 года, перед началом Первой мировой войны: «Милой друг есче раз скажу, грозна туча нат Рассеей беда горя много темно и просвета нету. Словес то море и меры нет, а крови? Что скажу. Слов нету, неописуемый ужас. Знаю, все от Тебя войны хотят и верные не зная, что ради гибели. Тяжко Божье наказание, когда ум отымет, тут начало конца. Ты Царь отец народа не попусти безумным торжествовать и погубить себя и народ. Вот Германию победят, а Рассея? Подумать так воистину не было горше страдалицы, вся тонет в крови, погибель, бес конца печаль. Григорий».

Если оставить в стороне орфографические ошибки и народно-поэтический стиль, то это текст, который сделал бы честь самому глубокому аналитику. В нем точно отражено состояние общества, одержимого ура-патриотизмом и шапкозакидательством (вспомним знаменитое кадетско-милюковское «Даешь Дарданеллы!»), - «море слов», за которое придется расплачиваться морями крови, умопомрачение элиты, идущей к концу. Это и предвидение того, что Германию победят, но без России, которая будет тонуть в крови, судя по всему - в собственной. Это и провидение революции - «начало конца».

За это его и ненавидели «ура-патриотические круги», прежде всего кадеты, во многом пронизанные масонским влиянием. Война для них была прологом революции. Распутин им явно мешал. Во многом. Поэтому его решили убрать.

Во второй половине 1916 года начинают распространяться провокационные слухи о том, что Царь под влиянием немки-Императрицы готовится заключить сепаратный мир и будто бы Александру Федоровну настраивает на это Распутин. Трудно придумать что-либо более абсурдное. Во-первых, не для того Император Николай почти два года работал над воссозданием, переформированием и перевооружением армии, чтобы все бросить и сдать. К началу 1917 года все было готово для широкомасштабного весенне-летнего наступления в согласии с союзниками. Армия имела все - от новейших аэропланов и подводных лодок до теплого обмундирования во вкусе XVII века: знаменитые «буденновки» первоначально назывались «богатырки» и были изготовлены как раз к наступлению 1917 года. Что до боеприпасов, то на них вся Россия воевала еще четыре года всю Гражданскую войну. Во-вторых, не в характере Императора Николая ΙΙ было изменять своему слову и предавать, тем более - бессмысленно. В случае успеха кампании 1917 года Россия получала бы все плоды победы, в том числе восток Малой Азии, Дарданеллы, Галицию и проч. И становилась бы первой державой мира. В случае сепаратного мира - в лучшем случае свои разоренные войной земли и после разгрома союзников на западе столкнулась бы с той же Германией. В-третьих, Распутин во время войны не занимался антивоенной агитацией: он не одобрял вступления в войну, но полагал: вступив, мы должны довести дело до конца и победить.

Однако зачем-то Распутина решили обвинить в германофильстве, получении денег от немцев, поиске сепаратного мира и убить. Для убийства образовался удивительный тандем: черносотенный деятель германофил Пуришкевич и женоподобный англофил «нетрадиционной ориентации» князь Ф.Ф. Юсупов, которые после убийства Распутина понесли чисто символическое наказание. Пуришкевич оставил после себя дневник, Юсупов - мемуары. Но есть еще следственное дело. И вот получается удивительная картина: свидетельства Пуришкевича и Юсупова детально совпадают между собой, но резко расходятся с материалами следствия.

Во-первых, в описании одежды. В один голос Пуришкевич и Юсупов говорят, что Распутин был одет в сапоги, бархатные навыпуск брюки, шелковую рубаху кремового цвета, расшитую шелками . Прокурор же судебной палаты С.В. Завадский свидетельствует: убитый был одет в голубую шелковую рубашку, вышитую золотыми колосьями . На руке у него был золотой браслет с царской монограммой, на шее - золотой крест, и хотя браслет и крест - яркие и запоминающиеся детали, но об этом убийцы не обмолвились ни словом. Хотя дружно говорят о том, что Распутин целых два часа сидел у них, пил отравленное сладкое вино, закусывал пирожными, напичканными цианистым калием. Так и хочется спросить: какой идиот инструктировал этих горе-убивцев? Ученик 8-го класса знает из курса химии, что цианистый калий нейтрализуется глюкозой. Но дело даже не в этом: за два часа не заметить, в рубашке какого цвета была их жертва, мог только слепец. Либо двухчасового сидения в подвале не было. По крайней мере, такого, о каком пишут Юсупов и Пуришкевич.

Еще более значимое несоответствие мемуаров с материалами следственного дела в том, как был убит Григорий Ефимович. Пуришкевич видел, что Распутин получил три огнестрельных ранения: Юсупов выстрелил ему в грудь, в область сердца, после чего прошло более получаса, и убитый будто бы ожил, кинулся во двор, где Пуришкевич выстрелами в спину и, как ему «показалось», в голову сразил жертву. Как стрелял Пуришкевич во дворе, Юсупов, по его словам, не видел, он только подтверждает, что убил Распутина в столовой выстрелом в грудь, в область сердца .

Но подлинные документы следствия полностью исключают выстрел в сердце, в них сказано, что Григорий Ефимович убит тремя смертельными выстрелами - в печень (в живот), в почки (в спину) и в мозг (в голову) . О смертельных ранениях отца Григория упоминает и Юлия Ден, которая знала о них из разговоров с Императрицей и А.А. Вырубовой в Царском Селе: «Григорий Ефимович был ранен в лицо и в бок, на спине у него было пулевое отверстие» . Судебно-медицинские эксперты утверждали, что с первым же ранением - в печень - человек может прожить не более 20 минут, следовательно, не могло быть временного отрезка от получаса до часа, после которого убитый «воскрес» и кинулся бежать, как не было вообще никакого выстрела в область сердца в столовой, о котором единогласно утверждали оба участника убийства.

Приведем заключение судмедэксперта профессора Д.Н. Косоротова: «При вскрытии найдены весьма многочисленные повреждения, из которых многие были причинены уже посмертно. Вся правая сторона головы была раздроблена, сплющена вследствие ушиба трупа при падении с моста. Смерть последовала от обильного кровотечения вследствие огнестрельной раны в живот. Выстрел произведен был, по моему заключению, почти в упор, слева направо, через желудок и печень с раздроблением этой последней в правой половине. Кровотечение было весьма обильное. На трупе имелась также огнестрельная рана в спину, в области позвоночника, с раздроблением правой почки, и еще рана в упор, в лоб, вероятно уже умиравшему или умершему. Грудные органы были целы и исследовались поверхностно, но никаких следов смерти от утопления не было. Легкие не были вздуты, и в дыхательных путях не было ни воды, ни пенистой жидкости. В воду Распутин был брошен уже мертвым» .

Свидетельство профессора Косоротова показывает, что Григорий Ефимович долго и мучительно истекал кровью, но об этой колоссальной кровопотере ни слова у Юсупова с Пуришкевичем. Следов крови, согласно их мемуарам, было немного.

Итак, не сходятся концы. Более того, мы видим явный сговор Пуришкевича и Юсупова, сговор очевидно лживый. Зачем же они брали на себя вину, так стремились стать зиц-убийцами? Петли захотелось? Очевидно, им было обещано (и выполнено), что ничего серьезного им не будет. Кто же настоящие убийцы?

Ими были агенты британской разведки офицер Освальд Рейнер, друг Юсупова, и доктор Лазоверт. Об этом убедительно свидетельствуют материалы, собранные в книге сотрудника английских спецслужб Ричарда Каллена «Распутин. Пытки и его убийство» . Многочисленные повреждения на теле, в том числе рваные раны, доказывают, что Распутина перед смертью долго пытали, очевидно выуживая признание в несостоявшихся сепаратных переговорах, а не добившись этого - застрелили. Юсупов и Пуришкевич должны были сыграть роль прикрытия. Каллен был вынужден признать несостоятельность обвинений в адрес Распутина. Да вряд ли сами англичане верили в них… Не случайно, что Рейнер в 1919 году получил в награду орден - неизвестно за какие заслуги, а пред смертью в 1961 году уничтожил все свои бумаги.

Знал ли Император имена настоящих убийц? Судя по всему - да. Британский посол сэр Джордж Бьюкенен вспоминал, что вскоре после убийства Распутина Николай II во время аудиенции сказал ему: к этому причастен молодой англичанин, друг Юсупова по университету. Правда, Царь не назвал его по имени. Это и объясняет, почему Юсупов и Пуришкевич не были наказаны всерьез: Царь понимал их камуфляжную роль, хотя, может быть, за соучастие их должно было наказать гораздо строже. Но вероятно, Царю казалось несправедливым карать соучастников, не покарав реальных убийц. А наказать он их не мог: следствие над ними и соответствующий приговор означали бы, в конечном счете, развал антигерманской коалиции. Потому что вскрылись бы все связи с Английским посольством, с сэром Джорджем Бьюкененом, который почти открыто работал против союзника своей страны - Русского Царя. Поэтому Император должен был стиснуть зубы и претерпеть это злодеяние над самым близким к его семье человеком. Все ради победы.

Но она была уже невозможна. Пуришкевич с гордостью заявил: «Мы сделали первый выстрел Революции». Действительно, убийство Распутина обладало целым рядом смыслов. Для Царя: «Мы можем всё. Даже оклеветать и убить самого близкого тебе человека. Уйди сам, пока не свергли и не убили». Для аристократии и «образованного общества»: «Собаке собачья смерть». Неслучайно Юсупов заявил городовому, что он… всего лишь пристрелил собаку. А позднее над могилой Распутина написали на немецком языке: «Wo ist Hund begraben» - «Вот где собака зарыта». Но «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Неслучайно Илиодор еще в 1912 году позволял себе высказывания типа «Разлегся кобель на престоле». Его арестовали, посадили под домашний арест, но он… сбежал за границу писать пасквили против Царя и его семьи.

Для части народа, верной Царю: «Под мостом мы вас видали…» Для колеблющихся: «Смотрите, Царь человека из народа не защитил. И даже не покарал толком за него». Иными словами: «Власти нет - и наше время, наша воля». А отсюда - несколько шажков до февраля 1917 года. Началось все Кровавым воскресеньем, когда благодаря Гапону была расстреляна народная вера в Царя. Кончилось выстрелом в крестьянина Распутина. И в том, и в другом случае стреляли в живую нравственную связь между Царем и народом.

Но вопрос: зачем это все было англичанам? Ответ прост: именно потому, что Россия стояла на пороге победы. Союзники тоже. К концу 1916 года вопрос о вступлении Америки в войну был решен. И Россия была не нужна. Нежелательный конкурент, с которым надо делиться добычей. В том числе проливами. А этого Британская империя - владычица морей - допустить не могла. Значит, надо вывести Россию из войны. Желательно не сразу, постепенно, чтобы она отработала свою функцию полностью. Но не была допущена к победному пиру. В результате революции, первым выстрелом которой был, по выражению недалекого Пуришкевича, «выстрел в Распутина».

Вышло… Удался кафкианский парадокс - разгромить и Германию, и Россию. На Версальской конференции были флаги всех стран-победительниц. Даже уругвайский. Российского не было.

Как прозорливо писал Пушкин:

Врагов имеет в мире всяк,
Но от друзей спаси нас, Боже.

Цель данной публикации отнюдь не подготовка канонизации Распутина. Не надо впадать из крайности в крайность. Необходима серьезная и кропотливая работа по выяснению истины и отмывание Распутина от голливудского грима. И восстановление исторической справедливости. Жизненно важной в данном случае, ибо речь идет о чести святых Царственных Страстотерпцев. Опять-таки повторимся: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Убийство Распутина, вначале моральное, а затем физическое, послужило прологом к крушению империи и злодейскому умерщвлению Царской Семьи. Об этом надлежит в особенности помнить сейчас, когда некоторые господа, пренебрегая уроками истории, путем сплетен и «черного пиара» хотят разрушить Православную Церковь и государство Российское.

Это признавали даже его враги. См. предисловие Михаила Кольцова к сборнику «Отречение» (Л., 1927).

Ден Ю.А. Подлинная Царица. М., 1998. С. 74-79.

Платонов О.А. Смерть Распутина. С. 307-308.

Richard Callen. Rasputin. His tortures and murder. London, 2009.

Как известно из краткой биографии, Распутин родился в семье ямщика 9 января 1869 года в селе Покровское Тобольской губернии. Однако, по мнению многих биографов этой исторической личности, дата его рождения весьма противоречива, так как сам Распутин не единожды указывал разные данные и часто преувеличивал свой истинный возраст с целью соответствовать образу «святого старца».

В юности и ранней зрелости Григорий Распутин совершает путешествие по святым местам. По мнению исследователей, он совершал паломничество по причине частых болезней. После посещения Верхотурского монастыря и других святых мест России, горы Афон в Греции, а также Иерусалима, Распутин обратился к религии, поддерживая тесные контакты с монахами, странниками, целителями и представителями духовенства.

Петербургский период

В 1904 году как святой странник Распутин переехал в Петербург. По словам самого Григория Ефимовича к переезду его побудила цель спасения царевича Алексея, миссию о чем возложила на «старца» Богородица. В 1905 году странник, которого часто называли «святым», «божьим человеком» и «великим подвижником», знакомится с Николаем II и его семьей. Религиозный «старец» оказывает влияние на императорскую семью, в частности на императрицу Александру Федоровну, благодаря тому, что помогал в лечении наследника Алексея от неизлечимой тогда болезни – гемофилии.

С 1903 года в Петербурге начали распространяться слухи о порочных деяниях Распутина. Начинается преследование со стороны церкви и обвинения его в «хлыстовстве». В 1907 году Григорий Ефимович повторно обвиняется в распространении лжеучения, имеющего антицерковный характер, а также в создании общества последователей своих взглядов.

Последние годы

Из-за обвинений Распутин Григорий Ефимович вынужден покинуть Петербург. В этот период он посещает Иерусалим. Со временем дело о «хлыстовстве» снова открывают, но новый епископ Алексий снимает с него все обвинения. Очищение имени и репутации было недолгим, так как слухи об оргиях, происходивших в квартире Распутина на улице Гороховой в Петербурге, а также об актах колдовства и магии вызвали потребность в расследовании и открытии еще одного дела.

В 1914 году на Распутина было совершено покушение, после которого он вынужден лечится в Тюмени. Однако позже противникам «друга царской семьи», среди которых были Ф.Ф. Юсупов, В. М. Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович, офицер британской разведки МИ-6 Освальд Рейнер, все-таки удается завершить задуманное – в 1916 году Распутин был убит.

Достижения и наследие исторической особы

Помимо своей проповеднической деятельности Распутин, биография которого весьма насыщена, активно участвовал в политической жизни России, оказывая влияние на мнение Николая II. Ему приписывают убеждение императора отказаться от участия в Балканской войне, что изменило сроки начала Первой мировой войны, и другие политические решения царя.

Мыслитель и политический деятель оставил по себе две книги «Житие опытного странника» (1907) и «Мои мысли и размышления» (1915), также его авторству приписывают более сотни политических, духовных, исторических предсказаний и пророчеств.

Другие варианты биографии

Тест по биографии

После прочтения краткой биографии Распутина советуем пройти этот тест.