900 дней и ночей вражеской блокады. Конспект занятия о блокаде Ленинграда «Девятьсот страшных дней и ночей

Великая Отечественная Война – эта та страница нашей истории, которую нельзя оставлять без внимания. За мирное небо, за хлеб на столе мы обязаны нашим дедам и прадедам, которые, не жалея жизни, сражались с лютым врагом ради счастливого будущего своих детей.

В знак вечной памяти и уважения в нашей стране принято дарить ветеранам цветы и открытки, тематические , сделанные маленькими детскими ручками. Такие шедевры дороже всяких наград, ведь они свидетельствуют о том, что даже малыши знают и гордятся подвигами предков. Сегодня мы расскажем вам, как и какие рисунки для детей про войну можно нарисовать в преддверии великого праздника или просто для закрепления полученных знаний с урока истории.

Итак, предлагаем вашему вниманию мастер класс, как поэтапно нарисовать Отечественную Войну для детей карандашом.

Пример 1

У мальчишек война непременно ассоциируется с военной техникой и авиацией. Танки, вертолеты, самолеты, разное оружие – это все те достижения научного прогресса, без которых победа досталась бы нам еще большей ценой. Поэтому начнем наш первый урок, посвященный рисункам о войне (1941-1945) для детей, именно с подробного описания, как поэтапно нарисовать танк.

Первым делом приготовим все необходимое: простой и цветные карандаши, ластик и чистый лист бумаги.

Продолжая совершенствовать свои навыки, нарисуем военный самолет:

Пример 2

Безусловно, рисовать военную технику маленьким принцессам может не понравится. Поэтому для них мы приготовили отдельные рисунки, которые можно использовать в качестве поздравительной открытки:

Как видите, нарисовать такие простые картинки про войну ребенку совсем несложно, главное проявить немножечко фантазии и терпения.

В самом конце Московского проспекта есть площадь Победы. Это место является южными воротами города. Через них в город въезжают все, кто прилетает в Пулково.
К 30-летию Победы здесь было решено построить монумент Героическим защитникам Ленинграда. Строительство памятника велось в том числе и на пожертвования граждан. Для этого в ленинградской конторе Госбанка даже был открыт счёт. Монумент создан по проекту скульптора лауреата Ленинской премии, народного художника СССР М. К. Аникушина и народных архитекторов СССР С. Б. Сперанского и В. А. Каменского. Главная вертикаль - 48-метровый гранитный обелиск - символ торжества Победы советского народа в одной из самых страшных войн человечества. У основания обелиска - скульптурная группа «Победители»: фигуры рабочего и солдата свидетельствуют о единстве города и фронта. Обелиск - связующее звено между «Площадью Победителей» и полукруглым Памятным залом «Блокада». К нему ведут широкие лестницы по обеим сторонам постамента обелиска. Ломаные линии стен, грани разрыва символического кольца блокады ассоциируются с хаотическими нагромождениями всеразрушающей войны. По замыслу авторов, поверхность стен сохраняет фактуру деревянной опалубки - такими были оборонительные сооружения военных лет. Памятный зал «Блокада» резко контрастирует с открытым пространством «Площади Победителей». Нависающее гранитное кольцо протяженностью 124 метра изолирует зал от внешней среды. Все элементы убранства и звуковое оформление создают атмосферу храма. Строительство началось в 1974 году и к 30-летию Победы, к 9 мая 1975 года, памятник был открыт.

2 Сооружение представляет собой ансамбль. Гранитное «разорванное кольцо», ориентированное с севера на юг, открывается в сторону обелиска и скульптурных групп. Оно служит композиционной основой наземной части мемориала.

3 На внешней стороне «кольца» высечена надпись: «Подвигу твоему, Ленинград». (Слова поэта М. А. Дудина. Все работы по проектированию шрифта текстов памятника выполнены архитектором В. В. Исаевой.)

4 На внутренней стороне «кольца» изображены в бронзовых рельефах в обрамлении знамен шесть наград города (два ордена Ленина, орден Октябрьской Революции, орден Красного Знамени, медаль «Золотая звезда», медаль «За оборону Ленинграда»).
Здесь же даны тексты указов о награждении города и в центре - текст приветствия ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР в связи с 250-летием Ленинграда.

5

6

7 Доминанта зала - скульптурная композиция «Блокада». Ее постамент невысок и компактен, а высота бронзовых фигур не намного превышает человеческий рост.

8 Создавший её скульптор М. Аникушин, охарактеризовал её так: «Здесь всё: и бомбёжки, и артобстрелы, и жуткий голод, и лютая стужа, страдания и боль Ленинграда, который терзал безжалостный враг…»

9 По обеим сторонам "разорванного кольца" помещены бронзовые надписи: «900 дней» ...

10 ...«900 ночей».

11 С южной стороны к центральной части памятника ведет пологая гранитная лестница. По флангам нижнего марша лестницы и лестничной террасы установлены бронзовые скульптурные группы. Если встать лицом к обелиску, то слева будут группы: «Матросы», «Снайперы», «Строители», «Окопницы»; справа - «Солдаты», «Литейщики», «Ополченцы».
У подножия обелиска установлена бронзовая группа «Победители» - рабочий и солдат.

В.А.Донцова

Освобождению города Ленинграда посвящается…

900 дней и ночей.

Классный час.

Цели: на примерах мужества и героизма Советского народа, способствовать развитию чувства сопереживания людям, выстоявшим в тяжелые годы войны; развивать у учащихся чувства патриотизма и гражданственности.

Оборудование: стихи О.Берггольц ; За тебя, Ленинград!: Поэты в боях за город Ленина / Сост. В.А. Шолин. - Л.: Лениздат, 1985. ; аудиозапись с военными песнями; весы и кусочек ржаного хлеба; видеофильмы; видеозапись на компакт-диске. Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: ХХ век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М.: Клио Софт, 2000. Ч. 3. “Вероломное нападение, Начало войны”, презентация.

Подготовительная работа:

Создание творческих, инициативных групп по подготовке часа общения: поисковой, оформительской. Задание всем учащимся: узнать о своих родных, участниках ВОВ;

Организационные встречи с инициативной группой по разработке и подготовке хода проведения часа общения;

Подбор фрагментов фильма о войне;

Подбор стихотворений и их чтецов.

Ход мероприятия.

Учитель 27 января - День воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (в настоящее время это город Санкт-Петербург). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час .(Слайд1)

Более 60 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза.(Слайд2)

План ведения кампании против СССР получил название “Барбаросса”. Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в русле молниеносной войны захватить нашу страну до Уральских гор. Наступление на CCCР осуществлялось по трем основным направлениям (показать направления по карте-схеме Слайды3-5)) : группа “Север” - на Ленинград, группа армий “Центр” - на Москву, группа “Юг” - должна была наступать на южном, украинском направлении. Вторжение врага было вероломным и неожиданным для Советского Союза. В первые три недели войны 23 советские дивизии были разгромлены полностью, 72 – более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 километров в глубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Западная Украина, Молдавия. Одновременно с ожесточенными сражениями на центральном и южном направлениях не менее упорная борьба развернулась на Северо-западном направлении. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года. Советский народ был полон решимости, отстоять Ленинград. Вокруг города создавалась система обороны, которая состояла из нескольких поясов. Десятки партизанских отрядов, организованных из добровольцев города, включились в активную борьбу в тылу. На заводах и фабриках ковалось оружие для фронта.

К концу сентября фронт на подступах к Ленинграду окончательно стабилизировался. Город был блокирован фашистскими войсками, все сухопутные коммуникации Ленинграда с центром были перерезаны. Не сумев захватить город, противник решил сломить сопротивление его защитников длительной блокадой, систематическим артиллерийским огнем и бомбардировками с воздуха.

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду.(Слайд6) Вот выдержка из секретной директивы немецкого военного штаба: «О будущем города Петербурга»от 22 сентября 1941 года - «Город Петербург стереть с лица земли… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. Предложение блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков и 1500 самолетов. Немцев поддерживали 200-тысячная финская армия, «голубая дивизия из фашистской Испании, легионеры из Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.

Вражеские войска значительно превосходили наши силы. Вместе со взрослыми сражались и ленинградские мальчишки –сыновья полков.

На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город - крепость. В нём построили -35 км баррикад. 4170 дотов, 2200 огневых точек. (Слайд7)

Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады 150 000 тяжелых снарядов,5000 фугасных и более 100000 зажигательных бомб. Жители лишились третьей части жилья. 611 дней город подвергался интенсивному артиллерийскому обстрелу и бомбардировкам . (Слайд8)

(Слайд 9) 8сентября 1941 года захватив, г. Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши. 8 сентября 1941 года над горо дом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 огненных, страшных, блокадных дней и ночей. (Слайд10 ) В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек.

С каждым днём в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены его нормы. Рабочие и интеллигенция получали в день всего по 250 г хлеба, а служащие и дети по 125 г. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев . (Слайд11)

Но город жил и боролся. Подвигом был каждый день осаждённого Ленинграда . (Слайд12-14) В промёрзших цехах трудились рабочие. К станкам, плавильным печам на место ушедших на фронт мужчин встали старики, женщины, подростки. В своей «Ленинградской поэме» поэтесса Ольга Берггольц писала:

Учащийся . Да, мы не скроем - в эти дни

Мы ели клей, потом ремни,

Но, съев похлёбку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

Но он точил, пока рука

Могла производить движенья.

А если падал,- у станка,

Как падает солдат в сраженье.

Учитель . В период блокады Ленинград дал фронту более двух тысяч танков, полторы тысячи самолетов, сто пятьдесят тяжелых морских орудий, более четырех тысяч полевых орудий разных калибров, двенадцать тысяч минометов, свыше двухсот тысяч единиц стрелкового оружия, более семи миллионов артиллерийских снарядов и мин.

Все нечеловеческие тяготы и лишения наравне со взрослыми переносили дети и подростки . (Слайд15-16)

Учащийся. Девчонка с ведёрком пустым (Слайд17 )

Чуть движется…А за Невою

Клубится пожарища дым.

А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно т взрослым шагать,

На саночках узких ребята,

Везут свою мертвую мать…

Учащийся. На развороченном пути (Слайд18)

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных истома,

И щёки белые, как мел.

Где твоя мама, мальчик?

Дома.

А где твой дом, сынок?

Сгорел.

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет.

Учитель . (Слайд19 ) Обречь на мучительную медлен ную смерть как можно больше людей, оставших ся в живых, деморализовать, разобщить их, ли шить воли к сопротивлению, пробудить живот ные инстинкты, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов, готовых за миску баланды на все... Вот что такое фашистская стра тегия голода. И фашисты это орудие широко применяли, стремясь сломить волю людей к со противлению и укрепить свой тыл.

(Слайд20 )Острый голод давал о себе знать все сильнее, умирали молодые и старые, мужчи ны, женщины, дети. У людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближа лось к сердцу, и наступал конец. Смерть настига ла людей везде. На улице человек падал и боль ше не поднимался. В квартире - ложился спать, и засыпал навеки.

Учащийся. На салазках кокон пряменький,

Спеленав, везет

Мать, заплаканная, в валенках,

А метель метёт.

Старушонка лезет в очередь,

Охает, крестясь:

«У моей вот тоже дочери

Схоронён вчерась.

Бог прибрал, и слава господу,

Легче им и нам.

Я сама-то скоро с ног спаду

С этих со ста грамм».

Труден путь, далёк до кладбища,

Как с могилой быть?

Довезти сама смогла б ещё,

Сможет ли зарыть?

А не сможет - сложат в братскую,

Сложат, как дрова,

В трудовую, ленинградскую,

Закопав едва.

И спешат по снегу валенки,-

Стало уж темнеть.

Схоронить трудней, мой маленький,

Легче умереть.

Наталья КРАНДИЕВСКАЯ-ТОЛСТАЯ. Из цикла "На улице"

Учитель. (Слайд21 )Хоронить было трудно: транспорт не работал. Обледеневшие, покрытые сне гом стоят трамваи. Вдоль проспектов причудли выми нитями свисали провода, окутанные ине ем. По бесконечно длинным улицам, между сугробами, напрягая последние силы, люди тя нули саночки, на которых лежали покойники. Мертвых хоронили без гробов, обернутых про стыней или одеялом, а позднее и просто в одеж де, в которой человек умер. Нередко, выбив шись из сил, люди оставляли мертвого на пол пути. Позднее эти трупы подбирали машины и увозили на окраину города, на огромный пус тырь рядом со старой Пискаревской дорогой. Так образовалось известное ныне Пискаревское кладбище.

Только за первую блокадную зи му голод унес в Ленинграде 252 тыс. чел. Поте ря близких отражалась острой болью в сердцах живых, однако большая смертность не породи ла отчаяния и паники в городе.

Ленинградцы умирали, но как? Они оставались героями до последнего вздоха, их смерть призы вала живых к настойчивой неукротимой борьбе. От малого до старого, все испытывали голод, но они трудились и жили с надеждой на торжество победы. (Слайд22-23 ) Это чувство поднимало кузнеца, инжене ра, бухгалтера, ученого на героические дела. Это же чувство руководило артистами, когда они пе ли, играли, развлекая голодных и усталых людей, хотя у них самих подкашивались ноги, и кружилась голова. В антрактах у наиболее ослабевших на ступало обморочное состояние, но воля побежда ла: они вставали и продолжали играть. Под грохот бомбовых разрывов писал в Ленинграде свою знаменитую Седьмую симфонию Д.Шостакович. (Слайд24 ) В ней прозвучал страстный призыв к борьбе с фашистской нечистью, уверенность в том, что силы света и разума восторжествуют.

Учащийся Девочка у рояля . Слайд25 )

Дочери моей, Марианне Дранишниковой

Стрелки непочиненных часов,

Как трамваи, неподвижно стали.

Но спокойно, под набат гудков,

Девочка играет на рояле.

У неё косички за спиной.

На диване в ряд уселись куклы.

Бомба, слышишь? В корпус головой…

Дрогнул пол… Коптилка вдруг потухла.

Кто-то вскрикнул.Стекла,как песок,

Заскрипели под ногой. Где спички?

Девочка учила свой урок,

В темноте, играя по привычке.

Так ещё не пел нам Мендельсон,

Как сейчас в тревогу. И весь дом был

Музыкой нежданной потрясен

В грозный час разрыва близкой бомбы.

И наутро, в очередь идя,

Постояла я под тем окошком.

Ты играешь, ты жива, дитя.

Потерпи еще, еще немножко.

Зимовать остался Мендельсон.

Как надежда, музыка бессмертна.

Стали стрелки. Город окружён.

До своих - большие километры.

Учитель. Дети в осажденном городе... (Слайды 26-28 ) Смо треть на голодающих детей (а их в городе оказа лось около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей. Де ти ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силен ки, тем самым, нанося вред своему здоровью. Что бы не заморозить детей, женщины с превеликими трудностями доставали дрова, бережно расходуя каждое полено. А если дрова кончались, в ход шла мебель, паркет и даже книги. Из ближайших водо емов таскали ведрами воду, таща их на салазках, стирали в ледяной воде белье и чинили одежду при слабом свете коптилки, скудные продукты распре деляли по дням, а в течение дня - по часам.

В осаждённом городе работали 39 школ. Да, трудно поверить, но это факт, даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились . (Слайд29)

А.Фадеев сказал: «Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились». Да они учились несмотря ни на что. Дети шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней ещё прибавилась и цинга. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, прямо в классе.

Учащийся. Девчонка руки протянула

И головой

На край стола…

Сначала думали -

Уснула,

А оказалась-

Умерла.

Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон

Учитель выдавил, что снова

Уроки-

После похорон.

Учитель. Многие знают печальную историю 11 летней ленинградской школьницы Тани Савичевой .(Слайд30)

Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей:

«Савичевы умерли»

«Умерли все»

«Осталась одна Таня»

Таню при первой возможности вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку. И она вскоре умерла.

Самой страшной оказались зима и весна 1942 года, когда запас хлеба для питания детей и стариков сократили до 125 граммов .(Слайды 31-32)

«Сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам» - писала поэтесса Ольга Берггольц, находясь в осаждённом Ленинграде.

Выдержать такое испытание помогла и «Дорога жизни» (Слайды 33-35 )проложенная по льду Ладожского озера, но действовала она пять месяцев. «Дорогу жизни» называли ещё и «дорогой смерти», так как много людей и машин гибло под бомбами или проваливалось в образовавшиеся от взрывов полыньи. Но риск оправдывал себя: Ленинград жил.

(Слайды 36 )13 января 1943 года силами Советской армии была прорвана линия обороны и по отбитому у врага коридору, шириной 8-11 км началось бесперебойное снабжение Ленинграда продовольствием, сырьём для промышленных предприятий, вооружением для его защитников.

(Слайд37 )Час освобождения города от блокады пробил через год. Из трех миллионов жителей в Ленинграде осталось 560 тысяч жителей . (Слайд 38)

Заключение. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта . (Слайд39)

Учащийся. Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем.

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика-

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,

Но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют

С тобой

Пол - Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют

И лиц заплаканных не прячут

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы - ….плачут…

Учитель. Пройдут столетия, но всегда будет жива память о беспримерном мужестве ленинградцев, о доблести славных защитников города Ленинграда . (Слайд 40 ) Их бессмертный подвиг не забудется никогда.

Прошу всех встать и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны.

Минута молчания. (Слайд 41)


В оформлении книги использованы материалы, предоставленные ФГУП РАМ © «РИА Новости»

Блокада Ленинграда. Полная хроника – 900 дней и ночей/

А. В. Сульдин – Москва: АСТ, 2015. – 192 с. (Величие СССР)

ISBN 978-5-17-088004-1

© Сульдин А. В.

Вместо предисловия

Захват Ленинграда был составной частью разработанного нацистской Германией плана «Барбаросса» (войны против СССР). В нем предусматривался полный разгром Советского Союза за 3–4 месяца. К ноябрю 1941 года предполагалось захватить всю европейскую часть СССР, а затем за несколько лет истребить значительную часть населения (русских, украинцев и белорусов, а также всех евреев и цыган – не менее 30 миллионов человек). Но этим планам не суждено было сбыться. Советские люди мужественно встретили врага. Примером беззаветного служения Отчизне стала 900-дневная блокада Ленинграда.

В памяти народной навсегда остались незабвенные страницы долгих дней этой борьбы. Чудо, поразившее мир, предстало во всем блеске славы. Казалось непонятным, как город, который должен был слабеть с каждым днем, не только не слабел, а все больше и больше поднимался в силе и могуществе.

Город, носящий имя Ленина, основателя советского государства, был символом социализма, вот почему так мечтали гитлеровцы стереть его с лица земли. Тем более что он являлся прямым путем к Северу. Ведь отсюда ведут дороги к Белому морю и Ледовитому океану, в Арктику. Овладение городом на Неве превратило бы Балтийское море в немецкое море, лишило бы нас Балтийского флота и дало бы возможность наступать на Москву вдоль Октябрьской железной дороги, отрезав Север от остальной России. Но на защиту города вместе с ленинградцами поднялась вся страна – поднялась, чтобы дать смертельный бой врагу. Настало время яростной борьбы, которая закончилась разгромом гитлеровских полчищ.

Наши отцы и деды, матери и бабушки мужественно сражались за Родину, чтобы она была независимой, могучей и процветающей. Они достойны светлой памяти. Вот почему в книге нашел отражение не только каждый день блокады. Заняли свое место на страницах книги и участники войны, как удостоенные высших наград, так и простые труженики фронта и тыла.

В книге использована помимо авторских материалов информация только из доступных открытых источников: публикаций в газетах, журналах, мемуарах, справочниках, различных книгах. Большую помощь в подготовке книги оказало информационное агентство ЭКСТРА-ПРЕСС, на протяжении многих лет готовившее для СМИ материалы по исторической тематике. Автор-составитель, не имея возможности назвать поименно, выражает благодарность всем, кто помог ему в работе. И посвящает книгу родным и близким людям: отцу, который, только окончив Ленинградский пединститут, уже 22 июня 1941 года пошел в военкомат и сразу был призван; маме, которая сражалась в войсках МПВО; ее сестрам и брату; ее родителям (деду и бабушке), которые вместе с другими ленинградцами делили все тяготы блокады, прошли сквозь голод, холод, огонь… Эта книга посвящается всем жителям славного Ленинграда и воинам, защищавшим город. Они стояли насмерть, но не пропустили врага.

Низко поклонимся ветеранам той страшной битвы! Вечная память павшим!

Андрей Сульдин

На следующий день после нападения гитлеровцев (23 июня) командующий Ленинградским военным округом генерал-лейтенант М. М. Попов отдал распоряжение о начале работ по созданию дополнительного рубежа обороны на псковском направлении в районе Луги. 4 июля это решение подтверждено директивой Ставки главного командования за подписью Г. К. Жукова.

С территории Финляндии против СССР действовали военно-морские и военно-воздушные силы Германии. 25 июня 1941 года утром по приказу Ставки ВВС Северного фронта совместно с авиацией Балтийского флота нанесли массированный удар по девятнадцати (по другим данным – 18) аэродромам Финляндии и Северной Норвегии. Там базировались самолеты ВВС Финляндии и германской 5-й воздушной армии. В тот же день парламент Финляндии проголосовал за войну с СССР. 29 июня 1941 года финские войска начали сухопутную операцию против СССР.

4 июля части вермахта вступили в Ленинградскую область, форсировав реку Великая и преодолев укрепления «Линии Сталина» в направлении на Остров. 9 июля был занят Псков (280 километров от Ленинграда). 19 июля, к моменту выхода передовых немецких частей, на Лужском оборонительном рубеже уже были построены оборонительные сооружения протяжённостью 175 километров и общей глубиной 10–15 километров. Днем и ночью работали здесь ленинградцы, в основном женщины и подростки.

Строительство оборонительных сооружений. 1941 г.

Дети, прячущиеся от бомбардировки. Лето 1941 г.

У Лужского укрепленного района произошла задержка немецкого наступления. Вражеским войскам не удалось овладеть городом с ходу. Эта задержка вызвала резкое недовольство Гитлера, который совершил специальную поездку в группу армий «Север», чтобы подготовить план захвата Ленинграда не позднее сентября 1941 года. В беседах с военачальниками фюрер помимо чисто военных доводов привёл немало политических аргументов. Он полагал, что захват Ленинграда даст не только военный выигрыш (контроль над всеми балтийскими побережьями и уничтожение Балтийского флота), но и принесёт огромные политические дивиденды. Советский Союз потеряет город, который, являясь колыбелью Октябрьской революции, имеет для советского государства особый символический смысл. Кроме того, Гитлер считал очень важным не дать советскому командованию возможность вывести войска из района Ленинграда и использовать их на других участках фронта.

31 июля началось крупное финское наступление в направлении Ленинграда. К началу сентября финны перешли существовавшую до подписания мирного договора 1940 года старую советско-финскую границу на Карельском перешейке на глубину до 20 км, остановились на рубеже Карельского укрепрайона. Связь Ленинграда с остальной страной через территории, оккупированные Финляндией, была восстановлена только летом 1944 года.

14–15 августа немцам удалось пробиться через заболоченную местность, обойдя Лужский УР с запада и, форсировав у Большого Сабска реку Лугу, выйти на оперативный простор перед Ленинградом.

4 сентября 1941 года в ставку Маннергейма в Миккели был направлен начальник главного штаба вооруженных сил Германии генерал Йодль. Но он получил отказ в участии финнов в наступлении на Ленинград. Вместо этого Маннергейм повёл успешное наступление на севере Ладоги, перерезав Кировскую железную дорогу и Беломоро-Балтийский канал в районе Онежского озера, блокировав тем самым маршрут для поставок в Ленинград грузов.

4 сентября 1941 года город подвергается первым артиллерийским обстрелам со стороны оккупированного немецкими войсками города Тосно.

6 сентября 1941 года Гитлер останавливает наступление группы войск «Север» на Ленинград, уже достигших пригородов, и приказывает фельдмаршалу Леебу отдать все танки Гепнера и значительное число войск для того, чтобы «как можно быстрее» начать наступление на Москву. В дальнейшем немцы продолжали окружение города кольцом, удаленным от центра города не более чем на 15 километров, и перешли к длительной блокаде. Так Гитлер, представивший огромные потери, которые он понесет, вступив в бои в городе, обрек его население на голодную смерть.