Как попасть в дивеевский монастырь. Дивеевский монастырь

Во время поездки в Дивеево паломники и туристы должны соблюдать следующие правила и рекомендации:

1. Все паломники и туристы, выезжающие с группой в Дивеево, обязаны:

  • Выполнять требования групповода, сопровождающего группу
  • Подчиняться общему расписанию на маршруте
  • Не сорить и не портить имущество транспортной компании (автобус)
  • В случае порчи имущество транспортной компании, возместить причиненный ущерб
  • Во время движения автобуса выполнять правила перевозки пассажиров на междугородних маршрутах: пристегнуть ремни безопасности, не вставать и не перемещаться по салону во время движения автобуса
  • Возвращаться в автобус вовремя, не заставляя группу ждать. В случае, если кто-то не явился в назначенное время отправления, группа ждет 10 минут и дальше имеет право продолжить маршрут без опоздавшего
  • Соблюдать правила поведения в монастыре, храмах, на источниках
  • Иметь соответствующую правилам монастыря одежду
  • Вести себя по отношению к участникам тура корректно, тактично и с уважением
  • Емкости для воды из 6 источников
  • Упаковочные пакеты для мокрой одежды, земельки, сухариков
  • Маленький флакончик с широким горлышком и без этикеток для маслица
  • Рубашки женщинам для купания в шести источниках
  • Четки
  • Небольшое полотенце
  • Маленькую подушечку под голову
  • Носочки х/б
  • Плед или тонкое покрывало
  • Зонтик или плащ - дождевик
  • Одежду и обувь необходимую для посещения монастыря
  • Еду на ранний завтрак, если не будите причащаться
  • Аптечку - медикаменты необходимые вам в дороге, пластырь, бинт

3 . Обувь и одежда

  • должна быть удобной, опрятной и соответствовать требованиям монастыря для паломников и обязательно нательный крестик для крещеных.

Женщины при посещении монастыря должны быть одеты:

  • В юбку, закрывающую колени (для паломниц до щиколоток)
  • Кофту, закрывающую плечи и не имеющую глубокого декольте(для паломниц длинный рукав и глухой ворот)
  • Закрытые туфли
  • Голова покрыта платком
  • Женщинам запрещается находиться на территории монастыря в брюках, шортах, коротких юбках и яркой вызывающей одежде

Мужчины при посещении монастыря должны быть одеты:

  • Длинные до щиколоток брюки
  • Рубашку или футболку, закрывающую плечи (для паломников длинный рукав)
  • Закрытые туфли

4. Правила поведения на святых источниках:

  • Погружаться в источник нужно троекратно с головой (равнозначно троекратное обливание из ведра)
  • Перед погружением нужно прочесть молитву «Во имя Отца, и Сына, и Святого духа. Аминь» , перекреститься и погрузиться (или облиться) с головой. Повторить эту процедуру нужно трижды.
  • При погружении в источник женщины должны быть одеты в рубашку, мужчины в исподнее белье.
  • Белье, в котором погружались, отжимается и убирается в пакетик. Дома оно высушивается и используется в трудное для вас время болезни души или тела. Погружаться в источник без белья категорически запрещено!!!
  • Женщинам в критические дни нельзя посещать святые источники.
  • Утварь (ведра, ковшики и воронки), используемая на источниках ни в коем случае не ставится на землю!!! Зачерпнув ведром воду из источника, ставите ведро на лавку и с помощью ковшика и воронки наполняете свою емкость для воды. Ведра для обливания пластиковые и находятся в купальнях. Воду для обливания пластиковыми ведрами черпают из купальни, а не из источника.

5. На территории монастыря нельзя:

  • Громко разговаривать, ругаться, толкаться, бегать;
  • Сорить, рвать цветы и ломать ветки деревьев;
  • Фотографировать монахинь;
  • Вступать в праздные разговоры с насельниками;
  • Заходить на территорию братских корпусов;
  • Пользоваться фото и видеотехникой в храмах;
  • Женщинам в критические дни прикладываться к мощам и иконам; заходить в храмы (можно стоять только в притворе - это пространство между ступенями храма и его средней частью);
  • Курить на территории монастыря;
  • Праздно гулять по Канавке, взявшись под ручку и разговаривать, мешая тем самым людям, идущим с молитвой;
  • При посещении монастыря все должны быть подобающе одеты
  • По канавке нужно идти медленно с Богородичной молитвой, которую желательно прочитать 150 раз:

Богородица Дево, радуйся,

Благодатная Марие, Господь с Тобою;

Благословенна Ты в женах

И благословен плод чрева Твоего,

Яко Спаса родила еси душ наших.

  • При посещении монастыря можно приложить к мощам и чудотворным иконам:

Мощам Батюшки Серафима в Троицком соборе

Мощам дивеевских святых: Александры, Марфы и Елены в Казанском храме

Мощам дивеевских блаженных: Пелагеи, Праскевы и Марии в Казанском храме

Чудотворной Иконе Умиления Божией Матери в Троицком соборе

Чудотворной Иконе Казанской Божией Матери в Троицком соборе

  • Как правильно подойти к раке/чудотворной иконе: подходить к любой святыне нужно с молитвой. Подходя к святым мощам, обычно крестятся, делают два поклона, потом прикладываются краке. Потом - снова поклон. Если стоит очередь, желающих приложиться к чудотворной иконе и святой раке, не нужно долго стоять возле нее
  • Можно бесплатно набрать Землю с Богородичной Канавки в определенном месте. Набирая Землю со Святой Канавки в отведенном месте, категорически запрещается переступать ограждение и наступать ногами на Святую Землю
  • Бесплатно освещенное масло можно взять в Преображенском храме. Масло наливается во флакончик паломника и только для тех, кто прибыл лично в монастырь. Не нужно клянчить и просить для своих близких. Для них вы можете купить масло в любой из лавок монастыря
  • Бесплатно в свой пакетик получить Сухарики, освещенные в чугунке Батюшки Серафима, может каждый лично посетивший монастырь. Для своих близких можно купить Сухарики в лавке. Освещенные Сухарики, так же как и просфоры - это не еда и принимаются в трудные для вас дни и дни болезни натощак с молитвой и запиваются святой водой.
  • После 11.00 можно бесплатно покушать в трапезной монастыря (постный суп, постная каша, чай на травках)
  • В лавках монастыря можно купить иконы, книги, открытки, церковную утварь и предметы, освещенные на мощах, которые помогут вам в трудное для вас время.

ХРАНИ ВАС БОГ И ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА!

Этот маршрут рассказывает, как посетить село Дивеево и провести день в одной из наиболее известных российских обителей - в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре и его окрестностях.

  • Дивеево находится в 180 километрах от Нижнего Новгорода и примерно в 480 километрах от Москвы . Поэтому, если вы живете в одном из этих городов, на всю поездку вам потребуется, минимум, пару дней.
  • Серафимо-Дивеевская обитель действующая, поэтому не забывайте, что при ее посещении нужно будет соблюдать некоторые правила. Женщины должны быть в юбках, а волосы придется убрать под платок. Мужчинам же, напротив, не стоит ничем покрывать голову. Одежда нужна пристойная: она не должна слишком открывать тело, руки или ноги. Также на территории монастыря нельзя курить, сквернословить и шуметь.
  • Особенно если вы путешествуете на собственной машине, возьмите с собой еду. Хоть в Дивеево и много кафе, качество блюд и ассортимент оставляет желать лучшего.

Как добраться до Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Если вы не на машине, то удобнее всего ехать в монастырь на автобусе из города Арзамас. Поэтому сначала вам нужно будет добраться до этого города (не важно, до станции Арзамас-1 или Арзамас-2), а потом доехать на общественном транспорте до автовокзала, расположенного в самом центре. Автобусы ходят примерно раз в час. дорога займет около полутора часов.

На автомобиле из Москвы вам нужно ехать через Балашиху и держать направление на Владимир, но перед этим городом свернуть на Муром, потом через Ардатов ехать до села Дивеево.

Что посмотреть в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре

Туристам, чтобы все успеть, лучше оказаться в монастыре утром.

Если вы едете в монастырь как паломник, будет правильнее так рассчитать время, чтобы прибыть вечером, чтобы успеть на вечернюю службу. Вам нужно сразу обратиться в паломнический центр, который находится в желтом двухэтажном здании напротив западных ворот, у Казанского собора. Там вам помогут с ночлегом и выдадут талоны, по которым можно будет бесплатно поужинать в трапезной.

Осматривая Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь , вы можете посетить Троицкий , Преображенский и Казанский соборы , храм Рождества Богородицы , которые открыты с 8-00 до 16-00 (летом - до 17-00) с перерывом на уборку храма с 12-00 до 13-00. Сложнее всего попасть в Троицкий собор, потому что на вход в него обычно стоит очередь из желающих приложиться к мощам преподобного Серафима Саровского . Особенно много людей утром, поэтому лучше посетить этот храм последним.

Экскурсия по Дивееву

Затем можно пройти Святой Канавке . Преподобный Серафим Саровский говорил, что сама Богородица каждый день проходит по пути, обозначенному Канавкой, поэтому паломники следуют по очерченному неправильному кругу один или три раза, читая молитвы. Канавка находится за главной площадью монастыря, за Преображенским собором. У начала канавки стоит указатель, а рядом множество лавок, поэтому найти ее нетрудно.

Если пройти еще дальше, то за Канавкой на улице Первомайской можно посетить домик блаженной Параскевы Ивановны (юродивой Паши Саровской) . Экспозиция этого небольшого дома-музея рассказывает о дивеевских блаженных, о жизни монастыря и о Серафиме Саровском. Среди экспонатов вы увидите подлинные вещи насельниц и воссозданный фрагмент кельи преподобного.

Если вы проголодались, рекомендуем вернуться к обители. На территории монастыря находятся несколько кафе, где удастся купить чай, кофе, монастырскую выпечку и горячие обеды. Чайная, блинная и кафе с горячими обедами открыты с 9-00 до 17-00, кафе в Доме паломника - с 9-00 до 20-00.

Есть кафе и на улицах села, но в выходные дни многие из них часто бывают закрыты на спецобслуживание для туристических групп. К тому же выбор блюд в таких заведениях очень скуден, а качество пищи устраивает далеко не всегда.

Что посмотреть в окрестностях Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

После знакомства с монастырем стоит осмотреть и его окрестности. Всего в селе Дивеево пять источников, все они находятся в пешей доступности от монастыря. Сначала отправимся к самым далеким.

Дом паломника , который вы уже видели, расположен на Октябрьской улице. Если встать спиной к монастырю и пойти по этой улице направо, то метров через 50 вы окажетесь на перекрестке с улицей Труда. Далее идите по улице Труда, и примерно метров через 800 она выведет вас к источникам. Если вы на машине, то в это место можно доехать, а рядом с ключами находится парковка.

Чуть правее вы увидите , а левее рядом с ним - источник святого Пантелеймона , а еще далее направо - источник иконы Божией Матери «Умиление» (вы не запутаетесь и не заблудитесь, потому что везде есть указатели). Температура воды во всех этих ключах около 3-5 градусов. При источниках есть купальни, в которых можно окунуться. Делать это принято трижды, погружаясь с головой и осеняя себя крестным знаменьем. Женщины при этом обычно надевают рубашки, подобные крестильным. У этих источников можно набрать святой воды. Если вы забыли взять с собой бутылку - не беда: пустая тара продается в лавках, расположенных поблизости.

В праздничные дни у источников может выстраиваться очередь из желающих окунуться в святую воду, потому что одновременно в купальне могут находиться только по 5-10 человек.

Возвращайтесь по улице Труда к монастырю, но не сворачивайте к нему, а, когда эта улица упрется в Октябрьскую, продолжите идти по ней. Примерно через 400 метров сверните направо в переулок Голикова, и еще через 100 метров вы окажетесь у . На этом ключе построена одна небольшая купель (на 4-6 человек), поэтому мужчинам и женщинам приходится погружаться в воду поочередно.

Примерно в двухстах метрах от этого источника находится еще один - . Чтобы дойти до него, вам нужно следовать вдоль реки Вичкинза, и вскоре вы увидите его купель.

Если вы путешествуете на машине, то вам не составит труда посетить еще один ключ - наиболее почитаемый в поселке Цыгановка примерно в 12 км от Дивеево. Этот населенный пункт находится рядом с Саровом. Из Дивеево нужно ехать по Октябрьской улице по направлению на Саров, проехать Яковлевку, Хвощево, но потом не сворачивать к Сарову, и следующим поселком на пути будет Цыгановка. Нужно продолжать ехать по той же дороге через этот населенный пункт, никуда с нее не сворачивая, и вскоре она выведет вас к берегу реки Сатис и еще через пару сотен метров - к источнику. У источника есть автостоянка, где можно оставить машину. Вам же предстоит перейти по стилизованному под старинный деревянному мосту на другой берег реки. Там, в живописном месте, построены несколько купелей и домиков, где можно переодеться.

Вода из источника Серафима Саровского поступает в небольшое искусственное озеро. Паломники могут погружаться в воду или в купелях, или непосредственно в этот водоем - для этого там построены удобные сходни.

У этого источника мы закончим наше знакомство с Дивеево.

Где заночевать в Дивееве

Если вы не успеваете вернуться домой, то у вас есть несколько вариантов для ночлега. Во-первых, можно обратиться в паломническую службу: у монастыря есть паломнические дома, где очень бюджетно или даже бесплатно, но в довольно спартанских условиях можно провести ночь в одной комнате с несколькими посторонними людьми.

Также по всему Дивееву и окрестным селам вы встретите множество мини-отелей и гостевых домов. Условия там в основном простые, сервис непритязательный, но и цены обычно невысокие, хотя в последнее время аппетит владельцев разгорается, и они просят все больше денег за ночевку.

Можно договориться о том, чтобы снять комнату или кровать в частном секторе - предложений достаточно.

И если вы остались в Дивеево на ночь, на следующий день можно потратить несколько часов на осмотр Сарова.

В Саровских лесах, в селе Дивеево, около трехсот лет назад был основан монастырь. Он стал частью русской истории как одно из самых значимых святых мест. Этот монастырь отличался строгими и особым укладом. Далее в статье рассмотрим историю Дивеево, достопримечательности этого места, познакомимся с жизнью и развитием села.

Общие сведения

В активно развивалась монашеская жизнь. Здесь она достигла значительных высот, а сама обитель славится своими традициями. Пустынь имела большое количество духовных подвижников. Преподобный отец Серафим был выходцем именно из Саровской обители. Он перестал быть затворником по решению Богоматери. После этого Отец Серафим начал общение с людьми. Это произошло за семь лет до его смерти. О нем узнали на всей территории России.

Исторические сведения

Обитель была основана в XVIII веке. Ее история началась после того, как была построена церковь Казанской Божией Матери. Александра Мельгунова и ее четыре послушницы организовали в этом месте обитель. Матушка сама управляла общиной. Именно она узрела будущего подвижника в молодом иноке Серафиме. Матушка Александра верила, что он продолжит ее дело. После смерти настоятельницы община продолжила существовать в соответствии со строгим уставом монастыря.

Дальнейшая деятельность

В начале XIX века община была реорганизована в монастырь. Дивеево на рубеже XX века представляло собой богатый архитектурный комплекс. Здесь жили и трудились более тысячи сестер. В состав комплекса входили: кельи, больница, трапезная и училище. За стенами монастыря расположились водокачка, мельница и две гостиницы. Обитель была закрыта в 1927 году. Позже те сестры, которые еще оставались на ее территории, были высланы из Дивеево. Монастырь (достопримечательности вблизи него стали доступны для посещения лишь после 89-го года), по предсказанию Серафима впоследствии должен был стать первой женской Лаврой. Также инок был уверен, что после смерти его останки будут покоиться именно здесь. В 20-е гг. его мощи были утрачены. В 1991 году они были вновь обретены. После этого мощи Серафима Саровского были перевезены в Дивеево.

Современные реалии

В 2003 году широко отмечался особый православный праздник. Это было столетие прославления в лике Саровского. Благодаря предстоящему множеству христианских торжеств, основная часть зданий и храмов монастыря была восстановлена.

Мощи святого

Достопримечательности Дивеево Нижегородской области имеют не только культурное, но и особое религиозное значение. Женская обитель является детищем Серафима Саровского. В последние годы жизни он особенно заботился о ней. Даже когда Серафим Саровский был в сане иеродиакона, он сопровождал отца Пахомия в общину к матушке Александре. Покойный настоятель благословил его и наказал заботиться о сиротах в Дивеево. Для сестер, которые обращались к Серафиму Саровскому за советом в своих житейских и духовных затруднениях, он был настоящим отцом.

Святые источники в Дивеево

Достопримечательности (карта их содержится во многих туристических путеводителях) описываемой местности неизменно притягивают большое количество туристов ежегодно. О чудодейственной силе здешней природы имеется множество свидетельств. монастыря и его окрестностей способны исцелить как телесные, так и духовные недуги. Вода из здешних родников хранится очень долго. При этом она остается свежей и приятной на вкус. Местные жители регулярно пьют эту целебную жидкость. Они также применяют ее для зимних заготовок и солений. Таким образом продукты предохраняют от порчи и плесени.

Казанский источник

Родник находится за Голубиным оврагом. Этот источник является самым старинным из всех существующих в Дивеево. Есть предположения о том, что он существовал еще до начала организации поселения в этом месте. Уже в XVIII веке этот источник почитали в Дивеевской обители, в то время, когда ею руководила матушка Александра.

Немаловажное значение имела Старая река. Именно с ее берега был взят белый известняк, который стал основным материалом для постройки Казанского каменного храма, расположенного в Дивеево. Достопримечательности здесь связаны с христианством. Многие из них имеют свои легенды. Сохранились давние предания о том, что именно на этом месте три раза являлась Царица Небесная. хранилась в часовне источника. Последняя издавна находилась в Дивеево. Большая часовня над Казанским источником есть на плане, который был составлен в 1845 году. В ней хранился мраморный иконостас. Также в часовне были иконы хорошего письма. Две из них в настоящее время можно увидеть в Троицком Соборе.

В часовне проходили водосвятные молебны. Она была уничтожена в 39-м году. Один из местных жителей за несколько лет до этих событий нашел во льдах замерзшего родника икону Казанской Божией Матери. Это было очень древнее письмо. Хранительницей иконы стала монахиня Грашкина. Она смогла засвидетельствовать множество чудес, связанных с образом.

В 43-м году икона подверглась чудодейственному обновлению. В настоящее время святыня хранится в Троицком Соборе. В 50-е гг. часовню удалось восстановить на некоторое время, после чего она была снова разрушена. По сохранившимся о ней воспоминаниям можно примерно восстановить ее внешний облик. Само здание часовни было высоким. На стенах висело множество икон. В центре располагался источник. Из него с помощью желоба ручеек вытекал наружу. Оттуда можно было брать воду.

В источнике принято купать больных детей. Люди обливаются этой водой из ведер. В 91-м году над самим источником были построены купальня и часовня. Несколько лет спустя они были реконструированы. В этом святом месте по-прежнему совершается таинство крещения. Во время святых праздников эта вода освящается. Вблизи Казанского источника находятся еще два. Оба они были освящены. Один из источников устроен в честь иконы Божией Матери "Умиление", а другой - в память о великомученике Пантелеимоне.

Родник Матушки Александры

Этот источник располагался на реке Вичкинза вплоть до 60-х гг. Согласно местным преданиям, он истекал прямо из могилы матушки Александры. Она была похоронена у алтаря Казанской церкви. Над решением загадки данного феномена потрудились современные специалисты. Они изучили грунты и фундамент Казанского храма. Выяснилось, что талая снеговая и дождевая вода со всей поверхности земли монастыря через почву уходила в доломиты. Они, в свою очередь, находятся в земной толще, под строением. При этом вода проходит процесс очищения. Через освященную землю она выходит наверх и проистекает из чудотворного источника матушки Александры.

Об этом святом месте есть множество народных христианских легенд. В них так и говорится, что прямо из-под монастыря проистекает чудодейственный источник. В 60-е годы на реке Вичкинзе устраивалась запруда. В ходе работ прежний источник был подвергнут затоплению, а новый возник под горой сам собой. Существует несколько мнений по этому поводу. Считается, что прежний источник вновь пробился наверх после сдвига доломитовых плит. Это было обусловлено возросшим давлением воды в запруде. На все значимые христианские праздники здесь освящается вода и совершаются крестные ходы.

Родник Батюшки Серафима

Этот источник находится на берегу реки Сатис. Он открылся в первой половине XX века. В то время саровские родники стали недоступными для посещений. Это было обусловлено тем, что на их территории располагался военный объект. Об этом месте также существует множество преданий. Считается, что именно здесь солдаты увидели старца. Он был одет в белый балахон, а в руках у него был посох. Он встал на том самом участке, где ограждение подходило к реке. Старец ударил посохом о землю, и в этот же момент из-под нее появилось три родника. Они переняли славу и силу известных саровских источников. Позднее их хотели засыпать. Для этого уже прибыла специальная техника, но она сломалась. Рабочим пришлось ждать новых деталей.

Вскоре появился тот самый старец. Он обратился к одному из рабочих по имени и попросил его не засыпать источник. После этого тракторист не поддался на уговоры других людей и отказался засыпать родник. Вскоре начальник, который отдал это распоряжение, был снят с должности.

В 1994 году русло реки было отведено. В дальнейшем было устроено искусственное озеро, в котором находилась святая ключевая вода. Часовня была освящена в 2009 году.

Иверский родник

Этот источник был устроен в 70-е годы XVIII века. Он располагается вблизи села Дивеево. Преподобная Александра на берегу реки Викчинза своими руками копала родник. Он был предназначен для того, чтобы рабочие могли утолять жажду. В то время они добывали камни для строительства Казанской церкви. Источник называли Иверским, по одноименной иконе, которая была доставлена сюда. В 60-е годы русло реки было изменено. Это повлияло и на

Первое, о чем стоит подумать, готовясь к такой поездке, – о ее цели. Если цель – почтить святого Серафима, Саровского и всея России чудотворца; помолиться перед чудотворным образом Божией Матери о заступничестве и помощи в житейских обстояниях; поблагодарить святых земли Дивеевской за помощь и поддержку, заказав благодарственный молебен, – это одно. Но если цель – "духовно подлечиться", чтобы затем продолжать вести прежнюю греховную жизнь, – совсем другое...

Обычно это "лечение" состоит из набора строго определенных действий: пройти по канавке Богородицы и 150 раз прочитать "Богородице Дево радуйся..." (при этом не забыть загадать желание; и ходят такие "паломники" с четками в руках, наивно полагая, что несут великий подвиг); окунуться в три святых источника, по три раза, непременно с головой; обязательно взять сухариков и масличка, а еще засушенной травки с канавки Богородицы, да и землички оттуда же не забыть. Правда, набрав с собой всех этих "святынек", люди сами потом недоумевают: а что же с ними делать? Так и лежат годами дома, хорошо, если не выбросят...

Дивеево. "Канавка Богородицы"

Как видим, рецептура "духовного оздоровления" весьма проста: не надо ни ежедневных молитв, ни исповедания грехов, ни постов, ни работы над собой. Достаточно просто поехать и выполнить все предписания, которые ничтоже сумняшеся выдают руководители "паломнических" групп, в огромных количествах отправляющихся от различных турфирм, общественных организаций и т.п. И при этом не забывают добавить самый главный "рецепт" – оказывается, чтобы "оздоровиться" окончательно, в Дивеево надо съездить не менее 3 раз. Особо сообразительные руководители добавляют: в году!

Весь этот суррогат духовности печалит. Получает ли пользу больной, лечащийся поддельными лекарствами? Сопровождающий паломников – лицо особо ответственное, с него спросится за каждое слово, за каждого паломника, которого он ввел в заблуждение. Может ли слепой вести людей в верном направлении? Может ли человек, не имеющий отношения к Церкви или не понимающий смысла и цели христианства, раздавать духовные советы? Вопрос риторический.

Дивеево. Апофеоз безумия: надевание на голову чугунка преподобного Серафима Саровского. Основано на бреднях (поддерживаемых, увы, местными священниками), что исходящая благодать от "тубареточки или чугунка, в котором освящают сухарики, гораздо сильнее (!), чем благодать исходящая от раки с мощами святого" по причине того, что эти мощи якобы подложные.

Второе, о чем стоит подумать перед тем, как совершить поездку, – как ехать: группой на автобусе или самому на машине? Если вы там не были, съездите сначала в составе паломнической группы, чтобы как минимум узнать маршрут. Если же вы уже были в Дивеево, желание съездить туда повторно на автомобиле, да еще захватить кого-то из знакомых можно только приветствовать. Если же вы решили поехать на автобусе (разумеется, от церковной паломнической службы), то обязательно поинтересуйтесь: давно ли работает эта служба, имеет ли благословение Правящего Архиерея, как организована поездка. Желательно отдать предпочтение той службе, о которой вы имеете добрые отзывы. Личность сопровождающего также имеет большое значение. Его непрофессиональная работа может испортить впечатление от самой благодатной поездки, и наоборот – опыт и знания могут даже неидеально организованную поездку превратить в праздник души.

В то же время, если во время путешествия в ответ на ваши замечания сопровождающий не принимается немедленно исправлять положение, а говорит: "Молитесь и смиряйтесь" – лучше как можно быстрее распрощаться с таким "руководителем группы".