Сады средневековой европы. Сады эпохи Феодализма

1. Сады арабов в Испании.

В конце IV в. блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой завершила свое суще­ствование, уступив место новой эпо­хе - феодализму. Период времени, насчитывающий тысячелетие ме­жду падением Рима (конец IV в.) и эпохой Возрождения в Италии (XIV в.), называется средними ве­ками, или эпохой средневековья. Это было время формирования ев­ропейских государств, постоянных междоусобных войн и восстаний, время утверждения христианства. «Но одновременно в этих муках ро­ждалось новое человеческое обще­ство. В войнах и восстаниях, голоде и эпидемиях происходило уничтоже­ние рабства, смена его феодальным строем».

В истории архитектуры средневе­ковье делят на три периода: ранне-средневековый (IV-IX вв.), роман­ский (X-XII вв.), готический (ко­нец XII-XIV вв.). Смена архитек­турных стилей существенно не отра­жается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искус­ство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более дру­гих требующее для своего существо­вания мирной обстановки, приоста­навливает свое развитие. Оно суще­ствует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на тер­риториях, относительно защищенных от разрушения.

Монастырские сады. В них выра­щивали травянистые лекарственные и декоративные растения. Планиров­ка была простая, геометрическая, с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекаю­щиеся дорожки делили сад на четы­ре части; в центре этого пересечения, в память о мученической смерти Хри­ста, устанавливался крест или выса­живался куст роз.

Сады при замках устраивали внут­ри их территории. Они были неболь­шими и замкнутыми. Здесь выращи­вали цветы, имелся источник - ко­лодец, иногда миниатюрный бассейн и фонтан и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном,- прием, получивший широкое распро­странение в парках.

Сад-лабиринт - прием, сформи­ровавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными пу­тями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкла­дывали на полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разде­лялись стенами стриженой изгороди. Впоследствии сады-лабиринты полу­чили широкое распространение в ре­гулярных и даже пейзажных парках. В России такой лабиринт был в Лет­нем саду (не сохранился), регуляр­ной части Павловского парка (вос­становлен) и парке Сокольники, где его дороги имели вид переплетен­ных эллипсов, вписанных в еловый массив (утрачен).



Позднее средневековье характери­зуется открытием первых универси­тетов (Болонья, Париж, Оксфорд, Прага). Садоводство и ботаника достигли высокого уровня развития, появились первые ботанические са­ды (Аахен, Венеция и др.).

Сады арабов в Испании

В VIII в. арабы (мавры) обосно­вались на Пиренейском полуострове и пробыли здесь почти семь веков. Толедо стал крупным центром обра­зования, а Кордова - самым циви­лизованным городом Европы.

Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных со­оружений, арабы сумели использо­вать таяние снегов на горных верши­нах и создали мощную гидротехни­ческую систему, превратив безвод­ную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип са­да - испано-мавританский. Это не­большой дворик (200-1200 м 2) атриумно-перистильного типа (патио), окруженный стенами дома или огра­дой, представляет собой продолже­ние парадных и жилых покоев под открытым небом.

Комплекс таких миниатюрных патио, включенных в сложную структуру дворца, представляют сады Гренады, созданные в XIII в. в резиденциях халифов - Альгамбре (650X200 м) и Генералифе (пло­щадь 80Х 100 м).

В Альгамбре помещения дворца группировались вокруг Двора мирт и Двора львов. Двор мирт (47Х 33 м) окружен стенами зданий с изящной аркадой, богато украшенной орна­ментом. В центре находится бассейн (7X45 м), вытянутый по длинной оси и обрамленный рядами стриже­ного мирта. Главным эффектом яв­ляется отражение аркады башни в воде бассейна. Двор львов (28Х X19 м) также окружен стенами и аркадой, пересечен двумя взаимно перпендикулярными каналами, в центре которых находится фонтан из двух алебастровых ваз, поддер­живаемых 12 черными мраморными львами.

Имеется также Двор королевы, украшенный фонтаном, 4 кипариса­ми по углам, а главное - сложным орнаментом покрытия, в рисунок ко­торого вплетены и бассейн, и места посадки кипарисов.

Ансамбль Генералиф - летняя ре­зиденция халифов, расположена вы­ше Альгамбры на 100 м. Это комп­лекс изолированных садов-патио на террасах. Наиболее известен двор с каналом. Он вытянут и окружен аркадой, по центру проложен узкий 40-метровый канал, украшенный дву­мя рядами фонтанов. Их тонкие струи образуют арочную аллею. В саду свободно высажены небольшие деревья и кустарники.

В целом традиции испано-маври­танского сада характеризуются сле­дующими чертами: простота плани­ровки и индивидуальность решения. Планировка регулярная, обусловле­на геометрическим планом патио. Сад имеет композиционный центр, чаще всего это бассейн. Вход в сад часто размещается не по центру, а сбоку, тем самым нарушается симметрия, обогащается общая картина сада.

Связь между внутренним замкну­тым пространством сада и открыты­ми внешними видами достигается путем устройства видовых точек, оформленных аркадами. Этот прием взаимосвязи получил в дальнейшем широкое развитие в ландшафтном искусстве.

Вода - основной мотив сада. Она присутствует в каждом патио в виде каналов, бассейнов, источников, бьющих из-под земли. Вода то сте­кает по каналам, сделанным %в пери­лах лестниц, то узкой полосой про­низывает плоскость сада, то растека­ется обширным зеркалом (Двор мирт), то образует фонтанные струи. Во всем ее многообразии прослежи­вается стремление показать ценность каждой ее капли.

Растительность используется та­ким образом, чтобы продемонстри­ровать индивидуальные достоинства каждого экземпляра. Кипарисы, апельсиновые и мандариновые де­ревья, жасмин, миндаль, олеандр, ро­зы высаживали свободно. Как архи­тектурный элемент стрижка приме­нялась редко.

Жаркий климат не позволял ис­пользовать газон, поэтому большая часть территории оформлялась деко­ративным мощением.

В цветовом решении характерно сочетание общей сдержанной цвето­вой гаммы стен, зелени деревьев и кустарников с яркими вкраплениями красивоцветущих растений или цвет­ных покрытий. Декоративное моще­ние - один из важных элементов испано-мавританского сада. Иногда цветной майоликой облицовывали подпорные стены и скамьи сада. Ос­новные цвета - голубой, желтый, зе­леный.

Таким образом сформировался испано-мавританский стиль с комп­лексом своих приемов, соответствую­щих требованиям времени, природы, национальным традициям.

Средневековье видело в искусстве второе Откровение, обнаруживающее в мудрости, с которой устроен мир, ритм, гармонию. Все в мире имело в той или иной мере многозначный символический или аллегорический смысл. Если мир -- второе Откровение, то сад же -- это микромир, подобно тому, как микромиром являлись и многие книги. Поэтому сад часто в Средние века уподобляется книге, а книги (особенно сборники) часто называются "садами": "Вертоградами", "Лимонисами" или "Лимонарями", "Садами заключенными" (hortus conclusus) и пр. Сад следует читать как книгу, извлекая из него пользу и наставление.

Сад на Западе был частью дома, монастыря. Он родился из античного атриума -- "бескрышной комнаты", двора для жизни в нем.

Ортодоксально-церковный сад сперва какими-то особыми изысками не отличался. Аскетическая пустыня (или, в северных широтах, чаща) над чувственным "раем сладости" неизменно доминировала, сама будучи раем безвидным и неэмпирическим.

Античный философский сад в идеале делал человека богоподобным, даже богоравным, тем самым исполняя обещание Эпикура ("буде­те жить как боги среди людей"). Теперь же богоподобие, прообразовательно возвещенное Христом и апостолами, стало целью церковной литургии, сосредоточеннои архитектурно, в храме, где природные символы, пусть даже крайне существенные для религиозного вдохновения, играли все же второстепенную роль. Безусловное взаимодействие природы и зодчества в древности сменилось в Средние века неограниченным господством архитектуры. И прежде всего, архитектуры церковной. Даже библейские ландшафты начинали притягивать паломников лишь после того как в них возводились храмы. Поэтому всякий райский или, точнее, потенциально-райский локус обязательно вписывался не только в ограду, но и в солидные стены или, по крайней мере, сбоку к ним примыкал. Пусть огороды пустынников возникали на лоне дикой природы, как окультуренные оазисы или, в северных широтах, как сады-в-лесу, все равно классический средневековый сад неизменно развивался как органическая часть монастырского комплекса. Указывая на внутренние добродетели, он сам, в прямом и переносном, символическом смысле, находился внутри церкви.

В западноевропейских средневековых монастырях монастырский дворик стал помещением монастыря для благочестивых размышлений и молитвы. Как правило, монастырские дворы, заключенные в прямоугольник монастырских строений, примыкали к южной стороне церкви. Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками крестообразно на четыре квадратные части (напоминавшими о четырех райских реках и о Кресте Христовом.). В центре на пересечении дорожек сооружался колодец, фонтан, небольшой водоем для водяных растений и поливки сада, умывания или питья воды. Часто устраивался и небольшой пруд, где разводилась рыба для постных дней. Этот небольшой сад во дворе монастыря имел обычно невысокие деревья -- фруктовые или декоративные и цветы. Однако фруктовые сады, аптекарские огороды и огороды для кухни устраивались обычно за пределами монастырских стен. Фруктовый сад часто заключал в себе и монастырское кладбище. Аптекарский же огород располагался вблизи монастырской больницы или богадельни.

В аптекарском огороде выращивались и растения, которые могли дать красители для иллюминации рукописей. Насколько большое внимание уделялось в Средние века садам и цветам, свидетельствует рескрипт 812 г., которым Карл Великий рас­ порядился о тех цветах, которые необходимо сажать в его садах. В этот рескрипт было включено около 60 названий различных цветов и орнаментальных растений. Этот список Карла Великого переписывался и распространялся затем по монастырям всей Европы. Сады культивировали даже нищенствующие ордена. Францисканцы, например, до 1237 г. по своему уставу не имели права владеть землей, за исключением участка при монастыре, который нельзя было использовать иначе как под сад. Другие ордена специально занимались садоводством и огородничеством и славились этим.

Чисто декоративным монастырским садом был "вертоград", восходящий к античному "cavum aedium". "Вертоград" единственный из средневековых садов композиционно был связан с окружающими его монастырскими постройками. Вписанный в четырехугольник монастырских галерей, он был окружен дорожками (дорожки пересекали его и крестообразно -- по осям либо по диагоналям). В центре находились колодец, фонтан (символы "вечной жизни"), дерево или декоративный куст. Иногда "вертоград" носил названия "рай", "райский двор". Картезианские монастыри и монастыри камедулов были "особножительскими", в них до минимума ограничивалось общение монахов. Отсюда особое устройство монастырей этих орденов. Строения образовывали правильный четырехугольник. В середине находился большой "вертоград" с кладбищем. С одной стороны были церковь, собственно монастырь (главное здание), дом приора и хозяйственные постройки. Три оставшиеся стороны большого "вертограда" занимали "скиты" -- каждый с особым цветником, за которым ухаживал монах, проживающий в "ските". Наряду с декоративными "вертоградами" при монастырях существовали утилитарные сады, огороды и травники. Они находились вне монастырских построек, но окружались общей стеной. Планировка их такова: они делились на квадраты и прямоугольники. Со временем на этой основе возникает ренессансный декоративный парк.

В средневековой символике hortus conclusus (древнерусское "сад заключенный") имеет два значения: 1. Богоматерь (непорочность); 2. Рай, символизировавший вечную весну, вечное счастье, обилие, довольство, безгреховное состояние человечества. Это последнее и позволяет отъединить образ рая с образом Богоматери. Каждая деталь в монастырских садах имела символическое значение, чтобы напоминать монахам об основах божественного домостроительства, христианских добродетелях и т.п. "Ваза керамическая, украшенная орнаментом, с "огненной" бульбоносной лилией (L"bulbiperum) и "королевскими лилиями" (ирисами) указывает на "тело" Божьего Сына, младенца мужского пола, которого Бог создал из"красной глины". Другой сосуд, стеклянный, прозрачный, с аквилегией (олицетворение Святого духа), с гвоздиками (олицетворение чистой любви), символизирует саму чистоту Девы Марии. Внутренние дворики старинных английских колледжей Оксфорда и Кембриджа, большинство которых (колледжей) были по своему происхождению "учеными монастырями". Рай как творение противопоставляется природе, праформе и хаосу.

В конце IV в. блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой завершила свое существование, уступив место новой эпохе - феодализму. Период времени, насчитывающий тысячелетие между падением Рима (конец IV в.) и эпохой Возрождения в Италии (XIV в.), называется средними веками, или эпохой средневековья. Это было время формирования европейских государств, постоянных междоусобных войн и восстаний, время утверждения христианства.

В истории архитектуры средневековье делят на три периода: раннесредневековый (IV-IX вв.), романский (X-XII вв.), готический (конец XII-XIV вв.). Смена архитектурных стилей существенно не отражается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искусство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более других требующее для своего существования мирной обстановки, приостанавливает свое развитие. Оно существует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на территориях, относительно защищенных от разрушения.

Период средневековья, который продолжался почти тысячу лет, не оставил образцовых садов, не создал своего готического стиля садовой архитектуры. Мрачная, суровая религия наложила отпечаток на жизнь народов Западной Европы и притупила радость восприятия красоты, выражаемой в садах с прекрасными цветами.

Сады сначала начали возникать только в монастырях. Первооснова и образец всех садов, согласно христианским представлениям, - рай, сад, насажденный богом, безгрешный, святой, обильный всем, что необходимо человеку, со всеми видами деревьев, растений, и населенный мирно живущими друг с другом зверями. Этот первоначальный рай окружен оградой, за которую бог изгнал Адама и Еву после их грехопадения. Поэтому главная "значимая" особенность райского сада - его огражденность; о саде чаще всего говорится "hortus conclusus" ("сад огражденный"). Следующей непременной и характернейшей чертой рая было в представлениях всех времен наличие в нем всего того, что может доставлять радость не только глазу, но и слуху, обонянию, вкусу, осязанию - всем человеческим чувствам. Цветы наполняют рай красками и благоуханием. Фрукты служат не только украшением, равным цветам, но и услаждают вкус. Птицы не только оглашают сад пением, но и украшают его своим красочным обликом и т. д.

Монастырский сад – его планировка и растения в нём, наделялись аллегорической символикой. Мысль о возможном воссоздании на земле Эдемского сада зародилась с тех пор, как возникли монастыри, убежища от земной суеты. Сад, отделенный стенами от греха и вмешательства темных сил, стал символом райского сада. Позднее, с распространением в католической Европе культа Богоматери, сад стал аллегорией девы Марии, символом её чистоты и девственности.

Как правило, монастырские дворы, заключенные в прямоугольник монастырских строений, примыкали к южной стороне церкви.

Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками крестообразно на четыре квадратные части (что имело символическое значение – крест, образуемый дорожками, должен был напоминать о мучениях Христа). В центре, на пересечении дорожек, сооружался колодец, фонтан, небольшой водоем для водных растений и поливки сада, умывания или питья воды. Фонтан тоже был символом – символом чистоты веры, неиссякаемой благодати или «дерево жизни» – райское дерево – небольшое апельсиновое или яблоня, а также устанавливался крест или высаживался куст роз. Каждая деталь в монастырских садах имела символическое значение, чтобы напоминать монахам об основах божественного домостроительства и христианских добродетелях.

Часто в монастырском саду устраивался небольшой пруд, где разводилась рыба для постных дней. Этот небольшой сад во дворе монастыря имел обычно и небольшие деревья – фруктовые или декоративные и цветы. Небольшой фруктовый сад внутри монастырского двора был символом рая. Он часто заключал в себе и монастырское кладбище.

По назначению сады делились на аптекарские огороды со всевозможными травами и лекарственными растениями, кухонные огороды с овощными культурами для нужд монастыря и плодовые сады .

Монастыри в то время были, пожалуй, единственным местом, где оказывали медицинскую помощь, как монахам, так и паломникам. Разведение лекарственных растений стало важной заботой средневековых садовников. Аптекарский огород располагался обычно во внутренних двориках, рядом с домиком лекаря, монастырской больницей или богадельней. В нем выращивались травянистые лекарственные и декоративные растения, и растения, которые могли служить красителями. Цветущие и ароматные растения сообщали красоту аптекарским грядкам. Но различных красиво цветущих растений не так много разводили в средние века. Для них не хватало места в мрачных замках и тесных городах. На небольших клочках земли, скупо освещаемых солнцем из-за высоких стен и крыш, выращивали лишь несколько излюбленных растений - розы, лилии, гвоздики, маргаритки, ирисы.

Так как в средневековье садов было мало, выращенные растения очень ценились и строго охранялись. Свидетельством того, насколько большое внимание уделялось в средние века садам и цветам, служит рескрипт 812 г., которым Карл Великий распорядился о тех цветах, которые необходимо сажать в его садах. Рескрипт содержал список около шестидесяти названий цветов и декоративных растений. Этот список переписывался и распространялся затем по монастырям всей Европы. Сады культивировались даже нищенствующими орденами. Францисканцы, например, до 1237 г. по своему уставу не имели права владеть землей, за исключением участка при монастыре, который нельзя было использовать иначе, как под сад. Другие монашеские ордена специально занимались садоводством и огородничеством и славились этим. Так же были установлены определенные законы против тех, кто портил или уничтожал растения. Согласно закону того времени, человеку, испортившему привитое дерево, грозило прожигание пальцев ног. А иногда виновного в порче чужого сада прибивали к позорному столбу, отсекали правую руку и осуждали на вечное изгнание.

Основной чертой монастырского типа садов были их уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого. Среди монастырских садов особенно славился Сент-Галленский (или Санкт-Галленский) сад в Швейцарии.

Монастырь Святого Галла, ныне расположенный в швейцарском городе Санкт-Галлен, был в Средние века одной из крупнейших бенедиктинских обителей Европы. Был основан в 613 году Св. Галлом. Здесь сохранилась монастырская библиотека средневековых рукописей, которая насчитывает 160 тыс. единиц хранения и слывёт одной из самых полных в Европе. Одним из самых любопытных экспонатов является «План святого Галла», составленный в нач. IX века и представляющий идеализированную картину средневекового монастыря (это единственный архитектурный план, сохранившийся от раннего Средневековья).

В 1983 г. монастырь Святого Галла внесён в список памятников Всемирного наследия как «совершенный образец большого монастыря эпохи Каролингов».

Сад-лабиринт – прием, сформировавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В средние века идею лабиринтов использовала церковь. Для кающихся богомольцев на полу храма выкладывали мозаичные спиральные извилистые дорожки, по которым верующие должны были ползти на коленях от входа в храм до алтаря для искупления своих грехов. Так от выполнения утомительного обряда в церкви подошли к веселым прогулкам в садах, куда перенесли лабиринт, где дорожки разделялись высокими стенами стриженой изгороди. Из такого лабиринта было, как правило, только один - два выхода, которые не так-то легко можно было обнаружить. Занимая маленькую площадь, этот лабиринт создавал впечатление бесконечной длины дорожек и давал возможность совершать длительные прогулки. Возможно, в таких лабиринтах были скрыты люки тайного подземного хода.

Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках Европы. В России такой лабиринт был в Летнем саду (не сохранился), регулярной части Павловского парка (восстановлен) и парке Сокольники, где его дороги имели вид переплетенных эллипсов, вписанных в еловый массив (утрачен).

Клуатр (от лат. Claustrum закрытое место) - крытая обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор или внутренний сад монастыря. Обычно клуатр располагается вдоль стены здания, при этом одна из его стен является глухой, а вторая представляет собой аркаду или колоннаду. Часто клуатром называют и сам открытый двор, окружённый галереей.

В Средние века внутренний двор клуатра непременно имел в центре колодец, от которого отходили дорожки, разделяющие пространство двора на квадранты. Клуатр обычно пристраивался к длинному южному фасаду собора. Одно из первых изображений клуатра видно на плане монастыря Сант-Галлен в Швейцарии. Клуатр представлял собой средоточие жизни монастыря, его главный коммуникационный центр, место медитации и ученой работы. Клуатр играл существенную роль как место торжественных процессий на Пасху или на Рождество.


Похожая информация.


Ландшафтное искусство средневековья. Монастырские сады и средневековые регулярные паркиЛандшафтное искусство Средневековья Эпоха Возрождения XIV-XVI веков стала определенным рубежом в формировании ландшафтного искусства. В парках той эпохи появилось обилие скульптур, создавались целые скульптурные аллеи, и строились искусственные водоёмы. В XVII веке в моде были классические регулярные парки с прямыми лентами многочисленных дорожек. А примерно в это же время, в Европе стали разделять понятия "сад" и "парк". Сады стали использовать больше для уединения, отдыха, а парки стали местом проведения различных торжеств с большим количеством людей. В парках устраивались театральные представления, концерты, и торжественные праздники. В эпоху средневековья в разбивке садов основную роль играли монастыри, владевшие обширными угодьями с лесами, полями и лугами. За монастырской стеной скрывались целые ландшафтные шедевры: декоративный фруктовый сад, огород с грядками прямоугольной формы и, скрытый от посторонних глаз, райский двор. Монахи возделывали всевозможные растения, в первую очередь, они выращивали целебные растения и ценные виды растений. Райский двор был обязательной составной частью монастырского комплекса. Тут было реальное чувство природы, взращенное традицией библейского рая. Когда монахи работали в саду, считалось, что они очищали свои души земным видением потерянного райского сада. Как же выглядел райский двор? Это было внутреннее пространство четырехугольной формы, центре находился источник чистой воды чаще всего, это был резервуар для чистой воды или колодец; иногда там устраивался бассейн для выращивания рыбы. Территория райского двора делилась дорожками к источнику на четыре участка правильной формы. Очень редко здесь были посажены невысокие деревья или кусты, как правило, на аккуратно обработанных грядках райского двора выращивались цветы для украшения монастырского костела и целебные травы. Каждый цветок с древних времен имел свое символическое значение. Например, белая лилия символизировала непорочность Девы Марии, красная роза – пролитую кровь Христову, белая роза –королеву небес –Марию и т.д. На клумбах росли и садовые и полевые цветы. Естественной красотой растений, особенно цветов, запечатленной мастерами средневековья, мы можем любоваться, глядя на сохранившиеся в готических монастырях настенные росписи, на иконы, рукописи и вышивки. Старинный закрытый сад, в зависимости от вида посадок и назначения, назывался: herbarium – сад, специализированный на выращивании целебных трав либо цветов; gardinum – огород для кухни с овощными грядками и кореньями, по возможности, в сочетании с фруктовым садом; viridarium – сад для отдыха и развлечений (recreatione et solatio). Декоративный фруктовый сад имел только одну функцию: здесь любовались цветущими фруктовыми деревьями и прогуливались в их тени, часто по берегу реки, бассейна или пруда. Первый herbarium с характером ботанического сада возник в 1333 году в Венеции, а уже вскоре подобный ботанический сад появился и в Праге. Собственные сады имели не только дворцовые комплексы, но и городские светские постройки, располагающие собственным участком земли, более обширные сады разбивались при городах. Некоторые сведения о том, как выглядели светские сады при домах знати и средневековых городах приходят из поэзии, литературы, менестрелей и песен трубадуров. Описание композиции, атмосферы и деталей позднеготических садов содержат иллюминированные миниатюры и рукописи. Можно с уверенность сказать, что эти сады всегда имели ограждение, каменные стены часто дополнялись башенками с павильонами, иногда - рвом с водой. Между прямоугольными грядками прокладывались каменные, дощатые или кирпичные дорожки. Среди грядок с овощами и кореньями, как правило, не забывали завести грядки с растениями для: отпугивания насекомых, приготовления «любовного напитка», а также изготовления ядов. Изображения пейзажных парков встречаются на средневековых картинах. Покрытая дерном, невысокая стенка являлась неким подобием средневековой садовой скамьи. Посреди сада обычно был каменный колодец или фонтанчик с питьевой водой, иногда с бассейном для купания, а также резервуар для поливки растений и каменный столик для пищи. Вечнозеленые деревья и кусты регулярно стригли, придавая им причудливые формы и помещали в каменные вазы. Изредка в саду встречались лабиринты, орнамент которых создавался из низкого кустарника, рисунок которых сложными путями подводил к центру. Живой лабиринт выполнялся по подобию узоров на каменных полах готических кафедральных соборов. Сады при городах были составной частью жизненного уклада рыцарей, сопровождаемого галантным ухаживанием, музыкой и танцем. В некоторых садах, принадлежавших богатым владельцам, свободно летали разноцветные птицы, часто прохаживались благородные павлины. В медных садовых вольерах жили не только пеночки, дрозды и скворцы, но и фазаны с глухарями. В Европе к концу XVIII века модное регулярное направление ландшафтов сменилось пейзажным, пришедшим с Востока. Общественные парки стали ближе к естественной природе. Маршруты дорожек стали продумывать таким образом, чтобы объединить места с самыми красивыми видовыми пейзажами. В заключении, надо отметить, что смена моды и стилей, в какой бы то ни было стране, не происходило стихийно. Стили как бы наслаивались друг на друга, новые веяния постепенно вытесняли более старые течения.

Библиотека швейцарского монастыря Ст. Галл в 1983 году была занесена в список памятников Юнеско. Здесь хранится около 2000 средневековых манускриптов, но побудил включить библиотеку в список Юнеско лишь один из них - самый ранний из сохранившихся до наших дней план средневекового монастрыря. Вот он:

Созданный в 819-826 годах, уникальный план отлично сохранился до наших дней. Его предназначение до сих пор остается загадкой. Как предполагают специалисты, скорее всего, он был не фиксацией реального положения вещей в монастыре, а некоей идеальной моделью для подражания. На план нанесены 333 надписи, позволяющие детально идентифицировать все части монастрыря: собор, сад, школу, службы и т.д.



На этой копии плана отмечены все "садовые" части монастыря:
X - огород, "под" которым находится дом садовника, Y - плодовый сад совмещенный с кладбищем, Z - сад лекарственых растений.
Благодаря надписям мы можем узнать, что росло в каждом из них.
В саде лекарственных растений - шалфей, кресс водяной, рута, тмин, ирис, любисток, мята болотная, фенхель, горох, марсилия, costo (?), fenegreca (?), розмарин, мята, лилии и розы.
В плодовом саду - яблоки, груши, сливы, омела, лавр, каштан, инжир, айва, персики, фундук, amendelarius (?), шелковица и грецкий орех.
В огроженном аркадой дворике, примыкающем к собору (cloister), разделенном дорожками на четыре части, рос можжевельник.

А на этом замечательном сайте http://www.stgallplan.org/en/index.html можно разглядеть самые мельчайшие детали плана и прочитать (воспользовавшись расшифровкой и английским переводом) все 333 надписи! Ну и конечно, узнать много другого о плане монастрыря святого Галла.