Как вспомнить то, что забыл: практические советы для людей, страдающих забывчивостью. Как вспомнить человеку то что он забыл после пьянки

Наш мозг помнит абсолютно всё!

Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда нужно быстро что-то вспомнить, но никак не получается.

Нейропсихологи утверждают, что наш мозг помнит абсолютно все, что мы когда-либо видели. Даже когда вам кажется, что информация стёрта из памяти навсегда. Достаточно потянуть за нужные ниточки, и воспоминание всплывёт на поверхность во всех деталях.

Кажется невероятным, что мозг помнит всё, что было увидено глазами . Наука подтверждает этот факт. Так, в начале 1970-х годов был проведён известный эксперимент (Lionel Standing). Обычным людям показывали 10 000 картинок в быстром темпе. Скажем, на одной был изображен Мухаммед Али, на другой – гантели, потом отпечаток ноги Нила Армстронга на Луне, затем обложка книги Фридриха Ницше «Генеалогия морали», потом красная роза и т.д. И так целых десять тысяч картинок! (На проведение теста ушла целая неделя.)

Казалось бы, такой объём информации не уложится ни в одной голове. Однако самые обычные люди смогли запомнить более 80% изображений.

Трюк состоит в том, чтобы правильно доставать информацию из памяти

На этапе вспоминания картинки показывались парами: одну из них люди видели раньше, а другую нет. Скажем, слева была фотография Мухаммеда Али, а справа – шипящая таблетка Alka-Seltzer. Испытуемые должны были узнать картинку, которую уже видели. И большинство справилось с задачей без всяких затруднений.

В начале 2000-годов эксперимент повторили в более сложном варианте (Timothy F. Brady, Talia Konkle). Участникам надо было сделать выбор между двумя практически идентичными картинками: скажем, справа была фотография пачки пятидолларовых купюр, а слева – пачки долларовых; справа – зелёный вагон, а слева – красный вагон; справа – колокольчик с тонким языком, а слева – колокольчик с толстым языком.

Обнаружилось, что даже когда изображения различаются незначительными деталями, люди всё равно узнают почти 90% картинок.

Мы ничего не забываем, однако не всегда способны извлечь нужные данные из своих хранилищ. История нейропсихологии знает лишь один случай, когда человек имел прямой доступ к своей памяти. В начале XX века знаменитый советский нейропсихолог Александр Лурия наблюдал уникального человека по имени Соломон Шерешевский (впоследствии он написал о нём книгу «Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста»).

Шерешевский легко запоминал исписанную цифрами страницу, причём мог без запинки воспроизвести их как в прямом, так и в обратном порядке. Он запоминал одинаково хорошо как осмысленные слова, так и бессмысленные слоги, числа или звуки, произнесённые вслух или написанные на бумаге. Он мог запомнить сложные формулы, совершенно не разбираясь в математике и итальянские стихи, не зная итальянского. Шерешевский ничего не забывал даже спустя время (и чрезвычайно страдал от этого!). Даже спустя 16 лет он выдавал информацию с потрясающей точностью.

Особенность его памяти была в том, что он непроизвольно создавал зрительный образ для каждого услышанного слова или звука (а зрительные образы, как мы уже поняли, навсегда остаются с нами).

Так, каждый звук имел для него свой цвет , структуру и иногда даже вкус. Голос одного человека казался ему «жёлтым и рассыпчатым», а голос другого он описывал так: «как будто какое-то пламя с жилками надвигалось на меня».

Цифры имели для него лицо: например, «один» – это гордый стройный человек, «два» – весёлая женщина, «четыре» – человек, у которого распухла нога, «семь» – человек с усами, «восемь» – очень полная женщина, мешок на мешке и т.д. Когда он слышал «87», перед мысленным взором возникала полная женщина рядом с человеком, который крутит усы.

Шерешевский мог заглушить зубную боль: она представлялась ему как красная нитка, которая его беспокоит. Боль усиливалась – нитка становилась толще. Тогда же он представлял, как нитка делается всё тоньше и тоньше, а затем растворяется в воздухе, боль проходила.

Слова заполняли сознание Шерешевского ментальными образами без усилий с его стороны – мгновенно и автоматически. В этом и заключалась его феноменальность.

Обычному человеку нужно создавать такие образы сознательно – и тогда результат запоминания будет таким же хорошим, как у Шерешевского.

Как же Шерешевскому удавалось без труда доставать из своей памяти всё, что он желал? Ведь нелинейная ассоциативная природа нашего мозга делает совершенно невозможным сознательное извлечение из памяти воспоминаний в надлежащем порядке. Обычному человеку, чтобы вспомнить, например, чьё-то имя, нужна какая-нибудь ассоциация или хотя бы смутное ощущение: «вроде, начинается на «л», такое странное, что-то африканское…ах! её зовут Лиана!».

Память не следует законам линейной логики, поэтому мы не можем просматривать информацию последовательно.

В голове Шерешевского воспоминания были упорядочены, как карточки в каталоге. Дело в том, что он тщательно организовывал информацию, нанося её на карту знакомых мест в той последовательности, в которой её получил (опять же, он делал это непроизвольно, не отдавая себе в этом отчёта). Скажем, читая длинный ряд слов, он наглядно представлял каждое слово и расставлял эти образы вдоль улицы Горького в Москве или вокруг своего дома в Торжке. Первый – в дверях дома, второй – у уличного фонаря, третий – на заборе, четвертый – в саду, пятый – в витрине магазина. Чтобы вспомнить весь ряд, Шерешевский мысленно шёл по улице и смотрел по сторонам.

Невероятные способности Шерешевского дремлют внутри каждого из нас. Хотя кажется совершенно невероятным удерживать в памяти огромные объемы информации, но по сути, это просто хорошо развитая пространственная память, которая есть у всех и которую можно развивать .

Если вы окажетесь в Лондоне, обратите внимание на юношей на скутерах, у которых к рулю прикреплена карта города. Это не туристы, а будущие таксисты. Чтобы получить аккредитацию от города для управления общественным транспортом, они должны сдать сложный экзамен: найти кратчайший путь между двумя точками и назвать все достопримечательности, встречающиеся по пути. Чтобы подготовиться к тесту у молодых людей уходит от двух до четырех лет. В итоге они запоминают расположение и особенности дорожного движения на всех 25 000 улицах города. С такой впечатляющей картой в голове эти люди способны запомнить что угодно!

Современный темп жизни требует от каждого человека огромного внимания. Но часто в водовороте событий люди просто забывают о мелочах, которые должны сделать или сказать. Бороться с этой проблемой можно. Существует перечень советов, как вспомнить то, что забыл.

Внимание

В первую очередь стоит сказать, для того чтобы не бороться с проблемой, ее лучше избегать. Поэтому нужно по максимуму внимательно относиться ко всем своим делам и людям, с которыми человек общается. Это надо для того, чтобы вникать во все моменты жизни и стараться их не упускать из виду. Если сказать себе, что то или иное дело - важное, мозг вряд ли просто "отключится" и "выбросит" это из головы.

Ассоциации

Хорошо, если человек может так себя настроить, что у него получается не упускать из виду нужные вещи. Но если все-таки какие-то мелочи забываются, нужно их насильно возвращать в мысли. Для этого надо использовать различные вспомогательные средства. Советом, как вспомнить то, что забыл, может стать рекомендация всему создавать логические цепочки или ассоциации. По такому принципу, например, очень легко запоминать номера телефонов, домов и прочие важные цифры. Так же можно запоминать и новые полные имена. Если у человека, например, фамилия Шульга, его всего лишь нужно представить пишущим письмо левой рукой. останется в мозге, и, выстроив логическую цепочку, память быстренько "выбросит наверх" нужную информацию.

Назад в прошлое

Существуют советы, как вспомнить то, что забыл, которые пригодятся людям, повеселившимся хорошо вчерашним вечером. Для этого просто нужно начинать вспоминать произошедшие события с того момента, когда еще сознание было ясным. К слову, делать это лучше коллективно вместе с людьми из той компании, в которой вчера отдыхали. Так скорее можно будет вспомнить важные мелочи и прийти к нужному выводу.

Отвлечение

Если человеку надо вспомнить, например, фамилию известной личности, а она все не приходит в голову, нужно всего лишь немного подождать, переключиться на что-нибудь другое, просто отвлечься. Можно быть уверенным, что через определенное время нужный факт или персона сами "всплывут" в голове.

Тренировки

Чтобы не искать советов, как вспомнить то, что забыл, и исключить по максимуму небольшие которые часто сопровождают быт обычного человека, можно просто тренировать свою память, давая ей ежедневные нагрузки. Изучение стихов или прозы, запоминание новых песен - все это отлично способствует работе мозга.

Полезные вещества

Ученые доказали, что потребление некоторых продуктов положительно влияет на работу головного мозга. Так, например, если человек забыл, что сделать хотелось, значит, в его организме существует недостаток бора, цинка или железа. Пополнить запас можно при помощи свежих и вареных овощей и фруктов, а также периодического употребления в пищу мяса.

Медикаменты

Помогать и активизировать память можно также при помощи различных медицинских препаратов, которые сегодня отпускаются в аптеке даже без рецепта. Пройдя курс лечения, человек уже сразу может почувствовать улучшение. Но такой вариант лучше использовать людям старшего возраста, у которых забывчивость связана с количеством прожитых лет.

Помнить всё просто невозможно. Но как быть, если забылось что-то очень важное?

  1. Можно попробовать подумать о вещах, которые каким-то образом связаны с тем, что вы хотите вспомнить. К примеру, если вы забыли имя какого-то актёра, то перечислите фильмы, в которых он снимался или вспомните, как зовут его супругу. Вероятно, ассоциации помогут вам освежить память.
  2. Если человек забыл, куда положил какую-то вещь совсем недавно, то можно попробовать воспроизвести события, которые предшествовали потере. Например, если вы куда-то шли, держа в руках предмет, то вспомните, куда вы успели зайти по дороге. Обойдите эти места, наверняка потерянная вещь найдётся в одном из них.
  3. Если вы забыли, о чём говорили несколько минут назад (такое, кстати, бывает довольно часто), то попробуйте вспомнить, что вы рассказывали ранее. Также можно попросить напомнить тему разговора вашего собеседника. И не стоит стесняться, в этом нет ничего зазорного, ведь такое может произойти с каждым.
  4. Если вы никак не можете воспроизвести в памяти событие, название или имя уже в течение длительного времени и переживаете из-за этого, просто дайте себе отдохнуть и отвлекитесь. Вероятно, скоро мозг сам восстановит информацию.
  5. Визуализируйте воспоминания. Если вы что-то забыли, то мысленно придайте этому предмету, событию или даже человеку визуальный облик. Он должен быть чётким, так что воспроизводите все детали и подробности. Так, если вам нужно вспомнить название какого-то предмета, мысленно его опишите, представьте, что вы его используете.
  6. Попробуйте произносить слова, каким-то образом связанные с тем, что вам нужно вспомнить. Это могут быть характеристики, определения, действия, состояния и так далее. А можно не просто проговаривать их, а записывать, так вы сможете получить больше подсказок.
  7. Используйте воспоминания и ассоциации, связанные с тем, что вы забыли. К примеру, если вы не можете вспомнить имя своего бывшего одноклассника, то воспроизведите в памяти свое общение с ним в школьные годы, его общение с другими учениками или какие-то ситуации, в которых он был действующим лицом.
  8. Если вы потеряли какую-то вещь дома и верите в народные приметы, то попробуйте во время поисков громко и чётко произносить такую фразу: «Домовой, домовой, поиграй, да отдай!». Также можно «задобрить» домового, поставив в укромное место блюдце с молоком и печенье. Удивительно, но такой метод вполне может сработать. Если вы поверите в такую примету и настроитесь на то, что домовой непременно отдаст вещь, то мозг начнёт работать в правильном направлении.
  9. Попробуйте использовать тот тип памяти, который был задействован при запоминании вещи. Например, если вы забыли название, текст или мотив песни, то попробуйте прослушать другую композицию певца. Если вы не можете вспомнить, как пишется какое-то слово, то возьмите в руку карандаш или ручку и просто начните его писать. Вероятно, сработает память рук, и вы не допустите ошибок.
  10. Самый простой, но при этом действенный способ вспомнить забытое – это попросить о помощи других. Подумайте, кто может помнить то, что ускользнуло из вашей памяти, и обратитесь к нему.
  11. Если вы не можете найти какую-то вещь, то попробуйте вспомнить, где вы выдели её в последний раз. Подойдите к этому месту, осмотритесь вокруг и попробуйте подумать о том, что вы делали тут, когда видели потерянный предмет. Возможно, вы взяли его и переложили в другое место.
  12. Попробуйте воспроизвести события не в хронологическом порядке, а в обратном, то есть с настоящего момента. Вспомните, что вы делали минуту назад, час назад. Представьте, что вы перематываете назад кассету. Такое мысленное путешествие во времени может помочь восстановить память.
  13. Если вам нужно воспроизвести давно забытую информацию, и вы никак не можете это сделать, то попробуйте выполнить упражнение. В течение получаса думайте о предмете, человеке или событии, ускользнувшем из вашей памяти, причём постоянно и усиленно. Затем несколько минут размышляйте о том, что как-то связано с забытым. Затем просто расслабьтесь и отвлекитесь. Через несколько часов вновь повторите упражнение. Выполните его три-пять раз. После таких тренировок память должна восстановиться.
  14. Что делать, если не действуют никакие методы, а вспомнить что-то очень нужно или даже жизненно необходимо? Помогут кардинальные меры, а именно гипноз. Такая техника позволяет забраться в самые отдаленные уголки сознания и памяти, так что вы точно вспомните всё (даже то, что не нужно). Но важно найти опытного профессионала, так как неправильно проведенный сеанс может нарушить работу нервной системы. Если информация запрятана очень далеко (так бывает, если она давно не используется или является крайне негативной), то может потребоваться несколько сеансов.
  15. Верующие люди могут обращаться за помощью к Богу. Просто помолитесь.
  16. Если вы верите в потусторонние силы и их помощь, попробуйте использовать заговор. Вот его текст: «Есть за морем три зари. Как звать первую зарю, я забыла, второе имя с памяти смыло, а имя третьей зари Богородица мне открыла. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Произнесите эти слова трижды.

Теперь вы сможете вспомнить всё, используя данные выше советы. А чтобы ничего не забывать, регулярно

Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда нужно быстро что-то вспомнить, но никак не получается.

Нейропсихологи утверждают, что наш мозг помнит абсолютно все, что мы когда-либо видели. Даже когда вам кажется, что информация стёрта из памяти навсегда. Достаточно потянуть за нужные ниточки, и воспоминание всплывёт на поверхность во всех деталях.

Кажется невероятным, что наша голова помнит всё, что было увидено глазами. Наука подтверждает этот факт. Так, в начале 1970-х годов был проведён известный эксперимент (Lionel Standing). Обычным людям показывали 10 000 картинок в быстром темпе. Скажем, на одной был изображен Мухаммед Али, на другой – гантели, потом отпечаток ноги Нила Армстронга на Луне, затем обложка книги Фридриха Ницше «Генеалогия морали», потом красная роза и т.д. И так целых десять тысяч картинок! (На проведение теста ушла целая неделя.)

Казалось бы, такой объём информации не уложится ни в одной голове. Однако самые обычные люди смогли запомнить более 80% изображений.

Трюк состоит в том, чтобы правильно доставать информацию из памяти

На этапе вспоминания картинки показывались парами: одну из них люди видели раньше, а другую нет. Скажем, слева была фотография Мухаммеда Али, а справа – шипящая таблетка Alka-Seltzer. Испытуемые должны были узнать картинку, которую уже видели. И большинство справилось с задачей без всяких затруднений.

Мы ничего не забываем, однако не всегда способны извлечь нужные данные из своих хранилищ. История нейропсихологии знает лишь один случай, когда человек имел прямой доступ к своей памяти. В начале XX века знаменитый советский нейропсихолог Александр Лурия наблюдал уникального человека по имени Соломон Шерешевский (впоследствии он написал о нём книгу «Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста»).

Шерешевский легко запоминал исписанную цифрами страницу, причём мог без запинки воспроизвести их как в прямом, так и в обратном порядке. Он запоминал одинаково хорошо как осмысленные слова, так и бессмысленные слоги, числа или звуки, произнесённые вслух или написанные на бумаге. Он мог запомнить сложные формулы, совершенно не разбираясь в математике и итальянские стихи, не зная итальянского. Шерешевский ничего не забывал даже спустя время (и чрезвычайно страдал от этого!). Даже спустя 16 лет он выдавал информацию с потрясающей точностью.

Особенность его памяти была в том, что он непроизвольно создавал зрительный образ для каждого услышанного слова или звука (а зрительные образы, как мы уже поняли, навсегда остаются с нами).

Так, каждый звук имел для него свой цвет, структуру и иногда даже вкус. Голос одного человека казался ему «жёлтым и рассыпчатым», а голос другого он описывал так: «как будто какое-то пламя с жилками надвигалось на меня».

Цифры имели для него лицо: например, «один» – это гордый стройный человек, «два» – весёлая женщина, «четыре» – человек, у которого распухла нога, «семь» – человек с усами, «восемь» – очень полная женщина, мешок на мешке и т.д. Когда он слышал «87», перед мысленным взором возникала полная женщина рядом с человеком, который крутит усы.

Шерешевский мог заглушить зубную боль: она представлялась ему как красная нитка, которая его беспокоит. Боль усиливалась – нитка становилась толще. Тогда же он представлял, как нитка делается всё тоньше и тоньше, а затем растворяется в воздухе, боль проходила.

Слова заполняли сознание Шерешевского ментальными образами без усилий с его стороны – мгновенно и автоматически. В этом и заключалась его феноменальность.

Обычному человеку нужно создавать такие образы сознательно – и тогда результат запоминания будет таким же хорошим, как у Шерешевского.

Как же Шерешевскому удавалось без труда доставать из своей памяти всё, что он желал? Ведь нелинейная ассоциативная природа нашего мозга делает совершенно невозможным сознательное извлечение из памяти воспоминаний в надлежащем порядке. Обычному человеку, чтобы вспомнить, например, чьё-то имя, нужна какая-нибудь ассоциация или хотя бы смутное ощущение: «вроде, начинается на «л», такое странное, что-то африканское…ах! её зовут Лиана!».

Память не следует законам линейной логики, поэтому мы не можем просматривать информацию последовательно.

В голове Шерешевского воспоминания были упорядочены, как карточки в каталоге. Дело в том, что он тщательно организовывал информацию, нанося её на карту знакомых мест в той последовательности, в которой её получил (опять же, он делал это непроизвольно, не отдавая себе в этом отчёта). Скажем, читая длинный ряд слов, он наглядно представлял каждое слово и расставлял эти образы вдоль улицы Горького в Москве или вокруг своего дома в Торжке. Первый – в дверях дома, второй – у уличного фонаря, третий – на заборе, четвертый – в саду, пятый – в витрине магазина. Чтобы вспомнить весь ряд, Шерешевский мысленно шёл по улице и смотрел по сторонам.

Невероятные способности Шерешевского дремлют внутри каждого из нас. Хотя кажется совершенно невероятным удерживать в памяти огромные объемы информации, но по сути, это просто хорошо развитая пространственная память, которая есть у всех и которую можно развивать.

Советы школьникам

1. Запоминайте сначала небольшое количество ключевых дат в истории. Например, в истории России, это могут отечественные войны, освобождение от крепостного права, строительство Петербурга или другие важные моменты. А все остальные события распределяйте в памяти относительно этих ключевых дат. Читая о каком-то отрезке истории, можно задавать себе вопросы: когда это было, до войны или после? Что происходило до или после изучаемого события? Постепенно разрозненные даты выстроятся в единую картину.

2. Числа, месяцы и годы превращайте в образы и складывайте про них истории. Цифры можно представить в виде персонажей или предметов с похожими очертаниями, а затем связать их в историю. 1812 год запоминается так: на колонне висят очки, рядом перпендикулярно закрепили метлу, на ней устроился гусь. Колонна и метла – это образы, похожие на единицу, а очки и гусь – это восьмерка и двойка.

3. Не повторяйте материал сразу, после первого прочтения учебника. Узнавание срабатывает раньше, чем припоминание. То есть вам кажется, что вы помните урок, потому что уже видели эту страницу учебника и узнали ее. На самом же деле текст вы не вспомнили, а просто посмотрели на него. Лучше повторить параграф через несколько часов или даже на следующий день.

1. Создайте свой язык для быстрой записи конспектов. Записывайте только самое главное. В некоторых случаях можно даже зарисовывать.

2. Обязательно задавайте вопросы во время лекции. Если преподаватель не дает такой возможности, то спрашивать можно самого себя. Например, зашла речь о зависимости между спросом и предложением – не нужно тратить время на запоминание кривой, ее расположения на оси координат. Лучше попробовать понять, как эти знания влияют на реальную жизнь. Спросите себя: "Как эта зависимость проявляется на рынке? Как я поведу себя, если цены на товары поднимутся?"

3. Дома, не открывая конспекта, запишите кратко пять-шесть главных тезисов из прошедших лекций. Времени на это нужно минимум, а в конце семестра у вас уже есть содержание курса, почти экзаменационные билеты.

1. Выйдя после совещания, запишите или проговорить про себя, какие договоренности были достигнуты. Формируйте итоги встречи в процессе переговоров – переспрашивайте. Когда начальник дает свои рекомендации, не стесняйтесь переспросить, сформулировав поставленную задачу своими словами.

2. Если вас все-таки что-то отвлекло, вернитесь к мыслям о работе, вспоминая события в обратном порядке. Начните с момента, когда вас что-то оторвало от дел, и, перебирая мысли и события, вернитесь к последнему воспоминанию о работе. Это позволит плавно и без напряжения внимания погрузиться обратно в процесс, а заодно поможет развить умение припоминать.

1. Не оправдывайте свою забывчивость возрастом. Если нет каких-либо клинических отклонений, то возраст приводит к снижению объема памяти всего на 7–10 процентов.

2. Начните писать свою автобиографию. Эта методика идеально подходит для тех, кто вышел на пенсию. Во-первых, она позволяет передать свой жизненный опыт, во-вторых, тренирует память. Кроме того, пожилые люди гораздо работоспособнее молодых, они более усидчивы. Поэтому им проще сесть и погрузиться в воспоминания, вникнуть в работу с текстом.

1. Тренируйте память и внимание в общественном транспорте, запоминая сидящих напротив пассажиров. Войдя в метро или автобус, посмотрите на людей вокруг себя. Потом закройте глаза и попытайтесь восстановить в голове их образ. Припомните, во что они были одеты, какие у них были характерные черты лица, что они делали. Чем больше деталей удастся восстановить – тем лучше.

2. Запоминая внешность малознакомых людей, обращайте внимание не на лицо в целом, а на отдельные, самые яркие черты. Создайте образ, где эти приметы гипертрофированы, зарисуйте его или свяжите со знакомым персонажем. Так вы легко узнаете человека, встретив его снова, даже после короткой встречи. По аналогии можно запоминать и имена, создавая ассоциации между внешностью знакомого и его именем.

3. Развивайте память, восстанавливая события, произошедшие с вами за день. Старайтесь уделять внимание деталям. Вспомните все обстоятельства своего пробуждения. В каком самочувствии вы проснулись? В хорошем, потому что легли рано, или, наоборот, не выспались? Из этого вы сможете восстановить, что делали дальше.

4. Умейте не только концентрировать, но и расфокусировать внимание, улавливая обстановку вокруг себя целиком. Наблюдайте за ситуацией, словно через толстое стекло, ничего не оценивайте, просто отмечайте факты. Метод расфокусированного наблюдения часто используется разведчиками во время слежки, но может быть полезен не только для этого. Он также позволяет защищаться от манипуляций с вашим вниманием. Мошенники и цыгане часто перегружают внимание своих жертв, заставляя их играть по своим правилам.

В подготовке материала использованы источники: www.econet.ru и www.m24.ru

– удивительное явление, она может хранить в себе умопомрачительное количество информации, но порой добраться до нужных данных не так-то просто. Как часто мы не можем вспомнить то, или иное слово, имя, или термин. С трудом припоминаем материалы вчерашних лекций, однако в подробностях можем пересказать, о чем трепались с подружкой в кафе две недели назад. А ключи и мобильные телефоны…Порой возникает ощущение, что они живут какой-то своей жизнью и просто прячутся, когда их пытаешься найти. Про эти и другие причуды нашей памяти, а также про то, как вспомнить то, что забыл, мы расскажем ниже.

Как вспомнить слово, которое забыл?

Довольно часто бывает, что о чем-то рассказываешь, и в ходе разговора понимаешь, что не можешь вспомнить какое-либо слово. Казалось бы, вот оно – еще чуть-чуть и ты сможешь его поймать, но как не стараешься, все равно ничего не выходит. В этом случае можно просто заменить слово синонимом. Если же это имя или термин, то здесь помогут несколько приемов:

  1. Проговорить, желательно вслух все, что ассоциируется у вас с этим словом, попытаться вспомнить из каких звуков оно состояло, переберите алфавит, на букве, с которой начинается данное слово, оно вполне может придти на ум.
  2. Наша память чем-то похожа на библиотеку – информация о сходных вещах в ней хранится в одном месте, поэтому, если вы попытаетесь припомнить несколько терминов той же тематики, что и слово, которое забыли, то потянув за эту ниточку, вполне вероятно сможете вытащить именно то, что нужно. Например, если не можете вспомнить столицу какого-либо конкретного государства, переберите столицы других стран, и нужная, обязательно всплывет.
  3. Попробуйте обратиться к тому типу памяти, который работал при запоминании. Например, если вы не помните правописание данного слова возьмите ручку и бумагу и просто доверьтесь вашей руке.
  4. Расслабиться и на 1-2 минуты, перестать думать об этом слове, переключить свое внимание на что-нибудь еще, а затем снова вернуться к проблеме.

Как вспомнить человека?

Допустим, вам предстоит встреча с человеком, которого вы давно не видели, и имя которого прочно забыли. В этом случае попытаемся воспользоваться приемами, описанными выше, применительно к данной ситуации:

  1. Концентрируемся на этом имени, секунд на 30, пытаемся вспомнить «в лоб». Если не получается описываем себе вслух этого человека, как он выглядит, кто он и т.д.
  2. Перебираем мужские или женские имена, которые знаем, возможно, всплывет нужное.
  3. Пытаемся вызвать похожие воспоминания. Например, если это бывший одноклассник, перечисляем всех кто учился с вами в одном классе, если деловой партнер, всех кто работал по данному проекту.
  4. Попытаемся вспомнить в какой обстановке мы видели этого человека в последний раз, возможно звучала какая-либо музыка, шумело море и т.д. Пытаемся воссоздать эту обстановку.
  5. Если это не помогло, отпустите воспоминание и вернитесь к проблеме через несколько минут.

Как вспомнить то, что давно забыл?

Для этого воспользуемся приведенными ниже способами:

  1. В течение 30 минут как можно сильнее сосредоточьтесь на том, что пытаетесь вспомнить.
  2. Затем пару минут переберите в памяти то, что, так или иначе связанно с забытой информацией.
  3. Перестаньте об этом думать, отпустите воспоминания в «свободный полет», займитесь другими делами.
  4. Через пару часов вернитесь попытке вспомнить забытое, и вновь проделайте все то, что было описано выше.
  5. Повторяйте эту процедуру 5-7 раз в день.

Очень хороший способ вспомнить забытое, но если это не помогает, то тогда - гипноз, единственное что остается. Однако с этим вопросом нужно обратиться к специалистам.

Как вспомнить сон, который забыл?

Поскольку сон, это не реальное событие, а игра нашего подсознания, для того, чтобы вспомнить забытый сон, нужны немного другие приемы по «воскрешению» его в памяти.