Монтаж пролетных строений. Монтаж пролетных строений мостов – способы

Действует Редакция от 14.04.2008

Наименование документ РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО "РЖД" от 14.04.2008 N 766р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ В ОАО "РЖД"
Вид документа перечень, правила, распоряжение
Принявший орган оао "ржд"
Номер документа 766Р
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 14.04.2008
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО "РЖД" от 14.04.2008 N 766р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ В ОАО "РЖД"

4.8. Монтаж металлических пролетных строений, сборных бетонных и железобетонных конструкций

680. Проходы и проезды в зонах подъема и монтажа конструкций должны быть обозначены указателями, а сами зоны ограждены.

681. Элементы устанавливаемых конструкций, не обладающие достаточной жесткостью, должны быть до подъема усилены за счет постановки дополнительных связей, распорок и выполнения прочих мероприятий согласно ППР.

682. Для регулирования положения элементов конструкций во время подъема следует пользоваться оттяжками из прочного пенькового каната или тонкого троса, прикрепляемого к обоим концам монтируемого элемента. Подъем элементов должен производиться плавно, без рывков, ударов и касания смежных частей сооружения.

683. Канатоемкость барабана лебедки должна быть такой, чтобы при наиболее низком положении груза на барабане оставались навитыми не менее чем 1,5 витка троса, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

684. Прикрепление монтажных лебедок к специально подготовленному основанию и якорям выполняется в соответствии с рабочими чертежами, утвержденными в установленном порядке.

685. Не допускается перенос краном монтируемых конструкций и элементов над людьми. После того, как подаваемый элемент опущен на расстояние 0,2 - 0,3 м от нижнего его конца (плоскости) до монтируемой конструкции, допускается направлять его ломиком для установки в проектное положение .

686. Расчалки для временного закрепления элементов конструкций должны быть прикреплены к надежным опорам (фундаментам, якорям и т.п.). Количество расчалок, их сечение, способы натяжения и места закрепления устанавливаются ППР.

Расчалки не должны касаться острых углов элементов и конструкций и перегибаться на них. Перегибы расчалок в местах соприкосновения их с элементами и конструкциями допускаются лишь после проверки прочности и устойчивости этих элементов и конструкций под воздействием усилий расчалок.

687. Все гидравлические домкраты, применяемые при выполнении монтажных операций, должны быть снабжены поверенными и опломбированными манометрами и страховочными приспособлениями в виде закладных полуколец или стопорных гаек.

Если монтажная операция выполняется группой домкратов, действующих одновременно, то они должны быть подсоединены к одной насосной станции для обеспечения их синхронной работы.

688. Очистку монтируемых элементов от загрязнений и ржавчины следует выполнять до подъема и установки конструкций. На установленном элементе допускается лишь восстановление грунтовки, поврежденной при подъеме, и окраска конструкций.

689. При очистке элементов пролетных строений пескоструйными аппаратами следует соблюдать требования, изложенные в пунктах 244 - 247 настоящих Правил.

690. Сверловщики должны быть обеспечены защитными очками и специальными щетками или крючками для удаления стружки.

Удалять стружку руками запрещается.

691. Сборку, привертку, сварку и замоноличивание узлов монтируемых конструкций необходимо производить с огражденных средств подмащивания. Все вертикальные и наклонные элементы до подачи на монтаж должны быть обустроены монтажными лестницами. В верхней части этих элементов должны быть заранее закреплены площадки с ограждением.

Расстроповку элементов допускается производить только со средств подмащивания или монтажных лестниц. Расстроповку горизонтальных элементов при отсутствии средств подмащивания допускается производить при нахождении рабочего непосредственно на этом элементе с соблюдением указаний пункта 882 настоящих Правил.

692. Монтажные лестницы высотой более 5 м, начиная с высоты 3 м, должны быть ограждены металлическими дугами с вертикальными связями и надежно прикреплены к конструкции.

693. Расстроповку конструкций, погруженных на подвижной состав и автотранспортные средства, следует производить только после надежного закрепления конструкций на нем и проверки их устойчивости. Нельзя подниматься на погруженные конструкции прежде, чем они будут закреплены.

694. При перевозке пролетных строений на плаву (плавучими кранами и на плавучих опорах) следует руководствоваться требованиями, изложенными в пунктах 507 - 509 настоящих Правил.

4.8.2. Сборочные подмости, временные опоры для полунавесной сборки и продольной надвижки (перекатки) пролетных строений, пирсы и временные причалы

695. Сооружение сборочных подмостей, временных опор для полунавесной сборки и продольной надвижки (перекатки) пролетных строений, пирсов и временных причалов следует выполнять в соответствии с рабочими чертежами специальных вспомогательных сооружений и устройств (СВСУ), которые разрабатываются с учетом требований Правил и Инструкции по проектированию вспомогательных сооружений и устройств для строительства мостов .

696. Оголовки постоянных и временных опор по периметру должны иметь рабочие площадки шириной не менее 1 м с перильным ограждением высотой 1,1 м. Опоры должны быть оборудованы лестницами.

697. Средства подмащивания на сборочных подмостях, временных опорах и пирсах должны иметь ширину 1 м и ограждены перилами высотой 1,1 м с бортовой доской понизу.

698. Мостовое полотно подкрановых эстакад под козловые краны должно иметь настил шириной 0,8 м и односторонние перила. Расстояние в свету от перильного ограждения до движущихся частей крана должно быть не менее 0,7 м.

699. На проезжей части подкрановых эстакад под авто-, пневмоколесные и гусеничные краны обязательно устройство колесоотбойного бруса высотой 0,15 м.

На таких эстакадах должны устраиваться двухсторонние тротуары шириной по 0,8 м с перильным ограждением.

Опирание аутригеров авто- и пневмоколесных кранов, работающих на эстакаде, осуществляется на специальные подаутригерные опоры.

700. Подъем людей на средства подмащивания и на монтируемые конструкции и спуск с них допускается только по лестницам.

Установка лестниц на монтируемые конструкции должна производиться до подъема конструкции.

701. Длина приставных лестниц должна быть не более 5 м.

702. Приставные лестницы, устанавливаемые под углом более 75 град. к горизонту, должны дополнительно крепиться в своей верхней части.

703. Для предотвращения сдвига лестниц при установке их на земле на нижних концах приставных лестниц должны быть устроены оковки с острыми наконечниками, при установке приставных лестниц на гладкой опорной поверхности - башмаки из резины или из другого нескользящего материала.

704. Уклон лестниц при подъеме на подмости не должен превышать 60 град.

705. У вертикальных лестниц, а также лестниц с углом наклона к горизонту более 75 град. при высоте их более 5 м, начиная с высоты 3 м, должны быть устроены ограждения в виде дуг.

706. Дуги ограждения должны быть расположены на расстоянии 0,8 м друг от друга и соединены не менее чем тремя продольными полосами.

Расстояние от лестницы до дуги должно быть не менее 0,70 м и не более 0,8 м при ширине ограждения от 0,7 до 0,8 м.

707. Лестницы высотой более 10 м должны быть оборудованы площадкой для отдыха не реже чем через каждые 10 м по высоте.

708. Перед эксплуатацией лестницы должны быть испытаны статической нагрузкой величиной 1200 Н (120 кгс), приложенной к одной из ступеней в середине пролета лестницы, находящейся в эксплуатационном положении .

709. Крепление средств подмащивания с использованием одних хомутов, работающих на трении, без страховочных устройств (тяг, упоров и т.п.) не разрешается.

710. Устраивать подвесные средства подмащивания по поясам и в узлах пролетных строений необходимо под непосредственным наблюдением ответственного руководителя работ.

711. Крепежные элементы подвесных подмостей (пальцы, хомуты и т.п.) следует устанавливать на монтируемую конструкцию до ее подъема.

Навешивание на крепежные элементы подвесок, крючьев и т.п. необходимо поручать только опытным верхолазам.

Устройство подвесных подмостей на эксплуатируемых пролетных строениях должно осуществлять звено монтажников в составе не менее чем из трех человек.

712. Поднятые и установленные на место рамы или элементы подмостей следует немедленно закреплять связями в соответствии с рабочими чертежами. Оставлять элементы незакрепленными даже на короткий промежуток времени запрещается.

713. Временный причал должен быть оборудован швартовыми и отбойными устройствами, а также колесоотбойным брусом высотой не менее 0,2 м, леерными и перильными ограждениями высотой 1,1 м.

714. Разность между отметкой палубы пассажирского судна и отметкой площадки временного причала, как правило, не должна превышать -0,75 м.

В случае швартовки судов с разной высотой необходимо устраивать причал с площадками в разных уровнях или оборудовать причал лестничными сходами.

715. Съезды с причала на берег должны устраиваться крутизной не свыше 10%, а лестничные сходы должны иметь уклон не свыше 1 - 3 и двухстороннее боковое ограждение.

716. Перечисленные в данном разделе СВСУ и средства подмащивания на них до загружения их технологической нагрузкой должны быть приняты в эксплуатацию комиссией, состав которой устанавливается приказом руководителя строительного подразделения.

717. Многократно используемые подвесные подмости могут быть допущены к эксплуатации при условии, что подвески, крючья и петли для крепления подмостей будут испытаны двойной расчетной нагрузкой в течение не менее 15 мин., а сами подмости подвешены к конструкциям, прочность которых проверена на ту же нагрузку. Результаты испытания оформляются актом .

718. При возобновлении работы на подмостях, временных опорах или пирсах после длительного перерыва их необходимо подвергать тщательному комиссионному осмотру с составлением акта.

719. Во время работы на подмостях при искусственном освещении должны освещаться не только рабочие места, но и все переходы, лестницы и места подъема и складирования материалов.

Освещенность рабочих мест по сборке пролетных строений должна быть не менее 30 лк.

4.8.3. Сборка металлических и сталежелезобетонных пролетных строений

720. Перед сборкой пролетного строения все участвующие в процессе монтажа должны быть ознакомлены с порядком сборки и мерами по обеспечению безопасности работ, принятыми ППР.

721. На смонтированном поясе (раскосе, стойке) металлического пролетного строения при установке смежного элемента разрешается находиться только выполняющим эту работу верхолазам-монтажникам и персоналу, имеющему непосредственное отношение к данной работе. Все указанные лица должны пользоваться предохранительными поясами.

722. Проход по смонтированным элементам, не имеющим ограждения, допускается только при наличии предохранительного пояса с карабином и страховочного троса, натянутого с заданным усилием вдоль неогражденного элемента. Диаметр и тип страховочного троса, конструкция его закрепления и количество одновременно закрепленных за трос карабинов должны быть указаны в ППР. Около обоих концов страховочного троса должны быть установлены надписи, указывающие, сколько человек могут одновременно закрепить карабины своих поясов за трос.

723. Не допускается производить пальцами проверку чистоты монтажных отверстий.

Заводка элемента в стык и совмещение монтажных отверстий в стыке должны производиться с помощью монтажного ломика и оправок.

724. Запрещается производить расстроповку установленного элемента до затяжки на полное проектное усилие высокопрочных болтов в количестве, установленном ППР с учетом монтажных нагрузок.

725. При работе ручным динамометрическим ключом в стесненных условиях рабочий должен прикрепляться карабином предохранительного пояса к монтируемой конструкции и находиться сбоку от узла.

726. Монтажный кран при полунавесной и навесной сборке должен устанавливаться на стоянки, предусмотренные ППР, с анкеровкой крана за элементы верхнего пояса пролетного строения для обеспечения устойчивости крана.

727. Работы на верхнем поясе стальной конструкции сталежелезобетонного пролетного строения по подготовке его поверхности к установке железобетонной плиты должны производиться со средств подмащивания, устраиваемых по верхним продольным связям стальной конструкции.

728. Установку железобетонной плиты на верхний пояс стальной конструкции, постановку и натяжение высокопрочных болтов и другие работы по объединению установленной плиты со стальной конструкцией следует выполнять со средств подмащивания, опирающихся с внутренней стороны пролетного строения на нижние продольные связи стальной конструкции, а с наружной стороны - на кронштейны, крепящиеся к вертикальным ребрам жесткости стальной конструкции до установки ее в пролет.

729. При установке железобетонной плиты на стальные главные и продольные балки пролетного строения запрещается нахождение работающих на средствах подмащивания до того, как зазор между плитой и балкой достигнет 0,1 м .

4.8.4. Установка пролетных строений грузоподъемными кранами

730. Установка стреловых грузоподъемных кранов для монтажа пролетных строений производиться в соответствии с ППР.

731. Установка пролетных строений двумя грузоподъемными кранами должна производиться по наряду-допуску под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, в соответствии с ППР. На всех этапах установки должно обеспечиваться вертикальное положение грузовых канатов.

Нагрузка, приходящаяся на каждый из грузоподъемных кранов, не должна превышать грузоподъемность крана.

732. Работа железнодорожных грузоподъемных кранов типа ЕДК должна производиться с установкой на аутригеры, расположение которых соответствует максимальной грузовой характеристике крана.

733. Работа стреловых грузоподъемных кранов в охранных зонах воздушных линий электропередач должна производиться в соответствии с требованиями главы 8 настоящих Правил.

734. Строповка конструкций массой более 25 т за строповочные петли, установленные для перемещения конструкции при ее изготовлении, не допускается.

735. Безопасность работ по установке пролетных строений консольными кранами обеспечивается выполнением требований, изложенных в ППР и в Инструкции по эксплуатации консольного крана.

736. В ППР должны быть решения по следующим вопросам охраны труда:

Соответствие фактической мощности верхнего строения пути мощности, указанной в Инструкции по эксплуатации консольного крана;

Соответствие фактической плотности грунта земляного полотна плотности, указанной в Инструкции по эксплуатации консольного крана;

При необходимости меры, принимаемые по усилению верхнего строения пути и компенсирующие недостаточную плотность грунта земляного полотна;

Снижение грузоподъемности консольного крана из-за возвышения головки наружного рельса в кривых пути;

Уширение в случае необходимости рельсовой колеи в кривых;

Назначение того или иного рабочего положения консольного крана в зависимости от габаритов конструкций и способа подачи ее под кран;

Определение длин рабочей зоны консольного крана;

Конструкция строповочных устройств;

Условия работы консольного крана на уклонах свыше 15%.

737. По краям установленных пролетных строений немедленно должны быть устроены временные инвентарные перильные ограждения.

Стыки между железобетонными балками при ширине более 0,2 м до омоноличивания должны быть перекрыты щитами .

738. Установку пролетных строений на опорные части следует выполнять с огражденных перилами оголовков опор или со средств подмащивания.

739. После сильных ливней, подтопления земляного полотна и других неблагоприятных явлений, снижающих плотность грунта, следует тщательно освидетельствовать земляное полотно железнодорожного пути, находящегося в постоянной эксплуатации, в пределах зоны работы консольного крана и в необходимых случаях взять пробы грунта для определения фактической его плотности.

740. Перед пропуском консольного крана путь, находящийся во временной эксплуатации, должен быть обкатан обращающимся на сети подвижным составом с нагрузкой на ось 220 - 230 кН (22 - 23 тс) до прекращения остаточных деформаций. При этом количество осей подвижного состава должно быть не менее восьми, а количество заездов - не менее двадцати.

741. Работа и передвижение консольного крана на пути, находящемуся в постоянной эксплуатации, должны производиться только с разрешения начальника дистанции пути, на пути, не переданном в постоянную эксплуатацию, - главного инженера строительного подразделения, сооружавшего железнодорожный путь.

При этом составляется акт на пропуск консольного крана, подписываемый, с одной стороны, начальником дистанции пути (главным инженером строительного подразделения, сооружавшего железнодорожный путь, не переданный в постоянную эксплуатацию), с другой стороны - главным инженером строительного подразделения, выполняющего монтаж пролетного строения. Подписанный акт передается начальнику консольного крана.

742. При пропуске консольного крана с грузом по кривым его расчетная грузоподъемность должна быть снижена в зависимости от величины возвышения головки наружного рельса. Следование консольного крана с грузом по кривым с возвышением головки наружного рельса более 80 мм запрещается.

Не разрешается пропуск консольного крана по кривым, радиус которых не соответствует минимальному допустимому для данного типа крана.

743. Протяженность пути рабочей зоны крана, где возникает давление на ось 320 - 400 кН (32 - 40 тс), не должна превышать 200 - 300 м.

744. Пропуск консольного крана в рабочем положении разрешается со скоростью:

по пути, находящемуся в постоянной эксплуатации, без груза - до 10 км/ч, с грузом - до 5 км/ч;

по вновь уложенному пути без груза - до 8 км/ч, с грузом - до 3 км/ч.

745. Консольный кран должны сопровождать четверо работников с тормозными башмаками, готовые в любой момент поставить башмаки под колеса крана установочными вилками (рычагами).

746. Мощность локомотива, перемещающего кран с грузом, определяется на основании тяговых расчетов с учетом профиля пути.

747. На концах рельсов железнодорожного пути перед пролетом, в котором устанавливается пролетное строение, должны быть устроены упоры.

748. После составления акта на пропуск консольного крана до подъема груза необходимо произвести контрольный пропуск крана в пределах рабочей зоны. Контрольный пропуск с давлением на ось до 320 кН (32 тс) осуществляется пропуском самого крана без груза в первом рабочем положении с противовесами, которое обеспечивает давление на ось передней опорной платформы, равное предстоящему рабочему давлению.

Контрольный пропуск крана с давлением на ось передней опорной платформы должен производиться в два этапа:

Пропуск крана в первом рабочем положении с давлением на ось передней опорной платформы, равным 320 кН (32 тнс);

Пропуск крана при давлении на ось передней опорной платформы, равным предстоящему рабочему давлению.

После контрольного пропуска необходимо проверить состояние пути и устранить обнаруженные дефекты.

749. Перемещение консольного крана в рабочем положении на электрифицированных участках железнодорожного пути разрешается только после снятия напряжения в контактной сети.

750. Выезд консольного крана на установленное пролетное строение, объединение блоков которого при эксплуатации предусмотрено диафрагмами, может быть разрешен во избежание обрушения только после объединения (сварки) диафрагм.

751. При выезде консольного крана с грузом в первый раз на вновь установленное пролетное строение никто не должен находиться на пролетном строении, а также вблизи крана. Допуск работников на опоры моста для точной установки конструкции разрешается только после того, как высота конечного опускания конструкции составит не более 0,1 м .

4.8.5. Продольная надвижка и поперечная перекатка пролетных строений

752. Продольную надвижку и поперечную перекатку пролетных строений следует выполнять под непосредственным руководством ответственного руководителя работ (главный инженер или начальник участка) в соответствии с ППР.

753. Выдвинутая в пролеты моста часть пролетного строения должна ограждаться по продольным граням и по торцу инвентарным перильным ограждением.

754. Вдоль надвигаемого пролетного строения образуется опасная зона, границы которой отстоят в обе стороны от него на расстоянии не менее высоты от уровня земли (воды) до верха конструкции. По границам зоны выставляется сигнальное ограждение.

В опасной зоне должны быть прекращены все работы и запрещен доступ лицам, не занятым на надвижке.

755. Все работники, участвующие в надвижке пролетного строения, должны в процессе работы находиться только на отведенных им по инструкции безопасных рабочих местах, обустроенных в случае необходимости средствами подмащивания с ограждением.

756. Использование автомобилей и тракторов вместо тяговых и толкающих устройств, предусмотренных ППР, не допускается.

757. Все рабочие места и командный пункт при надвижке (перекатке) пролетного строения должны быть обеспечены радиотелефонной связью, дублированной двухсторонней световой или флажковой сигнализацией.

758. В процессе надвижки пролетных строений на антифрикционных устройствах скольжения следует контролировать горизонтальное перемещение верха опор средствами, гарантирующими автоматическое отключение толкающих устройств при превышении допустимой величины перемещения.

759. В обязательном порядке следует выполнять тормозные и стопорные устройства.

Грузоподъемность тормозных лебедок во всех случаях должна быть не менее грузоподъемности тяговых лебедок.

Стопорные устройства должны предотвращать самопроизвольное перемещение надвигаемого пролетного строения.

760. При использовании антифрикционных устройств скольжения во избежание соскальзывания пролетного строения поперек оси движения вдоль надвигаемого пролетного строения на опорах и сборочном стапеле должны устанавливаться ограничители бокового перемещения, конструкция и размещение которых принимаются в соответствии с ППР.

761. Накаточные пути для поперечной перекатки пролетного строения предварительно должны размечаться несмываемой краской через 0,001 расстояния между накаточными путями .

762. При перемещении пролетного строения на катках запрещается нахождение людей по оси накаточных путей. Необходимо применять защитные устройства, не допускающие выброса катков после освобождения их от нагрузки.

763. При выполнении работ по надвижке в темное время суток рабочие места и весь участок работ должны быть освещены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.946 .

4.8.6. Подъем и опускание пролетных строений

764. При подъеме (опускании) пролетного строения должны быть обеспечены его устойчивое положение при одновременном действии горизонтальной силы от давления ветра и взаимного превышения узлов опирания, принимаемого равным 0,01 расстояния между узлами, а также равномерное распределение нагрузки каждого подъемного механизма в его основании.

765. Подъем (опускание) пролетного строения домкратами на клетках допускается, как правило, при высоте клеток не более 2 м.

Материал и размеры клеток должны обеспечивать устойчивое положение пролетного строения и равномерное распределение нагрузки по их площади и основанию. Брусья клеток должны быть соединены скобами.

766. Опирание домкратов на металлическое основание следует производить через фанерные прокладки, а на деревянное основание - через распределительный металлический пакет.

На верхнюю часть домкратов должны быть уложены фанерные прокладки.

Такие же прокладки укладываются между всеми металлическими элементами поддомкратных и страховочных клеток.

Применение прокладок из досок не допускается.

767. В процессе подъема (опускания) пролетное строение должно всегда опираться не менее чем в четырех точках. Домкраты (батареи домкратов), установленные под каждым концом пролетного строения, должны иметь централизованное управление.

Поршни домкратов выдвигаются (опускаются) залогами по несколько сантиметров по команде ответственного руководителя работ.

768. Во время подъема (опускания) пролетного строения на гидравлических домкратах должны выполняться следующие требования:

перекос домкрата не более 0,005 ширины его основания;

свободный выход поршня домкрата без установки страховочных полуколец (стопорных гаек или клеток с клиньями) до 15 мм;

одновременный подъем (опускание) пролетного строения не более чем в двух и обязательно смежных точках опирания (подвеса);

разность отметок опорных узлов поднимаемого (опускаемого) пролетного строения в продольном и поперечном направлениях не более 0,005 расстояния между узлами;

во всех случаях обязательна выкладка под пролетное строение страховочных клеток, наращиваемых (разбираемых) в процессе подъема (опускания).

769. Опорные вышки фермоподъемников должны быть оборудованы лестницами для подъема и огражденными рабочими площадкам.

4.8.7. Устройство мостового полотна

770. Работы по устройству мостового полотна должны производиться с раздельных тротуаров, устроенных заранее на тротуарных консолях, установленных при монтаже проезжей части.

771. Раскладка, прирубка и крепление брусьев мостового полотна должна производиться только с тротуаров. Работники, занятые на этих работах, должны пользоваться предохранительными поясами.

772. При работе с мостовыми брусьями, пропитанными антисептиками (каменноугольными и сланцевыми маслами), открытые кожные покровы работников должны быть защищены от действия вредных веществ и солнечных лучей, усиливающих это воздействие.

Работники должны быть обеспечены специальными приспособлениями для переноски шпал .

773. Работы по устройству безбалластного мостового полотна (укладка по верхнему поясу главных или продольных балок прокладного слоя или дискретных опор, монтаж блоков железобетонной плиты, установка, натяжение и подтяжка высокопрочных шпилек) должны выполняться с раздельных тротуаров.

774. Нахождение людей на тротуарах при монтаже блоков железобетонной плиты допускается при выполнении требования пункта 729 настоящих Правил.

Страница 4 из 6

Состав монтажных работ

В состав монтажных работ входят транспортировка конструкций с завода-изготовителя на приобъектный склад, подготовка элементов на складе, подача их под монтаж и сборка пролетных строений с установкой в пролет.

Перевозка металлоконструкций с заводов производится железнодорожным и смешанным транспортом. Требования габарита накладывают ограничения на размеры перевозимых монтажных блоков и определяют максимальные длины цельноперевозимых конструкций, которые не превышают 45 м.

Доставленные на строительную площадку элементы складируют, устраняют возникшие в процессе перевозки деформации, очищают от грязи и коррозии, наносят маркировку, облегчающую монтаж, производят укрупнительную сборку. Особое внимание уделяется очистке контактных поверхностей элементов в узловых соединениях при стыках на высокопрочных болтах. Очистку производят стальными щетками, огневым способом - пламенем ацетилено-кислородной горелки с последующим удалением продуктов сгорания металлическими щетками и пескоструйными аппаратами. Для защиты от коррозии очищенный металл в зоне стыков может покрываться консервирующим составом, не снижающим фрикционных свойств соединений, в других местах - окрашивается.

Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и других операций склады оборудуются козловыми и стреловыми (железнодорожными, пневмоколесными, гусеничными) кранами.

Монтажные соединения могут быть сварные и на высокопрочных болтах. Сварные монтажные соединения выполняют автоматическим или полуавтоматическим способом. Ручная сварка допускается лишь как исключение. Схема сварного стыка сплошностенчатой балки с выполнением швов автоматической сваркой разработана институтом электросварки им. Е. О. Патона. Первоначально сваривают горизонтальный лист нижнего пояса (3) (рис. 9.14). Затем устанавливают вставку (2) вертикальной стенки и выполняют вертикальные швы, после чего вваривают вставку (1) верхнего пояса. Горизонтальные швы выполняют сварочным автоматом, вертикальные швы - специальным автоматом, перемещающимся вертикально вдоль сварного шва с помощью зубчатой рейки. Угловые швы по верхнему и нижнему поясам балок выполняют полуавтоматической сваркой в среде углекислого газа.

Рис. 9.14 - Монтажный сварной стык главных балок со сплошной стенкой (I-V - очередность наложения сварных швов)

При соединениях на высокопрочных болтах в процессе сборки совмещают монтажные отверстия, фиксируя положение элементов пробками и заполняя ими не менее 10% отверстий. В остальные отверстия в стыке устанавливают высокопрочные болты, затягивая их до нормативного усилия, после чего пробки также заменяют болтами.

Натяжение высокопрочных болтов до проектного усилия может производиться двумя способами.

Первый способ основан на контролировании момента закручивания. Вначале болты затягивают пневматическими гайковертами до усилия, составляющего 80-90% расчетного. Дотягивание до расчетного усилия производится ручными динамометрическими ключами с индикатором момента закручивания. При втором способе величиной, контролируемой при натяжении, является угол поворота гайки, зависящий от числа тел (листов) в соединяемом пакете. Натягивают болты пневматическими гайковертами, оттарированными таким образом, чтобы в процессе закручивания гайки поворачивались на необходимый угол.

Помимо сварных и болтовых соединений, находят применение комбинированные болто-сварные стыки. Стенки при этом соединяются с помощью высокопрочных болтов, а пояса - автоматической сваркой.

Сборка пролетных строений на подмостях

При сборке на подмостях пролетные строения со сквозными главными фермами опираются на подмости в каждом узле, со сплошной стенкой - во всех монтажных стыках. Поэтому для сборки сквозных пролетных строений (рис. 9.15) устраивают сплошные подмости (1), опирающиеся на временные опоры (5), а для сборки пролетных строений со сплошной стенкой - только временные опоры под монтажными стыками.

Рис. 9.15 - Схема монтажа металлического пролетного строения со сквозными главными фермами на подмостях: 1 - подмости; 2 - смонтированная часть пролетного строения; 3 - устанавливаемый элемент; 4 - сборочный кран; 5 - временные опоры

Подмости устраивают из универсальных инвентарных конструкций мостов (УИКМ), мостовых инвентарных конструкций (МИК), другого инвентарного имущества. Деревянные подмости используют в отдельных случаях при технико-экономическом обосновании целесообразности их применения.

Элементы УИКМ собираются из равнобоких уголков с высотой полки от 75 до 120 мм. Сечение стоек, поясов, других элементов подмостей может компоноваться из одного, двух, трех или четырех уголков. В узлах элементы соединяются фасонками и накладками на болтах диаметром 22 и 27 мм. Элементы МИК выполнены из стальных труб диаметром 95, 159 и 203 мм с фланцами и проушинами на концах для соединения элементов болтами.

Для сборки пролетных строений используются козловые, стреловые и другие монтажные краны, которые могут перемещаться по подмостям или непосредственно по собираемым конструкциям.

Сборка пролетных строений может быть ярусной, секционной или комбинированной.

При ярусной сборке пролетное строение монтируется по всей длине снизу вверх. Вначале на подмостях собирают нижние пояса, нижние продольные связи, выкладывают балочную клетку при езде понизу. Это так называемая низовая сборка. Затем производится верховая сборка - монтаж элементов решетки и верхних поясов с верхними продольными связями. После сборки всего пролетного строения производится проверка правильности геометрических размеров и постановка высокопрочных болтов. Ярусная сборка обеспечивает высокую точность монтажа, но требует больше времени на монтаж, чем другие способы.

Секционная сборка предполагает попанельную сборку пролетного строения. При сборке очередной панели (секции) на подмостях выкладываются элементы нижнего пояса, нижних продольных связей и проезжей части, решетки, верхних поясов и верхних продольных связей, производится сболчивание узлов собранной панели, после чего начинается монтаж следующей панели. Достоинство секционной сборки - сокращение сроков монтажа.

Если сборка ведется комбинированным способом , то после низовой сборки начинается сборка секций с непосредственной установкой болтов.

Для удобства монтажа и регулирования конструкции при выверке положения под каждым узлом устраивают по две сборочные клетки (3) (рис. 9.16) из деревянных брусьев, между которыми под центром узла устанавливают домкраты (4), используемые при выправке пролетного строения.

Рис. 9.16 - Схема опирания узлов пролетного строения на подмости: 1 - распределительный пакет из рельсов; 2 - клинья; 3 - сборочная клетка; 4 - домкрат

После завершения всех операций по сборке производится установка пролетных строений на опорные части. Для этого применяют домкраты, размещаемые под крайними так называемыми домкратными поперечными балками. При этом под узлами пролетных строений выкладывают страховочные клетки с клиньями, с помощью которых между клетками и узлами в процессе всего опускания сохраняется зазор 2-3 мм.

По окончании монтажных работ производится окраска пролетного строения двумя слоями краски с предварительной очисткой элементов от грязи, шпаклевкой и грунтовкой.

Навесная и полунавесная сборка пролетных строений

При навесной и полунавесной сборке монтаж пролетных строений ведется от опоры в пролет и пролетное строение работает как консоль. Если пролетное строение при этом в отдельных узлах опирается на подмости или временные опоры (рис. 9.17, а), имеет место полунавесная сборка, если временных опор нет,- навесная (рис. 9.17, б).

Рис. 9.17 - Схемы полунавесного (a) и навесного (б) монтажа металлических пролетных строений: 1 - монтажный кран; 2 - анкерный пролет, собранный на насыпи подхода; 3 - временные соединительные элементы

Часто навесная сборка ведется уравновешенным способом в обе стороны от опоры. Особенно удобен этот метод для монтажа неразрезных пролетных строений. Если таким способом монтируют балочные разрезные пролетные строения, на период монтажа их объединяют в неразрезную систему постановкой дополнительных элементов. Навесной монтаж может быть и односторонним, когда сборка внавес ведется в одну сторону от опоры.

При полунавесной сборке несколько панелей пролетного строения собирают на сплошных подмостях. Длина монтируемого участка выбирается из условия обеспечения устойчивости конструкции при монтаже внавес следующих панелей до опирания на временные опоры. Количество и расстановку временных опор выбирают из условия устойчивости пролетных строений на всех стадиях монтажа. Противовесная (анкерная) часть пролетного строения (2) может быть собрана на насыпи подхода (см. рис. 9.17, б). В этом случае отпадает надобность в устройстве специальных подмостей. В качестве анкерного при этом используется конструкция последующего пролетного строения, разбираемая после окончания монтажа пролетного строения в первом пролете. Пролетное строение, закрепленное за анкерное постановкой временных элементов (3), монтируется внавес или полунавес. Аналогично ведется монтаж пролетных строений, перекрывающих следующие пролеты. Элементы под монтаж подаются по смонтированной части конструкции или в случае уравновешенной навесной сборки по воде.

При навесном и полунавесном монтаже соблюдается определенный порядок сборки пролетных строений, при котором в процессе монтажа последовательно собираются геометрически неизменяемые секции в виде треугольников.

Монтаж панелей с нисходящими раскосами (рис. 9.18, а) начинается с установки элементов I нижнего пояса и нижних продольных связей. Постановкой раскосов II образуются жесткие треугольники, что позволяет после установки продольных балок подавать элементы под монтаж непосредственно в собираемую панель. Затем устанавливаются поперечная балка, стойки III, верхние пояса IV и верхние продольные связи пролетного строения.

Рис. 9.18 - Порядок монтажа панелей металлических мостов: а - с нисходящими раскосами; б - с восходящими раскосами

Более сложен монтаж панелей с восходящими раскосами (рис. 9.18, б), так как замыкание треугольников при монтаже снизу вверх происходит только после установки элементов верхнего пояса, т. е. на завершающем этапе монтажа.

При навесной и полунавесной сборке монтажные краны, как правило, перемещаются в уровне верхнего пояса смонтированной части пролетного строения, для чего по верхним поясам устраивается рельсовый подкрановый путь. В качестве монтажных наибольшее распространение получили жестконогие деррик-краны, грузоподъемность которых не зависит от вылета стрелы. Недостаток кранов - возможность монтажа только перед собой или сбоку.

Для удобства работ по устройству стыков и соединений узлы пролетного строения обстраивают подмостями.

Установка пролетных строений кранами

Сроки строительства существенно сокращаются при применении цельноперевозимых или крупноблочных конструкций и установке их кранами.

Цельноперевозимые пролетные строения устанавливаются непосредственно на постоянные опоры. Для монтажа сборных конструкций под монтажными стыками сооружают временные опоры из инвентарных металлоконструкций. В состав монтажных работ при установке пролетных строений кранами входит строповка и подъем монтажных блоков, перемещение в пролет, установка на временные или капитальные опоры и устройство мостового полотна.

Монтаж пролетных строений может производиться стреловыми, козловыми, консольными кранами, а также крановыми агрегатами. После установки блоков производится выверка положения конструкции в плане и профиле и устройство, стыков.

Консольными кранами на железнодорожном ходу можно устанавливать пролетные строения как со сплошной стенкой, так и со сквозными фермами. При пролетах до 44 м установка пролетных строений производится целиком, при больших пролетах - отдельными блоками, масса которых определяется грузоподъемностью крана. Пролетные строения собирают на насыпи подхода. Перемещение крана с монтируемым блоком в пролет производится по смонтированной части моста или по подмостям.

При достаточной глубине воды, а также при установке блоков большой массы применяют плавучие краны промышленного изготовления или собранные из мостовых инвентарных конструкций.

Мостовое полотно железнодорожных мостов с ездой на поперечинах устраивают путем раскладки мостовых брусьев, прикрепления их к балкам, установки рельсов или контррельсов. При железобетонной плите производится раскладка блоков плит или бетонирование монолитной плиты. Затем устраивается гидроизоляция и мостовое полотно. Работы по монтажу плиты ведутся с помощью стреловых кранов.

Надвижка пролетных строений

При строительстве металлических мостов встречается продольная и поперечная надвижка пролетных строений.

Продольную надвижку применяют для установки пролетных строений, собранных на насыпи по оси моста. При надвижке небольших пролетных строений к низу конструкции прикрепляют салазки из швеллеров, стальных листов или уголков. Перемещают надвигаемую конструкцию по рельсам. Для надвижки пролетных строений со сплошной стенкой (рис. 9.19) применяют надвижку по роликам, объединенным в каретки (4) и установленным на насыпи, временных и капитальных опорах. На насыпи подходов вместо кареток могут использоваться тележки (2). К нижним поясам балок прикрепляют верхний накаточный путь в виде деревянных поперечин и рельсов, повернутых головкой вниз. Для предотвращения поперечных смещений пролетных строений в процессе надвижки ролики снабжаются ребордами. Так как пролетные строения в процессе надвижки испытывают деформации, каретки устраивают таким образом, чтобы положение роликов соответствовало очертанию верхнего накаточного пути. Для этого ролики в каретке объединяют по балансирной схеме. При использовании цилиндрических (безребордных) роликов возможна надвижка без устройства верхнего накаточного пути непосредственно по нижним поясам балок (см. узел I на рис. 9.19).

Рис. 9.19 - Схема надвижки металлических пролетных строений со сплошной стенкой: 1 - монтажный кран; 2 - тележка для перемещения пролетного строения на насыпи; 3 - тупик для улавливания тележек; 4 - каретки; 5 - аванбек; 6 - временная накладка

Перспективной является надвижка с использованием прокладок из антифрикционных материалов.

Надвижку пролетных строений со сквозными главными фермами (рис. 9.20) осуществляют по цилиндрическим каткам (4) с устройством, помимо верхнего (2), также и нижнего (1) накаточного пути, причем для обеспечения узловой передачи нагрузки от собственного веса пролетного строения при надвижке верхний путь выполняют только под нижними узлами. При достаточной прочности балочной клетки накаточные пути могут быть устроены не под поясами главных ферм, а под продольными балками. В этом случае верхний накаточный путь устраивают непрерывным.

Рис. 9.20 - Схема надвижки пролетных строений со сквозными главными фермами: а - первая стадия; б - вторая стадия; в - накаточные пути; 1 - нижний накаточный путь; 2 - верхний накаточный путь; 3 - плавучая опора; 4 - катки; 5 - нижний пояс фермы

При продольной перекатке пролетных строений уменьшение монтажных усилий в надвигаемой конструкции и обеспечение устойчивости в продольном направлении достигаются применением аванбека, устройством временных промежуточных опор, объединением разрезных пролетных -строений в неразрезные и установкой на задней части пролетного строения противовеса.

Надвижка пролетных строений может производиться с помощью плавучей опоры. В этом случае обычным образом осуществляется продольная перекатка пролетного строения, собранного на насыпи, в первый пролет до тех пор, пока величина образующейся консоли не будет достаточна для подведения плавучей опоры и установки в дальнейшем пролетного строение на капитальную опору. Подведя плавучую опору под образовавшуюся консоль и выкачивая из плавсистемы водный балласт, на опору передают нагрузку от веса пролетного строения. После этого задний конец пролетного строения шарнирно опирают на каретку, перекатывающуюся по нижнему накаточному пути, а верхний накаточный путь разбирают. Это обеспечивает постоянную величину опорных давлений на каретку и плавучую опору независимо от стадии дальнейшей надвижки и уровня конца пролетного строения, опирающегося на плавучую опору.

Надвижку пролетных строений производят с помощью полиспастов с ручными или электрическими лебедками. Для удержания пролетного строения от перемещений под действием ветра или уклона накаточного пути, а также для облегчения точной наводки, помимо тяговых полиспастов, используют также тормозные полиспасты. Лебедки устанавливают на насыпи или на надвигаемом пролетном строении. Неподвижные блоки полиспастов прикрепляют к якорям (анкерам) или к капитальным опорам, подвижные - к надвигаемому пролетному строению.

При надвижке на небольшое расстояние или при конвейерно-тыловой сборке с поэтапной надвижкой могут использоваться гидравлические домкраты.

Сборка пролетных строений может осуществляться на подмостях параллельно оси моста. В этом случае для установки пролетных строений в проектное положение применяют поперечную надвижку . Для этого под опорными узлами пролетного строения сооружают пирсы из инвентарных металлеконструкции, по которым укладывается нижний накаточный путь. Верхние накаточные пути закрепляют на поперечных балках. После перемещения на постоянные опоры пролетное строение поддомкрачивают и устанавливают на опорные части.

Установка пролетных строений с помощью плавучих средств

Установка пролетных строений с помощью плавучих средств позволяет организовать сборку в стороне от створа моста и при многопролетных мостах может дать существенное сокращение сроков строительства.

Пролетные строения собирают на сплошных подмостях с низовой стороны от строящегося моста. Для выкатки пролетных строений в русло и установки на плавучие опоры устраивают пирсы, по которым собранную конструкцию перемещают поперечной (чаще) или продольной передвижкой.

Особенности перевозки по воде металлических пролетных строений на плавучих опорах и установки в проектное положение аналогичны соответствующим операциям при сооружении железобетонных мостов (смотрите предыдущую лекцию).

Сроки строительства существенно сокращаются при применении цельноперевозимых или крупноблочных конструкций и установке их кранами.

Монтаж пролетных строений может производиться стреловыми, козловыми, консольными кранами, а также крановыми агрегатами. После установки блоков производится выверка положения конструкции в плане и профиле и устройство, стыков.

Надвижка пролетных строений

При строительстве металлических мостов встречается продольная и поперечная надвижка пролетных строений.

Продольную надвижку применяют для установки пролетных строений, собранных на насыпи по оси моста. При надвижке небольших пролетных строений к низу конструкции прикрепляют салазки из швеллеров, стальных листов или уголков. Перемещают надвигаемую конструкцию по рельсам.

Рис. 9.19 – Схема надвижки металлических пролетных строений со сплошной стенкой: 1 – монтажный кран; 2 – тележка для перемещения пролетного строения на насыпи; 3 – тупик для улавливания тележек; 4 – каретки; 5 – аванбек; 6 – временная накладка

Сборка пролетных строений может осуществляться на подмостях параллельно оси моста. В этом случае для установки пролетных строений в проектное положение применяют поперечную надвижку . Для этого под опорными узлами пролетного строения сооружают пирсы из инвентарных металлеконструкции, по которым укладывается нижний накаточный путь. Верхние накаточные пути закрепляют на поперечных балках. После перемещения на постоянные опоры пролетное строение поддомкрачивают и устанавливают на опорные части.

Установка пролетных строений с помощью плавучих средств

Установка пролетных строений с помощью плавучих средств позволяет организовать сборку в стороне от створа моста и при многопролетных мостах может дать существенное сокращение сроков строительства.

Пролетные строения собирают на сплошных подмостях с низовой стороны от строящегося моста. Для выкатки пролетных строений в русло и установки на плавучие опоры устраивают пирсы, по которым собранную конструкцию перемещают поперечной (чаще) или продольной передвижкой.

34. Способы монтажа стальных пролетных строений мостов кранами

Для монтажа металлических пролетных строений используют краны большой грузоподъемности :

    плавучие грузоподъемностью до 1000 т. и более;

    самоходные железнодорожные до 250 т;

    стреловые на автомобильном и гусеничном ходу грузоподъемностью до 170 т;

    консольные железнодорожные грузоподъемностью до 130 т;

    самоходные козловые грузоподъемностью до 65 т;

Консольные железнодорожные краны могут монтировать одним блоком металлические сплошностенчатые пролетные строения железнодорожных мостов с ездой поверху длиной до 45,8 м, а длиной до 55,8 м. – двумя блоками (для этого в пролете сооружают временную опору). У ГЭПК–130 есть возможность поворота стрелы с выносом до 5,3 м. от оси пути.

Краном монтируют укрупненные на подходе к мосту пролетные, строения или блоки. Их выкладывают на шпальных клетках вдоль насыпи подхода. Блок стропуют к крюку, стрела крана поворачивается к оси моста, и локомотив подает кран по мосту с ездой поверху к месту монтажа блока. После установки и закрепления блока на опорах кран возвращается назад за следующим блоком. Таким образом, монтаж осуществляется «с головы».

Иногда консольный кран используют для установки укрупненного (длиной в несколько панелей) пространственного блока пролетного строения пролетом 55, 66 и даже 88 м. Затем их монтируют навесным способом (число промежуточных опор в первом пролете при этом, естественно, сокращается). Общая схема монтажа такого пролетного строения краном ГЭПК–130У показана на (рис. 6.16).

Рис. 6.16 – Схемы установки пролетных строений с ездой понизу: а – цельного пролетного строения; б – крупными блоками; 1 – консольный кран; 2 – пролетное строение; 3 – блок пролетного строения; 4 – временное пролетное строение; 5 – опора моста; 6 – временная опора

Железнодорожные стреловые краны ЕДК–500, ЕДК–1000, ЕДК–2000 грузоподъемностью соответственно 80, 125 и 250 т. и др. широко применяют для восстановления и монтажа однопролетных мостов, а также путепроводов (рис. 6.17). Для работы ему нужны железнодорожные подъезды и возможность использовать выносные опоры (в этом случае реализуется максимальная грузоподъемность крана).

Рис. 6.17 – Схема установки блоков пролетных строений стреловым краном ЕДК–1000: 1 – кран; 2 – новое пролетное строение; 3 – старое пролетное строение; 4 – блок, подготовленный для подачи под кран; 5 – блок, устанавливаемый на опоры

Монтаж «с головы» ограничен грузоподъемностью кранов, которая существенно уменьшается с увеличением длины пролетного строения. Если можно использовать выносные опоры (аутригеры) крана, необходима проверка несущей способности пролетного строения на давление аутригера при монтаже.Отечественные и зарубежные автодорожные стреловые краны на автомобильном, пневматическом и гусеничном ходу, а также на спецшасси в последние годы широко используют благодаря их значительной грузоподъемности. Особенно часто их применяют на строительстве автодорожных мостов, путепроводов и эстакад для монтажа как «с головы», так и «снизу» (из–под моста). По смонтированному пролетному строению устраивают проезд, кран (гусеничный, например) устанавливают в районе опоры монтируемого пролета. Под кран подвозят балковозом блок пролетного строения, стропуют его и монтируют с поворотом стрелы. Обязательно надо проверить пролетное строение с неомоноличенными балками на нагрузку от крана с грузом.

Козловые краны (рис. 6.18) отличаются постоянством грузоподъемности и способностью перемещаться с грузом. При недостаточной грузоподъемности одного козлового крана блоки можно монтировать двумя.

Рис. 6.18 – Схема монтажа автодорожных сталежелезобетонных 42–метровых пролетных строений козловым краном К–451М: 1 – склад металлоконструкций; 2 – площадка для монтажа блоков пролетного строения; 3 – кран; 4 – блок, устанавливаемый на опоры; 5 – смонтированное пролетное строение; 6 – подкрановая эстакада; 7 – подъездная автомобильная дорога; 8 – устой

Монтаж козловыми кранами целесообразен в городских условиях, на сухих поймах и несудоходных реках, когда можно устроить низководные эстакады и подкрановые пути. Высота капитальных опор не должна превышать 15 м.Краны размещают на насыпи подходов, даже не досыпанной до проектных отметок. С помощью козлового крана сравнительно просто возводят опоры, монтируют пролетные строения, укладывают сборную плиту проезжей части.Плавучие краны грузоподъемностью 100, 200, 350 т. – самоходные и полноповоротные, арендовать их особенно целесообразно в крупных портовых городах. Есть также плавучие краны грузоподъемностью от 500 до 3000 т, которые, как правило, используют для подъема затонувших судов. В 1980–х годах Мостострой–6 использовал плавкран грузоподъемностью 1000 т. на строительстве моста через р. Неву у пос. Марьино Ленинградской области. Стоимость аренды таких кранов достаточно высока, но технология существенно упрощается.Сборка выполняется на берегу в зоне действия плавкрана, после чего укрупненный блок транспортируется на крюке крана к месту установки. Блоки можно также доставлять к крану на плавсредствах (баржах, плашкоутах). Кран заблаговременно закрепляется в акватории вблизи будущего моста якорями адмиралтейского типа и якорями–присосами из железобетона.Плавучие краны подразделяются на плавкраны общего назначения, специализированные сборно–разборные и краны, установленные на плавсредства.Плавкраны общего назначения представляют собой самоходные полноповоротные или неповоротные краны грузоподъемностью от 5 до 1000 т. В мостостроении их используют для сооружения опор и монтажа пролетных строений.На (рис. 6.19) в качестве примера показан полноповоротный плавкран грузоподъемностью 5 т, а на (рис. 6.20) – неповоротный кран «Витязь» грузоподъемностью 1000 т. Как правило, плавкраны этой группы арендуют в портах.

Рис 6.19 – Плавкран ПКЛ–5/30: 1 – коромысло; 2 – тяга изменения вылета стрелы; 3 – машинное отделение; 4 – поворотный механизм

Рис. 6.20 – Плавучий кран «Витязь»: 1 – понтон; 2 – лебедка изменения вылета стрелы; 3 – лебедка; 4 – лебедка вспомогательного подъема; 5 – судовой кран; 6 – лебедка главного подъема; 7 – стрела; 8, 9 – подвески соответственно главного и вспомогательного подъемов.

Специализированные сборно–разборные плавкраны выпускаются специально для сооружения мостов. Известны плавкраны проектировки института Трансмост ПРК–30/40, ПРК–100 и др. Их характеристики приведены в таблице 6.3.Общий вид такого крана приведен на (рис. 6.21). Перемещение плавкранов по акватории производится якорными лебедками (рис. 6.22), закрепленными на плашкоутах. Надо учитывать, что плавучие краны сужают фарватер реки.

Рис. 6.21 – Плавучий разборный кран ПРК–80: 1, 2 – подвески соответственно главного и вспомогательного полиспастов; 3 – оттяжка стреловая; 4, 5 – трос лебедки вспомогательного и главного полиспастов соответственно; 6 – качающаяся стойка; 7 – стреловой полиспаст; 3 – кранблок; 9 – плашкоут; 10 – электростанция; 11 – грузовая лебедка; 12 – опорный узел; 13 – кабина управления; 14 – стрела; 15 – установка манипуляторной лебедки

Рис. 6.22 – Схема расчаливания плавкрана: 1 – плавкран; 2 – якорные лебедки; 3 – расчалки из стальных канатов; 4 – железобетонные якоря–присосы; 5 – опора

При размещении крана на земле (рис. 5, а) монтируемые балки складируют рядом с краном так, чтобы обеспечить монтаж поворотом стрелы крана на 180°. Возможен монтаж балок «с колес» без устройства склада балок на стройплощадке.

Предназначенную для монтажа балку стропуют, поднимают, поворотом стрелы крана вводят в пролет и плавно опускают на опорные части, освобождая затем от строповочных устройств. Кран перемещают в новое положение и приступают к установке следующей балки. Положение крана и расположение балок, подготовленных к монтажу, выбирают таким образом, чтобы обеспечить минимальный вылет стрелы крана и устранить необходимость его перемещения с грузом.

Рис. 5 – Схемы монтажа балочных железобетонных пролетных строений стреловыми кранами: 1 – кран; 2 – траверса; 3 – устанавливаемая балка; 4 – установленные блоки пролетных строений; 5 – балки, подготовленные для монтажа

Если грузоподъемность одного крана недостаточна для монтажа, используют два крана, поднимающих балку с двух концов одновременно. Монтируемая балка при этом располагается перед кранами. Поднимая ее вначале на минимальном вылете стрелы, балку вводят в пролет и устанавливают на опоры, увеличивая вылет стрел кранов. Если грузоподъемность кранов не допускает установку балки на требуемом вылете стрелы, монтируемый блок опускают вначале на максимально возможном вылете стрелы, затем краны перемещаются вперед, балку поднимают вновь, повторяя проделанные операции.

Пролетные строения стреловыми кранами можно устанавли­вать сбоку (с поля) и спереди (рис. 6). Строповку блоков осу­ществляют с помощью стандартных и специальных строп и тра­верс. При этом и стропы, и траверсы должны быть рассчитаны с запасом: стропы - с 6…8-кратным, траверсы - с 2-кратным.

Рис. 6. Установка пролетных строений стреловыми кранами:

a - одним краном со стоянки по оси моста при повороте на 180°; б - с поворотом и перемещением; в - сбоку с поворотом; г - сбоку с подъемом и перемещением; д - двумя кранами; 1 - исходное положение; 11 - поло­жение кранов в момент установки пролетного строения; 1 - блок пролет­ного строения; 2 - кран; 3 - опоры; 4 - ось моста

Приступая к монтажу нового моста, инженер сталкивается с рядом факторов, влияющих на выбор способа строительства; к ним относятся: условия местности, сроки монтажа, время года, характер пересекаемого водотока, необходимость пропуска поездов по существующим мостам и тип сооружения.
Поэтому редко оказывается возможным выбрать метод сборки по аналогии с имеющимися примерами. В каждом отдельном случае необходимо исследовать характерные черты данного строительства, чтобы правильно запроектировать производство работ для данного сооружения.
Лишь сравнительно небольшое количество мостов строится на новых линиях или в новых местах. Поэтому при постройке или замене мостов на существующих дорогах в ряде случаев задача строителя усложняется необходимостью удаления эксплуатируемых пролетных строений при создании наименьших помех движению поездов. Часто инженер должен одновременно с решением технических задач внимательно изучить условия движения поездов, увязав с ними проект производства работ.
Существующие методы монтажа пролетных строений можно разбить на два основных класса: с подмостями и без подмостей.
Малые пролетные строения простой конструкции, как правило, устанавливаются без подмостей, особенно в тех случаях, когда можно прервать движение поездов на время работ; подмости иногда применяют для сборки малых пролетных строений из отдельных блоков.
Пролетные строения большей длины, пересекающие глубокие и быстрые реки, обычно монтируют навесным способом.
Подмости. Выбор системы подмостей зависит от местных условий и может существенно повлиять на стоимость строительства.
В зависимости от своего назначения подмости могут сильно различаться по конструкции. Сюда относятся шпальные клетки, ряжи, рамные опоры, а также крупные временные сооружения, например строительные и монтажные эстакады, временные сооружения для пропуска поездов, сооружения на обходах.
Временные мосты, сооружаемые для пропуска железнодорожного движения во время строительства, по своей конструкции близки к обычным эстакадам и допускают многократное использование (до 3 раз) после разборки и переустройства. Они одинаково пригодны как при строительстве новых мостов, так и при переустройстве существующих.
При постройке путепроводов часто применяют монтажные подмости в дополнение к временному мосту. На этих подмостях, представляющих собой рамы, расположенные рядом с действующим путем, новое пролетное строение собирают на салазках или роликах, а затем боковой надвижкой устанавливают на место. При этом методе оборудование на железнодорожном ходу не используется для монтажа, и работы ведутся независимо от движения поездов.
В тех случаях, когда устройство временного моста по тем или иным причинам нежелательно, иногда пользуются аналогичным методом. Рядом с действующим путем сооружают с одной стороны монтажные подмости для сборки нового пролетного строения, а с противоположной стороны - подмости для приемки старого пролетного строения. После поперечной перекатки старого пролетного строения в освобожденный таким образом пролет перекатывают новое пролетное строение. При этом методе упрощаются подмости, однако возникают неудобства для движения поездов, так как весь монтаж ведется при помощи оборудования на железнодорожном ходу с действующего пути.
Подмости, устанавливаемые на водотоках, могут подвергаться ударам при ледоходе и от плывущих предметов, а также внезапным изменениям уровня воды. Это может представлять опасность для монтажа и для проходящих поездов. Порядок монтажа должен сводить эту опасность до минимума.
Все подмости необходимо правильно собрать и снабдить надежными связями: во время службы их следует поддерживать в хорошем состоянии.

Подферменные площадки.

До установки металлического пролетного строения на место необходимо подготовить соответствующие подферменные площадки. При постройке новых мостов это выполняют во время сооружения опор, верхние части которых точно оформляют в плане и по высоте. Анкерные болты ставят точно на предназначенные места в процессе кладки опоры или в затвердевшем бетоне для них просверливают гнезда и болты заливают раствором.
Обычно для обеспечения правильного опирания пролетных строений непосредственно перед их установкой на подферменных площадках делают подливку слоя быстротвердеющего раствора. Для этого часто применяют патентованные безусадочные составы из цемента, песка, металлического заполнителя и других примесей.
В некоторых случаях между кладкой и опорными плитами пролетных строений помещают прокладки из нескольких слоев прорезиненной парусины, обработанной под высоким давлением при высокой температуре. Назначением этих прокладок является равномерное распределение давления и поглощение вибраций, которые могли бы привести к механическому износу в местах соприкасания плиты с кладкой.

Оборудование для монтажа.

Для монтажа пролетных строений употребляют разнообразное оборудование и инструменты, важнейшими из которых являются краны, домкраты, компрессоры и приспособления для клепки, сварки и сболчивания.

Подъемное оборудование.

При монтаже пролетных строений обычно употребляют механическое подъемное оборудование, хотя иногда для подъема легких грузов пользуются ручными лебедками. Лебедки с механическим приводом служат для подъема тяжелых элементов пролетных строений, железобетонных плит, рельсов, балок и др., а также для перемещения и забивки свай.
Лебедки можно применять самостоятельно или как часть кранового оборудования. Для работ по монтажу пролетных строений и других строительных работ, связанных с необходимостью подъема больших тяжестей, применяют подъемное оборудование того же типа, что лебедки на кранах, экскаваторах и копрах. Благодаря усовершенствованиям, внесенным в конструкцию и методы изготовления лебедок, а особенно в систему управления ими, эти механизмы вполне надежны в работе и могут применяться во всех операциях, в том числе проводимых с железнодорожного пути.

Краны.

Перемещение и монтаж тяжелых конструктивных элементов совершается с помощью кранов (локомотивных, дерриков, портальных). Наиболее универсальным из применяемых при монтаже железнодорожных пролетных строений является локомотивный монтажный кран, способный перемещаться вдоль пути, поднимать и поворачивать груз. Применяют также аварийные краны и краны, смонтированные на гусеничном или автомобильном ходу. Последние наиболее пригодны для монтажа путепроводов над улицами. Существуют краны, оснащенные дизелями, бензиновыми моторами, паровыми машинами. Подробнее они рассмотрены в статье « ».
Вагон-деррик представляет собой обычную железнодорожную платформу, на которой смонтирован деррик-кран. Прежде такие краны были очень распространены, но, начиная с 1925 г., их стали вытеснять локомотивные краны. Тем не менее, многие монтажные организации используют в своей работе некоторое количество вагонов-дерриков. Дело в том, что благодаря расположению пяты стрелы крана не в центре, а у конца платформы вагон-деррик при расположении стрелы вдоль оси пути может поднять груз, который на 50-60% больше груза, поднимаемого локомотивным краном равной грузоподъемности.
С другой стороны, при боковом положении стрелы грузоподъемность локомотивного крана больше, чем вагона- деррика. Оба типа кранов снабжены аутригерами. Преимуществом локомотивных кранов является их самоходность. Вагоны-деррики отличаются простотой конструкции. Для подъема легких элементов пользуются, кроме ручных лебедок, также приводными с воздушным мотором.
На рис. 1 показана установка главной балки деррик- краном.

Рис. 1. Установка главной балки весом 77,4 т, длиной 30,5 м с помощью комбинированного деррик-крана, установленного на вагоне


Рис. 2. Мост поднят на высоту 1,68 м при помощи 91 -т домкратов, приводимых в действие пневматическими моторами.
Во избежание помех движению поездов подъемка произведена в 5 этапов
Жестконогие деррики и портальные краны успешно применяют для монтажа тяжелых пролетных строений больших пролетов почти всех типов. Их отличительной чертой является малый относительный вес, приходящийся на единицу грузоподъемности.
Можно осуществлять большое количество вариантов этих кранов, приспосабливая их для специальных целей, например для монтажа пилонов висячих мостов и длинных раскрывающихся пролетных строений, собираемых в раскрытом состоянии.
Жестконогие деррики часто конструируют так, что по мере монтажа их высоту можно увеличивать.
Компрессоры. Компрессоры представляют собой важную часть монтажного оборудования. Выбор надлежащего типа и эксплуатация компрессора требуют серьезного внимания.
Иногда для приведения в действие компрессора используют краны, которые всегда имеются на монтаже.
Наиболее экономичны по затрате средств и времени передвижные компрессоры, смонтированные вместе с двигателем (бензиновым или дизелем) и воздухосборником и готовые для немедленного применения.
Обычно требованиям монтажа удовлетворяет компрессор с подачей воздуха 4,5 м31мин.
Компрессор такой производительности, имеющий воздухосборник на раме, способен обеспечить сжатым воздухом работу 2-3 бригад клепальщиков. При установке на линии дополнительного воздухосборника тот же компрессор обеспечивает работу 4-5 бригад.

Домкраты.

Домкрат представляет собой переносный подъемный механизм, широко применяемый на железнодорожных работах, в том числе и для монтажа пролетных строений. Наиболее распространены домкраты рычажные, гидравлические и пневматические. В гидравлических домкратах подъем осуществляется поршнем, подверженным гидравлическому давлению. В рычажных домкратах небольшой мощности для подъема служит зубчатая рейка, перемещаемая с помощью собачки на рычаге.
В мощных рычажных домкратах стержень снабжен нарезкой и поворачивается в обойме под действием двух конических шестерен. Стержень оканчивается снаружи трещоткой для включения подъемного рычага.
Механизм пневматических домкратов (рис. 2) подобен механизму мощных рычажных домкратов, с той лишь разницей, что перемещения осуществляются не вручную, а воздушным мотором. Существуют домкраты подъемной силой от 4,5 до 91 т и больше.
Для строительства и ремонта мостов весьма пригодны винтовые домкраты грузоподъемностью 45 т, обладающие сравнительно небольшим весом и малой высотой, хотя у них высота подъема всего 11,5 см. Как быстроходные домкраты, так и домкраты с нормальной скоростью подъема обладают высокой мощностью, устойчивы и просты по конструкции. Вес быстроходных домкратов несколько больше, чем домкратов с нормальной скоростью. Эти домкраты имеют высоту 56-69 см и снабжены шарикоподшипниками; высота подъема 25-40 см. Они наиболее приспособлены для работ по опусканию тяжелых пролетных строений.
Подъемка тяжелых пролетных строений домкратами связана с трудностями и опасностью. Под домкратами необходимо устроить достаточно надежное основание, принять меры против возможности смещений или повреждений поднимаемого груза и по обеспечению техники безопасности.

Оборудование для клепки.

При постройке стальных мостов важнейшее значение имеет качество выполнения работ по клепке. Необходимо стремиться к тому, чтобы наибольшая часть заклепок была поставлена на заводе. Заклепки для монтажной клепки обычно поставляются заводом вместе со всеми элементами пролетного строения.
Для разогревания заклепок обычно применяют малые переносные ручные горны. Как правило, они рассчитаны на уголь, хотя широко применяется и жидкое топливо.
Конечная цель клепки, заключающаяся в образовании головки и осаживании стержня заклепки до заполнения им отверстия, достигается ударами молотка, когда металл находится в разогретом состоянии. Для этого применяют пневматические инструменты, которые позволяют получить значительную экономию в стоимости по сравнению с ручной клепкой за счет снижения расходов на рабочую силу, увеличить темпы работ и повысить их качество.
При клепке применяют поддержки различной конструкции. При пневматической клепке существенную роль играет пневматическая поддержка, создающая давление со стороны закладной головки заклепки и удерживающая ее в надлежащем положении во время оформления новой головки.
Для клепки в неудобных местах, которые неизбежны при строительстве любого моста, изобретен специальный инструмент.
При монтаже стальных пролетных строений необходимы также такие вспомогательные инструменты, как развертки, гаечные ключи, крюки для транспортировки крупных элементов. Мелкие инструменты и приспособления отличаются простотой и низкой стоимостью. Однако необходимо позаботиться, чтобы они были удобны для работы.
Важной частью оборудования для монтажа мостов и других такелажных работ являются также тали и полиспасты. На работах по возведению и ремонту мостов применяют с успехом пневматические инструменты для сверления и рассверливания отверстий, нарезки резьбы, шлифовки, завертывания гаек, бурения отверстий в кладке для анкерных болтов, транспортировки легких элементов и др. Полезны также электрифицированные инструменты и приспособления. Применение их возрастает с увеличением количества передвижных электростанций.

Высокопрочные болты.

Исследованиями установлено, что заклепки, поставленные в горячем или холодном состоянии, не заполняют плотно отверстия и что передача усилий в заклепочных соединениях часто происходит за счет трения.
Эти обстоятельства послужили причиной повышения интереса к высокопрочным болтам как методу соединения. В строительстве применение болтовых соединений более выгодно, чем заклепочных, особенно для сооружений, осуществляемых в отдаленных местностях, где не всегда имеется необходимое оборудование для клепки. При монтаже также выгоднее сразу ставить высокопрочные болты, чем обычные монтажные, заменяемые в дальнейшем заклепками.
Результаты испытаний, проведенных Техническим отделом AAR (Ассоциация американских железных дорог), показывают, что стыки на высокопрочных болтах превышают по прочности обычные клепаные стыки на 10%, а стыки на холодных заклепках - на 15%.
Если разрушения заклепочных соединений могут наблюдаться по сечению нетто (ослабленному отверстиями), то при соединениях на болтах разрушению подвергается сечение брутто элемента. Это обстоятельство свидетельствует о том, что стягивающее влияние болтов превосходит эффект концентрации напряжений у краев отверстий.


Рис. 2. Завертывание болтов на монтаже механическими гайковертами

Полевые испытания показывают, что после шести лет службы высокопрочные болты плотно стоят в стыках конструкции, тогда как заклепки в аналогичных соединениях ослабли.
Внедрению болтовых соединений способствует применение тарированных пневматических ключей динамического действия, создающих заданный крутящий момент и снабженных автоматическим краном для выключения. Эти ключи рассмотрены в главе II первого раздела «Механизированный и ручной инструмент».
На рис. 2 показана постановка болтов механическим гайковертом. Опыты показали, что при отсутствии таких ключей потребная величина натяжения будет создана, если гайку болта повернуть на один полный оборот после завертывания ее вручную до плотного прикасания (при стянутых монтажных болтах).