Самые мощные ядерные взрывы.

Взрывы можно разделить на те, которые являются неатомными, но рукотворными, и на атомные взрывы. Среди атомных крупнейший – взрыв «Царь-бомбы». Существует так называемая теория большого взрыва.

Самые большие ядерные взрывы

Во времена «Холодной войны» словосочетания «ядерная бомба» и «ядерный взрыв» звучали очень часто. Примерно в эти годы были произведены многие мощные ядерные взрывы.

«The Big One» - так называется одна из самых мощных водородных бомб Америки. Сила взрыва превысила предполагаемую учеными мощность более чем в три раза. Из-за этого и военные, и местные жители получили значительные увечья, были даже погибшие. Испытание вызвало радиоактивное заражение значительной территории США. Этот взрыв произвели в 1954-ом году.

Предполагалось, что мощность будет равна четырем-шести мегатоннам, но она оказалась равной пятнадцати мегатоннам. Диаметр кратера от взрыва был два километра в диаметре при глубине семьдесят пять метров. Уже через минуту после взрыва образовавшееся грибовидное облако оказалось на высоте пятнадцати километров. До максимального размера гриб вырос через восемь минут – это двадцать километров в диаметре.

В штате Невада в Америке был произведен в 1962-ом году подземный взрыв на территории пустыни. Заряд был заложен на глубину четыреста пятьдесят метров. Мощность оказалась такой, что визуально на съемке взрыва видно, как по пустыне пошла рябь.

Были произведены испытания ядерного оружия и на барже. Название одного из них – «Castle Romeo». И вновь мощность превысила расчетную почти в три раза и оказалась равной одиннадцати мегатоннам. Это испытание было первым, однако дальнейшие этапы не последовали, так как весь комплекс испытаний попросту бы разрушил все острова, на которых они проводились.


В 1952-ом году на острове Elugelab провели испытания «Mike». Взорванное устройство было названо «колбасой» и оказалось мощнее всех сброшенных бомб за годы Второй Мировой Войны. Это первая бомба мегатонного класса. Гриб поднялся на высоту сорок один километр при диаметре девяносто шесть километров.


Нельзя не вспомнить о бомбардировках Нагасаки и Хиросимы. Известно, что на Нагасаки была сброшена бомба с названием «Толстяк», результатом чего стала смерть от шестидесяти до восьмидесяти тысяч человек и сильнейшие разрушения. В Хиросиме взорвалась атомная бомба «Малыш», из-за чего погибли примерно сто шестьдесят шесть тысяч человек. Обе эти бомбардировки стали первым использованием столь мощного оружия в качестве боевого.

Взрыв «Царь-бомбы»

В конце октября 1961-го года произошел взрыв мощнейшей в истории бомбы. Страна его осуществившая – СССР. Ей было дано звучное имя – «Царь-бомба». Второе ее название – «Кузькина мать». Пятидесяти восьми мегатонная водородная бомба взорвалась на острове Новая Земля. По словам Никиты Хрущева, изначально планировалось создание ста мегатонной бомбы, но для пробы решили уменьшить заряд. Как он пошутил, чтобы стекла домов в Москве не разбились.


В результате столь мощного взрыва, все живое в радиусе шестидесяти двух километров оказалось поражено. Мощность такова, что подобный взрыв запросто уничтожит город с миллионным населением.

Рукотворные неатомные взрывы

Кроме атомных взрывов в истории человечества было произведено немало неатомных взрывов. Их количество огромно. Так, в Первую мировую войну один из таких взрывов произошел во время Мессинской битвы в 1917-ом году. Британская армия взорвала туннели, заложив девятнадцать крупных мин, деморализовав, таким образом, противника. В результате погибли около десяти тысяч немцев. В 1913-ом году взорвался уэльский грузовой корабль, который вез динамит, необходимый для строительства Панамского канала. Масса динамита составляла триста сорок три тонны.


Другой неатомный взрыв – это взрыв химического завода в городе Оппау осенью 1921-го года, приведший к значительным разрушениям и массовым жертвам. Просто огромное количество взрывов произвели за Вторую мировую Войну. Взрывались линкоры, крейсеры, авианосцы, пароходы, артиллерийские погреба.

Уже в мирное время взрывы продолжались по всему миру. Взрывались вагоны со взрывчаткой, производились взрывы в качестве моделирования атомного взрыва, происходили катастрофы на космодромах, взрывы на военных базах и др.


В двадцать первом веке тоже известно о нескольких сильных неатомных взрывах. Так, в 2009-ом году во время создания в Киргизии плотины Камбаратинской ГЭС-2 был произведен мощнейший промышленный взрыв. Осенью 2001-го года в Тулузе взрыв произошел на заводе AZF, приведший к техногенной катастрофе. Список можно было бы продолжить.

Большой взрыв во Вселенной

О большом взрыве, результатом которого стало образование Вселенной, слышали многие. Однако достоверно это не подтверждено. Тем не менее, астрономические наблюдения подтверждают данную версию. Большой взрыв во вселенной произошел примерно 13 млрд лет назад

По каким причинам произошел взрыв – не выяснено. Этот объект, наделенный непонятными для нас свойствами, начал расширяться с огромной скоростью. Так родилась наша Вселенная. При расширении плотность снижалась, падала температура, менялись физические свойства.

Предполагается, что именно в результате большого взрыва появились малые и большие планеты. .
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Уже вовсю гуляет определение этого небольшого взрыва с мощностью в тротиловом эквиваленте в 24 тонны (на самом деле, взрыва было два - первый в три тонны, второй в 21), как крупнейшего неядерного взрыва в истории человечества. Что конечно абсолютная ерунда.

В истории было множество взрывов, на порядок, на два порядка и, даже, на три порядка сильнее, чем произошедший ночью. Официально самым мощным, заранее спланированным неядерным взрывом считается подрыв британцами укрепление германского отсрова Гельголанд 18 апреля 1947 года, когда было использовано 6 700 тонн взрывчатки (4 000 торпедных боеголовок, 9000 глубинных бомб, 91 000 различных артиллерийских снарядов). Мощность взрыва составила 3,2 кт TNT

Таким образом мощность взрыва Гельголанда была в четыре раза меньше, чем мощность взрыва атомной бомбы в Хиросиме. Понятно, что при взрыве никто из людей не пострадал, а сам взрыв был детально задокументирован. Остров был возвращен Германии в 1952 году. Сейчас это курортное место на котором, внимание, запрещено пользоваться велосипедами.

Однако, в 1985-93 годах в США на полигоне White Sands в штате Нью-Мексико была проведена серия из 5 неядерных взрывов, мощность двух из которых, известных как Minority Scale и Minority Picture, превысила мощность взрыва на Гельголанде: 4,304 кт 27 июня 1985 года и 4,25 кт 14 мая 1987 года.

Но самый самый "багабум", никак не связанный с реакцией деления ядер урана произошел в СССР, на космодроме Байконур 3 июля 1969 года, когда во время второго запуска советской "лунной" ракеты-носителя Н-1. Старт ракеты прошел нормально, но на высоте 200 метров один за другим начали отключаться двигатели первой ступени, последний, 18-ый развернул ракету на 90 градусов и на 23-ей секунде полета она плашмя рухнула на стартовый стол. В результате взрыва мощность которого у нас оценивают в 5 кТ тротилового эквивалента, а на западе (исходя из количества топлива на борту ракеты) в 7 кт, был разруше стартовый стол и сильно поврежден соседний.

Надо заметить, что авариями заканчивались все четыре запуска Н-1, но только во втором случае взрыв всей ракеты произошел непосредственно на земле.

Что интересно - во время четырех самых мощных неядерных взрывов в истории человечества ни пострадало ни одного человека.

Крупнейшими "неорганизованными" взрывами в мирное время являются взрыв груза аммиачной селитры на сухогрузе "Грандкамп", произошедший в Тексас-Сити 16 апреля 1947 года (всего за два дня до взрыва в Гельголанде), мощность которого оценивается в 2,7-3,2 кт ТНТ, в результате которого и последующих за ним пожаров в городе на побережьи Мексиканског залива погибл 581 человек и еще 8 451 был ранен, а также серия взрывов на кипрской ВМБ Эвангелос Флоракис 11 июля 2011 года суммарно примерно той же мощности. В случае недавнего взрыва, во время которого погибло 13 человек и еще 62 было ранено, имело место феерическое разгильдяйство - 98 контейнеров со взрывчаткой были складированы на ярком солнце, где при 40 градусной жаре конкретно нагревались на протяжении нескольких дней.

В военное время самым страшным взрывом стал знаменитый взрыв в канадском Галифаксе 6 декабря 1917 года, когда французский транспорт "Мон Блан" до отказа набитый взрывчаткой, столкнулся с норвежским судном "Имо". Сила взрыва составила 2,9 кт ТНТ. Погибло 2 000 человек и еще 9 000 было ранено. Для сведения - населения города Галифакс на тот момент составляло 50 тысяч человек.

Столб дыма после взрыва в Галифаксе.

Что интересно, этому городу еще раз пришлось пережить подобное, когда 18 июля 1945 года произошла детонация боеприпасов на Бедфордском арсенале в окрестностях города. Впрочем, в этом случае все обошлось несколькими легкоранеными.

Однако, взрыв в Галифаксе, далеко не самый смертоносный среди всех неядерных взрывов в истории.

Если говорить об отдельном взрыве, то таковым безусловно является взрыв турецкого арсенала в Родосской крепости 4 апреля 1856 года. Турки использовали православные церкви, расположенные на территории дворца в качестве складов для пороха. Одним прекрасным утром, когда колокола церквей зазвонили, порох сдетонировал. Погибло примерно 4 000 человек.

Но самый страшный по последствиям неядерный взрыв был проведен англичанами 7 июня 1917 года на холмах Мессины, когда во время Битвы при Пашенделе под позициями немцев одновременно было взорвано 22 заряда мощностью от 9,1 до 43,4 тонн взрывчатки (всего 455 тонн). Суммарные потери немцев составили 10 тысяч человек.

Первый же по настоящему Большой Взрыв произошел, по видимому, 4 апреля 1585 года во время осады испанцами Антеверпена. В то время испанцы заняли крупный каменный мост на входе в город, что мешало голландцам (бельгийцами они стали потом) получать снабжение по Шельде. Тогда осажденные снарядили четыре громадных брандера, водоизмещением по 800 тонн каждый. Три не достигли цели, но последний четвертый доплыл таки до моста, но сразу не взорвался. Испанцы решили его захватить и в этот момент взрывчатка сдетонировала. Погибло до 800 кастильцев, вверх по Шельде пошло небольшое цунами, а город накрыло черное облако. Землю ощутимо содрогнуло за 35 километров от Антверпена, в Генте.

Взрыв в Антверпене. Французская гравюра 1727 года.

Вот так вот, а вы Тянцьзинь, Тянцзинь...

День 30 октября 1961 года в отличие от 12 апреля не вошел в политические календари СССР как день национальной гордости советских людей, хотя гордиться было чем. О том рекорде - зловещем, конечно, но во многом вынужденном - советские люди так и не узнали, как и ныне знают о нем далеко не все.

Речь идет о событии в истории отечественного научно-технического прогресса, которое резко отразилось на ходе "холодной войны" между двумя ядерными державами. В тот день в ясном небе над Новой Землей зажглось второе солнце. Оно горело в течение 70 секунд, озаряя огромный заснеженный архипелаг пронзительным, слепящим светом. Это был самый мощный в мире термоядерный воздушный взрыв - свыше 50 мегатонн в тротиловом эквиваленте.

Работы по созданию термоядерной бомбы АН602 развернулись в начале 50-х годов под руководством академиков Курчатова и Харитона (кстати, часто называвшийся западной пропагандой "отцом русской водородной бомбы" академик и правозащитник Андрей Сахаров был только одним из членов команды). Первое испытание советского термоядерного оружия состоялось 12 августа 1953 года - Сталин не дожил до этого всего полгода. Новое ядерное устройство по принятой в Союзе традиции получило кодовое название "Ваня", а более официально - "Иван". Однако само по себе создание бомбы и ее испытание в наземном варианте еще не решало вопроса ликвидации вероятного противника, ведь для эффективного применения необходимо было доставить бомбу к точке применения. А носитель 100-мегатонного термоядерного боеприпаса должен был отвечать соответствующим требованиям: обладать большой грузоподъемностью, дальностью, скоростью и высотностью полета. После соответствующих консультаций атомщиков и авиаторов было предложено использовать наработки по созданию самолета Ту-95.

К взрыву "царь-бомбы" начали готовиться за пять лет до установленного дня. На языке военных атомщиков она называлась весьма прозаично - "изделие 202", но имела невиданные до сих пор размеры: восьмиметровая бомба диаметром в два метра весила 26 тонн. Чтобы поднять в воздух такую махину, требовалась специальная переделка дальнего стратегического бомбардировщика Ту-95.

И вот этот день "Ч" наступил. 30 октября в 9 часов 27 минут командир воздушного корабля майор Андрей Дурновцев поднял сверхтяжелую машину в воздух. Вслед за ним взлетел и самолет-дублер Ту-16. В одном строю двинулись они по строго засекреченному маршруту в район сброса на Новой Земле.

Перед сбросом супербомбы самолет-дублер отправился километров на 15 вперед, дабы избежать излишнего риска. Майор Дурновцев и весь его экипаж в составе восьми человек должны были встретить небывалый в истории планеты взрыв в воздухе. Никто не мог гарантировать им безопасного возвращения.

Рассказывает начальник испытательного управления Новоземельского полигона Серафим Михайлович Куликов:

"Наступил ответственный момент - с высоты полета 10500 метров в 11 часов 30 минут бомба была сброшена по цели Д-2 в районе Маточкина Шара. Напряжение экипажа достигло кульминации - что произойдет дальше? Отделение от самолета груза массой 26 тонн для экипажа было весьма заметным: на самолете проявился эффект вибрирования, то есть, по определению летчиков, самолет "сел на хвост". Вмешательством пилота эффект был парирован - всё внимание экипажа сосредоточилось на слежении за отделившимся изделием.

По донесениям экипажей Ту-95 и Ту-16, а также по записям регистрирующей аппаратуры, супербомба отделилась от самолета-носителя Ту-95, началось выведение парашютной системы. Наконец, свершилось - на 188-й секунде после отделения супербомбы от самолета остров Новая Земля был озарен свечением небывалой яркости.

Вспышка наблюдалась в течение 65-70 секунд, а очень яркая ее часть - в течение 25-30 секунд. Взрыв изделия произошел по команде от барометрических датчиков, как и планировалось, на высоте 4000 метров над целью. В момент вспышки самолет-носитель находился от взрыва на удалении 40 километров, а самолет-дублер (лаборатория) - 55 километров. После окончания светового воздействия на самолетах были отключены автопилоты - в ожидании прихода ударной волны перешли на ручное управление. Ударная волна на самолеты воздействовала многократно, начиная с удаления от взрыва на 115 километров для носителя и 250 километров для самолета-дублера. Воздействие от ударной волны для экипажей было достаточно ощутимым, однако затруднений в пилотировании не вызывало".

Тем не менее летчики испытали немало пренеприятных минут. Во время вспышки в кабинах, закрытых светонепроницаемыми шторками, стало жарко, появился запах гари, с рабочего места штурмана-бомбардира потянуло дымом.
- Горим? - уточнил командир корабля.

К счастью, вскоре выяснилось, что пожара не случилось - вспыхнули только пыль и ворсинки, да задымилась обмотка жгутов, располагавшихся между остеклением и светозащитными шторками. Хуже всего было в кормовой кабине, обращенной непосредственно в сторону взрыва. Там было так жарко, что воздушному стрелку жгло лицо и руки.

"При съемке развития облака взрыва наблюдалось приближение ударной волны в виде расширяющейся сферы голубоватого цвета. Было видно прохождение ее по самолету. К моменту прихода ударной волны автопилот был отключен. Пилотирование самолетом продолжалось в режиме ручного управления. На самолет воздействовали три ударные волны - первая через 1 мин. 37 сек. после взрыва, вторая через 1 мин. 52 сек. и третья через 2 мин. 37 сек. Первая волна была самой ощутимой - мощный удар потряс самолет. Летчики парировали колебание штурвала, однако изменения угла тангажа и крена самолета не наблюдалось. Последующие волны были менее мощными, а воздействие третьей воспринималось в виде слабого толчка самолета. При прохождении ударных волн через самолет барометрические приборы (высоты, скорости полета и вариометры), имеющие связь с атмосферой, стали давать повышенные показания, стрелки их по нескольку раз перемещались в разные стороны. Процесс развития облака взрыва длился в течение 8-9 мин., высота его верхней кромки достигала 15-16 км, диаметр 30-40 км. Цвет облака был багровым, а ножка-ствол - голубовато-серым. Облачность (обычная) у основания ствола радиоактивного облака заметно втягивалась в него. Через 10-12 мин. после взрыва купол облака стал растягиваться по ветру, и через 15 мин. облако приняло вытянутую форму".

Самолет-лаборатория Ту-16 под командованием майора К. Лясникова получил воистину самоубийственное задание: взять курс на огненный шар и изучить, как действует ядерный взрыв на самолет. И он отправился выполнять задание. Трудно представить себе, какие надо было иметь нервы, чтобы вести самолет навстречу самому страшному из того, что могло происходить на планете Земля. Лясников рассказывает:

"После взрыва мы увидели привычный яркий свет. Но одно дело - тут же развернуть самолет и другое - идти прямо на вспышку. Смотрю, гриба еще нет, лишь огненный шар беснуется, разбухает. Потом он становится размером с километр и более, уже с грязными пятнами. Черный столб его поднимает и выбрасывает вверх. Срочно надо возвращаться - иначе гибель. А шар-облако вот уже почти рядом. Когда на твоих глазах рядом разворачивается ад кромешный, поверьте, не до восторгов... Это, скажу вам, похлеще, чем в фильме ужасов... До соблюдения ли инструкций в такой момент? Делаю градусов под семьдесят крен - немыслимый вираж закладываю на высоте одиннадцать тысяч метров. И это спасает..."

Не у всех выдерживали нервы в этом испытании. Один из пилотов, ходивших на ядерную "грозу", честно признавался начальнику испытательного управления С. Куликову:

"Серафим, не ругай и не срами меня - задание полностью выполнить не смогли. Впереди нас по полету образовалась бурлящая огненная стена. Нервы у нас не выдержали, и мы свернули в обход облака взрыва на расстоянии, далеком от заданного".

Самый мощный на планете взрыв носил порядковый номер 130. Это была грандиознейшая военно-пропагандистская акция века, а может быть, и во всей истории человечества: ведь взрыв супербомбы был приурочен к очередному - XXII съезду КПСС. Делегаты его и не подозревали о подарке, который подготовила им родная "оборонка".

Известный знаток Арктики, проработавший в гидрометеослужбе Севморпути на Диксоне более двадцати лет, Николай Григорьевич Бабич хорошо знает, как аукнулся для Севера тот давний рекордный взрыв.

"Взрывная волна трижды обогнула земной шар. Мы потом еще столько лет увозили людей с островов Карского моря, накрытых радиоактивным облаком. Однако лучевую болезнь никто не хотел диагностировать... Людей хоть как-то лечили. А вот тысячи белых медведей погибли от переоблучения. Сегодня поверхность островов никак не "фонит". Но ведь те 5-6 миллионов кюри, выброшенных тем взрывом в небо Арктики, никуда не делись. Их разнесло по белу свету. А период полураспада у этой гадости - сотни лет..."

Известный историк "холодной войны" контр-адмирал Георгий Костев рассказывает:

"Над Маточкиным Шаром рванули только пятьдесят мегатонн. А первоначально планировали все сто. Но ученые стали опасаться за состояние земной коры - не проломить бы..."

Никто не считал, сколько птиц сгорело в том рукотворном ядерном солнце. А те, что уцелели, - ослепли. Рыбаки рассказывали, что полет слепых чаек напоминал порхание летучих мышей. Большинство из них безмолвно качались на волнах, тихо умирая от голода.

Макет "царь-бомбы" АН602, среди создателей которой был академик Андрей Дмитриевич Сахаров, хранится ныне в музее Арзамаса-16. Начальник одного из тамошних НИИ генерал-полковник Негин поведал репортерам английского телевидения о том, что воодушевленные сверхмощным взрывом "сахаровцы" предложили Хрущеву суперпроект под кодовым названием "Армагеддон": направить в Атлантику корабль, начиненный дейтерием в 100 мегатонн тротилового эквивалента. Обшить его листами кобальта, чтобы при испарении металла в ядерном пекле возникло мощнейшее радиоактивное заражение. Хрущев подумал-подумал... И отказался.

Термоядерная авиационная бомба АН602 - самое мощное взрывное устройство, которое человечества применило за всю историю. Работы по ее созданию велись более семи лет с осени 1954 года по осень 1961 года. АН602 имела трехступенчатую конструкцию: ядерный заряд первой ступени (расчетный вклад в мощность взрыва - 1,5 мегатонны) запускал термоядерную реакцию во второй ступени (вклад в мощность взрыва - 50 мегатонн), а она, в свою очередь, инициировала ядерную "реакцию Джекилла-Хайда" (деление ядер в блоках урана-238 под действием быстрых нейтронов, образующихся в результате реакции термоядерного синтеза) в третьей ступени (еще 50 мегатонн мощности), так что общая расчетная мощность АН602 составляла 101,5 мегатонн. Первоначальный вариант бомбы был отвергнут по причине чрезвычайно высокого уровня радиоактивного загрязнения, которое она должна была вызвать, поэтому было решено не использовать "реакцию Джекилла-Хайда" в третьей ступени бомбы и заменить урановые компоненты на их свинцовый эквивалент. Это уменьшало расчетную общую мощность взрыва почти вдвое.

Бомба показала мощность больше расчетной - 57 мегатонн. Одновременно с ней конкурирующие коллективы разработчиков сделали бомбы в 25 и 100 мегатонн, но их никогда не испытывали. И слава богу.

Взрыв АН602 по классификации был низким воздушным взрывом сверхбольшой мощности. Результаты его впечатляли:
- Огненный шар взрыва достиг радиуса примерно 4,6 километра. Теоретически он мог бы вырасти до поверхности земли, однако этому воспрепятствовала отраженная ударная волна, подмявшая низ шара и отбросившая шар от земли.
- Световое излучение потенциально могло вызывать ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров.
- Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров; диаметр его двухъярусной "шляпки" достиг (у верхнего яруса) 95 километров.
- Ощутимая сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар.
- Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от его центра.
- Звуковая волна, порожденная взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров.
- Мощность взрыва превысила суммарную мощность всех взрывчатых веществ, использованных в ходе Первой и Второй Мировых войн, в том числе двух американских атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки (16 килотонн и 21 килотонн соответственно).

Водородная бомба остается самым разрушительным оружием: по расчетам специалистов, взрыв мощностью 20 мегатонн может сравнять с землей все жилые дома в радиусе 24 км и уничтожить всё живое на расстоянии 140 км от эпицентра.

Ядерное оружие является самым разрушительным и абсолютным в мире. Начиная с 1945 года были произведены крупнейшие ядерные взрывы-испытания в истории, которые показали ужасающие последствия ядерного взрыва.

Вконтакте

Однокласники

После первого ядерного испытания 15 июля 1945 года было зарегистрировано более 2051 других испытаний ядерного оружия по всему миру.

Ни одна другая сила не олицетворяет собой такое абсолютное разрушительное действие, как ядерное оружие. И этот вид оружия быстро становиться еще более мощным в течение десятилетий после первого испытания.

Испытание ядерной бомбы в 1945 году имело мощность 20 килотонн, то есть бомба имела взрывную силу 20000 тонн в тротиловом эквиваленте. В течение 20 лет США и СССР испытали ядерное оружие общей массой более 10 мегатонн, или 10 миллионов тонн в тротиловом эквиваленте. Для масштаба, это по крайней мере в 500 раз сильнее первой атомной бомбы. Для того, чтобы привести размер крупнейших ядерных взрывов в истории в масштабе, данные были выведены с использованием Nukemap Alex Wellerstein, приспособление для визуализации ужасающих последствий ядерного взрыва в реальном мире.

В приведенных картах, первое кольцо взрыва является огненным шаром, за которым следует радиус излучения. В розовом радиусе отображается почти все разрушения зданий и со смертельным исходом 100%. В сером радиусе, более сильные здания будут выдерживать взрыв. В оранжевом радиусе, люди пострадают от ожогов третьей степени, а горючие материалы будут загораться, что приведет к возможным огненных штормам.

Советские тесты 158 и 168

25 августа и 19 сентября 1962 года, менее чем через месяц друг от друга, в СССР были проведены ядерные испытания над Новоземельским регионом России, на архипелаге на севере России вблизи Северного Ледовитого океана.

Никаких видео или фотозаписей испытаний не осталось, но оба испытания включали в себя использование 10-мегатонных атомных бомб. Эти взрывы сожгли бы все в пределах 1,77 квадратных миль в эпицентре, вызывая ожоги третьей степени потерпевших в площади 1090 квадратных миль.

Айви Майк

1 ноября 1952 года США было поведено испытание Айви Майк над Маршалловыми островами. Айви Майк - первая в мире водородная бомба и имела мощность 10,4 мегатонн, что в 700 раз сильнее первой атомной бомбы.

Взрыв Айви Майк был настолько мощным, что испарился остров Элугелаб где он был взорван, в результате чего на его месте образовался 164-футовый глубокий кратер.


Castle Romeo

Ромео был вторым ядерным взрывом из серии испытаний, которые проводились США в 1954 г. Все взрывы проводились на атолле Бикини. Ромео был третьим самым мощным испытанием серии и имел мощность около 11 мегатонн.

Romeo был первым протестированным на барже в открытых водах, а не на рифе, так как США быстро кончились острова, на которых можно было испытать ядерное оружие. Взрыв сожжет все в пределах 1,91 квадратных миль.



Советский Тест 123

23 октября 1961 г. Советский Союз провел ядерное испытание № 123 над Новой Землей. Тест 123 был мощностью 12,5 мегатонн ядерной бомбы. Бомба такого размера будет сжигать все в пределах 2,11 квадратных миль, вызывая ожоги третьей степени людям на площади 1309 квадратных миль. Это испытание также не оставило никаких записей.

Castle Yankee

Castle Yankee, второй по мощности из серии испытаний, был проведен 4 мая 1954 г. Бомба имела мощность 13,5 мегатонн. Четыре дня спустя, его радиоактивные осадки распада достигли Мехико, не расстояние около 7100 миль.

Castle Bravo

Castle Bravo был проведен 28 февраля 1954 года, был первым из серии Castle испытаний и крупнейшим ядерного взрыва в США всех времен.

Браво первоначально предполагали как 6-мегатонн взрыв. Вместо этого, бомба произвела 15-мегатонный взрыв. Его гриб достиг 114000 футов в воздухе.

Просчет американских военных имел последствия в размере облучении около 665 жителей Маршалловых островов и смертью от радиационного облучения японского рыбака, который был в 80 милях от места взрыва.

Советские тесты 173, 174 и 147

С 5 августа по 27 сентября 1962 г. СССР провел серию ядерных испытаний над Новой Землей. Тест 173, 174, 147 и все выделяются как на пятый, четвертый, и третий сильнейшие ядерные взрывы в истории.

Произведенные все три взрыва имели мощность 20 Мегатон, или около 1000 раз сильнее ядерной бомбы Тринити. Бомба этой силы снесет на своем пути все в пределах трех квадратных миль.

Тест 219, Советский Союз

24 декабря 1962 г. СССР провел испытание № 219, мощностью 24,2 мегатонн над Новой Землей. Бомба этой силы может сжечь все в пределах 3,58 квадратных миль, вызывая ожоги третьей степени в области до 2250 квадратных миль.

Царь-Бомба

30 октября 1961 года СССР взорвали наибольшее ядерное оружие когда-либо испытанное и создали самый большой рукотворный взрыв в истории. В результате взрыва, который в 3000 раз сильнее бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Вспышка света от взрыва была видна на расстоянии 620 миль.

Царь-бомба, в конечном счете, имела мощность между 50 и 58 мегатонн, в два раза больше второго по величине ядерного взрыва.

Бомба такого размера будет создать огненный шар размером 6,4 квадратных миль и будет в состоянии нанести ожоги третьей степени в пределах 4080 квадратных миль от эпицентра бомбы.

ТАСС-ДОСЬЕ. 17 ноября глава ФСБ Александр Бортников заявил, что катастрофа А321 над Синаем, где погибли более 220 человек, является терактом . По его словам, на обломках самолета и вещах обнаружены следы взрывчатого вещества иностранного производства.

Менее чем через две недели после событий в Египте террористы совершали серию атак в Париже . Погибли 129 человек, свыше 350 получили ранения. Это второй по количеству жертв теракт в Европе после Мадрида, когда в ходе взрывов на вокзалах в 2004 году погибли 190 человек.

Ниже перечислены 10 крупнейших по числу жертв терактов в мире, за исключением нападений, произошедших в странах, где в это время был военный конфликт. В восьми случаях теракты устроили радикальные исламистские группировки.

Теракты 11 сентября в США. 2996 погибших

11 сентября 2001 г. в США боевики-смертники из террористической организации "Аль-Каида" захватили пассажирские самолеты и врезались на них в две башни Всемирного торгового центра (Нью-Йорк) и в здание Пентагона - штаб-квартиры Министерства обороны США (округ Арлингтон, шт. Вирджиния). Четвертый захваченный лайнер разбился близ г. Шанксвилл (шт. Пенсильвания). В результате этой крупнейшей в мире серии терактов погибли 2 тыс. 996 человек, свыше 6 тыс. человек получили ранения. Организатором теракта была группировка "Аль-Каида" и ее лидер Усама бен Ладен.

Беслан. Россия. 335 погибших

1 сентября 2004 г. в Беслане (Северная Осетия - Алания) боевики во главе с Русланом Хучбаровым ("Расул") захватили более 1 тыс. 100 учащихся школы номер 1, их родственников и учителей. 2 сентября после переговоров с экс-президентом Республики Ингушетии Русланом Аушевым бандиты отпустили 25 женщин и детей. 3 сентября в школе началась стрельба и взрывы, это вынудило начать штурм. Большинство заложников были освобождены, 335 человек погибли. Среди погибших 186 детей, 17 учителей и сотрудников школы, 10 сотрудников ФСБ России, два сотрудника МЧС. Боевики были уничтожены, выжил лишь один - Нурпаши Кулаев (в 2006 г. приговорен к смертной казни, замененной на пожизненное заключение из-за моратория на исполнение смертных приговоров). Ответственность за теракт взял на себя международный террорист Шамиль Басаев (ликвидирован в 2006 г.).

Boeing 747 Air India. 329 погибших

23 июня 1985 г. пассажирский самолет Boeing 747 авиакомпании Air India, следовавший рейсом AI182 по маршруту Монреаль (Канада) - Лондон - Дели, потерпел крушение в водах Атлантического океана у берегов Ирландии. Причиной катастрофы был взрыв бомбы, заложенной в багаж индийскими экстремистами-сикхами. В катастрофе погибли все находившиеся на борту 329 человек (307 пассажиров и 22 члена экипажа). По обвинению в участии в подготовке теракта в 2003 г. на 5 лет лишения свободы был осужден гражданин Канады Индерджит Сингх Рейат. До этого он отбыл 10-летний тюремный срок за подготовку взрыва в аэропорту Нарита (Япония), произошедшего в тот же день, что и катастрофа VT-EFO. Позднее Рейят был обвинен в даче ложных показаний и в 2011 г. приговорен к 9 годам заключения.

Атака Боко-Харам в Нигерии. Более 300 погибших

5-6 мая 2014 г. в результате ночной атаки на город Гамбору, штат Борно, боевиками были убиты свыше 300 жителей. Выжившие бежали в соседний Камерун. Большая часть города была разрушена.

Теракт над Локерби. 270 погибших

21 декабря 1988 г. пассажирский самолет Boeing 747 авиакомпании Pan Am (США), выполнявший регулярный рейс 103 по маршруту Франкфурт-на-Майне - Лондон - Нью-Йорк - Детройт, разрушился в воздухе над г. Локерби (Шотландия). На его борту взорвалась бомба, заложенная в багаж. Погибли все 243 пассажира и 16 членов экипажа, находившиеся на борту, а также 11 человек на земле. В 1991 г. в организации взрыва были обвинены двое граждан Ливии. В 1999 г. ливийский лидер Муамар Каддафи согласился передать нидерландскому суду обоих подозреваемых. Один из них, Абдельбассет Али аль-Меграхи, 31 января 2001 г. был признан виновным и приговорен к пожизненному заключению (в 2009 г. освобожден в связи с диагностированной у него смертельной болезнью, умер в 2012 г.). В 2003 г. ливийские власти признали ответственность за теракт и выплатили компенсации в общем размере 2,7 млрд долларов США - по 10 млн долларов за каждого погибшего.

Теракты в Бомбее. Индия. 257 погибших

12 марта 1993 г. в многолюдных местах Бомбея (ныне Мумбаи) одновременно были приведены в действие 13 взрывных устройств, заложенных в автомобили. Жертвами атаки террористов стали 257 человек, пострадали свыше 700. Следствие установило, что организаторами взрывов были исламские террористы. Теракт был ответом на произошедшие до этого в городе столкновения между мусульманами и индуистами. Один из организаторов, Якуб Мемон, был приговорен к смертной казни, которую привели в исполнение 30 июля 2015 г. Двое его сообщников находятся в розыске.

Самолет A321 "Когалымавиа". 224 погибших

31 октября 2015 г. пассажирский самолет Airbus A321-231 (регистрационный номер EI-ETJ) российской авиакомпании Metrojet ("Когалымавиа"), следовавший рейсом 9268 из Шарм-эш-Шейха (Египет) в Санкт-Петербург, потерпел крушение в 100 км от г. Эль-Ариш на севере Синайского полуострова. На борту находились 224 человека - 217 пассажиров и семь членов экипажа, все они погибли.

Президент России Владимир Путин пообещал, что виновные и причастные к теракту с самолетом будут найдены и наказаны . "Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поименно. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдем в любой точке планеты и покараем", - заверил Путин.

Подрыв посольств США в Кении и Танзании. 224 погибших

7 августа 1998 г. в Найроби (столица Кении) и Дар-эс-Саламе (бывшая столица Танзании) одновременно произошли два теракта, целью которых были посольства США в этих странах. Около посольств взорвались припаркованные грузовики, начиненные взрывчаткой. Всего погибли 224 человека, из них 12 граждан США, остальные - местные жители. Организатором взрывов была группировка "Аль-Каида".

Теракты в Мумбаи. Индия. 209 погибших

11 июля 2006 г. исламские террористы привели в действие спрятанные в скороварки взрывные устройства, заложенные в вагоны семи пригородных поездов в пригородах Мумбаи (станции "Кхар роуд", "Бандра", "Джогешвари", "Махим", "Боривли", "Матунга" и "Мира роуд"). Теракт произошел во время вечернего часа пик. Погибли 209 человек, более 700 пострадали. По окончании расследования преступления суд приговорил к различным тюремным срокам 12 человек, 5 из них приговорены к смертной казни.

Теракт на Бали. Индонезия. 202 погибших

12 октября 2002 г. в результате атаки террориста-самоубийцы и взрыва заминированного автомобиля рядом с ночными клубами в городе-курорте Кута (остров Бали) погибли 202 человека, из них 164 - иностранные туристы. 209 человек получили ранения. По делу о причастности к теракту были арестованы около 30 человек. Организаторами теракта индонезийский суд в 2003 г. признал ряд членов организации "Джамаа Исламия". В 2008 г. трое из них - Абдул Азиз, также известный как Имам Самудра, Амрози бин Нурхасим и Али (Муклас) Гурфон - были расстреляны по приговору суда. К пожизненному заключению был приговорен брат Мукласа - Али Имрон.

Упомянутая в материале "Аль-Каида" внесена в Единый федеральный список организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими. Их деятельность на территории РФ запрещена.