Чистые частные, чистые общественные и промежуточные блага. Общественные блага: понятие, сущность

Масштабы и степень интенсивности существующих в экономике внешних эффектов различны. Самые сильные внешние эффекты дают производство и потребление так называемых чистых общественных благ. Внешние эффекты возникают в связи с тем, что эти блага не имеют цены.

Мир экономических благ многообразен. Разграничение их на отдельные виды осуществляется на основе таких критериев, как конкурентность в потреблении и исключаемость из потребления. В соответствии с этим различают частные и общественные блага.

Частные блага - это блага, каждая единица которых может быть продана по рыночной цене и, будучи потребленными одним лицом, они не могут быть одновременно потреблены другими лицами. Они приносят выгоду (полезность) только тому экономическому субъекту, который его купил для потребления. Другие субъекты не могут одновременно получать полезность (выгоду) от потребления этого блага. Например, никто другой не получает пользу, когда человек ест купленное им яблоко.

Тот, кто не может или не хочет покупать то или иное благо, исключается из числа получателей выгод, приносимых потреблением блага. Потребители конкурируют за приобретение определенного количества таких благ.

Блага, являющиеся исключаемыми благами и объектами соперничества в потреблении, называются чистыми частными благами . Покупка чистых частных благ не вызывает внешних эффектов для третьих лиц.

Общественные блага - это блага, предоставление которых отдельному лицу невозможно без предоставления их другим лицам, причем без дополнительных затрат. Общественные блага подразделяют на чистые, неисключаемые, исключаемые, перегружаемые и ограниченные блага.

Чистые общественные блага - это блага, потребляемые людьми коллективно, независимо от того, платят они за него или нет. Характерной особенностью таких благ является неконкурентность в потреблении. Использование блага одним человеком не уменьшает возможности потребления его другими индивидами.

Неисключаемость из потребления - ситуация, когда никому нельзя запретить пользоваться благом, даже тем лицам, которые не могут за него заплатить. Так, все граждане страны пользуются такими благами, как национальная оборона, уличное освещение. Исключить их из сферы потребления указанных благ невозможно.

Чисто общественными благами являются национальная оборона, маяки, фундаментальные научные исследования, программы борьбы с бедностью.

Разновидностью общественных благ являются исключаемые блага. Это недостаточно конкурентные или вовсе неконкурентные блага. К исключаемым общественным благам относят те, на которые можно назначить цену и ограничить для желающих доступ к их потреблению. К их числу можно отнести образование, здравоохранение. Не всех желающих получить высшее образование принимают в вузы, т.е. они могут быть исключены из процесса потребления такого общественного блага, как высшее образование.

Перегружаемые общественные блага - это блага, которые могут потребляться всеми желающими при условии, что они имеются в достаточном количестве для всех. Примерами таких общественных благ являются дороги, общественные библиотеки.

К ограниченным общественным благам относятся те, что не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, полиция, обеспечивающая общественную безопасность граждан страны, предоставляет населению общественное благо. Раскрывая конкретные преступления, она предоставляет частные услуги отдельным субъектам. Образование, обладающее характеристиками общественного блага, вместе с тем предоставляется и частными фирмами.

В рыночном секторе возможно производство исключаемых общественных благ, если ограничение доступа к ним связано с относительно низкими затратами. Рынок может обеспечить в известной мере предложение перегружаемых общественных благ, если они обладают достаточной исключаемостью для установления на них цен. Большая часть общественных благ не обеспечивается частными рынками в силу ряда обстоятельств.

Потребление общественных благ порождает положительный внешней эффект для третьих лиц, получающих даровую выгоду от их потребления, но он не принимается во внимание при производстве или продаже блага фирмой. Отсюда наблюдается недопроизводство общественных благ частными производителями, т.е. производство общественных благ является потенциальным источником провалов, срывов или недостаточности рынка. Рынок не берет на себя производство чистых общественных благ.

Если рынок не в состоянии обеспечить предложение общественных благ в соответствии с общественной потребностью, то это делает государство. Оно берет на себя полностью или частично производство общественных благ: национальной обороны, образования, здравоохранения и др. Производство чистых общественных благ осуществляется в государственном секторе экономики. Государство, определяя объем производства чистых общественных благ, может дать задание на их производство частным предприятиям.

Исключительно важное значение имеет обеспечение эффективного или оптимального объема производства чистых общественных благ. В связи с этим возникает проблема определения спроса на чистые общественные блага. Он существенно отличается от спроса на частное благо. Фирма, организуя производство чистых частных благ, ориентируется на величину рыночного спроса потребителей, который зависит от цены блага. Что касается чистого общественного блага, то цены на него не существует, так как оно не может быть продано поштучно. Следовательно, цена не может служить аргументом в функции спроса, а потребители не могут скорректировать объем спроса в соответствии с ценой. Приходится ориентироваться на потребность индивидов в чистых общественных благах. Достоверную информацию о потребности в чистых общественных благах, их количестве, полезности для потребителей получить весьма трудно.

Затраты общественного сектора на производство чистых общественных благ целиком покрываются за счет налоговых поступлений. Некоторые потребители, зная, что рост потребления таких благ приведет к росту налогов, преуменьшают предельную выгоду от их использования или утверждают, что им такое благо не требуется. В действительности они получают выгоды от чистого общественного блага независимо от того, оплачивают они его потребление или нет. Проблема бесплатного пользования такими благами получила название проблемы фрирайдера (free rider problem), или "проблемы безбилетника". Безбилетники, или "зайцы", - люди, извлекающие выгоду из пользования чистым общественным благом, но стремящиеся получить его бесплатно.

Итак, определение спроса на чисто общественные блага имеет отличительные особенности. Кривая спроса чистого общественного блага, так же как и кривая спроса чистого частного блага, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое частное благо получается путем сложения объемов спроса индивидуальных производителей (при каждой цене) вдоль горизонтальной оси. На рис. 11.5 три потребителя: Иванов, Петров и Сидоров - предъявляют спрос на различное количество чистого частного блага. Предположим, что по цене Р Иванов покупает три единицы, Петров - пять, Сидоров - восемь единиц блага. Объем рыночного спроса Σq i =16.

Рис. 11.5. Кривые спроса:

а - на чистое частное благо; б - на чистое общественное благо

Кривая спроса на чистое общественное благо строится путем сложения по вертикали его индивидуальных предельных выгод (полезностей) для каждого потребителя.

Экономические субъекты корректируют объем спроса на чистое частное благо в соответствии со своими доходами и предпочтениями. В отношении чистых общественных благ это невозможно, так как все потребители должны потреблять объем выпуска целиком. При наличии 16 единиц чистого общественного блага предельная полезность его в денежном выражении для Иванова (МВ И ) составит - 10 руб., для Петрова (МВ П ) - 20, для Сидорова (MB С) - 32 руб. На рис. 11.5 это характеризуют кривые D И , D П , D С. Кривая D - МВ D отражает предельную полезность всего наличного объема чистого общественного блага. Предельная общественная выгода от потребления 16 единиц чистого общественного блага равна 62 руб.

При объеме предложения, равном 16 единицам чистого общественного блага, объем спроса этого блага равняется объему его предложения.

Является ли этот объем оптимальным? Для определения оптимального объема предложения чистого общественного блага используется принцип равенства предельной выгоды предельным издержкам. Оптимальный объем производства чистого общественного блага (рис. 11.6) достигается в точке E, где предельная общественная выгода от потребления объема блага Q E равна предельным издержкам производства данного чистого общественного блага при объеме выпуска Q E . В точке Е : MSB (Q E) = МС (Q E). Нельзя не учитывать того, что, поскольку при определении спроса на чистые

общественные блага нельзя воспользоваться ценовыми сигналами, оценка издержек и выгод, связанных с производством этих благ, является весьма приблизительной.

Рис. 11.6. Оптимальный объем чистых общественных благ

Определяя объем производства чистых общественных благ, государство учитывает предпочтения граждан. Они выявляются путем голосования за кандидатов, предлагающих наиболее приемлемые варианты решения проблемы производства чистых общественных благ. Безусловно, эти программы не могут в точности соответствовать нуждам отдельного избирателя. На результаты голосования существенное влияние оказывает величина полезности, которую могут получить избиратели, и издержек, принимающих форму налогов, взимаемых с населения. Программы, рассчитанные на рост налогов, не пользуются популярностью у избирателей.

Существуют определенные правила работы "машины голосования". Правило голосования большинством означает, что решение принимается простым большинством голосов. Правило единогласия (консенсуса) состоит в том, что решение должно быть принято всеми без исключения избирателями. Существует еще модель медианного, или среднего, избирателя, в соответствии с которой оптимум голосования достигается в соответствии с интересами среднего избирателя, т.е. занимающего место в середине шкалы интересов данного общества.

Однако это не означает, что при этом условии на практике будет достигнута эффективность в производстве и потреблении чистых общественных благ. Дело в том, что правительственные программы и проекты могут использоваться для достижения личных целей, в интересах отдельных групп лиц. Они прибегают к лоббизму (различным способам коммуникаций с представителями власти для проведения определенной политики), логроллингу (практика торговли членов законодательных органов своими политическими голосами).

Многие правительственные решения дают иные результаты, чем первоначальные расчеты. В этом состоит открытый экономистами закон непредвиденных последствий. Это говорит о том, что применительно к некоторым условиям можно говорить о провалах не только рынка, но и государства. Для достижения эффективного объема производства чистых общественных благ должны сочетаться усилия государства и рынка.

Общественные блага - это товары или услуги, которые потребляются коллективно всеми членами социума, вне зависимости от того, насколько каждый индивидуум заплатил за их использование. Они изначально производятся как предназначенные для эксплуатации всеми представителями группы. К примеру, к таким относятся законы, национальная оборона, коллективный порядок,

государственные парки и монументы, светофоры, маяки и прочие полезности подобного характера. Самые важные общественные блага, вроде второго и третьего, в обязательном порядке обеспечиваются государством. Их материальным источником являются налоги, которые необходимы для их оплаты. Спрос на общественные блага и продажа их на рынке означает, что покупатель таких полезностей делает их доступными для любых членов группы, а не только тех, кто его производит.

Особенности

Общественные блага характеризуются следующими характерными особенностями:


Частные блага

Эта категория благ противопоставлена тем ресурсам, услугам и товарам, которые направлены на сугубо совместное использование. Каждая их единица может быть оценена и впоследствии продана. Таким образом, она изначально приносит полезность лишь индивидуальному потребителю, но не приводит к каким-либо положительным или отрицательным эффектам для кого-либо еще. Частные блага имеют совершенно иной набор характерных свойств:

  • Во-первых, они изначально делимы, поскольку состоят из ограниченного количества отдельных единиц, любая из которых предназначается для пользования индивидуальным потребителем.
  • Потребление частных благ, в отличие от общественных, предполагает соперничество за них между потребителями, поскольку они достанутся тому, кто заплатит за них достаточную цену.
  • Они вполне исключаемы из потребления. То есть они достанутся исключительно тем, кто за них заплатил.

Различают чистые частные и чистые общественные блага. Чистое частное благо – благо, каждая единица к-ого может быть продана за отдельную плату. Оно обладает свойствами конкурентности при потреблении (одним субъектом исключается возможность потребления другими) и исключаемости доступа. Все затраты в связи с производством несет производитель, а все выгоды достаются потребителю. Полной их противоположностью выступают чистые общественные блага. Чистое общественное благо – благо, к-ое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Они не имеют денежной формы выражения, а значит, не могут быть произведены непосредственно рынком.

Свойства ОБ: неисключаемы (потребляют все индивиды), неконкурентны в потреблении (потребление одним человеком не снижает их доступности для других), производство ОБ обеспечивается гос-вом, объемы индивидуального потребления ОБ равны м/у собой и соответствуют совокупному предложению. Товар неконкурентен в потреблении, если при любом заданном уровне его объема предельные издержки на его производство для дополнительного потребителя равны нулю. Товар неисключаем, если очень высоки издержки по отстранению отдельных индивидов от его потребления.

Виды ОБ: перегружаемые (блага, неконкурентность к-ых в потреблении сохраняется только в рамках определенного числа потребителей – посещение парка; потребление может быть избирательным), исключаемые (коллективные – смешанные – блага, обладающие высокой степенью исключаемости и низкой степенью избирательности – кино, образование).

51. Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общест­венный (суммарный) спрос на общественные блага.

Спрос на общественное благо определяется при условии, что возможно выявить предпочтения всех потребителей и все потребители готовы платить за предоставление каждой дополнительной единицы общественного блага.

Функция спроса наОБ имеет форму зав-ти получаемой индивидом предельной выгоды от объема потребления блага.

Предельная выгода (MB) – полезность, получаемая индивидом от потребления дополнительной единицы ОБ, и, соответственно готовность индивида платить за данную дополнительную единицу.

Кривая спроса наОБ имеет отрицательный наклон, что отражает общую закономерность убывания предельной полезности от каждой дополнительной единицы блага.

При построении кривой суммарного спроса необходимо учитывать, что цена общего спроса есть сумма цен спроса индивидуального, т.к. ОБ обладает свойством неконкурентности в потреблении – неделимо. Каждый индивид потребляет весь объем ОБ, а не какую-то его часть. Чтобы определить суммарную предельную выгоду (MSB) данного блага, необходимо сложить предельные индивидуальные выгоды всех потребителей. Объем потребления ОБ каждым потребителем, то он будет равен объему предложенных ему ОБ.

Производство ОБ эффективно, если суммарная предельная выгода потребителей равна предельным издержкам производства (MSB=MSC) или цене, по к-ой производитель готов предложить данное кол-во ОБ.

Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.

Чистое общественное благо - благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.

Чистое частное благо - благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.

Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок.

Чистые общественные блага имеют две основные особенности.

1. Чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других.

2. Потребление чистых общественных благ не обладают исключительностью в потреблении, т. е. не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления.

52. Производство общественных благ через кооперацию товаропроизводите­лей (частное предложение общественных благ) и проблема «безбилетников». Роль государства в обеспечении предложения общественных благ.

Коллективное равновесие для общественных благ основано на положении, что потребители не скрывают сведений о своих предельных полезностях. Если такая информация не предоставляется, то возникает проблема «зайца» , т.е. субъекты вносят средств на производство общественных благ меньше, чем получают полезность от потребления этих благ. Они поступают так в расчете на то, что другие субъекты внесут достаточно средств для производства определенного объема данного блага.

Неконкурентность и неисключаемость в потреблении как основные свойства чистого общественного блага. "Квазиобщественные" блага и их виды. Теория клубов. Модель клубов Дж.Бьюкенена. Задача оптимального размера клуба. Отличия общественного блага от частного.

Спрос на чистые общественные блага и его особенности. Цены Линдаля и равновесие по Линдалю.

Модель общего экономического равновесия Эрроу-Дебре с публичным сектором. Условия равновесия в модели. Равновесие по Линдалю в модели Эрроу-Дебре.

Способы определения объема предложения чистых общественных благ. Договор о кооперации потребителей и соглашение о разделении затрат между ними. Проблема "безбилетника (фрирайдера)". Заниженный объем рыночного спроса и недостаточность ресурсов, выделяемых рынком на производство общественных благ. Необходимость государственного вмешательства в определение объема спроса на общественные блага и организацию их предложения.

"Политическое голосование" как способ выявления совокупного спроса на общественные блага. Механизм "прямой" демократии: его возможности и ограничения для определения оптимального объема производства чистого общественного блага. Счет Борда. Парадокс голосования Кондорсе. Теорема Эрроу о невозможности осуществления коллективного выбора. Модель ""медианного"" избирателя. Налог Кларка – Гровса. Механизм "представительной" демократии: его возможности и ограничения для определения оптимального объема предложения чистого общественного блага. Логроллинг.

Концентрация предпочтений избирателей. Варианты распределения предпочтений. Поляризации общественного мнения.

53. Понятие общественного выбора. Методология анализа общественного выбора. Концепция «экономическо­го человека».

Теория общественного выбора - один из разделов экономики, изучающий различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.


Похожая информация.


В самом общем виде общественные блага - это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям. Примеров общественных благ множество. Ими являются и мост через реку, и уличное освещение, и маяк в море, и оборона, и общественная безопасность, и т. д.

Все перечисленные выше блага обладают двумя важнейшими свойствами: неисключаемости, несоперничества в потреблении .

Таблица 1

Сбои рынка и направления государственного вмешательства в экономику

Общественные блага - это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям и которые обладают свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении. Результаты функционирования общественного сектора воплощаются в основном в общественных благах. Доходы и расходы государства должны как можно точнее соответствовать предъявляемым гражданами потребностям в конкретных общественных благах и целенаправленно использоваться для удовлетворения этих потребностей. Понимание особенностей общественных благ, умение их распознавать, находить оптимальные варианты обеспечения ими потребителей и анализировать возможности замещения общественных благ частными, а также навык сопоставления бюджетов всех уровней с реальным спросом и фактическим предложением общественных благ принципиально важны для обоснования социально-экономической политики.

Для общественных благ характерны два свойства :

Увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них;

Ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.

Первое свойство называется несоперничеством в потреблении, а второе - неисключаемостью. Блага, не обладающие этими свойствами, называются частными.

Несоперничество - это предельный случай положительного внешнего эффекта. Множество людей совместно и одновременно пользуются защитой от пожаров и военного нападения, и нельзя сказать, кто из них «основной» получатель услуги, и кому достается внешний эффект. Численность пользователей может расти при стабильном уровне производства общественных благ.

Неисключаемость означает, что производитель не имеет реального выбора, предоставлять ли благо только тем, кто за него платит, или всем желающим. Говоря точнее, характер блага не позволяет предотвратить его потребление индивидом, не выполняющим требования, которые предъявляет или хотел бы предъявить поставщик. Санкции против неплательщиков обернулись бы ущербом для добросовестных пользователей, и возможные Парето-улучшения не были бы реализованы. Подобные блага поставляются сообществам людей, в которых индивиды как бы растворяются, выступая лишь в качестве представителей той или иной группы. В итоге поставщик общественного блага не в состоянии обособить свои взаимоотношения с каждым из потребителей в отдельности.

Разным общественным благам в неодинаковой мере присущи свойства несоперничества в потреблении и неисключаемости. Те, которые в высокой степени обладают обоими свойствами, называются чистыми общественными благами. Те, у которых хотя бы одно из свойств выражено в умеренной степени, называются смешанными общественными благами. Между теми и другими нельзя строго провести грань. Однако различие между ними практически значимо, поскольку сфера чистых общественных благ приблизительно соответствует минимально возможным границам общественного сектора, а сфера смешанных общественных благ дает представление о допустимых пределах экспансии этого сектора и служит ареной его конкуренции с частным сектором .

Некоторые общественные блага доступны одновременно целой нации, потребителями других выступают жители отдельного региона, города. Общественные блага, относящиеся к последней категории, принято называть локальными.

Общественные блага называют также коллективными. Последний термин часто применяется, когда речь идет о благах, которые потребляются сравнительно небольшой группой. Для таких благ характерны сравнительно узкие границы несоперничества, а неисключаемость, по определению, не распространяется на тех, кто в группу не входит.

Общая величина ценности частного блага (совокупная полезность), определяемая всеми потребителями, на графике представлена горизонтальным суммированием индивидуальных кривых предельной пользы МВА и МВВ (рис. 1).

Так как частное благо обладает свойством соперничества, то каждая единица блага будет потреблена одним человеком. Предельная польза дополнительной единицы блага представляет собой наибольшее его желание платить за единицу блага. Когда произведена первая единица блага, потребитель В обладает наибольшим желанием платить, предельная польза первой единицы блага равна 10.


Рис. 1.

В отличие от частных благ общественные блага обладают свойством несоперничества. Разный объем потребления общественного блага осуществляется при одном и том же его количестве. При производстве какого-то количества общественного блага пользу получают все потребители.

Поэтому в случае с общественным благом совокупная ценность общественного блага определяется вертикальным суммированием индивидуальных кривых предельной пользы МВА и МВВ (рис. 2).

Так как общественное благо обладает свойством несоперничества, то каждая единица произведенного блага в нашем примере будет потреблена обоими потребителями А и В. Общая предельная польза каждого потребителя на рис. 2 представлена линиями МВА и МВВ. В этом случае предельная польза первой единицы общественного блага равна 5 для потребителя А, а для потребителя В она равна 10. Таким образом, совокупная предельная польза первой единицы общественного блага, другими словами - общая готовность платить, равна 15. Если произведено 7,5 единицы общественного блага, то только потребитель В готов платить. В этом случае общая предельная польза, общая готовность платить, будет представлена предельными оценками потребителя В (МВВ). В целом совокупная ценность общественного блага на рис. 2 представлена ломаной линией МВ = МВА + МВВ.

Рис. 2.

Каков же оптимальный объем производства общественного блага?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить из курса микроэкономики предельное условие определения оптимального объема производства частного блага.

В модели частичного равновесия оптимальный (эффективный) объем производства частного блага имеет место тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC) .

Для нашего примера это означает равенство предельной пользы отдельного потребителя предельным издержкам производителя (МВ = МС).

Но общественное благо предполагает несоперничество в потреблении, поэтому совокупная предельная польза общественного блага должна быть равной сумме предельной пользы всех, кто потребляет это благо. В свою очередь, условием определения оптимального объема производства общественного блага выступает равенство совокупной предельной пользы блага его предельным издержкам.

Как мы видим на рис. 3, совокупная предельная польза общественного блага, или общая готовность платить за него, представлена вертикальным суммированием индивидуальной предельной пользы всех потребителей общественного блага (линия МВ). Предельные издержки представлены линией МС. Пересечение линий МВ и МС представляет собой равенство общей суммы предельной пользы и предельных издержек. Объем производства общественного блага QE будет оптимальным для данного блага.

Таким образом, оптимальный объем производства общественного блага QE имеет место тогда, когда сумма предельной пользы всех потребителей равна предельным издержкам производства общественного блага: МВ = МС.

Рис. 3. Оптимальный объем производства общественного блага

Примеры которых будут приведены далее, представляют собой ценности, потребляемые всеми гражданами коллективно. Использование их не зависит от того, платит за них население или нет. Далее рассмотрим подробнее общественные блага: виды и особенности этих ценностей.

Общие сведения

Частные и общественные блага имеют существенные отличия. Как выше было сказано, вторыми пользуются все граждане коллективно. Первые же доступны для потребления и приносят пользу непосредственному их владельцу. Частные и общественные блага отличаются и в вопросе совершения с ними сделок. Вторые практически невозможно продать. Общественные блага и услуги используются гражданами с достаточно большим удовольствием. При этом многие индивиды отказываются оплачивать их пользу.

Чистые и смешанные общественные блага

Существуют определенные признаки, в соответствии с которыми осуществляется классификация ценностей. Так, существует разделение на чистые и смешанные общественные блага. Первыми называют те, которые обладают признаками неисключаемости и неизбирательности. Характеристики, которые применяются в классификации, могут иметь разный уровень проявления. Так, к примеру, двум благам могут быть свойственны признаки неизбирательности и неисключаемости, но при этом у одного из них эти характеристики проявляются в меньшей или в большей степени. Кроме того, имеет место и сочетание свойств для той или иной ценности.

Неизбирательность и неисключаемость

Предоставление чистых общественных благ одному индивиду невозможно без участия остальных граждан. В результате имеет место коллективное потребление. Каждое отдельное лицо использует выгоды блага. При этом полезность, которая извлекается из него остальными гражданами, не уменьшается. Никто не может исключаться из числа людей, которые используют эти общественные блага. Примеры этого можно привести следующие: каждый гражданин пользуется выгодой от прогноза погоды, при этом не уменьшая полезности, которая извлекается другими. Это же касается посещения библиотек, проезда по автотрассам.

Общие категории

Различают следующие типы благ:

  • Информационные. К ним относят "непрерывные" общественные блага. Примеры: телевидение, радио.
  • Ограниченного пользования. Такие блага доступны определенному количеству потребителей в одно время. К ним относят автомобильный мост во время часа "пик".
  • Локальные. Это доступные для представителей отдельной или региона общественные блага. Примеры: областные библиотеки, парки, скверы.
  • Дискретные (музейные экспонаты, картины в галереях), бесплатные (деятельность опорных пунктов охраны порядка), с отрицательной (высшее образование, курсы) и положительной (общественный транспорт) ценой.

Для обеспечения населения общественными благами необходимо привлечение частных. Объемы последних ограничены суммарными которые формируются, в частности, за счет поступления разнообразных сборов и налогов.

Смешанные блага

В этой категории достаточно много подтипов. Как сказано было выше, признаки, свойственные благам, могут быть представлены в той или другой комбинации. Так, неизбирательность может сочетаться с исключаемостью и наоборот. В связи с этим можно назвать еще и другие примеры общественных благ. Существуют ценности, которые отличаются низким уровнем неисключаемости и высоким - избирательности. Они называются общими (для совместного потребления) благами. К ним относят места на бесплатном пляже. Они доступны для всех граждан. Но при этом если один человек займет место на пляже, то им не сможет воспользоваться другое лицо. В связи с этим оно получает признаки избирательности. В качестве особенности общих благ выступает тот факт, что ограничение пользования ими сопряжено с существенными издержками. Чаще всего они предоставляются на местном (региональном) уровне. К этой категории относят такие примеры общественных благ: парки, парковки и прочие. В связи с этим их именуют еще "коммунальными". Совместное потребление в данном случае определяет высокий уровень конкуренции в отношении их использования. Речь идет о принципе "кто пришел первым, тот и воспользовался".

Коллективные ценности

Не все четко понимают существующее разделение. Поэтому многие потребители просят более компетентных в этом вопросе граждан: "Приведите примеры общественных благ коллективного пользования". Для начала следует сказать, что такие ценности отличаются низкой степенью избирательности и высоким уровнем неисключаемости. В качестве одного из ярких примеров можно привести получение сведений в Интернете. Одновременно данной возможностью могут пользоваться многие люди. от увеличения количества потребителей при этом остаются нулевыми. Это, в свою очередь, означает, что конкурентность (избирательность) при потреблении этого блага имеет низкую степень. Однако придание ему признака исключаемости труда не составляет. Это достигается посредством введения платы за подключение к Интернету. В качестве особенности таких благ выступает возможность ограничения доступа к ним со сравнительно небольшими издержками.

Государственное обеспечение

Число общественных благ значительно меньше количества правительственных. Многие государственные блага считаются исключаемыми либо конкурентными в пользовании, а в ряде случаев обладают обоими этими признаками. Здесь можно сказать о предоставлении среднего образования. При увеличении количества учеников издержки носят положительный характер. Это связано с тем, что остальные школьники в таком случае будут получать меньше внимания из-за большего своего количества. При этом признак исключаемости такое благо приобретает при введении платы за учебу. Если некоторые из школьников не смогут внести ее, то будут исключены из процесса образования в данном классе.

Специфика спроса

Необходимость в том или другом благе складывается на основании принципа снижающейся В связи с тем, что данная выгода от пользования дополнительной единицей является убывающей, линия индивидуального спроса отличается нисходящим наклоном. Аналогичным образом идет кривая спроса частного чистого блага. Однако за данным внешним сходством скрыты большие отличия. В первую очередь это то, продажа чистых общественных благ "поштучно" невозможна. Это обусловлено тем, что они считаются неотделимыми и используются совместно всеми людьми. Их потребление - это не индивидов. Эти блага могут использоваться даже теми, кто решает за них не платить. За единицу в данном случае стоимость не назначается, а потребители могут пользоваться объемом выпуска целиком. Другими словами, в конкретный промежуток времени они потребляют единое количество блага.

Рыночный механизм

В ряде случаев с его использованием можно исключать принудительное финансирование выпуска общественных благ. В таких ситуациях они поставляются индивидуальными хозяйствами. Финансирование же осуществляется с помощью рыночного механизма. Он позволяет реализовывать такие методы обеспечения, как исключение "безбилетников", а также взаимообусловленное субсидирование и финансирование. В первом случае используются ограничительные меры, перекрывающие доступ к потреблению. За счет низких издержек в данном случае благо, даже обладающее избирательностью, можно продать так же, как и частное.

Роль государства

Правительство принимает на себя расходы, которые связаны с предоставлением благ обществу в том случае, когда внешние положительные эффекты, возникающие при их использовании, не поддаются интернализации либо это обусловлено очень большими расходами. Так, государство может быть непосредственно производителем. К примеру, это может быть борьба с ЧП или обеспечение внутренней безопасности. Также власть может финансировать выпуск благ частным сектором, участвуя в строительстве школ, больниц и прочего. Во всех случаях при этом поступление средств от государства осуществляется за счет отчисляемых гражданами налогов. Решение же об оптимальном объеме производства базируется на коллективных действиях. При предоставлении государством общественных благ не всегда достигается эффективный объем их производства. Применение налогового механизма требует решения комплекса проблем, которые связаны с достижением необходимого объема выпуска.