Во сколько лет дети учатся читать. Как и когда учить ребенка читать? Метод обучения целыми словами

Зависть - очень плохое чувство? Мне оно мешает нормально общаться с друзьями.

Безумно завидую тем, у кого есть помощь с ребенком, бабушки под боком, у кого мужья приходят в 7 вечера и занимаются ребенком. Прям ужас как завидую. В голове крутится - ну а мне за что все это, муж работает до ночи чуть ли не без выходных, сменить работу невозможно.

Бабушки есть, одна сидит раз в месяц, другая вообще не хочет, не заставить. Все сама, с ребенком 24/7, причем решаю все домашние проблемы, так как мужу некогда. А подруги жалуются, мол, мама всего 3 раза в неделю приходит. Всего по 15 тысяч в месяц помогают (нам никто денег не дает, все сами).

Просто плакать хочется. И если честно - не общаться с ними. Потому что эмоции от этого всего испытываю просто наинеприятнейшие. У кого-то так было? Как перестать завидовать тому, что я не в силах изменить в своей жизни?

222

Коза Агата

привет. перед Новым годом создавала темку-предложение: отправить энную вещь в путешествие от форумчанки к форумчанке (ну или к форумчанину). вроде бы многие были не против. теперь давайте уточним детали
энную вещь предлагаю вот, символ год собственноручного творения (еще может ее подделаю, хвост поглажу )

теперь что хотела спросить
1. как нам помечать ее путь? наклейки или путевой блокнот с ней посылать? ну где обозначены места пребывания? завести путевой лист? в карман ей записки пихать (но она не такая большая). у кого какие мысли, давайте решим
2. Имя? нужно ж ей имя. я думаю может со словом форум созвучно - Фима, Фома? Фрося? или вообще из другой области? кто что думает?
3. ну и собственно давайте выбирать, куда она отправится сейчас. повторю, хотелось бы недалеко, чтобы пересылки были короткими (и не такими дорогим), тогда больше мест посетит наш символ за год.
территориально кто не против поучаствовать - отзывайтесь: Алтайский край, Новосибирская, Кемеровская области, Восточный Казахстан, республика Алтай.
условия в комментарии напомню

183

Ирина Ирина

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, сложилась такая ситуация:
Ребенку на следующий год в школу. В школе несколько видов классов. То здание где классы общеобразовательные без углубления изучения предметов находится дальше и через дорогу, а во дворе здание с классами с углубленным изучением математики или английского. Все это тасуется до 4 класса школы. Но уже сейчас просят указать пожелание по выбору вида класса. Так как подходит только здание где углубленное изучение, прямо таки не знаю в какой его записать. Английским ребенок занимается с 3х лет и делает не плохие успехи, но с другой стороны если он занимается с репетитором может есть смысл отдать в математические классы и там его подтянут? Склад ума как таковой у сына я определить не могу. Учительница нач школы говорит что по общим предметам он идет ровно. Подскажите может быть есть какие то тесты для этого или у кого то была такая ситуация.

164

елена погодина

Опишу коротко (постараюсь):
Мы семья 3 человека,я, муж.ребенок 10 лет и ждем еще крошку. Решили расширить жилье. Купить двушку. В том районе.где мы сейчас живем, цены на жилье выросли в связи со строительством метро, Двушку не купить за те деньги,на которые мы рассчитываем,или вообще убитую и денег на ремонт не будет. В районе,где живет моя мама - тоже самое, только жилой фонд еще старше и выбирать приходится в основном из пятиэтажек. Там нет (или очень далеко от метро) квартир нужного нам метража (от 50 кв.м) и главное цена вопроса - надо до 9500000.
Мы выбрали район Марьино, подобрали квартиру, скоро сделка.
Так вот звонит моя мама вчера и давай орать на меня. Что мы идиоты, нас еще самих надо воспитывать, что так никто не делает, что покупать жилье надо рядом с кем то из родственников (или моих,или мужа) - чтобы помощь была. А я одна с двумя детьми закопаюсь, она приезжать не будет,ей ехать далеко, мой папа тоже не сможет, он стареет и тяжело ехать (хотя есть машина) - это ее слова.
Хотя я и не рассчитываю на их помощь, я ей об этом и сказала, но она не слышит т.к. походу вообще не воспринимает мои слова,считая их сразу или глупыми или неверными.
Моя свекровь помогать явно будет редко, она работает каждый день и есть еще свои дела. Я также не рассчитываю.
С первым ребенком розовые очки с меня сняли очень быстро - моя мама не приезжала (хота, когда я беременная ходила - обещала многое) - ей далеко, но брала ребенка к себе,когда я вышла на работу,чтобы больничные не брать часто,но выносила мне каждый раз мозг,что он (ребенок) то не умеет,это не так делает, короче, ее помощь мне потом выходила боком, каждый раз до слез меня доводила. Сейчас,когда ребенок болеет, приезжает мой папа. Сидит с ним. Свекровь работала и работает, берет ребенка, когда ей удобно. Это все к чему я - чтобы не думали,что я люблю спихнуть ребенка на бабушек и наслаждаться жизнью. И в дальнейшем, не рассчитываю на них. Но моя маман решила,что мне точно будет нужна помощь,я точно не справлюсь. Вот прям установку как будто ставит такую. Стараюсь не нервничать.
Так вот вопрос - я реально не права, что так далеко уезжаю от них от всех. Реально надо купить жилье хуже по качеству,но ближе?

146

Аноним

Я разведена, воспитываю двух детей, муж платит по 5000 алиментов на каждого. Еле-еле хватает на жизнь. Зарплата у меня так себе. Не библиотекарь, но почти. Сил получать ещё образование нету, и времени тоже нет, работа и дети и все.
И моя подруга. У нее блестящее московское образование, но проработала она недолго (в крупном банке не на самой последней позиции), потом встретила своего мужа, он очень обеспеченный человек. Родили девочку со слабым здоровьем, поэтому подруга на работу возвращаться не планирует.
У нее теперь есть все, отчем я мечтала. Коттедж с камином. Личная машина. Если не может ехать сама, всегда может попросить шофера мужа подвезти. Путешествия по миру три раза в год. Любые самые стильные шмотки. Косметолог, стилист, личный массажист.

И я такая по пробкам после работы возвращаюсь с авоськами. А она мне звонит: Мась, поговори со мной, мне грустно! У меня пятая шубка не помещается в гардероб (условно). Меня это бесит, бесит, бесит!
Больше всего завидую ее мужу. Спокойный, очень ответственный, на жену и дочку смотрит с обожанием. Цветы, подарки. Целует в плечо, просто проходя мимо. Предлагает нанять домработницу, чтобы ей было полегче. Полегче!! Она вообще не работает, какие трудности??
И вот вчера я видела ее мужа с другой женщиной. Они за столиком сидели, держались за руки, смотрели друг другу в глаза. Точно не деловая коллега, так на коллег не смотрят. Меня увидел, руки спешно убрал, я сделала вид что его не заметила, прошла мимо. Теперь борюсь с желанием позвонить предупредить подругу. А про себя думаю: наверное я зря завидовала все это время, к хорошему быстро привыкаешь. А что она будет делать, если всего этого лишится.

143

Такую точку зрения поддерживает наш эксперт - семейный психолог Ирина Карпенко .

Природный процесс

Созревание мозга длится с рождения до 15 лет. Нейропсихологи выделяют три этапа этого процесса:

Первый - с начала беременности до 3 лет. В это время формируется первый функциональный блок мозга: структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоциональное и познавательное состояние ребенка.

Второй - с 3 до 7-8 лет. В этот период созревает второй функциональный блок, управляющий восприятием: зрительным, вкусовым, слуховым, кинестетическим, обонянием, осязанием.

Третий - с 7-8 до 12-15 лет. Ступенька развития третьего блока, который организует активную, сознательную психическую деятельность.

Блоки формируются последовательно, и попытки перепрыгнуть этап искажают естественное развитие.

Реакция на раннее обучение может проявиться не сразу, но она все равно аукнется спустя годы - неумением строить отношения с другими людьми, тиками, навязчивыми движениями, заиканием, нарушениями речи.

К тому же чтение в раннем возрасте - сильное умственное напряжение, которое вызывает приток крови к коре головного мозга, что ведет к обеднению кровоснабжения центров дыхания и пищеварения. Как следствие - возникают спазмы сосудов, которые в свою очередь порождают целый букет заболеваний.

Преждевременное обучение чтению опасно и для глаз. Офтальмологи не советуют учить ребенка читать раньше 5-6 лет, пока еще не закончилось формирование цилиарной мышцы. Зрительные нагрузки в раннем возрасте могут привести к развитию близорукости.

Время игры

Еще одной негативной стороной раннего интеллектуального развития малыша является десоциализация.

В дошкольное детство закладываются базовые понятия нравственных устоев: доброта, жалость, стыд, любовь, верность, преданность, честность, справедливость… Самое важное для малыша на этом этапе - научиться контактировать с внешним миром, взаимодействовать с другими людьми и чувствовать их. Именно поэтому в «нежном возрасте» младенцу крайне важна безусловная любовь матери. Через материнскую ласку, нежность и заботу кроха учится любить мир и окружающих.

Малышу первых лет жизни важно обогащать свой внутренний мир положительными переживаниями, а лет с трех-четырех и сюжетно-ролевыми играми. Знаменитый психолог Даниил Эльконин говорил, что дошкольный возраст - это такой этап психического развития, ведущей деятельностью которого является игра. Именно благодаря игре совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к новой ступени развития - обучению.

Когда ребенку на ранних этапах развития вместо игр, потешек, детских песенок и стишков дают изучать цифры и буквы, формирование эмоциональной сферы затормаживается. Восполнить этот пробел будет почти невозможно. У ребенка в полной мере не разовьются такие качества, как умение сопереживать, сочувствовать, любить - залог построения крепкой семьи, дружбы, сотрудничества. Вспомните знаменитых вундеркиндов: подавляющее большинство из них страдали различными комплексами, неуверенностью, депрессиями, порожденными неумением строить отношения со сверстниками и с противоположным полом. Впрочем, и малыши, которых не обучали 5 языкам с рождения, а просто учили читать с 2-3 лет - переживают подобные трудности, поскольку в раннем возрасте, когда нужно было осваивать культуру общения, они сидели за книгами.

Кроме того, раннее обучение негативно влияет на формирование образного мышления. Так, психоневролог, профессор Вилен Гарбузов уверен, что ранняя интеллектуализация ведет к «шизоидной интоксикации», заменяя детскую непосредственность и интерес к живой природе отвлеченными вещами, которые маленькие дети пока еще не способны осознать.

Мы говорим об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. Буквы, цифры, схемы, ноты вытесняют и подавляют воображение и образное мышление, - предупреждает профессор.

Без понимания

При обучении чтению одним из важнейших аспектов является наличие мотивации. Малыш должен учиться не по указке родителей, а по собственному желанию. Инициатива должна исходить от ребенка. Ведь процесс обучения - не из легких, и если у ребенка нет понимания, для чего ему это нужно, занятие быстро надоест, а уроки чтения будут ассоциироваться с нудным и бесцельным трудом. Да, ребенок в три года может бегло читать, но радость ему это вряд ли принесет. В этом возрасте дети еще читают чисто технически: процесс складывания букв в слова - затруднителен, и пока ребенок дочитает предложение до конца, он уже забывает, о чем читал вначале. На понимание и усвоение текста сил не хватает. Таковы возрастные особенности младшего дошкольного возраста - до 5-6 лет. По статистике, 70% детей до 5 лет не понимают прочитанного самостоятельно. Зато малыши отлично схватывают и впитывают информацию, когда им читают взрослые.

Любовь на всю жизнь

Желание самому освоить искусство чтения появляется у ребенка, как правило, к 6-7 годам, в редких случаях - в 5 лет.

Стремление возникает, когда ребенок подражает умеющим читать старшим братьям и сестрам или книголюбам-родителям. Иногда ребенка может подстегнуть знакомство с ровесником, который научился читать. В этом возрасте технический навык осваивается легко, и ребенок уже способен концентрироваться одновременно на словосложении и смысле рассказа.

Малыш с упоением зачитывается дет-скими книжками, открывая для себя удивительные миры. Ведь интересное занятие захватывает целиком, и чтение (когда оно не из-под палки) становится настоящим эстетическим удовольствием: развивающим, обогащающим, помогающим раскрыть внутренний мир.

Не лишайте ребенка радости познания, не гоните его вперед, и тогда он проявит поразительные способности, научившись не просто складывать слова из слогов, а полюбив литературу на всю жизнь.

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был умным и сообразительным, хорошо учился в школе и мог получить перспективную образование. А для этого, считают некоторые мамы и папы, нужно чуть ли не с пеленок (то подгузников) учить малышей читать...

В мире существует много методик раннего обучения чтению. Основными педагоги считают системы Глена Домана, Марии Монтессори и Николая Зайцева. Конечно, каждая из них требует детального изучения. Вспомогательные материалы для этого легко можно найти и в продаже, и в Интернете. А вот чего вы не найдете «в свободном доступе», так это советов квалифицированных педагогов, которые знают нюансы методик раннего чтения. Именно поэтому мы обратились к Александру, заместителю директора по учебно-методической работе Института последипломного педагогического образования Киевского университета им. Б. Гринченко, кандидата психологических наук, доцента.

Методика Глена Домана

Возникла еще в 40-е годы XX в., Когда американский нейрофизиолог Глен Доман начал разработку программы реабилитации детей с поражениями нервной системы. Идея заключается в том, чтобы ребенок учился читать слова сразу, а не по буквам. Для этого родители красным цветом на прямоугольных карточках пишут большими печатными буквами названия предметов, которые часто видит ребенок. В продаже можно найти уже готовые карточки. Потом много раз показывают эти карточки ребенку, одновременно говоря слово. К тому же мама или папа одновременно показывают предмет, этим словом называется. Ребенок запоминает увиденное и услышанное и впоследствии сам начинает читать. Постепенно количество карточек увеличивается, а следовательно увеличивается и количество слов.

Методика Марии Монтессори

Итальянский педагог Мария Монтессори предложила способ, благодаря которому дети сами учатся читать, без помощи специальных пособий и азбук. По мнению Монтессори, сначала дети должны научиться писать, а не читать, поскольку малышей проще написать (т.е. нарисовать) букву. К тому же начинать следует с прописных букв, а не из печатных - круговые движения детям даются легче.
Начинается письмо по подготовке руки. Для этого детям предлагают штриховать рисунок и обводить рамочки. Монтессори большое значение придавала прикосновениям, поэтому малышам дают касаться мягких и пушистых букв. Параллельно с писанием детки учатся читать. Они составляют с помощью подвижного алфавита слова, а впоследствии и фразы. А еще позже рукописных букв переходят к печатным. Основным условием при этом является игра, использование сказки.
Упражнение игра начинается с презентации. То есть родители должны рассказать и показать, что можно сделать с определенными предметами: «Вот мягкие буквы. Будем обводить их пальчиком и называть ». Далее ребенку дают возможность поиграть с этими предметами, не мешая ей и не вмешиваясь. Завершается такая игра уборкой букв в коробку, книг - на полочку и тому подобное. Порядок - это также важный элемент методики Монтессори.

Методика Николая Зайцева

Эту методику Николай Зайцев создал еще в 80-е годы прошлого века для обучения чтению детей от 2-х лет, хотя некоторые родители дают кубики Зайцева детям, которым еще не исполнился годик. В основе системы лежит составной принцип. То есть обучение начинается не с букв, а со складов. При этом автор методики настаивает на лозунге: «Не учиться, а играть!». Именно поэтому основа методики - кубики. При этом Зайцев сделал ставку на зрительную, слуховую и тактильную память ребенка. Склады написанные на гранях кубиков, каждый из которых имеет другой цвет, размер и издают различные звуки, благодаря наполнителям внутри. Все сделано для того, чтобы у ребенка включались различные каналы восприятия. Большие по размеру - это кубики с твердыми складами, маленькие - с мягкими, железные - кубики со звонкими складами, деревянные - с приглушенными, «золотые» - с гласными и тому подобное. И буквы пишутся на кубиках разным цветом: гласные - голубым, согласные - синим и тому подобное.

Не навреди

С какого возраста начинать обучение с ребенком и по какой методике?

- К раннему чтению следует подходить индивидуально. Не существует методик для всех. Более того, ранний возраст является весьма опасным для любого обучения. Такая практика в 99% вредит, а не приносит пользы, и может стать непреодолимым барьером для обучения в будущем.

Большинство считает наоборот. В чем причина?

Это объясняется тем, что мозговые структуры и вообще физиология ребенка (особенно, раннего возраста) не настроены на получение большого потока информации. Я уже не говорю о его переваривании! А у нас, на мой взгляд, сейчас происходит коммерциализация, попытка убедить родителей в том, что чем раньше они начнут учить ребенка, тем быстрее добьются успеха. Однако за счет чего возможен этот успех? За счет того, что мы сокращаем малышей детство и забираем у него здоровье. Сегодня на 1000 детей врачи устанавливают 1400 диагнозов (т.е. у одного ребенка может быть одновременно несколько болезней). В наших школах уже в первом классе практически нет здоровых детей! Возникает вопрос: где мы теряем их здоровья? Ответ очевиден - еще в дошкольном возрасте.

Итак, ранним развитием, в частности обучением чтению, нельзя заниматься с маленькими детьми?

Конечно, можно! Но надо четко понимать, когда ребенок готов к этому. Лучше всего, когда ребенок сам выступает инициатором учебного процесса. Но вряд ли в три года он захочет, чтобы его учили читать. Есть другой подход - речь идет о умелом сочетание игры с элементами обучения в соответствии с возрастом ребенка.

Процесс чтения в психическом плане очень сложным для малышей, поэтому быстро получить результат невозможно. Необходимо большое терпение со стороны родителей и всякая моральная поддержка ребенка.

На ориентированные большинство систем, которые предлагаются для раннего чтения? Они пытаются акцентировать внимание ребенка на том, что она видит. То есть, прежде всего, речь идет о ее фотографическую память. В большинстве малышей действительно этот феномен. Они готовы им пользоваться. Но не много сегодня зрительной нагрузки на ребенка, начиная от компьютерных игр, телевидения, телефонов и тому подобное. Вот почему количество визуальной информации должно быть также хорошо обдуманной родителями.

Что выбрать?

Какая методика лучше: Глена Домана, Монтессори, Зайцева?

- Первая известна тем, что на предмет крепят его название, написанное большими печатными буквами. Ребенок постепенно фиксирует, как написанное слово, и отождествляет его с конкретным предметом. Метод требует терпения родителей и регулярных занятий.

Методика Зайцева интересна тем, что в отличие от системы Глена Домана, предлагает использование кубиков. В свое время выпускалось очень много разных кубиков с буквами, которые давали общее понимание алфавита. Но недостаток заключался в том, что это были отдельные буквы, составить из которых слово было сложно. Кубики Зайцева подобранные по частоте употребления в языке. К каждому комплекту есть специальная инструкция, которая объясняет родителям, как должно происходить обучение. Эта методика учитывает особенности ребенка. Здесь продумано все, начиная от размеров букв и цветов, задействованы различные анализаторы. Кроме того, методика Зайцева не стоит на месте, она развивается.

Недостаток методики обучения чтению с помощью целых слов о том, что ребенок использует свои возможности только как фотограф. Задействованы внимание, сосредоточенность, память. А в кубиках Зайцева - еще и мышление, эмоции, чувства. Потому что ребенок выступает как инициатор сбора, а это для нее гораздо интереснее и естественнее.

Впрочем почему мы хотим выбрать только одну методику? Я не уверен, что это даст результат. Возможен синтез нескольких методик. Кроме того, родители получат желаемый эффект только при условии систематических и приятных для ребенка занятий.

Откуда берутся минусы?

Обучение детей чтению

- Во-первых, чем младше возраст ребенка, тем короче должно быть время, отведенное на обучение. Для ребенка до 3-х лет занятие должно длиться не более 5-ти минут (потому что ей очень трудно сконцентрироваться). Дольше (до 8-10 мин.) Оно может продолжаться только при условии, что будет насыщен различными видами деятельности. Но достичь этого родителям нелегко, потому что не хватает методического и педагогического опыта. Часто проблема возникает из-за того, что нет системы в занятиях, без которой ребенок ничему не научится, так построен ее мозг.

Иногда взрослые ставят перед собой задачу научить ребенка читать, независимо от того, хочет она этого или нет.

Это худший вариант и, к сожалению, достаточно распространен. При таких условиях у ребенка возникает отвращение к учебе. Для нее актуальным является то, что она переживает за игру. Поэтому родители должны проводить занятия с элементами игры, а игру с элементами занятия.

Может тогда не стоит обучать чтению с детства?

- Стоит. Однако если с ребенком начали заниматься, скажем, в 2 года и 8 месяцев, то это не значит, что в 4 она будет читать. Все это достаточно индивидуально. Один ребенок созреет раньше, другая - позже. Но это не значит, что она является бестолковой либо не талантливой. Речь идет о том, что у каждого свой режим развития, и это родителям нужно обязательно учитывать. Только путь постепенности, системности и поддержки имеет успех. Но он является сложным.

Что можете предложить?

Мы почему-то считаем, что проблема здесь в технологии. Нет. Чтение - это, прежде всего, сопереживание. В начале прошлого века очень популярными были журналы для семейного чтения. Как жаль, что теперь их нет! Теперь же популярным стал семейный просмотр телевидения. При этом каждый переживает свое в себе. А вот во время семейного чтения происходит совместное переживание. Это различные психологические процессы. Кроме того телевизор предлагает сразу картинку. Зачем еще что-то представлять? Тебя это уже сделали. Ребенку, который не имеет собственного опыта, навязывают готовую картинку. Как следствие, исчезает потребность в развитии воображения, исчезают творческие способности.

Сейчас есть большое количество различных аудиосредств, которые в чем-то заменяют родителей: диски, компьютер. Но для детей важно, чтобы им читали папа и мама. В такие минуты они становятся ближе к ребенку. Если она слышит их голос или голос бабушки или дедушки, то они становятся родными. А если читает дядя или тетя из динамика, то наоборот - происходит отторжение родителей. Позже они не могут понять, почему дети их не любят. Причина проста - у нас мало времени для общения. А чтение - это также общение, сопереживание. Итак рецепт такой: должно быть книга, которая может заинтересовать малышей, и желание родителей ежедневно находить 10-15 минут, чтобы почитать ребенку. Если этого нет, то, конечно, мы можем научить малыша читать в раннем возрасте, дальше он пойдет в школу, но читать не будет. Почему? Потому формирования читателя происходит только одним путем: от слушателя - к читателю. Другого человечество еще не придумало.

Ответ от Ёветлана Светлая[гуру]
С того, как родители начинают с ним заниматься. А вообще, самый хороший возраст с 3 лет и до 5, никак не раньше и лучше не позже. Но только не учить одновременно английскому, как это сейчас было бы не модно в наше время.

Ответ от Bat Kol [гуру]
От 4 до 6, девочки обычно раньше. А если по методике Зайцева, то, говорят, и с 2,5!




Ответ от Nika aist [новичек]
думаю это зависть от самого ребенка потому что есть дети которых учать читать рано но потом они теряют к чтению и вообше учебе всякий интерес


Ответ от Мечта [мастер]
не знаю как все, а моя дочь начала читать за месяц до 4-летия, скоро ей 5 читает уже хорошо.. причём, уже книжки отбирать приходится))


Ответ от Пользователь удален [активный]
смотря какой ребенок.У меня сестра, сама не кто ее не учил, начила читать в 5 лет. Если ты хочешь своего ребенка научить читать, сделай что бы ему это было инересно.Но не в коем случии не насилуй его этим, а то у него пропадет желание вообще учится.


Ответ от Aliska [гуру]
У нас буквы знала все с 3 лет, с 4-х училась читать, сейчас ей почти 5 - читает предложениями. У всех детей и родителей индивидуальные подходы к обучению. Совсем рано - с 2,5, как писали, думаю обучать не стоит.


Ответ от Anton K. [гуру]
Я начал в четыре года, но недавно я с удивлением обнаружил, что современные дети развиваются гораздо быстрее. Это не касалось чтения, а скорее самоосознания, понимания себя. В этом случае ребенок знал, что такое "я" чуть ли не в полтора года, тогда как раньше это случалось года в три.
Я думаю, с чтением происходит то же самое - возраст начала чтения тоже снижается.


Ответ от Женечка хорошая [новичек]
ну где то лет в 35-40


Ответ от Пользователь удален [мастер]
читать не знаю а вот деньги считать как только родились


Ответ от Пользователь удален [активный]
можно уже и буквы, только чтобы интересно. Я в 5 читал с удовольствием. А мой собственный сын даже в 7 особо не горит желанием... хотя умеет давно))


Ответ от Анастасия Беляева [гуру]
Может не стоит начинать с 3-х лет? Пусть развивается самостоятельно. Он еще успеет начать читать. Лет в пять станете учить буквы. К школе уже будет читать во всю.


Ответ от Олегыч [гуру]
Я начал читать в четыре года.


Ответ от Gelso [гуру]
как научите, девочки раньше, мальчики позже
Девочка может начать читать лет с 4, а мальчик с пяти


Ответ от Ђа которая умеет ждать [гуру]
по разному



Ответ от Овчинников Иван [гуру]
Моей дочке 3,5. Она давно знает все буквы и может прочитать простейшие слова, но, думаю, раньше четырех читать не начнет.


Ответ от Gessi [гуру]
зависит от многих факторов (пол, наследственность, среда и т. п.) я начала читать в 4. мой племянник в 6, а вот племяннице еще три а она уже читает по слогам! ей самой это так интересно! всех уже замучила с этим))


Ответ от Евгения [гуру]
специально для лидеров недели:
я в 3 начала. но это так... 🙂 уникум 🙂
а остальные вроде в 6..
а так, для этого школа есть 🙂

Вопрос в журнале «Семья и школа»: Моей внучке четыре года, но она уже знает все буквы и просит, чтобы мы учили ее читать . Можно ли это делать сейчас или подождать, когда она подрастет? Во сколько лет учить ребенка читать ?

Отвечает Ф. Ипполитов, кандидат педагогических наук:

Разрешите начать ответ издалека. Вы, наверное, знаете: сейчас везде в большом ходу кибернетические устройства и кибернетические идеи. Среди этих идей есть одна, как будто очень простая: идея обратной связи.

Без обратной связи, вообще говоря, не мыслимо ни одно наше действие. Если мы протягиваем руку за стаканом воды, обратная связь нам обеспечена прикосновением к нему, ощущением этого предмета в ладони. Если мы беседуем со знакомым, его взгляд, мимика, реплики постоянно показывают нам, как он принимает и понимает наши слова. Это тоже обратная связь.

Хорошо, а причем тут ваш вопрос?

Сегодня известны тысячи случаев раннего обучения детей и грамоте, и математике, и чужому языку. Уже и в 3 года начинали это, и в 4. Иногда - как педагогический эксперимент, и занимались этим делом дипломированные педагоги и психологи, а иногда папы и мамы безо всякой науки (казалось бы) добивались, что их дитя в 4 года свободно читало на родном языке. Были случаи, когда такое обучение дорого обходилось маленькому человечку: возникали нервные расстройства, истощение мозга, даже задержки умственного развития. Но это редкие случаи, обычно же все проходило благополучно. Это и не удивительно - ребенок учится с первых лет «играючи» запоминает и усваивает великое множество знаний.

Но есть одно ограничение. В 3 — 4 года ребенок привык знакомиться с окружающим миром так, как ему удобней. Он и в рот все сует не от голода, а пощупать, как осязается губами новый предмет. Он и обследует все вещи под столом и под кроватью не потому, что хочет вывозиться в пыли: ему интересно, что «с той стороны». И когда старшие пресекают его попытки, вспомните, сколько горя и рыданий обычно бывает… Короче говоря, ребенок в раннем возрасте не может учиться принудительно. Всем известный школьный возраст- 7 лет - определен не вообще способностью принимать новые знания (она проявляется практически вместе со связной речью), а способностью терпения , способностью делать то, что нужно. Тут, конечно, другой вопрос - как воспитывать эту способность; она тоже в 7 лет разная у детей и зависит больше всего от предварительных усилий родителей.

Однако остается бесспорным: все удачные попытки раннего обучения основаны на умении превратить учебу в удовольствие для ребенка. Он сам должен подходить к взрослым и показывать новые выученные им буквы. Он сам должен напоминать, что сегодня с ним не занимались, и требовать этого. Как добиться такого положения? Ясно - сделать обучение интересным, поддерживать и поощрять малейший шаг вперед. И никакого принуждения, никакого понукания!

Иными словами: если вы хотите знать, можно ли учить вашего ребенка читать , - спрашивайте у самого ребенка! Только не словами спрашивайте, а делом. Приглядитесь, что особенно интересует девочку, и постарайтесь каким-то образом соединить эти интересы с предполагаемым обучением. Начните показывать, рассказывать. Затем прекратите, на день, другой, третий. Малышка не напоминает вам сама, не просит идти дальше?.. Значит, вы в чем-то оплошали - подумайте и постарайтесь начать по-другому. Опять то же самое? Сделайте третью попытку. Снова неудача?.. Ну уж тогда надо обождать - либо ребенок не готов, либо вы сами.

Следовательно, все дело в обратной связи: можете пытаться учить дитя чему угодно, в любом возрасте, но держите обратную связь! Ребенок зевает, отвлекается, пытается удрать от вас? Вот вам верный признак неблагополучия. Немедленно прекращайте дело и не позволяйте себе думать, что малыш в чем-то виноват, «не дозрел», «надо его приучать». Нет, это вы в чем-то не дозрели, виноваты, вам надо придумать что-то иное. Обратная связь недвусмысленно указывает на это.

О первом приучении детей в семье к музыке или спорту, грамоте или языкам есть много популярных книг. Там рекомендуются разные методы и подходы. Прежде чем пускать их в ход, стоит примерить - подходят ли они к вашему характеру, привычкам, темпераменту и опыту. Но главное - не в конкретных способах и методах, а в зоркости, в постоянном поглядывании на «объект воспитания»: Как идет дело? Все ли в порядке? Никто вам не скажет этого лучше, чем сам ребенок всем своим поведением.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку: