Фотографическая память как развить. — Фотографическая память

Человеческий мозг – это настоящая совершенная «машина», с которой не сравнится ни один механизм на земле! Ежедневно мы запоминаем массу информации, которая нам полезна. Позже что-то стирается из воспоминаний, отсеиваются ненужные детали. И действительно, если бы такой процесс не происходил, наш мозг был просто переполнен массой информации, которая нам абсолютно не нужна. А как же дело обстоит с моментами, которые вызывают приятные воспоминания? Наверняка вы заметили, что мы их помним всю жизнь. К сожалению, это касается и негативных потрясений.

Так вот, такой механизм запоминания вполне объясним – мы четко помним то, что вызывало сильные эмоции. Многие мечтают развить фотографическую память, даже не подозревая, что она у вас и так существует, необходимо ее только тренировать. Эмоция работает как настоящий стимулятор – то есть, было переживание любого рода и что, называется просто отпечаталось в памяти. А к ак развить фотографическую памятьсознательно? Ведь такая способность дает много новых возможностей, как в повседневной жизни, так и в карьере.

Человеческий мозг готов решить любую поставленную задачу. Больше тренировок – лучший результат.

Начинайте с простого

Если вы твердо решили пробудить скрытые способности своего мозга и научится запоминать яркие картины и мелкие детали, начинайте с малого. Отличным упражнением для станет «динамичная» фокусировка. Это совсем несложный прием, зато он позволит научиться запоминать детали. Итак: наверняка вы каждый день прогуливаетесь или идите на работу. Закройте глаза и вспомните: сколько зданий вы проходите, какие растут деревья на этом маршруте, сколько перекрестков. Как ни странно, но почти 80% людей никогда не вспомнят такие мелочи! Задание первое: на следующий день прогуляйтесь спокойно по знакомым местам и постарайтесь запомнить как можно больше увиденного, записывать нельзя. Придите домой, закройте глаза и вспоминайте. Лучше все увиденное записать. На следующий день проверьте, что совпало. Такое упражнение выполняйте каждый день и примерно через пару недель вы поймаете себя на мысли, что можете не только вспомнить детали, но и воспроизвести картинку местности довольно точно.

Детали важны

Очень важно . Как развить фотографическую память, если это условие не будет выполняться. Никак, все ваши усилия сойдут на нет. Полезные упражнения, которые не только помогут научиться «фотографировать» детали, но и помогут концентрироваться на определенном предмете:

  • 10 мелочей – это довольно простой прием, который отлично развивает фотографическую память. Найдите в доме 10 самых простых и неприметных вещичек: скрепки, ручки, фантики, что угодно. Только учтите, они должны быть неприметными и простыми. На белый листок бумаги разложите их. Обязательно фон должен быть нейтральным, иначе вы будете отвлекаться. Закройте глаза, сконцентрируйтесь и через 5 секунд открывайте и постарайтесь очень внимательно, не отводя глаз, посмотреть на предметы (около 10 секунд). Запоминайте детали, все до мелочей: буквы, изгибы, цвета, форму. Убирайте предметы и начинайте вспоминать, как правило, многие могут вспомнить точно описание 5 предметов! Но если проводить такое упражнение ежедневно, результат вас очень удивит. Вы не только сможете описать картину, которую увидели, но и в точности вспомнить расположение каждого предмета на бумаге!
  • Совмещение – такое упражнение поможет развить способность вызывать любой увиденный ранее образ. Итак, приступим: вспомните любую ране увиденную картинку, а теперь пристально посмотрите на любой предмет, расположенный около вас. Теперь одновременно представьте панораму, где существуют два эти предмета в одном времени. Например, вспомните прекрасный букет, который вам подарили и часы, весящие у вас на стене – они расположены рядом на одном столе. Созерцайте их одновременно, а теперь мысленно накладывайте цветок на циферблат. Может сначала будет не получаться, нужно тренироваться. Итак, теперь вы создали осознано картину, то есть «вытащили» из мозга ранее увиденное и провели работу с информацией.

Яркие образы, ощущения, запахи способны вызывать самые яркие и точные воспоминания, формируя четкую картину, и не упуская деталей.

Яркие образы

Как развить фотографическую память? Для этого нужно воспользоваться методом ассоциаций. В чем же его суть? Дело в том, что наш мозг хранит информацию благодаря ассоциациям, которые возникают при произношении определенного слова. Например, вы говорите о лимоне и можете почувствовать во рту легкую кислинку! Почему так происходит – да потому, что такой способ запоминания самый эффективный и простой для мозга! Как же воспользоваться такой способностью осознанно:

  • Тактильный контакт – если вы хотите точно запомнить предмет, трогайте его, пытайтесь запомнить ощущения от прикосновений. Такой способ позволит вам в будущем очень легко вспомнить предмет во всех деталях;
  • Запах – очень мощный стимулятор памяти. Например, прогуливаясь, обратите внимание на любой цветок или цветущее дерево, закройте глаза вдохните его аромат. Пристально на него посмотрите, пытаясь запомнить все мелкие детали;
  • Яркие вспышки – этот метод заключается в том, чтобы увидав, какую-нибудь картину или предмет попытаться придумать яркую ассоциацию. Например, скучный текст можно легко запомнить, если читая о статистике, представить статистов в виде кротов, которые сидят и считают на счетах. Такую картинку в жизни не увидишь, и она ни с чем не сравнится и легко отложиться в памяти! Пусть это кажется смешным, но работает просто отменно. Это касается и людей, которых необходимо запомнить. Например, партнера по бизнесу, занимающийся поставкой колбасы, легко запомнить, представив неуклюжим торговцем на рынке, который продает живых свиней!

Уважаемы читатели, как известно, нет предела совершенству! Не останавливайтесь на достигнутом: тренируйте память и в скором времени, такая работа принесет отличный результат!

Изображение: martinak15(flickr.com)

Как развить фотографическую память? Память, в том числе и фотографическая память, это способность запоминать информацию. А как развивают любую способность? Правильно! Ее тренируют. Следовательно, чтобы развить фотографическую память, ее нужно тренировать. Но каким образом это делать?

Обычно самые простые решения являются самыми лучшими и самыми эффективными. Самое простое решение в вопросе развития фотографической памяти, это взять любую картинку и попытаться за короткий промежуток времени (5-10 секунд) как можно лучше, во всех деталях ее запомнить. Затем воспроизвести запомненный образ на мысленном экране и сравнить с оригиналом.

Вполне естественно, что поначалу это будет получаться не очень хорошо. Попробуйте запоминать сначала 5-6 деталей и их положение на картинке. Затем запоминайте 7-8, затем 9-10 и так далее, пока не научитесь запоминать всю картинку в целом.

Сказать конечно проще чем сделать, но ведь никто и не говорил, что будет легко. Зато результат превзойдет все ожидания. Ведь развитая фотографическая память - это огромнейшее преимущество в любой области деятельности. Кем бы Вы ни были, где бы Вы ни работали - фотографическая память будет Вашим «секретным оружием», обуславливающим значительное превосходство над людьми, у которых фотографическая память не развита.

Прежде чем перейти к тренировке фотографической памяти я рекомендую сесть за стол и записать несколько причин, по которым Вы решили это сделать. Например: «Развитие фотографической памяти даст мне...» или «Я тренирую фотографическую память для того, чтобы...» и так далее. Это нужно для самомотивации. Без мотивации Вы потренируетесь день-два, ну максимум три, и на этом все закончится. Останется лишь горечь от еще одного дела, не доведенного до конца.

Теперь, когда Ваш пыл будет остывать и тренироваться будет лень, прочитайте список причин, по которым Вы решили развивать фотографическую память. Это поможет не отказаться от своей цели и продолжать тренировки.

Рекорды памяти

Слюсарчук А. Т. - установил ряд рекордов по запоминанию больших объёмов чисел, последовательностей геометрических фигур, а также текстовой и другой информации. В частности, запомнил 30 миллионов знаков числа Пи. Методика запоминания Слюсарчука основана на использовании фотографического восприятия информации.

Ким Пик — читал со скоростью 4-5 секунд на страницу текста. К концу жизни Ким Пик практически наизусть знал более 12 тысяч ранее прочитанных им книг. Он помнил карты почти всех городов и автомагистралей США. Оперировал днями недели в календаре за последние 2000 лет!

Леонард Эйлер помнил первые шесть степеней всех чисел от 2 до 100.

Наполеон помнил многих своих солдат в лицо и по имени. Кроме того, он запоминал качества людей. Кто храбр, кто труслив, кто умен, кто глуп.

Замечательная память была у брата А.С. Пушкина. Однажды Пушкин потерял пятую главу поэмы «Евгений Онегин» и пожаловался на это брату. Через некоторое время брат прислал ему текст потерянной главы с точностью до запятой (он один раз ее слышал и один раз читал).

Уроженка Индии Шакутани Дэви могла мгновенно извлекать корни 6-й степени из 9-значных чисел.

Академик А. Ф. Иоффе пользовался таблицей логарифмов по памяти, а великий русский шахматист А. А. Алехин мог играть «вслепую» по памяти с 30-40 партнерами одновременно.

Уильям Клайн помнил таблицу умножения до ста тысяч, квадраты всех чисел до ста пятидесяти и все простые числа до десяти тысяч. Он неоднократно присутствовал при испытании компьютеров английских фирм. Однажды компьютеру дали задание извлечь корень квадратный из числа 555555555555. Пока в компьютер вводили задание, Клайн выдал результат: «745356». Позже компьютер дал ответ: 745355,9924.

От всего сердца желаю Вам как можно быстрее развить фотографическую память. Надеюсь приведенные выше рекорды памяти будут помогать и вдохновлять Вас на это!

Фотографическая память незаменима, когда нужно быстро запомнить информацию без ее осмысления. Развить этот вид памяти можно с помощью постоянных тренировок. Навыки будут полезны для запоминания рядов цифр, географических объектов и просто для развития памяти.

Знаешь, что мексиканцы говорят про Тихий океан? Говорят, что у него нет памяти.

Как часто в жизни людям приходится запоминать много информации, причём различного характера. Те, кто по роду своей деятельности, вынужден часто прибегать к услугам своей памяти, вольно или невольно развивает её.

Так, например, охранники или вахтёры должны помнить всех приходящих в какое-то учреждение, чтобы быстро "опознать" чужого. Школьные учителя или преподаватели тоже вынуждены помнить в лицо своих многочисленных учеников. Так же быстро проводят визуальный анализ лиц кондукторы в общественном транспорте.

Что же делать, если Бог обделил вас хорошей памятью? Память, как и любой орган, нуждается в тренировке. Если пианист не будет играть свои гаммы каждый день, его техника исполнения будет страдать. У футболиста, не тренирующегося ежедневно, ослабнут мышцы, а у тех, кто обездвижен, мышцы атрофируются абсолютно. Именно такую параллель можно провести и с памятью: если не тренировать её систематически, мозг перестанет воспринимать информацию в полном объёме.

Если же говорить о фотографической памяти, то учёные понимают под этим термином способность человека с помощью зрительных образов запоминать нужную информацию, даже не переосмысливая её. Сам процесс запоминания при этом занимает немного времени - иногда несколько секунд.

Использование такой памяти открывает перед человеком новые горизонты, ведь всего за несколько секунд он может запоминать тексты, числа из большого количества цифр, лица, расположение вещей. Наверное, это нужно не каждому, но для кого-то это вопрос чести. Например, Наполеон считал для себя важным знать своих солдат в лицо и по имени.

Чтобы развить фотографическую память, нужно долго и упорно тренироваться. Какие же приёмы для этого существуют?

Наблюдение

Может ли кто-то со стопроцентной уверенностью сказать о себе, что он наблюдательный? Может, и найдётся несколько человек, кто подтвердит, что это так. Однако чаще всего в нашем суетном ритме жизни нам порой некогда оглядеться вокруг и запомнить хотя бы окружающие нас предметы.

Поэтому если просто запоминать незначительные детали по дороге на работу, это уже будет прогрессом. Посчитайте, сколько этажей в соседнем доме, сколько деревьев растёт вдоль тротуара, сколько лесенок при входе в подъезд. Интереснее всего будет потом, придя на работу, в деталях вспоминать всю дорогу от начала до конца, причём и в ту и в другу сторону.

Непрерывное наблюдение за предметом

Начиная тренировать память, лучше брать простые предметы вроде вазы или кружки. Необходимо в течение пяти минут непрерывно рассматривать этот предмет, в буквальном смысле не отрывая взгляд. Осмотрев предмет, нужно закрыть глаза и вспоминать все его детали. Сначала это будет 5-6 деталей, однако после каждого занятия их количество будет увеличиваться. После нужно открыть глаза и ещё раз посмотреть на предмет, сравнив с той картинкой, которая появилась в вашем воображении. Кто-то с пятого, а кто-то с десятого раза всё-таки воспроизведёт все детали. В дальнейшем это вполне может получаться уже с первого раза.

После нужно переходить на тренировку с картинками или текстами. Естественно, на картине намного больше деталей, поэтому и запоминать сложней. Первоначально можно ограничиваться несколькими деталями, но не больше десятка. В перспективе запомнить все детали с одной, в крайнем случае, с двух попыток, - вполне реально. Нужно научиться запоминать картинку целиком, со всеми деталями сразу.

Тексты могут представлять из себя стихи или формулы, а ещё лучше если это будет последовательность цифр, лишённая всякой логики (не арифметическая и не геометрическая прогрессия).

Тренировка на улице

Когда вы идёте на работу или возвращаетесь домой, тоже можно тренироваться. Для начала можно выбрать один предмет: интересный дом, дерево, красивый фонарь. Отводите взгляд в сторону или закрывайте глаза, а потом вспоминайте картинку в деталях. Такое упражнение не займёт много времени и постепенно войдёт в привычку. Занимаясь регулярно, вы не сразу поймёте, как из игры это занятие превратится в стойкий результат.

Ассоциации

Ассоциативное мышление - ещё один ключ к развитию фотографической памяти. Нужно создать свой собственный список ассоциативных картинок, которые психологи называют "список-якорь". Слова из этого списка должны, по замыслу психологов, связываться с любым произвольным словом, вызывая стойкую ассоциацию в вашем представлении.

Таким образом, к каждому слову из вашего списка можно "присобачить" по два-три слова. После двух недель подобных упражнений можно запоминать целые тексты. То же самое с цифрами. Любую комбинацию цифр можно разбить на такие числа, которые будут вызывать у вас определённую ассоциацию с каким-то событием в вашей жизни или жизни других людей (даже в масштабах целой страны).

Эксперименты с текстами

Попробуйте выполнить следующие упражнения. На одном листе печатается текст в обычном формате с буквами средней величины (14 кегль). На другом листе с таким же текстом ваш помощник должен впечатать какое-нибудь лишнее слово. Прочитав первый лист, нужно сразу перевести взгляд на второй и быстро найти лишнее слово.

Дальше таких слов может становиться всё больше и больше, а время их поиска - меньше и меньше. Кстати, помочь такой работе может, как ни странно, игра из серии "Найди кота" или "Найди собаку" в Интернете. Играя в неё, вы развиваете у себя способность быстро находить "лишнее" на картинке. Согласитесь, кот среди школьных принадлежностей выглядит неуместно. Ваш глаз научиться "цепляться" за такие мелочи, и тренировка по поиску лишних слов тексте будет продвигаться успешнее.

Задом наперёд, или "перевёртыши"

Ещё одно интересное упражнение, развивающее фотографическую память, - переворачивание знакомых фраз задом наперёд. Начинать можно с одного слова, потом со словосочетания, доходя в итоге до целых высказываний или даже стихотворений. Когда мастерство достигнет высокого уровня, можно подключать и слух: напевать песню задом наперёд, как это делали в своё время участники шоу "Хорошие шутки. Только там это делал компьютер, а теперь это станет подвластным и вам.

Парные изображения

Такая игра считается детской, поэтому разыскать её можно в рубрике детских он-лайн игр. Чаще всего называется она "Парные картинки". Изначально подобные игры считались настольными. Суть игры в том, чтобы как можно быстрее собрать пары одинаковых картинок.

Для этого игроки открывают по две любых карточки, которые раскладываются "рубашкой" вверх в четыре или восемь рядов. Нужно перевернуть две любых картинки: если они совпали, то убираются в сторону. Если нет - нужно запоминать, где какая картинка остаётся, чтобы потом при открывшейся паре быстро вспомнить, где был первоначальный вариант, и открыть обе одинаковые картинки.

В электронном варианте можно играть очень быстро, тогда игра в одиночку действительно превращается в тренировку. Попробуй-ка сразу запомни 64 картинки, пусть даже и в парах!

Тёмная комната

Сразу вспоминается детская забава: "В одной тёмной-тёмной комнате...". Но на самом деле нужна именно тёмная комната, настольная лампа, лист непрозрачной бумаги и любимая книга. Оказавшись в комнате, нужно максимально сосредоточиться, чтобы при этом вас не отвлекали никакие звуки. Закрыв страницу книги листом, нужно оставить один абзац, прочитать его и выключить лампу. Когда глаза уже привыкнут к темноте, нужно ещё раз на доли секунды включить лампу и прочитать абзац. Так нужно проделать несколько раз. Текст должен находиться в непосредственной близости от глаз, чтобы прочтение занимало доли секунды.

Таким образом на внутренней стороне сетчатки остаётся как будто фотография этого текста, которую можно воспроизвести в любой момент. Подобную методику использовали при подготовке военных, особенно разведчиков. От них требовалось воспроизведение информации с любого места. Они должны были воспроизвести в памяти строчку или слово с нужной страницы в любом абзаце.

Конечно, то, кто начнёт развивать фотографическую память у себя, вряд ли будет метить в военные. Но возможность запоминать зрительно много информации, не перегружая при этом мозг ненужными сведениями, привлекает многих.

Известен случай, когда студентка пошла сдавать экзамен по химии за подругу, ничего не смысля в этом предмете, так как сама училась на социологическом факультете. Но за два часа до экзамена прочитав учебник по химии, на блестяще рассказала материал по билету, просто воспроизведя в своём мозгу нужные страницы параграфа.

Важно помнить и другое: результат будет только в том случае, если вы будете упорно заниматься. Но, как известно, не всякий может проявить упорство в достижении цели. В этом случае тренировки могут со временем надоесть и превратиться в обузу. Психологи рекомендуют в этом случае составить список причин, которые помогут определить свою мотивацию.

Например, вы напишете: " Я развиваю фотографическую память, чтобы..." или "развитие фотографической памяти поможет мне..." Это будут фразы-мотиваторы. Без них вы сможете потренироваться от силы два-три дня, а потом это надоест.

Зато если вы сможете преодолеть лень, усталость, ваши возможности станут безграничными: за считанные секунды сможете прочитывать огромные тексты, даже целые книги, запоминать сложные тексты. А уж применение таким способностям можно найти в любой области.

Что такое фотографическая память?

Для того чтобы разгадать секрет фотографической памяти, мы должны понимать, как в принципе работает память каждого из нас. Существует научная гипотеза о том, что эмоции, слова, события, образы, люди, места, запахи, вкусы и сны формируют память человека уже после третьего месяца внутриутробного развития. Это работает как механизм для записи, хранения и классификации информации. Когда мы видим или узнаем что-то новое, это записывается в память через одно из пяти чувств, а затем становится тем, что мы называем воспоминаниями. Они формируют сеть нервной ткани мозга. Чем больше воспоминаний накапливается, тем больше мы забываем или, по крайней мере, вспоминаем сложнее. Новые связи между нейронами (сформированные последними воспоминаниями) являются наиболее доступными и активируются быстрее, именно поэтому мы вспоминаем легче ту информацию, которая зашифрована в них.

Это и есть естественный механизм нашей памяти - научиться забывать, чтобы узнавать новое. На первый взгляд, звучит совсем не логично, но это действительно один из ключевых принципов нашей памяти, сформулированный известным профессором Стэнфордского университета Робертом Бьорком.

Роберт Аллен Бьорк (Robert Allen Bjork)

Профессор Стенфордского университета. Доктор философских наук. Почетный профессор психологии в UCLA (Distinguished Professor ). Создатель парадигмы направленного забывания (Directed Forgetting Paradigm ). Специализации Роберта Бьорка: память и обучение.

Это можно проиллюстрировать следующим примером. Представьте, что вы не помните, где припарковали машину. Если бы наш мозг не имел такого механизма забывания, при первой же попытке вспомнить место парковки, вы бы получили все воспоминания, связанные с парковкой автомобиля в вашей жизни. Поиск в памяти был бы похож на электронный поиск файлов с ключевыми словами «парковка автомобиля». Конечно, это запутало бы еще больше, а полученную информацию все равно невозможно было бы использовать, чтобы найти машину. Таким образом, мозг производит классификацию информации и воспоминаний, делая менее важную информацию недоступной и оставляя ту информацию, которая наиболее важна для ежедневного выживания.

В отличие от обычной памяти фотографическая память фиксирует изображение любой сцены жизни, книжной страницы, лица (любой информации, которую можно воспринять зрительно) точно так же, как это делает фотоаппарат. При этом несущественные детали не удаляются, изображение не меняется с течением времени, а ранние изображения не вытесняются новыми. Можно сказать, что память «считывает» изображение так, как если бы оно находилось перед глазами каждый раз, когда вы пытаетесь вспомнить. Также фотографическая память может хранить тысячи разных изображений абсолютно нетронутыми, независимо от прошедшего времени. Теоретически, человек, обладающий такой памятью, может хранить целый архив документов и книг в голове - и использовать его в любое время. Если представить фотографическую память на линии графика с двумя противоположными концами, то на одном из них расположилась бы амнезия, а на другом фотографическая память. Подавляющее большинство людей находятся где-то между и имеют обыкновенную память, и только у единиц развивается фотографическая память.

В истории существует лишь несколько подтвержденных случаев обладания фотографической памятью. Например, Ким Пик, вдохновивший писателя Барри Морроу и режиссера Барри Левинсона на создание фильма «Человек дождя», мог прочитывать книжные страницы за 4 секунды и запоминать всю информацию. В конце жизни он помнил более 12 000 страниц.

Ким Пик (Kim Peek)

Американец с феноменальной памятью: запоминал до 98% прочитанной информации, за что получил прозвище «Ким-пьютер». Прототип героя Дастина Хоффмана в фильме «Человек дождя».

Ученый Джон фон Нейман мог запомнить текст любой сложности, включая ссылки и номера страниц, и в любой момент прочесть по памяти какой угодно параграф, словно книга все еще была перед его глазами.

Джон фон Нейман ()

Венгеро-американский математик. Сделал важный вклад в квантовую физику, квантовую логику, функциональный анализ, теорию множеств, информатику, экономику и другие отрасли науки. Создатель архитектуры современных компьютеров, а также теории игр и концепции клеточных автоматов. Участник Манхэттенского проекта.

Хотя свидетельства существования фотографической памяти неоспоримы, ученые не находят четких объяснений этому явлению, но при этом практически все согласны с тем, что фотографическую память нельзя развить с помощью тренировок или специальных упражнений.

Мнемоника или «искусство запоминания»

Тем не менее, существуют специальные техники, которые позволяют значительно улучшить память за очень короткое время и практически навсегда запомнить большой объем информации: несвязанных данных, цифр, текстов, иностранных слов. Это возможно благодаря методам мнемоники (слово «mneumonica» происходит из греческого языка и означает «искусство запоминания»).

Практически все мнемонические методы основаны на создании для запоминаемой информации ассоциаций с очень яркими, гротескными образами, которые сложно стереть из памяти.

4 шага для запоминания ассоциативным методом:

  1. Кодировать информацию в яркие образы.
  2. Создавать гротескные ассоциативные связи между образами.
  3. Запоминать последовательность связей через гротескный сюжет или сцену.
  4. Мысленно визуализировать сюжет или сцену для закрепления последовательности связей.

Этот метод используется для запоминания такой информации как не связанные между собой данные, длинные номера, исторические даты. Освоив эту технику, вы можете запомнить все эти данные в считанные секунды и практически навсегда сохраните их в памяти. Чудо? Нет, это просто еще одна врожденная способность нашего мозга - возможность создавать ассоциативные связи между воспоминаниями.

Память запоминает простые образы, которые используются в качестве точек опоры, чтобы воссоздать более сложные изображения или сцены. Говоря на языке информатики, такие образы являются корневым каталогом для нашей памяти.

Чем более простыми и гротескными являются образы, в которые кодируется информация, тем лучше они будут удерживаться в памяти и никогда не смешаются с похожими изображениями. Можно проиллюстрировать применение этого метода на практике с помощью наглядного примера. Вам необходимо запомнить, каким клиентам вашей фирмы и в каком порядке нужно позвонить в течение дня. Даже если вы запомните имена клиентов, все еще будет трудно вспомнить, в какой последовательности вы должны пообщаться с ними. Предположим, вы потратите немалое время для того, чтобы выучить последовательность телефонных звонков, но уже на следующий день не сможете точно вспомнить всю информацию, а через неделю забудете даже последовательность из четырех клиентов. Если же вы проявите креативность и создадите яркие образы, которые ассоциируются с каждым из клиентов, а затем придумаете ассоциативную связь, то без труда вспомните все спустя месяц и даже год.

Предположим, в списке телефонных звонков клиенты находятся в такой последовательности: Мария (домохозяйка), Петр (адвокат в юридической фирме), Люсия (продавец цветов), Андрес (пилот самолета), Моника (секретарь консалтингового холдинга), Николас (инженер), Изабель (водитель автобуса), Кармен (профессор психологии).

  • Шаг первый: кодируем информацию в образы.

Мария (домохозяйка): можно представить себе девушку в купальнике с огромной МАРкой на спине (начальные буквы слова помогают запомнить имя), летящую на метле вдоль берега (метла ассоциируется с ведением домашнего хозяйства). Редко можно увидеть на море девушку с метлой, не так ли? Это и есть гротескный образ, который воспринимается нашим сознанием очень легко. Его не спутать с реальным изображением из жизни.

Теперь нужно построить гротескный образ для следующего клиента, Петра. Можно представить одетого в старинную мантию мужчину с ПЕТухом в руке (ассоциация по начальным буквам имени). Одежда, в которой мы представляем Петра, сразу ассоциирует его с профессией адвоката. Чтобы еще лучше запомнить образ, можно добавить больше деталей (например, необычная прическа или выражение лица).

  • Шаг второй: создаем ассоциативную связь между созданными образами.

Например, Петр хочет поймать и защитить Марию, так как ее разыскивает инквизиция по подозрению в колдовстве. Это гротескная связь, которая вряд ли бы была возможна в реальном мире, поэтому наша память не сможет спутать ее с реальным событием.

  • Шаг третий: запоминаем последовательность связей путем построения сюжета.

Теперь нужно придумать конкретное действие, которое свяжет персонажей в определенной последовательности. Это должно быть именно действие, а не статичное изображение, если мы хотим надолго запомнить всю цепочку клиентов в определенной последовательности. Например, мы можем представить, что Петр бежит вдоль береговой линии, выпустив впереди себя петуха, чтобы догнать Марию, которая летит впереди на метле.

  • Шаг четвертый: мысленно визуализируем сцену.

Представляем придуманный сюжет как кино на экране. Получившаяся сцена должна быть яркой, со всеми деталями, которые мы придумали для персонажей. Это позволит запомнить всю цепочку на очень долгое время, если не навсегда.

Метод может показаться сложным, но если каждый раз, когда необходимо запомнить не связанную информацию с разными параметрами (как в описанном примере), вместо зубрежки использовать образы и связи, вы сможете развить свою креативность настолько, что на продумывание сюжета будет уходить несколько минут. Кроме улучшения памяти, это еще и развивает творческие способности, что высоко ценится сегодня в любой профессии.

Другой метод мнемоники называется метод локации (Method of Loci ) , или метод дворца памяти (Memory Palace ) . Его суть в том, что необходимо представить себе очень хорошо знакомое помещение или маршрут и «расставить» данные, которые нужно запомнить, в определенных местах помещения или маршрута, использовав гротескные образы. Пример: предположим, вы должны запомнить список и последовательность покупок. Представьте себе дорогу (место), которую вы знаете во всех деталях. Это может быть ваша комната, дом, путь на работу или в университет. Затем расставьте все объекты из списка покупок на определенных местах, связав их гротескными образами с объектами, которые там уже находятся. Например, «разместите» корову со стаканом молока у двери вашего дома, мысленно «развесьте» стаканчики с йогуртом на заборе. Представьте плавающую рыбу в затопленной автобусной остановке. Вообразите, что, садясь в машину, вы видите цыпленка вместо пассажира на переднем сиденье и т. д. Теперь проделайте в уме известный вам путь из дома на работу: вы выходите, видите забор, идете по улице, видите остановку, садитесь в машину, едете в офис. Создав гротескные образы, вы уже наверняка не запутаетесь, что и в какой последовательности нужно купить.

Уточним, что этот метод хорошо работает, только если вы почти наизусть знаете дорогу или место, которое используете для создания гротескных сцен и запоминания информации. Несмотря на кажущуюся простоту, благодаря этому методу можно запоминать практически неограниченное количество данных в определенной последовательности.

Техники мнемоники многообразны и не ограничиваются методами, о которых мы рассказали. Существуют более сложные методики, такие как численно-буквенный код, ассоциации с помощью рифм и т. п. Они требуют гораздо больше времени и усилий для освоения, но вместе с тем позволяют запоминать большие объемы информации в самых разных областях. Но даже сделав первый шаг и научившись применять ассоциации, вы почувствуете, что память намного улучшилась, стала более ясной. Вы также сможете без труда визуализировать идеи, а это очень полезно в бизнесе и карьере.

Эйдетическая или фотографическая память совмещает способность вспоминать с детальной точностью изображения, имена, слова и числа. Наличие сильной памяти базируется на нейропластичности мозга, то есть способности мозга в течение времени реорганизовать себя через отделения и формирования новых связей. В то время как некоторые удачливые люди рождаются с чрезвычайно острой памятью, другие затрудняются вспомнить что они съели на обед днем ранее. В то время как вероятность развития абсолютной фотографической памяти мала, есть определенные вещи, которые вы можете делать, чтобы значительно улучшить вашу способность вспоминать информацию. Продолжайте читать, чтобы узнать как.

Шаги

Часть 1

Изменения в стиле жизни

    Поборите депрессию. Много людей, которые страдают от депрессии, описывают потерю памяти и трудность сосредоточивания как один из их главных признаков. Беспокойство, депрессия, гнев и другие вызывающие напряжение условия увеличивают уровень кортизола в мозге, который может привести к повреждению клеток в гиппокампе, то есть в области мозга ответственной за сохранения памяти.

    Держите ваш мозг активным. Как и ваши мышцы, ваш мозг работает тем лучше, тем чаще вы тренируете его. К сожалению, много людей так подавлены повседневными проблемами, что они могут проводит дни подряд используя свой мозг в режиме автопилота. Попытайтесь внедрить в вашу неделю некоторые из следующих активизирующих мозг занятий:

    • Разгадывайте кроссворды,
    • Читайте книги (предпочтительно не художественнoю литературу),
    • Читайте газеты,
    • Играйте настольные игры,
    • Выучите новый язык или инструмент,
    • Подпишитесь на курс в вашем местном колледже.
  1. Тренируйтесь больше. Физическая активность увеличивает кровоток в каждой части вашего тела, включая ваш мозг. Это может дать вашему мозгу больше кислорода и существенных питательных веществ способствуя лучшей работе мозга. Стремитесь пять дней в неделю уделять по крайней мере 30 минут на занятие аэробикой.

    • Важно распределять ваши упражнения в течение недели так, чтобы обеспечить регулярное увеличение кровотока в мозг. Даже если у вас нет времени для формальной разминки, у каждого есть время на десятиминутную расслабленную прогулку.
    • Чтобы увеличить вашу подвижность внесите маленькие изменения в вашем образе жизни, например используете лестницу вместо лифта.
  2. В меру употребляйте спиртное. Чрезмерное употребление алкоголя может заблокировать ключевые рецепторы мозга, которые необходимы для сохранения памяти, также возможно выделение стероидов, что влияет на обучение и память. Тем не менее, есть некоторые доказательства, что умеренное употребление алкоголя может фактически защитить Вашу память в долгосрочной перспективе. Одно французское исследование показала, что вероятность заболеть болезнью Альцгеймера у в меру пьющих (1 - 2 стакана вина в день) опрошенных людей старше 65 меньше.

    Часть 2

    Стратегии улучшения памяти
    1. Минимизируйте отвлекающие факторы. Для многих людей забвение не проблема памяти, а результат неспособности запоминать информацию первоначально в связи с чрезмерной отвлеченностью. Когда возможно, попробуйте не делать несколько вящей одновременно и вместо этого сосредоточьте все свое внимание на завершение одной задачи. Хотя, с точки зрения сохранения времени, заманчиво делать несколько вещей одновременно, вы, более вероятно, запомните информацию, если будете выполнять каждую задачу по отдельности, что в долгосрочной перспективе сэкономит вам время.

    2. Используйте визуальные ассоциации. Один способ помочь вам вспомнить что-то, быть это названием книги или место где вы оставили свои ключи, состоит в том, чтобы потратить несколько секунд на визуализацию данного предмета. Например, если объект книга с названием «Тысяча сияющих солнц» уделите минуту, чтобы визуализировать изображение тысячи сияющих солнц. Сохранения изображения в вашей памяти может помочь вам вспомнить название книги позже.

      • Точно так же, если вы ставите свои ключи от машины на кухонный стол, попытайтесь вообразить свои ключи делая что-то глупое в кухне, например приготовление или съедание фруктов из вазы для фруктов. Когда позднее придет время искать ваши ключи, вы вряд ли забудете, ту глупую сцену которую вы создали в вашей голове.
    3. Повторяйте имена. Даже только после 30 секунд многие люди затрудняются вспомнить имена людей, которых они только что встретили. Это вероятно, потому что мы склонны так сосредотачиваться на нас (как мы выглядим, вежливы ли мы, и так далее), что мы игнорируем восприятие имя другого человека. Это может быть особенно трудно, если вы представляетесь нескольким людям сразу.

      • Один способ бороться с этим явлением состоит в том, чтобы повторять имя человека прямо после встречи: "Приятно было вас встретить, и имя". Если вы не слышали имя должным образом или не поняли, как оно произноситься, обязательно разъясните это сразу же, чтобы избежать необходимости спрашивать снова позже.
      • Другой способ помнить имена состоит в ассоциировании нового имени с вашим знакомым, у которого такое же имя. Если к этому времени у вас нет знакомых с тем же именем, попробуйте вспомнить персонаж из книги или фильма с тем же именем. Создание таких ассоциаций может помочь вам вспомнить имя позже.
    4. Используйте "чанкинг". Чанкинг - это психологический термин для техники задержания памяти, смысл которого заключается в группировании цифр, слов или предметов содержащихся в листе с целью их запоминания.

      • Если вы пытаетесь помнить пункты в продуктовом списке, то попытайтесь собрать их в группу по различным категориям как фрукты, овощи, замороженные товары, приправы, мясо, и так далее. Альтернативно, разделите продуктовый список имея в виды потенциальное блюдо; например, вы можете сгруппировать салат, помидор, огурцы, козий сыр и уксус в одну категорию, названную "ингредиенты салата".
      • То же самое может быть сделано, деля наборы чисел в меньшие секции; это пригодится, пытаясь вспомнить ваш номер кредитной карточки, номер социального страхования или номер телефона. Например, вместо того чтобы пытаться вспомнить следующую последовательность: 77896526, вы могли бы разбить его в 77-896-526. Повторение числа самому себе будет намного легче, если вы сделаете это по маленьким секциям.
    • Многие люди обеспокоены потерей памяти, когда, фактически они должным образом не впитали первоначальную информацию, потому что были слишком отвлечены во время учебы. Помните, что просто, потому что вы видели или слышали что-то однажды, не обязательно означает, что вы сосредотачивались достаточно хорошо, чтобы постоянно сохранить эту информацию в вашей памяти. Лучший способ бороться с этим состоит в том, чтобы быть полностью сосредоточенном при изучении новой информацию.
    • Если вы страдаете от серьезного беспокойства или депрессии, поговорите со своим доктором прежде, чем попытаться диагностировать само себя или заняться самолечением.