Духовые инструменты: список, названия. Язычковые музыкальные инструменты Язычковый пневматический музыкальный инструмент

Язычковые музыкальные инструменты
Язычковые музыкальные инструменты, пожалуй, одна из самых интересных групп музыкальных инструментов. Звук создается при помощи специфического язычка, который на одном конце закреплен, а на другом свободен. Поток воздуха или защемление данного язычка и создает звук. Чтобы понять, что именно это за предметы, стоит представить перед собой такие всем известные язычковые музыкальные инструменты, как баян, губную гармошку, гармонь. Сейчас такие предметы мало используются для создания современной музыки, но стоит отдать им должное - в свое время им не было альтернативы.
Язычковые музыкальные инструменты также могут быть помесью с духовыми или даже клавишными. Саксофон - яркий пример духового язычкового класса, который работает с помощью вдуваемого музыкантом воздуха и язычка, который колеблется именно под его потоком. Там же на поверхности есть клавиши, которые регулируют попеременность необходимых нот. Кларнет, гобой, фагот - все они также относятся к язычковым инструментам. Среди нестандартных можно назвать китайские хулус и бау, а также африканскую калимбу. Есть также самозвучащие, где звук воспроизводится методом натягивания и отпускания того самого язычка.

Духовые язычковые инструменты
Духовые язычковые инструменты являются представителями слияния двух классов. В них звук создается путем попадания воздуха в музыкальный инструмент и колебания язычка под его воздействием. Данный класс можно поделить на две большие группы: обычные (медные) и деревянные. Кларнет, гобой, саксофон и фагот - это представители первой большой группы. Балабан, дудук, шалмей, зурна, тутек и шалюмо созданы из дерева и по своей специфике мало используются для создания классической и современной музыки. Это, скорее, национальные, с этническим окрасом предметы, используемые нашими предками для исполнения песен. Интересен тот факт, что многие современные музыканты, которые овладели искусством игры, скажем, на саксофоне, не умеют играть на губной гармошке или дудке. Все из-за того, что эти инструменты хоть и находятся в одном типовом классе, а имеют разный диапазон звучания и оригинальную технику работы. Мелодии, созданные с помощью вышеописанных музыкальных приборов, нельзя спутать ни с чем другим. Наши предки использовали именно их для оповещения важных новостей, для сопровождения празднеств или важных событий. Саксофон же по праву принято считать королем среди духовых и язычковых музыкальных инструментов, потому как один он породил сразу несколько направлений в музыке.

Язычковые инструменты — высокое искусство музыки в элементарных вещах
Язычковые инструменты представляют собой совокупность предметов, которые воспроизводят мелодию за счет движения и гибкости специальной пластинки (язычка), которая вибрирует из-за потока воздуха или защемления клавиши. К классу язычковых инструментов относятся баяны, гармоники, варганы и губные гармошки. В каждом примере этого типа музыкальных приспособлений есть свои особенности. Например, обычная гармошка, состоит из так называемых "мехов" и специальных планок, которые при определенном положении и нажатии издают звук. Расположение кнопок соответствует определенной ноте, которую нужно воспроизвести.
Язычковые инструменты — это очень оригинальный класс музыкальных приборов. В разные времена они переживали различные уровни популярности. Сегодня язычковые инструменты являются преимущественными в народном творчестве и в некоторых форматах современной эстрады. Хорошо забытое старое — так смело можно называть гармоники и аккордеоны, играть на них сейчас модно и необычно, что позволяет судить об их дальнейшей активной реализации в современной музыке.

Звучащим телом кубыза является язычок, а возбудителем звука - палец исполнителя, приводящий его в движение. Роль резонатора выполняет артикуляционный аппарат в совокупности всех его составляющих: полость рта, губы, зубы, язык, дыхательные пути, гортанная и надгортанная области, диафрагма, черепная коробка. Иногда в качестве дополнительного резонатора кубызист использует округло согнутую кисть левой руки, в которой располагается основание инструмента. Усилителями звука являются воздушная струя, направляемая дыханием играющего, и соответственно выбранная позиция артикуляционного аппарата. Кроме того, громкость звука зависит от силы удара исполнителя по язычку кубыза.

Существует три вида кубыза

§ Рамочный — язычок вырезается внутри «пластинки-щепки», что обеспечивает более надёжную конструкцию, но затрудняет прямой доступ исполнителя к язычку инструмента. На пластинке с двух сторон крепятся верёвочки: одна для держания инструмента, а другая для ритмичного подёргивания, в результате которого язычок начинает вибрировать и появляется звук. (К таким видам варганов можно отнести башкирский агас-кубыз, кыргызский жигач-ооз-комус и т.д)
В процессе игры изгибается сама рамка, которая в последствии заставляет вибрировать язычок. (К таким видам варганов относятся вьетнамский данмои, китайский коусян, камбоджийский и филипинский бамбуковые варганы и т.д) прим. «варган-щепка» нередко использовался в качестве детской игрушки.

Кубыз Вахитова - Гибрид №1 (КТ9) http://khomus.ru/market/index.php?SECTION_ID=323&ELEMENT_ID=7183#start

§ Пластинчатый — как правило изготавливается из архаичных материалов: дерево, кость, по традиционным технологиям. Без знания этих технологий сделаный инструмент не будет звучать. В последнее время пластинчатые варганы стали изготавливать из разных металлов: сталь, латунь. Упругий металл предпочтительней для изготовления пластинчатых варганов, так как он обладает лучшими аккустическими качествами. Вероятно, сдерживающим фактором в использовании металла был его недостаток в некоторых культурах Сибири. Но при определённом достатке металл мог применяться для ритуальных варганов, а в наши дни и для песенных. Показательным примером является коллекция пластинчатых варганов из металла, которая найдена археологами в Северном Приуралье — в зоне исторического расселения югорских этносов. Эта коллекция датируется XI-XVвв., т.е. периодом, когда здесь жили южные манси [Казаков, 1977; Головнев, 1998; Напольских, 1998]. Следовательно, находка археологов свидетельствует о том, что в XI-XV вв. у народов Югры варган являлся важным ритуальным предметом, но отнюдь не игрушкой, на изготовление которой можно было израсходовать столь ценный в то время металл. Встречается пластинчатый варган в пяти регионах Сибири: северо-восточный, юго-восточный, западный, северо-западный, юго-центральный и центральный. Пластинчатый варган у тувинцев (юго-центральный район) уникален, и исторически связан с культурными традициями североенисейских этносов. У народов Енисея следует прежде всего обратить внимание на мифологический статус инструмента. У кетов и югов пластинчатый варган пымель, изготавливаемый из берёзы либо мамонтовой или медвежьей кости, является инструментом Кайгуся — покровителя всех животных [МС, 1991, с. 270; Атлас МИН, 1963, с. 147; 1975, с. 193] Кайгусь имел облик медведя и играл на щепе, торчащей из ствола поваленной берёзы. Считалось, что таким образом медведь-хозяин подражал голосам «рыб, зверей, птиц». Он научил охотников с помощью этого жужжащего инструмента собирать зверей. У кетов и югов охотники перед промыслом играли на пымеле и «собирали» рыб, зверей и птиц. [Алексеенко, 1988, с. 19-20]

Тувинский хомус

§ Дуговой — имеет форму изогнутого стержня, на котором закреплён язычок-вибратор. Дуговой варган изготавливается только из металла. Подразделяются на кованные, полукованные и гнутые.

· кованные — форма корпуса варгана выковывается в том виде, в котором и будет использована.

· полукованные — выковывается заготовка, которую в последствии изгибают, придавая необходимую форму.

· гнутые — берётся металлический прут (проволока) и изгибается до требуемой формы.

1.Кубыз (щипковый музыкальный инструмент)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

3.

К группе язычковых музыкальных инструментов относят инструменты, звук в которых образуется за счет колебаний упругих язычков, размещенных в проемах специальных голосовых планок. Возбуждение язычков осуществляется благодаря разнице воздушных давлений, создаваемых с одной и другой сторон язычка.

В состав язычковой группы входят гармони, баяны,аккордеоны и ряд других инструментов. Иногда к этой группе инструментов относят и некоторые духовые инструменты,в которых применяются одинарные или двойные трости (язычки). В отличие от духовых инструментов с язычками (тростями) к группе язычковых отнесены только те инструменты, в которых используются проскакивающие (проходящие) язычки, помещаемые в так называемые голосовые планки.

Разделение язычковых на хроматические и диатонические

По построению звукоряда язычковые инструменты делят на диатонические и хроматические. К первым относят в основном гармони, ко вторым — баяны, аккордеоны и некоторые другие инструменты. Иногда под гармонью (гармонией, гармоникой) понимают всю группу язычковых инструментов с проскакивающими металлическими язычками, расположенными в проемах голосовых планок и имеющими специальные каналы для подачи струи воздуха.

Отличия язычковых инструментов

Язычковые инструменты, имеющие воздушные камеры переменного объема (меха), конструктивно мало отличаются друг от друга и представляют собой разновидности гармоней, баянов, аккордеонов.

Между собой язычковые инструменты различаются строем, диапазоном звучания, количеством голосов (наибольшее число одновременно звучащих язычков при одной нажатой кнопке или клавише), количеством регистров (переключателей каналов подачи воздуха к язычкам), наличием или отсутствием возможности включения готовых аккордов.

Условные обозначения в зависимости от характеристик

Для удобства определения типа инструмента в зависимости от количества голосов, регистров и диапазона звучания принято
условное числовое обозначение, например аккордеон 41 Х 120-III.7/2. Первое число (в примере — 41) обозначения указывает
количество клавиш в правой части корпуса (в мелодии), второе число (120)- количество кнопок в левой части корпуса (в ак-
компанементе). Если второе число представляет собой дробь, то в числителе ставят общее число кнопок аккомпанемента, в знаменателе - количество выборных кнопок. Третье число (III) показывает количество голосов, четвертое число (7/2)- количество регистров в мелодии (числитель) и в аккомпанементе (знаменатель).

Особенности строя язычковых

Настройка язычков (голосов), соответствуюших одной нажатой кнопке (клавише), производится на различные частоты. Так, при четырехголосье один из язычков-основной (строевой), причем частота его соответствует нотации, второй - на октаву
ниже основного, третий - на октаву выше основного, четвертый настроен на ту же, что и основной язычок, частоту, но с повышением или понижением ее на несколько герц ( ), что в сочетании с основным тонов создает биения (физиологический унисон).

Ряд планок (язычков), имеющих частоту выше частоты основного язычка, называют рядом пикколо. Язычки могут быть настроены и на другие частоты.

Различные тембры звука получают включением соответствующих регистров, т. е. групп язычков. B инструментах с одним или двумя голосами регистровых переключателей обычно не делают.

Современные язычковые инструменты широко используются для сольного, ансамблевого, оркестрового исполнения музыкальных произведений, а также для аккомпанирования и учебных целей.

Гармонь,как разновидность язычковых инструментов

Гармонь-наиболее простой инструмент из числа язычковых, снабженных мехами.

Гармонь состоит из грифа 12 (рис. 7.1), игровых кнопок 11,сетки 9, предохраняющей клапаны 10 от механических поврeждений, рычагов клавиатурной механики 13, резонаторов 8 с голосовыми планками мелодии, меха 7, резонатора 6 c голосовыми планками аккомпанемента, механики 14, кнопок левой клавиатуры 4, клапанов левой клавиатуры 3, левой сетки 2, левого ремня 1.

При растяжении (сжатии) меха создается разница давлений внутри и вне корпуса инструмента, что при открытом клапане (нажатой кнопке) приводит к движению воздуха через соответствующую голосовую планку и возбуждению в ее проеме язычка (голоса).

Гармони в основном делаются двух-, трех- и четырехголосными. У трех- и четырехголосных гармоней может быть 1-4 регистра.

Аккомпанемент y гармоней делают как готовым, так и выборным. Строй в основном диатонический.

Гармони делят на два основных вида: «хромки», издающие при сжатие и растяжение мехов звуки одной и той же высоты, и «венки», издающие при сжатии и растяжении мехов звуки различной высоты при одной и той же нажатой кнопке. «Венки» изготовляют с русским строем(более высокий тон извлекается при сжатии) и немецким (более высокий тон извлекается при растяжении) строем.

Диапазон звучания гармоней может быть различный. Для большинства из них он составляет примерно три октавы (табл. 7.1).

Звукоряд (расположение кнопок) «хромки» (рис. 7.2) отличен от звукоряда «венки» (рис. 7.3).

Кнопки гармоней могут располагаться в один, два или три ряда, в зависимости от чего гармонь называют одно-, двух- или трехрядной. B аккомпанементе имеются кнопки басовых звуков и кнопки готовых аккордов (рис. 7.2, б).

Аккорды составляют мажорные и минорные трезвучия и септаккорды.

При трехрядном расположении кнопок ближний к меху ряд состоит из кнопок, называемых басовыми. Второй и третий ряды
состоят из чередующихся пар кнопок, нижняя из которых басовая, верхняя - аккордовая.

Язычки мелодии настраивают в соответствии с принятыми диапазонами звучания и раскладкой.

Имеется ряд национальных гармоней (татарская, азербайджанская, дагестанская), приспособленных для исполнения национальной музыки. Они отличаются раскладкой (используются специальные клавиши вместо кнопок) и диапазоном звучания.

Основной недостаток гармоней — ограниченные исполнительские возможности(исключительно в сравнении с баянами и аккордеонами, конечно).

Музыка окружает нас с самого детства. И тогда же у нас появляются первые музыкальные инструменты. Помните свой первый барабанчик или бубен? А блестящий металлофон, по пластинкам которого нужно было стучать деревянной палочкой? А дудочки с дырочками на боку? На них при определенной сноровке можно было даже сыграть простые мелодии.

Игрушечные инструменты - это первый шаг в мир настоящей музыки. Сейчас можно приобрести самые разные музыкальные игрушки: от простеньких барабанов и гармошек до почти настоящих пианино и синтезаторов. Вы думаете, это только игрушки? Вовсе нет: в подготовительных классах музыкальных школ из таких игрушек составляются целые шумовые оркестрики, в которых малыши самозабвенно дуют в дудочки, стучат в барабаны и бубны, подстегивают ритм маракасами и играют первые песенки на ксилофоне... И это их первый настоящий шаг в мир музыки.

Виды музыкальных инструментов

В мире музыки существует свой порядок и классификация. Инструменты подразделяются на большие группы: струнные, клавишные, ударные, духовые , а еще язычковые . Какие из них появились раньше, какие позже, сейчас трудно сказать наверняка. Но уже древние люди, стрелявшие из лука, заметили, что натянутая тетива звучит, тростниковые трубочки, если в них подуть, издают свистящие звуки, а ритм удобно отбивать на любых поверхностях всеми подручными средствами. Эти предметы стали прародителями струнных, духовых и ударных инструментов, известных уже в Древней Греции. Так же давно появились язычковые, а вот клавишные были изобретены чуть позднее. Рассмотрим эти основные группы.

Духовые

В духовых инструментах звук издается в результате колебаний столба воздуха, заключенного внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук он издает.

Духовые делятся на две большие группы: деревянные и медные . Деревянные - флейта, кларнет, гобой, фагот, альпийский рог... - представляют собой прямую трубку с боковыми отверстиями. Закрывая или открывая отверстия пальцами, музыкант может укоротить столб воздуха и изменить высоту звука. Современные инструменты часто делаются не из дерева, а из других материалов, однако по традиции называются деревянными.

Медные духовые задают тон любого оркестра, от духового до симфонического. Труба, валторна, тромбон, туба, геликон, целое семейство саксгорнов (баритон, тенор, альт) - типичные представители этой самой громкой группы инструментов. Позднее появился саксофон - король джаза.

Высота звука в медных духовых меняется за счет силы выдуваемого воздуха и положения губ. Без дополнительных вентилей такая труба может издавать только ограниченное число звуков - натуральный звукоряд. Для расширения диапазона звучания и возможности попадать на все звуки была придумана система вентилей - клапанов, изменяющих высоту столба воздуха (как боковые отверстия на деревянных). Слишком длинные медные трубы, в отличие от деревянных, можно свернуть, придав им более компактную форму. Валторна, туба, геликон - примеры свернутых труб.

Струнные

Тетиву лука можно считать прообразом струнных инструментов - одной из самых главных групп любого оркестра. Звук здесь издается колеблющейся струной. Для усиления звука струны стали натягивать над полым корпусом - так появились лютня и мандолина, цимбалы, гусли... и хорошо знакомая нам гитара.

Струнная группа делится на две основные подгруппы: смычковые и щипковые инструменты. К смычковым относятся скрипки всех сортов: скрипки, альты, виолончели и огромные контрабасы. Звук из них извлекается смычком, которым водят по натянутым струнам. А для щипковых смычок не нужен: музыкант пальцами защипывает струну, заставляя ее колебаться. Гитара, балалайка, лютня - щипковые инструменты. Как и красавица арфа, издающая такие нежные воркующие звуки. А вот контрабас - смычковый или щипковый инструмент? Формально он относится к смычковым, но часто, особенно в джазе, на нем играют щипками.

Клавишные

Если пальцы, ударяющие по струнам, заменить молоточками, а молоточки приводить в движение с помощью клавиш, получатся клавишные инструменты. Первые клавишные - клавикорды и клавесины - появились в средние века. Звучали они довольно тихо, но очень нежно и романтично. А в начале 18-го века изобрели фортепиано - инструмент, на котором можно было играть как громко (форте), так и тихо (пиано). Длинное имя обычно сокращают до более привычного "пианино". Старший брат пианино - да что там брат - король! - так и называется: рояль . Это уже инструмент не для маленьких квартир, а для концертных залов.

К клавишным относится и самый большой - и один из самых древних! - музыкальных инструментов: орган. Это уже не ударно-клавишный, как пианино и рояль, а клавишно-духовой инструмент: не легкие музыканта, а воздуходувная машина создает поток воздуха в систему трубок. Управляется эта огромная система сложным пультом управления, в котором есть все: от мануальной (то есть ручной) клавиатуры до педалей и переключателей регистров. Да и как иначе: органы состоят из десятков тысяч отдельных трубок самых разных размеров! Зато и диапазон у них огромен: каждая трубка может звучать только на одной ноте, но когда их тысячи...

Ударные

Древнейшими музыкальными инструментами были ударные. Именно выстукивание ритма было первой доисторической музыкой. Звук может издавать натянутая мембрана (барабан, бубен, восточная дарбука...) или сам корпус инструмента: треугольники, тарелки, гонги, кастаньеты и прочие стучалки и гремелки. Особую группу составляют ударные, издающие звук определенной высоты: литавры, колокольчики, ксилофоны. На них уже можно сыграть мелодию. Перкуссионные ансамбли, состоящие только из ударных инструментов, устраивают целые концерты!

Язычковые

А можно ли еще как-то извлекать звук? Можно. Если один конец пластинки из дерева или металла закрепить, а второй оставить свободным и заставить колебаться, то получим простейший язычок - основу язычковых инструментов. Если язычок один, получим варган . К язычковым относятся гармони, баяны, аккордеоны и их миниатюрная модель - губная гармоника .


губная гармоника

На баяне и аккордеоне можно увидеть клавиши, поэтому они считаются и клавишными, и язычковыми. Язычковыми являются и некоторые духовые: например, в уже знакомых нам кларнете и фаготе язычок спрятан внутри трубы. Поэтому разделение инструментов на эти типы условно: существует много инструментов смешанного типа .

В 20 веке дружное музыкальное семейство пополнилось еще одной большой семьей: электронными инструментами . Звук в них создается искусственно при помощи электронных схем, а первым образцом был легендарный терменвокс, созданный еще в 1919 году. Электронные синтезаторы могут имитировать звучание любого инструмента и даже... играть сами. Если, конечно, кто-то составит программу. :)

Разделение инструментов на эти группы - всего лишь один из способов классификации. Существует и много других: например, китайцы объединяли инструменты в зависимости от материала, из которого они были изготовлены: деревянные, металлические, шелковые и даже каменные... Способы классификации не так важны. Гораздо важнее уметь распознавать инструменты и по внешнему виду, и по звуку. Этому мы и будем учиться.

Язычковые инструменты - это семейство музыкальных инструментов, которым характерно звукообразование при помощи язычка - гибкой вибрирующей пластинки небольших размеров.

Шэн - первый язычковый инструмент

Первому язычковому музыкальному инструменту предположительно около 2 тысяч лет. Речь идет о древней китайской гармонике, называемой «шэн». В странах Древнего Востока она считалась священным инструментом и использовалась во время религиозных действ. Шэн существовал на протяжении нескольких тысячелетий и был одним из самых популярных инструментов в Бирме, Лаосе и Тибете. Он также был известен на территории России, куда впервые попал в 10 веке. Сохранились сведения, подтверждающие, что в середине 18 века придворные российского царя увлекались игрой на шэне.

Конструктивно шэн представлял собой небольших размеров круглый короб с вставленными в него по окружности бамбуковыми трубочками, которые в нижнем своем крае были снабжены пластинкой с язычком. Шэн производил звуки в двенадцати тональностях и был прост в использовании.

Ручная гармонь

Не во всех язычковых музыкальных инструментах воздух вдувается ртом, эту роль могут выполнять мехи. Они были изобретены 1,5 тыс. лет до н.э. в Древней Греции или Египте, только использовались они не для звукоизвлечения, а для раздувания огня.

Первая ручная была изготовлена в 1797 году Франтишком Киршником. Он зарабатывал на жизнь настройкой клавикордов и органов. Однажды известный ученый Христиан Кратценштейн пригласил его в свою мастерскую для проведения ряда экспериментов, в результате которых была изобретена новая музыкальная конструкция - язычковые планки. Используя эту конструкцию, Франтишк собирает маленький орган и везет его в Санкт-Петербург.

Ручная гармоника прижилась в России. В Туле было открыто первое производство таких гармоник. Она считалась романтическим инструментом благодаря своему нежному и выразительному звучанию, хорошо аккомпанировала народным песням.

Изобретение губной и ручной гармоники

Губные гармошки в последние годы переживают новый всплеск популярности. А изобрел этот музыкальный инструмент немец Фредерик Бушман, в 1821 году, дав ему красивое имя «Аура». В его гармонике язычки, приводимые в движение выдохом музыканта, могли свободно проскакивать в отверстия рамы и издавать звуки. Такого типа губные гармошки представлены двумя видами - хроматическая и диатоническая.

Год спустя, Бушман изобрел еще одну разновидность язычковых музыкальных инструментов - малую ручную гармонику. Он просто снабдил камертон, который использовался для настройки органов, кожаным мехом.

Аккордеон

Аккордеон - это усовершенствованный вариант малой ручной гармоники Бушмана. Датой рождения аккордеона считается 1829 год, когда в Вене была впервые представлена гармоника нового типа с аккомпанементом на левой клавиатуре. Каждая из пяти кнопок этой гармоники давала один аккорд при сжатии и другой при растяжении мехов. Такого типа гармоники с аккордовым аккомпанементом получили название аккордеоны.

Гармоники венского и немецкого типа

Гармоники принято делить на два типа, в зависимости от страны, где они изготавливаются, и, соответственно, конструктивных особенностей. С точки зрения звучания они кардинальных различий не имеют.

Так, немецким гармоникам диатонического строя свойственно размещение клапанов мелодии на правой крышке, а клавиатуры - на выносном грифе слева. Их иначе называли двух- или четырехпланочными, поскольку в каждом ряду было по две планки.

У венских гармоник было иное расположение клапанов и клавиатуры: на правой крышке - клапаны, а левая клавиатура - уже на крышке аккомпанемента. Эти гармоники иначе называют двухрядками.