Как ребенку сидеть за партой или столом, чтобы сохранить правильную осанку. Презентация "правильная посадка за партой" Правильная посадка ребенка за письменным столом

Профилактика нарушений осанки.

При обучении в ОУ на первый план выходит необходимость длительно поддерживать статическую позу сидя за столом (партой). Дети проводят за столом от 4 до 6 ч., а в школе от 6 до 10 ч. Вместе с тем статическая выносливость у детей и подростков невелика, утомление организма развивается относительно быстро (это связано с возрастными особенностями двигательного анализатора). Так, у первоклассников через 5-7 мин, а у второклассников через 9-10 мин сокращённые мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления. Внешне это проявляется в изменение позы, двигательном беспокойстве.

Трудной задачей для детей является и неподвижное стояние. Дети (даже в младших классах) не могут удержать стойку «смирно» более 5-7 мин.

Большая статическая нагрузка ещё больше возрастает, если уребенок сидит за мебелью неправильной конструкции или не отвечающей своими размерами длине и пропорциям тела. В этих случаях ребенок не может сохранять правильную рабочую позу, в результате чего и нарушается осанка.

Поэтому для профилактики нарушений осанки очень важны:

  1. Правильный подбор мебели.
  2. Обучение детей правильной посадке.
  3. Обучение детей правильно держать тело.
  4. Обеспечить достаточный двигательный режим, регулярную смену деятельности, использовать физкультминутки.

Подбор мебели.

Мебель должна соответствовать росту ребёнка.

Стул должен соответствовать пропорциям тела и иметь спинку. Спинка стула и сиденье должны быть жёсткими, профилированными (спинка - по форме изгибов позвоночника, сиденье - профилированным по форме ягодиц и бёдер). Глубина сиденья должна быть не менее 2/3 – 3/4 длины бедра, чтобы не сдавливались подколенные кровеносные сосуды и нервы.

Высота сиденья стула над полом должна быть равна длине голени сидящего со стопой (от подколенной впадины) + 5-10 мм на каблук. При этом ноги ребёнка должны быть согнуты во всех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) под прямым углом.

Стол подбирается следующим способом: в положении сидя – предплечья должны свободно опираться о крышку стола, при этом плечи ребёнка не опущены и не приподняты. Крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки. В положении стоя - ребёнок должен опираться всей ладонью о крышку стола, плечи при этом должны располагаться симметрично. параллельно крышке стола.

Если школьники сидят за более высокими столами, чем им требуется по росту, то неправильное положение тела и ассиметрия плеч отмечаются в 44% случаев. При рассаживании за более низкие столы ассиметрия плеч регистрируется у 70% учащихся. Кроме того, в этих случаях были получены данные, свидетельствующие о большом напряжении мышц спины и туловища, о резко выраженной ассиметрии и активности спинных и шейных мышц правой и левой половины тела. Такие же изменения наблюдаются при использовании стула, имеющего прямую спинку, наклон сиденья назад, укороченное сиденье.

Для соблюдения правильной посадки и профилактики нарушений нужно соблюдать определённые соотношения между столом и стулом :

1). Дистанция спинки – расстояние (по горизонтали) от спинки стула до края стола. Оно должно быть равно величине передне-заднего диаметра грудной клетки + 3-5 см (на изменение грудной клетки при дыхании).

2). Дистанция сиденья – расстояние (по горизонтали) между передним краем стола и краем стула.

Дистанция сиденья должна быть отрицательной, т. е. край стула должен заходить под крышку стола на 4-5 см.

Нулевая и особенно положительная дистанция не позволяет ребёнку сохранять правильную посадку за столом. При них ребёнок сильно наклоняется вперёд, что увеличивает нагрузку на мышцы спины и шеи и приводит к утомлению.

Дистанция сиденья:

1 - нулевая; 2 – отрицательная; 3 – положительная.

Дистанция спинки и дистанция сиденья – взаимозависимые показатели. Их правильность можно определить следующим образом: между передним краем стола и грудной клеткой ребёнка должна проходить ладошка (или кулачок).

3). Дифференция – высота стола над сиденьем стула. Она должна позволять сидящему свободно класть руки на стол, без поднимания или опускания плеч. При большой дифференции ребёнок поднимает плечи (особенно правое), при маленькой – сгибается, горбится, низко наклоняет голову. Это приводит к ассиметричному положению тела и искривлению позвоночника, а также сокращает расстояние от глаз до стола.

Оптимальная дифференция определяется следующим образом: уровень столешницы должен быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки сидящего человека.

Каждому ребёнку подбирают стол и стул в соответствии с его ростом. На основе исследований детей и подростков принята ростовая шкала с интервалом в 15 см, на основе которой разработаны стандарты на учебную мебель 6 номеров по ГОСТам (с соответствующей цветовой маркировкой).

Стулья и столы одного размера маркируются, т.е. помечаются определённым цветом. Это необходимо, чтобы ребёнок мог самостоятельно найти нужные ему стол и стул. В каждой группе (классе) необходимо иметь мебель не менее трёх групп (номеров). Только в этом случае каждому ребенку можно обеспечить рабочее место, соответствующее его росту.

Правильная посадка ребёнка за партой.

Занятия за столом (партой) связаны со статическим напряжением мышц спины, шеи, живота, конечностей. Детям надо длительное время сохранять рабочую позу, а выносливость к статическим усилиям у детей низкая. Длительное вынужденное сидение в одной позе способствует нарушению осанки. Поэтому нужно обучить детей правильной посадке за столом.

Правильная посадка обеспечивает сохранение работоспособности на уроке. При правильной посадке создаются наилучшие физиологические и гигиенические условии для работы учащегося за партой: нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение.

Наиболее устойчивой и наименее утомительной является прямая посадка с лёгким наклоном корпуса вперёд. При этом для уменьшения напряжения мышц важно увеличить количество точек опоры. Поэтому ребенок должен :

· сидеть на всём сиденье;

· опираться спиной (пояснично-крестцовой частью) о спинку стула;

· предплечьями – о крышку стола (предплечья должны свободно лежать на крышке стола, создавая дополнительную опору и уменьшая мышечное напряжение);

· опираться ногами о пол или подставку. При этом ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под углом 90 ;

· ровно держать корпус, лишь слегка наклоняя голову и туловище вперёд при чтении и письме (оптимальный угол наклона в грудной части корпуса составляет 170 . Слегка наклонённое положение туловища более рациональное, чем выпрямленное, оно облегчает нагрузку на связочно-мышечный аппарат и цнс. Но наиболее физиологичной считается возможность перехода от прямой посадки к слегка наклонённой, возможность свободно изменять угол наклона корпуса и положения рук.

· между туловищем и краем стола должно оставаться свободное пространство – 4-5 см (это расстояние соответствует ширине ладони или кулачка ребёнка). Это обеспечивает свободное дыхание, грудь и живот не сдавлены.

· Плечи должны быть на одном уровне и располагаться параллельно крышке стола;

· Расстояние от глаз до книги (тетради) должно быть не менее 30 см (равно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами). Это проверяется следующим образом: Если поставить руку на локоть, то глаза должны быть на уровне большого пальца руки.

Правильная посадка возможна только в том случае, если мебель соответствует росту ребёнка.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11

Сутулая спина – это бич школьников. Долгие часы, проведенные за партой в школе, за рабочим столом дома, плохое освещение рабочих поверхностей, вынуждающее чуть ли не ложиться на стол, отсутствие достаточной двигательной активности, откладывают свой неизгладимый след на детских спинах. Неужели нельзя ничего сделать, чтобы сохранить осанку красивой?

Повод для беспокойства

Физиологи убеждены, правильная осанка не передается по наследству, ее нужно заработать, вернее выработать. Чтобы ребенок ходил, стоял и сидел красиво, чтобы у него возникла естественная потребность все это делать правильно, родителям надо приложить немалые усилия. Однако игра стоит свеч, ведь правильная осанка не только делает человека красивым, но и более устойчивым: вертикальное расположение туловища не требует чрезмерного напряжения мышц. К тому же, физические нагрузки при ходьбе, беге и прыжках гораздо легче переносятся, потому что позвоночник лучше амортизирует.

Выпрямленное туловище, под­нятая голова, расправленные плечи – пользу правильной осанки трудно недооценить. В отличие от нее, сутулая или, того хуже, кривая спина не только некрасива, она даже вредна, ведь препятствует нормальному функционированию внутренних орга­нов, затрудняет дыхание и ухудшает кровообращение. Человек с неправильной осанкой быстрее устает как при физической, так и при умственной деятельности. Стоит ли говорить, что близорукость и остеохондроз - тоже частые спутники искривленного позвоночника.


Надо заметить, что исправлять осанку никогда не поздно. Частично выровнять спину (по крайней мере, в одежде не будет заметно) можно и в 15-16 лет. Однако для этого надо будет приложить немало усилий, потратить уйму времени на консультации врачей. Вот почему проблему легче предупредить, чем бороться с последствиями. Большую часть своего времени ребенок проводит за партой и от этого никуда не деться. Поэтому следует как можно лучше проанализировать все недостатки рабочего места школьника, ведь даже в школе можно подобрать стул и стол согласно возрасту и росту малыша. Угол между голенью и бедром (ступни ровно стоят на полу) сидящего ребенка должен быть прямым, если же он острый – следует подобрать стул побольше, если тупой – соответственно поменьше. Правильно подобрать можно и стол.

Если ребенок сидит прямо, а руки его свободно свисают, то локоть должен находиться на 5-6 см ниже крышки стола. Расстояние от рабочей плоскости до глаз ребенка должно быть в пределах 30-35 см. Если стул стоит правильно, то у малыша не будет необходимости наклоняться вперед или прогибаться назад. Расстояние между краем стола и туловищем должно быть в ширину ладони. Но не только от рабочего места зависит осанка ребенка, немаловажно и освещение этого самого места. Ясно, что недостаток света будет провоцировать ребенка «писать носом». Если же кроха и так плохо видит, то опасность искривления позвоночника возрастает в разы. Но не только в школе, а и дома нужно правильно подбирать мебель для ученика.

Следует помнить и о левостороннем освещении рабочего стола. Чтобы нагрузка на позвоночник была оптимальной, нужно отдыхать 15 минут через каждые 45 минут. А также необходимо учитывать, что физическая активность не только дает разгрузку при умственных напряжениях, но и с помощью правильно подобранных упражнениях можно достаточно развить мышечный каркас спины, а, следовательно, укрепить позвоночник.

Красивая осанка - ключ к здоровью и привлекательному имиджу. Физиологически правильное положение тела благоприятно влияет на состояние позвоночника, внутренних органов и систему кровообращения. Кроме того, прямая спина и развернутые плечи у большинства людей ассоциируются с образом успешного человека.

Привычка держать спину ровной формируется в детстве, и обязанность родителей воспитать у ребенка навык и желание следить за своей осанкой. С первых дней обучения в школе малышу следует объяснить, как правильно сидеть за партой при письме, и обеспечить комфортное рабочее место.

Период обучения в школе - время активного роста и формирования позвоночника. Ребенок много времени проводит за столом, возрастает нагрузка на скелетную и мышечную систему, органы зрения. Правильная осанка за партой поможет избежать многих заболеваний, которыми люди обзаводятся именно в школьный период жизни. Это сколиоз, ухудшение зрения, проблемы в работе пищеварения, головные боли, повышенная утомляемость.

  • туловище расположено вертикально, корпус выпрямлен;
  • голова наклонена под углом не более 15°;
  • плечи располагаются на одинаковой высоте: воображаемая линия, проведенная вдоль плечевого пояса, строго параллельна плоскости парты;
  • локти не упираются в стол, а лежат свободно;
  • дистанция между рабочей зоной и глазами ученика составляет не менее 30 см;
  • ноги полной стопой стоят на полу либо специальной подставке;
  • тазовая и бедренная части корпуса соприкасаются с сиденьем;
  • ребёнок опирается спиной на спинку стула.

Соблюдение этих правил возможно лишь в том случае, если ребенок обеспечен комфортным рабочим местом, разработанным с учетом санитарно-гигиенических требований к мебели для детей школьного возраста.

Правильная парта для ребенка

Процесс приучения ребенка правильно сидеть за партой в школе должен начинаться дома. На помощь придут специальные ортопедические столы-трансформеры, которые обеспечивают детям максимально физиологичное положение тела. Благодаря регулируемым ножкам и специальным механизмам такие парты «растут» вместе с ребенком, гарантируя комфорт с первых дней обучения до подросткового возраста.

«Растущие» парты FunDesk предназначены для детей от 1,5 лет. Особенностью изделий является столешница с регулируемым углом наклона до 60° и многоступенчатый механизм изменения высоты парты и стула. Минимальная высота модели составляет 54 см. Максимальная высота рабочего места стандартна для взрослых письменных столов - 76 см. В зависимости от модификации, парты оборудованы отсеками для канцтоваров, полками, выдвижными ящиками, подставками и корзинами для книг.

Парты-трансформеры KANTOR представлены школьными и домашними моделями, рассчитанными на учащихся 3-16 лет. Пошаговый механизм позволяет корректировать высоту стола и стула в зависимости от роста ребенка. Регулятор угла наклона дает возможность выбирать оптимальное положение столешницы для различных видов деятельности: письма, рисования, черчения. Парты представлены как в строгом дизайне, так и в ярких розовых и синих расцветках, разработанных специально для мальчиков и девочек.

Формирование правильной осанки у школьников – одна из первоочередных задач родителей и учителей. Правильно сидеть за столом ребенку нужно для того, чтобы избежать нарушений развития позвоночника, мышц спины и внутренних органов. Согласно медицинской статистике, среди детей с различными типами искривлений позвоночника чаще встречаются заболевания дыхательной системы (пневмонии, астмы, бронхиты), пищеварительного тракта (гастриты, холецистит, колики, запоры) и ЦНС (нарушения внимания и расстройства памяти).

В данной статье мы поговорим о профилактике нарушений осанки у школьников и о том, как правильно должен сидеть ребенок.

Как правильно сидеть школьнику за партой?

Правильная осанка за партой не только предотвращает развитие искривлений позвоночника, но и повышает работоспособность, а также положительно сказывается на качестве умственной деятельности и внимательности.


Как правильно сидеть за столом школьнику:

  • колени под столом должны быть согнуты под прямым углом;
  • линия спины и бедер также должны образовывать прямой угол;
  • локтевые суставы должны полностью лежать на столе;
  • стопы ног должны полностью стоять на полу (или специальной подставке);
  • на спинке стула должен быть специальный выступ (опора для поясницы);
  • спина должна быть ровной, не напряженной;
  • высота стола должна соответствовать росту ребенка. Таким образом, школьнику не придется сутулиться или слишком высоко поднимать локти;
  • не стоит склонять вперед голову или сгибать при сидении спину. Шея должна быть прямой, а спина прикасаться к спинке стула.

Как правильно выбрать стол?

Правильная осанка во многом зависит от правильно организованного и от качества письменного стола и стула. В течение жизни, по мере роста ребенка, мебель должна «расти» вместе с ним. Для этого можно либо регулярно покупать новые столы и стулья, либо же изначально выбрать модели с возможностью регулировки высоты, угла наклона и прочих характеристик.

Важно также помнить, что слишком яркая или светлая мебель отражает много световых лучей, а слишком темная поверхность письменного стола поглощает свет. И то, и другое приводит к быстрой утомляемости глаз ребенка. Лучше всего выбирать нейтральные цвета столешницы (пастельные или оттенки натурального дерева).

Профилактика нарушений осанки у детей

Отличной профилактикой нарушений осанки является спорт. Регулярные умеренные физические нагрузки помогают поддерживать тонус мышц спины и живота, что значительно снижает риск искривлений позвоночника. Конечно же, наиболее важным элементом формирования правильной осанки является сознательный контроль над правильностью положения тела при сидячей работе. Не только сами дети, но и родители постоянно должны контролировать правильность осанки, стараясь всегда сидеть прямо, не сутулясь и не сгибаясь.

Активное формирование скелета ребенка приходится как раз на школьные годы. То есть, на то время, когда человек большую часть времени проводит в школе за уроками. Поэтому школьнику очень важно знать, как правильно сидеть за партой. Иначе последствия будут печальными. Самое меньшее, что грозит детям – плохая осанка и .

Почему важно правильное сидение за партой

Позвоночник каждого человека имеет несколько . Это необходимо для равномерного распределения нагрузки при прямохождении. Но кости заканчивают свое формирование уже после подросткового возраста, а в процессе роста они еще слишком мягкие и подвержены деформации. Мышцы спины, поддерживающие позвоночный столб в нужном положении еще слабые и при неправильном сидении или сне на слишком мягкой поверхности, позвоночник деформируется.

Больше всего искривлению способствует неправильное сидение. Неудивительно, что с начальных классов детям ставят диагноз сколиоз. Кифозы и лордозы диагностируются реже, а плохая осанка – практически у всех. Исключение – дети, которые занимаются спортом, танцами, классической хореографией.

Неправильная осанка всегда вызывает боли в мышцах. Нарушение кровообращения в шее провоцирует головные боли. Из-за сутулости сдавливаются легкие, поэтому уменьшается глубина вдоха, организм получает меньше кислорода, что приводит к утомляемости и плохому самочувствию. Страдает и пищеварение, так как сдавливается желудок, другие органы ЖКТ.

Все эти отклонения нельзя назвать критичными, это не болезни. Однако отклонения в работе внутренних органов – фактор риска. Склонность к бронхитам, гастриту, заболеваниям желчного пузыря – во многих случаях причиной этого является неправильное положение тела за столом. Поэтому взрослые должны знать, как правильно учить ребенка сидеть (см. ).

Как надо сидеть во время урока

  1. Спина и бедра должны быть под прямым углом.
  2. Колени согнуты под прямым углом.
  3. Стопы находятся на подставке, а не висят в воздухе.
  4. Шея прямая.
  5. Спина касается спинки стула, не сгибается.
  6. Плечи развернуты.
  7. Локти на столе.

Эти рекомендации необходимо соблюдать в школе и дома, всегда, чем бы ребенок ни занимался. Но чтобы было легче сидеть, родители должны обеспечить своему чаду правильную мебель – невозможно соблюдать осанку, сидя за слишком высоким столом или на неправильном стуле.

Как подобрать мебель для ребенка

Чтобы ребенок сидел удобно, нужно подобрать правильный стол. Ориентироваться стоит на школьные парты – у них оптимальная высота и столешница установлена под небольшим наклоном. Такое положение столешницы позволяет удобно писать, без необходимости наклоняться вперед или сутулить плечи. Для дома, чтобы обеспечить правильное положение спины сидя, нужно поискать стол с такой же столешницей. Хороший вариант – трансформеры, в которых столешница может менять свое положение.

Естественно, выбирается и подходящая высота стола. Подходящим будет тот вариант, при котором ребенок будет сидеть ровно, положив руки на стол, согнув локти правильно. Желательно покупать модель с регулируемой высотой, в этом случае не придется обновлять меблировку год за годом, стол будет «расти» вместе с учеником.

Нужно обратить внимание и на цвет мебели. Оптимальный вариант – пастельные оттенки или окраска под дерево. Слишком темный цвет будет поглощать световые лучи, слишком светлый или яркий – отражать, и оба варианта не подходят ребенку, так как у него будут быстро утомляться глаза.

Для правильной осанки важен и стул. Желательно покупать модель с ортопедической спинкой, тогда не возникнет проблем с тем, как правильно должен сидеть ребенок. Благодаря спинке, туловище сидящего малыша само принимает физиологичное положение. Высота стула должна быть регулируемой, желательна подставка под ноги, для большего комфорта.

Как правильно учить сидеть маленького ребенка

Школа школой, но навыки правильного сидения и осанки должны прививаться с более раннего возраста. Нужно знать, как правильно научить сидеть малыша. Постоянные напоминания «выпрями спину, сядь ровно, не сутулься» неэффективны.

Чтобы малыш ровно держал спину, нужно обеспечить его соответствующей мебелью. Да, пусть не «взрослой», но правильной. Главную роль в формировании осанки дошколят играет стул – пусть он будет ортопедическим. Если есть и стол, то правила его выбора не меняются.

Второй момент – общее укрепление скелета и мышц. С этой точки зрения, очень полезно ходить босиком, там, где это возможно. Через босые ступни передается сенсорная информация к остальным частям тела, что помогает мозгу лучше анализировать, контролировать пространственное положение тела. Соответственно, контролировать осанку становится проще.

Конечно же, нужно напоминать ребенку, как правильно сидеть в кресле или на диване – там, где ортопедической спинки нет, но есть все условия, чтобы «развалиться». Нет, малыш не должен сидеть «по струнке» всегда, но его таз должен находиться как можно ближе к спинке кресла, дивана – тогда будет и удобно, и правильно.

Узнайте, и какой вид спортивной деятельности лучше всего выбрать.

Прочитайте про : основные показания, как выбрать и носить приспособление.

Родителям на заметку! различного возраста.

Необходимы занятия спортом или танцами. Они нужны всем и не только для осанки. Общее укрепление организма, регулярная физическая активность – вот что требуется каждому ребенку.

Но для формирования правильной осанки лучше всего подходит плавание, футбол или баскетбол (см. ). Эти виды спорта способствуют укреплению всех мышц, в том числе плечевого пояса, спины – то, что нужно для профилактики сколиоза.

А еще отлично формируют осанку гимнастика или танцы – классическая хореография, бальные или народные. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть даже не на профессионалов, а на тех, кто занимается танцами три или четыре года – разница очевидна. К тому же это тоже хорошая физическая нагрузка, благотворно влияющая на развитие ребенка, делающая его тело более сильным, гибким и пластичным.