Пролив между европой и африкой. Гибралтар: пролив, порт и заморская территория

Как люди открывали свою землю Томилин Анатолий Николаевич

Гибралтарский пролив

Гибралтарский пролив

Если, огибая Пиренейский полуостров, двигаться сначала вдоль испанского, а затем португальского берега, примерно до 37 градусов северной широты, а потом повернуть на восток, то судно скоро окажется перед воротами Средиземноморья - Гибралтарским проливом.

Глубокая сбросовая впадина разделяет здесь Европу с Африкой. Расстояние между двумя континентами всего километров двадцать. А в наиболее узком месте с капитанского мостика можно разглядеть оба берега.

Сам Гибралтар - военно-морская и авиационная база и крепость. Полуостров образован массивной скалой, господствующей над проливом и соединенной с материком низким песчаным перешейком. Принадлежит Гибралтар по сей день Великобритании. Причем англичане весьма гордятся своими владениями на юге Пиренейского полуострова.

В старой лоции Гибралтарского пролива и Средиземного моря, составленной гидрографом английского флота Джоном Парди, переведенной лейтенантом И. Шестаковым и изданной у нас в городе Николаеве в 1846 году, написано:

«Громадная скала Гибралтарская, в 1400 фут вышиною, встает внезапно из бездны вод и гордо возвышается над Испаниею и Африкою… Укрепления и просторные галереи, высеченные в известковой скале, поражают удивлением. Место, по мнению самых искусных стратегиков, решительно неприступно».

В древности народы, жившие по берегам Средиземного моря, называли скалы у Гибралтарского пролива (согласно римским мифам) Геркулесовыми столбами и считали краем света, за пределы которого мореплавателям выходить нельзя, потому что там их ждет неминуемая гибель. Древние греки и римляне хорошо знали знаменитую скалу и называли ее Кальпе. А вот важность ее стратегического значения первыми оценили арабы примерно в VIII веке, когда вторглись из Африки в Испанию. Они основали на ее крутых склонах крепость, которую назвали по имени своего полководца Тарик-Ибн-Сеида Джебель-ат-Тарик, то есть Гора Тарика. Со временем это название исказилось и превратилось в Гибралтар…

Гибралтарский пролив - немалое препятствие для тех, кто желает с Европейского континента переехать в Африку. Каждый год паромы переправляют через него до 3,7 миллиона человек и около 370 тысяч автомашин. Летом, в сезон отпусков, на паромы и катера постоянно стоят длинные очереди.

В 1981 году 500 специалистов из 20 стран мира собрались в городе Танжере, расположенном на северо-западе Марокко у Гибралтарского пролива, чтобы обсудить проект прямого сообщения из Европы в Африку.

Английские специалисты, имеющие опыт строительства мостов со сверхдлинными пролетами, предложили соорудить через пролив подвесное сооружение. У себя на родине британцы уже построили мост через эстуарий (от латинского «aestuarium» - затопляемое устье) реки Хамбер с центральным пролетом в 1410 метров длиной. Между двумя опорными мачтами на высоте 155 метров натянуты два троса толщиной с железнодорожную цистерну. Они и держат гигантский пролет. Но как поставить опоры? Глубина Гибралтарского пролива, сильные ветры и мощные течения делают осуществление предложенного решения очень трудным.

А вот что придумали японские инженеры. В этой стране уже давно ведутся работы по прокладке тоннеля длиной в 54 километра между островами Хоккайдо и Хонсю. Понятно, что японские фирмы стоят за тоннель между Европой и Африкой, им это привычнее.

Постройка моста сотрудничества и братства - так думают назвать его политические деятели обоих континентов - состоится, если удастся собрать 2,5 миллиарда долларов. Такова предположительная стоимость сооружения. Если средства отыщутся, то строительные работы, возможно, начнутся после 1985 года. Окончание же их планируется на 2000-й, а то и 2050 год…

Первая осада Гибралтара была осуществлена кастильскими войсками в 1309 году. В то время на земле Пиренейского полуострова шла реконкиста - отвоевание народами, населяющими полуостров, своих земель, захваченных арабами и берберами, которых местное население называло маврами. Испанский военачальник взял крепость. По приказу короля в ней поселили преступников, освобожденных из тюрем.

Несколько раз крепость переходила из рук в руки. Испанцев сменяли арабы. Потом она снова оказывалась у испанцев. Как-то раз алжирские пираты обложили крепость, но она выдержала осаду.

Значение Гибралтара росло. Ведь он стоял в самом узле морских дорог эпохи первоначальных колониальных завоеваний.

В 1704 году во время войны за испанское наследство соединенная англо-голландская эскадра под командованием английского адмирала Рока захватила Гибралтар. Сколько ни старались испанцы отбить крепость, попытки им не удавались. А девять лет спустя по Утрехтскому мирному договору Гибралтар окончательно закрепили за англичанами. С той поры он стал опорной базой Великобритании для ее колониальных захватов в Африке, на Ближнем Востоке и даже в Индии.

В течение всего XVIII века испанцы пытались либо отобрать силой, либо выменять Гибралтар у англичан. Но их попытки ни к чему не привели. В Великобритании прекрасно понимали значение неприступной скалы в горле Средиземного моря.

Особенно возрос интерес к Гибралтару, когда построили Суэцкий канал. В то время в Африке усилились позиции Франции. В 1904 году англичане подписали с французами декларацию, по которой оба правительства соглашались не допускать возведения укреплений или стратегических сооружений в испанской зоне на марокканском побережье. Испании пришлось присоединиться к этой декларации. Европейские державы договорились о постоянном поддерживании в Гибралтарском проливе достигнутого положения. На юридическом языке в международном праве такое состояние называется «статус-кво».

ИОНИЧЕСКОЕ МОРЕ. Часть Средиземного моря между Балканским и Апеннинским полуостровами и островами Крит и Сицилия. Глубина его в южной части - до 5121 метра. Площадь - 169 тысяч квадратных километров. Крупные заливы: Скуиллаче, Катания, Таранто, Патраикос, Кипарисиакос, Месиниакос. Главные порты: Патры, Керкира, Таранто, Катания.

Названо по имени одного из главных древнегреческих племен - ионийцев, населявших Аттику, часть Эвбеи, острова Хиос, Самос и другие. В XI–IX веках до нашей эры эти племена колонизировали часть побережья Малой Азии (область Иония), а также берега Мраморного и Черного морей.

И в первой, и во второй мировых войнах Гибралтар являлся английской военной базой. Казалось бы, чайке не пролететь, чтобы ее не заметили дозорные. И тем не менее фашистские подводные лодки хозяйничали по обе стороны Геркулесовых столбов. Как это могло быть…

Еще в прошлом веке русский адмирал и ученый Степан Осипович Макаров обнаружил, что из-за жаркого климата с поверхности Средиземного моря испаряется очень много воды. А рек в море впадает мало. И уровень Средиземного моря все время оказывается по этой причине ниже уровня Атлантического океана. Естественно, что воды из Атлантики непрерывным потоком идут через Гибралтарский пролив, создавая довольно мощное течение.

Но еще удивительнее оказалось то, что на глубине, под этим течением, оказалось противотечение, которое шло из моря в океан.

Во время второй мировой войны обоими этими течениями весьма ловко пользовались фашистские подводные лодки. В Атлантическом океане, у входа в пролив, они ночью погружались на малую глубину и выключали двигатели. Течение бесшумно переносило их в море мимо ничего не подозревающих английских акустиков. Точно так же действовали подводные рейдеры и при выходе из моря в океан. Только погружались они глубже и использовали не течение, а противотечение.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

11. 10. Пролив Святого Георгия в Англии Сделаем здесь дополнение к нашей работе по истории Англии , том. 2. В ней мы выдвинули и обосновали гипотезу, что первоначально в X-XII веках н.э. Константинополь назывался в некоторых хрониках Лондоном. Затем, после падения

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги Татаро-монгольское иго. Кто кого завоевывал автора Носовский Глеб Владимирович

10. Пролив Святого Георгия в Англии Напомним о нашем исследовании истории Англии, изложенном в книге «Новая хронология Руси, Англии и Рима». Там мы выдвинули и обосновали предположение, что в XI–XII веках город Троя = Царь-Град = Иерусалим Босфоре назывался в некоторых

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Полководец автора Карпов Владимир Васильевич

Бросок через пролив Итак, в течение июля – августа 1943 года Красная Армия нанесла сокрушительное поражение гитлеровцам на Курской дуге. В конце сентября наши войска вышли к Днепру и форсировали его на широком фронте, захватив большие плацдармы на той стороне.В первой

автора Янг Эдвард

Глава 14 МАЛАККСКИЙ ПРОЛИВ На базе царила суматоха. В проходе между штабом и кабинетом командира сновали командиры субмарин и штурманы, офицеры плавбазы и посыльные из радиобюро. Я почти налетел на Вершойл-Кемпбелла, который командовал «Морским львом», когда я учился на

Из книги Крадущиеся на глубине. Боевые действия английских подводников во Второй мировой войне. 1940–1945 гг. автора Янг Эдвард

Глава 21 ЧЕРЕЗ ЛОМБОКСКИЙ ПРОЛИВ 8-я подводная флотилия была первым подразделением Королевского ВМФ, базировавшимся в Западной Австралии. Население Перта, Фримантла и других окрестных городков встретило нас очень радушно. Люди открыли нам свои сердца, двери домов и

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

11.10. Пролив святого Георгия в Англии Напомним здесь наш анализ истории Англии, см. «Тайна русской истории», гл. 6:9. Мы выдвинули и обосновали гипотезу, что первоначально, в XI–XIII веках город Троя = Царь-Град назывался в некоторых хрониках также и ЛОНДОНОМ. Затем, после падения

Из книги Атлантиды моря Тетис автора Кондратов Александр Михайлович

Гибралтарский прорыв Во времена Платона Геракловыми столпами, вне всякого сомнения, считался Гибралтарский пролив. Основав город-крепость Гадес, или Гадир, финикийцы, прибывшие в Испанию из города Тир, воздвигли в честь своего верховного бога Мелькарта (название

Из книги Азовский флот и флотилии автора Коган Василий Григорьевич

Керчь и Керченский пролив Керченский пролив и Керчь могли бы рассказать о появлении в 1699 году у керченских берегов первого русского военного корабля «Крепость» и сопровождавшей его эскадры, о сражениях русского и турецкого флотов в период русско-турецкой войны 1768–1774

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

Бунт подавлен, пролив найден Однажды, когда в апреле 1520 года корабли вошли в маленькую бухту, начался бунт. Тридцать человек с корабля «Консепсион» захватили корабль «Сан-Антонио», убили часть оставшихся верными Магеллану моряков, остальных заковали. Ночью они

автора Низовский Андрей Юрьевич

К Атлантике через Берингов пролив В 1825 г. капитан Фредерик Уильям Бичи получил от брит анского Адмиралтейства задание отправиться на поиски Северо-Западного прохода со стороны Тихого океана и, отыскав его, пройти возможно дальше по нему, а затем вдоль северного

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Через Берингов пролив Задача отыскать Северо-Восточный проход была поставлена русским правительством перед экспедицией М.Н. Васильева, отправившейся в начале июля 1819 г. вокруг Африки в Тихий океан на двух шлюпах – «Открытие» и «Благонамеренный». В середине мая 1820

Из книги Десант на Эльтиген автора Гладков Василий Федорович

Бросок через пролив Было это 25 сентября 1943 года. Я получил телефонограмму из штаба фронта: прибыть к генералу армии И. Е. Петрову. Первая встреча с командующим фронтом волновала. От товарищей я слышал о генерале много хорошего. Говорили, что это человек не только обширных

Из книги Пролив в огне автора

О книге «Пролив в огне» и ее авторах Документальная повесть «Пролив в огне», написанная ветеранами Черноморского флота В. А. Мартыновым и С. Ф. Спаховым, рассказывает о боевых действиях советских воинов в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа в 1941-1944 годах. Те

Из книги Пролив в огне автора Мартынов Валериан Андреевич

Керченский пролив - наш! Сто шестьдесят пять суток действовала переправа, и все это время артбатареи 163-го и 167-го дивизионов Керченской ВМБ вместе с артиллерией Приморской армии поддерживали артогнем боевые действия войск на керченском плацдарме, прикрывали переправу,

Малага - относительно небольшой и компактный город, на осмотр которого в принципе достаточно одного дня. В моём же случае поездка вмещала в себя практически три полных дня, поэтому целесообразно было не ограничиваться лишь Малагой, но и поездить по окрестностям. В Андалусии много интересных мест - и Гранада со своим знаменитым дворцово-парковым ансамблем Альгамбра (одним из наиболее ярких дошедших до нас памятников маврского периода), и столица области Севилья, и расположенный на обрыве ущелья городок Ронда, и ряд других городов. На юге Испании своя культура, своя атмосфера, которая очень сильно отличается и от Каталонии, и от Кастилии, где мне доводилось бывать до этого. Тем не менее, я решил съездить из Малаги не в один из других древних городов Андалусии, а совершить более необычную и интересную вылазку - мне давно хотелось посмотреть Гибралтарский пролив, узкую горловину, соединяющую Средиземное море (а, следовательно, и много других морей с ним связанных) с бескрайней Атлантикой; место, где Европа на расстоянии буквально вытянутой руки встречается с Африкой.


Наиболее классическим вариантом было бы съездить из Малаги в город Гибралтар - заморскую британскую территорию, с начала XVIII века занимающую огромную 400-метровую скалу в самой видной и стратегически важной точке Гибралтарского пролива. Впрочем, тут есть один нюанс: Гибралтар - это территория Великобритании, и для посещения его российским туристам нужна либо специальная Гибралтарская виза, либо виза Великобритании сроком действия более 12-месяцев. Моя британская виза закончилась в октябре, да и то она была шестимесячной, то есть в любом случае не подходила для Гибралтара, а заниматься новыми визовыми формальностями ради нескольких спонтанных часов в городе я естественно не стал. На въезде в Гибралтар есть погранконтроль - для обладателей европейских паспортов он, естественно, формальный; я читал в интернете, что и некоторым россиянам, сделав уверенное каменное лицо, удавалось туда проехать без местной визы (на въезде в Гибралтар местные погранцы тормозят для проверки примерно одну машину из четырех). Будучи законопослушным человеком, я для себя такой вариант даже не рассматривал - зато придумал другой интересный маршрут: на противоположном берегу того же самого залива, на котором стоит Гибралтар, находится крупный испанский городок Альхесирос - промышленный центр и крупный порт, откуда отправляются паромы в Марокко. Альхесирос даже ближе, чем Гибралтар находится к самой узкой части Гибралтарского пролива, и туда каждые полчаса бегают автобусы из Малаги. Что ж - едем в Альхесирос. Пришел на Малагский автовокзал, взял билет, два часа пути (от Альхесироса до Малаги чуть более 100 километров) - и мы на берегу Гибралтарского пролива.

Надо сказать, посмотреть на Африку из Европы мне удалось не с первого раза. Едва мы прибыли в Альхесирос, как зарядил такой ливень, что о каких бы то ни было прогулках помышлять не приходилось.

1. На улице вода стеной - хорошо, что подвернулся удачный кабак, где можно было посидеть, обсохнуть и отведать равиоли с каким-то местным пивом.

2. Я заранее прикинул по карте, куда нужно идти, чтобы оказаться в самом узком месте Гибралтарского пролива, с которого как на ладони видна Африка. Это от центра Альхесироса километров пять по проселочной дороге. Дождь чуть-чуть приутих - что ж, можно выйти из кабака и продолжить прогулку. По пути нашлось красивое местечко, откуда открывались отличные виды на бухту, побережье Альхесироса и расположенный на высокой скале на другой стороне залива британский город Гибралтар.

3. Скала Гибралтара после дождя окутана большим белесым облаком.

4. Вдоль берега выстроилась «первая линия» домишек.

5. А в другую сторону уже видна Африка! Дальний берег - это Марокко. Судно на фото заворачивает направо и направляется в Гибралтарский пролив. Именно на ту проходящую вдоль берега дорогу, которую видно на фото, нам и надо держать путь. Погода скверная - вот-вот снова зарядит дождь, но не сидеть же на месте, когда Африка буквально манит из-за мыса: надо рискнуть, да и разнообразить поездку какой-нибудь немного экстремальной вылазкой интересно. :)

6. Что ж - сказано сделано: до того места навскидку минут сорок ходьбы. Примерно выбираем кратчайший путь - и вперед вдоль берега! :)

7. Несколько пасмурный пляжный пейзаж с пальмами. :)

8. Путеводители по Испании пишут, что на побережье Андалусии солнце светит в среднем более 310 дней в году. Надо признать, что мне выпала редкостная удача - я оказался в этом месте в один из редких оставшихся 55-ти. :) Не прошло и трети пути, как с неба одна за другой начали падать крупные капли, и вскоре дождь снова зарядил что было сил - причем в этот раз окончательно и бесповоротно. :)

9. Кабака в этот раз поблизости не было - я оказался застигнутым ливнем посреди проселочной дороги: деваться некуда, промокнуть насквозь всё равно уже судьба, поэтому продолжаем путь: только вперед, и ни шагу назад. :)

10. Еще полчаса пути по дороге под проливным дождем - и мы на берегу Гибралтарского пролива в самом узком его месте. Вот и маяк - страж этих мест.

11. Впрочем, если в 310 солнечных дней года отсюда открываются фантастические панорамы морских просторов и высоких гор Марокко на противоположном берегу, то в оставшиеся 55 дней - вот такая картина: кругом вода - сверху, снизу, сбоку, вперед, назад, где-то в пелене дождя видны суда, идущие в Гибралтарский пролив, но почти тут же закрываемые дождевой завесой.

12. Впрочем, надо сказать, и в таких залитых дождем пейзажах есть своя прелесть, какая-то своя изюминка:)

13. Но это я сейчас так пишу, когда рассматриваю фотографии на экране компьютера. А тогда ощущения были совсем иные - вода была буквально везде, от макушки и до кончиков носков и в иных потаённых местах организма. А как дивно хлюпало в кроссовках! И лишь фотоаппарат чувствовал себя сухо и относительно комфортно в чехле - оказываясь в гуще дождевой вакханалии лишь в те моменты, когда я доставал его чтобы сделать очередной снимок: вот, например, этой полузаброшенной рыбацкой деревушки.

14. Еще сорок минут под холодным проливным дождем - и мы снова в Альхесиросе. На пару минут дождь притих - и снова где-то вдали показались скалы Африки и огни города Сеута - расположенного по ту сторону Гибралтарского пролива довольно крупного порта Марокко. Африка поманила десять минут, и снова скрылась в пелене проливного дождя.

Два часа в холодном автобусе в промокшей одежде, и наконец, долгожданная гостиница Малаги. Быстрее отжимать одежду - и потом на час в спасительную горячую ванну. Да, первая попытка посмотреть на Африку из Европы оказалась весьма специфической - не могу сказать, чтобы совсем неудачной, но и повторять такой пятичасовой ледяной душ мне бы в будущем тоже не очень хотелось. Хотя и говорят, что для организма закалка полезна. Тем не менее, мне хотелось постоять на берегу Гибралтарского пролива несколько по-другому, поэтому на следующий день я снова сел в автобус и поехал в Альхесирос - в надежде на то, что в этот раз всё-таки будет один из обещанных 310-ти солнечных дней Андалусии. :)

16. И снова знакомая дорога, извилистым серпантином вьющаяся вдоль берега, и вновь на том берегу бухточки возвышается могучая скала Гибралтара, и вновь десятки судов на глади воды. Но на этот раз всё срослось - голубое небо, солнце и ни намека на вчерашнюю непогоду! Ура! Идем смотреть Африку и Гибралтарский пролив! :)

17. На берегу до наших дней сохранилось множество старых фортификаций. Неудивительно - район Гибралтарского пролива издавна является одним из стратегических мест Европы.

20. Выходим на берег Гибралтарского пролива в самом узком месте. До Африки здесь - всего около 20 километров. Фантастически смотрится маяк на фоне туманных гор Марокко!

23. Движение судов в Гибралтарском проливе очень оживленное. Много тут и паромов, связывающих Европу с Африкой - паромы курсируют из Гибралтара, Альхесироса, Кадиса через пролив в Танджер и другие города Марокко на африканском берегу.

24. Между Европой и Африкой - фото на память.

26. На небольшом пятачке на скалистом берегу дежурила группа энтузиастов с огромными фотоаппаратами - они снимают птиц, парящих над Гибралтарским проливом.

28. Европа, Африка вдали и небольшая испанская деревушка на переднем плане.

29. Горы Африки и морской балкер, на широких просторах кажущийся крошечной лодкой. Африка тут совсем близко - добивает местная сотовая связь, и МТС радостно приветствует тебя в Марокко. :)

30. Еще некоторые панорамы Гибралтарского пролива и окрестностей.

34. А нам пора назад, в Альхесирос - по извилистой дороге вдоль берега. Вчера здесь была стена дождя, а сейчас пять или шесть километров до города пройти исключительно приятно! :)

35. Маяк на берегу, далекий берег Марокко и скоростной паром, направляющийся в Альхесирос из Танджера.

36. Сегодня величественная скала британского Гибралтара предстает перед нами во всей красе!

38. Какая фантастически прозрачная бирюзовая вода!

Гибралтарский пролив или Гибралтар - международный пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным побережьем Африки, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном.

Течения

В Гибралтарском проливе, так же как и в Мессинском проливе и Босфоре, наблюдается сильное поверхностное течение; вызванное тем, что уровень воды в Средиземном море ниже, чем в Атлантическом океане. Дело в том, что Средиземное море вмещает за счет впадающих в него рек лишь небольшую часть тон влаги, которую оно теряет в результате испарений, еще часть воды оно получает из Черного и Мраморного морей через Босфор и Дарданеллы, но основная масса воды поступает в Средиземное море из Атлантического океана через Гибралтарский пролив со скоростью 2 узлов (1 узел - 1,852 км/ч).

При этом Гибралтарский порог, перегораживая пролив, препятствует проникновению в Средиземное море холодных атлантических глубинных вод, что способствует возникновению явления гомотермии, которое усугубляется тем, что средиземноморские воды из-за высокой солености тяжелые (соленость вод Средиземного моря в восточной части составляет 39%, а в западнойв районе Гибралтарского пролива, она падает до 37%).

В свою очередь Средиземное море сбрасывает свои воды в Атлантический океан, образуя второе, подводное течение со скоростью 1,5 узла. Воды юго-восточной части бассейна, в которых концентрация соли больше на 2,5%, опускаются и, возвращаясь на запад, образуют промежуточный слой на глубине 200— 500 м, часть которого выходит через Гибралтарский пролив в океан.

Ситуацию осложняют сильные ветры, замедляющие скорость течения или увеличивающие ее почти в 2 раза в зависимости от направления, а также от приливов (два прилива в сутки), и туманы.

Международный статус пролива

До сих пор остается открытым вопрос о международно-правовом статусе Гибралтарского пролива.

В соответствии с конвенцией, выработанной III Конференцией ООН по морскому праву, судам предоставляется право транзитного прохода через проливы, входящие в систему международного судоходства’. По этому договору, открытому для подписания в 1982 г., Испания и Марокко претендуют на 12-мильную зону территориальных вод, т. е. они фактически выступают за то, чтобы поделить Гибралтарский пролив приблизительно пополам. Однако некоторые страны, в том числе Великобритания и США, не признают такого деления и считают середину пролива открытым морем. При этом они активно используют фарватер пролива для военных перевозок. В частности, в 1973 г. США осуществляли через Гибралтарский пролив военные поставки Израилю вопреки протестам правительств Испании и Марокко. Подобная настойчивость Лондона и Вашингтона вполне объяснима: ведь Средиземное море — зона действия подводного флота НАТО, в его глубинах курсируют подводные лодки США, Италии и Франции, оснащенные ядерными ракетами.

Грузоперевозки через пролив

Ежегодно через Гибралтарский пролив, ширина которого колеблется от 14 до 44 км, проходит около 70 тыс. крупных судов. В среднем по проливу проходит восемь судов в час в обоих направлениях. В основном это нефтеналивные танкеры, идущие из стран Персидского залива, Ливии и Алжира в промышленно развитые страны Западной Европы и в США. Через пролив осуществляется около 5% мировых перевозок нефти.

Кроме нефти суда, проходящие через Гибралтарский пролив, перевозят и другие сырьевые материалы в европейские страны и в Соединенные Штаты, а из них в свою очередь промышленные товары в Африку и далее на восток. В среднем пропускная способность Гибралтарского пролива составляет около 200 судов в день, т. е. он является второй по величине нагрузки «морской трассой» после Па-де-Кале (330 судов ежедневно). Через пролив осуществляется вывоз большей части египетского хлопка, около 80% экспортной продукции Турции, 90% — Греции, 60% — Италии и 60% — Испании.

Связь Европы и Африки

С помощью паромных перевозок по Гибралтарскому проливу осуществляется связь между Европой и Африкой. Эксперты ООН рассматривают также варианты сооружения моста для железнодорожных и автомобильных перевозок, который соединит берега Испании и Марокко. Решение о строительстве этой переправы через Гибралтарский пролив было принято на II сессии Экономического и социального совета ООН.

Находясь на самом юге Испании нельзя себе позволить не съездить в такое географически и исторически значимое место как Гибралтар. Еще недавно гражданам России туда было не так просто попасть. Туда не пускали даже с британской визой, нужна была виза для заморских территорий соединенного королевства. Но с этого года на срок до 30 дней в Гибралтар стали пускать по шенгенским мультивизам. Когда мы это узнали, нас было уже не остановить.

Как обычно, сначала мы всё проспали, потом долго собирались и в итоге приехали к Гибралтарской границе к 10 утра. Еще полтора часа мы простояли в очереди, планы на споттинг в аэропорту Гибралтара растворились. Последний нормальный борт ушел в сторону Соединенного Королевства как раз в тот момент, когда мы получали штампики в паспорт.

Гибралтар, как страна, как город, и как полуостров представляет собой одну большую скалу и перешеек соединяющий ее с материком. Прямо поперек этого перешейка, от берега до берега расположена взлетно-посадочная полоса гибралтарского аэропорта. Чтобы попасть в страну нужно сначала пройти границу, а потом пересечь эту полосу.

Перешеек соединяющий полуостров Гибралтар с континентальной Испанией. Обратите внимание, на перешейке нет никаких капитальных строений, да и плотность застройки сильно отличается от основной части Гибралтара. Об этом ниже.

Сегодня Гибралтар — это заморская территория Великобритании. Гибралтар является членом Европейского союза через членство Великобритании. На Гибралтар не распространяется общая сельскохозяйственная политика ЕС, шенгенские соглашения, также он не является общей таможенной территорией ЕС, поэтому в Гибралтаре нет НДС. C 2004 года жители Гибралтара могут участвовать в выборах в Европейский парламент. Все ~30 тыс. граждан Гибралтара являются гражданами Великобритании и ЕС. Гибралтар отошел к Великобритании по Утрехтскому мирному договору в 1713 году.

Перешеек, на котором находится аэропорт и часть Гибралтара до сих пор является спорной территорией. Дело в том, что Утрехтский договор не содержит карт или конкретных описаний территорий, полученных Британской короной, что позволяет каждой из сторон по своему интерпретировать его.

Граница крупным планом. Вид со скалы. Основная часть людей, в том числе и туристы, пересекают границу пешком. Это быстрее.

Переход через ВПП гибралтарского аэропорта закрыли. Готовится к вылету частный самолет. На заднем плане местный автобусный парк.

Борт ушел. Один-два раза в день из аэропорта Гибралтара регулярные рейсы выполняет авиакомпании British Airways. Обычно это Airbus A319/A320 или Boeing 737. Также, в сезон летает easyJet.

Переход открыли. Помимо регулярных рейсов, в сезон может выполнятся до десяти чартерных рейсов в день. Это Monarch, Thomas Cook и т.п.

Испания не признает британского суверенитета над Гибралтаром, полагая, что Великобритании принадлежит только укреплённый периметр города, а на остальные территории договор не распространяется. Таким образом, с точки зрения Мадрида эта область была незаконно оккупирована Великобританией в 1815 году, когда на перешейке начали возводить британские казармы, что «противоречит принципам международного права». Позднее, в 1938 году, в то время как в Испании шла гражданская война Британия построила на спорных территориях аэропорт. Так как Испания считает Гибралтарский перешеек незаконно оккупированным, то в испанской официальной документации всегда используется термин «заграждение» вместо слова «граница».

Тем не менее, спор не особо мешает соседству. Каждый день границу пересекают тысячи испанцев работающих в Гибралтаре. Не смотря на официальный английский, в Гибралтаре основным разговорным считается местный диалект испанского андалусийского.

Основные жилые районы и порт расположены на западном побережье полуострова, здесь скала имеет более пологий склон а рельеф морского дня позволяет намывать берег. На восточном берегу скала так резко обрывается в море, что там местами не поместилась даже дорога. Она проходит в тоннеле. Тем не менее, некоторое количество домиков там есть.

Первым делом после прохождения границы мы двинулись к самой южной точке полуострова, посмотреть на Гибралтарский пролив. По приезду мы выяснили, что это место называется «Europa Point” и это вполне себе туристический аттракцион.

Минарет и береговая артиллерийская батарея (O’Harra’s Battery). Вид с «Europa Point».

С южной стороны скала не такая крутая. На ней есть что рассматривать.

Что-то действующее, что-то уже давно музей.

В «Europa Point» есть отличная детская площадка. Ребенка оттуда пришлось вытаскивать за ногу.

«Europa Point» — единственное место в Гибралтаре, где нам без проблем удалось припарковать машину. Перемещаться по Гибралтару без машины затруднительно, далеко не везде есть пешеходная инфраструктура, да и расстояния немаленькие. А машину припарковать крайне проблематично, независимо от того, какую сумму вы готов выложить.

Мы потратили огромное количество времени в поисках парковки. Чтобы найти свободное место на платной парковке, нам пришлось несколько раз пересечь всю страну:)

Поездки по Гибралтару. Ускорено в 10 раз.

Первое, что бросилось после пересечения границы, это разметка и знаки. Все надписи на английском, разметка британская. Отличие только одно, в Гибралтаре, как и в континентальной европе, правостороннее движение.

Регулируемый пешеходный переход.

Стало понятно, почему на юге Испании так много машин с британскими номерами. Оказывается, большая часть из них не британская, а гибралтарская. Внешне они точно такие же, только надпись GB заменена на GBZ.

Оказалось, что «Europa Point» — не самое лучшее место для того чтобы посмотреть на Гибралтарский пролив. Во первых, пролив в этом месте гораздо шире чем в Тарифе, а во вторых, на пролив лучше смотреть сверху. Тем не менее, оттуда лучший обзор на суда стоящие на рейде и входящие в Альхесирасский/Гибралтарский залив. Оба соответствующих порта расположены в этом заливе.

Порт Гибралтара. Все что за «водой» — Испания. Там справа Ла-Линеа-де-ла-Консепсьон, слева Альхесирас.

Посмотрим поближе. Independence of the Seas (Royal Caribbean) и MV Horizon (тот что поменьше, Pullmantur Cruises).

На том берегу, в Испанском городе Альхесирас, находится один из крупнейших в мире контейнерных терминалов.

Контейнеровоз идет откуда-то со стороны Барселоны, Генуи или Марселя.

В сухих доках работа кипит.

Сразу после «Europe Point» мы поехали в город. Около полутора часов мы крутились в поисках парковки, в итоге уехали из города, поднялись на скалу и посмотрели пару береговых артиллерийских батарей. На скале как и в городе припарковать машину тоже не так просто. Все дороги узкие, многие из-за этого односторонние. Есть несколько парковок, но далеко не у всех интересных мест. Если подниматься на скалу на весь день, то по ней лучше передвигаться пешком. Мы к закату хотели успеть еще в Испанский город Тарифа. Из-за этого мы не посетили ни одну пещеру, а их там много, и в основном ради них на скалу поднимаются туристы.

Гибралтарская скала является национальным парком и въезд туда платный. Причем платится не только за машину, но и за каждого пассажира отдельно. Как решается вопрос оплаты с пешеходами и поднимающимися на фуникулере мы не выяснили.

После посещение скалы мы вернулись в город и намотали еще несколько кругов в поисках парковки. В итоге, каким-то чудом мы нашли свободно место недалеко от аэропорта. Почти с тем же успехом можно было оставить машину перед границей, в Испании.

Сам по себе город не произвел ярких впечатлений. Милый компактный исторический городок с большим количеством фортов, не более того. Есть в Гибралтаре и современная часть города. Очень похоже на то, что она построена на намытой территории. На ней расположены гостиницы, многоквартирные дома и большой супермаркет Morrisons. Удивительно было увидеть такой большой супермаркет в такой маленькой стране. Не удивлюсь, если он занимает 1-2% территории Гибралтара:)

Почти вся прибрежная линия Гибралтара отдана под порт. Немного пляжей есть на восточном побережье и юго-западном побережьях полуострова. Гибралтарский пролив глубокий, с сильным течением. Вода в нем всегда холодная. Тем не менее, курортных гостиниц (resorts) в Гибралтаре достаточно.

Главная улица в Гибралтаре пешеходная. Она так и называется, Main street.

Общая информация

Гибралтарский пролив был известен еще древним мореплавателям, которые считали его географическим краем света, своеобразной границей между окружающим и неизведанным мирами.

Многие считали, что споткнувшись в этих местах, можно свалиться за край Земли. Гибралтарский пролив, породивший множество легенд и мифов, соединяет Атлантику со Средиземноморьем, в то же время разъединяя Африку и Европу. Находясь у южной оконечности Пиренеев, он на самом узком своем отрезке составляет всего четырнадцать километров, так что в этом месте можно одновременно видеть берега двух континентов. Берега его в основном скалистые: со стороны Европы это монолитные известняковые скалы, а с африканской - гора Джебель-Муса, расположенная в Марокко. Древними эти возвышенности назывались «последними точками земли», а сам пролив Гибралтар ассоциировался с проездом между скалами. Финикийцы называлы это место «Столпами Мелькарта», по имени своего бога мореплавания, римляне же - «Столпами Геркулеса». Согласно греческим легендам, Гибралтарский пролив по краям венчали два колоссальных столпа-колонны, обозначающие переход в неизведанный мир.

Океанография

В этом месте, так же как и в Босфоре, всегда очень сильное течение, объясняемое тем, что уровень Средиземноморья намного ниже Атлантики. Поэтому основную массу воды оно получает именно из океана через Гибралтарский пролив, который, как своеобразный порог, препятствует проникновению в море холодных глубинных вод, образуя такое явление, как гомотермия. Ситуацию усложняют и сильные ветра, которые не редкость в этих местах. За все время своего существования Гибралтарский пролив около одиннадцати раз самопроизвольно закрывался и открывался. К примеру, шесть миллионов лет тому назад его закрытие в результате движения литосферных плит привело к повышению солености в Средиземноморье, образов слой эвапоритов толщиной в 2 километра. И только его открытие спустя 0,7 миллионов лет несколько «оживило» это море.

Британский Гибралтар

До 13-го века территории вокруг пролива со стороны Европы были в руках арабов. С ними же и связано его современное название «Джибралтар», постепенно переросшее в уже привычное нам «Гибралтар». Именно так называются и пролив, и крепость, построенная на берегу. Сегодня город позиционируется как английский. Здесь находится военная база средиземноморских войск НАТО. Столица же скального государства - город Гибралтар - является смешением двух разных культур: испанской и мавританской. Этот типичный средиземноморский порт с постройками в викторианском и георгианском стиле является офшорной зоной. Сами местные жители себя называют «спэнглишами». О британском присутствии в этом месте напоминают не только название улиц, но и обилие пабов, а также английская униформа полицейских и наименование валюты - гибралтарского фунта.

Российским гражданам виза в Гибралтар выдается в английском посольстве или консульских отделах.

Марокканский Гибралтар

На другом берегу от британского Гибралтара находится территория Марокко с его самым значимым поселением - городом Танжером, у которого не менее интересная история, чем у его соседа по ту сторону пролива. Вначале это была территория, управляемая одновременно Францией, Англией и Испанией, но после Второй мировой ее французская часть перешла к испанцам. Однако после окончания войны арабские местные жители постепенно начали выражать недовольство присутствием чужеземцев, и в итоге Танжер в 1956-ом аннексировали марокканцы. Сегодня это достаточно крупный портовый город, который Гибралтарский пролив соединяет с Европой. Он по-прежнему остается европеизированным, поскольку в нем проживают немцы, англичане, испанцы, итальянцы, французы. Есть даже небольшая русская община.