Томмазо кампанелла философия. Томмазо кампанелла, его жизнь и деятельность

Итальянский философ, поэт, политический деятель. Создатель коммунистической

утопии; монах-доминиканец. В "Философии, доказанной ощущениями" защищал

натурфилософию Б. Толезио. Более 30 лет провел в тюрьмах, где создал десятки

сочинений по философии, политике, астрономии, медицине, в том числе "Город

Калабрии. Отец, бедный сапожник, при крещении дал ему имя

Джованни Доменико. Мальчику повезло, в раннем детстве нашелся человек, научивший

В четырнадцать лет, восхищенный красноречием проповедника - монаха-доминиканца,

увлеченный рассказами об ученых традициях ордена Св. Доминика, о столпах

католического богословия Альберте Великом и Фоме Аквинском, он уходит в

монастырь.

В 1582 году Джованни вступает в духовный орден доминиканцев Юноша принял

монашеское имя Томмазо. Он изучает Библию, обращается к трудам греческих и

арабских комментаторов произведений Аристотеля.

Настоящий переворот в его мышлении произвела книга крупного итальянского ученого

и философа Бернардино Телезио "О природе вещей согласно ее собственным

основаниям". Томмазо воспринял ее как настоящее откровение. "Критерием истины

Большую роль в судьбе молодого Кампанеллы сыграл и доминиканский орден,

боровшийся с созданным Игнатием Лойолой орденом иезуитов, затмевавшим своей

славой другие духовные братства Доминиканцы стремились использовать

необыкновенные способности Томмазо к наукам и выдающийся ораторский талант в

счастлив. Свершилась его мечта.

Несмотря на то что после пытки Кампанелла юридически считался сумасшедшим и его

пожизненному заключению.

Кампанелла тайком продолжал работать. Закончив в первые месяцы 1603 года

"Метафизику", он тут же приступил к трактату "Астрономия" В это время произошел

забавный случай. Томмазо подвергался частым обыскам. Особенное рвение проявлял

тюремщик Микель Алонзо. Однажды ему "повезло": в объятиях заключенного он

застал... свою жену Лауру. Надо сказать, что история эта имела продолжение. В

1605 году у Лауры родился сын Джованни Альфонсо Борелли, впоследствии известный

ученый, немало сделавший для развития физики, астрономии и медицины. После его

смерти по Неаполю ходили слухи, что ученый был сыном Кампанеллы...

Томмазо, чтобы добиться свободы, пытался убедить испанцев, что его огромные

познания в политике и экономике могут быть им полезны. С этой целью он стал

писать "Монархию Мессии" и "Рассуждение о правах, которые имеет католический

король на Новый свет".

Он послал вице-королю трактат "Три рассуждения о том, как увеличить доходы

Неаполитанского королевства". Однако советники отвергли его предложения.

Работоспособности Кампанеллы можно только позавидовать. В короткий срок он

написал две книги трактата "Медицина" и приступил к давно задуманному труду

"Вопросы физики, морали и политики", "О наилучшем государстве".

Слава о Кампанелле разнеслась по многим странам Европы. Иностранцы, приезжавшие

свидание. Кампанелла за короткое время успевал прочитать им целую лекцию по

философии или медицине.

Все силы он отдавал тому, чтобы в тайне от тюремщиков продолжать работу. Он

дополнил и расширил "Медицину", написал "Диалектику", "Риторику" и "Поэтику".

Все чаще он подумывает издать свои произведения за границей.

Именно в это время Кампанелла узнает о Галилее. Он посвящает ему "Четыре статьи

о "Рассуждении" Галилея". А когда церковь объявила учение Коперника "глупым",

"абсурдным", "еретичным" и запретила Галилею, ставшему последователем великого

польского ученого, развивать его, Кампанелла пишет новый трактат - "Апология

Галилея" Умело используя цитаты из Библии, он доказывает, что взгляды Галилея не

противоречат священному писанию.

Шли годы. Кампанелла продолжал томиться в тюрьмах Благодаря другу Кампанеллы

Товию Адами в протестантской Германии одна за другой появляются книги

знаменитого узника. В 1617 году вышел в свет "Предвестник восстановленной

философии" - так Адами назвал найденную им рукопись раннего сочинения Кампанеллы

Затем он издал работы "О смысле вещей", "Апология Галилея", опубликовал под

псевдонимом сборник стихов и, наконец, в 1623 году напечатал "Реальную

философию", в составе которой впервые увидел свет "Город Солнца".

Томмазо обращался к папе Павлу V, императору Рудольфу II, королю Филиппу III, к

великому герцогу Тосканскому, к римским кардиналам и австрийским эрцгерцогам...

Томмазо перечислял свои книги - те, что уже написаны, и те, что он мог бы еще

написать. Однако его судьба мало кого беспокоила.

после двадцатисемилетнего пребывания в тюрьмах увидел над своей головой солнце.

Не прошло и месяца, как Кампанелла снова оказался в тюрьме инквизиции, на

которую власть вице-короля не распространялась Узник оказался в мрачном сыром

подвале особняка на Пьяцца делла Карито. Именно здесь тридцать пять лет назад

Кампанелла начал мрачную тюремную эпопею.

Его новому освобождению помогла ссора великих мира сего - папой Урбаном VIII с

испанским двором. Испанцы начали распространять ложные предсказания

многочисленных астрологов о скорой смерти главы католической церкви. В

гороскопах указывали даже дату смерти папы, якобы предсказанную расположением

звезд Мнительный наместник Бога поверил и окончательно потерял покой

Томмазо пустил слух, что знает секрет, как избежать судьбы, предсказанной

звездами. Слухи дошли до папы. Он распорядился доставить к нему Кам-панеллу,

который в беседе не только не стал опровергать предсказания астрологов, а,

свободу. Свободу после 50 тюрем и 33 лет заключения

Урбан VIII беспрекословно выполнял все указания Кампанеллы. становился на колени

перед камином, пел, произносил молитвы, послушно повторял магические формулы.

Разумеется, в роковой сентябрь папа не умер Это укрепило его веру в силу и

знания Кампанеллы, с помощью которого удалось избежать верной смерти Папа

открыто высказал ему свое признание, часто приглашал к себе на беседы. Томмазо

вернули конфискованные и запрещенные инквизицией рукописи.

Покровительство Урбана VIII Кампанелла стремился использовать и в интересах

Калабрии Через своего любимого ученика Пиньятелли он снова начинает готовить

восстание В штаб заговора вошли несколько влиятельных лиц Неаполя и других

городов Италии. И снова среди заговорщиков оказался предатель. Пиньятелли попал

под арест испанцев. Кампанелле ничего не оставалось, как срочно покинуть родину.

Глубокой ночью под чужим именем в экипаже французского посла он навсегда уезжает

из Италии

философа, легендарного узника инквизиции встречают с большими почестями: ведь он

был еще и противником Испании - давнего врага Франции.

В Париже Кампанеллу принимает сам Людовик XIII. После аудиенции Томмазо поселяют

в доминиканском монастыре на улице Сент-Оноре, назначают пенсию.

Томмазо ведет переговоры с типографиями об издании своих трудов. Одновременно

пишет "Афоризмы о политических нуждах Франции", в которых дает ряд рекомендаций,

каким образом обеспечить победу над Испанией, и передал их Ришелье, своему

покровителю

Кампанелла продолжает учиться и учить, остается ненасытным к знаниям. По

поручению Ришелье он руководит учеными собраниями, на основе которых вскоре

вырастает Французская академия наук В семьдесят лет с интересом изучает

сочинения философа Декарта и стремится встретиться с ним.

1637 год для Кампанеллы оказался счастливым" в одном томе с "Реальной

философией" вышел в свет "Город Солнца", а вскоре за ним и трактат "О смысле

именем Людовика XIV. Кампанелла по просьбе Ришелье составляет для новорожденного

гороскоп, предрекая, что царствование нового Людовика будет долгим и счастливым

По этому случаю он написал длинную "Эклогу", в которой, подражая стихам

Вергилия, обещал дофину славу и процветание.

В конце апреля 1639 года болезнь почек приковала мыслителя к постели Его

тревожило приближающееся затмение Солнца, которое, по его расчетам, должно было

поднималось солнце.

До конца жизни Томмазо Кампанелла, как и герои "Города Солнца", твердо верил в

то, что в мире настанет время, когда люди будут жить по обычаям государства,

созданного его мечтой В своем письме к Фердинанду III, герцогу Тосканскому,

Кампанелла писал: "Будущие века будут судить нас, ибо нынешний век казнит своих

Рядом с Джордано Бруно стоит другая личность с такой же мрачной судьбой; это его брат по доминиканскому ордену , Томмазо Кампанелла. Выросший в такой же атмосфере брожения мыслей, терзаемый их противоречиями, соскочивший с колеи мирного развития, он также беспокойно блуждал по свету и жестоко потерпел от преследования со стороны церковной власти; только под конец Кампанеллы было суждено укрыться на чужбине в мирную гавань.

Томмазо Кампанелла – биография

Джованни Доменико (в монашестве Томмазо) Кампанелла, родившийся в Стило в Калабрии в 1568 г., так же как и Бруно, рано сделался доминиканцем; для продолжения своего образования он был послан в Козентинскую академию, где традиции Телезио поколебали уважение к Аристотелю . Блестящий успех в ученых диспутах навлек на него обвинение в колдовстве, «потому что он знает богословие, не имев возможности его изучить». Вынужденный к бегству, Кампанелла отправился в Рим, оттуда во Флоренцию и позднее в Падую, пока в 1599 г. не был схвачен под предлогом политического подозрения и после многократного истязания приговорен к пожизненному заключению. В темнице, где с Кампанеллой неплохо обращались, он сочинял канцоны и сонеты, изданные одним из его друзей под заглавием «Scelta d"alcune poesie filosofiche di Septimontano Sequilla». Некоторые из них переведены на немецкий язык Гердером . После многих лет заключения Томмазо Кампанелла был освобожден в 1626 г. папою Урбаном VIII ; но уже вскоре после этого он был заподозрен испанским правительством и должен был бежать в Марсель под покровительство французского посольства. Здесь он вступил в близкие сношения с Гассенди , который представил его ко двору и ввел в ученое общество в Париже. Пользуясь поддержкой Ришелье , Кампанелла приступил к изданию полного собрания своих сочинений; смерть помешала ему закончить это дело; он умер в Париже в 1639 г.

Портрет Томмазо Кампанеллы. Художник Ф. Коцца, XVII век

Личность Томмазо Кампанеллы представляет самое странное смешение противоречащих друг другу свойств: высокий полет мысли и узкое суеверие, смелость воображения и сухая педантичность, страстная жажда деятельности и холодное размышление, фантастическая страсть к новизне и рабская приверженность к старине – все это совмещается в нем бок-о-бок друг с другом. При этом он – человек обширного ума, охватывавшего проблемы общества, так же как и природы, и во многих направлениях пролагавшего новые пути, как бы предугадывая будущее. Подобно тому, как в философии Джордано Бруно мы находим зачатки учения Спинозы и Лейбница , так у Кампанеллы начинают обрисовываться, правда еще очень туманно, зачатки учения Декарта и отчасти Канта . И если в области натурфилософии не было сделано им заметного шага вперед, то, с другой стороны, его гносеологические и этико-политические воззрения заслуживают полного внимания.

Философия Томмазо Кампанеллы

И Кампанелла также выводил задачу философии из того учения, что Бог открылся вдвойне: в образе вечного и в образе единичного; в первом случае в codex vivus природы, а во втором – в codex scriptus священных книг. Философия имеет дело только с толкованием codex vivus, она – знание о том, что может быть воспринято, и в этом смысле он называет ее микрологией. Замечательно при этом тщательное подразделение, которое Томмазо Кампанелла старается ввести в изложение философских проблем. В то время как остальные натурфилософы большею частью разрабатывали свои мысли с вольностью рапсодов или, самое большое, держались античного подразделения философии на логику, физику и этику, у Кампанеллы мы впервые встречаемся с попыткой нового систематического подразделения философии, которое затем сделалось возлюбленным объектом философских стремлений. У Томмазо Кампанеллы логика и математика выставляются в высшей степени характерно, как подготовительные науки, и предпосылаются собственно философии, которая затем рассматривается как состоящая из трех частей – метафизики, физики и этики. Теория познания имеет своим исходным пунктом опровержение скептицизма ; но оно, конечно, не так полно проведено, чтобы совершенно отвергнуть мысли Пиррона , которые он главным образом имеет в виду. Томмазо Кампанелла признает скорее, что человек в состоянии познать лишь малую часть вещей, а также и в этой малой части может дойти до нашего сознания не ее подлинная сущность, а только способ, каким она на нас действует. Здесь сказываются номиналистические учения , которые были приняты и Николаем Кузанским под названием «конъектур».

Однако это достаточно для понятия философии, как он ее определяет. Как знание о том, что мы можем воспринимать, она ведь уже сама собой ограничена областью нашего опыта, какой бы эта область ни была, широкой или узкой. А что мы можем познавать не сущность вещей, а только тот способ, каким они на нас воздействуют, это для Кампанеллы весьма естественно, так как кажется ему вытекающим непосредственно из самой сущности ощущения; ощущение же он считает наиглавнейшей частью всякого познания. «Sentire est scire» (Чувствовать – значит знать), этот боевой клич знаменует принятие философией Томмазо Кампанеллы сенсуализма телезианской школы; познание является делом способности к ощущениям; чувство и ощущение – начало всякого знания. Кампанелла настолько последовательно держится этой сенсуалистической теории, что определяет воспоминание как лишь восприятие возобновленного получения впечатления, а умозаключение как «ощущение чего-то в чем-то другом»; и во всякой научной работе видит он лишь комбинацию восприятий. Если человек не может сам чего-нибудь видеть, чувствовать и слышать, то он должен этому верить на основании сообщения других людей, т. е., как выражается Кампанелла, должен «ощущать через посредство чужих чувств», а где восприятия противоречат друг другу, там одно или некоторые из них подвергают критике другие. В противоположность Бруно, который, имея в виду исследования Коперника , требовал критики восприятий посредством понятий, Томмазо Кампанелла утверждает в своей философии, что восприятия сами по себе достаточны для такой критики, а понятия не нужны. Сама собой очевидная ошибочность этого утверждения смягчается, если принять во внимание, что и все умственные процессы, называемые иначе понятиями, суждениями и умозаключениями, прямо считаются в философии Кампанеллы видами ощущения. Он особенно обращает внимание на то, что эти сложные формы ощущений повсюду примешиваются к простым, так что деятельность ощущения оказывается постоянно связанной с той деятельностью, которую иначе называют мышлением.

Монашеская келья Томмазо Кампанеллы в Стило

К этому присоединяется еще одна черта, дающая этому сенсуализму такой отпечаток, в силу которого он является как бы предтечею идеалистической философии. Именно, если исследовать ближе сущность ощущения, то окажется, что оно содержит, как говорит Кампанелла, активный и пассивный элементы. Простое получение впечатления не есть еще ощущение; для этого последнего скорее необходимо, чтобы мы заметили и восприняли, что получено впечатление, и как оно получено. Следовательно, ощущение – это восприятие состояния, в которое приведено само ощущающее существо через воздействие других вещей. Это основное положение новейшей теории познания развито в философии Кампанеллы уже довольно ясно; он пользуется им преимущественным образом для того, чтобы показать, что если всякое познание сводится к ощущению, то мы и не можем от него требовать, чтобы оно схватывало самую сущность вещей, но должны довольствоваться тем, если оно содержит в себе лишь тот способ, каким вещи на нас воздействуют. Эти мнения Томмазо Кампанеллы, как бы неудачно они ни были выражены, все же заключают в себе одну черту, с которой нам часто приходится снова встречаться в новой философии, именно тот замечательный факт, что именно сенсуализм, в тех случаях, когда его пытаются провести со строгой последовательностью, склонен переходить в идеализм и феноменализм.

Итак, в сущности, всякое знание является лишь знанием о наших собственных состояниях, и из него исходит Томмазо Кампанелла, чтобы построить (что, конечно, не совсем согласуется с его теорией познания) философское познание мира. Человек служит ему основанием для познания всей вселенной, он для него «parvus mundus» («малый мир»), микрокосм; обоснованием этих мыслей является требование всеединства всего существующего. Если субстанция во всех вещах одна и та же, то человеку достаточно постичь лишь свою собственную сущность, чтобы разрешить мировую загадку. Этот метафизический основной принцип, который в философских системах позднейших веков появился в гордом убранстве понятий, был совершенно просто высказан в утверждении Томмазо Кампанеллы: то, что мы находим в самих себе, и есть самые общие принципы, или, как он выражается, первопринципы вещей . Это наше знание самих себя приводит нас к четырем основным истинам : 1) что мы существуем; 2) что мы можем, знаем и хотим; 3) что мы при этом ограничены внешними воздействиями; 4) что мы можем, знаем и хотим еще и другое, кроме настоящего. Из этих основных сведений самое важное второе. Оно показывает, что мощь, знание и воля являются первоначальными качествами, или, как их называет философия Кампанеллы, первичностями (Primalitates) всякого бытия. В Божестве они должны находиться в своем высшем совершенстве и полном слиянии. Его высшая благость хотела, его высшая мудрость устроила, его высшее могущество произвело мир; но поэтому сам Бог непознаваем, неизъясним и не может быть объектом философии. Если она и имеет целью познать мир, то прежде всего не надо упускать из виду, что он создан из ничего высшим бытием, Божеством, а потому и представляет повсюду смешение бытия и небытия. В том-то и состоит конечность и случайность вещей, что они носят в себе наряду с бытием и небытие. И это небытие обладает также теми тремя первичностями, которые заключаются и в существе бытия. Оно содержит в себе бессилие, неведение и злую волю . Этот дуализм философия Кампанеллы объясняет совершенно так же, как и Телезио, в духе элейской метафизики посредством натурфилософского противоположения света и тьмы.

Напротив того, образование мира философия Томмазо Кампанеллы набрасывает с точки зрения неоплатонической эманации , в силу которой мировые системы развиваются из Божества по пяти ступеням и содержат все менее мощи, знания и благости, а все более бессилия, неведения и злобы. Прежде всего, исходит из Божества mundus archetypus, мир первообразов , мир Божественной мудрости, затем mundus metaphysicus, мир духов , которых Кампанелла представляет как иерархию ангельских чинов – обычное представление в схоластике со времени Дионисия Ареопагита ; далее – mundus mathematicus, абсолютное бесконечное пространство с его законосообразными определениями; затем mundus temporalis et corporalis, находящееся в этом пространстве бесконечное множество солнечных систем (воззрение, довольно близко примыкающее к учению Бруно), и, наконец, как важнейшая ступень, мир, который мы познаем , mundus situalis.

Очевидно, что это неоплатонизирующее учение об эманации представляет шаг назад по отношению к мыслям Бруно, по учению которого божественное дыхание жизни проникало неослабленным в самые отдаленнейшие уголки вселенной. Наконец, также в неоплатоническом духе изображается в философии Томмазо Кампанеллы и тот процесс познания, посредством которого человек через четыре соответственные ступени должен подняться из низменности своего mundus situalis опять до Божества. Посредством деятельности чувств достигает он познания материального мира, посредством воображения поднимается он над ним для созерцания мира математического; мысли и понятия возносят его в метафизический мир духов, а философия научает его понимать мир первообразов в Боге и затем передает его для последнего шага, совершенного соединения с Богом, религиозной вере .

Кампанелла о природе и Вселенной

Обсуждение физических вопросов состоит главным образом в том, что Кампанелла выводит качественное различие вещей из смешения в различных степенях обоих принципов, теплого и сухого, с одной стороны, холодного и важного – с другой. Смешением крайних противоположностей Кампанелла любит объяснять переходы между ними и, исходя из этой мысли, делает, например, попытку объяснить развитие цветов из черного и белого, чем опять предваряет некоторые позднейшие теории. В области астрономии он выражает желание установить, посредством признания системы Тихо де Браге , компромисс между новой наукой и учением церкви. Представляя, таким образом, землю неподвижной, а солнце с окружающими его планетами обращающимся вокруг нее, он приписывает солнцу, кроме этого движения с востока на запад, еще и другое, с севера на юг и обратно, желая таким путем объяснить его изменяющееся положение внутри тропиков. Вместе с тем Томмазо Кампанелла верит в постепенное приближение солнца к земле, что приведет в конце концов к мировому пожару, к страшному суду, при котором все превратится во все, а природа будет принята обратно в Божество.

Это всеобщее превращение всех вещей является лишь последним излиянием их тождества и того единства жизни, замечаемого уже и теперь, которое может иметь свое основание лишь в общей мировой душе. И Кампанелла также держится мысли об одушевленности всех вещей через всю природу. Растения и камни в его глазах не менее одушевлены, нежели животные; и даже большие мировые тела рассматриваются им как высшие демоны. Но при этом, по неоплатоническому образцу, он видит в этой всепроникающей, обусловливающей собою связь вселенной, мировой душе местопребывание инстинктов, предчувствий, снов и предсказаний, для которых принимает в человеческой душе особый орган, нечто вроде мистического сенсориума. Вообще Томмазо Кампанелла отличался замечательным даже для того времени суеверием, и его главное произведение «De sensu reram et magia» («Об ощущении вещей и магии», 1620) представляет в этом отношении в высшей степени интересный памятник того времени. Из мировой души вытекает, по его мнению, и магическая сила, а подробное исследование сообщает нам, что есть магия божественная, естественная и дьявольская, три вида, которые по своим внешним признакам часто бывают очень схожими, но по своему внутреннему существу сильно отличаются друг от друга.

У Кампанеллы мы видим совершенно такое же двойное отношение мировой души к единичной силе и индивидууму, как двойное движение у Бруно, в силу чего каждая вещь стремится, с одной стороны, к самой себе, а с другой – к целому. Это применяет он также к физическим явлениям и пытается посредством гипотезы различия между абсолютной и относительной тяжестью понять отсюда открытый Галилеем закон свободного падения. Вообще Кампанелла выступил в литературе в защиту этого, подобно ему, преследуемого великого исследователя, по вопросу о согласии с его учением Коперника. Но более значительным является применение этого учения о двойном движении в его этике. Именно, и в нравственном смысле индивидуум имеет свое собственное движение, в силу которого он обращается вокруг своей оси, – это эгоизм самосохранения ; а с другой стороны, имеет он центростремительное движение, потребность в общежительности и в помещении себя в законосообразном связном целом. Эту последнюю черту Кампанелла называет религией, и поэтому в известном смысле приписывает ее всем существам.

КАМПАНЕЛЛА

КАМПАНЕЛЛА

(Campanella) Томмазо (1568-1639) - ит. , поэт, политический деятель, создатель коммунистической утопии. В возрасте 15 лет вступил в орден доминиканцев, за еретические взгляды и увлечение магией неоднократно подвергался судебным преследованиям. В 1599 за попытку организации в Калабрии заговора против исп. владычества, чудом избежав смертной казни, попал в неаполитанскую тюрьму на 27 лет, где и написал наиболее значительных произведений, в т.ч. знаменитый «Город Солнца» (1602). После освобождения в 1626 жил в Риме, а с 1634 - во Франции, где пользовался покровительством Людовика XIII и кардинала Ришелье. Был знаком с Г. Галилеем, испытал сильное влияние идей Б. Телезио. Занимался астрологией и магией. Несмотря на значительную образованность, критически относился к «книгам человеческим», призывая читать «книгу творений Бога». Неудовлетворенность схоластической мудростью предопределила то, что К., подобно Телезио, высоко ценил , но ему был чужд последнего. Чувство для К. - некая разновидность интуиции, позволяющая проникнуть в суть вещей как творений Бога. Впрочем, К. высоко оценивал и присущий человеку , позволяющий постичь в вещах те вечные идеи, в соответствии с которыми их создал Бог.
Взгляды К. на устройство мироздания отличает и убежденность во взаимосвязи всего сущего.
Живо интересуясь общественными проблемами, К. написал ряд произведений на социальные темы, наиболее существенным из которых можно считать «Город Солнца» - своеобразный вариант коммунистической утопии. В придуманном К. обществе отсутствует частная , упраздняется , дети передаются на гос-ву. Царит полная унификация в одежде, быту, поведении. Введена всеобщая трудовая повинность. Все стороны жизни соляриев строжайшим образом регламентированы гос-вом, которое поистине вездесуще. Во главе гос-ва стоит правитель по имени Солнце, или Метафизик. Он получает свой пост за ученость и и занимает его до тех пор, пока не найдется более достойный кандидат. Метафизик правит, опираясь на помощь трех соправителей - Пона, Сина и Мора (Мощь, Мудрость , Любовь) и многочисленного штата чиновников. Хотя в городе существует Совет, в который входят все солярии старше 20 лет, он, по-видимому, имеет лишь совещательные функции, же исполнительного аппарата, возглавляемого Метафизиком, абсолютна. Принцип сменяемости власти не очень понятен, хотя и указывается, что должностные лица сменяются по воле народа. За малейшее преступление следует жестокое . В городе исповедуется Солнца, которую отличает существенный рационалистический элемент, а также тесная интегрированность в государственные структуры. Метафизик одновременно и первосвященник, функции др. служителей культа выполняют высшие чиновники.
В творчестве К. нашли как характерные для эпохи Возрождения филос. идеи, так и социально-критические , свойственные его времени.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

КАМПАНЕЛЛА

(Campanella) Томмазо (5.9.1568, Стило, Италия,-21.5.1639, Париж) , итал. философ, поэт, политич. деятель; создатель коммунистич. утопии. Сын сапожника; с 1582 монахдоминиканец. В 1591 выступил с книгой «Философия, доказанная ощущениями» («Philosophie sensibus demonstrate») в защиту натурфилософии Телезио против схоластич. аристотелизма. Неоднократно подвергался церк. суду по обвинению в . В 1598-99 возглавил в Калабрии заговор против исп. владычества, был схвачен и приговорён к пожизненному заключению. За почти 27-летнего пребывания в неаполитанских тюрьмах создал десятки соч. , в том числе по философии, частично опубл. в Германии и распространявшихся в списках. В мае 1626 освобожден и переведён в Рим, в 1629 оправдан; в 1634 - бежал во Францию в связи с угрозой выдачи исп. властям.

"Город Солнца" ("La cittá del Sole") – соч. К., в к-ром изложена его утопия. Написанное в 1602 в форме рассказа генуэзского флотоводца о вновь открытой стране, на итал. языке, это соч. было опубликовано лишь в 1904 в Модене, а критич. его издание в 1920 в Неаполе "Scritti scelti", Torino, 1949. Первой публикацией является издание в 1623 лат. пер., сделанного в 1613 самим автором [в его кн.: "Realis Philosophiae epilogisticae partes IV. Hoc est: de rerum natura, hominum moribus, politica (cui Civitas Solis iuncta est) et Oeconomica", Fraricofurti ]. За ним последовали переиздания в 1637 (в Париже, при жизни автора, с дополнениями) и в 1643 (в Утрехте, посмертное, перепечатанное с парижского). Это Соч. К. переводилось на англ., нем., ., итал., исп., польский и др. яз Рус. переводы были сделаны А. Г. Генкелем (СПБ, 1906 и [П. ], 1918) и Ф. А. Петровским (М.–Л., 1934 и 1947, 1954; вступит. статьи ко всем изд. В. П. Волгина).

Соч.: Opere..., v. 1–2, Torino, 1854; Tutte le opere, v. 1, Mil.–Verona, 1954; Opuscoli Inediti, Firenze, 1951; Lettere, Bari, 1927; Philosophiae rationalis partes quinque, P., 1638; Poesie filosofiche, Lugano, 1834; в рус. пер.: Об ощущении вещей, в Книге для чтения по истории философии, под ред. А. Деборина, т. 1, М., 1924, с. 163–72 (отрывок из книги "Об ощущении вещей и магии").

Лит.: Квачала И. И., Фома Кампанелла, "Ж. Мин-ва народного просвещения", Нов. сер., 1906, No 10; 1907, No 1, 5, 8, 12; Лафарг П., Томас Кампанелла. Страница из истории социализма, М.–Л., 1926; Волгин В. П., Очерки по истории социализма, 4 изд., М., 1935, гл. Кампанелла-утопист; Асмус В. Φ., Томмазо Кампанелла, "Под знаменем марксизма", 1939, No 7; Кружков В. С., Томмазо Кампанелла, "Советская ", 1939, No 6, июнь; История философии, т. 2, М., 1941 (см. Именной указатель); т. 1, М., 1957 (см. Именной указатель); Штекли А. Э., Кампанелла, М., 1960; Amаbillе L., Fra Tommaso Campanella..., v. 1–3, Napoli, 1882; Wuttge H., Erkenntnislehre und Ethik bei Campanella, Halle, 1897; Meineсke F., Die Idee der Staatsraison in der neueren Geschichte, 3 Aufl., Münch.–В., 1929; Doren Α., Campanella als Chiliast und Utopist, в кн.: Festschrift für W. Goetz, , 1927; Mattei R. de, Studi campanelliani..., Firenze, ; Amerin R., T. Campanella, Brescia, 1947; Napoli G. di T. Campanella filosofo della restauratione cattolica, Padova, 1947; Firpо L., Bibliografia degli scritti di Tommaso Campanella, Torino, 1940; его же, Ricerche campanelliane, Florenze, 1947; его же, Appunti campanelliani, "Giornale critico della filosofia italiana", 1951, ; Jасоbelli Isoldi A. M., T. Campanella..., Mil., ; Bonansea В., The theory of knowledge of T. Campanella, Wash., 1954.

И. Зильберфарб. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

КАМПАНЕЛЛА

КАМПАНЕЛЛА (Campanella) Томмазо, до пострижения в монахи Джованни Доменико (5 сентября 1568, Стило, Италия - 21 мая 1639, Париж) - итальянский мыслитель и поэт. В 1582 вступил в орден доминиканцев. Неприятие схоластики и учения хрис ι ианизированного Аристотеля привели его к конфликту с орденом. В 1589 бежал из монастыря. В Неаполе опубликовал свой труд “Философия, доказанная ощущениями” (Phflosophia sensibus demonstrata,1591, изд. 1992) в защиту Б. Телезио. После нескольких лет скитаний по стране, арестов и инквизиционных процессов в 1598 вернулся на родину, где принял участие в борьбе народа против испанского ига, став участником заговора, имевшего целью создание в Калабрии свободного государства. Заговор был раскрыт, и в 1599 Кампанелла вновь оказался в темнице. Обвиненному в двояком преступлении - ереси и мятеже против короля, ему грозил смертный приговор. Отрицая свою вину, Кампанелла симулировал и, выдержав жесточайшие пытки, избежал казни. Приговоренный к пожизненному заключению, он пробыл в казематах Неаполя 27 лет, а всего находился в неволе 33 года. В 1626 его перевели в Рим под надзор инквизиции, где тюремный режим был несколько смягчен. Но происки иезуитов вынудили его бежать во Францию (1634).

Кампанелла - автор сочинений по философии и богословию, логике, этике, политике, по военному искусству, по астрономии и астрологии, физиологии и медицине. Труды его систематически запрещали и конфисковывали. В “Философии, доказанной ощущениями”, в “Кратком своде философии природы” (Prodromusphilosophiae... Francofürti, 1617), в “Реальной философии” (ReaUs Philosophiae epilogisticae parte quatuor, Francofiirti, 1623) в “Апологии Галилея” (Apologia pro Calileo., Francofiüti, 1622), в “Побежденном атеизме” (Atheismus triumphatus, Parisii, 1636) и многих других работах Кампанелла выступает как натурфилософ-сенсуалист, убежденный, что реальная телесная - основа всех вещей Вселенной. Она едина на земле и в космосе и неизменна; варьируются, возникая и исчезая, только ее формы. По своей природе пассивна, источником движения является . Истинное возможно лишь при непосредственном наблюдении природы. Развивая сходные с Телезио мысли о самодвижении вещей и их стремлении к самосохранению, Кампанелла вместе с тем рисовал картину одушевленной Вселенной, называя природу “чувствующим животным”. Подобно Телезио, он рассуждал о “естественной душе”, теплом, тонком и подвижном духе, возникающем под воздействием солнечного света и тепла, но наделял ею не только человека и животных, а и растения. С учением о самосохранении вещей связаны суждения о прималитетах, трех главных атрибутах бытия - мощи, мудрости и любви, которым противостоят прималитеты негативные - немощь, незнание и ненависть. Бог понимается Кампанеллой как Высший разум. Первая Мудрость. Но, сотворив “великое чудо” - , в дальнейшем он не заботится о частностях и не вмешивается в дела природы, этого “скульптурного образа Бога”. Кампанелла выступил в защиту Галилея с позиций своего учения о “двух книгах” - “живого кодекса природы”, познаваемого посредством разума и чувств, и Св. Писания - иносказания, содержащего наставления веры и постигаемого богословием.

Сквозь призму натурфилософии рассматривал Кампанелла и проблемы политики, придя к выводу о необходимости решительного преобразования и создания “наилучшего государства”, которого он начертал в знаменитом диалоге “Город Солнца”: в идеальном городе-государстве его обитатели ведут “философский общиной”, основанной на коллективной собственности, всеобщем труде и социальном равенстве. У них действуют справедливые, соответствующие природе законы. Решающую роль играет наука, по предписаниям ее строится вся соляриев. Наука тесно связана с “естественной” религией, образуя своеобразный магический , задача которого - проникновение в тайны мироздания, совершенствование человека и общества. Вместе с тем Кампанелла рисовал и другую картину единения человечества - во всемирной монархии. Тема эта затрагивается в “Городе Солнца”, в “Политических афоризмах” (Aforismi politic!, Torino, 1941). В трактате “Об испанской монархии” роль объединителя народов отводится испанскому королю при условии проведения им коренных реформ и признании верховной власти папы римского (Delia Monarchia di Spagna, Opère, Torino, 1854, v. 2). В “Речах к итальянским князьям” (Discoisi ai principi d"ltalia ed altri scritti filo-ispanici, Torino, 1945) подчеркнута роль Италии - будущей столицы вселенской державы и резиденции первосвященника. А в “Монархии Мессии” (Monarchia Messiae, 1633) Кампанелла подробно обосновывает на главенство римского папы как блюстителя природного закона, призванного в своем служении подражать Христу и быть “рабом рабов божиих”. Противник войн и религиозных раздоров, Кампанелла решительно выступил против Реформации, разделившей Европу на враждебные лагеря. Особенно он критиковал кальвинистов о божественном предопределении и ими свободы воли у человека.

Произведения Кампанеллы вызывают нескончаемые споры между исследователями. Одни относят Кампанеллу к представителям раннего утопического коммунизма, считают, что его сокровенные мысли отражает лишь “Город Солнца” и близкие к нему произведения. Другие выдвигают на первый план его труды в защиту папства и, принижая “Города Солнца”, толкуют о Кампанелле как философе контрреформации. Третьи полагают, что Кампанелла-утопист, верный идеям “Города Солнца”, вместе с тем питал надежду использовать папство и католическую в задуманном им переустройстве общества. Соч.: Le poésie, v. 1-2. Lanciano, 1913; Del senso délie cose e délia magia. Bari, 1925; Lettere. Bari, 1927; La Città del Sole, testo italiano e testo latino. Torino, 1941; Opuscoli inediti. Firenze, 1951; Tutte le opère, v. I. Mil., 1954; Monarchia Messiae e Discorsi délia liberté e délia felice suggestione allô stato ecclesiastico. Torino, 1960; в рус. пер.: Город Солнца. М., 1954. Лит.: Квачала И. И. Фома Кампанелла.- “Журнал министерства народного просвещения”, 1906, октябрь; 1907, январь, май, август, декабрь; Рутенбург В. И. Кампанелла. М., 1956; ШтеклиА. Э. Кампанелла, 3-е изд. М., 1966; Он же. “Город Солнца”: утопия и наука. М., 1978; Горфункелъ А. X. Томмазо Кампанелла. М. 1969; Он же. Философия эпохи Возрождения. М„ 1980, с. 301-329; Amabile L. Fra Tommaso Campanella, la sua congiura, i suoi processi e la sua pazzia, vol. 1-3. Napoli, 1882; Idem. Fra Tommaso Campanella ne"castelli di Napoli, in Roma, ed in Parigi. Napoli, v. 1-2, 1887; Firpo L. Bibliografia degli scritti di Tommaso Campanella. Torino, 1940; Idem. Ricerche Campanelliane. Firenze, 1947; Idem. Campanella Tommaso - Dizionario biografico degli italiani. Roma, 1974, v. 17, p. 372-401.

- (Tommaso Campanella) итал. философ и коммунист (1568 1639), род. в Калабрии, в ранней молодости вступил в доминиканскийорден, но скоро обнаружил большое свободомыслие в религиозных вопросах,навлек на себя ненависть богословов и должен был… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

I Кампанелла (Campanella) Томмазо (5.9.1568, Стило, Италия, 21.5.1639, Париж), итальянский философ, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии. Сын сапожника; с 1582 монах доминиканец. В 1591 выступил с книгой… … Большая советская энциклопедия

- (Campanella), Томмазо (до пострижения в монахи Джованни Доменико) (5.IX.1568 21.V.1639) итал. мыслитель и поэт, один из представителей раннего утопич. коммунизма. Род. в Стило (Калабрия), в 1582 стал монахом. Увлечение идеями Б. Телезио и… … Советская историческая энциклопедия

Итальянский философ Кампанелла (1568 – 1639) был сыном бедного сапожника. Родился он в небольшом итальянском селении Степьяно. При крещении отец нарек его Джованни Доменико. Мальчик очень рано выучился чтению и письму. Уже в четырнадцать лет его увлекло красноречие проповедника-доминиканца, который рассказывал о священных традициях ордена Святого Доминика и знаменитом Фоме Аквинском. Будущий философ решает уйти в монастырь.

Вступив в 1582 году в орден доминиканцев, юноша принял имя Томмазо. Он занимается своим образованием, усердно штудирует Библию, вникает в труды греческих и арабских интерпретаторов учения великого Аристотеля.

Подлинный переворот во взглядах Томмазо произвел труд итальянского ученого Бернардино Телезио, где рассказывалось о природе вещей. Эта книга стала для юноши откровением. Главное, что усвоил Кампанелла: лишь опыт может быть критерием истины.

В те времена доминиканцы боролись с орденом иезуитов, созданным Игнатием Лойолой. Слава вражеского ордена затмила собой иные духовные братства. В борьбе с конкурентами как раз и пригодились накопленные Томмазо способности к наукам, а также его рано проявившийся талант оратора.

Кампанелла был увлечен диспутами, в которых ему удавалось на протяжении ряда лет одерживать победы над соперниками.

Великий еретик

Чуть позже Томмазо знакомится с еврейским мудрецом Авраамом, который обучил его составлению гороскопов. Начинающему доминиканцу была предсказана великая судьба: ему предстояло стать «колоколом, предвещающим новую зарю».

Ободренный предсказанием, Томмазо создает критическое сочинение, развенчивающее религиозные догматы. За эту книгу Кампанелла подвергся гонениям – его стала преследовать «святая церковь».

Около года Кампанелла провел в сырых и мрачных подвалах инквизиции. Освободиться он смог лишь благодаря помощи влиятельных друзей. Однако это не стало последним знакомством философа с инквизицией. В общей сложности Кампанелла провел в застенках 27 лет.

Кампанелла и его творческое наследие

Именно в заточении был создан основной труд итальянского мыслителя – «Город Солнца». В этой утопии Кампанелла изображает фантастический город-государство, где народ ведет жизнь по принципам коммунизма. Коммуна создала условия для общности имущества. Вместе с уничтожением частной собственности исчезли и многочисленные пороки. В городе Солнца нет места преступлениями и самолюбию.

За два с половиной десятка лет пребывания в неаполитанских тюрьмах Томмазо удалось создать десятки философских трактатов и книг по естественным наукам. Часть из них впоследствии распространялась в списках, что-то было опубликовано в Германии. В 1634 году Кампанелла бежал во Францию, где стал пользовался поддержкой кардинала Ришелье.

За свою насыщенную событиями жизнь монашествующий философ не создал семьи. У Томмазо не было ни личной жизни, ни большой любви. Его детищем стали литературные работы. Кроме философских произведений Кампанелла известен также своими поэтическими талантами. Его перу принадлежат многочисленные сонеты, мадригалы и канцоны. Поэтическое творчество мыслителя с большой выразительностью утверждает его непоколебимую веру в мощь человеческого разума.

Будучи знатоком гороскопов, Кампанелла предсказал дату своей смерти: 1 июня 1639 года. Он ошибся на самую малость. Великий утопист ушел из жизни 21 июня 1639 года.

Томмазо Кампанелла (итал. Tommaso Campanella, при крещении получил имя Джованни Доменико итал. Giovanni Domenico; 5 сентября 1568 - 21 мая 1639, Париж) - итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма.

Жизнь

Родился в Калабрии в семье сапожника, денег на обучение в семье не было, и Джованни, влекомый жаждой познания в ранней молодости, вступил в доминиканский орден, где в 15 лет принял имя Томмазо (Фома - в честь Фомы Аквинского). Он много читает, изучает труды античных и средневековых философов. Он сам пишет труды на философские темы. Ещё будучи юношей, он с блеском выступает на богословских диспутах. Однако в стенах монастыря он впервые встречается и с доносами завистников. Против него было сфабриковано дело за то, что он пользовался монастырской библиотекой без разрешения, его арестовывают и отправляют в Рим. И хотя его вскоре отпускают, подозрения остались. Началась пора скитаний: Флоренция (библиотека Медичи), Болонья, Падуя, Венеция. Это время можно характеризовать как период его становления.

В своих странствиях он сталкивается с притеснениями и страданиями народа. Он приходит к выводу, что призван изменить существующий порядок, и организовывает заговор с целью освобождения Калабрии от испанского ига. Он убеждает в этом священников монастыря, и они поддерживают его. Также ему оказывает поддержку и местное дворянство. Более тысячи людей примкнуло к этому движению. Однако планам Кампанеллы о создании свободной республики не суждено было сбыться.

Предательство срывает задуманные планы, и в 1599 году Кампанеллу арестовывают по обвинению в составлении заговора для ниспровержения испанцев и всего существующего строя с целью провозглашения республики. От смертной казни его спасает обилие грехов. Ибо он - не только преступник, но и еретик, а это уже компетенция не испанских властей, а церковного трибунала.

Кампанелле сохраняют жизнь, но обрекают на длительные мучения. В силу специфически бюрократического характера инквизиции, от Кампанеллы было необходимо получить "раскаяние", то есть зафиксированный отказ от взглядов. Подвергнутый неоднократным пыткам, Кампанелла стал невероятной преградой для привычного инквизиционного процесса вынесения приговора, проявив исключительную физическую и духовную стойкость. В течении 40 часов, пока его медленно насаживали на кол, он симулировал сумасшествие, и выжил. Будучи подвергнутым пытке на дыбе, он был искалечен и до конца жизни привязывал письменные принадлежности к руке. Он был приговорен инквизиционным трибуналом в 1602 году к пожизненному заключению и в общей сложности провёл в тюрьме и под следствием 27 лет, но так и не отрекся от собственных взглядов, что является исключительным случаем в истории инквизиции. Благодаря вмешательству папы Урбана VIII, он был выпущен на свободу в 1626 г.

Несмотря на суровые условия содержания узника, в тех мрачных казематах этот одаренный и разносторонний человек сохранил присущую ему ясность ума и написал многие свои замечательные труды, в том числе - известный Город Солнца.

Последние годы Кампанелла жил во Франции, где кардинал Ришелье назначил ему пенсию. Последним произведением Кампанеллы стало латинское стихотворение в честь рождения дофина, будущего Людовика XIV.

Творчество

Большая часть сочинений Кампанеллы написана им в тюрьме и издана впоследствии стараниями его ученика, Тобиаса Адами (нем. Tobias Adami). Свои политические и экономические взгляды Кампанелла излагает в «Civitas solis», «Questiones sull" optima republica» и «Philosophia realis». Их отличительная черта - смесь фантастического элемента со здравым, реальным представлением о жизни. «Civitas solis» изображает в форме романа идеальную страну - город Солнца.

Город Солнца

Население этого города-государства ведет «философскую жизнь в коммунизме», то есть имеет все общее, не исключая и жён. С уничтожением собственности уничтожаются в городе Солнца и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине. Управляется народ верховным первосвященником, которого называют Метафизиком и выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан. В подмогу ему учрежден триумвират Могущества, Мудрости и Любви - совет трёх подчиненных Метафизику руководителей всей политической и общественной жизни страны. В заведовании Могущества находятся дела войны и мира, Мудрость руководит науками и просвещением, Любовь заботится о воспитании, о земледелии, о продовольствии, а также и о таком устройстве браков, при котором «дети рождались бы самые лучшие». Кампанелла находит странным, что люди так заботятся о приплоде лошадей и собак, вовсе не думая о «человеческом приплоде», и считает необходимым строгий выбор брачующихся, для совершенства поколения. В городе Солнца этим заведуют жрецы, точно определяющие, кто с кем обязан временно соединиться браком для производства детей, причём женщин полных соединяют с мужчинами худыми и т. п.