Заброшенный город-остров хасима. Остров Хасима, Япония

Этот очень небольшой островок, его береговая линия не превышает одного километра. Он является наглядным доказательством того, как быстро разрушается всё, построенное руками людей, а затем по каким-либо причинам заброшенное ими.

Остров находится всего в 15 километрах от японского города Нагасаки. Его второе название - Гункандзима, что на японском означает «крейсер». С моря укрытые бетоном берега и высокие здания острова действительно похожи на мощный, но мрачный корабль. История освоения острова, который до этого представлял собой обычную скалу, покрытую зеленью, началась в 1810 году.

Именно тогда на Хасиме нашли уголь и начали его активно добывать. Занималась добычей известная далеко за пределами Японии корпорация Mitsubishi. Своего расцвета остров достиг к 50-м годам прошлого столетия. Плотность населения здесь в 1959 году достигала рекордного показателя - 5239 человек на квадратный километр! Сложно представить, как такое огромное количество людей помещалось на столь небольшом острове, особенно с учётом того, что он далеко не весь представлял собой жилую зону. На Хасиме тогда работали и школы, и кафе, было своё кладбище и даже два плавательных бассейна.

Однако, всё когда-нибудь заканчивается. Закончились и запасы угля, который, кстати, добывали в весьма сложных условиях. Делать на Хасиме оказалось больше нечего и население стало массово покидать остров, переезжая в другие части Японии. К 1974 году все шахты были закрыты, и остров стал полностью безлюдным.

Первоначально японские власти полностью запретили посещение острова, опасаясь, что он станет местом притяжения для мародёров и чёрных копателей. Однако, такое интересное в своей мрачности место не могло остаться без внимания туристов. Например, Хасима стал местом съёмок документального фильма «Жизнь после людей», а также отличными декорациями для одного из эпизодов киноленты «007: Координаты «Скайфолл».

Сейчас туристические корабли привозят всех желающих увидеть, как может выглядеть покинутый более 40 лет назад город, на Хасиму из Нагасаки. Но большая часть зданий острова уже сейчас находится в аварийном состоянии и туристам разрешено посещать только особую, самую безопасную зону. Чтобы превратить остров в музей быта и культуры японских шахтёров требуется немало вложений, поэтому Хасима постепенно приходит всё в больший упадок.

Фотографии острова

«Пограничный остров» — именно так с японского переводится Хасима. Остров находится в Восточно-Китайском море, приблизительно в 15 километрах от Нагасаки.

Его второе название - Гункандзима, «остров-линкор». Так его прозвали еще в 1920-е годы журналисты местной газеты, которые заметили, что силуэт Хасимы напоминает огромный линейный корабль Tosa, строившийся в то время корпорацией Mitsubishi на верфи в Нагасаки.

Линкор длиной 234 метра должен был стать флагманом Императорского военно-морского флота Японии, однако стал жертвой «Договора пяти держав» — соглашения, подписанного в 1922 году в Вашингтоне и ограничивавшего морские вооружения.

Тем не менее «корабельное» прозвище к Хасиме приклеилось прочно, тем более, что в конечном итоге остров, по сути, повторил судьбу линкора.

До 1810 года остров представлял собой лишь слегка поросший зеленью обломок скалы, на котором гнездились морские птицы, порой находили прибежище рыбаки из Нагасаки и с соседнего острова Такасима.

Но все изменилось, когда возле скалистой местности было найдено месторождение угля. В 1887 году первую шахту на Хасиме основал семейный клан Фукахори, а в 1890 году остров за 100 000 иен выкупил японский промышленный концерн Mitsubishi.

Обладая практически неограниченными финансовыми средствами, концерн разработал проект подводной добычи угля на Хасиме. В 1895 году компания открыла новую шахту глубиной 199 метров, еще одну - в 1898 году. В итоге под Хасимой и окружающим его морем образовался настоящий лабиринт из подземно-подводных выработок глубиной до 600 метров ниже уровня моря.

Территория острова была искусственно расширена с помощью пустой породы, которая извлекалась из шахт. В итоге площадь Хасимы составила 6,3 га, из которых лишь 60% были пригодными для жизни. Длина острова с запада на восток — 160 метров и 480 метров с севера на юг. Береговая линия имеет протяжённость примерно в 1 км. В 1907 году остров окружили железобетонной стеной, препятствовавшей размыванию его территории волнами и частыми тайфунами.

Компанией был разработан план для строительства на Хасиме целого города для шахтеров и обслуживающего их персонала. Этого требовали растущий масштаб угледобычи и соображения экономии, ведь в таком случае можно было отказаться от ежедневной доставки новых рабочих смен морем.

К 1916 году на Хасиме уже добывалось 150 000 тонн угля ежегодно, а его население составляло около 3000 человек. К 30-м годам XX века Пограничный остров стал серьёзным промышленным центром — кроме шахт, там появились военные заводы.

На острове было построено 30 больших корпусов жилых домов, 25 магазинов, школа, два плавательных бассейна, больница, кинотеатр, кафе, клуб для шахтеров, несколько храмов. Все необходимое — продукты, одежду и даже обычную воду завозили с материка.

В 1916 году был сдан в эксплуатацию «Дом Гловера» — семиэтажный жилой дом для шахтеров с магазином на цокольном этаже и садом на крыше. Это было первое в Японии железобетонное здание таких масштабов. Хасима, в принципе, стал полигоном для испытания нового для страны строительного материала, позволявшего возводить сооружения невиданных ранее масштабов.

Стандартная квартира напоминала скорее келью: одна комната площадью 10 квадратных метров с окном и небольшой прихожей. Кухня, ванная и туалет были общими на этаж. По сути, это было общежитие в современном его понимании.

Спустя два года в центральной части острова появился еще более масштабный комплекс, получивший название Nikkyu. Девятиэтажный дом в форме буквы E, насчитывающий 241 квартиру. Строительство жилых домов здесь продолжалось даже во время Второй мировой войны. В 1944 году Mitsubishi закончила возведение крупнейшего здесь жилого комплекса под названием «здание №65». Это 9-этажное П-образное здание на 317 квартир — единственный дом в своем роде, построенный в Японии в первой половине 1940-х.

Рядом с ним находится «перекресток соленых дождей» - одно из немногих мест на острове, которое не достигали волны Восточно-Китайского моря во время тайфунов. Здесь население жилого квартала могло переждать непогоду, прежде чем пересечь открытое ветрам и морю пространство.

К храму Senpukuji ведет крутой подъем под названием «Лестница в ад». В очень узких двориках между зданиями и склоном скалы были организованы небольшие скверики для отдыха жильцов.

В период 1943-1945 г.г. на остров привозили пленных китайцев и корейцев для каторжных работ. Многие из них умирали от тяжелых условий труда и и полуголодного существования.

В течение 50 лет остров являлся одним из самых густонаселенных мест на Земле. Население Хасима достигло пика в 1959 году — 5 259 человек на кв. км, при этом плотность населения в жилой зоне достигала фантастического числа в 139 100 человек на кв. км.

В начале 1960-х годов процветающая добыча угля на Хасиме начала приходить в упадок, и в 1974 году корпорация Mitsubishi полностью закрыла шахты. 20 апреля последние жители покинули город, бросив большую часть вещей из-за дороговизны перевозки. И вот уже без малого 40 лет в построенных еще в начале XX века многоэтажках живут лишь редкие чайки.

На протяжении многих лет посещение острова было запрещено и каралось депортацией из Японии. Так японское правительство попыталось обезопасить остров от «чёрных копателей» - предметы быта из мёртвого города становятся объектом охоты коллекционеров. С 2009 года власти страны начали допускать на остров всех желающих — в безопасной части «линкора» был организован специальный пешеходный маршрут.

Эту статью написал не я, но всё равно она очень хорошая) Понравится тем, кто любит заброшенные острова, таинственные развалины, Японию. Ссылка на источник в конце статьи.

В часе (или около того) плавания из японского порта Нагасаки, находится заброшенный остров Hashima. По непроверенной информации, название переводится как «Пограничный остров». Этот утёс был когда-то вполне обитаемым, точнее говоря — рекордно обитаемым. Hashima на протяжении многих лет считался самым густонаселённым местом на Земле: во второй половине прошлого века, плотность его населения составляла более тринадцати тысяч (13 000) человек на квадратный километр суши.

Сегодня всё, что было создано людьми на этом острове, тихо рушится. Он оказался ненужным новой цивилизации. Объект, созданный для проживания специалистов по добыче угля, принадлежал корпорации Mitsubishi Motors. Подразделение компании работало с 1887 до 1974 года, после чего угольная промышленность пришла в упадок и добыча была прекращена навсегда. Типичный моногород остался без своего единственного предприятия. Исчезновение рабочих мест не оставило людям шансов на выживание и всё население Hashima, практически в один день, покинуло свои дома. Причём, из-за дороговизны транспортных услуг и собственной бедности, люди бросили здесь большую часть своих вещей.

Пребывание на Hashima сегодня незаконно. Сначала правительство пыталось, таким образом, оберегать брошенные жилища от мародёрства, видимо надеясь найти применение пустому городку. С течением лет, охранять от грабителей стало нечего. Время уничтожило все ценности без остатка, лучше любого варвара. Теперь посещение этого мрачного места просто опасно по причине ветхости строений.

(В оригинальной публикации автор утверждает, что японское правительство не стремится привлекать нежелательное внимание к этому объекту — свидетельству трудностей и ошибок в промышленном развитии послевоенной Японии. Однако, скорее всего японские чиновники просто не хотят тратить время и деньги на охрану острова от различного рода экстремалов и зевак — примечание С. Ш.)

Наказание за посещение острова Hashima (если, конечно, вас поймают, что крайне сомнительно) — 30 дней тюрьмы (для иностранцев — немедленная депортация). Но, спустя две недели после прибытия в Нагасаки, договорившись с местными рыбаками, я и несколько моих друзей, ранним утром, до восхода солнца, высадились на остров Hashima.

Порт Нагасаки — это крупный транспортный узел, в котором у вас больше шансов арендовать круизный лайнер или нефтяной танкер, чем обычную лодку. Однако, мы нашли рыбака, который согласился нарушить закон за несколько зелёных бумажек. Правила японского этикета таковы, что никогда не следует напрямую говорить, чего вы хотите. Поэтому, даже находясь уже на борту лодки, мы не были уверены, что сможем побывать на Hashima. На всякий случай, мы приготовились к компромису — и согласились бы просто осмотреть его с воды, поближе.

Возникший в поле зрения Hashima, заслоняя горизонт серым бетоном, сразу напомнил очертания боевого корабля. Вот почему, у острова есть ещё одно название: в просторечии это звучит как Gunkanjima, что значит «Остров Броненосец» или «Остров Боевых Кораблей».

Подходим к берегу, причаливаем и ведём долгие переговоры с рыбаком. Наш лодочник с трудом соглашается дать нам несколько часов, чтобы мы могли не спеша побродить по заброшенному городу. Договорились, что к определённому времени он вернётся и заберёт нас.

Бетонные джунгли Hashima.

Первое, что бросается в глаза — скелеты фасадов. В некоторых кварталах, передние плиты отвалились и упали на землю у целых зданий. Первое, что приходит на ум — супермаркет бытовой техники, в котором разбили выстроенные телевизоры. Представьте, 70 огромных выбитых экранов… за которыми когда-то шла обычная жизнь. Уму непостижимо, как можно было жить в этих каменных клетках, без привычных улиц, площадей, парков. Кажется, тут любой человек заболеет клаустрофобией.

Повсюду встречаются брошенные личные вещи — старая обувь, бутылки из под шампуня, газеты и даже постеры, оставшиеся на стенах комнат, где жили подростки — это самые яркие свидетельства пребывания здесь человека.

Сложная электронная техника.

Мы исследовали пустые классы огромной школы острова. Ржавые металлические каркасы, полусгнившее дерево. Кое-где почти целые столы и стулья. Школьная доска, на которой при желании можно рассмотреть знаки и символы, оставленные 30 лет назад.

Школьные пособия.

Классная комната.

Из верхнего этажа гимназии мы смотрели вниз, на спортивный зал, крыша которого обвалилась задолго до нашего появления на острове. Здесь мы впервые чётко осознали, насколько опасно наше путешествие по этажам этих развалин. Посмотрели под ноги и стало ясно, что на полу лежат плиты, которые упали с потолка. Может быть давно. А может — недавно…

Спортивный зал школы.

Примерно, на девятом этаже жилого дома, я вошел в одну из комнат, чтобы полюбоваться видом на море из окна. Под ногами лежала циновка — традиционная японская плетенная дорожка. Не успел я понять, что происходит, как под ногами исчезла опора и раздался страшный, как мне показалось в тот момент, грохот. Похоже было, что здание рушится. И я упал…

… примерно с высоты около одного метра. Однако, этого было достаточно, чтобы каждый следующий шаг в этом городе мы делали со всеми возможными предосторожностями.

На самом деле, остров совсем крошечный. Его площадь всего 1,2 квадратных километра. Но, находясь внутри города, вы никогда не сможете этого ощутить. Из окон зданий одинаковой высоты видно либо соседние окна, либо море. Мы нашли только одну точку, откуда можно было увидеть круговую панораму Hashima — это странная сторожевая вышка, совершенно нетипичная для окружающего пейзажа. Она находилась на единственном господствующем холме и,при всей кажущейся простоте восхождения, подъём к ней оказался настолько сложным и неочевидным, что мы отказались от этой идеи.

За время пребывания в этом мрачном месте, никому из нас не пришла в голову мысль, что мы будем делать, если рыбак не вернется за нами. С утра мы думали лишь о том, что у нас есть всего два часа на экскурсию по Hashima. Теперь, по истечении этого времени, мы подумали о подобной перспективе практически синхронно, не сговариваясь. Правда, опасения оказались беспочвенными, лодка вернулась в назначенное место вовремя.

http://www.shinkareff.ru/news/1/728/mertvyi-gorod-ostrov-hashima/

Японский остров, в 18 километрах от побережья Нагасаки. Остров Хасима примечателен своей историей. В конце ХІХ cтолетия на острове нашли уголь, в 1890 году япоская корпорация Митсубиси приобрела остров и начала добычу угля. Чтобы каждый день не возить шахтеров из Нагасаки, было решено отстроить на острове небольшой город. В 1915 именно на этом остраве был построен первый высотный дом в Японии.

Остров развивался, появились бары, рестораны, кинотеатр. Все здания на острове соединены между собой системой подземных туннелей, по которым люди и ходили в кафе, на работу, в кино. На крышах домов жители Хасимы устраивали сады и растили деревья.

В 1959 году плотность населения этой скалы была самой большой на Земле – 83500 человек на квадратный километр. А в жилой зоне – 139100.

В 1974 году уголь перестал быть важным топливным ресурсом в Японии и Митсубиси закрыла угольную шахту. Вместе с угольной шахтой погиб и остров.

35 лет остров-призрак пребывал в полном запустении, дома медленно разрушались, а природа потихоньку отбирала позиции у цивилизации. В 2009 году появилась возможность посетить Хасиму с экскурсией. Разрабатывается план превращения острова в музей угольной добычи. Но пока Хасима виднеется на горизонте, как одинокий всеми покинутый корабль-призрак. Его так и называют в Нагасаки – Gunkanjima – остров-корабль.

http://tavi.ws/?p=6604

фото http://gakuranman.com/the-heavens-open-on-hashima/

За всю историю человечество построило огромное число городов и величественных сооружений, которые впоследствии оказались заброшенными. Одно из таких мест - город-остров Хасима. В течение пятидесяти лет данный участок суши являлся самым густонаселенным на всей планете: здесь буквально все кишело людьми, и жизнь била ключом. Однако ситуация изменилась: уже десятки лет заброшен остров Хасима. Что случилось с ним? Почему там больше никто не живет?

Об острове

Последний местный житель Хасимы на палубу уходившего в Нагасаки теплохода ступил 20 апреля 1974-го. С тех пор в многоэтажках, построенных еще на заре двадцатого века, живут разве что редкие чайки…

Остров Хасима, легенды о котором сегодня ходят по всему свету, находится на юге Японии, в Восточно-Китайском море, в пятнадцати километрах от Нагасаки. Его название с японского переводится как «пограничный остров», также Хасиму называют Гункандзимой - «островом-линкором». Дело в том, что еще 1920-х годах журналисты местной газеты приметили, что Хасима по силуэту напоминает линейный огромный корабль «Тоса», который в то время на верфи в Нагасаки строила корпорация «Мицубиси». И хотя задумкам сделать линкор флагманом не посчастливилось сбыться, «корабельное» прозвище прочно прикрепилось к острову.

Однако Хасима так внушительно выглядела не всегда. До конца девятнадцатого века это был один из множества скалистых островов в окрестностях Нагасаки, малоподходящих для нормальной жизни и изредка посещаемых лишь местными птицами да рыбаками.

Перемены

Все изменилось в период 1880-х годов. Япония тогда переживала индустриализацию, при которой ценнейшим ресурсом становился уголь. На соседнем с Хасимой острове Такасима были освоены альтернативные источники сырья, способные обеспечить стремительно развивающуюся металлургическую отрасль Нагасаки. Успех шахт Такасимы поспособствовал тому, что и на Хасиме вскоре, в 1887 году, семейным кланом Фукахори была основана первая шахта. В 1890 году остров выкупил концерн «Мицубиси», и началось бурное освоение его природных богатств.

Шло время, угля стране нужно было все больше… Компания «Мицубиси», обладающая почти неограниченными финансовыми возможностями, разработала проект по подводной добыче ископаемого топлива на Хасиме. В 1895-м здесь была открыта новая шахта, имеющая глубину 199 метров, а в 1898-м - еще одна. В конечном счете под островом и морем, окружающим его, сформировался настоящий лабиринт из подводно-подземных выработок глубиной до шестисот метров ниже уровня моря.

Строительство

Извлекаемую из шахт концерн «Мицубиси» применял для увеличения территории Хасимы. Был разработан план строительства на острове целого города для проживания шахтеров и персонала. Это было обусловлено стремлением снизить затраты, ведь приходилось ежедневно по морю доставлять рабочие смены сюда из Нагасаки.

Итак, в результате «отвоевания» площади у Тихого океана остров Хасима увеличился до 6,3 га. Длина с запада на восток составила 160 метров, а с севера на юг - 480 метров. Компания «Мицубиси» в 1907 году окружила территорию железобетонной стеной, которая послужила препятствием для размывания участка суши частыми здесь тайфунами и морем.

Масштабная застройка Хасимы началась в 1916 году, когда тут добывалось уже 150 тысяч тонн угля в год, а население составляло 3 тысячи человек. В течение 58 лет концерн возвел здесь 30 многоэтажных домов, школы, храмы, детский сад, госпиталь, клуб для шахтеров, плавательные бассейны, кинотеатр и другие объекты. Одних лишь магазинов насчитывалось около 25 штук. Наконец силуэт острова стал напоминать линкор «Тоса», и Хасима получила свое прозвище.

Жилые здания

Первой крупной постройкой на Хасиме стал так называемый Дом Гловера, якобы спроектированный шотландским инженером Томасом Гловером. Его сдали в эксплуатацию в 1916-м. Жилой дом для шахтеров являл собой семиэтажное здание с и магазином на цокольном этаже и был первым в Японии железобетонным объектом таких размеров. Через два года в центре острова был построен еще более масштабный жилой комплекс Nikkyu. По сути, остров Хасима (фото домов можно увидеть в статье) стал полигоном для испытаний нового строительного материала, который позволял возводить объекты немыслимых ранее масштабов.

В условиях очень ограниченной территории любое свободное пространство люди старались использовать разумно. Между зданиями в узких двориках организовывались маленькие скверики для отдыха жителей. Это сейчас Хасима - остров-признак, на котором никто не живет, а в то время он был плотно заселен. Возведение жилых домов не прекращалось даже в период Второй мировой войны, хотя в других частях страны его заморозили. И этому было объяснение: воюющей империи требовалось топливо.

Военное время

Одним из культовых сооружений на острове является «Лестница в ад» - кажущийся бесконечным подъем, ведущий к храму Senpukuji. Неизвестно, что все-таки казалось жителям Хасимы более «адским» - преодоление сотен крутых ступенек или следовавший за этим спуск в лабиринты узких городских улочек, часто лишенных солнечного света. Кстати, к храмам люди, заселявшие остров Хасима (Япония), относились серьезно, ведь шахтерский труд - это очень опасное занятие. В период войны многих горняков призвали в армию, недостаток рабочей силы концерн «Мицубиси» восполнил корейскими и китайскими гастарбайтерами. Жертвами полуголодного существования и беспощадной эксплуатации на шахтах стали тысячи человек: одни умирали от болезней и истощения, другие погибали в забое. Иной раз люди даже бросались в отчаянии с островной стены в тщетной попытке доплыть до «большой земли».

Восстановление

После окончания войны японская экономика начала бурное восстановление. 1950-е годы стали «золотыми» для Хасимы: компания «Мицубиси» стала более цивилизованно вести бизнес, в шахтерском городке открыли школу и больницу. В 1959 году население достигло пика. На 6,3 га земли, из которых лишь 60 процентов были пригодными для жизни, ютились 5259 человек. Остров Хасима в то время не имел ни одного конкурента в мире по такому показателю, как «плотность населения»: на один гектар приходился 1391 человек. Туристам, которые сегодня прибывают с экскурсионной целью на заброшенный остров Хасима, сложно поверить, что еще каких-то 55 лет назад жилые кварталы были в буквальном смысле забиты людьми.

Перемещение по «линкору»

Разумеется, автомобилей на острове не было. Да и зачем они, если, как говорят местные жители, добраться из одного конца Хасимы в другой можно было быстрее, чем выкурить сигарету? В дождливую погоду здесь даже зонты не требовались: запутанные лабиринты крытых галерей, коридоров и лестниц соединяли практически все постройки, поэтому, по большому счету, у людей вообще не было необходимости выходить на открытый воздух.

Иерархия

Остров Хасима был местом, где царила строгая социальная иерархия. Как нельзя лучше это отражалось в распределении жилья. Так, управляющий шахтой «Мицубиси» занимал единственный на острове одноэтажный особняк, построенный на вершине скалы. Врачи, менеджеры, учителя проживали в отдельных домах в двухкомнатных, довольно просторных квартирах с личной кухней и санузлом. Семьям шахтеров выделялись двухкомнатные апартаменты площадью 20 квадратных метров, однако без собственных кухни, душа и туалета - эти объекты были общими «на этаже». Одинокие шахтеры, а также сезонные рабочие проживали в комнатах площадью 10 квадратных метров в домах, построенных здесь еще в начале 20-го века.

Концерн «Мицубиси» установил на Хасиме так называемую частнособственническую диктатуру. Компания, с одной стороны, давала шахтерам рабочие места, обеспечивала зарплатой, жильем, а с другой - принудительно привлекала людей к общественным работам: уборке территории и помещений в зданиях.

Зависимость от «большой земли»

Шахтеры давали Японии нужный ей уголь, при этом их существование целиком зависело от поставок с «большой земли» одежды, продуктов, и даже воды. Здесь до 1960-х годов не было даже растений, пока в 1963-м на Хасиму с не завезли грунт, что дало возможность разбить сады на крышах зданий и организовать небольшие огороды и скверики на немногих свободных площадках. Только тогда жители «линкора» смогли заняться выращиванием хоть каких-то овощей.

Хасима - остров-призрак

Еще в начале 1960-х гг. казалось, что остров ждет безоблачное будущее. Но в результате удешевления нефти в конце десятилетия добывать уголь становилось все более нерентабельно. По всей стране закрывали шахты, вот и маленький островок в Восточно-Китайском море в конечном итоге стал жертвой переориентации японцев на использование «черного золота». В начале 1974 года концерн «Мицубиси» объявил о ликвидации на Хасиме шахт, в марте закрылась школа. Последний житель покинул «линкор» 20 апреля. С тех пор заброшенный город-остров Хасима, который в течение 87 лет с такими трудами отстраивался, необратимо разрушается. Сегодня он служит своеобразным историческим монументом японского общества.

Туристический объект

Долгое время Хасима была закрыта для туристов, поскольку возведенные в первой половине 20-го века постройки очень активно деградировали. Но с 2009 года власти страны начали допускать на остров всех желающих. Для посетителей в безопасной части «линкора» был организован специальный пешеходный маршрут.

А не так давно остров Хасима привлек к себе еще большее внимание. Волна интереса поднялась после выхода на экраны последней части киноэпопеи о приключениях Джеймса Бонда, британского агента 007. Логово Рауля Сильвы, главного злодея фильма «Координаты Скайфолл», снятого в 2012 году, было очевидно скопировано именно с Хасимы, несмотря на то что снималась картина в павильонах студии Pinewood.

Виртуальная прогулка

Сегодня отдельные энтузиасты высказывают предложения по реконструкции всего острова, ведь его туристический потенциал поистине огромен. Они хотят организовать здесь музей под открытым небом и включить Хасиму в список ЮНЕСКО. Однако чтобы восстановить десятки полуразрушенных зданий, требуются большие финансовые затраты, и бюджет на эти цели даже сложно предсказать.

Тем не менее, сейчас побродить по лабиринтам «линкора» может любой желающий, не выходя из дома. Google Street View в июле 2013 года произвел съемку острова, и теперь жители Земли могут увидеть не только кварталы Хасимы, недоступные для туристов в настоящее время, но и побывать в квартирах шахтеров, покинутых зданиях, обозреть предметы быта и вещи, брошенные ими при отъезде.

Остров Хасима - это суровый символ рождения большой который вместе с тем наглядно демонстрирует, что даже под восходящим солнцем ничто не вечно.

Остров Хашима (Hashima Island) - покинутый людьми кусочек суши, что находится в Восточно-Китайском море, примерно в 15 км от города Нагасаки. В Японии остров получил прозвище «Гункандзима», переводящееся как «крейсер», потому что из-за построек он напоминает с моря военный корабль.

До начала XIX века он представлял из себя обычный обломок скалы, слегка поросший зеленью, на котором гнездились морские птицы и который иногда использовали в качестве временного прибежища лишь рыбаки из Нагасаки и с соседнего острова Такасима.

Остров заселили в 1810 году, когда на нём нашли месторождения угля. Изначально это были просто скала в море и остров размером в 1 км², который создали искусственно, когда копали шахты. К 30-м годам XX века Хашима стал серьёзным промышленным центром: кроме шахт, там появились военные заводы. В период с 1943 по 1945 год для принудительной работы на подводных угольных шахтах Mitsubishi Corporation сюда привозили китайцев и корейцев. Многие из них умерли от тяжелых условий труда.

Последующие 50 лет Хашима был самым густонселённым местом на планете: в 1959 году население острова насчитывало 5259 человек. Но ископаемые стали постепенно иссякать и с каждым годом шахт становилось всё меньше. К 1974 году люди полностью покинули рабочий городок и он остался одиноко стоять посреди неспокойной воды.

На протяжении многих лет посещение острова было запрещено и каралось депортацией из Японии. Эти меры были приняты для защиты Хашимы от чёрных копателей. Предметы из города-призрака пользовались спросом у богатых коллекционеров. Но ни депортация, ни недобрые слухи о неупокоенных душах погибших там работяг не останавливали сталкеров, хотевших разжиться своеобразными артефактами.

У охотников за трофеями были свои поверья. Одно из них гласило, что остров нужно покидать до наступления полночи, дабы не накликать беду. Некоторые смелые сталкеры пользовались покровом тьмы как защитой от посторонних глаз, и многие из них погибали или травмировались по весьма банальным, на первый взгляд, причинам. Но когда альпинист со стажем, пытавшийся влезть в окно заблокированного этажа одного из зданий, сорвался с крыши и разбился, не смотря на страховочный трос, то в приметы пребывающие здесь чёрные копатели стали верить более охотно.

В настоящий момент посещение заброшенного шахтерского городка разрешено, но доступ туристам открыт только к специально оборудованной для безопасного пребывания части острова из-за аварийного состояния большинства строений. Любой шаг в сторону от известного маршрута - шанс испытать свою удачу...

Хашима также оставил свой след и в киноиндустрии. В 2009 году в сериале «Жизнь после людей» остров был показан как пример того, что случится с городом, покинутом людьми 35 лет назад. А в 2011 году на нём снимались некоторые эпизоды из фильма «007: Координаты "Скайфолл"».

Больше фотографий этого места вы можете увидеть в нашей