Галерея экслибрисов - книжные памятники карелии.

Сумароков N

(1918) в 1918 Корнет. Преследовался как контрреволюционер [Волков С.В. Офицеры арм.кав. М.,2002]

Сумароков N

гф. (18?) дв.герб внесен в Общий Гербовник ч.XII, 18

Сумароков N Леонтьевич

Шестак (1510) в 1510 послух

Сумароков N Темеш

(1628) в 1628 помещ.-Рязань-у.(Моржева-ст.) [Писц.книги Ряз.края XVI и XVII вв.]

Сумароков Александр

(1786) классн.чин.(1786) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 86-203 87-293 95-144 96-156]

Сумароков Александр

(1854) выпускник в 1854 Михайловской артиллерийской Академии

Сумароков Александр Иванович

(1901--,2002) на 2002 житель: Московск.обл. Домодедовский р-н, Домодедово г. ул. ул.Гуманюка Д.57 Корп.2 Кв.14

Сумароков Александр Матвеевич

(1909) в 1909 капитан пех.резервн. бригады [Общ.сп.офиц. на 1909. См. раздел ]

Сумароков Александр Николаевич

(1909) в 1909 штабс-ротмистр кавалерии [Общ.сп.офиц. на 1909. См. раздел ]

Сумароков Александр Петрович

(1717--1777,†Москва,Донск.м-рь) русский писатель, один из видных представителей классицизма. В трагедиях (1747) (1750) и других ставил проблемы гражданского долга. Автор многих комедий, басен, лирических песен.

Сумароков Алексей Андреевич

(1768--1841.03.06,†с.Блазново Нерехт. у., при Успенской церкви) Пох. с А. В. Сумароковым [Шереметевский В. Русск.провинц.некрополь. Т.1. М.,1914]

Сумароков Алексей Андреевич

(1789) классн.чин.(1789) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 89-143 90-150 91-137 92-180 93-156 94-164 95-171 96-183]

Сумароков Алексей Васильевич

(1784) классн.чин.(1784) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 84-468 85-364 86-323 87-334 88-314 89-274 90-262 91-303 92-318]

Сумароков Алексей Иванович

(1550) 3ст.дворов.сын-боярск. помещ.-Белоозеро-у.(1550)

Сумароков Алексей Иванович

Меньшой (Сумороков) (1658) в 1658 моск.двн.(1658)

Сумароков Алексей Лаврентьевич

(Сумороков) (1658) в 1658 моск.двн.(1658)

Сумароков Андрей Яковлевич

(1895,Тетюши---1943.01.25) сержант Тетюшским РВК Татарстан, красноармеец погиб в Вел.Отеч. войну

Сумароков Аркадий Илларионович

(1866) в 1866 тит.сов.(1866) мещан.?-Калуга-г

Сумароков Афанасий Андреевич

(1614) в 1614 двн. пусторжевский помещик

Сумароков Афанасий Яковлевич

(1781) классн.чин.(1781) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 81-361 82-367 83-379 84-116,361 85-115,292 86-103,257 87-109 88-251 89-237 91-232 92-99,202 93-102,185 94-108,193 95-114,20 96-125,214]

Сумароков Афонасий Степанович

(1913.01.01--,2004) на 2004 житель: Курганская обл. Юргамышский с.Гагарье

Сумароков Безсон Федорович

(1609,1628) в 1628 помещ.-Рязань-у.(Каменск.-ст.)

Сумароков Богдан Евстропьевич

(1589) в 1589 помещ.

Сумароков Борис Анатольевич

(1915,--1963.12.05) Николаевское кавалерийское училище 1915. Штабс-ротмистр Крымского конного полка. В эмиграции в Испании. Умер 1963.12.05 в Мадриде [Волков С.В. Офицеры арм.кав. М.,2002]

Сумароков Валериан

(без дат,†Симбирск,Покровск.м-рь) ученик кадетск.корпуса

Сумароков Василий Васильевич

(1786) классн.чин.(1786) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 86-258 87-271 88-251 89-237 91-237 92-207 93-190 94-199 95-206]

Сумароков Василий Михайлович

(1909) в 1909 штабс-капитан пех.резервн. бригады [Общ.сп.офиц. на 1909. См. раздел ]

Сумароков Василий Петрович

(1765) классн.чин.(1765) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 65-59 66-88 67-92 68-92 609]

Сумароков Василий Филипович

(1794) классн.чин.(1794) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 94-291 95-291 96-301]

Сумароков Василий Яковлевич

(1780) классн.чин.(1780) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 80-385]

Сумароков Виктор Андреевич

(1902---1938.08.17) полковой комиссар, нач. политотдела бригады подводных лодок КБФ, арест 16.03.38, умер на допросе после побоев.

Сумароков Виталий Иванович

(1912,Ярославль, Кировск.р-н---1941.10.) кр-ц. В Вел.Отеч. войну пропал без вести. [КПЯО, том 1, стр. 204.]

Сумароков Владимир Эм.

(1909) в 1909 капитан пехоты [Общ.сп.офиц. на 1909. См. раздел ]

Сумароков Гавриил

(1791) классн.чин.(1791) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 91-247 92-287 93-282]

Сумароков Гавриил Андреевич

(1828,Пензенская губ.--1864.01.16) свящ. В ограде Свято-Троицкой ц. в с.Старый Посад Осинск.у. Был свящ. 19 л., имел бронзовый наперсный крест на андреевской ленте за Крымскую войну. . [Мат-лы к Русск.некрополю. В.1. СПб.,2003]

Сумароков Герасим

(--4 авг. 1921,†Галлиполи,Турция) Шт. Капит. Алексеев. артил. дивиз. Б. в. к. № 68

Сумароков Григорий Дмитриевич

(1915,Яросл.обл.---1941.08.) политрук. В Вел.Отеч. войну пропал без вести. [КПЯО, том 7, стр. 293.]

Сумароков Григорий Дмитриевич

(Яросл.обл.---1944.12.) мл. политрук. В Вел.Отеч. войну пропал без вести. [КПЯО, том 7, стр. 293.]

Сумароков Даниил Тимофеевич

(1586) в 1586 сын-боярск. послух

Сумароков Думаш Федорович

(1559) июля 27

Сумароков Евгений Николаевич

(1918) в 1918 Капитан лейб-гв. 2-й артиллерийской бригады. В белых войсках Восточного фронта. В 1918.05. в Екатеринбурге, откуда прорвался к чехам, старший адъютант штаба Западной армии, до 1919.05.24 и.д. начальника штаба 12-й Сибирской стрелковой дивизии, затем старший адъютант оперативной части штаба 2-й армии. Пропал без вести 1920.01. под Красноярском. [Волков С.В. Офицеры Росс.гв. М.,2002]

Сумароков Иван

(1598) в 1598 помещ.-Кострома-у.,Муром-у.

Сумароков Иван Александрович

(1791) в 1791 из дворян, в 1791 фурьер, в 1808 поручик, в 1809 уволен штабс-капитаном, комиссар при воспитательном доме Казанского приказа общественного призрения, был в походах и сражениях в 1799-1809, женат, за ним по 6-й ревизии 18 муж. пола душ крестьян. помещ. двн.-Казань-губ. Род внесен во 2-ю часть дворянской родословной книги Казанской губернии по определению Казанского дворянского депутатского собрания от 1815, утвержден указом Герольдии от 1844.08.28.

Сумароков Иван Алексеевич

(1552,1560) в 1552 дворов.сын-боярск. помещ.-Кострома-у.

Сумароков Иван Андреевич

(1896---1941/45,в Польше) красноармеец погиб в Вел.Отеч. войну V. ИССЛЕДОВАНИЯ И НАХОДКИ КРАЕВЕДОВ

А.А.Севастьянова (Ярославль)

«Любезным моим согражданам...».
Первый костромской историк Николай Сумароков
(вторая половина XVIII в.)

К числу выдающихся произведений исторической мысли, созданных в провинции в самый ранний период, нужно отнести доселе не опубликованный и плохо изученный труд костромского дворянина Николая Сумарокова. Двенадцать лет - с 1776 по 1788 г. - трудился Н.Сумароков над историей своего родного костромского края. До наших дней дошли две рукописи: копия раннего сочинения «Краткое историческое известие о городе Костроме...» и завершившая работу историка рукопись «История о первоначалии и произшедствиях города Костромы...»1. Из-за ограниченных рамок настоящей статьи нет возможности раскрыть подробно историю создания Н. Сумароковым своего труда. Отметим лишь, что историк написал не два (как считалось), а три варианта сочинения2.

Первый костромской историк происходил из довольно известного рода ярославских и костромских дворян Сумароковых («Сумороковых» в авторском написании). Он родился в 1727 г. в семье костромских помещиков Степана Матвеевича и Анисьи Петровны, урожденной Текутьевой3. С 1748 г. Николай Степанович служил в гренадерском полку, участвовал в Семилетней войне 1757-1762 годов и был, как он сам напишет, «от командиров своих любим». Позднее, выйдя в отставку, осел в родных краях. В Костроме Н.С. Сумароков стал предводителем дворянства в 1775-1778 гг., здесь же началась его работа над книгой по истории Костромы. Умер Николай Степанович в 1812 году, в дни Отечественной войны, когда был уже в преклонных летах.

Приступая к своему сочинению о Костроме в середине 70-х годов XVIII века, Н.Сумароков был зрелым человеком, много повидавшим на своем веку. Изучить тексты сочинения не столь сложно, имея определенные профессиональные навыки, труднее, но тоже возможно, собрать крупицы биографических сведений. А как открыть натуру, почувствовать характер человека, жившего двести лет назад? Незаурядную личность Сумарокова, его прямоту и ранимость, свойственные людям с высоким представлением о собственном достоинстве, неожиданно раскрыл автограф - письмо Н.Сумарокова генерал-губернатору А.П.Мельгунову, найденное мной в его архиве. Нигде не публиковавшееся письмо, небольшое по объему, ярко и значительно. Поэтому приводим его здесь, с небольшими сокращениями, почти полностью:

«Ваше высокопревосходительство, милостивый государь! Осмеливаюся вашему высокопревосходительству о стекшемся нечаянно ныне со мною обстоятельстве в надежде... представить, к чему довела меня нетерпеливость, и сими строками чрез сына моего утруждать... Состояние мое небезызвестно вашему высокопревосходительству, как я определен к должности чрез ваше высокопревосходительство и расположен был продолжать мою службу, сначала в губернской магистрат, а потом и в совестной суд, ...а прежде онаго находился в провинции пред открытием наместничества предводителем четыре года, и окроме онаго земские должности отправлял, и по службе военной был в походах и от командиров своих был любим, и нарекания никакого не имел. А ныне без всякой по суду моему, в котором находился, притчины, требуют от меня, чтоб я подал просителное письмо оставить место для Николая Ивановича Калыш[к-?]ина. И наконец сего дня в присутственные места даны повеления выбирать из трех персон: первый господин Калышкин, второй Гаврило Петрович Чагин, а последний Степан Иванович Карцов, гвардии прапорщик... Но ежели б я знал прежде, то б...не приводя до того и разположа свои меры, просил бы уволнения, но вышло тому, ко огорчению моему, совсем противное, пред своей собратией без всякой притчины и удовольствия; ...осмеливаюсь изпросить единственно вашего высокопревосходительства к его высокографскому сиятельству одобрения, чтоб безвинно не понес нарекания противу собратии своей.

И за оным препоруча себя в вашу милость и покровительство, вашего высокопревосходительства милостивого государя всепокорнейший слуга Николай Сумороков. 4 генваря 1782 года. Г. Кострома» 4.

Заступничество Мельгунова или скорая вслед за этим смерть графа Р.Воронцова, губернатора костромского, а вероятнее, и то, и другое вместе, имели следствием восстановление положения Н. Сумарокова в городе, а вместе с ним и спокойствия, столь нужного для завершения книги. Впрочем, напрасно огрочался Николай Степанович Сумароков, история все расставила по своим местам, и имена обидчиков его, ничем в этой истории не отмеченные, канули в Лету, получив шанс быть упомянутыми лишь в его собственном письме. Иного достойны дела самого Сумарокова, и познакомившись лучше с автором, обратимся вновь к анализу его произведений.

В первом, раннем предисловии к работе 70-х годов, обращенном к читателям, Сумароков соединяет мотивы прославления «матери Отечества» императрицы Екатерины II с идеями необходимости «землемерия», то есть межевания земель, развернувшегося в Костромской губернии с 1773 года. Но узнать «верность» и древность страны, по Сумарокову, можно не только через надежные карты, но и благодаря «собранию библиотек». Автор рассуждает здесь о способе познания: от размышления над древними сюжетами, «героглифою изображенными», к изданиям книг, а от них - к «собиранию» истории. Во втором, более позднем предисловии появляется обоснование темы истории родного города: «...Мысль моя простиралась собрать воедино до той части касающиеся сведения, в которой я обитаю...». Автор, пользуясь метафорой, показывает здесь свой метод работы над историческим документом: собирание известий подлежит у него затем «мнению» (т.е. размышлению, осмыслению пройденного), с чем связаны известные трудности: «...Как войдешь в дебрь непроходимую, и в заросшие пути тернием, с немалыми трудами прямую стезю доискиватся должно...».

Поразительно широк весь круг исторических материалов, привлекаемых в труде о Костроме. Складывается впечатление, что автор имел в своем распоряжении, буквально, все, что выходило в свет в России с конца XVII века. В аккуратных пометах-ссылках на полях страниц «Истории...» упомянуты летописи, Судебник, Степенная книга, жития и другие источники, с указанием места и года издания, тома, глав и страниц. Здесь же переводные сочинения историков Западной Европы и отечественных - Татищева, Щербатова, Рычкова, Манкиева. О существовании у историка большой личной библиотеки свидетельствуют в рукописи «Истории...» пометы на полях, типа «находится в библиотеке моей под №834». Любопытно, что использование в книге многих исторических материалов Сумароковым мыслится как доказательство подлинности, реальности событий, происходивших в прошедшем. Поэтому же он предупреждает читателя о трудности писать раздел современной ему истории Костромы, ибо «в новейшие времена от бывшего пожара еще списки не отысканы» и «оное все предается на рассуждение читателю». Характерно для этого новейшего раздела стремление дать документированное изложение, об этом говорит, например, примечание автора к описанию новых границ Костромского уезда: «Оной параграф взят с ведомостей отобранных частных смотрителей, которые по требованию его сиятельства господина Московского губернатора Якова лераграфа Остермана; с сочинения Географического Лексикона и от меня сочиненная та ведомость и представлена в Костромскую провинциальную канцелярию для отсылки куда надлежит, генваря 15 дня 1776 году». Упомянутые здесь «ведомости»1776 г. связаны, как представляется, с деятельностью в Подмосковье Г.Ф.Миллера, готовившего данные для второго издания Лексикона.

Однако вернемся к повествованию о более раннеем времени древней истории Костромы. Рассказ Сумарокова об основании города Костромы Юрием Долгоруким в 1152 г. открывает эту часть истории города. Историк пользуется здесь в основном изложением событий по годам, как летописец. Он пишет, соединяя выписки из разных источников, не различая хронологии и последовательности этих текстов. Но иногда Сумароков нарушает канву событий и спорит с чьим-либо мнением. Самым интересным примером такой полимики на страницах «Истории...» является фрагмент текста о происхождении названии города Костромы. Автор отверг одно за другим и название «Остра» у В.Н.Татищева, как перенесенное на берега Волги из Черниговской земли, и сарматское имя «костобоки» у М.М.Щербатова. Сосредоточившись на названии «Кострум», пришедшем при колонизации края из Ревельской Ливонии, автор развивает в подтверждение своего мнения географические, исторические и языковые доказательства.

Столь же серьезен подход историка к композиции всего сочинения. В раннем «Кратком известии...» он предлагает шесть глав, две из которых - географические, а четыре - исторические: о древнейшем положении мест всего уезда (I), о новейшем положении мест уезда (II), о первоначалии и создании города-центра (III), о его истории, приращениях, несчастиях и славе (IV), о его высоких персонах (V), о его чиновных особах (VI). В «Истории...» построение глав меняется, в основу положена периодизация всей истории Костромы: введение описывает географию города и уезда, первый раздел «первоначалие» Костромы и власть одиннадцати ее князей, второй - Кострому в период правления царей и третий - императоров. В каждой из рукописей имеется свое предисловие, обращенное к читателю, а материал внутри глав организуется в отдельные, тематические параграфы.

С композицией рукописей связана одна особенность замысла автора. В окончательном варианте его работы главнейшим событием всей костромской истории становится, по мысли автора, открытие наместничества. Оно как бы уравновешивает плохо прописанный «императорский» период с двумя более ранними - княжеским и царским. Иначе выглядит основа «Крактого известия». Здесь кульминацией повествования становится четвертая глава «...о славе и верности к своим государям», посвященная 1612 году и подвигу Костромы, сохранившей для России царя в лихое Смутное время, Автор начинает с рассказа о матери будущего царя, сосланной в Костромской Крестовоздвиженский женский монастырь. В соседнем Ипатьевском монастыре происходит соединение с ней сына Михаила, юноши, спасенного Иваном Сусаниным от врагов. По Сумарокову, Михаил Романов прибыл в Ипатьевский монастырь «из вотчины своей», чтобы укрыться и соединиться там с матерью. «Но ежели б сначала находились в Ипатском монастыре, то б никакой не было надобности объявлять о сем крестьянине Сусанине, что из грамоты из его роду видно». Как видим, рассказ Сумарокова лишь упоминает крестьянина, положившего жизнь за царя. Основной же смысл его в другом: спасение будущего царя России в стенах костромского монастыря - своеобразный «звездный» час всей истории Костромы. Поэтому в композиции первого варианта своего труда Сумароков делает эту главу центральной.

В завершающих строках своего второго предисловия, подводя итог, Сумароков задумался о значении своего сочинения. Оно, по его мнению, «может несколько служить и ко всеобщей истории, а паче - любопытствующим моим согражданам». Заметим, что «всеобщей» или «общей» во времена автора называли всю Российскую историю. Труд костромского историка действительно показывает важнейший срез российской исторической мысли второй половины XVIII века. Особенно важен он для местной историографии: И.К. Васьков5 начал трудиться на той же ниве, где завершил свой опыт Н.С.Сумароков.

За свои литературные труды был избран членом Российской академии. Кроме журнальных работ, издал отдельно: «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799» (М., 1800), «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду» (СПб., 1803-05), «Зеленый корсет», комедия (1805), «Орлы и скворцы», драма, «Модник», «Некоторые рассуждения о Александре Петровиче Сумарокове и начале российского театра» (все изд. в СПб., 1806), драма «Марфа Посадница» (1807), «Черты Екатерины Великой» (1819) и «Прогулка заграницу» (1821).

Свербеев Д.Н. про Сумарокова П.И.

"Бывал еще у Кикина, и очень часто, другой литератор, но уже пожилой и также своеобразный - Павел Иванович Сумароков, отец нынешнего графа 494 ; он был незадолго перед моим с ним знакомством новгородским губернатором. Он имел в то время великое гражданское мужество в чем-то идти наперекор всесильному Аракчееву , новгородскому помещику, и потому вынужден был выйти в отставку. В правительственной сфере и в подчинявшейся ей среде петербургского общества считался он человеком беспокойным, брюзгливым и неприятно резким и был как бы в опале у государя. В других противоположных кружках, напротив того, Сумароков являлся героем самоотвержения, живя скромно, бедно и почти вдовцом. Жена его, урожденная княжна Голицына, сестра Норовой 495 , была помешанна, сын служил штабс-капитаном в гвардейской артиллерии, а умная и говорливая пожилая его дочь 496 проживала у каких-то Голицыных, своих родственников. Первыми литературными трудами Сумарокова были «Досуги крымского судьи» и йотом «Поездка за границу», в которой он, недовольный всем чужим и предовольный всем своим, описал в пресмешной карикатуре все страны, им посещенные. Разумеется, он их добросовестно порицал со своей точки зрения, смеялись же не над ними, а над ним его читатели. Если не забуду, постараюсь проверить прежние на меня впечатления этой курьезной книги. Я ей, впрочем, был очень благодарен: Сумароков незадолго до моего первого путешествия был в Париже и был мне очень полезен, отчетливо выставив в своем сочинении всевозможные заграничные цены различных необходимых предметов. Независимый по характеру, он не принадлежал ни к какой литературной партии, не был членом «Беседы», но ей сочувствовал, презирая все новейшее поколение литераторов. По семейному чувству он предпочитал, между прочим, дядю своего Сумарокова как поэта и автора великому Ломоносову. Я был однажды свидетелем весьма интересной литературной, вернее сказать, ругательной схватки между двумя потомками этих двух великих писателей давно минувшего времени. Соперницей в споре с Сумароковым была девица Константинова, внучка Ломоносова 497 . Спорили, а потом бранились они между собой за обедом у Перекусихиной, к соблазну десятка собеседников. Старушка хозяйка долго с негодованием их слушала и насилу их угомонила 498 ".

Цитируется по изд.: Д.Н. Свербеев. Мои записки. М., 2014, с. 152-153.

Комментарии

494 . ...отец нынешнего графа... - В рукописи добавлено: «родной дед той княгини Оболенской, которая так еще недавно подняла сильную бурю в стакане воды Же-невского озера» (ФС. Д. 12. Л. 6 об.).

Имеются в виду: Павел Иванович Сумароков (1767-1846), сенатор (с 1821), губернатор Витебской (1808-1812) и Новгородской (1812-1813) губерний, писатель; его сын Сергей Павлович (1793-1875), граф (с 1856 г.), участник Отечественной войны 1812 года; генерал от артиллерии (1851), а также дочь последнего княгиня Зоя Сергеевна Оболенская (урожд. Сумарокова) (1828-1897), уехавшая от мужа в середине 1860-х годов в Швейцарию, где вторично вышла замуж и активно общалась с анархистами (см. об этом: ЛН. М., 1956. Т. 63. С. 74-78).

495 . Жена его, урожденная княжна Голицына... - Мария Васильевна Сумарокова (урожд. кнж. Голицына) (1765-1847), жена П.И. Сумарокова, старшая сестра Анны Васильевны Норовой (урожд. кнж. Голицыной).

496 . ...умная... его дочь... - Мария Павловна Сумарокова (1786-1883).

497 . ...deeuifa Константинова, внучка Ломоносова. - Имеется в виду, вероятно, средняя дочь Елены Михайловны Константиновой (урожд. Ломоносовой) (1749-1772) Екатерина Алексеевна (1771 (1774)-1846), однако, не исключено, что это младшая дочь - Анна Алексеевна (1772 (1775) - после 1864).

498 . В рукописи добавлено: «К сожалению, описываемый мною старичек недолго стоял твердо на ногах, не семеня ими и не сгибая своей спины пред могуществом Аракчеева. Когда Шишков, митрополит Серафим, плут-архимандрит Фотий затеяли интригу против мистика-князя Голицына и взяли к себе во главу этого заговора графа Аракчеева, то пред его всесильным именем увлеченные в эту партию преклонились и упрямый Сумароков, и даже прямой Кикин. Подробности нравственного падения двух последних вместе с известными мне отчасти подробностями самой интриги сказаны будут впоследствии» (ФС. Д. 12. Л. 7 об.). Здесь упомянуты: Серафим (Стефан Васильевич Глаголевский) (1757-1843), с 1821 г. митрополит Петербургский, Новгородский, Эстляндский и Финляндский, а также Фотий (Петр Никитич Спасский) (1792-1838), архимандрит, церковный деятель, обличитель мистицизма в русском обществе.

Суперэкслибрис расположен в центре верхней крышки каждого из двух одинаково переплетенных томов немецкого издания:

Scheuchzer, J.J. Kupfer-Bibel, in welcher die Physica Sacra, oder Geheiligte Natur-Wissenschafft derer in Heil. Schrifft vorkommenden Natürlichen Sachen deutlich erklärt und bewährt / von Joh. Jacob Scheuchzer… [ V. 1-2]. - Augspurg; Ulm : gedruckt bey Christian Ulrich Wagner, 1731 .

(1727-1811)

Сын Степана Андреевича Сумарокова. В 1748 г. вступил в службу во Второй гренадерский полк, участвовал в Семилетней войне 1756-1763 гг. В 1764 г. вышел в отставку в чине секунд-майора и поселился в родовом имении Карцово Костромского уезда. В 1771 г. был избран уездным предводителем дворянства и переехал в Кострому, где построил дом на Вознесенской улице. Живя в Костроме, Николай Степанович увлекся историей этого города. В 1776 г. им был закончен первоначальный вариант труда «История о первоначалии и происшествиях города Костромы до учреждения наместничества», но рукопись так и осталась неопубликованной. В 1775 г. Сумароков был избран Костромским уездным предводителем дворянства, пробыв в этом качестве один трехлетний срок. В 1779 г. служил председателем в Костромском губернском магистрате, а в 1780-1781 гг. - судьей в совестном суде. Николай Степанович был женат на Меланье Ивановне, урожденной Олсуфьевой, и имел троих детей: Никиту, Варвару и Анну.

В своем имении Карцове Н.С. Сумароков собрал значительную библиотеку и коллекцию картин. Он значится среди подписчиков многих русских изданий последней трети XVIII столетия - «Древней российской вивлиофики», «Деяний Петра Великого» И.И. Голикова, собрания сочинений А.П. Сумарокова и др. Все его собрание было унаследовано его сыном Никитой Николаевичем (1765-1812) , а, возможно, позднее - женой, Меланьей Ивановной Сумароковой (см. владельческую надпись на экземплярах НБ РК).

  1. По определению П.А. Дружинина, это патронная сумка (лядунка), офицерский нагрудный знак (гривна) и трехгранные штыки гладкоствольных ружей, т.е. атрибуты гренадеров.
  2. Прочитан П. А. Дужининым.
  3. Библиотека Н.Н. Сумарокова насчитывала ок. 2000 томов.
  • Дружинин, П.А. Геральдика и редкая книга: в 2 т. Т. 1-2 / П.А. Дружинин; под ред. М.Ф. Румянцевой. - Москва: Трутень, 2014.
    Т. 1: Геральдический суперэкслибрис: источниковедческое исследование. - 264 с.: ил. - Из содерж.: Суперэкслибрисы Сумароковых. - С. 187-192.
    Т. 2: Русский геральдический суперэкслибрис: свод. кат. -- 264 с.: ил. - Из содерж.: Сумароков Николай Степанович (1727-1811). - С. 155-156 (воспроизведены суперэкслибрис (ил. 114) и вензель (ил. 115) Н.С. Сумарокова).
  • Костромские Сумароковы [Электронный ресурс] // Кострома - русская провинция: [сайт]. - [Кострома]. - URL: http://live.kostromka.ru/others/kostromskie-sumarokovy-6051/ (17.01.2013)

Обладая «литературной» фамилией, Николай Сумароков, как и его известный в 18-м веке однофамилец, пишет стихи и прозу. Является членом двух профессиональных сообществ: Союза писателей России и Российского межрегионального Союза писателей, а также нескольких общественных писательских организаций. Печатается в литературных журналах. И, понимая, что не все таланты могут пробить себе дорогу сами, поддерживает начинающих творцов.

В 2013 году прошел уже четвертый общегородской конкурс молодых литераторов, - рассказывает Николай Сумароков. - Я выступаю как соорганизатор этого конкурса, являюсь председателем жюри, а по его итогам готовлю и выпускаю сборник произведений победителей. С 2006 года поддерживаю и публикацию отдельных книг начинающихлитераторов.В целом вышло уже около 30 изданий, ежегодно выпускаются две-три книги. С тех пор я, наверное, стал более придирчив, может быть, стал больше понимать в поэзии. Понимаю, что я могу быть субъективен. Но стараюсь поддержать человека, даже если его направление в творчестве не совпадает с моим миропониманием. Единственным критерием отбора для меня является талант автора.

С одной из подопечных Николая Сумарокова и у меня произошла памятная встреча. Весной 2014 года я отправилась на XVI Юношеские Апрельские чтения «Произведения Достоевского в восприятии читателей XXI века» в город Старая Русса Новгородской области. Р ядом со мной в автобусе ехала хрупкая темноволосая девчушка. 17-летняя Алиса Денисова, ученица гимназии №3 Великого Новгорода, рассказала, что она интересуется творчеством писателей-классиков и сама пишет стихи. В сумочке у Алисы оказался удачно захваченный с собой в дорогу сборник ее собственных стихотворений. Признаться, я прочла его с большим удовольствием. Отличный стиль, удивительное чутье слова, интересные темы…

Спасибо Николаю Сумарокову! – Сказала тогда девочка. – Это благодаря ему мои стихи увидели свет. Я стала победительницей городского литературного молодежного конкурса, и в качестве награды был издан мой сборник.

Добавлю: Сумароков с 2011 года издает литературный альманах под названием «Литораль». В нем печатаются стихи и проза авторов разных возрастов. А еще меценат ведет рубрику в местной городской газете, где рассказывает о новгородских поэтах.

Согласитесь, меценат – столь редкое явление на просторах нашей российской культуры, что достойно пристального внимания. Мы расспросили Николая Сумарокова о его культурных приоритетах.

- Николай Анатольевич, Вы только новгородских литераторов поддерживаете?

Не всегда, но все-таки я - патриот своего города. Поэтому в основном печатаю книги новгородцев или бывших новгородцев. Очень жаль, что молодые таланты зачастую не остаются в Великом Новгороде, избирают местом своего жительства Санкт-Петербург, иные крупные города.

- А Вы верите в очень молодой талант или гений? Возможно ли сейчас появление нового Лермонтова? Или сейчас у нас другой уровень общего образования?

К сожалению, сейчас многое зависит от промоутеров, от пиарщиков. Иногда превозносятся таланты «дутые», на мой взгляд, опять-таки субъективный.Есть молодые литераторы, которые успешно дебютируют, но затем «теряются». Серьезные, вдумчивые поэты – кому они нужны нынче? Именно поэтому я особенно поддерживаю поэзию. Как правило, этот жанр почему-то чаще избирают девушки. А у них возникают еще и другие проблемы, связанные с личной жизнью: сложно совмещать творчество и семью. И все же, я уверен, если бы их печатали, давали возможность выступать перед публикой, многое могло бы измениться. Я надеюсь, что у нас еще будут молодые таланты. Но, к сожалению, пока в России поддерживается в основном массовая культура.

- Книжные издательства не берутся печатать неизвестных авторов. Если лично у Вас при издании книги главным критерием является талант, то у них – возможность прибыли. Понятно, что хороших книг нам при таком положении дел ждать неоткуда. При этом известно, что некоторые западные государства финансово поддерживают издание некоммерческихкниг, особенно для подростков и детей…

Да, у нас роль государства в этом отношении пытаются взять на себя меценаты, благотворительные фонды…Но здесь тоже есть свой нюанс. Есть меценаты, а есть спонсоры. Нужно эти понятия различать. Меценат делает доброе дело безвозмездно. А спонсор ищет в добре выгоду. У нас в России есть, казалось бы, меценаты, которые, например, поддерживают изобразительное искусство.На самом деле тут маленькая хитрость - это вложение денег. А от книжки какие деньги?!! Поэтому меценатов, поддерживающих литературу в большом масштабе, у нас нет.


Еще одно направление благотворительной деятельности Николая Сумарокова – установка городских мини-скульптур. В 2009 году у моста через реку Волхов появилась «Туристочка». Нынче городской пейзаж сложно представить без стройной фигурки, воплотившей образ нашей юной современницы – словно, устав от долгой прогулки, она сбросила легкие туфельки и сидит, откинув голову назад, опершись руками на парапет… Интересно, сколько сотен новгородцев и гостей города сфотографировались за эти годы, присев рядом с «Туристочкой»? После того, как в 2009 году это сделал приезжавший с визитом в Великий Новгород Президент России Дмитрий Медведев, и фото попало в интернет, «Туристочка» прославилась на всю Россию. К 2014 году новгородцы имеют возможность любоваться уже 11 скульптурами, установленными Николаем Сумароковым.

- Николай Анатольевич, Вы и здесь верны себе - изготовление скульптур поручаете исключительно новгородским художникам…

Да, авторы, с которыми я работал – новгородцы Вячеслав Смирнов (скульптуры «Человек на ходулях», «Птица Сирин», «Оператор в поисках хорошего кадра»), Вадим Боровых (работы «Туристочка», «Монтёр, спасающий кошку»), Сергей Гаев («Юный художник», «Капуста», «Голуби и кошка», «Рыбак и рыба», «Семья»). Исключение составил москвич Андрей Ковальчук, председатель правления Союза художников России, лауреат Государственной премии РФ – он является автором бюста Ярослава Мудрого, установленного в Новгородском государственном университете.

Автором идеи всегда являюсь я как заказчик. Рассказываю, каким мне видится образ, скульпторам. В большинстве случаев заранее определяю местоположение будущей скульптуры. Первым подарком городу стала «Туристочка», и перед тем, как ее установить, пришлось пройти долгие процедуры согласований. Теперь этой проблемы уже практически нет. Городские власти идут мне навстречу.

Может быть, это покажется чересчур надуманным, но я искренне считаю, что книжки, которые я помогаю выпускать, скульптуры, устанавливаемые в городе, в какой-то мере делают жизнь моих соотечественников лучше. Ведь в современном обществе существует страшное озлобление, ожесточение людей друг на друга. Такими вот поступками я пытаюсь что-то изменить, сделать так, чтобы люди стали добрее. Или умнее.

- Есть ли еще какие-то направления, которыми вы хотели бы заниматься в жизни?

Хочется помочь художникам. Сейчас на это времени почти нет, так как я много путешествую.Пользуюсь тем, что вышел на пенсию, отошел от бизнеса. Когда «осяду» на одном месте, тогда, возможно, свободное время потрачу на создание художественной галереи в Великом Новгороде, которую люди могли бы посещать бесплатно. Потому что у меня две страсти в жизни: это литература и изобразительное искусство.

Большой поддержкой для Сумарокова является мнение Евгения Евтушенко. Во время недавней поездки в Великий Новгород легендарный поэт познакомился с Николаем Анатольевичем, они долго беседовали. Через пару недель после этого события Сумарокову вдруг позвонил старый приятель из другого города. Оказывается, он услышал, как на гастролях Евгений Евтушенко упомянул: есть, мол, в Великом Новгороде Коля Сумароков, хорошее дело делает…

Принимая в марте 2014 года из рук мэра Великого Новгорода почетный знак «За заслуги перед Великим Новгородом», Николай Сумароков сказал:

Спасибо за оценку моей, кажущейся многим нелепой, деятельности. Планов – громадьё.

Ну, а тем, кто его не понимает – есть, наверное, и такие люди - Николай Сумароков посвятил шуточное послание. Оно перед вами.

Недавно повстречался с оппонентом. Меня он очень строго упрекал: «Ты что творишь? Зачем ты монументы где надо и не надо навставлял? Ну, пусть не навставлял, пусть – понаставил, не в этом суть, а в том, что утомил. Что, для тебя не существует правил? Глядеть на истуканов нету сил, один другого стрёмнее и гаже: семейка монстров, чокнутый рыбак, монтёр, забывший про работу даже, – ему важней спасать кота. Ну, мрак! Кончай лепить котов. Ну бога ради! Такие твари вредные – коты – под окнами орут, в ботинки гадят… Душил бы и душил бы их, а ты ещё троих пустил в путь по карнизу. А этот толстопузый на ломах? Ведь на него без слёз не взглянешь снизу – рахитик, что ли? – видно впопыхах его сварганил мастер косорукий. Взбесил меня рисующий нахал: недавно я гулял там – руки в брюки – как пнул его, чуть ногу не сломал. А почему Пётр Первый, император, с каким-то колесом? Нелепый вид! Петра не ты поставил? Губернатор?! Тогда пусть этот памятник стоит. Ну, уж тогда деваху с парапета, ту сразу в Волхов! – в Киришах всплывёт, уж очень раздражает дура эта своею босоногостью народ».

Ещё он очень долго разорялся, столб верстовой ругал, ганзейский знак… Он надо мной, наверно, издевался, а я стоял и слушал как дурак. Что взять с меня? – любой имеет право нас, меценатов, сдуру мордой ткнуть во всё, что ему лично не по нраву. Настолько злы бывают люди – жуть.

Я промолчал. Я с чем-то был согласен, а с чем-то никогда не соглашусь, но субъективный взгляд, порой, опасен. Поэтому я лучше отмолчусь. Пускай решают общество и власти, какие формы малые нужны и памятники городу. Ненастья дни минут, хоть бывают затяжны.