Косвенная агрессия. Агрессия

Агрессия – опасная форма поведения. Это огромная, разрушающая сила. По крайней мере так привыкли считать. Однако агрессию можно использовать с пользой для себя и направлять в сторону достижения успеха, преодоления препятствий. Но чаще действительно бывает наоборот: агрессия использует человека.

С агрессией мы сталкиваемся практически на каждом шагу: агрессивные и грубые люди в транспорте или магазине, «стычки» на учебе или работе. Если не сами мы участники ситуаций, то становимся невольными свидетелями.

Зачем люди проявляют агрессию? Они защищают себя. З. Фрейд считал, что человек разрушает все вокруг для того, чтобы не разрушить самого себя. То есть причины агрессии имеют внутренний характер, но обо всем по порядку.

Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия – форма с выраженной эмоциональной окраской. При агрессивном поведении человек мотивирован на причинение вреда (морального или физического) или захват другого человека (людей).

В психологии существует несколько подходов к изучению проблемы агрессии:

  1. В основе агрессии лежат природные, врожденные инстинкты.
  2. Агрессивным поведение становится под влиянием биологических факторов (гормоны и психические расстройства).
  3. Агрессию побуждают внешние мотивы личности (социальные факторы, влияние среды).
  4. Агрессия – результат научения человека посредством чужого и собственного опыта, примера.
  5. Основа агрессии – сложное взаимодействие познавательных процессов ( , внимание, воображение и другое) и предыдущего опыта человека.

У животных агрессия – защитная реакция. Те же основы отмечаются и в человеческой психологии. Агрессия – признак слабости, неуверенности, беззащитности.

Без обучения, социализации человека агрессия так и остается животным инстинктом. Отчего можно заключить, что она свойственна незрелым, дезадаптивным личностям.

Начинается агрессия с раздражения, которое приходит, когда мы чувствуем, что кто-то покусился на нашу безопасность, личное пространство, физическое или ментальное «Я».

Причины агрессии у детей

У детей даже самого раннего возраста существует две формы агрессии: недеструктивная и врожденная деструктивность:

  • Недеструктивная агрессия – форма защитного поведения, направленная на достижение цели, самоутверждение, приобретение опыта.
  • Врожденная деструктивность – злобное и опасное для окружающих поведение. Что интересно, врожденная деструктивность не проявляется сразу после рождения, в отличие от недеструктивной агрессии. Врожденное поведение активируется после сильного стресса или боли.

Основная причина агрессии у детей – пример из окружения. Ни игры, ни фильмы не оказывают такого влияния. Особенно разрушающе влияет насилие над самим ребенком. Те, кто испытал на себе насилие и агрессию, становятся агрессивными в отношении других.

Причины агрессии у подростков и взрослых

К причинам агрессивности у взрослых людей относится:

  • агрессия в семье;
  • характер взаимоотношения со сверстниками.

Научно доказано негативное влияние наказаний на ребенка. Родительские наказания таят следующие опасности:

  • пример агрессии;
  • избегание родителей или оказание им сопротивления;
  • слишком эмоциональное для ребенка наказание со временем останется в памяти как беспричинное;
  • ребенок под страхом наказания может изменить свое поведение, но эти нормы вряд ли станут его внутренними убеждениями.

Вносят свою лепту и социальные факторы:

  • препятствия к удовлетворению , вызывающие фрустрацию;
  • провокации извне;
  • пропаганда жестокости и насилия в СМИ;
  • повышенное возбуждение и волнения в обществе;
  • чрезмерная эмоциональность человека, мешающая принимать адекватные решения и предугадывать результаты.

Как я уже говорила, по большому счету можно считать, что человек агрессивен по отношению к самому себе. Но иногда такая неудовлетворенность собой выливается на окружающих. Особенно на тех, кто по мнению агрессора виновен в его несостоятельности.

Виды агрессии

Можно выделить 5 видов агрессии:

  • физическая (прямое причинение морального или физического вреда);
  • вербальная (словесная агрессия);
  • экспрессивная (выражение через невербальные средства);
  • косвенная (направленная и ненаправленная агрессия в сторону не истинного объекта раздражения, а более доступного);
  • прямая (воздействие на сам объект раздражения);
  • раздражение (готовность проявить агрессию);
  • негативизм (оппозиция, пассивное сопротивление перед активной борьбой).

Существуют и другие классификации агрессии. Обобщенно их можно представить через описание ключевых свойств агрессии, вокруг которых построены классификации:

  • направленность (на себя, на предмет, на живой объект);
  • наблюдаемость (скрытая или открытая агрессия);
  • мера выраженности (частота, длительность);
  • пространство проявления (дом, улица);
  • характер психических действий (физическая, в мечтах, в словах);
  • по социальной опасности (юридически наказуемые или ненаказуемые агрессивные действия).

Кроме этого, агрессия может быть индивидуальной или коллективной. Ненависть, зависть, обида тоже вариант агрессии.

Также агрессия может быть направлена на внешний мир (гетероагрессия) или на , то есть самого человека (аутоагрессия). В зависимости от причины появления агрессия бывает реактивной (ответ на раздражение от ссоры, ) и спонтанной (неожиданные выплески в результате психических проблем или накопительного эффекта от терпения). По направленности агрессия бывает целевой (причинение вреда) или инструментальной (победа в соревнованиях, работа медика).

Психологическая агрессия

Отдельно хочу рассмотреть психологическую агрессию как самый популярный вид. К ней относится:

  • навязывание нам товаров, услуг, чьего-то общества, убеждений;
  • непрошеные советы;
  • перекладывание ответственности;
  • запугивание;
  • формирование зависимости;
  • эмоциональные лишения;
  • клевета;
  • побуждение чувства вины;
  • ущемление чувства собственного достоинства;
  • принуждение;
  • несправедливые требования;
  • назойливые просьбы;
  • оскорбления и хамство.

Иногда истинная цель не осознается даже самим агрессором. И нередко эта цель – самоутверждение, принуждение. Например, – та же агрессия с целью оказать влияние, добиться своего.

Формы агрессии

К формам агрессии относится ярость, раздражение, злость, ненависть.

  • Ярость – аффективное состояние, максимально близкое к агрессии. Агрессия без ярости невозможна.
  • Раздражение – слабое проявление агрессии, сигнал о ее потенциале.
  • Злость – более интенсивное, чем раздражение, чувство, но более частное. Предмет злости всегда более четко выражен по природе и содержанию.
  • Ненависть – самое тяжелое проявление агрессии. Чаще является чертой характера, быстрее приобретает хронический характер и укореняется.

Коррекция агрессивного поведения

В психологии существует понятие «социализация агрессии». Это предполагает сознательное подчинение себе агрессии, обретения контроля над ней, выражение агрессии в допустимых и приемлемых в конкретном обществе формах. На успешность социализации агрессии влияет образец (пример) и подкрепление (похвала, поощрение).

Для коррекции агрессии нужно сознательно относиться к миру и себе, видеть причинно-следственные связи и уметь контролировать ситуации, знать свои возможности. Работать над собой не просто. Но побороть агрессию можно, если действительно этого захотеть.

  1. Обретите контроль над своей жизнью. Если вы будете уверены в себе, будете знать, что результат зависит только от вас, то сможете адекватнее реагировать на трудности.
  2. Определите, почему вы злитесь или раздражаетесь. Какая из ваших потребностей не удовлетворена? Как вы можете решить эту проблему?
  3. Подумайте: почему вы агрессируете? Чего вы этим хотите добиться? Какими еще способами вы можете получить желаемое?
  4. Найдите . У вас должен быть четкий жизненный план, мотивы. Тогда на агрессию просто не останется ни времени, ни сил, ни желания.
  5. Учитесь выражать гнев социально приемлемыми способами.
  6. Освойте техники .
  7. Если не можете сами совладать с агрессией, попросите близких помочь, обратитесь к специалисту.
  8. Не ищите виноватых, не тешьте себя надеждами и ожиданиями. Примите полную ответственность за собственную жизнь.
  9. Прощайте и забывайте .
  10. Практика и еще раз практика. Регулярно повторяйте освоенные техники саморегуляции, проводите рефлексию своего поведения и его результатов, применяйте на практике альтернативные способы достижения цели.
  11. Развитое самопознание и адекватное восприятие мира – ключ к психическому равновесию.

Агрессия оправдана только в том случае, если это единственный способ сохранить свою безопасность. В случае если агрессия – способ получения удовольствия, то речь идет о деструктивном, ненормальном чувстве, от которого нужно избавляться.

Подростковая агрессия, направленная преимущественно на сверстников своего пола, - универсальное явление, характерное практически для всех человеческих культур. Склонность к такому поведению могла закрепиться под действием полового отбора, если она повышала шансы на успех в конкуренции за партнеров. Канадские психологи, наблюдавшие в течение года за 310 подростками, исследовали взаимосвязь агрессии и популярности у противоположного пола. Дизайн исследования позволил внести ключевые поправки (на возраст, внешнюю привлекательность и др.), выделив «в чистом виде» искомую взаимосвязь. Оказалось, что «косвенная» агрессия, не связанная с физическим насилием, действительно способствует успеху в отношениях с представителями противоположного пола как у мальчиков, так и у девочек. Склонность инициировать драки, наоборот, снижает популярность мальчиков и не влияет на успешность девочек. Подростки, часто становящиеся жертвами агрессии, испытывают трудности в личной жизни. Результаты в целом соответствуют гипотезе о подростковой агрессии как адаптации, развившейся под действием полового отбора, с поправкой на то, что в современном западном обществе физическая агрессия рассматривается как неприемлемое поведение.

Многие психологи допускают, что повышенный уровень агрессии у подростков может быть адаптацией, повышающей (или повышавшей в прошлом) шансы на успех в конкуренции с представителями своего пола за статус и доступ к потенциальным партнерам противоположного пола. По понятным причинам, именно в подростковом возрасте такая конкуренция особенно актуальна (когда все разобьются на пары и займут какое-то место под солнцем, для многих станет важнее сохранить статус-кво). В пользу этого предположения свидетельствуют многочисленные факты и теоретические построения (см., например: Griskevicius et al., 2009. Aggress to impress: Hostility as an evolved context-dependent strategy , PDF, 189 Кб). Агрессивное поведение подростков в большинстве случаев направлено на сверстников своего пола, то есть мальчики задирают мальчиков, девочки - девочек, что логично, если речь идет о конкуренции (Gallup et al., 2009. Peer victimization in adolescence has different effects on the sexual behavior of male and female college students).

У большинства млекопитающих о потомстве заботятся только самки, поэтому женский репродуктивный потенциал оказывается в дефиците, а мужской - в избытке, что подталкивает самок к разборчивости, а самцов - к жестокой конкуренции друг с другом. Но люди склонны к формированию устойчивых пар, и многие мужчины вкладывают в выращивание потомства немало своих ресурсов. В такой ситуации, согласно теории, оба пола будут и проявлять разборчивость, и конкурировать за особо ценных партнеров. Всё это у людей, конечно же, наблюдается, о чем свидетельствует не только житейский опыт, но и результаты специальных исследований.

Что касается агрессии по отношению к представителям своего пола, то она является универсальным и неотъемлемым компонентом конкуренции за статус и партнеров у многих животных. У людей, по-видимому, тоже. Впрочем, вопрос о том, эффективна ли агрессия как средство повышения приспособленности у современной молодежи, остается открытым. В подобных исследованиях очень много «подводных камней»: трудно учесть все значимые факторы, трудно объективно оценить ключевые параметры, трудно определить направленность причинно-следственных связей, порождающих обнаруженные корреляции.

Канадские психологи опубликовали в журнале Evolutionary psychology результаты исследования, в котором оценивалось влияние агрессивного поведения подростков на успешность в отношениях. Авторы попытались решить ряд сложных методологических проблем, затрудняющих интерпретацию результатов других исследований такого рода.

Проверялось два предположения: о том, что агрессия по отношению к сверстникам повышает успешность в личной жизни (гипотеза 1), и о том, что у жертв такой агрессии успешность снижается (гипотеза 2). Успешность оценивали по наличию у подростка партнера для свиданий (dating partner) в два момента времени: в начале исследования и в конце (спустя год). По отдельности рассматривали прямую агрессию (драки, угрозы) и косвенную агрессию (целенаправленное нанесение ущерба репутации и общественному статусу сверстника). К косвенной агрессии относится, например, распространение компрометирующих слухов, настраивание других против кого-то, демонстративное игнорирование, бойкотирование и т. п.

В исследовании участвовали ученики 6–9 классов из пяти школ маленького канадского городка - в общей сложности 310 школьников в возрасте от 11 до 14 лет. Всем участникам пришлось дважды - в начале исследования и спустя год - ответить на кучу вопросов о себе и своих одноклассниках. Ключевые параметры, интересовавшие исследователей (как часто подросток совершал агрессивные действия и становился их жертвой), оценивались параллельно двумя способами: по самооценке школьника и по мнению о нем одноклассников. Школьники должны были, помимо прочего, указать, кого из одноклассников они считают самыми популярными и привлекательными внешне.

Поскольку опрос проводился дважды с интервалом в год, авторы смогли оценить влияние агрессивности школьника в момент времени T1 на то, встречается ли он с кем-нибудь в момент времени T2 (спустя год), внеся при этом поправку на то, был ли у него уже партнер для свиданий в момент Т1. Такой дизайн эксперимента позволяет более уверенно говорить о направленности причинно-следственной связи, поскольку то, что было раньше, может влиять на позднейшие события, но не наоборот.

Полученный массив данных был подвергнут сложному статистическому анализу. После внесения всех необходимых поправок (в том числе на возраст, привлекательность, популярность и наличие партнера в момент Т1) результаты получились следующие.

1) Чем выше склонность к косвенной агрессии в момент T1, тем выше вероятность наличия партнера в момент T2, причем эта связь статистически достоверна как для мальчиков, так и для девочек. Иными словами, самые коварные школьники, склонные третировать одноклассников (но без физического насилия!), оказались наиболее успешными в личной жизни. Этот вывод подтверждает гипотезу 1 (согласно которой агрессия повышает приспособленность).

2) Склонность к прямой физической агрессии не влияет на успешность девочек и отрицательно сказывается на успешности мальчиков. Этот вывод не зависит от того, как оценивается агрессивность: по собственным словам школьника или по мнению о нем сверстников. Получается, что с точки зрения успеха в отношениях интриганом быть выгоднее, чем драчуном. Казалось бы, этот результат противоречит гипотезе 1. С другой стороны, это может быть следствием существующих в современном западном обществе моральных норм, согласно которым физическое насилие по отношению к членам своей социальной группы считается неприемлемым и должно всячески пресекаться.

Когда сформировались эти нормы, всегда ли они эффективны, для всех ли человеческих культур характерны - сложные вопросы, требующие специального изучения. Возможно, механизмы подавления внутригрупповой агрессии начали формироваться у наших предков уже очень давно, в связи с переходом к социальной моногамии (см.: Семейные отношения - ключ к пониманию эволюции человека). Хотя, конечно, нельзя забывать, что прямая физическая агрессия как средство конкуренции за партнера или статус практиковалась людьми (особенно мужчинами) во все времена. Такое поведение не может быть просто атавизмом: в некоторых ситуациях оно, безусловно, дает адаптивное преимущество. С другой стороны, в современном обществе оно часто выглядит именно как атавизм. Между прочим, недавно было показано, что мужчины имеют совершенно превратное представление о том, как женщины относятся к проявлениям агрессии с их стороны. Мужчины думают, что женщины предпочитают мужчин, склонных к агрессивному поведению в конфликтной ситуации, хотя в действительности большинство женщин отдают предпочтение неагрессивным мужчинам. И чем сильнее это заблуждение у конкретного мужчины, тем агрессивнее он себя ведет (Vandello et al., 2009. Men’s misperceptions about the acceptability and attractiveness of aggression).

3) То, насколько подросток страдает от агрессии сверстников (по его собственной оценке), отрицательно сказывается на вероятности того, что через год он будет с кем-то встречаться. Это справедливо и для мальчиков, и для девочек. Данный результат согласуется с гипотезой 2. С другой стороны, то, как одноклассники оценивают степень «забитости» данного школьника, не коррелирует с его успешностью через год. Может быть, несовпадение результатов, основанных на самооценке и мнении одноклассников, говорит о том, что подростки недостаточно чутки к своим сверстникам и не замечают чужих страданий. Или это значит, что успешность снижается не столько из-за объективных фактов агрессии, сколько из-за силы вызываемых ими отрицательных эмоций, стресса, отчаяния, разочарования в себе. Данный результат согласуется с выводами прежних исследований, показавших, что жертвы подростковой агрессии (прямой или косвенной) обладают целым рядом маркеров «пониженной приспособленности», таких как беспокойство, депрессия, пониженная самооценка, чувство отверженности и одиночества, проблемы со здоровьем и учебой и так далее, вплоть до самоубийства (Swearer et al., 2010. What Can Be Done About School Bullying? Linking Research to Educational Practice).

В целом полученные результаты хорошо укладываются в рамки эволюционно-психологических представлений, согласно которым склонность к подростковой агрессии является адаптацией, повышающей приспособленность (успешность) агрессора и снижающей приспособленность его конкурентов. Авторы отдают себе отчет в ограничениях работы: в частности, подростков не спрашивали об их сексуальной жизни и оценивали «приспособленность» только по тому, встречаются ли они с кем-то. Что ж, в таких областях всё равно требуются десятки разнообразных исследований, выполненных с использованием разных методик и выборок, прежде чем вопрос можно будет считать решенным. Несомненным достоинством статьи, находящейся в открытом доступе, является увлекательный литобзор и громадный список литературы. Он показывает, какие усилия прикладывают ученые для понимания подростковой агрессии и ее эволюционных корней.

Источник: Steven Arnocky, Tracy Vaillancourt. A multi-informant longitudinal study on the relationship between aggression, peer victimization, and dating status in adolescence // Evolutionary Psychology . 2012. V. 10. No. 2. P. 253–270.

Комментарии: 0

    Александр Марков

    Супружеская любовь и верность у полёвок связаны с выделением клетками мозга «вещества удовольствия» - дофамина. В мозге женатого самца происходят изменения, благодаря которым он теряет интерес ко всем другим самкам.

    Александр Марков

    Сопоставив размеры черепных костей со стертостью зубов у 19 взрослых особей Paranthropus robustus, антропологи пришли к выводу, что у этих представителей вымершей тупиковой ветви гоминид самцы достигали зрелости намного позже самок и сильно превосходили их по размеру. Такая ситуация характерна для приматов с гаремным типом общественной организации. Как и у современных «гаремных» видов, самцы парантропов становились жертвами хищников намного чаще самок.

    Александр Марков

    Почти все дети до 3–4 лет ведут себя как абсолютные эгоисты, однако к 7–8 годам они начинают думать и о других. Европейские психологи установили, что забота о ближнем у детей обусловлена не столько бескорыстным желанием помочь, сколько эгалитаризмом - стремлением к равенству. Одновременно с эгалитаризмом у детей развивается парохиализм - преимущественная забота о членах «своей» социальной группы, причем у мальчиков эта черта выражена сильнее, чем у девочек. Полученные результаты согласуются с теорией, согласно которой у первобытных людей альтруизм, эгалитаризм и парохиализм развивались параллельно под действием одного и того же определяющего фактора - частых межгрупповых конфликтов.

    Александр Марков

    Американский антрополог Оуэн Лавджой (C.Owen Lovejoy) разработал модель эволюции гоминид, основанную на новых данных по ардипитеку. Центральное место в модели занимает объяснение трех уникальных человеческих особенностей - двуногости, редукции клыков и скрытой овуляции. По мнению Лавджоя, эти признаки, появившиеся гораздо раньше, чем большой мозг и изготовление каменных орудий, развились в связи с переходом к моногамии и увеличением вклада отцов в заботу о потомстве, что, в свою очередь, было связано с особенностями пищевой стратегии наших далеких предков.

    Елена Наймарк

    Международная группа зоологов в течение двух лет вела наблюдения за семьей шимпанзе, обитающей около человеческого жилья. Они подтвердили, что шимпанзе нередко совершают набеги на фруктовые сады и воруют фрукты. Но кроме того, взрослые самцы с удовольствием делятся ворованными фруктами с самками, при том что фруктами с диких деревьев или тем более мясной добычей они практически никогда не делятся. Ученые считают, что за таким «щедрым» поведением стоит желание завоевать авторитет у самок, не затрачивая особых усилий.

    Александр Марков

    После спаривания крысы-самцы становятся спокойнее и смелее, они меньше реагируют на стрессирующие факторы и не так активно избегают опасных ситуаций. Германские нейробиологи установили, что ключевую роль в этих изменениях играет нейропептид окситоцин, выделяющийся в гипоталамусе во время спаривания. По-видимому, окситоцин отвечает и за расслабленное, спокойное состояние, наступающее у мужчин после секса.

    Варвара Веденина

    Известно, что нейропептид окситоцин влияет на формирование дружеских отношений и родительских чувств у человека. Немецкие психологи недавно выявили еще один эффект этого очень простого по строению пептида. Оказалось, что если закапать его в нос мужчинам, состоящим в постоянной моногамной связи с женщиной, то комфортное расстояние до незнакомой привлекательной женщины для них значительно увеличивается, чего нельзая сказать о мужчинах, не имеющих постоянной партнерши. Таким образом, повышение эндогенной продукции окситоцина у женатых мужчин может служить залогом их супружеской верности.

    Варвара Веденина

    Птицы-шалашники известны своими исключительными способностями: чтобы привлечь самок, они строят так называемые шалаши (конструкции из веточек) и украшают площадку рядом с шалашом различными объектами - лепестками цветов, кусочками фруктов, раковинами моллюсков, пластмассовыми изделиями. Австралийский ученый Джон Эндлер и его соавторы обнаружили, что самец большого серого шалашника раскладывает крупные объекты на максимальном расстоянии от шалаша, а более мелкие - рядом с шалашом. Это создает искаженную перспективу с позиции самки, которая наблюдает за самцом из шалаша.

Косвенная агрессия Этимология.

Происходит от лат. aggressiо - нападение.

Категория.

Форма агрессивного поведения.

Специфика.

При косвенной агрессии направленность против какого-то лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Смотреть что такое "косвенная агрессия" в других словарях:

    КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ Юридическая энциклопедия

    Косвенная Агрессия - агрессивное поведение, направленность которого против какого то лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом агрессии … Психологический словарь

    Косвенная агрессия - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо … Психология человека: словарь терминов

    КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ - в международном праве агрессия, совершаемая вооруженными бандами, группами, регулярными силами или наемниками, формально не входящими в состав регулярных вооруженных сил какого либо государства или скрывающими свою принадлежность к ним, хотя они… … Энциклопедический словарь экономики и права

    АГРЕССИЯ КОСВЕННАЯ - КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ … Юридическая энциклопедия

    АГРЕССИЯ - (лат. aggressio нападение) в международном праве противоправное применение вооруженной силы. Формулировка понятия А. содержится в принятом 14 декабря 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН «Определении агрессии», согласно ст. 1 которого агрессией… … Юридическая энциклопедия

    Агрессия косвенная, смещённая - непрямая агрессия, агрессивные действия, адресованные объектам, принадлежащим или дорогим тому или иному лицу (лицам), на которого агрессия в конечном счёте направлена. Это, в частности вандализм (от лат. Vandali племена, известные своими… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Агрессия (политика) - У этого термина существуют и другие значения, см. Агрессия. Агрессия (от лат. aggressio нападение) понятие современного международного права, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним… … Википедия

    Словарь-справочник по педагогической психологии

    - (отлат. aggredi нападать) 1) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев… … Словарь по педагогической психологии

Под агрессией принято понимать осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей. Данное определение не является общепринятым, поскольку «агрессия» имеет много различных значений, как в научных трудах, так и в обычной речи. В итоге мы не всегда можем быть уверены в том, что же имеется в виду, когда индивид характеризуется как «агрессивный».

Э. Фромм определяет агрессию более широко, как причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще всякому неживому объекту .

Агрессия - осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.

В словаре под редакцией А. В. Петровского говорится, что термин «агрессия» обозначает насильственное нарушение прав другого лица и оскорбительные действия или обращение с другими людьми, равно как и дерзкое, ассертивное поведение. В этом определении представлены весьма разнообразные действия, но все они обозначаются словом «агрессия» .

Также используют узкоспециальные трактовки «агрессии». А. Басс предложил наиболее, известную игнорирующие мотивационные предпосылки трактовку данному определению. А. Басс попытался определить агрессию дескриптивным способом, не используя субъективные идеи, такие, как «намерение». Он указывал, что намерения было бы трудно оценить объективно. Ведь, нападая на кого-либо, агрессоры нередко представляют свои цели ложным образом, и даже если они хотели бы оставаться верными истине, то могут оказаться не в состоянии определить, к чему же они стремились на самом деле. С этой точки зрения агрессия лучше всего определяется просто как «причинение вреда другому человеку». Из этого определения следует очевидная проблема: невозможно отрицать, что «причинение вреда другому человеку» совсем неравнозначно умышленной попытке причинить кому то вред .

Еще один способ дать определение агрессии, игнорируя понятие намерения, состоит в том, чтобы описывать агрессивное поведение как нарушение социальных норм. Не только многие неспециалисты, но и профессиональные психологи нередко называют человека агрессивным, если он или она совершает действия, нарушающие принятые в данном обществе правила поведения. Разделяя эту позицию, выдающийся психолог А. Бандура отмечал, что многие из нас обозначают поведение как «агрессивное», когда оно противоречит социально одобряемой роли.

Отечественные психологи Т. Г. Румянцева и И. Б. Бойко рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения .

Рассмотрев несколько основных теоретических понятий агрессии, можно принять за рабочее следующее обобщающее определение этого явления: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение подчеркивает, что агрессия является моделью поведения, а не эмоцией или мотивом. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами - такими как стремление навредить, или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.

Выделяют различные типы и виды агрессии.

Во-первых, различают реактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил С. Фешбах, разграничив друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению .

Наиболее важно различение враждебной и инструментальной агрессии. Целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита).

Инструментальную агрессию, С. Фешбах, подразделяет на индивидуально и социально мотивированную, можно также говорить о своекорыстной и бескорыстной агрессии.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Различают агрессию и по механизму возникновения и действия, а механизм и принцип действия во многом зависят от восприятия и оценки человеком ситуации, в частности - намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки .

Агрессивные проявления различаются по своей структуре:

  • 1. По направленности:
    • - агрессия, направленная вовне;
    • - аутоагрессия - направленная на себя.
  • 2. По цели:
    • - интеллектуальная агрессия;
    • - враждебная агрессия.
  • 3. По методу выражения:
    • - физическая агрессия;
    • - вербальная агрессия.
  • 4. По степени выраженности:
    • - прямая агрессия;
    • - косвенная агрессия.
  • 5. По наличию инициативы:
    • - инициативная агрессия;
    • - оборонительная агрессия.

Таким образом, анализ понятия «агрессия» позволяет сделать вывод о том, что к агрессии относят осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Рабочим определением является: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. К формам агрессии относятся: физическая, косвенная, вербальная, склонность к раздражению, обида, подозрительность. В следующем параграфе будут исследованы научно-психологические подходы, объясняющие агрессивное поведение.

Проект определения понятия «косвенная агрессия», врученный послами Великобритании и Франции в СССР народному комиссару иностранных дел СССР

Между тремя договаривающимися правительствами условлено, что слова «косвенная агрессия» в предыдущем § 2* должны пониматься как не исключающие (или как включающие) акцию, принятую государством, о котором идет речь, под угрозой силы со стороны другой державы и имеющую последствием потерю его независимости или его нейтралитета.

Если создадутся обстоятельства, которые не подпадают под предшествующее определение, но которые, по мнению одного из договаривающихся правительств, содержат угрозу независимости или нейтралитету государства, о котором идет речь, договаривающиеся правительства приступят по просьбе одного из них к немедленной консультации в целях любой акции, о которой будет принято решение с общего согласия .

Примечания:

Здесь читайте:

Гитлер Адольф (биографические материалы).

Риббентроп (Ribbentrop) Иоахим фон (биографические материалы).