Остров хасима, япония. Заброшенный город-остров хасима

То, что вы видите на экранах своих мониторов, не стоп-кадры из фильмов ужасов, хотя каждая из локаций, запечатлённых на этих фото, может стать готовой съёмочной площадкой для леденящего душу триллера или ленты в стиле хоррор. А кое-где кинематографисты уже поработали. Онлайн-журнал Необычные Отели предлагает вам отправиться в виртуальную экскурсию по заброшенным местам планеты, от вида которых становится не по себе даже самым убеждённым прагматикам. 1.

Ныне это город-призрак в Киевской области, который был основан в 1970 году в связи со строительством Чернобыльской атомной станции, а опустел в апреле 1986 года после взрыва одного из её энергоблоков. На момент катастрофы в Припяти проживало порядка 43960 человек, включая 15500 детей. Большинство горожан являлось сотрудниками злополучного объекта.

2.
Подземный алмазный рудник «Мир».

Он находится в посёлке Мирный Республики Саха (Якутия) в Западной Сибири. Строго говоря, это месторождение и в наши дни активно разрабатывается, поэтому заброшенным его назвать нельзя. Однако теперь добыча ведётся только под землёй, а открытая часть рудника глубиной 525 метров и диаметром 1200 метров не используется с 2001 года. Этот карьер является 4-м в мире по глубине после другого якутского месторождения «Удачная», чилийского Чукикамата и американского Бингем-Каньон.

3.
Заброшенный дом на озере Сенека, штат Нью-Йорк, США.

Мрачный коттедж, давным-давно покинутый его обитателями, производит ещё более жуткое впечатление из того, что в непосредственной от него близости нашли своё последнее пристанище несколько старых автомобилей.

4.
Гостиница Рюгён в Пхеньяне, Северная Корея.

Её строительство началось ещё в далёком 1987 году. Согласно первоначальному проекту, высота отеля Рюгён должна была составить 330 метров. Будь он сдан вовремя, смог бы стать самым высоким отелем и 7-м по высоте зданием в мире. Тщетные попытки завершить работы по возведению Рюгёна продолжались более чем 20 лет, пока власти северокорейской столицы не объявили о намерении частично ввести объект в эксплуатацию в 2013 году. Чего, правда, не произошло до сих пор.

5.
Психиатрическая лечебница Уилларда в Нью-Йорке.

Стоит ли объяснять причины того, почему здесь царит такая гнетущая атмосфера. Учреждение было основано в 1869 году, года методы излечения душевных недугов не отличались какой бы то ни было гуманностью. Больные находились в стенах Уилларда не по собственной воле и подвергались довольно жестоким процедурам. Вот уже 20 лет клиника закрыта.

6.
Дома НЛО в Саньчжи, Тайвань.

Также известны под названием «дома-тарелочки». Это так и не введённый в эксплуатацию комплекс из 60 зданий в футуристическом дизайне.

7.
Парк развлечений сети «Six Flags» в Новом Орлеане, штат Луизиана, США.

Некогда грандиозный увеселительный комплекс прекратил своё существование в 2005 году после того, как печально известный ураган Катрина практически разрушил город.

8.
Парк развлечений Gulliver’s Travels в Кавагути, Япония.

Великолепный вид на гору Фудзияма не спас этот комплекс от разорения. Просуществовав менее 5 лет, Gulliver’s Travels закрылся из-за финансовых проблем владельцев.

9.
Замок Баннермана на острове Поллепель, Нью-Йорк, США.

Фрэнк Баннерман был состоятельным торговцем оружием из Шотландии, заработавшим огромное состояние на перепродаже боеприпасов во время испано-американской войны. Не найдя лучшего места для хранения товара, он купил остров и построил на нём замок в традиционном европейском стиле и использовал его как склад. В 1969 году сильный пожар нанёс непоправимый ущерб строениям, а правительство штата, выкупившее землю за несколько лет до этого, решило не восстанавливать их.

10.
Парк Disney’s Discovery Island в городе Лейк Буэна Виста, Флорида, США.

Территория, находящаяся во владении Walt Disney Company, использовалась как зоопарк и заповедник с 1974 года. Остров был закрыт для посещений в 1999 году, а все его обитатели переселились в расположенный неподалёку тематический парк Disney’s Animal Kingdom.

11.
Маяк на мысу Анива в Сахалинской области.

Сооружение высотой в 31 метр было построено в 1939 году, но вот уже много лет не функционирует и подвергается разграблению мародёрами.

12.
Железнодорожный вокзал в Канфранке, Испания.

Станция международного сообщения была открыта в муниципалитете Канфранк неподалёку от границы с Францией в 1928 году. Вокзал сумел пережить Вторую мировую войну, но обрушение железнодорожного моста в 1970 году привело к его закрытию.

13.
Замок Миранда в Селе, Бельгия.

Построенное в 1886 году здание никем не обитаемо с 1991 года из-за правовых разногласий между наследниками бывшего владельца и местным муниципалитетом.

14.

Прекратил функционировать из-за полной выработки месторождения.

15.
Замок Эйлен-Донан на острове во фьорде Лох-Дуйх, Шотландия.

Был возведён в 13 веке вместе с каменным мостом, по которому осуществлялось сообщение с большой землёй. В 1719 году во время очередной битвы шотландцев с англичанами сооружение было разрушено. В начале 20 века представители клана МакРэй выкупили замок и начали работы по его реставрации. Сегодня это место является достопримечательностью и принимает туристов со всего мира.

16.
Остров Хасима, Япония.

Это небольшой тихоокеанский остров, расположенный неподалёку от города Нагасаки. Местность была богатой и густонаселённой с 1810 года, когда здесь обнаружили уголь. После того, как запасы иссякли, в 1974 году шахты были закрыты. Население в несколько недель покинуло остров.

17.
Здание мельницы в Онтарио, Канада.

Можно только догадываться, почему никто не проявил интереса к реставрации исторического здания, которое пришло в запустение, так как используемое в производстве муки оборудование безнадёжно устарело и мельницу закрыли.

18.
Подземная станция City Hall в городе Нью-Йорк, США.

Торжественное открытие новой станции нью-йоркского метро состоялось в 1904 году. Через 40 лет стало очевидно, сооружение не отвечает техническим стандартам эксплуатации. В 1945 году City Hall была закрыта.

19.
Зал театра Орфей в Нью-Бедфорде, штат Массачусетс, США.

Был популярным местом развлечения городской публики с 1912 по 1958 годы. После закрытия использовался как склад табачной продукции. В настоящее время благотворительные организации проводят сбор средств, которые помогут вернуть былое величие театру.

20.
Парк Holy Land в Уотербери, Коннектикут, США.

Вероятно, библейские сюжеты, на которых основывалась тематика парка, перестали пользоваться популярностью у посетителей, и 1984 году заведение было закрыто.

21.
Здание электростанции в городе Монсо, Бельгия.

Точнее, её охлаждающая башня для воды, которая за долгие годы бездействия поросла мхом.

22.
Лайнер СС Америка, потерпевший крушение у берегов острова Фуэртевентура Канарского архипелага.

За более чем 50 лет эксплуатации судно сменило несколько имён и множество владельцев. В начале 1993 года было принято решение устроить на его борту 5-звёздочный отель. Но этого так и не случилось, так как лайнер попал в шторм и сел на мель.

23.
Подводный город Ши Чен в Китае.

Территория древнего города оказалась затопленной искусственным озером после завершения строительства местной ГЭС. Таинственный город, погребённый под толщей воды в 26-40 метров, неплохо сохранился и по-прежнему привлекает к себе внимание многочисленных исследователей.

24.
Сахарный завод Domino в нью-йоркском Бруклине, США.

Пустующая несколько десятилетий территория наконец привлекла внимание инвесторов. В ближайшем будущем здесь должен появиться новый жилой квартал с развитой инфраструктурой.

25.
Морские форты Манселла - Силенд, Великобритания.

Это укрепления, возведённые в годы Второй мировой войны для защиты Объединённого Королевства от немецкого вторжения. Они получили имя своего разработчика Гая Манселла. Войска покинули эти сооружения в 50-х, после чего они использовались в иных целях. Так, один из фортов превратился в непризнанное государство, именуемое княжеством Силенда.

26.
Участок Великой Китайской стены, Китай.

Это монументальное пограничное укрепление, которое было возведено для защиты рубежей Китайской империи от набегов кочевников с севера. Строительство стены началось ещё до нашей эры, и за свою историю она не раз подвергалась разрушению и забвению. Несмотря на то что реставрационные работы ведутся уже более 30 лет, удалённые от туристических маршрутов участки стены по-прежнему находятся в плачевном состоянии.

27.
Мичиганский центральный вокзал в Детройте, штат Мичиган, США.

Он просуществовал с момента своего открытия в 1913 году до января 1988 года, когда было принято решение о прекращении работы станции.

28.
Парк развлечений Dadipark в Дадизеле, Бельгия.

Был открыт в 1949 году. После несчастного случая, приведшего к серьёзной травме у ребёнка, в 2002 году парк был закрыт на реконструкцию, но так и не возобновил свою работу.

29.
Военный госпиталь в Белице, Германия.

Расположенный в 40 км от Берлина комплекс зданий был построен в период с 1898 по 1930 год. После Второй мировой войны эту территорию заняли советские войска, и госпиталь перешёл в их ведение. Падение Берлинской стены и последовавшие за этим политические события привели к прекращению работы учреждения.

30.

Где бы он ни находился, музыка здесь не звучит уже давно.

31.

Частично сохранившиеся готические витражи почти не пропускают свет, но стулья по-прежнему ждут прихожан.

32.
Парк развлечений Wonderland в Пекине, Китай.

Его строительство было приостановлено в 1998 году из-за финансовых проблем, да так и не возобновилось.

33.
Железнодорожное депо в Ченстохове, Польша.

И здание депо, и сами составы оказались не нужны городу.

34.

Это лишь один из многих объектов военной промышленности, который пришёл в упадок в 90-е годы.

35.
Отель Дель Сальто в Колумбии.

В 1923 году был построен особняк по проекту архитектора Карлоса Артуро Тапиа, впоследствии превращённый в отель. Из-за ухудшения состояния живописного водопада Текендама, расположенного неподалёку, поток туристов стал иссякать. В 90-е годы начался период упадка сооружения. В настоящее время отель, получивший статус объекта культурного наследия, реконструирован и превращён в музей.

36.
Христос из бездны бухты Сан-Фруттуозо у берегов Италии.

Бронзовая статуя вовсе не затонула. Её установил аквалангист Дуилио Марканте, желая увековечить память погибшего коллеги. Высота статуи - 2,5 метра, глубина размещения - 17 метров.

37.
Железная дорога в Лебаноне, штат Миссури, США.

По-видимому, оказалась невостребованной после закрытия шахт по добыче железной руды.

38.
Восточная государственная тюрьма в Филадельфии, штат Пенсильвания, США.

Неоготическое здание, возведённое в 1829 году по проекту архитектора Джона Хэвиленда, сто лет спустя удостоилось чести принимать в своих стенах знаменитого гангстера Аль Капоне, осуждённого за нелегальное ношение оружие и приговорённого к 10 месяцам заключения. Тюрьма была закрыта в 1971 году, а в настоящее время здесь проводятся экскурсии для всех желающих.

39.
Тоннель Любви в Клевани, Украина.

Отрезок железнодорожного пути длиной в 4 км стал природным памятником, привлекающим внимание туристов. Заросли деревьев и кустов плотно сплелись, образуя живописный тоннель идеальной арочной формы.

Издалека Хашима (Hashima ) может быть ошибочно принят за японского двойника острова Алькатрас , вздымающегося над поверхностью окаена подобно изрезанной глыбе бетона или, возможно, за игровой курорт с опустевшими отелями. Лишь несколько случайных наблюдателей догадаются, что всего 40 лет назад этот крошечный остров был местом существования процветающего общества с самой большой плотностью населения на планете.

Один из 505 необитаемых островов префектуры Нагасаки, Хашима лежит в Восточно-китайском море примерно в 15 км от Нагасаки. Его голые, лишенные растительности скалы дают полный контраст с зеленеющими вершинами соседних островов. Более пристальный взгляд обнаруживает скопление безлюдных высоток, теснящихся у рукотворных укрепленных прибрежных насыпей, разрушенное буддийское изваяние на вершине утеса с невероятно крутым обрывом, и ни единого деревца в поле зрения.

Ключ к тайне острова лежит в угольных разработках. Достигнутые с помощью глубоко спускающихся туннелей залежи угля под дном океана недалеко от Хашимы в течение столетия вывели на поверхность огромное количество высококачественного угля. Но в 1974 году местные жители покинули остров, спасаясь от ветра и солевого тумана, оставляя позади только бесполезное личное имущество и несколько блуждающих кошек, которых не смогли захватить с собой.

По истории острова можно изучать хронологию перемен в энергетической политике Японии с периода Мейджи до настоящего времени. Веками люди, живущие на Такашима, большом острове близ Хашимы, как рассказывают, собирали уголь с поверхностных пластов залегания и использовали его для отопления своих домов. Они называли его «гохеита» в честь человека с аналогичным именем, который согласно местной легенде, обнаружил горючее качество угля нечаянным воспламенением породы на черной скале.

Когда сеть дорог была модернизирована в 18 и 19 веках, люди, живущие на Такашиме, начали продавать свой уголь заграницу, приемущественно производителям соли на побережье острова Сето. Одна из самых важных отраслей промышленности в то время в Японии, добыча соли, опиралась традиционно на богатые смолой сосновые деревья как топливо для кипячения морской воды, но производство страдало от продолжающегося истощения хвойных лесов. Уголь считали идеальной альтернативой сосновым дровам.

В то время остров Такашима был частью феодальных владений, управляемых семьей Фукахори, выходцев из клана Набашима, соответствующего в настоящие дни префектуре Сага. Наблюдая прибыли, пожинаемые от торговли углем, Фукахори захватили права на управление сделками в свои руки, определив островитянам роль субподрядчиков и рабочей силы, и положили угольные прибыли в основу местной экономики.

Эта схема взаимодействия всё ещё твердо существовала, когда Япония распахнула свои двери миру в конце 1850хгг. И Нагасаки обрел новое значение как ближайший порт к Китаю и промежуточный пункт для иностранных коммерческих судов и военно-морских кораблей. Это был также период, когда Британия, Америка и другие западные державы заменяли свои оснащенные парусами чайные клиперы и военные корабли на пароходы. В результате спрос на уголь побудил Набешиму Наомаса, главу клана Набешима, расширить область разработки залежей.

Набешима обратился к Шотландскому предпринимателю Томасу Б.Гловеру (1838-1911) за помощью. До тех пор метод добычи угля был примитивным: шахтеры просто откалывали куски породы с открытой поверхности с помощью кирок и затем перемещались на другие места, когда уголь истощался, или яма становилась слишком глубокой для того, чтобы копать без опасности для жизни. Но Гловер привез с собой современное оборудование для добычи из Британии и нанял британских горных инженеров, чтобы пробурить вертикальную шахту к залежам острова. В апреле 1869 года, бурильщики достигли угольного пласта примерно на глубине 45 метров, и началась первая современная добыча угля в Японии.

Некоторые иностранные судоходные компании и импортеры были настроены скептически относительно качества угля Такашимы. Ходили слухи о том, что он был мягкий и испытывал недостаток в вырабатываемой от сграния энергии. Но в 1873 году - продукт Такашимы доказал свои превосходные качества британским субподрядчикам в экспериментах, порученных Гловеру:

“Благодаря медленному, расширяющемуся жару уголь Такашимы равен во всех отношениях средней жиле Уэльса и гораздо лучше топлива из Северной Англии и любого другого угля, который я когда-либо жег на этом пункте. Для продолжительных поездок он предпочтительнее уэльского, и гораздо превосходит по своим качествам северо английский, так как производит меньше золы, шлака и копоти.”

Огромный успех угольных месторождений Такашимы заполнил Нагасаки казну иностранной валютой и побудил стремление к развитию разработок на соседних островах, включая до тех пор бесполезную гряду скал под названием Хашима.

Присвоив эксклюзивные права на добычу на месторождениях Такашимы, Клан Набешима позволил Семье Фукахори разработать жилы угля, испещряющие поперек острова пососедству. После нескольких неудачных попыток, семья, наконец, установила шахту на Хашиме в 1887 году, обжив его для начала. Спустя три года, однако, остров продали корпорации Митсубиси за 100000 йен. Сегодня всемирно известная компания стремительно расширилась после своего основания в качестве судоходного предприятия в 1873 году и приобретения угольного месторождения Такашима в 1881г.

Годы, которые последовали, ознаменовали значительный подъем в японской промышленности и рост военной мощи, поддерживаемой успехами в обеих японо-китайских войнах(1894-1895) и русско-япононской войне (1904-1905). На Хашиме Мицубиси запустила проект по освоению угольных ресурсов морского дна, прорыв 199 метровую вертикальную шахту в 1895 г, а также еще одну шахту в 1898 г. Компания также использовала шлак от добычи, создав ровное пространство для промышленного оборудования, сооружений и жилых зданий для рабочих.

Завершенные примерно в 1907 г, высокие защитные укрепления дали острову сравнение с линкором, скользящим по волнам. Сходство было таким сверхъестественным, что репортер местной газеты окрестил его Гунканьима (остров кораблей)- прозвище, которое вскоре вытеснило официальное название из просторечья.

Хашима производил около 150 тыс. тонн угля ежегодно, и численность его населения стремительно приближалась к 3000 чел, когда в 1916 г. Мицубиси построила железобетонный административный комплекс на острове, чтобы восполнить недостаток в жилом пространстве, а также предовратить угрозу бедствия от тайфуна. Это было первым бетонным зданием в Японии, сколько нибудь значительного размера. Тот факт, что первая американская постройка большого масштаба - Офисное здание Ингаллс в Чинчинати - было посторено только четырнадцатью годами ранее, показывает, что здание на Хашиме было фронтменом в новой эре Японской архитектуры.

Прямоугольное, шести-этажное здание выстроенное вокруг грязного, темного внутреннего двора у южного края острова, обеспечивало шахтеров и их семьи тесным, но частным жильем. Каждая квартира состояла всего лишь из единтвенной комнаты с татами (9,9 кв.м), окном, дверью и маленьким вестибюлем – более походила на клетку обезьяны, чем на апартаменты, но всё же была лучше предыдущих жилищных условий для рабочих. Ванна, кухня и туалет были общего использования.

Вслед за этим зданием последовал двумя годами позже еще больший квартирный комплекс на покатой скале в центре острова. Затем самое высокое здание в Японии, квартирный блок в форме буквы “Е”, имело 9 этажей со стороны океана и три – со стороны скалы. Один квартирный блок следовал за другим, пока крошечный остров не разродился более чем 30 бетонными зданиями. Даже в течение 11 летнего периода, перед и во время 2 мировой войны, когда ни единого бетонного здания не поднималось где либо ещё в Японии, создание квартирных блоков на Хашиме продолжалось как часть национальных усилий по удовлетворению спроса на уголь в ужасное военное время.

В результате этих усилий, ежегодное производство угля на Хашиме в 1941 г достигло отметки 410 тыс. тонн. Но это было достижением, которое добавило человечеству страданий. В то время, как японские юноши пропадали на полях сражения Китая, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского побережья, японское правительство принудительно вербовало большое количество корейцев и китайцев, чтобы заполнить пустующие места на своих заводах и шахтах, и многие из этих людей гибли в результате суровых условий и голода.

Хашима не был исключением. К тому времени, как в жилых блоках Хашимы стали трещать окна от атомной бомбы, и Япония капитулировала под натиском сил антифашистской коалиции в августе 1945 года, около 1300 рабочих погибло на острове, некоторые в подземных авариях, другие от болезней, связанных с физическим истощением и недоеданием. Прочие выбрали более быструю, но менее ужасную смерть в тщетных попытках доплыть до материка, спрыгнув с береговых укреплений в море.

Су Жанг-ву, один из корейских рабочих, достаточно везучий, чтобы выжить в тяжелых испытаниях, вспоминал о Хашиме в интервью 1983 года:

“Я был одним из двух мальчишек, насильно затолкнутых в грузовик в моей деревне и доставленных в государственное учреждение, где были собраны несколько тысяч других корейцев в возрасте от 14 до 20. После ночи, проведенной на постоялом дворе, нас на грузовике переместили в ближайший город, затем на поезде в порт в Пусане и на корабле из Пусана в Шимоносеки. Около 300 членов группы, включая меня, былы позже отправлены на Хашиму. У меня были родственники в Японии, мои родители в Нагое, а также родственники, живущие в Сасебо. Я думал, что не важно, куда я буду отправлен в Японии, я смогу сбежать и найти укрытие у них. Но как только я увидел Хашиму, я оставил всякую надежду. Остров был окружен высокими бетонными стенами, и там был океан, и ничего кроме всеобъемлющего океана. Хашима был набит бетонными 9 этажными зданиями. Нас, корейцев, запихнули в здания на краю острова. Семь или восемь из нас поместили вместе в крошечной комнате, дав каждому не более чем несколько футов пространства. Постройки были сделаны из железобетона и снаружи были побелены известкой, но внутренняя отделка была отвратительной и отваливалась кусками. Нам выдали рабочую одежду, похожую на рисовые мешки, и заставили работать на следующее утро после прибытия. За нами постоянно наблюдала и охраняла нас японская стража, некоторые из конвоиров были вооружены мечами.

Разрабатывавшееся месторождение находилось глубоко под морским дном, рабочие добирались до него на лифте - вниз по узкой шахте. Уголь выносился из просторной подземной камеры, но сами места добычи были настолько малы, что нам приходилось нагибаться для работы. Это был мучительный, изнурительный труд. В туннелях скапливался газ, и скальные потолки и стены угрожали обвалом в любую минуту. Я был убежден, что никогда не выберусь с острова живым. Фактически в авариях погибало ежемесячно пятеро или четверо рабочих. Современные понятия о безопасности тогда отсутствовали. Трупы кремировались на Наканошиме, маленьком острове близ Хашимы.

Вероятно топка там всё ещё сохранилась на сегодняшний день.

Несмотря на этот угнетающий труд, наша еда состояла на 80 % всего лишь из бобовой шелухи и на 20 % из бурого риса, сваренных вместе с несколькими сардинами в бесформенную массу. Почти каждый день я мучился от расстройства желудка, и мои силы постепенно истощались. Но если я пытался отдохнуть, конвоиры приходили и заставляли меня работать.. Я не знаю, сколько времени я размышлял о прыжке в море и о том, как свести счеты с жизнью…

Сорок или пятьдесят моих приятелей корейцев совершили самоубийство или утонули, пытаясь доплыть до Такахомы. Я не умею плавать. Но я был везунчиком. Через пять месяцев меня перевели на заводе Мицубиси в Сайвай-мачи, Нагасаки, и поэтому я смог покинуть остров. Если бы я остался, я уверен, я бы не дожил до сегодняшних дней. Там находилось уже около 200 корейцев, когда мы прибыли, так что в общем нас было 500-600 человек. Нас всех вместе втолкали в двух-этажный дом с пятью комнатами на каждом этаже и в четыре четырехэтажных помещения с пятью-шестью комнатами на каждом этаже. У меня до сих пор сжимается сердце, когда я думаю о тех остальных корейцах. Сегодня Хашиму называют “остров линкоров”, но для нас он останется безвыходным “островом -тюрьмой”.

Окончание второй мировой войны принесло кардинальные перемены на о.Хашима и важную новую цель в производство. Вместо топлива для военных кораблей и стали для пушечных снарядов, на угле с Хашимы ковались инструменты для возрождения Японии после ада унижения и поражения. Иронично, но случился другой конфликт – корейская война (1950-1953гг), который вынес шахтеров и фактически всю остальную японскую промышленность в золотой период роста и процветания.

Численность населения на Хашиме составила 5259 человек в 1959г. Люди были буквально зажаты в каждом закоулке и углу квартирных блоков. Скалистые склоны, вмещавшие большинство этих зданий, составляли около 60 % от общей площади острова в 6,3 гектара, в то время как ровная поверхность суши использовалась преимущественно для производственных сооружений и составляла оставшиеся 40%. 835 человек на гектар площади всего острова, или невероятные 1391 человек на гектар жилого района. Эти цифры говорят о высочайшей плотности населения, когда либо зафиксированной в мире. Даже Вараби, спальный район-пригород Токио, и наиболее плотно населенный город в современной Японии, достигает отметки только 141 человека на гектар.

На Хашима имелось всё оборудование и службы, необходимые для существования этого комплекса зданий. В тени жилых блоков втиснулись начальная школа, средняя школа, игровая площадка, гимнастический зал, помещение для пинбола, кинотеатр, бары, рестораны, 25 различных розничных магазинов, больница, парикмахерская, будистский храм, место поклонения Шинто и даже публичный дом. Моторные средства передвижения не существовали. Как выразился один бывший шахтер, можно было пройти от одного до другого пункта на острове за меньшее время, чем его потребуется, чтобы выкурить одну сигарету. Зонты были также не нужны: лабиринты коридоров и лестниц соединяли все жилые здания и служили в качестве транспортной системы.

Равенство могло царить в коридорах, но расположение квартир отражало жесткую иерархию социальных классов. Неженатые шахтеры и работники компаний-субподрядчиков были лишены свободы перемещения в старых однокомнатных квартирах, женатые сотрудники компании Мицубиси и их семьи имели двухкомнатные апартаменты с отдельным туалетом, кухней и ванной, высокранговый офисный персонал и учителя наслаждались роскошью квартир с двумя спальнями с кухней и туалетом со смывом. Управляющий Мицубиси Хашима Коал Майн, между тем, жил только в частной резиденции – деревянной конструкции на острове – дом располагался символично на вершине настоящей скалы.

Действительно, Мицубиси владело островом и всем что на нём было, установив некий тип великодушного диктаторства, которое гарантировало безопасность работы и скупо выделяло бесплатное жилье, электричество и воду, но требовало, чтобы островитяне принимали участие по очереди в уборке и общественных работах. Таким образом, люди Хашимы жались вместе кучкой под крылом компании, и все стремились к одной цели.

Но уголь не годится в пищу. Сообщество зависело полностью от внешнего мира в плане еды, одежды и прочих предметов торговли. Даже свежую воду приходилось завозить на остров, пока трубы вдоль морского дна не соединили Хашиму с материковыми резервуарами в 1957 г. Любой шторм который, преграждал ход кораблям на более чем день, сеял страх и лишения на Хашиме.

Самыми запоминающимися чертами острова были полное отсутствие почвы и ратительности. Хашима, к тому же, был ничем иным, как обрамлением из угольного шлака, уложенного вокруг голой скалы. Киноматериал, снятый там компанией Шочику в 1949г был подходяще назван “Остров без растительности” (Мидори Наки Шима).

Начало озеленительной компании в 1963 было символом впервые тяжело отвоеванного жителями глотка свободы. Используя почву с материка, они создали сады на крышах и наслаждались беспрецедентным удовольствием от выращенных самостоятельно овощей и цветов. Это было примерно в то же время, когда в квартирах острова начали повсеместно появляться электрические рисоварки, холодильники и телевизоры.

Но оптимизм продлился не долго. Процветание Хашимы начало катиться по наклонной в конце 1960 х, когда японская экономика взмыла вверх и нефть заменила уголь в качестве опоры национальных энергетических программ. Угольные шахты по всей стране начали закрываться. Мицубиси проводили сокращения штата на Хашиме шаг за шагом, переучивая рабочих и отсылая их в другие филиалы своей расползающейся и быстро растущей производственной сети. 15 января 1974 г компания провела церемонию в гимнастическом комплексе острова и официально объявила о закрытии разработки.

Последующее массовое покидание обжитых территорий происходило с поразительной скоростью. Последний человек ступил на корабль до Нагасаки 20 апреля 1974 г., укрываясь зонтом от легкого дождя, мельком бросив скорбный взгляд назад на пустые жилые кварталы.

Сейчас, необитаемый и забытый, Хашима охраняет вход в гавань Нагасаки, как странный мертвый маяк, привлекающий чуть больше внимания, чем визит уставших чаек и любопытные взгляды людей с проплывающих мимо кораблей. Но символизм трудно не заметить. Тесно сплетенное сообщество Хашимы было миниатюрной моделью японского социума и, подражая всему архипелагу, накрыло своей массой остров, разница лишь в отсутствии воды и растительности.

Запустелое состояние острова в настоящем - это урок современной Японии того, что происходит со страной, которая истощает свои собственные природные ресурсы и зависит целиком от торговли с другими странами. Обратив на это внимание, японское правительство поместило фотографии Хашимы на целом развороте национального периодического издания, чтобы призвать к сбережению энергии.

В течении своей 84 летней деятельности под эгидой Мицубиси, остров произвел чуть больше 16,5 миллионов тонн угля. Шахтеры прорыли туннели глубоко под морским дном, но строители тщательно использовали каждый драгоценный квадратный метр островной поверхности, а население предприняло героические усилия, чтобы вести комфортную и достойную жизнь. Но немногие, если и вообще кто-нибудь из этих людей, включали закрытие шахты в свои планы.

В связи с этим, мертвый остров Хашима дает живое предупреждение о важности прогнозирования. Он предлагает взгляд на конечный результат “развития” общества, отдалившегося от матери Земли и ведущего образ жизни, отделенной от своих источников продовольствия. Вкратце, Хашима это то, на что будет похож мир, когда мы закончим урбанизацию и его эксплуатацию: призрачная планета бороздящая просторы вселенной – безмолвная, голая и бесполезная.

Клубы весенне-белых облаков плыли высоко в небе в тот день, когда я посетил Хашиму. Зафрахтованная лодка ревела, как будто скакала с волны на волну, и уклонялась от последнего, похожего на буй, острова на входе в гавань Нагасаки. Затем, когда вода стала темно-синей, мы миновали пролив между островами Йоима и Кояги, обогнули западное побережье Такашимы и вышли в открытое пространство Восточно-китайского моря, где Хашима, наконец, предстал нашему взору.

Когда я спрыгнул с лодки на облюбованный казарками бетонный выступ, возможно когда- то служивший опорой для пристани, я почувствовал, как будто я влез на борт гигантского корабля, который мистически растерял всех своих пассажиров, пока несся на парусах через некие заколдованные воды, наподобие Бермудского треугольника.

Два часа спустя я бродил среди опустевших жилых построек и исследовал дорожки и коридоры, заглядывая в комнаты, переворачивая куски бумаги и вызывая в воображении картинки человеческой деятельности. Степень разрушения была больше, чем я ожидал. Почти все окна были разбиты, и стекла хрустели под ногами везде, где я гулял. Огромные куски бетонного фасада отвалились от стен и были разбросаны на земле. Наполовину сгнившие двери, ставни и перила качались на петлях, скрипя и гремя на ветру.

По острову было разбросано устаревшее электрооборудование, мебель и прочее личное имущество, которое сейчас невозможно найти даже в кучах утиля. Это было подобно народному музею шестидесятых. В парикмахерской потускневшие ножницы всё ещё лежали на стойке, чехлы стульев потрескались, и стены были увешаны кино-постерами из прошлого. На стене комнаты, в которой люди ожидали регулярное судно на Нагасаки, -расписание отправлений, часы и календарь, где время буквально застыло на 1974 годе.

Беспорядок внутри здания был удивительным. Театр, офис, больница и другие общественные места выглядели, как сцена последствий землетрясения. В храме Сенпукьюи какой- то заботливый посетитель повязал кусок пластиковой веревки вокруг головы статуи, чтобы уберечь её от раскола на части. Но сейчас Будда в медитации больше походил на забинтованного солдата, сидящего в шоке среди обломков разоренного города.

Было ли это проказами вандалов, мне интересно, или работа островных привидений, разъяренных этим безлюдьем? Или Духи корейских и китайских рабочих, которые умерли не своей смертью, слоняются здесь по коридорам и комнатам по ночам, разбивают окна, рвут татами и колотят по двери офиса управляющего, чтобы потребовать свободу?

Когда я прогуливался я высматривал котов, как говорят, оставшихся единственными обитателями острова. Но ни одно живое создание не обнаружило себя, не было даже таракана, этого живучего соседа человечества. Только обрывки сорняков – растущих как будто по ошибке – протягивали болезненные цветы к небу и отправляли свои корни в потрескавшийся бетон. Некоторые посетители передо мной, возможно, бывшие жители, с помощью баллончика с краской оставили сообщение на японском на стене одного из зданий:

Как много десятилетий минуло

С тех пор как Хашима был оставлен на произвол судьбы,

Оставлен, чтобы сгнить, разрушиться, разложиться?

Жизнь никогда не вернется на этот остров…

Мне не захотелось обернуться, когда я шагнул с бетонного выступа на палубу милостиво вернувшейся за мной зафрахтованной лодки. И я представил, как мы набрали скорость, вышли в море по направлению к Нагасаки: нас тащила вперед ни сила моторов, но приманка из сочных зеленых холмов на горизонте и перспектива воссоединения с семьей и друзьями.


Много лет я мечтал попасть на этот мрачный остров в 20 километрах от побережья японского острова Кюсю и города Нагасаки. Мало того, что сам город ассоциируется для большинства с атомным взрывом и гибелью сотен тысяч людей, так еще и мистический остров там же. Люди начали заселять остров Хасима в 1810 году, поскольку в его недрах обнаружили залежи угля, столь необходимого для развития промышленности. Изначально для прокладки шахт сюда отправляли узников тюрем, которые жили в удручающих условиях и массово гибли от болезней и тяжелого труда. В 1890 остров выкупила корпорация Митсубиши, да, та самая, чьи автомобили мы с вами наблюдаем на улицах. Население острова быстро увеличивалось, сюда прибывали инженеры с семьями, шахтеры, здесь открылись школа и больница. В 1960 на острове жили более 5 тысяч человек и даже был проложен электрический кабель с суши, чтобы обеспечить бесперебойную подачу электричества. Всему пришел конец солнечным днем 20 апреля 1974 года...

Добраться на остров можно на одном из катеров, ежедневно отправляющихся из порта Нагасаки, дорога на остров и назад обойдется в 40 долларов. Билеты продаются там же -

Посадка -

В путь! Плавание занимает примерно сорок минут -

Вскоре Нагасаки остается позади и мы выходим собственно в открытый океан -

Вот и долгожданный остров Хашима, возникающий посреди моря словно гигантский каменный броненосец -

В 1974 году Митсубиши приняли решение прекратить добычу угля, как нерентабельную и эвакуировать жителей острова. Ядерная энергетика стремительно приобретала популярность и по всей стране строились атомные станции. Как вы помните, в марте 2011 в результате разрушительного землетрясения и последовавшего за ним цунами, пострадала атомная станция Фукусима. Это собственно к тому, что рентабельность штука хорошая, но когда ты живешь в столь сейсмичном месте - как-то не по себе.

Помимо рентабельности, проблема угледобычи на острове еще и в том, что в этих местах нередки штормы и ураганы, не говоря уже о землетрясениях и цунами. Работы по укреплению и восстановления защитных стен не прекращались никогда. А это немалые расходы и постоянный риск для жизни жителей. Неоднократно на остров обрушивались волны достигающие 10 метров в высоту, перехлестывая через стены и превращая улицы городка в бурные реки. Несложно представить панику, охватывавшую горняков от подобных природных катаклизмов.

Судите сами: остров заброшен с 1974 года, его никто намеренно не разрушал, тут нет вандалов и охотников за стройматериалами и железом. За сорок лет сама природа превратила некогда процветающее место в город-призрак. Все эти разрушения естественные, результат ураганов и землетрясений -

Для посещений открыта примерно треть острова, остальная часть считается опасной и туда вас не пустят. Нет, конечно есть умельцы, знающие как приплыть сюда на рыбацкой лодчонке посреди ночи, пока никто не заметил их присутствие. Сказать вам честно? Это безумно интересно и рай для сталкеров, но уж здорово опасно. И не из-за аварийного состояния зданий, а из-за неспокойного океана, где почти всегда волнение. Вам придется проплыть с десяток километров ночью с ближайшей точки на суше, подумайте об этом. Сегодня отличная погода и волн на первый взгляд нет, но корабль мотало так, что приходилось держаться за поручни. Надо еще и уметь причалить к острову, чтобы волна вас не долбануло о стену, разрушив вашу лодчонку.

Покидаю остров с острым желанием сюда вернуться, но чтобы самостоятельно и полазить по этим зданиям. А еще круче приплыть сюда с палаткой и некоторым набором пищи, чтобы переночевать и вдоволь насладиться мистицизмом острова Хашима!

После посещения острова мы держим путь в эпицентр атомного взрыва, накрывшего этот прекрасный город (на мой взгляд - одни из красивейших в Японии) 9 августа 1945 года, приведя к гибели 168 тысяч человек.

p.s 2 Поскольку не все читатели имеют аккаунт в Livejournal, я дублирую все свои статьи о жизни и путешествиях в социальные сети, так что присоединяйтесь:
Твиттер

«Пограничный остров» — именно так с японского переводится Хасима. Остров находится в Восточно-Китайском море, приблизительно в 15 километрах от Нагасаки.

Его второе название - Гункандзима, «остров-линкор». Так его прозвали еще в 1920-е годы журналисты местной газеты, которые заметили, что силуэт Хасимы напоминает огромный линейный корабль Tosa, строившийся в то время корпорацией Mitsubishi на верфи в Нагасаки.

Линкор длиной 234 метра должен был стать флагманом Императорского военно-морского флота Японии, однако стал жертвой «Договора пяти держав» — соглашения, подписанного в 1922 году в Вашингтоне и ограничивавшего морские вооружения.

Тем не менее «корабельное» прозвище к Хасиме приклеилось прочно, тем более, что в конечном итоге остров, по сути, повторил судьбу линкора.

До 1810 года остров представлял собой лишь слегка поросший зеленью обломок скалы, на котором гнездились морские птицы, порой находили прибежище рыбаки из Нагасаки и с соседнего острова Такасима.

Но все изменилось, когда возле скалистой местности было найдено месторождение угля. В 1887 году первую шахту на Хасиме основал семейный клан Фукахори, а в 1890 году остров за 100 000 иен выкупил японский промышленный концерн Mitsubishi.

Обладая практически неограниченными финансовыми средствами, концерн разработал проект подводной добычи угля на Хасиме. В 1895 году компания открыла новую шахту глубиной 199 метров, еще одну - в 1898 году. В итоге под Хасимой и окружающим его морем образовался настоящий лабиринт из подземно-подводных выработок глубиной до 600 метров ниже уровня моря.

Территория острова была искусственно расширена с помощью пустой породы, которая извлекалась из шахт. В итоге площадь Хасимы составила 6,3 га, из которых лишь 60% были пригодными для жизни. Длина острова с запада на восток — 160 метров и 480 метров с севера на юг. Береговая линия имеет протяжённость примерно в 1 км. В 1907 году остров окружили железобетонной стеной, препятствовавшей размыванию его территории волнами и частыми тайфунами.

Компанией был разработан план для строительства на Хасиме целого города для шахтеров и обслуживающего их персонала. Этого требовали растущий масштаб угледобычи и соображения экономии, ведь в таком случае можно было отказаться от ежедневной доставки новых рабочих смен морем.

К 1916 году на Хасиме уже добывалось 150 000 тонн угля ежегодно, а его население составляло около 3000 человек. К 30-м годам XX века Пограничный остров стал серьёзным промышленным центром — кроме шахт, там появились военные заводы.

На острове было построено 30 больших корпусов жилых домов, 25 магазинов, школа, два плавательных бассейна, больница, кинотеатр, кафе, клуб для шахтеров, несколько храмов. Все необходимое — продукты, одежду и даже обычную воду завозили с материка.

В 1916 году был сдан в эксплуатацию «Дом Гловера» — семиэтажный жилой дом для шахтеров с магазином на цокольном этаже и садом на крыше. Это было первое в Японии железобетонное здание таких масштабов. Хасима, в принципе, стал полигоном для испытания нового для страны строительного материала, позволявшего возводить сооружения невиданных ранее масштабов.

Стандартная квартира напоминала скорее келью: одна комната площадью 10 квадратных метров с окном и небольшой прихожей. Кухня, ванная и туалет были общими на этаж. По сути, это было общежитие в современном его понимании.

Спустя два года в центральной части острова появился еще более масштабный комплекс, получивший название Nikkyu. Девятиэтажный дом в форме буквы E, насчитывающий 241 квартиру. Строительство жилых домов здесь продолжалось даже во время Второй мировой войны. В 1944 году Mitsubishi закончила возведение крупнейшего здесь жилого комплекса под названием «здание №65». Это 9-этажное П-образное здание на 317 квартир — единственный дом в своем роде, построенный в Японии в первой половине 1940-х.

Рядом с ним находится «перекресток соленых дождей» - одно из немногих мест на острове, которое не достигали волны Восточно-Китайского моря во время тайфунов. Здесь население жилого квартала могло переждать непогоду, прежде чем пересечь открытое ветрам и морю пространство.

К храму Senpukuji ведет крутой подъем под названием «Лестница в ад». В очень узких двориках между зданиями и склоном скалы были организованы небольшие скверики для отдыха жильцов.

В период 1943-1945 г.г. на остров привозили пленных китайцев и корейцев для каторжных работ. Многие из них умирали от тяжелых условий труда и и полуголодного существования.

В течение 50 лет остров являлся одним из самых густонаселенных мест на Земле. Население Хасима достигло пика в 1959 году — 5 259 человек на кв. км, при этом плотность населения в жилой зоне достигала фантастического числа в 139 100 человек на кв. км.

В начале 1960-х годов процветающая добыча угля на Хасиме начала приходить в упадок, и в 1974 году корпорация Mitsubishi полностью закрыла шахты. 20 апреля последние жители покинули город, бросив большую часть вещей из-за дороговизны перевозки. И вот уже без малого 40 лет в построенных еще в начале XX века многоэтажках живут лишь редкие чайки.

На протяжении многих лет посещение острова было запрещено и каралось депортацией из Японии. Так японское правительство попыталось обезопасить остров от «чёрных копателей» - предметы быта из мёртвого города становятся объектом охоты коллекционеров. С 2009 года власти страны начали допускать на остров всех желающих — в безопасной части «линкора» был организован специальный пешеходный маршрут.

Застывшие во времени со своей историей, многие из этих призрачных островов получили мрачную вторую жизнь благодаря своей заброшенности. В этой статье – 12 заброшенных островов, каждый из которых имеет свою захватывающую историю упадка.

1. Остров Митцубиси Гункандзима (Нагасаки, Япония)

Этот крошечный остров у побережья Нагасаки когда-то был самым густонаселенным местом в мире. Сейчас это город-призрак, необитаемый уже более сорока лет. Гункандзима развивался корпорацией Мицубиси в 1900-е годы, так как был был расположен на богатом подводном месторождении угля.

К 1941-му году на этом крохотном острове производили 400 тысяч тонн угля в год, что стимулировало промышленную экспансию Японии. Городская застройка на острове была настолько плотной, что Гункандзима получила прозвище «остров без зелени». Затем запасы угля истощились. Мицубиси закрыла шахту, и все уехали. С тех пор остров стал городом-призраком.

2. Древние руины на острове Суакин (Судан)

В течение трех тысяч лет порт на острове Суакин имел стратегическое значение для могущественных империй. Расположенный на Красном море в Северном Судане, порт начал развиваться в X веке до н.э. и служил выходом в Красное море для торговли и исследований. После распространения ислама, этот порт стал отправной точкой для африканцев в их паломничествах в Мекку.

Остров оставался процветающим на протяжении всего своего существования. Он превратился в богатый и роскошный порт на Красном море. В течение XIX века Суакин стал центром работорговли в Восточной Африке, и это привело остров к гибели. По мере того, как работорговля приходила в упадок, порт становился все более ненужным. К 1920-м годам Суакин обветшал и пришел в упадок. Сегодня на острове остались только осыпающиеся руины.

3. Чумной остров Повелья (Венеция, Италия)

Этот небольшой запретный остров, расположенный менее чем в километре от Венеции, на рубеже XVIII века использовался в качестве чумного карантинного изолятора для моряков (так называемый, lazaretto). Говорят, что на этом крошечном острове свои последние часы провели 160 000 зараженных – так много, что по слухам, теперь 50% почвы состоит из человеческих останков. С таким прошлым это неудивительно, что Повелья и ее заброшенные сооружения считаются населенными призраками. Они привлекают внимание “охотников за привидениями” и исследователей паранормальных явлений. Сейчас остров закрыт для посетителей.

4. Форт «Ничья земля» (Нетлстон, Англия)

Форт «Ничья земля» (No Man’s Land) иллюстрирует странную судьбу «Причуд Пальмерстона», группы гигантских укреплений, построенных в викторианские времена для защиты побережья от предполагаемого вторжения Франции. Эти морские форты стали самыми дорогими и обширными укреплениями, когда-либо построенными в мирное время. Но к моменту завершения строительства они уже были устаревшими. Впрочем, возможно, они возымели отпугивающий эффект, так как французы так и не решились завоевывать Британию. Во время Первой мировой войны этот форт был оборонным пунктом против атак подводных лодок, а после выведен из эксплуатации. Затем искусственный остров превратился в роскошный курорт, который, к сожалению, так и не стал успешным. В 2000-ых отель и остров были выкуплены за 6 миллионов фунтов, но зараженная вода в бассейне вызвала вспышку легионеллеза, и бизнес пошел ко дну. Столкнувшись с финансовыми трудностями и возможной потерей острова, владелец сделал логичную вещь: упаковал свои вещи, взял ключи и заперся в крепости, где и жил до своего выселения в 2009 году. Дальнейшие планы для пустующего, и по-видимому, проклятого острова – неизвестны.

5. Остров “Открытие Диснея” (Бэй Лэйк, Флорида)

Заброшенный звериный остров Диснея был, пожалуй, самым классным аттракционом на свете. Дисней открыл его как роскошный зоопарк, сделав остров домом для множества экзотических животных. Когда аттракцион закрылся в 1999 году, оставшиеся животные были перевезены в “Королевство животных” в Диснейуорлде. Остров остался предоставлен природе, его здания разрушались.

На сегодня остров остается заброшенным и недоступным. Однако храбрецы и безумцы могут проникнуть на остров и сфотографировать то, что осталось. Дисней пригрозил запретить им доступ ко всем объектам Диснея, просто за то, что их нога ступала на Остров Дискавери.

6. Остров Макнебс (Галифакс, Новая Шотландия, Канада)

Этот канадский остров - заповедник упадка, чей пейзаж усеян бесчисленными заброшенными сооружениями и руинами: от военных объектов до частных домов и фабрики соды. Питер МакНеб основал здесь поселение в 1780-е годы, и семья МакНебов занимала остров до 1934-го года. С тех пор на острове не появилось ни одного поселения.

Остров Макнебс был по большей части заброшенным со Второй мировой войны. Сейчас он представляет собой впечатляющую коллекцию заброшенных сооружений всех видов: среди них три заброшенных военных форта, кладбище для бедняков, где похоронены умершие от эпидемии холеры, руины старых домов немногих жителей острова, бывший завод по производству соды, где процветало бутлегерство во время сухого закона, следы кораблекрушений и пляж, где английские солдаты вешали дезертиров в эпоху Наполеоновских войн.

7. Остров Десепшн (Антарктика)

Остров Десепшн (Deception Island) считался одной из самых безопасных гаваней в Антарктике и известным убежищем от штормов и айсбергов. Многие народы стремились им обладать, но затем покинули его.Полуразрушенные каркасы зданий, лодок и оборудования остаются доказательством продуктивных лет норвежско-чилийской китобойной компании и нескольких научных станций. Дело в том, что строительство и эксплуатация дорогостоящего оборудования на действующем вулкане - рискованный бизнес. К 1960-м остров натерпелся от людей достаточно: два извержения за два года разрушили исследовательские центры и похоронили все под пеплом. Сегодня посетители острова могут купаться в естественных горячих источниках вулкана среди разрушенных индустриальных исполинов.

8. Руины особняка Карнеги (Сейнт Мэрис, Джорджия, США)

Семейство Карнеги – яркий пример привилегированного класса XIX века (тот самый топ-1%). Они владели 90% острова Камберленд около побережья Джорджии. Владения включали и гигантский особняк в шотландском стиле на 59 комнат. Он был расположен на южном побережье, которое семейство использовало для зимнего отдыха в конце 1800-ых. Усадьба процветала до 1920-х годов, но оказалась заброшена во время Великой депрессии. Особняк постепенно разрушался вплоть до 1959-го года, когда случился пожар, после которого остались только руины. Сегодня эти руины остаются призрачным напоминанием о благосостоянии, которое остров когда-то имел.

9. Остров Росс (Южный Андаман, Индия)

Поселение на острове Росс в Андаманском архипелаги, основанное британскими колонистами в XVIII веке, сейчас совершенно заброшено. Жилые сооружения еще видны: старые дома, церковь, рынок, магазины, большой бассейн и маленькая больница, хотя их кирпичи медленно, но неумолимо зарастают диким фикусом. Остров Росс был первоначально заселен в 1788-89 после исследования Андаманских и Никобарских островов Арчибальдом Блэром. Британцы контролировали эту территорию до мая 1942-го года, пока острова не захватили японские войска. На острове Росс сохранились остатки бункеров, построенных японцами.

10. Драй-Тортугас (Ки-Уэст, Флорида, США)

Хуан Понсе де Леон первым наткнулся на эти острова в 1513 году. Тогда они были просто скоплением коралловых рифов с морскими черепахами. Де Леон назвал острова «Лас Тортугас», что и значит «черепахи». Говорят, что 160 черепах с островов пополнили запас провизии путешествия де Леона. Драй-Тортугас вскоре приобрел популярность как судоходный коридор. Однако, остров стал также и местом сотен кораблекрушений, заслужив прозвище «ловушка для кораблей». По сей день большая коллекция затонувших сокровищ по-прежнему таится где-то под поверхностью воды.

Из всех сокровищ Драй-Тортугас, наибольшую ценность имеет Форт Джефферсон. По плану это должна была быть неприступная шестиугольная крепость с массивной платформой для 420 тяжелых орудий. После почти 30 лет строительства, Форт Джефферсон так и не был достроен. 16 миллионов кирпичей ушло на его возведение, что сделало Форт Джефферсон одним из самых больших береговых фортов на свете. Армия покинула место в 1874 году. Позднее он использовался как угольная база и карантинный госпиталь.

Сегодня Драй-Тортугас считается одним из самых отдаленных и наименее посещаемых национальных парков США.

11. Свайный поселок Укивок (Ном, Аляска, США)

Свайный поселок Укивок на небольшом острове Кинг у побережья Аляски был когда-то местом зимовки для мореплавающих местных жителей. Однако в последние 50 лет он был заброшен. Несмотря на это, призрачный аляскинский поселок все еще держится на крутом утесе.

Местный народ, Инупиаты, называющие себя Асеулук («люди моря»), построили небольшой поселок на склоне при помощи рискованной конструкцию из свай и хижин. Это поселение на скале использовалось до середины XX-го века, когда его население было вынуждено мигрировать на материковую Аляску. Однако это невероятное поселение все еще существует, цепляясь за склон, будто его жители вернутся в следующем году.

12. Сан-Джорджо-ин-Алга (Венеция, Италия)

Остров Сан-Джорджо-ин-Алга у венецианского побережья (название острова в переводе означает «Святой Георгрий в водорослях») прожил несколько жизней, с тех пор, как люди появились здесь уже в 1000 году н.э. Остров был и очагом реформы монашеской жизни, и военной базой для нацистских водолазов. С конца Второй мировой войны он был заброшен. Сегодня это просто пустой остров, усеянный разрушающимися зданиями. Все предметы военного и религиозного быта исчезли, и остров стал просто очаровательной руиной.