Ассоциации по сходству. Ассоциации по сходству Оригинальность и яркость музыкальных образов

АССОЦИАЦИЯ ПО СХОДСТВУ

А., возникающая на основе внешнего сходства соответствующих объектов (самолет - орел).

Медицинские термины. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АССОЦИАЦИЯ ПО СХОДСТВУ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АССОЦИАЦИЯ в Словаре Аналитической психологии:
    (Association; Assoziation) — связь идей, восприятий и т. д. согласно сходству, сосуществованию, противоположности и причинной зависимости.Свободная ассоциация во фрейдовском толковании …
  • АССОЦИАЦИЯ в Толковом словаре психиатрических терминов:
    (лат. associatio - соединение). Форма связи двух или нескольких психических процессов (ощущений, представлений, мыслей, чувств, движений и др.), выражающаяся …
  • АССОЦИАЦИЯ в Однотомном большом юридическом словаре:
    - см. объединения юридических лиц (ассоциации и …
  • АССОЦИАЦИЯ в Большом юридическом словаре:
    - см. Объединения юридических лиц (ассоциации и …
  • АССОЦИАЦИЯ в Словаре финансовых терминов:
    добровольное объединение (союз) предприятий, организаций или лиц для достижения общей хозяйственной, научной или какой либо другой цели. В хозяйственную АССОЦИАЦИЮ …
  • АССОЦИАЦИЯ
    ХОЗЯЙСТВЕННАЯ - см ХОЗЯЙСТВЕННАЯ АССОЦИАЦИЯ; ХОЗЯЙСТВЕННОЕ …
  • АССОЦИАЦИЯ в Словаре экономических терминов:
    МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА - международная неправительственная научная организация, созданная и Брюсселе в 1873 г А м п. имеет консультативный статус при …
  • АССОЦИАЦИЯ в Словаре экономических терминов:
    МАРКЕТИНГОВАЯ АМЕРИКАНСКАЯ - см. АМЕРИКАНСКАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ …
  • АССОЦИАЦИЯ в Словаре экономических терминов:
    ДИСПАШЕРОВ - организация при Торгово-промышленной палате РФ. которая устанавливает наличие общей аварии при кораблекрушении или происшествиях на море, исчисляет размеры, …
  • АССОЦИАЦИЯ в Словаре экономических терминов:
    ГОСУДАРСТВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (АСЕАН) - региональная межправительственная политико-экономическая организация. Создана в 1967 г. на основе Бангкокской декларации совещания министров иностранных …
  • АССОЦИАЦИЯ в Словаре экономических терминов:
    БРОКЕРСКАЯ - см БРОКЕРСКАЯ …
  • АССОЦИАЦИЯ в Словаре экономических терминов:
    (лат. associalio - соединение) - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и …
  • АССОЦИАЦИЯ в Медицинских терминах:
    (лат. associo, associatum присоединять) в психологии форма связи психических явлений (образов, понятий, мыслей, представлений, чувств), характеризующаяся тем, что возникновение одного …
  • АССОЦИАЦИЯ в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от лат. associatio - соединение) - образ, возникающий в результате неожиданного сочетания далеких понятий; психологическое сближение отдельных образов, идей, …
  • АССОЦИАЦИЯ в Литературной энциклопедии:
    В психологии термин «А.» означает различные виды соединения простых представлений в более сложные сочетания психических элементов. В руководствах по психологии …
  • АССОЦИАЦИЯ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    (от лат. associatio - соединение), связь, возникающая при определённых условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, представлениями, чувствами и …
  • АССОЦИАЦИЯ
    АССОЦИ́АЦИЯ ХУДОЖНИКОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ, см. АХРР …
  • АССОЦИАЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АССОЦИ́АЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ (АСМ), творч. композиторская орг-ция, осн. как отделение Междунар. об-ва совр. музыки в 1923 в Москве (с 1926 …
  • АССОЦИАЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АССОЦИ́АЦИЯ ОБЩЕСТВ ГЕНЕТИКОВ И СЕЛЕКЦИОНЕРОВ им. Н.И. Вавилова. Созд. в 1993 на основе Всес. об-ва генетиков и селекционеров им. Н.И. …
  • АССОЦИАЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АССОЦИ́АЦИЯ НОВЫХ АРХИТЕКТОРОВ, см. Аснова …
  • АССОЦИАЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АССОЦИ́АЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ИНСТИТУТОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК Российская, см. РАНИОН …
  • АССОЦИАЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АССОЦИ́АЦИЯ КНИГОИЗДАТЕЛЕЙ (АСКИ), обществ. и проф. орг-ция книжных и книжно-журн. изд-в (Москва). Осн. в 1990, совр. назв. с 1991. Представляет …
  • АССОЦИАЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АССОЦИ́АЦИЯ ГОСУДАРСТВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (АСЕАН; англ. Association of South East Asian Nations - ASEAN), осн. в 1967 в составе Индонезии, …
  • АССОЦИАЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АССОЦИ́АЦИЯ растительная, осн. классификац. единица растит. сообществ (фитоценозов). Характеризуется определ. флористич. составом. А. наз. по господств. видам одного или неск. …
  • АССОЦИАЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АССОЦИ́АЦИЯ (психол.), связь, возникающая при определ. условиях между двумя или более психич. образованиями (ощущениями, двигат. актами, восприятиями, идеями и т.п.); …
  • АССОЦИАЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АССОЦИ́АЦИЯ, союз, объединение, участники к-рого связаны одной целью, осуществляют однородную …
  • АССОЦИАЦИЯ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, ж. 1) Союз, объединение лиц, учреждений, организаций, близких или однотипных по роду деятельности. Международная ассоциация воздушного транспорта. Международная ассоциация …
  • АССОЦИАЦИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. assoqiatio соединение) 1) объединение, союз; объединение организаций или лиц для достижения общей хозяйственной, политической, научной, культурной или какой-л. …
  • АССОЦИАЦИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [ лат. assoqiatio соединение] 1. объединение, союз; объединение организаций или лиц для достижения общей хозяйственной, политической, научной, культурной или какой-л. …
  • АССОЦИАЦИЯ в Словаре русского языка Ожегова:
    связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое А. по сходству. А. по смежности. ассоциация объединение лиц …
  • АССОЦИАЦИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в психологии - связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и …
  • ПО
    (без удар., кроме тех случаев, когда ударение с сущ. пересится на предлог, напр., по носу, по уши, по поду), предлог …
  • АССОЦИАЦИЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    ассоциации, ж. (от латин. associo - объединяю). 1. кого-чего. То же, что объединенный союз, общество, товарищество (в применении к нек-рым …
  • СИНЕСТЕЗИЯ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (от др.-греч. synaisthesis — соощущение) Понятие, означающее форму восприятия, характеризующуюся связями между чувствами в психике, а также — результаты их …
  • ХРУСТАЛЬ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от греческого krystallos - кристалл, первоначально - лёд) особый вид стекла, в состав которого входит в значительном количестве окись …
  • КАЦУКАВА в Энциклопедии Япония от А до Я:
    Сюнсё (1726-1793) - художник, мастер Укиё-э. Художественные псевдонимы: Кёкуросэй, Юдзи, Ририн, Рокурокуан, Дзюгасэй. Потомок самураев, Сюнсё жил в Эдо. …
  • ПОСТОВАЛОВ в Словаре русских фамилий:
    Отчество от прозвища Постовал и диалектного глагола постовать — “соблюдать посты, поститься”. Фамилия легко переосмысливалась по звуковому сходству со словом …
  • ПОЛИВАНОВ в Словаре русских фамилий:
    Возможны два объяснения: отчество от тюркского мужского имени Палван (из иранск.); отчество от имени Поливан — результат искажения непонятного канонического …
  • КОСОВЕРОВ в Словаре русских фамилий:
    Отчество от формы Косовер, вероятно, из католического мужского личного имени Ксаверий. У белорусов, которым это мужское личное имя было хорошо …
  • КИРЕЕВ в Словаре русских фамилий:
    Читатель из Тулы просит объяснить фамилию, которую носила его мать, ее предком был Семен Киреев. По семейным преданиям, он происходил …
  • ДОРОЖКИН в Словаре русских фамилий:
    Вопреки общераспространенной ошибке, фамилия не имеет никакого отношения к дороге. Это отчество от повседневной формы Дорошка из канонического мужского личного …
  • БУЯНТУЕВ в Словаре русских фамилий:
    Фамилия, возможно, от монгольской или тюркской основы байантуй — “богатый пир”; фонетическое изменение — под влиянием переосмысления по звуковому сходству …
  • 0 ЗАГАДКИ ФАМИЛИЙ в Словаре русских фамилий:
    (Никонов В. А. География фамилий. М., 1988. Печатается с сокращениями) Фамилия - наследственное имя семьи, первичной ячейки общества. В прошлом …
  • КАИАФА
    (вероятно с Арамейского языка, смирение, но по другим, исследователь; Мф 26:3, Ин 11:49) - первосвященник Иудейский, во время общественного служения …
  • ГОЛГОФА в Библейской энциклопедии Никифора:
    (череп, иначе краниево лобное место, Мф 27:33, Мк 15:22, Ин 19:17, Лк 23:33) - горная возвышенность на с.-з. от Иерусалима, …
  • БДОЛАХ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Быт 2:12) - по мнению Иудеев, перл или другой какой драгоценный камень, как например карбункул, кристалл и др. В восточной …
  • ГЕСЕР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Гэсэр, персонаж тибетской мифологии (Гесар, Кесар), мифологий монгольских народов, включая бурят (Абай Гесер хубун), а также ряда тюркских (салары, желтые …

6. Если возбужденное в нас представление есть вполне повторение прежнего, то оно только углубляет след прежнего и тем укореняет его в памяти. То же самое происходит, если новое представление хотя, собственно, и могло бы быть отличено от прежнего, но это отличие так слабо, что сознание не могло его уловить. Так, например, новое имя, сильно сходное с тем, которое мы уже помним, не запоминается нами, если мы не обратим особенного внимания на различие, между ними существующее. Но если в новом представлении есть несколько членов, которые были и в прежнем, а вместе с тем есть несколько и новых, которых в прежнем не было, тогда происходит совершенно другое явление: сходные следы, одинаковые члены ассоциаций, совпадают, усиливая друг друга и вместе с тем крепко связывая и то, что есть различного в новых представлениях. Это объясняется свойствами нервной системы, с которыми мы познакомились уже в главе о привычке. Усвоив какую-нибудь привычку, может быть, с большим трудом, нервы наши легко уже делают прибавление к этой привычке; так, человек, привыкший к игре на фортепиано, легко усваивает новую музыкальную пьесу и т. п. Новая ассоциация представлений, так сказать, срастаясь одной своей частью со старою, уже глубоко укоренившеюся, опирается новою своей частью на это прочное основание. На этом свойстве памяти основаны, например, все методы изучения иностранных языков, берущие свое начало от метода Жакото (методы Робертсона, Зейденштюкера и др.). Здесь трудны, собственно, только первые уроки; дальнейшие же все постепенно становятся легче и легче, если первые были выучены с величайшею точностью. Новые слова и обороты, беспрестанно перемешиваясь со старыми, укрепляются крепостью именно этих старых, твердо выученных; а старые хотя и сообщают свою крепость новым, но не теряют своей силы, потому что беспрестанно повторяются. В этом и заключается психологический секрет методы Жакото, так удивившей в свое время педагогов Европы. Казалось бы, что при таком беспрестанном повторении учение должно идти медленно, а выходит наоборот: оно идет медленно тогда, когда мы приобретаем все новое и новое, не повторяя старого и не сплавляя нового со старым.

7. Весьма естественно, что новое представление, сросшееся своими тождественными членами со старым, глубоко укоренившимся, ложится с ним рядом, от чего образуется новая ассоциация двух, трех, четырех представлений и т. д., связанных между собою общими для них звеньями. Понятно также, что эти ряды связанных между собою ассоциаций возникают в нашем сознании такою же цепью, какою легли в нашу память: одно звено этой цепи следов вытягивает за собою другое, за другим выходит третье и т. д. То есть простая привычка нервов мало-помалу разрастается в сложную привычку и простая идея - в сложную идею, и каждое звено из этого ряда или нервных привычек, или душевных идей влечет за собою деятельность другого звена, другое - третьего и т. д.

8. Теперь нам легко объяснить себе, почему человек, занимающийся преимущественно, например, историей, все легче и легче усваивает исторические события, а человек, занимающийся ботаникой, все легче и легче усваивает ботанические сведения; почему у различных людей формируются различные памяти - ботаническая, историческая, математическая и т. д. Новые исторические факты, входя в память, улегаются в ней тем легче и прочнее, чем более находят возможности образовать ассоциации с прежними, уже твердо залегшими в памяти фактами. Ботаник, например, легко замечает десятки и сотни растений, тогда как неботаник быстро забывает и те немногие, на которые случайно обратил свое внимание. Это происходит не только оттого, что ботаник знает, на что следует обратить внимание в растении, в чем собственно состоит его особенность, тогда как неботаник, смотря безразлично на все части растения, не различая случайного от существенного, не замечает прочно ничего, но также и оттого, что в памяти ботаника есть уже твердо укоренившейся представления множества растений, так что представление всякого нового растения сейчас же составляет в уме его множество ассоциаций со следами прочих и укореняется прочно силою уже укоренившихся прежде представлений. Тот же самый ботаник, занявшись изучением другого предмета, например языков или истории, оказывается часто беспамятным. Так, знаменитый Линней, обладая необъятною ботаническою памятью, был замечательно беспамятен в (отношении изучения языков. Прожив три года в Голландии, он не мог выучиться говорить по-голландски; даже латынь он знал плохо, хотя создал ботаническую номенклатуру на латинском языке *. "Люди, занимающиеся изучением какой-либо номенклатуры, - говорит г-жа де Соссюр, - могли заметить, что первые пять-шесть слов заучиваются с большим трудом и что потом удерживается без труда несравненно более. То же самое замечается при изучении иностранных языков, стихотворений и вообще при всяком упражнении памяти. Кажется, как будто при входе в каждую область знания стоит препона, которая, будучи снята раз, уже не представляется более" **. Однако же, принимая вместе с последователями Гербарта, что память есть нечто, приобретаемое человеком, есть ассоциация следов, мы не согласны видеть в этом всю способность памяти и всю причину различия этой способности у разных людей. Мы уже видели, как, с одной стороны, память находится вообще в зависимости от нервной системы, как она ослабевает с годами и подвергается влиянию болезненного состояния нервов; а с другой - как направление памяти может зависеть от прирожденных способностей организма: от различной силы, впечатлительности и разборчивости того или другого органа нервной системы у различных лиц.

______________________

* Erziehungs- und Unterrichtslehre, von Benecke. В. I. S. 92.

** L"education progressive, par m-me Necker-de-Saussure. 4 ed. T. II. P. 134.

______________________

9. Ассоциация представлений посредством частного сходства их имеет чрезвычайно важное значение для педагога. Привязывать к старому, уже твердо укоренившемуся все изучаемое вновь - это такое педагогическое правило, от которого, главным образом, зависит успех всякого учения. Хорошая школа, кажется, только и делает, что повторяет, а между тем знания учеников быстро растут; дурная школа только и делает, что все учит вновь или повторяет забытое, а между тем знания мало прибавляются. Хороший педагог, прежде чем сообщить какое-нибудь сведение ученикам, обдумает: какие ассоциации по противоположности или по сходству может оно составить со сведениями, уже укоренившимися в головах учеников, и, обратив внимание учащихся на сходство или различие нового сведения со старым, прочно вплетет новое звено в цепь старых, а потом нарочно подымет старые звенья вместе с новыми и тем самым укрепит прочно новые ассоциации. Беспрестанное передвижение в голове старых звеньев необходимо уже для того, чтобы придать им силу, укрепляющую новые звенья, и потому хороший педагог повторяет старое не для того, чтобы повторять забытое, а для того, чтобы этим старым прочнее укрепить новое. Понятно, что сила такой приобретенной памяти увеличивается новыми приобретениями.

А)Синтагматического характера. Это пары таких слов, в которых содержание одного члена (значение процессуального или непроцессуального признака) входит в содержание второго члена в качестве одного из признаков этого содержания (бабушка -- старая, бабушка--вяжет). Эти ассоциативные пары представлены, как правило, согласованными словами различных частей речи. Однако к ним могут относиться и ассоциации, организованные по типу словосочетаний с несогласованными определениями (бабушка -- в платке).

Б) Парадигматического характера. Это пары слов, имеющих в своих содержаниях как минимум один общий существенный признак. Они достаточно разнообразны и включают ассоциативные пары, соотносимые с членами различных лексико-семантических, тематических и т.п. полей и групп (бабушка -- дедушка, бабушка -- старушка, белый -- черный, белый -- цвет, бежать -- идти, голова -- чурбан, хлеб -- пища и т.д.).

Проведенное разграничение вербальных ассоциаций не является абсолютным, а имеет относительный характер, так как некоторые ассоциативные пары могут одновременно принадлежать к различным типам и подтипам. Например, в паре бабушка -- дедушка можно усматривать как сходство парадигматического характера (общий признак--старый человек), так и смежность (бабушка и дедушка). В паре белый -- цвет проявляются, с одной стороны, гипо-/ гиперонимические отношения (цвет--белый, черный, красный, зеленый и т.д.) -- парадигматика, с другой -- отношение признака к предмету (белый цвет, белого цвета и т.д.) -- синтагматика.

Отмеченные типы отношений между содержаниями членов ассоциативных пар проявляются на глубинном уровне и, в конечном счете (в первоистоке) лежат в основе подавляющего большинства вербальных ассоциаций. Фонетические (ночь -- дочь) и грамматические (стол -- стола) ассоциации являются ассоциациями по формальному сходству. Словообразовательные ассоциативные пары (записать--запись), обладающие общими элементами как содержательного, так и формального планов, образуют промежуточный тип между содержательными и формальными ассоциациями по сходству.

Рассмотренная классификация вербальных ассоциаций основывается на разграничении отношений, существующих между содержаниями или формами слов-ассоциантов, и применима, прежде всего, для разведения по соответствующим типам отдельных ассоциативных пар Стимул -- Реакция (S--R). В то же время наблюдения над особенностями организации ассоциативных полей (АП) как сложных целых позволяют выявить специфические закономерности в их устройстве, в отношениях, существующих между их составляющими.

Известно, что каждое АП, полученное путем массового свободного ассоциативного эксперимента (АЭ), имеет свое ядро, периферийные участки различной степени удаленности и так называемый хвост низкочастотных реакций, включающий и сугубо индивидуальные (иногда совершенно уникальные) реакции. И если эти индивидуальные реакции практически почти всегда порождаются непосредственно на основе одного из рассмотренных выше типов отношений между S и R, то порождение стандартных (стереотипных, воспроизводимых, социально значимых) ассоциаций основывается на ряде особых закономерностей. Есть достаточные основания утверждать, что весьма существенное место среди стандартных ассоциаций занимают ассоциации, возникающие на основе регулярной совместной встречаемости слов в текстах (функциональная смежность), которые Н.В. Крушевский называл «непосредственными ассоциациями по смежности». По А.А. Леонтьеву, это, прежде всего речевые, вызванные закономерностями совместной встречаемости слов в речи (high -- тоипtain, высокая -- гора), а также языковые, вызванные закономерностями совместной встречаемости слов в языке, отражающие общераспространенный языковой шаблон (high -- school высшая -- школа) ассоциации. Приведем пример конкретного лингвистического (психолингвистического) исследования, предоставляющего возможность установления некоторых особенностей вербальных связей в АП, отношений между составляющими его элементами, а также выяснения условий возникновения этих связей и отношений.

В целях изучения соотношения ассоциативного и ситуативно-тематического (СТП) полей нами было осуществлено сопоставление их состава и структуры. Для этого, был проведен, с одной стороны, свободный АЭ на слово-стимул береза, с другой -- дистрибутивно-статистический анализ слова береза по данным связных текстов различного размера и характера. Анализировалась только полнозначная лексика. Основные результаты исследования свидетельствуют о значительном совпадении и близости распределения тематически существенных слов в АП и СТП, что лишний раз подтверждает возможность рассмотрения АП в качестве прямых психологических аналогов СТП. Обобщение данных АП и СТП позволяет с наибольшей полнотой и надежностью определять стандартные (устойчивые) части лексических объединений, тематически организованных в языковом сознании людей непосредственно в коммуникативных целях. Наиболее существенная область такого обобщенного поля, по рассмотренным материалам, выглядит следующим образом.

Белый 141 (76+65), дерево 98 (30+68), стройный 82 (66+16), русский 74 (35+39), роща 74 (33+41), лес 72 (27+45), кудрявый 57 (42+15), стоять 60 (20+40), зеленый 53 (36+17), лист 43 (16+27), сок 43 (24+19), тонкий 41 (24+17), Россия 41 (15+26), родина 36 (20+16), красивый 36 (15+21), белоствольный 34 (25+9), веник 34 (21+13), расти 32 (12+20), ствол 32 (9+23), девушка 33 (21+12), кора 31 (9+22), молодой 31 (7+24), береста 27 (16+11), высокий 27 (16+11), поле 26 (11+15), ветвь 25 (3+22), нежный 25 (20+5), плакучий 25 (12+13), сережки 25 (13+12), земля 24 (4+20), дуб 23 (9+14), ветка 21 (11+10), красавица 21 (12+9), красота 21 (11+10), ветер 20 (3+17), весна 19 (10+9), листва 19 (5+14), песня 19 (6+13), трава 19 (11+8), небо 18 (14+4), осина 18 (7+11), солнце 18 (12+6), человек 18 (1+17), река 17 (5+12), верный 17 (3+14),дом 16 (5+11), дрова 16 (9+7), клен 16 (4+12), слезы 16 (3+13), соска 16 (5+11), гриб 15 (9+6), символ 15 (3+12), плакать 15 (4+11), светлый 15 (6+9).

Таким образом, есть все основания утверждать, что в своих стандартных частях АП и СТП суть, по существу, две разные формы (идеальная и материальная), два вида (АП и СТП), два разных способа (в языковом сознании и текстах) реального существования одного и того же. Следовательно, правомерно предположить, что все наиболее стереотипные (социально значимые) вербальные ассоциации возникают и закрепляются в языковом сознании людей в значительной мере под влиянием текстов как естественный итог постоянного существования человека не только в мире вещей (прежде всего--биосфере), но и в мире слов (лингвосфере), эти вещи представляющих, опосредствующих, как результат регулярной совместной встречаемости одних и тех же слов в тематически однородных текстах. Иначе, например, трудно объяснить высокую частотность таких реакций на стимул береза, как стройная, кудрявая, плакучая и т.п., так как маловероятно, что «стройность», «кудрявость», «плакучесть» березы каждый раз заново «открываются» испытуемыми (или говорящими, пишущими). Весьма существенно также и то, что чем чаще слово появляется в тексте, тем чаще оно появляется и в эксперименте. Следовательно, то, что есть в речи, текстах, так или иначе отражается и закрепляется в языковом сознании людей и наоборот -- то, что есть в языковом сознании людей, так или иначе проявляется (или принципиально всегда может проявиться) в речи, текстах (также и в эксперименте). Таким образом, практически все стереотипные вербальные ассоциации относятся к ассоциациям по функциональной смежности (ассоциации употребления), хотя, взятые сами по себе и рассмотренные с содержательной и формальной точек зрения, они представляют в то же самое время один из отмеченных ранее типов ассоциаций по смежности или сходству.

Результаты проведенного сопоставления АП и СТП подтверждают также возможность интерпретации слова-стимула как слова-темы, задающего и организующего АП. Это говорит о том, что на верхнем (наиболее общем) уровне организации АП все его элементы действительно объединяются на основе собственно тематических отношений, в пределах которых проявляются все остальные виды связей и отношений, возможных между номинативными единицами языка: синонимических, антонимических, гипо-/гиперонимических и т.д.

Итак, предложенная классификация вербальных ассоциаций полностью укладывается в рамки основной классификации ассоциаций по сходству или смежности в качестве ее частного случая. Подавляющее большинство словесных ассоциаций представляют ассоциации, возникающие на основе отношений смежности или сходства, существующих между содержаниями слов-ассоциатов и отражающих отношения между явлениями объективного мира. Именно эти отношения являются, в конечном счете, первоосновой возникновения основной массы вербальных ассоциаций, «тиражируемых» затем людьми в процессе их реального речевого общения и экспериментах, что, в частности, подтверждается и результатами проведенного нами сопоставления АП и СТП. Исходя из этого, можно утверждать, что на уровне организации АП как сложного целого существенное место занимают ассоциации по функциональной смежности (ассоциации употребления), возникающие и закрепляющиеся в языковом сознании людей на основе регулярной совместной встречаемости слов в речи, текстах (речевые и языковые ассоциации). На самом общем уровне организации АП все его элементы объединяются на основе собственно тематических отношений, так как слово-стимул есть в то же самое время и слово-тема, создающее и организующее это поле. В пределах общих тематических отношений, объединяющих все элементы АП, проявляются остальные виды связей и отношений, возможных между номинативными единицами языка.


| | | 4 | |

More meanings of this word and English-Russian, Russian-English translations for the word «АССОЦИАЦИЯ ПО СХОДСТВУ» in dictionaries.

  • ПО — prep. along, by; with respect to, according to; on, over, in, at, in the sense of, from, in accordance with, …
  • АССОЦИАЦИЯ — f. association; по ассоциации, by association; ассоциация качественных признаков, contingency
    Russian-English Dictionary of the Mathematical Sciences
  • СХОДСТВУ — Similarities
  • СХОДСТВУ — Likenesses
    Русско-Американский Английский словарь
  • СХОДСТВУ — Kinships
    Русско-Американский Английский словарь
  • ПО — Po River
    Русско-Американский Английский словарь
  • АССОЦИАЦИЯ — Association
    Русско-Американский Английский словарь
  • ПО-
  • ПО
    Англо-Русско-Английский словарь общей лексики - Сборник из лучших словарей
  • АССОЦИАЦИЯ — association по ассоциации — by association of ideas
    Англо-Русско-Английский словарь общей лексики - Сборник из лучших словарей
  • ПО — 1. (на поверхности) on, over; (в пределах чего-л.) through, about; (вдоль) along, down; идти по ковру walk on the carpet; …
  • АССОЦИАЦИЯ
    Русско-Английский словарь общей тематики
  • АССОЦИАЦИЯ — 1) экол. aggregation 2) association 3) formation
    Новый Русско-Английский биологический словарь
  • ПО — On
    Russian Learner"s Dictionary
  • АССОЦИАЦИЯ — Association
    Russian Learner"s Dictionary
  • ПО — along
    Russian Learner"s Dictionary
  • АССОЦИАЦИЯ — association
    Russian Learner"s Dictionary
  • ПО- — 1. (глагольная приставка) употребляется в разн. знач. ; в значении ограниченности, краткости действия об. переводится через: a little, for …
    Русско-Английский словарь
  • ПО — 1. предл. (дт.) 1. (на поверхности) on; (вдоль) along идти по полу, по траве …
    Русско-Английский словарь
  • АССОЦИАЦИЯ
    Русско-Английский словарь
  • ПО- — 1. (глагольная приставка) употребляется в разн. знач. ; в значении ограниченности, краткости действия об. переводится через: a little, for …
  • ПО — 1. предл. (дт.) 1. (на поверхности) on; (вдоль) along идти по полу, по траве …
    Russian-English Smirnitsky abbreviations dictionary
  • АССОЦИАЦИЯ — ж. (в разн. знач.) association по ассоциации — by association of ideas
    Russian-English Smirnitsky abbreviations dictionary
  • АССОЦИАЦИЯ — association
    Русско-Английский словарь по машиностроению и автоматизации производства
  • ПО — предл. 1) (на поверхности) on; along (вдоль) ; all along (по всей поверхности) по …
  • АССОЦИАЦИЯ — жен. 1) (объединение организаций, партий и т. п.) association, alliance, consortium; амер. conference (объединение университетов, спортивных команд, …
    Русско-Английский краткий словарь по общей лексике
  • АССОЦИАЦИЯ — association
    Русско-Английский словарь по строительству и новым строительным технологиям
  • ПО — GP
  • АССОЦИАЦИЯ — Association
    Британский Русско-Английский словарь
  • ПО — per лат.
  • АССОЦИАЦИЯ — association, body
    Русско-Английский экономический словарь
  • ПО — 1. (на поверхности) on, over; (в пределах чего-л.) through, about; (вдоль) along, down; идти по ковру walk on the carpet; идти по улице walk …
  • АССОЦИАЦИЯ — association
    Русско-Английский словарь - QD
  • АССОЦИАЦИЯ — association
    Русско-Английский юридический словарь
  • ПО — I см. тж. аналогичен ~ ; в соответствии с; вычислять ~ ; дифференцировать ~ ; задача ~ акустике; …
    Русско-Английский научно-технический словарь переводчика
  • ПО — река, впадает в Адриатическое море; Италия. Др.-рим. Пад (Padus) из лигур. bodincus "бездонный", совр. итал. Ро. Этимология спорна. См. также …
    Англо-Русский географический словарь
  • ПО — (программное обеспечение) 1) software 2) via
  • АССОЦИАЦИЯ — association
    Русско-Английский толковый словарь терминов и сокращений по ВТ, Интернету и программированию
  • ПО- — (in COMPDS.): CF. русский ваш
  • ПО — предл. 1) (на поверхности) on along (вдоль) all along (по всей поверхности) идти по полу - walk on the floor …
    Большой Русско-Английский словарь
  • АССОЦИАЦИЯ — жен. 1) (объединение организаций, партий и т. п.) association, alliance, consortium амер. conference (объединение университетов, спортивных команд, церквей и …
    Большой Русско-Английский словарь
  • ПО — по on;over;along;down;d under
  • АССОЦИАЦИЯ — ассоциация assotiation{связь};society{союз}
    Русско-Английский словарь Сократ
  • ASSOCIATION — сущ. 1) соединение, объединение 2) ассоциация, общество, союз association football ≈ футбол parent-teacher association ≈ родительский комитет (добровольная организация, создаваемая …
    Большой Англо-Русский словарь
  • ASSOCIATION — association.ogg ə͵səʋsıʹeıʃ(ə)n,ə͵səʋʃıʹeıʃ(ə)n n 1. 1> общество, ассоциация, объединение Automobile Association - автомобильная ассоциация (в Великобритании) 2> соединение (…
    Англо-Русско-Английский словарь общей лексики - Сборник из лучших словарей
  • ASSOCIATION — n 1. 1) общество, ассоциация, объединение Automobile Association - автомобильная ассоциация (в Великобритании) 2) соединение (действие) …
    Новый большой Англо-Русский словарь - Апресян, Медникова
  • ASSOCIATION — n 1. 1> общество, ассоциация, объединение Automobile Association - автомобильная ассоциация (в Великобритании) 2> соединение (действие) …
    Большой новый Англо-Русский словарь
  • PANDA CROSSING — (переход) "панда" (пешеходный переход через улицу; регулируется светофором с мигающим сигналом, кот. включают сами пешеходы; расчерчен белыми полосами) panda - …
  • NAFFY MEDAL — медаль "Наффи" (разговорное название "Звезды 1939-43" ((1939-43 Star) и "Африканской звезды" ((African Star)) название по сходству цветов ленты медалей с …
    Англо-Русский словарь Britain

Ассоциа́ция , в психологии - связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.); основное понятие ассоциативной психологии. Различают ассоциации по смежности (в пространстве или времени), сходству и контрасту. Термин введен Дж. Локком (1698).

Виды ассоциаций . По типу образования различают˸

Ассоциации по сходству;

Ассоциации по контрасту;

Ассоциации по смежности в пространстве или во времени;

Причинно-следственные ассоциации.

Всякое запоминание или заучивание предполагает установление соответствующих нервных связей, или ассоциаций. Это определение имеет важное значение для понимания и психологической природы ассоциаций. Состоя из ряда связанных указанным образом рефлексов, каждый из которых есть в то же время и ощущение (зрительное, слуховое и т. д.), сама ассоциация есть не что иное, как ʼʼнепрерывное ощущениеʼʼ. ʼʼАссоциация есть столько же цельное ощущение, как и любое чисто зрительное, чисто слуховое, только тянется обыкновенно дольше, да характер её беспрерывно меняетсяʼʼ (И. М. Сеченов). Как и всякое отдельное ощущение, ассоциация закрепляется и становится более отчетливой в результате повторения. По сравнению с отдельными ощущениями ассоциации являются сложным образованием. Благодаря повторению составляющие её нервные процессы настолько тесно связаны, что малейшее возбуждение части влечет за собой воспроизведение целой ассоциации. ʼʼЕсли дана, например, ассоциация зрительно-осязательно-слуховая, то при малейшем внешнем намеке на её часть, т. е. при самом слабом возбуждении зрительного, или слухового, или осязательного нерва формой или звуком, заключающимся в ассоциации, в сознании воспроизводится она целикомʼʼ (И. М. Сеченов). Раскрытые Сеченовым физиологические основы ассоциаций дают ясную картину физиологических механизмов, как процесса запоминания (заучивания), так и процесса воспроизведения. В психологии различают три вида ассоциаций˸ по смежности, по сходству и по контрасту. Когда мы запоминаем вольное гимнастическое упражнение, состоящее из 8-10 последовательно выполняемых элементов, между отдельными элементами этого упражнения устанавливаются связи, которые носят названия ассоциаций по смежности . Благодаря этим связям нервные процессы, обеспечивающие выполнение одного какого-нибудь, например третьего в данном ряде, элемента, вызывают действие нервных процессов, связанных с выполнением следующего, четвертого, элемента, и т. д., благодаря чему мы последовательно и без ошибок выполняем все упражнение в целом. Ассоциации по смежности имеют место также при запоминании словесного материала, например при заучивании наизусть стихотворения. Несколько инои̌ характер носят ассоциации по сходству ˸ с ними мы имеем дело в тех случаях, когда восприятие какого-нибудь предмета вызывает в памяти воспоминание сходного с ним предмета, хотя этот последний никогда не воспринимался нами совместно или рядом с первым. Например, вид стадиона ʼʼДинамоʼʼ в Москве может вызвать в нашей памяти воспоминание о когда-то виденном нами стадионе в Киеве. Восприятие прыжка на лыжах с трамплина, выполняемого одним спортсменом, может вызвать у нас воспоминание о том, как такой же прыжок на лыжах совершали другие спортсмены в других условиях. В этих случаях исходное раздражение и вызванное им воспоминание относятся к объектам, которые никогда раньше не воспринимались одновременно или в непосредственной смежности. И все же одно из них вызывает в нашей памяти другое. Ассоциации по сходству опираются на сходство нервных связей, которые вызываются двумя сходными объектами. Оба стадиона похожи друг на друга по своей общей структуре (наличие футбольного поля, беговой дорожки, трибун и т. д.), хотя и отличаются некоторыми частными архитектурными деталями. Оба прыжка тоже сходны по своему виду и стилю (наличие склона, по которому скатывается лыжник, одинаковая группировка в полете, сходные движения рук для сохранения равновесия в воздухе и т. д.), хотя и отличаются некоторыми своими особенностями (иная местность, другой лыжник и т. д.). Сходные моменты в этих разновременно воспринимающихся объектах вызывают сходные нервные связи, отражающие общие в том и другом объекте черты, благодаря чему возбуждение в коре головного мозга связей, относящихся к одному предмету, закономерно вызывает оживление связей, относящихся к другому. Ассоциации по сходству имеют огромное значение в любом учебном процессе. Благодаря им мы получаем возможность сравнивать изучаемые явления с уже изученными, находить в них общие и отдельные черты и таким образом лучше усваивать и запоминать необходимый материал. Близки по своей форме к ассоциациям по сходству ассоциации по контрасту , при которых восприятие какого-нибудь предмета вызывает в памяти воспоминание о другом предмете, отличающемся прямо противоположными признаками. Когда мы попадаем на плохо устроенный стадион, в нашей памяти может возникнуть представление о виденном нами ранее образцовом стадионе. Наблюдая неудачное выполнение какого-либо сложного физического упражнения, например прыжка с шестом, мы можем вспомнить, как известный мастер спорта отлично выполняет это упражнение. Ассоциации по контрасту представляют из себявременные связи, включающие представления о контрастирующих объектах в виде входящих в общее целое противоположных по своему характеру и значению членов. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (чистота и грязь, организованность и расхлябанность, здоровье и болезнь и т. д.) обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей. Ассоциации могут иметь своим исходным моментом не только непосредственное восприятие первого члена такой временной связи, но и возникшее в сознании представление о нем, а также и словесные раздражители. Таким образом, законы ассоциаций приобретают очень огромное значение для всех процессов памяти и могут быть обнаружены в любом из этих процессов. В учебной работе, как правило, мы имеем дело с преднамеренным образованием ассоциаций в целях лучшего усвоения учебного материала. Все ассоциации имеют условно рефлекторную природу; физиологической основой их является замыкательная функция коры. В своем возникновении и течении они подчинены основным законам образования условных рефлексов. В соответствии с этими законами для быстрого и точного образования требуемых ассоциаций необходимо˸ а) правильно сочетать раздражения, т. е. предъявлять раздражение, которое мы хотели бы ассоциировать с уже известным, так, чтобы оно несколько предшествовало уже образовавшемуся представлению; б) организовать достаточное количество повторений для закрепления интересующей нас новой связи, опираясь при этом на уже установившиеся и закрепленные связи.

Ассоциация. Её основные виды. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Ассоциация. Её основные виды." 2015, 2017-2018.