Основные классификации восприятия (классификация по модальности, по форме существования материи). Понятие и классификация ощущений Рефлекторная природа ощущений

Принято выделять модально-специфические и модально-неспе -цифические виды памяти. Модально-неспецифическая память охватывает самые разные стимулы и события. Ее качество зависит от состояния связей между разными участками мозга, и, прежде всего между корой и подкоркой («глубиной»).

Модально-специфические виды памяти выделяются соответственно ведущему анализатору: тактильная, слуховая, зрительная и т.д. В отличие от модально-неспецифических видов памяти, они в значительной степени локальны. Место их представительства в мозге совпадает с местом расположения корковых концов анализаторов (нейросенсорных зон) .

Ведущую роль в основных видах деятельности человека: учебной, трудовой, спортивной играют зрительная и слуховая память, связанные с запоминанием зрительных и звуковых сигналов (букв, слов, текстов, цифр, фигур, картин и др.) В психологических исследованиях памяти принято указывать ее модальность в связи с характером применяемой стимуляции. Если в эксперименте испытуемому предъявляется буквенно-цифровой, графический или текстовый материал, рассчитанный на зрительное восприятие, то считается, что объектом исследования является зрительная память. Предъявление читаемых вслух букв, цифр, слов и текстов предназначено для стимуляции слуховой памяти. По принципу модальности также выделяется моторная память, связанная с двигательными ощущениями и соответствующими реакциями внутренних кинестетических рецепторов, сигнализирующих о происходящих движениях и являющимися важным элементом двигательного самоконтроля .

В связи с ведущей ролью зрительного анализатора в восприятии мира субъектом, из всех анализаторных систем наиболее полно исследована зрительная система. Поэтому в исследованиях памяти именно зрительной, было уделено большое внимание ученых. Основная часть научных данных о памяти человека получена на основе изучения зрительной памяти. Слуховая память исследована менее основательно, хотя она играет важную роль в различных видах профессиональной деятельности (музыкантов, операторов-акустиков, радистов и др.). Тестирование слуховой памяти является средством определения музыкальных способностей. Поэтому активизация исследований слуховой памяти является важнейшей практически актуальной задачей ученых. При воздействии на человека сложных объектов, стимулирующих работу зрительного и слухового рецепторов одновременно, говорят о смешанном виде памяти, участвующей в формировании сложного перцептивного образа.

Очень мало изученными являются такие виды памяти, как обонятельная, тактильная (осязательная), температурная, болевая и др. В жизни большинства людей эти виды памяти играют лишь вспомогательную роль. Однако в некоторых специфических случаях эти виды памяти также выполняют важную жизненную роль в деятельности людей. Например, в жизни слепо-глухих людей эти виды памяти становятся опорными в процессе ориентации в окружающей среде, в обучении, в развитии речи и логического мышления.

Зрительная, слуховая, тактильная и др. виды памяти, дифференцируемые по модальности, также взаимосвязаны, т. к. все анализаторные системы мозга постоянно взаимодействуют. Этим, в частности, объясняется способность к компенсации, включающей передачу функций приема и первичной переработки информации с одного сенсорного канала на другой.

Рассмотренная традиционная классификация видов памяти является весьма относительной, т. к. в чистом виде ни один из них не существует. Память является единой системой, в которой преобразование информации осуществляется по одному общему контуру, проходя при этом этапы сенсорной и интеллектуальной переработки, передачи на моторный выход и сопровождаясь эмоциональной окраской в соответствии с оценкой субъектом полученного результата. Однако в связи с тем, что конкретной задачей субъекта может стать усвоение определенных объектов (перцептивных образов или абстрактных понятий) и разработка различных программ деятельности по отношению к ним, выделение различных видов памяти по указанному выше критерию является оправданным. При этом следует учитывать, что при участии в переработке входной информации любого содержания всех видов памяти, специфические особенности конкретных задач стимулируют преимущественное участие некоторых из этих видов: образного, интеллектуального или моторного. В таких случаях активизируется переработка информации по частным внутренним контурам мнемической системы, приводящая к образованию соответствующего вида представлений в долговременной памяти. Материализация этих процессов выражена в консолидации следов памяти в соответствующих участках нейронных систем мозга.

Нарушения памяти.

Расстройства памяти делят на: а) общие (модально-неспецифические, т.е. не связанные преимущественно с каким-либо определенным анализатором); б) модально-специфические (относящиеся к определенному анализатору - слуховому, зрительному, тактильному и т.д.) . В зависимости от модальности запоминаемой информации, выделяют слуховую, слухо-речевую, зрительно-предметную, зрительно-пространственную, память на лица, тактильную, двигательную, висцеральную, болевую и другие модальности памяти .

Нарушения памяти могут быть модальностно-специфичны, если имеется избирательное нарушение запоминания и воспроизведения информации одной модальности, в то время как процессы запоминания и воспроизведения информации других модальностей сохранны. Модальностно-специфические нарушения памяти развиваются при локальных поражениях корковых отделов головного мозга. При этом отмечается соответствие между корковым представительством анализатора и характером модальностно-специфических нарушений. Так, нарушения слухо-речевой памяти будут сопровождать патологию височной доли доминантного по речи полушария; нарушения зрительно-пространственной памяти - при патологии затылочно-теменных отделов субдоминантного полушария и т. д. В основе модальностно-специфических нарушений лежит недостаточность обработки информации соответствующей модальности, либо нарушение непосредственной (сенсорной) памяти, что связано с заинтересованностью вторичных и третичных корковых зон соответствующего анализатора или их связей с другими отделами головного мозга .

В работах А.Р. Лурии были выделены также системно-специфические нарушения памяти, связанные с утратой понятийного аппарата речи. Данный вид мнестических расстройств может отмечаться при выраженных диффузных поражениях доминантного по речи полушария. При этом нарушается запоминание той части информации, которая кодируется с помощью речи, независимо от способа предъявления информации. В подобных случаях будет нарушаться запоминание слов и зрительно-предметная память, в то время как зрительно-пространственная память и память на лица остаются интактными.

При модальностно-неспецифических нарушениях запоминание и воспроизведение информации не зависит от модальности информации. В основе модальностно-неспецифических расстройств лежит недостаточность общих механизмов памяти. Обычно модальностно-неспецифические нарушения развиваются при патологии глубинных неспецифических церебральных структур или гиппокампа. Дисрегуляторные мнестические расстройства, связанные с нарушением функции лобных долей головного мозга, и функциональные нарушения памяти также являются модальностно-неспецифическими.

Виды амнезий

В клинической практике для обозначения состояний, которые сопровождаются выраженными нарушениями памяти, общепринятым термином является амнезия. Следует оговориться, что амнезией не принято называть функциональные, регуляторные и вторичные нарушения памяти.

Традиционно выделяют фиксационную, антероградную, ретроградную и конградную амнезию .

Ретроградная амнезия - невозможность использования информации, приобретенной человеком до черепно-мозговой травмы или болезни. Выделяют два типа ретроградной амнезии: 1) потерю памяти на события личной жизни, происходившие до травмы или болезни и воспринимавшиеся в то время в ясном сознании; 2) потерю памяти на личные факты. Эти два типа расстройств могут встречаться по отдельности. Так, некоторые пациенты после черепно-мозговой травмы утрачивают память на прошедшие события (например, не могут вспомнить, как провели каникулы до травмы), но помнят свой возраст, образование, семейный статус и название своей профессии.

Ретроградная амнезия у больных с черепно-мозговой травмой наблюдается обычно после достаточно тяжелого повреждения (ушиб или сдавление головного мозга) или после травмы, полученной на фоне алкогольного опьянения. При травматическом поражении правого полушария эта амнезия возникает чаще и сохраняется дольше, чем при поражении левого полушария головного мозга .

Продолжительность периода, на события которого возникает амнезия, с течением времени может сокращаться. При инсультах ретроградная амнезия чаще возникает при двусторонних поражениях мозга, особенно его глубинных отделов .

Конградная амнезия - выпадение воспоминаний о событиях, происходивших вокруг больного и в нем самом в тот промежуток времени, когда пациент находился в состоянии комы, сопора или оглушения. Может быть полной (на период комы или сопора) или частичной (на период оглушения). Возникшие выпадения памяти обычно сохраняются в течение всей оставшейся жизни .

Антероградная амнезия - отсутствие (исчезновение) воспоминаний о событиях, происходивших с больным после начала болезни или повреждения головного мозга . У больных с острой черепно-мозговой травмой антероградная амнезия проявляется отсутствием (как правило, частичным) воспоминаний о фактах и событиях, случившихся с ним после того, как он уже обнаружил признаки ясного сознания. При сосудистых катастрофах антероградная амнезия проявляется утратой памяти на события после инсульта, при этом новая информация чаще всего фиксируется, но сохраняется лишь в течение нескольких минут .

Фиксационная амнезия - расстройство памяти на текущие события, при котором пациент не запоминает (не фиксирует в сознании) или быстро забывает действующие на него зрительные, слуховые, осязательные и прочие стимулы .

Следует отметить, что хотя для обозначения описанного расстройства памяти традиционно используется термин «фиксационная» амнезия, но в литературе имеются указания на то, что в его основе лежит прежде всего нарушение удержания (ретенции) и особенно воспроизведения (репродукции) информации, в то время как непосредственное запоминание (фиксация информации в памяти) нарушено мало .

Другая классификация амнезий разделяет их на ограниченные и генерализованные. Ограниченная амнезия охватывает относительно небольшой промежуток времени. В зависимости от этиологии, она может иметь антеро-или ретроградный, или сочетанный антеро-ретроградный характер. По окончании периода амнезии нарушений памяти, как правило, не определяется. Ограниченные амнезии отмечаются при черепно-мозговой травме, транзиторной глобальной амнезии, эпилепсии, истерии, употреблении психоактивных веществ и ряде других состояний.

Под генерализованной амнезией понимается продолжительное нарушение памяти, что отмечается при деменциях, корсаковском синдроме, локальных поражениях головного мозга и др.

Генерализованная амнезия может иметь прогрессирующий или непрогрессирующий характер. Прогрессирующая амнезия характерна, в частности, для болезни Альцгеймера. Сначала нарушается память на текущие события, затем на события недавнего прошлого и, в последнюю очередь, страдают воспоминания о детстве и юности. Данная закономерность последовательности распространения амнезии получила название закон Рибо.

Корсаковский синдром

Сочетание антероградной, ретроградной, фиксационной амнезии и конфабуляций в отсутствии нарушений других (кроме памяти) высших мозговых функций получило название Корсаковского синдрома. Впервые данный вид психических расстройств был описана выдающимся русским психиатром С.С. Корсаковым в 1887 г. у пациентов, страдающих хроническим алкоголизмом. Как следует из классического описания, при алкоголизме «почти исключительно расстроена память недавнего, впечатления недавнего времени как будто исчезают через самое короткое время, тогда как впечатления давнишнего вспоминаются порядочно, при этом сообразительность, остроумие и находчивость больного остаются в значительной степени» .

Нарушение памяти является основной клинической манифестацией корсаковского синдрома (КС). Амнезия является при КС изолированным расстройством. Другие высшие мозговые функции остаются интактными или нарушаются в незначительной степени. Отсутствуют выраженные поведенческие нарушения. Данный признак служит основным дифференциально-диагностическим отличием КС от других состояний с выраженными нарушениями памяти (например, деменций) .

Ядро мнестических расстройств при КС составляет сочетание фиксационной и антероградной амнезии. Ретроградная амнезия, как правило, менее выражена и охватывает относительно небольшой период времени. Конфабуляций при КС обычно носят характер неточностей, которые появляются при попытке вспомнить плохо зафиксированные в памяти события.

Мнестические расстройства при КС затрагивают преимущественно произвольную эпизодическую память, то есть субъективно осознаваемую способность запоминания и воспроизведения событий жизни и новой информации. В то же время общие представления (семантическая память), усвоенные в течение жизни навыки (процедурная память), а также непроизвольное запоминание и воспроизведение остаются интактными.

КС развивается при поражении структур гиппокампового круга: маммилярных тел гипоталамуса, собственно гиппокампа, амигдаляр-ных ядер, таламуса и связей между данными структурами. Наиболее частая причина КС - хронический алкоголизм. Другими причинами данного синдрома может быть недостаточность тиамина иной природы (голодание, синдром нарушенного всасывания, неадекватное парентеральное питание). КС описан также при опухолях глубинной локализации, черепно-мозговой травме, нарушениях мозгового кровообращения в бассейне задних мозговых артерий, острой гипоксической энцефалопатии и т.д. Сходный симптомокомплекс обычно развивается и на ранних стадиях болезни Альцгеймера - до развития выраженной деменций, при которой характер мнестических расстройств меняется .

Поскольку ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит из рецептора, который дает ощущения данного качества или модальности.
Принято различать пять внешних чувствительных систем: зрение, слух, обоняние, вкус, кожную чувствительность. Фактически же их значительно больше (например, воздействия на кожу вызывают ощущения давления, боли, холода, тепла и др.).
Различные модальности ощущений сложились в процессе эволюции. Однако, по мнению С.Л. Рубинштейна, до сих пор существуют еще не достаточно изученные интермодальные (межмодальные) виды чувствительности. Такими являются, например, вибрационная и болевая чувствительность.

По характеру отражения и месту расположения рецепторов:

1. Экстроцептивные , отражающие свойства и явления внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела.

2. Интроцептивные , имеющие рецепторы во внутренних органах и тканях тела и отра-жающие состояние внутренних органов.

3. Проприоцептивные , рецепторы кот. располагаются в мышцах и связках и дают ин-формацию о движении нашего тела и его положении.

2. Понятие о возрастном психологическом кризисе.

Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).

Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий.

Возрастные кризисы - особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

Билет 15.

1. Закономерности ощущений.

К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.

Пороги чувствительности . Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда перестают возникать ощущения. Звуки с частотой выше 20 тысяч герц мы не слышим. Сверхсильный раздражитель вместо ощущения данного вида вызывает боль. Следовательно, ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности.



Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость : чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.

Контраст ощущений . Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст.

Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Явление синестезии . Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синестезии .



2. Характеристика кризиса новорожденного. Период младенчества.

Процесс рождения ребенка – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи говорят о кризисе новорожденности.

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, иной тип дыхания, смена питания. Приспособиться к этим новым чувствам и условиям ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы.

1. Система пищевых рефлексов – при прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные тормозятся.

2. Закрытие глаз – действие яркого света (раздражитель); шлепок по переносице; хлопок руками возле головы ребенка.

3. Сгибание рук – поворот головы направо; разведение локтей в сторону.

4. Сжатие и разжимание пальцев рук – касание пальцами ладони руки.

5. Сжатие пальцев ног – нажатие пальцем на подошву ребенка.

6. Колено и стопа сгибаются – укол булавкой подошвы.

7. Попытки поднять голову – на живот.

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы.

Билет 16.

1. Количественные и качественные изменения ощущений.

Общими для всех видов ощущений считаются количественные и качественные изменения ощущений. К количественным относят следующие виды изменений:

Анестезия - полная утрата какого-либо вида чувствительности - объясняется тем, что вследствие каких-то препятствий импульсы не достигают по своим проводникам соответствующих корковых зон. В зависимости от поражения анализатора различают болевую анестезию (аналгезию), температурную (терм анестезию), локализационную (топанестезию), суставно-мышечную (батианестезию) и др.

Потеря чувствительности (анестезия), как правило, распространяется на тактильную, болевую, температурную чувствительность и может захватывать как все виды чувствительности (тотальная анестезия), так и отдельные ее виды {парциальная анестезия). По механизмам возникновения выделяют: корешковую анестезию, при которой тотально нарушается чувствительность в зоне иннервации определенного заднего корешка спинного мозга;

сегментарную анестезию, при которой нарушения возникают в зоне иннервации определенного сегмента спинного мозга;

диссоциированную анестезию, при которой наблюдается отсутствие болевой и температурной чувствительности при сохранении проприоцептивной. или наоборот.

Особо выделяют нарушения чувствительности вплоть до ее исчезновения при некоторых заболеваниях. В частности, описана лепрозная анестезия, возникающая в результате специфического поражения кожных рецепторов при лепре и характеризующаяся последовательным ослаблением и утратой температурной, затем болевой, а впоследствии и тактильной чувствительности при длительно сохраняющейся проприоцептивной чувствительности.

Хорошо известна истерическая анестезия, характеризующаяся функциональным исчезновением чувствительности у больных с диссоциативными (конверсионными) невротическими расстройствами при отсутствии органического поражения рецепторов, проводящих путей и центров нервной системы. В рамках истерической анестезии описаны нарушения болевой чувствительности по типу «чулок и перчаток». Они проявляются особым видом нарушения болевой чувствительности, при которой отмечаются четкие границы нарушений чувствительности, не соответствующие зонам иннервации определенных корешков или нервов.

Гипестезия - частичная утрата чувствительности, когда в связи с повышением порога возбудимости достаточно сильные раздражители вызывают лишь слабое ощущение.

Гиперестезия - повышение чувствительности в результате снижения порога возбудимости в коре большого мозга вследствие суммирования раздражении, вызванных патологическим процессом, и раздражении, наносимых во время исследования.

Одним из наиболее часто встречающихся в клинической практике феноменов является гиперестезия. Она входит в структуру астенического синдрома, являющего типичным и широко распространенным способом психического реагирования на заболевание. При этом гиперестезия захватывает, как правило, все сферы, но чаше отмечаются зрительная и акустическая гиперестезии.

Дизестезия -извращенное восприятие раздражении, например, касание к поверхности кожи вызывает болевые ощущения, тепловые раздражения - чувство жара или холода.

Гиперпатия - ощущение расплывчатых, плохо локализованных, неприятных раздражении, которое возникает через некоторое время после нанесения раздражения и длится после его прекращения. Гиперпатия наблюдается при изменениях в проводящих путях на любом уровне от концевых нервных аппаратов до коры большого мозга. В результате поражения филогенетически молодых, более ранимых систем, обладающих низким порогом восприятия, воспринимаются только сильные раздражители.

Полиэстезия - заключается в восприятии одного раздражения как нескольких.

Кроме гипо-, гиперанестезий, при которых нарушаются количественные показатели, выделяют качественные расстройства ощущений . например, синестезию - восприятие и ощущение раздражения не только на месте его нанесения, но и в какой-либо другой области.

Так, пациент может испытывать неприятные вкусовые ощущения при определенных зрительных раздражителях; иметь, например, цветовые ощущения при воздействии на него звуковых раздражений (музыки).

Другой разновидностью патологических изменений ощущений являются парестезии , которые проявляются неприятными ощущениями онемения, покалывания, жжения, ползания мурашек и др. Они могут возникать в различных частях тела, иметь тенденцию к перемещению. При этом больные становятся суетливыми, неусидчивыми, тревожными. У них отмечается повышенная чувствительность к соприкосновению кожи с одеждой, постельным бельем. Могут иметь место вкусовые парестезии, хотя большинство из них затрагивает тактильную чувствительность.

Боль - это особо психофизиологическое состояние человека, возникающее в результате органических или функциональных расстройств организма. Боль несёт сигнальную функцию.

2. Кризис одного года. Период раннего детства.

Первый год жизни для малыша - один из самых насыщенных и сложных, ребенок проходит множество этапов развития, маленький комочек сначала учится переворачиваться с боку на бок, затем сидеть, ползать, ну и, наконец, ходить. Обилие информации и физической нагрузки - все, что приходится испытать в течение первого года жизни, не может не вызвать кризис.

Характерные черты кризиса первого года жизни

- гипертрофированная привязанность к маме. Малыши в период кризиса в буквальном смысле слова не дают маме прохода, основным желанием их является, чтобы мама была постоянно рядом, брала на руки и помогала дотягиваться до самых недоступных предметов и вещей. Многие отмечают, что малыш настолько требователен к присутствию мамы, что при выходе ее из комнаты буквально на минуту, начинают дико реветь и кричать.

- повышенная эмоциональная возбудимость, капризность. В период кризиса ребенок начинает плакать и кричать буквально по любому поводу, если что-то идет не так, как ему хочется. При этом на запретные действия родителей малыш обижается, выказывает свое недовольство, может проявлять агрессию.

- непослушание и упрямство. Наряду с изучением окружающей обстановки, малыши начинают изучать и свои родителей. Они начинают применять новые и новые формы поведения и отмечать то, как на это реагируют родители.

Билет 17.

1. Понятие о восприятие, свойства восприятия.

Восприятие - целостное отражение предметов и явлений мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Предметность

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

Целостность

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условно-рефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.

Структурность

С целостностью восприятия связана и его структурность . Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания - в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.

Константность

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Константность восприятия цвета - относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения (кусок угля в летний солнечный полдень посылает примерно в 8-9 раз больше количества света, чем мел в сумерки). Явление, константности цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, среди которых большое значение имеют адаптация к общему уровню яркости зрительного поля, светлостный контраст, а также представления о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

Осмысленность восприятия

Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет - значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

Апперцепция

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.

2. Кризис трех лет. Психологические особенности дошкольного возраста.

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.
Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет.
1) Первая из них - негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.
2) Вторая характеристика кризиса 3 лет - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
3) Третья характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам -обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.
4) строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков);
5) своеволие - т.е. ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.
6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому "ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними"
7) деспотизм - диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.
Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.

Особенности личности дошкольника

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.). Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.
Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.
Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.
Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль "ограничителей".
Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый -наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещениекаких-то действий ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.
Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.
Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.
Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.
Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ("я хороший") и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.
Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит".
Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки - аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.
Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой".

Билет 18.

1. Классификация восприятия в зависимости от вида анализаторов, в зависимости от форм существующей материи.

Классификация восприятий по виду анализаторов представляет значительно большие трудности по сравнению с соответствующей классификацией ощущений.

Там эта классификация облегчалась тем, что физиологическую основу того или другого ощущения составляла деятельность строго определенного анализатора. Восприятия же являются более сложными, чем ощущения, психическими процессами и имеют в своей основе совместную деятельность нескольких анализаторов.

Поэтому только по преимущественной роли того или другого анализатора в данном процессе восприятия можно разделить восприятия на зрительные (например, у художников), слуховые (у композиторов, музыкантов, певцов), двигательные (у спортсменов, работников физического труда) и т. д. При этом надо помнить, что в осуществлении каждого из указанных восприятий принимают участие и другие анализаторы.

Большее теоретическое и практическое значение имеет классификация восприятий по видам отображения в них объектов окружающего мира. С этой точки зрения можно выделить среди восприятий следующие группы:

  1. Восприятие предметов окружающего мира, отображающее особенности их вещного, телесного бытия.
  2. Восприятие пространства, пространственных отношений между вещами.
  3. Восприятие времени, временных отношений между вещами и явлениями окружающего нас мира.
  4. Восприятие движений как совершаемых предметами, вне нас находящимися, так и наших собственных движений.

Каждый из этих видов восприятий отличается своими особенностями и закономерностями, знание которых необходимо для успеха в той или другой практической деятельности - в труде, игре, учении и т. д.

2. Характеристика кризиса семи лет. Психологические особенности младшего школьного возраста.

Кризис 7 лет. Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И. Божович – это период рождения соц. «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний – устойчивые аффективные комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.

Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Новообразование – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

Младший школьный возраст.

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА, как считает А.Н. Леонтьев, - ядро личности.
Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.
А) Внутренние мотивы:
1) Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способамисамостоятельного приобретения знаний;
2) Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе -> меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).
Б) Внешние мотивы - учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда.

САМОСОЗНАНИЕ.
От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становлениесамооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, "двоечниками" и "троечниками", хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.
У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.
Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.
Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения). Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения - чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней.

Билет 19.

1. Определение понятия внимание и его значение в жизнедеятельности человека. Физиологические основы внимания.

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Человек познает окружающий мир, в первую очередь, посредством ощущений, классификация которых бывает самой разнообразной. Так, благодаря им, их воздействию на рецепторы, находящихся в теле каждой , мы узнаем о свойствах различных предметов, явлений действительности и пр.

Классификация ощущений в психологии

Ученые со всего мира на протяжении многих лет пытались дать ощущениям точную классификацию, основываясь на разнообразных теориях, принципах. Одной из наиболее правильных считается та, в которой применяется уровневый подход (основатель английский невролог Г. Хэд):

  1. Чувствительность протопатического типа считается самой ранней по периоду возникновения и наиболее примитивной. Она имеет тесную связь с эмоциональными состояниями и при этом у нее мало общего с мыслительными процессами. Те ощущения, что к ней относятся, считается, невозможно словесно описать.
  2. Эпикритическая чувствительность является полной противоположностью предыдущего вида. Благодаря ей возникают категориальные наименования ощущений (к примеру, желтый, серый, но не «аромат кофе», «аромат духов»).

Стоит отметить, что не менее популярной считается классификация и характеристика ощущений по степени специфичности каждого органа чувств:

  1. Зрительные возникают в результате воздействия света. Органом, что воспринимает данные ощущения, есть сетчатка оболочки глаза.
  2. Обонятельные отражают запахи и все, что с ними связано. Так, пахучие вещества проникают в носоглотку, точнее в ее верхнюю часть, воздействуя на обонятельный анализатор.
  3. Слуховые воспринимают звуки, как различной силы (тихие или громкие), качества (шум, игра на музыкальном инструменте), так и высоты (высокие и низкие).
  4. Осязательные ощущения отражают болевые воздействия, вызванные внешними факторами, температуру и окружающих человека предметов.
  5. Вкусовые передают некоторые химические свойства веществ, что были растворены или в слюне, или в воде.

Виды и классификация ощущений до сих пор находится в разработке, потому как за последние несколько десятков лет были созданы новые принципы их систематизации, а вместе с тем расширились и научные знания о каждом виде сенсорной системы.

2. Классификация видов ощущений

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. Б.Г. Ананьев говорил об одиннадцати видах ощущений. А.Р. Лурия считал, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам – систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения – с другой) .

Рассмотрим систематическую классификацию ощущений (рис. 3). Данная классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он разделил их на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности .

Основой восприятия являются экстерорецепторы, поскольку именно они обеспечивают объективное представление о внешнем мире.

Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ощущения.

Рис. 3. Систематическая классификация основных видов ощущений

Основным источником информации о внешнем мире является зрительный анализатор. С его помощью человек получает до 80% от общего объема информации. Орган зрительных ощущений – глаз. На уровне ощущений он воспринимает информацию о свете и цвете. Воспринимаемые человеком цвета разделяют на хроматические и ахроматические. К первым относятся цвета, составляющие спектр радуги (т.е. расщепления света – всем известные «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Ко вторым – черный, белый и серый цвета. Цветовые оттенки, содержащие около 150 плавных переходов из одного в другой, воспринимаются глазом в зависимости от параметров световой волны.

Зрительные ощущения оказывают большое влияние на человека. Все теплые цвета положительно влияют на работоспособность человека, возбуждают его и вызывают хорошее настроение. Холодные цвета успокаивают человека. Темные цвета угнетающе действуют на психику. Цвета могут нести предупреждающую информацию: красный говорит об опасности, желтый – предостерегает, зеленый – сигнализирует о безопасности и т.п.

Следующим по своей важности в получении информации является слуховой анализатор. Ощущения звуков принято делить на музыкальные и шумовые. Их отличие состоит в том, что музыкальные звуки создаются периодическими ритмическими колебаниями звуковых волн, а шумы – неритмичными и нерегулярными колебаниями .

Слуховые ощущения тоже имеют большое значение в жизни человека. Источником слуховых ощущений являются разнообразные звуки, действующие на орган слуха. Слуховые ощущения отражают шумовые, музыкальные и речевые звуки.

Ощущения шума и шороха сигнализируют о наличии предметов и явлений, издающих звуки, о месте их нахождения, о приближении или удалении. Они могут предупреждать об опасности и вызывать определенное эмоциональное переживание.

Музыкальные ощущения характеризуются эмоциональным тоном и мелодичностью. Эти ощущения формируются у человека на основе воспитания и развития музыкального слуха и связаны с общей музыкальной культурой человеческого общества.

Речевые ощущения являются чувственной основой речевой деятельности человека. На базе речевых ощущений формируется фонематический слух, благодаря которому человек может различать и произносить звуки речи. Фонематический слух оказывает влияние не только на развитие устной и письменной речи, но и на овладение иностранным языком .

У многих людей существует интересная особенность – сочетание звукового и зрительного ощущений в одно общее ощущение. В психологии это явление называют синестезией. Это устойчивые ассоциации, возникающие между объектами слухового восприятия, например мелодиями, и цветовыми ощущениями. Часто люди могут сказать, «какого цвета» данная мелодия или слово.

Несколько реже встречается синестезия, основанная на ассоциации цвета и запаха. Она часто присуща людям с развитым обонянием. Таких людей можно найти среди дегустаторов парфюмерной продукции – для них важен не только развитый обонятельный анализатор, но и синестетические ассоциации, позволяющие сложный язык запахов перевести в более универсальный язык цвета. Вообще же обонятельный анализатор, к сожалению, чаще всего у людей не очень сильно развит. Люди, подобные герою романа Патрика Зюскинда «Парфюмер», – явление редкое и уникальное .

Обоняние – вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте – впереди, в выдающейся части тела. Путь о рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключений попадают в головной мозг.

Часть мозга, которая называется обонятельной, также является и наиболее древней, и чем ниже живое существо стоит на эволюционной лестнице, тем большее пространство в массе головного мозга она занимает. У рыб, например, обонятельный мозг охватывает практически всю поверхность полушарий, у собак – около одной ее трети, у человека его относительная доля в объеме всех мозговых структур равна примерно одной двадцатой части.

Указанные различия соответствуют развитости других органов чувств и тому жизненному значению, которое данный вид ощущений имеет для живых существ. Для некоторых видов животных значение обоняния выходит за пределы восприятия запахов. У насекомых и высших обезьян обоняние также служит средством внутривидового общения.

Система классификации запахов, известная как «Призма Хеннинга» (цветочный, фруктовый, пряный, смолистый, пригорелый, гнилостный), образует углы призмы с промежуточными качествами, расположенными на плоскостях (рис. 4).

Рис. 4. «Призма Хеннинга»

Имеются и другие классификации. В практике часто используют сравнение данного запаха с известным эталоном (сирень, сено и т.д.) .

Ощущения вкусовые – отражение качества пищи, обеспечение индивида информацией о том, можно ли употребить внутрь данное вещество. Вкусовые ощущения (часто вместе с обонянием) вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и надгортаннике.

Система классификации вкусов представлена «Тетраэдром Хеннинга» (рис. 5), в которой четыре основных вкуса (сладкий, кислый, соленый, горький).

Рис. 5. «Тетраэдр Хеннинга»

Они располагаются в углах тетраэдра (четырехугольной пирамиды), а все другие ощущения вкуса располагаются на плоскостях Тетраэдра и представляют их как комбинации двух или более основных вкусовых ощущений .

Кожная чувствительность, или осязание, – это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, не представляет собой элементарного осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, более простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, причем для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.

Наличие таких рецепторов можно обнаружить практически на всех участках кожи. Однако специализированность кожных рецепторов до сих пор точно установить не удалось. Неясно, существуют ли рецепторы, исключительно предназначенные для восприятия одного воздействия, порождающие дифференцированные ощущения давления, боли, холода или тепла, или качество возникающего ощущения может меняться в зависимости от состояния одного и того же рецептора, а также от специфики воздействующего на него свойства. Известно только, что сила и качество кожных ощущений сами по себе относительны. Например, при одновременном воздействии на поверхность одного участка кожи теплой водой ее температура воспринимается по-разному в зависимости от того, какой водой мы воздействуем на соседний участок кожи. Если она холодная, то на первом участке кожи возникает ощущение тепла, если она горячая, то ощущение холода. Температурные рецепторы имеют, как правило, два пороговых значения: они реагируют на высокие и низкие по величине воздействия, но не отзываются на средние.

На примерах кинестетических ощущений и ощущений равновесия можно подтвердить тот факт, что далеко не все ощущения являются осознаваемыми. В повседневной речи, которой мы пользуемся, отсутствует слово, обозначающее ощущения, идущие, например, от рецепторов, расположенных в мышцах и работающих при их сокращении или растяжении. Тем не менее эти ощущения все же существуют, обеспечивая управление движениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Они формируются автоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсознательном уровне. Для их обозначения в науке принято слово, которое происходит от понятия «движение», – кинетика, и их поэтому называют кинестетическими.

Без ощущений подобного рода мы бы испытывали большие трудности, связанные с одновременным согласованием движений различных частей тела, сохранением позы, равновесия, контролем различных непроизвольных движений (безусловно-рефлекторные реакции, навыки и т.п.), потому что все они включают в себя такие двигательные моменты, которые выполняются автоматически и очень быстро. Кроме мышц рецепторы кинестетических ощущений находятся в других органах. Например, формирование ощущений, которые способствуют поддержанию и сохранению равновесия, происходит благодаря наличию особых рецепторов равновесия, имеющихся во внутреннем ухе. От работы этих рецепторов зависит чувство ускорения или замедления движений .

Существуют данные о том, что и с помощью обычных органов чувств человек воспринимает раздражители, находящиеся за нижним порогом его чувствительности. Эти раздражители (их называют субсенсорные) способны оказывать влияние даже на осознаваемые ощущения. Это доказывает существование у человека восприимчивости к неощущаемым сознательно раздражителям. С помощью такой чувствительности мы уточняем, например, локализацию звука. Физиолог Г.В. Гершуни, в частности, пишет, что «сразу после контузии, когда слуховые ощущения либо полностью отсутствуют, либо появляются только при воздействии очень сильных звуков, возникают такие ответные реакции организма, как изменение спонтанной электрической активности коры головного мозга – появление ритмов более высоких частот… изменение разности потенциалов кожи (кожно-гальваническая реакция) и улитко-зрачковый рефлекс – изменение диаметра зрачка при действии звука» .

Зона неслышимых звуков, вызывающих улитко-зрачковый рефлекс, была названа Гершуни «субсенсорной областью». На стадиях постепенного восстановления слуха эта зона увеличивается, а при полной нормализации уменьшается. Подобным же образом ведут себя другие непроизвольные реакции, регистрируемые в ходе патологического процесса. В норме пределы субсенсорной области существенно зависят от состояния человека и для улитко-зрачкового рефлекса колеблются в пределах от 5 до 12 дб .

Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств. К таким ощущениям относятся слух и зрение. Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно, принадлежат данному предмету. В этом и заключается двойственность положения, занимаемого обонянием в классификации ощущений.

Поскольку ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражителя на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений, рассмотренная нами, исходит, естественно, из типа рецептора, который дает ощущение данного качества, или «модальности».

Однако существуют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определенной модальностью. Такие ощущения называют интермодальными. К ним относится, например, вибрационная чувствительность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой.

Ощущение вибрации – это чувствительность к колебаниям, вызываемым движущимся телом. По мнению большинства исследователей, вибрационное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью.

В частности, некоторые авторы считают, что тактильно-вибрационная чувствительность есть одна из форм восприятия звука. При нормальном слухе она особенно не выступает, но при поражении слухового органа эта ее функция отчетливо проявляется. Вибрационная чувствительность приобретает особое практическое значение при поражениях зрения и слуха. В жизни глухих и слепоглухонемых она играет большую роль. Слепоглухонемые, благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности, узнавали о приближении грузовика и других видов транспорта на большом расстоянии. Таким же образом посредством вибрационного чувства слепоглухонемые узнают, когда к ним в комнату кто-нибудь входит.

Следовательно, ощущения, являясь самым простым видом психических процессов, на самом деле весьма сложны и в полной мере не изучены .

Ощущения интероцептивные – объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма, чувствительность к собственным обменным процессам (голод, жажда, удушье и т.п.). Обычно они замыкаются на субсенсорном (неосознаваемом) подкорковом уровне и осознаются лишь в случае существенного нарушения нормального состояния организма, нарушения необходимого постоянства его внутренней среды (гомеостаз). Возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Интероцептивные ощущения относят к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.

Следует также отметить, что интероцептивные ощущения весьма часто называют органическими .

Ощущения проприоцептивные («глубокая чувствительность») – ощущения, передающие информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений. Эти ощущения создают основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Эта группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение. Периферические рецепторы этой чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини. Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха .

Следует отметить, что существуют и другие подходы к классификации ощущений. Попытку создания генетической классификации ощущений предпринял английский невролог X. Хэд, выделивший более древнюю – протопатическую и более молодую – эпикритическую чувствительность. Ощущения протопатические (греч. protos – первый, первичный, pathos – болезнь, страдание) – филогенетически это более древние ощущения, примитивные и недифференцированные, смешанные с эмоциями и локализованные. Чаще это понятие употребляется относительно кожной чувствительности. Сюда относятся органические ощущения (голод, жажда и пр.).

Ощущения эпикритические (греч. Epikrisis – суждение, решение) – филогенетически новые ощущения. Они характеризуются более низким порогом раздражения, способностью ощущать легкие прикосновения, точной локализацией внешнего раздражения, более совершенным распознанием качества внешнего раздражителя. К ним относятся все основные виды ощущений человека .

Виды ощущений классифицируют по модальности, месту расположения рецепторов, по контакту с раздражителем.


Заключение

Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Жизнь каждого человека сложна и многогранна. Она раскрывается через целый ряд важных процессов. Их условно можно разделить на социальную и деловую активность индивида, культуру, медицину, спорт, общение, межличностные отношения, научную и исследовательскую деятельность, развлечение и отдых.

Полноценное протекание всех вышеперечисленных процессов проблематично, а порою даже невозможно представить без задействованности всех наших органов чувств. Поэтому необходимо оценить роль ощущений в жизни человека, так как иногда это знание помогает в организации благополучного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.

Итак, ощущение – это процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств). Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. С помощью ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы. Ощущения являются предпосылкой для создания образов и их познания.

Существует несколько классификаций видов ощущений. По модальности (видам анализаторов) различают ощущения: зрительные, слуховые, осязательные (тактильные, температурные и болевые), обонятельные и вкусовые. Выделяют также интермодальные ощущения.

По характеру отражения и месту расположения рецепторов классификация ощущений представлена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. На основе анатомического расположения рецепторов ощущения делятся на три класса: интероцептивные (рецепторы расположены во внутренней среде организма), проприоцептивные (рецепторы расположены в мышцах, сухожилиях и суставных сумках) и экстероцептивные (рецепторы расположены на поверхности тела). К экстероцептивным относят: контактные (вкус, осязание) и дистантные (обоняние, слух, зрение). А.Р. Лурия дополняет последний ряд двумя категориями: интермодальными (промежуточными) и неспецифическими видами ощущений.

По происхождению (генетическая классификация X. Хэда) выделяют: протопатические и эпикритические ощущения.


Список литературы

1. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие. – М.: Ось-89, 2007. – 352 с.

3. Гершуни Г.В., Соколов Е.Н. Объективные изменения чувствительности и субсенсорная ее область // Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М. 1975. – с. 227.

4. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 368 с.

5. Дмитриева Н.Ю. Общая психология. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2007. – 128 стр.

6. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2007. – 511 с.

8. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.

9. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.

10. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.

11. Максименко С.Д. Общая психология. – М.: Рефл-бук, 2004 – 528 с.

12. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688.

13. Общая психология: Учебник/ Под общ. Ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2002. – 232 с.

14. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2002. – 315 с.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.

16. Сорокун П.А. Основы психологии. – Псков: ПГПУ, 2005 – 312 с.


Развивались способности человека, в том числе и способность ощущать. Поэтому человек может ощущать гораздо большее количество свойств окружающих его предметов, чем животное. 2. ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ И ИХ МЕХАНИЗМЫ Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов) основных видов ощущений, выделяя обоняние, вкус, осязание, слух и зрение. Эта...


А С - постоянная интегрирования. Отсюда следует, что интенсивность ощущения растет гораздо медленнее, чем сила раздражителя. Этот закон справедлив лишь в зоне комфорта. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги. В образной форме они представлены в таблице 2. Таблица 2 Средние значения абсолютных порогов ощущений для разных органов чувств человека Органы чувств Величина...

И отдельных частей тела относительно друг друга, дают многообразные ощущения по преимуществу от внутренних органов, от мышечной системы и суставных поверхностей и отчасти от кожи. Статические ощущения в жизнедеятельности человека играют роль: определения тела в пространстве. Основным органом для регулирования положения тела в пространстве является лабиринтный аппарат, а именно его вестибулярный...

Группой ощущений, и связывает человека с внешней средой. Экстероцептивные ощущения разделяют на две подгруппы: контактные (вкус, осязание) и дистантные (слух, зрение, обоняние) ощущения. 2. Ощущение как источник познания Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и...

КЛАССИФИКАЦИИ ОЩУЩЕНИЙ

различные формы (способы) логической группировки ощущений («чувств», видов чувствительности ). К. о. тесно связаны с классификациями рецепторов , органов чувств и сенсорных систем ; часто классификация, скажем, рецепторов, берется за основу К. о., а К. о. м. б. использована для классификации органов чувств. Рассмотрим наиболее часто используемые в психологии К. о.

В 1826 г. Э. Вебер (см. ) предложил разделить осязание на чувство прикосновения, чувство веса и температурное чувство. и др., более диффузные («темные», по выражению И . Сеченова ) переживания, вроде чувства движения (см. ), чувства равновесия и ощущений внутренних органов (см. ), объединялись им под названием das Gemeingefuhl, или общих ощущений .

2. Г . фон Гельмгольц делил ощущения по категориям модальности ; фактически, эта классификация - продолжение классической К. о., поскольку модальности выделяются по соответствующим органам чувств (ощущения, связанные с глазом, относятся к зрительной модальности; ощущения, связанные с ухом, - к слуховой модальности; и т. д.). В современном варианте этой К. о. используется дополнительное понятие субмодальности; напр., внутри такой модальности, как кожное чувство, различают субмодальности: механические, температурные и . Аналогично внутри зрительной модальности выделяют субмодальности ахроматических и хроматических ощущений (с дальнейшим разделением на качества).

3. В . Вундт считается родоначальником К. о. (а также рецепторов, органов чувств, сенсорных систем) на основе типа энергии адекватного раздражителя для соответствующих рецепторов: с этой т. зр. ощущения можно делить на световые, механические (в т. ч. звуковые, тактильные, вестибулярные), химические, электрические, термические. Еще Ч. Шеррингтон заметил, что подобное деление справедливо лишь для тех рецепторов, которые обладают узкой избирательностью (специализацией), или, др. словами, имеют определенные адекватные стимулы. Для некоторых рецептивных систем более приемлема физиологическая классификация.

4. Физиологическая классификация рецепторов (и соответствующих ощущений), разработанная англ. физиологом Чарлзом Шеррингтоном (Sherrington, 1861-1952; лауреат Нобелевской премии 1932 г.), имеет иерархическое строение (рис. 4) и опирается на 2 основания: критерий объективной (соматической) локализации рецепторов и критерий субъективной локализации ощущений (дистантная, т. е. внешняя, экстрасоматическая, и контактная, т. е. соматическая локализация).

Рис. 4. Классификационная схема рецепторов, разработанная Ч. Шеррингтоном.

Однако некоторые виды ощущений не укладываются строго в одну категорию физиологической К. о. Напр., болевые ощущения и соответствующие рецепторы формально м. б. отнесены ко всем 3 основным категориям: экстероцепция, и , что, в принципе, находится в соответствии с существующей классификацией боли на поверхностную, висцеральную и глубокую.

5. Г. Хэд делил ощущения (виды чувствительности) на 2 категории (субмодальности): протопатические и эпикритические ощущения (см. ). Это деление первоначально относилось только к кожной модальности, но по аналогии предполагается, что и в др. модальностях, хотя и в разных пропорциях, представлены более древние и более молодые субмодальности. (См. также Ощущения ) (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "КЛАССИФИКАЦИИ ОЩУЩЕНИЙ" в других словарях:

    Разделение ощущений по критерию соотнесения с анализаторами, ответственными за их появление. Так, выделяются ощущения зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприорецептивные, двигательные и пр. Согласно классификации… …

    Классификация Обонятельных Ощущений - Х. Хеннинга выделение 6 основных запахов (фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый), между которыми существуют определенные взаимоотношения (т.н. призма запахов). В дальнейшем выявлена неточность классификации Хеннинга … Психологический словарь

    Отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. В рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим … Большая психологическая энциклопедия

    Способность ощущать пахучие вещества, воспринимая их как запахи. Химические вещества, распространяемые в виде пара, газа, пыли и прочего, попадают в полость носа, где взаимодействуют с соответственными рецепторами. Кроме хеморецепторов, в… … Большая психологическая энциклопедия

    ЭМОЦИИ - [син. чувствования (Geffihle), аф фективность (см. Аффект)], субъективное переживание удовольствия, наслаждения (положительные Э.) или неудовольствия и страдания (отрицательные Э.) при воздействии на организм внешнего раздражения (ощущения) или… … Большая медицинская энциклопедия

    - (от лат. modus способ) одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет в зрении, тон и тембр в слухе, характер запаха в обонянии и т. п.). Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик… … Большая психологическая энциклопедия

    Категория. Форма ощущений. Специфика. Возникают как ответ организма на такие воздействия, которые могут вести к нарушению его целостности, характеризуются отрицательной эмоциональной окраской и вегетативными сдвигами (учащение сердцебиения,… … Большая психологическая энциклопедия

    Категория. Форма чувствительности. Специфика. Чувствительность, позволяющая распознавать вредоносные для организма воздействия. Ноцицептивная чувствительности субъективно может быть представлен в виде боли, а также в виде различных… … Большая психологическая энциклопедия

    - (англ. sense organ; нем. Sinnesorgan; фр. organe sens) разговорный и научный термин, иногда неточно употребляемый вместо терминов «анализатор», «сенсорная система», но обозначающий лишь периферический отдел анализатора. Этот термин является… … Большая психологическая энциклопедия

    Этимология. Происходит от греч. protos первый, pathos болезнь. Категория. Форма чувствительности. Специфика. Характеризуется тем, что на этапе восстановления после травмы несильное прикосновение к коже или вообще не вызывает ощущения, или… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • 100 ресторанов Москвы. Путеводитель `Афиши` , Евгения Куйда. В книгу вошли описания заведений, которые показались авторам заслуживающими внимания благодаря кухне, интерьеру или особенной публике. Именно поэтому каждая рецензия делится на три части под… Купить за 893 грн (только Украина)
  • Основы психиатрии. Учебник для студентов теологического, религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений. Часть 1:Понятие психического расстройства. Расстройства ощущений и восприятий. Расстройства мышления , Б. А. Воскресенский. Учебник подготовлен на основе курса лекций в Свято-Филаретовском православно-христианском институте и многолетнего опыта клинической – консультативной и лечебно-диагностической – работы с…