Правила ТБ при перевозке различных грузов. Требования техники безопасности при перевозке опасных грузов автотранспортом Требование безопасности при транспортировке грузов

Практически любая организация, занимающаяся перевозкой грузов, требует от водителей выполнения всех установленных в данной сфере правил и норм. Это является обязательным условием для безопасной транспортировки товаров. В этих целях службы АТП подготавливают инструкции по охране труда и технике безопасности. В них подробно разъясняется, какие действия водителям разрешены при перевозке грузов, а какие -нет. Следуя данным рекомендациям, сотрудники транспортных компаний, регулярно находящиеся за рулем грузовых автомобилей, могут максимально обезопасить себя и перемещаемые ими на дальние расстояния товары от ДТП.

Действия водителя перед выездом

Перед тем, как выйти на линию, водитель обязан проверить наличие всей надлежащей документации. В частности, у него на руках должны быть:

  • Водительские права;
  • Водительское удостоверение;
  • Свидетельство о праве на перевозку груза;
  • Путевой лист;
  • Все документы, относящиеся к транспортируемому товару;
  • Инструкция по технике безопасности и охране труда (которую он обязан досконально изучить, а еще лучше - знать наизусть).

Но это не весь перечень обязательных действий. Водитель также проходит медосмотр и надевает спецодежду и обувь, соответствующие специфике выполняемой им работы. Его «обмундирование» должно быть таким, чтобы ему были не страшны ни холод, ни проливной дождь, ни грязь на дорогах. Естественно, одежда и обувь должны соответствовать сезону.

Подготовка автомобиля

К выезду должны быть готовы не только вся необходимая документация и водитель, но и транспортное средство, с привлечением которого осуществляется перевозка груза. В частности, в машину помещают следующие приборы:

  1. Аптечка с необходимыми медикаментами;
  2. Огнетушитель;
  3. Инструменты для ремонта автомобиля.

Перед выездом следует машину следует привести в идеальное техническое состояние. Диагностика транспортного средства также является обязанностью водителя. В тех случаях, когда для перевозки применяется прицеп, необходимо посмотреть, достаточно ли смазаны узлы сцепки, прочно ли зафиксированы страховочные тросы и цепи, исправно ли функционирует световая сигнализация.

Какие еще подготовительные меры проводятся по отношению к грузовому автомобилю? Его обязательно заправляют горючим. Если транспортировка осуществляется зимой, то следует применить антифриз. Излишки залитых в машину заправочных продуктов удаляют с поверхности кузова при помощи чистой ветоши. Если ими запачкался пол, то на него следует посыпать древесные опилки либо песок. Затем все смести метлой.
Когда все работы по подготовке грузового автотранспорта проделаны и его состояние доведено до полной исправности, его вверяют сотруднику, ответственному за выпуск машины из гаража. Данная информация должна быть отображена в письменном виде в путевом листе.

Если обнаружились неисправности в машине, то ее запрещается привлекать к выполнению заказа. Также нельзя допускать автотранспорт к перемещению груза, если его параметры (грузоподъемность, длина и т.д.) не годятся для перевозки данного типа товара. При отсутствии дополнительного оборудования в виде аптечки или огнетушителей машину не следует выпускать из гаража на линию.

Любые выявленные в автомобиле дефекты водитель может исправить своими руками либо обратиться к механику компании.

Меры безопасности в процессе перевозки грузов

После того, как транспортное средство прибывает на место отправки груза, сотрудники компании-перевозчика получают от ответственного лица фирмы-грузоотправителя подробный инструктаж относительно дальнейших действий.

Затем необходимо внимательно осмотреть площадку для погрузочно-разгрузочных работ и подъезды. На поверхности дорожных платформ не должно быть никаких луж, влаги, мусора, льда, снега. Также нужна оптимальная освещенность рабочей зоны.

При подаче грузовой машины водитель обязан использовать лишь те маневры, которые не представляют опасности для других людей. Перед выходом из кабины водитель снимает ключ из замка зажигания и запирает дверь. При выезде на дорогу ему следует смотреть на машин, которые едут во встречном или попутном направлениях.

Меры безопасности при управлении автотранспорта с прицепом

Если грузовая машина дополнительно оснащается при перевозке прицепом, то при соединении с ним транспортное средство подают на незначительной скорости. Перемещение груза в таких случаях выполняется немного медленнее, поскольку большая масса (автомобиль+прицеп+товар) влияет на тормозную динамику и скорость езды. Торможение при передвижении машины с прицепом выполняется плавно. Это правило действительно как для пустых прицепов, так и для заполненных перевозимым товаром. Любое резкое движение может вызвать занос или складывание автопоезда. Обычно водители сбавляют скорость езды заранее, когда только заметят издали поворот на дороге.

Поскольку размеры такого укомплектованного прицепом автомобиля достаточно внушительные, любые действия, связанные с его передвижением, имеют усложненный характер. Это касается не только езды на дорогах и поворотов, но даже парковки. Очень трудно бывает перестроить такую грузовую машину в транспортном потоке.

При перевозке груза на автомобиле с прицепом водитель обязан соблюдать ту скорость езды, которая зафиксирована в технических документах. Превышение указанной нормы может привести к сильному раскачиванию прицепа. Это, в свою очередь, может негативно повлиять на состояние груза.

Ни в коем случае нельзя применять прицеп в иных целях, кроме как для транспортировки грузов. К примеру, на нем нельзя перевозить людей или животных.

Меры безопасности при перевозке груза на газобаллонных автомобилях

Если для перемещения товаров используется машина, функционирующая на газу, то при ее заправке в ней не должно быть людей. На время заправки необходимо выключить двигатель автомобиля. Когда бак будет заполнен топливом, следует оставить капот на несколько минут в открытом виде. Это делается в целях выветривания скоплений газа.

Согласно нормативам по охране труда, желательно не допускать попадания газового горючего на участки тела. Оно может вызвать обморожение кожи.

Прогрев мотора

Вода в двигатель автомобиля заливается специальными ведрами, оснащенных носиками для точного направления струи. При применении пара шланг прочно фиксируют к горловине радиатора. Когда будет выполнен прогрев калорифером, кабина грузовой машины проветривается. Тем самым из нее удаляются продукты сгорания.

Ремонт грузового автомобиля

Поломки грузовой машины - нередкое явление в практике компаний-перевозчиков. Любая неисправность автомобиля - это большой риск для сохранности перевозимого товара. Вследствие этого необходимо ликвидировать поломку в самое ближайшее время после того, как она была обнаружена.

Когда возникает необходимость в проведении ремонтных работ, в первую очередь следует выключить двигатель грузовой машины. Затем включается первая передача. В тех случаях, когда авто остановилось в месте подъема, нужно подложить под колеса как минимум два противооткатных упора.

Перед тем, как приподнять автомобиль при помощи домкрата, все люди, находящиеся в нем, должны покинуть транспорт. После этого машину останавливают стояночным тормозом. Под колеса помещают противооткатные упоры. Также следует выровнять площадку для домкрата и расположить под ним прокладку из древесины.

На снятые автомобильные шины фиксируют козелки, а под неснятые устанавливают противооткатные упоры. При накачивании колес применяются приборы, не допускающие повреждения замочного кольца (в противном случае оно может выскочить).

Если сбой произошел в системе питания, то его «лечат» лишь после того, как мотор полностью охладится. Засоры жиклеров и топливопроводов устраняют при помощи насоса.

Когда проводится ремонт самосвала, для кузова которого характерно приподнятое положение, применяются страховочные упоры.

Меры безопасности при погрузке и разгрузке товара

Во время проведения погрузки и разгрузки в обязанности водителя входит контроль за действиями грузчиков и прочего персонала, участвующего в данных процессах. Он должен проследить за тем, чтобы крепления грузов были зафиксированы прочно и надлежащим образом. При обнаружении нарушений в работе персонала или задействованной техники водитель обязан потребовать их устранения.

Товар загружают сначала в переднюю часть грузовой машины, а отгружают, наоборот, с задней стороны. Такой порядок действий позволяет не допустить опрокидывания автомобиля.

Особую опасность представляет проведение данных работ при нахождении грузового автотранспорта у обрыва или откоса. Ситуация может быть усложнена отсутствием колесоотбойного бруса. Правила безопасности гласят, что в таких случаях между грузовой машиной и пропастью должно быть расстояние не менее 1 метра.

В тех случаях, когда необходима погрузка и разгрузка не одного, а нескольких автомобилей, важно соблюдение дистанции между ними. Так, к примеру, если машины стоят в колонне, располагаясь друг за другом, то расстояние между ними не должно быть меньше 100 см. Если же они стоят в ряд, то между ними необходимо оставлять промежутки в полтора метра.

Существуют и ограничения относительно приближенности грузового автотранспорта к жилым и нежилым объектам. Грузовым машинам нельзя подъезжать к строениям ближе чем на 150 см.

Если транспортируются навальные грузы, то их высота обязательно должна быть наравне с верней границей бортовой части кузова автомобиля. Груз необходимо распределять равномерно.

Иногда случается так, что штучные товары бывают выше бортов. Их связывают прочными канатами. При этом товары должны находиться вплотную друг к другу, между ними не должно быть промежутков или щелей. Таким образом возможно исключить их смещение во время транспортировки. Если не получается расположить товары вплотную вследствие особенностей их форм, то промежутки и щели между ними необходимо полностью заполнить распорками либо прокладками из древесины. При перевозке жидких грузов обычно используются бочки, которые размещают в кузове в положении пробкой вверх.

Неблагоприятные климатические условия

Согласно правилам безопасности при непогоде в виде тумана, дождевых и снеговых осадков следует снизить скорость до возможного минимума и не обгонять другие машины на дорогах. Нежелательны также резкие повороты руля. Категорически не рекомендуется быстро открывать дроссельную заслонку.

Если дорога покрыта льдом, то автомобиль необходимо трогать с места на максимально низких передачах, лишь немного приоткрыв дроссельную заслонку. Тормозить при спуске следует при помощи двигателя и рабочего тормоза.

Недопустимые действия при перевозке грузов

При транспортировке товаров категорически запрещается совершение следующих действий:

  • Перевозка людей в кузове грузового автомобиля, который не предназначен для этих целей;
  • Перемещение на грузовой машине грузов, которые по габаритам больше, чем кузов, и отдельные их части выступают за его борта;
  • Расположение перевозимого товара на уровне выше стоек;
  • Запрещается участвовать в грузоперевозке водителю после приема психотропных препаратов и лекарственных средств, воздействующих негативно на мышление и замедляющих его;
  • Использование вместо козелков каких-нибудь подручных предметов и устройств.

Вот основные положения, касающиеся мер безопасности при грузоперевозках на каждом из ее этапов (подготовка к погрузке, погрузка, передвижение, разгрузка). Все они направлены на максимально благополучный исход такого важного дела, как транспортировка грузов. При перевозке опасных и крупногабаритных (нестандартных) грузов необходимо соблюдены дополнительных мер безопасности. Здесь же, в нашей статье, мы рассмотрели лишь основные моменты, касающиеся данного аспекта в сфере грузоперевозок. Все они обязательны для выполнения.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

Занимаясь автомобильными перевозками грузов, стоит внимательно относиться к каждому нюансу. Кроме оформления документов, маркировки, требуется заботиться об обеспечении безопасности. Техника безопасности при перевозке грузов автотранспортом строго соблюдается и имеет важное значение в осуществлении перевозок.

Основные правила

Перемещение с использованием автомобильных транспортных средств вне зависимости от типа груза подчиняется установленным правилам. При подробном рассмотрении, безопасность меры безопасности незначительно отличаются для каждого вида груза.

Так, для транспортировки грузов, считающихся длинномерными, установлен предел — длина груза не должна превышать габариты ТС более, чем на треть. Контроль длины обеспечивает безопасное движение автомобиля. Если длина будет превышена, то груз может оказаться тяжелее авто, что приведет к аварийной ситуации.

Перевозка длинномерных и тяжеловесных грузов является безопасной в случае соблюдения общепринятых условий:

  • грузовой предел соответствует вместимости авто;
  • тяжелые элементы находятся «в голове» машины;
  • легкий груз располагается в верхней части кузова;
  • контроль скоростного режима.

Эти условия актуальны для трансфера любой поклажи.

Обеспечение безопасной поездки водителю один из самых важных аспектов в сфере грузоперевозок автомобильным транспортом.


Контроль действий и управления автомобилем сводит к минимуму возникновение незапланированных обстоятельств. Основные меры водитель принимает непосредственно перед рейсом. Водителю требуется проверить:

  • исправность вверенного ТС;
  • состояние здоровья (пройти медицинское обследование);
  • документы для поездки (водительское удостоверение, маршрутный лист, допуск к управлению данным авто);
  • бумаги для груза (сертификаты качества, свидетельства и т. п.);
  • специальную защитную одежду (если это предусматривает специфика).

Еще один документ, который водитель должен иметь при себе, а также знать содержание (желательно вызубрить) - инструкция по технике безопасности и охране труда. Оптимальным вариантом будет наличие подписи водителя на документе.

Безопасность автомобиля не менее важна при подготовке поездки. Непосредственно перед поездкой исправность и готовность ТС проверяет водитель (это входит в обязанности).

В подготовленном автомобиле обязательно должны быть:

  • инструменты для срочного ремонта;
  • аптечка;
  • огнетушитель (желательно два - в кабине и в кузове).

Лекарственные препараты и средства тушения имеют гарантийный период использования и хранения. Все сроки должны быть действительными. При обнаружении средств с истекшим сроком годности водителю выписывается штраф.

В процесс подготовки автомобиля к поездке входит проверка качества смазки соединений, визуальный осмотр, контроль целостности пломб (например, место соединения тентового троса кузова обязательно пломбируется).

Наличие и количество топлива в бензобаке тоже влияют на безопасность. Заливать горючее в бак следует аккуратно, не расплескивая. Пролитое мимо топливо засыпают песком или опилками, счищают с поверхности (или сметают), либо протирают насухо чистой ветошью.

Погрузочно-разгрузочные работы

Во время погрузки товара в ТС соблюдение простых правил безопасности облегчает задачу распределения груза по автомобилю, надежности расположения и крепления. Начинают погрузочные работы только при условии, что выполнен грузовой расчет. Контроль процесса погрузки, укладки груза, а также правильности крепления обычно выполняет водитель ТС и/или представитель транспортной организации, с которой заключен договор оказания услуг перевозки.

Даже опытному персоналу перед началом работ необходимо напомнить правила погрузки и разгрузки ТС.

Не меньшее внимание требует и проведение разгрузки автомобиля. Контролировать аккуратность выгрузки товара, осматривать его на наличие повреждений и утери также должен водитель, либо экспедитор. Имеются еще требования для безопасного осуществления погрузочно-разгрузочных работ (ПРР):

  • погрузку начинают от кабины к задней части авто, а разгрузку наоборот (с конца);
  • сохранение дистанции между грузовиком и жилыми строениями - минимум 150 метров;
  • при погрузке-разгрузке нескольких машин расстояние между авто минимум 1 метр.

В общем, выполнить загрузку и выгрузку товара качественно и без происшествий помогает сосредоточенность на процессе и, конечно же, специальная техника.

Меры безопасности в рейсе

Во время движения автотранспорта следить за безопасностью в полной мере становиться весьма сложно. Проверенные организации отслеживают процесс перевозки при помощи установки датчиков GPS и тахометров. Однако не менее эффективным методом является смена водителей, в зависимости от времени поездки. Согласно правилам охраны труда, одна рабочая смена не должна превышать 12 часов, а максимальное количество рабочих часов в неделю 38-40.

  • рейс в пределах рабочей смены обслуживает один шофер;
  • свыше 12 часов на поездку и/или дальше 250 км выполняют два водителя;
  • перевозки на дальние расстояния рекомендуется обслуживать нескольким водителям.

В течение всей поездки водитель обязан соблюдать скоростной режим, особенно при транспортировке с прицепом. Выполняемые маневры не должны создавать неудобств и аварийных ситуаций.

Перевозка людей и животных в прицепе запрещена.

К относят элементы и вещества, которые могут нанести вред окружающей среде и здоровью человека. Соблюдение требований при перевозке вредоносных элементов является жизненно-важным обстоятельством. Водители для управления автомобилем с опасным грузом должны иметь соответствующий разрешительный документ, и также они проходят специальную подготовку перед каждой поездкой.


Транспортное средство тоже требует определенных отличительных обозначений:

  • надписи опасности;
  • яркий окрас кузова (фургона, цистерны);
  • световые маяки оранжевого или белого цветов;
  • информационные таблички с кодами опасности.

Погруз-разгруз для опасных грузов выполняется с особенной сосредоточенностью и аккуратностью. Для этого требуется выполнять следующие условия:

  • заглушить двигатель перед началом работ;
  • использовать сертифицированное оборудование;
  • наличие квалифицированных сотрудников;
  • не допускать падение или повреждение транспортной тары;
  • выполнять работы вдали от жилых объектов и оживленных шоссе;
  • фиксировать транспорт при работе на склонах и откосах.

Перевозка опасных грузов

Условия транспортировки вредных веществ находится под пристальным вниманием контролирующих служб, в том числе и ГИБДД. Водитель автомобиля с опасным грузом на борту обязан:

  • соблюдать дистанцию в транспортном потоке;
  • не превышать скоростные требования;
  • согласовывать маршрут перед поездкой;
  • выполнять стоянку не менее, чем за 200 метров от жилых объектов.

Индивидуальные критерии транспортировки оговариваются между отправителем и перевозчиком задолго до поездки. Разработка маршрута (если таковая требуется) также проводится под надзором государственных служб. Документы с утвержденными изменениями хранятся у водителя ТС на протяжении всего рейса.

Автомобили для транспортировки грузов различного класса опасности должны быть оснащены проблесковыми маячками желтого (или белого) цвета, противооткатными устройствами, огнетушителями, а также аптечкой, соответствующей специфике перевозок.

Запрещенные маневры

На безопасность транспортировки влияет следование правилам. Однако, не все перевозчики ответственно к этому относятся. При трансферте любых грузов недопустимо:

  • допускать перегруз ТС;
  • перевозить людей в автомобиле, который не оборудован для этого;
  • чтобы в рейс оправлялся водитель, принимающий лекарства с воздействием на психомоторные функции.

В этот же список можно внести превышение скоростного режима, отсутствие огнетушителя и многое другое.

Заключение

Техника безопасности при перевозке грузов автомобильным транспортом - тема, требующая пристального внимания и тщательного изучения всеми участниками процесса. Соблюдение требований обеспечит сохранность груза на протяжении всей перевозки. Исправность ТС, соответствие оснащения и габаритов делают минимальной вероятность аварии, а транспортировка при соблюдении всех ограничений, не причинит вред окружающей среде и людям. Знать и соблюдать технику безопасности важно!

Меры безопасности при перевозке грузов являются важным условием . Несоблюдение особых требований может привести к повреждению груза, травмированию окружающих. Перевозка такого товара регулируется разными нормативными актами. Перемещение товарно-материальных ценностей (ТМЦ) осуществляется лишь на автотранспорте, имеющем соответствующую грузоподъемность. При повышенной нагрузке ухудшаются параметры безопасности машины, что негативно сказывается на маневренности и управляемости.

Правила перевозки грузов автотранспортом.

Правила перевозки

Если в транспортировке нуждаются длинномерные грузы, их располагают равномерно на поверхность прицепа. Груз, имеющий меньшую длину, всегда требуется располагать сверху, а больший – снизу. Правила техники безопасности перевозки груза допускают, что он может выступать за пределы кузова, но имеет условие. Так данный выступ может быть по длине третьей частью поверхности груза. При превышении выступа груз располагается по диагонали или перемещается на более длинный прицеп. Обеспечение безопасных условий перевозок грузов заключается и в перемещении тяжёлого малогабаритного груза в переднюю часть машины. При перевозке такого (до 20 тонн) следует придерживаться скорости на дороге и на мосту 60 и 15 км/ч соответственно.

При перевозке ТМЦ машиной, грузоподъёмность которой составляет 10 тонн, осуществляется рациональное использование её вместительности в пределах подъёмности груза. Для легковесного груза используют специальные борты, что . Тяжеловесный груз транспортируют на машине, имеющей петли, гидроборты, рамы, проушины.


Отправитель отвечает за погрузку, грузовой расчет, грамотное распределение груза, а на плечи получателя возлагается ответственность за снятие укрытия, процесс разгрузки, чистки машины. При необходимости все эти задачи может взять за себя транспортная компания, но только после договорённости. Погрузка груза выполняется только после его расчета. Чтобы гарантировать ТМЦ максимальную сохранность при погрузке и выгрузке, укладка должна характеризоваться надёжностью. Такие работы выполняются с помощью автоматизированной техники или ручным способом, если масса ТМЦ до 50 кг. Требования безопасности процесса погрузки ручным методом:

  • Острые, колющие предметы переносят в специальных чехлах, пеналах;
  • Необходимо надевать перчатки во время работы с упаковками, имеющими жесткую поверхность;
  • Если тара ТМЦ повреждена и из неё торчат режущие предметы, тогда переноска в таких условиях запрещается;
  • Стеклянный груз устанавливается на специальные подставки;
  • Для досок применяют подпорки, это исключает их повреждение.


Обязанности шофера

Безопасность перевозки грузов заключается и в определённых действиях водителя, предназначенных для подготовки машины, которые включают:

  1. Подготовка машины;
  2. Обязательный медосмотр перед поездкой;
  3. Подача машины, погрузка, выгрузка.

Шофёр должен обеспечить чёткую работу машины, не отклоняться от курса, не превышать скорость, соблюдать все нормы, правила безопасности грузоперевозок. Исходя из регламента рабочего времени, водитель не должен работать более 40 часов в неделю. При пятидневке рабочий день составляет 8 часов, при шестидневке – 7 часов. Но при междугороднем сообщении допускается увеличение рабочего времени до 12 часов. Такая трудовая деятельность имеет свои особенности:

  • Если перевозка совершается на протяжении одной смены, компания-перевозчик предоставляет одного водителя;
  • Если маршрут характеризуется протяжённостью более 250 км, машина обслуживается двумя водителями;
  • При сменно-грузовой транспортировке применяется несколько машин, за каждой из которых закреплена группа водителей.

Шофер, занимающийся должен в обязательном порядке знать правила перевозки грузов, как работают механизмы, устройства, обслуживающие машину, уметь выявлять, устранять неисправности, возникающие во время эксплуатации автомобиля.


Опасный груз

К такому виду груза относят вещества, изделия, которые во время перевозки могут создавать угрозу для жизни, здоровья человека, окружающей среды. Процесс принятия груза производится по массе, он должен быть проверен на наличие маркировки на таре. При транспортировании должна иметься система информирования об опасности:

  • Особый окрас, надписи;
  • Информационные таблички для обозначения машин;
  • Аварийная карточка для определения своевременных мер, направленных на во ликвидацию последствий.

Работа с опасным грузом

Погрузка и разгрузка выполняются с особой осторожностью, к главным требованиям относят:

  • Не допускаются удары, давление;
  • Двигатель выключается;
  • Выполняется на специальных постах;
  • Запрещается присутствие посторонних лиц;
  • Не осуществляется при грозе;
  • Не допускается применение грузозахватных приборов, так как имеется риск повреждения тары или ее падения;
  • Бочки перемещаются на специальных трапах, настилах;
  • Бутылки перемещаются с помощью тележек;
  • Работа осуществляется не ближе 125 км. от жилых зданий, от магистральной дороги – 50 км.;
  • Территория во время гололёда посыпается песком.

Требования к процессу перевозки

Транспортировка такого вида груза имеет скоростные ограничения, которые устанавливаются ГИБДД во время согласования маршрута. Если оно не требуется, тогда в учёт берутся ПДД и такие требования:

  • На ровной дороге следует держать дистанцию 50 м.;
  • При горных условиях – 300 м.;
  • Когда имеет место быть плохая видимость в 300 м., перевозку отменяют.

Водители должны останавливаться только в 200 м. от жилых зданий. Когда выполнена стоянка, в машине включается стояночный тормоз, а если это осуществлено на уклоне – противооткатный упор. Если до пункта назначения более 500 км., машина должна характеризоваться наличием запасного бака для топлива. Автомобиль с грузом повышенной опасности сопровождается впереди машиной, имеющей проблесковые маячки.


Опасный груз перевозят лишь в специальных автомобилях:

  • Для взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ он имеет выпускную трубу глушителя с выносом перед радиатором. Допускается её вывод в правую сторону за пределы кузова, цистерны, топливной коммуникации;
  • Топливный бак отделяется от аккумулятора, для этого может использоваться непроницаемая перегородка. Удаление нужно делать и от двигателя, электропроводов, выпускной трубки. Помимо прочего, бак оснащается защитным кожухом;
  • Кузов-фургон должен быть закрыт, характеризоваться прочностью, наличием системы вентиляции. Для его внутренней обивки применяют трудновоспламеняющийся материал;
  • Вся длина цистерны оснащается бампером, предотвращающим удар;
  • Вспомогательное приспособление цистерны, находящееся вверху, имеет защитную конструкцию – усиленные кольца, колпаки, поперечные и продольные элементы;

В машине должны быть исправлены огнетушитель, ручной ремонтный инструмент, противооткатный упор, мигающие фонари автономного питания. Должна быть и аптечка с препаратами, нейтрализующими опасные перевозимые вещества.


Особенности упаковки

Опасный груз перевозится лишь в специальной таре, упаковке. Их материал подбирается с учетом специфических свойств груза, характеризуется наличием инертного покрытия. Пластмассовая тара должна отличаться непроницаемостью, не размягчаться, не становиться хрупкой из-за воздействия температуры. При использовании картонных ящиков нужно обратить внимание на их прочность, водоустойчивость. Используя стеклянные бутылки и металлические тары, следует проверять их герметичность. Сосуды, в которых , заполняются не до конца. Тара надежно крепится в кузове, допускается совместная упаковка разных опасных веществ.

Что делать при аварии

При возникновении аварии водитель должен выполнить такие действия:

  • Не подпускать к месту ДТП посторонние лица;
  • Сообщить ГИБДД;
  • Вызвать на место инцидента аварийную бригаду;
  • Оказать первую помощью, если есть пострадавшие;
  • Ликвидировать последствия;

Соблюдение техники безопасности при транспортировке любого груза поможет не только сохранить его целостность, но и избежать непредвиденных ситуаций, которые могут нести опасность для природы, жизни и здоровья человека. Особенно важно соблюдение правил при транспортировке опасного груза.


ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

Настоящая инструкция по охране труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ разработана на основе «Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» (приказ Минтруда и соцзащиты от 17 сентября 2014 г. № 642н).

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

    Выполнение работ по погрузке, разгрузке и перемещению различных грузов происходит в разнообразных условиях и осуществляется различными способами: вручную, с применением простейших приспособлений и транспортных средств. Неправильные приёмы выполнения погрузочно-разгрузочных работ, неправильная укладка и штабелирование грузов, небрежное обращение с легковоспламеняющимися и ядовитыми материалами, неправильное использование грузоподъёмных устройств и транспортных средств могут привести к несчастным случаям. Все эти обстоятельства должны быть учтены при организации и выполнении погрузочно-разгрузочных работ и транспортировании различных грузов.

    Каждый работник, работающий на погрузке-выгрузке или транспортировании материалов, должен хорошо знать и строго соблюдать все требования, изложенные в настоящей инструкции, а администрация предприятия обязана создать нормальные условия для работы и обеспечить рабочие места всем необходимым для безопасного ведения работ.

    Во время работы на работника могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

    движущиеся машины и механизмы;

    подвижные части грузоподъемных машин; перемещаемые грузы, тара;

    неустойчиво уложенные штабели складируемых товаров;

    повышенная подвижность воздуха;

    повышенное значение напряжения в электрической цепи;

    повышенный уровень статического электричества;

    острые кромки, заусенцы и неровности поверхностей оборудования,

    инструмента, физические перегрузки.

    В соответствии с действующим законодательством при проведении погрузочно-разгрузочных работ необходимо обеспечить работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, предусмотренными утверждёнными нормами бесплатной выдачи СИЗ.

    Работник должен извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.

    К выполнению погрузочно-разгрузочных работ и размещению грузов допускаются работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие обязательный предварительный медицинский осмотр, обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, Работники должны быть проинструктированы непосредственным руководителем работ по безопасным приёмам при производстве погрузочно-разгрузочных и транспортировочных операций.

    К выполнению погрузочно-разгрузочных работ и размещению грузов с применением грузоподъемных машин допускаются работники, имеющие удостоверение на право производства работ.

    Допуск к работе осуществляется руководителем подразделения.

    Выполняйте только ту работу, которая поручена непосредственным руководителем работ. В сомнительных случаях и при получении новой работы требуйте от непосредственного руководителя дополнительного инструктажа по безопасному выполнению работ.

    В местах перемещения грузов не допускается присутствие посторонних лиц во время работы.

    Курение разрешается только в специально отведённых для этого местах.

    Во время работы нужно быть внимательным, не отвлекаться посторонними делами и разговорами и не отвлекать других.

    Находясь на территории предприятия нужно быть внимательным к сигналам, подаваемых водителями транспортных средств и выполнять их.

    В цехах проходить только по предусмотренным переходам. Не проходить между машинами, станками, по сложенному материалу, деталям и заготовкам. Не переходить или перебегать дорогу перед движущимся транспортным средством.

    Если на высоте работают люди, обходить эти места на безопасном расстоянии, т.к. с высоты может упасть какой-либо предмет и нанести ранение.

    Проходя мимо или находясь вблизи рабочего места электросварщика, запрещается смотреть на электродугу. Невыполнение этого требования может привести к серьёзному заболеванию глаз и потере зрения.

    Находясь возле баллонов с кислородом, не допускается, чтобы на них попало масло, нельзя прикасаться к ним руками, загрязнёнными маслом, т.к. соединение даже незначительной доли масла с кислородом может вызвать взрыв большой разрушительной силы.

    Запрещается включать и останавливать оборудование, работа на котором не поручена непосредственным руководителем.

    Не прикасаться к электрооборудованию: электрораспределительным щитам, арматуре общего освещения, к электроприводам, клеммам и другим токоведущим частям, не разрешается открывать дверцы электрораспределительных шкафов и снимать ограждения и защитные кожухи с токоведущих частей оборудования.

    Если оборудование неисправно, необходимо сообщить руководителю и вызвать ремонтную службу. Самому устранять неисправности запрещается.

    При несчастном случае немедленно обратиться за медицинской помощью, сообщить руководителю и сохранить место происшествия до начала расследования несчастного случая.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

    Привести в порядок спецодежду, убрать из карманов острые и режущие предметы. Не застёгивать одежду булавками и иголками. Руководитель работ должен проинструктировать работника перед началом работы по соблюдению требований охраны труда при выполнении задания.

    Снять обручальные кольца и другие ювелирные украшения. Обувь должна быть закрытой. Запрещается надевать сандалии, шлёпанцы и другую подобную обувь.

    Проверить исправность погрузочно-разгрузочных приспособлений, индивидуальных средств защиты. Неисправные должны быть заменены исправными.

    Подготовить своё рабочее место:

    погрузочно-разгрузочная площадка, проходы и проезды освобождаются от посторонних предметов, ликвидируются ямы, рытвины, скользкие места посыпаются противоскользящими средствами (например, песком или мелким шлаком);

    проверяется и обеспечивается исправное состояние подъемников, люков, трапов в складских помещениях, расположенных в подвалах и полуподвалах;

    обеспечивается безопасное для выполнения работ освещение рабочих мест;

    проводится осмотр рабочих мест.

    Приступать к работе разрешается после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

    Проводить погрузку грузов на автомашину без указания непосредственного руководителя работ не разрешается.

    Не допускать к месту выполнения погрузочно-разгрузочных работ лиц, не имеющих отношения к этой работе.

    При перемещении груза на тележке необходимо соблюдать следующие требования:

    груз на платформе тележки размещается равномерно и занимает устойчивое положение, исключающее его падение при передвижении;

    борта тележки, оборудованной откидными бортами, находятся в закрытом состоянии;

    скорость движения как груженой, так и порожней ручной тележки не превышает 5 км/ч;

    прилагаемое работником усилие не превышает 15 кг;

    при перемещении груза по наклонному полу вниз работник находится сзади тележки.

    Перемещать груз, превышающий предельную грузоподъемность тележки, запрещается.

    При подъеме груза электрической талью запрещается доводить обойму крюка до концевого выключателя и пользоваться концевым выключателем для автоматической остановки подъема груза.

    Производство погрузочно-разгрузочных работ допускается при соблюдении предельно допустимых норм разового подъема тяжестей: мужчинами — не более 50 кг; женщинами — не более 15 кг.

    Погрузка и разгрузка грузов массой от 80 до 500 кг производится с применением грузоподъемного оборудования (талей, блоков, лебедок), а также с применением покатов.

    Ручная погрузка и разгрузка таких грузов разрешается только на временных площадках под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ, и при условии, что нагрузка на одного работника не превышает 50 кг.

    Погрузка и разгрузка грузов массой более 500 кг производится только с помощью грузоподъемных машин.

    При ручном перемещении грузов необходимо соблюдать следующие требования:

    запрещается ходить по уложенным грузам, обгонять впереди идущих работников (особенно в узких и тесных местах), переходить дорогу перед движущимся транспортом;

    перемещать вручную груз массой до 80 кг разрешается, если расстояние до места размещения груза не превышает 25 м; в остальных случаях применяются тележки, вагонетки, тали. Перемещать вручную груз массой более 80 кг одному работнику запрещается;

    поднимать или снимать груз массой более 50 кг необходимо вдвоем. Груз массой более 50 кг поднимается на спину или снимается со спины работника другими работниками;

    если груз перемещается вручную группой работников, каждый идет в ногу со всеми;

    при перемещении катящихся грузов работник находится сзади перемещаемого груза, толкая его от себя;

    при перемещении вручную длинномерных грузов (бревна, балки, рельсы) используются специальные захваты, при этом масса груза, приходящаяся на одного работника, не превышает 40 кг.

    Перемещение грузов неизвестной массы с помощью грузоподъемного оборудования производится после определения их фактической массы.

    Запрещается поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность используемого грузоподъемного оборудования.

    При применении для погрузки и разгрузки грузоподъёмных механизмов и приспособлений изучить соответствующую инструкцию и правила по безопасному их применению.

    При перемещении грузов автопогрузчиками и электропогрузчиками (далее — погрузчики) необходимо соблюдать следующие требования:

    при перемещении грузов погрузчиками с вилочными захватами груз располагается равномерно относительно элементов захвата погрузчика. При этом груз приподнимается от пола на 300 — 400 мм. Максимальный уклон площадки при перемещении грузов погрузчиками не превышает величину угла наклона рамы погрузчика;

    перемещение тары и установка ее в штабель погрузчиком с вилочными захватами производятся поштучно;

    перемещение грузов больших размеров производится при движении погрузчика задним ходом и только в сопровождении работника, ответственного за безопасное производство работ, осуществляющего подачу предупредительных сигналов водителю погрузчика.

    При совместной работе с другими работникам нужно точно выполнять распоряжения непосредственного руководителя работ.

    При производстве погрузочно-разгрузочных работ несколькими работниками необходимо каждому из них следить за тем, чтобы не причинить друг другу травмы инструментами или грузами.

    При переноске грузов сзади идущий работник соблюдает расстояние не менее 3 м от впереди идущего работника.

    Длинномерные предметы переносить на одноименных плечах. Поднимать, опускать и сбрасывать длинномерный груз по команде непосредственного руководителя работ.

    При переносе грузов на носилках идти в ногу с товарищем. Команду для опускания груза, переносимого на носилках, подает работник, идущий сзади.

    Перемещение груза на носилках допускается на расстояние не более 50 м по горизонтали.

    При погрузке-выгрузке металлической стружки необходимо соблюдать особую внимательность, т. к. при разрыве слежавшейся массы отскакивающими стружками можно получить травму. Работа должна производиться в очках и рукавицах.

    Запрещается укладывать груз на неисправные стеллажи, козлы, подмости.

    Не складывать материалы навалом вплотную к заборам и стенам. Расстояние между материалом, забором или стеной сооружения должно быть не менее 25 см.

    Укладывать груз в штабеля прочно, чтобы он не упал. Между штабелями оставлять проходы шириной не менее 0,8 м.

    При погрузке и разгрузке груза не загромождать установленных проходов и проездов.

    При погрузке и разгрузке сыпучих грузов необходимо соблюдать следующие требования:

    погрузка и разгрузка сыпучих грузов производятся механизированным способом, исключающим, по возможности, загрязнение воздуха рабочей зоны. При невозможности исключения загрязнения воздуха рабочей зоны работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа;

    при погрузке сыпучих грузов из штабеля не допускается производство работ подкопом с образованием козырька с угрозой его обрушения;

    При перевозке пылящих грузов в открытом кузове автомашины обязательно укрывать их брезентом или рогожками для предохранения от распыления.

    При погрузке, транспортировке и перемещении, а также разгрузке и размещении опасных грузов необходимо соблюдать следующие требования:

    погрузка, транспортировка и перемещение, а также разгрузка и размещение опасных грузов осуществляются согласно требованиям технической документации заводов-изготовителей на эти грузы, подтверждающим классификацию опасных грузов по видам и степени опасности и содержащим указания по соблюдению мер безопасности;

    не допускается производство погрузочно-разгрузочных работ опасных грузов при неисправности тары и упаковки, а также при отсутствии на них маркировки и предупредительных надписей (знаков опасности);

    места производства погрузочно-разгрузочных работ, средства транспортировки, грузоподъемное оборудование, применяемые механизмы, инструмент и приспособления, загрязненные ядовитыми (токсичными) веществами, подвергаются очистке, мойке и обезвреживанию;

    погрузка опасного груза на транспортное средство и его разгрузка из транспортного средства производятся только при выключенном двигателе, за исключением случаев налива и слива, производимого с помощью насоса с приводом, установленного на транспортном средстве и приводимого в действие двигателем транспортного средства. Водитель транспортного средства в этом случае находится у места управления насосом.

    При перевозке сжатых, сжиженных, растворенных под давлением газов и легковоспламеняющихся жидкостей запрещается:

    курить в кабине и вблизи транспортного средства, а также в местах нахождения опасных грузов, ожидающих погрузки или разгрузки, на расстоянии менее 10 м от них;

    производить погрузку и разгрузку в общественных местах населенных пунктов без особого на то разрешения соответствующих органов надзора и контроля следующих веществ: безводной бромистоводородной кислоты, безводной фтористоводородной кислоты, сероводорода, хлора, двуокиси серы и двуокиси азота, хлорокиси углерода (фосгена).

    Если по какой-либо причине погрузка или разгрузка вышеуказанных веществ необходимы, то следует отделить упаковки с вышеуказанными веществами от других грузов и обеспечить их перемещение в горизонтальном положении, руководствуясь записями на ярлыках.

    Транспортировка легковоспламеняющихся жидкостей и баллонов с газами производится специальными транспортными средствами, оборудованными искроуловителями на выхлопных трубах и металлическими цепочками для снятия зарядов статического электричества, укомплектованными средствами пожаротушения и имеющими соответствующие обозначения и надписи.

    При транспортировке легковоспламеняющихся жидкостей в отдельных емкостях, устанавливаемых на транспортное средство, каждая емкость оборудуется защитным заземлением.

    Для крепления грузовых мест с легковоспламеняющейся жидкостью запрещается применение легковоспламеняющихся материалов.

    При погрузке и транспортировке баллонов необходимо соблюдать следующие требования:

    при погрузке баллонов в кузов транспортного средства более чем в один ряд применяются прокладки, предохраняющие баллоны от соприкосновения друг с другом. Перевозка баллонов без прокладок запрещается;

    запрещается совместная транспортировка кислородных и ацетиленовых баллонов как наполненных, так и порожних.

    Допускается совместная транспортировка ацетиленового и кислородного баллонов на специальной тележке на пост сварки в пределах одного производственного корпуса.

    Транспортировка баллонов к месту погрузки или от места их разгрузки осуществляется на специальных тележках, конструкция которых предохраняет баллоны от тряски и ударов. Баллоны размещаются на тележке лежа.

    При погрузке, разгрузке и перемещении кислородных баллонов запрещается:

    переносить баллоны на плечах и спине работника, кантовать и переваливать, волочить, бросать, толкать, ударять по баллонам, пользоваться при перемещении баллонов ломами;

    допускать к работам работников в замасленной одежде, с замасленными грязными рукавицами;

    курить и применять открытый огонь;

    браться для переноски баллонов за вентили баллонов;

    транспортировать баллоны без предохранительных колпаков на вентилях;

    размещать баллоны вблизи нагревательных приборов, горячих деталей и печей, оставлять их незащищенными от прямого воздействия солнечных лучей.

    При обнаружении утечки кислорода из баллона (устанавливается по шипению) работник немедленно сообщает об этом непосредственному руководителю работ.

    Запрещается погрузка баллонов с растворенным под давлением, сжатым, сжиженным газом, легковоспламеняющихся жидкостей совместно:

    с детонирующими фитилями мгновенного действия;

    с железнодорожными петардами;

    с детонирующими запалами, безводной соляной кислотой, жидким воздухом, кислородом и азотом;

    с поддерживающими горение веществами;

    с ядовитыми веществами;

    с азотной кислотой и сульфоазотными смесями;

    с органическими перекисями;

    с пищевыми продуктами;

    с радиоактивными веществами.

    Запрещается бросать или подвергать толчкам сосуды со сжатым, сжиженным или растворенным под давлением газом.

    Сосуды со сжатым, сжиженным или растворенным под давлением газом закрепляются при транспортировке в кузове транспортного средства так, чтобы они не могли опрокинуться и упасть.

    Сосуды с жидким воздухом, с жидким кислородом, жидким азотом, со смесью жидкого кислорода и азота, а также с легковоспламеняющейся жидкостью перевозятся в вертикальном положении.

    При погрузке, разгрузке и транспортировке кислот, щелочей и других едких веществ необходимо соблюдать следующие требования:

    транспортировка в стеклянной таре от места разгрузки до складского помещения и от складского помещения до места погрузки осуществляется на приспособленных для этого носилках, тележках, тачках, обеспечивающих безопасность выполняемых операций;

    погрузка и разгрузка бутылей с кислотами, щелочами и другими едкими веществами, установка их на транспортные средства производятся двумя работниками. Переноска бутылей с кислотами и другими едкими веществами на спине, плечах или в руках перед собой одним работником запрещается;

    места разгрузки и погрузки обеспечены освещением;

    применение открытого огня и курение запрещаются;

    переноска бутылей с кислотой за ручки корзины разрешается только после предварительного осмотра и проверки состояния ручек и корзины и не менее чем двумя работниками;

    при обнаружении разбитых бутылей или повреждения тары переноска производится с принятием особых мер предосторожности во избежание ожогов содержащимися в бутылях веществами.

    Выполнять погрузочно-разгрузочные работы и размещение грузов с кислотами и другими химически активными веществами грузоподъемными механизмами, за исключением лифтов и шахтоподъемников, запрещается.

    Бочки, барабаны и ящики с едкими веществами необходимо перемещать на тележках.

    В кабинах транспортных средств, перевозящих легковоспламеняющиеся жидкости и газовые баллоны, запрещается находиться работникам, не связанным с обслуживанием этих перевозок.

    Запрещается находиться работникам в кузовах транспортных средств, перевозящих легковоспламеняющиеся жидкости и газовые баллоны.

    При погрузке-разгрузке штучных грузов запрещается выдёргивать штучные грузы из середины штабеля или кучи, т. к. груз может обвалиться и причинить травму. Штучные грузы следует брать из штабеля или кучи только сверху.

    Перед разгрузкой тяжёлых предметов уложить на полу подкладки, что бы не придавить ногу при опускании груза.

    Грузы в бочках, барабанах, рулонах (катно-бочковые грузы) допускается грузить вручную путем перекатывания или кантования при условии, что пол складского помещения находится на одном уровне с полом вагона или кузова транспортного средства.

    Если пол складского помещения расположен ниже уровня пола кузова транспортного средства, погрузка и разгрузка катно-бочковых грузов вручную при кантовании допускается по слегам или покатам двумя работниками при массе одной единицы груза не более 80 кг, а при массе более 80 кг необходимо применять канаты или погрузочные машины.

    Запрещается находиться перед скатываемыми грузами или сзади накатываемых по слегам (покатам) катно-бочковых грузов.

    При погрузке груза в кузов транспортного средства необходимо соблюдать следующие требования:

    при погрузке навалом груз располагается равномерно по всей площади пола кузова и не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными);

    штучные грузы, возвышающиеся над бортом кузова транспортного средства, увязываются такелажем (канатами и другими обвязочными материалами в соответствии с технической документацией завода-изготовителя). Работники, увязывающие грузы, находятся на погрузочно-разгрузочной площадке;

    ящичные, бочковые и другие штучные грузы укладываются плотно и без промежутков так, чтобы при движении транспортного средства они не могли перемещаться по полу кузова. Промежутки между грузами заполняются прокладками и распорками;

    при погрузке грузов в бочковой таре в несколько рядов их накатывают по слегам или покатам боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом устанавливаются пробками вверх. Каждый ряд бочек устанавливается на прокладках из досок и все крайние ряды подклиниваются клиньями. Применение вместо клиньев других предметов не допускается;

    стеклянная тара с жидкостями в обрешетках устанавливается стоя;

    запрещается устанавливать груз в стеклянной таре в обрешетках друг на друга (в два яруса) без прокладок, предохраняющих нижний ряд от разрушения во время транспортировки;

    каждый груз в отдельности должен быть хорошо укреплен в кузове транспортного средства, чтобы во время движения он не мог переместиться или опрокинуться.

    Безопасность при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещении груза в таре обеспечивается содержанием тары в исправном состоянии и правильным ее использованием.

    На таре, за исключением специальной технологической, указываются ее номер, назначение, собственная масса, максимальная масса груза, для транспортировки и перемещения которого она предназначена.

    Емкость тары должна исключать возможность перегрузки грузоподъемной машины.

    При производстве погрузочно-разгрузочных работ и размещении груза запрещается применять тару, имеющую дефекты, обнаруженные при внешнем осмотре.

    При погрузке, разгрузке и размещении груза в таре необходимо соблюдать следующие требования:

    тара загружается не более номинальной массы брутто;

    способы погрузки или разгрузки исключают появление остаточных деформаций тары;

    груз, уложенный в тару, находится ниже уровня ее бортов;

    открывающиеся стенки тары, уложенной в штабель, находятся в закрытом положении;

    перемещение тары волоком и кантованием не допускается.

    Не разрешается сидеть на бортах кузова, ездить на подножках, крыше кабины и стоять в кузове, а так же подниматься и спрыгивать с машины во время её движения.

    Запрещается во время движения автомашины перекладывать груз с места на место, пересаживаться, курить и принимать пищу.

    Во время движения автомашины следить за прочностью укладки грузов. Если ослабнут канаты или откроется борт автомашины, немедленно сообщить об этом водителю, и только после остановки машины устранить неисправность.

    Погрузка и разгрузка вручную грузов, превышающих длину кузова транспортного средства на 2 м и более (далее — длинномерные грузы), требует обязательного применения канатов. Эта работа выполняется не менее чем двумя работниками.

    При погрузке длинномерных грузов на прицепы-роспуски необходимо оставлять зазор между задней стенкой кабины транспортного средства и грузом с таким расчетом, чтобы прицеп-роспуск мог свободно поворачиваться по отношению к транспортному средству на 90° в каждую сторону.

    При погрузке и разгрузке длинномерных грузов, вес которых с учетом массы транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации вес транспортного средства или нагрузку на ось транспортного средства (далее — длинномерные тяжеловесные грузы), применяют страховку груза канатами с соблюдением мер безопасности:

    при накатывании тяжеловесного длинномерного груза запрещается находиться с противоположной стороны его движения;

    при укладке тяжеловесного длинномерного груза в кузове транспортного средства нельзя находиться на торцовой стороне длинномера со стороны кабины транспортного средства.

    Укладка тяжеловесного длинномерного груза в кузове транспортного средства выполняется с применением лома или ваги.

    При погрузке груза неправильной формы и сложной конфигурации (кроме грузов, которые не допускается кантовать) груз располагается на транспортном средстве таким образом, чтобы центр тяжести занимал возможно низкое положение.

    Погрузка груза в транспортные средства производится таким образом, чтобы обеспечивалась возможность удобной и безопасной строповки его при разгрузке.

    При погрузке сортовой стали в транспортное средство отдельные ее пачки укладываются параллельно друг другу без перекашивания.

    Каждая пачка сортовой стали размером профиля до 180 мм увязывается обвязками из проволоки диаметром не менее 6 мм в две нити: при длине пачки металла до 6 м — в двух местах; при большей длине пачки металла — в трех местах.

    Каждая пачка сортовой стали размером профиля более 180 мм увязывается обвязками из проволоки диаметром не менее 6 мм в две нити: при длине пачки металла до 9 м — в двух местах; при большей длине пачки металла — в трех местах.

    При погрузке на транспортное средство труб диаметром от 111 до 450 мм смежные ряды разделяются не менее тремя прокладками из досок сечением не менее 35 x 100 мм.

    При погрузке и разгрузке из транспортного средства металлопроката необходимо соблюдать следующие требования:

    при разгрузке металлопроката в виде стержней круглого или квадратного сечения металла в пачках применяются стропы с крюками. При этом пачка или стержни крепятся «на удавку». После поднятия пачки металла или стержней на высоту не более 1 м стропальщик должен убедиться в правильной строповке и отойти в безопасное место, определенное планом производства работ или технологической картой, и с этого места подать сигнал на подъем груза. Такой порядок соблюдается до окончания работы;

    при разгрузке металлопроката в виде листового металла необходимо:

1) подвести вспомогательный строп (подстропник) под груз, количество которого не должно превышать номинальную грузоподъемность крана, надеть петли стропа на крюк крана и слегка их натянуть подъемом крюка. Стропальщики при этом отходят в безопасное место, определенное планом производства работ или технологической картой;

2) по сигналу старшего стропальщика машинист крана приподнимает захваченный груз на высоту не более 0,5 м и в образовавшийся зазор стропальщики подводят основные стропы, после чего груз опускается на место, а вспомогательный строп снимается с крюка и на него навешиваются основные стропы. Стропальщики отходят в безопасное место, после чего по сигналу старшего стропальщика машинист крана может переместить груз на место укладки. Укладка производится на подкладки или прокладки. Такой порядок соблюдается до окончания работы.

    Смерзшиеся грузы для восстановления сыпучести и обеспечения разгрузки подвергаются рыхлению. Такие грузы в зимний период следует защищать от смерзания путем:

    обезвоживания материала;

    послойного деления материала незамерзающими добавками;

    гранулирования материала;

    добавления поверхностно-активных гидрофобных веществ, не предотвращающих смерзаемость, но снижающих прочность смерзшейся массы.

    Работы по разгрузке смерзшихся грузов производятся под руководством работника, ответственного за безопасное производство работ.

    Откалывание крупных глыб смерзшегося груза производится с использованием ломов, кирок, клиньев, отбойных молотков.

    Запрещается находиться в приемном устройстве и в кузове подвижного состава во время работы разгрузочных машин всех типов.

    Ручная погрузка бочек с нефтепродуктами на транспортное средство разрешается при массе бочек не более 100 кг и при накате по слегам с наклоном не более 30°.

    При проведении работ с нефтепродуктами запрещается пользование открытым огнем, курение.

Груз на поддоне не должен выступать на расстояние более 20 мм с каждой стороны поддона; для ящиков длиной более 500 мм это расстояние допускается увеличивать до 70 мм;

Запрещается располагать длинномерный груз в кузове по диагонали, оставляя выступающие за боковые габариты транспортного средства концы, а также загораживать грузом двери кабины транспортного средства;

    для того, чтобы во время торможения или движения транспортного средства под уклон груз не надвигался на кабину транспортного средства, груз располагается на транспортном средстве выше, чем на прицепе-роспуске на величину, равную деформации (осадке) рессор транспортного средства от груза;

    При размещении грузов необходимо соблюдать следующие требования:

    размещение грузов производится по технологическим картам с указанием мест размещения, размеров проходов и проездов;

    при размещении груза запрещается загромождать подходы к противопожарному инвентарю, гидрантам и выходам из помещений;

    размещение грузов (в том числе на погрузочно-разгрузочных площадках и в местах временного хранения) вплотную к стенам здания, колоннам и оборудованию, штабель к штабелю не допускается;

    расстояние между грузом и стеной, колонной, перекрытием здания составляет не менее 1 м, между грузом и светильником — не менее 0,5 м;

    высота штабеля при ручной погрузке не должна превышать 3 м, при применении механизмов для подъема груза — 6 м. Ширина проездов между штабелями определяется габаритами транспортных средств, транспортируемых грузов и погрузочно-разгрузочных машин;

    грузы в таре и кипах укладываются в устойчивые штабеля; грузы в мешках и кулях укладываются в штабеля в перевязку. Грузы в рваной таре укладывать в штабеля запрещается;

    ящики и кипы в закрытых складских помещениях размещаются с обеспечением ширины главного прохода не менее 3 — 5 м;

    грузы, хранящиеся навалом, размещаются в штабеля с крутизной откоса, соответствующей углу естественного откоса для данного материала. При необходимости такие штабеля огораживаются защитными решетками;

    крупногабаритные и тяжеловесные грузы размещаются в один ряд на подкладках;

    размещаемые грузы укладываются так, чтобы исключалась возможность их падения, опрокидывания, разваливания и чтобы при этом обеспечивались доступность и безопасность их выемки;

    при размещении грузов (кроме сыпучих) принимаются меры, предотвращающие защемление или примерзание их к покрытию площадки.

    При размещении грузов в складских помещениях площадью до 100 м 2 допускается размещение грузов на стеллажах и навалом в штабелях вплотную к боковым стенам помещений и к стенам, противоположным входам в помещения, при условии отсутствия на стенах складских помещений навесной электроаппаратуры, систем управления пожаротушением, а также примыкающих к стенам люков в полу и кабельных каналов.

    При размещении металлопроката необходимо соблюдать следующие требования:

    проходы между рядами штабелей или стеллажей составляют не менее 1 м, между штабелями или стеллажами в ряду — не менее 0,8 м;

    размещение металлопроката в штабель производится на предварительно уложенные на полу подкладки. Размещение металлопроката на пол складского помещения или на грунт площадки без подкладок не допускается;

    высота штабеля или стеллажа при ручном размещении металлопроката не превышает 1,5 м;

    слитки и блюмы сечением 160 x 160 см и более размещаются на полу в штабеля или поштучно;

    высота штабеля не превышает 2 м при крюковом захвате и 4 м при автоматизированном захвате груза;

    при размещении металлопроката в штабель или на стеллаж между пачками и связками укладываются металлические квадратные прокладки толщиной не менее 40 мм для возможности освобождения из-под них стропов и большей устойчивости размещаемого груза. Концы прокладок не должны выступать за пределы штабеля или стеллажа более чем на 100 мм;

    масса металлопроката, размещаемого на стеллажах, не превышает величину предельно допустимой нагрузки на них. Величина предельно допустимой нагрузки на полки стеллажа указывается на каждом стеллаже. Во избежание раскатывания металлопроката запрещается заполнение полок (ячеек) выше стоек стеллажа;

    сортовой и фасонный прокат размещаются в штабеля, елочные или стоечные стеллажи; трубы размещаются в штабеля рядами, разделенными прокладками;

    заготовки мерной длины из сортового и фасонного проката, полуфабрикаты и готовые изделия размещаются в таре;

    толстолистовая сталь (сталь толщиной от 4 мм) укладывается на ребро в стеллажи с опорными площадками, имеющими наклон в сторону опорных стоек, или плашмя на деревянные подкладки толщиной не менее 200 мм;

    тонколистовая сталь (сталь толщиной до 4 мм) укладывается плашмя на деревянные подкладки, располагаемые поперек стопки листов. Тонколистовую сталь в пачках массой до 5 т допускается укладывать на ребро в стеллажах так, чтобы не образовывались загибы в торцах;

    металлоизделия, поступающие в катушках, укладываются на торец в закрытых помещениях на деревянном настиле не более чем в два яруса;

    лента холоднокатанная размещается на плоских деревянных поддонах в каркасные стеллажи. Размещение производится ярусами, причем каждый последующий ярус смещается относительно предыдущего на половину радиуса мотка. Третий ярус укладывается так же, как первый, четвертый — как второй и так далее. Мотки в верхнем ярусе на крайние места не размещаются;

    запрещается размещать металлопрокат, металлические конструкции и заготовки в охранной зоне линий электропередачи без согласования с организацией, эксплуатирующей эти линии. Размещенные в охранной зоне линий электропередачи металлопрокат и металлические конструкции в случае возникновения на них под влиянием электромагнитного поля электрического напряжения величиной выше 20 В надлежит заземлять (кроме случаев их складирования непосредственно на грунт, проводящие металлоконструкции, эстакады и сооружения).

    Электроды размещаются в сухом закрытом помещении в заводской упаковке на поддонах в каркасных стеллажах.

    При организации складирования нефтепродуктов масла и пластичные смазки в бочках размещаются на стеллаже не более чем в три яруса и по длине штабеля не более 10 бочек. Под бочки укладываются деревянные подкладки.

    При механизированной укладке бочек предусматривается размещение бочек на каждом ярусе стеллажа в один ряд по высоте и в два ряда по ширине.

    При размещении нефтепродуктов в таре необходимо соблюдать следующие требования:

    тара защищается от прямого действия солнечных лучей и атмосферных осадков;

    открытое размещение нефтепродуктов в таре допускается под навесами из горючестойких кровельных материалов;

    порожняя тара из-под нефтепродуктов размещается в штабеля по длине не более 10 м, по ширине — 6 м, по высоте — 2 м. Расстояние от верха штабеля до выступающих конструкций перекрытия складского помещения составляет не менее 0,5 м. Штабеля размещаются от стен на расстоянии не менее чем 1 м; разрыв между штабелями составляет не менее 2 м, а в штабеле через каждые два ряда бочек — 1 м.

    При транспортировке и перемещении грузов необходимо соблюдать следующие требования:

    грузы на транспортных средствах устанавливаются (укладываются) и закрепляются так, чтобы во время транспортировки не происходило их смещение и падение;

    при транспортировке груз размещается и закрепляется на транспортном средстве так, чтобы он не подвергал опасности водителя транспортного средства и окружающих, не ограничивал водителю обзор, не нарушал устойчивость транспортного средства, не закрывал световые и сигнальные приборы, номерные знаки и регистрационные номера транспортного средства, не препятствовал восприятию сигналов, подаваемых рукой;

    груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, обозначается опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди — фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета;

    при транспортировке тарно-штучных грузов применяется пакетирование с применением поддонов, контейнеров и других пакетирующих средств. В пакетах грузы скрепляются между собой.

    при транспортировке длинномерных грузов длиной более 6 м они надежно крепятся к прицепу транспортного средства;

    при одновременной транспортировке длинномерных грузов различной длины более короткие грузы располагаются сверху.

    Для того, чтобы во время торможения или движения транспортного средства под уклон груз не надвигался на кабину транспортного средства, груз располагается на транспортном средстве выше, чем на прицепе-роспуске на величину, равную деформации (осадке) рессор транспортного средства от груза.

    При перемещении ящичных грузов необходимо соблюдать следующие требования:

    во избежание ранения рук каждый ящик предварительно осматривается. Торчащие гвозди забиваются, концы железной обвязки убираются заподлицо;

    при необходимости снятия ящика с верха штабеля следует предварительно убедиться, что лежащий рядом груз занимает устойчивое положение и не может упасть;

    перемещать груз по горизонтальной плоскости, толкая его за края, запрещается.

    При перемещении тяжеловесных грузов необходимо соблюдать следующие требования:

    тяжеловесные, но небольшие по размерам грузы перемещаются по лестницам зданий с применением троса по доскам, уложенным на ступенях лестниц. Для облегчения перемещения под основание груза подкладываются катки;

    находиться на ступенях лестницы за поднимаемым или перед опускаемым при помощи троса тяжеловесным грузом запрещается;

    тяжеловесные грузы перемещаются по горизонтальной поверхности при помощи катков. При этом путь перемещения очищается от всех посторонних предметов. Для подведения катков под груз применяются ломы или домкраты. Во избежание опрокидывания груза следует иметь дополнительные катки, подкладываемые под переднюю часть груза;

    при спуске тяжеловесного груза по наклонной плоскости применяются меры по исключению возможного скатывания или сползания груза под действием собственной тяжести или его опрокидывания.

    Перевозка работников в кузове транспортного средства запрещается.

    Если необходима перевозка работников, то они располагаются в кабине транспортного средства.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

    Немедленно прекратить работу при возникновении ситуаций, которые могут привести к аварии или несчастным случаям, отключить используемое оборудование.

    При пожаре или задымлении вызвать пожарную охрану по телефону 101 и организовать тушение очага пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения.

    О каждом несчастном случае на производстве пострадавший или очевидец происшествия обязан сообщить непосредственному руководителю работ. При необходимости вызвать скорую медицинскую помощь и оказать первую доврачебную помощь пострадавшему.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

    Привести в порядок рабочее место, убрать все инструменты и приспособления на место хранения или на склад.

    Снять спецодежду, спецобувь, осмотреть, привести в порядок и убрать на место.

    Сообщить непосредственному руководителю работ обо всех неисправностях, обнаруженных во время работы.

    Вымыть лицо и руки теплой водой с мылом, принять душ.

6. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВИЛОЧНЫХ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ТЕЛЕЖЕК

    Обслуживание тележек вилочных гидравлических осуществляется только квалифицированным персоналом.

    Эксплуатировать тележки необходимо в соответствии с рекомендациями их по эксплуатации.

    Перед началом работы необходимо убедиться в технической исправности тележки, проверив её работоспособность на холостом ходу.

    При поднятии груза следует соблюдать следующие требования безопасности:

    Удостовериться, что вес груза не превышает грузоподъёмность тележки;

    груз должен располагаться так, что бы вес равномерно распределялся на обе вилы;

    медленно подвести тележку к грузу, полностью подвести вилы под груз;

    поднять груз с помощью гидравлической тележки.

    Тележку допускается использовать только на ровной поверхности.

    Запрещается:

    нахождение людей под поднятым грузом и на грузе;

    перевозка людей, а так же нахождение в опасных зонах,

    превышать норму веса груза,

    транспортировать не пакетированные грузы,

    кататься на тележке,

    тормозить собственным телом,

    самостоятельно производить ремонт тележки,

    использовать тележки в пожароопасных помещениях и агрессивной среде.

    Груз должен быть уложен устойчиво, тара, упаковка, обвязка должны быть исправными.

    Перевозку нестандартного груза производить с сопровождением и обозначением габаритов груза знаками безопасности.

    При разгрузке под колёса тележки подставлять упоры (клинья) для удерживания от перемещения и травмирования ног.

    По окончании работ тележку установить в специально отведённое место.

    Обо всех неисправностях и нарушениях сообщать руководителю работ.

--------------

Соблюдение правил техники безопасности обусловлено необходимостью предотвращения аварий, травм и заболеваний работающих. Общие требования к технике безопасности сформулированы в Системе стандартов безопасности труда (ССБТ).

Требования по охране труда, обязательные для исполнения при организации и осуществлении перевозок, эксплуатации ПС и выполнении отдельных видов работ на AT, определяют Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, принятые Постановлением Минтруда России от 12.05.03 № 28.

Эксплуатация автомобилей

Основные положения Правил по охране труда определяют требования к безопасности при движении по территории организации, подготовке к выезду и работе на линии. Управлять АТС на территории АТО разрешается только водителям или лицам, назначенным приказом по организации, имеющим удостоверение на право управления соответствующим видом ПС. Скорость движения по территории АТО не должна превышать 20 км/ч, а в помещениях - 5 км/ч. Руководитель обязан перед выездом инструктировать водителя об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза, а также выпускать на линию только технически исправный и укомплектованный ПС.

При остановке АТС водитель должен принять все меры для предотвращения его самопроизвольного движения и при наличии даже небольшого уклона дополнительно установить под колеса специальные упоры.

Запрещается:

Допускать к ремонту ПС на линии посторонних лиц (грузчиков, пассажиров, сопровождающих и т.п.);

Устанавливать домкрат на случайные предметы или пользоваться ими в качестве подставки под поднятый ПС;

Находиться под ПС, поднятым только на домкрате;

Начинать движение задним ходом, не убедившись предварительно в отсутствии каких-либо препятствий или людей, а при недостаточном обзоре сзади без наличия лица для организации движения АТС..

В Правилах по охране труда также определяются дополнительные требования при эксплуатации ПС в зимнее время года при движении по ледовым дорогам, в условиях бездорожья и при переправе через водоем, при эксплуатации ATC работающем на газовом топливе, и при работе ПС в отрыве от производственной базы.

Погрузка и разгрузка грузов, крепление их и тентов на ПС, а также открывание и закрывание бортов АТС осуществляются силами и средствами грузоотправителей, грузополучателей или специализированных организаций с соблюдением Правил по охране труда. Для выполнения ПРР могут привлекаться водители только при наличии дополнительного условия в трудовом соглашении и при: массе одного грузового места не более 15 кг для мужчин и 7 кг для женщин.

Грузы по массе делятся на следующие весовые категории:

1. Погрузочно-разгрузочные работы выполняются под руководством ответственного лица, отвечающего за безопасность и назначаемого письменным приказом руководителя организации проводящей эти работы.

2. К ПРР допускаются рабочие только старше 16 лет, сдавши экзамен по технике безопасности и получившие соответствующие удостоверения. Подростки до 18 лет допускаются к выполнению ПРР только с определенными грузами.

3. Выполнение ПРР вручную допускается для грузов массой более 50 кг и при подъеме на высоту не более 1,5 м. Перемещение вручную допускается только грузов 1-й категории на расстояние не более 25 м, а для сыпучих грузов - 3,5 м.

4. Погрузочно-разгрузочные площадки должны иметь ровное и твердое покрытие. Ширина подъездных путей при двустороннем движении должна быть не менее 6,2м, при одностороннем - не менее 3,5. Скорость движения автотранспорта не должна превышать 10 км/ч. Желательна организация поточного движения ПС, сводящая до минимума маневрирование и движение задним ходом.

5. При выполнении ПРР запрещается нахождение рабочих в опасной зоне.

6. К управлению ПРМ допускаются только лица старше 18 лет. Все ПРМ регистрируются в органах Госгортехнадзора (кроме ручных кранов, талей и т.п.).

7. Все зарегистрированные ПРМ должны проходить освидетельствование:

Частичное раз в год. Оно предусматривает осмотр всех механизмов и несущих конструкций;

Полное раз в три года или в пять лет для редко используемых механизмов. Кроме осмотра, предусматривает статическое испытание, при котором на высоту 100...300 мм поднимается груз, масса которого на 25 % превышает номинальную. Груз удерживается в течение 10 мин. Динамическое испытание выполняется с грузом, масса которого превышает номинальную на 10%, и предусматривает выполнение полного цикла работ.

10. Результаты освидетельствования записываются в паспорт с указанием срока следующей проверки и отмечаются на табличке или бирке, укрепленной на ПРМ.