Особенности формирования лидерских качеств. Лидерские качества, их развитие

Scanpix

Лидерские качестваотличный помощник как в работе, так и в обычной жизни. Ведь они позволяют не только с успехом решать все возникающие трудности, но и в целом по-другому смотреть на мир

Сегодня вместе с Passion.ru мы разбираемся в методах развития у себя лидерских качеств.

1. Кто такой лидер и зачем нам лидерские качества?

Лидер (от английского lead - вести) - человек, который способен вести за собой. Сегодня мы будем рассматривать лидерство применимо к нашей жизни, женской. Давайте рассмотрим лидера как человека, который “ведет” свою жизнь сам, а не плывет по течению, пеняя на обстоятельства и плохие поступки других.

Лидер - часто очень манящее понятие, и всем очень хочется попробовать себя в этой роли. Но она подходит не всем, точно так же, как не всем подходит работа шпалоукладчика или булочника. И это нормально.

Единственное, чем лидерские качества могут быть полезны для всех, так это тем, что они дают нам силы, навыки и возможности выходить из-под влияния негативных обстоятельств, полюбить свою жизнь и принимать в ней решения, совершать решительные поступки, когда это необходимо. Итак, что мы можем предпринять, чтоб развить в себе качества лидера?

2. Научитесь проактивности

Проактивность - качество, которое означает, что вы выходите из-под влияния окружающих обстоятельств и начинаете принимать собственные решения, как поступать и жить дальше. Вы перестаете жаловаться на ваши трудности, понимая, что вы и только вы их себе создали, и вам решать, мириться с ними или бороться.

Другими словами, никто другой не несет ответственность за то, что происходит в вашей жизни, кроме вас. Вы устаете от своей работы - сами ее выбрали или сами позволили кому-то выбрать ее за вас. Вам нахамили в магазине? Только вы определяете, как на это отреагировать: другого человека или обстоятельства вы уже не измените.

3. Как стать активнее?

Попробуйте хотя бы раз в день решать существующую проблему через свое поведение, не виня других. Муж постоянно забывает купить хлеба? Зная это, купите сами, а мужа попросите сделать что-то другое. У вас есть коллега-раздражитель? Подумайте, как вы можете подняться над ситуацией и изменить свое поведение, чтобы освободить себя от этого раздражителя.

Вам постоянно приносят несправедливые счета за коммунальные услуги, а вы платите, потому что не верите в то, что коммунальным службам можно что-то доказать? Попробуйте! Гарантируем, что многие ваши попытки будут удачными, что бы вы ни делали. А если даже что-то не получится, то непередаваемое чувство, что вы контролируете свою жизнь, смягчит возможное расстройство от неудачи.

4. Правильно ставьте себе цели

Вся жизнь лидера - это активность. Он всегда чем-то занят, а его занятость подчинена определенной цели. Цель не только по жизни - общая и глобальная, но и узкая, зависящая от решаемого вопроса.

Другими словами, если он что-то делает, он всегда знает, зачем это нужно ему. Это помогает избежать не только ненужных действий на работе и в личной жизни, но и ненужной работы и неправильного партнера. А это ценно.

Правильно поставленная цель тесно связана с исполнением своих обещаний. Пусть все, что вы обещаете сделать, будет вашей целью. И все вопросы, “как” ее достичь, вы будете решать самостоятельно, даже если для достижения цели потребуется больше усилий, чем вы рассчитывали.

5. Как поставить цель?

Во-первых, через фильтр “для чего я это делаю” стоит пропустить все, что мы делаем, в том числе и общение со многими людьми. Чаще задавайте себе этот вопрос, прежде чем начать что-либо делать. Отсекая лишнее, не делающее вас счастливее, вы освободите большое пространство для другой, желанной деятельности.

Иногда само слово “цель” пугает людей своей глобальностью и важностью. Если у вас нет цели в жизни сейчас, если вы точно не знаете, чем хотите заниматься или не готовы что-то менять, пусть вашим фильтром для размышлений будет простой вопрос “делает ли это меня счастливее?”. Ведь счастье - универсальная цель. Главное - освободить свою жизнь от действий по привычке и от служения чужим целям и желаниям.

Читать еще

Во-вторых, забудьте фразы “А как я должна была это сделать, если… ?”, “А где я должна была это достать?”. Если не знаете, как сделать, спросите сразу. Многие безропотно говорят “да” на нелепые просьбы близких и начальства, понимая заранее, что не справятся с задачей и разочаруют, подведут. Если понимаете, что план не срабатывает, что-то не получается, попробуйте пообщаться, уточнить задачу, попросить совета и помощи.

В-третьих, всегда расставляйте приоритеты. Иногда цель заработать денег и какой-то сомнительный проект может конфликтовать с вашей глобальной целью быть счастливой и жить с чистой совестью. А с расставленными приоритетами вы всегда будете точно знать, от чего нужно отказаться и почему. Это поможет избежать мучительных внутренних конфликтов.

6. Берите на себя ответственность

Конечно, ответственность за свою жизнь - в первую очередь. Но также ответственность за свои слова, поступки, обещания. Даже если вы что-то сделали не специально или что-то произошло помимо вашей воли, но в результате вашего поведения, это тоже ваша ответственность. Помните Маленького Принца: “Мы в ответственности за тех, кого приручили”. А также за тех, кто приручился сам случайно, образно говоря.

7. Где границы вашей ответственности?

Считайте ваши инициативы, то есть все, что вы предлагаете, своей ответственностью. От помощи отказываться не стоит, разумеется, но контролировать ситуацию вы всегда должны сами.

Например, если вы предложили устроить поход с палатками, то посмотрите погоду, предложите время, узнайте, где есть подходящие вам места, есть ли у вас все необходимое оборудование или где его можно взять напрокат. Если же вы делегируете кому-то задания, то отвечаете за это, все равно вы.

Кроме того, берите на себя ответственность специально, добровольно. За выполнение небольшого задания на работе, за решение определенного вопроса дома, за организацию какого-то мероприятия для детей и т.д. Все это разовьет ваши навыки общения, преодоления трудностей, принятия решений, нахождения информации и т.д. А все это вкупе очень помогает развивать лидерские навыки.

8. Бросайте себе вызовы

Умение находить интересные и выгодные для всех решения зачастую лежит за зоной нашего комфорта - в зоне нового, неизведанного и потому некомфортного. Поэтому пробовать то, в чем есть сомнения, делать то, что никогда не делали, то, чего боитесь, - прямой путь к развитию лидерских качеств.

9. Как перестать бояться нового?

Если вам предлагают заняться чем-то, чего вы боитесь, но это может быть для вас полезным, соглашайтесь, не думая, что для этого придется сделать. Отключите у себя в голове ту сферу, которая моментально просчитывает все то, что нужно сделать, и сразу активирует все страхи.
А чтобы не ждать подходящих предложений, найдите себе занятие самостоятельно. Возможно, вы давно хотели заняться парными танцами, но боялись, а может, хотели предложить проект начальнику. Исполняйте свои желания, не думая о страхах.

10. Больше общайтесь

Общение и создаваемая с помощью него сеть контактов - то, что должно быть у каждого лидера. Ведь именно люди - самый ценный ресурс, с помощью которого можно получить знания обо всем и решить любой вопрос.

Кроме того, общение со временем избавит вас от комплексов и страхов, которые мешают развитию лидерских качеств.

11. Как и с кем общаться?

Запоминайте, что вам говорят люди, прислушивайтесь к их настроениям и сомнениям, не забывайте интересоваться у коллег, как дела дома, как прошли выходные, какие планы на отпуск. Выберите день, когда вы сможете обзвонить всех своих давно утраченных школьных и детских подруг и друзей или хотя бы найти их в соцсетях и узнать, кто кем стал и где живет. Такое общение может привести к новым поворотами и в вашей жизни.

Специфика лидера заключается в том, что он не стремится к компромиссам, а вместо них ищет решения, где выигрывают обе стороны: решения из серии “победил-победил” (“win-win” из американской бизнес-терминологии). Они позволяют наладить более тесные связи и установить крепкое сотрудничество. А компромисс по сути - это проигрыш для обеих сторон: каждая должна чем-то поступиться.

Такое качество предполагает умение думать за своего собеседника, встать на его место, предсказать его поведение, обладая всей информацией по вопросу, и найти решение, которое подойдет ему.

Не пытайтесь прогнуть человека под тот вариант, который интересен только вам, ведь лидер всегда ставит своего собеседника как минимум на один уровень с собой и понимает, что тот все равно осознает невыгодность принятого решения. Излишняя жесткость не только подкосит текущую договоренность, но и все дальнейшее сотрудничество.

В целом, такой подход выводит на совершенно другой уровень общения с людьми.

13. Как научиться понимать интересы другого?

Научиться находить такие решения можно, только постоянно ставя себя на место собеседника и желая ему добра. При возникновении трудной ситуации, когда вы, скажем, не можете чего-то добиться от человека, перестаньте его внутренне ругать и начните задавать ему вопросы: “почему это так важно для вас?”, “что нужно для того, чтобы сделать”, “зачем делать так, а не иначе” и прочие.

В итоге может выясниться, что весь процесс можно немного переделать, чтобы всем было хорошо. Обычно все привыкают к рутине, и только лидер может взглянуть на все по-другому. Если умение находить такие решения нужно вам для работы, обратитесь к науке “конфликтология”.

Часто, обсуждая этот вопрос на лекциях или на тренингах, преподаватели приводят реальный пример переговоров двух компаний за большую партию апельсинов по хорошей цене: компании не могли договориться, кто будет покупать. Одна занималась производством продуктов питания, другая - косметики. Казалось бы, решение одно - покупает кто-то один. А в результате переговоров выяснилось, что по технологическим процессам одна компания использует только мякоть для производства, другая же - только кожуру.

В итоге они купили большую партию вместе, еще и со скидкой за крупный заказ. Это классический пример решения из серии выгодных для обеих сторон.

14. Учитесь и практикуйте

Не упускайте возможности чему-то научиться, особенно если вам предлагают это бесплатно. Неизвестно, когда и какие знания вам понадобятся. И обязательно практикуйте то, что изучаете.

Постоянная учеба и практика в плане развития лидерских качеств поможет вам не только в работе. Все это вполне применимо и для обычной жизни на бытовом уровне.

Многие люди живут по накатанной, делая изо дня в день одни и те же вещи, постепенно привыкая к рутине и даже к тем проблемам, что есть. Лидером можно быть и среди подруг, пробуя новые вещи, устраивая интересные мероприятия для своей семьи. К таким людям обычно тянутся, спрашивают совета.

15. Делитесь своими знаниями

Получая знания, развивая предыдущее качество, не забывайте делиться тем опытом, что вы приобретаете. Даже если это будет мелочь, позволяющая сэкономить секунду в ежедневной работе. Люди скажут вам спасибо, и даже если они уже до этого додумались сами, это все равно заставит посмотреть на вас по-новому.

16. О силе энтузиазма

Лидеры бывают разные, и об их качествах всегда шли и будут идти споры. Но очевидно одно: все, что делает лидер, делается с энтузиазмом. Может, даже сама цель будет скучной и процесс скучный, но осознание результата и ощущение контроля над своей жизнью - вот то, что дает энтузиазм и внутренний запал!

Кроме того, лидер, выстраивающий свою жизнь так, как хочет он, обычно наслаждается тем, что он делает. Иначе зачем все?

В повседневной жизни жить с энтузиазмом - значит наслаждаться своей семейной жизнью, работой, развитием, отдыхом и т.д. Причем искренний энтузиазм жить, что-то менять, придумывать и делать всегда виден окружающим, даже если ваш дом не выкрашен яркими красками, а вы ежедневно не появляетесь на людях.

Поэтому если у вас не так, подумайте, может, что-то стоит поменять? Что вы можете сделать, чтобы “загореться” и увлечься своими отношениями с конкретным человеком, полюбить работу или найти новую любимую?

Лидер – это лицо какой-либо группы, организации, команды, которое имеет признанный авторитет и обладает влиянием, которое проявляется в виде управляющих действий. Он есть в каждой группе или сообществе людей. Качества лидера – не только врожденные, их также можно сформировать и развить, это и рассмотрим в нашей статье ниже.

Основные лидерские черты

Меняется общество – меняются лидеры. Каждый из человеческих коллективов требует от лидера особых качеств. Одни черты характера нужны капитану футбольной команды, другие – капитану корабля. Но можно найти и общие лидерские качества. Такими чертами характера, востребованными в нашем обществе, являются:

  • честность;
  • открытость новым знаниям и готовность изменяться;
  • воображение;
  • уверенность в собственных силах;
  • чувство юмора;
  • энтузиазм;
  • рациональность и жесткость;
  • готовность к переменам;
  • умение видеть и удерживать цель;
  • способность быстро отыскивать нужные средства для воплощения цели;
  • интересная внешность и харизма.

Развитие лидерских качеств – это ежедневный труд, и он потребует всех ваших сил.

Как выглядит лидер

Кто такой лидер внешне? Посмотрите – успешный человек всегда заметен. Если есть твердое решение развивать лидерские качества, работайте над своей внешностью. Харизма – это совокупность внешних характеристик человека как лидера, привлекающая людей. У вас должна быть:

  • хорошая стильная одежда;
  • аккуратная прическа и ухоженный внешний вид;
  • чистая обувь;
  • стильные аксессуары – портфель, часы, ежедневник, гаджеты.

Определитесь, какой вы лидер или каким хотите стать

  • формальным и неформальным. Это всем знакомая ситуация – формальный лидер – официальный руководитель компании, но тон в ней задает неформальный;
  • лидером – вдохновителем, генерирующим идеи и организовывающим вокруг нее группу или ведущим-исполнителем, умеющим лучше всех выполнить задачу;
  • деловым – организатором и вдохновителем производственного процесса, умеющим правильно распределить рабочие задания;
  • эмоциональным – сердцем группы, вызывающим симпатию и доверие;
  • ситуативным – проявляющимся в критический момент и берущим на себя руководство для решения конкретной проблемы;
  • универсальным лидером, объединяющим все эти качества.

Попробуйте стать одним из таких лидеров, используйте свои врожденные особенности. Определитесь, что у вас получается лучше всего – организовывать работу, генерировать идеи или виртуозно проводить деловые встречи. Добейтесь в этом совершенства и поднимитесь еще на одну ступеньку вверх на пути к цели.

Качества лидера, такие как умение мотивировать людей, позволяют членам группы раскрыть свои возможности, подталкивают делать больше, чем они могли раньше. Его энергия позволяет разблокировать скрытые ресурсы остальных – личные свойства человека, скрытые возможности группы или фирмы. Лидер – это маяк, который обозначает путь для других, за ним следуют добровольно.

Что необходимо делать для формирования лидерских качеств

Какими качествами должен обладать лидер для того, чтобы вести за собой других?

Лидер – это тот, кто может обозначить и удерживать во внимании конечную цель, сохраняет возможность вести к ней группу даже при самых неблагоприятных условиях, заражает других своей верой, энергией и страстью ее достичь.

Рождается ли человек таким или нужные лидерские качества развиваются в процессе жизни – вопрос, открытый для дискуссий. Но их формирование при целенаправленной работе и упорстве – возможно. Это постоянный труд, работа над собой человека, готового отвечать за других.

  • Видение цели

Определите цель, четко знайте, куда идти и что хотите получить в конце пути. Будьте способны построить стратегию для достижения желанной цели. Чтобы развить у себя такую черту, нужно изучать биографии исторических лидеров и успешных людей современности, знакомиться с классической литературой по стратегии построения бизнеса, наблюдайте за теми, у кого ярко выражены эти качества.

Планируйте каждый свой день, анализируйте вечером эффективность и правильность действий. Постепенно удлиняйте период планирования.

  • Способность быстро и точно принимать решения

Не страшитесь принимать сложные и ответственные решения. Чтобы научиться принимать решения, начинайте там, где ошибка не будет критической и не нарушит уверенности в своих силах. Даже если оно ошибочное – это отличный повод для извлечения урока о том, как не нужно это делать. Научитесь отстаивать свою точку зрения при уверенности в правоте решений.

  • Умение рисковать

Не бойтесь действовать в необозначенных ситуациях, будьте готовы к тому, что хороший результат, возможно, недостижим. Будьте азартны и готовы к риску. Чтобы правильно оценить решение, научитесь взвешивать ситуацию, четко обозначая плюсы и минусы всех возможных вариантов развития событий по пятибалльной шкале.

Потом следует оценить варианты, отдавая себе отчет в том, что все решения несовершенны и можно проиграть. Но каждая ошибка – это всегда повод научиться новому.

  • Умение вдохновить членов команды

Лидер способен создать команду, с которой намного легче достигает цели. Он объединяет людей для ее достижения, способен мотивировать их работать на таком уровне, который ранее был для них недостижимым.

Чтобы обучиться этому качеству, учитесь манипулировать людьми, изучите мотивы, которые ими двигают. Для этого научитесь слушать человека. Слушать и услышать – разные вещи. При беседе нужно полностью сконцентрироваться на собеседнике, давайте понять, что вы его слушаете: жестами, улыбкой, кивками. Если нужно – записывайте. Научитесь инициировать дискуссии членов команды, критически оценивайте все точки зрения и извлекайте из них здравое зерно. Такое внимание к каждому сплотит команду.

  • Активная работа над собой

Будьте честны с собой и другими в оценке негативных и позитивных сторон себя, приготовьтесь меняться, если это нужно, ведь нет предела совершенству.

Обучитесь последовательности, умейте сдерживать припадки ярости и вспышки истерики – этим показывайте пример членам команды. Будьте готовы к критике. Для этого не бойтесь спрашивать о том, что улучшить в своем стиле руководства, вести дневник – это помогает критически оценить свои действия. Обеспечьте обратную связь с членами команды, что поможет скорректировать поведение.

  • Не старайтесь всем нравиться

Помните, что нет идей, которые бы устраивали всех. Не стремитесь нравиться. Развитие лидерских качеств состоит в том, чтобы не бояться конструктивной критики и опасаться несправедливой похвалы – она тормозит прогресс. Следует научиться находить позитивные стороны событий.

  • Укрепляйте здоровье

Работа над собой – тяжелый труд. Отличная физическая форма и здоровье – тоже лидерские качества. Чтобы выделяться в толпе:

  1. уделяйте не менее часа в день для физических упражнений и спорта. Ежедневная физическая активность должна стать потребностью;
  2. высыпайтесь – человек, спящий по четыре часа в сутки теряет ясность мышления, быстроту реакции. Соблюдение режима дня с обязательным полноценным сном позволит сохранить привлекательный внешний вид;
  3. питайтесь регулярно – изможденный внешний вид, мешки под глазами не украшают лидера;
  4. посоветуйтесь с диетологом и подберите правильный для себя рацион. Это обеспечит высокую работоспособность;
  5. обязательный выходной день, min один раз в неделю должны стать нормой.

Нарушение режима питания и рациона моментально отразится на внешнем облике и здоровье. Синдром постоянной усталости – ежедневный спутник нарушителей этих правил.

Как правильно говорить, двигаться и слушать

Внешность – только составляющая характеристик лидера. Развитие истинных лидерских качеств дополняйте:

  • хорошими манерами;
  • четкой, грамотной речью;
  • сдержанными жестами;
  • хорошей осанкой и умением двигаться;
  • уверенностью.

Учитесь правильным манерам – издается большое количество деловой литературы такого рода. Наблюдайте за лидерами, их манерой поведения. Правильно говорить тоже нужно учиться. Для этого:

Чтобы научиться хорошо двигаться, запишитесь в школу танцев. Это поможет совмещать физическую нагрузку, эмоциональное расслабление и обучение правильным движениям. Общение в новом для себя коллективе – это развитие коммуникабельности, как лидерских качеств.

Есть люди, которые рождаются лидерами, но не реализовывают свои возможности. Но есть и те, кто способен им стать, развив в себе нужные лидерские качества. Воспитывать в себе лидера – тяжелая работа. Но без нее нельзя говорить о достижении успеха в жизни.

Лидерские качества – непременный атрибут любого дела, которое требует сосредоточенности и уверенности в себе. Без чувства самоуважения и здорового самолюбия невозможно достичь высоких результатов в этой жизни. Формирование лидерских качеств происходит в результате усилий самой личности и влияния окружения на ее характер.

Безусловно, сказывается соответствующее воспитание, но в то же время существует мнение, что победителем нужно родиться. Необходимо чувствовать в себе великую мощь созидательной энергии, чтобы иметь возможность организовать большое дело, повести за собой людей. Данная статья посвящена серьезным вопросам. В ней речь идет о том, как развить лидерские качества и жить в гармонии с самим собой, о том, что значит быть классным организатором.

Быть негласным «пастухом»

Имеется в виду, что руководителю иногда приходится наставлять на путь истинный тех, кто сбился со своего курса. Нужно уметь мягко, но уверенно направлять человека в нужном ему или целой организации направлении. Тот, кто может взять на себя роль старшего друга, советчика, организатора, заботливого руководителя, выигрывает, как правило, вдвойне.

Это большое заблуждение – считать, что лидер заботится только о себе самом. Хороший руководитель всегда учитывает интересы общественности и максимально настроен на своих подчиненных, то есть тех людей, с которыми непосредственно приходится работать. Лидерские качества личности формируются постепенно, начиная с детского возраста, и развиваются на протяжении всей жизни. Настоящий руководитель тем и отличается от мнимого, что уделяет достаточно много времени процессу самообразования и не жалеет средств на вложение в стоящие проекты.

Быть не таким, как все

Есть знаменитое утверждение о том, что на вершине всегда одиноко, и поэтому нужно знать, зачем ты туда идешь. И с этим трудно не согласиться. Необходимо точно себе представлять, чего ты хочешь достичь на самом деле. Только тогда можно правильно организовать людей, распределить нагрузку, помочь тем, кто в данный момент находится рядом.

Лидерские качества руководителя служат остальным людям (тем, кто с ним непосредственно взаимодействует) своеобразным ориентиром в том, как нужно вести себя и поступать в разных случаях. На хорошего специалиста своего дела всегда смотрят и обращают внимание. Он сам своей энергией заряжает позитивом все вокруг. Подлинный руководитель обязательно должен являться экспертом, а это уже подразумевает некоторое отличие от толпы.

Мировоззрение лидера коренным образом отличается от взглядов большинства: он не жалуется на временные неудачи, а смело смотрит вперед, выстраивая грандиозные планы. Только руководитель способен видеть перспективу там, где ее не обнаружит никто другой. Он не боится отличаться даже тогда, когда поступает непривычным образом. Как правило, хорошие организаторы своего дела так или иначе заражают остальных своей кипучей энергией, льющейся через край. Лидерские качества позволяют выходить из сложных ситуаций и не повторять совершенных ошибок.

Рассудительность, мудрость

В жизни иногда происходят события, которые могут нас сильно расстраивать. Позиция лидера весьма устойчива, несмотря на внешние раздражители. Он не меняет своего решения, не демонстрирует напоказ слабости. Подходя к сложному решению, берет на себя ответственность за последствия. К такому человеку люди тянутся сами. Все дело в том, что каждому хочется идти за достойной личностью, и выбор всегда окажется на стороне серьезного представителя.

Иногда так сложно сохранять бодрость духа и хорошее настроение, когда дела идут не очень. Большинство людей в подобных случаях тут же опускают руки, сдаются и не хотят больше предпринимать никаких попыток. Истинный руководитель всегда действует мудро и рассудительно. Он не позволяет себе проявлять собственную слабость, всегда нацелен на общий результат.

Забота о других

Это может показаться странным и вызывать некоторое недоверие, но истинный лидер никогда не думает только о себе. Если он так поступает, значит, на самом деле грош ему цена. Тот, кто принял на себя ответственность, стремится обеспечить подчиненных чувством покоя и безмятежности и тем самым заслуживает у них уважение. Лидерские качества в обязательном порядке подразумевают следование своему внутреннему голосу и учет пожеланий окружающих. Эгоистичному человеку не удастся сделаться всеми уважаемым.

Смелость, отважность

В жизни иногда случаются ситуации, когда требуется действовать быстро, уверенно, предпринимать активные действия. Лидерские качества руководителя видны сразу невооруженным глазом: он смело совершает поступки, на которые обычный человек едва бы отважился, постоянно старается просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед. Дальновидность – его отличительная черта.

Терпение, лояльность

Человеку свойственно ошибаться. Прирожденный лидер умеет признавать собственные ошибки и не стремится идеализировать других людей. Вообще, он свободен от каких бы то ни было иллюзий, потому как строит отношения с подчиненными на основе истинного доверия.

Быть лояльным для лидера – не значит прибегать к излишней демократии и способствовать развитию попустительства. Терпение выражается в стремлении лучше понять окружающих людей, истинные мотивы их поступков. Заботливый руководитель всегда находится в курсе того, чем живут его подчиненные, что их в действительности радует и печалит.

В решении конфликтных ситуаций лидер опирается как на свой собственный опыт, так и на знания, полученные из самой жизни. Чтение книг, самообразование также имеют для него большую ценность как неиссякаемый

Как определить лидера среди детей

Ребятишки все разные, с этим трудно спорить. В одной и той же семье могут появиться на свет дети с совершенно противоположными характерами. Разумеется, и взгляды на жизнь у них будут совершенно различными. Выявление лидерских качеств – это задача, не представляющая особенной сложности. Как правило, такие вещи сами собой сразу бросаются в глаза. Как ведут себя эти дети?

Даже будучи малышами, они не позволяют кому-то руководить их мыслями и поступками. В детском саду детки не слушаются своих воспитателей, стремятся получить в свое распоряжение лучшую игрушку. Они любят бывать в центре внимания, как правило, участвуют во всех мероприятиях, все время находятся на виду у всего коллектива. Обычно негативные чувства, будь то гнев или неудовольствие, сразу же выражаются открыто. В школе эти дети тоже активны и любят привлекать к себе внимание окружающих. Они часто придумывают разные проказы, а более спокойные ребята идут за ними вслед, доверяя им.

Лидерские качества детей не ограничиваются только стремлением подчинить этот мир себе. В некоторых случаях эти ребята весьма охотно делятся с окружающими, делают что-то для других. Но только тогда, когда сами внутренне преодолели свой собственный страх, связанный с неизвестностью. Дети-лидеры любят все новое, у них сильно развита познавательная деятельность.

Лидерские качества подростков

В возрасте тринадцати–пятнадцати лет дети прощаются с детством. Именно в этот период большинство тинэйджеров проявляют себя не самым лучшим образом: спорят со взрослыми, совершают необдуманные поступки, обижаются на весь окружающий мир по пустякам. Таким образом они борются за свою независимость, отстаивают индивидуальность характера.

Подростки сами по себе стремятся к активности, а лидеры среди них могут даже враждовать между собой. Они придумывают различные мероприятия, организуют свои внутриколлективные группы и сразу становятся их негласными «атаманами». При этом пол не играет совершенно никакой роли. Девочка-подросток может быть столь же активной и напористой, как и мальчик.

Надо признать, что дети пубертатного периода не прощают друг другу намеренные подлости. Так и возникают конфликты, которые вместе с тем могут пройти со временем: дети их просто перерастут. Отрочество – это время осознания себя, и лидеры здесь имеют решающее значение. Именно за ними идут остальные, им подражают и на них равняются.

Развитие лидерских качеств

Воспитание победителя – задача нелегкая. Этим желательно заниматься с самого раннего возраста, когда ребенок растет. Однако нельзя ломать психику малыша: если вы видите, что он по характеру совершенно другой, не настаивайте.

Но как быть взрослым людям, которые решили стать духовно сильнее, поверить в собственный успех? Неужели отказаться от мечты и смириться с неприглядной суровой действительностью? Нет, конечно, сдаваться точно не стоит. Начинать нужно с малого. Для начала следует тренировать волю, затем силу характера. Для этого намеренно создавайте ситуации, в которых требуется проявить твердость и мужественность. Со временем вы увидите, что делать это вам становится намного проще. Возьмите ответственность на себя. Имеющиеся победы и поражения – только ваша заслуга.

Великие умы человечества

Люди, творившие историю, безусловно, были лидерами. Без них, наверное, не совершались бы удивительные открытия, не двигался вперед технический и научный прогресс. Если бы все люди были пассивными и сомневающимися в себе, мир остановился бы в своем развитии. Великие ученые и мыслители с самых древних времен стремились выразить в деятельности индивидуальность и ради нее готовы были терпеть различные неудобства, страдания, некоторые с самоотверженной стойкостью шли на смерть. И все это совершалось с одной-единственной целью – изменить внешние условия, сделать величайший прорыв в истории.

Может ли творческий человек стать лидером?

Художников, писателей и поэтов принято считать излишне нежными созданиями, которые постоянно витают в облаках. В связи с этим напрашивается вопрос о том, может ли такой человек брать на себя ответственность преображать жизнь. Безусловно, да. Творческий человек на самом деле всегда живет во имя будущего, он посредством своей деятельности меняет окружающую действительность. Только изменения эти приходят не сразу, и поэтому результаты сначала не видны. Творец – негласный лидер, ведь он мыслит нешаблонно, индивидуально, согласуясь со своей внутренней природой.

Таким образом, лидерские качества могут быть проявлены в любой профессии и абсолютно в разных сферах деятельности.

Рассмотрим, какую роль лидерство играет в вашем проекте и то, к чему вам, возможно, потребуется обратиться. Лидер должен вдохновлять и мотивировать свою команду и убедиться, что она работает. Однако если лидер не имеет силы выполнять поручения в срок или возможности идти до конца и работать над проблемами, то лидерские качества не будут работать из-за неспособности выполнять свои функции и решать вопросы. Вдобавок к этому, будучи не в состоянии делегировать и следить за ходом исполнения поручений, есть риск потерять уважение членов команды. Лидерство и управление в простом понимании, в конечном счете, сводится к одному – удовлетворительному завершению поставленных задач. Лидерство может быть использовано для ускорения выполнения задач, но это ограничивает качество получаемого опыта, так как мало кто может узнать что-нибудь из этого. Лидерские качества делают лучше как конечный результат, так и получаемый опыт.

Проанализируйте свои собственные сильные и слабые стороны для лучшего понимания лидерства. В бизнесе это часто делается при помощи анализа SWOT, который показывает сильные и слабые стороны компании в соотношении с возможностями и рисками. Он также может быть применен с большим успехом к личному лидерству. Для этого вам нужно просто записать то, что вы чувствуете, ваши сильные стороны (и т.д.), а затем позволить другому человеку письменно составить свое объективное мнение о вас. Это открывает дорогу для идей и позволит вам увидеть проблемы, о которых вы могли не быть в курсе. Преимуществом данного метода является то, что понимание других людей на тонком уровне может прийти только после того, как вы познаете себя. Только когда мы сможем успешно определить характер и привычки нашего собственного разума, мы сможем увидеть мотивы других людей, а также разработать эффективную модель поведения. Рассмотрим, что представляют из себя ваши собственные моральные принципы. Лидер без моральных принципов, считающий, что для достижения цели любые средства хороши, иногда может быть сильнейшим, но в то же время самым слабым лидером. Это очень сложный парадокс. Потому что человеку, который имеет сильное чувство границ относительно того, как изменить плохую ситуацию в лучшую сторону, невзирая на свои собственные чувства, даже если это является просто стремлением к поиску выхода, требующего минимальных жертв, нужны силы и, следовательно, такой человек является сильнейшим лидером, поскольку он осознает, что в конечном итоге ситуацию нельзя рассматривать с позиции «мы» или «я». Такой человек может затем вести при помощи своего опыта и мудрости, так как личные чувства часто маскируются моральными принципами и как следствие могут ввести в заблуждение и причинить вред другим. Но человек, который правит железной рукой, основываясь на личных чувствах и мнениях, или же который не взвешивает все «за» и «против» прежде чем действовать, является просто диктатором. Такие люди не имеют большую силу вознести общее благо над своим собственным.

В своих действиях будьте самими собой и руководствуйтесь гуманными принципами. Также, очевидно, как это звучит, удивительно часто люди пытаются наскрести мотивацию и вдохновение внутри, чтобы иметь возможность вдохновлять и мотивировать других. Так же, как одни являются лидерами от природы, другие должны просто стать хорошими лидерами. Природное лидерство, равно как и природная этика, исходит из широкого осознания причины и следствия или действия и результата. Самая важная цель заключается в сопоставлении оценки против собственного опыта. Что действительно имеет значение для проекта? Как цель может быть достигнута с наилучшим исходом? Что необходимо членам команды для роста? Очень часто лидера делает великим способность выходить за пределы личных чувств, чтобы помочь людям увидеть, что только они могут помочь себе быть более продуктивными, более эффективными и умными. Способность сопереживать, проникать в суть и понимать, а не полагаться исключительно на идеи других людей, в жизни поможет вам гораздо больше. Человечество вдохновляет и поддерживает, но чтобы остаться в контакте с реальностью, центром внимания должны стать человеческая природа и способности человека.

Поймите несколько ключевых неписаных правил, которые могут создать или сломать хорошего лидера и оцените себя и свои собственные способности по отношению к ним и то, что является хорошим лидерством для вас.

  • Если вы являетесь формальным лидером, у вас есть право принимать решения и ответственность за последствия таких решений. Полномочия и ответственность идут рука об руку. Попытка заполучить авторитет, одновременно отказываясь от ответственности (и наоборот, быть обремененным ответственностью, не имея никакой власти), является бомбой замедленного действия. Если у вас нет полномочий, чтобы иметь возможность действовать, имеет смысл уйти в отставку как можно скорее. Знайте, кто здесь главный. Главным можете быть на самом деле вы.
  • Никогда делайте пустых угроз. Если у вас в команде есть нечистоплотные участники, которые не заинтересованы в единстве или в выполнении своей работы, и вы намереваетесь предупредить их об увольнении, то исполнение такой угрозы должно быть в пределах вашего контроля. Никогда не угрожайте человеку просто так. Впоследствии реальные угрозы не будут восприниматься всерьез.
  • Установите границы. Как ни странно, мало кто делает это. Многие неумелые руководители хотят думать, что команда работает сама по себе и что члены должны иметь собственную этику и должны работать вместе, но это бывает редко. С самого начала следует знать свои ожидания, как они будут исполнены, кто будет этим заниматься и срок их исполнения, а также границы компании, такие как границы иерархии и обязанностей. Многие лидеры хотят быть лидерами и одновременно переложить всю работу на менеджеров, но это уже другая катастрофа.
  • Поощряйте обсуждения в команде, но придерживайтесь границ. Как и в случае с проведением собрания, важно заметить, когда люди зациклены на проблемах, тратят время впустую или думают о непрактичных вещах.
  • Если вы не можете управлять кораблем самостоятельно, пора подумать о смене карьеры. Вы можете быть руководителем группы, но если вы взаимодействуете с другими управлениями таким образом, что финансирование и управление вашим сектором зависит от других, то если вы не можете исправить эту ситуацию, она станет источником негодования среди других. Также как фигура на носу корабля является важным символом, фактически это всего лишь кусок дерева или металла, который не может установить курс или не дать кораблю затонуть. Кроме того, что вы часто подвергаетесь риску быть уличенными в низкой квалификации, вы можете быть пойманы, когда реальные навыки понадобятся в чрезвычайных ситуациях, а вы будете не в состоянии предотвратить трагедию и катастрофу.
  • Делегируйте. Как руководителю вам важно, чтобы работа была выполнена, но делегирование в понимании лидерства является признаком доверия и веры в способности членов команды. Делегирование позволяет делиться навыками и опытом, что позволяет людям расти, но это должно быть сделано с умом. В делегировании поручения не должны даваться человеку, не способному их выполнить или возмущенному подобным поручением.
  • Изучите язык тела или, в общем, язык тела членов вашей команды. Это не только для того, чтобы знать, когда вам доносят ложную информацию, но и для того, чтобы уметь во время определить существование офисных интриг, которые должны быть рассмотрены как можно раньше. Вы должны изучить свой собственный язык тела, так как были времена, когда лидер должен был действовать как игрок в покер, чтобы сохранить уверенность в себе.
  • Поощряйте образование и опыт. Вы можете устраивать ротацию кадров внутри своей команды, что поможет получить ее членам новые навыки, а вам заполнить пробел, в случае если один из членов команды заболеет. Но это имеет также более широкий смысл; если член команды имеет вкус самостоятельного управления и руководства, у них есть больше понимания, насколько сложной является работа и то, как необходимо действовать хорошему лидеру, чтобы оставаться таковым, равно как и то, что хорошее взаимодействие очень важно. Это относится и к лидеру, и к членам команды.
  • Взвешивайте все «за» и «против», прежде чем совершать или действовать, и при необходимости уделите дополнительное время на рассмотрение последствий, рисков и методов реализации стратегии. Еще один очень важный момент, который может показаться очевидным, согласованность, целостность, изобретательность и надежность являются теми вещами, которые либо делают лидеров сильней, либо ломают их. Как не единожды показывала история, лидеры, которые не принимали свой долг и инструкции серьезно, не добивались успеха. Некоторые новшества оказывались успешными. Несмотря на то, что некоторые лидеры, которым не знакомы хорошая организованность и анализ результатов, смогли эффективно организовать руководство над своими проектами и показать свою природную эффективность, важно общаться с умом и никогда не считать за слабость просить о помощи. Слишком гордый человек, не способный просить о помощи, сеет семена неудачи уже в момент, когда не может обратиться за помощью или советом, когда это действительно необходимо. Когда эмоционально или символически такая неспособность является результатом попыток сохранить лицо, они теряют свою способность действовать и осуществлять изменения или стратегии, а также целостность и способность вдохновлять одним махом. Хороший руководитель очень часто следует за другими и должен быть в состоянии делать это. Правильно не только то, что все с чего-то начинают, но и то, что никто никогда не перестает учиться и расширять опыт и знания. Иногда мы можем чувствовать себя мудрыми и способными, в то же время можем быть ошеломлены в самой простой ситуации.
  • Знайте, что происходит, и оставайтесь в курсе. Не только внутри своей команды, но и внутри компании, у ваших клиентов, поставщиков и в мире вокруг вас. Если вы, работая в одном отделе, не имеете никакого представления о том, что происходит в других отделах или в управлении компанией, то единственный, кто был бы удивлен, если бы ваш отдел закрыли, были бы вы. Это означает, что вам, возможно, придется самим добывать информацию, будь то хорошую, нейтральную или плохую, а не ждать, пока она придет к вам сама.
  • Будьте активны. Как ни странно некоторые лидеры любят или ненавидят это слово. Это означает быть в курсе и действовать исходя из возможных проблем, а также сделать имеющиеся возможности реальностью. Хороший лидер отличается активностью. Как говорится «минутка час бережет».
  • Получайте удовольствие. Работа не должна принимать схему рабовладельца и его рабов, и лидеры, которые не делают различия, в конечном итоге заканчивают мятежом. Придерживайтесь позитивного настроя в работе и помогайте другим работать друг с другом, но не позволяйте границам быть нарушенными, поскольку, когда никто действительно не знает, что уместно, а что неуместно, работа не заладится.
  • Поговорите с другими руководителями и менеджерами и заручитесь идеями. «Консультируйтесь, консультируйтесь, консультируйтесь» фраза, которая присуща многим организациям, ориентированным на лидерство. Вы можете обнаружить, что кто-то уже пытался реализовать идею, и реализация не удалась, или же имеет некоторые идеи на проблемы, существующие у вас, при помощи которых ваши проблемы могли бы быть решены, иногда вы также можете сотрудничать, чтобы сэкономить время и деньги и быть более эффективным. Многие города и страны проводят бесплатные форумы по управлению бизнесом, которые являются фантастическим источником информации и неосязаемым капиталом.
  • Рассмотрите свои собственные личные чувства и слабые стороны ваших лидерских качеств и примите соответствующие действия. Таким образом, вы можете действовать для искоренения своих собственных недостатков. Если вы лидер команды, но не имеете никакого уважения по отношению к своей позиции или команде, то проблемы только и ждут момента свалиться на вас. Устраните проблемы путем создания качественного фундамента и замены поврежденной части структуры команды.

    Как ни странно, может быть даже трагически, люди пытаются сохранить личность и работать насколько возможно отдельно, но «личное» приходит от человеческого понимания, а «бизнес» приходит из опыта управления. Недостатком этого разделения, однако, является то, что человек, который не понимает собственных неудач, будет часто терпеть те же проблемы в личной и деловой сферах и не сможет их преодолеть или избежать. Оба этих понятия должны идти рука об руку с осознанием и широким пониманием причины и следствия, а также действия и результата.

    Эффективный менеджер, безусловно, должен обладать целым набором лидерских качеств, и в связи с этим, крайне важно отметить, что проблема подготовки специалистов в сфере менеджмента, особенности в плане развития лидерских качеств у современных менеджеров, все еще недостаточно исследована, несмотря на наличие вполне достойных научных работ, но, тем не менее, посвященных только лишь отдельным аспектам проблемы.

    Все большее количество ученых и менеджеров-практиков, обращают внимание на педагогическую сторону вопроса обучения лидерству, и отмечают значимость развития у студентов, как будущих менеджеров, не только навыков теории и практики управления, но и одновременно формирования лидерских качеств для успешной профессиональной деятельности в будущем.

    Подчеркнём тот факт, что бизнес-курсы - это по сути своей, достаточно трудоемкий и затратный процесс, к тому же на сегодняшний день в научных исследованиях преобладает мнение о невозможности изменить психологию людей в течение короткого периода времени - развивать сильные, нейтрализовать слабые стороны личности, в том числе и лидерские качества. В научной среде, равно как и от профессионалов в сфере менеджмента всё чаще можно услышать мнение о том, что развивать все это необходимо именно со студенческой скамьи.

    При подготовке специалистов возрастает значение развития личностных качеств, таких как целеустремленность, предприимчивость, порядочность, упорство, коммуникабельность, лидерские тенденции, способность увлекать за собой людей для достижения поставленной цели и др. Бесспорным является то, что все вышеперечисленное должно быть основой подготовки современного менеджера.

    Следует отметить актуальное и крайне важное для современной теории и практики менеджмента исследование С.О. Пожарского, который провел теоретический анализ организационно-педагогических условий, и выделил «…несколько возможных основополагающих методов и форм воздействия на личность, направленных на развитие и совершенствование лидерских качеств, в том числе и тех, которые могут успешно применяться в формате образовательного процесса:

    • 1) Метод ситуационных задач (case-study). Преподаватели используют метод ситуационных задач (case method), как дополнение к лекциям либо как основу для отдельных курсов. Важность кейсов в обучении неоспорима. Кейсы помогают обучающимся развить навыки определения проблемы, анализа ситуаций, оценку альтернативных вариантов, принятие решений. Всего этого трудно достичь, читая лекции. Рекомендуется использовать возможность кейсовых задач как можно больше, так как практикуясь на принятии верных решений, выслушивая мнения других по проблемным вопросам, неосознанно вырабатываются такие качества, как умение анализировать ситуацию, объективность, оперативность, способность адаптироваться и некий опыт в различных сложных ситуациях. Все это, безусловно, можно назвать важными качествами для эффективного лидерства.
    • 2) Жизненный пример. Популярность среди преподавателей и студентов кейсовых заданий вовсе не предполагает полного перехода на этот метод. В учебном процессе, как и прежде, основную роль играют лекции, теоретические знания. Многие преподаватели используют в своих лекциях примеры из реально существующих компаний для того, чтобы сделать теоретические знания более доступными и понятными слушателям курсов, участникам тренингов и семинаров.

    В ходе лекций важно часто приводить примеры по способностям и лидерским навыкам наиболее успешных руководителей известных компаний, подчеркивать их качества, и тот факт, что зачастую совсем не обязательно быть идеально подходящим специалистом для эффективного руководства, важно отмечать и невозможность для личности обладать всеми необходимыми лидерскими качествами от рождения, ведь многие свойства личности можно с успехом развивать» Пожарский С.О. Методы и формы развития лидерских качеств менеджеров гостиничного сервиса в системе СПО // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015. - С. 110..

    3) Элементы тренингов и упражнений. Тренинг означает приобретение навыков через деловые и ролевые игры, упражнения, групповые дискуссии и т. д. Тренинг - это интенсивная форма обучения, нацеленная на практическое освоение приёмов использования той или иной технологии. Тренинги отличаются от любой другой формы обучения активностью всех участников, причём особое внимание уделяется получению практических навыков, необходимых в работе.

    Так, К. Рудестам называет тренинговую форму «ядром обучающего опыта в процессе развития лидерских качеств, а в ряде случаев - единственным успешным методом обучения и изменения человека» Рудестам К. Групповая психотерапия. - 3-е издание. - Издательство: Питер, 2012. - С. 98.. На тренинге обучение происходит в режиме действий, анализа полученного опыта, обратной связи участников, что даёт возможность исследовать свои собственные успешные и не очень методы работы и стратегии взаимодействий с другими людьми, а также извлечь уроки и многому научиться в безопасной ситуации тренинга.

    4) Суггестивные методы. Сугестопедагогика - психотерапевтическое течение мировой педагогики, прошедшее длительный путь развития, в течение которого изменялись ее суггестивные учебные методы: гипнопедический и ритмопедический. Отличительной особенностью этих методов является необычный способ подачи учебного материала, ориентированного на быстрое запоминание

    Воздействие на обучаемого оказывает внешний вид преподавателя (ведущего тренинг), его эмоциональность, интонация, мимика, жестикуляция, своеобразие коллектива, окружающая атмосфера. Отношение обучаемого к изучаемому материалу обусловлено не только содержанием объяснений преподавателя, но и тем, кто ведет это объяснение (имеет огромное значение степень авторитета). Следует отметить, что в высших учебных заведениях, в рамках преподавания такой дисциплины как «психология общения», в календарно-тематический план специалисты рекомендуют внедрять элементы социально-психологического тренинга для развития лидерских качеств и накопления лидерского потенциала личности.

    Кроме того, следует развивать лидерские качества и в рамках стандартных лекций, практических занятий. При составлении планов обучения сотрудников организаций, следует учитывать все вышеописанные методы, элементы и формы. При этом крайне значимую роль следует отводить упражнениям и деловым играм в соответствие с профилем деятельности каждой конкретной организации.

    Что касается развития лидерских качеств и лидерского потенциала личности менеджера, - в этом плане целесообразно организовывать социально-психологические упражнения для развития определенных черт характера. Необходимо подчеркнуть и тот факт, что для обеспечения эффективности процесса формирования лидерских качеств, необходимо соблюдение следующих организационных и педагогических условий:

    • - выявление и развитие лидерских качеств обучающихся в условиях личностно-ориентированного подхода, что позволит им проявлять позицию субъекта управленческой деятельности;
    • - ориентация преподавателей (ведущих тренинги) на новые профессиональные роли (сопровождение и консультирование обучающихся), что способствует более эффективной организации обучающимся самостоятельной деятельности;
    • - обеспечение оперативной диагностики и оценки эффективности процесса формирования лидерских качеств.

    По мнению С.О. Пожарского, с позицией которого мы абсолютно согласны - «наиболее благоприятными для формирования личности лидера будут условия личностно-ориентированного подхода.

    Под личностно-ориентированным подходом следует понимать методологическую ориентацию в педагогической и управленческой деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности как уже состоявшегося менеджера, так и студента-будущего управленца, с целью развития его неповторимой индивидуальности» Пожарский С.О. Методы и формы развития лидерских качеств менеджеров гостиничного сервиса в системе СПО // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015. - С. 111.. Данный подход учитывает, прежде всего, интересы сотрудника организации, и способствует развитию личностных качеств.

    Применение такого подхода, позволит, по убеждению Е.Н. Степановой, - «выявить зарождающиеся лидерские качества обучающегося, создать условия для их успешного формирования. Предоставление возможности выбора способствует развитию самостоятельности, уверенности в своих силах, ответственности за принимаемые решения, укрепление позиций субъекта. Разнообразие видов деятельности и повышение требований к результатам этой деятельности способствуют постоянному росту личности, саморазвитию, что является неотъемлемой чертой лидера» Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. - Москва: ТЦ «Сфера», 2012 - С. 62-63..

    Таким образом, логично будет заключить, что наиболее эффективным, даже несмотря на кажущуюся долгосрочность, будет именно метод воздействия на развитие лидерских качеств менеджеров непосредственно в процессе обучения (переподготовки, повышения квалификации), причем это должны быть целенаправленные и осознанные действия по выявлению и совершенствованию необходимых характеристик для облегчения их практической работы.