Этапы развития английского государства в средние века. Этапы развития английского государства в средние века Англия этап развития средневекового общества таблица

Развитие феодальной государственности в Англии прошло несколько этапов:

1) период раннефеодальной монархии (IX-XI вв.);

2) период сеньориальной монархии (XI – первая половина XIII в.);

3) период сословно-представительной монархии (вторая половина XIII-XV вв.);

4) период абсолютной монархии (конец XV – середина XVII вв.).

Становление феодального государства в Англии было связано с многочисленными завоеваниями Британских островов различными германскими племенами. Так в VII в. сюда вторглись англосаксонские племена, оттеснив местное кельтское население на окраины острова. Англосаксы и основали здесь первые раннефеодальные государства. Новая волна миграции – норманны, а затем датчане, мало повлияли на становление классового общества. Новый импульс развитию государственности и формированию современной английской нации придало покорение Британии в 1066 г. Нормандией (провинцией Франции). Герцог Нормандии Вильгельм стал английским королем, его преобразования во многом определили особенности английского средневекового государства. Его главной отличительной чертой, начиная с XI в., была ранняя централизация, слабость центробежных сил.

Вильгельм Завоеватель подтвердил соблюдение «старинных и добрых» англосаксонских обычаев, чем заложил основу правопреемственности институтов права, вместе с тем королевская власть была усилена за счет сокращения властных полномочий общинных институтов. Основой хозяйства стал манор – совокупность владений одного феодала, в пределах которого феодал имел судебные, законодательные и административные полномочия. Манор был разновидность европейского феода. Усилению королевской власти способствовала особая политика Вильгельма, который не был заинтересован в том, что породить прослойку крупных, независимых от короля вассалов, поэтому конфискованные у англосаксонской знати земли вошли в королевский домен, феодалы изначально получали землю от короля и относительно небольшими участками и желательно в разных областях королевства. Это создавало привязанность вассалов к королю и повлияло на отсутствие возможность отделения крупных феодалов со своими владениями от королевского домена, ибо в каждом отдельно взятом графстве пэры были лишь мелкими землевладельцами, и только совокупность владений делала их крупнейшими феодалами. Завоеватели принесли с собой «лесной право», дававшее возможность объявлять королевскими заповедниками значительные лесные массивы. Король как собственник земли потребовал принесение присяги от всех свободных землевладельцев. Таким образом, принцип «вассал моего вассала – не мой вассал» в Англии не смог утвердиться, что привело к спорам в науке по поводу существования в Англии периода сеньориальной монархии. Разумеется, говорить о раздробленности в континентальном варианте относительно Англии не приходиться, хотя периоды ослабления королевской власти здесь тоже имели место.



В Англии относительно рано утвердился и принцип верховной юрисдикции судебной власти короля. И у подданных было право обращаться не только в манориальный суд , но и в суд короля, который был максимально приближен к населению введением сессий разъездных судов ассизов. В 1086 г. для упорядочения налоговой системы была проведена перепись подданных и их хозяйств. По результатам переписи большая часть крестьян была переведена в разряд зависимого населения, выступая в качестве лично несвободных, наследственных держателей земли – вилланов. Вместе с тем, в отдельных графствах сохранялась прослойка свободных держателей земли – фригольдеров , которые лично были свободны, но держали землю на основе фригольда (нечто близкое континентальной наследственной аренды).

С течением времени лорды , укрепив свою власть, стали выступать в качестве противовеса королевской власти, неоднократно поднимая мятежи против короля (XI-XII вв.), тем более что в этом деле они нашли союзника в лице Католической церкви. Во второй половине XII в. реформы Генриха II способствовали укреплению централизованной власти путем установления бюрократической системы управления и суда. В рамках реформ была модифицирована судебная система. Под юрисдикцию разъездных королевских судов были переведены все уголовные дела и споры по поводу землевладений. Начало процедуры рассмотрения дела было связано с получением королевского приказа по поводу рассмотрения дела конкретному чиновнику. Расследования уголовных дел производились назначаемыми королем шерифами с помощью присяжных, которые потом присутствовали и вовремя рассмотрения дела судом по существу. Высшим королевским судом стал Суд общих тяжб (1175 г.). В рамках судебной реформ споры связанные с наследством перешли к королевским судам, а король стал верховным судьей по делам, рассматриваемым в церковных судах. К значимым реформам Генриха II следует отнести реформирование армии, которая стала создаваться на основе сочетания временного войска (ополчения) и постоянной армии (наемников), воинская повинность была распространена на все свободное население. Наконец, изменена была система налогообложения, в частности, для содержания войска, помимо уплаты феодалами «щитовых денег» и горожанами «тальи», был введен налог на движимое имущества, собиравшийся со всего населения. Таким образом, реформы укрепили королевскую власть и в судебной, и в административной, и в финансовой сферах.

Важным моментом в развитии английской государственности при переходе к сословно-представительной монархии имела Великая хартия вольностей 1215 г. подписанная Ионном Безземельным. Этот акт был создан в период ослабления королевской власти. Лорды, объединившись с духовенством и нашедши поддержку в горожанах, принудили короля даровать конституционные права всем подданным, а также привилегии отдельным сословиям. К конституционным правам относилась свобода передвижения по территории королевства, право на обращение к королю в случае отказа в правосудии, право суда по законам страны, вводился принцип «нет наказания без суда», ограничивался произвол чиновников при взимании налогов. Конечно, большинство статей Великов хартии вольностей касалось феодалов (светских и духовных). В частности, для феодалов был создан «суд равных», тем самым, они были выведены из-под юрисдикции королевских судов, создавался Совет баронов, ограничивавший власть короля, который король к тому же не мог распустить и который мог начать против короля боевые действия, если последний нарушал Хартию.

Возникновение сословно-представительной монархии в Англии связано с началом деятельности парламента в 1265 г. Создание такого органа явилось прямым следствием сеньориальных войн. Королевская власть осознала необходимость компромисса не только в высшим сословием. Но и широкими массами свободного населения, поэтому в парламенте были представлены и рыцари, и горожане. Парламент был двухпалатный и делился на палату лордов (верхняя палата) и палату общин (выборная нижняя палата). К концу XIII в. утверждается порядок выборов в нижнюю палату: по два представителя от графств и по два представителя от городов. В 1430 г. был установлен избирательный ценз, в частности в графствах избирателями могли быть фригольдеры, получавшие не менее 40 шиллингов годового дохода. К XIV в. полномочия парламента расширились, и помимо вопросов санкционирования введения новых королевских налогов, парламент приобрел право законодательной инициативы и право выступать в качестве судебного органа в отношении министров короны (верхняя палата). Право обращений с петициями и просьбами к королю. Судебные полномочия заключались в праве нижней палаты возбуждать перед палатой лордов процедуру импичмента в отношении должностных лиц в случае злоупотребления ими властью. Парламент получил право объявлять преступными те или иные злоупотребления королевских чиновников, при этом издавался специальный акт – билль об опале .

В данный период наряду с парламентом получил развитие и другой государственный орган – Королевский совет, представлявший собой узкую группу лиц при особе короля, которые участвовали в осуществлении высшей судебной, исполнительной и законодательной власти.

С конца XV в. в Англии возникают условия для перехода к абсолютизма, что было связано с формированием в недрах феодализма буржуазного способа производства. Система огораживаний, приведшая к повсеместному сгону крестьян с земли, распространению товарного овцеводства, создавала условия для развития рынка наемной рабочей силы и переходу от цехового к мануфактурному производству. Мануфактуры – капиталистические предприятия, основанные на применении ручного труда, но со специализацией технологического процесса внутри предприятия, заводились не только купцами, но и новыми дворянами (джентри). Выход Англии на мировой рынок, участие её в великих географических открытиях – дали толчок бурному развитию процесса первоначального накопления капитала.

Разумеется, изменилась и социальная сфера. Так, английское крестьянство стало лично свободным с сохранением деления на фригольдеров, которые за держание земли платили арендную плату, и копигольдеров, которые за землю выполняли феодальные повинности. В XVI-XVII вв. идет рост наемных рабочих, государство активно помогает его формировать изданием жестоких законов против бродяжничества. Феодалы разделились на новое дворянство, ведущее свое хозяйство по-капиталистически, и старое, использовавшее различные феодальные формы эксплуатации поземельно зависимых крестьян. Наконец, активно формируется, осознавая свою политическую и экономическую силу буржуазия – новый общественный класс. В этих условиях создается возможность для английской короны усилить свою власть за счет лавирования между интересами буржуазии и дворянства. Активно помогая буржуазии в расширении своего влияния на внутреннем и внешнем рынке, в захвате колоний, английская корона традиционно продолжает опираться на в политической сфере на дворянство.

Особенностью английского абсолютизма был его «незавершенный» характер. Длительный период вместе с королем продолжал действовать парламент – орган, ограничивавший власть короля, напоминавший ему о «старинных английских вольностях». Исключением было беспарламентское правление (с 1628 – 1640 гг.) Карла I Стюарта, как известно, закончившееся буржуазной революцией. Этот факт дал основание части историков ставить под сомнение существование в Англии абсолютизма, или, по крайней мере, вести речь о кратковременном характере абсолютной монархии. Вместе с тем, в XVI-XVII вв. наблюдалось усиление королевской власти, увеличение численности и роли бюрократического аппарата. К XVII в. парламент практически утрачивает свои властные полномочия, пытаясь чаще всего безуспешно напомнить королю о них. К тому же король учреждает новые органы, укреплявшие его безраздельную власть: Тайный совет, которому были переданы полномочия исполнительной власти, Звездная палата – чрезвычайный суд по политическим делам, Высокая комиссия – церковный суд, преследовавший пуритан, подчинявшийся напрямую королю. Таким образом, к XVII в. в руках короля оказались все полномочия судебной, исполнительной и законодательной власти, парламент, вследствие социальный изменений, не мог в данный период выступать фактическим противовесом власти короля, хотя номинально он являлся действующим органом, созыв которого или роспуск зависел от королевской воли.

Первые раннефеодальные государства в Англии стали образовываться в результате разложения родоплеменных отно­шений среди англосаксонских племен. В течение IX -XI вв. в Англии окончательно побеждают феодальные отношения: все свободное население несет различные тяготы в пользу государства, зависимые и крепостные крестьяне - в пользу феодалов, об­ладающих над ними судебной и личной властью.

Вся власть в государстве сосредотачивается в руках короля и знати, которая образует королевский совет - уантагемот собрание мудрых »). Именно уантагемот становится высшим органом государственной власти. Без его согласия король не имел права ни издавать законы, ни осуществлять какие-либо другие важные государственные мероприятия.

Новый этап истории английской феодальной государствен­ности связан с завоеванием страны в 1066 г. норманнским гер­цогом Вильгельмом Завоевателем, ставшим английским королем Вильгельмом I .

После норманнского завоевания в Англии было образовано централизованное государство с сильной королевской властью.

Королю принадлежали верховные права на все земли страны, что обеспечило ему власть над феодалами. В руках короля были сосредоточены законодательная, судебная и военная власть.

При короле действовала так называемая Королевская курия - совещательный орган из знати и приближенных короля. Высши­ми должностными лицами были: маршал, командующий войском; камерарий, управляющий землями и имуществом короля; канц­лер, руководитель королевской канцелярии; юристиарий, первый помощник короля, замещавший его во время отсутствия.

В начале XII в. из Королевской курии выделяется специальный орган, ведавший исключительно вопросами финансов, - палата Шахматной доски.

1. Основными этапами развития английского феодального государства являются:

· период англосаксонской раннефеодальной монархии (IX - XI вв.);

· период централизованной сеньориальной монархии (XI - XII вв.);

· период сословно-представителъной монархии (вторая половина XIII в. - XV в.);

· период абсолютной монархии (конец XV в. - середина XVII в.).

2. Основные черты общественного строя

В I в. н. э. Британия была одной из окраинных провинций Римской империи.

В начале V в. н. э. римское владычество здесь прекратилось. Началось завоевание Британии англосаксами - северогерманскими племенами англов, саксов и ютов, оттеснивших кельтское население (бриттов) на окраины острова.

К концу VI в. на территории Британии образовалось семь раннефеодальных королевств (Уэссекс, Сассекс, Кент, Мерсия и др.), которые в IX в. под главенством Уэссекса объедиинились в англосаксонское государство - Англию.

Главной особенностью становления феодализма у англосаксов является сохранение в течение длительного времени свободной сельской общины.

В первое столетие после завоевания основу общества составляли свободные крестьяне-общинники (керлы) и знатные люди (эрлы). Родовая знать сначала занимала особое положение, но постепенно была оттеснена дружинниками, на которых опирался король, утверждая свою власть, и которым он раздавал земельные пожалования - общинные земли вместе с жившими на них крестьянами. Крестьяне несли в пользу земельных собственников повинности и становились лично зависимыми от своих господ. Те крестьяне, которые оставались свободными, выполняли повинности в пользу государства.

По мере роста социального неравенства и разложения общины эрлы превращались в крупных землевладельцев.

К XI в. благодаря поддержке как со стороны королевской власти, так и церкви, поощрявшей развитие феодальной собственности на землю и оправдывавшей закабаление крестьян, общинные отношения были заменены феодальными.


3. Характеристика государственного строя

В англосаксонскую эпоху потребности обороны в борьбе с набегами норманнов и необходимость сплочения всех сил господствующего класса с целью преодоления сопротивления крестьян закрепощению создали предпосылки для возвышения и укрепления королевской власти. Несмотря на то, что еще сохранялись отношение к королю как к военному предводителю и принцип выборов при замещении престола, монарх постепенно утвердил:

· свое право верховной собственности на землю;

· монопольное право на чеканку монеты, пошлины;

· право на получение натуральных поставок со всего свободного населения;

· право на военную службу со стороны свободных.

Королевский двор сделался центром управления страной, а королевские приближенные - должностными лицами государства. Высшим государственным органом был витанагемот - совет витанов , в который входили король, высшее духовенство, светская знать. Основными функциями совета витанов были избрание королей и высший суд. Местное управление в Англии сохраняло принципы территориального самоуправления.

Главными территориальными единицами страны в X в. стали 32 округа -графства, центрами которых были укрепленные города. Наиболее важные местные дела дважды в год обсуждались на собрании графства. В нем должны были участвовать все свободные люди округа. Города и порты имели свои собственные собрания, со временем превратившиеся в городские и купеческие суды. Существовали также собрания деревень.

Графство возглавлял элдормен, назначаемый королем с согласия вита-нагемота из представителей местной знати и руководивший собранием графства, а также его вооруженными силами.

К X в. приобретает полицейские и судебные полномочия личный представитель короля - герефа (назначался королем из среднего слоя служилой знати), надзирающий за своевременным поступлением в казну налогов и судебных штрафов.

Англосаксонский период Британии

С конца I в. и до конца IV в. бритты (кельты) находились под властью Рима. С III в. острова стали подвергаться нападению германских племен. В начале V в. римляне вынуждены были покинуть Британию и туда тут же вторглись германские племена саксов, англов и ютов . Образуется несколько англосаксонских протогосударств. В результате их борьбы между собою образуются три королевства, из которых постепенно выделяется Уэссекс (королевство западных саксов), которое в первой половине IХ в. объединило остальные государства. С конца VIII в. Англия подвергается набегам датчан, но англосаксам удается сохранить свою самостоятельность. В начале ХI в. датчане вновь напали на Англию и подчинили ее. Страна перешла под управление датской династии. После смерти короля Кнута Великого в 1035 г. государство распалось, но в 1042 г. английская корона вновь оказалась у англосаксонской династии уэссексов. После смерти короля Эдуарда Исповедника в 1066 г. королем избирается Гарольд. В том же году герцог Нормандии, также претендо-вавший на королевский престол, вторгается в Англию и завоевывает ее.

Общественный строй. У англосаксов существовали родовые общины, члены которой занимались земледелием. Впоследствии появляются соседские общины. Из общинных земель семьи получали гайды (земельный надел 120 акров или 50 га). Население в основном было свободное – кэрлы. Выше их стояли эрлы , обладавшие несколькими гайдами. Полусвободные – лэты – являлись арендаторами чужой земли. Существовало и рабство.

С укреплением частной собственности на землю из рядов кэрлов выделяются зажиточные крестьяне, владевшие пятью гайдами. Они зачислялись в королевские дружинники (тэны).

В VII в. англосаксы принимают христианство, что становится важным объединяющим фактором страны. Начинаются развиваться феодальные отношения, что способствует развитию коммендации. Феодальные покровители кэрлов назывались глафордами или лордами , постепенно сосредоточившими в своих руках публично-правовые полномочия. Село превращается в барское поместье (мэнор ).

Государственный строй . Низшей единицей являлось село, на сходе которого (галимот ) разрешались разнообразные дела, выбирался староста. Несколько сел объединялись в сотню, собрание которой происходило ежегодно. Исполнительная власть в сотне принадлежала выборному старосте. С усилением королевской власти во главе сотни стал королевский сотник (герефа ). Несколько сотен образовывали графство, с собранием два раза в год. Во главе графства стоял эльдормен , назначавшийся королем из местной знати. Представителем короля в графстве был шериф , который постепенно оттеснил эльдормена.

Высшим органом власти являлся витанагемот (совет Витанов, «мудрых») в составе короля, епископов, высших дворцовых сановников, дружинников, представителей знати. Витанагемот избирал и низлагал королей. «По совету и с согласия» витанагемота король издавал законы, решал вопросы войны и мира, вводил налоги. «Совет мудрых» являлся верховным судом.

Сословно-представительная монархия

Норманнское завоевание в 1066 г. сопровождалось внесением изменений в социальный и политический строй Англии. Вильгельм Завоеватель объявил все земли своими и раздавал их своим вассалам (баронам), которые служили королю и платили ему налоги. Тем самым в Англии не образовалось сплошных земельных владений крупных феодалов. Духовенство было устранено от участия в общих судах.

В 1086 г. король провел перепись населения («Книга судного дня»). В результате значительная часть свободного населения была переведена в разряд крепостных – вилланов .

При Генрихе II (1154-1189 г.) происходит усиление королевской власти. В результате проведенных реформ он расширил компетенцию королевского суда за счет феодального, учредив суд присяжных. В военной области вместо личной службы баронов он стал с них брать щитовые деньги . Церковь была подчинена королю. Были установлены новые виды налогов.

Бароны стремились к сепаратизму. При короле Иоанне Безземельном они выступили против него и заставили подписать Великую хартию вольностей 1215 г . По ней предусматривалась неприкосновенность прав и вольностей церкви и феодалов. Последние потребовали от короля ограничения феодальных сборов. Они создали суд пэров (суд равных) и заявили, что любой свободный человек может получить в нем защиту и никому не будет отказано в правосудии. Лондон получил статус «вольного города». Лондонские купцы, в том числе и иноземные, получили право вести торговлю без всяких стеснений. Устанавливалось единство мер и весов.

В дальнейшем Хартия неоднократно подтверждалась королями, изменяясь в зависимости от укрепления королевских или баронских позиций. Хартия до сих пор считается первым конституционным документом Англии.

Распри баронов с королем продолжались. Непомерные налоговые требования Генриха III привели к столкновению короля с баронами. В 1258 г. верхушка баронства собралась в Оксфорде и выработала «Оксфордские провизии», требовавшие передачу управления государством в руки баронов. Своекорыстие верхов баронства вызвало оппозицию рыцарей, которая была оформлена «Вестминстерскими провизиями». Это привело к расколу среди баронов. Между королем и баронами началась война. После бегства короля из страны предводитель баронской оппозиции Симон де Монфор становится верховным правителем Англии. В 1265 г. он созывает парламент, пригласив туда представителей от духовенства, баронов и по два рыцаря от графства и по два от крупных городов. Начавшиеся волнения крестьян приводят к расколу среди сторонников Симона де Монфора, часть из них переходит на сторону короля. В начавшейся междоусобной войне войско оппозиции было разбито, а Монфор погиб.

В 1295 г. король Эдуард I созывает «образцовый парламент », и с этого времени в Англии складывается сословно-представительная монархия. Схема выборов в парламент следующая: король лично приглашал верхи духовенства и баронства, кроме этого от каждого графства и от городов выбирались по два представителя. До середины ХV в. сословия заседали совместно, а потом разделились на две палаты: палату лордов (верхнюю) и палату общин (нижнюю). В первую вошли высшее духовенство и дворянство, а во вторую – рыцари и горожане. Впоследствии низшее духовенство вышло из парламента, образовав особую конвокацию.

В 1430 г. для выборов в нижнюю палату устанавливается имущественный ценз в 40 шиллингов годового дохода. Члены парламента жалования не получали. С 1297 г. складывается правило, что без разрешения парламента король не мог устанавливать новые прямые налоги, а потом и косвенные. В ХV в. установился порядок, что обсуждение вопросов о налогообложении должно начинаться с палаты общин. Расширяются права парламента и в законодательстве. В начале ХV в. нижняя палата получила право не только возбуждать ходатайство об издании законодательного акта, но и давать согласие на его издание. Потом ходатайства парламента стали облекаться в форму готовых законопроектов (биллей ), которые король мог утвердить или отклонить (право вето ).

Парламент стремился и к контролю над управлением государством. Однако такие попытки не увенчались успехом, тогда парламент в конце ХV в. устанавливает процедуру импичмента – отстранение королевских советников от должности. В этом случае палата общин возбуждала перед палатой лордов обвинение в злоупотреблении королевскими должностными лицами. Кроме того, в ХV в. появляется акт «Билль об опале», по которому парламент мог прямо объявить преступными деяния конкретных чиновников. Парламент вмешивался и в дела внешней политики, требуя согласия на разрешение вопросов войны и мира.

Государственный строй

В первые столетия после норманнского завоевания власть королей была весьма сильной. Правда, издание законов, взимание налогов и разрешение важнейших государственных дел он осуществлял при участии великого совета, состоявшего из представителей духовной и светской знати и собиравшегося три раза в год. Для управления же текущими делами возникает королевский совет – королевская курия из высших сановников, представителей духовной и светской знати и назначенных монархом иных лиц. Первоначально курия исполняла законодательные, исполнительные и судебные функции, а с усложне-нием государственного управления из нее выделяется Палата шахматной доски , ведавшая финансовыми делами.

Как высшая судебная инстанция королевская курия ведала делами, затрагивающими интересы монарха, рассматривала жалобы на местные суды и споры между непосредственными вассалами короля. Ей принадлежала гражданская и уголовная юрисдикция. Она наблюдала за местной администрацией, посылая своих членов для разъездов на места (королевские разъездные судьи).

После норманнского завоевания возникает должность юстициария, который первоначально замещал короля в его отсутствие. Впоследствии он сосредоточил в своих руках высшее заведование административными и судебными делами.

После юстициария первым сановником считался канцлер – хранитель государственной печати, редактор королевских актов. Он выдавал королевские судебные указы, которые содержали в себе приказ ответчику о его явке в суд для оспаривания требования истца. Вторым сановником являлся казначей, ведавший казной монарха. Военными делами ведали констэбль и маршал.

С ХIII в. функции юстициария переходят к канцлеру. Королевская курия стала называться королевским советом, а с ХV в. – тайным советом , ведавшим делами управления и отчасти суда. При его участи король издавал указы (ордонансы и прокламации).

Местное управление отличалось особенностью, т. к. в его ведение входили вопросы не только местного, но и общегосударственного характера. Представителем королевской власти и высшим должностным лицом в графстве был шериф, назначавшийся королем из представителей местной знати. Он являлся охранителем общественного мира и председательствовал на собраниях графств, обнародовал и исполнял королевские распоряжения, ведал королевскими доходами, возглавлял ополчение.

Полицейскую власть в графствах, сотнях и городах выполняли констэбли, выбираемые из местного населения. Выбирались также коронеры, производившие расследования в случаях насильственной смерти. В конце ХIII в. появляются охранители мира, боровшиеся с разбоями и грабежами на дорогах. С середины ХIV в. на них возлагаются судебные функции о преступлениях против общественного порядка. Они стали именоваться мировыми судьями и замещались от короля. Кроме судебных, они выполняли полицейские функции, заведовали местным хозяйством. С конца ХIV в. возникают собрания мировых судий графства, которые проходили четыре раза в год и назывались «четвертными сессиями ». Местные должности исполнялись бесплатно и замещались местными землевладельцами.

Правовое положение населения

Как и в государствах континента Европы, духовенство в Англии распадалось на высшее и низшее, но не являлось особым элементом сословного строя. Архиепископы и епископы входили в состав верхней палаты парламента, но являлись здесь не представителями духовенства, а вассалами короля. Низшее духовенство входило в низшую палату парламента по выборам. Духовенство имело корпоративное устройство, свои конвокации (съезды). Судебные дела духовенства изымались из-под светской подсудности, но не изымались от государственных налогов.

Дворянство также не представляло собой сословия в понимании этого слова, т. к. не имело особых привилегий: платило налоги, было подсудно единому со свободными гражданами суду, не имело сословного самоуправления. Дворянство было лишь почетным званием, и дворянское достоинство переходило только к старшему сыну. Низшее дворянство именовалось рыцарями.

Отсутствовала резкая сословная обособленность дворян от купцов и промышленников, т. к. дворянство в Англии активно занималось торговлей и промышленностью.

Значительная часть сельского населения состояла из вилланов , которые рассматривались как свободные в отношении всякого лица, за исключением своих помещиков. Они прикреплялись к своим земельным участкам и не имели права его покидать без разрешения своего господина, в отношении которого они находились в личной зависимости. Вилланы несли повинности в пользу господина и уплачивали ему различные сборы.

Следствием развития в Англии товарного хозяйства явилось огораживание общинных земель феодалами, которое стало прогрессировать с ХIII в.

В Англии сохранялась и довольно значительная прослойка свободных крестьян – сокменов . Они освобождались от несения воинской повинности, могли распоряжаться своим земельным держанием: продавать и передавать по наследству. Их споры с феодалами рассматривались в королевском суде.

Постепенно из среды свободных крестьян выделяется зажиточная верхушка – йомены , занимавшиеся кроме земледелия промыслами и торговлей.

Абсолютная монархия

Особенность английского абсолютизма заключается в том, что наряду с королевской властью продолжал действовать парламент и местное самоуправление. Английский абсолютизм считается «незавершенным», «ограниченным », т. к. при нем существовал парламент и орган местного самоуправления – приход.

Усиление королевской власти происходит при династии Тюдоров (1485-1603 г.). Тому способствовала война «алой и белой розы» , подорвавшая силы высшей аристократии. Рост капиталистических отношений в Англии способствовал появлению буржуазии. Часть английского дворянства вступила на капиталистический путь развития (поля стали обращаться в луга для овец, из шерсти которых вырабатывалась знаменитая английская шерсть). Появляется, так называемое, «новое дворянство » – джентри . Союз джентри и буржуазии не только укрепил власть короля, но одновременно сохранил парламент и местное самоуправление.

Усилению власти короля способствовала и английская реформация, в результате которой английская церковь вышла из-под контроля римских пап. В 1534 г. король объявляется верховным главой церкви. С целью усиления единообразия в делах церкви, борьбы с католиками и ересью, в 1559 г. учреждается Высокая комиссия.

Высшим органом управления являлся Тайный совет , в состав которого входили представители знати, «нового дворянства» и буржуазии. Он регулировал внешнюю торговлю, управлял заморскими колониями и т. п. При участии его членов король издавал указы (ордонансы и прокламации ). Тайный совет наделялся и судебными функциями в качестве суда первой и апелляционной инстанции. Усложнение государственного управления приводит к созданию «звездной палаты », представляющей отделение Тайного совета. Она была учреждена для борьбы с феодальным сепаратизмом, постепенно превратившись в борьбу против противников короля с судебными функциями. На местах создаются несколько отделений «звездных палат». Наряду с этим образуется «палата прошений » по гражданским делам, «палата феодальных сборов ». В конце ХIV в. появляется должность королевского секретаря (в ХVI в. их стало два).

На местах создаются должности лорд-лейтенантов , возглавивших мировых судий и полицию (констеблей ). В ХVI в. развивается местное самоуправление – приход , состоящий из приходского собрания и избираемых им должностных лиц. На него были возложены и некоторые государственные функции, к примеру, призрение бедных, содержание дорог и мостов.

Общественный строй

Английская реформация изменила положение духовенства, которое подчинилось светской власти. Были упразднены и монастыри. Духовенство вытесняется с ряда высших гражданских должностей, например канцлера. Приходское сельское духовенство окончательно попало в зависимость от землевладельцев, ставших их патронами. Однако реформация расширила правоспособность духовенства, например право вступать в брак.

Междоусобные войны второй половины ХV в. (война «алой и белой розы» ) значительно уменьшили количество феодальной аристократии. Выдвигается среднее сельское дворянство (новое дворянство) , которое повело свое хозяйство на капиталистических основах.

В ХVI в. почти отмирает личная зависимость крестьян. Вилланское держание постепенно переходит в копигольдерское, т. е. владение земельным участком на основе обычая манора, по записи (копии). Копигольдеры являлись срочными или наследственными.

Наряду с ними существовали фригольдеры – свободные держатели земли (наследственно или пожизненно) внутри манора на условии несения военной службы.

Источники права феодальной Англии

Как и на континенте Европы, основным источником английского права был обычай. В англосаксонский период появляются сборники обычаев – Правда Этельберта (VI в.) , Правда Инэ (IХ в.), Законы Кнута (ХI в.). После норманнского завоевания начали складываться отличительные от континентальной Европы особенности английского права. К моменту завоевания норманнами в Англии не существовало общеобязательных для населения источников права, не было единой судебной системы. Единое «Общее право» (т. е. общие для всего населения обычаи) стало складываться, начиная с ХII в., когда королевские суды стали преобладать над судами графств, сотен и феодалов. Особенно это проявилось при Генрихе II, когда истцу было предоставлено право рассматривать дело по выбору – земскими феодальными судами или королевскими «разъездными судьями ». Королевские судьи с ХII в. становятся профессиональными и решают дела по обычаям («праву страны »), а также руководствуются и предыдущими решениями судов и предписаниями королевских «указов ». Каждый «указ» выдавался шерифу по конкретному делу, составлялся по определенному образцу и обусловил строго формальный характер королевского судебного процесса. Генрих II установил, что феодальные суды не могли разбирать земельные дела без наличия «указов», получение которых стало обязательной начальной стадией судопроизводства. В ХIII в. по причине многочисленности «указов» появляется «Реестр указов» как официальный справочник по общему праву. «Указы» сыграли большую роль в образовании английского «общего права », т. е. права для всей страны и сословий. «Общее право» – это решения королевских судов, закрепленные в судебных протоколах («свитки тяжб »). Ссылка на содержавшиеся в них дела подтверждала наличие того или иного правила или принципа в английском праве. В 1180 г. появляется королевский суд «общих тяжб» , компетенция которых в ХIII в. перешла к «суду королевской скамьи». Дела в «указы» заносились без системы, значит, пользоваться ими было затруднительно. Потому с середины ХIII в. сведения о судебных делах судьи стали черпать из «ежегодников» – отчетов о наиболее интересных судебных делах. Принцип «общего права » заключался в прецеденте , т. е. в ссылке на предыдущие судебные решения по сходному делу на основании совпадения или аналогии.Прецедент становится обязательным для судей, которые не могли игнорировать содержание сходных решений высших судов.

Наряду с «общим правом », приобретают значение и статуты – билли, принятые обеими палатами парламента и одобренные королем. Они имели обязательную силу для королевских судов, дополняя и изменяя «Общее право» по многим вопросам.

«Общее право» отличалось крайним формализмом. В результате, из-за несоблюдения формальностей даже правое дело могло быть проигранным. Поэтому, начиная с ХIV в., возникает система «справедливости », которая существовала параллельно с «общим правом». Король как верховный судья мог рассмотреть дело в порядке «милости» и не по «праву страны», а по «справедливости». С увеличением обращений к монарху за судебной «справедливостью» он передал их канцлеру («суд канцлера »).

В ХVI в. появляются сборники судебных решений, составленные частными лицами, а также ученые трактаты об английском праве – Литтльтона о поземельных владениях – о видах земельного права (конец ХVI в.), Фортескью «Похвала английским законам» (вторая пол. ХV в.). В ХVII в. главный судья «общих тяжб» Кок составил «Институции законов Англии». Английские суды постепенно стали практиковать ссылки на сочинения наиболее видных правоведов. Эти сочинения и судебные решения восполняли и корректировали друг друга, составляли ветвь «общего права».

В Англии заимствования из римского частного и канонического права не получили развития, потому оно не стало там источником права.

Становление феодального государства в Англии связано с многочисленными завоеваниями Британских островов племенами германского и скандинавского происхождения. Римское завоевание оставило о себе практически только архитектурные и лингвистические памятники (названия местечек, городов). После ухода римлян в V в. н.э. населявшие Англию кельтские племена подверглись вторжению германских племен англов, саксов и ютов, оттеснивших кельтское население на окраины острова (Шотландия, Уэльс, Корнуэлл)-В VII в. англосаксы приняли христианство и образовали семь ран-нефеодальных королевств (Уэссекс, Сассекс, Кент, Мерсию и др.), которые в IX в. под главенством Уэссекса образовали англосаксонское государство - Англию. В начале XI в. английский престол был захвачен датчанами, которые правили вплоть до возвращения англосаксонской династии в лице Эдуарда Исповедника (1042 год)-

В 1066 г. правитель Нормандии герцог Вильгельм, имея благословение римского папы и французского короля, высадился с войском на остров и, разгромив англосаксонское ополчение, стал английским королем. Нормандское завоевание оказало большое влияние на дальнейшую историю английского государства, которое развивалось в основном аналогично средневековым государствам континента. Вместе с тем отличительной чертой его эволюции начиная с XI в. стала ранняя централизация, отсутствие феодальной: раздробленности и быстрое развитие публичных начал королевской власти .

В качестве главных этапов развития английского феодального государства можно выделить:

1) период англосаксонской раннефеодальной монархии в IX- XI вв.;

2) период централизованной сеньориальной монархии (XI- XII вв.) и гражданских войн за ограничение королевской власти (XII в.);

3) период сословно-представительной монархии (вторая по-ловина XIII-XV в.);

4) период абсолютной монархии (конец XV - середина XVII в.).

30. Право средневековой Англии: источники, системы, этапы развития

Феодальное право Англии отличалось сложностью, запутанностью, что было связано с особыми путями его формирования. До нормандского завоевания в XI в. основными источниками права в Англии были обычай и королевское законодательство. Первые правовые сборники стали появляться здесь еще в VI в

Политика первых нормандских королей, начиная с Вильгельма Завоевателя, также была направлена на соблюдение "старинных и добрых англосаксонских обычаев". В это время, таким образом, уже зарождается традиция стойкой исторической преемственности английского права. С деятельностью на постоянной основе королевских разъездных судей при Генрихе II (XII в.) и было связано формирование "общего права" страны. Оно рассматривало прежде всего "тяжбы короны", то есть дела, представляющие прямой интерес с точки зрения возможных доходов казны: о феодальных правах монарха, об обнаружении кладов, о подозрительных смертях и нарушениях королевского мира, о злоупотреблениях королевских должностных лиц. Кроме того, рассматривались ими и "общие тяжбы" или "тяжбы народа" по жалобам, поступающим к королю.

Результатом формализма, дороговизны, медлительности, общей неспособности "общего права" решительно трансформироваться в связи с меняющимися историческими условиями стало появление в Англии в XIV в. "суда справедливости" и последующего формирования еще одной правовой системы, "права справедливости". " Основные принципы "права справедливости", часть которых была заимствована из "общего права", сведенные в определенную систему норм в XVII в., сохранили свое значение до наших дней. Главный из них заключается в том, что "право справедливости" - это "милость короля", а не исконное право потерпевшего. На "право справедливости" нельзя претендовать во всех случаях нарушения прав, так как оно носит дискреционный характер, то есть зависит от усмотрения суда.

Особый характер развития прецедентного права потребовал обращения и к трудам английских правоведов, которые очень рано стали выполнять роль гидов в лабиринтах двух систем английского права.

Первый правовой трактат был написан при Генрихе II, его юстициарием Гленвиллем в XII в. В сферу внимания английских правоведов все чаще попадают и нормы статутного права, значение которых со временем все больше возрастает. Статуты - парламентские акты стали отличаться от других источников права средневековой Англии тем, что их законность, в отличие от их толкования, не могла обсуждаться в судебном порядке. Особое место среди источников средневекового права Англии заняли также нормы торгового и канонического права. Дело в том, что в портовых городах Англии, ставших с конца XIII в. важными центрами международной торговли, вместе с оптовыми ярмарками по продаже шерсти, сукна, металлов развилась целая сеть специальных судов. В XIV в. суды по оптовой торговле действовали уже в 614 английских городах.

ХРОНОЛОГИЯ АНГЛИЙСКОЙ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ХРОНОЛОГИЯ АНГЛИЙСКОЙ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Рубрика (тематическая категория) История

Контрольные вопросы

Англия в период абсолютной монархии. С конца XIV в. в Англии быстрым темпом идет преобразование феодального землевладения в капиталистическое, что означает ликвидацию барщины, падение феодальной ренты, сдачи барской земли в аренду крестьянам за сравнительно умеренную плату, уничтожение крепостного права и превращение крепостных крестьян в копигольдеров.

Глава 11. Государство и право Англии в средние века.

Контрольные вопросы

· Что такое ʼʼСвященная Римская империя германской нацииʼʼ?

· Перечислите основные черты Германии в раннефеодальную эпоху.

· Что такое ʼʼландтагʼʼ и рейхстагʼʼ?

· Какую роль в развитии государственности Германии сыграл документ ʼʼЗолотая буллаʼʼ?

· Почему германская абсолютная монархия принято называть ʼʼкняжескойʼʼ?

· Было ли развито городское право в средневековой Германии?

Этапы развития английского феодального государства. Историки считают основными этапами развития английского феодального государства:

1) период англосаксонской раннефеодальной монархии (V- -XI вв.);

2) период централизованной сеньориальной монархии (XI- -XII вв.);

период сословно-представительной монархии (вторая половина XIII в. - -XV в.);

3) период абсолютной монархии (конец XV в. - -середина XVII в.).

Феодальное государство англосаксов возникло на полуострове, именуемом Британией. Ранее французы называли Британией всœе острова, расположенные на севере от Франции. Название ʼʼАнглия ʼʼ вошло в обиход позднее, с X в, когда часть Британских островов была покорена одним из могущест­венных пэров Франции бароном Вильгельмом Нормандским. Он и на­звал страну Англией (сх. 9).

Коренными обитателями Британии были бритты, позже - - кель­ты. В I в. до н.э., воспользовавшись междоусобными племенными войнами, которые вели между собой аборигены, Британию поработили римляне, удерживая ее за собой почти 500 лет. В I в. н. э. Британия была одной из окраинных провинций Римской империи. При этом, после распада Римской империи ее легионы покинули Британию. Началось заво­евание Британии англосаксами - - северогерманскими племенами англов, саксов и ютов, оттеснивших кельтское населœение (бриттов) на окраины острова.

На терри­тории Британских островов в V в. возникли кельтские и британские протогосударства. История их становления и развития до сих пор недостаточно изучена. Сведения о существовании таких государств содержатся в легендах и мифах о "рыцарях круглого стола" и короле Артуре. Есть предположения, что эти государства находились на более высоком социально-политическом уровне по сравнению с англо-саксами и ютами того времени. Дальнейшему развитию протогосударств бриттов и кельтов помешали начавшиеся с V в. вторжения германских племен (англов, саксов и ютов).

Вскоре на территории Британии, за исключением Уэльса, Корнуэла и Шотландии, возник ряд варварских королевств. В VII в. на севере Британии образовались три королевства - - Уэссекс, Эссекс и Сессекс. В центре и на севере, где посœелились англы, возникли коро­левства Нортумбрия, Мерсия и Восточная Англия. На юге страны обосновались юты, образовав государство Кент. Главенствующую роль среди этих королевств сначала играли Нортумбрия и Мерсия, но с VIII в. всœе семь королевств создали единое государство под главен­ством Уэссекса. Первым его королем стал Экберт. Это объединœение было вызвано крайне важно стью, с одной стороны, решения общих го­сударственных задач, с другой - подавления сопротивления завоеванных народов (бриттов и кельтов) и порабощения собственного народа - - свободных крестьян-общинников.

Немаловажную роль в объедини­тельном процессе сыграло принятие в VII в. христианства, а позднее - - борьба против нашествия скандинавских племен, главным образом датчан (IX- -XI вв.). Все эти факторы способствовали преобразованию существовавших у англосаксов до их вторжения в Англию протогосу­дарств в государство. Традиционно история государства и права Анг­лии в литературе начинает освещаться с истории становления и разви­тия англосаксонских королевств.

В первое столетие после завоевания основу общества составляли сво­бодные крестьяне-общинники (керлы) и знатные люди (эрлы). Родовая знать сначала занимала особое положение, но постепенно была оттеснена дружинниками, на которых опирался король, утверждая свою власть, и которым он раздавал земельные пожалования - - общинные земли вме­сте с жившими на них крестьянами. Крестьяне несли в пользу земель­ных собственников повинности и были лично зависимыми от своих господ. Те крестьяне, которые оставались свободными, выполня­ли повинности в пользу государства (сх. 10).

По мере роста социального неравенства и разложения общины эрлы превращались в крупных землевладельцев - - лэндлордов.

К XI в. благодаря поддержке как со стороны королевской власти, так и церкви, поощрявшей развитие феодальной собственности на землю и оправдывавшей закабаление крестьян, общинные отношения были заме­нены феодальными.

В англосаксонскую эпоху потребности обороны в борьбе с набегами норманнов и крайне важно сть сплочения всœех высших социальных слоев с целью преодоления сопротивления крестьян закрепощению создали предпосылки для возвышения и укрепления королевской власти. Не­смотря на то, что еще сохранялись отношение к королю как к военно­му предводителю и принцип выборов при замещении престола, монарх постепенно утвердил: свое право верховной собственности на землю; монопольное право на чеканку монеты, на сбор пошлин; право на получение натуральных поставок co вcero свободного населœе­ния; право на военную службу со стороны свободных.

Королевский двор сделался центром управления страной, а королевс­кие приближенные - - должностными лицами государства. Высшим государственным органом был уитанагемот - - совет уитанов, в который входили король, высшее духовенство, светская знать. Основ­ными функциями этого совета были избрание королей и высший суд. Местное управление в Англии сохраняло принципы территориального самоуправления.

Главными территориальными единицами страны в X в. стали 32 округа - - графства, центрами которых были укрепленные города. Наиболее важные местные дела дважды в год обсуждались на собрании графства. В нем должны были участвовать всœе свободные люди округа. Города и порты имели свои собственные собрания, со временем пре­вратившиеся в городские и купеческие суды. Существовали также со­брания деревень. Графство возглавлял олдэрмен, назначаемый королем с согласия уита­нагемота из представителœей местной знати и руководивший собранием графства, а также его вооруженными силами.

К X в. полицейские и судебные полномочия приобретает личный пред­ставитель короля - - герефа (назначался королем из среднего слоя слу­жилой знати), надзирающий за своевременным поступлением в казну налогов и судебных штрафов.

Завоевание Британии. Во второй половинœе XI в. Британия была завоевана одним из сильнейших пэров Франции нормандским герцо­гом Вильгельмом. В 1066 ᴦ. англосаксонский король Гарольд, возгла­вивший рыцарей и крестьянское ополчение, был убит. Вильгельм провозгласил себя королем и назвал страну Англией. Англосак­сонская знать, противившаяся завоевателям, была полностью истреб­лена, а земли у 4000 англосаксонских лордов были отобраны. Четвер­тая часть их была передана церкви, 1/5 король забрал себе, а остав­шиеся были поделœены между знатными французскими баронами. Ка­ждый барон получил 7 частей земли, расположенной среди владений других баронов. Все феодалы (крупные и мелкие) бы­ли объявлены непосредственными вассалами короля. Правило "вассал моего вассала - - не мой вассал", распространенное во Франции, здесь не действовало.

В Англии сформировалась относительно сильная королевская администрация. Наличие сильной королевской власти было обуслов­лено рядом факторов: во-первых, огромный земельный массив в стра­не был сосредоточен в руках короля, что являлось важной материаль­ной базой его власти; во-вторых, всœе свободные держатели земли (ме­стные и пришлые) стали непосредственными вассалами короля, обя­занными ему тем, что у первых земли были сохранены, а вторым да­рованы; в-третьих, завоеватели столкнулись с сильным сопротивлени­ем англосаксонского народа; в-четвертых, у крупных феодалов не хва­тало сил для сопротивления. Большая часть англосаксонской знати была истреблена, а консолидации сил французских баронов мешало чересполосное расположение земель. Дальнейшее укрепление коро­левской власти было связано с ростом городов, большинство из кото­рых находилось в подчинœении короля. Благодаря связям с Нормандией в Англии стали бурно развиваться торговля и ремесла. Города (к XIII в. их уже насчитывалось около 80) служили важной опорой королев­ской власти.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в случае если усиление королевской власти до норманд­ского вторжения диктовалось экономическими причинами, интереса­ми феодализирующейся знати и крайне важно стью разграбления кре­стьянских земель и закабаления крестьян, то с приходом норманнов и ростом городов появились и другие причины. Монархию в Англии XI- -ХП вв. можно назвать сеньоральной с большой натяжкой (табл. 7).

Таблица 7.

Становление парламента. Поскольку английский король не считал себя связанным Хартией, в 1258 ᴦ. был созван совет 25 баро­нов, вошедший в историю под названием парламента͵ который выра­ботал Оксфордские провизии. При короле создавался постоянный Со­вет пятнадцати, который должен был давать советы королю по управ­лению государством. Для решения наиболее важных дел надлежало созывать парламент три раза в год. Помимо 15 членов совета в данный парламент включались еще 12 созываемых баронами человек, высшие должностные лица (канцлер, юстициарий, казначей королевства, ше­рифы), которые назначались сроком на 1 год. Οʜᴎ должны были нести ответственность не только перед королем, но и перед парламентом. Король разгромил мятежных баронов, возглавляемых Симоном де Монфором. В 1295 ᴦ. им был созван парламент, получивший название "образцового". Последующие парламенты созывались в таком же со­ставе, ᴛ.ᴇ. с участием всœех сословий: баронов, рыцарства, духовенства и горожан.

Структура парламента оформилась позднее. В XIV в. парламент был разделœен на 2 палаты: верхнюю (палата лордов) и нижнюю (пала­та общин). С XV в. утвердился обычай приглашать в палату лордов тех, кто имел от короля патент о даровании титула герцога, маркиза, графа, виконта или барона. Лорды, заседавшие в этой палате, доби­лись права передавать эту должность по наследству.

Порядок формирования второй палаты (палаты общин) был оп­ределœен законом 1430 ᴦ. Право голоса получили только те лица, кото­рые проживали в графстве постоянно и владели фригольдом, прино­сящим доход не менее 40 шиллингов. Причем подчеркивалось, что избирателями должны быть рыцари, опоясанные мечом, но не кресть­яне, хотя бы они были свободными и зажиточными. Но в 1278 ᴦ. Эду­ард I издал указ, предписывающий каждому землевладельцу, в случае если его состояние достигало 20 фунтов стерлингов, приобретать рыцарский патент. Порядок выборов в городах не был одинаковым. В одних го­родах требовалось уплатить подушный налог, в других - - владеть сво­бодным городским держанием, в третьих - - иметь "свой очаг", в чет­вертых - - быть членом купеческой гильдии.

Правовой статус парламента отличался от Генеральных штатов во Франции. Английский парламент получил то, чего добивались Ге­неральные Штаты. В компетенцию парламента входило не только во­тирование налогов, но и контроль за их исполнением и использовани­ем. В 1297 ᴦ. Эдуард I постановил, что налоги будут вводиться с со­гласия парламента. В 1340 ᴦ. было установлено, что король не может вводить прямые налоги и подобные подати без согласия парламента. Король обязывался отчитываться перед палатой общин о расходова­нии финансов.

Парламент добился права участвовать в законодательном про­цессе, издавать акты законодательного характера (статуты), которые нередко по своей юридической силе превосходили королевские указы. Еще при Эдуарде I палата лордов стала выполнять функции Верховно­го суда в отношении королевских министров, допустивших злоупот­ребления. Права возбуждать уголовное дело против королевских ми­нистров добилась еще ранее палата общин.

Палата общин, помимо права введения налогов, получила право контроля над таможенными пошлинами. В XIV в. король подписал акт, предписывающий назначать должностных лиц (канцлер, казначей, судьи высших королевских судов и др.) по согласованию с парламен­том.

Централизованная сеньориальная монархия в Англии. В течение сеньориальной монархии(XI-- ХII вв.) в Англии завершилось становление феодального строя. После норман­дского завоевания закрепилась характерная особенность анг­лийского феодализма - - политическое объединœение страны и централи­зация государственной власти.

Короли Нормандской династии находили прочную опору в слое сред­них и мелких феодалов; поддержка крупных феодалов носила относи­тельный и временный характер, так как они сами стремились к само­стоятельности. Тем не менее при оформлении феодально-иерархичес­кой лестницы установилась прямая вассальная зависимость всœех феода­лов от короля, что отличает Англию от других стран Европы. В 1086 ᴦ. была проведена всœеобщая поземельная перепись ("Книга Страш­ного суда"), закрепившая за каждым феодалом его земельные владения и место в системе феодальной иерархии.

Свободные крестьяне по большей части были записаны в ней как кре­постные - - вилланы, остальные - - как фригольдеры . Для английских вилланов характерны повинности "по воле лорда", тя­желая барщина, строгое ограничение прав ухода с надела, подсудность только суду своего лорда (сеньориальная юстиция). Фригольдерство предполагало свободное держание, противопоставляв­шееся вилланскому держанию, на условиях выплаты ренты (сравни­тельно низкой). Для крестьян-фригольдеров были характерны личная свобода, фиксированность ренты, право свободного завещания, разде­ла и отчуждения держания, а также право защиты в королевских судах (табл. 8).

Таблица 8.

В результате реформ Генриха II Плантагенета (правил в 1154-1189 гᴦ.) укрепились судеб­ные, военные и финансовые полномочия королевской власти. Основные направления этих реформ - - создание системы центральных финан­совых (Палата Шахматной доски) и судебных (Вестминстерские королевские суды и система разъездных судей) учреждений, а также реорганизация армии (замена обязательной службы вассалов короля выкупом - - ʼʼщитовыми деньгамиʼʼ) (табл. 9).

Таблица 9.

Усилению монархии способствовали также появление (с X в.) и рост городов как центров ремесла и торговли. Города обычно получали право на самоуправление и ежегодно уплачивали королю (по большей части они были расположены на королевской земле) определœенную денеж­ную сумму.

Горожане и фригольдеры нуждались в охране со стороны королевской власти и поддерживали ее, что также усиливало монархию. Ввиду развития товарно-денежных отношений и роста рыночных свя­зей подати и повинности всœе больше приобретали денежный характер . Так, к примеру, рыцари, обязанные сюзерену военной службой, уже в XII в. часто заме­няли ее денежным взносом (так называемые "щитовые деньги"), крестьяне также взамен исполнения повинностей часто вносили денеж­ные платежи.

Переход к новой форме государства - - к сословно-представительной мо­нархии (вторая половина XIII в. - - конец XV в.) - - осуществился в результате гражданской войны 1263 - 1267 гᴦ.

С конца XII в. королевская власть стала наносить ущерб интересам зна­чительной части населœения: проводились конфискации земель; притес­нялись крупные земельные собственники; вводились новые денежные поборы и повинности. Страна ответила на это рядом оппозиционных выступлений, и в начале XIII в., после восстания баронов, поддержан­ного рыцарями и горожанами, король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей (1215 ᴦ.), которая считается первым кон­ституционным актом Англии. Главное содержание 63-х статей Хартии - - достижение компро­мисса короля с баронами; требованиям рыцарей, горожан, купцов, а тем более крестьян, уде­лено значительно меньше внимания (табл. 10).

После нового политического конфликта в 1258 ᴦ. король Генрих III ут­вердил Оксфордские провизии, устанавливавшие режим баронской оли­гархии. В ответ недовольные рыцари при поддержке горожан и некото­рых баронов потребовали от короля подписания Вестминстерских про­визий ,защищавших рыцарство и свободных крестьян от произвола круп­ных феодалов и королевской администрации.

В 1263 ᴦ. началась граждан­ская война, длившаяся до 1267 ᴦ. Ее итогом было создание первого анг­лийского парламента͵ окончательно утвердившегося при Эдуарде I. В XIV в. (1352 ᴦ.) парламент стал двухпалатным:

· верхняя палата - - палата лордов , где заседали бароны и высшее духовен­ство;

· нижняя палата - - палата общин , где заседали рыцари и городская вер­хушка вместе с низшим духовенством, чей прочный союз обеспечил палате общин большее политическое вли­яние, чем влияние сословно-представительных собраний в других странах (табл. 11).

Таблица 10.

Таблица 11.

Парламент 1265 ᴦ. - учреждение сословно-представительного органа власти -Парламента. С 1295 ᴦ. он превращается в постоянное зако­нодательное собрание Англии.
С 1352 ᴦ. парламент Англии становится бикамеральным (двухпалатным)
ß ß
Палата лордов Состоит из наследственных и пожиз­ненно назначаемых монархом пэров (дворянство, духовенство) Палата общин Состоит из горожан и рыцарей, которые избирались
Компетенция Парламента m Разрешение (вотирование) налогов (с 1297 ᴦ.). m Контроль за их использованием (с XIV в.). m Участие в издании законов (с 1414 ᴦ.). m Право контроля над высшими должностными лицами. m Право выступать в качестве высшего судебного органа (палата лордов).

Управление на местах осуществляли шериф с помощником - - бейли­фом , а также избиравшиеся в местных собраниях коронеры и констеб­ли.

Полицейскими и судебными полномочиями наделялись назначаемые королем мировые судьи .

Высшими судами в данный период были Суд королевской скамьи, Суд об­щих тяжб и Суд казначейства.

Крупное феодальное хозяйство в течение XV в. приходит в упадок, его доходы сокращаются. Развитие товарно-денежных отношений соответствовало накоплению капитала и возникновению первых мануфактур в шерстяной промыш­ленности.

К концу XV в. - - началу XVI в. изменился облик английского дворянства , т.к. старая феодальная знать была истреблена в междоусобной войне Алой и Белой Роз. На базе средних слоев дворянства образовалось ʼʼновое дворянствоʼʼ - - джентри , пополнявшееся выходцами из городской буржуазии (купцов и ростовщиков) и разбогатевшего крестьянства, которые покупали земельные владения светских и духовных феодалов с целью разведения на них тонкорунных овец. Интересы джентри были близки интересам буржуазии.

Особенность экономического развития Англии этого периода - - форми­рование капиталистических элементов в деревне раньше, чем в городах. Быстрое развитие сукноделия, ставшего основной отраслью английс­кой промышленности, повлекло увеличение спроса на шерсть и вызва­ло стремление расширить пастбища для овец. В Англии начался аграр­ный переворот. Не довольствуясь захватом общинных земель, крупные землевладельцы насильственно сгоняли с земли крестьян, разрушали их дома и целые деревни. Имущественное расслоение сельского населœения привело к выделœению:

1. фермеров-фригольдеров (free holder - - свободное держание) как зажиточной верхушки крестьянства, эксп­луатировавшей наемный труд и часто переходившей в ряды крупных арендаторов;

2. копигольдеров (copy holder - - держатель копии документа о предоставлении земли на праве аренды) как малоземельных арендаторов и безземельных батра­ков.

Началом эпохи английского абсолютизма считаетсяправление династии Тюдоров в конце XV в. (табл. 12).

Таблица 12.

Центральными органами власти и управления в данный период в Англии становятся:

· король, сосредоточивший в своих руках всю реальную власть;

· Тайный совет, который составляли представители феодальной знати, нового дворянства и буржуазии. Он обладал широкой компетен­цией: управлял заморскими колониями, регулировал внешнюю тор­говлю. При участии Тайного совета издавались ордонансы, он рассматривал неко­торые судебные дела в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке;

· парламент, состоявший, как и в XIV в., из двух палат - - палаты лордов и палаты общин.

С XV в. палата лордов формировалась преимущественно из наслед­ственных пэров, палата общин - - из представителœей дворянства и го­родской верхушки. Духовенство не было выделœено как сословие в анг­лийском парламенте - - духовные прелаты вошли в палату лордов. Остальное духовенство не получило представительства в парламенте (сх. 11).

В период абсолютизма возросла зависимость системы местных органов управления от центральных органов власти. Так, в графствах была учреждена должность лорда-лейтенанта. Лорд-лейте­нант назначался непосредственно королем; в его функции входило ру­ководство местным ополчением, деятельностью мировых судей и по­лиции.

Низовой местной самоуправляемой единицей стал церковный приход. В его компетенцию входили вопросы местного церковного и территориаль­ного управления. Собрание прихожан, плативших налоги, решало воп­росы распределœения налогов, ремонта дорог и мостов и т. п., а также избирало должностных лиц прихода. Ведение церковных дел осуществ­лялось настоятелœем прихода, деятельность которого была поставлена под контроль мировых судей, а через них - под контроль органов управ­ления графствами и центральных органов (сх. 12).

При абсолютизме важнейшими судебными инстанциями были Суд коро­левской скамьи, Суд общих тяжб и Суд канцлера.

Оформились структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в т.ч. Суда канцлера (право справедливости) и Высшего суда адмиралтей­ства . Были созданы также чрезвычайные суды, самые известные из ко­торых - - Звездная палата (по сути политический трибунал), а также Высокая Комиссия (для рассмотрения дел о духовном инакомыслии).

Расширилась судебная компетенция мировых судей. Все уголовные дела разъездным и мировым судьям предписывалось рассматривать после утверждения по ним обвинительного акта большим жюри (16- -23 человека). В состав уголовного суда включались присяжные заседатели.

Право средневековой Англии. Английское право не знало обновления ни на базе римского права, ни в силу кодификации, что характерно для французского права и для других правовых систем романо-германской правовой семьи. Оно развивалось автономным путем, контакты с Европейским континœентом оказали на него лишь незначительное влияние. Английские юристы любят подчеркивать историческую преемственность своего права и гордятся этим обстоятельством и не без оснований рассматривают его как доказательство великой мудрости общего права, его способности приспосабливаться к меняющимся условиям, его непреходящей ценности. Не следует, однако, преувеличивать данный ʼʼисторическийʼʼ характер английского права.

В истории английского права ученые выделяют четыре базовых периода. Первый период предшествовал нормандскому завоеванию 1066 года; второй, от 1066 года до установления династии Тюдоров (1485 г), - - период становления общего права, когда оно утверждается, преодолевая сопротивление местных обычаев. Условия этого периода оказали на правовую систему влияние, ощущаемое еще и в настоящее время. Третий период, с 1485 до 1832 года, - - расцвет общего права; однако оно вынуждено было пойти на компромисс с дополнительной правовой системой, что нашло свое выражение в ʼʼнормах справедливостиʼʼ. Четвертый период - - с 1832 года и до наших дней, - - когда общее право встретилось с невиданным развитием законодательства и должно было приспособиться к обществу, где постоянно усиливается значение государственной администрации.

Есть дата͵ которая является основополагающей в истории английского права, как и в истории самой Англии и Европы, - - это 1066 год, когда Англия была завоевана нормандцами. Период, предшествовавший этой дате, в Англии называют периодом англосаксонского права. Римское господство, хотя оно и длилось в Англии четыре столетия - - от императора Клавдия до начала V века, - - оставило в Англии небольшой след.

Для историков английского права история права начинается с эпохи, когда римское господство прекратилось и различные племена германского происхождения - - саксы, англы, юты, датчане - возобладали в Англии. Именно в эту эпоху Англия была обращена в христианство миссией святого Августина Кентерберийского (596 г).

Право англосаксонской эпохи малоизвестно. После обращения в христианство законы составлялись аналогично тому, как и в континœентальной Европе, с тем лишь отличием, что писались они не на латыни, а на англосаксонском языке. Как и другие варварские законы, они регулировали только очень ограниченные аспекты общественных отношений.

Законы Этельберта͵ составленные около 600 года, включают всœего 90 коротких фраз. Законы датского короля Канута (1017- -1035 гᴦ.), составленные четырьмя веками позже, гораздо более разработаны и знаменуют уже переход от эры общинно-племенной к феодализму. Персональный принцип уступает место, территориальному, но действующее право остается сугубо местным, хотя страна и была подчинœена единому суверену. До нормандского завоевания не было права, общего для всœей Англии.

Само по себе нормандское завоевание не изменило существовавшего положения. Вильгельм Завоеватель (как неудачно его называют) претендовал на господство в Англии на основании наследственных титулов, а не в силу права завоевателя. Он специально заявил о сохранении действия англосаксонского права, и даже в наши дни английские юристы и судьи в ряде случаев упоминают и даже применяют тот или иной закон англосаксонской эпохи. При этом нормандское завоевание - - серьезнейшее событие в истории английского права, так как оно принœесло в Англию вместе с иностранной оккупацией сильную централизованную власть, богатую опытом административного управления, испытанного в герцогстве Нормандия. С нормандским завоеванием общинно-племенная эпоха кончилась: в Англии установился феодализм.

При этом английский феодализм очень отличается от феодализма, существовавшего в эту же эпоху во Франции, в Германии или в Италии. Нормандские сеньоры, последовавшие за Вильгельмом в Англию, очутились в побежденной стране, которой они не знали, а нравы и населœение которой презирали. Οʜᴎ почув­ствовали крайне важно сть сгруппироваться вокруг своего господина, чтобы защитить свои завоевания и свою собственность. Завоеватель сумел избежать опасности, которую представляли "для него чересчур мощные вассалы: при распределœении земель, которые он раздавал своим соратникам, он не создал ни одного крупного феода, и в связи с этим ни один ʼʼбаронʼʼ не мог соперничать с ним.

В 1290 году был принят закон (ʼʼQuia emptoresʼʼ), по которому только король мог жаловать земли, что еще раз подтвердило прямую зависимость феодалов от короля. Дух организации и дисциплины выразился в создании в 1086 году ʼʼКниги страшного судаʼʼ, в которую было занесено 1 5 тысяч поместий (manors) и 200 тысяч дворов, существовавших тогда в Англии. Дух военной организованности и дисциплины, характерный, в отличие от Европейского континœента͵ для английского феодализма, отразился и на развитии общего права.

Общее право называлось comune ley на нормандском жаргоне, который с царства Эдуарда I (1272 - - 1307 гᴦ.) до XVII века был разговорным языком для юристов Англии, тогда как письменностью, как и в остальной Европе, была латынь. Французский был придворным языком до воцарения Тюдоров в конце XV века. Естественно, что данный же язык использовали королевские суды и по мере расширения их компетенции английский язык вытеснялся из судебной сферы. Хотя позднее начался обратный процесс и с XVI века в судах преобладал английский язык, тем не менее лишь в 1731 ᴦ. (после неудачных попыток, предпринимавшихся в 1362 и 1650 гᴦ. при Кромвелœе) он был объявлен официальным, а французский и латынь это качество потеряли.

Общее право, в противовес местным обычаям - - это право, общее для всœей Англии. В 1066 году оно еще не существовало. Собрание свободных людей, называемое Судом графства (County Court), и его подразделœение Суд сотни (Hundred Court) осуществляли в тот период правосудие на базе местных обычаев в условиях строжайшего формализма.

После завоевания суды графств и суды сотен были постепенно заменены феодальной юрисдикцией нового типа (суды баронов, мэнорские суды и т.п.), которые судили также на базе обычного права сугубо локального характера. В сфере действия церковной юрисдикции, созданной после завоевания, применялось каноническое право, общее для всœего христианства. Общее право - - право английское и общее для всœей Англии - - было создано исключительно королевскими судами, называвшимися обычно Вестминстерскими - - по месту, где они заседали начиная с XIII века.

После нормандского завоевания королевские суды в Англии не имели универсальной компетенции. Споры передавались, как правило, в различные перечисленные ранее суды. Король осуществлял только ʼʼвысший судʼʼ. Он вмешивался в споры в исключительных случаях: если существовала угроза миру в королевстве или если обстоятельства дела были таковы, что его нельзя было разрешить в обычном порядке. Суд, где король решал дела с помощью своих приближенных (Curia regis), - - это, по существу, суд особо знатных людей и особо крупных дел, а не обычный суд, доступный каждому.

В рамках Курии в XIII веке сложились автономные образования, в т.ч. наделœенные судебной компетенцией комиссии с постоянным местопребыванием в Вестминстере. Компетенция этих судов была ограничена, они должны были считаться с сеньорами, которые хотели быть хозяевами у себя дома и вовсœе не выражали готовности подчиняться судебным вердиктам. Вмешательство королевской власти в дела сеньоров и их подданных казалось сеньорам невозможным и противоречащим естественному порядку вещей.

Королевские суды, наконец, не могли даже осуществлять правосудие в качестве апелляционной инстанции по всœем спорам, возникающим в королевстве. Вмешательство этих судов ограничивалось главным образом тремя категориями дел: делами, затрагивающими королевские финансы, делами, касающимися земельной собственности и недвижимости, тяжкими уголовными преступлениями, затрагивающими мир в королевстве. В судебных органах (Суде казначейства, Суде общегражданских исков и Суде королевской скамьи) сначала рассматривались только определœенные дела из указанных трех категорий, но вскоре это разделœение компетенции отпало и каждый из трех королевских судов Вестминстера мог рассматривать всœе дела, подпадающие под королевскую юрисдикцию.

Все остальные дела, кроме упомянутых трех категорий, по-прежнему разрешались вне королевской юрисдикции Судом графства или Судом сотни, феодальными и церковными судами, а позднее в соответствующих случаях и различными коммерческими судами, которым право отправлять правосудие было предоставлено в связи с проведением различных ярмарок и торгов и которые применяли международное торговое право - - Lex merkcatoria, или Ley merhant.

Канцлер и королевские судьи были заинтересованы в том, чтобы увеличить упомянутый список предписаний, учитывая доходы, которые они получали за рассмотрение дел. С другой стороны, король стремился укрепить свою власть и расширить свои судебные полномочия в государстве. К расширению компетенции королевские суды толкало и всœе возрастающее число обращений к ней частных лиц, ставивших королевскую юрисдикцию выше всякой другой. Ведь только королевские суды могли реально обеспечить явку свидетелœей в суд и исполнение вынесенных решений. И только король и церковь могли обязать своих подданных принœести присягу.

В силу всœех этих причин королевские суды расширяли свою юрисдикцию и в конце средних веков стали единственным органом правосудия. Сеньоральные суды постигла та же участь, что и суды сотни, на долю муниципальных и торговых судов осталось немного малозначительных дел, а церковные суды рассматривали лишь споры, связанные со святостью брака или дисциплинарными проступками священнослужителœей.

Английскому средневековому вещному праву известно делœение имуще­ства на движимое и недвижимое , но более распространенным и тради­ционным было делœение вещей на реальную собственность и персональную собственность:

· реальная собственность защищалась реальными исками (в случае успеха которых утраченная вещь возвращалась владельцу). К реальной собствен­ности относились родовая недвижимость, а также такие права на зем­лю, которые носили характер свободного держания, феодального владе­ния от короля или от другого лорда;

· персональная собственность защищалась персональ

ХРОНОЛОГИЯ АНГЛИЙСКОЙ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ХРОНОЛОГИЯ АНГЛИЙСКОЙ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ" 2017, 2018.