Как рассчитываются дополнительные средства для участников нис. Срок написания рапорта на выплату дополнительных накоплений при увольнении с военной службы

Постановление Правительства Российской Федерации
от 17 ноября 2005 г. №686
«Об утверждении правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения»

(ред. от 17.09.2013 №811)

В целях реализации Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
2. Министерству обороны Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечивать финансирование расходов, связанных с выплатой участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на обеспечение жильем военнослужащих.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 ноября 2005 г. N 686

ПРАВИЛА
ВЫПЛАТЫ УЧАСТНИКАМ НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ИЛИ ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ
ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ДОПОЛНЯЮЩИХ НАКОПЛЕНИЯ
ДЛЯ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", устанавливают порядок и размеры выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - участники накопительно-ипотечной системы) или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (далее - дополнительные средства).
Абзац утратил силу.
К членам семьи участника накопительно-ипотечной системы относятся лица, предусмотренные частью 1 статьи 12 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
2. Выплата дополнительных средств производится военнослужащим, участвовавшим в накопительно-ипотечной системе, или членам их семей, указанным в части 2 статьи 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
3. Выплата дополнительных средств производится по последнему месту военной службы участника накопительно-ипотечной системы 1 раз за весь период военной службы.
4. Расчет размера дополнительных средств производится федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - заинтересованный федеральный орган исполнительной власти).
Указанный размер дополнительных средств определяется исходя из размера годового накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, и количества полных лет, месяцев и дней, которые участник накопительно-ипотечной системы не дослужил с даты возникновения основания для исключения его из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которая соответствует дате исключения этого участника из списков личного состава воинской части, до даты, когда общая продолжительность его военной службы могла бы составить 20 лет.
5. Утратил силу.
6. Выплата дополнительных средств производится заинтересованным федеральным органом исполнительной власти в 3-месячный срок со дня поступления соответствующего заявления (рапорта) участника накопительно-ипотечной системы или члена его семьи, к которому прилагаются следующие документы:
а) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
б) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета по месту жительства;
в) копии паспорта гражданина Российской Федерации всех членов семьи (с отметками о регистрации по месту жительства или пребывания) и свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;
г) справка о составе семьи участника накопительно-ипотечной системы;
д) справка об общей продолжительности военной службы;
е) выписка из приказа об увольнении с военной службы (с указанием основания увольнения);
ж) письменное согласие участника о возврате средств, учтенных на именном накопительном счете участника и перечисленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), в погашение обязательств по ипотечному кредиту после возникновения основания для исключения участника из реестра участников (далее - задолженность перед уполномоченным федеральным органом исполнительной власти), либо квитанция о перечислении указанных средств на счет уполномоченного федерального органа исполнительной власти (при наличии задолженности перед уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
7. В заявлении (рапорте) участника накопительно-ипотечной системы или члена его семьи о выплате дополнительных средств указываются:
сведения о том, что участник накопительно-ипотечной системы или члены его семьи не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, за исключением жилых помещений, приобретенных с использованием целевых жилищных займов в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
сведения о непринятии членами семьи участника накопительно-ипотечной системы его обязательств по ипотечному кредиту (займу) (в случае исключения участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим);
получатель денежных средств и его платежные реквизиты;
обязательства об освобождении занимаемого служебного жилого помещения или иного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Указанное заявление (рапорт) участник накопительно-ипотечной системы подает до его исключения из списков личного состава воинской части, а член семьи участника накопительно-ипотечной системы подает заявление после исключения участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявлением умершим.
Заявитель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в заявлении (рапорте) о выплате дополнительных средств и прилагаемых к нему документах.
8. Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти организуют работу по проверке сведений, содержащихся в заявлениях (рапортах) участников накопительно-ипотечной системы или членов их семей и прилагаемых к ним документах.
По результатам проверки принимается решение о выплате либо об отказе в выплате дополнительных средств.
О принятом решении о выплате дополнительных средств заинтересованные федеральные органы исполнительной власти ежемесячно, до 10-го числа, сообщают в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по согласованной с ним форме.
9. Основаниями для отказа в выплате дополнительных средств являются:
непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 6 настоящих Правил;
недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
10. Повторное обращение участника накопительно-ипотечной системы или члена его семьи с заявлением (рапортом) о выплате дополнительных средств допускается после устранения причин, послуживших основанием для отказа в их выплате.
11. Порядок организации работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы или членам их семей дополнительных средств определяется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
12. Дополнительные средства перечисляются заинтересованным федеральным органом исполнительной власти в безналичном порядке для возврата задолженности перед уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, для погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу), полученному участником накопительно-ипотечной системы, либо на счет участника или члена его семьи.
13. Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, принявшие решение о выплате дополнительных средств, несут ответственность за обоснованность такого решения.

30 Ноября 2015, 07:50, вопрос №1055710 Константин , г. Владивосток

Константин оставил отзыв о сайте - показать

Спасибо огромное! Среди ваших юристов есть действительно грамотные специалисты!

30 Ноября 2015 14:47
    приказ об увольнении

600 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (22)

    Бодриков Алексей

    Юрист, г. Рязань

    • 309 ответов

      У меня много случаев когда рапорта подавались и после исключения. Ничего страшного непроисходило. Выплаты получали.

      Во вторых его нарушение (срока) не влечет отказ в выплате, так как такие основания приведены в самом 686 Постановлении

      9. Основаниями для отказа в выплате дополнительных средств являются:
      непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 6 настоящих Правил;
      недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

      Это все. Список исчерпывающий. Ни о каком нарушении сроков тут речь не идет

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате
      • 10,0 рейтинг
      • эксперт

      И еще вопрос: должны ли меня ознакомить с приказом об увольнении? на мою просьбу ознакомиться с приказом мне отказали.
      Константин

      Да должны, так как

      Конституция РФ

      Статья 24
      1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
      2.Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

      Этой аргументации я думаю хватит Вашим строевикам

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Красноярск

      Общаться в чате

      Дарья, хорошее замечание. Пункт 7 я пропустил. Но в пункте 9 указанных Вами правил указаны те же основания для отказа в выплате исчерпывающим образом, среди которых нет пропуска срока на подачу рапорта
      Щуклин Денис

      В соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»

      3. Основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников является:
      1) увольнение его с военной службы;

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате
      • 10,0 рейтинг
      • эксперт

      Днем окончания военной службы считается день исключения из списков части. Таким образом, после исключения из списков бывшего военнослужащего исключат и из реестра участников накопительно-ипотечной системы, в связи с чем он потеряет возможность обратиться за выплатой дополнительных средств.
      Андрюк Дарья

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Екатеринбург

      Общаться в чате

      в связи с чем он потеряет возможность обратиться за выплатой дополнительных средств.
      Андрюк Дарья

      Из закона не следует, что лицо утрачивает право на выплату в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. N 686, при исключении его из реестра.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Екатеринбург

      Общаться в чате

      Офицер служит не в МО РФ
      Белоус Олег

      Точно, погранслужба ведь к Минобороны не относится. Но на суть ответов это не повлияло.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Красноярск

      Общаться в чате

      Офицер служит не в МО РФ
      Белоус Олег

      Действительно, не обратила внимания, что речь о ФСБ.

      В соответствии с Приказом ФСБ от 18 декабря 2007 года N 726 Об утверждении Порядка организации в органах федеральной службы безопасности работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих..."

      2. с военной службы участник НИС подает рапорт на получение дополнительных денежных средств.

      4. Указанное заявление (рапорт) участник НИС подает до его исключения из списков личного состава органа безопасности , а член семьи участника НИС подает заявление после исключения участника НИС из списков личного состава органа безопасности в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим (абзац дополнительно включен с 11 мая 2009 года приказом ФСБ России от 25 марта 2009 года N 116).

      5. Руководитель, начальник органа безопасности организует работу по проверке документов, представленных участником НИС или членом его семьи, и содержащихся в них сведений.
      По результатам проверки принимается решение о выплате либо об отказе в выплате дополнительных денежных средств, о чем руководитель, начальник органа безопасности уведомляет участника НИС или члена его семьи в письменной форме.
      Указанное решение принимается в срок не более одного месяца со дня подачи рапорта, но не позднее даты исключения военнослужащего из списков личного состава органа безопасности. Решение по заявлению члена семьи - получателя дополнительных денежных средств принимается в срок не более одного месяца со дня подачи заявления.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате
      • 10,0 рейтинг
      • эксперт

      Тут действует:

      Приказ ФСБ РФ от 18 декабря 2007 г. N 726«Об утверждении Порядка организации в органах федеральной службы безопасности работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения»

      После издания приказа об увольнении с военной службы участник НИС подает рапорт на получение дополнительных денежных средств. Член семьи участника НИС подает заявление (рапорт) на получение дополнительных денежных средств после издания приказа об исключении участника НИС из списков личного состава органа безопасности в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим, кроме случаев, когда один из членов семьи участника НИС принял на себя его обязательства по ипотечному кредиту (займу). Заявление (рапорт) подается на имя руководителя, начальника органа безопасности, имеющего право издания приказов по личному составу, по последнему месту военной службы участника НИС.

      То есть основное требование подать рапорт ПОСЛЕ приказа об увольнении. Никаких сроков нет. Просто Ваши строевики там себе жизнь облегчают.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате
      • 10,0 рейтинг
      • эксперт

      Но в любом случае нормы такие же.
      Андрюк Дарья

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Красноярск

      Общаться в чате

      Это вопрос только об исключении из реестра, не более. Вопросов выплаты допов это не касается
      Белоус Олег

      Заявление на получение дополнительных денежных средств может подать только участник НИС (не беря в расчет членов семьи в случае гибели военнослужащего), а при исключении из реестра участник перестает быть участником.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Красноярск

      Общаться в чате

      Как видите никаких временных рамок нет)
      Белоус Олег

      В Приказе четко сказано: после издания приказа об увольнении и до исключения из списков части… - по-вашему, это не временные рамки?

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате
      • 10,0 рейтинг
      • г. Москва Общаться в чате
        • 10,0 рейтинг
        • эксперт

        Соглашусь с Андрюк Дарьей, в части с какого по какой момент подается рапорт.
        Вот мнение суда по этому вопросу.

        ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

        Б. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Службы в г. Выборге Пограничного управления ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Служба Пограничного управления), указав в обоснование своих требований, что он проходил военную службу по контракту в Службе Пограничного управления… и был включен в число участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Приказом Пограничной службы ФСБ России от 31 августа 2012 года N он уволен с военной службы по подпункту «б» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по истечении срока контракта), а приказом начальника Службы Пограничного управления от 19 сентября 2012 года N он исключен из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ. Имевшееся у него основание увольнения (истечение срока контракта) не давало Б. право использовать накопления, учтенные на его накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Решением Владивостокского гарнизонного военного суда от 18 сентября 2013 года, измененным апелляционный определением Тихоокеанского флотского военного суда от 26 ноября 2013 года, на руководителя Пограничной службы ФСБ России была возложена обязанность изменить основание его увольнения с военной службы на подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями). После внесения соответствующих изменений в приказ, у заявителя возникло право на использование денежных средств накоплений, учтенных на его именном накопительном счете. 23 сентября 2014 года Б. подал в Службу Пограничного управления заявление с просьбой произвести соответствующую выплату. Однако, письмом за подписью начальника Службы Пограничного управления от 10 ноября 2014 года N в рассмотрении поданного заявления по существу было отказано, поскольку Б. обратился после исключения его из списков личного состава органа безопасности. По мнению заявителя, указанное решение Службы Пограничного управления противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает его права, в связи с чем, Б. просил суд признать незаконными действия Службы Пограничного управления, связанные с отказом в рассмотрении по существу его заявления, имеющего входящий номер Б-24 от 10 октября 2014 года, а также возложить на Службу Пограничного управления обязанность рассмотреть данное заявление по существу.

        При рассмотрении настоящего гражданского дела таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

        Отказывая в удовлетворении требований заявления о признании соответствующих действий Службы Пограничного управления незаконными, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что орган военного управления по состоянию на дату поступления к нему заявления Б. был лишен возможности принять решение о выплате заявителю денежных средств, составляющих накопления на счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
        Согласно подпункту «в» пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с данным Федеральным законом является увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более, в связи с организационно-штатными мероприятиями.
        Части 1 статьи 4 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» предусматривает, что реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа; выплаты по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
        Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года N 686 утверждены Правила выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (далее - Правила выплаты), пункт 7 которых предусматривает, что заявление (рапорт) о выплате денежных средств участник накопительно-ипотечной системы подает до его исключения из списков личного состава воинской части.
        Аналогичное положение содержит в себе и пункт 4 Порядка организации в органах Федеральной службы безопасности работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, утвержденного Приказом ФСБ России от 18 декабря 2007 года N 726.

        В то же время, действующее законодательство не наделяет заинтересованные федеральные органы исполнительной власти правом рассматривать заявления заинтересованных лиц, поданных без соблюдения требований пункта 7 Правил выплаты.
        Таким образом, поскольку Б. поставил в своем заявлении, поступившем в Службу Пограничного управления 10 ноября 2014 года, вопрос об осуществлении ему выплаты как участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, после исключения его из списков личного состава воинской части, данный орган военного управления в письме от 10 ноября 2014 года обоснованно разъяснил заявителю, что такое заявление не может быть рассмотрено в установленном действующем законодательством порядке.

        По мнению судебной коллегии, при рассмотрении настоящего гражданского дела районным судом были верно определены юридически значимые обстоятельства, дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, нарушений норм материального и норм процессуального права допущено не было.

        Согласно п.24 ст.34 ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ Утверждено
        Указом Президента
        Российской Федерации
        от 16 сентября 1999 г. N 1237

        24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

        Кроме того, согласно п.15 указанной статьи.

        15. Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).

        Таким образом, точный срок между изданием приказа об увольнении и исключении из списков личного состава не установлен.

        Выписку из приказа об увольнении Вам обязаны вручить, т.к. согласно п.6 Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения Вы обязаны приложить данную выписку к рапорту.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим право на получение жилых помещений или денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Однако, несмотря на принятые государством меры по решению данного вопроса, проблема жилищного обеспечения военнослужащих актуальна по сей день. Ее нерешенность является причиной ряда негативных социальных явлений в жизнедеятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. В частности, большинство военнослужащих, нуждающихся в жилье и не обеспеченных им за счет государства, несут серьезные материальные издержки в связи с явно недостаточным размером компенсации за наем жилья, а социально-бытовая неустроенность офицеров влияет на престиж военной службы в целом. Также следует отметить, что растет финансовая нагрузка на федеральный бюджет, поскольку военнослужащие, подлежащие увольнению по "льготному" основанию, не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья (жилищной субсидии) и многие из них годами остаются в распоряжении командиров (начальников), получая денежное довольствие, не выполняя должностные, а нередко и специальные (в связи с невозможностью допуска к работе с секретными документами (изделиями)), обязанности. Многие военнослужащие не удовлетворены своими жилищными условиями, годами стоят в очереди на получение жилых помещений.
В последние годы Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам совершенствования системы жилищного обеспечения военнослужащих. Одним из ключевых элементов указанной системы является накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).

Именно НИС - основной способ обеспечения жильем военнослужащих, поступивших на военную службу в 2000-е гг., и совершенствование механизма ипотечного кредитования таких военнослужащих должно привести к положительным результатам в вопросе обеспечения их и членов их семей жильем.
Началом функционирования НИС считается 1 января 2005 г., день вступления в силу Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон). В целях реализации Федерального закона разработано и принято большое количество подзаконных актов, которые, к сожалению, все еще не в полной мере обеспечивают полноту функционирования НИС.
Новеллой в жилищном обеспечении посредством НИС стало то обстоятельство, что обязательство государства перед военнослужащими по обеспечению их жилыми помещениями переведено из натуральной формы (непосредственное предоставление квартиры) в денежную (выделение денежных средств на приобретение жилья) для военнослужащих, которые включены в реестр участников НИС.
Одной из особенностей данной системы является своего рода "уравнительный" подход, поскольку решение жилищного вопроса участника НИС не зависит от его реальных потребностей в жилье и семейного положения. При расчете выделяемых денежных средств на приобретение жилого помещения не учитываются состав семьи военнослужащего, полученные им почетные звания, государственные награды, занимаемая должность и воинское звание, что ухудшает правовое положение некоторых участников НИС по отношению к военнослужащим, обеспечиваемым жилыми помещениями по договору социального найма.
Реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования денежных накоплений на их именных накопительных счетах и использования этих накоплений для приобретения жилья.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона предусмотрена выплата по решению федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет выделяемых ему средств федерального бюджета денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете участника НИС. Данная сумма рассчитывается до расчетного размера денежных средств, которые он мог бы накопить в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составила бы 20 лет.
Право на получение указанной выплаты имеют следующие категории лиц:
1) участники НИС, уволенные с военной службы в связи с их признанием военно-врачебной комиссией не годными к военной службе;
2) члены семьи участника НИС, исключенного из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением умершим;
3) участники НИС, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении от 10 до 20 лет и уволенные с военной службы по следующим основаниям:
а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
б) в связи с признанием участника НИС военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;
в) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе.
Казалось бы, при реализации права на обеспечение жилым помещением участником НИС не должно возникать вопроса о его нуждаемости в указанных помещениях. Однако это не так. Данный вопрос приобретает новое содержание при том условии, что участник НИС для реализации своего права на жилое помещение использует денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения, учтенные на его именном счете.
Порядок получения указанных денежных средств установлен Правилами выплаты участникам НИС и членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 686.
Правилами установлено, что выплата дополнительных средств производится заинтересованным федеральным органом исполнительной власти в трехмесячный срок со дня поступления соответствующего заявления (рапорта) от военнослужащего - участника НИС или в случаях, предусмотренных законодательством, члена его семьи. К такому заявлению (рапорту) военнослужащий (член семьи), претендующий на получение указанной выплаты, прилагает следующие документы:
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета по месту жительства;
- копии паспортов гражданина Российской Федерации всех членов семьи и свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;
- справку о составе семьи участника НИС;
- справку об общей продолжительности военной службы;
- выписку из приказа об увольнении с военной службы с указанием основания увольнения;
- письменное согласие участника о возврате средств, учтенных на именном накопительном счете участника и перечисленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в погашение обязательств по ипотечному кредиту после возникновения основания для исключения военнослужащего из реестра участников либо квитанция о перечислении указанных средств на счет указанного органа.
При этом в заявлении (рапорте) должны содержаться сведения о том, что сам участник или члены его семьи не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, за исключением жилых помещений, приобретенных с использованием целевых жилищных займов в соответствии с Федеральным законом. Также данное заявление (рапорт) должно содержать сведения о непринятии членами семьи участника НИС его обязательств по ипотечному кредиту в случае его гибели или признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим.

Помимо этого, указывается получатель денежных средств, его платежные реквизиты и обязательства об освобождении занимаемого служебного жилого помещения (иного жилого помещения специализированного жилищного фонда), если такое имеется.
Здесь хотелось бы обратить внимание на то условие, что участник НИС не должен являться членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Указанное условие вызывает вопрос о том, кого же в таком случае необходимо считать членом семьи военнослужащего.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона и абз. 3 п. 1 Правил к членам семьи военнослужащего - участника НИС относятся:
- супруга или супруг;
- несовершеннолетние дети;
- дети старше восемнадцати лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста восемнадцати лет;
- дети в возрасте до двадцати трех лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
- лица, находящиеся на иждивении военнослужащего.
Как мы видим из содержания указанной нормы, данное определение представлено законодателем в контексте предоставления членам семьи военнослужащего права на получение целевого жилищного займа в случае исключения участника НИС из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.
Данное определение не может быть применено в случае возникновения правоотношений, связанных с получением военнослужащим денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенных на его именном счете участника НИС.
В связи с вышесказанным для установления факта отсутствия или наличия у членов семьи военнослужащего - участника НИС в пользовании жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, необходимо руководствоваться содержанием ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма отнесены проживающие совместно с ним супруг, дети, родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, вселенные нанимателем в качестве членов его семьи и ведущие с ним общее хозяйство.
В подтверждение изложенной правовой позиции хотелось бы привести пример из судебной практики 94-го гарнизонного военного суда.
Согласно решению указанного суда от 2 сентября 2013 г. Т. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение уполномоченного государственного органа, которым ему отказано в выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения в рамках НИС.
В ходе судебного заседания заявитель пояснил, что, являясь участником НИС, он был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и имел выслугу более 10 лет. В период до исключения его из списков личного состава части он обратился с рапортом к командованию с просьбой о получении причитающихся ему денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенных на его именном накопительном счете участника НИС, до расчетного размера денежных средств, которые он мог бы накопить в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить 20 лет. Однако заявителю было отказано в выплате указанных денежных средств. Основанием для принятия такого решения стало то обстоятельство, что он является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также то, что сведения в части, касающейся наличия у членов его семьи в пользовании жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, представленные им в рапорте, недостоверны.
Указанные действия заинтересованного лица, по мнению Т., являются незаконными, и, ссылаясь на ч. 1 ст. 12 Федерального закона, он утверждал, что его отец не является членом его семьи, поскольку не попадает в круг лиц, указанных в данной норме, в связи с чем просил отменить оспариваемое решение.
Проанализировав представленные доказательства и приведенные правовые нормы в их совокупности, суд пришел к выводу, что Т. на момент принятия оспариваемого решения являлся членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а его доводы об обратном являются ошибочными, не основанными на нормах действующего законодательства. В этой связи судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований Т. было отказано со ссылкой на ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам 3-го окружного военного суда от 23 декабря 2013 г. указанное решение было оставлено без изменений. В мотивировочной части Определения суд второй инстанции указал, что норма Жилищного кодекса Российской Федерации была обоснованно учтена при разрешении спорного правоотношения. Такое решение было принято вопреки доводам жалобы о необходимости применения исключительно положений Федерального закона, что еще раз подтверждает состоятельность изложенной правовой позиции по данному вопросу.
Что касается установления факта отсутствия или наличия у членов семьи военнослужащего - участника НИС в собственности жилых помещений, то в этом случае следует руководствоваться ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно п. 6 Правил выплата дополнительных средств производится заинтересованным федеральным органом исполнительной власти в трехмесячный срок со дня поступления соответствующего рапорта от участника НИС или члена его семьи, с приложением установленного пакета документов.
Как показывает практика, должностными лицами, ответственными за произведение данной выплаты, указанный срок часто не соблюдается, в связи с чем участники НИС вынуждены нести материальные расходы, связанные с уплатой процентов за просрочку по кредитному договору.

Пример такой ситуации приведен в решении Волгоградского гарнизонного военного суда от 8 июля 2011 г.
В ходе судебного разбирательства по делу было установлено, что бывший военнослужащий управления МЧС России С. был уволен с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
В период прохождения военной службы заявитель, будучи участником НИС, приобрел с использованием целевого жилищного займа жилое помещение. На момент исключения из списков личного состава воинской части С. имел выслугу более 10 лет, в связи с чем сразу после издания приказа об увольнении его с военной службы он обратился с рапортом к командованию с просьбой о получении денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенных на его именном накопительном счете участника НИС. Однако денежные средства не были перечислены на банковский счет С. в установленный законом срок.
С момента подачи С. рапорта до обращения в суд с заявлением прошло шесть месяцев, но денежные средства на счет С. так и не поступили.
Задержку в положенных ему выплатах С. рассматривал как нарушение его прав государством в лице управления МЧС России.
Представитель заинтересованного лица в ходе судебного заседания указал, что все необходимые действия, связанные с получением С. названных денежных средств управлением МЧС России были выполнены, а своевременность этих выплат зависит от вышестоящего органа в лице регионального центра МЧС России, на финансовом обеспечении которого находится управление.
Военный суд, руководствуясь положениями Федерального закона и Правилами, признал факт несвоевременного перечисления денежных средств (за пределами трехмесячного срока) нарушением прав бывшего военнослужащего и присудил взыскать в его пользу необходимые средства с управления МЧС России как органа, ответственного за выплату денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Данное решение было оставлено без изменений Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 14 сентября 2011 г.
Как следует из содержания указанного Определения, суд второй инстанции пришел к выводу, что денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения С. как участника НИС, не были выплачены ему в установленный законом трехмесячный срок и любые доводы о вине других должностных лиц не могут быть признаны уважительной причиной несвоевременной выплаты. Поэтому кассационная инстанция согласилась с тем, что бездействие начальника управления МЧС России, связанное с невыплатой в установленный срок заявителю этих денежных средств, судом первой инстанции правомерно признано незаконным.
Как мы уже выяснили, такого рода доводы должностных лиц, ответственных за произведение дополнительной выплаты, о вине других лиц не могут быть признаны уважительной причиной несвоевременности выплаты. Однако при рассмотрении указанной категории дел все же следует обращать внимание на то, по чьей вине федеральным органом исполнительной власти пропущен трехмесячный срок на предоставление участнику НИС денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения в рамках НИС.
Дело в том, что в силу положения п. 7 Правил участник НИС лично несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в рапорте о представлении ему указанной денежной суммы и прилагаемых к нему документах.
Из содержания указанной нормы следует, что пропуск трехмесячного срока не будет являться виной органа государственной власти в случае предоставления участником НИС недостоверных сведений, препятствующих своевременной выплате денежных средств.
В практике выплаты указанных денежных средств финансовые органы часто сталкиваются с тем, что военнослужащие в своем рапорте в качестве банковских реквизитов ошибочно указывают именной счет участника НИС.
Здесь необходимо акцентировать внимание на том, что участником НИС в такого рода рапорте должен указываться депонентный банковский счет, а не именной накопительный счет участника НИС, поскольку воинская часть, в которой он проходил службу, не является стороной по кредитному договору и лишена возможности перечислять денежные средства на указанный счет.
Помимо этого, следует отметить, что процедура выплаты средств, дополняющих накопления, происходит в период после увольнения с военной службы, а при исключении участника из реестра НИС именные счета закрываются в силу п. 8 Правил ведения именных накопительных счетов участников НИС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655.
С учетом вышесказанного финансовые органы по техническим причинам не могут произвести указанную выплату, в связи с чем могут быть пропущены установленные законом сроки.
Согласно п. 4 Правил расчет размера дополнительных средств производится федеральным органом исполнительной власти исходя из размера годового накопительного взноса на одного участника НИС, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, и количества полных лет, месяцев и дней, которые участник НИС не дослужил с даты возникновения основания для исключения его из реестра до даты, когда общая продолжительность его военной службы могла бы составить 20 лет.
Из содержания данной нормы следует, что расчет денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения участников НИС, производится исходя из размера годового накопительного взноса на одного участника, причем именно на тот год, когда военнослужащий получает указанную денежную сумму. Таким образом, в случае пропуска уполномоченным федеральным органом исполнительной власти трехмесячного срока, повлекшего за собой выплату денежных средств, дополняющих накопления, в следующем календарном году, расчет указанной суммы производится исходя из годового накопительного взноса, утвержденного законом о федеральном бюджете на последний год.
В качестве примера из судебной практики приведем решение Мурманского гарнизонного военного суда от 27 июня 2011 г.
Из содержания указанного решения видно, что заявитель Б., являясь участником НИС и имея выслугу более 10 лет, был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями на основании Приказа командующего Северным флотом от 3 сентября 2010 г. Решением Мурманского гарнизонного военного суда от 19 апреля 2011 г. на командира войсковой части, в которой Б. проходил военную службу, была возложена обязанность издать приказ о выплате Б. денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения. Во исполнение указанного решения командиром был издан приказ о выплате Б. указанных денежных средств в сумме, рассчитанной исходя из годового накопительного взноса, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на 2010 г., т.е. на год его обращения.
Указанные действия командира войсковой части заявитель Б. счел нарушающими свои права и полагал, что, поскольку приказ о выплате ему денежных средств издан командиром в 2011 г., при исчислении указанной выплаты подлежал применению размер годового накопительного взноса, установленный на 2011 г.
Поскольку решением суда от 6 апреля 2011 г. было установлено, что порядок выплаты Б. дополнительных денежных средств был нарушен по вине командира войсковой части, в результате чего приказ о выплате данной денежной суммы был издан лишь 2011 г., суд пришел к выводу, что право заявителя на перечисление денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, в предусмотренный законом срок было нарушено по вине указанного должностного лица.
В связи с отсутствием вины Б. в пропуске трехмесячного срока, установленного законом для выплаты денежных средств, дополняющих накопления, суд признал действия командира войсковой части, связанные с расчетом указанной выплаты в размере, установленном не на соответствующий год, а на год раньше, незаконными и возложил на него обязанность внести соответствующие изменения в приказ о выплате Б. указанных денежных средств.

Информация.
В Мурманске за дезертирство осужден военнослужащий.
Доказательства, собранные военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Мурманскому гарнизону, признаны судом достаточными для вынесения обвинительного приговора наводчику-оператору младшему сержанту Л. Он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 337, ч. 1 ст. 338 УК РФ (неявка в установленный срок на службу без уважительных причин продолжительностью свыше 1 месяца и дезертирство).
Установлено, что по окончании основного отпуска Л., желая временно уклониться от исполнения обязанностей военной службы, с 25 февраля 2013 года без уважительных причин не прибывал на службу. 8 мая 2013 года военнослужащий был задержан и прикомандирован к войсковой части, расположение которой он самовольно оставил 24 мая 2013 года. 28 июля 2014 года сотрудники полиции задержали Л. в городе Мурманске.
В ходе предварительного следствия установлено, что по месту службы физическое насилие в отношении младшего сержанта не применялось, всеми видами довольствия он был обеспечен полностью.
Решением Мурманского гарнизонного военного суда Л. назначено наказание в виде 2,5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.