Основные характеристики социальной роли. Статусно-ролевые характеристики личности


Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский Государственный Университет

Кафедра психологии

КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Социальные роли личности»
по дисциплине "Психология"

Выполнил: студентка гр. 720791
Воронина О.И.

Принял: асс. Бородачёва О.В.

Тула – 2011

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………… ……………………………….………3
Глава 1. Личность и социальная роль: понятие и сущность …………………….………4

        Представление о личности в психологии…………………………….……..4
      Понятие социальной роли личности………………………………….……..5
      Основные характеристики и виды социальных ролей……………….…….6
    Глава 2. Социальные роли как инструмент взаимодействия личности и общества…..9
      Ролевое напряжение и ролевой конфликт……………………………….….9
      Выполнение социальных ролей…………………………………………….13
      Обучение социальным ролям……………………………………………….15
Заключение…………………………………… ……………………………………….…...17
Список использованной литературы…………………………………………………… ..18

ВВЕДЕНИЕ

По одному из определений социальная роль – это ожидаемое поведение личности в соответствии с ее общественным статусом. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяется как ролевой набор. В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит роль. Акт усвоения определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли». Современное общество требует от личности постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от личности требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями. Как правило, исполнение какой-либо роли связано со стремлением человека соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих.
Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Личность выступает тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни. Необходимо использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям. Это и определяет актуальность темы курсовой работы.
Основной целью данной курсовой работы является изучение понятия и сущности социальных ролей личности.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1. Изучить понятие личности в психологии; познакомиться с основными характеристиками и видами социальных ролей;
2. Определить, что такое ролевое напряжение и ролевой конфликт и рассмотреть процесс обучения социальным ролям.

ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

      Представление о личности в психологии

Личность - необычайно сложное понятие, которое является одним из центральных понятий психологии, социологии и философии. На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, способности и особенности поведения.

Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувстве «Я», которое включает в себя представления о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.
В психологии имеется множество попыток выявления ядра личности. Имеющиеся подходы можно систематизировать следующим образом:
1. Существенное разделение понятий «человек", «индивид», «субъект деятельности», «индивидуальность» (в смысле уникальности, неповторимости каждого человека) и «личность». Следовательно, нельзя сводить понятие «личности» к понятиям «человек», «индивид», «субъект», «индивидуальность».
2. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления.
3. Личностью не рождаются - личностью становятся.
4. Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятельности.
      Понятие социальной роли личности
В научный оборот термин "роль" ввели в 20-30-е годы ХХ века американские исследователи Д. Мид и Р. Линтон. Последний определял роль как "динамический аспект статуса". Под статусом понималась какая либо социальная позиция личности, а роль выступала здесь как определенная демонстрация этой позиции.
Являясь членом тех или иных социальных групп, вступая во взаимодействие с другими людьми, человек в каждом из этих случаев обладает той или иной позицией (статусом) - местом в данной конкретной системе социальных взаимосвязей. Так, на предприятии четко различаются официальные позиции директора, бухгалтера, юрисконсульта, начальника цеха, мастера, рабочего и т. д. Человек, находящийся в той или иной официальной позиции, имеет соответствующие права и обязанности.
Отдельно следует упомянуть позиции, занимаемые в своей семье и вообще среди родственников (дед, отец, муж, брат, племянник и т. д.) Определенные права и обязанности выступают в качестве регуляторов и в семейных отношениях.
Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его "статусный набор". Так, один и тот же человек может представать перед другими людьми как учитель, муж, отец, брат, друг, шахматист разрядник, член профсоюза.
Рассмотрение любой позиции в группе или в обществе всегда подразумевает наличие других связанных с ней позиций. Отсюда выводится известная взаимозависимость и между людьми, находящимися в связанных между собой позициях. Например, позиция руководителя подразумевает существование позиции подчиненного. Позиция учителя подразумевает присутствие позиции ученика. Имеется определенная взаимозависимость между сотрудниками любой организации, членами семьи, родственниками, вообще между индивидами, вступающими друг с другом даже в один единственный непродолжительный контакт (например, между продавцом и покупателем, кондуктором автобуса и пассажиром). Таким образом, можно говорить о наличии соответствующих взаимоотношений между указанными лицами. В рамках данных отношений индивиды выполняют определенные социальные роли, а эти взаимоотношения называются ролевыми.

Следовательно, социальная роль, возникая в связи с конкретной социальной позицией (статусом), занимаемой данной личностью в социально- стратификационной структуре общества, выступает вместе с тем в качестве конкретного, нормативно одобряемого способа поведения, обязательного для данной личности. Поэтому социальные роли, выполняемые тем или иным индивидом, становятся решающей характеристикой его личности.

В результате, понятие социальной роли можно сформулировать как ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Основные требования к личности вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям.

Освоение ролей происходит в процессе социализации, причем число их постоянно увеличивается. В раннем детстве человек исполняет роль ребенка, которому прививают определенные правила игры. Затем к нему добавляется роль воспитанника детсада и т.д. В дальнейшем ребенок исполняет роль учащегося, члена молодежной группы и пр.

      Основные характеристики и виды социальных ролей
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:
1. Масштаб: часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.
2. Способ получения: роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми). Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.
3. Степень формализации: деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно. Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми - чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.
4. Мотивация: в качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д. Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.
Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук и т.д. Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).
В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
2.1 Ролевое напряжение и ролевой конфликт
Было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемых статусов в группе или обществе с одинаковой легкостью и непринужденностью. Однако лишь немногие индивиды способны на это. В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение - трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствия внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнении данной роли.
Неадекватная ролевая подготовка. Обучение исполнению ее социальных ролей может быть успешным только при последовательной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении все жизни индивида. Маленькая девочка поет колыбельную кукле, маленький мальчик строит модель самолета, ученик выполняет сложную техническую работу, данную мастером, студент проходит стажировку должности инженера - все это отдельные моменты непрерывной социализации через опыт, путем обучения навыкам, мастерству и установкам в определенный период жизни для того, чтобы использовать, впоследствии, в следующих ролях.
При непрерывной социализации опыт каждого жизненного этапа служит подготовкой к следующему. В примитивных обществах это осуществляется успешно и неукоснительно. Например, маленький мальчик из охотничьего племени индейцев почти с рождения знакомится с игрушечным луком и стрелами, а через некоторое время он уже бегает с настоящим луком, что делает его похожим на одного из мужчин данного племени.
Такая ранняя подготовка к переходу от одного статуса к последующим - далеко не всеобщее явление в социальной жизни. Наше общество, как и все современные сложные общества, характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности , которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих возрастных периодов. Так, большинство современных мужчин и женщин выполняют свою основную работу вдали от дома, в связи с чем их дети не могут наблюдать за нею и помогать отцу или матери. В большинстве семей нашего сложного современного общества дети мало занимаются работой по дому и девочки плохо обучаются мастерству, установкам и эмоциональному вознаграждению будущей домохозяйки. Детская игровая активность, как правило, очень слабо связана с задачами взрослых и не способствует должным образом воспитанию в детях необходимых способностей для будущей деятельности. Очень часто юноша, закончивший школу, не знает, кем он будет в дальнейшем, чему ему обучаться и какие роли он будет играть в ближайшем будущем. Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли. В жизни каждого человека в современном обществе может оказаться несколько критических точек, когда индивид может быть не подготовлен к исполнению будущих ролей. Например, помимо начала работы по основной профессии критическим периодом можно справедливо считать выход на пенсию, когда женщина или мужчина после 55-60 лет вдруг начинают думать, что вся предшествующая деятельность совершенно не подготовила их к роли пенсионера.
Другим источником ролевого напряжения в процессах социализации является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в себя в основном формальные правила социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально существуют в окружающем нас мире. Другими словами, обучающиеся определенным ролям индивиды усваивают, как правило, идеальную картину окружающей действительности, а не реальную культуру и реальные человеческие взаимоотношения. Например, молодой человек, закончивший школу, часто бывает воспитан на чувстве справедливости в отношении его социального окружения, на чувстве равенства возможностей в проявлении своих сил и способностей на любом поприще. Но воспитанный таким образом молодой человек в скором времени замечает, что процесс получения многих ролей зависит не от способностей и таланта, а от знакомств, положения родителей, наличия денег и т.д. Таким же образом многие молодые люди, считающие, например, политиков выдающимися общественными деятелями, убеждаются, что основной их задачей являются компромиссы со священными принципами.
Все социальные роли в реальной их модификации и многообразии кажутся чуждыми молодым людям, воспитанным на идеальном представлении о многих сторонах человеческой деятельности. Поэтому у них может возникнуть внутреннее ролевое напряжение, и в последующий период они перейдут от наивного идеализма к наивному цинизму, отрицающему основополагающие нравственные и институциональные нормы общества.
Некоторый разрыв между формальными впечатлениями и действительными механизмами ролевого поведения, вероятно, характерен для всех современных обществ. Хотя он бывает весьма велик, каждое общество старается в какой-то степени его сократить. Так, студентам в целях социализации к будущей роли специалиста предоставляется возможность выполнять лабораторные работы, проводить полевые испытания, проходить производственную практику. Однако такой разрыв сохраняется, и поэтому у молодых людей следует воспитывать не только теоретические навыки, но и способности адаптироваться к широкому кругу ролей, к решению действительных, реальных проблем.
Ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: меду ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей. Или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.
Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Во многих исполняемых индивидами ролях - от сантехника до преподавателя высшего учебного заведения - существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием "делать деньги". Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжения и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, внутреннему стрессу.
Существует несколько видов действий, с помощью которых может быть снижена ролевая напряженность и человеческое "Я" защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действия считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.
Рационализация ролей - один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы. Рационализация, таким образом, скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Стоит убедить себя в том, что женщины в интеллектуальном плане находятся на уровне детей, как нас уже не будет мучить вопрос о равноправии женщин в обществе. Американские рабовладельцы искренне считали, что все люди рождаются равными, но невольники - это не люди, а имущество, в связи с чем не стоит беспокоиться о их бесправном положении. Евангелическая заповедь "не убий" для католиков средневековья была справедлива только в отношении людей истинной веры, неверные же не могли считаться людьми, и их можно было уничтожать с чистой совестью. В данном случае путем рационализации ситуация определяется таким образом, что исчезает ролевой конфликт и ролевая напряженность.
Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены. Торговый работник, который нарушает законы днем, а вечером с трибуны ратует за их ужесточение, не обязательно должен быть лицемером. Он просто переключает свои роли, избавляясь от неприятного несоответствия. Униформа милиционера, военного, белый халат хирурга и профессиональные титулы помогают людям в разделении своих ролей. Многие не могут "расслабиться" (полностью отойти от роли) до тех пор, пока не снимут с себя униформу. Принято образно говорить, что каждый член общества, который успешно социализировался, расширяет "гардероб" ролевых личин и надевает то одну, то другую из них в зависимости от ситуации: дома он сама мягкость и покорность, на работе жесток и официален, в обществе женщин мужествен и предупредителен и т.д. Такой процесс ролевого перерождения создает возможность снятия эмоциональной напряженности всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если индивид не защитил себя путем разделения ролей, эти противоречия становятся психологическими конфликтами
Ролевые конфликты и несовместимости, вероятно, можно найти в каждом обществе. В хорошо интегрированной культуре (т.е. имеющей единые, традиционные, разделяемые подавляющим большинством культурные комплексы) эти несовместимости так рационализированы, разделены и заблокированы одна от другой, что индивид их вовсе не ощущает. Например, члены некоторых индейских племен относятся друг к другу с величайшей терпимостью и мягкостью. Но их человечность распространяется только на членов племени, всех же остальных людей они считают животными и могут спокойно убивать, не испытывая никаких угрызений совести. Однако сложные общества, как правило, не имеют высокоинтегрированной традиционной культуры, и потому ролевые конфликты и ролевая напряженность в них представляет серьезную социальную и психологическую проблему.
Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей - это формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли. Это означает, что организации и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом. Муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа. Нечестный работник торговли не чувствует своей вины потому, что он уверен, что его заставляет так поступать система торговли. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.
В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

2.2 Выполнение социальных ролей
Один из самых главных вопросов, возникающий в процессе обучения социальным ролям - что нужно для успешного овладения личностью той или иной социальной ролью и для ее выполнения? Конечно, прежде всего человеку необходимы знания о содержании данной роли: что требуется от него как носителя этой роли? Что нужно или можно делать и чего делать ни в коем случае нельзя?
Начиная с раннего детства, личность в процессе социализации получает от окружающих ее людей (родителей, воспитателей, учителей, товарищей, сверстников, других взрослых) определенные знания о содержании различных ролей - официальных и неофициальных. Ребенку объясняют, как следует вести себя дома, на улице, в общественном транспорте, в гостях, на экскурсии, в театре и т. д. Информацию о ролевом поведении человек также получает, наблюдая за другими людьми. Свою лепту в эти знания вносят средства массовой информации.
и т.д.................

Рассматривая личность как социально-типическую характеристику индивида, совокупность его общественных связей и взаимодействий, социологи отмечают, что, выполняя в обществе разные функции, люди занимают разные позиции в социальной структуре общества. Отсюда, социальный статус – это то место в общественной системе , которое занимает конкретный человек. Это определенная позиция в социальной структуре сообщества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Например, статус врача даёт индивиду право заниматься лечебной практикой, но в то же время обязывает врача исполнять свои функции и роли надлежащим образом.

Статус является, локальной характеристикой человека, а тесно связанное с ним понятие социальная роль относится к поведению, ожидаемому от людей с определенным статусом в соответствии с принятыми в данном обществе нормами. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе. Самое ожидаемое от врача качество (помимо его врачебного образования) – милосердие. «Звезда» шоу-бизнеса «должна» вести себя экстравагантно. Профессор – солидно, а невеста – скромно и т.д.

Современное общество делает людей носителями разных социальных статусов одновременно: один и тот же человек и сын своих родителей, и муж, и отец, и врач, и мастер спорта и т.д. Составляющие этот набор статусы могут быть противоречивы (статусная инкосистенция), например, руководитель на работе и сын властной матери, специалист высокого класса и низкая зарплата, вынуждающая его подрабатывать. Совокупность всех статусов, которыми владеет человек, называется статусным набором .

Внутри статусного набора обычно выделяется главный статус, с которым человек сам себя отождествляет и с которым его идентифицируют другие. Как правило, главным для мужчины становится статус, связанный с его профессиональной деятельностью, а для женщины, традиционно, положение в доме (жена, мать, домохозяйка). Но в целом, нет жесткой привязанности к профессии, религии, расе. Главный статус относителен и доминирующим становится тот, который определяет стиль и образ жизни.

Статус объединяет такие характеристики, которые относятся лично к человеку с его индивидуальными характеристиками и к социальной группе, к которой он принадлежит. Личный статус - положение индивида в малой группе с преимущественно межличностными отношениями . Это место определяется набором личных качеств человека, оцениваемых членами этой группы (коллегами по лечебному отделению, друзьями, родственниками, одногруппниками). В группе можно быть лидером или лузером, слыть ленивым или сверхобязательным, знатоком правил орфографии или компьютерным авторитетом и т.д.

Групповой статус отражает положение человека в обществе в зависимости от его принадлежности к большой группе, т.е. переносит на конкретную личность социальные характеристики общности. Такая типизация поддерживает социальные стереотипы и ожидания в отношении носителей статуса. Когда при знакомстве нам сразу после имени говорят «главный врач больницы», мы понимаем, что перед нами представитель престижной профессиональной группы врачей, занимающий среди них достаточно высокое положение. Немец – пунктуальный, француз – веселый и жизнерадостный, северянин спокойный и основательный и т.д. Эти характеристики автоматически приписываются любому носителю данного статуса.

Различают также приписываемый и достигаемый статус. Приписываемый или аскриптивный, прирожденный статус – это статус изначально заданный от рождения. К прирожденному статусу относятся пол, раса, этнос (национальность).

Достигаемый статус, приобретается в результате личных усилий и при свободном выборе самого человека: статус студента, депутата, хирурга, доктора наук, заслуженного артиста, донора, банкира. Иногда вид статуса трудно дифференцируется, например, сложно определить, к какому из статусов отнести положение политического беженца. В таком случае говорят о смешанном статусе.

Все вышеописанные статусы относятся к основным. Кроме них, существуют также и неосновные, характеризующиеся эпизодичностью и множественностью. Это, например, статусы пассажира, пешехода, покупателя, пациента, забастовщика, болельщика и т.д. Это статусы без четких прав и обязанностей, кратковременные, неформализованные, определяющие только детали нашего поведения.

В понимании проблем социальных статусов очевидно одно: никогда ни один человек не существует вне статусов. Если он уходит из одной статусной группы, то тут же оказывается в другой. Человек оценивает мир и взаимодействует с другими людьми через призму своего статуса. Врач дифференцирует свое окружение на больных и здоровых; богатые уважают богатых и недолюбливают бедных; бедные презирают богатых и высмеивают их ценности и образ жизни и т.д.

В сформировавшемся обществе статус – устойчивая характеристика члена общества. Он формирует стереотипы восприятия людьми определенной социальной позиции, создает систему ожиданий в отношении поведения, образа жизни и мотивов действий носителей статусов. Поэтому понятие статуса включает социальный престиж оценку занимаемой человеком позиции со стороны членов общества, степень уважения той или иной профессии, должности, рода занятий в общественном мнении.

Итак, статус – это не просто определенная социальная позиция, не только совокупность определенных прав и обязанностей, но и оценки, ожидания, идентификации (отождествления), связанные с общественным положением субъекта.

Экономические, политические, профессиональные, религиозные, кровнородственные статусы предопределяют социальные отношения людей. Модель поведения, обусловленная тем или иным статусом – социальная роль человека. Общество закрепило за каждым статусом определенный шаблон, стандарт поведения. Например, разные статусы врача и пациента предполагают и различные стереотипы поведения: трудно себе представить, что врач вдруг станет жаловаться пациенту на свои болезни, а пациент вдруг начнет собирать анамнез.

Между статусами и ролями есть промежуточное звено – социальные ожидания (экспектации). Каждый человек, имеющий тот или иной статус, должен его как бы отыграть, реализовать и желательно так, чтобы это соответствовало социальным ожиданиям. Социальные ожидания предполагают, что молодой человек в статусе студента подтверждает его прилежным посещением лекций и практических занятий, библиотек и выполнением домашних заданий. Если молодой человек позволяет себе этого не делать, плохо справляясь с ролью студента, то его лишают этого статуса отчислением из вуза. Но этот же молодой человек может значительно расширить круг своих прав и обязанностей, записавшись еще на дополнительные факультативы, участвуя в работе студенческого научногообщества, выступая с докладами на конференциях, будучи отличником по всем основным предметам. Одна и та же роль может быть определена по-разному с разных позиций. От того же студента ждут разного администрация вуза, преподаватели, коллеги- студенты и общество в целом.

Таким образом, в социальной роли есть две стороны: ролевые ожидания – то, что должен делать индивид – носитель статуса, то чего от него ожидают и ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, находясь в той или иной роли, человек более или менее четко представляет свои обязанности, последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом через систему социального контроля следит, чтобы все делалось правильно, «как надо».

Социальное поведение пытался систематизировать Т.Парсонс, предложив систему описания ролей личности через выделение пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли, например, медицинской сестры, врача, полицейского требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (болезнь, страдание, смерть). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств. Другие роли, например, артиста, адвоката, свахи наоборот требуют в исполнении высокого накала эмоций для успешного выполнения.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами, например, ребенка, юноши, немца, русского. Они определяются возрастом или происхождением человека, исполняющего роль. Другие завоевываются, когда мы говорим о роли, которая не достигается автоматически, а в результате усилий личности: врач, муж, офицер, профессор, юрист.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей, сфокусированы на одной проблеме: врача и больного объединяет стремление сохранить или восстановить здоровье, продавца и покупателя – товар. С другой стороны, между родителями и ребенком устанавливаются отношения более широкого плана – образование, воспитание, материальное обеспечение, эмоциональное общение и т.д.

4. Формализация. Некоторые роли требуют четкого выполнения установленных правил и уставов (солдат, монах). При исполнении других ролей допустимы исключения, поскольку за нарушения правил спрашивают не слишком строго - опоздание на урок, переход улицы не на переходе. За помощь в ремонте брату или сестре не обязательно требовать плату, хотя любой труд должен оплачиваться и у постороннего человека мы бы плату за ремонт взяли.

5. Мотивация. Выполнение разных ролей обусловлено различными мотивами. Предприниматель, бизнесмен ориентирован на личный интерес, стремится получить максимальную прибыль. Но предполагается, что для священника, учителя, врача общественное благо важнее личного интереса.

Парсонс считает, что любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. В чем отличия понятия «личность» от понятий «человек» и «индивид»?

2. Почему понятие «личность» многозначно и в чем причины существования различных теорий личности?

3. Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности.

4. Каковы основные личностные типы?

5. Что такое социализация?

6. Каковы этапы и агенты социализации?

7. Раскройте понятия «социальный статус» и «социальная роль».

8. В чем отличия статуса достигаемого от предписанного?

9. Что такое социальный престиж?

10. В чем выражается множественность социальных ролей личности?

11. В рамках аксиомы о биосоциальной сущности человека выскажите и аргументируйте свое мнение: какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, а какую – социальные условия жизни и воспитание?

12. Все мы являемся носителями множества ролей и статусов. Значит мы все артисты?

Попытайтесь объяснить, чем театральные роли отличаются от социальных и в чем их общность.

13. Руководитель всемирно известного лечебного учреждения Лео Бокерия (можно назвать другое известное имя) является одновременно практикующим хирургом. Но он также муж, отец и носитель других семейных и общественных ролей. Он имеет разносторонние культурные интересы. Идет здесь речь о разных ролях? Чем они связаны?

14. Охарактеризуйте как социальную роль статусы врача, профессора, студента, интерна, жены, матери, подруги. Чем отличаются по содержанию понятия социального статуса от понятия социальной роли?

15. Как связаны между собой социальный статус и материальная обеспеченность? Всегда ли, чем выше статус, тем выше доходы? Приведите примеры, подтверждающие и опровергающие такое соответствие.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Личность – это:

а) человек как единица от человеческого рода

б) человек как представитель определенной общности

в) человек как носитель набора неповторимых черт

г) человек как совокупность социальных качеств

2. Статусы связаны между собой:

а) социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения

б) межличностными отношениями

в) нормами и правилами, регулирующими поведение отдельных индивидов.

г) процессом социализации

3. Фиксированный стандарт поведения:

а) социальный статус

б) социальная норма

в) социальная страта

г) социальная роль

4. Показатель положения индивида в обществе:

а) социальный статус

б) социальный престиж

в) социальная роль

г) социальная мобильность.

5. Социальный статус – это:

а) отношение окружающих к человеку

б) социальная функция личности

в) место человека в группе или обществе

г) оценка важности занимаемой человеком позиции

д) ожидание от человека определенного стереотипа поведения

6. Социальная роль – это:

а) определенная позиция в социальной структуре группы

б) оценка занимаемой человеком или группой социальной позиции другими людьми

в) ожидаемое другими людьми поведение человека

г) не соответствующий принятым нормам способ поведения

7. Социализация – это:

а) способ изменения и развития культуры

б) совокупность обычаев, традиций и других норм и правил, принятых в данном обществе

в) процесс усвоения норм и правил, принятых в данном обществе

г) способ вхождения личности в профессиональную жизнь

8. Аскриптивный статус – это:

а) ожидаемый от личности стереотип социального поведения

б) предписанная социальная позиция

в) субъективная оценка занимаемой индивидом или группой общественной позиции

г) несовместимые социальные позиции одновременно занимаемые индивидом

9. Одна из характеристик человека как индивидуального феномена, отражающая его социальную сущность:

а) индивидуальность

б) личность

в) индивид

г) конформизм

д) толерантность

10. Статусная инкосистенция – это:

а) совокупность социальных образований, объединенных общими интересами

б) ожидаемый от личности стереотип социального поведения

в) несовместимые социальные позиции, занимаемые индивидом одновременно

г) субъективная оценка занимаемой индивидом позиции.

Социально-демографическая подструктура включает такие признаки личности, как пол, возраст, образование, социальное положение, род занятий, национальная и профессиональная принадлежность, семейное положение, уровень материальной обеспеченности, принадлежность к городскому или сельскому населению и т.п.

Так, данные о половом составе преступников показывают значительное преобладание мужчин над женщинами. Например, соотношение убийств, совершенных женщинами и мужчинами, составляет 1:11, причинивших тяжкий вред здоровью - 1:36. Однако по некоторым составам преступлений женщины относительно более активны, чем мужчины. Свыше 50% всех преступлений, совершаемых женщинами, носят корыстный характер. Особенно велик процент женщин, совершающих преступления в системе торговли и обслуживания населения. В целом же структура женской преступности отличается от структуры мужской преступности меньшим удельным весом тяжких насильственных преступлений.

Возрастная характеристика преступников позволяет судить о степени и интенсивности проявления криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. В частности, преступления, совершаемые молодыми людьми, чаще носят агрессивный, импульсивный характер, для лиц же старшего возраста, напротив, характерно более обдуманное совершение преступлений.

В целом же наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18 - 40 лет (до 70 - 75%). В этой группе наибольшая криминальная активность характерна для лиц 25 - 29 лет. Затем следуют 18 - 24-летние, 14 - 17-летние, 30 - 40-летние.

Образовательный и интеллектуальный уровни во многом определяют характер преступления. Это и понятно, поскольку данные качества в значительной мере влияют на круг интересов и потребностей, направленность общения и времяпрепровождения и, в конечном счете, на образ поведения лица. Как показывают криминологические исследования, лица с более высокой степенью образования совершают должностные и экономические преступления, лица же, совершающие хулиганство, посягательства на личность, кражи, грабежи и разбои, имеют, как правило, низкий уровень образования.

В социально-демографической подструктуре личности преступника важное криминологическое значение имеют данные о социальном положении, роде занятий и профессиональной принадлежности (рабочий, служащий, представитель индивидуально-трудовой деятельности, учащийся, пенсионер, лицо, не занятое общественно полезным трудом и др.). Эти данные, в частности, показывают, в каких сферах социальной жизни и в каких социальных группах распространены те или иные преступления, какие отрасли народного хозяйства наиболее подвержены криминогенному влиянию, из каких социальных и профессиональных групп наиболее часто рекрутируются преступники.



Следует заметить, что чем более дробным является деление социальных групп, тем более достоверными оказываются криминологические результаты. Например, среди совершивших преступления рабочих наиболее высок удельный вес лиц, занятых неквалифицированным трудом, тогда как рабочие высокой квалификации совершают преступления примерно в 25 раз реже.

Наиболее криминогенной социальной группой являются лица, не занятые общественно полезным трудом: они составляют почти третью часть всех преступников.

В комплексе социально-демографических признаков существенное криминологическое значение имеют данные о семейном положении, уровне материальной обеспеченности и месте жительства.

Результаты криминологических исследований показывают, что около 50% преступников к моменту совершения преступления не состояли в браке. В определенной степени это объясняется тем, что среди совершивших преступления весьма значительна доля молодых людей, не успевших обзавестись семьей. К тому же здесь проявляется и такая закономерность: с ростом количества судимостей уменьшается число лиц, состоящих в зарегистрированном браке.

Для социально-демографической характеристики личности преступника существенное значение представляют его социальные роли и социальные статусы.

Под социальной ролью принято понимать реальные социальные функции конкретного лица, обусловленные его положением в системе общественных отношений и принадлежностью к определенным социальным группам.

Социальная роль связана с определенным социальным статусом человека, его обязанностями и правами. В соответствии с социальным статусом от каждого человека ожидается определенный образ поведения и поступков. Невыполнение ролевых предписаний может вызвать конфликт между личностью и обществом либо ее окружением.

Типичными свойствами лиц, совершающих преступления, являются: низкая престижность их социальных ролей, рассогласованность социальных статусов, отчужденность от трудовых и учебных коллективов, ориентация на неформальные группы или отдельных лиц с социально-негативной направленностью, отсутствие или неопределенность социально-позитивных жизненных планов, завышенность социальных притязаний при ограниченных возможностях реализации.

19. Социально-ролевая и нравственно–психологическая характеристики личности преступника.

Нравственно-психологическая характеристика - выражение отношения преступника к обществу в целом, принятым в нем ценностям и нормативно-одобряемым социальным ролям. В данную характеристику входят интеллект, способности навыки, привычки, волевые и эмоциональные свойства, установки, интересы, ценностные ориентации, отношение к нормам морали и права, потребности, избираемые способы удовлетворения потребностей.

Социально-ролевая характеристика позволяет увидеть личность преступника в реальной деятельности, определить, какие социальные позиции этот человек занимает. Для преступника по сравнению с законопослушным гражданином характерно менее ответственное отношение к своим социальным ролям в основных общественных институтах: в семье, школе, трудовом коллективе и т. д., большая степень отчужденности от законопослушных граждан, входящих в различные формальные и неформальные общества; тяготение к неформальным группам антиобщественной направленности, к выполнению негативных социальных ролей.

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения

Основные характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта.

2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.


Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми - чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

  • Фролова Светлана Маратовна

Ключевые слова

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы - Фролова Светлана Маратовна

Рассматривается социально-ролевая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам. Социально-ролевая характеристика личности несовершеннолетнего преступника предполагает исследование социальных позиций и ролей личности. Рассматриваемая характеристика личности позволяет увидеть личность преступника в реальной действительности, которая обусловлена выполнением этой личностью определенных социальных ролей .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы - Фролова Светлана Маратовна,

  • Социально-типологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам

    2012 / Мартышева Светлана Маратовна
  • Характеристика личности преступника, занимающегося организованной преступной деятельностью

    2014 / Асатрян Хачатур Ашотович, Христюк Анна Александровна
  • Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних, освобождаемых от наказания

    2015 / Терентьева Валерия Александровна, Наумова Елена Григорьевна
  • Характеристика осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях

    2011 / Датий Алексей Васильевич, Данилин Евгений Михайлович, Федосеев Алексей Августович
  • Особенности личности несовершеннолетних преступников с корыстной и насильственной мотивацией

    2009 / Леус Эльвира Викторовна, Соловьев Андрей Горгоньевич, Сидоров Павел Иванович

Social and role personality characteristic of minor criminal condemned to corrective works

Social and role personality characteristic of minor criminal condemned to corrective works is considered in this article. It assumes research of social positions and roles of persons, their social and role fields. The social position represents a set of relations in the social system. The considered characteristic allows seeing the criminal"s personality in reality, which follows from this person"s performance of certain social roles. Analysis of the behaviour of the minor, condemned to corrective works, from the moment of commission of crime is necessary as a mechanism, allowing to characterize the personality of most of the condemned. The minor, condemned to corrective works, simultaneously occupies a set of social positions: in a family s/he is a son (daughter), at his/her workplace a worker, in an educational institution a pupil. Only 53.6% of minors, condemned to corrective works in Tomsk, Kemerovo and Novosibirsk (2005-2010), studied in various educational institutions at the moment of commission of crime. In the poll among the minors condemned to corrective works, almost all of them (about 90%) have specified that they do not have a desire to study, which explains their skipping classes and poor study results. Teachers notice that, as a rule, this age category of the condemned has controversial relations with contemporaries, are often rude with teachers. The majority of the minors (75.5%) have negative characteristics from workplace in many respects caused by infringement of labour discipline: negligent relation to labour functions performance, in particular, poor-quality performance of the duties, and being regularly late for work. 24.5% of the minors are positively characterized minors in the organization, at the enterprise; encouragement measures are applied to them according to the labour legislation. Among the measures of encouragements specified in Article 191 of the Labour Code of the Russian Federation employers basically make gratitude announcements. 98% of employers specified announcing gratitude as a way of encouragement of the worker; one employer mentioned "sending a letter of gratitude to the family of the minor" as an encouragement measure. Encouragement appears in the order of the employer. Not a single employer specified a simultaneous application of several kinds of encouragement concerning the minor worker. The poll of the minors has shown that the majority of them (75.47%) have peculiar negative attitude to the duties in the family, namely, helping parents with the house, stating they do not have to do it.

Текст научной работы на тему «Социально-ролевая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам»

С.М. Фролова

СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА, ОСУЖДЕННОГО К ИСПРАВИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ

Рассматривается социально-ролевая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам. Социально-ролевая характеристика личности несовершеннолетнего преступника предполагает исследование социальных позиций и ролей личности. Рассматриваемая характеристика личности позволяет увидеть личность преступника в реальной действительности, которая обусловлена выполнением этой личностью определенных социальных ролей. Ключевые слова: несовершеннолетние; социально-ролевая характеристика; социальная роль; социальная позиция личности несовершеннолетнего.

А.И. Долгова выделяет несколько подходов к определению социальных ролей. Первый подход раскрывает нормативное понимание социальной роли, а именно: социальная роль раскрывается через поведение человека, которое зависит от позиций, занимаемых им в обществе. В действительности с этим следует согласиться, так как человек занимает ряд позиций и исполняет ряд ролей, каждая из которых имеет свое содержание. Сама социальная позиция - это совокупность связей в социальных отношениях, а роль - это содержание требований, предъявляемых к лицу, занимающему данную позицию. Роль определяется как свободное поведение человека, обусловленное его индивидуальными особенностями. Человек проживает роль как свободный художник. Следующий подход характеризует роль как содержание ожидания других людей и социальных групп в отношении поведения человека. В научной литературе роль определяется как продукт взаимодействия социальных факторов и внутреннего мира человека . В нашем исследовании мы будем исходить из нормативного понимания роли, в соответствии с которым социальная позиция предполагает совокупность отношений в социальной системе.

Итак, социально-ролевая характеристика позволяет увидеть личность преступника в реальной действительности.

Анализ поведения несовершеннолетнего, осужденного к исправительным работам, до момента совершения преступления необходим как механизм, позволяющий охарактеризовать личность самого осужденного. Несовершеннолетний, осужденный к исправительным работам, занимает одновременно множество социальных позиций: в семье он сын (дочь), в трудовом коллективе - работник, в образовательном учреждении - учащийся.

Только 53,6% несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам в Томской, Кемеровской и Новосибирской областях за период с 2005 по 2010 г., на момент совершения преступления учились в различных образовательных учреждениях. В отношении этой группы несовершеннолетних имеются характеристики с места учебы, в соответствии с которыми около 70% из них характеризуются отрицательно, остальная часть (30%) - положительно.

При опросе несовершеннолетних, осужденных к изучаемому виду наказания, практически все они (около 90%) указали на то, что у них отсутствует желание учиться, вследствие чего они часто пропускают учебные занятия без уважительных причин, учатся удовле-

творительно, имеют задолженности по учебе. Преподаватели отмечают, что несовершеннолетние имеют конфликтные отношения со сверстниками и учителями.

Отсутствие интереса к учебе у несовершеннолетних отмечает и М.А. Сутурин, исследующий применение уголовного наказания в виде обязательных работ в отношении несовершеннолетних: «Несовершеннолетние, осужденные к обязательным работам, которые на момент совершения преступления учились в образовательных учреждениях среднего и учреждениях начального профессионального образования, характеризуются (в основной своей массе) отсутствием интереса к учебе, что формально выражено в низкой успеваемости, в большом количестве пропусков занятий, нарушениях дисциплины и т.д.». .

Что касается условно осужденных несовершеннолетних, то по месту учебы положительную характеристику имели 36,8%, нейтральную - 26,5%, а отрицательную - 30,6%. «В большинстве характеристик указывалось на оказание осужденным помощи членам семьи и соседям, отсутствие нарушений общественного порядка, неупотребление алкоголя, его вежливость и приветливость» .

Рассмотрим социальную роль, которую выполняет несовершеннолетний осужденный на работе. Под работой в данном случае мы понимаем отбывание исследуемого нами наказания в организации, на предприятии. Социальная роль рассматривалась посредством изучения характеристик с места работы осужденного.

На момент изучения материалов личных дел в уголовно-исполнительных инспекциях в отношении несовершеннолетних, осужденных к исследуемому виду наказания, характеристики с места работы отсутствовали в отношении 21% несовершеннолетних. Как пояснили сотрудники уголовно-исполнительной системы, после постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции не все несовершеннолетние после 30-дневного срока со дня поступления соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) направляются инспекторами уголовно-исполнительной системы для отбывания назначенного вида наказания. Это объясняется тем, что либо отсутствуют предприятия, организации, включенные в перечень мест для отбывания исправительных работ, либо при наличии указанных предприятий, организаций, включенных в перечень, отсутствуют вакантные места для несовершеннолетнего осужденного, т.е. условия труда не относятся к категории «вредные». В этой связи в отношении указанной группы несовершеннолетних отсутствуют и характеристики с места работы.

В характеристиках с места работы несовершеннолетнего, осужденного к исправительным работам, отмечалось: «характеризуется с удовлетворительной стороны», «не курит», «имеет некоторые знания в области выполнения труда, старается справляться с возложенными трудовыми функциями», «добросовестно относится к выполнению своих трудовых обязанностей». В то же время даже в таких характеристиках (положительных по форме) ничего не говорилось об отношении этих людей к выполняемой работе, о взаимоотношениях несовершеннолетнего с трудовым коллективом.

Отрицательные характеристики с места работы в отношении несовершеннолетних, осужденных к рассматриваемому виду наказания, отмечались в 75,5% случаев.

Сравнивая с условно осужденными изучаемую нами категорию несовершеннолетних, следует обратить внимание на расхождение некоторых характеристик. Так, К.Н. Тараленко, проводя изучение материалов уголовных дел в отношении условно осужденных несовершеннолетних, пришел к выводу о том, что практически все из рассматриваемой категории (93,0%) характеризовались положительно («в большинстве характеристик отмечаются качества трудолюбия, уважения со стороны трудового коллектива, а также указывается на отсутствие взысканий дисциплинарного характера» ); отрицательные характеристики были отмечены у 3,5% несовершеннолетних; такой же процент присутствовал и в отношении лиц, имевших нейтральные характеристики.

Аналогичное обстоятельство отмечает и М. А. Суту-рин при исследовании уголовного наказания в виде обязательных работ в отношении рассматриваемой возрастной категории осужденных. Так, «...из числа работающих осужденных чуть большая часть несовершеннолетних характеризовалась по основному месту работы как не очень дисциплинированные сотрудники, не проявляющие уважения к труду. Наблюдается отсутствие заинтересованности в результате этого труда, сугубо прагматичное и утилитарное отношение к своей профессии и деятельности (желание максимально извлечь материальную или иную потребительскую выгоду). Присутствуют определенные сложности с установлением и поддержанием позитивных контактов с трудовым коллективом» . Что касается отрицательных характеристик в отношении несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, то во многом они обусловлены наличием нарушений трудовой дисциплины, в том числе прогулами, опозданиями на работу, а также небрежным отношением к выполнению возложенных на них трудовых функций, обязанностей. Среди нарушений трудовой дисциплины, совершенных несовершеннолетними, осужденными к исправительным работам, преобладает небрежное отношение к выполнению трудовых функций, в частности, некачественное выполнение своих обязанностей, а также систематические опоздания на работу.

Данные нашего исследования в определенной степени совпали с данными, полученными М.А. Сутури-ным при исследовании другого вида наказания, также соединенного с выполнением трудовых функций не-

совершеннолетним осужденным, - обязательными работами.

Что же касается положительно характеризующихся несовершеннолетних в организации, на предприятии (их 24,5%), то в отношении них администрация организации, где они отбывают назначенный вид наказания, применяла меры поощрения в соответствии с трудовым законодательством. Среди указанных в ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации мер поощрений работодатели в основном используют в отношении несовершеннолетних, добросовестно исполняющих свои трудовые обязанности, объявления благодарности. Так, при опросе работодателей о мерах поощрения несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, 98% работодателей указали на объявление благодарности как форму поощрения работника; один работодатель указал на «направление благодарственного письма семье несовершеннолетнего» как на меру поощрения. Поощрение объявляется в приказе (распоряжении) работодателя. При опросе работодателей ни один из них не указал на одновременное применение нескольких видов поощрений в отношении несовершеннолетнего работника.

Также интерес представляет рассмотрение выполнения социальной роли несовершеннолетнего, осужденного к исправительным работам, в семье.

Проведенный опрос несовершеннолетних показал, что для большинства из них (почти 75,47%) свойственно негативное отношение к своим обязанностям в семье, они считают, что у них отсутствует такая обязанность. В большинстве характеристик по месту жительства в отношении несовершеннолетних отмечалось также наличие конфликтных отношений с соседями, что, безусловно, формирует «потрет» несовершеннолетнего по месту его жительства.

В характеристиках, данных несовершеннолетним осужденным, отмечалось: «за время проживания зарекомендовал себя с положительной стороны», «с соседями никогда не конфликтовал и не конфликтует», «всегда доброжелателен, отзывчив, всем помогает, кто о чем ни попросит, в случае необходимости». Это положительные данные, характеризующие несовершеннолетних. Также имеются и отрицательные характеристики: «постоянно выпивает в подъезде», «курит», «постоянно конфликтует соседями» и т.д.

В большинстве изученных нами материалов уголовных дел несовершеннолетние, осужденные к исправительным работам, характеризовались по месту жительства отрицательно (80%).

Анализ характеристик с места жительства показал, что большинство несовершеннолетних лиц имели сложные, конфликтные отношения, «холодные отношения» с членами семьи, родители не интересовались ни несовершеннолетним, ни его окружением. При этом в основе конфликтных отношений в семье лежит образ жизни либо родителей (как правило, аморальное поведение, распитие спиртных напитков, драки между отчимом и матерью), либо самого несовершеннолетнего (непосещение образовательного учреждения, систематические пропуски учебных занятий, курение). Здесь речь идет о формально полных семьях, т.е. таких, где присутствует один роди-

тель и, как правило, отчим, а также о неполных семьях, где воспитанием несовершеннолетнего занимается только один родитель, как правило, мать.

В подтверждение вышеизложенного можно привести ответы опрошенных несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, на следующие вопросы. Так, на первый вопрос «Интересуются ли Ваши родители вашими делами?» из опрошенных несовершеннолетних большая часть (64,15%) дала отрицательный ответ, остальные (35,85%) ответили положительно.

На второй вопрос «Интересуются ли Ваши родители Вашим окружением?» ответы распределились следующим образом:

Да, полностью контролируют его (11,32%);

Да, но постоянный контроль отсутствует (28,3%);

Нет, вообще не интересуются (49,06%);

Родители вообще не знакомы с моим окружением (11,32%).

Некоторые из осужденных к исправительным работам несовершеннолетние прошли обучение и успешно завершили специальные курсы (например, курсы продавцов, компьютерные курсы, курсы алгебры, информатики).

Так, несовершеннолетний Б., обучаясь в школе № 25 г. Томска, помимо учебных занятий, посещал спецкурсы по алгебре и информатике .

Отметим, что 62,3% условно осужденных несовершеннолетних по месту жительства характеризовались положительно, 12,3% имели нейтральные характеристики, 12,3% получили отрицательную характеристику от своих родителей.

Таким образом, при проведении сравнительного анализа социально-ролевых характеристик несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, условно-осужденных и осужденных к обязательным работам, наблюдаются несущественные различия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Криминология / под ред. А.И. Долговой. 4-е изд., перераб. и доп. М. : НОРМА, 2010. 1070 с.

2. СутуринМ.А. Обязательные работы в отношении несовершеннолетних: дис. ... канд. юрид. наук.Томск, 2011. 203 с.

3. Тараленко К.Н. Рецидивная преступность несовершеннолетних, осужденных условно, и ее предупреждение: дис. ... канд. юрид. наук.

Томск, 2003. 204 с.

4. Архив Октябрьского районного суда г. Томска. Д. 1-485/10.