Поединки проводятся на фехтовальной дорожке длиной 14 м и шириной 1,5–2,00 м со специальной разметкой. На фехтовальной дорожке (поле боя) наносятся 5 линий перпендикулярных её длине. Центральная линия, Две линии начала боя, расположенных на расстоянии 2 м от центральной линии, Двух линий задних границ, на расстоянии в 7 м от средней линии. Так фехтовальщик, находясь перед началом боя в 2 м от центра имел 5 м для отступления 5 м. Кроме того, с каждой стороны дорожки – по всей ее ширине – выделяются (обычно контрастным цветом) отрезки длиной в 2 м: во время поединка это служит своеобразным предупреждением отступающему спортсмену, что он находится в опасной близости от своей задней границы.
Современный фехтовальный бой проводится с использованием электрооборудования для фиксации уколов.
Электрофиксатор сигнализирует нанесение укола спортсменом зажиганием ламп различного цвета. Если спортсмен нанёс укол, на его стороне раздается звуковой и зажигается световой сигнал. Действительные уколы отмечаются зажиганием цветных ламп (красной или зелёной), а недействительные - белой лампой. Когда зажигаются одновременно цветная и белая лампы – это означает, что сначала был нанесён недействительный укол, и в этом случае действительный укол не засчитывается. В фехтовании на шпагах зажигаются только цветные лампы. Поскольку все уколы считаются действительными, то засчитывается каждый нанесённый укол. Когда лампы зажигаются с двух сторон одновременно, каждому спортсмену присуждается по уколу.
Чтобы электрофиксатор зарегистрировал укол рапирой и шпагой, давление на наконечник оружия должно составлять, соответственно, не менее 4,9 Ньютона (500 гр) и 7,35 Ньютона (750 гр), а удар саблей, по правилам, должен быть доведен до конца: простое касание оружием зачетной зоны очков не приносит.
Перед началом поединка соперники встают на линии исходной позиции, повернувшись друг к другу боком – так, чтобы одна нога была впереди другой (за линией исходной позиции), – направив оружие в сторону противника и отведя свободную руку назад. Поединок начинается по команде судьи – и продолжается до тех пор, пока не последует команда «Стой!» или не раздастся специальный сигнал, возвещающий об истечении времени боя (раунда). Возобновляется поединок тоже только по команде судьи.
Судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Перед началом боя судья дает спортсменам команду: «Ан гард!» - «К бою!», затем задает вопрос: «Эт ву прэ?» - «Вы готовы?» Получив ответ, судья командует: «Алле!» В случае остановки боя дается команда «Альт!» - «Стой!». Присуждение очков сопровождается словами: «А друат» - «Направо», «А гош» - «Налево» или «Ку дубль» - «Обоим». Недействительный удар обозначается фразой «Па конте» - «Не считать».
В случае начисления очка соперники возвращаются на исходные позиции, а при остановке боя без присуждения укола возобновляют его с того места, где он был остановлен.
В финальной стадии соревнований индивидуальные поединки делятся на три 3-минутных раунда с минутным перерывом между ними. Побеждает в бою спортсмен, первым набравший 15 очков (или же больше очков на момент истечения времени поединка). При ничейном – к моменту окончания боя – счете добавляется еще одна минута, и борьба идет до первого укола. Предварительно разыгрывается так называемый «приоритет»: проводится жеребьевка, определяющая победителя на случай, если никто из соперников не сможет нанести решающий укол в добавленную минуту.
В командных состязаниях каждый фехтовальщик должен провести поединок с каждым из трех участников команды-соперницы. Таким образом, матч между двумя командами состоит из 9 индивидуальных поединков. При этом первый бой заканчивается по достижении одной из сторон результата в 5 очков, второй – 10 и т.д. до 45 очков
Спортсмен, который первым начал нападение, считается атакующим, – соответственно, фехтовальщик, отбивший клинком оружие, считается защищающимся. По правилам, при одновременно завершаемых соперниками уколах/ударах преимущество имеет атаковавший. Приоритет действия попеременно переходит от одного соперника к другому. Когда электрофиксатор сигнализирует о нанесении укола (или удара) в поражаемую поверхность, рефери засчитывает его (если было соблюдено право атаки) или аннулирует (если приоритет был нарушен). При взаимных уколах (ударах) судья – в зависимости от ситуации – или засчитывает его одному из участников или аннулирует оба попадания.
Любой фехтовальный бой – это, прежде всего, взаимодействие клинков соперников с множеством тонких, хитроумных движений и приемов, что принципиально отличает фехтование от единоборств с применением тяжелых видов оружия. Если невозможна прямая атака, необходимо «нейтрализовать» оказавшееся на пути оружие соперника, например, используя перенос (нападение с обведением острия неприятельского клинка). Точно так же ликвидировать угрозу со стороны противника можно не только уклонением, но и силовым воздействием на его клинок, например, отбивом.
Часто используют в фехтовальном бою всевозможные обманные движения: маскировку (скрывающую как конкретные тактические намерения фехтовальщика, так и его состояние и боевые возможности в целом), финты (угрожающие движения оружием), вызов, провоцирующий соперника на определенные действия, и т.д.
После команды «Стой!» уколы (удары) не засчитываются – за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался еще до команды.
В современном фехтовании в зависимости от вида оружия существуют различия в правилах, технике и тактике, которые во многом связаны с историей их происхождения. Спортивная сабля произошла от кавалерийского клинка: в конном поединке часто наносились рубящие удары – в основном до пояса, что и предопределило размер поражаемой поверхности и допустимые приемы атаки на соперника в поединке саблистов. Шпага – дуэльное по происхождению оружие. На дуэли укол в любую часть тела противника оказывался «результативным», при этом важно было нанести укол первым, не пропустив ответный выпад. По таким же правилам и принципам ведется сейчас шпажный бой. Самые «щадящие» условия борьбы у рапиристов. Ведь рапира и создавалась как исключительно тренировочное оружие. С рапиры начинали когда-то свое обучение все новички, она была единственным оружием, на котором дозволялось фехтовать женщинам, а благодаря малому весу с ней вполне могли управиться и дети. Понятие «тактической правоты» тоже возникло из практических потребностей тренировочного боя, готовившего человека к реальным боевым единоборствам: прежде, чем провести собственную атаку, надо отразить нападение противника.
Поражаемая поверхность.
В поединках на шпаге защитываются уколы острием любой части тела соперника, кроме не защищенного маской затылка.
В поединках на рапире защитываются уколы острием только в торс соперника спереди и сзади (выше пояса); голова, руки и ноги в нее не входят. В случае нанесения укола за пределы поражаемой поверхности поединок останавливается, а этот и все последующие (в данном эпизоде) уколы не засчитываются.
У саблистов засчитываются уколы (удары) во все части тела выше пояса, включая торс (выше пояса), руки и голову (кроме затылка). Попадания в другие части тела не засчитываются, но бой при этом – в отличие от поединка рапиристов – не останавливается.
В бою рапиристов и саблистов судья может засчитать и укол, нанесенный вне зачетной зоны, – в случае, если защищающийся спортсмен намеренно прикрыл поражаемую поверхность какой-либо «непоражаемой» частью тела (например, ногой). Правилами запрещено также намеренно касаться оружием любой проводящей поверхности (включая собственный костюм), чтобы вызвать «ложное» срабатывание регистрирующей системы – и тем самым избежать укола со стороны соперника.
О плюсах и минусах, какие существуют медицинские противопоказания, как выбрать секцию, сколько стоят занятия - читайте в статье.
Фехтование пришло из глубины веков и сформировалось в элегантный вид спорта. Это спортивное единоборство с применением оружия. Соперники стремятся нанести друг другу больше ударов (уколов), соблюдая при этом правила борьбы.
Фехтование считается благородным видом спорта и воспитывает у ребенка качества, которые могут пригодиться не только в турнире, но и в повседневной жизни: наблюдательность; способность анализировать ситуацию и быстро принимать решения; упорство и сила воли.
Со скольки лет?
Начать заниматься фехтованием можно в 6 - 8 лет, не ранее, так как для этого вида спорта нужна хорошая реакция, развитая скорость и тактическое мышление. Эти качества формируются у детей постепенно. Обладая определенной сноровкой и смекалкой, можно смело идти в фехтовальщики.
Медицинские противопоказания
Заниматься фехтованием нежелательно при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, после травм, при проблемах с позвоночником, спиной или суставами; при хронических заболеваниях внутренних органов, астме. Основные нагрузки при фехтовании идут на ноги (ахиллы, колени, икроножные мышцы) и мышцы спины, поэтому особое внимание следует обратить на здоровье этих органов.
Противопоказаниями также могут служить нервные расстройства, тяжелые психосоматические заболевания.
Так как фехтование предполагает усиленную концентрацию внимания и постоянное перемещение взгляда, заниматься фехтованием не рекомендуется, если у ребенка есть проблемы со зрением. Во время тренировок идет большая нагрузка на глаза, поэтому прежде чем записаться в секцию, рекомендуется проконсультироваться с офтальмологом. Если есть какие-либо нарушения органов зрения, тренировки могут только навредить.
Фехтование предполагает работу всего организма, поэтому перед тем, как начать заниматься, лучше проконсультироваться с врачом-педиатром.
Узнать подробнее об .
Мальчики и девочки
В фехтовании нет разделения по половому признаку. Поэтому смело можно сказать, что это универсальный вид спорта, подходящий и для девочек, и для мальчиков. Успехов в фехтовании могут добиваться и те и другие и даже соперничать между собой.
Плюсы
Интеллектуальное развитие
Эта игра положительно влияет не только на физиологическое развитие ребенка, но и на его интеллект. Развивается быстрота реакции, скорость мышления и аналитические качества. Во время игры нужно быть всегда начеку и быстро прогнозировать ход противника. Нужно, наблюдая за оппонентом, выявить его слабые места и построить выигрышную для себя линию игры.
Интересный факт! Бывшие советские фехтовальщики в 90-е годы во время приватизационных схваток и бизнес-войн добились значительных успехов, проявив смекалку.
Физическое развитие
Фехтование не является травмоопасным видом спорта и положительно влияет на многие системы организма:
- Это отличная кардио нагрузка. Фехтование благоприятно влияет на сердечно-сосудистую систему.
- Организм становится выносливым и закаленным, повышается иммунитет.
- Тренируется дыхательная система.
- Фехтование полезно для нервной системы: выплеск эмоций во время поединка позволяет организму справляться со стрессами, нервозностью и плохим настроением.
- Развивается самоконтроль и стрессоустойчивость.
- Тренируются все группы мышц.
- Улучшается координация движений, ловкость и быстрота реакций.
Минусы
Обучение фехтованию должно начинаться с азов. Миновать их нельзя, так как знание того, как правильно ставить шаг, держать оружие, правильно наносить удар и двигаться во время фехтования - залог безопасной игры. Всему этому должен обучить . Невыполнение базовых техник грозит получением травм, растяжением мышц и связок.
Также важно во время тренировок и турниров надевать специальную защитную экипировку: фехтовальную куртку (ворот должен быть поднят и защищать шею), маску и перчатку. Несоблюдение спортивного аутфита и правил безопасности также грозит получению травм во время игры.
Фехтование может влиять на неправильное формирование фигуры. Это связано с тем, что нагрузка во время игры распределяется неравномерно: работа шпагой приходится только на одну сторону тела; все движения происходят под наклоном. Если заниматься фехтованием интенсивно, это может привести к развитию сколиоза (искривление позвоночника) и асимметрии тела (одно плечо может быть выше другого). При умеренных тренировках - пару раз в неделю, риск получить эти недуги - мал.
Еще один небольшой минус фехтования - гиперконцентрация. Ребенку во время игры постоянно нужно быть сконцентрированным и усиленно держать внимание. Это приводит к психологическому перенапряжению после которого требуется отдых.
Сколько стоят занятия?
Бесплатно заниматься фехтованием можно в детских спортивных комплексах, в домах спорта, в государственных учреждениях культуры и досуга.
В частных фехтовальных клубах занятия могут стоить от 3000 - 4000 рублей.
Также потребуется потратиться на экипировку. Для новичка на первое время достаточно будет иметь свою перчатку, которая стоит от 1000 рублей, всем остальным обеспечит тренер. В будущем придется приобрести защитный костюм (куртка и шлем), его стоимость - от 2500 рублей.
Как выбрать секцию?
Заниматься фехтованием можно во дворцах спорта; в отдельных фехтовальных клубах; в спортивных и фитнес клубах, где есть секция по фехтованию; в фехтовальных кружках при детских учебных заведениях, в детских центрах досуга.
Сходите на пробные занятия, пообщайтесь с другими родителями, тренерами, почитайте отзывы о заведении в интернете. Оцените плюсы и минусы по следующим параметрам: стоимость, нагрузки, удаленность от дома.
Особое внимание уделите тому, от чего в большей мере зависит безопасность и здоровье вашего ребенка - квалификации тренеров. Затем , наиболее подходящую вам и ребенку.
Подводим итог
Фехтование для детей бесспорно полезно, даже несмотря на некоторые минусы. Если заниматься умеренно, следить за правильным режимом и соблюдать правила безопасности, негативных последствий можно избежать.
Фехтованием можно заниматься бесплатно. Даже частные секции можно найти по доступной цене.
Фехтование уникально тем, что оно не только укрепляет все группы мышц и оказывает тонизирующее действие на организм, но и развивает интеллект. Это динамичный вид спорта, который улучшает координацию, ловкость, выносливость, а также воспитывает у ребенка качества, которые пригодятся ему в жизни: целеустремленность, силу воли, характер.
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!
Фехтование – это вид спорта, в основе которого лежит единоборство на одном из видов спортивного холодного оружия.
Занятия фехтованием развивают:
- быстроту,
- ловкость,
- выносливость,
- силу,
- самообладание,
- способность к молниеносным решения,
- действиям в сложных ситуациях боя.
В фехтовальном бою на рапире, шпаге или сабле цель спортсмена состоит в том, чтобы в заданное время нанести сопернику определенное количество ударов или уколов.
Если оружие и снаряжение соответствуют правилам, то эти уколы и удары не могут нанести повреждений сопернику.
Оружие и цель фехтования менялись с течением времени. Наряду с кулачным боем и борьбой фехтование является одним из самых древних видов единоборства, которое зародилось в Египте за 3000 лет до н. э. На протяжении тысячелетий фехтование было основной составной частью военного обучения и важным средством физического закаливания организма. Почти до времен феодализма в фехтовании употреблялось тяжелое боевое оружие и массивные доспехи. С изобретением огнестрельного оружия в XV в. началось постепенное усовершенствование оружия для фехтования. Удобное негромоздкое оружие все больше стало входить в употребление.
Первая книга по фехтованию появилась в 1516 г.
В XVI в. на смену мечу приходит шпага, чему во многом способствовал миланский фехтовальщик Агриппа. Он отказался от удара шпагой в пользу укола и положил основу современному держанию шпаги и управлению клинком. Итальянская система фехтования на шпагах, основанная сначала на ударах и уколах, а позднее только на уколах, завоевала свое место в европейских странах до конца XVII в.
Франция – одна из стран классического фехтования-вступила на путь самостоятельного развития фехтования позже. В 1633 г. французский мастер Бернар Ренне в своей книге излагает технику фехтования, очень близкую к современной. Во Франции большое распространение получило фехтование на рапирах.
В Германии было распространено «мензурное» фехтование-дуэль на шлегерах с плоскими заточенными концами. Соперники в поединке наносили друг другу режущие удары. «Мензурное» фехтование длительный период было распространено среди молодежи, особенно в студенческих корпорациях.
В 1776 г. во Франции Ла Брауссие изобрел маску для фехтования из проволочной сетки. Введение маски устранило всякую опасность в фехтовании на рапирах и способствовало его дальнейшему развитию.
После политического объединения Италии в XIX в. итальянская школа фехтования пережила новый подъем.
В 1861 г. был издан трактат руководителя миланской военной школы Радаелли, который обобщил технику фехтования на саблях, позднее усовершенствованную в Венгрии. Неаполитанец Париз, создатель метода фехтования на рапирах и саблях, положил конец спору между северной и южной итальянскими школами фехтования. Париз стал руководителем вновь образованной Центральной школы фехтования в Риме. Выпускники этой школы преподавали позднее в Германии, Австрии, Венгрии и в США.
К концу XIX в. во Франции начало развиваться современное фехтование на шпагах.
Международная федерация фехтования (ФИЕ) была образована в 1913 г. В настоящее время в ФИЕ входят национальные ассоциации около 80 стран. Фехтование на рапирах и саблях включено в программу олимпийских игр с 1896 г., на шпагах с 1900 г. В 1924 г. в олимпийскую программу было включено фехтование на рапирах среди женщин.
Материальное обеспечение
Для развития фехтования необходимо большое количество материальных предпосылок.
Спортивное оружие
В современном фехтовании различаются следующие виды оружия: рапира, шпага, сабля. Рапира и шпага- колющее оружие. В зависимости от формы рукоятки различаются итальянские, французские и ортопедические рукоятки рапиры или шпаги. Сабля-рубящее оружие.
Рапира |
Шпага |
Сабля |
|
Общая длина |
|||
Длина клинка |
|||
Диаметр гарды |
15 см по дли |
||
не и 14 см по |
|||
Общий вес |
Электроаппаратура
В фехтовании на рапирах и шпагах электроаппаратура помогает судьям выносить более объективное и точное решение.
Электроаппаратура срабатывает в том случае, когда наконечник рапиры или шпаги соприкасается с поражаемой поверхностью соперника. В фехтовании на шпагах цветная лампа электрофиксатора загорается в результате замыкания электроцепи, в то время как в фехтовании на рапирах-при ее размыкании. Если укол пришелся по непоражаемой поверхности или в пол, зажигается белая лампа. Если зажигаются одновременно и цветная и белая лампы, то укол не засчитывается.
При фехтовании на рапирах необходимо, чтобы при уколе давление на наконечник оружия было не меньше 0,5 кг, а при фехтовании на шпагах-0,75 кг. В конце дорожки находятся катуш- ки-сматыватели, на которые наматывается шнур, соединяющий фехтовальщика с электрофиксатором. Шнур, проходящий под фехтовальной курткой, подсоединяется к оружию через его рукоятку и клинок к наконечнику.
Дорожки для фехтования
Для проведения соревнований по фехтованию и для тренировок подходят залы с матовым деревянным полом с ярким, но не слепящим освещением. Дорожка для фехтования представляет из себя покрытый линолеумом или другим аналогичным материалом прямоугольник.
Ширина дорожки для всех видов фехтования колеблется от 1,80 до 2 м. Ее длина для фехтования на рапирах-12 м, на шпагах и саблях-18 м. Но из практических соображений соревнования проводятся, как правило, на дорожках длиной 14 м. Если спортсмен переступает заднюю линию границы, то в фехтовании на рапирах его возвращают на 1 м от границы, в фехтовании на шпагах-на 2 м, саблях-5 м.
При необходимости можно обозначить на полу контуры дорожки необходимой длины. Из соображений безопасности с каждого конца дорожки должно быть свободное место для пробега длиной 1,50-2 м. Для фехтования на рапирах и шпагах с электрофиксаторами дорожки изготавливаются со специальным медным покрытием (металлическая дорожка), которое заземляется, чтобы уколы об пол не фиксировались.
Одежда и снаряжение
В костюм фехтовальщика, выполненный из белой плотной материи, входят куртка и брюки, застегивающиеся ниже колен, а также перчатки, гетры или белые чулки, специальные фехтовальные или резиновые туфли и фехтовальная маска.
Обязательной принадлежностью для женщин является специальный бюстгальтер из кожи или легкого металла. Для предотвращения травм спортсмены должны иметь под курткой предохранительный набочник с длинным рукавом, который надевается на вооруженную руку. Кроме того, саблисты надевают на вооруженную руку налокотник. При фехтовании на рапирах с электрофиксатором поверх фехтовальной куртки надевается электрокуртка, сделанная из тонких металлических нитей. Она должна полностью покрывать те части тела, по которым разрешено наносить уколы. В фехтовании на рапирах и шпагах в состав снаряжения входит личный шнур, соединяющий оружие с катушкой электрофиксатора.
Разделение на возрастные группы и спортивные разряды
В фехтовании на всех видах оружия различают возрастные группы и спортивные разряды. Возрастные группы в ГЕРМАНИИ определяются по количеству исполнившихся лет на 1 июня каждого года. Для юниоров старшего возраста расчетным днем служит 1 января (по правилам ФИЕ).
В фехтовании различают следующие возрастные группы (ВГ): ВГ 10/11 (дети до 11 лет), ВГ 12 (до 12 лет), ВГ 13 (до 13 лет), ВГ 14/15 (с 14 до 15 лет), ВГ 16/17 (с 16 до 17 лет), юниоры (с 18 до 20 лет) и мужчины (от 20 лет и старше).
Спортсмены ВГ 10/11 и ВГ 12 фехтуют только на рапирах, спортсмены других ВГ -на всех видах оружия; женщины фехтуют только на рапирах. Спортивные разряды. В зависимости от спортивных результатов школьникам и подросткам могут быть присуждены III, II и I спортивные разряды, а юниорам и мужчинам, кроме того, звания кандидата в мастера и мастера спорта.
Время боя и количество уколов (ударов)
![](https://i1.wp.com/moniteur.ru/wp-content/uploads/images/stories/267/7.jpg)
Если соревнования проводятся по круговой системе, то чистое время боя составляет 6 мин и бой ведется до 5 уколов.
В соответствии с новыми правилами ФИЕ на международных турнирах и чемпионатах по фехтованию соревнования проводятся по системе прямого выбывания после того, как осталось 32 или 16 (в зависимости от общего количества) участников. При этом мужчины проводят бои до 10, а женщины до 8 уколов, причем время боя составляет соответственно 12 и 10 мин. Если один из спорт- сменов нанесет до истечения времени боя 5 уколов (8 или 10 уколов при проведении соревнований по системе прямого выбывания), то в этом случае бой заканчивается досрочно. Если по истечении времени боя на рапирах и саблях соперники нанесли одинаковое количество уколов, то число уколов увеличивается до необходимого числа минус один укол, и бой проводится без ограничения времени до первого укола.
Если по истечении времени боя счет не равный (например, 3:2), то в этом случае число уколов увеличивается таким образом, чтобы у спортсмена, нанесшего большее количество уколов, их число соответствовало заданному числу уколов (например, при счете 4:3 до 5:4, или до 8:7, или до 10:9). В фехтовании на шпагах при ничейном счете уколов обоим спортсменам засчитывается обоюдное поражение.
Нанесение уколов (ударов)
В фехтовании на рапирах и шпагах действительными засчитываются только уколы, наносимые острием клинка. В фехтовании на саблях действительными засчитываются уколы, наносимые острием клинка, и удары, наносимые всем лезвием и частью обуха клинка.
Удары (уколы) можно наносить только по поражаемой поверхности тела. Уколы (удары), пришедшиеся по непоражаемой части тела, лишь прерывают поединок.
В фехтовании существуют строгие правила ведения боя. На каждую атаку соперника фехтовальщик должен отвечать защитой (отбивом), и лишь в этом случае возможен дальнейший ответ, после которого соперник уже не может продолжать атаку. Если фехтовальщик защищается не отбивом, а контратакой, то последняя засчитывается только в том случае, если она проведена перехватом клиника соперника в линии атаки или останавливающими уколами и ударами в темп. Темп-промежуток времени, необходимый фехтовальщику для выполнения одного простого движения, или обобщенная форма времени, определяющая опережение укола (удара). Если фехтовальщики наносят друг другу уколы одновременно, то старший судья выносит решение о том, была ли это обоюдная атака, или кто-то был тактически прав. В случае обоюдной атаки уколы (удары), нанесенные обоими спортсменами, аннулируются. Во втором случае судья засчитывает укол спортсмена, который был тактически прав. Лишь в фехтовании на шпагах одновременные уколы (с разницей менее 1/25 сек) засчитываются обоим фехтовальщикам.
Нарушение правил
В случае неспортивного поведения фехтовальщику делается предупреждение и ему засчитывается штрафной укол или его снимают с соревнований. К подобным нарушениям относятся: любой вид насилия оружием или телом, преднамеренное столкновение-в фехтовании на шпагах только в случае жестких действий; отступление за собственную линию границы, несмотря на предупреждение; преднамеренный выход за боковую линию дорожки; способствование действиям соперника или оскорбительные высказывания в его адрес; снаряжение или оружие, не соответствующее правилам, неспортивное поведение по отношению к судье.
Командные соревнования, Во всех соревнованиях по фехтованию команда состоит из 4 человек. Каждый член команды проводит бой с каждым фехтовальщиком из команды соперника.
Турниры
Видео: Международный турнир по фехтованию среди кадетов им. С.А. ШАРИКОВА, сабля девушки
Если на турнир выносятся соревнования по всем видам фехтования, то они проводятся в следующем порядке: рапира (мужчины), сабля, рапира (женщины), шпага. В соревнованиях по каждому виду оружия сначала проводятся личные поединки, а потом командные соревнования. Победители выявляются в личном зачете и в командном зачете по круговой системе (отборочный круг, промежуточный круг, полуфинальный и финальный круг) по системе с прямым выбыванием.
При круговой системе в одной группе из 6 спортсменов каждый спортсмен должен встретиться со всеми 2 соперниками. 3 (или 4) лучших фехтовальщика переходят в следующий круг. Остальные выбывают из соревнований. Решающим является общее количество побед в данном круге.
Если спортсмены набрали одинаковое количество побед, то место определяется путем выявления лучшей разницы нанесенных и полученных ударов.
Если и в этом случае победитель не будет выявлен, проводится перебой. В командных встречах проводится лишь один перебой команд-участниц (за 1-е место).
В соревнованиях по круговой системе после проведения промежуточных, четвертьфинальных и полуфинальных соревнований 6 фехтовальщиков попадают в финал.
В соревнованиях с прямым выбыванием за 2 круга выбираются 32 или 16 спортсменов, каждому из которых назначается соперник для первого боя в соответствии с местом, занятым в промежуточном круге. У проигравшего есть еще один шанс, но после второго поражения он выбывает из соревнований. В финал попадают всего 6 спортсменов (4 непосредственно и 2 спортсмена после второго боя). Финальные бои по круговой системе проводятся без учета предыдущих результатов. В случае одинакового числа побед и нанесенных и пропущенных уколов проводится перебой.
Судьи
Судейская коллегия состоит из старшего судьи, а в фехтовании на саблях, где нет электрофиксации уколов, из старшего судьи, 4 боковых судей. Старший судья дает команды (на международных соревнованиях на французском языке), наблюдает за боевыми действиями обоих спортсменов, выносит решение о действительности и недействительности уколов, контролирует снаряжение и штрафует за нарушение правил.
Решения старшего судьи, которые он выносит после анализа фехтовальной фразы, приведшей к уколу, неоспоримы. В случае необходимости, в соревнованиях на саблях, по обеим сторонам дорожки стоят боковые судьи и следят за тем, чтобы уколы были нанесены по поражаемой поверхности тела.
В этом случае при присуждении уколов и определении их действительности старший судья имеет 1,5 голоса, боковые судьи-по 1 голосу.
Техника
Видео: Фехтование: техника боя
В отличие от других видов спорта, где техника является основой спортивного результата (спортивная гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание), техника в фехтовании является способом достижения задач, поставленных перед спортсменом.
Спортсмен перемещается по дорожке в типичной для данного вида спорта фехтовальной стойке, которая дает ему возможность быстрее передвигаться вперед и назад шагами и прыжками. Поставленные под углом друг к другу ноги обеспечивают устойчивое положение, а разворот туловища как бы отодвигает от соперника часть поражаемой поверхности. При атаках фехтовальная дистанция (расстояние между спортсменами) преодолевается с помощью выпада или атаки стрелой.
Управление оружием осуществляется действиями большого и указательного пальцев. Движения оружия складываются из движений руки, кисти руки и пальцев. Различаются: а) движения, благодаря которым сопернику наносится укол; б) движения, с помощью которых оружие соперника устраняется из опасного положения; в) движения, которые приводят к смене позиции и противостоят движениям соперника. Позиции различаются по номерам от 1 до 8. Если, например, спортсмен обводит оружие соперника по кругу и делает укол вдоль оружия соперника, то этот технический прием называется скользящим круговым захватом (завязыванием) .
Фехтовальная стойка
Сложность фехтовальной техники заключается в ее точности и быстроте исполнения. Движения фехтовальщика находятся в тесной зависимости от всей фехтовальной ситуации (дистанция, поведение соперника и т.д.). Все это предъявляет особые требования к временной и пространственной координации отдельных движений и способности быстро перестроиться в зависимости от изменившихся условий боя. Ловкость является основой точности исполнения движений. Важнейшими физическими и кондициональными предпосылками являются также хорошая реакция и быстрота. Для полного овладения всеми техническими приемами необходимо в зависимости от условий и интенсивности тренировок от 6 до 10 лет.
Тактика
В фехтовании необходимо не только хорошее владение техникой, но и правильное ее использование в зависимости от ситуации. Во время боя каждый из спортсменов пытается при условии соблюдения правил добиться преимущества над соперником. Для этого необходимо внимательно наблюдать за действиями соперника, быстро распознавать его намерения и принимать моментальные решения. С помощью финтов можно направить соперника по ложному следу, вызвав его атакующие действия, которые можно будет легко отразить, т. к. они именно и ожидались.
Благодаря постоянным угрожающим действиям можно сковать инициативу соперника, ограничить его защитные действия и замаскировать свои атакующие действия. Учитывая все вышесказанное, можно даже утверждать, что фехтовальный бой носит сильно выраженный интеллектуальный характер.
Сложность использования фехтовальной тактики объясняется еще и тем, что всю боевую ситуацию приходится оценивать на протяжении очень небольшого отрезка времени, в то время как соперник точно так же пытается добиться успеха. В процессе разнообразного взаимодействия фехтовальщиков боевые действия выполняют различные функции.
Атака
Против пассивных соперников используются основные атаки. Для отражения атаки наряду с уклонениями используются прежде всего защиты (защиты оружием). Непосредственно после удачно проведенной защиты следуют ответные атаки (рипост). Если после удачной защиты не следует рипост, то атакующий спортсмен может после неудавшейся первой атаки перейти к продолжению атаки. Но может возникнуть и такая ситуация, когда обороняющийся спортсмен должен прибегнуть к контратакующим действиям. Это происходит в тех случаях, когда атака выполнена неверно, медленно или когда соперник разгадал намерения атакующего фехтовальщика.
Ложная атака
Хорошие фехтовальщики всячески маскируют свои атаки и наносят уколы переводом, когда соперник, введенный в заблуждение с помощью финтов, выполняет соответствующую защиту (ложная атака), или вызывают соперника с помощью ложной атаки на защиту-ответ или на контратаку, чтобы с помощью собственной защиты-ответа или контратаки нанести ему укол (атака второго намерения).
Для овладения тактикой фехтования необходима специальная подготовка, постоянное совершенствование психических качеств спортсмена в тесной связи с технической подготовкой. Чем большим количеством технических навыков обладает спортсмен, тем разнообразнее и неожиданнее для соперника могут быть его действия. Необходимый опыт добывается в процессе тренировок с различными партнерами и благодаря большой соревновательной практике.
Подготовка и тренировка
При отборе детей для занятий фехтованием (с учетом достижения высших спортивных результатов) следует прежде всего обращать внимание на развитие координационных и функциональных качеств (ловкость, быстрота и т.д.). У ребенка должны быть достаточно хорошо развиты психические качества, необходимые для данного вида спорта, он должен получать удовольствие от спортивного единоборства, уметь принимать молниеносные решения и быть не очень маленького роста.
Лучше всего начинать заниматься фехтованием в 10 лет, но и в более позднем возрасте можно добиться значительных успехов.
Подготовка фехтовальщика проходит через 3 этапа: начальное обучение, специальная подготовка и подготовка на уровне высшего спортивного мастерства.
Начальная подготовка
Тренировки по фехтованию начинаются с изучения основных двигательных навыков, и в особенности шагов, выпадов, уколов или ударов, основных позиций и т. д. После начального обучения в стандартных условиях тренировок на вспомогательных снарядах и с партнером проводятся тренировки, в процессе которых изучаются боевые действия, основы фехтовальной тактики.
Специальная фехтовальная подготовка является составной частью разносторонней подготовки; в едином воспитательно-подготовительном процессе фехтовальщиков происходит параллельное гармоническое развитие необходимых в дальнейшей соревновательной практике навыков и умений. Основной упор на данном этапе подготовки делается на развитие силы воли, готовности к боевым действиям.
При помощи упражнений с партнером, максимально приближенных к условиям боя, учебным и тренировочным боям, происходит изучение техники фехтования с учетом тактического аспекта во временной и пространственной зависимости от партнера. Специальная подготовка служит всестороннему развитию специальных фехтовальных навыков, совершенствованию всего технико-тактического репертуара.
Для развития функциональных качеств служат прежде всего специальные упражнения на развитие скорости и скоростной выносливости.
Подготовка на уровне высшего спортивного мастерства. Целью подготовки на уровне высшего спортивного мастерства является достижение высших спортивных результатов. Здесь необходимо максимальное развитие умений и навыков. На данном этапе подготовки тренировки фехтовальщиков все более индивидуализируются. Спортсмен специализируется в тех действиях, которые ему лучше всего удаются, и отрабатывает их на индивидуальных занятиях с тренером. Совершенствование и стабилизация боевых навыков осуществляется преимущественно в условиях, максимально приближенных к боевым. На каждом этапе подготовки спортсмен получает и необходимые теоретические знания.
Фехтование - это олимпийский вид спорта, суть которого заключается в ведении боя с использованием холодного оружия. Различают следующие виды спортивного фехтования: на рапирах, на саблях, на шпагах. Фехтовальщикам необходимо нанести укол сопернику и отражать или избегать уколов по себе. Соревнования по фехтованию проводятся как между мужчинами, так и между женщинами.
Международная федерация фехтования была основана 29 ноября 1913 в Париже. Сегодня она располагается в Лозанне (Швейцария). Федерация Фехтования России (ФФР) официальный сайт.
История возникновения и развития фехтования
Еще 3 тыс. лет назад египетский фараон Рамзес III устроил в честь победы над ливийцами турнир по фехтованию. На фресках тех времен отчетливо различается оружие очень похожее на современное, которое используется в фехтовании, а также маски защищающие лица. Помимо Египта соревнования устраивались также в Древней Греции, Индии, Риме, Китае и Японии.
В средние века фехтованием занимались в основном представители аристократии феодальных княжеств и государств. Простые горожане и крестьяне фехтовали на палках, обитых железом или на алебардах.
Фехтование как искусство владения шпагой и рапирой зародилось в Испании в XV веке, примерно в тоже время в Германии была создана корпорация преподавателей фехтования, а в Англии — ассоциация фехтовальщиков.
В XVI веке в Италии впервые были определены принципы фехтования, выразившиеся в классификации приемов и действий. Итальянские преподаватели создали курс изучения фехтования и теоретически обосновали его принципы. В это время популярность набирали такие виды оружия, которые могли проникнуть острием клинка в щели между пластинами лат. Это обстоятельство заставило сужать клинок меча к острию и, в конечном итоге, привело к появлению шпаги, которая окончательно вытеснила меч. Испания стала родиной рапиры с классическим типом рукояти, имеющей чашеобразную гарду.
Первые соревнования по фехтованию (в современной их трактовке) были проведены в 1986 году в Будапеште.
9 ноября 1913 года в Париже была создана Международной федерации фехтования. В 1914 году были сформулированы первые международные правила. В 1921 году в Париже под её эгидой был организован первый международный турнир, который позже получил статус чемпионата мира. Чемпионаты мира на шпагах среди мужчин проводятся с 1921 года, на саблях с 1922 года, на рапирах с 1926 года.
Первый Чемпионат Европы был проведен в 1981 году под эгидой Европейской конфедерацией фехтования, а с 1972 года стал проводиться Кубок мира по фехтованию.
Правила фехтования
Перед началом поединка оружие должно быть проверено на жесткость, длину, наличие микротрещин, а экипировка и маска должна быть проверена на прочность и электропроводимость.
Победа в поединке присуждается спортсмену, который первым нанесет определенное количество уколов сопернику или нанесет большее их количество за отведенное время. Все уколы фиксируются специальной электронной системой, после фиксации укола раздается звуковой сигнал и загорается специальная лампа. Арбитр может не засчитать укол или удар, если он был нанесен с нарушением правил. У шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается, был ли укол (удар) нанесён в поражаемую поверхность.
За пересечение задней границы, спортсмены наказываются штрафными уколами. За пересечение боковых границ дорожки штрафных уколов не назначается, но бой останавливается, а нанесенные удары аннулируются. Ещё штрафной укол можно получить за столкновение телами, наказывается при этом виновник столкновения.
Фехтовальная дорожка
Фехтовальная дорожка имеет размеры 14 метров в дину и 1,5 - 2 метра в ширину. Она изготовлена из электропроводящего материала и изолирована от системы регистрирующей уколы и удары. На дорожке нанесена следующая разметка:
- центральная линия;
- 2 линии исходной позиции (на расстоянии 2 метров от центральной линии);
- боковые границы дорожки;
- задние границы дорожки.
С каждой стороны дорожки обозначены двухметровые отрезки (по всей ширине), которые предупреждают отступающего спортсмена, что он находится в опасной близости от своей задней границы.
Фехтовальная экипировка
Защитный костюм фехтовальщика состоит из куртки и брюк по колено на подтяжках, сделанных из облегченного кевлара. На ногах у спортсменов длинные белые гетры и специальная обувь для фехтования с плоской подошвой. На голове у фехтовальщиков маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. На руки надевают перчатки. Под защитный костюм фехтовальщики надевают защитные набочники.
У шпажистов сетка фехтовальной маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.
Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а фехтовальщики на саблях — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.
Рассмотрим виды оружия которые используются в фехтовании (отличия):
- Рапира - колющее холодное оружие с гибким клинком. Длина рапиры варьируется от 90 до 110 сантиметров, а масса рапиры равна 500 гр. Для защиты рук спортсменов, в рапире предусмотрена гарда диаметром 12 сантиметров.
- Шпага - колющее холодное оружие, по конструкции очень похожее на рапиру. В отличие от рапиры у шпаги более жесткий клинок (трехгранное сечение) и она на 270 грамм тяжелее. Гарда, защищающая руки спортсмена равна 13,5 сантиметров в диаметре.
- Сабля — рубяще-колющее холодное оружие трапециевидного сечения длиной до 105 см и массой 500 г.
Судейство в фехтовании
Судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Все фехтовальные бои проводит судья, имеющий удостоверение национального или международного арбитра. В его обязанности входит:
- вызов участников;
- проверка снаряжения перед боем;
- слежение за правильной работой аппарата;
- наблюдение за остальными членами судейской коллегии (ассистентами, хронометристами, секретарями и др.);
- вынесение спортсменам наказаний за нарушения;
- поддержание порядка.
Судья выполняет свои обязанности при помощи автоматического фиксатора уколов и двух ассистентов, которые следят за использованием невооруженной руки, закрыванием поражаемой поверхности, уколами, нанесенными в пол при фехтовании на шпагах, выходами за боковые и заднюю границы поля боя и за всеми другими нарушениями, предусмотренными Правилами.
Главная цель спортивного состязания — нанести укол (или удар в фехтовании на саблях) сопернику. Победа присуждается тому, кто первым нанесет определенное количество уколов или большее их количество за определённое время. Бой управляется и оценивается спортивным судьёй. Уколы и удары, нанесённые фехтовальщиками, регистрируются электрической схемой, которая подаёт звуковой сигнал и зажигает лампу нужного цвета при касании соперника.
Провода проходят через оружие фехтовальщика и его одежду. Арбитр оценивает удары и уколы, основываясь на показаниях регистрирующего аппарата с учётом правил боя в каждом виде фехтования. Бои в разных видах оружия отличаются правилами, позволяющими засчитывать уколы и удары. У шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается также, был ли этот укол (удар) нанесён в поражаемую поверхность. Рефери может не засчитать зарегистрированный электрофиксатором укол, если он был нанесен с нарушением правил. Чтобы электрофиксатор зарегистрировал укол рапирой и шпагой, давление на наконечник оружия должно составлять не менее 4,9 Н (500 гр) и 7,35 Н (750 гр). После команды «Стой!» уколы (удары) не засчитываются - за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался ещё до команды.
Рисунок 1 - Фехтовальная дорожка
Обозначения:
С — центральная линия
G — линия исходной позиции спортсменов
D — (оранжевый участок) — конец дорожки
Рисунок 2 - Начальная стойка
Поединок в фехтовании происходит на сделанной из электропроводящего материала фехтовальной дорожке шириной 1,5-2 м и длиной 14 м, которая изолирована от регистрирующего уколы или удары аппарата. На дорожку нанесена разметка в виде проходящей перпендикулярно дорожке центральной линии, двух линий исходной позиции, которые расположены на расстоянии 2 м от центральной линии, боковых и задних границ дорожки. С каждой стороны дорожки выделяются отрезки длиной в 2 м (по всей ширине дорожки), которые во время поединка предупреждают отступающего спортсмена, что он находится в опасной близости от своей задней границы.
Пересечение бойцом границы за его спиной карается штрафным уколом. При выходе бойцами за боковые границы дорожки бой останавливается, а нанесенные после этого уколы аннулируются.
В командных соревнованиях бой также проводится между двумя фехтовальщиками. Каждый член команды проводит свой поединок, результаты суммируются. Победителем считается команда, совершившая большее количество уколов.
В фехтовании запрещены столкновения бойцов телами, виновному в столкновении выносится предупреждение, повторное столкновение карается штрафным уколом. Кроме этого бой останавливается, если его участники оказываются за спиной друг друга.
В настоящее время с целью повышения качества судейства судья может использовать видеоповтор для принятия решения. Также каждый из бойцов может потребовать пересмотра решения судьи с использованием видеоповтора.
Перед началом боя проверяются оружие спортсменов и их экипировка. Оружие проверяется на жесткость, длину, наличие микротрещин, экипировка и маска проверяются на прочность (костюм должен выдерживать нагрузку до 800Н), а также на электропроводимость.