Осетины дигорцы. Осетины - мусульмане или христиане? Религиозное мировоззрение осетин

2002 год кого? 2002 год какого животного? — год Черной Водяной Лошади. 2002 год был полон событий, которые в той или иной степени затронули весь мир. Лошадь – это жизнелюбивое животное со свободным нравом, символизирующее силу, отвагу и скорость. Это упорное животное, которое издавна приносило пользу. Так и 2002 год – год Черной Водяной Лошади, был годом усердного труда и реализации поставленных целей.

Люди, родившиеся в год Лошади свободолюбивы, жизнерадостны и легки на подъем. Они легко находят общий язык почти со всеми другими знаками. В них горит внутренний огонь, который подстегивает двигаться вперед как самих Лошадей, так и окружающих их людей.
Лошадь – животное неугомонное.

Человек данного знака редко может усидеть на месте. Великая жажда экстрима, новых ощущений, Лошадь часто ходит по лезвию ножа, находясь на грани и наслаждаясь этим. Огромное удовольствие ей приносят путешествия, причем отдаст предпочтение активному экстремальному отдыху, нежели спокойному пляжному. Любит посещать театры, музеи, выставки, смотреть кино с большого экрана. Если одним словом, Лошадь старается взять от жизни все и даже немного больше.

Помимо ярких впечатлений и жажды всего нового, любовные отношения легко могут вскружить Лошади голову. В отношениях с противоположным полом данный знак растворяется полностью, отдавая всего себя любви, созданию крепких и постоянных уз. Лошадь может забыть обо всем, бросить работу, улететь на другой край света ради объекта своей страсти. Это нельзя назвать полностью положительной чертой, так как такое стремление не всегда идет на пользу.

Лошадь – хороший руководитель. Особенно хорошо это можно было увидеть в 2002 году – году самого знака. Лошадь переносит любые препятствия, разбирается с противниками быстро и надежно. Стоять на пути Лошади – не самая лучшая идея. Работник из Лошади хорош в том случае, если ее постоянно хвалят, если она окружена толпой людей, которые восхищаются ее талантами.

В противном случае представители знака гаснут, особенно, если они не могут выполнить работу как следует. Не отличается усидчивостью и терпение, быстро устав от работы, Лошадь нуждается в отдыхе. Получив необходимый перерыв, снова берется за работу.

Лошадь может угаснуть, если ей нужно от кого-то зависеть. Поэтому она с юности ставит себе цель покинуть отчий дом. Это происходит не из-за вражды, а из-за внутреннего протеста. Лошадь не должны контролировать, она сама должна распоряжаться своим личным пространством, финансами, семьей.

В плане денег Лошадь расчетлива и практична. Покупая что-либо, она зачастую соотносит стоимость товара и труда, который она потратила, чтобы на него заработать. Лошадь может составить план распределения финансов, которому может следовать на протяжении долгих лет. Именно поэтому лошади так легко копить на что-либо деньги.

До 2002 год Черной Водяной Лошади был 60 лет назад – в 1942 году. В этом году родились такие знаменитые люди как Стивен Хокинг, Муаммар Каддафи, Мохаммед Али, Вера Алентова и много других. Как и 60 лет назад, в 2002 году родилось много талантливых людей, у которых еще будет свой час показать себя.

В отличие от классического греческого зодиака, китайский имеет двенадцатилетний цикл. Каждый период принадлежит определённом знаку. Например, для того, чтобы узнать, 2002 - год какого животного, нужно заглянуть в восточный календарь. Оказывается, что это Чёрная Водяная Лошадь. Звучит, мягко говоря, непривычно и хочется разобраться, почему такое интересное сочетание и что все это значит?

Животные китайского зодиака

Чтобы выяснить, какого животного по восточному календарю 2002 год, необходимо разобраться в основных его принципах.

Особенность китайского зодиака в том, что знаки носят название зверей . Начинается цикл с Крысы, а заканчивается Свиньёй. Новый год начинается в первое новолуние после 21 января. И поэтому дата может плавать в пределах одного месяца (21 января - 20 февраля).

. Существует 12 знаков:

  1. Крыса;
  2. Тигр;
  3. Кролик;
  4. Дракон;
  5. Змея;
  6. Лошадь;
  7. Коза;
  8. Обезьяна;
  9. Петух;
  10. Собака;
  11. Свинья.

Пять стихий:

  1. огонь, характеризуется красным цветом;
  2. земля, олицетворяет жёлтый;
  3. металл, белого цвета;
  4. вода, чёрная словно сажа;
  5. дерево, зелёный цвет жизни.

Совмещение животного и стихии даёт уникальное название, повторяющееся один раз за 60 лет. Сейчас мы живём в шестидесятилетнем цикле, который берёт своё начало в далёком 1984 году (Деревянная Крыса) и завершится в 2044 (Водяная Свинья).

Названия зверей сменяются одно за одним, а цвета чередуются через каждые два года. Выходит, что 2002 - год животного под названием Водяная Лошадь.

Люди под знаком Лошади

Считается, что знак, под которым человек появился на свет, влияет на его черты характера и образ жизни. Рядом особенностей обладают люди, родившиеся в 2002 году. Лошади - какой это свободный и благородный символ! С ним ассоциируются такие ценные качества, как сила, отвага, выносливость, трудолюбие, упорство. Эти животные с давних пор несли свою преданную службу людям.

Обладатели лошадиного знака - большие непоседы, они постоянно находятся в движении и поиске. Очень коммуникабельные сангвиники, способные своим душевным огнём зажечь окружающих. Любители ходить по краю, экстремалы и ценители ярких ощущений с привкусом опасности. Путешественники, ведущие активный образ жизни. Завсегдатаи концертов, выставок, театральных и цирковых представлений, одним словом - ни дня без приключений.

В любовных делах Лошади - очень пылкие и страстные натуры . Они относятся к чувствам серьёзно и отдаются без остатка. Противники легкомысленных отношений. Способны сделать всё возможное и невозможное ради своего возлюбленного. Перевернуть свою жизнь и буквально наплевать на всё ради вечной любви. Часто это качество может оказаться фатальным.

Лучшие руководители выйдут из людей, родившихся в 2002 году по гороскопу. Их не сломишь самым трудным испытанием, ценою огромной работы они найдут выход из сложной ситуации. Обычно подчинённые очень ценят организаторский талант Лошадей и выражают это в восторгах и похвалах, что способствует ещё большему продвижению по карьерной лестнице. Противники же, как правило, не выдерживают упорного натиска и вскоре сдаются.

Однако долгий упорный труд, не приносящий результатов, может достаточно быстро сломить человека. Не находя всеобщего одобрения, загнанная Лошадь теряет смысл к работе и быстро угасает, но отдохнув, бросается в бой с новой силой .

Огромное стремление к независимости заставляет как можно скорее покидать родительский дом. В неволе нет жизни. Только на свободе Лошади дышут полной грудью. Зависимость от другого человека не позволяет раскрыть свой потенциал и происходит угасание.

В финансовых вопросах очень расчётливы, могут 202 раза взвесить все выгоды и затраты, не терпят легкомыслия и бесконтрольной траты денег. Любят строить долгосрочные планы и последовательно их выполняют.

В первой половине XIX века дигорцы в большинстве исповедовали ислам . Российское правительство, стремящееся размеживать христиан и мусульман, переселяет мусульман дигорцев на равнину и в 1852 году образуется Вольно-Магометанское . Немалое количество дигорцев-мусульман во второй половине XIX века переселилось в Турцию, где компактно поселились возле города Карс (сёла Сарыкамыш и Хамамли).

Сейчас большая часть дигорцев Ирафского района и проживающих в Кабардино-Балкарии исповедует ислам, в Дигорском районе живут преимушественно христиане. Значительно влияние осетинских традиционных верований как среди номинальных мусульман, так и среди номинальных христиан.

Дигорский диалект

Основоположником дигорской литературы является первый дигорский поэт Блашка Гуржибеков (1868-1905). Свои произведения на дигорском кроме Гуржибекова написали такие писатели как Георгий Малиев , Созур Баграев, Казбек Казбеков, Андрей Гулуев, Тазе Бесаев , Ехъя Хидиров, Таймураз Тетцоев, Казбек Тамаев, Замадин Цеов и др.

Письменность на дигорском диалекте существовала (параллельно с письмом на иронском варианте языка) с самого появления осетинской письменности на русской графической основе, то есть с середины XIX века. Однако постепенно удельный вес письма на иронском, положенном в основу осетинского литературного языка, увеличивался, что приводило временами к почти полному прекращению печатания дигорских текстов.

Со времени установления советской власти и до 1937 года дигорский считался отдельным языком, для него был разработан специальный алфавит, издавались учебники и другие издания. Однако в 1937 году дигорский алфавит был объявлен «контрреволюционным», и дигорский язык был вновь признан диалектом осетинского языка , а передовая дигорская интеллигенция подверглась репрессиям.

Сегодня на дигорском диалекте существуют богатая литературная традиция, выходят газеты («Дигорæ», «Дигори хабæрттæ», «Ирæф») и литературный журнал («Ирæф»), издан объёмный дигорско-русский словарь , а также толковый словарь математических терминов под авторством Скодтаева К. Б.. Регулярно издаются сборники дигорских писателей, проходят различные литературные конкурсы и вечера. Работает Дигорский драматический театр. На радио и телевидении выходят новостные передачи на дигорском . Преподавания некоторых предметов на дигорском диалекте ведётся в начальных классах в школах с преобладанием дигорского населения. Планируется открытие в СОГУ им. К. Л. Хетагурова дигорского отделения филологии.

Дигорские фамилии

  • СТУРДИГОРСКАЯ ВЕТВЬ

Будаевы, Габеевы, Гобеевы, Етдзаевы, Зураевы, Кадоховы, Калабековы, Келоевы, Кодзасовы, Сабеевы, Саракаевы, Салагаевы, Хортиевы, Чихтисовы

  • ТАПАНДИГОРСКАЯ ВЕТВЬ

Аркаевы, Базиевы, Гецаевы, Дзагуровы, Камболовы (нарские), Миндзаевы, Муриевы, Рамоновы, Сабановы, Темираевы, Хадаевы, Цакоевы

  • ДОНИФАРСКАЯ ВЕТВЬ

Асеевы, Боллоевы, Гегкиевы (донифарские), Дашиевы, Камболовы (донифарские), Кануковы, Кожиевы, Тамаевы, Тубеевы

  • УАЛЛАГКОМСКАЯ ВЕТВЬ

Абагаевы, Атаевы, Байсонгуровы, Балаовы, Газдаровы, Гегкиевы, Гибизовы, Гостиевы, Дзусовы, Зигоевы, Кибизовы, Корнаевы, Магаевы, Мамукаевы, Оказовы, Синдировы, Туккаевы, Цаголовы

Традиционные дигорские имена

Астан, Авдан, Саукуй, Царай, Кермен , Тамби, Фацбай, Басил, Галау, Дигис, Хуасдзау, Бараг, Уруймаг, Афсати, Ахсарбек, Дзала.

Дигорские сословия

БАДИЛЯТА (дигорская знать) АДАМИХАТА (свободные общинники-основное население) КУМАЙЯГТА (бастарды, быквально- рождённые в хлеву) КОСАГТА (холопы, рабы)

Дигорские населённые пункты

  • Город Дигора (диг . Киристонгъæу)
  • Равнинные дигорские сёла:
  • Ахсарисар
  • Дзагъеппарз (Текъатигъæу)
  • Калух
  • Мостиздах
  • Новоосетинская (Мусгъæу)
  • Новый Урух (Шекер)
  • Озрек
  • Синдзикау
  • Толдзгун
  • Хазнидон
  • Горные дигорские сёла: Ахсаргин (Æхсæргин), Ахсау (Æхсæуæ), Галиат (Гæлиатæ), Гулар (Гулæр), Вакац (Уæхъæцæ), Донифарс, Дунта (Дунтæ), Дзинага (Дзинагъа), Задалеск (Задæлескæ), Калнахта (Хъалнæхтæ), Камат (Къаматæ), Камунта (Къæмунтæ), Кумбулта (Къумбултæ), Куссу (Къуссу), Лезгор (Лезгорæ), Мастинок (Мæстинокæ), Махческ (Мæхческæ), Моска (Москæ), Нара (Нарæ), Науаггау (Нæуæггъæу), Одола, Стур-Дигора (Устур-Дигорæ), Фараскат (Фæрæскъæттæ), Фаснал (Фæснæл), Ханаз (Хæнæзæ), Хонсар

Известные дигорцы

Революционеры

  • Авсарагов Марк Гаврилович
  • Гетоев Хаджиомар Ельбиздикоевич
  • Гибизов Дебола Дабпоевич
  • Кесаев Николай (Колка) Уруспиевич
  • Такоев Симон Алиевич
  • Тогоев Данил Николаевич
  • Цаголов Георгий Александрович

Военные

  • Абаев Ахсарбек Магометович - Герой Советского Союза
  • Байтуганов Михаил Андреевич - генерал-лейтенант
  • Билаонов Павел Семёнович - Герой Советского Союза, генерал-лейтенант
  • Бицаев, Сергей Владимирович - Герой Советского Союза
  • Бичерахов Георгий Федорович (1878-1920) организатор выступления (1918) казаков Терека против советской власти
  • Бичерахов Лазарь Федорович (1882-1952) генерал-майор русской армии, генерал-лейтенант английской армии
  • Гатагов Сосланбек Бекирович - генерал-майор
  • Гацолаев Виктор Асламурзаевич - генерал-лейтенант
  • Дзусов Мурат Данилович - генерал-майор
  • Едзаев Ахсарбек Александрович - полный кавалер ордена Славы
  • Калаев Семён Дзагеевич - полный кавалер ордена Славы
  • Калицов Солтан Гетагазович - генерал-лейтенант
  • Кесаев Алексей Кириллович - генерал-майор
  • Кесаев Астан Николаевич - Герой Советского Союза
  • Кибизов Александр Николаевич - Герой Советского Союза
  • Кибиров Георгий Алексеевич - полковник царской армии, ликвидировал абрека Зелимхана
  • Макоев Алихан Амурханович - Герой Советского Союза
  • Медоев Игорь Башерович (1955) - герой России, генерал-майор
  • Миндзаев Михаил Майранович (1955) - герой России , генерал-лейтенант
  • Сеоев Алан Мисирбиевич - генерал-майор
  • Тогоев Николай Борисович - полный кавалер ордена Славы
  • Туганов Игнатий (Асланбек) Михайлович (1804-1868) - генерал-майор, первый генерал из Осетии
  • Туганов Хамби Асламбекович (1838-1917) - генерал-майор
  • Тургиев Заурбек Дзамболатович (1859-1915) генерал-лейтенант
  • Худалов Харитон Алексеевич - генерал-лейтенант
  • Цаголов Ким Македонович - генерал-майор, старший военный советник советских войск в Афганистане

Спортсмены, тренеры

  • Акоев Артур Владимирович - серебряный призёр олимпийских игр в Барселоне, чемпион мира и Европы по тяжелой атлетике
  • Гацалов Хаджимурат Солтанович - чемпион олимпийских игр по вольной борьбе
  • Дедегкаев Казбек Исаевич - заслуженный тренер России по вольной борьбе, мастер спорта СССР
  • Дедегкаев Казбек Магометович - заслуженный тренер России и СССР по вольной борьбе
  • Карданов, Амиран Авданович - бронзовый призёр олимпийских игр
  • Караев Алан - семикратный чемпион мира Армреслингу, чемпион мира и России по сумо
  • Кульчиев Борис Хасанович, мастер спорта по вольной борьбе, мастер спорта по альпинизму.Один из вершин большого кавказского хребта назван именем Кульчиева.
  • Сабеев Арават Сергеевич - бронзовый призёр олимпийских игр
  • Тавитов Валерий Данилович - ЗТ РСФСР по вольной борьбе, ЗРФК РФ, почетный работник образования РФ.
  • Уруймагов Владимир Борисович - заслуженный тренер России по греко-римской борьбе
  • Фадзаев Арсен Сулейманович - двукратный чемпион олимпийских игр, шестикратный чемпион мира по вольной борьбе
  • Скодтаев Анатолий Айдарукович - пятикратный чемпион мира, двукратный чемпион Европы, многократный чемпион России по армспорту
  • Хромаев Зураб (Зурик) Майранович - президент Федерации баскетбола Украины
  • Цагаев Алан Константинович - серебряный призёр олимпийских игр
  • Хамицаев Казбек Борисович - заслуженный альпинист РФ и мира, покоритель высочайшей горы планеты Эверест
  • Халлаев Вячеслав (Хабос) - мастер спорта СССР по вольной борьбе, заслуженный тренер России, арбитр международного класса.

Известные ченые

  • Дзагуров Григорий Алексеевич - профессор
  • Дзарасов Солтан Сафарбиевич - доктор экономических наук, профессор
  • Исаев Магомет Измайлович - российский языковед, специалист по иранистике, интерлингвистике и этнолингвистике, профессор
  • Дзидзоев Валерий Дударович - доктор исторических наук, профессор СОГУ
  • Кокиев Георгий Александрович - доктор исторических наук, профессор
  • Цаголов Николай Александрович - доктор экономических наук, профессор
  • Магометов Ахурбек Алиханович - доктор исторических наук, профессор СОГУ, академик, Президент СОГУ
  • Токаев Нох Хасанбиевич - доктор экономических наук, профессор СОГУ
  • Калабеков Артур Лазаревич - доктор биологических наук, профессор СОГУ
  • Кульчиев Ахсарбек Агубеевич - зав. кафедрой хирургии ФПДО, профессор, д.м.н
  • Дзагурова Галина Таймуразовна - доктор исторических наук, профессор СОГУ
  • Дзагкоев Казбек Сосланбекович - доктор социологических наук, профессор СОГУ
  • Хатаев Ераст (Эристау) Елканович - доктор педагогических наук, профессор СОГУ
  • Цориев Рамазан Израилович - доктор исторических наук, профессор СОГУ
  • Баликоев Тотраз Магометович - доктор исторических наук, профессор СОГУ
  • Кизинов Феликс Исаевич - доктор сельскохозяйственных наук, профессор ГГАУ
  • Койбаев Борис Георгиевич - доктор политических наук, профессор СОГУ
  • Лолаев Тотраз Петрович - доктор философских наук, профессор СОГУ
  • Екати Белла Петровна - кандидат исторических наук, доцент СОГУ
  • Хамикоев Феликс Георгиевич - кандидат педагогических наук, профессор СОГУ
  • Хачиров Анзор Кансаович - доктор философских наук, профессор ГГАУ
  • Габеев Василий Николаевич - доктор биологических наук, профессор СОГУ
  • Марзоев Аркадий Иналович - доктор биологических наук, профессор СОГУ
  • Бясов Казбек Харитонович - доктор сельскохозяйственных наук, профессор СОГУ
  • Таказов Валерий Дзантемирович - доктор филологических наук, профессор
  • Таказов Харум Алиханович - доктор филологических наук, профессор СОГУ
  • Тавасиев Ахсар Мухаевич - доктор экономических наук, профессор г. Москва
  • Цугкиев Борис Георгиевич - доктор сельскохозяйственных наук, профессор ГГАУ
  • Малиев Нох Дагкаевич- доктор исторических наук, профессор СОГУ

Лауреаты Сталинской, Государственной и Ленинской премий

  • Акоев Инал Георгиевич
  • Гуцунаев Вадим Константинович
  • Дзарданов Андрей Борисович
  • Золоев Ким Карпоевич
  • Золоев Татаркан Магометович
  • Медоев Георгий Цараевич
Дигорцы
Современное самоназвание дигорон , дигорæнттæ
Численность и ареал
Язык дигорский диалект осетинского языка
Религия православие , ислам , традиционные верования
Входит в осетины
Родственные народы иронцы

Дигорцы составляют основную часть населения Дигории - западной части Северной Осетии (Дигорский и Ирафский районы республики) и проживающих в Кабардино-Балкарии осетин (с. Озрек , Урух, Ст. Урух и др.). В начале XIX века некоторое количество дигорских семей из предгорных сёл Кет и Дидината переселились на территорию современного Моздокского района . Здесь на правом берегу Терека, возникло два больших поселения дигорцев - Черноярское (Дзæрæште, 1805 г.) и Ново-Осетинское (Мусгъæу, 1809 г.)

В отличие от остальной Осетии, которая присоединилось к Российской империи в 1774 году, Дигория вошла в состав Российской Империи в 1781 году.

В первой половине XIX века дигорцы исповедовали как ислам, так и христианство. Российское правительство, стремящееся размеживать христиан и мусульман, переселяет дигорцев на равнину и в 1852 году образуются Вольно-Христиановское и Вольно-Магометановское селения. Христианами являются также моздокские дигорцы из станиц Черноярская и Ново-Осетинская. Немалое количество дигорцев-мусульман во второй половине XIX века переселилось в Турцию, где компактно поселились возле города Карс (сёла Сарыкамыш и Хамамли)

Сейчас большая часть дигорцев Ирафского района и проживающих в Кабардино-Балкарии исповедует ислам, в Дигорском районе живут преимушественно христиане. Значительно влияние осетинских традиционных верований как среди номинальных мусульман, так и среди номинальных христиан.

Видео по теме

Дигорский диалект

Письменность на дигорском диалекте существовала (параллельно с письмом на иронском диалекте) с самого появления осетинской письменности на русской графической основе, то есть с середины XIX века. Однако постепенно удельный вес письма на иронском, положенном в основу осетинского литературного языка, увеличивался, что приводило временами к почти полному прекращению печатания дигорских текстов.

Со времени установления советской власти и до 1937 года дигорский считался отдельным языком, издавались учебники и другие издания. Однако в 1937 году дигорский алфавит был объявлен «контрреволюционным», и дигорский язык был вновь признан диалектом осетинского языка , а передовая дигорская интеллигенция подверглась репрессиям.

Культура

  • Памятник поэту Блашка Гурджибекову в г. Владикавказе и г. Дигоре.
  • Государственный Северо-Осетинский Дигорский драматический театр - во Владикавказе,
  • Драматический народный театр районного значения в городе Дигора,
  • Ансамбль песни и танца "Кафт ", г. Дигорæ,
  • Статуя Иисуса Христа, раскрывшего руки (подобие статуи в Рио-де Жанейро) при въезде в город Дигорæ,
  • Аллея Славы в г. Дигорæ.
  • Парк культуры и отдыха имени дирижера Мариинского театра (г. Санкт-Петербург) Валерия Гергиева в г. Дигорæ.
  • Газета "Дигори хабæрттæ" ("Вести Дигории", Дигорская районная газета)
  • Газета "Дигорæ" (республиканская газета)
  • Газета "Ирæф" (Ирафская районаная газета)
  • Жизнь "Ирафского района",
  • Журнал "Ирæф" (литературный журнал Союза писателей РСО-Алания)
  • Музей в селении Задалеск Ирафского района
  • Краеведческий музей Г.А.Цаголова г. Дигорæ,
  • В с. Дур-Дур Дигорского района Музей народного художника Осетии М. Туганова (Филиал Краеведческого музея РСО-Алания) г. Владикавказа
  • В селении Карман-Синдзикау Дигорского района экспонируется творчество народного художника Осетии Сосланбека Едзиева.
  • Памятник Салавату Юлаеву, народному герою Башкирии, сподвижнику Е.Пугачева установлен Сосланбеком Тавасиевым.
  • Уроженец г. Дигоры Мурат Дзотцоев, удостоен Ордена Славы в 1956 году во время Венгерских событий.
  • В г. Дигоре названы улицы именами Героев Советского Союза, проявивших отвагу и героизм на полях сражений Великой Отечественной войны: Астана Кесаева, Александра Кибизова, Ахсарбека Абаева, Сергея Бицаева, Павла Билаонова, Александра Батышева.
  • В г. Воронеже именем Лазаря Дзотова названа улица ("Улица лейтаната Дзотова")
  • В г. Дигоре именем Сергея Чихавиева, работника МВД, трагически погибшего в 1994 г. при исполнении служебных обязанностей, названа улица.
  • В г. Красноярске именем героя гражданской войны Хаджумара Гетоева, уроженца селения Сурх-Дигора, названы средняя школа и улица, установлен бюст.
  • Памятник революционерам-керменистам, героям гражданской и Великой Отечественной войн в г. Дигорæ,
  • В г. Владикавказе названы улицы именами революционеров-керменистов: Георгия Цаголова, Дебола Гибизова, Андрея Гостиева, Колка Кесаева, Данела Тогоева
  • В г. Владикавказе именем Героя Советского Союза Астана Николаевича Кесаева (капитана подводной лодки "Малютка") названа улица.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 5 сентября 2016; проверки требуют.

Дигорцы составляют основную часть населения Дигории - западной части Северной Осетии (Дигорский и Ирафский районы республики) и проживающих в Кабардино-Балкарии осетин (с. Озрек , Урух, Ст. Урух и др.). В начале XIX века некоторое количество дигорских семей из предгорных сёл Кет и Дидината переселились на территорию современного Моздокского района . Здесь на правом берегу Терека, возникло два больших поселения дигорцев - Черноярское (Дзæрæште, 1805 г.) и Ново-Осетинское (Мусгъæу, 1809 г.)

В отличие от остальной Осетии, которая присоединилось к Российской империи в 1774 году, Дигория вошла в состав Российской Империи в 1781 году.

В первой половине XIX века дигорцы исповедовали как ислам, так и христианство. Российское правительство, стремящееся размежевать христиан и мусульман, переселяет дигорцев на равнину, основав в 1852 году Вольно-Христиановское и Вольно-Магометановское селения. Христианами являются также моздокские дигорцы из станиц Черноярская и Ново-Осетинская. Немалое количество дигорцев-мусульман во второй половине XIX века переселилось в Турцию, где они компактно поселились возле города Карс (сёла Сарыкамыш и Хамамли)

Сейчас большая часть дигорцев Ирафского района и проживающих в Кабардино-Балкарии исповедует ислам, в Дигорском районе живут преимущественно христиане. Значительно влияние осетинских традиционных верований как среди номинальных мусульман, так и среди номинальных христиан.

Письменность на дигорском диалекте существовала (параллельно с письмом на иронском диалекте) с самого появления осетинской письменности на русской графической основе, то есть с середины XIX века. Однако постепенно удельный вес письма на иронском, положенном в основу осетинского литературного языка, увеличивался, что приводило временами к почти полному прекращению печатания дигорских текстов.

Со времени установления советской власти и до 1937 года дигорский считался отдельным языком, издавались учебники и другие издания. Однако в 1937 году дигорский алфавит был объявлен «контрреволюционным», и дигорский язык был вновь признан диалектом осетинского языка , а передовая дигорская интеллигенция подверглась репрессиям.