Резные наличники эскизы. О чем рассказывают оконные наличники русских домов: символизм в деревянном зодчестве

Красивые вещи являются слабостью каждого человека, а если они сделаны своими руками, гордость за себя переполняет чувства. Именно к такому творчеству можно отнести резьбу по дереву. Как оригинально и уникально смотрится ваш дом с резными наличниками, где хозяин вложил в работу частицу своей души.

Что же представляет собой наличник? Он имеет вид декоративной накладки и монтируется с внешней стороны окна и является украшением, где применяется декоративный приём.

Это могут быть:

  1. Растения, демонстрирующие единство с природой.
  2. Солнце, расположенное на кокошнике, олицетворяющее энергию и жизнь.
  3. Серёжки, указывающие на гостеприимство владельца дома.
  4. Крест, символизирующий гармонию между духовным и материальным миром.
  5. Птица, говорящая о соединении в себя всех времён.
  6. Змея, олицетворяющая плодородие и мудрость.
  7. Крылья, подтверждающие силу и мощь.

Наличники различны по стилю, материалу, форме. Они являются завершением строительства, где подчёркивается индивидуальность и стиль жилища. И в то же время они прекрасно маскируют все недостатки проёма (щели).

Область применения

Широкое применение обрамления вокруг различных проёмов нашли себя в дверях и окнах. Расположение планок может быть как с внешней стороны улицы, так и внутри помещения.

В основном устанавливаются наличники одного типа, но резьба может отличаться. И при этом сохраняться общая тематика. Например, в детской комнате, планка будет с зайчиком. Вокруг него вырезаны цветочки. Тогда в кухне медвежонок, тоже должен быть обрамлён теми же цветами.

Сейчас брендом считаются пластиковые стеклопакеты. Некоторые люди умудряются поставить на них деревянную планку. В таком случае, надо красить её в белый цвет или выбирать стеклопакет из дерева.

Планки вокруг оконного проёма выполняют некоторые функции:

  1. Объединяют все строения во дворе в единый стиль.
  2. Снижают теплопотери.
  3. Защищают от пыли и сора, влаги, сквозняка.
  4. Повышают звукоизоляцию.
  5. Подчёркиваю уникальность жилого дома.
  6. Возможность выразить традиции региона, семьи, страны.
  7. Способность визуально вытягивать и расширять дом.
  8. Придают завершённость постройке.
  9. Закрывают монтажные швы.

Если рассматривать наличники по материалу, они могут быть из:

  • дерева;
  • металла;
  • пластика;
  • пенопласта и полиуретана;

По форме:

Прежде чем начинать работу, стоит запастись шаблонами или трафаретами резных наличников, без их помощи невозможно достичь отличного результата. И выполнять своё произведение без них доступно только мастеру, который не один год трудится над резьбой по дереву.

Достать трафареты на сегодня можно свободно – это в магазинах, журналах, интернете.

На них можно нанести любой рисунок, какой только пожелает заказчик или мастер. Большой популярностью пользуются контуры растений, фигурки животных, орнаменты геометрических линий и фигур.

Стиль изделия может быть различный, и здесь реализуются самые необычные фантазии исполнителя.

Как сделать?

Трафареты делаются разными способами:

  1. При помощи графического редактора. Находится нужное изображение и обрабатывается фотошопом. В любом компьютере есть приложение Paint, оно используется для редактирования, раскрашивания и рисования. Зайдя на эту страничку, вы можете разработать личные изображения, начиная, с простейших и заканчивая сложными проектами. Есть возможность добавить текст и различные элементы к уже существующим файлам рисунков.
  2. Ксерокопии. Выбирается рисунок, который очень понравился и при копировании сразу увеличивается до нужного размера. Вторым вариантом – это сканирование и распечатка образца на принтере.
  3. Ручным способом. Здесь используется технология масштабирования (копирование) и по клеточкам (линейное масштабирование).

Изготовление резьбы

Из картона делаем шаблон, величина должна быть натуральной. На все элементы рисунка изготавливается личный шаблон.

Теперь, его нужно уложить на доску и обвести контур карандашом.

Намечаем места для отверстий. Допустим, надо вырезать листок. Для начала просверливается отверстие, затем лобзиком вырисовывается листок. Вслед за отверстиями делаем все внутренние узоры, затем переходим к внешнему орнаменту.

Существует метод копирования, для нанесения рисунка. Здесь используем копировальную бумагу. Обводим рисунок через неё на доску и получаем узор на древесине.

Необходимые инструменты:

  • наждачная бумага различных номеров;
  • электролобзик;
  • дрель с набором свёрл;
  • набор стамесок;

Инструкция:

  1. Узор делаем одинаковым на всех окнах. Для этого используем трафарет или эскиз.
  2. Рисунок на заготовке располагаем правильно, где все элементы размещаем не поперёк волокон, а вдоль. Что не позволит растрескиваться резьбе.
  3. Прорезные участки закрашиваем карандашом.

Резьба по дереву делается двумя вариантами:

  1. Накладная. В этом варианте используем более тонкую заготовку, тогда работа упрощается. Здесь же делаем отдельные элементы, которые потом будем складывать на единой доске.
  2. Прорезная. В этом случае прорез делаем насквозь, получатся вид кружева, которое изыскано и красиво обрамляет окно.

Установка наличников

Сотворить красивое изделие – это одно. А вот правильно закрепить его на окно – другое.

Эстетический вид, и долгий срок службы вплотную зависит от качества монтажа наличников.

Существуют два способа крепления на деревянные окна:

  1. Сквозной шип. Метод является простым и не очень надёжным. Шипы следует устанавливать в местах, где их будет незаметно. Здесь получается дополнительная защита от влаги.
  2. Глухой шип. Шип заходит в наличник. Тогда как в раме просверливается отверстие для него. Надо смазать шип клеем и завести его в паз. Крепление считается сложным, но оно более надёжное, чем при первом способе.

Пошаговое руководство:

  1. Делаем замеры с окна.
  2. Выбираем разновидность дерева и хорошо его просушиваем. Выбор ширины и высоты не играет большой роли для резных наличников, главное, чтобы толщина была 3 см. Это в том случае, если резьба будет вестись прорезная, для накладной – 1 см.
  3. Дерево обрабатываем наждачной бумагой, начиная с крупнозернистой, а в конце нулёвкой.
  4. Вырезаем трафареты.
  5. Берём простой карандаш и наносим рисунок или узор на лицевую сторону деревянной поверхности. Сквозные прорези закрашиваем.
  6. Начинаем вырезать узор. Сразу начнём со сквозных отверстий. Там, где будет входить лобзик, желательно, использовать дрель, для более аккуратного среза.
  7. Отверстия тщательно обрабатываем наждачной бумагой.
  8. Чтобы удалить пыль из несквозных отверстий, воспользуемся пылесосом.
  9. При использовании элементов накладной резьбы, крепим их на гвозди без шляпок. Причём, для надёжности пройдёмся клеем по тыльной стороне.
  10. Теперь возьмём влажную ветошь и протираем узор, до полного обеспыливания площадки.
  11. Финишной операцией будем считать морилку, которой затонируем наличник или покроем сразу лаком.

  1. Если вы только начинаете работать по трафарету над рисунком наличника, следует выбирать более простой рисунок с крупными фигурами. Чем мельче рисунок, тем он сложней. Элементы рисунка хорошо пробовать со сквозных отверстий.
  2. Лобзиком вырезаются открытые элементы.
  3. Бук, лиственница и дуб – дорогостоящий материал и трудно обрабатывается, но у них длительный срок службы.
  4. Самым лёгким в обработке является такой материал, как липа.
  5. Материал, который наиболее часто используется – сосна.

Трафареты и орнаменты наличников на окна

Резные наличники, обрамляющие оконные проемы, органично вписываются в архитектурные стили деревянных коттеджей. Они подчеркивают самобытность срубов, каркасных построек, брусовых домов. Оригинальность элементам фасадного декора придают легкие узоры, витиеватые орнаменты, интересные рисунки. Они наносятся на поверхность древесины с помощью удобных трафаретов.

Функции оконных наличников

Поддерживая традиции деревянного зодчества, резные детали обогащают благородный вид усадьбы, добавляют выразительность простым строениям. Они сохраняют домашнее тепло и уют, радуют при взгляде снаружи. Подобранные в соответствии с предпочтениями обитателей жилья трафареты наличников на окна помогают создать гармоничный облик нового дома, оживить фасад старого здания.

При использовании на окнах ставен декоративные наличники могут выполнять функции рамы. Играя определяющую роль в дизайнерском оформлении оконных проемов, они решают ряд важных задач:

  • сокращение потерь тепла за счет устранения «мостиков холода» по периметру оконной рамы;
  • снижение уровня шума в помещениях;
  • уменьшение количества влаги и частиц пыли, проникающих с улицы;
  • придание фасадам уникальности, стилевой направленности;
  • создание на участке под застройку единого архитектурного ансамбля из объектов жилого и хозяйственного назначения.

Вне зависимости от формы, размеров, внешнего вида, деревянные наличники должны быть достаточно прочными, отвечать эксплуатационным требованиям. Изготовление по трафаретам с просчитанными геометрическими параметрами позволяет им надежно крепиться к стенам. Оно обеспечивает противостояние ветровым нагрузкам, температурным колебаниям. Для увеличения срока службы применяются эффективные защитные покрытия.

Традиционные и оригинальные орнаменты

К выбору элементов оформления оконных проемов следует подходить с пониманием стилей и дизайнерских приемов. С их помощью можно придать окну элегантную или строгую форму, сделать его очертание более выразительным, добиться восхитительного визуального эффекта. Выбирая в качестве шаблонов под наличники на окна трафареты в натуральную величину, покупатель получает наиболее выигрышный вариант декора. Удобные габариты позволяют приступить непосредственно к изготовлению изделий.

Отношение к дереву, как к материалу искусства, традиционно для культуры русского зодчества. При повторяемости отдельных конструктивных и декоративных деталей она предусматривает создание неповторимого архитектурного образа. Резные наличники издавна считаются не только средствами украшения, но и своеобразными оберегами для дома. На основе изучения сохранившихся старинных построек воссозданы уникальные изображения символов, животных, птиц, растений.

Образцы трафаретов для наличников разработаны в разных стилях и на любой вкус. Они помогают выразить определенные традиции, личные предпочтения. Использование готовых орнаментов позволяет оформлять здания в соответствии с этническими и классическими направлениями в искусстве. Четкие геометрические узоры больше соответствуют современным тенденциям в архитектуре.

Орнаменты для прорезных и накладных наличников могут содержать цельный рисунок или повторяющиеся элементы общего мотива. Для создания завершенного контура при разметке деталей нужно учитывать размеры оконного проема, схему и последовательность расположения узоров. Качественные трафареты дают возможность точно наносить на заготовку линии реза, определять границы дальнейшей обработки материала.

Кири (Paulownia tomentosa) Семейство: Норичниковые Другие названия: лисохвост (Великобритания) Распространение: P. tomentosa встречается в Японии, а P. fargesii в Китае Описание древесины Кири Цвет сердцевины дерева варьируется от серебристо-серого до светло-коричневого или орехового. Зерно прямое, текстура гладкая. Материал очень легкий, 320 кг/м3; удельный вес.32. Механические свойства Древесина непрочная, быстро и хорошо сохнет с небольшой…

Кингвуд (Dalbergia cearensis) Семейство: Бобовые Коммерческие названия: фиалковое дерево (США, Франция) Другие названия: violete (Бразилия) Распространение: Южная Америка, в основном Бразилия Описание древесины Кингвуд Сердцевина имеет пестрые цвета с насыщенным фиолетово-коричневым фоном. Древесина прямо зернистая, равномерно тонко текстурированная и блестящая. Весит 1200 кг/м3. Механические свойства Хотя Кингвуд обладает отличной прочностью, его, в основном, используют в…

Керуинг (Dipterocarpus) Семейство: Диптерокарповые Более 70 видов диптерокарпусов дают древесину типа керуинг. Основными видами являются малазийский / саравакский / сабахский / индонезийский кернинг и малазийский гурджун. Описание древесины Керуинг Это – вечнозеленые деревья, различающиеся по цвету, от розовато-коричневого до темно-коричневого, часто с фиолетовым оттенком. Зерно от прямого до мелко сцепленного, текстура умеренно грубая и ровная….

Кеяки (Зелкова Серрата) Семейство: Вязовые Другие названия: кеаки, килькова кчаки Распространение: Китай, Япония, Иран, Кавказ и Великобритания Описание древесины Кеяки Сердцевина светло-золотисто-коричневого цвета. В остальном древесина очень похожа на вяз с грубой текстурой. Зерно варьируется от прямого к нерегулярному. Вес 625 кг/м3; удельный вес.62. Механические свойства Кеяки в основном используется для декоративных нужд, но…

Кемпас (Koompassia malaccensis) Семейство: Бобовые Другие названия: импас (Сабах) Распространение: Малайзия, Суматра и Борнео Описание древесины Kемпас Цвет сердцевины от оранжево-красного до коричневого с многочисленными желтоватыми полосами. Зерно спиральное или волнистое. Поверхность умеренно блестящая, а текстура грубая, но ровная. Сердцевина хрупкая. Древесина может вызвать коррозию некоторых металлов. Весит в среднем 880 кг/м3; удельный вес.88….

Шаблоны резных наличников на окна

Традиция украшать окна резными наличниками пришло со старых времён. Считалось, что отделка окна причудливыми узорами не только защищает помещение от сквозняков и холода, но и служит своеобразным защитным оберегом от нечисти или сглаза.

Подборка шаблонов для резных оконных наличников

Какой узор выбрать на наличник

Самодельные резные наличники представляют собой вид декоративной накладки, которая обрамляет окна или двери с внешней стороны. При этом обеспечивается закрытие щели над коробкой, и внешний вид окна и фасада становится законченным и привлекательным. Ажурные узоры, которыми наши предки украшали не только наличники, но и другие предметы быта имели магический смысл.

Считалось, что через окна может проникнуть нечистая сила и наличники, украшенные особыми символами, защищают дом и семью от напастей и привлекают удачу.

Древние резные орнаменты и рисунки мастеров прошлого дошли и до наших времён и продолжают использоваться в резных изделиях, как красивый декоративный приём для придания колорита дому и интерьеру. Вот некоторые значения символов и узоров на наличниках:


Пример резного оконного наличника со змеями

  • Птица. Символ хранителя времени, считалось, что в птиц вселяются души умерших, и чтобы защититься от бед посредством умершего предка, на наличники наносились изображения пернатых.
  • Крылья. Древний сильный символ. Считалось что дом, окна которого украшены таким наличником, находится под особой защитой.
  • Растения и цветы. Наличники с растительными и цветочными мотивами означают единство с природой.
  • Изготовить резные наличники на окна своими руками сможет даже новичок с навыками столярного дела. Главное, для первых работ выбирать несложные узоры. При изготовлении резных наличников можно применить опыт предыдущих поколений и придумать композицию для оформления окна, используя готовые трафареты и шаблоны для резьбы по дереву.

    Как сделать трафарет для наличника

    Трафарет – это приспособление для нанесения одинаковых узоров и символов на нужную поверхность. Прежде чем начинать работу по изготовлению наличников, понадобится достать трафареты и шаблоны. Найти эскиз для резного наличника не составит труда – их можно бесплатно и в большом многообразии скачать в интернете, приобрести в специализированных магазинах или найти в журналах.

    В готовом виде трафареты и шаблоны могут быть изготовлены на бумаге, картоне или древесном волокне. Их нужно только приложить к поверхности будущего наличника и обвести. Сделать трафарет самостоятельно можно несколькими способами:


    Здесь можно создать индивидуальный эскиз для резных наличников. Сложность рисунка будет зависеть от уровня мастерства резьбы по дереву.

  • Сделать ксерокопию или распечатать орнамент для наличника. Приглянувшийся рисунок увеличивается до нужного размера при копировании или при распечатке. Полученный бумажный трафарет можно переносить на дерево.
  • Если нет принтера (и желания его искать), можно поступить следующим образом. Вначале подбирается нужный масштаб узора на компьютере, бумага прикладывается к монитору и просвечивающие контуры узора обводятся маркером или фломастером без сильного нажима на экран. Если рисунок не поместился полностью на экране, его нужно передвинуть и продолжить рисовать трафарет.
  • Вручную – масштабированием по клеткам. С помощью линейного масштабирования рисунок копируется по клеткам. При этом можно изменить пропорцию узора. Чтобы увеличить размер, увеличивается масштаб клеток, и рисунок копируется в больших клетках, чем клетки исходника.

    Масштабирование наличника по клеткам

    Трафареты и шаблоны – главные помощники в создании резных наличников. В чертеже нужно учесть, какой рисунок будет выбран для различных составляющих наличника.

    Резные наличники включают в себя следующие основные детали:

    • верхняя планка наличника;
    • вертикальные рейки наличника или рама;
    • нижняя планка или профилированный подоконный поясок.

    Это только основные элементы, резные наличники могут включать ещё множество декоративных деталей: диадема, плечики, вазончики и прочее.

    Перенесение контура рисунка на заготовку

    После того как эскиз создан, нужно изготовить непосредственно трафарет, на который переносятся все элементы рисунка для резных наличников. Перенести контур на заготовку можно следующими способами:

    Вырезание наличника по шаблону

    1. Самый распространённый способ, когда рисунок вырезается из плотной бумаги или картона. Полученные шаблоны прикладываются к доске и обводятся по контуру ручкой, фломастером или карандашом.
    2. Трафарет можно не вырезать, а перенести на будущие наличники через копировальную бумагу.
    3. Можно продавить контур эскиза через бумагу на дерево ручкой (остаётся малозаметный след). Сделать контур более чётким можно и без копирки, нанеся с обратной стороны листа слой графита мягким простым карандашом.

    Располагать трафареты на заготовке нужно вдоль волокон дерева: в будущем резьба такого наличника не растрескается. Для удобства места, где будут выполнены пропилы, можно сделать цветными.

    Шаблоны и трафареты для резных наличников представлены в большом количестве – это и простые повторяющиеся орнаменты, изображение животных, растений и даже целые картины.

    При выборе рисунка на наличники следует помнить:

    1. Новичкам следует выбирать самые лёгкие узоры с крупными элементами, которые легко будет выпилить. Картины и фантазийные орнаменты не для тех, кто впервые взялся за резак.
    2. Чтобы резные наличники получились аккуратными и красивыми, нужно старательно переносить рисунок с шаблона и использовать только рисунки, предназначенные для техники прорезной резьбы.


    Как без эскиза не начнёт создавать картину настоящий художник, так и без шаблона не работает мастер по резьбе. Выбор и изготовление трафарета – это первый шаг вначале довольно сложного и кропотливого пути по созданию резных изделий из дерева.

    Изготовление трафарета для наличников на окна

    Наличники – способ декоративного оформления оконных проемов. Однако, помимо украшения, они являются незаменимой функциональной частью, помогая закрыть щели, неровные скосы и другие погрешности.

    Кроме того, они помогают сохранять тепло внутри помещения, предотвращают попадание в него осадков и пыли, а также уменьшают уровень проникновения уличного шума.

    Выбор узора

    Можно купить готовые наличники (самые простые или же необычные, которые готовятся на заказ). Не существует промышленного производства этих деталей, они изготавливаются мастерами на заказ в столярных мастерских. А можно проявить всю свою фантазию и собственными руками создать уникальные и неповторимые наличники. Самое главное – это наличие желания и огромного терпения!

    Узоры, которые будут украшать готовое изделие, также можно найти, обратившись к тематическим источникам на бумаге или расположенным в интернет-сети. Кроме того, существует немало фирм и дизайнеров, которые готовы справиться с реализацией всех мыслей заказчика в готовый узор.

    Создание рисунка можно произвести и своими руками. Лучше выбирать такие узоры, которые не перенасыщены мельчайшими деталями. Желательно, чтобы общий вид изображения легко разбирался на достаточном отдалении. Рисунки верхней и нижней части должны выполняться в едином стилистическом направлении.

    Если не имеется достаточного опыта столярных работ, лучше отдавать предпочтения узорам, не требующим сложного исполнения. Тематика их может быть самой разнообразной – флора и фауна, стихии природы, солнечные знаки и т.д.

    Примеры для вырезания элементов из дерева

    Необходимые материалы и инструменты

    Наличники могут быть изготовлены из самого разного материала:

    • Дерево (предпочтительнее всего);
    • Металл;
    • Пластик;
    • Пенопласт;
    • Полиуретан и т.д.

    Кроме того, для работы также пригодится и некоторый инструмент, запастись которым следует заранее:

    • листы наждачной бумаги различных номеров;
    • электрический лобзик, с помощью которого возможно создание практически любого узора;дрель и набор сверл к ней;
    • набор стамесок;
    • различные по исполнению ножи.

    Эскиз наличников

    Определившись с узорами, которые будут использованы, необходимо приступить к созданию эскиза будущих наличников. Выполняя эскиз, нужно прорисовывать все элементы, включая:

    • нижнюю планку или поясок, выполняющий роль подоконника;
    • раму или вертикальные рейки;
    • верхнюю резную доску.

    Кроме обязательных элементов прорисовываются также и все декоративные компоненты – диадемы, вазончики и другие.

    Эскизы наличников на окна

    Изготовление трафарета

    По готовым эскизам и узорам будет создан трафарет. Существует несколько вариантов его создания (перенесения эскиза на материал).

    С помощью графического редактора можно отредактировать абсолютно любое резное изображение. Для начала его нужно отыскать и обработать с помощью специальной программы – фотошопа. На любом компьютере присутствует стандартное приложение, которое позволяет редактировать, рисовать и раскрашивать. Именно здесь есть возможность создавать собственные изображения.

    Если есть фотография конкретного узора, можно сделать его ксерокопию. После этого нужно задать необходимые параметры и получить готовый шаблон желаемого рисунка или фигуры в натуральную величину.

    Также можно сканировать изображение для дальнейшей его распечатки на компьютере. Некоторые люди готовы тратить длительное время на создание эскизов. Для начала необходимый орнамент расчерчивается на равносторонние прямоугольники, при этом используется масштабирование.

    Таким образом можно получить наиболее правильный трафарет наличников – даже пропорции узоров могут быть изменены собственноручно по своему усмотрению.

    Следующий этап – перенесение шаблона на деревянную заготовку. Это может быть сделано с использованием самого обычного грифельного карандаша или шариковой ручки. Также шаблоны реально подготовить, воспользовавшись копировальной бумагой.

    Чертеж закрепляется с помощью канцелярских кнопок и не съезжает. Далее, из полученного трафарета, происходит вырезка всех необходимых элементов.

    Изготовление наличников

    Для изготовления наличников своими руками потребуется цельная деревянная рама, которая состоит из нескольких частей, соединенных между собой. В первую очередь необходимо подобрать нужный материал.

    Бук, береза, орех, дуб и ольха – наиболее часто используются именно эти породы дерева. Перед проведением основных работ выбранный материал поддается обработке водоотталкивающей смесью, красится или может быть покрыт лаком.

    • Снятие всех необходимых замеров с оконных проемов.
    • Затем подготавливается пиломатериал. Толщина доски должна соответствовать следующим размерам: не меньше 30 мм, если используется прорезной способ, и не менее 10 мм для накладного способа нанесения узора. Сухие доски нужно строгать со всех сторон.
    • Следующий этап – вырезание заготовок.
    • Затем происходит вырезание узоров и сверление отверстий.
    • Потом проделанные отверстия поддаются обработке с помощью наждачной бумаги , пылесосом удаляется вся скопившаяся пыль и грязь.
    • Если при изготовлении была использована накладная техника нанесения узоров, то скрепление всех деталей происходит с помощью гвоздей без шляпок. Также можно произвести фиксацию при помощи клея. А вот использовать саморезы категорически не рекомендуется!

    Установка наличников

    После выполненных работ по изготовлению наличника необходимо позаботиться о том, чтобы правильно провести его монтаж.

    Крепление может осуществляться двумя способами:

    • Глухой шип – в этом случае все крепежи находятся в наличниках, а в раме для них подготавливаются соответствующие по размеру отверстия. Шип должен быть обработан с помощью клея, затем он вводится в паз. Это позволяет сохранять внешний вид таким, какой он есть.
    • Сквозной шип – этот способ проще в установке, но в надежности он значительно уступает первому. Здесь крепеж монтируется там, где его будет непросто заметить. А место соединения деталей закрывается каким-нибудь декоративным элементом.

    Вставать в гнезде шип должен плотно, но без применения особых усилий. Шипы могут быть зафиксированы и с помощью нагелей, изготавливаемых из дерева твердых пород. Клей же не могут выполнять свои функции продолжительное время из-за агрессивного воздействия природных сил.

    Всегда необходимо брать во внимание то направление, куда открываются окна. Если они открываются в наружном направлении, наличник размещают выше оконных створок на 30 мм. Кроме того, не должно создаваться препятствий для полного открытия рамы.

    Правила изготовления наличников

    Если исходным материалом является дерево, то ширина доски должна составлять 30-40 мм. Кроме того, могут быть использованы листы металла, пластика и другие.

    Ширина материала должна быть достаточной для того, чтобы скрыть края стен, а также защитить их от негативного воздействия влажности воздуха.

    Расположив резные элементы вдоль древесных волокон, их растрескивание будет предотвращено. Особенно это актуально при использовании хвойных пород дерева. Также следует помнить о том, что у ажурных наконечников и изгибов толщина значительно меньше, чем у конструкции в целом, именно поэтому они наиболее хрупкие.

  • Все фото из статьи

    Обрамление окон и дверей наличниками является старинной русской традицией. Наши пращуры верили, что нечистая сила способна проникать в жилище через их проемы, вследствие этого, наличники были не только украшением, но и служили оберегающим элементом. Каждый рисунок, узор либо орнамент на них имел свой смысл.

    1. Организация пространства. Так, обрамление, благодаря своей форме, способно зрительно расширить узкое либо вытянуть низкое здание.
    2. Вы можете выразить свою индивидуальность или сообщить постройке стиль определенного региона либо эпохи.
    3. Декор окон подчеркивает экстерьер дома и дает возможность совместить все здания на участке в один ансамбль.
    4. Защита стыков меж стеной и окном от проникновения влаги и пыли.
    5. Уменьшение тепловых потерь на участке сопряжения оконного блока и стены.
    6. Понижение уровня внешних шумов.

    Обратите внимание! В ряде случаев резной наличник является единственно приемлемым вариантом отделки. Так, окна деревянной постройки гармонично будут смотреться лишь с таким обрамлением. Хотя цена его и будет сравнительно велика.

    Минусы у такого декора тоже есть:

    1. Зависимость от атмосферных воздействий:температурных перепадов, влаги, ультрафиолета солнца. Они повреждают древесину.
    2. Исходя из этого, важна грамотность и качественность обработки материала: правильный подбор породы дерева, его тщательная пропитка защитными составами, своевременный ремонт элементов.
    3. Сложность изготовления резных узоров и рисунков.

    Виды оконных наличников

    На фото — накладные обрамления окон

    Инструкция предупреждает, что производство отделки окон и дверей зависит от ее типа и метода установки.

    Наиболее простые наличники– это стандартные либо плоские. Более сложные и красивые изделия изготавливаются на специальных станках. Наиболее эстетична резная облицовка из дерева.

    На метод производства отделки оказывает влияние метод их установки.

    1. Телескопические аналоги обычно используются при обрамлении проемов дверей. Особые выступы в виде буквы «Г»отделки заходят в специальные пазы коробки. Подобное сопряжение сложное, но красивое.
    2. Накладные наличники фиксируются к раме окна клеем либо гвоздями.

    Обратите внимание! очень разнообразны по форме и по наличию тех или иных элементов. Конструктивно, сложные их виды состоят из трех частей: верхняя группа называется очельем, вертикальная – обвязкой (по обе стороны от проема), а нижняя фартуком. Нередко в декоративную композицию отделки включаются и ставни.

    Чертежи и шаблоны

    Перед работой следует найти подходящие орнаменты наличников для электролобзика. Сейчас они реализуются в строительных магазинах, печатаются в соответствующих журналах, размещаются в интернете. Изготовить шаблоны можно из плотной бумаги, картона либо ДВП.

    Основные компоненты схемы для любого типа обрамления:

    1. Верхняя планка.
    2. Вертикальные рейки или рама.
    3. Нижняя планка или подоконный пояс.

    Стандартную схему можно дополнять разнообразными элементами:

    • верх обрамления: диадемой (кокошником), «ушками» очелья, «сухариками», «подзором», «лобанью», филенкой;
    • низ можно разнообразить накладками и свесами.

    Способы изготовления шаблонов

    Если у вас возникло желание украсить окна своего дома декоративной резьбой, следует определиться, как изготовить для нее шаблон.

    На данный момент существуют такие простые способы сделать это:

    1. При помощи компьютерного графического редактора . Разработчики выпускают огромное многообразие софта для обрабатывания изображений. Наилучшим вариантом, при этом, по-прежнему, является Фотошоп.
    2. Используя ксерокопирование. Если вы не умеете пользоваться компьютерными программами — это оптимальное решение. При этом можно тут же подобрать необходимые размеры копии, уменьшив или увеличив, расширив или сжав исходник.
    3. Можно воспользоваться и принтером . Сначала сканировать, а затем распечатать схему в необходимом формате.
    4. Еще один способ воспроизвести шаблоны очелья наличников – это копирование . Данный вариант предусматривает применение копировальной бумаги.

    На заготовку кладется листок«копирки», поверх него — выбранный шаблон.Далее он фиксируется канцелярскими кнопками. После этого контур рисунка обводится карандашом, при этом он воспроизводится на дереве.

    Резные наличники на дверях и окнах украшают дом, делают его непохожим на окружающие. Даже если здание построено по типовому проекту, оно может стать неповторимым.


    Как по чертежу сделать шаблон?

    Чтобы сделать красивые наличники на окна своими руками, потребуются шаблоны. С их помощью рисунок переносится на поверхность древесины.

    Начинается создание шаблона с выбора рисунка . Вариантов найти можно много, при желании можно скопировать узор с фотографии. Способов увеличения чертежа до размеров шаблона существует несколько. Если рисунок в электронном формате, то его можно обработать в графическом редакторе.

    Если же чертеж уже напечатан, то стоит воспользоваться одним из двух методов. Первый - ксерокопирование. Все копирующие аппараты могут печатать с изменением масштаба и пропорций. Второй способ - вручную. Его можно назвать традиционным. Узор просто перерисовывается с увеличением по клеточкам.

    Получившийся увеличенный чертеж переносят на картон, а потом из него вырезают готовые шаблоны наличников на окна. Для каждого узора или элемента делают отдельный шаблон. Затем его кладут на доску, из которой будет выпиливаться наличник и обводят карандашом.


    Делаем наличники на окна своими руками


    Проект

    Проектирование - основа любого процесса. Если требуется сделать резные наличники на окна своими руками, то также следует начинать с проектирования. Выполняется чертеж фасадной части здания со всеми его деталями и выполняется чертеж резных элементов . Это позволяет представить внешний вид здания. Если есть программа визуализации, то можно сделать объемный проект дома.

    Наличники своими руками: чертежи.

    Наличники на окна своими руками. Фото

    На этом этапе подготавливаются материалы и инструменты. Лучшим материалом являются сосновые доски с минимальным количеством сучков.

    Сделать наличники на окна своими руками можно, применяя:

    • лобзик, имеющий плавный пуск;
    • перьевое сверло диаметром 12мм;
    • шуруповерт;
    • шлифовальную машинку.


    Выпиливание

    После того как трафареты наличников на окна были обведены, следует приступать к процессу выпиливания. Сначала выпиливают внутренние ажурные элементы. Для этого по контуру изображения высверливают отверстия. Сверло должно располагаться перпендикулярно доске.

    После выпиливания внутреннего контура, переходят к внешнему.

    Лобзик ведут от одного конца будущего наличника к другому. Заранее выполняют надпилы, чтобы облегчить процесс.

    Результатом становится готовая деталь. Для другой стороны окна требуется сделать ее зеркальное отражение.


    Шлифовка

    Чтобы поверхность приобрела эстетичный внешний вид, ее обрабатывают шлифмашинкой. Используется наждачный круг с зернистостью 80. После этого деталь можно окрашивать.

    Грунтовка и окраска

    Древесина чувствительна к гниению и повреждению насекомыми, поэтому перед окраской ее тщательно обрабатывают антисептиком . Чем меньше пропусков, тем дольше будут служить наличники.

    После нанесения состава детали просушиваются. Сухие поверхности окрашивают. Оптимальным вариантом является водоэмульсионная краска для древесины. Цвет выбирается во время проектирования. В данном случае используется белый и вишневый.

    Красят двумя кистями. Широкой прокрашивают внешнюю поверхность, а узкая предназначена для боковых частей и труднодоступных мест.

    Элементы прокрашивают тщательно, в два слоя. Второй слой наносят, когда высохнет предыдущий.

    Завершающим слоем является лаковое покрытие. Для этой цели лучше взять акриловый состав , имеющий водную основу.

    Лак наносят в один слой, старясь избежать потеков. Сушат детали на открытом воздухе.


    Сборка

    Все детали собирают в общую композицию перед монтажом на окне. Такая последовательность удобнее.

    Резные наличники на окна своими руками. Пошаговые Фото

    репление осуществляется по эскизу на саморезы. Их вкручивают с изнаночной стороны, чтобы не портить внешний вид наличников.


    Монтаж

    Непосредственно монтаж наличников на окно выполняется с использованием лесов. Это безопаснее и удобнее, чем лестницы. Крепят модуль на место при помощи саморезов.


    Варианты трафаретов наличников

    При выборе узоров для наличников следует обращать внимание на целый ряд моментов. Среди них сочетаемость с общим внешним видом дома. Если деревянные наличники на окна своими руками изготавливаются впервые, то лучше выбрать более простой вариант.






    Шаблоны наличников своими руками

    Раньше в каждом регионе существовали свои традиции в оформлении окна. Их можно использовать и сейчас, если хочется напомнить о культурном наследии.


    Роль наличников

    Элементы отделки окна часто называют наличниками, но правильное их название обналичка. У обналички имеется множество функций. Рассмотрим основные из них:

    • декоративная - внешний вид окон и всего фасада выглядит завершенным, с помощью наличника можно визуально изменить пропорции дома;
    • правильный орнамент помогает выразить личные предпочтения или традиции;
    • с помощью наличников все постройки на участке объединяются в единый архитектурный ансамбль;
    • благодаря наличникам влага и мусор не попадают в щели между стеной и рамами;
    • уменьшаются теплопотери, поскольку щели вокруг окон дополнительно перекрываются.

    При изготовлении наличников следует учитывать, что дерево со временем разрушается. Продлить ему жизнь помогут антисептические составы.

    Можно горевать, что исчезают старинные резные наличники по городам и деревням России, и фотографировать на память то немногое, что ещё осталось, а можно попытаться продолжить традицию и изготовить новый резной наличник на окно самому, что я и сделал.

    Изготовление наличника

    Мне посчастливилось — я не только сделал точную копию старинного резного наличника из Ярославской области, но при этом имел возможность сверяться при изготовлении с оригиналом, постигая секреты и нюансы старинного ремесла на практике.

    В процессе работы над наличником я всё больше и больше преисполнялся уважением и восхищением перед прежними русскими мастерами. И действительно, как не восхищаться, когда видишь, что старинные наличники по рисунку, конструкции и мастерству вполне сопоставимы с шедеврами церковного искусства — киотами и иконостасами.

    Во-первых, материал для наличников использовался очень качественный — сухие доски без сучков. При пропильной резьбе первый же сучок вылезет со временем из дерева, чем испортит всю картину.

    Вообще на Руси сухое дерево использовалось не только для столярных работ, но и при строительстве дома. И сейчас в тех же США везде продаётся исключительно высушенное дерево, и только у нас, как в какой-то дикой третьесортной стране, везде лежат на продажу штабеля сырых пиломатериалов.

    Во-вторых, потрясающие композиции — выверенный эстетически и символически рисунок, гармония узоров и орнаментов, грамотное соотношение пропорций деталей наличника, стилистическое единство наличника со всем домом, — всё это говорит о безупречном художественном вкусе былых мастеров. Не сравнить с современными наличниками, выпиливаемыми потоком на станках, — за редкими исключениями, выглядят они весьма убого и пошло.

    В-третьих, впечатляющее мастерство изготовления. При кажущейся с первого взгляда лёгкости и ажурности старинных наличников, когда сам начинаешь делать такой наличник, убеждаешься в том, что это вполне серьёзное изделие, требующее опыта и владения ремеслом. Чего стоят те же верха наличников — если присмотреться, можно увидеть, насколько сложны эти элементы по своим формам и резному оформлению.

    И тем более удивительно повсеместное распространение красивейших резных наличников по Руси, учитывая, что даже если сейчас, при наличии электрических инструментов и станков, у меня ушло прилично времени на изготовление наличника, то насколько труднее и сложнее было их делать тогда вручную!

    И это понятно — красота русской души, вдохновлённой и одухотворённой верой православной в Господа нашего Иисуса Христа, отражалась во всём, от предметов кухонной утвари до шедевров церковного зодчества, как каменного, так и деревянного.

    На Руси русский человек воспринимал окружающий мир как целостный Божий микрокосмос, в котором всё связано и всё гармонично, всё имеет свой смысл и всё символично.

    Отразилось это мировосприятие и на декоре русского наличника.

    Символика русского наличника

    Многие отмечают исключительную особенность старинной России в украшении домов и наличников. Я думаю, причин к тому несколько. Во-первых, ощущая себя частичкой микрокосмоса и видя красоту и гармонию Божьего творения, русский человек стремился и от себя внести долю прекрасного от трудов своих. Мы и сейчас, любуясь старинными русскими наличниками, испытываем те же восторг и благодарность, которые в давние времена вложил в декор русский мастер.

    Во-вторых, украшение дома несло охранительную функцию, пробуждая в смотревших на дом людях положительные эмоции вместо отрицательных, оберегая, так сказать, живших в доме от негативной энергии.

    И в-третьих, через украшение дома самовыражался сам хозяин, как бы показывая через рукодельную красоту широту своей души и мастерство своих рук. А то и не думая о других, а просто делая ради собственной потребности к красоте и благоустройству.

    Всё в Божьем мире имеет свой смысл, не исключение и резьба на наличниках. Зная основы орнаменталистики, можно долго простоять перед наличником, находя в его декоре новые смыслы и значения.

    Итак, пройдёмся кратко по символике русского наличника. Отмечу, что эта символика вполне соотносится с орнаментикой прочих традиционных русских ремёсел — вышивки, резного декора церковных предметов и домовой резьбы, росписи, чеканки, и так далее.

    Весь наличник в целом является символом окружающего нас мира, и делится на три части:

    Верхняя часть. Мир небесный — Божий. Часто был двухуровневым. Верхнее небо называлось «небесной твердью» и часто изображалось в виде двускатной или полукруглой крыши. На верхней доске, но чуть ниже, нижнее небо — «небесная хлябь».

    Центральная часть — срединный мир — реальный. Боковые стороны наличника называются «полотенцами». Полотенце у русских известно как особый символ, знак принадлежности к определенному семейно-родовому коллективу, полотенцами-рушниками украшали иконы и полки для икон, рушники часто жертвовали в храмы и часовни.

    Нижняя часть — твердь земная. Карниз (завершение наличника).

    Каждая часть оформлялась соответствующим орнаментом.

    Солярные символы

    Солнце — символ Господа нашего Иисуса Христа. В Библии и Евангелии множество мест, где Господь Иисус Христос называется Солнцем: «Ибо Господь Бог есть солнце и щит» (Пс.83, 12), «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдёт Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Мал.4, 2), «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет , и нет в Нём никакой тьмы» (1Иоанна 1, 5).


    И в богослужениях православной церкви Господь часто называется Солнцем правды, Солнцем истины. Естественно, что этот символ отразился и в декоре наличника, особенно его верхней части.

    Можно встретить резьбу пяти солнц — одно в середине и четыре по сторонам, не трудно догадаться, что это символ Господа Иисуса Христа и четырёх Евангелистов, часто используемый также в иконописи и храмовой росписи. Вообще количество солнц на наличниках перекликается с количеством куполов на храмах — та же символика, то же значение.

    В мирском значении солнечные знаки символизируют богатство, радость и хорошую судьбу, что вполне логично — ведь без солнца не будет урожая, а без урожая не будет благосостояния.

    Символы воды


    Как вода, так и её символы чрезвычайно мистичны и многозначны. Водой совершается крещение, очищение от грехов, рождение духовного человека и освящение. Вода, смешанная с вином, в причастии означает человеческую природу Христа, а само вино — Его божественность. Вода является источником и символом жизни.


    Воды бывают небесными (верхняя часть) и подземными (нижняя часть), как сказано в Библии: «И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью» (Быт. 1, 7).

    В виде дождя вода несёт оплодотворяющую силу Бога, что символизирует плодородие. Как роса, она олицетворяет благовещение и благословение, духовное обновление и свет восхода. Бегущая вода означает жизнь и её источник, символом которого является волнистая линия, спираль или меандр. Вода, подобно дереву, роще, камню и горе, может символизировать космос во всей его полноте.

    В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Ручей символизирует Христа как источника жизни и Деву Марию как утробу творения. Вода, смешанная с вином, символизирует пассивное начало, испытывающее воздействие Духа, «зачатие от воды и от Духа», смешение низшего и высшего в человеке. Согласно св. Киприану, Христос — это вино, а вода — тело Христово. В христианском искусстве смирение изображается как вода, смешанная с вином. Роса — символ Благовещения.

    И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам, капли-кружочки, чередующиеся ступеньки — это всё знаки воды во всех её значениях и символах.

    Символы земли

    Тоже, как и вода, имеют множество значений.

    Земля — одна из основных (наряду с водой, огнём, воздухом) стихий мироздания; центральная часть трёхчастной вселенной (небо — земля — преисподняя), населённая людьми и животными; символ женского плодоносящего начала и материнства.


    Земля, порождающая деревья и травы, и дающая человеку жилище, часто используется в качестве символа Церкви, которая питает человека духовной верой и предлагает ему убежище. Таким образом, земной шар, на котором воздвигнут крест, иногда передаёт это символическое значение.


    Наконец, земля — то, чем жил русский крестьянин, она давала ему урожай, обеспечивала пропитанием, одеждой и жильём.

    Знаки аграрной символики, пожалуй, самые простые, одни из самых распространённых. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы, квадратики — так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.

    Женские символы

    Изначально происшедший из культа славянских языческих богинь типа макош и берегинь, в христианской Руси символ женщины с широкими бёдрами и раздвинутыми ногами и поднятыми руками трансформировался в общий символ материнства, плодородия и плодовитости.

    Как считалось на Руси, у человека три матери — мать-земля, родная мать и Божья Матерь, и все эти значения вполне присущи символу берегини.

    Вот так берегиня изображалась в вышивке.


    Женские символы в резных наличниках часто настолько утрированы, что с первого взгляда кажутся простым узором, но при внимательном рассмотрении нетрудно найти этот материнский символ.


    Изображённые в декоре четыре женские фигуры символизируют четыре христианские добродетели: справедливость, благоразумие, храбрость и умеренность.

    Символы-звёзды

    Основные признаки символов звёзд — количество и конфигурация лучей. При этом важно, что все образующие её форму лучи одинаковы, что отличает этот символ от изображений солнца.

    Вообще звезда в христианской символике чаще всего означает Бога, иногда Церковь. Наиболее часто в русской орнаментике встречаются шести- и восьмиконечные звёзды.


    Шестилучевая звезда — знак Творения и Печать Соломона. Это комбинация мужского и женского начал, а также огня и воды, союз духа и материи, основа действия и неподвижности, единство противоположностей.

    Восьмилучевая звезда — символ Пресвятой Богородицы: в православной иконографии Божью Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звёздами на плечах и на челе в знак Её Вечного Девства — до, во время и после Рождества Христова. Также в виде восьмиконечной звезды изображают Вифлеемскую звезду, явившуюся во время Рождества Христова и приведшую к родившемуся младенцу Христу трёх волхвов и пастухов.

    Также восьмиконечная звезда — сочетание двух крестов. Часто вырезали и простые кресты — четырёхконечные звёзды.

    Символы животных

    Агнец, вол — ветхозаветный прообраз жертвы Христа; символ мучеников, которых убивали за Христа.

    Змея, уж — их изображение происходит из языческого культа ужей-господариков. Обычай держать в домах ужей с глубокой древности известен всем славянам: ужи считались охранителями зерна и дома от мышей. Изображения ужей археологи встречают на многих предметах.

    В этом контексте ужи символизируют мудрость, плодородие и благосостояние.

    Кони — в народной традиции одно из наиболее мифологизированных животных, воплощение связи с миром сверхъестественного, «тем светом», атрибут мифологических (эпических) персонажей. Связан одновременно с культом плодородия (солнца и т. п.), смертью и погребальным культом. Отсюда роль коня (и соответствующих обрядовых персонажей при ряжении и т. п.) в календарных и семейных обрядах (прежде всего в свадьбе), гаданиях и др.

    Естественно, что символизм коней не потерял своего значения и в христианской Руси.

    В христианском искусстве конь выступает символом Солнца, отваги и смелости, благородства, щедрости, а также победы, например, мучеников над грешным миром.

    Высеченные в древнеримских катакомбах изображения коней символизируют бег времени и быстротечность жизни, они нередко относятся к миру мёртвых, либо служат свидетельством отречения от римской религии.

    В Средние века конь считается атрибутом чувственной любви, набожности и вдохновенной веры.


    Лев — символ неусыпной и духовной бдительности, крепости — поскольку считалось, что он спит с открытыми глазами. Часовой, поддерживающий устои Церкви. Символ воскресения, т.к. считалось, что лев вдыхает жизнь в львят, рождающихся мёртвыми. Поэтому льва стали связывать с воскресением из мёртвых и сделали его символом Христа.


    Лягушка — символ непрерывности жизни и воскресения.

    Птицы — утки, голуби, лебеди, петухи, фениксы, в общем, всё, что имеет крылья и способность к полёту.

    Очень глубокий и многозначный символ. В Ветхом Завете о Боге говорится, как о птице или крылатом существе: «Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня» (Пс. 16, 8).

    В христианстве птицы — символ всего духовного и боговдохновенного, вознесённость духа, души верующих (в раю, под божественным покровительством и т. д.). Младенец Христос часто изображается с птицей в руках или привязанной на верёвке.

    Связь со сферой божественного, благовествование, быстрота мысли проявляются в различных мотивах: св. Матфей пишет своё Евангелие под диктовку голубя — Святого Духа; схождение Святого Духа; птицы гнездятся в дереве в момент благовествования ангела Анне.

    Различным видам птиц придаются определённые характеристики:

    аист — символ благоразумия, бдительности, набожности и целомудрия. Поскольку аист возвещает о приходе весны, его связывают с Благовещением Марии — с благой вестью о пришествии Христа. Возможно, что существующее североевропейское поверье относительно того, что детей матерям приносит аист, произошло от того, что эту птицу связывали с Благовещением;

    бабочка — символ воскресения и вечной жизни. Короткая жизнь бабочки делится на три этапа. Первый, в котором нет никакой красоты — ползающая личинка, гусеница, или, как люди называют её, червь. Второй — когда это существо превращается в куколку (кокон). Личинка покрывается оболочкой, как бы запечатывается в конверт. Третий — когда обитательница кокона разрывает свою шёлковую оболочку и выходит наружу. Это уже зрелая бабочка с прекрасным обновлённым телом и ярко раскрашенными крыльями. Крылья вскоре крепнут, и бабочка взмывает ввысь.

    Поразительно, как эти три этапа жизни бабочки похожи на жизнь в уничижении, смерть и погребение, а затем славное воскресение Христово. Рождённый в человеческом теле, в образе слуги, наш истинный Господь, как писал Исайя, не имел «ни вида, ни величия». Говоря: «Се Человек», Пилат указывал на истерзанное тело, которому вскоре предстояло оказаться в могиле. Наш Господь был погребён в могиле. Но на третий день Иисус воскрес в прославленном Теле, а через сорок дней вознёсся на Небеса.

    Все верующие во Христа также переживают три этапа. По природе греховные, смертные существа, они живут в унижении. Приходит смерть, и их безжизненные тела предаются земле. Но в Последний День, когда Христос вернётся во всей Своей славе, христиане последуют за Ним в обновлённых телах, созданных по образу прославленного Тела Христова;

    ворон — символ уединения и отшельнической жизни;

    голубь — воплощение Божьего Духа, символ чистой души. Голубь также воплощает добродетели умеренности и согласия;

    гусь — символ предусмотрительности и бдительности;

    ласточка — чистая, святая птица, наделённая женской символикой и сочетающая в себе небесное и земное начала. В песне ласточка уподобляется Божьей Матери:

    «Ой на Дунаечку, на бережечку,

    Там ластівочка та купалася,

    То не ластівочка, то Божа Мати…»

    Ласточка и голубь — любимые Богом птицы. Своим пением ласточка славит Бога. Щебетание её воспринимается как молитва: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». В народной легенде о распятии Христа ласточки старались избавить Его от мучений: кричали «умер, умер!», похищали гвозди, вынимали колючие тернии из Его венца и носили Ему воду.

    Даже раздвоенность ласточкина хвоста имеет значение — согласно южнославянским легендам, ласточка после всемирного потопа спасла человека от кровожадной змеи, которая откусила ласточке хвост, отчего он стал раздвоенным.

    Также ласточка — символ домашнего счастья и крепкой семьи;

    лебедь — чистота, милосердие и символ Девы Марии;

    орёл — символ вознесения и души, которая ищет Бога; также орёл символизирует справедливость или такие достоинства, как храбрость, веру и религиозное размышление. В более общем смысле орёл стал символом вдохновляющей идеи Евангелий;


    петух — символ бдительности и предостережения. «Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придёт хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру» (Марк. 13:35). Бодрствование и готовность к исповеданию — признаки живой веры. Один из символов Христовой любви — поющий петух;


    утка — символ брачного союза и преданности. Часто на Руси деревянные ковши вырезали именно в форме уток. Также в декоре наличников (на концах полотенец) очень часто используется символ утиных лапок, который, впрочем, можно истолковать и как символ ласточкина хвоста.

    Рыба — символ Господа Иисуса Христа. Греческое слово ihtis (рыба), было символом Христа ещё и потому что каждая литера в греческом языке составляет слова «Иисус Христос, Божий Сын Спаситель» (Isus Hristos Teu Ius Soter).

    Рыба с монетой во рту — символ Чуда, совершённого Иисусом Христом. Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошёл он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Пётр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми, и, открыв у ней рот, найдёшь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя. (Мф. 17:24-27). Он совершает чудо: если Иисус знал, что во рту рыбы, которая первой попадётся Петру, окажется проглоченная ею монета, — Он всеведущ. Если же Он монету эту сотворил у неё во рту — Он всемогущ.


    Ящер, ящерица — символ возрождения, омоложения посредством линьки, страстного стремления к духовному свету.

    В раннехристианском тексте «Физиологус» сообщается, что, когда ящерицы стареют, и глаза у них затухают, они вползают в щели стен, обращённых к востоку. И когда встает Солнце, «их глаза открываются, и они выздоравливают. И ты, человек, когда... глаза сердца твоего замутятся, таким же путём ищи восходящее солнце справедливости, Господа нашего Иисуса Христа, и Он откроет глаза сердца твоего». Слепая ящерица, которая ищет страну, где восходит солнце, символизировала грешника, ищущего помощи у Бога.

    Растительные символы

    Виноград вместе с пшеничными колосками — это обычный орнамент на церковных киотах и на колоннах иконостасов. Сам Христос называет себя виноградной Лозой, Своего Отца Небесного Виноградарем, а своих учеников — ветвями. «Я истинная виноградная Лоза, — говорит Христос, — а мой Отец Виноградарь… Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы ветви». (Ион.15, 1-5.). Пшеничный хлеб и вино освящаются во время св. Литургии в Пресвятые Тело и Кровь Господню.

    Трилистник — символизирует Святую Троицу, объединение, равновесие. Он может символически заменяться на один большой лист.


    Цветы — символизируют новую жизнь: Господь пришёл на землю — и расцвели цветы. Цветы были привычным украшением на гробах мучеников в катакомбах как символ проходящей человеческой жизни. В книге Иова читаем: «Человек, который родится от женщины, веком короткий и тревоги полный. Вырастает словно цветок, и вянет, и бежит тенью без остановки» (Иов.14,1-2). Св. Апостол Пётр поучает: «Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве, засохла трава, и цвет её опал» (1 Петра 1, 24).

    Другие символы


    Русалки — мифические существа, наполовину женщина с длинными волосами и девственной грудью, наполовину рыба с чешуйчатыми хвостом и плавниками. В существование русалок всерьёз верили в древние времена, вплоть до 19-го века. Символизируют любовь, чувственность, стремление к высшему.


    Символ «S» — ассоциируется с лебедем, поскольку он напоминает лебединую шею. Но его относят и к символам огня и солнца, с другой стороны, он также может выполнять функцию «луча» у «солнц». Также символ «S» может быть интерпретацией символа воды — часто повторяющиеся линии «S» создают ощущение волн, растительных символов — вьющиеся ветви, и тех же ужиков-господарей.

    Цвета

    Помимо символики отдельных элементов, своё символическое значение имеют и цвета, в которые окрашен наличник.

    Белый — символ святости, чистоты и духовности. Ангелы на небесах — в белых одеждах, как и святые, претерпевшие за веру. Особенно важным является такое значение белого, как чистота и непорочность, освобождение от грехов.

    Жёлтый — символ Святого духа, божественного откровения, просветления.

    Зелёный — символ жизни, весны, цветения природы, юности; также цвет Святителя Николая Чудотворца — купола на его храмах часто окрашены именно в зелёный цвет. Зелёный цвет — природный, живой. Это цвет травы и листьев, надежды, вечного обновления.

    Коричневый — цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь на иконах с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

    Красный цвет символизирует кровь Христа, пролитую ради спасения людей, а, следовательно, — и Его любовь к людям. Также это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии, символ Воскресения — победы жизни над смертью.

    Синий — цвет небесной истины, философии, покорности Божьей воле и смирения. Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное, и небесное. Росписи во многих храмах, посвящённых Богоматери, наполнены небесной синевой, купола окрашены в синий цвет.

    Чёрный цвет — цвет зла и смерти. В иконописи чёрным закрашивали пещеры — символы могилы — и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на чёрном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос — старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Чёрные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, — это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

    http://otherreferats.allbest.ru/religion/00222211_0.html

    Для зданий из бревенчатого сруба резные наличники просто напрашиваются для оформления оконных проёмов. Их самостоятельное изготовление — вовсе не прихоть или попытка сэкономить, ведь действительно хороших мастеров резьбы по дереву сейчас очень немного.

    Необходимый минимум инструмента

    Изготовление наличников, в отличие от художественной резьбы по дереву, подразумевает многократное выполнение однотипных операций, в результате чего получается достаточно примитивный повторяющийся узор. Поэтому большинство работы выполняется электрическим инструментом: так не только увеличивается скорость обработки, но и достигается равномерное её качество на разных участках.

    1 — электролобзик; 2 — дрель; 3 — ленточная шлифмашина; 4 — вибрационная шлифмашина; 5 — ручной фрезер

    Основная работа выполняется лобзиком и дрелью. Инструмент должен быть надёжный и качественный, способный долгое время находиться в непрерывном пользовании. Для зачистки и шлифовки изделий лучше пользоваться электрической шлифмашиной , хотя бы простейшей ленточной. Быстрая финишная доработка рельефа возможна с использованием машинок вибрационного типа.

    Если вы намерены придать дополнительные мелкие детали граням своего изделия, вам не обойтись без фрезера. Спуски, фаски и фигурную кайму можно также выполнить и вручную, но только при наличии разнообразных стамесок, резцов и специфических навыков работы с древесиной.

    Как выбрать древесину

    Для наличников наилучшим образом подходят твёрдые породы древесины: дуб, берёза, ясень, клён, ольха. Поскольку толщина готового изделия относительно небольшая (30-45 мм), твёрдые породы будут меньше подвержены гниению и рассыханию, стало быть, дольше сохранят свой внешний вид.

    Если резные наличники вы планируете украсить плоско-рельефными элементами со множеством мелких деталей, следует отдать предпочтение более мягким породам с мелким рисунком текстуры. Подойдут липа, тополь, осина, орех и ель.

    Древесина для наличников должна быть отборной и, желательно, камерной сушки, влажностью не выше 12%. Не допускается наличие следов коробления или других выраженных пороков, крупных сучьев. В идеале следует сразу заказывать калиброванные доски с шириной 100-150 мм и толщиной 30-40 мм.

    Длина заготовок должна быть достаточной, чтобы целиком перекрыть оконный проём по горизонтали и вертикали с напуском в каждую сторону на 1,5 ширины доски. Важно, чтобы вы изначально посчитали количество необходимых заготовок и, помимо них, приобрели ещё несколько досок самой дешёвой породы для тренировки и отработки навыка резьбы.

    Изготовление шаблонов и трафаретов

    Практически любая резьба по дереву начинается с нанесения на заготовку рисунка по заранее изготовленному шаблону или трафарету. Схем резьбы в сети предостаточно, основная сложность сводится к перенесению линий на деталь в точности и без искажений. Сразу предупредим: не гонитесь за высокой сложностью рисунка. Набор даже самых примитивных элементов в правильной последовательности и с грамотно подобранными отступами берёт своей скромностью и качеством обработки.

    Первый вариант нанесения разметки — изготовление небольшого лекала из пластика или твёрдого листового материала, на котором нанесён одиночный элемент повторяющегося узора. Такой шаблон последовательно прикладывается к заготовке и обводится карандашом.

    Также возможно изготовление цельного шаблона. Нужно взять полосу бумаги соответствующей ширины, сложить её гармошкой несколько раз, а затем вырезать узор по принципу ёлочной гирлянды. Полученную ленту нужно наклеить на картон или ЛМДФ, а затем вырезать нужные фигуры. Такой метод приветствуется при значительном объёме работ.

    Полученный трафарет впоследствии просто накладывается на доску и обводится мягким карандашом. В идеале должны остаться насыщенные, но точные линии реза и границы дальнейшей обработки. Размечая детали, нужно учитывать и схему расположения узора, чтобы наличники образовывали цельный и завершённый контур, а повторяющийся узор не прерывался невпопад.

    Выборка сквозных отверстий

    Первым делом проводится подрезка краёв заготовки и выборка отверстий по центру. С краями всё просто: вырезаем лишнее лобзиком, отступая от линии разметки 1-1,5 мм наружу для последующей обработки. Для вырезания фигур по центру плоскости сверлим деталь у самой линии каждого выреза, затем выбираем внутренний контур лобзиком.

    Для изготовления крупных отверстий разумно использовать корончатые сверла. В таком случае необходимо размечать на шаблоне не контуры, а центры окружностей, в которые будет установлено центрирующее сверло коронки. Похожий приём может применяться также и при изготовлении овальных отверстий или элементов с малыми радиусами скругления: сложный изгиб сверлится соответствующим радиусом, а всё остальное вырезается лобзиком.

    Когда лишние части заготовки выпилены, обрезные края нужно тщательно обработать рашпилем, а затем наждачной бумагой . Рекомендуется использовать бруски квадратного, круглого и скруглённого профилей, на которые набита наждачная бумага. Так вы с меньшей вероятностью «обвалите» края и сможете получить прямые углы на каждой кромке.

    Прямоугольные рёбра смотрятся довольно грубо, поэтому их сглаживают фасками и спусками разного профиля. Самый простой способ разнообразить изделие — пройтись по внешнему и внутренним контурам наличника фигурной фрезой. Но возможны и варианты ручной обработки:

    • для снятия фаски пройдитесь по прямым граням стружком, сохраняя угол наклона рукоятки к детали постоянным;
    • полукруглый выпуклый спуск можно также выполнить стружком, меняя наклон лезвия, либо использовать для этого вогнутый резец;
    • вогнутое полукруглое сопряжение выполняется стамеской или резаком со скруглённой кромкой. Такие элементы нужно вырезать поэтапно, удаляя мелкую стружку слой за слоем и тщательно контролируя заглубление инструмента и наклон рукоятки;
    • если спуск имеет профиль сложной формы с несколькими выпуклыми, вогнутыми и прямыми элементами, этот профиль делится на несколько этапов и вырезается в строгой последовательности, начиная с самой широкой внешней части и заканчивая самым глубоким и мелким ярусом.

    Глухая резьба: наносим рельеф

    Когда вы закончили с приданием формы, было бы неплохо разнообразить оставшиеся плоские элементы простым орнаментом или растительными узорами. Вот простейшие приёмы работы:

    1. Канавка (ветвь, борозда) изготавливается узкой стамеской или резцом с квадратной, треугольной или вогнутой формой лезвия. Резьба ведётся строго по линии, рельеф выбирается мелкой стружкой и затем шлифуется.
    2. Лист — несколько мелких канавок, имитирующих прожилки, подрезанные дисковым ножом. От центра между прожилками к каждой из них выполняются мелкие зарубки полукруглой стамеской, имитирующие тело листа, затем тонким резцом наводится внешний контур.
    3. Прилегающие ко спуску плоские участки можно разнообразить глухой резьбой мелкого орнамента. Например, прорезать две борозды от края, образующие с ним треугольник, а в центре пробить просечкой звёздочку.

    Обработка древесины и установка наличников

    За счёт резных элементов деревянное изделие имеет большую форму поверхности, за счёт чего сильнее подвергается старению. Поэтому древесину следует специальным образом обработать.

    Прежде всего, резные изделия для размещения на фасаде следует вымочить в антисептическом составе в течение 5-8 часов, для чего можно выкопать в грунте небольшую траншею и вложить туда полиэтиленовую плёнку для временного обустройства ванны. После вымачивания детали несколько дней сушат сложенными в штабель с подкладками через 30-40 см.

    Когда древесина высохла, её нужно тщательно ошкурить, добиваясь гладкости и окончательно устраняя все следы распила и резьбы. Защитный состав выбирается в соответствии с типом фасадной отделки, это может быть как алкидная эмаль, так и полиуретановый лак, тонирующий или прозрачный.

    Наконец, для правильной установки наличников оконный проём следует обрамить плоской рейкой толщиной в 10-15 мм и такой ширины, чтобы её внешний край не был виден сквозь резной узор по контуру наличника. Цель этой планки — устранить оставшиеся неровности стены и обеспечить надёжную основу для закрепления резного элемента. Часто эту рейку окрашивают в цвет, контрастирующий с покрытием самого наличника для большей выразительности узора.

    Наличники могут крепиться с прямой и косой подрезкой, что зависит от типа и плотности узора. Косая подрезка выполняется с запилом каждой стороны под 45°, при этом линия реза должна проходить через идентичные участки рисунка и не пересекать вырезанные внутри фигуры.

    При прямой подрезке горизонтальный элемент располагается между двумя вертикальными. Их верхний край должен быть на 1-2 см выше перекладины, если обрезной торец прямой. Также возможно изготовление на краю резьбы по общей схеме, если в процессе изготовления провести примерку и точную подгонку наличников. Само же крепление наличников элементарное — для него используют обычные ершёные гвозди без шляпки. Важно только, чтобы гвоздь прошивал наличник и планку, выступая не менее 5 мм с изнанки.