Понятие психологического контатка и способы его установления. Психологический контакт сотрудников правоохранительных органов с гражданами: способы установки и поддержание

ПЛАН:

1. Психологический контакт в следственной работе как объект исследования юридической психологии.

2. Психологического контакта следователя с допрашиваемым на начальных этапах допроса.

3. Психологический контакт следователя с допрашиваемым в основной и заключительной части допроса.

Психологический контакт в следственной работе как объект исследования юридической психологии. В психологической науке под психологический контактом в широком смысле слова понимается случай коммуникации с обратной связью. В этом значении психологический контакт – атрибут любого межличностного взаимодействия. Если речь идет о следственной работе, то, по мнению Зорина Г. А., психологический контакт является неотъемлемым компонентом любого следственного действия, связанного с процессом профессионального общения. Формы межличностного взаимодействия в этих условиях могут быть самыми различными: от глубокого конфликта до полного взаимопонимания с совпадением целей (5, С.4). Как видим, наличие обратной связи в процессе общения следователя с участником следственного действия является критерием наличия психологического контакта.

Что представляет собой феномен психологического контакта в узком смысле слова? Рассмотрим ряд точек зрения относительно психологического контакта в работе следователя. Они принадлежат маститым ученым нашей страны и ближнего зарубежья.

В психологической и криминалистической литературе нет единого понимания сущности понятия «психологический контакт».Первая группа ученых склонна интерпретировать психологический контакт в узком смысле слова как какой-то фактор следственного действия: условие, прием, сложный комплексный метод и даже стадия.Вот ряд примеров.

Зорин Г. А. считает, что психологический контакт – это «сложный комплексный метод, объединяющий серию тактических приемов, подчиненных единой цели и пронизывающий весь процесс межличностного взаимодействия следователя и участника следственного действия» (5, С.3).

Васильев В. Л. трактует психологический контакт как стадию, на которой оба собеседника окончательно вырабатывают в отношении друг друга общую линию поведения, а также определяют такие параметры, как темп, ритм общения, основные состояния собеседников, позы, мимику и в некоторых случаях основную аргументацию (1, С. 485).

Дулов А. В. определяет психологический контакт как целенаправленную, планируемую деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижение его целей. Контакт позволяет рационализировать режим общения в конкретном следственном действии (4, С. 107).

Вторая группа исследователей делает акцент на том, что психологический контакт в следственной работе – оптимальный вариант общения следователя с допрашиваемым в его коммуникативном, перцептивном и интерактивном плане.

Например, Соловьев А. Б. интерпретирует психологический контакт как возникновение своего рода эмоционального доверия к следователю. Наличие доверия является желательным элементом психологического контакта. Иногда следователь не может вызвать к себе эмоциональное доверие. Его цели зачастую противоположны целям допрашиваемого. В этих случаях участник процесса вступает в психологический контакт со следователем, но лишь для того, чтобы просто найти компромиссное решение возникших у него проблем (11, С.42).

Глазырин Ф.В. определяет психологический контакт как готовность допрашиваемого к общению со следователем, к даче правдивых и полных показаний (3, С.58).

Психологический контакт в правоохранительной деятельности, по мнению Столяренко А. М., - это проявление работником правоохраны и гражданином взаимного понимания и уважения целей, интересов, доводов, предложений, приводящее к взаимному до­верию и содействию друг другу при решении профессиональной задачи юристом (10, С. 373).

По вопросу, составляющему предмет обсуждения в данной статье, представляет интерес точка зрения человека, далекого от юридической психологии и криминалистики. Известный деятель российской культуры Станиславский К. С. писал, что психологический контакт - это искусство оптимизации тактических отношений людей в процессе общения; это приспособление, это внутренние и внешние ухищрения, с помощью которых люди применяются друг к другу при общении (12, С. 281). На наш взгляд, такое понимание психологического контакта очень четко отражает сущность указанного феномена и вполне приемлемо для распространения на деятельность следователя.

Среди ученых-криминалистов и специалистов в области юридической психологии были высказаны мнения о неудачности самого термина «психологический контакт». Ратинов А. Р., Карнеева Л. М., Степичев С.С. утверждают, что лучше говорить не о контакте, а о правильном психологическом подходе к допрашиваемому, о понимании его мыслей, чувств и состояний в целях воздействия на его поведение. Однако даже эта группа ученых склонна разделять мысль о том, что многолетнее использование термина «психологический контакт» в отечественной криминалистике и юридической психологии позволяет применять его и в дальнейшем (13, С. 154).

Почему психологический контакт необходим? Можно ли побудить человека к даче правдивых показаний без психологического контакта? Конечно можно, говорят некоторые следователи. Перед лицом неопровержимых доказательств сам допрашиваемый становится более заинтересованным в установлении добрых отношений со следователем. А следователю они вроде и не к чему, дополнительная трата физических сил и нервной энергии. Все это правильно. Тем не менее, заслуживают внимания некоторые факты и аргументы, которые в связи с настоящим разговором невозможно обойти молчанием.

Исследователь Глазырин Ф.В. установил, что даже в тех случаях, когда обвиняемый приходит к выводу о необходимости дать правдивые показания, готов к этому, он зачастую все же старается скрыть те или иные детали, относящиеся к преступному событию (2, С.103). Если удастся установить с подследственным психологический контакт, больше шансов получить от него максимум правды. Следовательно, при прочих равных возможностях, психологический контакт следователя с обвиняемым – дело весьма полезное для установления истины по делу. Следователь должен стремиться к его достижению.

Психологический контакт необходим в работе со свидетелем. Иногда возникают ситуации, когда свидетелю легче сказать: «Не помню…», «Не видел…», чем выполнить возложенные на него законодателем обязательства «…говорить правду и ничего, кроме правды». В условиях отсутствия в стране надежной системы защиты свидетеля, следователь зачастую способен получить от свидетеля правдивые показания только лишь посредством личного обаяния, достижения отношений доверия и полного взаимопонимания с ним, т.е. при помощи психологического контакта.

Психологический контакт следователя с допрашиваемым на начальных этапах допроса. Как же следователю обеспечить психологический контакт с участником следственного действия? Зорин Г.А. обосновал 5 стадий формирования психологического контакта при осуществлении следственных действий (5, С.11-12). Данная система стадий в наибольшей степени соответствует тактике допроса. С минимальными преобразованиями она может использоваться при осуществлении других следственных действий. Рассмотрим данные стадии, оснастив их соответствующим психологическим содержанием.

Первая стадия формирования психологического контакта представляет собой диагностику психологических качеств допрашиваемого. Алгоритм деятельности следователя на данной стадии таков:

1.1. сбор и анализ информации о будущем участнике следственного действия, в том числе и о его психологических особенностях;

1.2 прогнозирование целей, которые будущий участник следственного действия будет пытаться реализовать, его позиций на допросе и при осуществлении иных следственных действий;

1.3 подготовка оптимальных тактических приемов, направленных на обеспечение психологического контакта и получение полной и правдивой информации.

Данную стадию целесообразно реализовывать в соответствии со схемой изучения личности, предложенной Чуфаровским Ю. В. (14, С. 201-203). В связи с достаточно глубоким освещением данного вопроса в научной литературе технологии этой стадии в настоящей лекции рассматриваться не будут.

Вторая стадия - вступление следователя в контактное взаимодействие с участником следственного действия. Алгоритм деятельности следователя на данной стадии:

2.1 создание у допрашиваемого хорошего впечатления о следователе во время первой встречи;

2.2 накопление у допрашиваемого первоначального согласия со следователем.

Каковы могут быть технологии обеспечения психологического контакта на этой стадии? Рассмотрим важнейшие из них.

Проведенные нами исследования показывают, что уединение следователя и допрашиваемого является принципиальным психологическим фактором успешного проведения допроса. Подозреваемому, обвиняемому, свидетелю, потерпевшему легче давать показания следователю, раскрыть свою душу, находясь с ним в комнате наедине. Поэтому для проведения допросов в следственном подразделении должны быть выделены отдельные тихие комнаты, по возможности, специально предназначенные только для этих целей. В указанных комнатах не должны работать посторонние лица.

Удалось подтвердить выводы американских ученых о том, что в идеале комната для допросов не должна напоминать участнику следственного действия, что он находится в милиции или в следственном изоляторе. Решетки на окнах должны быть выполнены в виде орнамента. Лучше вообще обойтись без окон. На стенах не должно быть картин и украшений, либо их рекомендуется размещать вне поля зрения допрашиваемого. Телефоны в комнате для допроса в период его осуществления по понятным причинам целесообразно отключить.

Общеизвестно, что в момент первой встречи отношения между людьми определяются больше эмоциями, чем разумом. Первое впечатление о следователе часто имеет решающую роль при избрании допрашиваемым определенной позиции на допросе. Если допрашиваемый оценил следователя негативно: «Он мне сразу не понравился...», то все последующее общение со следователем на сознательном и бессознательном уровне будет подчинено этой мысли. Ведь само процессуальное положение следователя по отношению к допрашиваемому подозреваемому или обвиняемому не может вызывать никаких симпатий.

Что необходимо сделать следователю для того, чтобы произвести на участника следственного действия первое положительное впечатление?

Опрос экспертов и наблюдения показывают, что допрос лучше проводить в гражданской одежде, дополнительно не напоминая подследственному, что он беседует с представителем правоохранительных органов. Одежда следователя должна быть консервативной и опрятной. Если погода не слишком жаркая, пиджак лучше не снимать. Такой стиль одежды вызывает больше уважения к следователю.

Следователь не должен забывать об элементарных нормах этикета при общении с допрашиваемыми. Ему не следует заставлять людей, вызванных на допрос к назначенному часу, ждать себя, всегда быть вежливым и деликатным, обращаться на «Вы», стараться не создавать людям лишних неудобств. К подозреваемому или обвиняемому следует обращаться прилично и с уважением, независимо от характера его преступления. Сказанное особенно справедливо в отношении женщин и представителей сексуальных меньшинств, которые проявляют повышенную чувствительность в сфере межличностных отношений.

Кроме того, для первой встречи необходимо продумать действия, которые могли бы вызвать положительные эмоции у допрашиваемого. В связи с этим можно проявить доброжелательность, выразить сожаление по поводу причиненного допросом беспокойства, поинтересоваться состоянием здоровья допрашиваемого, если, конечно, он действительно болел, а не уклонялся от явки к следователю под предлогом недуга.

Следователь должен отказаться от курения, если допрашиваемый не курит. Если допрашиваемый курит, то, собираясь закурить, следователю желательно предложить сделать это и допрашиваемому. В ряде случаев (например, конфликтное поведение подследственного) имеет смысл настоять на том, чтобы допрашиваемый отложил курение до конца допроса.

Следователю целесообразно после приветствия допрашиваемого сесть не в свое «следственное кресло», а занять место за приставным столиком, пригласив допрашиваемого сесть напротив. Физическое приближение создает и психологическую близость. Наличие дистанции и препятствий в виде мебели создают психологический барьер.

Представляется, что расстояние между собеседниками должно быть 120- 140 см, что позволит следователю использовать стереотип общения, характерный для знакомых людей (7, С.25-26). При этом следователь не будет подчеркивать своего служебного положения, а напротив, как бы поставит себя на один уровень с допрашиваемым.

Правильное определение расстояния между следователем и допрашиваемым способствует установление доверительных отношений уже на первых этапах общения. Если потребности установления психологического контакта требуют, чтобы следователь находился как можно ближе к допрашиваемому, то от следователя не должно сильно пахнуть парфюмерией и у него не должно дурно пахнуть изо рта.

Важно определить такое место допрашиваемому, чтобы невербальные проявления его тела были хорошо видны. Для этого рекомендуется использовать жесткий стул без подлокотников и яркое освещение комнаты для допроса.

Стремясь к обеспечению психологического контакта с допрашиваемым, следователь не должен впадать в крайность. Не стоит предоставлять допрашиваемому психологические преимущества по сравнению со следователем. К примеру, усаживать его на места, психологически выигрышные: следователь занимает место спиной к двери, а допрашиваемый – спиной к стене и т.п.

Располагаясь от допрашиваемого на оптимальном для общении расстоянии, можно провести весь допрос, а протокол можно составить на своем обычном месте. Если же допрашиваемый демонстративно не желает общаться в контактных условиях, имеет смысл пересесть в свое рабочее кресло, подчеркнув тем самым предельно официальный характер отношений с ним.

Большое значение для формирования контакта имеет правильный выбор темы разговора, предшествующего допросу. Общеизвестно, что для того, чтобы расположить к себе человека следует говорить о том, что ему интересно, отвечает его актуализированным потребностям.

Однако в наших исследованиях, когда следователи начинали говорить с допрашиваемыми «за жизнь» или искусственно пытались заводить разговоры о погоде, хобби, это вызывало к следователю антипатию. Психологического контакта не получалось. Объяснение, почему дежурный прием, описанный почти во всех детективных романах, не проходил, было только одно. Допрашиваемый не должен был чувствовать, что его специально выводят на заранее запланированную тему разговора.

Установление психологического контакта с допрашиваемым – дело очень тонкое и деликатное. Можно сказать, филигранной работы требует. Выход на любимую тему допрашиваемого должен быть естественным, а лучше всего, если осуществлен по инициативе самого допрашиваемого.

Как это сделать? Вот один из возможных вариантов. В поле зрения допрашиваемого, советует Зорин Г. А., необходимо включить какие-либо предметы, связанные с его интересами и вызывающие положительный эмоциональный отклик (5, С.23). Наличие в кабинете следователя книг, журналов, удочек, запчастей к автомобилю и т.п., связанных с интересами допрашиваемого, может стать хорошим поводом, провоцирующим допрашиваемого на активное общение.

Особого внимания заслуживает проблема установления психологического контакта с малолетним свидетелем и потерпевшим. Для проведения допроса ребенка должны быть созданы все условия. В комнате, избранной для осуществления допроса малолетнего, следует устранить все отвлекающие предметы.

Рекомендуется позволить ребенку самому выбрать того, кто с ним будет разговаривать или его пол, если имеется такая возможность. Целесообразно располагать следователя и ребенка на одном уровне: рядом на стульях или на полу.

Эффективность допроса детей во многом зависит от умения следователя учитывать и правильно использовать их психологиче­ские особенности. Многим детям дошкольного возраста и некоторым младшим школьникам, чтобы освоиться на новом месте, в незнакомом поме­щении, требуется осмотреться и даже потрогать находящиеся там предметы, походить по комнате. Нет смысла сразу усаживать ре­бенка на стул и допрашивать. Он должен чувствовать, что в любой момент может подойти к заинтересовавшим его предметам, изменить позу, взять то, что привлекло его внимание.

В разговоре с детьми взрослые часто допускают неестественные интонации, злоупотребляют уменьшительной формой слов, на­ивно полагая, что от этого дети их лучше понимают и проникаются к ним доверием. Не нужно забывать, что дети, как правило, чувствительны к фальши и не испытывают уважения к людям, слиш­ком откровенно старающимся понравиться им. Лучшее средство расположить к себе ребенка - сохранять естественность поведе­ния и серьезно отнестись к тому, что интересует или волнует ребенка.

Общение с застенчивыми, трудно вступающими в контакт детьми не следует начинать с прямого обращения к ним. Ребенку необходимо время, чтобы освоиться с новой для него обстановкой, присутствием незнакомых людей. Поэтому разговор лучше начинать не с ребенком, а о ребенке с сопровождающим его лицом или с пе­дагогом, постепенно вовлекая в разговор ребенка, для того чтобы он как бы уточнял то, что говорится о нем.

В отдельных случаях, когда контакт с ребенком не налаживается, можно прибегнуть к следующему приему, основанному на многочисленных наблюдениях психологов и педагогов. Дети часто заинтересовываются людьми, не обращающими на них внимания, и, привыкнув к их присутствию, сами начинают пытаться вступить с ними в общение. В подобных случаях следователь может занять выжидательную позицию, сделать вид, что занимается своими де­лами, не имеющими к ребенку никакого отношения, в то время как с ребенком разговаривает педагог или сопровождающее лицо.

Стараясь успокоить ребенка, помочь ему преодолеть страх, смущение, напряженность, не следует впадать в другую крайность: ребенок не должен относиться к происходящему слишком легко.

Завершая анализ второй стадии, необходимо заметить, что в ходе ее реализации следователь осуществляет корректировку своего представления о психологических особенностях допрашиваемого на основании личного восприятия участника следственного действия. Это позволит ему продолжить развитие контактных отношений с допрашиваемым на более глубоком уровне.

Третья стадия - формирование у допрашиваемого ситуативной установки на контактное взаимодействие. Каковы главные направления деятельности следователя на данной стадии?

3.1 углубление знаний об участнике следственного действия путем постановки дополнительных вопросов, характеризующих его личность.

3.2 передача следователем участнику следственного действия некоторых сведений о себе, об отношении к его положительным качествам.

Рассмотрим некоторые технологии, которые могут быть применены при реализации данной стадии.

Следователь может углубить контактные отношения с допрашиваемым, обсуждая следующие вопросы. Фиксируя дату рождения, советует Г.А. Зорин (6, С.224-225), можно поинтересоваться, как проходило детство допрашиваемого, можно попросить рассказать о его родителях, братьях, сестрах. Заполняя графу о месте рождения, можно проявить некоторые знания об этих местах, положительно отозваться о них.

При фиксации сведений об образовании целесообразно уточнить, где и когда учился допрашиваемый, какое впечатление сохранил об учебном заведении, о преподавателях и т.п. Можно углубить вопрос о профессии допрашиваемого, о ее достоинствах и недостатках. На этой теме лучше всего формируются контактные отношения.

Особого внимания заслуживают сведения о наградах допрашиваемого, о его службе в армии и вообще о положительных качествах человека и членов его семьи. Беседа на данную тему практически всегда вызывает положительную реакцию допрашиваемого и является платформой для формирования психологического контакта.

Если допрашиваемый разговорился о своем детстве или ином периоде жизни, о своих достоинствах и т.п. не стоит его прерывать. Это может повредить всему последующему ходу допроса, не говоря уже о психологическом контакте. Следователь должен терпеливо и участливо слушать допрашиваемого. Потерянное время окупится в дальнейшем, когда не придется затрачивать время и силы, чтобы преодолеть негативную позицию конфликтующего со следователем допрашиваемого.

При заполнении данных о судимости нецелесообразно задавать дополнительные вопросы. Эти сведения можно получить из копий приговоров и личного дела заключенного, если допрашиваемый был ранее судим и отбывал наказание в виде лишения свободы.

Предупреждая добросовестного свидетеля или потерпевшего об ответственности за дачу заведомо ложных показаний необходимо проявить деликатность и такт. У граждан с положительной репутацией не должно возникнуть впечатление о том, что следователь изначально считает их людьми, способными лгать. Это может навсегда нарушить складывающиеся контактные отношения.

На третьей стадии формирования психологического контакта следователь сообщает допрашиваемому некоторые сведения о себе. А именно: что он ровесник допрашиваемого, что он его земляк, что он тоже отец и т.д. Следователь должен передать допрашиваемому такую информацию о себе, которая бы способствовала продолжению работы в бесконфликтных условиях.

Следователю необходимо успокоить свидетеля, пояснив, что данный допрос является определенной формальностью, что по делу проходят и иные свидетели, которые уже были допрошены или которых предстоит допросить.

Следователю рекомендуется отметить, что он верить в невиновность подозреваемого или обвиняемого. При этом он может подчеркнуть, что в деле имеется ряд обстоятельств, которые свидетельствуют об обратном и вынуждают следователя задать допрашиваемому ряд вопросов. После такого вступления есть основания надеяться, что допрашиваемый не откажется от дачи показаний и выскажет свои суждения по поводу предъявленных доказательств. Затем в корректной форме, не нарушая складывающихся контактных отношений, можно задавать вопросы в соответствии с подготовленным планом.

На третий стадии, по мнению Зорина Г.А. (5, С. 26), следователь должен убедить допрашиваемого в следующей мысли: «Следователь - приятный и культурный человек. Он не причинит мне лишних неприятностей. Он понимает мое состояние и уважает меня».

Психологический контакт следователя с допрашиваемым в основной и заключительной части допроса. Четвертая стадия : контактное взаимодействие на стадии свободного рассказа допрашиваемого. Алгоритм деятельности следователя на данной стадии:

4.1 мотивация контактных отношений у участника следственного действия в ходе свободного рассказа;

4.2 продолжение изучения личности участника следственного действия в целях углубления психологического контакта с ним.

Данная стадия общения может начинаться вопросом следователя, например: «Расскажите, что произошло 20 сентября 2003 года между 15 и 16 часами…». Вопрос должен носить общий характер. Не желательно, чтобы он содержал какую-либо психотравмирующую для допрашиваемого информацию. Не допустимо, чтобы данный вопрос имел грубую форму. Например: «Расскажи, как ты изнасиловал и убил малолетнюю К.?»

Допрашиваемый и сам хорошо понимает, кем он является в глазах следователя. Но поскольку что-то человеческое все-таки остается даже в самом отпетом преступнике, ему неприятно, когда следователь преждевременно называет его насильником, убийцей и т.п. Игнорирование следователем этого факта может разрушить складывающиеся контактные отношения. Кроме того, подозреваемый или обвиняемый может предоставить доказательства своей невиновности, которые на первом этапе расследования следователь будет не в состоянии опровергнуть.

Когда допрашиваемый излагает показания в форме свободного рассказа, следователь должен быть активным слушателем, всем своим видом проявляя внимание и заинтересованность. Прерывать допрашиваемого допустимо лишь в исключительных случаях. В тоже время следователю необходимо углублять свои знания о личностных качествах допрашиваемого, внимательно наблюдая его во время монолога.

Недопустимо высказывать критические замечания о формах поведения потерпевшего или свидетеля до и (или) в момент совершения преступления. Это нарушит контактные отношения.

Пятая стадия - рефлексное управление контактным взаимодействием при постановке вопросов допрашиваемому и при завершении допроса. Алгоритм деятельности следователя на этой стадии:

5.1 оптимизация психологического контакта при постановке серии вопросов, направленных на получение полных и правдивых показаний.

5.2 одобрение следователем позиции, занятой контактным участником следственного действия при чтении и подписании протокола.

5.3 укрепление контактных отношений в последующих следственных действиях с участием данного лица.

После свободного рассказа допрашиваемого ему надо задавать серию вопросов, на которые он заведомо ответит утвердительно. Следователь при этом может подчеркнуть, что он рад тому, что мнение допрашиваемого и его собственное по большинству вопросов совпадают, а разногласия носят лишь частный характер. После этого можно перейти к вопросам, которые действительно могут вызвать разногласия. Такой прием позволяет сохранить контактные отношения. Дело в том, что после серии «Да», человеку труднее сказать «Нет», чем после произнесения многократного отрицания.

Следователь должен быть готовым общаться на языке, который понятен участнику следственного действия с учетом пола, возраста, социальной принадлежности, образования и процессуального положения допрашиваемого.

Допрашиваемый дал правдивые показания по ряду эпизодов. Желательно, чтобы следователь его похвалил. Затем следователь может задать вопрос, который вызовет у допрашиваемого положительные эмоции. Потом следователь может снова задать вопрос для выяснения обстоятельств преступления. После этого - опять нейтрализовать негативную реакцию.

Как делать вести протокол допроса? Психологи не рекомендуют держать на столе ручку и бумагу во время допроса. Записывая немедленно слова допрашиваемого, следователь тем самым напоминает ему об официальном характера его показаний. Записи надо отложить на более позднюю стадию допроса. Если необходимо зафиксировать для памяти какую-либо информацию, следователь должен сделать пометку и сразу убрать ручку и блокнот.

Следователь не должен создавать впечатления у подозреваемого или обвиняемого о том, что он стремитесь добиться его признания и изобличения. Следователю лучше предстать в роли человека, который хочет установить правду. Искренность позиции следователя в данном вопросе – надежная основа психологического контакта с допрашиваемым.

Теперь о словах выражениях. Проведенные нами исследования показывают, что в целях реализации психологического контакта следователю предпочтительнее избегать такие слова и выражения: «убил», «украл», «признавайтесь в совершении преступления» и т.п. С психологической точки зрения более приемлемо использовать нейтральную терминологию: «выстрелил», «взял», «скажите правду». Не говорите допрашиваемому: «Вы солгали мне». Лучше выразитесь так: «Вы не сказали мне всей правды».

Изобличив допрашиваемого во лжи, следователь не должен его бранить. Лучше скрыть негодование или удивление, сделав вид, что он и раньше знал, что данный участник процесса говорит неправду.

Если допрашиваемый демонстрирует стойкую установку на дачу ложных показаний, то следователь может избрать два пути сохранения психологического контакта:

а) следователь допускает ложное алиби допрашиваемого, хотя располагает вескими доказательствами его виновности, и ждет, когда допрашиваемый запутается в собственной лжи;

б) следователь корректно пресекает ложь допрашиваемого; при этом первый убеждает второго в том, что без правдивых показаний не будет установлены все смягчающие обстоятельства, учет следствием и судом которых выгодны допрашиваемому.

Если подозреваемый или обвиняемый относится к национальным меньшинствам, следователь не должен говорить ему, что его преступная деятельность является результатом его национальной принадлежности. Напротив, необходимо привести в пример какую-либо выдающуюся личность – представителя данной национальности и предложить допрашиваемому следовать примеру ее честности и мужества во взаимодействии с представителями власти и в выполнении гражданского долга.

Психологическому контакту с допрашиваемым способствует оказание ему психологической помощи. Например, следователь дает потерпевшему выговориться, выплакаться иногда в ущерб собственному времени. В данной ситуации следователь осуществляет психотерапевтическое мероприятие по снятию у допрашиваемого психического напряжения. Человеку становится легче, и он проникается доверием и уважением к следователю.

При реализации психологического контакта с допрашиваемым иногда используют музыкальные произведения. Это может быть любимая мелодия подследственного или же произведение, вызывающее по ассоциации воспоминания о различных событиях. Звучание должно быть ненавязчивым, а воздействием косвенным, опосредованным.

При окончании допроса целесообразно стабилизировать контактные отношения, используя любые средства, о которых шла речь: вернуться к информации, вызывающей позитивное отношение допрашиваемого, напомнить о его заслугах, сообщить сведения о семье, успехах детей в школе и т.п., поблагодарить за сотрудничество.

ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ :

1. Составьте сравнительную таблицу «Психологический контакт в следственной работе: точки зрения ученых».

2. Пользуясь схемой изучения личности, предложенной Чуфаровским Ю. В. (14, С. 201-203), составьте план изучения личности допрашиваемого в целях осуществления психологического контакта с ним.

3. Каковы психологические приемы следователя на второй стадии обеспечения психологического контакта с допрашиваемым?

4. Каковы психологические приемы следователя на третьей стадии обеспечения психологического контакта с допрашиваемым?

5. Каковы психологические приемы следователя на четвертой стадии обеспечения психологического контакта с допрашиваемым?

6. Каковы психологические приемы следователя на пятой стадии обеспечения психологического контакта с допрашиваемым?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Васильев В. Л. Юридическая психология: Учебник для студентов вузов. - СПб.: Питер, 1997. – 656с.

  1. Глазырин Ф.В. Изучение личности обвиняемого и тактика следственных действий. – Свердловск, 1983.
  2. Глазырин Ф.В. Психология следственных действий. – Волгоград, 1983.
  3. Дулов А.В. Судебная психология: Учебное пособие. – Минск: Вышэйшая школа, 1973.
  4. Зорин Г.А. Криминалистическая эвристика: Учебное пособие. - Т.2. – Гродно: Гродненский госуниверситет, 1994. – 221 с.
  5. Зорин Г.А. Руководство по тактике допроса: Учебно-практическое пособие. – М.: Юрлитинформ, 2001. – 320с.

7. Пиз А. Язык жестов. - Воронеж: Модэк, 1992.- 218 с.

  1. Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном процессе. – Минск, 1973.
  2. Порубов Н.И. Научные основы допроса на предварительном следствии. – Минск, 1978.
  3. Прикладная юридическая психология: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. – М.: Юнити – Дана, 2001. – 639 с.
  4. 12 ..

ФОТО Getty Images

1. Психология

Для кого? Для всех интересующиеся психологией.

2. a.psychology

Чем интересна? Хорошо переведенными статьями по психологии из научных журналов. Группа обновляется почти каждый день, поэтому можно найти там новости, которые не попадают к нам в журнал.

Для кого? Для всех, кто хочет быть в курсе последних новостей и исследований из мира психологии.

3. Starts&Flops

Чем интересна? Статьями, переводами из иностранных источников и видеороликами на тему мотивации, самоорганизации и достижения результатов. Отдельный плюс: отличное оформление материалов (с выделением заголовков, активными ссылками на источники, картинками), легкий стиль изложения.

Для кого? Для тех, кто интересуется темами продуктивности, самоорганизации и успешности. А также тех, кто начинает свои первые шаги в бизнесе или ищет работу мечты.

4. Все как у зверей

Чем интересна? Биолог и видеоблогер Евгения Тимонова нашла оригинальный способ подчеркнуть нашу близость с другими представителями животного мира. Она находит у обезьян, львов и насекомых следы типично «человеческого» поведения – например, прокрастинацию, гомосексуализм и проституцию. А ее ролик «Звериный оскал патриотизма» (догадайтесь, о чем он) поставил рекорд – его посмотрело больше миллиона человек.

Для кого? Для всех, кто интересуется поведением животных и хочет при случае блеснуть неожиданными знаниями о том, как икота связана с жабрами головастика, а поцелуй – с кормлением детенышей.

5. Obraz

Чем интересна? Инструкциями, помогающими мыслить ясно и последовательно, изложенными в виде красиво оформленной инфографики. Обновляется нечасто, но зато материалы, собранные в группе (и на сайте), можно распечатать и повесить на видное место – рядом с компьютером или телевизором. Последний вариант особенно удобен при просмотре новостей: можно сразу сверяться со списком логических ошибок и уловок.

Для кого? Для всех, кто хочет развить чувствительность к обману и заострить мышление.

6. Нейробиология

Чем интересна? Публикациями о работе мозга и ее нарушениях, подборками книг и статей по нейробиологии, а также записями лекций известных исследователей. Стиль изложения сложный, рассчитанный на искушенных читателей.

Для кого? Для психологов, нейробиологов и всех, кто интересуется тем, как работает мозг.

7. Praxis

Чем интересна? Praxis – это площадка для общения и обмена знаниями между психологами, организованная студентами психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В группе публикуется информация о лекциях, семинарах и мастер-классах, выкладываются видео- и аудиозаписи. Кроме того, по хэштегу #praxis_психолог_говорит можно найти комментарии психологов к текущим событиям.

Для кого? Для студентов-психологов и всех, кто интересуется академической психологией.

8. Дайджест психологических исследований

Чем интересна? В группе регулярно публикуется анализ последних (и самых интересных с точки зрения редактора) экспериментов и исследований в области психологии. Группу ведет Андрей Ловаков, психолог и преподаватель Высшей школы экономики.

Для кого? Студенты-психологи, профессионалы и все желающие поглубже разобраться в том, чем сегодня занимаются психологи-исследователи.

9. Yo!Brain

Чем интересна? В группе публикуются свежие новости об устройстве человеческой психики, а также статьи об интересных фактах, связанных с нашим мозгом и сознанием. В 2013 году группа стала победителем конкурса научных блогов за статью «Иллюзия резиновой руки, или как мы воспринимаем искусственные части тела». Одна из удобных особенностей группы: в ней часто публикуются перепосты новостей дружественных психологических сообществ – Praxis, Дайджеста психологических исследований и других.

Для кого? Для всех, кто хочет следить за актуальными психологическими новостями, не подписываясь на много разных рассылок.

10. Детская психология и психология родительства

Чем интересна? В группе можно найти огромное количество материалов о воспитании ребенка, детской и семейной психологии, найти хорошего специалиста, попросить совета. В меню группы есть удобный рубрикатор и список статей.

Для кого? Для всех, кто воспитывает ребенка или только собирается его завести, а также для детских и семейных психологов.


Психологический контакт - это процесс установления, развития и поддержания взаимного тяготения общающихся. Успешность установления и развития психологического контакта во многом обусловлена гармоний человеческих отношений, развитием психологических связей между общающимися. Если люди проникаются интересом или доверием друг к другу, можно говорить, что между ними установился психологический контакт.
Развитие контакта между людьми в психологическом плане проходит три стадии: 1) взаимное оценивание; 2) взаимная заинтересованность; 3) обособление в диаду. Прослеживается это очень хорошо на каком-нибудь вечере, коллективном выходе в театр и т. п.
При оценивании имеет место внешнее восприятие друг друга и формирование первого впечатления. Встретившись друг с другом, люди подсознательно прогнозируют исход контакта. Результатом взаимного оценивания является вступление в общение либо отказ от него. Далее участники общения делают осторожные шаги к сближению. Возникает заинтересованность друг другом, сокращается обмен информацией с другими лицами. Все это ведет к выбору общей тематики для бесед и в конечном счете к обособлению. Важными показателями этой стадии являются частый обмен взглядами, улыбками, сокращение дистанции между партнерами.
Для успешно установления и развития контакта юристу-практику целесообразно подготовить план, в котором отражались бы личностные особенности заинтересованного объекта. Формирование у него интереса к контакту осуществляется путем обеспечения заинтересованности объекта в личности работника юридического труда и общении с ним.
На пути установления и развития психологических контактов между людьми возникают психологические барьеры. В зависимости от особенностей личности эти барьеры могут выступать в виде равнодушия, недоверия, вражды, несовместимости и пресыщения.
Мы уже отметили, что процесс общения начинается со знакомства, которое обеспечивается тщательным планированием этого процесса. От результатов взаимовосприятия зависит, быть или не быть совместной деятельности, а если быть, то насколько успешной и продолжительной*.

Большое значение имеет выбор предлога для знакомства. Практика юридической работы показывает, что прямое "заговаривание" вызывает у людей состояние психологического дискомфорта и накладывает от­рицательный оттенок на первое впечатление. Поэтому если предлог знакомства оказывается естественным и объяснимым, то общение налаживается и развивается довольно легко. Если же предлог непонятен и не соответствует обстановке, то развитие контакта затрудняется и его перспектива остается далеко не ясной. Предлог должен не только оправдывать обращение к человеку, но и дать возможность продолжить разговор. Особенно важными здесь являются находчивость, остроумие, оригинальность юриста, благодаря которым объект естественно и незаметно втягивается в беседу.
Первое впечатление о работнике юридического труда играет большую роль в установлении и развитии контакта с заинтересованным человеком. Поэтому юристу нужно научиться создавать о себе благоприятное впечатление.
Исследования показывают, что первое впечатление складывается на основе восприятия: 1) внешнего вида человека; 2) его экспрессивных реакций (мимики, жестов, походки и т. д.); 3) голоса и речи*.
_____________________________________________________________________________
*См. подробнее: Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.

Особенность познания юристом-практиком человека в ходе общения заключается в том, что воспринимающий субъект стремится понять не только обусловленность внешних признаков партнера, но также его намерения, планы, его субъективный мир. Можно утверждать, что и сам процесс формирования первого впечатления логически распадается на несколько этапов. Первый - это восприятие объективных характеристик. Здесь партнер по предстоящему общению воспринимается скорее как физический индивид с внешнее понятными особенностями (пол, рост, мимика, одежда, походка, ролевые признаки и т. д.). Это - качества, как бы говорящие сами за себя. В этой связи их и называют невербальными компонентами общения. Психолог В.А. Лабунская выделяет по меньшей мере 15 функций невербального поведения (создание образа партнера, маскировка нежелательных черт и т. д.)*.
_____________________________________________________________________________
*См.: Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов, 1986.

Второй этап - это восприятие эмоциональных и поведенческих проявлений, общего психического состояния партнера по общению.
Третий этап - это синтез наших рациональных умозаключений, эмоциональных впечатлений, увязки прошлого опыта и наших собственных намерений по отношению к партнеру и создание так называемого динамического образа, который включает оценочные представления о другом как обладателе социально-ролевых и индивидуально-личностных черт, делающих его пригодным или непригодным для общения в данных условиях*.
________________________________________________________________________
*Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение в нашей жизни, С. 50-51.

В процессе общения между людьми возникает симпатия или антипатия, которые складываются обычно на подсознательном уровне. Развитие контакта продолжается, естественно, только при наличии положительного отношения друг к другу, то есть когда имеет место взаимная симпатия. Вполне понятно, что для развития контакта работнику юридического труда необходимо вызвать к себе чувство симпатии со стороны заинтересованного лица. Симпатия его к работнику юридического труда будет иметь место в том случае, если заинтересованный человек предвосхищает приятное при сносных усилиях. Другими словами, симпатия возникает тогда, когда "выигрыш" превышает "цену".
Психологические наблюдения показывают, что люди со сходными ценностными ориентациями имеют тенденцию сближаться, они вызывают симпатии друг у друга. Особенно важны для многих людей личностные ценности: отношение к добру и злу, общечеловеческим нормам морали, обогащению, познанию и т. д. Большую значимость также имеют социальные ценности и установки, регулирующие жизнь большинства людей. Человек ищет сближения с теми, кто его поддерживает. Чтобы возбудить симпатию к себе, нужно иногда искусно играть роль единомышленника. Люди тяготеют к тому, кто рассматривает их как личность, наделенную определенными положительными качествами. Одним из проявлений заботы является стремление понять внутренние переживания интересующего нас человека. Доказано, что, когда один человек искренне хочет понять другого, последний как бы допускает этого человека в мир своих переживаний, симпатизирует ему.
Работник юридического труда должен учитывать, что наибольший интерес к своей личности, а также к общению он может вызвать в процессе самой беседы. Даже в том случае, если объект будет первоначально испытывать к юристу определенное чувство неприязни, беседа может исправить положение.
Следует учитывать, что общий разговор будет поддержан далеко не каждым собеседником. Неуместная тема разговора также чревата своими последствиями: она создает неловкость между общающимися и порождает барьер несовместимости.
Планируя построение проблемной ситуации в беседе, надо принимать во внимание характерологические особенности объекта, его эрудицию, социально-психологические данные. Основное внимание надо обратить и на асоциальную роль объекта в обществе.
Работник юридического труда должен показать своему объекту, что он внимательно его слушает: периодически смотреть говорящему в глаза, кивать головой и делать соответствующие жесты, как бы подкрепляя слова и выводы объекта.
Теперь, оставив «манипулятивную» сторону воздействия, обратимся к качествам личности и тем приемам, которые реально необходимы.
В одной из своих книг «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» Д. Карнеги описывает шесть способов понравиться людям*:
_______________________________________________________________________
*Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. Пер. с англ. М., 1989, с. 28.

1. В разговоре всегда проявляйте искренний интерес к собеседнику.
2. Чаще улыбайтесь. «Человек, не имеющий улыбки на лице, не должен открывать своей лавки», - гласит древнекитайская пословица.
3. В разговоре с человеком чаще употребляйте его имя. Если вы сразу запомните имя человека и будете называть его без затруднения, это будет для него приятным моментом. Но если вы забудете имя или неправильно произнесете его, то себя поставите в неудобное положение.
4. Заводите разговор на тему, которая интересует вашего собеседника.
5. Старайтесь дать человеку его превосходство над собой и делайте это искренне. При этом всегда помните одно из основных правил общения: "Делайте для других то, что вам хотелось бы, чтобы другие делали для вас".
6. Умейте внимательно слушать и побуждать собеседника рассказывать о себе. Умение слушать собеседника - это искусство. Овладеть этим искусством должен всякий, кто хочет добиться успеха в общении с людьми».
Следует отметить, что по манере слушания собеседника люди делятся на три группы: внимательные слушатели, пассивные слушатели и агрессивные слушатели. Внимательные слушатели создают благоприятную атмосферу беседы, стимулируют говорящего к активности. Пассивные - вызывают у говорящего апатию и тем самым гасят его речевую активность. Агрессивные слушатели вызывают у говорящего негативные эмоции.
Нередко многие неурядицы, связанные с межличностными конфликтами, возникают из-за того, что мы не умеем слушать. Иногда слушающий может быть искренне заинтересован в том, что говорит собеседник, однако в силу своих индивидуально-психологических особенностей плохо сигнализирует ему об этом. Дело заключается в том, что в таких случаях вслушиваются только в слова собеседника, а самого говорящего выпускают из поля зрения. Говорящий, не чувствуя на себе взгляда слушателя, начинает нервничать и искать повод прервать разговор и удалиться.
Схема слушания должна строиться по принципу обратной связи: объект произносит слова, направленные к субъекту, который слушает, сосредотачивая свое внимание на собеседнике и на его словах и стараясь уловить основную идею высказывания.
Если вам предстоит деловое общение, то первое и основное правило заключается в том, что надо производить впечатление делового человека т. е. чтобы таковым вас воспринимали (это компетентность, демо­кратизм, расположенность к человеку, последовательность и т. д.). На это и надо себя настраивать. В дружеском общении важны открытость, отзывчивость, разделение ценностей, сочувствие, способность дать вовремя совет и оказать поддержку.
А как быть, если предстоит заведомо неприятный разговор, часто встречающийся у работников юридического труда? Здесь такие качества, как открытость и искренность, могут быть восприняты (с иной позиции партнера) как проявление слабости и капитуляция. В этом случае на вас будет оказываться прямое давление, чтобы вы уступили или подчинились. Здесь наиболее важное качество - уметь показать при всем раз­личии позиций и расхождении точек зрения готовность понять собеседника и обсудить его аргументы, продемонстрировать непредвзятость. Худший способ спора - это демонстрировать силу собственного «Я»*.
_____________________________________________________________________________
*См.: Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение в нашей жизни. М., 1992, с. 48.

Познание человека и понимание его - длительный процесс, который протекает и в ходе начавшегося общения и не завершается, когда общение закончилось.

Психология взаимоотношений на допросе

Допрос — это регламентированная законом специфическая форма общения, которая может протекать в форме сотрудничества либо противоборства и психологической борьбы.

Общение на допросе проявляется во взаимодействии, в котором помимо допрашиваемого могут участвовать и иные лица (защитник, эксперт, специалист, переводчик, педагог и др.). При этом, как и при любой иной форме общения, происходят обмен информацией, взаимовлияние, взаимооценка, формирование нравственных позиций, убеждений. Однако ведущая роль в этом взаимодействии принадлежит лицу, производящему допрос. Следователь в точном соответствии с уголовно-процессуальным законом определяет порядок проведения следственного действия, корректирует действия других лиц и степень их участия, обеспечивает наиболее эффективную форму получения информации от допрашиваемого лица. Причем, стремясь к получению от допрашиваемого как можно более полных показаний, следователь из тактических соображений до поры до времени скрывает свою осведомленность и сообщает лишь ту информацию, которую считает целесообразным использовать на данном этапе допроса.

Психологический контакт

Особое значение в обеспечении успешности допроса имеет его коммуникативная сторона, т. е. общая благоприятная для общения психологическая атмосфера следственного действия, наличие психологического контакта. Психологический контакт — это такой уровень взаимоотношений на допросе, при котором участвующие в нем лица готовы (могут и желают) воспринимать исходящую друг от друга информацию. Установление психологического контакта — это создание благоприятной психологической атмосферы следственного действия, при которой допрашиваемый внутренне, психологически настроен участвовать в диалоге, слушать допрашивающего, воспринимать его доводы, аргументы и предъявляемые доказательства даже в условиях конфликтной ситуации, когда намерен скрыть правду, дать ложные показания, помешать следователю установить истину. Психологическому контакту благоприятствуют коммуникабельность следователя, т. с. его способность располагать к себе людей, умение с учетом индивидуальных особенностей допрашиваемого (возраста, характера, интересов, психического состояния, отношения к делу и проч.) находить верный тон в общении, пробуждать заинтересованность к даче правдивых показаний. При установлении психологического контакта большое значение имеют доброжелательность, корректность следователя, его объективность, непредвзятость, готовность внимательно выслушать допрашиваемого, умение снять напряжение в общении.

Психическое воздействие применяется в ситуации противоборства, психологической борьбы, когда допрашиваемый умалчивает, скрывает известные ему обстоятельства, дает ложные показания, противодействует расследованию. Суть психического воздействия — в использовании приемов, обеспечивающих наиболее эффективную форму сообщения доказательственного материала и направленных на изменение хода психических процессов, субъективной позиции допрашиваемого, убеждение его в необходимости дать правдивые показания, помочь следствию в установлении истины.

Психическое воздействие осуществляется в рамках, очерченных уголовно-процессуальным законом. По общему правилу нельзя домогаться показаний путем насилия, угроз, шантажа и иных незаконных действий (ч. 4 ст. 164 УПК РФ и ст. 302 УК РФ). Недопустимы приемы, основанные на обмане, сообщении ложных сведений, использовании низменных побуждений допрашиваемого. Особое значение в процессе допроса приобретает метод убеждения. Его сущность заключается в воздействии на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Предварительный отбор, логическое упорядочение имеющихся фактов и доводов, предъявление их в эффективной эмоциональной форме и тактически обусловленной последовательности — все это, по существу, и предопределяет успешность психического воздействия.

При осуществлении психического воздействия следователь неизбежно использует рефлексию, рефлексивные рассуждения, в которых с учетом интеллектуальных, эмоциональных, волевых качеств, психических свойств и состояний допрашиваемого предвосхищает ход его мыслительных процессов, конечных выводов и принимаемых решений в связи с предстоящим допросом и теми доказательствами, которые, по мнению допрашиваемого, могут быть использованы следователем. Имитируя, воспроизводя рассуждения допрашиваемого, его выводы и возможную линию поведения на допросе, следователь избирает наиболее эффективные способы оперирования имеющейся информацией и доказательствами. Передача допрашиваемому фактических оснований для принятия решения, способствующего раскрытию преступления, называется рефлексивным управлением.

Тактические приемы, опирающиеся на психическое воздействие, должны отвечать требованию избирательности. Необходимо, чтобы они оказывали соответствующее воздействие только в отношении лица, скрывающего правду, препятствующего установлению истины, и были нейтральны в отношении незаинтересованных лиц.

Процесс формирования показаний. Сообщаемые допрашиваемым сведения анализируются не только по окончании допроса, но и в ходе его проведения. При этом в них выделяются внутренние противоречия, различные несоответствия прежним показаниям допрашиваемого лица и другим доказательствам, собранным по делу. Разумеется, встречающиеся в показаниях пробелы, неточности, противоречия еще не свидетельствуют о ложности сообщаемых сведений. Различные искажения в показаниях возможны и у вполне добросовестных лиц в силу действия разнообразных психологических закономерностей, определяющих содержание будущих показаний от момента восприятия того или иного события до момента передачи информации о нем на допросе и фиксации ее в установленной законом форме.

Получение и накопление информации. Психологический процесс формирования сведений, передаваемых в показаниях, начинается с ощущений, которые, отражая отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира, участвуют в своем совокупном действии в создании целостного образа вещей и событий. Подобное целостное отражение, именуемое восприятием, не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания. Восприятие характеризуется прежде всего осмысленностью, теснейшей связью с мышлением, пониманием сущности предметов и явлений. Все это обеспечивает глубину, точность запечатлеваемых образов и предостерегает от многих ошибок, оптических, слуховых и других иллюзий и искажений, свойственных органам чувств. И хотя органы чувств сами по себе способны реагировать на внешние раздражения лишь в определенных пределах (человек видит на ограниченном расстоянии и при определенных условиях освещения, слышит в ограниченном диапазоне звуковых частот, различает не все цвета спектра, улавливает не всю гамму запахов), однако тренированность органов чувств, их взаимодействие расширяют границы чувствительности.

Например, педагоги, тренеры, спортсмены и другие лица, чья деятельность связана с постоянной необходимостью точного отсчета времени, опережают других в более правильном определении времени. Шоферы и автоинспекторы, как правило, с большой точностью могут судить о скорости движения транспортных средств, а лица, чья деятельность связана с изготовлением красок или процессом крашения, могут различать такие цветовые оттенки, которые остаются далеко за пределами возможностей восприятия лиц других профессий.

При проведении допроса следует учитывать объективные и субъективные факторы, которые затрудняют получение полной и достоверной информации о расследуемом событии. К объективным факторам относятся внешние условия восприятия и особенности воспринимаемых объектов: быстротечность события, недостаточная или слишком яркая освещенность, резкий шум, неблагоприятные метеорологические условия (дождь, снегопад, сильный ветер, холод), отдаленность предметов и т. д. К субъективным факторам могут быть отнесены физические дефекты, а также понижение возможностей восприятия органами чувств в результате болезненных состояний, усталости, нервных расстройств, волнений, опьянения и других причин. Искажения и пропуски при восприятии могут появиться и вследствие предубежденности, симпатии и антипатии, особого отношения воспринимающего лица к участникам события. В таких случаях происходящее неосознанно воспринимается под углом зрения определенной установки, а действия тех или иных лиц интерпретируются в зависимости от сложившегося субъективного отношения к ним наблюдателя. В результате часть восприятия глушится. Образно говоря, в это время субъект может смотреть и не видеть, слушать и не слышать.

Чтобы избежать ошибок при допросе и проверить достоверность полученных показаний, в каждом случае следует тщательно выяснять все условия восприятия, ту реальную основу, на которую опираются сообщаемые допрашиваемыми сведения.

Запечатление и сохранение информации. Запоминание, как и восприятие, избирательно. Оно зависит от целей, способов, мотивов деятельности, индивидуальных особенностей субъекта. Необычайность, чрезвычайность случившегося, необходимость преодоления каких-либо препятствий, те или иные действия с предметами и документами, особое внимание к определенным обстоятельствам способствуют непроизвольному запоминанию, т. е. запоминанию без специальных волевых усилий со стороны наблюдателя. Полно и прочно, иногда на всю жизнь запоминается то, что имеет особо важное значение. Стремление понять наблюдаемое явление, постичь его внутренний смысл и мотивы действий участвовавших в нем лиц также благоприятствует запоминанию.

Не исключено, что свидетель (потерпевший), понимая значение происходящего, предвидя возможность будущего допроса, может ставить перед собой специальную цель — удержать в памяти наиболее важные моменты воспринятого (например, номер машины, совершившей наезд, внешность и приметы преступников, номер, дату и другие признаки подложного документа и т. п.). Такое запоминание называется произвольным, п ре д на ме ре иным.

Сохранение воспринятого зависит также от времени, истекшего с момента случившегося, преобладания определенного вида памяти (двигательной, образной, эмоциональной, словесно-логической), индивидуальных, в частности возрастных, особенностей и наличия дефектов. Забыванию нередко благоприятствуют новые впечатления, напряженная умственная работа, важные события в личной жизни и т. п. При этом возникает опасность смешения и подмены воспринятой информации сведениями, почерпнутыми из других источников (разговоров, слухов, сообщений прессы и т. п.).

Воспроизведение и передача информации на допросе. Вызов лица на допрос является своеобразным толчком к припоминанию определенных обстоятельств. Субъект мысленно обраша- ется к событиям прошлого, перебирает их в памяти, пытаясь, если ему не известна причина вызова, определить, какие конкретно факты интересуют следствие. На этом этапе формирования показаний, так же как и при восприятии, возможно неосознанное восполнение некоторой части пробелов в воспоминаниях привычными представлениями, тем, что должно быть при обычном развитии события. Этот психологический феномен называется подменой действительного обычным и должен быть обязательно учтен при оценке полученных на допросе сведений, гак как создает серьезную угрозу достоверности показаний.

Свидетель, особенно свидетель-очевидец, и потерпевший нередко затрудняются изложить на допросе полно и подробно все воспринятые обстоятельства вследствие страха перед преступником и боязни мести с его стороны. В подобных случаях обычно не следует торопиться, а нужно исподволь, осторожно подвести допрашиваемого к осознанию важности его показаний для разоблачения преступника, пробудить в нем гражданские чувства, желание помочь следствию.

Воспроизведению показаний на допросе может помешать волнение, вызванное необычной для допрашиваемого процедурой допроса. Поэтому важно обеспечить благоприятную психологическую атмосферу допроса и помочь свидетелю (потерпевшему) быстрее освоиться с новой для него обстановкой. При допросе нужно иметь в виду, что слишком сильное желание припомнить воспринятое может затруднить воспроизведение вследствие появляющегося в результате переутомления процесса торможения. В этих случаях желательно перейти к выяснению других обстоятельств, побеседовать на нейтральные темы. Отвлечение внимания помогает снять торможение. И тогда то, что надо припомнить, как бы само всплывает в памяти.

Кроме того, далеко не всегда более полному воспроизведению показаний способствует допрос сразу же после случившегося. В этот период может проявить свое действие такое психическое явление, как реминисценция. Суть его состоит в том, что субъект в силу образующегося в процессе восприятия эмоционального, интеллектуального, физического напряжения не в состоянии сразу вспомнить все обстоятельства происшедшего.

Нужно некоторое время, обычно два-три дня или несколько более, чтобы память обрела временно утраченную способность к воспроизведению.

Возможны дефекты в восприятии информации следователем. Поспешность, невнимательность, необъективность, увлечение одной наиболее предпочтительной версией могут помешать следователю правильно уяснить, запомнить и передать в протоколе сообщенные на допросе сведения. Ошибки могут проистекать и в результате недостаточной компетентности допрашивающего в некоторых специальных отраслях знания (строительстве, технике, технологии и т. п.). Поэтому очень важно, чтобы следователь предварительно познакомился со специальной литературой, ведомственными документами, а также использовал на допросе помощь соответствующих специалистов.

В начальной стадии допроса диагностируются психическое состояние допрашиваемого, его эмоционально-волевые установки, прогнозируется возможное развитие межличностного взаимодействия, изыскивается возможность установления коммуникативного контакта.

Действия, предшествующие получению показаний

Действия следователя, предшествующие получению показаний, - удостоверение в допрашиваемого, разъяснение ему его и обязанностей, имеют свою сверхзадачу - они вводят допрашиваемое лицо в процесс официально-ролевого общения.

При этом допрашиваемый должен осознать свой юридический статус и соответствующие задачи своей деятельности. Разъясняя права и обязанности допрашиваемого, выясняя его взаимоотношения с другими проходящими по делу лицами, следователь делает первые предварительные выводы о поведенческих особенностях допрашиваемого, о его позициях в отношении расследуемого события и в отношении причастных к этому лиц.

На этой стадии допроса важное значение имеет предупреждение возможного нежелания лица давать правдивые показания на основе использования положительных качеств личности допрашиваемого, эпизодов из его биографии. При допросе подозреваемого () немаловажно акцентировать его внимание на юридическом значении чистосердечного раскаяния, а свидетеля и потерпевшего - на уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо показаний. Необходимо также разъяснение процессуального требования указать источники, из которых допрашиваемому стали известны сообщаемые им сведения.

Начальная стадия допроса

Система предупреждений может значительно снизить психическую активность допрашиваемого. Она должна в начале допроса быть предельно ограничена. Так, предупреждение об уголовной ответственности за разглашение без разрешения следователя или прокурора данных предварительного следствия (ст. 180 УК РФ) целесообразно сделать лишь в конце допроса. В начальной его стадии рекомендуется избегать того, что может повысить психическую напряженность допрашиваемого, сковать его общение со следователем.

В начальной стадии допроса следователь стремится вызвать активность допрашиваемого и получить информацию о его личностных особенностях и психическом состоянии, определить его отношение к правосудию, данному следственному действию и к личности самого следователя. При этом следователь делает предварительные выводы о возможной тактике допроса в данной ситуации и устанавливает коммуникативный контакт с допрашиваемым лицом.

Установление коммуникативного контакта - исходное условие проведения допроса. В отличие от термина "психологический контакт", предполагающего общую эмоциональную настроенность на основе единых целей и интересов, термин "коммуникативный контакт" (от лат. "communicatio" - сообщать, передавать) означает взаимодействие с целью обмена информацией. Коммуникативный контакт основан на осознании необходимости информационного общения и направлен на создание условий для получения определенной информации. Однако наряду с обменом представлениями, идеями он предполагает и обмен настроениями, чувствами.

Коммуникативный контакт - это деловое межличностное взаимодействие. Препятствиями на пути установления такого контакта (коммуникативными барьерами) могут быть межличностные антипатии, конфликты, различия в социальном статусе общающихся лиц, нравственные различия, психологическая несовместимость. Задача следователя - преодолеть эти барьеры.

У каждого человека в любой жизненной ситуации есть свои первоочередные заботы, тревоги, сомнения, желания и интересы. На этой основе и должно быть осуществлено вступление следователя в контакт с допрашиваемым лицом. В отношении свидетелей это может быть выражение сожаления по поводу причиняемого им беспокойства, в отношении потерпевшего - сочувствие по поводу травмирующего его обстоятельства, в отношении обвиняемого и подозреваемого - заверение в всех их законных прав, выяснение их неотложных просьб и ходатайств. Золотое правило поведения следователя на этой стадии контактного взаимодействия - не допустить ничего, что может вызвать негативное к нему отношение.

Благожелательное знакомство, сообщение своего имени и отчества, обращение к допрашиваемому по имени и отчеству, опрятный внешний вид, достойная, но не надменная манера поведения - все это формирует первое впечатление о следователе. Допустимо в первые минуты допроса сообщение следователем некоторых сведений о себе, о тех ожиданиях, которые он возлагает на поведение допрашиваемого лица.

Рефлексивность, проникновение во внутренний мир партнера по общению - основное условие активизации общения.

В ряде случаев допрашиваемые первоначально проявляют стеснительность, скованность, замкнутость, недоверчивость, тревожность. Обстановка усугубляется и необходимостью занесения в протокол допроса анкетных данных допрашиваемого. Эту формальную сторону можно оживить более подробными расспросами о жизни допрашиваемого, о наиболее значимых для него эпизодах биографии. Живой интерес к личности допрашиваемого находит обычно соответствующий эмоциональный отклик.

Особую чуткость, тактичность и сочувствие должен проявить следователь при допросе потерпевшего, перенесшего психическую травму от насильственных действий преступника.

Различные психические состояния напряженности испытывают и свидетели.

Опора на положительные качества личности допрашиваемого - существенный момент вступления в контакт. Во многих случаях следователь специально подчеркивает положительные стороны в биографии допрашиваемого лица, а также положительные стороны его характеристики, отдельные проявления , порядочности и т.п. Большие возможности для общения дают профессия допрашиваемого, его увлечения, стержневые личностные интересы, общественная деятельность, служба в армии и т.п.

Предлагая допрашиваемому эмоционально значимую для него тему, следователь анализирует его ценностную ориентацию, эмоциональную устойчивость или неустойчивость, распознает его мимическую маску, приемы поведенческой адаптации. Не следует при этом поощрять ни чрезмерную свободу поведения, граничащую с развязностью, ни состояния робости, застенчивости, страха, забитости и т.д. Состояние психической напряженности сковывает общение и может вызвать повышенную конформность, внушаемость.

Одной из задач следователя является распознание и преодоление психологических барьеров, препятствующих оптимизации допроса. Такими барьерами могут быть бравада, наглость допрашиваемого, стремление запутать дело, уйти от ответственности, установка на противодействие; правовая неграмотность, опасение отрицательных последствий, боязнь мести со стороны заинтересованных лиц, желание скрыть интимные стороны личной жизни и т.п. Предвидение этих препятствий, убеждение допрашиваемого в необоснованности его опасений, в целесообразности правдивого поведения, содействия правосудию - одно из наиболее сложных условий коммуникативной деятельности.

Ущерб коммуникативному контакту может быть нанесен односторонним повышенным интересом следователя к уличающим обстоятельствам и невниманием, безразличием к оправдывающим, смягчающим ответственность обстоятельствам. Большую внимательность следователь должен проявлять ко всем обоснованным ходатайствам допрашиваемых лиц.

Коммуникативная способность следователя - это его умение обеспечить психическое взаимодействие с другими лицами, активизировать их психическую деятельность, регулировать и эмоционально-волевые состояния. С учетом линии поведения, которую выбирает для себя каждый допрашиваемый, он должен разработать соответствующую стратегию общения.

Детализирующая стадия допроса

Следователь осуществляет прежде всего публичное, а не межличностное общение, выполняет социальную функцию и наделен для этого соответствующими властными полномочиями. Однако он должен позаботиться о создании на допросе таких условий, которые обеспечили бы желание допрашиваемых лиц вступить в общение со следователем и решить предлагаемые им задачи. В связи с этим к поведению следователя предъявляется ряд требований:

    1. гибко учитывать личностные особенности допрашиваемого, в любом случае вести себя корректно, на высоком культурном уровне;
    2. антиципировать (предвосхищать) актуализированные потребности допрашиваемого, учитывать его психическое состояние;
    3. не проявлять ничего, что могло бы вызвать резко отрицательное отношение допрашиваемого к личности следователя;
    4. выдвигать на первый план обстоятельства, по которым допрашиваемый заинтересован вступить в коммуникативный контакт;
    5. опираться на положительные личностные качества допрашиваемого, особенно на те, которые высоко оцениваются самим допрашиваемым лицом;
    6. знать и использовать наиболее существенные эпизоды из биографии допрашиваемого;
    7. преодолевать собственное негативное отношение к допрашиваемому, не допускать пренебрежительного к нему обращения;
    8. внимательно относиться ко всем показаниям, вне зависимости от их правдивости, сдерживать экспрессивные проявления (восторг, радость, выразительные жесты, мимика - все это может оказать внушающее воздействие, передать допрашиваемому лицу определенную информацию).

Повышенные требования предъявляются к культуре речи следователя. Она должна быть ясной, убедительной и достаточно эмоциональной. Сухая, анемичная речь не вызывает отклика.

Не следует опускаться до уровня отдельных допрашиваемых лиц, допускать вульгарность, панибратство. Манерность и примитивность резко снижают авторитет следователя.

Корректность, справедливость, внимательность, ситуативная гибкость и чуткость, эмоциональная устойчивость - основные качества следователя. Грубость, импульсивность, несдержанность, чванство свидетельствуют о профессиональной деформации.

Психологические особенности детализирующей стадии допроса. Основными задачами следователя на этой стадии допроса являются:

    1. восполнение пробелов свободного рассказа, уточнение неопределенных высказываний, выяснение противоречий;
    2. оказание мнемической помощи допрашиваемому с целью более полного воспроизведения им отдельных эпизодов события, устранения противоречий;
    3. получение контрольных данных для оценки и проверки показаний;
    4. диагностика причин умалчивания допрашиваемого об отдельных обстоятельствах события, психическое содействие в преодолении "барьеров умолчания", нейтрализация мотивов умолчания;
    5. диагностика изобличения ложных показаний;
    6. оказание правомерного психического воздействия на допрашиваемое лицо с целью получения правдивых показаний.

В ходе допроса недопустимо ослабление внимания к мелочам, отдельным незначительным, на первый взгляд, деталям, попутным замечаниям, неконтролируемым проговоркам, ибо нельзя заранее знать, что в расследуемом деле окажется главным или второстепенным.

Показания, касающиеся количества объектов, их размеров, цвета, формы, взаиморасположения, требуют тщательной перепроверки. При этом следует учитывать возможные эффекты иллюзий, взаимовлияния цветов и другие факторы психологии восприятия. Необходимо точно устанавливать местоположение очевидца события, физические условия восприятия, адаптированность и сенсибилизированность сенсорных систем наблюдателя, его личностную и ситуативную апперцептивность, индивидуальные особенности оценочных критериев, включенность наблюдателя в определенную деятельность.

При выявлении отдельных деталей события активизируется ассоциативная память допрашиваемого лица. Следователь может сталкиваться и с проявлениями речевой пассивности допрашиваемого, особенно в случаях сюжетной бедности расследуемого эпизода. В этих случаях активизация речевой деятельности допрашиваемого становится особой коммуникативной задачей следователя, и существенное значение приобретает ориентация следователя в типе речевого поведения допрашиваемого.

В речевом общении лицо решает не только конкретные задачи общения, но и реализует определенную личностную сверхзадачу: стремится создать хорошее впечатление о себе, продемонстрировать высоко ценимые им качества (лояльность, правдолюбие, информированность, независимость и т.п.). Одни люди придерживаются четкой речевой программы, другие - рабы ассоциаций. Одни коммуниканты личностно открыты, другие - ригидны, не пластичны, не склонны к диалогу, они с трудом вступают в беседу, не позволяют прерывать свою речь, не терпят критических замечаний, чопорны, подвержены социально-ролевой стереотипизации. Люди по-разному реагируют и на попытки их речевой активизации: одни легко откликаются на эмоциональные, содержательные вопросы, другие больше реагируют на вопросы, побуждающие к определенной деятельности. Для них существенно выговориться, высказаться по личностно доминирующим проблемам, проявить соответствующую осведомленность; вопросы собеседника они "подтягивают" к своим "больным" темам. Иные склонны к абстрактно-интеллектуальным проблемам, к пространным репликам, к взаимопродолжению любой предложенной темы.

Речевая активность допрашиваемых зависит от их взаимоотношений со следователем, от его умения задавать активизирующие вопросы.

Система вопросов следователя - тактическое средство правомерного психического воздействия на допрашиваемое лицо. Психическое воздействие оказывает не только содержание, но и последовательность вопросов, активизируя антиципирующую деятельность допрашиваемого. Эти вопросы должны отвечать следующим требованиям:

    1. смысловая однозначность;
    2. простота конструкции, лаконичность;
    3. отнесенность к предмету допроса;
    4. системность, то есть соотнесенность с логическими этапами решения следственно-познавательной задачи;
    5. отсутствие наводящего воздействия.

Группы вопросов по степени внушающего воздействия:

    • нейтральные - формулировка ответов на них полностью зависит от инициативы допрашиваемого лица;
    • разделительные ("или - или");
    • альтернативные, требующие положительного или отрицательного подтверждения;
    • предоставляющие право выбора между двумя ответами, но положительный ответ на один из них соответствует ожиданию спрашивающего ("Не в кепке ли был человек, нанесший потерпевшему удар ножом?"; это так называемые вопросы косвенного внушения);
    • направленные на прямое внушение ("Находился ли Сидоров на месте происшествия?" вместо вопроса "Кто находился на месте происшествия?").
    • несущие ложное содержание, рассчитанные на эффект так называемой "ловушки" и являющиеся неправомерным приемом психического насилия ("Был ли Сидоров трезв во время совершения преступления?", хотя еще не установлена причастность Сидорова к преступлению).

Наводящие, внушающие вопросы категорически запрещены, они не адекватны задачам следственной деятельности. Суггестивная нейтральность вопроса следователя обеспечивается сведением к минимуму той информации, которая может быть получена допрашиваемым лицом.

Сложные вопросы целесообразно разделять на ряд более простых, однозначных. Общие, многозначные ответы необходимо немедленно уточнять и конкретизировать. Задавая вопрос, следователь должен предвидеть возможные ответы на него и планировать соответствующие вопросы по этим ответам.

Вопросы следователя, направляя поведение допрашиваемого, дают возможность для оперативного контроля за динамикой его поведения, развитием его чувств, настроения, интересов и т.д. Все это имеет значение и для саморегуляции поведения следователя, своевременного устранения возможной ошибочности его действий.

При противодействии допрашиваемого лица возникает необходимость избрания соответствующей тактики межличностного состязательного взаимодействия. При этом следователь использует систему коммуникативно-информационных действий:

    1. выясняет мотивы противодействия, старается их нейтрализовать, формирует мотивационную перестройку в поведении противодействующего лица на основе его социально-положительных ориентации;
    2. получает данные для оценки правдивости показаний;
    3. анализирует возможные причины различных противоречий, отчленяя заведомую ложь от возможных непроизвольных ошибок.

Заключительная стадия допроса

На заключительной стадии допроса необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Закон требует фиксации в протоколе допроса всех полученных показаний "по возможности дословно". В нем должны быть отражены показания, данные и на стадии свободного рассказа, и на вопросно-ответной стадии с точной фиксацией вопросов и ответов. Однако в следственной практике протокол допроса подвергается шаблонной следственной стилизации. Нередко в протокол допроса не включается то, что не подтверждает версии следователя. Под влиянием следователя, иногда не зная своих прав, не владея навыками письменной речи, многие свидетели, как правило, подписывают протокол допроса без внимательного его прочтения.

Для тактики допроса и оценки его результатов существенное значение имеет предусмотренная законом возможность звукозаписи.

Наиболее важные показания должны быть продублированы в виде перифразы - другими словами. С этой целью и вопросы следователя должны быть сформулированы в иной речевой конструкции.