Знаменитые псковичи. Имя в истории района: знаменитые люди Псковского уезда «…Не говори с тоской: их нет, Но с благодарностию: были…» В.А

Мозаичная икона Святой Троицы Т. Вересова

Не так давно в Риге при посредничестве Фонда русской прессы Латвии и газеты «СМ-сегодня» вышла книга видного художника русского зарубежья Евгения Климова «Встречи». Предваряет воспоминания стихотворение Владимира Мирского «О мозаике Е. Е. Климова «Троица», отчасти раскрывающее секрет утраченного некогда произведения искусства.

И снова Псков. Я в Троицкий собор
По лестнице крутой вхожу устало;
Иконостас, бодрящий душу хор,
И вдруг усталости моей не стало.

В соборе сонм мерцающих свечей,
И свет лампад над ракой Тимофея,
И вновь среди молящихся людей
Стою я, перед Троицей немея.

На ликах ангелов небесный свет.
Ни жемчуга, ни золота убранства.
В чем истина? И я ищу ответ
И забываю время и пространство.

Животворя рублевские черты,
Художник нам запечатлел их нежность;
Слетели ангелы с небесной высоты
И принесли нам святости безбрежность.

И снова, как полтыщи лет назад,
Сквозь кровь и смерть, и путы злодеянья
Три ангела с надеждою в глазах
Россию призывают к покаянью...

Евгений Климов родился в мае 1901 года в Митаве (Елгава) - тогда она входила еще в состав России. Его семья жила в Варшаве и Петербурге, так что детство и юность Жени прошли в этих прекрасных городах. Вернувшись в Ригу, Климовы оказались... за рубежом, в столице независимой Латвийской Республики. Здесь и закончил будущий художник в 1929 году Академию. А Псков он посетит впервые уже будучи студентом. Город поразит его своей стариной, обилием церквей, звонниц, крепостных стен и башен: «...Над всем городом, вернее, над кремлем, который... зовут Кромом, как бы парит высокий Троицкий собор, видный с далекого расстояния. Нас разместили на экскурсионной базе в Мирожском монастыре, за рекой Великой. Приземистый собор Мирожского монастыря сохранил фрески XII века, сильно подновленные в последующее время. Особенно запомнилась фреска «Положение во гроб» со скорбными ликами Богоматери и окружающих жен.

Говорили потом, во время войны, что немцы удивлялись, видя в Пскове огромное количество церквей при отсутствии в городе водопровода. Но еще больше поражало их то, что фрески Мирожского монастыря были исполнены в 1156 году, за 50 лет до основания Берлина. Это уже никак не вмещалось в сознание «культуртрегеров»… Многие церкви служили, к сожалению, складами зерна, сена, соломы, керосина и какой-то рухляди. Виднелись совсем заброшенные церкви, в которые нельзя было войти, они служили уборными. Больно было это видеть… Тогда продолжалась еще эпоха нэпа, и на базаре на берегу реки Псковы, под стенами Крома, стояли ларьки, и шла торговля...».

Во время неоднократных посещений Старого Изборска Евгений Климов подружился с историком и краеведом Александром Ивановичем Макаровским. бывшим тогда директором русской школы (Старый Изборск тогда был эстонским). От Макаровского Климов, конечно, много слышал не только о полюбившемся ему Изборске. Дело в том, что Макаровский родился в Пскове в 1888 году. Его отцом был диакон Троицкого собора. Макаровский окончил Псковскую духовную семинарию, а после окончания Петербургской духовной академии четыре года преподавал в семинарии своего родного города, затем почти 30 лет возглавлял русскую школу в Старом Изборске. Написанные им учебники по русской истории знали и во всех русских школах Эстонии. Климов вспоминает, что у Макаровского было небольшое собрание археологических находок, извлеченных им и его учениками из стен крепости или Словенского поля и Труворова городища. В 1949 году Макаровский начал, читать курс истории русской церкви и общей церковной истории в Ленинградской духовной академии. Умер Александр Иванович 3 мая 1958 года в Ленинграде, но похоронить себя завещал в Старом Изборске. А Евгений Евгеньевич Климов в последний раз приезжал в Изборск из Риги в 1943 году.


Идя теперь к величественному Троицкому собору через ворота кремлевской стены, я увидел над ними глубокую нишу и спросил, как называются это ворота. Мне сказали: «Троицкие». Подумалось, что хорошо бы поместить в пустую нишу икону Троицы. Но какую икону можно поместить прямо на наружной стене? Только мозаичную. Надо было измерить нишу (размер ее оказался довольно значительным: 1,8 на 1,2 метра), чтобы в ней можно было поместить мозаику. Вернувшись в Ригу, я начал работать над эскизом, пользуясь как образом рублевской иконой «Троица». Когда эскиз в натуральную величину был закончен, я снова приехал в Псков, чтобы на месте проверить, все ли правильно. Кое-что пришлось ослабить, кое-что усилить.

Летом 1942 года я послал эскиз на мозаичную фабрику «Виллеруа и Бox» в городе Меттлах. Фабрика славилась производством фарфоровой мозаики. Стоимость заказа оказалась не слишком велика, я был в состоянии все оплатить. Проходит год, два. Весной 1944 года получаю письмо из Меттлаха, в котором мне сообщают, что на мой адрес отправлен груз, - и в начале лета в Ригу прибыл большой ящик с мозаикой, весом полторы тонны. Как ни удивительно, несмотря на трудное военное время, фабрика вовремя исполняла заказы. Псков же тем временем был освобожден советскими войсками. Что мне делать, куда девать мозаику? Я обратился к священнику Ивановской церкви в Риге с просьбой поместить ее в церкви и, получив согласие, доставил мозаику в храм. Шло лето 1944 года, и с тех поря ничего не знал о судьбе своей мозаики.

Уже много лет я живу в Канаде… И вот зимой 1986 года получаю от моей бывшей ученицы письмо, в котором она пишет, что была в Пскове и в Троицком соборе увидела эту мозаику! Из рассказа старосты собора выяснилось, что мозаика была привезена из Риги, но помещена в самом соборе, а не в нише над воротами, ибо этих ворот уже нет, стена снесена, так как построена в XIX веке, а восстанавливают древний Псков XVI века. Ее освятил Митрополит Иоанн (Разумов), около нее стоит подсвечник, люди ставят свечи. Я получил от старосты собора письмо, в котором он благодарит меня и пишет, что «может теперь объяснять спрашивающим у него, откуда эта мозаика».

Так через 43 года я с радостью узнал, что работа моя не пропала, а нашла, может быть, даже лучшее, более заметное место, чем предполагалось первоначально».


Каким же чудом «Троица» Евгения Климова оказалась в его любимом Троицком соборе? Оказывается, во время войны между русскими Риги и Пскова существовала тесная связь. В Пскове в 1941 году рижским православным духовенством была организована Православная миссия, которая предоставляла возможность некоторым русским уезжать из Латвии (мужчины, таким образом, избегали призыва); миссия имела в Пскове иконописную мастерскую, собирала среди прихожан средства и продукты питания для русских больных и инвалидов. Скорее всего, через эту миссию и была доставлена мозаичная икона в Псков. К сожалению, двухлетний фронтовой путь се из Меттлаха в Ригу пока неизвестен...

По признанию самого художника, на всю жизнь полюбил он и Печорский край. Цикл литографий составленных в альбом и изданных в Риге, - «По Печёрскому краю» - принесет Климову заслуженную известность. Видные деятели русского зарубежья - художник А. Бенуа, философ И. Ильин, писатель И. Шмелев - признают, что альбомы «представляют крупный интерес, как в историческом, так и в художественном смысле». Создавал Климов и живописные пейзажи, жанровые сцены народного быта Печорского края. Известен Евгений Евгеньевич Климов и как иконописец и реставратор икон. Этим он будет заниматься до глубокой старости. Эти его работы находятся сейчас и в частных коллекциях, и во многих православных храмах Риги, Праги, Монреаля, Оттавы, Лос-Анджелеса. Осенью 1975 года при православном соборе Петра и Павла в Монреале была устроена выставка религиозного творчества Климова. Здесь рядом с большими иконами - образы России: «Звонница Псково-Печерского монастыря», «В монастырской церкви», «Никольская церковь Псково-Печерского монастыря зимой»...

В 1971 году его имя попало в справочник «Канадские художники», где отмечался значительный вклад Климова в искусство этой страны. Список созданного им весьма внушителен: росписи и иконы во многих храмах двух континентов, тридцать эскизов мозаик, отреставрированные произведения древнерусского искусства, семьдесят живописных полотен, множество этюдов... Двадцать альбомов литографий и цинкографий с видами Изборска. Печор, Пскова, Риги, Вильны, Праги, Парижа, Цюриха. Берна и многих других городов, где приходилось бывать художнику. Триста, портретов, выполненных в различной технике,- целая галерея русских эмигрантов нескольких поколений.

Евгений Евгеньевич хотел, чтобы его знали на Родине, и передал свои работы в дар Пскову, Петербургу (Русский музей), Москве (Музей изобразительных искусств имени Пушкина), Риге. Евгений Климов - автор более 300 публикаций о русском искусстве в зарубежной периодике, а также книг «Русские художники» и «Русские женщины по изображениям русских художников».

Погиб Евгений Евгеньевич Климов 29 декабря 1990 года в автомобильной катастрофе по дороге из Монреаля в Покипси (США), куда отправлялся с сыном встретить в кругу близких русское Рождество. Похоронен в Православной части Оттавского кладбища.

Русский художник, педагог и искусствовед Евгений Евгеньевич Климов(1901-1990) родился в городе Митаве (с 1917 - Елгава) Курляндской губернии. Его родители принадлежали к сословию интеллигенции — мать, Мария Александровна, урожд. Кунце, была учительницей, а отец, Евгений Александрович Климов, юристом. В семье была добрая, теплая атмосфера. Е.Е. Климов вспоминал, что мать «нередко говорила, что в жизни она встречала много хороших людей. На это ей отвечали: “Оттого, что вы сами подавали хороший голос, вы и получали добрый отклик”. Так оно и было. Мать вызывала к себе симпатию простым и добрым отношением к людям». В своих воспоминаниях Мария Александровна писала о муже: «Его отношение ко мне и к семье было безупречно: я чувствовала, что он наш защитник, наш путеводитель». Семья отличалась родовыми культурными традициями. Прадед будущего художника по отцу — петербургский академик архитектуры Иван Иванович Климов — заметная фигура в истории российского зодчества. В его честь был назван один из переулков Петербурга. Архитектором был и дед Евгения Евгеньевича с отцовской стороны. Дед по материнской линии, врач, выпускник Дерптского университета, согласно семейным преданиям — ученик Пирогова, вёл свою родословную от знаменитого петербургского каретного мастера Иоганна, привезённого из Германии для работы при русском императорском дворе. Иоганн славился своим искусством каретника, в котором соединялось техническое совершенство с изяществом художественного исполнения. В придворной среде мастера-каретника прозвали Кунстом (от немецкого «Кунст» - искусство). Его обрусевшие потомки носили поэтому фамилию Кунце. Бабушка художника по матери, Татьяна Власьевна, урожд. Федореева, была простой уссурийской казачкой. Дед-врач женился на ней, работая в Приморском крае. Помимо Евгения у Климовых было еще три сына: Георгий (1895-1967), Константин (1896-1974) и Павел (1899-1970).

Раннее детство Евгения Климова прошло в городах Прибалтики и Варшаве, школьные годы — в Петербурге. На юного Евгения большое влияние оказал его дядя Иван Климов, брат отца. Дядя, ранее учившийся в Академии художеств, но вынужденный бросить учение из-за ухудшения зрения, водил Евгения по музеям и привил ему любовь к искусству.

Среднее образование будущий художник завершил в училище в Новочеркасске, куда был переведен его отец. В 1918 г. он поступил в Донской Политехникум, но после первого курса оставил его. С началом Гражданской войны Евгений записался вольноопределяющимся на морскую службу и в Севастополе чудом избежал репрессий после падения белого Крыма.

После заключения мира с Латвией Климовы, как уроженцы Латвии, в 1921 году покинули Советскую Россию и переехали в Ригу. Там Евгения приняли на второй курс Академии художеств. Его учителями были Б.Р. Випперт и Я.Р. Тильберг. В 1928 г. в составе группы студентов и преподавателей Академии он совершил путешествие по древнерусским городам, одним из которых был Псков. Именно Псков с его древними православными храмами будет играть роль культурно-исторического ориентира для художника Климова в дальнейшем, определив его приверженность миру русской культурной традиции.

Академию Евгений Евгеньевич успешно закончил в 1929 г. с дипломом художника-живописца и искусствоведа. Обе эти профессии будут определять весь его жизненный путь.

В 1930-1944 гг. Е.Е. Климов преподавал рисунок и историю искусства в Рижском университете и в рижской русской Ломоносовской гимназии. В 1933 г. стал секретарём художественного объединения «Акрополис» в Риге и оставался в этой должности до 1940 г., когда был назначен на пост директора русского отдела Музея изобразительных искусств в Риге, а вскоре — заместителем директора всего музея. С приходом немцев он был уволен и вернулся к педагогической деятельности.

В 1944 г. Е.Е. Климов эвакуировался с семьей в Прагу, куда был приглашён в качестве реставратора икон при пражском Археологическом институте им. Н.П. Кондакова, и работал там до конца войны.

После войны Евгению Евгеньевичу с близкими удалось перебраться из советской зоны оккупации в американскую. Они поселились в небольшой деревне в Баварии, где провели четыре года. В это время семье художника очень деятельно помогал из Швейцарии русский философ Иван Александрович Ильин, присылая продуктовые посылки и стараясь устроить выставки его картин. Именно И.А. Ильин обратил внимание на художника мецената Шарлоты Барейсс, которая сыграла в судьбе Е.Е. Климова немаловажную роль.

В 1949 г. Е.Е. Климов вместе с семьей переехал в Канаду, где обосновался в провинции Квебек. И здесь вдохновенная работа… Виды канадской провинции Квебек особо выделяла местная пресса, отмечая, что они «посвящены старой, уходящей Канаде, её непрезентативным уголкам, полным, однако, поэзии». Канадские художники отзывались о нём как «о художнике высокого мастерства», ему посвящена обширная статья в третьем томе «Справочника художников Канады» Коллина Макдональда.

В последующие годы Евгений Евгеньевич занимался педагогической работой (уроки рисования и живописи, преподавание русского языка, летние курсы по истории русского искусства в США) и продолжал большую художественную и культурно-просветительскую деятельность (выставки, лекции во многих городах Канады и США, частые выступления в эмигрантской прессе). Е.Е. Климов - автор более 300 публикаций. Еще в молодости он сотрудничал в рижской русской газете «Сегодня», а после переезда в Канаду стал постоянным сотрудником «Нового русского слова», публиковался также в «Новом журнале» и в «Записках русской академической группы в США». В 1974 выпустил в Нью-Йорке сборник очерков «Русские художники». В 1976 там же подготовил и издал книгу «Воспоминания» М.В. Добужинского. В 1960-70-е годы художник много путешествовал по миру. Во время этих путешествий им были сделаны многочисленные зарисовки и наброски, на основе которых впоследствии изданы альбомы литографий и серии открыток.

При жизни произведения Е.Е. Климова были представлены более чем на 20 выставках в странах Европы и Америки, из них 10 персональных. Работы художника отмечают строгая сдержанная манера, прекрасное владение рисунком и одновременно тонкая поэтичность и содержательность, умение видеть и раскрыть красоту. Ему принадлежит несколько сотен работ, в том числе икон (знатоки назовут его «испытанным, знающим и воодушевлённым иконописцем»). Стиль Климова-иконописца — «строгий в отношении к композиции, точный по рисунку, светлый и радостный по колориту», а «в содержании образов — он или в линии иконописных подлинников или бесспорной традиции». Е.Е. Климов работал и как художник-монументалист, он является признанным мастером мозаики. Известные из тридцати созданных мозаик — Св. Троица в Свято-Троицком соборе в Пскове, Пресвятая Богородица в Иоанновском храме в Риге, фреска в нише Часовни на Покровском кладбище в Риге, где погребён архиепископ Иоанн (Поммер). В наследие художника входит также семьдесят живописных полотен, множество этюдов, двадцать альбомов литографий и цинкографий, серии открыток. Е.Е.Климовым было создано около 300 портретов деятелей русского зарубежья. С особой тщательностью и ответственностью Евгений Евгеньевич работал над портретом А.И. Солженицына, с которым несколько раз встречался, стараясь полно и выразительно передать облик и внутреннюю суть великого русского писателя.

Художник состоял в переписке с А.Н. Бенуа, З.Е. Серебряковой, М.В. Добужинским и другими деятелями русского зарубежья.

Работы Е.Е. Климова представлены во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Псковском государственном объединённом историко-архитектурном музее-заповеднике, библиотеке Колумбийского университета в Нью-Йорке и др. Большая заслуга в возвращении имени и популяризации творчества Е.Е.Климова в Латвии и России принадлежит его ученице Маргарите Васильевне Салтупе (урожд. Морозова).

Российскому (в прошлом Советскому) Фонду Культуры самим Е.Е. Климовым было передано свыше 50 авторских работ, коллекция из 18 работ А.Н. Бенуа, одна работа З.Е. Серебряковой, а также принадлежащий ему эскиз В.И. Сурикова к картине «Исцеление слепорождённого Иисусом Христом». После смерти Е.Е. Климова его сын, Алексей Евгеньевич, передал в дар Фонду ещё семь эскизов Мстислава Добужинского, а совсем недавно, в марте 2011 г., - письмо русского писателя И.И. Шмелёва семье Климовых.

На сегодняшний день материалы Фонда Культуры временно хранятся в архиве Дома русского зарубежья им. А. Солженицына. Здесь А.Е.Климов - дорогой желанный гость, один из уважаемых дарителей. Дому русского зарубежья в 2003 г. был передан графический портрет А.И. Солженицына, датируемый 3 мая 1975 г., а в 2006 г. — многие документы из семейного архива художника: письма Е.Е. Климову от разных корреспондентов (Н.А. Бенуа, Р.Б. Гуля, В.М. Добужинского, З.Е. Серебряковой, А.Л. Толстой, И.С. Шмелева, А.Д. Шмемана и др.), а также объявления, рецензии и газетные вырезки. Эти материалы составили отдельный фонд «Коллекция Е.Е.Климова » (фонд 43, в процессе обработки).

«Есть люди, воспоминание о которых очищает душу», — так говорят и пишут о Е.Е. Климове близко его знавшие. Ясный и светлый душевный мир отразился в картинах, статьях и письмах Е.Е. Климова. Спокойно и достойно пронес он свое доброе имя по долгой и плодотворной жизни, оставив большое художественное и культурное наследие.

На выставке представлены книги и периодические издания из библиотеки Дома русского зарубежья им. А.Солженицына, копии материалов из архивного и музейного собрания Дома, Российского фонда культуры и репродукций живописных и графических работ Е.Е.Климова.

При подготовке очерка использовались следующие материалы:

Андронова Т. Картины из Канады // Наше наследие. - 1990. - N 1. - С. 159.
Вересова Т. Мозаичная икона Святой Троицы // Вертоград http://pskov-palomnik.ru (24.05.2011)
Е.Е. Климов. Избранные работы / сост. А.Е.Климов. Рига, 2006.
Евгений Евгеньевич Климов: художник, искусствовед, педагог / cост. М.В. Салтупе. - Рига: б.и., 2002
Ильин И.А. Собр. соч. : Письма. Мемуары: (1939-1954). - М. : Русская книга, 1999. - Т. 12.
Климов Е.Е. Встречи в Петербурге, Риге, русском зарубежье: из воспоминаний художника. - Рига: Улей, 1994.
Климов Е.Е. Главы воспоминаний. Покипси: б.и., 1994.
Леонидов В.В. Несостоявшийся ангел // Третьяковская галерея. М. - 2004. - № 1. - С. 84-89.
Лисица Ю.Т. Друзья // Иван Ильин и Россия: неопубл. фотографии и архивные материалы. - М. : Русская книга, 1999
Могилянский М. Жизнь прожить: сборник воспоминаний, очерков, интервью, эссе, статей. - М. : АРИКО, 1995
Полчанинов Р. Климов Е.Е. (1901-1990) // Записки Русской академической группы в США. - Нью-Йорк, 1990. Т. XXIII. С. 254.

Архивное собрание Дома русского зарубежья имени А.Солженицына.


В учебнике труд рассматривается в широком смысле слова: как сознание не только материальных ценностей, как производство научной, художественной информации, а также как упорядочение социальных процессов.

Особое внимание обращает на своеобразие психологического содержания труда в разнотипных профессиях. Обсуждаются вопросы установления оптимального состояния требований и личных качеств человека.

История психологии труда в России

В пособии рассматривается система психологических представлений о труде и трудящемся, реконструированная на основе памятников материальной и духовной культуры нашего народа в разные периоды его истории (Древняя Русь и средневековье, XVII, XVIII, XIX вв., начало XX в.).

Материал впервые освещается с историко-психологических позиций и существенно дополняет и отчасти меняет сложившиеся взгляды на возникновение и развитие отечественной и советской психологии труда и смежных отраслей психологии.

Основы психологии

Любого специалиста ожидают ситуации, когда ему приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонимание, обучать, руководить).

Не менее важно также хорошее регулирование собственного внутреннего мира и самосовершенствование на научной основе.

Психолог. Введение в профессию

В учебном пособии, созданном в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030300 — Психология (квалификация «бакалавр»), содержатся сведения о психике, психологии, путях, средствах, способах совершенствования и самосовершенствования человека, который избрал для себя профессию психолога. Рассматриваются организационные вопросы, с которыми сталкиваются первокурсники. Обсуждаются возможные ошибки, допускаемые ими во время учебы, даны рекомендации по оптимизации учебной работы в вузе.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям. Может быть полезно преподавателям, психологам, а также широкому кругу читателей.

Психологическая диагностика в управлении персоналом

Учебное пособие адресовано сотрудникам кадровых служб, заинтересованным в эффективном использовании психологических тестов в своей повседневной работе.

В основу книги лег опыт психодиагностической практики авторов в службах управления персоналом коммерческих и государственных организаций, а также разработки кафедры «Управление персоналом» Института повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Психология как профессия

Предлагаемые материалы рассчитаны, прежде всего, на тех, кто обдумывает для себя выбор профессии психолога (или специальности, специализации). А именно, они, надеемся, помогут заинтересованному читателю создать или расширить необходимую в обсуждаемом случае предварительную ориентировку в предметной области и условиях будущей трудовой деятельности.

Материалы собраны и подготовлены к печати в основном студентами-психологами (многими), которые встречались с соответствующими профессионалами, наблюдали их работу, беседовали, консультировались с ними (участники работы указаны в конце каждого текста). Ценно, что представленные описания отображают профессиональный оптимизм студентов, их увлеченность своим делом, уважение к учителям, а также осведомленность в отношении возможных нежелательных вариантов профессионального развития, противопоказаний к выбору данной области труда.

Психология профессионала

Избранные психологические труды.

В данную книгу из серии «Психологи Отечества. Избранные психологические труды» известного российского психолога Евгения Александровича Климова включены его работы разных лет, посвященные вопросам функционирования и развития человека как профессионала (состоявшегося или потенциального).

Яркие примеры своеобразия психики, свойственного разным профессионалам, помогают осознать важность владения миром психической реальности, миром социально-психологических феноменов.

Психология профессионального самоопределения

В учебном пособии раскрывается проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии с акцентом на ее психологической стороне. Даются представления о разнотипных профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, рассматриваются вопросы соответствия человека определенным видам деятельности. Особое внимание уделяется психическому развитию человека в процессе профессиональной деятельности.

Для студентов высших учебных заведений, изучающих курсы возрастной психологии и профориентологии. Может быть полезно слушателям институтов повышения квалификации учителей, а также специалистам, занимающимся вопросами профориентации, профконсультации, помощи лицам, находящимся в ситуации вынужденной перемены труда.

Пути в профессионализм

Пособие обращает внимание читателя на немаловажные вопросы жизнепостроения человека как профессионала, дает психологическую информацию к размышлению и принятию самостоятельных решений.

В книге говорится о том, что существуют тысячи различных областей приложения душевных и физических сил людей. И это части нашего мира, о котором полезно знать; о том, что построение личного жизненного пути предполагает, в частности, проектирование человеком желательных изменений самого себя.