Все секреты и тайны пещерных городов крымского полуострова. Все пещерные города крыма

Одни из самых древнейших и малоизученных достопримечательностей Крыма. Большая часть пещерных городов полуострова находятся в Бахчисарайском районе, начиная от поселка Скалистое, в сторону Севастополя. Основание городов пришлось на закат Римской империи и расцвет Византийской. Колонизация Крыма началась в 7 веке до нашей эры древними греками, выходцами из города Милет. Одним из первых поселений был город Керчь (Пантикапея).

Далее, вдоль восточного побережья Крыма начали образовываться небольшие поселения, вдоль южного и западного берега. Постепенно города разрастались и богатели, что привело к усилению противостояния кочевых племен и греков. Нападения на греческие города, чаще всего проходили через район нынешнего Бахчисарая, именно поэтому начиная с 3-го века нашей эры, в районе Бахчисарая, начинают появлятся небольшие сторожевые посты, которые с веками стали разрастаться в большие поселения, мощные крепости и неплохие укрепления.


С учетом горной местности центрального Крыма и весьма податливого горного материала, крепости, в основном, строились на возвышенностях, а дома вырезали в камне. Также бытует мнение, что большинство пещер греки не вырезали, а заняли более ранние пещеры, сделанные за несколько тысяч лет первобытными людьми. Доказательством этой версии послужило открытие пещеры Киик-Коба, в начале 20 века, в окрестностях Симферополя. В Крыму насчитывается свыше 20 пещерных городов, которые известны на сегодняшний день. В относительно хорошем состоянии сохранилось восемь.


Бывшая столица царства Феодоро, в Крыму. Царство Феодоро образовалось в 1140 году и просуществовало вплоть до 1475 года. Первые поселения на Мангуп- Кале появились 4 - тыс лет назад, о чем свидетельствуют археологические раскопки в этих местах. Первое крупное поселение на Мангуп-Кале появилось в 6- веке нашей эры, а вот расцвет пришелся на 13 - 15 века. Именно руины этого периода можно сегодня посмотреть. Мангуп-Кале находится недалеко от поселка Ходжа - Сала, в Бахчисарайском районе. Стоимость посещения музея под открытым небом 100 руб. в летнее время, зимой бесплатно. .

Чуфут - Кале


Чуфут - Кале - самый известный пещерный город Крыма. Популярность этого места напрямую связана с географической близостью к Бахчисараю и большому количеству достопримечательностей возле него. Пожалуй самые известные: Ханский дворец и Успенский пещерный монастырь.


До начала 15 века, Чуфут - Кале был столицей Крымского ханства, но с появлением города Бахчисарай, значение Чуфут - Кале стремительно падало и уже к началу 19 - века, город, практически опустел. Но до начала 20 века, в городе все же жили люди и по этому Чуфут - Кале, сохранился лучше всех пещерных городов Крыма. Сегодня Чуфут - Кале работает как музей и находится на расстоянии от Бахчисарая в 2,8 км. Подробнее о .

Тепе - Кермен


Посещение Тепе - Кермен очень часто совмещают с посещение Чуфут-Кале. Если с Чуфут-Кале выйти, в сторону восточных ворот, то по тропе через несколько километров можно попасть в Тепе-Кермен.
Тепе - Кермен был основан в 4-5 веках, как передовой пост крепости Чуфут - Кале, но уже к 6-му веку, превратился в относительно небольшой город центрального Крыма. Тепе - Кермен стал обрастать каменными укреплениями, а плодородные долины и обилие солнца, приносили большие урожаи винограда. Довольно быстро город стал одним из ключевых подсобных хозяйств Чуфут - Кале. Расцвет города пришелся на 11-13 век. Население города значительно возросло, а география торговли уже достигла размеров Крыма. Подробнее о .

Эски - Кермен


Замыкает список самых больших и сохранившихся пещерных городов Крыма - Эски - Кермен. Город находится недалеко от поселка Залесное, в Бахчисарайском районе. На территории города хорошо сохранились пещерные дома и остатки пещерного храма. Посещение Эски - Кермен лучше всего делать в летнее время. В отличии от выше описанных пещерных городов, дорога к Эски-Кермен с осени по весну сильно размывается и прогулки по ней довольно затруднены. Подробнее о .

Качи - Кальон


Качи - Кальон сегодня более известен не как пещерный город, а как пещерный монастырь. И причин этому несколько: во первых пещерный монастырь Качи-Кальон был покинут намного позже, чем большинство монастырей в пещерных городах, а во вторых, именно пещерный монастырь Качи-Кальон, один из самых сохранившихся в первозданном виде. Качи-Кальон, как и,практически, все пещерные города Крыма был основан во времена Византии, а вот жизнь в нем остановилось немного позже. Подробнее о .

Пещерный город Бакла


Пещерный город Бакла находится недалеко от Симферополя, в поселке Почтовое. Город Бакла, в отличии от других пещерных городов, строился и обживался ярусами. Город, на сегодняшний день, сохранился плохо, но все же два яруса довольно четко просматриваются и до сих пор можно посмотреть сохранившиеся пещеры и найти остатки древних строений и оборонительных сооружения. Подробнее о .

Сюйреньская крепость


Крепость Каламита


Крепость Каламита расположена в пригороде Севастополя, в городе Инкерман. Крепость была построена за несколько десятилетий до нашествия Золотой орды и простояла относительно недолго. А вот пещеры этой крепости, на сегодняшний день являются основным ее богатством.
Под стенами крепости располагается пещерный монастырь, основанный в 92 году нашей эры, 4-м папой Римским, учеником апостола Петра, святым Климентом. Монастырь сегодня действующий и принимает паломников и гостей полуострова. Подробнее о и о .


Сегодня, пещерные города Крыма , снова становятся одними из самых посещаемых достопримечательностей Крыма и этому способствует развитие в Крыму, пешего и велотуризма. Все больше и больше людей интересуются историей Крыма и стремятся не только искупаться в теплом Черном море, но и узнать о жизни наших предков, прогуляться по горным тропам и посетить как можно больше разнообразных мест.

Пещерные города Крыма на карте

Пещерные города Крыма, такие Чуфут-кале или Эски-Кермен, на мой взгляд, одна из самых главных и уникальных достопримечательностей полуострова и самая загадочная страница средневековой истории. До сих пор некоторые туристы уверены, что города на плато получили такое название, так как его жители селились в пещерах. Однако это не так. Пещеры использовались в хозяйственных и оборонительных целях. Некоторые из них были обустроены как храмы.

Чуфут-кале

Пещерный город Чуфут-кале – самый знаменитый среди своих собратьев в Крыму. Он находится в Бахчисарае в старом районе. Добраться до него легко даже индивидуальным путешественникам. К тому же он сохранился лучше всех остальных, так как последние жители покинули плато в конце XIX века.

Город в этом месте появился в V веке. По некоторым данным, он назывался Фулла, однако ученым до сих пор не удалось точно определить, он это или нет. История Чуфут-кале не обошлась и без завоеваний: в 1299 году хан Ногай захватил и ограбил город. С этого момента княжество попало в зависимость от Золотой орды.

В XIV веке в Чуфут-кале появились караимы. Со временем они стали составлять большую часть жителей города. Караимы выбирали плато своим местом жительства, так как им в то время было запрещено селиться во многих крымских городах.

Любой пещерный город (и Чуфут-кале не исключение) со стороны выглядит внушительно и кажется таким далеким и высоким, что пугает неподготовленных туристов. Они полагают, что забраться на такую верхотуру самостоятельно просто невозможно. Впрочем, это не так. К тому же экскурсоводы обязательно подбодрят и не будут быстро бежать по тропе.

Как добраться: от автовокзала на маршрутке № 2 до Старого города. С конечной остановки сразу после нижней кассы начинается подъем мимо Свято-Успенского пещерного монастыря. Путь несложный, займет около 40-45 минут.

Цена билета – 200 рублей, с экскурсией – 300 рублей.


Мангуп-кале

– мой фаворит среди всех пещерных городов Крыма. Возможно, это связано с тем, что именно он стал моим первым и однодневным приключением на полуострове.

Мангуп находится рядом с поселком Ходжа-сала недалеко от сел Залесное, Терновка и Красный Мак. Это самый большой по площади пещерный город. Любопытно, что первое поселение здесь появилось еще до нашей эры. Потом сюда пришли тавры, а за ними готы и аланы. Первые крепостные укрепления были построены в V веке, а сам город был известен под именем Дорос и являлся столицей Крымской Готии. В VIII веке крепость взяли хазары, освободить ее удалось лишь в X веке.

Самая загадочная страница истории Мангуп-кале связана с княжеством Феодоро. С этого периода на плато осталось множество укреплений, пещер, склепов, а также руины цитадели. Цитадель, кстати, была не только оборонительным сооружением, но и княжеским дворцом.

История города не закончилась на жителях княжества Феодоро. В 1475 году турки осадили крепость и после длительной осады взяли город. Они заново отстроили его и дали нынешнее название – Мангуп-кале. Город существовал до 1774 года.

Как добраться: легче всего на автомобиле до поселка Ходжа-сала, от которого идет путь на плато. На с автовокзала Севастополя сначала до Красного Мака, потом пешком по шоссе через Залесное (идти примерно 1 час) до Ходжа-Сала. Подъем на Мангуп-кале сложнее, чем на Чуфут-кале, но по пути есть лавочки, время восхождения – около часа.

Цена билета – 100 рублей.

Эски-Кермен

Эски-Кермен считается самым населенным пещерным городом Крыма. Число его жителей в период расцвета превышало 2 тысячи человек. Также существует теория, что знаменитый Дорос – это не Мангуп, а Эски-Кермен, так как в исторических документах упоминается осадный колодец с 80 ступенями, что соответствует колодцу в этом месте.

Город был основан в VI веке, но до X века был лишь незначительным укреплением византийцев, поэтому о жизни того периода мало что известно. Расцвет Эски-Кермена приходится на XII-XIII века. Город процветал, все плато было застроено, улицы были настолько широкими, что по ним могла проехать повозка. В городе жил епископ округи, в одной из церквей была сооружена кафедра для его выступлений, ее остатки можно увидеть и сейчас.

Но 1299 год стал самым печальным в истории Эски-Кермена. Он был разрушен войсками хана Ногая. Горожане так и не смогли оправиться от этого удара, город потерял свое значение, а через 100 лет погиб окончательно во время очередного набега татаро-монголов.

Сейчас это самый интересный для туристов пещерный город на полуострове. В нем сохранилось около 400 пещер, несколько пещерных храмов, руины базилики и осадный колодец с лестницей из 80 ступеней.

Как добраться: на автомобиле можно подъехать к подножию пещерного города от села Холмовка. Общественным транспортом будет немного сложнее, но есть несколько вариантов. В Севастополе сесть на остановке «5-й километр» до Терновки, выйти на повороте перед селом, пройти через хозяйственные постройки, подняться до монастыря Чертер-Мармара, а потом спуститься через лес к Эски-Кермену. Путь попроще лежит через Холмовку, до нее добраться можно с автовокзала Севастополя на автобусе по направлению в Соколиное. Подняться на плато быстрее всего с северных ворот, это займет не более 15 минут.

Цена билета – 100 рублей.

Качи-Кальон

переводится как «крестовый корабль». На одном из склонов скалы можно увидеть высеченный крест, сама же скала действительно напоминает огромный корабль. Этот пещерный город отличается от других тем, что люди жили не на плато, а в пяти больших гротах, некоторые пещерные комплексы были многоэтажными.

Историки до сих пор спорят, чем являлся Качи-Кальон – пещерным городом или пещерным монастырем. Однако вторую гипотезу подтверждают хозяйственные постройки, в частности, на территории найдено множество тарапанов – виноградодавилен. Считается, что Качи-Кальон был центром виноделия.

Сейчас туристов особенно поражает величие четвертого грота Качи-Кальона, где находится источник святой великомученицы Анастасии. Он напоминает созданный природой храм с огромным величественным куполом. Источник был назван, по одной версии, в честь великомученицы Анастасии, выкупавшей узников, по другой, в честь местной святой – ее тезки.

Помимо гротов и пещер стоит посетить и само плато, с которого открываются головокружительные виды. По словам некоторых путешественников, это место можно смело назвать «крымской Норвегией».

Как добраться: из Севастополя сначала до Бахчисарая, а оттуда до Баштановки, водителя попросить остановить у Качи-Кальона. Подъем начинается сразу от дороги, тропинку перепутать сложно, она сделана из автомобильных покрышек. Чтобы попасть в гроты, надо свернуть направо у большого камня. Этот подъем осилят даже маленькие дети. Если идти на плато, то нужно пройти наверх до стены из покрышек и не пропустить небольшой указатель «на плато», ведущий в лес.

Тепе-Кермен

никогда не был, по уверениям историков, настоящим пещерным городом. Его название переводится как «крепость на вершине» и доказывает его роль в средние века. Эту версию подтверждает и отсутствие колодцев на его территории.

История Тепе-Кермена началась в VI веке, он процветал в XII-XIII веках, а сгубила это место армия хана Ногая в 1299 году. Впрочем, ученые до сих пор ломают голову над судьбой этого то ли города, то ли крепости.

Несмотря на всю загадочность, здесь осталось множество пещер хозяйственного и оборонительного назначения, а также храм VII века с высеченными на стенах греческими надписями.

Как добраться: из Севастополя сначала до Бахчисарая, оттуда на автобусе до Машино (направление Синапное). Нужно выйти в конце поселка и пройти немного вперед, а потом свернуть налево и подняться по тропинке. До подножья Тепе-Кермен ведет грунтовая дорога. Подниматься на плато легче всего не по маленькой сыпучей тропинке, а по грунтовой окружной дороге через лес. Путь займет около часа, сложными будут последние 10-15 минут.

Бакла

До Баклы очень редко добираются туристы, впрочем, и местные жители тоже. Это связано с тем, что он находится далеко на севере. Город изучался археологами в середине XX века, сейчас же разграблен «черными копателями» и до сих пор хранит свои секреты. Один из них, почему он так называется. По одной из версий, название переводится как «фасоль».

Пещерный город Бакла вырос на одноименной горе во второй половине III века. Сначала это было оборонительное поселение. С южной пологой стороны в течение нескольких следующих столетий возводились укрепления. С севера город защищал 20-метровый обрыв, где были вырублены оборонительные пещеры, часть из которых сохранилась до сих пор. В VI веке на месте винодельческого комплекса возвели замок, он был защищен стенами и рвом от остальной слободы, где селились простые жители.

Бакла прекратила свое существование после набега золотоордынского хана Ногая в 1299 году. Сейчас редкие туристы посещают развалины средневекового города. Часть пещер на северном склоне горы обрушилась, но остались тарапаны, пещерный монастырь и храм, множество зерновых ям.

Как добраться: из Севастополя до поворота на Скалистое (направление Симферополь). Потом через Скалистое и красивый затопленный карьер дойти к лесу, подняться по дороге через лес, повернуть направо, пройти через Церковный мыс и спуститься к пещерному городу.

Кыз-Кермен

Кыз-Кермен – «девичью крепость» – туристы и вовсе обходят стороной. Он давно зарос деревьями и кустарниками, тщательно охраняющими все его тайны. Считается, что в этом месте жило около 100 человек, в основном же это было укрепление, где прятались жители долины в случае нападения врага.

На плато сохранилось несколько пещер, тарапанов и остатки оборонительной стены. Расцвет города пришелся на VIII-IX века. Некоторые ученые считают, что именно Кыз-Кермен и был ранним средневековым городом Фуллы.

На правом склоне Кыз-Кермена есть грот Черепаха с источником. С плато к нему шла вырубленная в скале лестница, сейчас по ней наверх можно подняться наверх. Рядом с источником в средние века была сделана цистерна.

Как добраться: из Севастополя до Бахчисарая, оттуда до Машино (направление Синапное). Выйти в начале поселка и начать подниматься вверх по тропинке, которая потом выведет на грунтовую дорогу, а потом к лесной тропе. Последние 10 минут перед гротом будут сложными, после грота нужно повернуть направо и по каменной лестнице подняться на само плато. Подъем несложный, время на прогулке составит около 45 минут.

Пещерные монастыри

Кроме пещерных городов в Крыму сохранилось большое количество пещерных монастырей. Наиболее популярным является по пути на Чуфут-кале. Не менее интересны и другие: мужской монастырь святого Феодора Стратилата (Челтер-Коба), Инкерманский Свято-Климентовский мужской монастырь, скит святой великомученицы Анастасии Узорешительницы с бисерным храмом, Челтер-Мармара, Шулдан, монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы, Свято-Георгиевский монастырь на .

P.S. Надеюсь, что вам была интересна и полезна эта статья. Если вы не нашли ответов на интересующие вас вопросы, то всегда можете спросить меня в комментариях. Я обязательно отвечу.

Post Views: 3 683

Чуфут-Кале
Тепе-Кермен
Бакла
Кыз-Кермен
Качи-Кальон
Челтер-Мармара
Шулдан
Кыз-Куле

«Пещерными городами Крыма» называют руины средневековых городов, крепостей и монастырей, расположенных на горных плато и скалистых мысах в юго-западной части Крыма. Большинство из них находится в Бахчисарайском районе и неподалеку от Севастополя.

Первые «пещерные города Крыма» были основаны предположительно в V-VII вв. племенами, населявшими крымские степи и предгорья, — скифами, сарматами и аланами, спасавшимися от нашествия кочевников в труднодоступных горных районах.
Помимо естественных укреплений — неприступных обрывистых скал, горные поселения были надежно защищены оборонительными стенами, боевыми и сторожевыми башнями, крепостными рвами. Благодаря удачному расположению вблизи оживленных торговых путей они нередко превращались в крупные центры ремесла и торговли. Причины гибели «пещерных городов Крыма» разные: некоторые из них разрушили войны и опустошительные набеги кочевников, другие были оставлены жителями после изменения политической ситуации на полуострове, когда у их населения уже не было необходимости скрываться на высокогорных плато за мощными крепостными стенами. Многие города просуществовали несколько столетий, а жители последнего из них — Чуфут-Кале — покинули город в середине XIX в. Самые известные и наиболее посещаемые из этих мест — Чуфут-Кале, Эски-Кермен и Мангуп.

ЧУФУТ-КАЛЕ

Сегодня о былом величии «пещерных городов» напоминают только безмолвные руины, скупые летописные сведения и местные предания.

Чуфут-Кале — наиболее сохранившийся «пещерный город», находит в трех километрах от Бахчисарая. Время основания города неизвестно: одни исследователи относят его к VI веку, другие — к Х-ХI вв. В 1299 г. войска Золотой Орды хитростью захватили крепость, разместили в ней свой гарнизон и назвали город Кырк-Ор, что означает по-татарски «сорок укреплений». В начале ХV в. в Кырк-Оре поселились ремесленники-караимы — потомки тюркских племён, исповедовавшие разновидность иудаизма. Они построили новую часть города, и вскоре Кырк-Ор превратился в крупный центр ремесла и торговли Юго-Западного Крыма.

Молитвенные дома караимов — кенасы.

В ХV в. город стал укрепленной резиденцией первого крымского хана Хаджи-Гирея, боровшегося за независимость Крымского ханства от Золотой Орды. Однако после падения Золотой Орды крепость Кырк-Ор утратила своё оборонительное значение. В плодородной долине у её подножия была столица — Бахчисарай («город в садах»), куда переселились хан и его подданные, оставив жить на вершине горы лишь караимов. Поскольку их считали иудеями, город получил своё последнее название — Чуфут-Кале («Иудейская крепость»).

Местные караимы были ремесленниками и торговцами, иногда занимались земледелием и скотоводством. Самые богатые из них держали лавки в Бахчисарае, однако там им разрешалось находиться только до захода солнца, а на ночь нужно было возвращаться в Чуфут-Кале. После включения Крыма в состав России в 1783 г. Екатерина II разрешила караимам селиться в Бахчисарае, Евпатории, Симферополе и других крупных городах империи. Для Чуфут-Кале это было началом конца: один за другим жители покидали каменистое плато с суровыми условиями жизни, и к середине XIX в. город окончательно опустел. Большинство городских построек было разобрано самими жителями, нуждавшимися в материале для строительства новых домов в Бахчисарае.

Сегодня городские кварталы представляют собой бесформенные груды камней, некогда бывших двухэтажными, стоявшими впритык домами. Своеобразный памятник средневекового зодчества — остатки крепостных стен города, высота которых достигает 10, а толщина 5 метров. У Южных ворот города стена образует «мышеловку» — тесный проход, в который попадал враг, прорвавшись через обитые кованым железом ворота. Во времена осады над проходом устраивался настил, с которого на врага лили из котлов кипящую воду и смолу. Рядом находятся четырехъярусные боевые пещеры. Молитвенные дома караимов — кенасы, хорошо сохранившиеся до наших дней, были построены в XIV и XVIII вв.

Одно из самых старых кладбищ на территории Крыма

Устройство обеих кенас одинаково. В первом помещении, сидя на скамейках, молились старики, а в большом зале — мужчины. Женщины молились отдельно на балкончике за деревянной решёткой.

Ещё одна достопримечательность Чуфут-Кале — караимское кладбище в Иосафатсвой долине, одно из самых старых на территории Крыма. Ученые полагают, что самые древние захоронения на нем относятся к середине XIII в. Ещё в XIX в. среди бело-каменных надгробий на кладбище росли вековые дубы, рубить которые считалось большим грехом. Поэтому среди татар кладбище называлось «Балта-Тиймез» (букв. «топор не прикасается»), а ханские чиновники вымогали у караимов очередные подати, угрожая в случае отказа вырубить священные дубы.

ЭСКИ-КЕРМЕН

Подобно Чуфут-Кале, Эски-Кермен (в переводе с татарского — «старая крепость») располагался на вершине столовой горы с отвесными обрывами. Город был основан в начале УI в. и просуществовал до конца XIII в. «Старая крепость» располагала мощной по тем временам системой фортификационных укреплений, а отвесные скалы, на которых находился город, были практически неприступны. Эски-Кермен развивался и процветал до конца VIII В., когда стал одним из очагов восстания против хазар, притеснявших местное население. Подавив восставших, хазары полностью разрушили систему обороны города.

Однако после этого жизнь в городе не умерла, и он просуществовал еще пять столетий как открытое незащищенное поселение. Эски-Кермен был окончательно разгромлен и сожжен в 1299 г. ордами ногайцев. Постепенно его руины засыпались землей и зарастали кустарником; неизменными остались только многочисленные пещеры.

Со времени разрушения города минуло уже семь столетий, но в некоторых пещерах и сейчас можно видеть остатки культовых сооружений. Например, храм Трёх всадников, получивший своё название благодаря фреске, сохранившейся на стене над вырубленной в скале могилой. Она изображает трёх всадников, средний из которых — Георгий Победоносец — поражает копьем змея. Рядом с одним из всадников на коне видна фигура мальчика. Под изображением — следы греческой надписи: «Высечена церковь и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов».

В пещере к востоку от городских ворот находится подобие надгробия с высеченным в круге крестом. Археологи предполагают, что здесь было погребение одного из выдающихся жителей города, так как по средневековой традиции наиболее почётных граждан хоронили у ворот.
В Эски-Кермене сохранились многочисленные казематы, оснащенные специальными отверстиями в полу, через которые на штурмующего можно было сбрасывать камни. Неподалеку от казематов находятся зерновые ямы. Из-за частых осад города в них хранился постоянный запас зерна, пополнявшийся жителями окрестных сел, которые укрывались от непрошеных гостей за крепостными стенами.

МАНГУП

«Скала, на которой цитадель сия возвышается, имеет в окружности 20 тысяч шагов. Раскинулась скала та, как равнина плоская, травой и тюльпанами поросшая, а вокруг нее пропасти зияют на тысячу аршинов глубиной — настоящие бездны ада!» — писал о Мангупе турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби. Подобное впечатление величия производит на путешественников Мангуп и сегодня, хотя прошло уже более двухсот лет с тех пор, как его покинули последние обитатели. у исследователей нет единого мнения о времени возникновения Мангупа.

Раскопки показали, что уже в первые века нашей эры на горе Мангуп существовало небольшое поселение, а первая крепость была построена в V-VI вв. Дошедшие до нашего времени остатки оборонительных укреплений относятся к более позднему периоду — XIV-XV вв., а надписи на камнях и летописные источники говорят о том, что в XIII-XV вв. город назывался Феодоро и был столицей одноименного княжества. Им правили князья из знатного византийского рода Гаврасов, ранее господствовавшие в Трапезунде. В русских хрониках княжество именовалось Мангупским, а в западноевропейских документах часто называлось «Готией».

Княжество Феодоро было одним из самых больших в Крыму. В период расцвета его границы на северо-востоке доходили до реки Качи, на западе — до территорий Херсонеса, а на юге княжеству до появления генуэзцев, вероятнее всего, принадлежало все побережье от Алушты до Балаклавы. Жители Феодоро — огреченные потомки тавров, скифов, сарматов и аланов — занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и ремесленничеством, воевали, возводили крепости и основывали порты. В княжестве Феодоро и его столице процветали ремесла и торговля.

Найденные при раскопках орудия труда свидетельствуют о развитии кузнечного ремесла, а керамика, среди которой встречается и херсонесская — об интенсивной торговле, которую вело княжество. Здесь интересы феодоритов часто сталкивались с интересами генуэзцев, обосновавшихся на побережье Крыма и занимавшихся торговлей, что нередко приводило к войнам. Княжество Феодоро считалось серьезной политической силой не только в Крыму: правители соседних государств стремились вступить в союз с ним и заключали династические браки. Сестра последнего мангупского князя Александра была женой господаря Валахии Стефана III, а московский великий князь Иван III намеревался женить сына на другой сестре князя. Браку помешало вторжение турок в Крым.

«Пещерные города» — название условное. В былые времена их застройка состояла в основном из наземных сооружений — жилых, культовых и оборонительных.

Летом 1475 г. многотысячная армия турок высадилась у стен Кафы (Феодосии) и вскоре заняла все побережье. После того как на сторону турок перешли татары, княжество Феодоро осталось один на один с грозным врагом. Турецкая армия подошла к Мангупу, где встретила отчаянное сопротивление его защитников. Осада обреченного города длилась почти шесть месяцев, пять раз турки штурмовали крепость, но так и не смогли ее взять.

Только в декабре изнуренные голодом феодориты сложили оружие и сдались на милость турецкого паши, обещавшего пощадить защитников Мангупа. Паша не сдержал слово: большинство жителей города, в том числе князь Александр, были зверски убиты, а сам город сожжен и разрушен. Еще триста лет в опустевшем городе размещался турецкий гарнизон, а после присоединения Крыма к России последние обитатели покинули Мангуп.

Кроме оборонительных стен и пещерных казематов, до наших дней дошли руины цитадели V-VI вв., раннесредневековое кладбище, остатки храма св.Константина и Елены, развалины уличных кварталов и большого каменного дома, где, как предполагают исследователи, размещался дворец правителей Мангупа. В южной части дома располагался парадный зал с террасой, стены которого украшали фрески, а наличники дверей были отделаны мрамором. Неподалеку от дома находится самая высокая точка Мангупа, с которой открывается величественная панорама на почти всю территорию бывшего княжества Феодоро — от Чатыр-Дага и Бабугана на востоке до балаклавских высот на юге. На западе сверкает гладь Черного моря, за близлежащей горой просматривается Эски-Кермен, на севере видны скалы Тепе-Кермена и Кнчи-Кальона, а за холмами предгорья простираются крымские степи — колыбель крымской цивилизации, начало и конец «пещерных городов».

Мавзолей Джаныке-ханым (ХУ в.) — одна из немногих хорошо сохранившихся на Чуфут-Кале построек. Внутри мавзолея на невысоком постаменте стоит каменный саркофаг, на котором высечена арабская надпись: «Это гробница знаменитой государыни Джаныке-ханым, дочери хана Тохтамыша, скончавшейся в 1437 году».

Красоты современной архитектуры всегда привлекали путешественников, покоряющих города и страны. Причудливые формы, космические линии, раздолье высоких технологий… А между тем параллельно существует мир других строений – без изысков, но хранящих множество тайн и загадок. Это древние пещерные города Крыма, высеченные в неприступных скалах, символизирующие непокорность великого народа.

Скальные города Крыма появились еще до нашей эры, но особое историческое значение приобрели после Рождества Христова. Приблизительно до 13-14 ст. н.э. богатые долины полуострова периодически подвергались набегам диких кочующих племен, поэтому жить тут было небезопасно.

Первые пещерные города в Крыму

В те времена в скалистой части полуострова стали появляться городища, в которых население пряталось во времена вражеских атак. Всех их объединяет особенное расположение в неприступных местах и то, что они имели искусственные пещеры-«квартиры», вырубленные в скалах. Такие поселения еще в 19 ст. н.э. стали известны как пещерные города Крыма. Дольше всех держались в осадных условиях те города, которые сооружались на отвесных скалах. Попасть в город можно было только с одной, пологой стороны, которую укрепляли фортификационными сооружениями.

Скальные города Крыма выглядят как огромные термитники — когда-то здесь спасались от вражеских нашествий местные жители

Крымские городища тянутся аккуратной цепочкой вдоль Внутренней гряды – от середины реки Альмы и до устья реки Черной. Не все они классически считаются городами. Только некоторые из них, самые крупные, разрастались до уровня административно-промышленных центров. Остальные служили сугубо как убежище, реже – в качестве пещерных монастырей Крыма.

Пещерный город Инкерман — историческая жемчужина Крыма

Инкерман – один из пещерных городов Крыма раннего средневековья неподалеку от Севастополя. История Инкермана начинается с 6 века н.э. В то время Херсонес подвергался нападкам врагов, и для его защиты греки построили на Монастырской горе крепость, названную Каламита. Через пару столетий . Время разрушило его, остались только пещерные храмы.

Скалы Инкермана испещрены множественными пещерами, которые народы Крыма использовали как укрытие при нападении татаро-монгольских орд

Остатки смотровых башен и стен Каламиты сохранились по сей день

В 12-15 ст. н.э. Каламитой владели князья Феодоро – они расширили и укрепили крепость. Она всегда была лакомым кусочком благодаря удачному расположению в устье Черной реки – тут сформировался основной торговый порт христианского княжества Феодоро. В 1434 году генуэзцы атаковали город и предали порт огню. А через 21 год Каламиту захватили турецкие войска и дали ей название Инкерман, что значит «пещерная крепость». Турки, хозяйничающие в Крыму, пещерный город Инкерман завоевали, но вскоре забросили его, и город постепенно превратился в руины.

Над храмом в Инкермане высятся руины древней крепости Каламита

Стена монастыря пещерного города Инкерман выглядит как фасад рукотворного здания

Монастырь Инкерман высечен в глубине отвесной скалы

Внеземная красота пещерного города Крыма Эски-Кермен

Один из самых любимых у путешественников, кто покоряет Крымский полуостров, – пещерный город Эски-Кермен. Его построили в качестве византийского укрепления в конце 6 ст. н.э. Выгодное прискальное расположение позволяло людям укрываться тут от орд степняков, которые грабили, убивали и сжигали неукрепленные поселения.

Плоские вершины скал позволяли жителям Эски-Кермен формировать своеобразные террасы на «крыше» своих жилищ

Оборонная способность Эски-Кермен была идеальной — горы в этой местности возвышаются над равниной подобно высоким стенам с отвесными склонами

Находится пещерный город Эски-Кермен в Крыму, в 5 км от Бахчисарая. Его название с крымско-татарского означает «старая крепость». Развиваться Эски-Кермен стал с 10 века н. э. и превратился в цветущее поселение. Тут даже жил епископ, правящий округой. В 1299 году город разорили монголы, а еще через 100 лет напали повторно и окончательно разрушили его.

Округлая форма гор на территории пещерного города Эски-Кермен ассоциируется с неземным рельефом

Проемы неправильной формы создают ощущение отверстий, возникших естественным образом в толще скал

Эски-Кермен интересен множеством пещер, вырубленных в местных скалах (около 350 в городе, около 50 за чертой поселения). Их использовали в основном как хозяйственные постройки, некоторые из них – чтобы оборонять этот пещерный город Крыма (хорошо видно на фото). Также в скалах в 12-13 столетиях были вырублены несколько пещерных храмов.

Загадочный пещерный город Крыма — Бакла

Самый северный и самый малопосещаемый пещерный город Крыма — Бакла. Это слово с татарского языка переводится как «фасоль». Но имеется еще одна версия, откуда пошло название поселения: «баклак» — это дорожная емкость для воды с узеньким горлышком. Точная дата основания города так и не определена. Известно, что первые захоронения в этом месте датированы 5 ст. н.э. Есть сведения, что Византия тайно использовала пещерный город Баклу, дабы приобщить народы Крыма к христианству.

Оборонная способность крымского пещерного города Бакла была практически нулевой из-за невысоких гор — скорее, это было просто удобное место для основания поселения

Пещерный город Бакла как бы нависает над плодородной крымской долиной

Город построен в живописной, но незащищенной местности. В его черте был замок с недоскональными оборонительными сооружениями, к нему примыкали и вовсе неукрепленные поселения. Во время агрессорских набегов местные жители вынуждены были прятаться в Чуфут-кале. Плохая оборонительная способность привела к кончине пещерного города Баклы – он одним из первых в Крыму рухнул в конце 13 ст. н.э. под напором татаро-монгол. Основные достопримечательности разрушенного города: христианский храм, винодавильни, высеченные в скалах, и подземный тоннель.

В процессе подвижек крымских горных пластов обнажились мягкие породы песчаника — они-то и стали пристанищем для многих поколений крымчан

Податливый ракушечник позволил крымским народам выдалбливать в скалах глубокие пещеры для жилья без особого напряжения

Сквозь окна-проемы пещерного города Бакла открывается живописный вид на крымские равнины

Мангуп Кале — древнейший пещерный город в Крыму

Одним из самых древних пещерных городов Крыма и самым большим среди них считается Мангуп Кале. В 11-14 ст. н.э. он, будучи столицей княжества Феодоро, назывался так же. Находился в неприступном месте: южный , недосягаемым для завоевателей, северный же перегородили фортификациями. Поэтому Мангул Кале и просуществовал длительное время, достигнув расцвета в 12-13 ст. н.э. Ни воины Ногая, промышляющие разбоем, ни монгольские орды не смогли захватить пещерный город, олицетворяющий непокорность Крыма.

Фортификационные постройки пещерного города Мангуп Кале сохранились до сих пор

Крымские скалы пронизывают многочисленные пещеры-«квартиры» — многоуровневые жилые пространства

Только к концу 13 ст. н.э. генуэзцы и татары завоевали некоторые части княжества. Несмотря на потери, Феодоро длительное время оставался влиятельным государством. Но в 1475 году умер его правитель, князь Исаак, и турки, воспользовавшись смятением жителей, взяли город в осаду, а спустя полгода разграбили его и сожгли. Сейчас в этом месте высятся остатки цитадели и фортификаций, пещеры-казематы и несколько храмов.

Для основания пещерных городов местное население выбирало самые неприступные скалы Крыма

Тайны крымского пещерного города Чуфут-Кале

С крымско-татарского мелодичное название средневекового Чуфут-Кале переводится дословно как «еврейская крепость». «Скала иудеев» и «скала караимов» — другие версии названия пещерного города, находящегося в районе Бахчисарая. Именно в этой части Крыма жили поселенцы, религией которых и был ортодоксальный иудаизм.

Мягкая горная порода крымских скал позволяла местным жителям проделывать в их толще многочисленные пещеры и ходы

Мавзолей монголо-татар на территории пещерного города Чуфут-Кале

Жители Чуфут-Кале выдолбили в скалах не только жилые пещеры, но и лестницы для перемещения между уровнями города

Предполагается, что город построен за 400 лет до н.э. Много столетий жил он спокойно. Но в 13 ст. н.э. город штурмовали войска эмира Ногая, а в 13-14 ст. н.э. тут образовалось Крымское ханство, правители которого разрешали караимам селиться только в пещерном городе Чуфут-Кале. Когда Крым стал частью Российской империи, ограничения сняли, и до конца 19 века последние караимы покинули город и расселились по территории всего Крыма.

Жилые пространства пещерного города Чуфут-Кале

Западная часть считается самой древней в Чуфут-Кале. Кроме огромного количества хозяйственных построек-пещер, тут сохранились стены мечети и небольшой мавзолей дочери хана Тохтамыша, два храма (одни из самых интересных пещерных храмов Крыма) и усадьба. Последние караимы выселились из города в конце прошлого века, после чего начался быстрый упадок и разрушение некогда красивого Чуфут-Кале, одного из самых знаменитых пещерных городов Бахчисарайского района.

Романтический пещерный город Крыма — Кыз-Кермен

Неподалеку Чуфут-Кале находится Кыз-Кермен. С первого камня этот пещерный город Крыма укреплялся тесаными блоками и валунами. Несмотря на грозный вид, название поселения имеет романтичное название, которое в переводе звучит как «девичья крепость». На заре нашей эры в Кыз-Кермене проживали скифы, которые не очень заботились об укреплении жилищ – те состояли из не особо подтесанного камня, скрепленного глиной. На случай нападения врагов в Кыз-Кермене существовал огражденный пустырь, на котором могло расположиться множество народа.

Неприступный город Кыз-Кермен в горах Крыма

Отвесные склоны защищали жителей Кыз-Кермена от порабощения ордами монголо-татар

В старом городище найдены три пещеры – остатки усадьбы и один храм. В скале вырублено множество маленьких ниш – в этом пещерном городе Крыма они служили кельями для отшельников. На правом склоне , где находился Кыз-Кермен, существует древнее водохранилище – один из первых бассейнов с питьевой водой, сделанных руками человека в Крыму.

Жилые помещения внутри скал пещерного города Кыз-Кермен

Пещеры скального города Кыз-Кермен в Крыму

До сих пор остается загадкой, кто первым начал строить Крыма – скифы, тавры или киммерийцы. Некоторые городища, возникшие в 6 ст. н.э., – предположительно дело рук византийцев, прибывших из-за моря (догадки возникли после обнаружения в манере кладки византийских строительных приемов). Но чтобы создать стратегически продуманное укрепление, нужно хорошо знать горы Крыма – а это под силу только местным жителям.

Вконтакте

ПОИСК




Пещерные города Крыма

Так называемые «пещерные» города и монастыри – самые впечатляющие исторические памятники Бахчисарайского района. Свое название они получили потому, что до нашего времени сохранились в основном помещения, вырубленные в скалах, а наземные постройки (дома, церкви, оборонительные и хозяйственные сооружения) разрушились.

Эти города-крепости (своеобразный аналог средневековых европейских замков) возводились местными жителями в период V–VI вв., когда существовала угроза нашествий кочевников. Они служили для защиты и укрытия населения от этих набегов. В сооружении «пещерных» городов участвовала и Византийская империя, в сферу интересов которой входила Таврика.

А укрепленные монастыри в горах основывали иконопочитатели, бежавшие от преследований из Византии, когда там, в период VIII–IX вв., шла борьба между иконоборцами и иконопочитателями.

«Пещерный город» Чуфут-Кале

Возникновение укрепленного городища относят к VI в., а его основателями считают сарматское племя алан. С VIII в. городом владели хазары, а после их ухода город-крепость становится центром христианского Кырк-орского княжества. (Кырк-Ор – Сорок укреплений, тюрк.). В 1299 г. войска золотоордынского темника Ногая во время очередного набега на Крым раззорили Кырк-Ор. А в 40-х годах XIV в., в период правления золотоордыского хана Джа-нибека. он был окончательно захвачен татарами и стал центром золотоордынского бейлика. Позднее, с образованием Крымского ханства, город был временной столицей ханства. Здесь, кроме христиан и татар, стали селиться и караимы.

«Пещерный город» Эски-Кермен

Эски-Кермен находится недалеко от Мангупа в б км к от села Залесное (если идти пешком). Автомобилистам надо ехать через село Красный Мак.

Городище Эски-Кермен расположено на хорошо укрепленном природой месте. Эски-Кермен переводится как Старая крепость. Плато окружено отвесными скалами. Кое-где сохранились остатки крепостных стен.

«Пещерный город» Мангуп-Кале

Мангуп находится в 20 км от Бахчисарая. Дорога туда ведет через село Красный Мак, потом через Залесное; далее проселочная дорога ответвляется влево, в долину, над которой высятся безошибочно узнаваемые издали мощные мысы Мангупа.

Мангуп находится на вершине плато, возвышающегося над уровнем моря на 584 м. Человек присмотрел это плато задолго до появления на нем крепости. На плато найдены следы стоянки человека времен неолита (первая половина I тыс. до н. э.) В III-IV вв. на плато поселяются Скифо-сарматы. Возведение первых укреплений датируется VI веком, но от этих первичных укреплений осталось очень мало следов. По мимо этого город был защищен самой природой. Отвесные скалы высотой до 70 м с трех сторон надежно защищали город. Первоначально город назывался Дорос.

Качи-Кальон расположен в 0,5 км к северо-западу от с. Баштановка, на правом берегу реки Кача.

Поселение возникло здесь в VI в., а монастырь появился позднее – в VIII–IX вв.

На восточных склонах Каминского ущелья вокруг монастыря располагалось средневековое поселение, и XIII в. он был разрушен татаро-монголами, большая часть пещерных сооружений расположена возле четырех больших гротов. У стен сохранилась небольшая каменная скамья, под самым потолком вырублен крест. Внутри Большого грота имеются пещеры, расположенные в тpex ярусах. На верхней площадке Церковного грота есть источник с водоемом. Этот источник почитают целебным и называют по имени святой Анастасии Узоразрешительницы. Позади источника в скале вырублены крест и три ниши, в которых стояли иконы Богоматери, св. Анастасии и евангелиста Матфея. У входа в Церковный грот находится священная черешни Она имеет обхват ствола у земли 1,6 м, высоту 9 м, возраст 150 лет. О дереве упоминается уже в XIX в.

Сохранились церковь, высеченная в отдельном обломке скалы, многоярусные пещеры – бывшие часовни, кельи, хозяйственные помещения, виноградодавильни-тарапаны (их здесь около 120), вырубленные в скальном массиве. Впечатляет грандиозный куполообразный четвертый грот с пещерами и источником св. Анастасии. Всего здесь было около 150 пещерных помещений, соединенных между собой навесными лестницам-мостиками.

В пещерном монастыре можно увидеть: руины внешнего пояса оборонительных стен (X в.), пещерную церковь святой Анастасии и усыпальницы в отдельных глыбах камня (VIII в.), вырубленный в глыбе известняка храм святой Софии (XIII-XVIII вв.), различные хозяйственные постройки (VIII в.).

Византийская крепость VI-II К и в 2 км от села Кудрино. От Бахчисарая надо пройти 14 км на юго-восток, к горе Бешик-Тау. От источника, вытекающего у подножия этой горы, нужно свернуть влево и идти к востоку. Северные и западные склоны покрыты лесом, а на южном склоне находится множество пещер в нескольких ярусах.

Эта крепость-замок возникла в V-VI вв. и, по всей видимости, принадлежала местному феодалу.

Городище расположено на отдельно стоящей скале высотой 535 м. Название Тепе-Кермен в переводе означает «крепость на вершине». В обрывах скалы высечено около 250 пещер различного назначения. Располагались пещеры группами в два-четыре ряда по вертикали. На самом плато пещер меньше, и они видны только по кромке обрывов. Войти в крепость можно было на северо-западной оконечности плато, где была вырублена узкая дорога. Оборонительные сооружения состояли из двух линий. Общая площадь городища 1,4 га. С плато Тепе-Кермена хорошо видны купола Крымской обсерватории.

Наиболее интересные объекты для осмотра: культовые и хозяйственные сооружения VIII-XIV вв., пещерный храм во имя святых Константина и Елены XI-XII вв., пещерная церковь с баптистерием V-VI вв.

Кыз-Кермен

Убежище и укрепленный город X-XIII вв. Находится в 2,5 км к северу от с. Кудрино, рядом с Тепе-Керменом, памятники разделяет глубокая балка.

Город занимал значительную площадь и имел все предпосылки стать значительным и крупным торгово-ремесленным центром того времени. Но не стал – в IX в. его разрушили хазары. С тех пор поселение здесь так и не восстановилось.

Укрепление занимает оконечность мыса, вытянувшегося с севера на юг на 700 м, с запада на восток – на 240 м. Площадь городища 12 га. В самом узком месте мыс перегораживает стена длиной 125 м. В 350 м к северо-западу находится источник. Перед оборонительной стеной, метрах в ста к северу, хорошо различимы постройки, ограды, террасы IV-V вв. Пещерных сооружений на городище мало, они сохранились только на восточном обрыве, откуда открывается вид на Тепе-Кермен.

Бакла

С тюркского переводится как «фасоль, бобы». Находится в междуречье Альмы и Бодрака, в 2 км от с. Скалистое. Он лежит несколько в стороне от традиционных туристских маршрутов, поэтому редко посещается. Это самый северный «пещерный город» в Крыму.

Городище основано около IV-V вв. Позднее были построены оборонительные сооружения – цитадель, примыкавшая к краю обрыва, и стены, её окружавшие. Вне стен крепости находилось поселение: скальные церкви, зерновые ямы, виноградодавильни-тарапаны, жилые дома и около сотни пещерных помещений.

С юга территория ограничена обрывами высотой 12-20 м, с севера, востока и запада была обнесена оборонительной стеной с башнями. Протяженность городища 175х55 м, площадь крепости 1 га. В районе Баклы насчитывается около 100 пещерных сооружений. Перед восточной линией обороны устроена вылазная калитка. Вокруг городища, на склонах возвышенности и в долине располагалось открытое поселение, просуществовавшее с III по XIV в.

В VІ-Х в. это византийская крепость, приобретающая в XII в. черты небольшого города. В 1299 г., во время набега на Крым золотоордынского темника Ногая, Бакла была разгромлена, и с тех пор здесь тишина и запустение...